Русские народные сказки: описание Ивана Царевича. Иван-царевич: история персонажа. Какой каравай испекла Василиса Премудрая

Иван-царевич - младший из трёх сыновей Царя Тридевятого царства. Но именно на его долю выпали самые серьёзные испытания на пути к простому человеческому счастью. В отличие от старших братьев ему пришлось заслужить право быть со своей возлюбленной, проявив для этого качества смиренного и милосердного, но одновременно мужественного и целеустремлённого человека. Таким представлен главный герой русской народной сказки «Царевна-лягушка», который по воле отца и судьбы берёт в жёны болотную жительницу.

Характеристика героя

По ходу повествования в разнообразных ситуациях мы наблюдаем совершенно разные черты характера и личности Царевича Ивана. Он послушно и безоговорочно исполняет отцовский наказ и выпускает из лука судьбоносную стрелу, которая должна привести его к невесте. А увидев суженую в образе лягушки, несмотря на отчаяние, смиренно привозит её в свой дом в качестве жены. И своим отношением к ней показывает, что им движет не только покорство судьбе, но и добрая душа, пожалевшая несчастное существо.

Он терпеливо сносит насмешки старших братьев, а когда его квакушка начинает одерживать одну за другой победы в конкурентной борьбе с их жёнами, вдохновляется и начинает доверять спутнице своей жизни, чувствует себя более уверенным рядом с ней.

В роковой момент превращения лягушки в красавицу-царевну Иван решительно намерен покончить с несправедливостью в своей жизни. Нетерпеливость, безрассудство, спонтанность и эгоизм движут им в момент, когда, не разобравшись в ситуации, он сжигает заколдованную лягушачью шкурку. Но в дальнейшем, без раздумий пустившись в путь для спасения любимой, герой демонстрирует лучшие свои черты: смелость, отвагу и готовность к самопожертвованию.

(Уже взрослый и помудревший герой Иван-Царевич )

Но даже на этом пути он остаётся добрым и милосердным человеком, когда, несмотря на голод, дарит жизнь беззащитным животным. С почтением относится к старику, которого встретил в лесу, проявляет твёрдое спокойствие в общении с Бабой-Ягой. Все эти качества в итоге обеспечивают ему всеобщую поддержку в достижении цели и полную победу в борьбе за свою любовь.

Таким образом мы видим, как спокойный и послушный молодой человек в критической ситуации преображается в настоящего героя, который, однако, несмотря на все напасти, не очерствел душой и готов проявить сочувствие не только к болотной лягушке, но и к огромному лесному зверю. Он стремится к своей цели несмотря на препятствия и опасности, и нет такой силы, которая заставила бы его свернуть с выбранного пути.

Образ в сказках

Каждая народная сказка несёт в себе глубокую мораль и «Царевна-лягушка» не исключение. На примерах сказочных героев, их характерных черт и поступков воспитывались целые поколения детей. С малых лет они впитывали понимание того, что жертвенность, послушание, доброта и уважение к старшим - черты положительных персонажей, которых все любят и оказывают им помощь в сложных ситуациях. А пройдя с честью тяжёлые испытания, человек непременно получит заслуженную награду.

Иван-царевич в этой и многих других русских народных сказках именно таков. Он олицетворяет собой собирательный образ простого русского человека: терпеливого, безропотного, сострадающего чужому горю, но в моменты, когда нужно вступить в борьбу со злом - непреклонного, сильного духом, способного на истинный героизм и самопожертвование. Он вершит справедливость и одерживает безоговорочную победу над всеми, кто встаёт на пути к его целям. А эти цели непременно основаны на доброте, любви к ближнему и вере в светлое будущее.

Иван-царевич - всем нам известный и любимый с детства персонаж. Будучи главным героем огромного количества волшебных историй, он, бесспорно, влияет на события, переплетённые в их сюжетных линиях. Незамысловатый герой делает фольклорный рассказ интересным благодаря непосредственности своего характера и особенностям речи. В каких сказках есть Иван-царевич? Безусловно, в доброй их половине. Краткое содержание этих историй, их смысловая нагрузка, идея и посыл, а также особенности образа юноши и других героев - обо всем этом и пойдёт речь в представленной вашему вниманию статье.

Главный персонаж русского фольклора

Многих интересует вопрос: кто и когда выдумал Ивана-царевича? Как это ни странно, но персонаж относительно молодой, так как прочно вошёл в былины и сказания только в конце XVIII века. Выдуманный самим народом, он стал его олицетворением, символом. Прототипом является самый обыкновенный деревенский Ваня-Иван, от него фольклорный персонаж взял как позитивные, так и негативные черты характера. Обычно он всегда третий сын у батюшки-царя, в некоторых рассказах персонаж имеет трех сестер, выполняет по три задания, трижды идёт с боем против злых сил. Троекратные повторы в сказке «Иван-царевич и Серый Волк», «Царевна-лягушка» и других - не случайные. У славян три было сакральным числом, символизирующим развитие, движение, первоначало, истоки, гармонию. В фольклорных историях оно указывает на то, что не нужно опускать руки, если что-то с первого раза не получается: Бог, как известно, любит троицу. Вместо этого необходимо идти вперёд, не сдаваться, не падать духом.

Как уже говорилось, Иван-царевич - воплощение самого русского народа. Этот персонаж часто положительный: он борется со злом, помогает слабым, спасает мир от очередного или И обязательно получает награду за все свои добрые деяния: трон, царство, красивую жену, волшебного коня, драгоценные предметы. Иногда он имеет слабости в виде сомнений, непослушания. Но другие герои его возвращают на путь истинный, о чём свидетельствует пословица из сказки «Иван-царевич и Серый Волк»: «Взялся за гуж - не говори, что не дюж». Именно этой фразой зверь ответил герою на его сетования по причине нарушения запрета: мол, если уж что-то начал, не бросай, доведи дело до конца без лишних стенаний. Кстати, Иван-царевич может быть и негативным персонажем: коварным и злым. Тогда он противопоставляется своим братьям или рыбацкому сыну. В конце истории плохой герой всегда посрамлён и заслуженно наказан.

Почему дурак?

Добру и миру учит любая сказка. Иван-царевич, будучи одним из её главных героев, часто становится физическим воплощением благородства и честности. Но часто он выставлен дураком: незадачливым, рассеянным, неумелым. Например, удачно описал эту характеристику Вани в «Коньке Горбунке»: «Было у отца три сына. Старший - умный был детина. Средний был так и сяк. Младший вовсе был дурак». Но волшебным образом именно глупость Ивана и приносит ему истинное счастье, победу, успех. Всё потому что дураками часто на Руси называли честных, открытых и справедливых людей. Они не станут хитрить, обманывать, идти на преступление - такая щедрость души непонятна прагматикам. Но они забывают о расплате и вознаграждении за содеянное. Иван получает за свои старания богатство и счастье, даже если он и дурак.

Есть ещё одна версия этого прозвища. Фольклористы и антропологи утверждают, что традицию давать обидные дополнения к имени придумали наши предки - славяне. Они верили: негативными приставками они ограждают своего ребёнка от зла и несчастий. Прозвище становилось оберегом. Иван действительно удивляет своими глупыми поступками. Согласитесь, отправляясь искать пропавшую невесту или спрятавшегося Змея, он полагается не на ум, а на интуицию. Кроме того, персонаж часто прямолинеен, прост и наивен, что также не говорит о его мудрости. Зато в итоге он почивает на лаврах, в отличие от своих «разумных» братьев.

Характер Ивана-царевича

Он положительный. Иван-царевич - добрый человек. Он бескорыстно помогает другим, не думает о выгоде. Одновременно умеет сохранять собственное достоинство, отвечая на вопросы Бабы-Яги прямо, без иронии, лукавства. Мол, ты сначала накорми да в постель уложи, а уж потом будем беседы вести. Иван не боится её, он быстро берёт инициативу в руки, показывая твёрдость характера. Персонаж также обладает дипломатическими качествами, он всегда знает, в каких случаях попросить, а когда приказать.

Образ Ивана-царевича в сказках трансформируется после совершённого им путешествия. И это неудивительно. В древней Руси, как и в других культурах, поездка и скитания по миру - символ паломничества, священного ритуала. Во время путешествия человек поддаётся опасностям, искушениям, учась быть мудрым и терпеливым. Поэтому, возвращаясь на родную землю, он становится взрослее, умнее, мыслит более интересно и оригинально. После путешествия кардинально меняется и Ваня. Обретя в походе мужественные качества, он сохраняет их. Теперь он правильно использует свою силу и разум, о возможностях которых раньше даже не подозревал.

Иван и его царевны

Давайте для начала составим условный план сказки. Иван-царевич поначалу живёт - не тужит, на печи лежит. Затем события развиваются в зависимости от возникшей проблемы, например: угроза Кощея, похищение невесты, приказ батюшки-царя. Кульминация - схватка с нечистью. И завершается рассказ триумфом добра и самого Ивана. Сюжет почти всегда одинаковый, но вот главный персонаж может быть разным.

В зависимости от своих качеств характера, герой получает и невесту:

  • Иван-мечтатель. Представлен в сказке «Елена Премудрая». Размышляет о вечном, играет на гуслях. Рядом обязательно должна быть Елена Премудрая, которая, будучи рассудительной и умной, прощает милые чудачества супруга, смотрит на них сквозь пальцы.
  • Иван-неудачник. Показан в «Царевне-лягушке». Земля русская широка, но его стрела попадает именно в глубокое болото. Такому персонажу необходима Василиса Прекрасная, которая не только красива, но и находчива. Благодаря своему гибкому уму, она не только сама благополучно выходит из неприятных ситуаций, но и спасает мужа.
  • Иван-добряк («Марья Моревна»). Делится хлебом с бедняками, спасает животных. Хлебосольному и мягкому супругу нужна строгая жена. Такой и является Марья-царевна, сильная и волевая женщина.

Женские образы дополняют главного героя, «насыщая» его теми качествами, отсутствием которых он грешит. Благодаря этому создаётся гармония в сказке: в её сюжете и во взаимоотношениях между персонажами.

«Иван-царевич и Серый Волк»

Кто главные герои этого рассказа, становится понятным уже только из самого названия. Говорящий волк - один из центральных персонажей, что делает эту сказку не только волшебной, но и частично "зоологической" Рассказ повествует об одной семье, где есть царь и его три сына. Наследники постоянно соперничают не только за любовь отца, но и за право получить после его смерти трон и богатство. С этой целью, исполняя поручение родителя, они пытаются словить Жар-птицу, которая повадилась в их сад. Не сумев поймать пернатую красавицу на месте, они отправились на её поиски. Младший, Иван, встречает Серого Волка, который съедает его коня. Одновременно животное начинает служить царевичу, выполняя его поручения: сначала он превращается в Жар-птицу, затем в златогривого коня и Елену Прекрасную. Кстати, последних тоже приказал преподнести неугомонный батюшка. К сожалению, братья-завистники предают Ивана, отбирая у него царевну и Жар-птицу. Но волк без малейшего промедления приходит на помощь - всё становится на свои места.

Сказка «Иван-царевич и Серый Волк» - одна из самых знаменитых в России. По её мотивам сняты мультики и фильмы, поставлены спектакли. Даже нарисованы картины: например, шедевр Васнецова под одноимённым названием. Главный герой - волк - показан тут с позитивной стороны: он преданный, честный и благородный. А вот братья, хоть они и королевских кровей, изображены негативными персонажами: коварными, завистливыми. Не желая прослыть перед отцом неудачниками, они пошли даже на предательство. Сказка учит читателей одной простой истине: зло порождает такой же негатив, добро же всегда возвращается сторицей. Кроме того, не всё в жизни достаётся упорством и трудом: иногда нужно применить хитрость и смекалку.

«Царевна-лягушка»

Главный персонаж, с которым знакомит нас эта сказка, - Иван-царевич. Краткое содержание этой истории знакомо каждому из нас с детства. Поначалу главный персонаж кажется неудачником: его стрела попадает в болото, и он вынужден жениться на лягушке. Но на самом деле ему крупно повезло. Оказалось, что его жена - заколдованная Василиса Прекрасная. Она и красива, и очень умна. Все задания -испытания царя девушка выполняет умело и достойно, обходя своячениц - супруг старших братьев. Понятно, что такая умница не могла не быть замеченной злым Кощеем, который крадёт девушку. Иван отправляется на её поиски: в пути он встречает многих животных, которым помогает, - щуку, селезня, зайца и медведя. Поначалу он хочет их съесть, но затем жалеет и дарует каждому жизнь. За это животные в своё время отбагодарят спасителя - помогут ему преодолеть Кощея и спасти невесту.

Как и «Сказка Иван-царевич и Серый Волк», эта история учит нас любви, в том числе и к животным. Она показывает, что братья наши меньшие способны помочь в ответ на заботу и опеку. Рассказ демонстрирует, что сострадание всегда вознаграждается. Одновременно настоящее зло - в виде Кощея или другой нечисти - будет справедливо наказано. Скромность и чистота Василисы побеждают высокомерие и зависть своячениц. Сказка учит тому, что человек всегда обязан добиваться своей цели. Иван на своём пути преодолевает много трудностей, но упорство и целеустремлённость царевича вознаграждаются. В итоге он спасает Василису: они живут долго и счастливо.

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

Сюжет волшебной истории типичен. «Сказка об Иване-царевиче и Сером Волке» очень похожа на эту историю. В ней также есть царь и три сына, которые вовсю пытаются угодить отцу. Батюшка, будучи в преклонном возрасте, вздумал вернуть себе молодость и обрести бессмертие. Чтобы достичь своей цели, ему понадобились и живая вода. И кого он за ними отправил в тридевятое царство? Конечно, наследников. Поначалу пошёл на поиски старший брат Фёдор, но он умудрился попасть в плен к хитрой и лукавой девице. Затем удачу решил испробовать средний сын, Василий, но его постигла та же судьба. На младшего, от роду истинного дурака, надежды не было. Но батюшке не оставалась ничего иного, как поручить Ивану аналогичное задание.

Царевич на распутье интуитивно сделал правильный выбор, поэтому Баба-Яга помогает ему достичь волшебного сада под охраной Синеглазки. Тут Иван сорвал яблок, налил воды и пошёл восвояси. Синеглазка догнала его, но вместо наказания за кражу царевич получил её прощение и любовь в придачу. По дороге он освободил братьев, то те предали царевича. Все его заслуги присвоили хитрые родственники. Но Нагай-птица, верная подруга Синеглазки, освободила его из пропасти и помогла вернуть справедливость. Иван женился на Синеглазке и жил счастливо в её царстве. Главная идея «Сказки о молодильных яблоках…» - предательство ни к чему хорошему не ведёт. Молодость не может быть вечной, обрести бессмертие невозможно. Главное, прожить отмерянные годы честно и благородно. А за эгоизм каждый получит по заслугам.

«Марья Моревна»

В каких сказках есть Иван-царевич? Кроме вышеназванных, персонаж присутствует в волшебной истории про Марью Моревну. Поначалу, после смерти родителей, он выдаёт своих сестёр замуж - за Орла, Сокола и Ворона. Затем он встречает прекрасную деву-воительницу Марью, на которой вскоре женится. Но, нарушив запрет любимой, Иван её теряет - злобный Кощей похищает девушку. В поисках супруги, царевич подаётся многочисленным испытаниям, в том числе смертью. На помощь ему приходят животные и шурины: в итоге царевич справляется с заданиями Бабы-Яги, одолевает Кощея и освобождает Марью.

Идея сказки такова: послушание - залог спокойной и гармоничной жизни. Ведь нарушение запрета часто приводит к многочисленным неприятностям. История учит благородству, терпению, решительности - именно они помогают справляться с трудностями. В итоге обязательно будет торжествовать добро. Главное, уметь вовремя раскаяться, признать ошибку и сделать всё, чтоб исправить содеянное. А также обрести ценный опыт, чтоб больше никогда не принимать неправильные решения.

«Морской Царь и Василиса Премудрая»

Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк», а также другие волшебные истории повествуют о том, что грань между добром и злом очень тонка. Эти две силы всегда взаимодействуют, подпитывают друг друга. Без света нет теней, последние же вносят изюминку в мирскую жизнь. Поэтому история «Морской Царь и Василиса Премудрая» также несёт эту идею сквозь весь сюжет. В ней рассказывается о батюшке, который попал в плен к водному владыке. По неосторожности он обещает отдать то, чего дома не знает. Как назло, это маленький сын, рождённый в его отсутствие. Со временем немного подросший Иван отправляется к Морскому Царю, но по дороге ему встречается старуха, которая подсказывает, как заслужить благосклонность младшей дочери чудища и тем самым спастись от смерти.

Попав под воду, царевич мужественно проходит испытания - помогает ему в этом юная принцесса, которая впоследствии становится его женой. Молодые успешно сбегают из морских пучин на родину к Ивану, где и остаются жить счастливо и богато. Чему учит сказка? Иван-царевич поначалу грубо отвечает старухе, затем исправляется и получает ценные советы. Первое, что доносит до нас история - уважайте старших, их мудрость и жизненный опыт помогут при любых сложных ситуациях. Второе, чему учит сказка, - любите и цените свою землю. Получив на чужбине всё, о чём мечтаете, вы всё равно вскоре затоскуете по родным местам. Ничего нет дороже Отчизны и собственной семьи.

Выводы

Позитивных и негативных персонажей объединяет сказка. Иван-царевич в большинстве случаев герой положительный. В истории «Хрустальная гора» он сумел правильно поделить добычу между зверями, за что был вознаграждён силой перевоплощения в сокола и муравья. Обретя чудодейственные способности, он сумел завоевать царевну и победить страшных змеев. Как и во всех вышеперечисленных историях, в этой сказке он показывает свою честность, справедливость, смекалку. Благодаря хорошим качествам характера, он силён в преодолении любых препятствий.

Поэтому любая сказка учит маленьких читателей открытости, искренности. Представленные в ней звери - те же люди. Посредством образов животных народные сказания показывают, как не нужно относиться к близким, друзьям, коллегам и просто незнакомым людям. Любая сказка говорит о том, что справедливость обязательно восторжествует. Но для этого нужно приложить усилия, смекалку, проявить выдержку и терпение. События в каждой волшебной истории не могут быть обычными, но они тесно переплетаются с обыденными ситуациями реальной жизни. Яркие образы помогают нам разглядеть в жестокой действительности правду, уличить ложь. Они учат людей быть работящими, добрыми и преданными, предостерегают от жадности, зависти и двуличия.


7. Какой каравай испекла Василиса Премудрая?
8. Как оценил царь каравай своих невесток?
9. Что сказал царь о коврах, которые выткали жены его сыновей?
11. На чем приехала Василиса Премудрая на пир к царю?
13. Где должен искать Иван-царевич Василису Премудрую?
Три пары железных сапог, три железных хлеба.
15. Кого встретил Иван-царевич на своем пути и что тот ему дал, какие слова сказал?
16. Идет Иван-царевич дальше. Кто еще ему повстречался на пути?
18. Где в избушке лежит Баба Яга - костяная нога?
20. Каким образом достал Иван-царевич иглу, в которой находилась смерть Кощея Бессмертного, с вершины дуба?
21. На чем повез Иван-царевич Василису Премудрую домой?
Подобный материал:
  • Тема: «Царевна лягушка» , 60.19kb.
  • Тема урока Колич , 276.54kb.
  • Сценарий интегрированной музыкальной нод по сказке «Царевна лягушка» , 69.22kb.
  • Сказка «Царевна- лягушка» , 75.94kb.
  • А. С. Пушкина «Дубровский». Роль эпизода в раскрытии нравственной проблематики произведения. , 53.02kb.
  • Болотов Максим Сергеевич 5 «А» класс средней школы №10 , 14.41kb.
  • Список литературы в 5 классе , 12.16kb.
  • Список произведений художественной литературы для чтения летом (5 класс) , 15.11kb.
КВН по сказке «Царевна – лягушка».

Цели:

1) Привитие навыков самостоятельного прочтения произведения;

2) Активизировать учащихся, вызвав интерес к теме;

3) Расширение кругозора и словарного запаса учащихся;

4) Привитие навыков коллективной работе;

Оборудование:

1) мультимедийный проектор;

2) выставка книг «Русские народные сказки»;

3) выставка иллюстраций к сказке «Царевна-лягушка».

I. Оргмомент.

II. Урок-КВН.

1. Как начинается сказка? Какими словами?

«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына»

2. Зачем братья (сыновья царя) должны были стрелять из луков?

Они должны были выбрать себе жену.

3. Кто поднял стрелы братьев?

У старшего сына – боярская дочь.

У среднего сына – купеческая дочь.

У младшего – Ивана-царевича – лягушка-квакушка.

4. Сколько дней искал Иван-царевич свою стрелу? Где нашёл?

«Два дня ходил он по лесам и по горам, а на третий день зашел в вязкое болото. Смотрит- сидит там лягушка-квакушка, его стрелу держит.»

5. Во что завернул Иван-царевич лягушку-квакушку, чтобы нести ее домой?

В платочек.

6. Какие три приказа отдал царь своим сыновьям? Что должны были сделать их жены, чтобы царь мог оценить их мастерство?

1. – Испечь по караваю мягкого белого хлеба.

2. – Выткать по ковру.

3. – Явиться на пир с женами, чтобы посмотреть царю, которая из них лучше танцует.

7. Какой каравай испекла Василиса Премудрая?

Испекла каравай – рыхлый да мягкий, изукрасила разными узорами мудреными, по бокам - города с дворцами, сверху - птицы летучие, снизу – звери рыскучие.

8. Как оценил царь каравай своих невесток?

  1. У старшего – приказал отнести псам дворовым.
  2. У среднего – только от большой нужды есть будешь.
У Ивана-царевича – этот хлеб только в большие праздники есть!

9. Что сказал царь о коврах, которые выткали жены его сыновей?

  1. У старшего сына – этим ковром только от дождя лошадей покрывать.
  2. У среднего – только у ворот его стелить.
  3. У Ивана-царевича – а вот этот ковер в моей горнице по большим праздникам расстилать!

10. «Вдруг поднялся стук да гром, весь дворец затрясся, зашатался. Все гости переполошились, испугались, повскакали со своих мест – не знают, что и делать. А Иван-царевич – говорит».

Что говорит Иван-царевич?

Не бойтесь, гости дорогие! Это, видно, моя лягушонка в своей коробчёнке едет!

11. На чем приехала Василиса Премудрая на пир к царю?

В золочёной карете.

12. Почему царь приказал выгнать жён старших царевичей?

Махнули левыми рукавами – только всех гостей забрызгали; как махнули правыми – костями-огрызками осыпали, самому царю чуть глаз не выбили.

13. Где должен искать Иван-царевич Василису Премудрую?

Ищи меня за тридевять земель, за тридесять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного.

1)Что должен износить Иван-царевич и что должен съесть (изгрызть), прежде чем он разыщет Василису Премудрую?

Три пары железных сапог, три железных хлеба.

2)В кого обернулась (превратилась) Василиса Премудрая прежде чем исчезнуть?

В белую лебедь.

3)Что надел на ноги Иван-царевич, отправляясь на поиск Василисы Премудрой?

Железные сапоги.

15. Кого встретил Иван-царевич на своем пути и что тот ему дал, какие слова сказал?

Старого старичка (+), который дал ему клубочек (+): куда он покатится, туда и ты иди (+).

1 – лебедь

2 – селезень

3 – заяц

4 – щука-рыба

17. Какие слова сказал Иван-царевич избушке на курьих ножках?

Избушка-избушка, стань по-старому, как мать поставила: к лесу задом, ко мне передом.

18. Где в избушке лежит Баба Яга - костяная нога?

На печи, на девятом кирпиче.

19. Где находится смерть Кощея Бессмертного?

Его смерть на - конце иглы, та игла – в яйце, то яйцо – в утке, та утка – в зайце, тот заяц – в кованом ларце, а тот ларец – на вершине старого дуба.

20. Каким образом достал Иван-царевич иглу, в которой находилась смерть Кощея Бессмертного, с вершины дуба?

Ему помогали звери:

- медведь выворотил дуб с корнями;

- заяц догнал другого зайца, ухватил и разорвал пополам;

- селезень за уткой летит – прямо в голову клюет;

- щука достала яйцо со дна моря.

21. На чем повез Иван-царевич Василису Премудрую домой?

На лучшем скакуне из Кощеевой конюшни.

22. Какими словами заканчивается сказка?

И стали они жить дружно, в любви и согласии.

23. Какие образные выражения, которые повторяются во многих сказках, вы встретили в этой сказке?

1) В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына.

2) Воротился невесел, ниже плеч буйну голову повесил.

3) Утро вечера мудренее!

4) Что ни в сказке сказать, ни пером описать!

5) Долго ли шел, коротко ли, близко ли, далеко ли…

III. Подведение итогов, награждение победителей.

Иван Царевич

Иван-Царевич - один из главных персонажей русского фольклора . Как сказочный персонаж он появился в конце XVIII-начале XIX века.

Иван-Царевич выступает в сказках в двух разных ипостасях :

  • положительный персонаж , борющийся со злом, помогающий обиженным или слабым. Очень часто в начале сказки Иван-Царевич беден, потерян родителями, преследуется врагами, не знает о своем царском происхождении. В таких сказках как награду за героическое поведение и добрые дела Иван-Царевич получает назад свое царство, трон или находит своих царственных родителей. Но даже если он изначально царевич, то в конце сказки он обычно получает своеобразный приз в виде чужого полцарства, царской или королевской дочери, волшебного или дорогого коня, драгоценных или волшебных предметов или даже дополнительного ума или волшебных умений.
  • отрицательный персонаж , который противопоставляется другим царевичам, но чаще персонажам простого происхождения, например, Ивану-рыбацкому сыну. В этом случае Иван-царевич зол, коварен и различными способами пытается погубить положительных героев и отнять у них заслуженную награду. В конце бывает посрамлен и наказан, но практически никогда - убит.

Как сказочный персонаж, Иван-Царевич связан чаще всего только с несколькими определенными сюжетами . Каждый такой сюжет от сказки к сказке почти не меняется, меняются только описания действующих лиц и их имена.

Один из сценариев сказки

  • У Ивана-Царевича два старших брата (Фёдор и Василий) и три сестры (Марья, Ольга и Анна).
  • В начале сказки Иван-Царевич третируется своими старшими братьями или родственниками, а в конце занимает главенствующее место среди них.
  • Отец обещает Ивана-Царевича Морскому (Подземному, заморскому царю) или могущественному волшебнику прежде его рождения. Один из сказочных сюжетов описывает побег Ивана из царства такого царя или волшебника.
  • Повзрослев, Иван предпринимает дальние экспедиции в поисках различных волшебных вещей и животных (молодильных яблок, живой воды, Жар-птицы , которая прилетает в царский сад клевать эти яблоки).
  • Попутно Иван-Царевич встречает неожиданного помощника-животное: Серого Волка или волчицу, зайчиху, утку, сокола, щуку.
  • Часто животное он добывает или спасает и оно ему верно служит: Сивка-Бурка или другой волшебный конь.
  • Часто животное-помощник оживляет убитого Ивана-царевича и убивает его врагов (например, коварных братьев).
  • В ряде сюжетов Иван-Царевич ищет свою похищенную Кощеем жену. Одолеть Кощея помогает Баба-Яга .
  • Женами Ивана-Царевича оказываются то Елена Прекрасная (образ греческого происхождения), то дочь Кощея Василиса Премудрая (Царевна-Лягушка), то степная королева-воительница Марья Моревна .

Сказки

  • Иван-Царевич и серый волк
  • Морской Царь и Василиса Премудрая
  • Сказка о молодильных яблоках и живой воде

Многочисленные сказки об Иване-царевиче изданы у Афанасьева , Садовникова , Эрленвейна, Худякова и др.

  • Лозовская Н.В. Многоязыковой проект: Варианты сказочного сюжетного типа AT 550 "Царевич и серый волк"

См. также

  • Царевич, Иван Иванович - персонаж произведений Кира Булычёва .

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Иван Цапов
  • Иван Цветаев

Смотреть что такое "Иван Царевич" в других словарях:

    Иван-царевич - (Ростов,Россия) Категория отеля: Адрес: Улица Ленинская 19, Ростов, Россия … Каталог отелей

    Иван-Царевич - Это статья о персонаже русского фольклора. Статью о рок группе см. здесь. У этого термина существуют и другие значения, см. Иван (царевич) … Википедия

    Иван-царевич

    Иван царевич - В. М. Васнецов «Иван Царевич на Сером Волке» В. М. Васнецов «Бой Ивана Царевича со Змеем» Иван Царевич один из главных персонажей русского фольклора. Как сказочный персонаж он появился в конце XVIII начале XIX века. Иван Царевич выступает в… … Википедия

    ИВАН-ЦАРЕВИЧ - Один из самых популярных положительных героев русских волшебных сказок. Он младший и послушный сын царя*, молод, красив, умен, добр. Слово царя батюшки для Ивана царевича закон. В сказочных сюжетах Иван царевич обязательно проходит через ряд… … Лингвострановедческий словарь

    Иван (царевич) - В Википедии есть статьи о других людях с именем Иван (значения). Царевич Иван Иван (1554 1581) сын русского царя Ивана Васильевича Грозного и Анастасии Романовны. Иван (1633 1639) сын русского царя Михаила Фёдоровича и Евдокии… … Википедия

    Иван Царевич - Ива/на Царе/вича, м. Мифологизированный образ главного героя русских народных сказок, деяния которого представляют образец достижений наивысшего успеха. Энциклопедический комментарий: Универсальность образа Ивана Царевича, или Ивана Королевича, в … Популярный словарь русского языка

    Иван-Царевич - типовой герой волшебных сказок (Царевна лягушка, Финист Ясный Сокол, Одноглазка, Двуглазка, Трехглазка, Иван царевич и серый волк, Молодильные яблоки, Мертвая царевна и т. п.). Нередко И. Ц. наделен фантастич. способностью перевоплощения,… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Викторина по сказкам с ответами для 5 класса

«В гостях у сказки» (викторина по русской народной сказке «Царевна-лягушка»)

Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы МКОУ Рамонской СОШ № 2, Рамонский район, Воронежская область

Описание: Данное мероприятие предназначено для учащихся 5 класса. Его можно провести как итоговое занятие по изучению сказок в 5 классе.

Цель:
1. Воспитание бережного отношения к слову посредством русских народных сказок.
Задачи:
1. Закрепить теоретические знания о русских народных сказках.
2. Повторить текст сказки «Царевна-лягушка».
3. Развивать интерес к чтению.

Предварительная работа: знакомство с русской народной сказкой "Царевна-лягушка": чтение и пересказ сказки, рассматривание иллюстраций и разных изданий сказки.

Ход мероприятия

1 станция «Теоретическая»


1. Что такое сказка? (Сказка – занимательный, поучительный рассказ о необыкновенных, фантастических, вымышленных событиях и приключениях).
2. Какие различают сказки? (Волшебные, бытовые, сказки о животных).
3. Какими словами чаще всего заканчивается сказка? («Стали жить-поживать и добра наживать», «Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец», «И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»).
4. Какие устойчивые сочетания часто используются в сказках? (Обращения: «Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом…»; повторы: «Жили-жили», «Шли-шли»).
5. Назовите постоянные эпитеты, встречающиеся в сказках. («Добрый молодец», «чисто поле», «красна девица»

2 станция «В некотором царстве»


1. Как начинается сказка «Царевна-лягушка» («В некотором царстве, в некотором государстве»)
2. Сколько братьев было у Ивана-Царевича? (Два)
3. На чей двор упали стрелы старших братьев? (Стрела старшего брата упала на боярский двор, среднего – на купеческий)
4. Где нашёл свою стрелу Иван-Царевич? (В топком болоте)

3 станция «Задания царя»


1. Сколько заданий отдал царь своим сыновьям и их жёнам? (Три)
2. Какой первый приказ отдал царь? (Испечь хлеб)
3. Что царь делает с тем хлебом, которые принесли сыновья? (Один приказал отнести псам дворовым, второй можно было есть только от большой нужды, а третий – только по большим праздникам есть)
4. Каким был второй приказ царя? (Соткать ковёр)
5. Что царь делает с принесёнными коврами? (Первым ковром можно от дождя коней покрывать, второй можно у ворот стелить, третий – по большим праздникам в горнице царя расстилать)
6. Каким было третье приказание царя? (Привести жён на пир)

4 станция «Царский пир»


1. Как Царевна-лягушка приехала на пир? (В золочёной карете запряжённой парой гнедых коней)
2. Когда во дворце поднялся «великий стук да гром»? (Когда лягушка подъехала к дворцу)
3. Как Василиса Премудрая вела себя за столом? (Остатки из кубка выливала в левый рукав, косточки бросала в правый рукав)
4. Какие чудеса происходили во время танца Василисы Премудрой? (Когда она махнула левым рукавом – появилось озеро, махнула правым – по озеру поплыли лебеди)
5. Чем закончился пир для жён старших двух братьев? Почему? (Их выгнали, потому что они пытались делать то же самое, что и Василиса, но только забрызгали гостей и забросали их костями)

5 станция «За Василисой»


1. Где Иван-царевич должен был искать Василису? (За тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве)
2. Как долго Ивану-царевичу пришлось искать Василису Премудрую? (Ему нужно было износить три пары железных сапог, съесть три железных хлеба)
3. Кто указал Ивану-царевичу дорожку в Кащеево царство? (Старичок дал ему клубочек)
4. С кем встречается Иван-царевич в пути? (С медведем, селезнем, зайцем, щукой)
5. Кто раскрывает Ивану-царевичу тайне Кащеевой смерти? (Баба-Яга)
6. Где находится смерть Кащея? (Смерть на конце иглы, игла - в яйце, яйцо – в утке, утка – в зайце, заяц – в кованом ларце, ларец – на вершине старого дуба).
7. Кто помогает Ивану-царевичу достать смерть Кащееву? (Медведь, заяц, селезень, щука).

6 станция «Нарисуй героя сказки»
Учащимся предлагается изобразить наиболее понравившегося героя сказки.

Подведение итогов викторины.

Литературная викторина с ответами для школьников 3-6 классов "Своя игра"