Сравнение двух произведений классицизма и сентиментализма. Основные черты литературы сентиментализма. Основные жанры сентиментализма

(Символ – от греч. Symbolon – условный знак)
  1. Центральное место отводится символу*
  2. Преобладает стремление к высшему идеалу
  3. Поэтический образ призван выражать суть какого-либо явления
  4. Характерно отражение мира в двух планах: реальном и мистическом
  5. Изысканность и музыкальность стиха
Основоположник Д. С. Мережковским, который в 1892 году выступил с лекцией «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (статья опубликована в 1893 г.) Символистов делят на старших ((В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб дебютировали в 1890-е) и младших (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов и др дебютировали в 1900-е г.)
  • Акмеизм

    (От греческого «акме» - острие, высшая точка). Литературное течение акмеизма возникло в начале 1910-х годов и генетически было связано с символизмом. (Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам, М. Зенкевич и В. Нарбут.) Влияние на формирование оказала статья М. Кузмина «О прекрасной ясности», напечатанную в 1910 году. В программной статье 1913 г. «Наследие акмеизма и символизм» Н. Гумилев называл символизм «достойным отцом», но подчеркивал при этом, что новое поколение выработало «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь»
    1. Ориентация на классическую поэзию XIX века
    2. Принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности
    3. Предметность и чёткость образов, отточенность деталей
    4. В ритмике акмеисты использовали дольник (Дольник – нарушение традиционного
    5. регулярного чередования ударных и безударных слогов. Строки совпадают по количеству ударений, но ударные и безударные слоги свободно располагаются в строке.), что сближало стихотворение с живой разговорной речью
  • Футуризм

    Футуризм – от лат. futurum , будущее. Генетически литературный футуризм теснейшим образом связан с авангардными группировками художников 1910-х годов - прежде всего с группами «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодежи». В 1909 г. в Италии поэт Ф. Маринетти опубликовал статью «Манифест футуризма». В 1912 г. манифест «Пощечина общественному вкусу» создали русский футуристы: В. Маяковский, А. Крученых, В. Хлебников: «Пушкин непонятнее иероглифов». Распадаться футуризм стал уже в 1915-1916-е годы.
    1. Бунтарство, анархичность мировоззрения
    2. Отрицание культурных традиций
    3. Эксперименты в области ритма и рифмы, фигурное расположение строф и строчек
    4. Активное словотворчество
  • Имажинизм

    От лат. imagо - образ Литературное течение в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов - метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов - прямого и переносного. Имажинизм возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Создателями «Ордена» стали Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Есенин
  • Образование.

    Высшее.

    6 учебных округов (указ 1803 г.). В каждом – университет.

    1804 г. – Казанский университет

    1819 г. Петербургский университет

    МУ: 1811 – 215 студентов, 1831 – 814

    Царскосельский лицей (Петербург), Демидовский лицей (Ярославль)

    В лицеях – дети из привилегированных сословий.

    1815 г. – Институт Восточных языков (Лазаревы)

    Активное развитие научно-технических ВУЗов (Московское техническое училище, Инженерная академия) под покровительством НI.

    Среднее.

    Приходские школы (государственные крестьяне).

    Уездные училища (город. население недворянского происхождения).

    Гимназии: 1824 – 24, 1854 – 43. Одна и та же программа, учебники.

    Дворяне – в частных пансионах, гувернеры (после поражения в 1812 г. офицеры вернулись домой, а солдаты подались в гувернеры Þ необразованные учителя)

    Развитие женского образования.

    Смольный институт благородных девиц.

    Институты д/дворянок в крупных городах (М., СПб, Н.-Нов., Сар., Ирк, Астр.).

    Народное образование: очень медленное развитие.

    Большая часть горожан – грамотная, среди крестьян – 5%.

    «Не редкость теперь образованные и даже просвещенные люд из купеческого и мещанского сословия»

    (В.Г.Белинский, 40-е гг. XIX в.)


    Вывод : стремительное развитие О. в привилегированной среде, замедленное развитие в непривилегированной среде.

    Наука.

    Дифференциация науки (гуманитарные и естественные).

    Н.И.Лобачевский – «геометрия Лобачевского» («неевклидова»).

    Н.Н.Зинин – новые неорганические красители.

    В.В.Петров и Б.С.Якоби – гальванопластика, электрохимия, электричество.

    П.П.Аносов – металлургия.

    Е.А. и М.Е. Черепановы – паровой двигатель, паровая жел. дорога.

    1839 г. – завершение строительства Пулковской обсерватории под СПб.

    В.Я.Струве – звезды на Млечном пути.

    Н.И.Пирогов – наркоз (1847), хирургия.

    Н.М.Карамзин – «История Государства Российского» (1816-1826 гг.)

    Интерес к памятникам древнерусской литературы.

    1800 г. – первое издание «Слова о полку Игореве».

    Т.Н.Грановский, М.П.Погодин, К.Д.Кавелин.

    Разработка норм литературного русского языка (Пушкин, Лер., Гог.).

    Н.И.Греч – «Практическая русская грамматика», выбран членом-корреспондентом Петербургской Академии наук.

    Географические открытия и путешественники.

    И.Ф.Крузенштерн - Ю.Ф.Лисянский – первое русское кругосветное плавание.

    Ф.Ф.Беллинсгаузен - М.П.Лазарев – открытие Антарктиды.

    В.М.Головнин – исследование Курильских островов

    Г.И.Невельский – открытия устья Амура, пролива между Сахалином и материком, доказал, что Сахалин – остров.

    Просвещение и распространение знаний.

    Русское географическое общество

    Минералогическое общество

    Химическое общество

    Математическое общество

    Общество истории и древностей Российских

    Развитие книгопечатания.

    Начало XIX в. – 13 государственных типографий.

    30-е – 40-е гг. XIX в. – частное книгоиздательство. А.Ф.Смирдин.

    Развитие печати.

    «Санкт-Петербургские ведомости»

    «Московские ведомости»

    Частные газеты: «Северная Пчела», «Литературная газета»

    Общественно-политический журнал «Вестник Европы» (Карамзин)

    Патриотический журнал «Сын Отечества»

    Литературно-художественные журналы «Современник», «Отечественные записки»

    1814 г., СПб – первая публичная библиотека

    Первая ½ XIX в. – общедоступные музеи.

    Более быстрое развитие музейного дела в провинции.

    1852 г. – Эрмитаж

    1861 г. – Румянцевская библиотека (основа Ленинки)

    Литература.

    Народность, гуманистические идеалы, гражданственность, народное самосознание, патриотизм, социальная справедливость.

    Рубеж XVIII-XIX вв. – сентиментализм вместо классицизма.

    Г.Р.Державин (в конце творчества), Н.М.Карамзин («Бедная Лиза»).

    10-е годы XIX в. - романтизм вместо сентиментализма.

    Причина возникновения – война 1812 г.

    «Салонный» романтизм – В.Жуковский.

    «Гражданский» романтизм – К.Ф.Рылеев, В.К.Кюхельбекер.

    А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов.

    Вторая ¼ XIX в. – реализм.

    Основоположник – А.С.Пушкин.

    «Евгений Онегин», «Горе от ума».

    Реализм – определяющее литературное направление.

    Реалисты:

    А.C.Пушкин, А.С.Грибоедов, М.Ю.Лермонтов («ГНВ»), Н.В.Гоголь («Ревизор», «Мёртвые души»), Н.А.Некрасов, И.С.Тургенев, И.А.Гончаров.

    Журналы.

    «Современник» (основатель – А.С.Пушкин, с 1847 г. – Н.А.Некрасов и В.Г.Белинский).

    «Отечественные записки» (И.С.Тургенев, А.В.Кольцов, Н.А.Некрасов, М.Е.Салтыков-Щедрин).

    Появилась литературная критика.

    Жесткая цензура.

    1826 г. – цензурный Устав («чугунный»).

    Архитектура.

    Первая половина XIX в. – поздний классицизм.

    Характерно создание крупных и завершенных ансамблей.

    Петербург.

    Адмиралтейство – А.Д.Захаров

    Ансамбль стрелки Васильевского острова – Том де Томон.

    Казанский собор – А.Н.Воронихин.

    Исаакиевский собор – Монферран.

    Генеральный штаб, Сенат, Синод, Александровский театр, Михайловский дворец – К.Росси.

    Москва.

    Манежная площадь, Университет, Манеж, Александровский сад, ансамбль Театральной площадиО.И.Бове.

    Манеж – для встречи русских войск после заграничного похода 1813-14 гг.

    Неглинка убрана под землю.

    Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата, храм Христа Спасителя – К.А.Тон.

    Храм Христа Спасителя – символ победы русских в войне 1812 г.

    Конец первой ½ XIX в. – кризис классицизма.

    Распространение «русско-византийского стиля» (Большой Кремлевский дворец, храм Христа Спасителя)

    Искусство.

    Утверждаются романтизм и реализм.

    Официальное направление – академический классицизм.

    Живопись.

    О.А.Кипренский, В.А.Тропинин – портреты (Пушкин, Жуковский).

    К.П.Брюллов – историческая живопись, портрет, пейзаж.

    «Последний день Помпеи».

    А.А.Иванов. «Явление Христа народу». 20 лет создания.

    А.Г.Веницианов бытовая живопись. Крестьяне. Приукрашенность.

    «На пашне (Весна)».

    П.А.Федотов – жанровая живопись. Сатира. «Гоголь в живописи».

    «Сватовство майора», «Свежий кавалер».

    Скульптура.

    Памятник Минину и Пожарскому – П.А.Мартос.

    Колонна на Дворцовой площади , СПб – Монферран.

    Колонна = памятник Александру I и монумент в честь победы 1812 г.

    Фонтаны Театральной площади – И.П.Витали.

    Конные фигуры на Аничковом мосту, конная статуя Николая I, СПб – П.К.Клодт.

    Театр.

    Крепостные театры (Шереметевы, Апраксины, Юсуповы).

    Государственные театры.

    Петербург: Александринский и Мариинский

    Москва: Большой и Малый

    Классицизм и сентиментализм.

    Первые десятилетия XIX в.

    В.А.Озеров. Исторические пьесы

    Романтизм.

    Ф.Шиллер, В.Шекспир и др. русские и зарубежные авторы.

    Н.В.Кукольник. Исторические пьесы.

    Д.И.Фонвизин и И.А.Крылов. Комедии.

    В.А.Каратыгин – Гамлет.

    П.С.Мочалов. Роли в постановках по Шиллеру, Шекспиру.

    Реализм.

    30-е – 40-е гг. XIX в.

    Н.В.Гоголь. «Ревизор».

    Николай I: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне – больше всех!»

    А.С.Грибоедов. «Горе от ума».

    М.С.Щепкин . Малый театр. Роли Городничего («Ревизор»), Фамусова («ГоУ»).

    Е.С.Семенова . Трагическая актриса.

    А.Е.Мартынов . Александрийский театр. Хлестаков («Ревизор»), Митрофанушка («Недоросль»).


    Музыка.

    Поиск собственных путей самовыражения.

    Развитие национальной музыкальной школы

    Русский романс.

    А.А.Алябьев – «Соловей».

    А.Е.Варламова – «Красный сарафан».

    А.Л.Гурлиева – «Матушка-голубушка».

    Композиторы.

    М.И.Глинка

    опере «Жизнь за царя» Н.В.Кукольника,

    опере «Руслан и Людмила»,

    романс «Я помню чудное мгновенье» А.С.Пушкина.

    А.С.Драгомыжский

    Опера «Русалка»

    Итог.

    Наибольшие успехи России в первой ½ XIX в. – в области культуры.

    Завершился процесс складывания литературного языка и формирования национальной культуры.


    Самое большое здание в России того времени.

    Сентиментализм (от фр. sentiment – чувство) возник в эпоху Просвещения в Англии в середине XVIII в. в период разложения феодального абсолютизма, сословно-крепостнических отношений, роста буржуазных отношений, а значит, начавшегося освобождения личности от оков феодально-крепостнического государства.

    Представители сентиментализма

    Англия. Л. Стерн (роман "Сентиментальное путешествие по Франции и Италии"), О. Голдсмит (роман "Векфильдский священник"), С. Ричардсон (роман "Памела", или Вознагражденная добродетель", роман "Кларисса Гарлоу", "История сэра Чарльза Грандисона").

    Франция. Ж.-Ж. Руссо (роман в письмах "Юлия, или Новая Элоиза", "Исповедь"), П. О. Бомарше (комедии "Севильский цирюльник", "Женитьба Фигаро").

    Германия. И. В. Гёте (сентиментальный роман "Страдания молодого Вертера"), А. Лафонтен (семейные романы).

    Сентиментализм выражал мировоззрение, психологию, вкусы широких слоев консервативного дворянства и буржуазии (так называемого третьего сословия), жаждущих свободы, естественного проявления чувств, требовавших считаться с человеческим достоинством.

    Черты сентиментализма

    Культ чувства, естественного чувства, не испорченного цивилизацией (Руссо утверждал решительное превосходство простой, естественной, "природной" жизни над цивилизацией); отрицание отвлеченности, абстрактности, условности, сухости классицизма. По сравнению с классицизмом сентиментализм был более прогрессивным направлением, ибо в нем были ощутимы элементы реализма, связанные с изображением человеческих эмоций, переживаний, расширением внутреннего мира человека. Философской основой сентиментализма становится сенсуализм (от лат. sensus – чувство, ощущение), одним из основоположников которого был английский философ Дж. Локк, признающий единственным источником познания ощущение, чувственное восприятие.

    Если классицизм утверждал представление об идеальном государстве, управляемом просвещенным монархом, и требовал подчинения государству интересов личности, то сентиментализм на первое место выдвинул не человека вообще, а конкретного, частного человека во всем своеобразии его индивидуальной личности. При этом ценность человека обусловливалась не его высоким происхождением, не имущественным положением, не сословной принадлежностью, а личными достоинствами. Сентиментализм впервые поставил вопрос о правах личности.

    Героями были простые люди – дворяне, ремесленники, крестьяне, которые жили главным образом чувствами, страстями, сердцем. Сентиментализм открыл богатый духовный мир простолюдина. В некоторых произведениях сентиментализма звучал протест против социальной несправедливости, против унижения "маленького человека".

    Сентиментализм но многом придал литературе демократический характер.

    Поскольку сентиментализм провозглашал право писателя на проявление в искусстве своей авторской индивидуальности, в сентиментализме возникают жанры, способствующие выражению авторского "я", а значит, использовалась форма повествования от первого лица: дневник, исповедь, автобиографические мемуары, путешествие (путевые записки, заметки, впечатления). В сентиментализме на смену поэзии и драматургии приходит проза, которая располагала большей возможностью для передачи сложного мира душевных переживаний человека, в связи с чем возникли новые жанры: семейный, бытовой и психологический роман в форме переписки, "мещанская драма", "чувствительная" повесть, "буржуазная трагедия", "слезная комедия"; получили расцвет жанры интимной, камерной лирики (идиллия, элегия, романс, мадригал, песня, послание), а также басня.

    Допускалось смешение высокого и низкого, трагического и комического, смешение жанров; закон "трех единств" ниспровергался (например, значительно расширялся круг явлений действительности).

    Изображалась обыденная, будничная семейная жизнь; основная тематика была любовная; сюжет строился на основе ситуаций будничной жизни частных лиц; композиция произведений сентиментализма была произвольной.

    Провозглашался культ природы. Пейзаж выступал излюбленным фоном событий; мирная, идиллическая жизнь человека показывалась на лоне сельской природы, при этом природа изображалась в тесной связи с переживаниями героя или самого автора, была созвучна личному переживанию. Деревня как средоточие естественной жизни, нравственной чистоты резко противопоставлялась городу как символу зла, искусственной жизни, суеты.

    Язык произведений сентиментализма был простой, лирический, порой чувствительно-приподнятый, подчеркнуто эмоциональный; использовались такие поэтические средства, как восклицания, обращения, ласкательно-уменьшительные суффиксы, сравнения, эпитеты, междометия; использовался белый стих. В произведениях сентиментализма происходит дальнейшее сближение литературного языка с живой, разговорной речью.

    Особенности русского сентиментализма

    В России сентиментализм утверждается в последнее десятилетие XVIII в. и угасает после 1812 г., в период развития революционного движения будущих декабристов.

    Русский сентиментализм идеализировал патриархальный уклад, жизнь крепостной деревни и критиковал буржуазные нравы.

    Особенность русского сентиментализма – дидактическая, просветительская установка на воспитание достойного гражданина. Сентиментализм в России представлен двумя течениями:

    • 1. Сентиментально-романтическое – Η. М. Карамзин ("Письма русского путешественника", повесть "Бедная Лиза), Μ. Н. Муравьев (сентиментальные стихотворения), И. И. Дмитриев (басни, лирические песни, стихотворные сказки "Модная жена", "Причудница"), Ф. А. Эмин (роман "Письма Эрнеста и Доравры"), В. И. Лукин (комедия "Мот, любовью исправленный").
    • 2. Сентиментально-реалистическое – А. II. Радищев ("Путешествие из Петербурга в Москву").

    Русская литература 18 века

    (сентиментализм и классицизм)

    Ученицы 9А класса

    Школы-гимназии №3

    Ахмедовой Азизы.

    Вступление. 3

    1. Литература петровского времени. 4

    2. Эпоха классицизма. 5

    3. Эпоха сентиментализма. 13

    Заключение. 18

    Вступление

    Первого января 1700 года по указу Петра Первого неожиданно для всех было отпраздновано наступление "нового года и столетнего века".

    Отныне россияне должны были жить по новому календарю. Дворянам велено было носить немецкое платье и стричь бороды. Быт, образование и даже церковное управление приобретают светский характер. При активной поддержке Петра создается и новая светская литература.

    "Словесность наша явилась вдруг в XVIII веке", - писал А.С. Пушкин.

    Хотя к началу этого столетия русская литература прошла многовековой путь развития, создатели новой культуры - сторонники нововведений Петра - видели в прошлом не опору, а нечто устаревшее, что следует переделать. Петровские реформы они понимали как сотворение России из мрака исторического небытия. Противники Петра, напротив, видели в преобразованиях гибель старинных устоев Московского государства. Но внезапность, масштабность перемен, их последствия ощутили все.

    1. Литература петровского времени

    Начало XVIII века было бурным для России. Создание собственного флота, войны за выход к морским путям, развитие промышленности, расцвет торговли, строительство новых городов - все это не могло не отразиться на росте национального сознания. Люди Петровских времен чувствовали свою причастность к историческим событиям, величие которых они ощущали на своих судьбах. Ушла в прошлое боярская Россия.

    Время требовало дел. Каждый обязан был трудиться на пользу общества и государства, подражая неустанному "работнику на троне". Всякое явление оценивалось прежде всего с точки зрения его полезности. Словесность же могла быть полезна в том случае, если она прославляла успехи России и разъясняла государеву волю. Поэтому главные качества литературы этой эпохи - злободневность, жизнеутверждающий пафос и установка на общедоступность. Так в 1706 году появились, так называемые " школьные драмы", пьесы, написанные преподавателями духовных учебных заведений.

    Школьная драма могла наполняться политическим содержанием. В пьесе, написанной в 1710 году по случаю победы под Полтавой, библейский царь Давид прямо уподоблен Петру Первому: как Давид победил великана Голиафа, так и Петр победил шведского короля Карла XII.

    Многочисленное духовное сословие к реформам было настроено враждебно. Петр не раз безуспешно пытался привлечь на свою сторону деятелей Церкви. Он искал верных людей, которые обладали бы даром слова и убеждения и послушно проводили его линию среди духовенства.

    Таким человеком стал Феофан Прокопович, церковный деятель и писатель. Проповеди Феофана - всегда политические выступления, талантливое изложение официальной точки зрения. Их печатали в государственных типографиях и рассылали по церквам. Большие публицистические сочинения Феофана - "Духовный регламент" (1721г) и "Правда воли монаршей"(1722г) - написаны по поручению Петра. Они посвящены обоснованию неограниченной власти монарха над жизнью подданных.

    Разнообразно поэтическое творчество Прокоповича. Он сочиняет духовные вирши, элегии, эпиграммы. Его "Песнь победная на пресловутую победу Полтавскую"(1709) положила начало многочисленным одам восемнадцатого века на победы русского оружия.

    Феофан был не только практиком, но и теоретиком литературы. Он составил курсы " Поэтики" и " Риторики" (1706-1707г) на латинском языке. В этих трудах он отстаивал литературу, как искусство, подчиняющееся строгим правилам, приносящее" услаждение и пользу". В стихах он требовал ясности и осуждал "темноту" ученой поэзии XVII века. В "Риторике" он, вслед за европейскими авторами, предложил различать три стиля: "высокий","средний" и "низкий", закрепляя каждый из них за конкретными жанрами. Трактаты Прокоповича не были своевременно изданы, но стали известны теоретикам русского классицизма, - Ломоносов изучал их в рукописи.

    2. Эпоха классицизма

    Литература петровского времени во многом напоминала литературу ушедшего столетия. Новые идеи говорили старым языком - в церковных проповедях, школьных драмах, рукописных повестях. Только в 30-40-х годах в русской словесности открывается совершенно новая страница - классицизм. Однако, как и литература петровского времени, творчество писателей-классицистов (Кантемира, Сумарокова и других) тесно связана с текущей политической жизнью страны.

    В русской литературе классицизм появился позже, чем в западноевропейской. Он был тесно связан с идеями европейского просвещения, такими как: установление твердых и справедливых законов, обязательных для всех, просвещение и образование нации, стремление проникнуть в тайны мироздания, утверждение равенства людей всех сословий, признание ценности человеческой личности независимо от положения в обществе.

    Для русского классицизма характерна также система жанров, обращение к разуму человека, условность художественных образов. Важным было признание решающей роли просвещенного монарха. Идеалом такого монарха для русского классицизма был Петр Первый.

    После смерти Петра Первого в 1725 году возникла реальная возможность свертывания реформ и возвращения к старому образу жизни и правления. Было поставлено под удар все, что составляло будущее России: наука, просвещение, долг гражданина. Вот почему для русского классицизма особенно характерна сатира.

    Наиболее видным из первых деятелей новой литературной эпохи, пишущим в этом жанре был князь Антиох Дмитриевич Кантемир (1708-1744г. г) Его отец, влиятельный молдавский аристократ, был известным писателем и историком. Сам князь Антиох, хотя по писательской скромности и называл свой ум " недозрелым плодом недолгой науки", на самом деле был человеком образованнейшим по самым высоким европейским меркам. Латинскую, французскую и итальянскую поэзию он знал в совершенстве. В России его друзьями были архиепископ Феофан Прокопович и историк В.Н. Татищев. Последние двенадцать лет жизни Кантемир был посланником в Лондоне и Париже.

    С ранней молодости Антиох желал видеть окружавшее его дворянское общество образованным, свободным от предрассудков. Предрассудком же он считал следование древним нормам и обычаям.

    Кантемир более известен как автор девяти сатир. В них обличаются разные пороки, но главные враги поэта - святоша и бездельник - щеголь. Они выведены в строках первой сатиры "На хулящих учение". Во второй сатире "На зависть и гордость дворян злонравных" представлен ни на что не годный бездельник Евгений. Он проматывает состояние предков, надевая камзол стоимостью в целую деревню, и при том завидует успехам простых людей, которые добились высоких чинов своими заслугами перед царем.

    Мысль о природном равенстве людей - одна из самых смелых идей литературы того времени. Кантемир считал, что необходимо воспитать дворянство, чтоб не дать дворянину опуститься до состояния непросвещенного мужика:

    "Мало пользует тебя звать хоть сыном царским,

    Если нравом с гнусным ты не разнствуешь псарским. "

    Одну из своих сатир Кантемир специально посвятил воспитанию:

    "Главно воспитания в том состоит дело,

    Чтоб сердце, страсти изгнав, младенчее зрело

    В добрых нравах утвердить, чтоб чрез то полезен

    Сын твой был отечеству, меж людьми любезен и всегда желателен. "

    Кантемир писал и в других жанрах. Среди его произведений есть " высокие" (оды, поэма), "средние" (сатиры, стихотворные письма и песни) и " низкие" (басни). Он старался найти в языке средства, чтоб писать по-разному в разных жанрах. Но средств этих ему еще не хватало. Новый русский литературный язык не установился. Чем "высокий" слог отличается от "низкого", было не вполне ясно. Стиль самого Кантемира пёстр. Он пишет длиннющими фразами, выстроенными по латинскому образцу, с резкими синтаксическими переносами, нет никакой заботы о том, чтобы границы предложений совпадали с границей стиха. Читать его произведения очень сложно.

    Следующим ярким представителем русского классицизма, чье имя известно всем без исключения - является М.В. Ломоносов (1711-1765). Ломоносов в отличие от Кантемира врагов просвещения осмеивает редко. В его торжественных одах возобладало "утверждающее" начало. Поэт прославляет успехи России на поле брани, в мирной торговле, в науках и искусстве.

    "С Ломоносова начинается наша литература…он был ее отцом, ее Петром Великим". Так определил место и значение творчества Михаила Васильевича Ломоносова для русской литературы В.Г. Белинский.

    Родился М.В. Ломоносов близ города Холмогоры, на берегу Северной Двины, в семье зажиточного, но неграмотного крестьянина, занимавшегося мореходства. Мальчик чувствовал такую тягу к учению, что в 12 лет пошел из родной деревни пешком в Москву. Поэт Н. Некрасов рассказал нам, " как архангельский мужик по своей и Божьей воле стал разумен и велик".

    В Москве Михаил поступил в Славяно-греко-латинскую академию и, несмотря на то что жил в страшной нужде, блестяще закончил ее. В числе лучших выпускников академии Ломоносова направили учиться в Петербург, а затем, в 1736 году, - в Германию. Там Ломоносов прошел курс всех наук, как математических, так и словесных. В 1741 году Михаил Васильевич вернулся в Россию, где до конца жизни служил в Академии наук. Ему покровительствовал граф И.И. Шувалов, любимей императрицы Елизаветы. Поэтому и сам Ломоносов был в милости, что позволило по-настоящему развернуться его талантам. Он занимался множеством научных работ. В 1755 году по его предложению и плану был открыт Московский университет. В служебные обязанности Ломоносова входило также сочинение стихов к придворным праздникам, и большинство его од по таким случаям и написано.

    Литература XVIII в. занимает очень важное место в многовековом процессе литературного развития русского народа. Вырастая на почве, подготовленной древней русской письменностью и народным творчеством, литература XVIII в. впитывает передовые просветительские идеи, начинает вступать в семью наиболее развитых западноевропейских литератур. В первые десятилетия XVIII в. новая русская литература находится еще в младенческом состоянии.

    Большинство произведений этого времени дошло до нас без имени авторов. Грамотных людей было мало; литературные произведения, как правило, распространялись рукописным путем. Не созданы были еще художественные формы, необходимые для передачи нового содержания, которое несла развивающаяся жизнь русского общества. Неуклюж и тяжеловесен, заполнен церковнославянскими словами и оборотами язык, не развит стих. Но через эти устарелые формы, мало отличающиеся от привычных видов русской письменности предшествующего века, отражаются в литературе новые начала, внесенные в русскую жизнь преобразованиями Петра I, которые нанесли серьезный удар по старым, средневековым порядкам, спо - Собствовали развитию просвещения, науки. Благочестивые повести превращаются в «гистории» о славных подвигах русских «матросов» и «кавалеров» - представителей, как тогда говорилось, «Российской Европии»; в нескладных виршах (от латинского слова, означающего «стих») славятся уже не бог и святые, а воспеваются человеческие чувства.

    Большой шаг вперед новая русская литература делает в 30 - 50-е годы XVIII в. Это связано с активнейшей деятельностью первых крупных писателей - представителей новой русской литературы: А. Д. Кантемира (1708 - 1744), В. К.

    Тредиаковского (1703 - 1769), А. П. Сумарокова (1717 - 1777) и в особенности гениального деятеля русской науки и культуры М.

    В. Ломоносова (см. ст. «М.

    В. Ломоносов»). Эти четыре писателя принадлежали к различным слоям общества (Кантемир и Сумароков - к дворянской верхушке, Тредиаковский был выходцем из среды духовенства, Ломоносов - сыном крестьянина). Но все они боролись с приверженцами допетровской старины, ратовали за дальнейшее развитие просвещения, науки, культуры.

    В духе идей века Просвещения (как обычно именуют XVIII столетие) все они были сторонниками так называемого просвещенного абсолютизма: верили в то, что прогрессивные исторические преобразования может осуществить носитель верховной власти - царь. И в пример ставили деятельность Петра I. Прогрессивные идеи, которыми в большей или меньшей степени проникнута деятельность Кантемира, Тредиаковского, Ломоносова, Сумарокова, существенно повышают общественный вес и значение создаваемой ими новой русской литературы. Литература отныне выходит на передовые позиции общественного развития, становится в лучших своих проявлениях воспитательницей общества. Для нового содержания создаются новые формы. Усилиями Кантемира, Тредиаковского, Ломоносова и Сумарокова складывается в соответствии с развитием передовых европейских литератур первое большое литературное направление, которое стало господствующим на протяжении почти всего XVIII в., - Русский классицизм.

    Родоначальники и последователи классицизма основной целью литературы считали служение «пользе общества». Государственные интересы, долг перед отечеством должны были, по их понятиям, безусловно преобладать над частными, личными интересами. В противовес религиозному, средневековому мировоззрению высшим в человеке они считали его разум, законам которого должно полностью подчиняться и художественное творчество. Совершеннейшими, классическими (отсюда получило название и все направление) образцами прекрасного считали они замечательные создания античного, т.

    е. древнегреческого и древнеримского, искусства, которое выросло на почве религиозных представлений того времени, но в мифологических образах богов и героев, по существу, прославляло красоту, силу и доблесть человека. Все это составляло сильные стороны классицизма, но в них же заключалась и его слабость, ограниченность. Возвеличение ума шло за счет принижения чувства, непосредственного восприятия окружающей действительности. Создавая художественное произведение, писатель старался всячески приблизиться к античным образцам и строго следовать специально разработанным для этого теоретиками классицизма правилам (см.

    ст. «Классицизм во Франции»). Это стесняло свободу творчества, отрывало литературу от жизни, писателя - от современности и тем самым придавало его творчеству условный, искусственный характер. Самое же главное, что общественно-политический строй этой эпохи, основанный на угнетении простого народа, никак не соответствовал разумным понятиям о естественных, нормальных отношениях между людьми. Особенно резко такое несоответствие давало себя знать в самодержавно-крепостнической России XVIII в., где вместо просвещенного абсолютизма господствовал самый безудержный деспотизм. Поэтому именно в русском классицизме, который не случайно был начат сатирами Кантемира, стали усиленно развиваться обличительные, критические темы и мотивы.

    С особой силой сказалось это в последнюю треть XVIII в. - время дальнейшего усиления крепостнического гнета и тиранической диктатуры дворян-крепостников во главе с императрицей Екатериной II. Критическое отношение к бесправию, произволу и насилиям отвечало настроениям и интересам широких слоев русского общества.

    Общественная роль литературы все более повышается. Последняя треть века - наиболее цветущий период в развитии русской литературы XVIII столетия. Если в 30 - 50-е годы писателей можно было пересчитать по пальцам, то теперь появляются десятки новых писательских имен. Писатели-дворяне занимают преобладающее место. Но есть и немало писателей из низших классов, даже из числа крепостных крестьян.

    Возросшее значение литературы почувствовала сама императрица Екатерина II. Она начала весьма активно заниматься писательской деятельностью, но потерпела неудачу. На ее стороне были немногие и по большей части малозначительные авторы.

    Почти все крупные писатели, деятели русского просвещения - Н. И. Новиков, Д. И. Фонвизин, Молодой И. А. Крылов, А.

    Произведения неугодных царице писателей запрещались цензурой, а порой и публично сжигались «рукою палача»; их авторов жестоко преследовали, заключали в тюрьмы, приговаривали к смертной казни, ссылали в Сибирь. Но, несмотря на это, передовые идеи, которыми было наполнено их творчество, все больше проникали в сознание общества. Благодаря деятельности главным образом прогрессивных писателей замечательно обогащается сама литература. Создаются новые литературные роды и виды. В предыдущий период литературные произведения писались почти исключительно в стихах. Теперь возникают первые образцы художественной прозы.

    Стремительно развивается драматургия. Особенно широкий размах приобретает развитие сатирических жанров. Сатирики XVIII в.

    еще следуют правилам классицизма. Но в то же время в их творчестве все более широко отражаются картины и образы реальной жизни. Произведения критических писателей Новикова, Фонвизина, Радищева были прямыми предшественниками творчества основоположников русского критического реализма XIX в. - Пушкина, Гоголя.

    Сатира XVIII в. еще ограничена в политическом отношении. Бичуя произвол, насилие, взяточничество, неправосудие, царившие в стране, сатирики не связывали их с порождавшим все это самодержавно-крепостническим строем. По словам выдающегося русского критика Н. А.

    Добролюбова, они осуждали «злоупотребления того, Что в наших понятиях есть уже само по себе зло». Впервые негодующе обрушился не только на отдельные злоупотребления, а на все зло самодержавия и крепостничества в целом первый русский революционный писатель - А. Н. Радищев.

    На смену классицизму пришло новое литературное направление - Сентиментализм (от французского слова sentiment - чувство). В противовес классицизму писатели этого направления на первый план выдвигали именно чувство. Сентименталисты отстаивали права человека на независимую от гнета государственной абсолютистской машины личную жизнь. Равным образом отстаивали они свободу писателя от принудительных правил классицизма.

    Взамен аристократических героев од, поэм и трагедий классицизма с особой теплотой и сочувствием рисовали они в своих романах, повестях, часто имевших форму дневника, переписки, путевых записок, картины обычной жизни обыкновенных, простых людей. Наиболее характерным представителем и главой русского сентиментализма стал Н. М. Карамзин.

    Творчество его развернулось в 90 е годы, завершая собой, как и творчество А. Н. Радищева, русскую литературу XVIII в. Всего за семьдесят лет, начиная от первых произведений А. Д. Кантемира и В. К.