Башкиры — славный и мудрый народ. История и расселение башкир

Татары и башкиры относятся к тюркской языковой группе . Издревле эти народы проживали всегда рядом. У них много общих признаков, к которым относятся внешние и внутренние. Эти народы развивались и жили всегда в тесном контакте. Однако имеется ряд отличительных особенностей. Среда татарского народа также неоднородна и включает в себя следующие его ответвления:

  • Крымские.
  • Волжские.
  • Чулымские.
  • Кузнецкие.
  • Горские.
  • Сибирские.
  • Ногайские и пр.

Краткий экскурс в историю

Для того чтобы разобраться в них, необходимо совершить короткое путешествие в прошлое. До позднего Средневековья Тюркские народы вели кочевой образ жизни . Они делились на роды и племена, одними из которых и были «татары». Это название встречается у европейцев, которые пострадали от нашествий Монгольских ханов. Ряд отечественных учёных-этнографов сходятся во мнении, что у татар нет общих корней с монголами. Ими предполагается, что корни современных татар берут начало от поселений Волжских булгар. Башкиры же считаются коренным населением Южного Урала. Их этноним образовался примерно в 9-10 веке.

У башкир по антропологическим признакам несравненно больше сходства с монголоидными расами, нежели у татар. Основой для башкирского этноса послужили древнетюркские племена, которые генетически связаны с древними людьми, населявшими Юг Сибири, Среднюю и Центральную Азию. По мере расселения на Южном Урале башкиры начали вступать в тесные связи с финно-угорами.

Ореол распространения татарской национальности начинается от земель Сибири и заканчивается полуостровом Крым. При этом нужно отметить, что он, конечно отличаются по многим своим признакам. Население же башкир охватывает в основном, такие территории как Приуралье, Южный и Средний Урал. Но большая их часть проживает в рамках современных границ республик Башкортостан и Татарстан. Крупные анклавы встречаются в Свердловской, Пермской, Челябинской, Самарской и Оренбургской областях.

Чтобы подчинить непокорных и сильных татар русским царям пришлось приложить немало военных усилий. Примером является неоднократный штурм Казани русским войском. Башкиры же не с тали оказывать сопротивления Ивану Грозному и добровольно вошли в состав Российской империи. В истории башкир таких крупных битв не было.

Несомненно, историками отмечается периодическая борьба за независимость и того и другого народа. Достаточно вспомнить Салавата Юлаева, Канзафара Усаева, Бахтияра Канкаева, Сююмбике и др. И если бы они этого не сделали, их численность была скорее бы ещё меньше. Сейчас башкир в 4-5 раз меньше по численности, чем татар.

Антропологические различия

В лицах татарской национальности преобладают черты европейской расы. Эти признаки больше относятся к поволжско-приуральским татарам. Монголоидные черты присутствуют у этих народов, проживающих по ту сторону Уральских гор. Если подробнее описывать поволжских татар, коих большинство, то их можно разделить на 4 антропологических типа:

  • Светлые европеоидные.
  • Понтийские.
  • Сублапоноидные.
  • Монголоидные.

Изучение расовых особенностей антропологии башкир привело к выводу о чёткой территориальной локализации, чего нельзя сказать про татар. Башкиры в своей основной массе имеют монголоидные черты лица. Цвет кожи у большинства представителей этого народа смуглый.

Деления башкир по антропологическому признаку по мнению одного из учёных:

  • Южно-сибирский вид.
  • Субуральский.
  • Понтийский.

А вот у татар уже значительно преобладают европейские очертания лиц. Цвета кожного покрова более светлые.

Национальная одежда

Татары всегда любили очень яркие цвета одежды – красные, зелёные, синие.

Башкиры же обычно предпочитали более спокойные краски – жёлтые, розовые, голубые. Одежда этих народов подобает тому, как предписывают законы ислама – скромности.

Языковые различия

Различий между татарским и башкирским языком значительно меньше, чем это можно встретить в русском и белорусском, британском и американском. Но всё же у них есть свои грамматические и фонетические особенности.

Отличия в лексиконе

Имеется ряд слов, которые в переводе на русский язык имеют совсем другое значение. Например слова, кошка, далеко, нос, мать.

Различия в фонетике

В татарском языке нет некоторых специфических букв, которые характерны для башкирского. Из-за этого наблюдается небольшие различия в написании слов. Так, например, буквы «к» и «г» имеют разные произношения. Также у многих существительных во множественном числе различаются окончания слов. По причине фонетических различий, башкирский язык воспринимается мягче, чем татарский.

Вывод

Вообще вывод такой, что у этих народов, конечно же, больше сходств, чем отличий. Взять, к примеру, тот же язык, на котором разговаривают, одежду, внешние антропологические признаки и жизнь в быту. Основное сходство лежит в историческом развитии этих народов, а именно, в их тесном взаимодействии в длительном процессе сосуществования. Их традиционная религия – это ислам суннитского направления . Однако надо сказать, что казанский ислам более фундаментальный. Несмотря на то, что яркого воздействия религия на сознание башкир не имеет, те не менее он стал традиционной социальной нормой в жизни многих людей. Скромная жизненная философия правоверных мусульман наложила свой отпечаток на устройстве быта, отношении к материальным ценностям и взаимоотношениях людей.

    Введение 3

    1. Исторический очерк 4

    2. Башкиры - народы Южного Урала 8

    Заключение 14

    Список использованной литературы 15

Введение

Тюркские народы (тюрки) УРАЛА расселенные по обе стороны Среднего и Южного Урала от Поволжья до Приобья, составляют северо-западную часть обширного тюркского этнокультурного пространства, ограниченного Средиземноморьем (турки) и Восточной Сибирью (якуты).

Наряду с монгольскими и тунгусо-манчжурскими народами Тюрки относятся к алтайской языковой семье. На языках кыпчакской ветви тюркской группы говорят волго-уральские и сибирские татары, башкиры, ногайцы, казахи; язык чувашей образует булгарскую ветвь тюркской группы. Прародиной древних Тюрков многие исследователи считают предгорья Алтая и Саян. По древней легенде (зафиксированной китайскими источниками VI в. н. э.), тюркское племя произошло от четвертованного мальчика и укрывшей его в алтайской пещере волчицы. Там и родились 10 сыновей волчицы, одного из которых звали Ашина или Тюрк.

1. Исторический очерк

Башкиры (самоназвание башкорт) -- тюркоязычные кочевники, начавшие своё движение в нынешнюю Башкирию в IV в. со стороны южно - степной полосы. Этногенез башкир чрезвычайно сложен. Южный Урал и прилегающие степи, где произошло формирование народа, издавна были ареной активного взаимодействия разных культур и языков. Во 2-й пол. 1-го тыс. до н. э. на юге Башкирии жили ираноязычные скотоводы сарматы, на севере -- земледельческо-охотничьи племена ананьинскои культуры, предки финно-угорских народов. В 1-м тыс. н. э. начинается проникновение на Южный Урал тюрков кочевников, к кон. 1-го тыс. занявших всю Башкирию. Вытеснив и отчасти ассимилировав аборигенов, тюрк. племена, очевидно, сыграли решающую роль в сложении языка, культуры и физического облика Башкиров, в этногенезе башкиры участвовали огузо-печенежские племена, волжско-камские булгары, позднее -- кыпчаки (XI-- XIII вв.) и некоторые монгольские племена (XIII--XIV вв.). В арабских источниках башкиры упоминаются в IX--X вв. под наименованием «башгирд» («башгурд»). Так, по сообщению Ибн Фадлана, во время его путешествия (922) в Болгар, переправившись через р. Чаган (прав. приток Яика), посольство попало «в страну народа башгирд». Арабский географ и дипломат обзывает их «худшими из тюрок... более других посягающими на жизнь». Поэтому, вступив на их землю, арабы для безопасности высылали вперед вооружённый конный отряд. В IX--XIII вв. башкиры кочевали отдельными родами в Предуралье, на Юж. Урале и между рр. Волга и Яик (Урал). Занимались кочевым скотоводством, а также рыболовством, охотой и бортничеством. В X--XIII вв. у башкир началось разложение родовых отношений, и они стали кочевать уже отдельными группами в 10--30 семей. Длительное время у них сохранялось патриархальное рабство. В конце XII-- начало XIII вв. зарождаются феодальные отношения. В X--XIII вв. западные башкиры подчинялись Волжско-Камской Булгарии. Башкиры были идолопоклонниками, с X в. к ним из Булгарии начинает проникать ислам; верующие башкиры -- мусульмане-cyнниты. В 1229 на территории Башкирии вторглись татаро- монголы и к 1236 полностью покорили башкир, вошедших со своими кочевьями в улус Шейбани -- брата Бату-хана. Во 2-й пол. XV в., после распада Золотой Орды, южная и юго-восточная территория башкирских кочевий отошла к Ногайской орде, западной часть -- к Казанскому ханству, а северо - восточная -- к Сибирскому ханству. С присоединением (1552) к России Казанского ханства западные башкиры стали подданными Русского гос-ва. С 1557 почти все башкир. кочевья стали платить ясак русскому царю. В кон. XVI-- нач. XVII в. восточные башкиры также оказались под властью России. С 1586 началась активная колонизация русскими территориями башкирами с северо-востока и низовьев Яика. Сами себя башкиры «считали потомками ногайцев, на которых они действительно походили некоторыми физическими чертами, однако кыргызы называли их остяками и рассматривали башкир как соплеменников этого сибирского народа, смешанного с татарами. У горных башкир, вероятно, дольше всего сохранявших первоначальный тип в наибольшей чистоте, голова чаще всего была маленькой, но весьма широкой; между ними встречались рослые и сильные типы с правильными чертами лица, весьма схожие с трансильванскими мадьярами, отчего им довольно долго приписывалось угорское происхождение. У большинства башкир лицо плоское, кругловатое, нос небольшой, немного вздёрнутый, глаза маленькие, серые или карие, уши большие, борода редкая, физиономия добрая и приятная. И действительно, простые люди были очень добродушными, доброжелательными, приветливыми и принимали иноземцев с самым радушным гостеприимством, которое те часто употребляли хозяевам во зло. Медленные в работе, они далеко превосходили русских аккуратностью и исправностью. Как и казанские татары, башктры должны были покупать своих жен, но платеж калыма мог быть рассрочен на несколько лет, и частенько муж уводил свою живую собственность после уплаты лишь половины вена. В течение первого года молодая жена не имела права разговаривать со свекром и свекровью, обычай, встречающийся на Земле разве что только у негров Экваториальной Африки. Многие башкиры владели довольно большими отарами овец, стадами крупного рогатого скота, но предпочтение отдавали табунам лошадей, служившими им одновременно и верховыми, и упряжными, и ломовыми; животные давали им мясо, молоко (из кобыльего молока они изготавливали кумыс -- лечебный и алкогольный напиток) и кожи, из которых они делали себе одежду, кибитки, покрывала, ремни, мешки, или турсуки. Не редкость было встретить башкир, считавших свое состояние сотнями, даже тысячами лошадей. Башкиры (как, впрочем, и др. кочевые народы и племена) были необыкновенно ловкими наездниками; любимым из их воинских упражнений были конские скачки, представлявшие необыкновенно захватывающее и живописное зрелище. Пчеловодство также считалось одним из самых любимых занятий башкир, поэтому некоторые из этнографов даже пытались вывести и наименование народа -- «башкурт» из слова, означающего профессию пчеловодов. Башкиры довольно активно сопротивлялись проникновению русских в свои земли, поскольку те сразу же начинали распахивать их пастбища и луга, ставить на берегах речушек деревни, рыть рудники, сужая простор пастушеским кочевьям в их вековом передвижении вслед за своими отарами и табунами. Тщетно, однако, башкиры разоряли и выжигали русские селения, выкапывали даже русских покойников из могил, чтобы не оставалось ни одного московского человека -- ни живого, ни мертвого -- в их земле. После каждого такого восстания русские приходили снова, причем еще в большем числе, нежели прежде, теперь уже силой изгоняя башкир из их владений и строя на них новые города и селения. К середине XIX в. башкиры владели уже лишь третью прежних своих земель». Постепенное уменьшение пастбищ заставило башкир заняться земледелием: сначала они отдавали свою землю русским крестьянам (т. н. припущенникам) в аренду за ежегодную или единовременную плату, а затем потихоньку и сами стали приспосабливаться к труду земледельца. Многочисленные местные ханы стали родоначальниками дворянских и княжеских родов и вошли в состав росс. дворянства, а башкирские княжеские роды Аптуловых, Турумбетевых, Девлетшиных, Кулюковы и др. продолжали пользоваться, как и прежде, тарханством. Во время походов тарханы составляли особые отряды в русском войске, а уже к ним присоединялось ополчение, набиравшееся с тяглых и ясачных башкир; командовали ими всегда русские головы. Вскоре после принятия русского подданства башкиры, не желая доставлять ясак в Казань и страдая от набегов соседних племён, просили царя построить на их земле город, который бы защищал их и куда бы они свозили ясак. В 1586 воевода И. Нагой начал строительство г. Уфа, которая стала первым русским поселением в башкир, если не считать Елабуги, построенной на самой границе башкир. земель. В том же 1586, несмотря на противодействие ногайск. кн. Уруса, была построена и Самара. В воеводском наказе (1645) упоминается про острожек Мензелинск. В 1658 был построен г. Челябинск для прикрытия слобод, раскинувшихся по р. Исеть (в совр. Свердловской обл.). В 1663 уже раньше существовавший Бирск превращается в укрепление, стоявшее на середине дороги от Камы к Уфе. Одновременно с построением Уфы начинается колонизация края: татары, мещеряки, бобыли, тептери, черемисы и др. народности селятся у башкир как припущенники (новобашкиры), берут у них земли за оброк, а русские сначала занимают сибирские слободы (в современной Челябинской обл.), а затем начинают внедряться в коренные земли Башкирии Владимир Богуславский. Славянская энциклопедия. XVII век». М., ОЛМА-ПРЕСС. 2004.

.

2. Башкиры - народы Южного Урала

Автоэтноним «башкорт» состоит из двух частей: «главный» (баш) и «волк» (корт), то есть «волк-вожак» и, возможно, восходит к тотемическому герою-первопредку.

Основная территория расселения

Большая часть башкир проживает в Республике Башкортостан - 864 тыс. чел., что составляет 21,9 % населения республики. Башкиры также живут также в Пермской, Свердловской, Курганской, Тюменской областях. Кроме того башкиры проживают в Казахстане - 42 тыс.чел., Узбекистане - 35 тыс.чел., на Украине - 7 тыс.чел.

Этнические и этнографические группы

До 20 в. у башкир сохранялось племенное деление, всего насчитывалось около 40 племен и племенных групп: бурзян, усерган, катай, минг и др.

Язык

Башкирский: В башкирском языке выделяют южный - юрматынский и восточный - куваканский диалекты, а также северо-западную группу говоров. Среди части башкир распространен татарский язык.

Письменность

Письменность для башкирского языка сначала была создана на основе арабской графики, в 1929 г. ее перевели на латиницу, а с 1939 г. - на русскую графическую основу.

Религия

Мусульманство: Письменность для башкирского языка сначала была создана на основе арабской графики, в 1929 г. ее перевели на латиницу, а с 1939 г. - на русскую графическую основу.

Этногенез и этническая история

В формировании башкир основную роль сыграли тюркские кочевые племена, которые волнами приходили на территорию Южного Урала с востока, начиная с 4 в.н.э. Здесь эти племена вступали во взаимодействие с местным финно-угорским и ираноязычным населением. Большое значение для этногенеза башкир имело движение в Южное Приуралье печенежско-огузского населения в 8-10 вв., с ним связано и появление этнонима башкорт. Впервые как «ал-башгирд» он упоминается под 922 г. в описании путешествия на Волгу арабского путешественника Ибн-Фадлана. Процесс этногенеза башкир завершился к началу 13 в. Башкиры были составной частью населения Волжской Булгарии, а затем Золотой Орды и Казанского ханства. В середине 16 в. земли башкир вошло в состав Русского государства. В 1919 г. была создана Башкирская АССР в составе РСФСР, С 1992 г. название национальной государственности башкирского этноса - Республика Башкортостан.

Хозяйство

Традиционным занятием башкир издавна было полукочевое скотоводство, они разводили главным образом лошадей, а также овец, крупный рогатый скот, верблюдов. В теплое время года периодически производилась смена пастбищ, зимой возвращались в аулы, но значительная часть скота оставалась на тебеневке, копытами добывая корм из-под снега. Другими занятиями были охота, рыбная ловля, бортничество. Земледелие сначала играло незначительную роль, выращивались просо, ячмень, конопля и другие культуры. В лесной полосе преобладала подсечно-огневая система земледелия, в степной - переложная. Землю обрабатывали плугом-сабаном и различными типами борон. Роль земледелия стала возрастать с 17 в., и вскоре оно становится основным занятием, но кочевание в некоторых районах сохранялось до начала 20 в. В земледелии стала преобладать залежно-паровая и трехпольная системы, среди культур - озимая рожь и лен. Важную роль в лесной зоне играло пчеловодство, а в горах бортничество - сбор меда диких пчел. Повсеместно была распространена охота на волков, лосей, зайцев, куниц и другую дичь. Рыболовством башкиры занимались главным образом в северных районах, на зауральских озерах и горных речках. Развиты были подсобные занятия и промыслы - ткачество, деревообработка, кузнечное и ювелирное дело. Особую роль играла обработка шкур и кож, изготовление из них одежды и обуви. Гончарство было неразвито, преобладало употребление кожаной посуды. Башкиры широко занимались лесными промыслами - заготовкой древесины, гонкой дегтя, смолокурением и углежжением.

Традиционная одежда

Традиционная женская одежда состояла из длинного отрезного в талии платья с оборками, украшенного лентами и позументом, штанов с широким шагом, передника, камзола, украшенного позументом и золотыми монетами. Молодые женщины носили нагрудные украшения из кораллов и монет. Женским головным убором был чепец из коралловой сетки с серебряными монетами и подвесками, спускающейся по спине лопастью, расшитой бисером и раковинами каури. Девушки носили на головах шлемовидные шапочки, покрытые монетами. Были и другие виды женских и девичьих головных уборов. Женской обувью были кожаные туфли, сапоги, лапти. Верхней одеждой были распашные кафтаны и чекмени из цветного сукна с богатой отделкой. Разнообразны были женские и девичьи украшения - кольца, перстни, браслеты, серьги.

Мужской костюм был однотипен и состоял из рубахи туникообразного кроя, штанов с широким шагом, поверх них надевали короткую безрукавку - камзол, а выходя на улицу распашной кафтан - казакин или халатообразный бешмет из темной ткани. В холодную погоду надевали овчиный тулуп. Головными уборами мужчин были тюбитейки, различного рода меховые шапки. На ногах мужчины носили сапоги, ичиги, бахилы, в Приуралье - и лапти.

Традиционные поселения и жилища

Традиционным сельским поселением башкир был аул. В условиях кочевой жизни его местонахождение менялось, постоянные поселения появились с переходом к оседлости, как правило, на месте зимников. Для них сначала была характерна кучевая планировка, затем она сменяется уличной, при которой каждая группировка родственных семей занимала отдельные концы, улицы или кварталы. Количество дворов варьировало от нескольких десятков до 200-300 и более, в выселках было 10-20 дворов.

В условиях кочевого быта традиционным жилищем башкир была войлочная юрта со сборным деревянным каркасом тюркского (с полусферическим верхом) или монгольского (с коническим верхом) типа. Вход в юрту закрывался обычно кошмой. В центре находился открытый очаг, дым выходил в отверстие в куполе и через дверной проем. Справа от входа была женская половина, где размещалась утварь и хранились продукты, слева - мужская, здесь были сундуки с имуществом, оружие, конская упряжь. У полукочевых групп юрта была летним жилищем. В горно-лесных районах на летовках строилась бурама - срубная изба с земляным полом без потолка и окон, ее двухскатная крыша покрывалась корой. Известна была также кибитка - тирме. Стационарные жилища были различными: в степной зоне глинобитные, саманные, пластовые, в лесной и лесостепной - срубные, у зажиточных семей пятистенки и крестовики, иногда двухэтажные дома. Жилища делились на парадную и хозяйственно-будничную половины. Вдоль стен устраивались нары, их застилали кошмами или ткаными паласами, в углу был очаг или духовая русская печь, сбоку к ней пристраивался небольшой очажок. В состав дворовых построек входили конюшни, скотный двор, амбары, баня, они были немногочисленны и располагались свободно.

Пища

В пище башкир по мере перехода к земледелию, как основному занятию, росла значимость мучных и крупяных блюд, но овощи почти не употреблялись до 20-х годов 20 века. У кочевых групп преобладали молочные и мясные продукты. Одним из любимых блюд был бешбармак - мелконарезанная конина или баранина с бульоном. Впрок готовили вяленую колбасу из конского мяса и жира. Разнообразны были молочные блюда - различные виды творога и сыров. Из различных круп варили каши. Популярна была лапша на мясном или молочном бульоне, крупяные супы. Хлеб сначала употребляли пресный, кислый стал входить в рацион с 18 в. Наиболее распространенным напитком был айран - разбавленное кислое молоко, из алкогольных - кумыс на основе кислого кобыльего молока, буза из проросших зерен ячменя или полбы, бал из меда или сахара.

Социальная организация

В составе башкирских племен были родовые подразделения - аймаки, объединяющие группы родственных семей - потомков одного предка по мужской линии, они сохраняли обычаи экзогамии, взаимопомощи и др. В семейных отношениях большая семья постепенно уступала место малой, которая стала основной формой семьи в начале 20 в. В наследовании придерживались в основном миноратного принципа, по которому большая часть имущества доставалась младшему сыну, за что он должен был содержать престарелых родителей. Для брачных отношений было характерно многоженство (для богатых башкир), приниженное положение женщины, браки для малолетних. До начала 20 в. сохранялся обычай левирата - преимущественное право на брак с сестрой жены.

Духовная культура и традиционные верования

Для религиозных верований башкир было характерно переплетение ислама с языческими доисламскими представлениями. Это хорошо видно на примере обрядности жизненного цикла. Так, во время трудных родов, чтобы облегчить их, стреляли из ружья, царапали роженицу по спине лапкой норки. Через три дня после рождения ребенка устраивали праздник наречения имени, он сопровождался трапезой. Браки совершались по сватовству, но имело место умыкание невест, что освобождало от уплаты калыма. Размер его обсуждался во время свадебного сговора, в калым входили скот, деньги, одежда и другие ценности. Свадьбу справляли после его выплаты в доме родителей девушки, во время нее устраивали соревнования по борьбе, конные скачки и другие состязания развлекательного характера. Во время похорон тело умершего, завернутое в саван, приносили на кладбище и укладывали в нишу, устроенную в могильной яме. В некоторых районах над могилой сооружали бревенчатые домики.

Почитались природные объекты - озера, реки, леса, явления природы и некоторые виды животных и птиц. Существовала вера в низших духов - домового, водяного, лешего, албасты, а также верховное божество Тэнре. В сознании башкир-мусульман Тэнре слился с Аллахом, а низшие духи с исламскими демонами - джиннами и шайтанами. Для защиты от потусторонних сил носили обереги - кости и зубы животных, раковины каури, монеты, а также зашитые в кусочек кожи или бересты записки с изречениями из Корана.

Многочисленны были календарные праздники башкир: каргатуй («грачиный праздник») в честь прилета грачей, во время которого угощались ритуальной кашей, водили хороводы, соревновались в беге, остатки каши с заговором оставляли на поле, весенний сабантуй с ритуальным забоем животного, общей трапезой, состязаниями в беге, стрельбе из лука, боем мешками, праздник джин в середине лета, общий для целой округи, на котором решались важные общественные вопросы с совершением пиршеств, устраивались и общебашкирские джины.

В духовной жизни башкир большую роль играло песенно-музыкальное творчество: эпические сказания, обрядовые, бытовые, лирические песни сопровождались игрой на традиционных музыкальных инструментах - домре, кумызе, курае (род свирели).

Заключение

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что в формировании башкир основную роль сыграли тюркские кочевые племена, которые волнами приходили на территорию Южного Урала с востока, начиная с 4 в.н.э. Здесь эти племена вступали во взаимодействие с местным финно-угорским и ираноязычным населением. Большое значение для этногенеза башкир имело движение в Южное Приуралье печенежско-огузского населения в 8-10 вв., с ним связано и появление этнонима башкорт. Впервые как «ал-башгирд» он упоминается под 922 г. в описании путешествия на Волгу арабского путешественника Ибн-Фадлана. Процесс этногенеза башкир завершился к началу 13 в. Башкиры были составной частью населения Волжской Булгарии, а затем Золотой Орды и Казанского ханства. В середине 16 в. земли башкир вошло в состав Русского государства. В 1919 г. была создана Башкирская АССР в составе РСФСР, С 1992 г. название национальной государственности башкирского этноса - Республика Башкортостан.


В Башкортостане проживает около 4 млн. человек, которые по национальной языковой классификации относятся: к алтайской (башкиры, татары, чуваши, казахи), индоевропейской (русские, украинцы, белорусы, немцы, евреи, молдаване,армяне, латыши) и уральской (марийцы, мордва, удмурты) языковым семьям. Сложную картину представляет структура верований этих народов. Наибольшую распространенность среди верующего населения имеют две мировые религии - ислам (суннитского толка) и христианство (православие). Приверженцами ислама являются тюркоязычные башкиры, большинство татар, казахи, небольшая часть чувашей. Православие исповедует подавляющая часть верующих русских, украинцев, белорусов; оно распространено среди верующих чувашей, марийцев, мордвы, удмуртов, части татар. У финноугорских народов и чувашей бытуют также самобытные формы дохристианских религиозных воззрении: посещая церковь и почитая Христа, они поклоняются своим многочисленным богам и духам. Разных направлений верований придерживаются также русские (православие, старообрядцы), украинцы и белорусы (православные, католики), тюркоязычные татары (мусульмане - сунниты, кряшены) и чуваши (двоеверцы, соблюдающие в христианстве языческие обряды, мусульмане).

В Приуралье древнебашкирские племена появились, судя по письменным источникам, в IX в. Об этом свидетельствуют сообщения Ибн-Русте, ал-Балхи, относящиеся к IX-XI вв. О "народе из тюрок, называемом башгорд", обитавшем в X веке в Волго-Уральском междуречье, сообщал арабский путешественник Ахмед ибн-Фадлан. В Приуралье башкиры пришли сложившейся древней народностью с самобытной культурой, языком. На новой территории они вступали во взаимосвязи с аборигенным финно-угорским и сармато-аланским населением и, как более многочисленная народность, значительную часть их ассимилировали.

Определенное воздействие на национальный облик башкир оказали угро-финские народы. С конца XVII и особенно в XVIII вв. в связи со строительством городов-крепостей и городов-заводов на башкирских землях появляется русское население: Уральское казачье войско, работные люди, вольные переселенцы-крестьяне - оказавшие значительное воздействие на хозяйство и материальную культуру местных жителей.

В X -начале XIII вв. , в основном, западная часть башкир была в политической зависимости от Волжской Булгарии. К этому же времени относится начало проникновения в их среду ислама, распространяемого миссионерами из Средней Азии и Булгарии. В 1236 г. Башкирия была покорена монголами и вошла в состав раннефеодального государства - Золотая Орда. В конце XIII - начале XIV вв. она распалась, и на ее развалинах образовался ряд феодальных ханств. Башкиры оказались расчлененными между Ногайской ордой, Казанским и Сибирским ханствами, хотя политическое влияние последних не было решающим.

Для Башкирии XV - первой половины XVI вв. главным политическим фактором было ногайское господство. В первой половине XVI в. Ногайское ханство распалось на две орды: Большую и Малую. Башкирия осталась под властью Большой Ногайской орды. В середине XVI в. князь Исмаил признал себя вассалом Русского государства, что дало возможность башкирам окончательно освободиться от ига ногайских мурз и князей, казанских и сибирских ханов и войти в состав Русского государства.

Присоединение Башкирии к Русскому государству продолжалось с 1553-1554 гг. до 1557 г. Первыми в его состав вошли западные и северо-западные башкиры, земли которых впоследствии назывались Казанской дорогой. Затем русское подданство приняло население центральной, южной и юго-восточной части края. Впоследствии эта область называлась Ногайской дорогой. Под властью Сибирского ханства оставались северо-восточные и зауральские башкиры. Окончательно подданными России они стали лишь после полного разгрома царства Кучума.

Принимая башкир в число своих подданных, Русское государство брало на себя защиту их от набегов и грабежей соседних племен и народов, гарантировало их земельные права. Башкиры же обязались платить ясак, нести военную службу (за свой счет), участвовать в боевых походах, охранять юго-восточные границы России от набегов кочевников. На первых порах русские власти не вмешивались во внутреннее управление, не подвергали преследованию верования, обычаи и обряды башкир. Напротив, Иван Грозный завоевал среди коренного населения доселе невиданную популярность, как "добрый" и "милостивый" царь. Жалованные грамоты башкирам он давал потому, что в условиях жестокой борьбы с Казанским и Астраханским ханствами так диктовали интересы государства.

В конце XVIII - первой половине XIX вв. основная территория, населенная башкирами, входила в состав Оренбургской губернии. В 1798 г. в Башкирии была введена кантонная система управления, которая с небольшими изменениями просуществовала до 1865 г. Из башкирского и мишарского населения было сформировано иррегулярное войско, основной обязанностью которого была охрана Оренбургской пограничной линии. В 1865 г. Оренбургская губерния была разделена на две: Оренбургскую и Уфимскую. В состав последней вошли Белебеевский, Бирский, Мензелинский, Стерлитамакский, Уфимский, Златоустовский уезды. Административно-территориальное деление, предпринятое в 1865 г. , сохранялось неизменным до 1919 г.

Несколько дней спустя после социалистической революции- 15 ноября 1917 г. территории Оренбургской, Уфимской, Пермской, Самарской губерний, населенные башкирами, были провозглашены Башкирским областным советом (шуро) автономной частью Российской республики. Было образовано "правительство автономного Башкортостана". Однако последующие события не позволили реализовать намеченное. В марте 1919 г. было подписано "Соглашение центральной Советской власти с Башкирским правительством о Советской Автономной Башкирии", которым закреплялось образование Башкирской АССР.

Башкирская республика образовалась в пределах Малой Башкирии как федеративная часть РСФСР. Было создано 13 кантонов. Центром ее было село Темясово, с августа 1919 г. правительственные учреждения находились в г. Стерлитамаке. В составе Уфимской губернии в 1919 г. были уезды: Уфимский, Белебеевский, Бирский, Мензелинский, часть Златоустовского и Стерлитамакского уездов. На основании декрета ВЦИК от 14 июня 1922 г. Уфимская губерния была упразднена и ее уезды включены в состав Башкирской республики со столицей в г. Уфе. Современные границы установились в 1926 г.
В октябре 1990 г. Верховный Совет Башкортостана провозгласил Декларацию о государственном суверенитете республики.

Пользуясь термином "коренная национальность", "коренное население", авторы придерживаются определения, принятого Организацией Объединенных Наций и включающего четыре основных элемента: предсуществование (т. е. рассматриваемые жители являются потомкам людей, населявших какую-либо область до прибытия другого поселения); недоминирующее положение; культурные отличия и сознание принадлежности к коренному населению. Небашкирское население Башкирии, как это будет показано дальше,-переселенцы в башкирский край после его присоединения к Русскому государству.

Российская Федерация - многонациональная страна. Государство населяют различные народы, у которых свои верования, культура, традиции. В есть такой субъект РФ - Республика Башкортостан. Она входит в Этот субъект Российской Федерации граничит с Оренбургской, Челябинской и Свердловской областями, Пермским краем, Республиками в составе РФ - Удмуртией и Татарстаном. является город Уфа. Республика является первой автономией по национальному признаку. Она была образована еще в 1917 году. По численности населения (более четырех миллионов человек) она также занимает первое место среди автономий. Республику населяют преимущественно башкиры. Культура, религия, народа будут темой нашей статьи. Следует сказать, что башкиры проживают не только в Республике Башкортостан. Представителей этого народа можно встретить в других уголках Российской Федерации, а также на Украине и в Венгрии.

Что за народ - башкиры?

Это автохтонное население одноименной исторической области. Если составляет более четырех миллионов человек, то этнических башкиров в ней проживает всего 1172287 человек (согласно последней переписи 2010 года). Во всей Российской Федерации насчитывается полтора миллиона представителей этой народности. Еще около ста тысяч выехали за рубеж. Башкирский язык выделился из алтайской семьи западнотюркской подгруппы давно. Но письменность вплоть до начала ХХ века у них была на основе арабской вязи. В Советской Союзе «указом сверху» ее перевели на латиницу, а в годы правления Сталина - на кириллицу. Но не только язык объединяет народ. Скрепляющим фактором, позволяющим сохранить свою идентичность, является и религия. Большинство верующих башкир - мусульмане-сунниты. Ниже мы более подробно рассмотрим их религию.

История народа

По утверждениям ученых, древних башкир описывали еще Геродот и Клавдий Птолемей. «Отец Истории» называл их аргиппеями и указывал, что этот народ одевается по-скифски, но говорит на особом наречии. Китайские же хроники причисляют башкир к племенам гуннов. В «Книге Суй» (седьмое столетие) упоминаются народности Бей-Дин и Бо-Хан. Их можно идентифицировать как башкир и волжских булгар. Больше ясности вносят средневековые арабские путешественники. Приблизительно в 840 году Саллам ат-Тарджуман посетил край, описал его пределы и быт жителей. Он характеризует башкир как независимый народ, обитающий по обоим склонам Уральского хребта, между реками Волгой, Камой, Тоболом и Яиком. Это были полукочевые скотоводы, но очень воинственные. Арабский путешественник упоминает и анимизм, который исповедовали древние башкиры. Религия их подразумевала двенадцать богов: лета и зимы, ветра и дождя, воды и земли, дня и ночи, лошадей и людей, смерти. Главным над ними был Дух неба. В верования башкир также входили элементы тотемизма (некоторые племена почитали журавлей, рыб и змей) и шаманизма.

Большой исход к Дунаю

В девятом веке предгорья Урала в поисках лучших пастбищ покинули не только древние мадьяры. К ним присоединились и некоторые башкирские племена - кесе, еней, юрматы и некоторые другие. Эта кочевая конфедерация сначала осела на территории между Днепром и Доном, образовав страну Леведию. А в начале десятого столетия, под предводительством Арпада, она начала продвижение далее на запад. Перевалив через Карпаты, кочевые племена завоевали Паннонию и основали Венгрию. Но не следует думать, что башкиры быстро ассимилировались с древними мадьярами. Племена разделились и стали жить по обоим берегам Дуная. Верования башкир, которые успели исламизироваться еще в Приуралье, стали постепенно заменяться единобожием. Арабские хроники двенадцатого века упоминают, что на северном берегу Дуная обитают христиане-хункары. А на юге Венгерского королевства живут башгирды-мусульмане. Главным городом у них был Керат. Конечно, ислам в сердце Европы не мог существовать долго. Уже в тринадцатом столетии большинство башкиров перешло в христианство. А в четырнадцатом мусульман в Венгрии не оказалось совсем.

Тенгрианство

Но вернемся к ранним временам, до исхода части кочевых племен с Урала. Рассмотрим более подробно верования, которые тогда исповедовали башкиры. Религия эта называлась Тенгри - по имени Отца всего сущего и бога неба. Во Вселенной, по мнению древних башкиров, существует три зоны: земля, на ней и под ней. И в каждой из них была явная и невидимая часть. Небо делилось на несколько ярусов. На самом высшем обитал Тенгри-хан. У башкир, не знавших государственности, было, тем не менее, четкое понятие о Все остальные боги были ответственны за стихии или явления природы (смену времен года, грозу, дождь, ветер и т.д.) и безоговорочно подчинялись Тенгри-хану. Древние башкиры не верили в воскрешение души. Но они считали, что настанет день, и они оживут в теле, и будут жить дальше на земле заведенным мирским укладом.

Соединение с исламом

В десятом столетии на территории, населенные башкирами и волжскими булгарами, стали проникать мусульманские миссионеры. В отличие от крещения Руси, которое встретило яростное сопротивление языческого народа, кочевники-тенгрианцы приняли ислам без эксцессов. Понятие о религии башкир идеально соединилось с представлениями о едином Боге, которое дает Библия. Тенгри стал ассоциироваться у них с Аллахом. Тем не менее «нижние боги», ответственные за стихии и природные явления, еще долго были в почете. Да и сейчас след древних верований можно проследить в пословицах, обрядах и ритуалах. Можно сказать, что тенгрианство преломилось в массовом сознании народа, создав своеобразный культурный феномен.

Принятие ислама

Первые мусульманские захоронения на территории Республики Башкортостан датируются восьмым веком. Но, судя по предметам, найденным в могильнике, можно судить, что усопшие, скорее всего, были пришлыми людьми. На раннем этапе обращения местного населения в ислам (десятое столетие) сыграли большую роль миссионеры таких братств, как Накшбандийа и Ясавийа. Они прибывали из городов Средней Азии, преимущественно из Бухары. Это предопределило то, какую религию исповедуют башкиры сейчас. Ведь Бухарское царство придерживалось суннитского ислама, в котором тесно переплелись суфийские представления и ханафитские истолкования Корана. Но для западных соседей все эти нюансы мусульманства были непонятны. Францисканцы Иоанн-Венгр и Вильгельм, прожившие беспрерывно шесть лет в Башкирии, посылают в 1320 году такую реляцию Генералу своего ордена: «Мы нашли Государя Баскардии и почти всех его домочадцев совершенно зараженными сарацинскими заблуждениями». И это позволяет говорить о том, что в первой половине четырнадцатого века большинство населения края приняло ислам.

Присоединение к России

В 1552 году, после падения Башкирия вошла в состав Московского царства. Но местные старейшины оговорили права на некоторую автономию. Так, башкиры могли и дальше владеть своими землями, исповедовать свою религию и жить прежним укладом. Местная конница участвовала в сражениях русской армии против Ливонского ордена. Религия у татаров и башкир имела несколько разное значение. Вторые приняли ислам намного раньше. И религия стала фактором самоидентификации народа. С присоединением Башкирии к России, в край стали проникать догматические мусульманские культы. Государство, желающее держать под контролем всех верующих страны, учредило в 1782 году в Уфе муфтиат. Такое духовное засилье привело к тому, что в девятнадцатом столетии верующие края раскололись. Возникли традиционалистское крыло (кадимизм), реформаторское (джадидизм) и ишанизм (утративший сакральную основу суфизм).

Какая религия у башкир сейчас?

Начиная с семнадцатого столетия, в крае постоянно проходили восстания против могущественного северо-западного соседа. Особенно участились они в восемнадцатом веке. Эти восстания жестоко подавлялись. Но башкиры, религия которых была сплачивающим элементом самоидентификации народа, сумели сохранить свои права на верования. Они и дальше исповедуют ислам суннитского толка с элементами суфизма. Вместе с тем Башкортостан является духовным центром для всех мусульман Российской Федерации. В Республике действуют более трехсот мечетей, Исламский институт, несколько медресе. В Уфе расположено Центральное духовное управление мусульман РФ.

Народ сохранил и ранние доисламские верования. Изучая обряды башкир, можно увидеть, что в них проявляется удивительный синкретизм. Так, Тенгри превратился в сознании народа в единого Бога, Аллаха. Другие же идолы стали ассоциироваться с мусульманскими духами - злыми демонами или же благоприятно расположенными к людям джиннами. Особое место среди них занимают йорт эйяхе (аналог славянского домового), хыу эйяхе (водяной) и шурале (леший). Отличной иллюстрацией религиозного синкретизма служат обереги, где наряду с зубами и когтями животных, от сглаза помогают написанные на бересте изречения из Корана. Грачиный праздник Каргатуй носит следы культа предков, когда ритуальную кашу оставляли на поле. Немало обрядов, практикуемых при родах, похоронах и поминках, также свидетельствуют о языческом прошлом народа.

Другие религии в Башкортостане

Учитывая, что из всего населения Республики этнические башкиры составляют всего четверть, следует упомянуть и о других вероисповеданиях. Прежде всего, это православие, которое проникло сюда с первыми русскими поселенцами (конец XVI в.). Позже здесь прижились и старообрядцы. В XIX столетии в край приехали немецкие и еврейские мастера. Появились лютеранские кирхи и синагоги. Когда Польша и Литва стали частью Российской империи, в краю стали селиться военные и ссыльные католики. В начале ХХ века в Уфу переехала колония баптистов из Харьковской области. Многонациональность населения Республики послужила причиной и разнообразия верований, к которым очень толерантны коренные башкиры. Религия этого народа, с присущим ей синкретизмом, до сих пор остается элементом самоидентификации этноса.



1. История башкир

Колыбелью древнебашкирских племен был Тюркский каганат. Первые письменные известия о «народе из тюрок, называемом башкорт», оставили арабские авторы IX-XI веков. Переселившись в Приуралье, башкиры ассимилировали часть местного финно-угорского и скифо-сарматского населения.
В X веке западнобашкирские племена попали в политическую зависимость от Волжской Булгарии. А в 1236 году покоренная монголами Башкирия вошла в состав Золотой Орды. В этих условиях башкирский народ не мог создать собственное государственное образование.
После взятия Казани Иван Грозный обратился к башкирам с призывом войти в состав Русского государства.
Условия вхождения сохранились в русских летописях, а также в башкирских шажере (племенном эпосе). Башкиры обязались платить ясак пушниной и медом, а также нести военную службу. Русское правительство гарантировало башкирам защиту от притязаний ногайских и сибирских ханов; сохранило за башкирским народом занимаемые ими земли; обещало не посягать на религию башкир и обязалось не вмешиваться во внутреннюю жизнь башкирского общества.
Царские грамоты, обещавшие мир и спокойствие, произвели сильное впечатление на башкир. В 50-х годах XVI века башкирские племена изъявили желание перейти в российское подданство. Между прочим наш Иван Грозный завоевал среди башкир невиданную популярность, как добрый и милостивый «белый царь».
На первых порах русские власти свято соблюдали условия договорных грамот. Но с XVII века началось ущемление прав местных ханов и биев, захват племенных земель. Ответом был ряд восстаний, которые нанесли тяжелый урон обеим сторонам конфликта. Самым тяжелым для башкир является восстание 1735—1740 годов, в ходе которого, как считается, погиб едва ли не каждый четвёртый человек.
Последний раз башкиры подняли оружие против России в ходе знаменитой «пугачевщины». Башкирский сподвижник Пугачева Салават Юлаев остался в памяти башкир народным героем. Но для русского населения Поволжья это был кровавый изверг. По словам современников, православный мир «стонал и плакал» от его изуверств.
К счастью, эти межнациональные распри остались в прошлом.

2. Башкиры в Отечественной войне 1812 года

Герой Отечественной войны 1812 года Сергей Глинка писал в своих мемуарах: «Не только стародавние сыны России, но и народы, отличные языком, нравами, верою — и те, наравне с природными россиянами, готовы были умереть за землю русскую… Башкирцы оренбургские сами собой вызывались и спрашивали у правительства, не нужны ли их полки».
Действительно, башкирские формирования стали важной частью русской иррегулярной кавалерии. Всего в помощь русской армии башкиры выставили 28 конных полков. Башкирские всадники были одеты в кафтаны из синего или белого сукна, широкие шаровары в цвет кафтану с красными широкими лампасами, белый войлочный колпак и сапоги.
Вооружение башкирского воина составляли пика, сабля, лук и колчан со стрелами — ружья и пистолеты были у них редкостью. Поэтому французы шутливо прозвали башкир «амурами». Но свое допотопное вооружение башкиры использовали виртуозно. В одном современном документе читаем: «В сражении башкирец передвигает колчан со спины на грудь, берет две стрелы в зубы, а другие две кладет на лук и пускает мгновенно одну за другою». В сорока шагах башкирский воин не давал промаха.
Наполеоновский генерал Марбо в своих мемуарах писал об одном столкновении с башкирской конницей: «Они кинулись на нас бесчисленными толпами, но встреченные залпами из ружей, оставили на месте битвы значительное число убитых. Эти потери вместо того, чтобы охладить их исступление, только его подогрели. Они носились вокруг наших войск, точно рои ос. Настигнуть их было очень трудно».
Кутузов в одной из реляций отмечал храбрость, с которой «башкирские полки поражают неприятеля». После Бородинского сражения Кутузов вызвал к себе командира одного из башкирских полков, Кахым-туря, и, благодаря за храбрость в бою, воскликнул: «Ах и молодцы же вы, любезные мои башкирцы!» Кахым-туря передал слова военачальника своим конникам, и башкирские воины, воодушевленные похвалой, сочинили песню, в припеве которой повторялось: «Любезники, любизар, молодцы, молодцы!» Эта песня, воспевающая подвиги башкирских удальцов, прошедших с боями пол-Европы, и сегодня поется в Башкирии.

3. Башкирская свадьба

В свадебном обряде ярче всего проявляются национальные и религиозные традиции народа.
Древний обычай сговаривать своих детей еще в колыбели сохранялся у башкир до конца XIX века. Мальчик и девочка должны были укусить друг друга за уши, а родители жениха и невесты в знак заключения брачного договора пили батА, разведенный мед или кумыс из одной чашки.
Женились башкиры рано: юноша считался созревшим для свадьбы в 15 лет, девушка - в 13. Согласно традиции части башкирских племен, нельзя было брать жену из своего рода или волости. Но у другой части башкир был разрешен брак между родственники в пятом и шестом поколении.
У мусульманских народов (а башкиры исповедают ислам суннитского толка) брак считается действительным только тогда, когда он совершен с соблюдением соответствующих обрядов и освящен именем Аллаха. Такой свадебный обряд называется никАх.
В дом тестя приходит приглашенный мулла и спрашивает, согласны ли стороны вступить в брак. Молчание женщины принимается за ее согласие. Затем мулла читает изречения из Корана и делает запись в метрической книге.
Мулле за сделку обычно платят один процент стоимости калыма. В наши дни калым рассматривается как необязательное, но все же желательное условие брака.
По выплате всего калыма жених со своей родней отправлялся за женой к тестю. К его приезду тесть устраивал празднество туй, которое продолжалось два-три дня. В богатых домах в эти дни проходили скачки и состязания в национальной борьбе (кэрэш).
При вступлении в дом мужа молодая трижды становилась на колени перед родителями мужа и трижды ее поднимали. Затем совершался обмен подарками. На следующий день молодую вели по воду, с коромыслом и ведрами. С собой она брала мелкую серебряную монетку, привязанную к нитке, и бросала ее в воду, как бы в жертву водяному духу. На обратном пути смотрели, не расплещет ли молодая воду, что считалось неблагоприятным знаком. И только после этой церемонии жена, уже не стесняясь, открывала лицо мужу.

4. Кумыс

Первое упоминание о кумысе принадлежит «отцу истории» Геродоту, жившему в V веке до н.э. Он сообщил, что излюбленным напитком скифов было кобылье молоко, приготовленное по особому методу. По его словам, скифы тщательно охраняли секрет изготовления кумыса. Тех, кто разглашал эту тайну, ослепляли.
Одним из народов, которые сохранили для нас рецепт приготовления этого чудодейственного напитка, были башкиры.
Готовили кумыс в прежние времена в липовых или дубовых кадках. Вначале получали закваску - бродило. У башкир им служит кислое коровье молоко. Бродило замешивали с кобыльим молоком и давали настояться.
По времени созревания кумыс подразделяют на слабый (одни сутки), средний (двое суток) и крепкий (трое суток). Доля спирта в них составляет соответственно один, полтора и три процента.
Натуральный однодневный кумыс обладает диетическими и лечебными свойствами. Его не зря называют напитком долголетия и здоровья. Хорошо знакомый с бытом башкир писатель Сергей Тимофеевич Аксаков писал об оздоровительном действии кумыса: «Весной… начинается приготовление кумыса, и все, кто может пить - от грудного младенца до дряхлого старика - пьет целительный, благодатный напиток, и дивно исчезают все недуги голодной зимы и даже старости, полнотой одеваются осунувшиеся лица, румянцем покрываются бледные впалые щеки». В экстремальных условиях башкиры иногда питались одним кумысом, обходясь без другой пищи.
Еще в первой половине XIX века автор «Толкового словаря» Владимир Даль, врач по образованию, подметил антицинготное действие кумыса. Даль писал, что, привыкнув к кумысу, поневоле предпочтешь его всем без исключения напиткам. Он охлаждает, утоляет одновременно голод и жажду и придает особую бодрость, никогда не переполняя желудок.
По высочайшему повелению, в 1868 году московский купец Марецкий устроил первое кумысолечебное заведение близ Москвы (в нынешних Сокольниках).
Лечебные свойства кумыса высоко ценили многие выдающиеся ученые-медики. Например, Боткин называл кумыс «прекрасным средством» и считал, что приготовление этого напитка должно стать общим достоянием, как приготовление творога или простокваши.
Любой башкир подтвердит, что кумыс - отличная альтернатива пиву и коле.