Критический реализм в литературе начало 20 века. Реализм в литературе

Реалистическое направление в русской литературе на рубеже XX в. продолжали Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, создавший лучшие свои произведения, темой которых были идейные искания интеллигенции и «маленький» человек с его повседневными заботами, и молодые писатели И.А. Бунин и А.И. Куприн. В связи с распространением неоромантизма, в реализме появились новые художественные качества, отражающие действительность. Лучшие реалистические сочинения А.М. Горького отразили широкую картину русской жизни рубежа XX века с присущим ей своеобразием экономического развития и идейно-общественной борьбы. В конце XIX века, когда в обстановке политической реакции и кризиса народничества часть интеллигенции была охвачена настроениями общественного и нравственного упадка, в художественной культуре получило распространение декадентство, явление в культуре XIX-XX вв., отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний. Многие мотивы этого направления стали достоянием ряда художественных течений модернизма, возникших на рубеже XX в. Русская литература начала XX в., породила замечательную поэзию, и наиболее значительным направлением был символизм. Для символистов, веривших в существование иного мира, символ был его знаком, и представлял связь между двумя мирами. Один из идеологов символизма Д.С. Мережковский, романы которого пронизаны религиозно-мистическими идеям, считал преобладание реализма главной причиной упадка литературы, и провозглашал «символы», «мистическое содержание», как основу нового искусства. Наряду с требованиями «чистого» искусства символисты исповедовали индивидуализм, для них характерна тема «стихийного гения», близкого по духу к ницшеанскому «сверхчеловеку». Принято различать «старших» и «младших» символистов. «Старшие», В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, пришедшие в литературу в 90-е годы, период глубокого кризиса поэзии, проповедовали культ красоты и свободного самовыражения поэта. «Младшие» символисты, А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, С. Соловьев, на первый план выдвигали философские и теософские искания.Читателю символисты предлагали красочный миф о мире, созданном по законам вечной Красоты. Если к этому добавить изысканную образность, музыкальность и легкость слога, становится понятной устойчивая популярность поэзии этого направления. Влияние символизма с его напряженными духовными исканиями, пленительным артистизмом творческой манеры испытали не только сменившие символистов акмеисты и футуристы, но и писатель-реалист А.П. Чехов.

К 1910 г. «символизм закончил свой круг развития» (Н. Гумилев), его сменил акмеизм. Участниками группы акмеистов являлись Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам, В. Нарбут, М. Кузьмин. Они декларировали освобождение поэзии от символистских призывов к «идеальному», возвращение ей ясности, вещности и «радостное любование бытием» (Н. Гумилев). Акмеизму присущ отказ от нравственных и духовных исканий, склонность к эстетизму. А. Блок с присущим ему обостренным чувством гражданственности отметил главный недостаток акмеизма: «...они не имеют и не желают иметь тени представления о русской жизни и жизни мира вообще». Впрочем, не все свои постулаты акмеисты воплощали на практике, об этом свидетельствует психологизм первых сборников А. Ахматовой, лиризм раннего 0. Мандельштама. По существу, акмеисты были не столько организованным течением с общей теоретической платформой, сколько группой талантливых и очень разных поэтов, которых объединяла личная дружба. Одновременно возникло другое модернистское течение – футуризм, распадавшийся на несколько группировок: «Ассоциация эгофутуристов», «Мезонин поэзии», «Центрифуга», «Гилея», участники которой именовали себя кубофутуристами, будетлянами, т.е. людьми из будущего.

Из всех групп, в начале века провозглашавших тезис: «искусство - игра», наиболее последовательно воплощали его в своем творчестве футуристы. В отличие от символистов с их идеей «жизнестроения», т.е. преображения мира искусством, футуристы делали упор на разрушение старого мира. Общим для футуристов было отрицание традиций в культуре, увлечение формотворчеством. Скандальную известность получило требование кубофутуристов 1912 году «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого с Парохода современности». Группировки акмеистов и футуристов, возникшие в полемике с символизмом, на практике оказались весьма близки ему и тем, что в основе их теорий лежали индивидуалистическая идея, и стремление к созданию ярких мифов, и преимущественное внимание к форме.

Были в поэзии этого времени яркие индивидуальности, которые невозможно отнести к определенному течению – М. Волошин, М. Цветаева. Ни одна другая эпоха не дала такого обилия деклараций собственной исключительности. Особое место в литературе рубежа веков заняли крестьянские поэты, как Н. Клюев. Не выдвигая четкой эстетической программы, свои идеи (соединение религиозно-мистических мотивов с проблемой защиты традиций крестьянской культуры) они воплощали в творчестве. «Клюев народен потому, что в нем сживается ямбический дух Боратынского с вещим напевом неграмотного олонецкого сказителя» (Мандельштам). С крестьянскими поэтами, особенно с Клюевым, был близок в начале пути С. Есенин, соединивший в своем творчестве традиции фольклора и классического искусства.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13

Наследуя традиции прошлого, в том числе аналитизм, интерес к социальной сфере, реализм XX века отличается по палитре приемов от реализма века минувшего. Вспомним, что реализм существовал и до того, как появился сам термин: ни Бальзак, ни Стендаль себя реалистами не называли. Нередко синонимом нашему пониманию реализма выступал романтизм, и только во второй половине XIX века происходит размежевание терминов - в трудах Ж. Шанфлери и Э. Дюранти, хотя в осмысление реализма на теоретическом уровне внесли свою лепту и просветители (Дидро, Лессинг). Основные положения реализма вытекают из художественной практики выдающихся мастеров слова разных эпох. Сложилась своеобразная теория, ориентированная на познание и объяснение в художественной литературе проблем человеческого бытия, согласно которой литература - форма художественного познания мира. Дидро считал, например, что художник в той же мере, как и ученый или философ, должен постигнуть смысл бытия и человеческого существования. Достоевский отвечал тем, кто называл его психологом, что считает себя лишь реалистом в высшем смысле, то есть изображает все глубины души человеческой.

В реализме XIX века утвердился пафос отрицания и критики, социальный подход при анализе действительности, требование правдивости и типизации. На какое-то время за реализмом закрепилось почти монопольное право на правду жизни: вульгаризаторские подходы при этом упрощали оба понятия - и реализма, и жизни. Со временем пробивается более точное суждение о том, что понятие жизненной правды шире, чем реализм, и многие другие методы, к примеру романтизм, натурализм, сентиментализм и, наконец, модернизм, каждый по-своему раскрывают различные стороны действительности, многообразной и не до конца познанной. Теория реализма подвижна, как и богатейшая практика не отстающего от развития мира и человека искусства слова, она развивается, обогащается, разрушая догмы дефиниций и узость критериев.

Реализм XX века имеет дело с принципиально иной социальной действительностью, нежели реализм века предыдущего. Это войны и диктаторские перевороты, социальные и национально-освободительные революции, левые художественные течения, авангардизм и иррационализм. Реализм XX века имеет дело также и с иным уровнем научного осмысления мира и человека, учитывает психоанализ Фрейда и его последователей, философию экзистенциализма, сталкивается с невиданным взлетом веры в Человека и разочарованием в просветительской формуле гуманизма. Все это не может не влиять на реалистический тип художественного мышления, не может не менять в реализме прежние стандарты и соотношения описательности, подражательности и вымысла, индивидуализации и типизации, критерии правды жизни.

Реализм XX века отказался от копирования и зеркального повторения действительности в формах самой жизни, от приоритетности принципа мимесиса и стал широко внедрять приемы опосредованного познания мира. На смену традиционным описательным формам пришли аналитическое исследование (Т. Манн - "Доктор Фаустус" и "Волшебная гора"), эффект "остранения" (Брехт), ирония и подтекст (Хемингуэй), гротеск, фантастическое и условное моделирование (Гомбрович, Булгаков). Реализм продуктивно использует и многие модернистские приемы, например "поток сознания" (У. Фолкнер), деформацию, суггестивность, абсурд и другие ранее недоступные приемы, обогащающие его стилистику.

Классик норвежской литературы Кнут Гамсун (1859- 1952), автор романа "Голод" (1890), снискавшего сенсационный успех, называл свой метод "психологическим реализмом", ибо он призван воссоздавать, по словам автора, "бессознательную жизнь души, подсознательные и неконтролируемые чувства". Напрасно искать традиционный сюжет в этом романе, где показан не тип, а "индивид, сотканный из нервов, из абсурднейших мелочей... ранимая, впечатлительная натура". Напрасно укладывать метод Гамсуна в традиционные понятия. В письме к критикам Гамсун пояснял: "Я предпринял попытку создать не роман, а книгу, без свадеб, путешествий и балов у знати, книгу о тончайших движениях страдающей человеческой души, об исключительном, удивительном мире чувств, мистериях нервов, разыгрывающихся в душе изнуренного голодом существа".

Внимание к коренным проблемам бытия и приоритет общечеловеческих ценностей в реализме XX века продолжают линию, наиболее полно выраженную в творчестве Льва Толстого и Федора Достоевского, Анатоля Франса и Бернарда Шоу. Философия входит в литературу в новом качестве, как прием, глубоко проникает в художественную ткань произведения, его структуры. Продуктивно развивается жанр притчи (Кафка, Чапек, Камю, Экзюпери). Меняется герой, человек предстает значительно более усложненным и нередко непредсказуемым в своих поступках (Пиранделло, Фолкнер). Литература стремится проникнуть в сферу иррационального и в подсознание, исследует бессознательное и сферу инстинктов, по-новому трактует биологическое в человеке (Д. Лоуренс, Ю. О"Нил). Автор перестает быть всевидящим и всеведущим демиургом, не утрачивая при этом своего первостепенного значения.

Меняется и жанровая палитра романа в результате диффузии жанровых разновидностей, взаимопроникновения, скажем, романа научно-фантастического и политического, детективного и философского, семейного и авантюрного. Следует отметить, что попытки их совмещения делались и ранее (Свифт, Фиддинг, Дефо, По), однако только в XX веке, и не без влияния модернизма, структуры романа утратили нормативность. Поворот от социума к личности, от типического к индивидуальному повлиял на жанр эпопеи и определил ее интерес к субъекту. Термин "субъективная эпопея", впервые употребленный Луначарским применительно к роману Марселя Пруста, в литературе второй половины века используется довольно широко, когда речь вдет о романах, где центром скрещения сюжетных линий и проблем является индивидуальное сознание.

Все эти стилевые приемы и формы характеризуют одну из тенденций в реализме XX века, не единственную. Наряду с ней продолжает существовать тенденция классического реализма, следующего канонам, выработанным в прошлом веке, гуманизму и оптимистическому взгляду на историю и человека (Сельма Лагерлеф, Герхард Гауптман). Условно-метафорические и фантастические формы, с одной стороны, и описательные, повторяющие мир зеркально, с другой, не следует противопоставлять, ибо на практике они нередко соседствуют. Выделенные в лабораторных условиях профессионального подхода, они могут иллюстрировать богатые возможности субъективного и объективного, о чем хорошо сказал польский поэт Тадеуш Ружевич: «Я пишу о себе, воссоздаю себя, но не описываю себя. А между этими понятиями колоссальная разница, как между волом и "воловьей тушей"».

Реализм - живой, развивающийся метод, закрепленный прежде всего в сфере подхода к действительности. Он вбирает в себя, как убеждает опыт выдающихся реалистов XX века от Фолкнера до Маркеса, Кобо Абэ и Курта Воннегута, открытия мастеров прошлого: космичность и универсализм автора "Фауста", тончайший психологизм Стерна, фантасмагоричность Гофмана, философичность просветителей, скрупулезный анализ натуралистов и беспредельность мечты романтиков. Реализм постоянно обогащается новыми формами, приемами, образами.

Реализм, как известно, появился в русской литературе в первой половине 19 века и на протяжении всего столетия существовал в рамках его критического течения. Однако заявивший о себе в 1890-х годах символизм - первое модернистское направление в русской литературе - резко противопоставил себя реализму. Вслед за символизмом возникли и другие нереалистические направления. Это неизбежно привело к качественному преображению реализма как метода изображения действительности.

Символисты высказали мнение, что реализм лишь скользит по поверхности жизни и не способен проникнуть в суть вещей. Их позиция не была безошибочной, но с тех пор началось в русском искусстве противоборство и взаимовлияние модернизма и реализма .

Примечательно, что модернисты и реалисты, внешне стремясь к размежеванию, внутренне обладали общей устремленностью к глубинному, сущностному познанию мира. Неудивительно поэтому, что писатели рубежа веков, причислявшие себя к реалистам, понимали, насколько тесны рамки последовательного реализма, и стали осваивать синкретичные формы повествования, позволяющие соединить реалистическую объективность с романтическими, импрессионистическими и символистскими принципами.

Если реалисты ХIХ века пристальное внимание уделяли социальной природе человека, то реалисты ХХ века соотносили эту социальную природу с психологическими, подсознательными процессами , выражающимися в столкновении разума и инстинкта, интеллекта и чувства. Проще говоря, реализм начала ХХ века указал на сложность природы человека, отнюдь не сводимой только лишь к его социальному бытию. Не случайно и у Куприна, и у Бунина, и у Горького план событий, окружающая обстановка едва обозначены, зато дан утонченный анализ душевной жизни персонажа. Авторский взгляд всегда устремлен за пределы пространственного и временнóго существования героев. Отсюда - появление фольклорных, библейских, культурологических мотивов и образов, что позволяло расширить границы повествования, привлечь читателя к сотворчеству.

В начале 20 века в рамках реализма выделяют четыре течения :

1) критический реализм продолжает традиции 19 века и предполагает акцент на социальной природе явлений (в начале 20 века это произведения А.П. Чехова и Л.Н. Толстого),

2) социалистический реализм - термин Ивана Гронского, обозначающий изображение действительности в её историко-революционном развитии, анализ конфликтов в контексте классовой борьбы, а поступков героев - в контексте пользы для человечества ("Мать" М. Горького, а впоследствии - большинство произведений советских писателей),

3) мифологический реализм сложился ещё в античной литературе, однако в 20 веке под М.Р. стали понимать изображение и осмысление реальной действительности через призму известных мифологических сюжетов (в зарубежной литературе ярким примером служит роман Дж. Джойса "Улисс", а в русской литературе начала 20 века - повесть "Иуда Искариот" Л.Н. Андреева)

4) натурализм предполагает изображение действительности с предельным правдоподобием и детализацией, зачастую неприглядной ("Яма" А.И. Куприна, "Санин" М.П. Арцыбашева, "Записки врача" В.В. Вересаева)

Перечисленные особенности русского реализма вызывали многочисленные споры о творческом методе писателей, сохранявших верность реалистическим традициям.

Горький начинает с неоромантической прозы и приходит к созданию социальных пьес и романов, становится родоначальником социалистического реализма.

Творчество Андреева всегда находилось в пограничном состоянии: модернисты считали его «презренным реалистом», а для реалистов, в свою очередь, он был «подозрительным символистом». При этом принято считать, что его проза реалистична, а драматургия тяготеет к модернизму.

Зайцев , проявляя интерес к микросостояниям души, создавал импрессионистическую прозу.

Попытки критиков дать определение художественному методу Бунина привели к тому, что сам писатель сравнивал себя с чемоданом, обклеенным огромным количеством ярлыков.

Сложное мироощущение писателей-реалистов, разнонаправленная поэтика их произведений свидетельствовали о качественном преображении реализма как художественного метода. Благодаря общей цели - поиску высшей истины - в начале 20 века произошло сближение литературы и философии, наметившееся еще в творчестве Достоевского и Л. Толстого.

19.ЭПОХА МОДЕРНА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ И ИХ ОСОБЕННОСТИ...

Мо­дер­низм – это еди­ный ху­до­же­ствен­ный поток. Ветви же мо­дер­низ­ма: сим­во­лизм, ак­ме­изм и фу­ту­ризм - имели свои осо­бен­но­сти.

В Рос­сии сим­во­лизм воз­ник в 90-х гг. 19 в. и на своем пер­во­на­чаль­ном этапе (К. Д. Баль­монт, ран­ний В. Я. Брю­сов и А. Доб­ро­лю­бов, а в даль­ней­шем – Б. Зай­цев, И. Ф. Ан­нен­ский, Ре­ми­зов) вы­ра­ба­ты­ва­ет стиль упа­доч­но­го им­прес­си­о­низ­ма, ана­ло­гич­но­го фран­цуз­ско­му сим­во­лиз­му.

Рус­ские сим­во­ли­сты 1900-х гг. (В. Ива­нов, А. Белый, А. А. Блок, а также Д. С. Ме­реж­ков­ский, С. Со­ло­вьев и дру­гие), стре­мясь пре­одо­леть пес­си­мизм, пас­сив­ность, про­воз­гла­си­ли ло­зунг дей­ствен­но­го ис­кус­ства, пре­об­ла­да­ние твор­че­ства над по­зна­ни­ем.

Ма­те­ри­аль­ный мир ри­су­ет­ся сим­во­ли­ста­ми как маска, сквозь ко­то­рую про­све­чи­ва­ет по­ту­сто­рон­нее. Ду­а­лизм на­хо­дит вы­ра­же­ние в дву­план­ной ком­по­зи­ции ро­ма­нов, драм и "сим­фо­ний". Мир ре­аль­ных яв­ле­ний, быта или услов­ной фан­та­сти­ки изоб­ра­жа­ет­ся гро­теск­но, дис­кре­ди­ти­ру­ет­ся в свете "транс­цен­ден­таль­ной иро­нии". Си­ту­а­ции, об­ра­зы, их дви­же­ние по­лу­ча­ют двой­ное зна­че­ние: в плане изоб­ра­жа­е­мо­го и в плане озна­ме­но­вы­ва­е­мо­го.

Сим­вол – это пучок смыс­лов, ко­то­рые рас­хо­дят­ся в раз­ные сто­ро­ны. За­да­ча сим­во­ла_ предъ­явить со­от­вет­ствия.

Сим­во­лизм также со­зда­ет свои слова – сим­во­лы. Сна­ча­ла для таких сим­во­лов ис­поль­зу­ют­ся вы­со­кие по­э­ти­че­ские слова, затем – про­стые. Сим­во­ли­сты счи­та­ли, что ис­чер­пать смысл сим­во­ла невоз­мож­но.

Сим­во­лизм из­бе­га­ет ло­ги­че­ско­го рас­кры­тия темы, об­ра­ща­ясь к сим­во­ли­ке чув­ствен­ных форм, эле­мен­ты ко­то­рых по­лу­ча­ют осо­бую смыс­ло­вую на­сы­щен­ность. Сквозь ве­ще­ствен­ный мир ис­кус­ства "про­све­чи­ва­ют" ло­ги­че­ски невы­ра­жа­е­мые "тай­ные" смыс­лы. Вы­дви­гая чув­ствен­ные эле­мен­ты, сим­во­лизм от­хо­дит в то же время от им­прес­си­о­ни­сти­че­ско­го со­зер­ца­ния раз­роз­нен­ных и са­мо­до­вле­ю­щих чув­ствен­ных впе­чат­ле­ний, в пест­рый поток ко­то­рых сим­во­ли­за­ция вно­сит из­вест­ную цель­ность, един­ство и непре­рыв­ность.

За­да­ча сим­во­ли­стов - по­ка­зать, что мир полон тайн, ко­то­рые от­крыть невоз­мож­но.

Ли­ри­ка сим­во­лиз­ма неред­ко дра­ма­ти­зи­ру­ет­ся или при­об­ре­та­ет эпи­че­ские черты, рас­кры­вая строй "об­щезна­чи­мых" сим­во­лов, пе­ре­осмыс­ли­вая об­ра­зы ан­тич­ной и хри­сти­ан­ской ми­фо­ло­гии. Со­зда­ет­ся жанр ре­ли­ги­оз­ной поэмы, сим­во­ли­че­ски трак­то­ван­ной ле­ген­ды (С. Со­ло­вьев, Д. С. Ме­реж­ков­ский). Сти­хо­тво­ре­ние те­ря­ет ин­тим­ность, ста­но­вит­ся по­хо­жим на про­по­ведь, про­ро­че­ство (В. Ива­нов, А. Белый).

Новое мо­дер­нист­ское те­че­ние, ак­ме­изм , по­яви­лось в рус­ской по­э­зии в 1910-х гг. как про­ти­во­по­став­ле­ние край­не­му сим­во­лиз­му. В пе­ре­во­де с гре­че­ско­го, слово «akme» озна­ча­ет выс­шую сте­пень че­го-ли­бо, рас­цвет, зре­лость. Ак­ме­и­сты вы­сту­па­ли за воз­вра­ще­ние об­ра­зам и сло­вам их пер­во­на­чаль­но­го зна­че­ния, за ис­кус­ство ради ис­кус­ства, за по­э­ти­за­цию чувств че­ло­ве­ка. Отказ от ми­сти­ки – это и было глав­ной чер­той ак­ме­и­стов.

Для сим­во­ли­стов – глав­ное ритм и му­зы­ка, зву­ча­ние слова, то для ак­ме­и­стов - форма и веч­ность, пред­мет­ность.

В 1912 г. поэты С. Го­ро­дец­кий, Н. Гу­ми­лев, О. Ман­дель­штам, В. Нар­бут, А. Ах­ма­то­ва, М. Зен­ке­вич и неко­то­рые дру­гие объ­еди­ни­лись в кру­жок «Цех по­этов».

Ос­но­во­по­лож­ни­ка­ми ак­ме­из­ма были Н. Гу­ми­лев и С. Го­ро­дец­кий. Ак­ме­и­сты на­зы­ва­ли свое твор­че­ство выс­шей точ­кой до­сти­же­ния ху­до­же­ствен­ной прав­ды. Они не от­ри­ца­ли сим­во­лиз­ма, но были про­тив того, что сим­во­ли­сты уде­ля­ли так много вни­ма­ния миру та­ин­ствен­но­го и непо­знан­но­го. Ак­ме­и­сты ука­зы­ва­ли, что непо­зна­ва­е­мое, по са­мо­му смыс­лу этого слова, нель­зя по­знать. От­сю­да стрем­ле­ние ак­ме­и­стов осво­бо­дить ли­те­ра­ту­ру от тех непо­нят­но­стей, ко­то­рые куль­ти­ви­ро­ва­лись сим­во­ли­ста­ми, и вер­нуть ей яс­ность и до­ступ­ность. Ак­ме­и­сты ста­ра­лись всеми си­ла­ми вер­нуть ли­те­ра­ту­ру к жизни, к вещам, к че­ло­ве­ку, к при­ро­де. Так, Гу­ми­лев об­ра­тил­ся к опи­са­нию эк­зо­ти­че­ских зве­рей и при­ро­ды, Зен­ке­вич – к до­и­сто­ри­че­ской жизни земли и че­ло­ве­ка, Нар­бут – к быту, Анна Ах­ма­то­ва – к углуб­лен­ным лю­бов­ным пе­ре­жи­ва­ни­ям.

Стрем­ле­ние к при­ро­де, к «земле» при­ве­ло ак­ме­и­стов к на­ту­ра­ли­сти­че­ско­му стилю, к кон­крет­ной об­раз­но­сти, пред­мет­но­му ре­а­лиз­му, что опре­де­ли­ло целый ряд ху­до­же­ствен­ных при­е­мов. В по­э­зии ак­ме­и­стов пре­об­ла­да­ют «тя­же­лые, уве­си­стые слова», ко­ли­че­ство имен су­ще­стви­тель­ных зна­чи­тель­но пре­вос­хо­дит ко­ли­че­ство гла­го­лов.

Про­из­ве­дя эту ре­фор­му, ак­ме­и­сты в осталь­ном со­гла­ша­лись с сим­во­ли­ста­ми, объ­явив себя их уче­ни­ка­ми. По­ту­сто­рон­ний мир для ак­ме­и­стов оста­ет­ся ис­ти­ной; толь­ко они не де­ла­ют его цен­тром своей по­э­зии, хотя по­след­ней ино­гда не чужды ми­сти­че­ские эле­мен­ты. Про­из­ве­де­ния Гу­ми­ле­ва «За­блу­див­ший­ся трам­вай» и «У цыган» сплошь про­ни­за­ны ми­сти­циз­мом, а в сбор­ни­ках Ах­ма­то­вой, вроде «Четок», пре­об­ла­да­ют лю­бов­но-ре­ли­ги­оз­ные пе­ре­жи­ва­ния.

Ак­ме­и­сты воз­вра­ти­ли бы­то­вые сцены.

Ак­ме­и­сты ни в коем слу­чае не яв­ля­лись ре­во­лю­ци­о­не­ра­ми по от­но­ше­нию к сим­во­лиз­му, ни­ко­гда себя та­ко­вы­ми и не счи­та­ли; они ста­ви­ли своей ос­нов­ной за­да­чей толь­ко сгла­жи­ва­ние про­ти­во­ре­чий, вне­се­ние по­пра­вок.

В той части, где ак­ме­и­сты вос­ста­ли про­тив ми­сти­ки сим­во­лиз­ма, они не про­ти­во­по­ста­ви­ли по­след­не­му на­сто­я­щей ре­аль­ной жизни. От­верг­нув ми­сти­ку как ос­нов­ной лейт­мо­тив твор­че­ства, ак­ме­и­сты на­ча­ли фе­ти­ши­зи­ро­вать вещи как та­ко­вые, не умея син­те­ти­че­ски по­дой­ти к дей­стви­тель­но­сти, по­нять ее ди­на­ми­ку. Для ак­ме­и­стов вещи ре­аль­ной дей­стви­тель­но­сти имеют зна­че­ние сами по себе, в ста­ти­че­ском со­сто­я­нии. Они лю­бу­ют­ся от­дель­ны­ми пред­ме­та­ми бытия, при­чем вос­при­ни­ма­ют их та­ки­ми, какие они есть, без кри­ти­ки, без по­пы­ток осо­знать их во вза­и­мо­от­но­ше­нии, а непо­сред­ствен­но, по-зве­ри­но­му.

Ос­нов­ные прин­ци­пы ак­ме­из­ма:

Отказ от сим­во­лист­ских при­зы­вов к иде­аль­но­му, ми­сти­че­ской ту­ман­но­сти;

При­ня­тие зем­но­го мира таким, какой он есть, во всей его кра­соч­но­сти и мно­го­об­ра­зии;

Воз­вра­ще­ние слову пер­во­на­чаль­но­го зна­че­ния;

Изоб­ра­же­ние че­ло­ве­ка с его ис­тин­ны­ми чув­ства­ми;

По­э­ти­за­ция мира;

Вклю­че­ние в по­э­зию ас­со­ци­а­ций с пред­ше­ству­ю­щи­ми эпо­ха­ми.

Ак­ме­изм про­су­ще­ство­вал не очень долго, но внес боль­шой вклад в раз­ви­тие по­э­зии.

Фу­ту­ризм (в пе­ре­во­де озна­ча­ет бу­ду­щее)– одно из те­че­ний мо­дер­низ­ма, за­ро­див­ше­е­ся в 1910-х гг. Наи­бо­лее ярко пред­став­лен в ли­те­ра­ту­ре Ита­лии и Рос­сии. 20 фев­ра­ля 1909 г. в па­риж­ской га­зе­те «Фи­га­ро» по­яви­лась ста­тья Т. Ф. Ма­ри­нет­ти «Ма­ни­фест фу­ту­риз­ма». Ма­ри­нет­ти в своем ма­ни­фе­сте при­зы­вал от­ка­зать­ся от ду­хов­но-куль­тур­ных цен­но­стей про­шло­го и стро­ить новое ис­кус­ство. Глав­ная за­да­ча фу­ту­ри­стов обо­зна­чить раз­рыв между на­сто­я­щим и бу­ду­щим, раз­ру­шить все ста­рое и по­стро­ить новое. Про­во­ка­ции вхо­ди­ло в их жизнь. Вы­сту­па­ли про­тив бур­жу­аз­но­го об­ще­ства.

В Рос­сии ста­тья Ма­ри­нет­ти была опуб­ли­ко­ва­на уже 8 марта 1909 г. и по­ло­жи­ла на­ча­ло раз­ви­тию соб­ствен­но­го фу­ту­риз­ма. Ос­но­во­по­лож­ни­ка­ми но­во­го те­че­ния в рус­ской ли­те­ра­ту­ре были бра­тья Д. и Н. Бур­лю­ки, М. Ла­ри­о­нов, Н. Гон­ча­ро­ва, А. Экс­тер, Н. Куль­бин. В 1910 г. в сбор­ни­ке «Сту­дия им­прес­си­о­ни­стов» по­яви­лось одно из пер­вых фу­ту­ри­сти­че­ских сти­хо­тво­ре­ний В. Хлеб­ни­ко­ва «За­кля­тие сме­хом». В том же году вышел сбор­ник по­этов-фу­ту­ри­стов «Садок судей». В нем были на­пе­ча­та­ны стихи Д. Бур­лю­ка, Н. Бур­лю­ка, Е. Гуро, В. Хлеб­ни­ко­ва, В. Ка­мен­ско­го.

У фу­ту­ри­стов про­ис­хо­дит де­фор­ма­ция языка и грам­ма­ти­ки. Слова на­гро­мож­да­ют­ся друг на друга, спеша пе­ре­дать сию­ми­нут­ные чув­ства ав­то­ра, по­это­му про­из­ве­де­ние по­хо­же на те­ле­граф­ный текст. Фу­ту­ри­сты от­ка­за­лись от син­так­си­са и стро­фи­ки, при­ду­мы­ва­ли новые слова, ко­то­рые, по их мне­нию, лучше и пол­нее от­ра­жа­ли дей­стви­тель­ность.

Бес­смыс­лен­но­му на пер­вый взгляд на­зва­нию сбор­ни­ка фу­ту­ри­сты при­да­ва­ли осо­бое зна­че­ние. Садок для них сим­во­ли­зи­ро­вал клет­ку, в ко­то­рую за­гна­ны поэты, а су­дья­ми они на­зы­ва­ли самих себя.

В 1910 г. ку­бо­фу­ту­ри­сты объ­еди­ни­лись в груп­пу. В ней со­сто­я­ли бра­тья Бур­лю­ки, В. Хлеб­ни­ков, В. Ма­я­ков­ский, Е. Гуро, А. Е. Кру­че­ных. Ку­бо­фу­ту­ри­сты вы­сту­па­ли на за­щи­ту слова как та­ко­во­го, «слова выше смыс­ла», «за­ум­но­го слова». Ку­бо­фу­ту­ри­сты раз­ру­ши­ли рус­скую грам­ма­ти­ку, сло­во­со­че­та­ния за­ме­ни­ли со­че­та­ни­ем зву­ков. Они счи­та­ли, что чем боль­ше бес­по­ряд­ка в пред­ло­же­нии, тем лучше.

В 1911 г. И. Се­ве­ря­нин одним из пер­вых в Рос­сии про­воз­гла­сил себя эго­фу­ту­ри­стом. К тер­ми­ну «фу­ту­ризм» он при­ста­вил слово «эго». Эго­фу­ту­ризм можно бук­валь­но пе­ре­ве­сти как «я – бу­ду­щее». Во­круг И. Се­ве­ря­ни­на спло­тил­ся кру­жок по­сле­до­ва­те­лей эго­фу­ту­риз­ма, в ян­ва­ре 1912 г. они про­воз­гла­си­ли себя «Ака­де­ми­ей Эго по­э­зии». Эго­фу­ту­ри­сты обо­га­ти­ли сло­вар­ный запас боль­шим ко­ли­че­ством ино­стран­ных слов и но­во­об­ра­зо­ва­ний.

В 1912 г. фу­ту­ри­сты объ­еди­ни­лись во­круг из­да­тель­ства «Пе­тер­бург­ский Гла­ша­тай». В груп­пу вхо­ди­ли: Д. Крюч­ков, И. Се­ве­ря­нин, К. Олим­пов, П. Ши­ро­ков, Р. Ивнев, В. Гне­дов, В. Шер­ше­не­вич.

В Рос­сии фу­ту­ри­сты на­зы­ва­ли себя «бу­дет­ля­на­ми», по­эта­ми бу­ду­ще­го. Фу­ту­ри­стов, за­хва­чен­ных ди­на­миз­мом, уже не удо­вле­тво­рял син­так­сис и лек­си­кон пред­ше­ству­ю­щей эпохи, когда не было ни ав­то­мо­би­лей, ни те­ле­фо­нов, ни фо­но­гра­фов, ни ки­не­ма­то­гра­фов, ни аэро­пла­нов, ни элек­три­че­ских же­лез­ных дорог, ни небо­скре­бов, ни мет­ро­по­ли­те­нов. У поэта, ис­пол­нен­но­го но­во­го чув­ства мира - бес­про­во­лоч­ное во­об­ра­же­ние. В на­гро­мож­де­ние слов поэт вкла­ды­ва­ет ми­мо­лет­ные ощу­ще­ния.

Фу­ту­ри­сты были увле­че­ны по­ли­ти­кой.

Все эти на­прав­ле­ние ра­ди­каль­но об­нов­ля­ют язык, ощу­ще­ние того, что ста­рая ли­те­ра­ту­ра не может вы­ра­зить дух со­вре­мен­но­сти.

Стиль модерн является одним из ранних направлений такой общемировой художественной тенденции, как модернизм в искусстве. Благодаря модернизму художник вышел за рамки традиционного реализма, открыв что-то принципиально новое. Наша современная культура во многом обязана такому понятию, как модернизм в изобразительном искусстве. Художники эпохи модерна в большинстве своем, не побоюсь этого слова - гении, и, по праву заслуживают свое место в истории. Но обо всем по порядку...

Стиль модерн в искусстве возник в конце девятнадцатого века: тогда художники пытались из разрозненных, но общепринятых направлений создать нечто оригинальное, придать своим произведениям некоторую условность, отвлеченность. Стоит, однако упомянуть, что термин «модерн» (фр. modern - новый) присущ только русской культуре, поскольку в конце девятнадцатого века в России существовал свой модерн в искусстве. Во Франции этот стиль именовался ар-нуво, в Германии и Скандинавии - югендстиль. Принципы модернизма основаны на идее неспособности искусства предшествующих эпох бороться с несвободой, антигуманностью, социальной несправедливостью, неспособности запечатлеть все это. Основные черты модернизма заключаются в том, что художник направляет свою субъективную волю на борьбу с жестокой реальностью, этим стирая границы прежних идеалов.

Модернизм в изобразительном искусстве - это культурный пласт, охватывающий множество понятий, такие как: импрессионизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм. А так же некоторые поздние течения: сюрреализм, дадаизм и так далее. На этом поприще подвизались такие известные художники эпохи модерна, как: Альфонс Муха, Поль Гоген, Эдвард Мунк и другие. Все эти довольно известные люди не просто ассоциируются с понятием модерн в изобразительном искусстве, но являются, уже его синонимами.

Здесь следует обратиться непосредственно к творчеству Альфонса Мухи, чеха по происхождению, снискавшего всемирную славу во Франции. Так называемый «стиль Мухи», приравниваемый к официальному названию Арт Нуво, послужил примером для подражания целому поколению дизайнеров.

В центре своих плакатов Муха помещал идеализированный образ женщины: плавность линий, близость к природным формам, отказ от заостренных углов – эти характерные приметы Арт Нуво оставляли неизгладимое впечатление в сознании реципиентов. Сам женский образ использовался тогда в рекламных целях впервые, но история показала, какой успех приобрел этот опыт, и по сей день использующийся специалистами таких ведущих в области рекламной индустрии стран как США. Однако нужно отдать должное Мухе: в его работах сложно найти малейший намек на слащавость, чего не скажешь о современных аналогах. Возможно здесь свою роль сыграло то обстоятельство, что эстетика чешского художника формировалась под влиянием средневековых сюжетов и кельтской мифологии. Это, с одной стороны, внесло разнообразие символики в его творения, и, с другой стороны, способствовало орнаментальному усложнению многих плакатов. Для упорядоченности рассмотрения фона произведений Мухи необходимо внести условную классификацию:

Цветочные мотивы

Орнамент

Орнамент с использованием мифических существ

Мифологическая символика

Цветочные мотивы, позаимствованные из восточной культуры, стали неотъемлемым атрибутом картин эпохи модерна для многих художников: плывущие стебли и бледные лепестки полностью отвечали концепции Арт Нуво не только своими формами, но и сочетанием не сочетавшихся до этих пор красок. В работах Мухи можно найти яркое подтверждение этому: пастельные тона, экзотические очертания, словно бы повторяющие образ прекрасной дамы, расположенной на первом плане с ее летящими нереально длинными волосами, одетой в легкие, сродни греческим туникам, одежды – все это создавало неповторимую гармонию и единство, обусловленное взаимопроникновением элементов женской фигуры и фона.

Переходя к рассмотрению орнамента, нужно отметить, что самой часто используемой геометрической фигурой в произведениях Мухи является круг как символ бесконечного повторения, круговорота, а также как символ женского начала. Даже надписи рекламного характера позади образа прекрасной дамы располагались полукругом с плавно очерченными буквами.

Еще один мотив – символическое изображение подковы в увеличенном виде, с расписным орнаментом внутри. Здесь опять-таки кроется отсылка к языческому мироощущению, не говоря уже о фоновых изображениях с использованием мифических существ. Творческая концепция Мухи находила свое отражение в каждой детали созданных им картин и плакатов: эмоционально выполненная, наполненная силой фигура, занимающая большую часть пространства, была бы незаконченной без соответствующего фона, сочетающего черты изобразительного и прикладного искусства. Муха сознательно искал компромисс между византийским и восточным началами, между современностью и насыщенными мифологическими сюжетами, он превращал изысканные портреты женщин в произведения массового искусства и преуспел в этом: повседневная жизнь уже впитывала в себя новые формы.

20.ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА НА КРУТОМ ИСТОРИЧЕСКОМ ПЕРЕЛОМЕ В РОМАНЕ "ТИХИЙ ДОН"

«Тихий Дон» М. Шолохова - роман-эпопея, раскрывающая судьбу народа в период Первой мировой и Гражданской войн. Российская действительность предоставила в распоряжение автора такого рода конфликты, которых еще не знало человечество. Старый мир до основания разрушен революцией, ему на смену идет новая социальная система. Все это и обусловило качественно новое решение таких «вечных» вопросов, как человек и история, война и мир, личность и народ. Последняя проблема для данного произведения особенно актуальна.

«Тихий Дон» - роман о судьбах народа в переломную эпоху. М. Шолохов правдиво выразил взгляд на революцию не с одной стороны, как это было в большинстве книг того времени, а с обеих: горечь трагедии, мысли и чувства общенародные, общечеловеческие. Драматические судьбы основных действующих лиц, жестокие уроки судьбы Григория Мелехова, главного героя романа, а также Аксиньи, Натальи складываются у М. Шолохова в единство жизненной правды народа на историческом переломе.

Действие в романе развивается в двух планах - историческом и бытовом, личном. Но оба эти плана даны в неразрывном единстве. Патриархальная идиллия мелеховской юности разрушается в плане личном - его любовью к Аксинье, в плане социальном - столкновением Григория с жестокими противоречиями исторической действительности. Органична и развязка романа. В плане личном - это смерть Аксиньи. В плане социально-историческом - это разгром белоказачьего движения и окончательное торжество советской власти на Дону.

В центре романа трагедийный характер - Григорий Мелехов. Он олицетворяет трагедию народа: это и трагедия тех, кто не осознал смысла революции и выступил против нее, и тех, кто поддался обману, трагедия многих казаков, втянутых в Вешенское восстание в 1919 году, трагедия защитников революции, гибнущих за народное дело.

Григорий Мелехов - одаренный сын народа. Прежде всего он честный человек - даже в своих заблуждениях. Он никогда не искал собственную выгоду, не поддавался соблазну наживы и карьеры. Заблуждаясь, Григорий Мелехов немало пролил крови. Вина его несомненна. Он сам осознает ее.

Но к Григорию Мелехову нельзя подходить однозначно. Нельзя не заметить, что он впитал в себя целый ряд народных традиций: тут и кодекс воинской чести, и напряженный крестьянский труд, и удальство в народных игрищах и гуляньях, и приобщение к богатому казачьему фольклору. Из поколения в поколение воспитываемые смелость и отвага, благородство и великодушие по отношению к поверженным, презрение к малодушию и трусости определили поведение Григория Мелехова во всех жизненных обстоятельствах.

Воплощением народной нравственности и нерушимых жизненных устоев являются в романе Ильинична и Наталья. Ильинична - хранительница семейного уклада. Она утешает своих Детей, когда им плохо, но она же сурово судит их, когда они совершают неправедные поступки. Страдает от нелюбви Григория Наталья, и ее страдание отмечено высокой нравственной чистотой.

В романе «Тихий Дон» показан величайший социальный сдвиг

в судьбе народа. Не только гибель казачества как сословия изображена в книге. Величие М. Шолохова в том, что он прослеживает жизнь всей нации, общенародную судьбу. Столкнулись два мира представлений и верований, произошли крутые исторические разломы. Герои М. Шолохова объединяют в себе коренные противоречия эпохи, воплощают общенародные душевные качества. В этом сила шолоховского реализма.

«Тихий Дон» называют трагедией-эпопеей. И не только потому, что в центре поставлен трагедийный характер - Григорий Мелехов, но и потому, что роман от начала до конца пронизывают трагические мотивы. Это тра­гедия и тех, кто не осознал смысла револю­ции и выступил против нее, и тех, кто поддал­ся обману. Это трагедия многих казаков, втя­нутых в Вешенское восстание в 1919 году, трагедия защитников революции, гибнущих за народное дело. Народ, его прошлое, на­стоящее и будущее, его счастье - вот основная тема раздумий писателя.

«Мелеховский двор - на самом краю ху­тора» - так начинается роман-эпопея, и на протяжении всего повествования Шолохов будет рассказывать нам о его обитателях. Через двор Мелеховых проходит линия обо­роны, его занимают то красные, то белые, но отчий дом навсегда остается тем местом, где живут самые близкие люди, всегда готовые принять и обогреть. Жизнь их предстает со страниц эпопеи в переплетении противо­речий, притяжений и борьбы. Можно ска­зать, на перекрестке больших исторических событий, кровавых столкновений оказалась вся семья.

Революция и Гражданская война вносят крутые перемены в сложившийся семейно-бытовой уклад Мелеховых: рушатся привыч­ные родственные связи, рождаются новые мораль и нравственность. Автору «Тихого Дона», как никому другому, удалось рас­крыть внутренний мир человека из народа, воссоздать русский национальный характер эпохи революционного разлома. Прежде всего мы знакомимся с главой семьи - Пантелеем Прокофьевичем. «Под уклон спол­завших годов закряжистел Пантелей Прокофьевич: раздался в ширину, чуть ссутулился, но все же выглядел старичком складным.

Был сух в кости, хром (в молодости на импе­раторском смотру на скачках сломал ногу), носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нем воро­ной масти борода и волосы, в гневе доходил до беспамятства...» Пантелей Прокофьевич стоит на страже старых казачьих устоев, вы­казывая порой черты крутого характера, не терпящего непокорства, но в то же время в душе он добрый и чувствительный. Он умеет рачительно вести хозяйство, сам работа­ет от зари до зари. На него, а еще в большей мере на его сына Григория ложится отсвет благородной и гордой натуры деда Прокофия, бросившего некогда вызов патриар­хальным нравам хутора Татарского. Несмот­ря на внутрисемейный раскол, Пантелей Прокофьевич старается соединить в одно целое куски старого быта, хотя бы ради вну­ков и детей. И в том, что он умирает вне до­ма, который любил больше всего на свете, - трагедия человека, у которого время отняло самое дорогое - семью и кров.

Такую же всепоглощающую любовь к род­ному дому отец передал своим сыновьям. «Старший, уже женатый сын его Петро напо­минал мать: большой, курносый, в буйной повители пшеничного цвета волос, кареглазый, а младший, Григорий, в отца попер: на пол головы выше Петра, хоть на шесть лет моложе, такой же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные минда­лины горячих глаз, острые плиты скул обтя­нуты коричневой румянеющей кожей. Так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыб­ке было у обоих общее, звероватое».

С большим мастерством М. Шолохов изо­бразил сложный характер Григория Мелехо­ва. Он одаренный сын народа, искренний человек, даже в своих заблуждениях. Он ни­когда не искал собственной выгоды, не под­давался соблазну наживы и карьеры. За­блуждаясь, Григорий немало пролил крови тех, кто утверждал новую жизнь на земле, Вина его несомненна. Он сам осознает ее. Однако его нельзя судить однозначно: враг, и только. С особым проникновением Шоло­хов показал сложный путь главного героя. В начале эпопеи это восемнадцатилетний парень - веселый, сильный, красивый. Гри­горий - исключительно цельная, чистая натура. Тут и кодекс казачьей чести, и напря­женный крестьянский труд, и удальство в народных игрищах и гуляньях, и приобще­ние к богатому казачьему фольклору, и чув­ство первой любви. Из поколения в поколе­ние воспитываемые смелость и отвага, бла­городство и великодушие по отношению к поверженным, презрение к малодушию и трусости определяли поведение Григория во всех жизненных обстоятельствах. В тре­вожные дни революционных событий он со­вершает немало ошибок. Но на пути поисков истины казак порой не в силах постичь же­лезную логику революции, ее внутренние закономерности. Григорий Мелехов - гор­дая, вольнолюбивая личность и вместе с тем философ-правдоискатель. Для него вели­чие и неотвратимость революции должны быть выявлены и доказаны всем последую­щим ходом жизни. Мелехов мечтает о таком строе жизни, при котором человеку воздава­лось бы мерой его ума, труда и таланта.

Больше всего в романе меня поразили женские образы: Ильинична, Аксинья и На­талья. Эти женщины совершенно разные, но их объединяет возвышенная нравствен­ная красота. Исполнен обаяния в романе образ старой Ильиничны, олицетворяющей трудную долю женщины-казачки, ее высо­кие нравственные качества. Жена Пантелея Мелехова - Василиса Ильинична - корен­ная казачка Верхне-Донского края. Жизнь с мужем была несладкой: порой, вспылив, он тяжело избивал ее, она рано постарела, растолстела, страдала болезнями, однако оставалась заботливой, энергичной хозяй­кой. Покоряет читателя образ Натальи, жен­щины высокой нравственной чистоты и чув­ства: «ее глаза лучились сияющей трепет­ной теплотой». Сильная характером, она долго мирилась с положением нелюбимой жены и еще надеялась на лучшую долю. Но может решительно постоять за себя и своих детей, властно заявить о своем пра­ве на яркую, настоящую жизнь. Она прокли­нает и любит Григория бесконечно. С неви­данной глубиной в последние дни ее жизни раскрываются сила духа и покоряющая нравственная чистота этой героини. К ней пришло ее счастье. Семья восстановлена, подвижничеством Натальи в ней воцарились согласие и любовь. Она родила двойню: сы­на и дочь. Наталья оказалась столь же любя­щей, преданной и заботливой матерью, ка­кой была и женой. Эта прекрасная женщи­на - воплощение драматической судьбы сильной, красивой, беззаветно любящей натуры, которая может пожертвовать всем, даже жизнью, во имя высокого чувства.

Любовь Аксиньи к Григорию на страницах романа граничит с подвигом. И хоть перед нами простая полуграмотная казачка, нель­зя забыть, как прекрасен внутренний мир этой женщины с непростой судьбой.

Герои эпопеи Шолохова вошли в нашу жизнь как реальные люди, живут с нами и среди нас. К сожалению, семья Мелеховых все-таки распалась, но ее члены смогли со­здать очаг, где всегда будет теплиться ого­нек любви, тепла и взаимопонимания, кото­рый не погаснет никогда.

Человек для Шолохова - самое ценное, что есть на нашей планете, а самое важное, что помогает формированию души челове­ка, - это прежде всего его семья, дом, в котором он родился, вырос, где его всегда бу­дут ждать и любить и куда он обязательно вернется. Столкнулись два мира представ­лений и верований, произошли крутые исто­рические разломы. Герои эпоса - совре­менники и участники переломных событий эпохи, перед каждым из которых встала не­обходимость определить свое место в но­вой жизни, найти свою правду. На примере семьи Мелеховых в «Тихом Доне» показан величайший социальный перелом в судьбе всего народа, в жизни всей нации.

21.ОБРАЗ КАЗАЧЕСТВА В РОМАНЕ ШОЛОХОВА "ТИХИЙ ДОН"

Роман-эпопея М.А. Шолохова "Тихий Дон" по праву считается самым значительным и серьезным его произведением. Автору удивительно хорошо удалось передать жизнь и быт донского казачества, сам дух его и связать все это с конкретными историческими событиями. Эпопея захватывает ряд великих потрясений в России. Потрясения, описанные в романе, сильно отразились на судьбе донского казачества. Как нельзя более ярко определяют жизнь казаков в тот трудный исторический период, который отразил Шолохов в романе, вечные ценности. Любовь к родной земле, уважение к старшему поколению, любовь к женщине, необходимость свободы – основные ценности, без которых не мыслит себя вольный казак.

Казаки являются воинами и хлеборобами одновременно. Этими двумя понятиями определяется жизнь казаков. Надо сказать, что исторически казачество складывалось на границах России, где были часты вражеские набеги, поэтому казаки были вынуждены с оружием в руках вставать на защиту своей земли, которая отличалась особенным плодородием и сторицей вознаграждала за вложенный в нее труд. Позднее, уже находясь под властью русского царя, казачество существовало привилегированным военным сословием, что во многом и обуславливало сохранение у казаков древних обычаев и традиций. У Шолохова казачество показано именно очень традиционным. К примеру, с малых лет казаки привыкают к коню, выступающему у них не просто орудием труда, а верным другом в бою и товарищем (за сердце берет описание плачущего богатыря Христони по уведенному красными Воронку). Все они воспитываются в уважении к старшим и беспрекословном подчинении им (Пантелей Прокофьевич мог наказать Григория даже тогда, когда под началом последнего находились сотни и тысячи людей). Казаки управляются атаманом, избираемым войсковым Казачьим Кругом, куда у Шолохова и направляется Пантелей Прокофьевич.

Теме гражданской войны, развернувшейся на донской земле, посвящен Роман М. А. Шолохова "Тихий Дон". Здесь нашли глубокое и всестороннее отображение и своеобразный уклад жизни казаков, и их традиции, культура, быт, язык, и неповторимая донская природа. Роман населен множеством героев, насыщен событиями общественно-политической жизни, картинами мирного труда. В эпопее изображена история казачества в течение бурного десятилетия с 1912 по 1922 год. Начало романа рисует быт и нравы казачьей станицы в канун первой мировой войны, вводя читателей в мир интимных, личных проблем героев. Два эпиграфа, предпосланные роману, выявляют идейно художественный замысел автора. Слова старинной казачьей песни предваряют повесть о кровавых боях, о классовом размежевании жителей хутора Татарский, о напряженных поисках героями своего места в бурной революционной действительности, об их неистребимом тяготении к простому человеческому счастью, к мирному крестьянскому труду на кормилице-земле.

Шолохов-художник одержал победу над Шолоховым-политиком, показав казачество в революции. То, в чем советские литературоведы видели идейную слабость романа, оказалось его наивысшим достижением. Жизнь, отраженная в романе, оказалась гораздо сложнее, запутаннее, противоречивее. Ее палитра отнюдь не ограничилась двумя цветами - красным и белым. А самый яркий, сильный и привлекательный герой романа - "несознательный" середняк Григорий Мелехов - глубоко чувствует и понимает эту истину, но в сложнейших условиях не может найти выхода из нравственного тупика. Это и делает его трагически сложной личностью. Его образ вошел в историю отечественной литературы как Онегин Пушкина, Печорин Лермонтова, Базаров Тургенева, ибо в нем соединились лучшие типичные качества донского казачества в годы войн и потрясений начала XX века. Его судьба отразила трагедию миллионов, захваченных грозной революционной стихией. Григорий Мелехов служит то у красных, то у белых. Так, в конце января 1918 года он в рядах Красной гвардии сражается против Каледина, а затем полгода воюет против красных в составе Всевеликого войска Донского, подчиняющегося генералу Краснову, а в конце зимы 1920/21 годов уходит в банду Фомина.

Реализм - направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах. Господство реализма следовало за эпохой Романтизма и предшествовало Символизму.

1.В центре произведения реалистов объективная действительность. В ее преломлении через мировоззрение худ-ка. 2. Автор подвергает фил-ой обработке жизненный материал. 3. идеал - это сама действительность. Прекрасное-сама жизнь. 4. Реалисты идут к синтезу через анализ

5. Принцип типического:Типический герой, конкретное время, типические обстоятельства

6. Выявление причинно-следственных связей. 7. Принцип историзма. Реалисты обращ-ся к проблемам настоящего. Настоящее-схождение прошлого и будущего. 8. Принцип демократизма и гуманизма. 9. Принцип объективности повеств-я. 10. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика

11. психологизм

12. .. Развитие поэзии несколько затихает 13. Роман-ведущий жанр.

13. Обострённый социально-критический пафос – одна из основных черт русского реализма – например, «Ревизор», «Мёртвые души» Н.В. Гоголя

14. Основной особенностью реализма как творческого метода является повышенное внимание к социальной стороне действительности.

15. Образы реалистического произведения отражают общие законы бытия, а не живых людей. Любой образ соткан из типичных черт, проявленных в типических обстоятельствах. Это парадокс искусства. Образ не может быть соотнесен с живым человеком, он богаче конкретного человека - отсюда объективность реализма.

16. «Художник должен быть не судьею своих персонажей и того, о чем говорят они, а только беспристрастным свидетелем

Писатели реалисты

Поздний А. С. Пушкин - основоположник реализма в русской литературе (историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина», роман в стихах «Евгений Онегин» ещё в 1820 – 1830-х)

    М. Ю. Лермонтов («Герой нашего времени»)

    Н. В. Гоголь («Мертвые души», «Ревизор»)

    И. А. Гончаров («Обломов»)

    А. С. Грибоедов («Горе от ума»)

    А. И. Герцен («Кто виноват?»)

    Н. Г. Чернышевский («Что делать?»)

    Ф. М. Достоевский («Бедные люди», «Белые ночи», «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Бесы»)

    Л. Н. Толстой («Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение»).

    И. С. Тургенев («Рудин», «Дворянское гнездо», «Ася», «Вешние воды», «Отцы и дети», «Новь», «Накануне», «Му-му»)

    А. П. Чехов («Вишнёвый сад», «Три сестры», «Студент», «Хамелеон», «Чайка», «Человек в футляре»

С середины XIX века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране.

Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Развивается жанр реалистического романа. Свои произведения создают И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров. Стоит отметить поэтические произведения Некрасова, который первым внес в поэзию социальную проблематику. Известна его поэма «Кому на Руси жить хорошо?», а также множество стихотворений, где осмысляется тяжелая и беспросветная жизнь народа. Завершение 19 века - Реалистическая традиция начинала угасать. Ей на смену пришла так называемая декадентская литература. . Реализм становится в известной степени методом художественного познания реальной действительности. В 40-е возникла «натуральная школа» - творчество гоголя, он явился великим новатором, открыв, что даже незначительный случай, как, например, приобретение мелким чиновником шинели, может стать существенным событием для осмысления важнейших вопросов человеческого бытия.

«Натуральная школа» стала начальным этапом развития реализма в русской литературе.

Темы: Быт, нравы, характеры, события из жизни низших сословий стали объектом исследования «натуральников». Ведущим жанром стал «физиологический очерк», который строился на точном «фотографировании» быта различных сословий.

В литературе «натуральной школы» сословное положение героя, его профессиональная принадлежность и общественная функция, которую он осуществляет, решительно превалировали над индивидуальным характером.

К «натуральной школе» примыкали:Некрасов, Григорович, Салтыков-Щедрин, Гончаров, Панаев, Дружинин и др.

Задача правдиво показать и исследовать жизнь предполагает в реализме множество приемов изображения действительности, поэтому произведения русских писателей так многообразны и по форме, и по содержанию.

Реализм как метод изображения действительности во второй половине XIX в. получил название критического реализма, потому что главной своей задачей видел критику действительности, вопрос об отношениях человека и общества.

В какой мере общество влияет на судьбу героя? Кто виноват в том, что человек несчастен? Что делать, чтобы изменился человек и мир? - вот главные вопросы литературы вообще, русской литературы второй половины XIX в. - в частности.

Психологизм - характеристика героя при помощи анализа его внутреннего мира, рассмотрение психологических процессов, через которые осуществляется самосознание личности и выражается ее отношение к миру, - стал ведущим методом русской литературы с момента формирования в ней реалистического стиля..

Одной из замечательных особенностей произведений Тургенева 50-х годов было появление в них героя, воплощающего идею единства идеологии и психологии.

Реализм 2-й половины ХIХ века достиг своих вершин именно в русской литературе, особенно в творчестве Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского, ставших в конце ХIХ века центральными фигурами мирового литературного процесса. Они обогатили мировую литературу новыми принципами построения социально-психологического романа, философской и моральной проблематикой, новыми способами раскрытия человеческой психики в её глубинных пластах

Тургеневу принадлежит заслуга создания литературных типов идеологов - героев, подход к личности и характеристике внутреннего мира которых находится в непосредственной связи с оценкой автором их мировоззрения и социально-исторического смысла их философских концепций. Слияние психологического, историко-типологического и идейного аспектов при этом в героях Тургенева столь полно, что их имена стали нарицательным обозначением определенного этапа развития общественной мысли, определенного социального типа, представляющего класс в его историческом состоянии, и психологического склада личности (Рудин, Базаров, Кирсанов, г-н Н. из повести «Ася» - «Русский человек на rendez-vous»).

Герои Достоевского находятся во власти идеи. Как рабы, они влекутся за нею, выражая ее саморазвитие. «Приняв» в свою душу определенную систему, они подчиняются законам ее логики, проходят с нею все необходимые стадии ее роста, несут на себе гнет ее перевоплощений. Так, Раскольников, концепция которого выросла из неприятия социальной несправедливости и страстного желания добра, проходя вместе с идеей, овладевшей всем его существом, все ее логические стадии, принимает убийство и оправдывает тиранию сильной личности над безгласной массой. В одиноких монологах-размышлениях Раскольников «укрепляется» в своей идее, подпадает под ее власть, теряется в ее зловещем порочном круге, а затем, совершив «опыт» и потерпев внутреннее поражение, начинает лихорадочно искать диалога, возможности совместной оценки результатов эксперимента.

У Толстого система идей, которую в процессе жизни разрабатывает и развивает герой, является формой его общения со средой и производным от его характера, от психологических и нравственных особенностей его личности.

Можно утверждать, что у всех трех великих русских реалистов середины века - Тургенева, Толстого и Достоевского - психическая и идеологическая жизнь человека рисуется как общественное явление и предполагает в конечном счете обязательный контакт между людьми, без которого невозможно развитие сознания.

Реализм представляет собой направление в литературе и искусстве, правдиво и реалистично отображающее типичные черты действительности, в котором отсутствуют различные искажения и преувеличения. Данное направление следовало за романтизмом, и было предшественником символизма.

Это направление зародилось 30-х годах 19 века и достигло своего расцвета к его середине. Его последователи резко отрицали использование в литературных произведениях каких-либо изощренных приемов, мистических веяний и идеализации персонажей. Основной признак данного направления в литературе — художественное отображение реальной жизни с помощью обычных и хорошо знакомых читателей образов, которые для них являются частью их повседневной жизни (родственники, соседи или знакомые).

(Алексей Яковлевич Волосков "За чайным столом" )

Произведения писателей-реалистов отличаются жизнеутверждающим началом, даже если их сюжет характеризуется трагическим конфликтом. Одной из главных особенностей данного жанра является попытка авторов рассмотреть окружающую действительность в её развитии, обнаружить и описать новые психологические, общественные и социальные отношения.

Пришедший на смену романтизму, реализм имеет характерные признаки искусства, стремящегося найти правду и справедливость, желающего изменить мир в лучшую сторону. Главные герои в произведениях авторов-реалистов совершают свои открытия и умозаключения, после долгих раздумий и проведения глубокого самоанализа.

(Журавлев Фирс Сергеевич "Перед венцом" )

Критический реализм практически одновременно развивается в России и Европе (примерно 30-40-е года 19 столетия) и скоро выступает как ведущее направление в литературе и искусстве во всем мире.

Во Франции литературный реализм, прежде всего, связан с именами Бальзака и Стендаля, в России с Пушкиным и Гоголем, в Германии с именами Гейне и Бюхнера. Все они переживают в своем литературном творчестве неизбежное влияние романтизма, но постепенно отдаляются от него, отказываются от идеализации действительности и переходят к изображению более широкого социального фона, где и протекает жизнь главных героев.

Реализм в русской литературе XIX века

Главным основоположником русского реализма в 19 веке является Александр Сергеевич Пушкин. В своих произведениях «Капитанская дочь», «Евгений Онегин», «Повести Белкина», «Борис Годунов», «Медный всадник» он тонко улавливает и мастерски передает самую суть всех важных событий в жизни русского общества, представленной его талантливым пером во всем многообразии, красочности и противоречивости. Вслед за Пушкиным многие писатели того времени приходят к жанру реализма, углубляя анализ душевных переживаний своих героев и изображая их сложный внутренний мир («Герой нашего времени» Лермонтова, «Ревизор» и «Мертвые души» Гоголя).

(Павел Федотов "Разборчивая невеста" )

Напряженная социально-политическая обстановка в России в годы правления Николая I вызвала острый интерес к жизни и судьбе простого народа у прогрессивных общественных деятелей того времени. Это отмечается в поздних произведениях Пушкина, Лермонтова и Гоголя, а также в поэтических строках Алексея Кольцова и произведениях авторов так называемой «натуральной школы»: И.С. Тургенева (цикл рассказов «Записки охотника», повести «Отцы и дети», «Рудин», «Ася»), Ф.М. Достоевского («Бедные люди», «Преступление и наказание»), А.И. Герцена («Сорока-воровка», «Кто виноват?»), И.А. Гончарова («Обыкновенная история», «Обломов»), А.С. Грибоедова «Горе от ума», Л.Н. Толстого («Война и мир», «Анна Каренина»), А.П Чехова (рассказы и пьесы «Вишневый сад», «Три сестры», «Дядя Ваня»).

Литературный реализм второй половины 19 века получил название критического, главной задачей его произведений было выделить существующие проблемы, затронуть вопросы взаимодействия человека и общества, в котором он живет.

Реализм в русской литературе XX века

(Николай Петрович Богданов-Бельский "Вечер" )

Переломным моментом в судьбе русского реализма стал рубеж 19 и 20 веков, когда данное направление переживало кризис и о себе громко заявило новое явление в культуре — символизм. Тогда и возникла новая обновленная эстетика русского реализма, в котором главной средой, формирующей личность человека, теперь считалась сама История и её глобальные процессы. Реализм начала 20-го века раскрывал всю сложность формирования личности человека, она складывалась под влиянием не только социальных факторов, сама история выступала как создатель типических обстоятельств, под агрессивное воздействие которых и попадал главный герой.

(Борис Кустодиев "Портрет Д.Ф.Богословского" )

Выделяют четыре основных течения в реализме начала ХХ века:

  • Критический: продолжает традиции классического реализма середины 19 века. В произведениях делается акцент на социальную природу явлений (творчество А.П. Чехова и Л.Н. Толстого);
  • Социалистический: отображение историко-революционного развития реальной жизни, проведение анализа конфликтов в условиях классовой борьбы, раскрытие сущности характеров главных персонажей и их поступков, совершенных на благо окружающих. (М. Горький «Мать», «Жизнь Клима Самгина», большинство произведений советских авторов).
  • Мифологический: отображение и переосмысление событий реальной жизни сквозь призму сюжетов знаменитых мифов и легенд (Л.Н. Андреев «Иуда Искариот»);
  • Натурализм: предельно правдивое, зачастую неприглядное, детальное изображение действительности (А.И. Куприн «Яма», В.В. Вересаев «Записки врача»).

Реализм в зарубежной литературе XIX-XX века

Начальный этап формирования критического реализма в странах Европы в средине 19 века связывают с произведениями Бальзака, Стендаля, Беранже, Флобера, Мопассана. Мериме во Франции, Диккенс, Теккерей, Бронте, Гаскелл — Англия, поэзия Гейне и других революционных поэтов — Германия. В этих странах в 30-х годах 19 века нарастает напряжение между двумя непримиримыми классовыми врагами: буржуазией и рабочим движением, наблюдается период подъема в различных сферах буржуазной культуры, происходит ряд открытий в естествознании и биологии. В странах, где сложилась предреволюционная ситуация (Франция, Германия, Венгрия) возникает и развивается учение о научном социализме Маркса и Энгельса.

(Жюльен Дюпре "Возвращение с полей" )

В результате сложной творческой и теоретической полемики с последователями романтизма критические реалисты взяли для себя самые лучшие прогрессивные идеи и традиции: интересные исторические темы, демократичность, веяния народного фольклора, прогрессивный критический пафос и гуманистические идеалы.

Реализм начала ХХ века, переживший борьбу лучших представителей «классиков» критического реализма (Флобера, Мопассана, Франса, Шоу, Роллана) с веяниями новых нереалистических направлений в литературе и искусстве (декаданс, импрессионизм, натурализм, эстетизм и т.д.) приобретает новые характерные черты. Он обращается к социальным явлениям реальной жизни, описывает социальную мотивированность человеческого характера, раскрывает психологию личности, судьбу искусства. В основу моделирования художественной реальности ложатся философские идеи, дается авторская установка в первую очередь на интеллектуально-активное восприятие произведения при его чтении, а затем уже на эмоциональное. Классическим образцом интеллектуального реалистического романа являются труды немецкого писателя Томаса Манна «Волшебная гора» и «Признание авантюриста Феликса Круля», драматургия Бертольда Брехта.

(Роберт Кохлер "Забастовка" )

В произведениях автор-реалистов ХХ века усиливается и углубляется драматическая линия, присутствует больше трагизма (творчество американского писателя Скота Фицджеральда «Великий Гетсби», «Ночь нежна»), появляется особый интерес к внутреннему миру человека. Попытки изобразить сознательные и бессознательные жизненные моменты человека приводят к появлению нового литературного приема, близкого к модернизму под названием «поток сознания» (произведения Анна Зегерс, В. Кеппена, Ю.О’Нила). Натуралистические элементы проявляются в творчестве американских писателей-реалистов, таких как Теодор Драйзер и Джон Стейнбек.

Реализм ХХ века имеет яркий жизнеутверждающий окрас, веру в человека и его силы, это заметно в произведениях американских писателей-реалистов Уильяма Фолкнера, Эрнеста Хемингуэя, Джека Лондона, Марка Твена. Большой популярностью в конце 19 начале 20века пользовались произведения Ромена Роллана, Джона Голсуорси, Бернарда Шоу, Эрих Мария Ремарка.

Реализм продолжает существовать как направление в современной литературе и является одной из важнейших форм демократической культуры.