От чего произошло слово музей. Беседы с детьми о музее
Конспект познавательного занятия. Цель: Дать знания детям о музеях, познакомить детей с историей создания музеев, кто в России первый открыл музей, какие бывают музеи. Учить правилам поведения в музее, знакомить с речевым этикетом в определенных ситуациях
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
На тему: «Музей это интересно»
Цель: Дать знания детям о музеях, познакомить детей с историей создания музеев, кто в России первый открыл музей, какие бывают музеи. Учить правилам поведения в музее, знакомить с речевым этикетом в определенных ситуациях.
Задачи:
1.Расширять кругозор, поддерживать познавательный интерес к достопримечательностям родного города.
2.Формировать эмоциональную отзывчивость детей на эстетическую красоту окружающего мира..
3.Воспитывать любовь к родному городу.
Ход занятия
Скажите ребята, а у вас дома есть игрушки или какие-нибудь предметы, которые вам уже не нужны, но вы их храните??
У каждого человека есть предметы, которые ему очень дороги, они хранят их как память о чем то приятном.
Людям всегда хотелось сохранить что-то необычное, интересное или красивое, чтобы показать своим детям, внукам. Одни люди очень любил и живопись и покупали картины, которые потом оставались их детям. Другие собирали посуду, игрушки, книги и т.д.
Большое количество каких-то определенных предметов называется коллекцией.
Повторите это слово .(Дети повторяют слово хором и индивидуально).
Есть коллекции марок, есть коллекции картин и др.
Коллекции находились дома у тех, кто их собирал, и их могли увидеть совсем мало людей. И тогда люди стали размещать свои коллекции в специальных помещениях, куда могли прийти все желающие и посмотреть эти коллекции.
А как же называется такое помещение? музей.
Слово « музей» очень интересное. Что оно означает? Давайте попробуем объяснить, что такое музей? Откроем тайну музея!
(Музей – это место где много красивых вещей. В музеи много картин. В музеи есть кости мамонта. В музеи есть пушки и т.д.)
Правильно! Молодцы! А чтобы точно найти определение слова «Музей» обратимся к умным книгам. Откроем «Детскую энциклопедию». Музей – это греческое слово. «Муза» – богиня творчества, красоты, а слово «muzeon» – дворец музы. Самый первый музей был открыт очень давно, несколько веков назад, в Греции. Музей – это место под открытым небом, здания, дворцы, где собраны коллекции вещей по темам, по видам. Но бывают и малые музеи: дом, квартира, комната. Музеи бывают разные. В нашем городе их несколько.
А вы ходили в музей? Расскажите, в какой музей и с кем вы ходили.(Ответы детей).
Дети, а как надо себя вести в музее?
Почему? Молодцы!
Правила поведения:
1.нельзя громко разговаривать, что бы не мешать другим посетителям; 2. Нужно внимательно слушать экскурсовода, тогда узнаешь много интересного. 3. Нельзя трогать музейные экспонаты руками.
– Как вы думаете почему?
Хотите, я вам расскажу, как два мальчика ходили в музей искусств? Что они там увидели? На эти вопросы вы сможете ответить, если внимательно послушаете стихотворение.
Стихотворение называется «Мы с другом спешим в музей искусств».
Сегодня мы с другом спешим в музей искусств.
Мы слышали столько про этот музей,
От наших знакомых, родных и друзей.
И вот мы в музей знаменитый спешим,
В автобусе едим, в трамвае сидим.
В душе впечатлений у нас уже масса,
А мы еще только добрались до кассы!
Даем мы в окошко монеты и просим:
Пожалуйста, дайте билеты...
И вот уже проходим в зал, какая тишина!
И вот уже идем к картине, какая красота!
А вот еще одна картина, затем еще одна…
Проходим с другом мы по залу, не торопясь и чуть дыша.
А если нам понравилась картина, мы возвратимся к ней еще.
Чтоб насладиться и запомнить полотно.
Вот Шишкина пейзаж «Зима», а вот Саврасова – «Весна».
Здесь рядом сразу лето, и осень в золото одета.
Здесь натюрморт, а здесь пейзаж. Какой портрет! Какой пейзаж!
Вот блюдо, словно чудо с узором расписным.
Игрушки: кони, козлики с названием словно дым.
А вот еще матрешек ряд, смотреть их каждый будет рад.
Здесь тишина и красота, здесь отдохнет твоя душа.
Мы с другом в музей ходили...
Теперь ребята для всех и для друзей, мы смело скажем:
Как хорошо, что есть музей! Как хорошо, что можно всем туда пойти!
И отдых для души своей найти.
Во время рассказывания стихотворения воспитатель демонстрирует репродукции и предметы, которые перечисляются.
Воспитатель: Понравилось ли вам стихотворение? Вспомните, пожалуйста, в какой музей спешили ребята? Как они вошли в зал? Понравился мальчикам музей или нет? Зачем нужно ходить в музей? Ответы детей .
А Я ВАМ СЕГОДНЯ ПРЕДЛОГАЮ ОТПРАВИТЬСЯ на экскурсию по Москве и узнать немного о музеях Москвы.
Физкультурная минутка.
Люблю по городу гулять, люблю смотреть,
Крепость – раз, музей – два,
Три высокие дома.
Четыре – парк, пять – стадион,
Шесть – площадь, семь – фонтан.
Вот восемь – длинный мост,
И Томь течет под ним.
Девять драматический театр,
А десять круглый цирк.
Еще могли бы мы гулять,
Но нам пора уж в детский сад.
Пока мы гуляли по городу, проходили мимо музеев. Давайте посмотрим их.
Просмотр иллюстраций «Музеи города».
Вам понравились музеи?
Чтобы пойти в музей с родителями, нужно знать их название.
Вы запомнили их?
Давайте поиграем в игру и повторим название музеев.
Дети делятся на подгруппы с помощью цветных фишек, получают конверты с разрезными картинками и собирают их.
Дидактическая игра «собери картинки».
Воспитатель: В какой музей мы пришли?
Дети отвечают на вопрос. Воспитатель обобщает ответы детей.
Воспитатель: Этот музей называется «Краеведческий». Кто из вас был здесь? Расскажите, что там видели. Правильно! Здесь мы можем познакомиться с историей нашего города.
Так дети проходят от стола к столу, смотрят фотографии и рассказывают о музеях.
Воспитатель (предлагает детям нарисовать приглашение в музей для родителей): Давайте нарисуем рисунки «символы» наших музеев. Это будет подарок вашим родителям.
Итог занятия.
Воспитатель: Дети, какую тайну мы сегодня открыли?
Дети вспоминают, чем сегодня занимались. Делятся впечатлениями. Любуются рисунками. Дарят родителям пригласительные билеты.
Музей! Как много смысла в этом слове! А количество содержащихся там раритетов поражает, равно как и их стоимость. Некоторые экспонаты вообще не имеют цены, потому как сохранились в единственном экземпляре для всего человечества! Что такое музей? С научной точки зрения, это социокультурный институт, где собирают, изучают, хранят всевозможные памятники искусства, науки и техники, а также истории и других сфер человеческой деятельности. Как правило, многие музеи занимаются еще и просветительством, выставляя свои драгоценные экспонаты на всеобщее обозрение.
Откуда произошли музеи?
Все начиналось когда-то с частных коллекций (они и поныне существуют). Что такое музей? В античный период предметом «собирания» были в основном произведения искусства. В Средние века коллекционировались иконы, церковная амуниция, Мощи святых. А первые научные музеи появляются в Европе (эпоха Возрождения). В них преобладают минералы, инструменты для исследований, предметы этнографии. Первый публичный музей России — это, конечно же, Кунсткамера! За основу ее коллекции взято собрание Петра Первого: оружие, гравюры, живопись, скульптуры различных народов, а также приборы, станки, инструменты, которыми так интересовался правитель.
Классификация и функции
2. Метрополитен. Чтобы понять, в музее — настоящая, великолепная — необходимо побывать в этом музее, находящемся в Нью-Йорке. Расположен он в парке на Пятой авеню. Был основан группой энтузиастов в 1870 г. Из известных величайших экспонатов, выставленных там, артефакты Египта, статуэтки Африки и Востока, живопись Моне и Леонардо.
3. Эрмитаж. Находится в России и обладает огромнейшей коллекцией экспонатов, насчитывающей до трех миллионов произведений, памятников культуры. Это и скульптура, и живопись, и предметы прикладного искусства, и галерея драгоценностей (кладовые Золотая и Бриллиантовая). В общем, чтобы понять, что такое музей, надо обязательно, хотя бы раз в жизни, посетить Эрмитаж!
Из так называемых «музеев для взрослых» наиболее известны Египетский, Британский, Национальная Галерея и некоторые другие.
Что такое музей для детей?
А среди самых интересных детских заведений такого рода первое место, пожалуй, занимает музей игрушек Штайгера, который находится в Чехии. Он содержит уникальную коллекцию для детей, которая собиралась на протяжении многих лет. Здесь и старинные елочные украшения, и оловянные солдатики, и игрушки более современные. Это учреждение полностью соответствует своей задаче — воспитанию подрастающего поколения посредством изучения истории.
Еще на детскую тему: музей Шарля Перро во Франции, где ребят встречают фигуры сказочных персонажей из воска; музей Астрид Линдгрен в Швеции, а также музей Муми-Троллей и музей Волшебства в Англии. Все они прекрасны по-своему, но есть и общее: детям оттуда не хочется уходить!
Присоединилась научно-исследовательская работа, проводимая в музеях. А с шестидесятых годов XX века началась педагогическая деятельность музеев (специальные проекты для детей, подростков и взрослых).
С развитием компьютерной техники и Интернета появились также виртуальные музеи на CD-ROM или в Интернете.
Первым музеем нового типа был Британский музей в Лондоне (открыт в 1753 году). Для его посещения нужно было сначала письменно зарегистрироваться. Во времена Французской революции и под её влиянием Лувр (открыт в 1793 году) стал первым большим публичным музеем.
- Коллекция искусства Медичи - в -м году стала государственной собственностью;
- Коллекция искусства Ватикана - ;
- Королевская Коллекция Вены - ;
- Королевская Коллекция Дрездена - ;
- Эрмитаж в Санкт-Петербурге - ;
Интерактивные музеи
Когда в XIX веке появились первые публичные музеи, экспонаты были выставлены в стеклянных колбах , и до них нельзя было дотрагиваться. Сегодня же, особенно в научных музеях, экспонаты стали более доступны благодаря интерактивным выставкам с использованием компьютерных технологий .
Виртуальные музеи
Частные музеи
Частные музеи - это музеи, которые принадлежат частным лицам, созданы их усилиями и поддерживаются их средствами. Как правило, коллекции частных музеев отражают эстетические, культурные или научные интересы своих создателей и являются доступными для посещения. Превращение частных коллекций в частные музеи связано со стремлением к демонстрации коллекций, с желанием их популяризировать и сделать доступными для изучения. Частные музеи могут передаваться по наследству, а также в дар какому-либо учреждению, ведомству, то есть сохранять или менять свою принадлежность.
Ведомственные музеи
Значение музеев
Иногда считается, что исторические и историко-краеведческие экспонаты музеев - всего лишь собрание предметов, чьё время ушло и которые уже не нужны. Тем не менее, они имеют важные социальные функции. Н. А. Томилов насчитывает их четырнадцать, имеющих приложение к разным сферам жизни .
Музейные предметы служат доказательствами для явлений и процессов в социуме и его культуре и потому выполняют функцию документирования. Также они обеспечивают связь между эпохами, интегрируя прошлое в настоящее. Вместе с этим они позволяют людям осознать сходства и различия современности с прошлым и найти социокультурные знаки, соответствующие современности.
Возможность на основе музейных предметов смоделировать исторические и историко-культурные процессы, а также возможность полно представить действительность прошлого даёт новые знания. Предметность и наглядность культурного наследия помогает в образовательной сфере: систематизированные знания лучше усваиваются.
Кроме того, музейные коллекции влияют на формирование мировоззрения человека, так как формируют установки на общность человечества и его многообразие в социокультурной среде, даёт систему обобщённых взглядов на историю и культуру. Коммуникативная функция реализуется через понимание и общение людей с учётом разных эпох и культур, установление или восстановление взаимопонимания между поколениями, социумами разных культур или конфессий, и пр. Одновременно с этим человечество разделяется на социокультурные пространства с сохранением систем с разными историко-культурными ценностями и установками.
На древнегреческом слово «музей» означает «дом муз». В толковых словарях русского языка понятие трактуется, как место, здание, учреждение, где хранятся, выставляются на обозрение и изучаются различные предметы искусства - экспонаты. Они должны иметь определенное культурное, историческое или же научное значение.
О значениях слова музей читайте ниже.
Что такое музей: значения
- Первоначально понятие музей обозначало саму коллекцию экспонатов. С 18 века - также и то здание, где располагались данные экспонаты. А с 19 века - и само учреждение, проводящее работы по изучению и обслуживанию экспонатов. Например, Русский, Пушкинский, Восковых Фигур.
- Иногда так называют само место, где жил и работал известный писатель или ученый. Обычно это квартира или дом, открытые для всеобщего обозрения широкой публики или для тех, кто интересуется биографией и творчеством деятеля. Например, квартиры-музеи Достоевского, Булгакова.
- Также музеем именуют местность, где много памятников. Например, Рим - город-музей.
Из истории
Довольно много музеев возникло в 18 веке в странах Европы. Например, Коллекция искусств в Ватикане (1769) или Королевские венская и дрезденская Коллекции (1770). А знаменитый российский музей Эрмитаж в Питере был основан в 1765.
Интерактивность и виртуальность
Современные музеи используют компьютерные высокие технологии для своих экспозиций, в результате чего многие экспонаты стали более доступны широкому зрителю. А появившиеся виртуальные музеи существуют только лишь на мониторах компьютеров и во всемирной сети.
Библиографическое описание:
Нестеров А.К. Понятие и функции музея [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт
Музей является социальным институтом, выполняющим определенные социокультурные функции. Рассмотрим понятие и функции музея в современных условиях.
Сущность музея, как особого вида культурного учреждения
Музей – это концентрированное выражение культуры прошлого и настоящего, через которое человек осуществляет свою адаптацию к изменяющимся условиям окружающей его действительности.
В музее посетители участвуют в диалоге культур, исторических событиях, формирует спектр ценностных представлений. Учитывая, что посетители по-разному воспринимают музейные экспонаты, то их понимание и осмысление требует объяснения и созерцания.
Музей позволяет человеку путем собственных душевных усилий, преодоления собственных и внешних стереотипов, внутренних барьеров сформировать целостное восприятие прошлого и настоящего времени.
Реализация функций музея способствует стабилизации социокультурных связей и отношений в обществе. Музеи также выполняют функции организации взаимодействия культур, изучения исторических традиций и культурного наследия.
Понятие "музей"
Понятие музея связано с дихотомической природой его системы целей: сохранить культурное и историческое наследие для будущих поколений, одновременно открыв его для современников.
Понятие "музей" происходит из древнегреческой культуры – "museion", что переводится как "храм муз". Вместе с тем в Древней Греции музей отличался от его современного значения, это было место созерцания, познания окружающего мира, всевозможных раздумий.
В Российской музейной энциклопедии дано такое понятие музея :
Музей – это исторически обусловленный многофункциональный институт социальной памяти, посредством которого реализуется общественная потребность в отборе, сохранении и репрезентации специфической группы природных и культурных объектов, осознаваемых обществом как ценность, подлежащая изъятию из среды бытования и передаче из поколения в поколение, – музейных предметов.
В своем исследовании Ю.В. Зиновьева сформулировала вывод, что составляющими понятия музей являются:
- Собрание предметов (идей и носителей), осмысленных в качестве ценностей собирателем, индивидуальным или коллективным.
- "Храм муз" – музей как пространство предъявления различных фрагментов реальности – место коллективного действа и собирания произведений, посвященных музам – дочерям богини памяти Мнемозины.
- Общение по поводу представленных ценностей, коллективное действо, в котором осуществляется выход за грани обыденности, в атмосферу иной реальности, праздника, смена ролей, воссоздания "иного".
Необходимо также дополнить, что понятие музей включает в себя феномен социально-культурной памяти, т.е. музей создается и функционирует для сохранения памяти, стабилизации норм и ценностей в современном обществе.
В словаре "Музейные термины" дано такое определение: "музей – это научно-исследовательское и культурно-просветительное учреждение, которое в соответствии со своими социальными функциями осуществляет комплектование, учет, хранение, изучение и популяризацию памятников истории, культуры и природных объектов". В данном определении отражена взаимосвязь музея с его социальными функциями, а экспонаты обозначены как непосредственные источники формирования знаний об истории, культуре, природе определенных областей, обществ. Таким образом, в определении понятия музей приоритет имеет его научная, исследовательская, просветительская природа, которая служит удовлетворению потребностей общества в сохранении и использовании предметов реального мира как элементов исторической памяти, социальной информации и эстетических ценностей. Такого подхода придерживался также отечественный ученый А.M. Разгон .
Предназначение музея состоит в накоплении информации и выявлении закономерностей, относящихся к процессам познания и передачи знаний (например, исторических) посредством музейных предметов. Согласно данному подходу:
Музей – источник информации и социальный институт.
С учетом современных реалий, кроме процессов исторического познания, передачи исторических знаний, философско-культурного осмысления, ознакомления с информацией, в понятие музей закладывается также эстетическая составляющая в понимании действительности. В этом контексте реальность оказалась результатом культурного акта, его творения и сконструированной языковой практикой.
В настоящее время, музей играет также роль культурного центра и социального инструмента воздействия. С этой точки зрения в понятие музей включается и коммуникативная составляющая, согласно которой музейные фонды создаются осмысленно с целью передачи по такому специфическому каналу коммуникации сложную информацию. Музейные фонды при создании наделяются ценностными значениями, сопутствующей информацией, которую посетители должны воспринять и осознать. Таким образом, формируется диалог, направленный на выработку общего взгляда на предметы музейных экспозиций. В рамках данного понятия теоретическая интерпретация приводит также к уточнению технологических характеристик экспонатов музея и ситуаций музейной коммуникации.
Выделяют 2 основные функции музея :
- Функция документирования
- Функция образования и воспитания
Документирование , как функция музея, означает целенаправленное, скоординированное, структурированное отражение с помощью музейных экспонатов различных фактов, исторических событий, явлений, природных и общественно-культурных процессов. Данная функция музея проявляется через выявление и отбор природных объектов и созданных человеком предметов труда, одежды и т.п., а также иных сложных объектов, которые могут быть представлены в виде физических свидетельств объективной реальности. Демонстрация собранных экспонатов означает реализацию данной функции, а сами экспонаты становятся знаками и символами конкретного исторического периода, события, природного явления, культурного наследия. Функция документирования раскрывается в музее в процессе изучения и составления научного описания экспонатов, что позволяет посетителям музея воспринимать действительность объективно.
Образование и воспитание , как функция музея, основывается на содержании и экспрессивном воздействии музейных экспонатов на посетителей, что сопровождается большим объемом получаемой информации. В результате реализации данной функции музей стимулирует и удовлетворяет познавательные и культурные запросы общества. Данная функция музея также проявляется в различных формах экспозиционной и культурно-образовательной деятельности.
В качестве дополнительных функций музея выступают:
- Функция организация досуга общества
- Коммуникативная функция
- Социально-культурная функция
- Общая функция сохранения памяти
- Функция профессиональной музейной деятельности
- Функция символического воздействия
- Функция взаимодействия
В рамках выполнения социально-культурной функции музей выступает в виде своеобразного посредника при взаимодействии посетителей, музейных работников и представленных экспонатов. В этом проявляется специфика музея в ряду других коммуникационных систем, что соответствует его понятию в социально-культурном плане.
Реализуя социально-культурную функцию, музей согласует ее с коммуникативной функцией, тогда как сам он выступает в качестве информационно-коммуникативного учреждения, посредством которого общество удовлетворяет потребности в сохранении и использовании предметов реального мира в виде свидетельств объективной реальности. Таким образом, музей осуществляет передачу социально-значимой информации. Подлинные исторические предметы изучаются и экспонируются как первичные источники познания с учетом сложившегося представления о предназначении самого музея и его роли в обществе.
Организация досуга в обществе, как функция музеев, проявляется в современных условиях, когда музеи реализуют свои задачи по ознакомлению посетителей с историческим и культурным наследием. Выполнение музеями данной функции обусловлено потребностями современного общества в культурных формах досуга и эмоциональном развитии.
Так называемая общая функция музеев сохранения социальной памяти иногда выделяется отдельно от функции документирования, так как особенности исторического периода времени постоянно накладывают свою специфику на музейное дело, в результате, музеи эволюционируют вместе с изменениями экономической, политической, социальной, духовной жизнью общества. У жителей различных стран, народов и социальных общностей это проявляется различным образом, что и обуславливает разные подходы к систематизации своих представлений о мире, стремление к гармонии, красоте, эстетике, определяя специфику представления музейных экспонатов. Таким образом, с помощью данной функции музеи сохраняют социальную память, фиксируя ее в своих экспонатах.
Функция профессиональной музейной деятельности проявляется через разделение труда. Общая профессионализация выполнения работниками музея своих функций требует высокого уровня подготовки. На практике данная функция в музеях реализуется по всем направлениям музейной работы: научно-исследовательская, экспозиционная, фондовая, реставрационная, просветительская, педагогическая и другие виды деятельности.
Функция символического воздействия в музеях обусловлена наличием пласта культурных символов различных уровней. На уровне государства, например, это флаг, герб, гимн, на уровне города также добавляются памятники, известные места и т.п., а на культурно-бытовом уровне – это традиционные костюмы, одежда, свойственная определенной эпохе и т.п. В музее данная функция проявляется в их дифференциации в соответствии с типами и видами. Также сюда относятся установки, образцы поведения, изучение прошлого, социальной памяти и опыта, которые могут быть представлены в виде музейных экспонатов или подтверждающих фактах, свидетельствах, описывающих объективную реальность.
Реализация музеями функции взаимодействия обусловлена наличием учреждений и общественных институтов, активно взаимодействующих с музеями и другими общественными институтами – учреждениями культуры, образования, науки. Система этих связей должна быть разнообразной и эффективной и в первую очередь, это касается дошкольных и школьных учреждений, всей системы среднего специального и высшего образования. В первую очередь, это групповые экскурсии. Кроме того, у учащихся и исследователей прямой интерес во взаимодействии с музейными экспонатами, которые являются объектами исторического, культурного, общественного и природного наследия.
Вывод
Таким образом, сущность понятия музей обусловлена необходимостью сохранения исторического, культурного, природного общественного наследия для потомков и демонстрация уже накопленного наследия современникам.
Реализация функций музея связана с концепцией комплектования музейных коллекций, в создании которой принимает участие весь научный и профессиональный коллектив музея. Это происходит с широким привлечением научной общественности, краеведов, преподавателей вузов и школ, всех заинтересованных лиц. Реализуя свои функции, музей не только учитывает потребности и интересы различных групп населения, но в дальнейшем активно опирается на их поддержку при организации выставок и сохранении историко-культурного наследия.
Формализм зачастую губителен для музейной культуры, он гасит интерес к ней, порождает представление о музее как скучном складе ненужных вещей и бесполезной информации. Необходима более глубокая и возвышенная идея, чем просто "дополнительная информация" – это одна из главных задач музея при работе с публикой.
Литература
- Зиновьева Ю.В. Взаимодействие музея и общества как социокультурная проблема. Дисс. канд. культурологии. Санкт-Петербург. 2000.
- Разгон A.M. Музееведение как научная дисциплина. М., 1984.