Сила и слабость характера катерины таблица. Сочинение по литературе на тему Сила характера Катерины в драме А. Н. Островского «Гроза. Патриархальное купечество в изображении Островского

Пьеса Н. А. Островского «Гроза» до сих пор является предметом дискуссий, разворачивающихся вокруг вопроса о жанре произведения. Дело в том, что авторское определение жанра недостаточно верно. Логичнее было бы отнести «Грозу» к жанру трагедии, ведь самоубийство Катерина в «Грозе» является развязкой произведения. Для трагедии характерен финал, в котором показана гибель одного или нескольких персонажей; к тому же сам конфликт в «Грозе» переходит из бытовой сферы в сферу вечных ценностей.

Вообще, вопрос о том, чем же является суицид - проявлением силы или слабости - достаточно интересен. Итак, в тексте показано, условно говоря, преступление - гибель Катерины. Для того чтобы разобраться кто виновен, а также ответить на вопрос: «самоубийство Катерины - сила или слабость», нужно рассмотреть причины самоубийства Катерины в пьесе «Гроза». Для совершения того или иного действия у человека должны быть мотивы. У Кати мотивов было несколько. Во-первых, проблемы в семье. Свекровь Катерины, Марфа Игнатьевна, при любой удобной возможности унижала, оскорбляла и издевалась над молодой девушкой. В то время не принято было перечить старшим, даже если их точка зрения была ошибочна. Хорошее воспитание не позволяло Кате оскорбить в ответ. Марфа Игнатьевна знала, что у Кати сильный характер, поэтому опасалась, как бы невестка не изменила безропотного Тихона. Отношения с мужем у Кати складывались натянуто. Девушку рано выдали замуж за того, кого она так и не смогла полюбить. Катерина признаётся Варваре, что испытывает к Тихону чувство жалости. Сам Тихон настолько подчинён матери, что не может защитить Катю от истерик Кабанихи, несмотря на то, что искренне любит жену. Спасение и отдушину мужчина находит в выпивке.

Во-вторых, разочарование в Борисе. Катя влюбилась в приехавшего из Москвы молодого человека очень быстро. Её чувства оказались взаимны. Скорее всего, девушка, благодаря силе своего воображения, дополнила настоящего Бориса несвойственными ему чертами, создала идеальный образ и полюбила именно образ, а не самого человека. Катерина считала, что с Борисом её жизнь будет соответствовать представлениям: быть наравне с мужем, не врать, быть свободной. Вот только Борис оказался немного другим. Он приехал в Калинов лишь затем, чтобы просить денег у своего дяди Савла Прокофьевича. В один из самых важных для Кати моментов жизни Борис отказывает в помощи. Молодой человек отказывается брать Катю с собой в Сибирь, отвечает очень неясно. Борис не хочет брать на себя ответственность за свои чувства, за девушку Катю. Катя осталась одна. Она понимает, что ей некуда и не к кому идти. С этой точки зрения, сом. Ведь можно найти в себе силы, смириться с позором, и прочее-прочее. Но важно знать одно обстоятельство.

В-третьих, Катю беспокоило несоответствие реальной жизни и её представлений об этой жизни. Девушку учили жить честно, по законам христианской морали. В Калинове подменили это понятие на жестокие законы общества. Катя видит, что прикрываясь христианскими ценностями, люди творят ужасные вещи. Происходящее напоминает замкнутый круг, болото, которое рано или поздно заберётся в душу каждого жителя города. Кате невозможно выбраться из этого мира, потому что Калинов - это исчерпывающее пространство. Другого пространства не существует. Долгое время девушка чувствует себя в клетке, ничто не позволяет ей почувствовать саму жизнь.

Добролюбов при анализе образа Катерины, говорил, что таким людям «лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны». Критик считал, что именно «в цельности и гармонии характера заключается его сила. Вольный воздух и свет, вопреки всем предосторожностям погибающего самодурства, врываются в келью Катерины, она рвётся к новой жизни, хотя бы пришлось умереть в этом порыве. Что ей смерть? Всё равно - она не считает жизнью и то прозябание, которое выпало ей на долю в семье Кабановых». Самоубийство Катерины, по мнению Добролюбова, является проявлением силы. Её решение не было импульсивным. Катя прекрасно знала, что скоро умрёт. Она была из той породы людей, которые живут крайностями для того, чтобы сохранить себя. Катя не хотела оставлять свою душу на растерзание самодурам тёмного царства, девушка просто не могла поступить иначе. Смириться и молча терпеть выходки Кабанихи, равно как и врать, пусть и во благо, девушка не смогла бы. Получается, для неё жизнь невозможна ни в каких смыслах. Нельзя ни оставаться больше, ни уйти. Катя принимает решение переступить порог реального мира, чтобы обрести свободу через смерть.
Интересно, что Добролюбова можно считать адвокатом Катерины, а вот Писарев, другой русский критик, вполне заслуживает место прокурора. Дело в том, что в статье «Мотивы русской драмы» Писарев искренне недоумевает: Борис посмотрел - Катя влюбилась, «Кабаниха ворчит - Катерина изнывает». Критик расценил самоубийство Кати как бессмысленный поступок, который ничего не изменил. Вместо тог чтобы облегчить страдания себе или другим, Катя бросается в Волгу. С такого ракурса Катерина представляется жертвой самой себя; слабой девочкой, которая не видит других способов решения проблем.

Мнения критиков во многом противоположны. Выбирать чем же на самом деле является гибель Кати - личное дело каждого человека. В пользу теории Писарева можно сказать, что смерть девушки действительно не поменяла ничего. Только Тихон, который неспособен на больший протест, говорит, что завидует мёртвой жене.

В данной публикации мы попытались объяснить причины и последствия поступка Катерины. Эта информация поможет 10 классам при написании сочинения на тему «Самоубийство Катерины в «Грозе» - сила или слабость?».

Тест по произведению

Сочинение на тему:

"Сила или слабость Катерины проявляется в ее самоубийстве
в произведении Островского "Гроза"?

Читая пьесу Островского "Гроза", невольно задаешься вопросом: сила или слабость
Катерины проявляется в ее самоубийстве в финале пьесы? Правильно она поступила или
нет? По этому поводу существовало много споров между литературными критиками 40-х, 50-х годов 19-го столетия. Так, Добролюбов отметил "сильные, бунтующие
мотивы" в характере Катерины и связал их с атмосферой кризиса, в котором находилось все
российское общество. По его словам, в драме Островского показан сложный, трагический
процесс раскрепощения оживающей души.

Глубоко трагична первая встреча Катерины с любимым - Борисом. Сцена пронизана
тревогой. Звучит мотив народной песни - мотив неминуемой гибели ("Ты убей, загуби меня
со полуночи... "). "Зачем ты пришёл? Зачем ты пришёл, погубитель мой?" - предчувствует
беду Катерина. Каким же сильным должно быть её чувство, если она во имя любви идёт на
верную гибель! "Не жалей, губи меня!" - восклицает она, отдавшись этому чувству. Так
любить может не всякий, и мы убеждаемся в необычайной силе героини.

А каковы слова Катерины, произнесенные в оправдание своему мужу и себе, перед
Кабанихой. Вслушаемся в них внимательно: "Для меня, маменька, всё одно, что родная
мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит". В отличие от жены, Тихон произносит свои
оправдания жалобно, и вместе с тем весьма почтительно, обращаясь к матери на "вы".
Катерина говорит о том же, что и Тихон, возражая на упреки. Но с каким достоинством, как
просто и искренне говорит она. Характерно и это обращение на "ты" (как к равной). Она
стремится к ясным, доброжелательным человеческим отношениям.

В первом явлении мы представляем себе Катерину как покорную жертву, человека со
сломанной волей и растоптанной душой. "Маменька её поедом ест, а она как тень какая
ходит, безответная. Только плачет да тает как воск", - говорит о жене Тихон. И вот она сама
перед нами. Нет, она не жертва. Она человек с сильным, решительным характером, с живым,
вольнолюбивым сердцем. Она не чувствует себя рабой, напротив, она свободна, хотя бы
потому, что всё потеряла, что нечем ей больше дорожить, даже жизнью: "Для чего мне
теперь жить, ну для чего?"

Жажда освобождения торжествует и над ее религиозными представлениями. "Всё равно, что смерть придёт, что сама…, а жить нельзя." размышляет она о самоубийстве. И далее она подвергает сомнению это представление: "Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться".
Предсмертные слова Катерины обращены не к богу и выражают не раскаяние в совершённых
грехах, они обращены к любимому; "Друг мой! Радость моя! Прощай!" Так свободное от
предрассудков, живое и сильное чувство победило в душе Катерины

С другой стороны можно показать, что Катерина проявила слабость. Такая точка
зрения существует у Писарева, когда в статье "Мотивы русской драмы" он оценивал
"Грозу". Статья была направлена полемически против Добролюбова. Писарев назвал
Катерину "полоумной мечтательницей" и "визионеркой": "Вся жизнь Катерины, по его
мнению, - состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из
одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что сделала вчера, и между тем,
сама не знает, что будет делать завтра; наконец, перепутавши все, что было у нее под
руками, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством".

На самом деле самоубийство - не глупое, а последнее средство отчаявшегося
человека. С точки зрения атеиста, в поступке Катерины - сила. Но с точки зрения
православия, самоубийству нет прощения, какими бы мотивами оно не оправдывалось. Это
один из самых тяжелых грехов. Считается, что люди должны терпеть то, что им посылает
судьба. Катерина должна была нести свой крест. Интересен тот факт, что в старину самоубийц хоронили не на кладбище, а рядом. И проходившие мимо люди знали о судьбе
умершего. А ведь Катерина мечтала, освободившись от мирской жизни, о том, как: "Под
деревцем могилушка... Солнышко ее греет... Птицы прилетят на дерево, будут петь, детей
выведут. " Ее душа не могла спокойно существовать без красот природы, любви.

Таким образом, мы видим, что если пробуждается протест, пусть и в таких пассивных
формах, пусть и таким слабым существом, какой считали женщину в ту эпоху, то это и есть
нарастающий протест в народе, сигнал, который являлся предвестником гибели старого
уклада жизни, опиравшегося на систему феодально-крепостнического деспотизма, и
набирания оборотов новых прогрессивных стремлений к равноправию, к свободе
человеческой жизни.

Смелый и решительный характер Катерины проявляется еще в детстве. Она рассказывает Варваре: “Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно: я выбежала на Волгу, села в лодку да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!” Светлое детство прошло, и Катерину выдают замуж за нелюбимого человека. Жизнь в доме свекрови сразу не понравилась Катерине. Вздорная и жестокая Кабаниха, которая своих родных “поедом ест”, “точит, как ржа железо”, стремится подавить свободолюбивую натуру Катерины. Но героиня смело вступает в борьбу с Кабанихой. Честная и правдолюбивая, Катерина не может приспосабливаться к жизни “темного царства”. “Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!” - решительно говорит она Варваре. Нежно и страстно Катерина любит Бориса. Ее любовь - это тоже протест против моральных устоев “темного царства”. Сила ее чувства такова, что она готова пренебречь общественными обычаями и религиозными понятиями: “Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!” Но счастье только поманило Катерину. Две недели она встречалась с Борисом, но вот приезжает Тихон. Напуганная грозой и причитаниями полусумасшедшей барыни, Катерина во всем признается мужу. “Что, сынок? Куда воля-то ведет? Говорила я, так ты слушать не хотел. Вот и дождался!” - со злобой говорит Кабаниха Тихону. Она злорадствует, что одержала верх над Катериной. Но мы видим, что в этой борьбе морально побеждает Катерина, а не Кабаниха. Протест Катерины растет. Она готова на все, поэтому просит Бориса взять ее с собой. Но Борис “не по своей воле” уезжает, он полностью зависит от своего дядюшки, купца Дикого. Последняя надежда погасла в душе Катерины. “Опять жить? Нет, нет, не надо... нехорошо!” -думает она. Катерина понимает, что жить в доме Кабановых - это безнравственно. Уж лучше не жить совсем, чем мириться с “жалким прозябанием”. Н.А. Добролюбов пишет: “...она рвется к новой жизни, хотя бы пришлось умереть в этом порыве”. Вот он, протест Катерины, протест против зла и мещанства, жестокости и лжи, протест, “доведенный до конца!” В ответ на статью Н.А. Добролюбова через четыре года вышла статья Д.И. Писарева “Мотивы русской драмы”. В ней Писарев критикует статью Добролюбова “Луч света в “темном царстве” и удивляется, что критики не смогли “сделать Добролюбову ни одного возражения”. Писарев говорит о Катерине: “Что это за любовь, возникающая от обмена нескольких взглядов?.. Наконец, что это за самоубийство, вызванное такими мелкими неприятностями, которые переносятся совершенно благополучно всеми членами всех русских семейств?” Критик утверждает, что Добролюбов, увидя в каждом поступке Катерины что-либо хорошее, составил идеальный образ, увидел вследствие этого “луч света в “темном царстве”. Писарев не может согласиться с этим, так как “воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума. Ум дороже всего, или, вернее, ум - все”. Почему же так расходятся взгляды Писарева и Добролюбова? Что заставляет одного писать о силе характера Катерины, а другого - о слабости этого характера? Вспомним, что статья Добролюбова вышла в 1860 году, во время революционного подъема, когда на первом плане стояли смелые и решительные герои, стремившиеся к новой жизни, готовые к смерти ради нее. В то время иного протеста быть не могло, но даже такой протест утверждал силу характера личности. Статья Писарева была написана в 1864 году, в эпоху реакции, когда нужны были мыслящие натуры. Поэтому Д.И. Писарев так и пишет о поступке Катерины: “...Совершив много глупостей, бросается в воду и делает таким образом последнюю и величайшую нелепость”. Как я отношусь к Катерине? Считаю ли ее “лучом света в темном царстве”? Да, я люблю Катерину, люблю ее доброту и нежность, искренность ее чувств, ее решительность и правдивость. Я считаю, что Катерину можно назвать “лучом света в темном царстве”, так как она протестует против кабановских понятий о нравственности, “не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен за ее живую душу”. В этом и состоит, по-моему, сила характера Катерины.

Кейс-технология на уроке литературы.

Тема урока: Сила и слабость характера Катерины (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)

Эпиграф: Так и рвётся душа

Из груди молодой!

Хочет воли она,

Просит жизни другой.

А. Кольцов.

Цель урока :

Задачи:

- научить обучающихся выявлять проблемы произведения и давать обоснованные суждения о нем;

Способствовать развитию речевых и коммуникативных навыков;

Формировать ценностное отношение к окружающей действительности, воспитывать чувство уважения к другим людям и их чувствам.

Применяемая технология: описание конкретной ситуации (кейс-технология)

Контингент обучаемых : обучающиеся 1 курса

Количество : 15-20 человек

Год разработки: 2017

1. Подготовительный этап

1.1. Определение места урока в системе предмета, обозначение темы, формулировка целей урока, определение проблемы, разработка задания для обучающихся и возможных вопросов для ведения дискуссии и презентации кейса

1.2. Чтение студентами драмы А.Н. Островского «Гроза».

2 . Ознакомительный этап

2.1. Вступительное слово.

С покойною важностью лиц.

С красивою силой движенья.

2.2. Введение в ситуацию.

Действие пьесы происходит в середине XIX веке в городке Калинов на берегу Волги. Главная героиня пьесы - молодая замужняя женщина Катерина Кабанова, добрая и чуткая натура. Она замужем за нелюбимым мужчиной, Тихоном Кабановым. Катерина глубоко несчастлива в семье Кабановых. Главой семьи является злая и властная старуха Кабаниха, мать Тихона. Глуповатый бесхарактерный Тихон во всем слушается свою мать. Катерина влюбляется в Бориса, молодого человека, который приехал из Москвы к своему дяде, купцу Дикому. Катерина мучается оттого, что она любит не своего мужа Тихона, а Бориса.

3. Основной (аналитический) этап.

3.1. Раунды:

1)вступительное слово преподавателя; распределение студентов по группам (4-5 человек в каждой); организация работы групп: краткое изложение членами групп прочитанных материалов и их обсуждение; выявление проблемных моментов; определение докладчиков;

    первый раунд дискуссии - обсуждение проблемных моментов в малых группах, поиск аргументов и решений;

    второй раунд дискуссии - предоставление результатов анализа, общегрупповая дискуссия, подведение итогов дискуссии и найденных решений.

3.2.Указания по проведению анализа конкретной ситуации

После знакомства обучающихся с предоставленными фактами начинается их анализ в групповой работе. Этот процесс выработки решения, составляющий сущность метода, имеет временные рамки, которые определяет преподаватель.

Продуктивность групповой аналитической работы обеспечивается путем следования определенному алгоритму:

    анализ ситуации - целесообразно начинать с выявления и формулировки проблемы;

    выработка различных способов действия в данной ситуации - альтернатив;

    выбор лучшего решения (альтернативы) с опорой на анализ положительных и отрицательных последствий каждого, а также на анализ необходимых ресурсов для их осуществления;

    составление программы деятельности с ориентацией на первоначальные цели и реальности их реализации

4. Итоговый этап.

4.1 Заключительная презентация результатов аналитической работы (студенты могут узнать и сравнить несколько вариантов решений одной проблемы).

4.2. Обобщающее выступление преподавателя - анализ ситуации.

4.3. Оценивание преподавателем обучающихся.

5. Описание ситуации. Используется пьеса А.Н. Островского «Гроза».

Вопросы для обсуждения.

ХОД УРОКА.

1. ОРГМОМЕНТ.

Здравствуйте, юноши! Очень приятно вас видеть. На нашем уроке сегодня присутствуют гости: преподаватели нашего техникума.

2. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Сегодня на уроке мы поговорим на тему, которая волнует не одно поколение писателей, поэтов, художников, композиторов, – о женщине.

Давайте вспомним произведения, в которых писатели и поэты воспевают красоту и величие женщины.

(Пушкин «Евгений Онегин» - милый образ Татьяны Лариной, Толстой «Война и мир» – образ Наташи Ростовой, вспоминаются строки Некрасова:

Есть женщины в русских селеньях

С покойною важностью лиц.

С красивою силой движенья.

С походкой, со взглядом цариц.

А. Солженицын в рассказе «Матренин двор» восхищается простой крестьянкой Матреной).

Как и многие другие писатели, не обошел стороной эту тему и Александр Николаевич Островский, он написал пьесу «Гроза».

Тема нашего урока«Сила и слабость характера Катерины (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)» - (запись темы в тетрадь)

- Как вы думаете, какова цель нашего урока?

Цель урока : выяснить, почему Катерина решилась на самоубийство, что это – проявление силы или слабости духа? (на экране) Запись в тетрадь.

Для эпиграфа я взяла следующее высказывание:

Так и рвётся душа

Из груди молодой!

Хочет воли она,

Просит жизни другой.

А. Кольцов.

Эпиграф – на экране. Запись в тетрадь.

3. УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АНАЛИЗА КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ

«Любовь сильнее смерти, сильнее страха смерти».

Как вы понимаете эти слова?

(Ответы студентов).

Когда человек любит, то он готов на все, готов пожертвовать собой ради любимого, готов совершить подвиг во имя любви. Главная героиня пьесы – Катерина готова пожертвовать многим во имя любви, даже своими принципами, она кидается в омут, не боясь кары божьей. Мы должны разобраться, почему Катерина решилась на любовь к Борису, почему Катерина покончила жизнь самоубийством, смерть Катерины – победа или поражение?

Для того чтобы выяснить это,вы будете работать в группах.

На партах лежит раздаточный материал, который содержит: краткое содержание пьесы «Гроза», вопросы и информационный материал. Используя текст и информационный материал вам нужно ответить на следующие вопросы:

    Какая проблема затрагивается в пьесе?

    Могла ли Катерина найти счастье в семье? При каких условиях?

    Достоин ли Борис Катерины, её любви?

    В чем сила и слабость характера Катерины?

    Смерть Катерины – победа или поражение? Почему?

Сегодня неправильных ответов не может быть, каждый высказывает свою точку зрения.

4. РАБОТА В ГРУППАХ – 10 МИН. (Звучит тихая музыка)

5. ПРЕЗЕНТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ – по 4 мин. каждой группе

6. ОБОБЩАЮЩЕЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.

Вы ответили на все вопросы, высказали свое мнение, выявили проблемы произведения.

Предлагаю вам вернуться к эпиграфу нашего урока – к словам А. Кольцова.

Так и рвётся душа

Из груди молодой!

Хочет воли она,

Просит жизни другой.

Как вы думаете, почему именно эти слова мы выбрали эпиграфом нашего сегодняшнего урока?

(Ответы студентов).

Катерина не может смириться с укладом жизни, который царит в доме Кабановых и принимает решение умереть... Она решилась на самоубийство: с высокого обрыва кинулась она в Волгу, в свой последний полет, покончила с собой.

Что подтолкнуло ее совершить такой поступок?

(Ответы студентов).

В тех условиях она не могла поступить иначе: так она опять проявила свой характер - доказала, что для нее лучше смерть, чем неволя. Свой поступок Катерина совершила в условиях необычных, исключительных, безвыходных. При этом она проявила снова большую волю, и даже отвагу. Ведь христианская религия объявила самоубийство смертным грехом и запретила молиться за самоубийц. А Катерина, хотя она и религиозный человек, говорит: «Кто любит, тот будет молиться». Любовь к человеку и ненависть к самодурству, к неволе для нее сильнее всех церковных запретов. Причина - в неясном для самой Катерины ощущении кризисности бытия: прежние моральные принципы устарели, а новые она не может воспринимать иначе, как грех. Виновны окружающие, набожность, замкнутый образ жизни: дом, вышивания, рассказы богомолок не подготовили Катерину к жизни с другими правилами. Она жертва «собственной чистоты».

7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА.

Катерина – сильная личность, которая умела любить, готова на самопожертвование во имя любви, но она честна, искренна и поэтому она не способна притворяться, обманывать, т.е. жить по законам «темного царства», она избрала выход – самоубийство, чтобы избавить себя и свою душу от угрызений совести и уйти от норм и правил города Калинова.

Звучит романс «Любовь - волшебная страна»

2. Выставление оценок в группах.

8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Составить характеристику литературного героя – Катерины по плану.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

1. ОПИСАНИЕ СИТУАЦИИ

А.Н. ОСТРОВСКИЙ «ГРОЗА»

(Краткое содержание)

События пьесы происходят в , в вымышленном городке Калинове, который расположился на высоком волжском берегу. В центре событий семья местной богатой купчихи и, по совместительству, законодательнице местной морали, Кабанихи. Действие происходит в общественном саду, на берегу Волги, где на сцене появляются все основные персонажи пьесы. Вначале местный механик-самоучка Кулигин обсуждает неподобающее поведение купца Дикого, богатея и самодура, с его молодым приказчиком Кудряшом и местным обывателем Шапкиным. К ним присоединяется Борис, родной племянник Дикого, который рассказывает, что его привело из в эту глушь и почему он вынужден терпеть выходки своего дяди. Дикой пообещал отдать положенную часть его наследства при условии, что Борис будет к нему почтителен. Кулигин утверждает, что вряд ли Дикой согласится добровольно отдать деньги, а Борис жалуется, что ему тяжело привыкать к обычаям, царящим как в доме дяди, так и в городе.

Следом появляется странница, которая расхваливает город за благолепие и, особенно дом Кабановой. На вопрос Бориса о семье Кабановой, Кулигин называет ее ханжой, которая “нищих одаривает, а домашних поедом ест”.

Появляется Кабанова, ее сопровождает дочь Варвара, довольно бойкая девушка, которая научилась скрывать от матери свои чувства. Сын Тихон, не особенно злой, но полностью находящийся под влиянием властной матери, который в ее присутствии не скажет поперек и слова. Вместе с ним его жена Катерина, молодая, скорее приятная, чем красивая, спокойная девушка. Она никак не может привыкнуть к строгим порядкам в семье своей свекрови, где никто не может высказать свое мнение и ей, после ее вольного детства, обстановка в семье мужа напоминает тюрьму.

Во время прогулки по бульвару, Варвара смогла выпытать тайну Катерины, которая признается, что ей очень понравился Борис, что он не такой как все и она чувствует в нем родственную душу. Варвара предлагает ей устроить свидание, но Катерина приходит в ужас от этого предложения и отказывается.

Напряженность ситуации усугубляется начинающейся грозой и городской сумасшедшей, которая при виде молодых девушек пророчит им адские муки, крича, что красота ведет в омут. Все это производит на Катерину гнетущее впечатление, и она торопится домой, чтобы помолиться и выпросить прощение за греховные мысли.

Проводив мужа в поездку, оскорбленная унижением, которое высказывает свекровь, Катерина соглашается встретиться с Борисом на тайном свидании.

Заключительное действие происходит в саду, где гуляют горожане и видны развалины с уцелевшей фреской, на которой изображена огненная гиена и опять вот-вот начнется гроза.

Катерина не в силах избавиться от чувства вины за измену. Прилюдно бросается ему в ноги и признается в своем грехе, чем вызывает гнев Кабанихи, ужас и смятение Тихона, досаду у Варвары, сожаление Бориса и злорадство обывателей.

Не выдержав чувства греховности за свой проступок и понимая, что никто не собирается помочь и поддержать, Катерина бросается с крутого волжского обрыва.

2. ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

    Какая проблема затрагивается в пьесе?

    Могла ли Катерина найти счастье в семье? При каких условиях?

    Достоин ли Борис Катерины, её любви?

    В чем сила и слабость характера Катерины?

    Смерть Катерины – победа или поражение? Почему?

Пьеса Островского была написана в 1859 году, во время подъема революционного движения масс, в эпоху, когда личность вставала на борьбу за свое раскрепощение. "Гроза", по мнению Н. А. Добролюбова, "самое решительное произведение Островского", так как в ней показан сложный, трагический процесс раскрепощения оживающей души.

В пьесе мрак борется со светом, взлеты сменяются падениями, здесь показана и живучесть морали "темного царства", и ее шаткость, и сила характера, которая смогла переступить через нее даже ценой собственной жизни. И со всей жестокостью, несправедливостью "темного царства" борется Катерина – главная героиня пьесы А. Н. Островского.

Светлым и тихим было ее детство. Катерина ходила в церковь, слушала рассказы странниц, вышивала золотом по бархату. Но религиозность Катерины – это вера в волшебные сказки, которые она слушала в детстве. В религии Катерину привлекает прежде всего красота преданий, церковная музыка, иконопись, "ее воображение работает неутомимо и уносит ее в новый мир, "тихий и светлый".

Смелый и решительный характер Катерины проявляется еще в детстве. Она рассказывает Варваре: "Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно: я выбежала на Волгу, села в лодку да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!"

Светлое детство прошло, и Катерину выдают замуж за нелюбимого человека. Жизнь в доме свекрови сразу не понравилась Катерине. Вздорная и жестокая Кабаниха, которая своих родных "поедом ест", "точит, как ржа железо", стремится подавить свободолюбивую натуру Катерины. Но героиня смело вступает в борьбу с Кабанихой. Честная и правдолюбивая, Катерина не может приспосабливаться к жизни "темного царства". "Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!" – решительно говорит она Варваре.

Нежно и страстно Катерина любит Бориса. Ее любовь – это тоже протест против моральных устоев "темного царства". Сила ее чувства такова, что она готова пренебречь общественными обычаями и религиозными понятиями: "Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!"

Но счастье только поманило Катерину. Две недели она встречалась с Борисом, но вот приезжает Тихон. Напуганная грозой и причитаниями полусумасшедшей барыни, Катерина во всем признается мужу.

"Что, сынок? Куда воля-то ведет? Говорила я, так ты слушать не хотел. Вот и дождался!" – со злобой говорит Кабаниха Тихону. Она злорадствует, что одержала верх над Катериной.

Но мы видим, что в этой борьбе морально побеждает Катерина, а не Кабаниха. Протест Катерины растет. Она готова на все, поэтому просит Бориса взять ее с собой. Но Борис "не по своей воле" уезжает, он полностью зависит от своего дядюшки, купца Дикого.

Последняя надежда погасла в душе Катерины. "Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо!" – думает она. Катерина понимает, что жить в доме Кабановых – это безнравственно. Уж лучше не жить совсем, чем мириться с "жалким прозябанием".

Н. А. Добролюбов пишет: "…она рвется к новой жизни, хотя бы пришлось умереть в этом порыве". Вот он, протест Катерины, протест против зла и мещанства, жестокости и лжи, протест, "доведенный до конца!»

В ответ на статью Н. А. Добролюбова через четыре года вышла статья Д. И. Писарева "Мотивы русской драмы". В ней Писарев критикует статью Добролюбова "Луч света в "темном царстве" и удивляется, что критики не смогли "сделать Добролюбову ни одного возражения". Писарев говорит о Катерине: "Что это за любовь, возникающая от обмена нескольких взглядов?.. Наконец, что это за самоубийство, вызванное такими мелкими неприятностями, которые переносятся совершенно благополучно всеми членами всех русских семейств?" Критик утверждает, что Добролюбов, увидя в каждом поступке Катерины что-либо хорошее, составил идеальный образ, увидел вследствие этого "луч света в "темном царстве". Писарев не может согласиться с этим, так как "воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума. Ум дороже всего, или, вернее, ум – все".

Почему же так расходятся взгляды Писарева и Добролюбова? Что заставляет одного писать о силе характера Катерины, а другого – о слабости этого характера? Вспомним, что статья Добролюбова вышла в 1860 году, во время революционного подъема, когда на первом плане стояли смелые и решительные герои, стремившиеся к новой жизни, готовые к смерти ради нее. В то время иного протеста быть не могло, но даже такой протест утверждал силу характера личности.

Статья Писарева была написана в 1864 году, в эпоху реакции, когда нужны были мыслящие натуры. Поэтому Д. И. Писарев так и пишет о поступке Катерины: "…Совершив много глупостей, бросается в воду и делает таким образом последнюю и величайшую нелепость".

Как я отношусь к Катерине? Считаю ли ее "лучом света в темном царстве"? Да, я люблю Катерину, люблю ее доброту и нежность, искренность ее чувств, ее решительность и правдивость. Я считаю, что Катерину можно назвать "лучом света в темном царстве", так как она протестует против кабановских понятий о нравственности, "не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен за ее живую душу".

В этом и состоит, по-моему, сила характера Катерины.