Наука изучающая фамилии людей. Что изучает ономастика

Онома́стика, - раздел лингвистики, изучающий собственные имена, историю их возникновения и преобразования в результате длительного употребления в языке-источнике или в связи с заимствованием у других языков общения. В более узком смысле ономастика - собственные имена различных типов.
Ономастика исследует фонетические, морфологические, словообразовательные, семантические, этимологические и другие аспекты собственных имён.

Ономастика традиционно членится на разделы в соответствии с категориями объектов, носящих собственные имена:

  • Антропонимика- изучает имена людей,
  • топонимика - названия географических объектов,
  • зоонимика - клички животных,
  • астронимика - названия отдельных небесных тел и т. д.

*Ономастика делит собственные имена на реалионимы (имена существовавших или существующих объектов) и мифонимы (имена вымышленных объектов).

*В зависимости от языковых особенностей собственных имён ономастика делится на литературную (область литературного языка) и диалектную; реальную и поэтическую (т. е. ономастику художественных текстов), современную и историческую, теоретическую и прикладную.

Антропони́мика - раздел ономастики, изучающий антропонимы - имена людей (принимающие различные формы, например: Пётр Николаевич Амехин, Иван Калита, Игорь Кио, Пеле) и их отдельные составляющие (личные имена, отчества, фамилии, прозвища, псевдонимы и т. п.); их происхождение, эволюцию, закономерности их функционирования.

Личные имена. Концепция личного имени, т.е. отношение членов языкового коллектива к своим именам, постепенно меняется, и это ведет к перестройкам антропонимических систем. Для современного русского человека наиболее естественно двухкомпонентное именование. Это может быть: имя + отчество); имя + фамилия имя + прозвище. С 1990-х годов в России в деловых и политических кругах стало распространяться двухкомпонентное именование, состоящее из полной формы имени и фамилии.

Фамилии . Слово «фамилия» у русских появляется в Петровскую эпоху сначала как обозначение семьи или жены, лишь позже – в значении "семейное имя". То, что теперь называется фамилией, в прошлом называлось семейным прозванием.

Отчества . Отчество – это особое именное слово, образованное от имени отца данного человека. У русских отчество – до сих пор живая именная категория, непременная при официальном именовании и в документах.

Топонимика - наука, изучающая географические названия (топонимы), их происхождение, смысловое значение, развитие, современное состояние, написание и произношение. Топонимика является интегральной научной дисциплиной, которая находится на стыке и использует данные трёх областей знаний: географии, истории и лингвистики.

Среди топонимов выделяются различные классы, такие как:

Ойконимы - названия населённых мест

Астионимы - названия городов

Гидронимы - названия рек

Исходя из величины объектов, устанавливают два главных яруса топонимии:

1) макротопонимия - названия крупных природных или созданных человеком объектов и политико-административных объединений

2) микротопонимия - индивидуализированные названия малых географических объектов, особенностей местного ландшафта (лесов, полей, урочищ и т. п.).

По составу топонимы могут быть однословными («Днепр», «Плёс»), словосочетаниями («Белая Церковь», «Чистые Пруды»), топонимическими фразеологизмами, причём последние характерны главным образом для микротопонимии («Воздвиженское, что в Игрищах»). В соответствии с грамматической структурой топонимы подразделяются на простые и сложные.

Топонимия служит ценнейшим источником для исследования истории языка и находит применение в исторической лексикологии, диалектологии, этимологии, лингвистической географии, так как некоторые топонимы, особенно гидронимы, устойчиво сохраняют архаизмы и диалектизмы. Топонимика помогает восстановить черты исторического прошлого народов, определить границы их расселения, очертить области былого распро¬стра¬не¬ния языков, географию культурных и экономических центров, торговых путей и т. п.

Фамилия - наследственное имя семьи, первичной ячейки общества. В прошлом генеалогии (родословные) были достоянием только горстки аристократов. А всей массе простого народа "предков не полагалось". Но миллионы людей вправе гордиться своими предками, их трудом.

Каждый день нам приходится слышать, читать, произносить или писать десятки фамилий наших друзей, родственников, знакомых, коллег и товарищей. Со страниц газет, из радио- и телеэфира мы принимаем их еще в большем количестве - сотни и даже тысячи. Это связано с важнейшей социальной функцией фамилий. Так как же появились российские фамилии?

Наука, изучающая личные имена людей, фамилии, отчества, псевдонимы, называется антропонимика. Основой этого термина являются греческие слова

Anatropous - "человек" и oputa - " имя". Антропонимика является одной из разновидностей специального раздела - ономастики, название которого переводится с греческого как "искусство давать имена". Ономастика изучает не только личные имена людей, но и названия населенных пунктов, рек, стран, звезд и другие имена собственные.

По мнению ученых, российские фамилии можно разделить на следующие основные группы:

1. Фамилии, образованные от канонических и различных народных форм крестильных христианских.

Подавляющее большинство русских фамилий образовано от христианских православных имен, содержащихся в церковном календаре - святцах. Религия требовала, чтобы ребенка называли не просто как-нибудь, а в честь того или иного святого, т.е. легендарного или исторического лица, почитаемого церковью в строго определенный день года. Христианская религия пришла на Русь в X веке из Византии. Византия заимствовала ее у Римской империи, в Рим же она проникла с Ближнего Востока. Поэтому большинство личных имен, т.е. имен христианских, заимствовано из древнееврейского, древнегреческого и латинского языков.

Очень часто в Древней Руси человека называли не только полным крестильным именем, а также одной из его производных форм, относящихся к типу имен, которые условно называются уменьшительными. В действительности такие имена были просто обиходными, или внутрисемейными. По традиции, после того как имя, крестильное или мирское, переходит в состав отчества и становится фамильным прозвищем, для окружающих во многих случаях становится непонятным смысл основы прозвища и нередко для толкования фамилии выбирается более понятная для современников основа. фамилия имя антропонимический

  • 2. Фамилии, сохранившие в своей основе имена мирские . Мирские имена пришли из языческих времен, когда имен церковных не существовало: многие из них были просто именами собственными, другие возникли как прозвища, но потом их основа забылась и они стали просто именами. Третьи имена суеверные родители давали своим чадам, дабы избавить их от разных житейских проблем: тут-то и появились князья по имени Батрак и Голик, священники по имени Черт и Сатана и, наконец, многочисленные Дураки и Оболтусы, которые таковыми не являлись. Одна была забота у родителей: пусть ребенок благополучно избежит тех бед, которые забирает на себя данное ему имя. Имея официальное христианское имя, люди получали также мирские древнерусские имена: Медведь, Кобыла (имя родоначальника царской династии), Ворона, Телега, Лопата, Дуб, Орех, Болото, Кисель, Солома, Мочало (размоченные волокна липы), Рогожа и т.д. Все они не отражали каких-либо качеств их носителя, а были, как правило, обособленными от их первоначального значения. Наличие второго имени было своеобразной данью древней славянской традиции двуименности, требовавшей сокрытия основного, главного имени и употребления в быту имени другого, "ненастоящего", с целью уберечься от "злых сил", которые не должны были узнать истинного имени человека. Неудивительно, что очень часто отчество сына записывалось не от крестильного, а от мирского имени отца. Популярность мирских имен была столь высока, что в результате к середине XIX столетия, когда процесс формирования русских фамилий практически завершился, оказалось, что фамилии, образованные от нецерковных имен, составляют значительную их часть. Таким образом, несмотря на многовековое стремление церкви искоренить дохристианские традиции, многие из них дожили и до наших дней.
  • 3. Фамилии, образованные от профессиональных прозвищ предков, рассказывающие, кто из них, чем занимался. Профессиональные прозвища существовали на Руси с незапамятных времен. После принятия христианства, то есть с появлением обязательных крестильных имен, выполняли функцию дополнительных прозваний, и в официальных документах помогали выделить конкретного человека в массе людей, носивших такое же крестильное имя, а в обиходе нередко полностью заменяя крестильные имена, которые были менее многочисленны и поэтому часто повторялись. Эти прозвища дополняли крестильные имена и, в некотором смысле, выполняли функцию фамилий до середины XVIII века. В условиях, когда основная часть хозяйств на Руси имела "натуральный" характер, а понятие "образованный" для большей части населения просто не существовало, мастера-ремесленники сильно выделялись из общей массы крестьян и пользовались в народе большим уважением, а потому и прозвище это быстро приживалось в применении к их потомкам. Естественно, фамилии такого типа возникали, прежде всего, в средних слоях общества - в среде купцов, ремесленников и мастеровых. Но иногда, причем уже в XVI веке "профессиональные" фамилии получали и представители дворянства.
  • 4. Фамилии, образованные от названия местности, родом откуда был один из предков (основой таких фамилий становились разные географические названия - городов, деревень, станиц, рек, озер и т.д.).

Во времена, когда фамилий не существовало, такой тип прозвищ наиболее четко обозначал нового человека, появившегося в среде местных жителей, поэтому именно такие прозвища раньше всего начали выполнять функцию фамильных, то есть семейных имен. Фамилии, восходящие к географическим названиям, принадлежат к одной из групп наиболее древних русских фамилий; некоторые из них прослеживаются вплоть до XV века. Доля дворянских и знатных фамилий в этой группе гораздо больше, чем в любой другой. Такие прозвища, как и нецерковные имена, выполняли долгое время роль второго, мирского имени.

5. Фамилии, принадлежавшие православному духовенству. Такие фамилии появлялись на протяжении XVII -XIX вв. в среде русского православного духовенства. Искусственные фамилии иногда давались вместо уже имеющихся или присваивались в духовных училищах ученикам, ранее не имевшим фамилий. Поскольку православные священники могли вступать в брак, то их искусственные фамилии наследовались детьми и таким образом получали дальнейшее распространение. Изобретательность людей, дававших фамилии, была практически неистощимой, и поэтому фамилии русского духовенства не только чрезвычайно разнообразны и необычны, но и нередко очень живописны. Зачастую они давались вопреки традициям русской языковой культуры, поэтому легко узнаваемы в общей массе российских фамилий. Такие фамилии образовывались от названия местности, города или села, откуда прибыл ученик, от имен святых, от названий церковных праздников, от экзотических животных и растений, от имен античных богов и героев и т.д. Кроме того, необычайно популярны были и фамилии, так или иначе отражавшие черты характера семинариста. Самую многочисленную группу семинарских фамилий составляют фамилии "географические". Сравнительно немногие фамилии из них произведены от имен епархиальных и вообще больших городов, так как не было оснований при большом числе учеников - уроженцев этих городов давать кому - либо одному из них фамилию, по имени общего для них всех города. Поэтому в основной массе семинарских "географических" фамилий, записанных в Российских Епархиальных Ведомостях, упоминается едва ли не больше половины общего числа российских сел и уездных городов; фамилии же, произведенные от названий губернских городов и просто крупных городов, означают большей частью пришельцев из других епархий.

После анализа и исследование происхождение имен и фамилий, мы хотим рассказать про историю и значение наших.

Ономастика ‒ это слово, имеющее греческое происхождение. В переводе с данного языка оно означает "имя". Нетрудно догадаться, что ономастика как наука изучает имена собственные людей. Однако не только их. Ее интересуют также названия народов, животных, географических объектов. Кроме того, в отдельную науку выделяется часть ономастики, изучающая названия гор, рек, населенных пунктов и прочего. Она называется топонимикой.

Ономастика в разных смыслах

Имена собственные сегодня изучают представители различных наук (географы, историки, этнографы, лингвисты, литературоведы, психологи). Однако в первую очередь они исследуются именно лингвистами. Ономастика ‒ это раздел лингвистики. Она изучает историю возникновения и преобразования имен в результате употребления их в течение длительного времени в языке-источнике или же благодаря заимствованию их у других языков. Однако ономастика ‒ это понятие, которое может рассматриваться не только как наука. В более узком смысле это просто различных типов собственные имена. Иначе они называются ономастической лексикой.

Особенности изучения имен собственных

Значительную часть человеческой жизни охватывает такое понятие как имена собственные. Примеры их многочисленны. Они даются всему, что создают люди, а также географическим объектам, включая расположенные за пределами нашей планеты. Происхождение названий можно рассматривать комплексно ‒ с точки зрения логики и этимологии.

Изучая имена собственные, можно заметить специфические особенности их передачи и сохранения. Благодаря этому их исследование представляет научный интерес. Происхождение тех или иных названий может быть забыто, и сами они могут не иметь никакой связи с другими словами данного языка. Тем не менее, имя собственное даже в этом случае сохраняет социальное значение, то есть оно является понятным указанием на тот или иной предмет.

Нередко имена собственные очень устойчивы. На них зачастую не влияют происходящие в языке революционные изменения, и даже исчезновение языка и замена его другим не приводит к прекращению их употребления. К примеру, сегодня в русском языке все еще существуют названия, такие как Дон или Волга, которые не имеют в нем значения. Однако осуществив этимологический анализ, можно увидеть, что они имеют скифское происхождение. Такие исследования предоставляют возможность восстановить характер языка, который преобладал во время создания того или иного названия, выяснить многие аспекты, связанные с ним.

Ономастика и история

Зоонимика, как вы, наверное, догадались, занимается кличками и собственными именами животных (Бекингем, Арнольд, Беся, Бритни, Мурка, Шарик).

Хрематонимика

Хрематонимику также интересует имя собственное. Примеры того, что относится к области ее изучения, многочисленны. Хрематонимику интересуют те имена, которые принадлежат предметам материальной культуры (пушка "Гамаюн", меч Дюрандаль, алмаз "Орлов"). Мы знаем, что собственные имена часто используются для обозначения спортивных обществ, стадионов, отдельных партий ("Бессмертная партия", "Вечнозеленая партия"), праздников (День геолога, Первое мая), воинских частей, а также отдельных сражений (Куликовская битва, Бородинская битва). Предприятия обозначают свои услуги или товары с помощью товарных знаков, которые также являются собственными именами. Кроме того, хрематонимику интересуют названия книг, произведений искусства, отдельных стихотворений.

Этот раздел ономастики имеет не только академический интерес. В странах Запада, например, часто возникают судебные процессы, которые связаны с использованием названия товарного знака, похожего на название другого, принадлежащего фирме, которая выпускает конкурирующий товар. Решение о том, можно ли считать такие наименования подобными, может быть принято только с использованием научного анализа.

Карабонимика

Карабонимика занимается изучением собственных имен катеров, судов и кораблей ("Варяг", "Аврора", "Память Меркурия", "Бородино"). Заметим, что этот термин предложил российский ученый Алексушин вместо терминов "каронимика" и "наутонимика", употреблявшихся ранее.

Эргонимика

Эргонимика занимается исследованием наименований различных деловых объединений людей. К примеру, фирмонимы ‒ это названия фирм, а эмпоронимы ‒ слова, обозначающие названия магазинов. Эргонимику интересуют наименования кафе, баров, профсоюзов, бильярдных клубов, парикмахерских и др.

Прагмонимика

Прагмонимика ‒ это направление, в рамках которого исследуются названия видов товаров. Парфюнонимы, к примеру, это наименования ароматов, парфюмерной продукции (Lauren, Chanel), чоконимы обозначают названия шоколадной продукции ("Метелица", "Кара-Кум").

Теонимика

Теонимика занимается изучением имен богов, духов, демонов, персонажей легенд и мифов. Она показывает, как в имена собственные превращались нарицательные ‒ наименования огня, ветра, грома, грозы и других явлений природы.

Вопросы ономастики весьма интересны, не правда ли? Следует заметить, что разделы этой науки непосредственным образом связаны с практикой. Поэтому ономастику нельзя рассматривать лишь как занятие ученых-"чудаков". Имя собственное (примеры некоторых мы привели) изучает наука, которая тесным образом связана с нашей жизнью.

от греч. onoma - имя, название) - имена собственные в их совокупности, а также наука, занимающаяся изучением имен собственных: личных имен (эта отрасль О. носит назв. антропонимики, или О. в узком смысле слова), географич. названий (см. Топонимика) и названий племен и народов (см. Этнонимика). О. (в узком смысле слова). Уже первые памятники письменности различных народов фиксируют существование в глубокой древности личных и родовых имен. Постепенно создается б. или м. стабильная (но изменявшаяся с развитием общества) система ношения имен (разная у разных народов). Так, напр., в Др. Риме гражданин имел личное имя (praenomen), родовое имя (nomen) и прозвище (cognomen); осн. и неизменным являлось родовое имя. В Др. Греции граждане к личному имени присоединяли имя отца (напр., Перикл, сын Ксантиппа). Имена носили клас.-сословный характер. Так, в Риме в качестве родового имени неполноправных граждан и зависимых лиц фигурировало родовое имя покровителя (патрона), рабы не имели твердого имени (имя часто давалось господином раба), их имена нередко образовывались из этнонимов ("Сириец", "Скиф" и т. д.). Имена (и возникшие позже фамилии) обычно восходят к словам, обозначавшим: явления природы, предметы материальной культуры и явления быта, хоз. жизнь, профессии, явления социально-политич. жизни, географич. названия, индивидуальные особенности того или иного человека, понятия верований, культа и идеологии и др. У слав. и герм. племен с принятием христианства широкое распространение получили имена, заимствованные из евангелий, а также от имен греч., лат. и местных святых; продолжало удерживаться и нек-рое количество имен др.-герм. и др.-слав. происхождения. Совр. способ наименования (личное имя, отчество, фамилия) утверждается в России лишь постепенно, с 16-18 вв. (раньше для бояр, затем для дворян и купцов, горожан; фамилии крепостных крестьян впервые фиксировались 10-й ревизией 1858, но и там осн. масса крепостных еще не имела фамилий). В Японии вплоть до "революции Мэйдзи" (1867-68) право носить фамилии имели только дворяне и небольшое число других привилегированных; во мн. странах Востока не существует фамилий. История имен и фамилий, тесно связанная с историей народа (отражает родовые отношения, разложение родовых связей, семейные отношения, расширение общественных связей, социально-клас. структуру общества, изменение и развитие обществ. институтов, культуры и т. д.), может использоваться исследователем- историком в качестве дополнит. источника для реконструкции нек-рых ист. явлений и процессов, особенно тех ист. периодов (в частности, древности, раннего средневековья), от к-рых сохранились скудные ист. источники. Таким образом, О., будучи отраслью языкознания, выполняет и роль вспомогательной ист. дисциплины. Данные О. привлекаются, напр., при разрешении вопроса об этнич. принадлежности древних народов, при исследовании миграц. процессов, определении роли местных и пришлых элементов в ист. развитии к.-л. района; О. дает нек-рый материал для решения вопроса об источниках рабства (этнич. принадлежность рим. рабов по их именам) и мн. др. Однако при всех случаях данные О. служат лишь вспомогательным мат-лом и рассматриваются в совокупности с данными других источников. Лит.: Барсегян О. X., Собственное имя. Теоретико-описательный очерк, Ер., 1964 (на арм. яз.); Суперанская А. В., Как вас зовут? Где вы живете?, М., 1964; Witkowski T., Grundbegriffe der Namenkunde, В., 1964; Чичагов В. К., Из истории рус. имен, отчеств и фамилий (вопросы рус. ист. ономастики XV-XVII вв.), М., 1959; Тупиков Н. M., Словарь древнерусских личных собственных имен, СПБ, 1903; Holma Н., Die assirisch-babylonischen Personennamen..., Hels., 1914; Zgusta L., Die Personennamen griechischer St?dte der n?rdlichen Schwarzmeerk?ste, Praha, 1955; Schulze W., Zur Geschichte lateinischer Eigennamen, В., 1904; Trombetti A., Saggio di antica onomastica mediterranea, 2 ed., Firenze, 1941; Bach A., Deutsche Namenkunde, Bd 1-3, Hdlb., 1952-56; Miklosich F., Die Bildung der slavischen Personen- und Ortsnamen, Hdlb., 1927; Onomastica slavogermanica, hrsg. von R. Fischer, Bd 1, В., 1965; Caetani L., Gabrieli G., Onomasticon Arabicum, v. 1-2, Roma, 1915; Словарь япон. имен и фамилий, 2 изд., М., 1958 (со ст.: Капул Н. П., Япон. имена и фамилии как явление языка и письменности); Taszycki W., Bibliografia onomastyki polskiej.., Kr., 1960; Wegweiser zur Namenforschung, Halle, 1962; Smith E., Personal names. A bibliography, N. Y., 1952. Л. E.

) и их отдельные составляющие (личные имена, отчества, фамилии, прозвища, псевдонимы и т. п.); их происхождение , эволюцию, закономерности их функционирования.

Антропонимика вычленилась из ономастики в 1960-1970-е годы, до этого вместо термина «антропонимика» использовался термин «ономастика » [ ] . Эта наука изучает информацию, которую может нести имя: характеристику человеческих качеств, связь лица с отцом, родом, семьей, информацию о национальности, роде занятий, происхождении из какой-либо местности, сословия, касты. Антропонимика изучает функции антропонима в речи - номинацию, идентификацию, дифференциацию, смену имен, которая связана с возрастом, изменением общественного или семейного положения, жизнью среди людей другой национальности, вступлением в тайные общества, переходом в другую веру, табуированием и др.

Английская антропонимика

Китайская антропонимика

Китайская система именования является основой для всех традиционных способов именования людей в странах Восточной Азии [ ] . Характерной чертой является наличие сравнительно небольших списков возможных вариантов фамилий, подобных Байцзясин («Сто фамилий»), позволяющих судить о фактической кодифицированности китайской фамилии.

Поэтическая антропонимика

Личные имена собственные, использованные в художественном тексте. Вместо термина «поэтическая антропонимика» часто употребляют термин «литературная антропонимика» и «стилистическая антропонимика» .

Русская антропонимика

Разработкой основных вопросов антропонимики занимались Василий Бондалетов , Николай Баскаков , Сергей Зинин , Ю. А. Карпенко, Ирина Кюршунова, В. Н. Михайлов, Александр Реформатский , В. П. Морошкин, Н. А. Петровский, Елена Полякова , Афанасий Селищев , Сергей Смольников, Александра Суперанская , Олег Трубачёв , Николай Тупиков , Юлия Чайкина, Василий Чичагов, Лев Успенский .

Российская антропонимика в 1980-1990-е годы пополнилась работами Ирины Ганжиной, Михаила Горбаневского , Ю. А. Карпенко, И. А. Королёва, Т. Н. Кондратьевой, В. А. Никонова, Н. Н. Парфёновой, Н. В. Подольской, Бориса Унбегауна , Н. К. Фролова. В последние десятилетия российских учёных интересуют вопросы становления региональной антропонимики. Только введение в научный оборот множества текстов различных территорий, включающих значительное количество личных имён и фамилий, поможет представить реальную картину формирования антропонимической системы в целом [ ] .

Тибетская антропонимика

Тибетская система имён отличается от китайской и ориентирована в большей степени на Индию . В Тибете нет фамилий. Многие имена являются калькой с санскрита, но есть и традиционные (напр.: Дава (тиб. луна, понедельник ), Ньима (тиб. солнце, воскресенье )). Выбор имени происходит с участием астролога или духовного наставника. О значении астрологии в тибетской антропонимике может говорить тот факт, что количество фонетических вариантов тибетского слога приблизительно равно количеству дней в году [ ] .

См. также

Примечания

Литература

  • Антропонимика / Под ред. В. А. Никонова, A. B. Суперанской. - М. : Наука, 1970. - 330 с.
  • Калакуцкая Л. П. Фамилии. Имена. Отчества: Написание и склонение. - М. : Толк, 1994. - 95 с. - ISBN 5-87607-003-3 .
  • Карпенко М. В. Русская антропонимика: Конспект лекций спецкурса. - Одесса : Изд-во Одесск. ун-та, 1970. - 42 с.
  • Ковалёв Г. Ф. Е. А. Болховитинов - отец российской антропонимики // Евфимий Алексеевич Болховитинов и его творческое наследие. - Воронеж, 1992.
  • Подольская Н. В. Антропонимика // Лингвистический энциклопедический словарь . - М. : Советская энциклопедия, 1990. - 685 с. (в пер.)