Основное направление идей телевидения третьего рейха. Телевидение в третьм рейхе

Связь Третьего рейха и Тибета

Третий рейх (как была нацистами названа Германия в период с 1933 по 1945 годы) считался сильной державой, движимый силой прогресса. В эти года правящее место в стране занимал Адольф Гитлер. Именно под его тоталитарным руководством стали процветать промышленность, коммуникации, прочие отрасли народного хозяйства Третьего рейха.

Откуда Германия черпала свои знания? Для учёных до сих пор это остаётся загадкой и тайной. В исторических сводках неоднократно встречаются упоминания о том, что Гитлер любил путешествовать и одной из самых близких ему по духу стран был Тибет.

Гитлер был великим ценителем эзотерических наук. Есть недоказанные данные о том, что он лично относился к оккультному направлению Германии того времени. Это означало только то, что во главе крупной державы находился человек, якобы обладающий неординарными способностями. Их хватало не только для того чтобы управлять огромной страной, управлять «разумно», но и для того чтобы жизнь в Германии обретала новые краски.

Вопросы передовых технологий и опережение в этом деле Америки всегда волновали Гитлера. Он считал, что именно Третий рейх должен покорить весь мир.

Чем была особенная политика Гитлера в стране? Она носила жёсткий тоталитарный характер. Большое количество времени и капитала уходило на развитие пропаганды в стране. Для массового распространения идей Гитлера уже не хватало одной только печатной пропаганды.

Тогда было принято решение о всеобщем внедрении теле и радио коммуникаций. Но если с радио дела обстояли просто, то собственной киностудии в Германии не было довольно долго. Появилась она только после поездки Гитлера на Тибет для встречи с Далай-ламой.

Встреча проходила в обстановке строгой секретности при закрытых дверях. Известно только то, что после нескольких недель пребывания на Тибете Гитлер вернулся в страну с неоднозначными чертежами довольно странных летательных аппаратов, но вопрос отсутствия дополнительной коммуникации для развития пропаганды они не решали. Тогда были посланы ещё несколько экспедиций, и вот они уже привезли массу интересных находок.

Тайна «волшебного глаза»

До сих пор Германия держит большинство этих находок в секрете, единственное что известно – на территорию Третьего рейха попала «странная трубка с волшебным глазом» на её конце. Что это было за изобретение – учёные до сих пор разводят руками. Единственное, что им известно – она обладала свойством передавать картинки на расстоянии и звуковые сигналы также.

Как стало известно позднее – это было некое приспособление, которое позволяло снимать короткометражные фильмы и даже приближать картинку во время съёмки. Это была некая портативная видеокамера, но откуда она могла взяться в тридцатых годах прошлого века в Германии?

Однако, сегодня учёных больше всего волнует тот вопрос, куда же транслировалась картинка, которую снимали эти чудные камеры? Не сами ли тибетские вожди наблюдали за всем происходящим в Германии? Ответа на этот вопрос нет.

После нескольких месяцев использования, трубки с «волшебным глазом» были изъяты руководством Третьего рейха и после — бесследно исчезли.

Строительство киностудии – первый шаг на путик к телемосту Берлин-Тибет

Стоит отметить тот исторический факт, что после неоднократных посещений Тибета элитой Германии, и на территорию страны неизвестным образом попали трубки с «волшебным глазом» — началось возведение первой киностудии в 1939 году. Метод вещания картинки на экраны домашних киномашин (телевизоров), который использовали на киностудии — долгое время держался в секрете. И для того были весомые причины – такой технологии не было ни у кого в мире. Однако всё чаще в это время в сводках учёных, занимавшихся разработкой каналов и способов пропаганды Германской идеологии можно было встретить упоминание о трубке с «волшебным глазом». Не стали ли её загадочные способности транслировать картинку на расстояние толчком для создания новых технологий кинематографа?

Известно только одно что после строительства киностудии на экраны телевизоров немцев всё чаще стали попадать сюжеты с яркой пропагандой превосходства немецкой нации над другими. С одной стороны в этом не было ничего запретного, но с другой – это были первые ласточки, которые сигнализировали о скором начале войны.

Германия не видела альтернатив в своём всемирном превосходстве. Дисциплина и коллективный разум выводились на первый план. Но какую роль в этом сыграли удивительные тибетские трубки?

Известно, что спустя полгода после строительства киностудии состоялся телемост между Германией и Тибетом. Но каким образом? Ведь в то время телевидение транслировалось только с помощью сложной системы коммуникаций.

Тогда Германии пришлось бы на территории соседних стран располагать свои специальные передатчики. Но это вызвало бы недовольство и конфликты между державами. На ум приходит только одно – киностудия и была тем самым мощным передатчиком, который усилил сигнал трубок и смог транслировать его на Тибет.

Но зачем нужен был этот телемост Германии? Какую информацию получил Гитлер, благодаря передовым технологиям коммуникаций? И почему подобные телемосты не проводились в последующем? Если учитывать что все действия проходили под грифом «совершенно секретно», то нет ничего удивительного в том, что часть информации, и по сей день, скрыта от обывателей.

Гитлер всегда вынашивал своеобразные, уникальные идеи в отношении развития страны. Как утверждают историки – он уже тогда горел идеей всемирного господства, и ему нужна была поддержка от тех, кто имеет знания и технологии на порядок выше, чем у Германии.

Но почему Тибет? Ведь он никогда не был промышленно развитой страной? Но ведь это не значит, что на Тибете не было знаний, не доступных всему человечеству. Но откуда они там взялись? Какова цена за их использование? Возможно ли, что эти знания достались человеку по наследству от своих внеземных предков? Историки пока только выдвигают гипотезы. Чётких ответов на эти вопросы у них нет. Возможно, это и к лучшему.

No related links found



«Внимание! Внимание! Говорит и показывает столица XI Олимпийских игр! Наши телекамеры и микрофоны установлены на одном из крупнейших стадионов мира «Олимпия», вместившем в себя 100 тысяч зрителей и сотни атлетов, прибывших со всего света на праздник мира, силы, радости, гармонии и красоты, - вещает восторженный голос телекомментатора и добавляет с не меньшим энтузиазмом: - Да здравствует Олимпийский Берлин! Хайль, Гитлер!». На календаре 1936 год. В сегодняшнем «Синескопе» продолжаем знакомство с историей первого в мире полноценного регулярного телевидения для широких масс.

Телереволюционная Олимпиада
Специально для показа спортивных состязаний XI Олимпиады были построены электронные телекамеры «Ikonoskop» (разработка инженера Владимира Заворыкина от 1928 г.), которые в духе национал-социализма называли «телепушками». Любопытно, что модернизированными аналогами этих камер пользуются до сих пор.


Именно в 1936 году, как отмечают историки, телевидение начало входить в сознание публики. Приблизительно 150 тысяч зрителей в Берлине, Потсдаме, Гамбурге и Лейпциге смогли следить за Играми в 28 «телевизионных комнатах». Специально для Олимпиады в помещении министерства рейхспочты на Лейпцигерштрассе, 13 был сооружён гигантский по тем временам экран размером 2 х 1,5 метра для 300 зрителей! Для передачи соревнований с различных спортивных объектов были созданы первые в мире ПТС - передвижные телестанции на базе автобусов, так удивительно похожих на современные. Объём прямых телетрансляций составлял 7-8 часов в сутки, что вполне сравнимо с нынешними показами олимпийских состязаний. В общей сложности в Германии 1936 года Олимпиаду смотрело по телевизору свыше 150 тысяч телезрителей.

Кабельный фатерлянд
В феврале 1937 года начались работы по созданию первого кабельного (!) ТВ, которое должно было быть доступным не только берлинцам, но и жителям других крупных городов. Широкополосный, самый длинный в мире, кабель длиною свыше 2500 км проложили между Берлином, Нюрнбергом, Лейпцигом, Мюнхеном и Кёльном. Общий хронометраж вещания стал двухчасовым. Не слишком много по нынешним понятиям, но даже больше, чем отпущено региональным телекомпаниям России 2015 года. В том же 1937-м германские телеинженеры чёткость изображения подняли до 441 строки (до 2008 года держался стандарт в 521 строку в США и 625 в России). Появилась аппаратура для цветного телевещания.

ТВЧ Третьего рейха
Как известно, в наши дни на телевидении происходит мировая технологическая революция. Телевидение высокой чёткости (ТВЧ), при котором «картинка» в 1026 строк даёт изумительно «сверхреальное», почти объёмное, изображение.

Новейший телестандарт, на который переходит сегодня весь мир, на деле оказался... не совсем новым. 78 лет назад инженеры нацистской Германии построили соответствующую съёмочную аппаратуру и телевизоры со стандартом «картинки» 1029 строк! Качество изображения повергло немногих зрителей в шок: создавалось впечатление, что экран - просто отверстие в телевизоре, за которым находится вполне реальная улица (камера была установлена неподалёку от здания студии). Однако работы по созданию ТВЧ в Третьем рейхе дальше экспериментов не пошли. Причина - крайняя дороговизна технологий. Вся электроника была тогда исключительно ламповая, являющая собой первоепоколение «аналоговой», а для недорогого ТВЧ всё же требовались «цифровые» технологии, освоенные лишь в XXI веке.

Арийские дикторы


Почти все телепередачи в Третьем рейхе вели красивые и уверенные в себе дикторши - Эльза Эльстер (см. фото) и Урсула Патчке, девицы стопроцентной «арийской» внешности (других даже близко не подпускали). Бодрыми голосами они обращались к телезрителям, не забыв на прощанье весело крикнуть: «Хайль, Гитлер!».

Сериалы, полиция, ток-шоу...
Именно в это время возникли предтечи популярных нынешних передач и сериалов. Хотя привычных сегодня боевиков ещё не было, полиция уже в середине 30-х начала использовать телевидение для розыска преступников. Было и то, что ныне называется ток-шоу: в 1937 году показали дискуссию с участием известных артистов на тему: «Могут ли быть поцелуи на сцене и в кино настоящими?». Надо заметить, что по большому счёту репертуар телепрограмм нацистской Германии был почти аполитичным и мало чем отличался от того, что смотрит современный зритель: те же передачи для домохозяек, игры, викторины, ток-шоу, телесериалы (серий только было поменьше), спортивные соревнования, реклама и т.д.

ТВ-патриоты и товарищи из НСДАП
По мере приближения войны телецензура становилась более жёсткой, эфир отдали выступлениям фюрера и патриотическим программам. По словам одного из первых немецких телерепортёров, нацисты прямого давления на журналистов не оказывали. Существовала... самоцензура. Например, диктор, рассуждая о состоянии современной музыки, не забывал упомянуть о тех, кто не согласен играть в унисон с «основным ритмом»: мол, их отправили в «музыкальные лагеря», где они поют, чтобы получить ужин.

Телевидение Германии становилось всё более пропагандистским. В новостных блоках были часты различные интервью с такими высокопоставленными лидерами НСДАП, как Иозеф Геббельс, Роберт Лей, Альберт Шпеер и т.п. Начиная с января 1938 года, стали появляться «тематические вечера».

Домашний телевечер с СС
Примерно так выглядела программа передач, посвящённая службе СС:

20.00 Актуальные сообщения.
20.38 Штурмовое подразделение СС 8/75 им. Эдмунда Бенке поёт старинную солдатскую песню на фоне занавеса с руническим символом СС.
20.39 «Слово о главном». Говорит член штурмового подразделения СС.
20.40 «Германское прошлое живёт». Фильм снят по заказу рейхсфюрера СС.
20.45 Штурмовое подразделение СС 8/75 им. Эдмунда Бенке поёт ещё одну солдатскую песню.
20.48 «Слово фюрера». Отрывки из фильма.
20.49 «В борьбе - к победе». Фильм, снятый по заказу рейхсфюрера СС.
21.00 Повторение программы.

Телевидение Второй мировой
С октября 1939 года телевещание Третьего рейха уже было полностью сосредоточено в руках военных. Солдаты и офицеры советской армии и армий союзников довольствовались в минуты отдыха просмотром картин с мобильных кинопередвижек. В тылу было то же самое, разве что фильмы шли в клубах и кинотеатрах. Немецкие военнослужащие помимо «полевого» кинематографа смотрели ещё и телевизоры (в тылу). В лазаретах, казармах и квартирах офицеров насчитывалось до 1000 телевизионных приёмников. Ещё около 500 телевизоров было установлено на производстве. Воюющая Германия инвестировала колоссальные деньги (63,3 млн рейхсмарок с 1939 по 1943 годы) в развитие телевидения. Во время войны немцы начали демонстрацию по TВ полнометражных художественных фильмов, среди которых были и будущие «трофейные картины», включая любимую картину фюрера «Девушка моей мечты». Немецкий телепередатчик был установлен даже в оккупированном Париже, на Эйфелевой башне.

Телефинал Третьего рейха


1943 год стал печальным финалом для первого в мире регулярного телевизионного вещания. 26 ноября очередная передача прервалась, и на сотнях голубых немецких телеэкранов появилась заставка: «Извините, у нас перерыв по техническим причинам», сопровождаемая лёгкой музыкой. Через несколько минут экраны покрылись характерным «снегом». «Перерыв» так и не закончился - в самый мощный телевизионный передатчик Третьего Рейха угодила бомба авиации союзников, совершавшей налёт на Берлин. Голубые экраны гитлеровской Германии погасли навсегда.

Увы, Советского Союза в заголовке нет. Хотя телетрансляции началось в Москве в 1931 году - мы были, если не первыми, то одними из первых. К великому сожалению, внятной хроники пока найти не удалось (а иллюстрировать пост про телевидение картинками - дурной тон). Под катом, вы можете посмотреть на немецкие, британские телепередачи тридцатых годов. Почему посмотреть на передачи, а не посмотреть сами передачи? Да, только потому лишь, что сохранилось кадры, которые обычные кинооператоры сняли на обычную пленку. А сняли они многое - студии, аппаратные, картинки на экранах первых телевизоров - так что перед нами, своего рода, "экранки" и репортажи из студии. Если кому интересно, посмотреть на ролики про телевидение тридцатых годов - прошу под кат (а привиденная картинка - работа телерепортеров на Берлинской Олимпиаде 1936-го года).

Начнем с Германии. Там телевидение заработало еще в 1929 году. Правда телевидением в современном понимании этого слова, то что работало в 29-ом году, назвать сложно. Начнем с того, что кинескоп к тому времени еще не изобрели (а на рассказ о том, что было вместо него, уйдет приличное количество букв). А почти современное телевидение заработало в Берлине заработало 15 января 1936 года.

Как видите, ничего с тех пор на телевидении не поменялось - музыка, танцы, плоские шутки юмористов. Да, разумеется, поменялись и музыка, и танцы, и шутки. А так - как был "зомбоящег" так и остался:). В качестве средства пафосной пропаганды нацисты стали использовать уже во время Второй Мировой. А в тридцатые годы - обычное "развлекалово".

В этой подборке отрывков можно найти и образцы пропаганды. Но пропаганды не совсем не пафосной.

В Лондоне телевизоры заработали в тот же год, что и Берлине. И тоже все началось с музыки. Говорю же - ничего на телевидении не меняется.

А это на экране дожившего до наших британского телевизора HMV 901 крутится "картинка" образца 1937-года. Как автору ролика удалось добиться выведения картинки на экран - читайте на английском в "полном описании" ролика.

Американская компания RCA c гордостью представляет! Встречайте! Вот оно - телевидение!
Как всегда - по-американски пафосно. Правда и повод для пафоса есть - в Америке считают, что кинескоп изобрел американский инженер русского происхождения В. К. Зворыкин. Свое эпохальное открытие он сделал в 1931 году. В нашей стране считают, что кинескоп изобрел советский инженер С. И. Катаев. И свое эпохальное он сделал в... 1931 году. Одним словом, опять та же история, что и с Поповым и Маркони.
Тем не менее, Зворыкин работал именно на RCA и пафосная рекламная короткометражка посвящена новому продукту от этой компании - массовому, доступному телевизору. Опять та же история - изобретать умеем, а превращать изобретение в коммерческий продукт - не умели тогда, не умеем и сейчас. Грустно, как-то.

Первый немецкий «народный телевизор FE1

Что самое удивительное, эту роль телевещания сумели разглядеть ещё в Третьем Рейхе, где массированной пропаганде отводилось значительное место.
Общеизвестно также, что Третий Рейх был технократическим государством, а с телевидением тогда «игрались» во всём мире. В те годы телевещание было чем-то вроде экзотической технической штучки, в светлое будущее которой мало кто верил.
Считалось, что радио и газеты будут по-прежнему главными источниками информации в силу их доступности большинству населения. ТВ было слишком дорогим удовольствием, а телепрограммы не могли соперничать в увлекательности с фильмами, демонстрировавшимися в кинозалах. Тем не менее, именно в Третьем Рейхе телевидение получило если не массовое распространение, то хотя бы задумывалось, как массовое.
В современном немецком языке есть слово «Fernsehen» - буквально «дальновидение». Так пошло ещё с времён Третьего Рейха, когда предпочтение отдавалось «исконным немецким словам», а не международным, привычным во всём мире. Руководство «дальновидением» было поручено Рейхспочте.
Итак, первый телеэфир состоялся в 1935 году. У немецких телевизионщиков была тогда маленькая студия в Берлине, из которой три раза в неделю и велись программы.

Те немногочисленные кадры, которые сохранились в немецких архивах, говорят о том, что нацистское телевещание задумывалось, как сугубо «народное» зрелище для людей с низким уровнем интеллектуального развития. Новости там перемежались с эстрадными номерами, комплексы упражнений для поддержания стройности - с передачами, типа «Радости садоводства». Сохранились также кадры из «исторического сериала» - ненавязчивые костюмные сценки из жизни двора Фридриха Великого.
В рамках телепрограмм проводилось общеобязательное «расовое воспитание» населения. Так, телерепортёр Фриц Янике, бравший интервью у самых разных людей, не преминул заехать к учёному-расологу, который прямо в кадре измерил череп у маленькой девочки.
Передачи вели красивые и уверенные в себе дикторши - Эльза Эльстер и Урсула Патчке, девицы канонической «арийской» внешности. Бодрыми голосами они обращались к телезрителям, не забыв на прощанье крикнуть: «Хайль Гитлер!»
Персональных телевизоров было крайне мало - они были в распоряжении высших чинов Рейха. Зато существовали специальные телекомнаты, нечто вроде тех видеосалонов, которые имели место в перестроечном СССР. Так вот, в эти телекомнаты вход был совершенно бесплатным. Что это означало? Нацисты очень быстро поняли, что телеящик имеет большие возможности по части пропаганды и старались внедрить его в массы. Во-первых, прямой эфир. Где в кинотеатре можно увидеть прямой эфир? Конечно, перед каждым сеансом крутили общеобязательный еженедельник

«Die Deutsche Wochenschau», но всё это были новости вчерашнего дня в прямом смысле этого слова. Во-вторых - зрелищность. Да, по радио всегда можно услышать любую новостную информацию, но, как гласит народная мудрость, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Так вот «Fernsehen» и было одной из пропагандистских задумок немецких нацистов. Интересно, что наци-телевидение не было коммерческим, его основная задача - «чтобы Фюрер вошёл в каждый дом».

Общеобязательный еженедельник «Die Deutsche Wochenschau

Руководство Рейхспочты даже представило Геббельсу «План обеспечения всех германских домашних хозяйств народным телевизором FE1». Считалось, что к Рождеству 1939 года в магазинах появятся первые образцы. Однако начавшаяся война помешала этим грандиозным планам.
Вернёмся немного назад - в 1936 год, ознаменовавшийся проведением Берлинской Олимпиады. Нацистам было важно, чтобы и немцы, и многочисленные гости столицы увидели всю ту показуху, которую приготовило гитлеровское руководство.
Зрители могли наблюдать за ходом Олимпиады из этих самых телевизионных салонов. Кроме того, специально для Олимпиады в помещении министерства

Телепередача для солдат Вермахта «Мы передаем веселье, мы жертвуем радость» (Wir senden Frohsinn, wir spenden Freude). 1941 г.

Рейхспочты был сооружен большой экран для 300 зрителей.
Интересно, что жена Геббельса - Магда Квандт, женщина крайне практичная, очень быстро поняла преимущества ТВ. Она принялась обращаться в самые разные инстанции, чтобы ей выделили средства для устроения телекомнат для женщин. Эти «красные уголки» должны были располагаться при специализированных прачечно-бытовых центрах. То есть образцовые арийские дамочки пойдут сдавать свои вещи в стирку, заодно и телевизор посмотрят. Однако эта идея не получила поддержки - в условиях начавшейся войны никому не было дела до женских телеуголков.

Два диктора нацистского ТВ: Урсула Пачке (Ursula Patzschke) и Аннемари Бек (Annemarie Beck)

Во время войны нацистское телевидение быстро перепрофилировалось - оно стало выпускать программы для раненых солдат, лежащих в госпиталях. Бодряческий тон информационных программ теперь перемежался с фривольными танцами в духе варьете.
Последний эфир гитлеровского «дальновидения» состоялся осенью 1944 года.
…Страшно себе даже представить, какой эффект могло бы иметь внедрение того самого «народного телевизора FE1» и распространение нацистского телевещания. Хотя в одном им следует отдать должное - именно в Германии впервые увидели в телевизоре уникальное средство для промывки мозгов населению. Прошло семь десятков лет, но доведенные до совершенства принципы этой технологии по-прежнему крайне актуальны и востребованы. В чем каждый может легко убедиться, скажем, на примере «Малахов +», «Ледниковый период» и программы «Время».

Дата: 2011-12-04

Тот факт,что телевидение уже существовало в 30-е годы и в СССР, и в Германии, и в других развитых странах малоизвестен. В СССР первый опытный сеанс телевещания состоялся 29 апреля 1931 года. 15 ноября 1934 года впервые состоялась трансляция телевизионной передачи со звуком. Парадокс заключался в том, что регулярное вещание телепередач существовало, но советская промышленность телевизоры еще не производила... См. С чего все начиналось http://www.podberi.tv/review/458 . У истоков телевидения стоял американский инженер русский эмигрант Владимир Козьмич Зворыкин. В 1929 году Зворыкин разработал высоковакуумную телевизионную приемную трубку - кинескоп, к 1931 году завершил создание конструкции передающей трубки - иконоскопа.

В Германии телевидение вещало в эпоху Третьего Рейха целых 9 лет.

Изобретённый Паулем Нипков (Paul Julius Gottlieb Nipkow) диск, послужил основой для появления механического телевидения в 1920-x годах. В 1935 году студия Пауля Нипкова начала осуществлять регулярное вещание в Берлине.
Вначале только несколько сот партайгеноссе имели возможность смотреть телевизионные передачи, но в скором будущем планировалось, что каждая немецкая семья будет иметь телевизор и наблюдать за успехами национал-социалистического общества. С 1935 года телевидение в Германии стало реальностью. Телевещательные каналы передавали новости со всей территории 3 рейха, а также начала вещание маленькая телестудия в Берлине по производству развлекательных программ. Это были первые в мире телевизионные репортажи. Программы шли в режиме прямого эфира, техники записи на телевидении ещё не существовало. Казалось, что образы, мелькавшие в телевизорах, тех лет исчезли навсегда. Однако в Берлинском Федеральном киноархиве в 90-х годах были обнаружены 285 рулонов киноплёнки, свидетелей ранних дней телевидения Германии. Этот материал принадлежал бывшей государственной телекомпании Рейха и после войны попал в киноархив Восточной Германии. Там он лежал не использованным много лет. Теперь работники федерального архива имеют возможность просматривать эти материалы, сохранять на другие носители.

В 1935-1944 г.г. специальное телеподразделение занималось выпуском репортажей, интервью и шоу для телевидения на 35 мм киноплёнке. Телевидение в ранний период не сводились только к пропаганде, хотя её было предостаточно. Об этом свидетельствуют явно развлекательные интервью с нацистскими знаменитостями. Стиль телерепортажей раннего периода специфичен - длительные эпизоды, практически отсутствует монтаж, как результат - очень подробное освещение момента. Студия в Берлине выходила в эфир 3 раза в неделю. Репортёры и артисты работали в маленькой комнатке площадью в 2 кв.м., не пропускающей свет и звук. В телевизионную рамку попадали только голова и плечи. Поэтому большое значение приобретала прическа. Метод передачи изображения был механический, картинка получалась расплывчатой.

Только через два года удалось получить изображение лучшего качества. Для решения проблемы продюсеры обратились к предварительной записи на плёнку. Первой развлекательной передачей немецкого телевидения стала программа «Сад на крыше», которую снимали в помещении студии радиовещания. 19 июня 1935 года состоялась премьера фильма на телевидении. Само шоу представляло сцены в виде водевиля, в котором играли актёры радиостудии.

Для работы на телевидении были отобраны верные партийцы, технический персонал почтового управления и несколько журналистов. Телевещание велось на несколько телезалов в Берлине.

Телевизионное изображение в те дни было совсем маленьким - около 20х25см, зал собирал около двух десятков зрителей, и почтовый служащий, когда все занимали свои места, включал телевизор. Во время сеанса он регулировал параметры изображения, иногда изображение пропадало совсем, и тогда приёмник приходилось поднастраивать.

Летняя олимпиада 1936 года дала шанс телевидению сделать прорыв и привлечь публику. Для олимпиады приготовили дополнительно 20 телезалов, ожидали, что число телевизионных зрителей достигнет 160 тыс. Три совершенно новые телекамеры должны были гарантировать достойное качество изображения. Для репортажей с олимпиады почтовое управление использовало метод съёмки в почти реальном времени - отснятая плёнка опускалась в студийный автобус, в котором она проявлялась и с задержкой в несколько минут передавалась в кинозалы. Но даже при таком методе экран часто напоминал «черную дыру».

Не было тогда ещё и такой профессии как телерепортёр, эта профессия только складывалась. Одним из первых был Фриц Янеке.

Министр пропаганды Геббельс предрекал новому средству массовой информации большое будущее. Однако репортажи с партийных съездов, маршевая музыка и интервью с портайгеноссе не пользовались у населения таким успехом как освещение событий олимпиады. Тем временем качество изображения значительно улучшилось благодаря техническому усовершенствованию камер и трансляций.


На съёмке телепрограммы


В музее техники в Берлине сохранился бесценный экспонат - электронная телекамера выпуска до начала второй мировой войны, производства компании TELEFUNKEN. Приблизительно 1939 года. Изображение этих телекамер было очень приличным, и камеры можно было использовать даже на улице.

В 1938 году студия германского радио и телевидения переехала в новое помещение, в распоряжение продюсеров было предоставлено 5 павильонов. Можно приглашать больше гостей, устраивать театральные представления и пр. Помещение было круглым, все его части были отведены под определённые программы. Сейчас это трудно представить, но камера (сначала она была всего одна, потом две, и три) находилась в центре круга и перемещалась в разные сектора для различных шоу. С точки зрения технического развития телевидение дошло до уровня, когда операторы и Государственное почтовое управление радио и телевещания были готовы сделать решающий шаг по превращению телевидения в настоящее средство массового вещания. Телевидение должно стать доступным для самого широкого круга потребителей. 10000 телевизоров для домашнего пользования должны были поступить на рынок к рождеству 1939 года.

Качество телевизионного изображения до начала, и уже во время второй мировой войны, поражает всех, кто сейчас связан с телевидением. Но в то время оно не приобрело популярности, т.к. использовалось ограниченно. Для того чтобы находиться в курсе происходящих событий, тогда нужно было слушать радио. С началом военных действий массовое производство телевизоров стало практически не реальным. Все производственные мощности были затребованы военной связью и разведкой. К этому времени Йозеф Геббельс потерял всякий интерес к телевещанию.

Военный период ознаменовался активной борьбой в международном эфире между радиослужбами государств-союзников по антигитлеровской коалиции и иновещанием стран оси «Берлин-Рим-Токио». Во время войны внешнее радиовещание широко использовалось противоборствующими сторонами для ведения подрывной пропаганды и психологических операций. В этот период получили развитие многообразные методы и приемы пропагандистского и психологического воздействия радиовещания на зарубежные аудитории и войска противника.

Германия уже в начале войны располагала мощным аппаратом иновещания, активно использовала возможности радио для проведения информационно-психологических операций против стран антинацистской коалиции. К лету 1940 г. германские передачи велись уже более чем на 30 языках. Один из руководителей нацистского иновещания сравнивал немецкие коротковолновые станции с дальнобойными орудиями, стреляющими через все границы. Чтобы пресечь влияние зарубежного иновещания на германское население, нацисты с 1 сентября 1939 г. запретили прослушивание иностранных радиопередач на территории Германии, была введена смертная казнь за распространение почерпнутых из них сведений.

Персонал Берлинской телестудии опасался, что трансляции прекратят в связи с войной. Телевидение не снимало военных репортажей, использовали официальные фронтовые киносборники. Целью телевещания стало поддержка морального духа населения и развлечение солдат, создание иллюзорной картины мира. Для масштабных представлений берлинская студия была слишком маленькой. И телевизионщики переехали в амфитеатр, расположенный рядом с олимпийским стадионом. Ещё в 1936 году для трансляции олимпийских состязаний здесь по всему зданию были проведены кабели. И теперь операторам оставалось только установить камеры. Амфитеатр насчитывал 2000 сидячих мест. «Мы принесём вам радость, и вы будете смеяться» – вот главная идея телевидения в этот период. Из лазаретов привозили раненых, рассаживали и размещали, где это было возможно. Всего было дано около сотни представлений.

Солдаты стали последними зрителями на крупномасштабных шоу германского телевидения. 500 кинозалов на территории 3 рейха поступили в распоряжение армии. Только в Берлине 11 военных госпиталей были подключены к вещанию. Идея телевещания для солдат была реализована и во Франции. Парижская студия вела трансляции с Эйфелевой башни, и стала самым большим телевизионным центром своего времени. Командование было довольно. Для шатающихся без дела солдат появилось развлечение. Но основной контингент составляли раненные, врачи им рекомендовали отвлечься от войны.
Осенью 1944 года немецкая телерадиовещательная организация прекратила свою работу.


Фрагменты передач "Альманах" 1943 г., "Радость и Воля" 1943 г."Deutscher Fernsen-Rundfunk"

Michael Kloft "Television under the Swastika" 1999г. TV Spiegel .