Жанр баталия. Батальный жанр в изобразительном искусстве. Художник-баталист. Картины. Любовь как жанр





















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: ознакомить учащихся с историей развития исторического и батального жанров в живописи и графике.

Задачи.

  • Рассмотреть сцены боевых действий как основа художественной летописи народного подвига до возникновения исторического жанра.
  • Познакомить с гравюрами к средневековым героическим сказаниям.
  • Рассмотреть исторический жанр через творчество В. Сурикова.

Оборудование: ММУ, презентация

Ход урока

I. Организационная часть.

II. Постановка темы урока.

Отрывок из "Слово о полку Игореве". (слайд1)

Игорь-князь с могучею дружиной
Мила брата Всеволода ждет.
Молвит буй тур Всеволод: "Единый
Ты мне брат, мой Игорь, и оплот!
Дети Святослава мы с тобою,
Так седлай же борзых коней, брат!
А мои, давно готовы к бою,
Возле Курска под седлом стоят.

А куряне славные -
Витязи исправные:
Родились под трубами,
Росли под шеломами,
Выросли как воины,
С конца копья вскормлены.
Все пути им ведомы,
Все яруги знаемы,
Луки их натянуты,
Колчаны отворены,
Сабли их наточены,
Шеломы позолочены.
Сами скачут по полю волками
И, всегда готовые к борьбе,
Добывают острыми мечами
Князю - славы, почестей - себе!"

Формулировка учащимися темы урока. (Изучение жанра живописи, отображающего боевые действия)

III. Сообщение новых знаний.

Исторический жанр.

Жанр изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и персонажам, называется историческим жанром. Исторический жанр, которому свойственна монументальность, долгое время развивался в настенной живописи. С эпохи Возрождения до 19 в. художники использовали сюжеты античной мифологии, христианских легенд. Часто реальные исторические события, изображаемые на картине, насыщались мифологическими или библейскими аллегорическими персонажами. Исторический жанр переплетается с другими - бытовым жанром (историко-бытовые сцены), портретом (изображение исторических деятелей прошлого, портретно-исторические композиции), пейзажем ("исторический пейзаж"), смыкается с батальным жанром. Исторический жанр находит воплощение в станковых и в монументальных формах, в миниатюрах, иллюстрациях. Зародившись в древности, исторический жанр соединял реальные исторические события с мифами. В странах Древнего Востока даже существовали типы символических композиций (апофеоз военных побед монарха, передача ему власти божеством) и повествовательных циклов росписей и рельефов. В Древней Греции были скульптурные изображения исторических героев (Тираноубийцы, 477 до н.э.), в Древнем Риме создавались рельефы со сценами военных походов и триумфов (колонна Траяна в Риме, ок. 111-114). В средние века в Европе исторические события находили отражение в миниатюрах хроник, в иконах.

Рассказ ученика.

Исторический жанр в станковой живописи начал складываться в Европе в эпоху Возрождения, в 17-18 вв. его рассматривали как "высокий" жанр, выдвинув на первый план (религиозные, мифологические, аллегорические, собственно исторические сюжеты). Одной из первых реалистических станковых картин была Сдача Бреды Веласкеса (1629-1631, Мадрид, Прадо) . Картины исторического жанра наполняли драматическим содержанием, высокими эстетическими идеалами, глубиной человеческих отношений: Тинторетто Битва при Заре (ок. 1585, Венеция, дворец Дожей), Н.Пуссен Великодушие Сципиона (1643, Москва, ГМИИ им. Пушкина), Ж.Л.Давид Клятва Горациев (1784, Париж, Лувр), Э.Мане Расстрел императора Максимилиана (1871, Будапешт, Музей изобразительных искусств) . ..... (слайды 3-8)

Батамльный жанр (от фр. bataille - битва) - жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных, морских сражений и военных походов. Художник стремится запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, показать героику войны, а часто и раскрыть исторический смысл военных событий, что сближает батальный жанр с историческим. А сцены военного быта (в походах, казармах, лагерях) зачастую связывают его с бытовым жанром. (слайд 9)

Формирование современного батального жанра началось в XVI веке.

К эпохе Возрождения в Италии относятся первые опыты реалистического изображения битв. Постепенно на смену официальным баталиям приходят изображения реальных военных эпизодов.

Рассказ ученицы.

В России активное развитие батального жанра начинается в XVIII веке - со времени грандиозных побед Петра I и его полководцев. Это картины “Куликовская битва”, “Полтавская баталия” приписываемые И.Н. Никитину (ок. 1690-1750), гравюры А.Ф.Зубова с морскими сражениями.

Русский батальный жанр (картины батальная живопись) проникнут особым духом патриотизма, стремится выразить преклонение перед героизмом и мужеством воинов. Победы Суворова и Кутузова вдохновляли русских художников живописцев на написание картин и полотен прославляющих мужество и героизм русских воинов.

Эту традицию сохранили и художники-баталисты XX века. Новый подъем батальный жанр пережил в период Великой Отечественной войны и послевоенные годы - в плакатах и “Окнах ТАСС”, фронтовой графике, живописи, а позднее и в монументальной скульптуре.

Особо в батальном жанре и картины батальной живописи отечественной школы можно выделить создание диарам и панорам посвященных историческим битвам и сражениям.

История России наполнена и насыщена войнами и сражениями. В связи с этим русскими баталистами создано много прекрасных произведений искусства отечественного и мирового значения.

Картины батальная живопись одна из составляющих батального жанра. Прекрасные батальные картины написанные маслом на холсте выдающимися русскими художниками представлены в музеях Москвы и Санкт-Петербурга.

(слайды 10-15)

IV. Рассмотреть репродукции - работа с учебником с.99-103

V. Диалог об искусстве (слайд 16)

  1. Почему такое большое влияние оказало на художников “Слово о полку Игореве” и Куликовская битва?
  2. Что в изображении событий далекого прошлого акцентировали чаще всего отечественные художники?
  3. Какими средствами они передавали пафос борьбы за независимость Русского государства и идею объединения русских земель вокруг Москвы?
  4. Какое произведение тебе особенно понравилось? Объясни почему?

VI. Подготовка к практической работе.

Выбери тему и сюжет батальной композиции. Сюжет – это более частное, конкретное воплощение темы.

Помни, что при применении законов перспективы и соответствующий колорит помогут вам создать не только убедительную, но и выразительную, оригинальную композицию исторических средневековых баталий.

Выполняя эскизы композиции, сразу определи место сражения, осады, боевых действий.

Не забудь о правилах композиции. Выдели композиционный центр и придай уравновешенность композиции. Центр композиции включает сюжетную завязку с главными действующими лицами.

VII. Практическая работа.

Выполни рисунок на тему боевых действий эпохи средневековья по выбору: бой у крепостной стены, поединок и т.д.

Материалы: гуашь, тушь, мелки, бумага.

Физминутка (слайд 18)

VIII. Подведение итогов.

Общий пафос работ отечественных художников на тему ратного подвига, выполненных в разных техниках и жанрах, можно выразить словами Н.К.Рериха: “Самые многочисленные враги земли Русской бывали посрамлены несломимым духом воинства русского и жертвенным самоотвержением всего народа”.

Но восходит солнце в небеси -
Игорь-князь явился на Руси.
Вьются песни с дальнего Дуная,
Через море в Киев долетая.
По Боричеву восходит удалой
К Пирогощей богородице святой.
И страны рады,
И веселы грады.
Пели песню старым мы князьям,
Молодых настало время славить нам:
Слава князю Игорю,
Буй тур Всеволоду,
Владимиру Игоревичу!
Слава всем, кто, не жалея сил.
За христиан полки поганых бил!
Здрав будь, князь, и вся дружина здрава!
Слава князям и дружине слава!
(Слово о Полку Игореве)

IX. Рефлексия.

Используемые материалы.

  1. http://old-russian.chat.ru/ - Древне русская литература
  2. Учебник Изобразительное искусство для 6 класса. Авторы: Т.Я.Шпикалова.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Батальный жанр (от фр. bataille - битва) - жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни.

Из истории….. Формирование батального жанра началось в XVI в. В России активное развитие батального жанра начинается в XVIII в. - со времени грандиозных побед Петра I и его полководцев. Русский батальный жанр проникнут особым духом патриотизма, стремится выразить преклонение перед героизмом и мужеством воинов. Художники-баталисты, как правило, стремятся передать героическую готовность к борьбе, воспевают воинскую доблесть, торжество победы, они разоблачают античеловеческую сущность войны, проклинают ее.

Что главное в батальном жанре?

В.Суриков "Переход Суворова через Альпы».1899 « Главное в картине - движение, - говорил художник, - храбрость беззаветная - покорные слову полководца идут.» Пейзаж картины: уходящие ввысь вершины гор, окутанные пеленой облаков, то темные, то сверкающие холодным голубоватым блеском - позволяет зрителю острее ощутить трудности перехода, почувствовать значительность подвига суворовских чудо-богатырей.

Б.Греков. «Трубачи первой конной»

А. Дейнека. « Оборона Севастополя»

В.Верещагин. Конец Бородинского сражения

Информация " на земле. в небе. на море"

Боевой танк Средний танк Т-62 создавался как дальнейшее развитие танка Т-55. На танке установлена новая литая башня с гладкоствольной 115-мм пушкой 2А20 (У-5ТС) с боекомплектом 40 выстрелов и 7,62-мм пулеметом ПКТ с боекомплектом 2500 патронов. Танк оснащался дизельным двигателем В-55В мощностью 580 л.с., прицелом ГШ-2Б-41 (ТШС-41У), ночным прицелом ТПН-1-41-11, стабилизатором вооружения "Метеор" ("Метеор-М"), гирополукомпасом ГПК-59, радиостанцией Р-113 (Р-123). Серийно производился в 1961-1972 годах. С 1972 года на доработанной башне стали устанавливать зенитный 12,7-мм мулемет ДШК-М, с 1975 года разместили лазерный дальномер КТД-1 (КТД-2).

Трехкоординатная подвижная обзорная РЛС 1Л117М Предназначена для наблюдения за воздушным пространством и определения трех координат (азимут, наклонная дальность, высота) воздушных целей. РЛС построена на современных компонентах, обладает высоким потенциалом и низким потреблением энергии. РЛС имеет встроенный запросчик госопознавания и аппаратуру для первичной и вторичной обработки данных, комплект выносного индикаторного оборудования, благодаря чему может быть использована в автоматизированных и неавтоматизированных системах ПВО и Военно-воздушных силах для управления полетами и наведения перехвата, а также для управления воздушным движением (УВД).

Военно-транспортный самолет Ан-22 Самолет оснащен четырьмя экономичными турбовинтовыми двигателями НК-12МА мощностью по 15 000 э.л.с. конструкции Н.Д.Кузнецова. Он имеет двухкилевое оперение, наклонную трап-рампу, устанавливаемую на разных уровнях и позволяющую осуществлять погрузку техники как с земли, так и с платформы или кузова автомобиля с использованием двух мостовых кранов грузоподъемностью по 10 т. Многостоечное шасси с изменяемым давлением в пневматиках обеспечивает посадку на грунтовые и заснеженные аэродромы. Взлетная масса 225 т, максимальная грузоподъемность - 60 т, нормальная - 40 т, дальность полета с нормальной нагрузкой - 5250 км, крейсерская скорость полета - 560 км/ч. Обладая грузовой кабиной больших размеров, Антей способен перевозить до 290 солдат, средние танки, до четырех БМД или БМП, практически все типы самолетов и вертолетов фронтовой авиации

БАТАЛЬНЫЙ ЖАНР

В 1503 г. двум великим художникам итальянского Возрождения Леонардо да Винчи и Микеланджело были заказаны картоны для будущих фресок, которые должны были прославить военные успехи флорентийской республики. Леонардо избрал сюжетом битву при Ангьяри, изобразив яростную схватку всадников на вздыбившихся лошадях. Картон был воспринят современниками как осуждение зверского безумия войны, где люди теряют свое человеческое обличие и уподобляются диким зверям.

Копия П. Рубенса с фрески Леонардо да Винчи "Битва при Ангиари"
(стенная роспись в зале Большого совета дворца Синьории, Флоренция, 1503-1505)

Копия П. Рубенса с фрески Леонардо да Винчи "Битва при Ангиари"
(стенная роспись в зале Большого совета дворца Синьории, Флоренция, 1503-1505)

Предпочтение было отдано произведению Микеланджело «Битва при Кашине», акцентировавшего момент героической готовности к борьбе.


Аристотель да Сангалло. Копия картона Микеланджело Буонарроти «Битва при Кашине» (1503-1506).
Холкэм Холл, Норфолк, Великобритания.

Аристотель да Сангалло. Копия картона Микеланджело Буонарроти «Битва при Кашине» (1503-1506).
Холкэм Холл, Норфолк, Великобритания.

Оба картона не сохранились и дошли до нас в гравюрах, исполненных в XVI-XVII вв. по рисункам художников, копировавших эти сцены в начале XVI в. Тем не менее их влияние на последующее развитие европейской батальной живописи было очень значительным. Можно сказать, что именно с этих произведений начинается формирование батального жанра.

Французское слово «bataille» (читается: батай ) означает «битва». От него получил название жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сражений и военных походов. Художники-баталисты стремятся передать пафос и героику войны. Нередко им удается раскрыть исторический смысл военных событий. В этом случае произведения батального жанра сближаются с историческим жанром (например, «Сдача Бреды» Д. Веласкеса, 1634-1635, Прадо, Мадрид), поднимаясь до высокого уровня обобщения изображаемого события, вплоть до разоблачения античеловеческой сущности войны (картон Леонардо да Винчи) и развязавших ее сил («Подавление индийского восстания англичанами» В. В. Верещагина, ок. 1884; «Герника» П. Пикассо, 1937, Прадо, Мадрид). К батальному жанру относятся также произведения, изображающие сцены военного быта (жизнь в походах, лагерях, казармах) . С большой наблюдательностью фиксировал эти сцены французский художник XVIII в. А. Ватто («Военный роздых», «Тягости войны», обе в Государственном Эрмитаже).


Д. Веласкес. Сдача Бреды.
1634-1635. Холст, масло.
Прадо. Мадрид.

Д. Веласкес. Сдача Бреды.
1634-1635. Холст, масло.
Прадо. Мадрид.

Изображения сцен битв и военной жизни известны с глубокой древности. Различного рода аллегорические и символические произведения, прославляющие образ царя-победителя, были широко распространены в искусстве Древнего Востока (например, рельефы с изображениями ассирийских царей, осаждающих вражеские крепости), в античном искусстве (копия мозаики битвы Александра Македонского с Дарием, IV-III вв. до н. э.), в средневековых миниатюрах.

Однако формирование батального жанра относится к XV-XVI вв. В начале XVII в. большую роль в становлении батального жанра сыграли офорты француза Ж. Калло, разоблачавшие жестокость завоевателей, остро показывавшие народные бедствия в период войн. Наряду с полотнами Д. Веласкеса, глубоко вскрывавшими социально-исторический смысл военного события, появляются страстные, проникнутые пафосом борьбы картины фламандца Я. Я. Рубенса. С середины XVII в. преобладают документально-хроникальные сцены военных битв и походов, например у голландца Ф. Вауэрмана («Кавалерийский бой», 1676, Государственный Эрмитаж).

В XVIII- начале XIX в. батальная живопись развивается во Франции, где особенно известны картины А. Гро, прославляющие Наполеона I. Потрясающие сцены мужественной борьбы испанского народа с французскими захватчиками запечатлены в графике и живописи Ф. Гойи (серия офортов «Бедствия войны», 1810-1820). Прогрессивная тенденция развития батального жанра в XIX-XX вв. связана с реалистическим раскрытием социальной природы войн. Художники разоблачают несправедливые агрессивные войны, прославляют народный героизм в революционных и освободительных войнах, воспитывают высокие патриотические чувства.

Ценный вклад в развитие батального жанра внесли русские художники второй половины XIX в. В. В. Верещагин и В. И. Суриков. Картины Верещагина обличают милитаризм, безудержную жестокость завоевателей, показывают мужество и страдания простого солдата («После атаки. Перевалочный пункт под Плевной», 1881, Государственная Третьяковская галерея).


В. В. Верещагин. В штыки, ура, ура! (Атака). Из серии «Война 1812 года».
1887-1895. Холст, масло.
Государственный Исторический музей. Москва.

В. В. Верещагин. В штыки, ура, ура! (Атака). Из серии «Война 1812 года».
1887-1895. Холст, масло.
Государственный Исторический музей. Москва.

Суриков в полотнах «Покорение Сибири Ермаком» (1895) и «Переход Суворова через Альпы» (1899, оба в Государственном Русском музее) создал величественную эпопею подвига русского народа, показал его богатырскую силу. К объективному показу военных действий стремился в своих панорамах «Оборона Севастополя» (1902-1904) и «Бородинская битва» (1911) Ф. А. Рубо.


В. И. Суриков. "Покорение Сибири Ермаком"
1895. Холст, масло.

В. И. Суриков. "Покорение Сибири Ермаком"
1895. Холст, масло.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В произведениях советских художников-баталистов раскрывается образ советского воина-патриота, его стойкость и мужество, беспримерная любовь к Родине. Уже в 1920-е гг. М. Б. Грековым были созданы незабываемые образы бойцов гражданской войны («Тачанка», 1925). А. А. Дейнека показал суровый пафос этой эпохи в монументальном полотне «Оборона Петрограда» (1928, Центральный музей Вооруженных Сил, Москва).


М. Б. Греков. Тачанка.
1933. Холст, масло.
Центральный музей Вооруженных Сил. Москва.

М. Б. Греков. Тачанка.
1933. Холст, масло.
Центральный музей Вооруженных Сил. Москва.

Новый подъем батальный жанр пережил в грозные дни Великой Отечественной войны 1941 -1945 гг. в произведениях Студии военных художников имени М. Б. Грекова, Кукрыниксов, А. А. Дейнеки, Б. М. Неменского, П. А. Кривоногова и других мастеров. Несгибаемое мужество защитников Севастополя, их твердую решимость сражаться до последнего вздоха показал Дейнека в проникнутой героическим пафосом картине «Оборона Севастополя» (1942, Государственный Русский музей ).


А. А. Дейнека. "Оборона Севастополя".
1942. Холст, масло.

А. А. Дейнека. "Оборона Севастополя".
1942. Холст, масло.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Современные советские художники-баталисты возродили искусство диорамы и панорамы, создали произведения на темы гражданской (Е. Е. Моисеенко и др.) и Великой Отечественной войн (А. А. Мыльников, Ю. П. Кугач и др.).

СТУДИЯ ВОЕННЫХ ХУДОЖНИКОВ ИМЕНИ М. Б. ГРЕКОВА

Возникновение студии неразрывно связано с именем замечательного художника Митрофана Борисовича Грекова, одного из зачинателей советской батальной живописи. Его полотна «Тачанка», «Трубачи Первой Конной армии», «В отряд к Буденному», «Знаменщик и трубач» входят в число классических произведений советской живописи.

В 1934 г. после смерти художника специальным постановлением Совнаркома была создана в Москве «Изомастерская самодеятельного красноармейского искусства имени М. Б. Грекова». Студия была призвана продолжить и творчески развить лучшие традиции советского батального жанра. Первоначально она была учебной мастерской для наиболее одаренных художников-красноармейцев, которые совершенствовали свое мастерство под руководством видных художников: В. Бакшеева, М. Авилова, Г. Савицкого и других. В 1940 г. студия стала художественной организацией Красной Армии, объединяющей военных художников.

В годы Великой Отечественной войны многие грековцы ушли на фронт. Основным видом творческой работы в военных условиях были натурные зарисовки. Их историческое и художественное значение трудно переоценить. Военные рисунки Н. Жукова, И. Лукомского, В. Богаткина, А. Кокорекина и других художников - это своеобразная зримая летопись Великой Отечественной войны, ее главных военных сражений, фронтовой жизни. Они отмечены большой любовью к главному герою этой величайшей битвы за Родину - советскому солдату.

Тема подвига народа в Великой Отечественной войне творчески обогащалась и после её завершения. В первые послевоенные годы грековцы создали полотна, графические серии, скульптурные композиции, которые получили самое широкое признание. Это картины «Мать» Б. Неменского, «Победа» П. Кривоногова, памятник Воину-освободителю Е. Вучетича, установленный в Трептов-парке в Берлине.

Художники студии создали и создают много монументальных памятников воинской славы в различных городах России и за рубежом. Наиболее значительные сражения запечатлены в таких произведениях, как панорама «Сталинградская битва» в Волгограде (выполнена группой художников под руководством М. Самсонова), диорама «Битва за Перекоп» в Симферополе (автор Н. Бут) и др. В этих произведениях как бы заново оживают события военных лег, они помогают осознать, какой огромной ценой была достигнута великая победа советского народа.

В творчестве художников разнообразно отражалась жизнь Советской Армии, ее мирные будни, военные учения. В произведениях ведущих мастеров студии Н. Овечкина, М. Самсонова, В. Переяславца, В. Дмитриевского, Н. Соломина и других раскрывается образ советского воина, человека высокой нравственной чистоты, идейности, беззаветно любящего свою Родину.

За 80 с лишним лет лет своего существования студия участвовала в создании масштабных государственных проектов. Более 70 панорам и диорам создано её художниками, начиная от первой советской панорамы «Сталинградская битва», заканчивая циклом из 6 диорам в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе. Художниками студии имени Грекова созданы шедевры монументально-исторического жанра, знаковые для истории произведения, а также амбиционные зарубежные проекты - панорама «Плевенская эпопея 1877 года» в Болгарии, живописное оформление Мавзолея Ататюрка в Анкаре и Главного военного музея в Стамбуле и др.

Разнообразный тематический круг работ грековцев, в которых раскрывается не только военно-патриотическая, но и религиозно-духовная, лирическая темы, представляет художественное богатство классического русского искусства, воплощённое в десятках тысяч произведений живописи, графики и скульптуры.

Масштабный и эпический батальный жанр в живописи занимает особую нишу. Он целиком и полностью посвящен войне и всему, что с ней связано: морские и сухопутные сражения, походы и т. д. Жанр отличает прежде всего высокая динамика, большое количество человеческих фигур и пристальное внимание к деталям, которые придают историческую достоверность всему происходящему на полотне.

Возникновение жанра и его развитие в Средние века

Официальное отделение батальной живописи в самостоятельный жанр произошло в 16-м веке, однако творить в данном направлении живописцы всего мира начали гораздо раньше. Так, уже на амфорах, барельефах, стенах храмов Древней Греции можно увидеть сцены исторически важных битв. В Римской империи и на Востоке часто изображали императоров и великих полководцев, правителей в бою. В данном случае батальная живопись также выполняла функцию исторической хроники.

В Средние века жанр нашел отражение на коврах, в книгах, гравюрах, на гобеленах и даже иконах. Или, к примеру, созданный на ткани «Ковер из Байе» с сюжетами из истории о завоевании нормандскими феодалами Англии (1073-1083 гг.), представленный на фото.

Но по-настоящему впечатляющими и масштабными можно назвать работы живописцев периода Ренессанса в Италии. Батальный жанр обрел свои характерные черты, реалистичность и динамику. С этого времени начинается его официальный хронологический отсчет. В это время изображения битв были созданы Пьеро делла Франческа, Паоло Уччелло, Леонардо да Винчи, Микеланджело и др.

18-20-е века

Новой вехой развития можно назвать 18-й век. В это время на фоне войны за независимость появляются полотна американских художников, а также рождается русская батальная живопись (гравюры Ф., картины Никитина И. Н., мозаика Ломоносова М. В и т. д.). Под влиянием французской революции и наполеоновских войн в жанре наметилось романтическое направление, наиболее ярко выразившееся в творчестве Э. Делакруа, О. Верне. В России в это время «расцветает» морская тематика и батально-бытовая. Ярчайшими представителями первой являются Айвазовский И. К. и Боголюбов А. П., второй - Поленов В. Д., Ковалевский П. О. Беспощадными и реалистичными создает свои картины Верещагин В. В., участвовавший во многих войнах и походах в качестве добровольца.

В 20-м веке историческая батальная живопись формировалась на фоне освободительных и социальных революций, разрушительных войн. Произошли кардинальные изменения жанра, расширившие его художественный смысл и границы. Во многих произведениях прослеживаются социальные и историко-философские вопросы, проблемы войны и мира, фашизма, человеческого общества. Заметно единство, ведь, как в искусстве стран социалистического лагеря, так и в капиталистических государствах живопись батального жанра посвящена антифашистским и революционным битвам, самым крупным историческим событиям не только отдельного народа, но и всего мира.

Батальная живопись: особенности

Живопись на тему войны и взаимосвязанных с ней вопросов имеет определенные особенности, ее нельзя спутать с работами из какого-либо иного Ее уникальность заключается в следующем:

  • Наглядная демонстрация важности битвы или определенного исторического момента, быта солдат, войны в целом.
  • Отражение на полотнах наиболее знаковых и важных моментов сражения.
  • Демонстрация солдатского героизма.
  • Привитие и взращивание чувства долга, патриотизма.

Следует отметить, что исторический и батальный жанры в живописи крайне близки. Это связано с тем, что на полотнах отражаются не просто военные действия, они привязаны к определенному исторически важному событию. Часто можно встретить картины, где демонстрируется быт солдат, обычная жизнь за пределами поля боя, однако тесно связанная с войной.

Без наглядности и рассказа о выдающихся художниках-баталистах информация о данном жанре живописи воспринимается не в полной мере. Недаром одна из пословиц говорит о том, что лучше увидеть один раз, чем услышать об этом сотню раз.

Верещагин Василий Васильевич

Имя этого русского 19-го века и путешественника известно всему миру. Он посвятил практически всю свою жизнь различным поездкам, военным походам, в том числе по Туркестану, Семиречью, Индии, Кавказу, Европе и России. Верещагин окончил морской кадетский корпус, участвовал в военных действиях, в том числе выдержал в составе небольшого русского гарнизона осаду Самарканда, за что получил четвертой степени, которым крайне гордился. О войне он знал не понаслышке, поэтому совершенно логично, что в определенный момент его призванием стала батальная живопись.

Художник имел свое собственное видение военных действий, отношение к гибели обычных солдат. На своих полотнах он отразил, какова настоящая цена амбиций императора в ближневосточных компаниях. Картины, наполненные особой философией и критическим отношением к войне, часто были причиной осуждения со стороны государя и его приближенных. Наиболее известные работы: «Апофеоз войны» (на третьем фото), «Наполеон в России» (фото выше), Туркестанская и Балканская серии, «Перед атакой. Под Плевной».

Рубо Франц Алексеевич

Имя Ф. А. Рубо знакомо всем: от профессионалов в сфере до любителей. Он является основоположником российской школы панорамной живописи и автором более двух сотен полотен, в числе которых три наиболее монументальные: «Бородинская битва», «Оборона Севастополя» (фото выше) и «Штурм аула Ахульго». Он происходит из семьи французского коммерсанта, обосновавшегося в Одессе. С 1903 г. художник работает в качестве руководителя в мастерской при имея при этом звание профессора. В числе его учеников был Греков М. Б. В преддверии революции в России Рубо в 1912 году окончательно переехал в Германию. Однако в последние годы жизни не имел крупных заказов, живя практически в полном забвении.

Греков Митрофан Борисович

Художник-баталист, имевший русско-казачье происхождение, родившийся в Ростовской области, стал основателем жанра в Советском Союзе. Бесценный опыт он получил во время Первой мировой войны, а затем и Гражданской. В этот период им было сделано большое количество тематических зарисовок. Его батальная живопись представлена такими картинами, как «Тачанка» (фото ниже), «Замерзшие казаки генерала Павлова», «Бой при Егорлыкской», «Трубачи Первой конной», также он возглавлял работу над панорамой «Штурм Перекопа» в 1934 г.

Зауервейд Александр Иванович

Профессор батальной живописи, известный русский и немецкий художник создавал свои полотна в первой половине 19-го века, родом был из Курляндии. Получил отличное образование в академии Дрездена. Еще в молодости он писал картины по заказу Наполеона Бонапарта, а в 1814 г. его пригласил в I для написания полотен военного содержания, а также рисунков обмундирования солдат русских войск. При Николае I он преподавал рисование великим князьям. Картины Зауервейда отличаются суховатым письмом, не совсем идеальной композицией, но при этом отличным рисунком. Наиболее известные работы: «Лейпцигское сражение» (фото ниже), «Штурм крепости Варна», «Битва под Лейпцигом».

Виллевальде Богдан Павлович

Сын состоятельного иностранца из Баварии родился в Павловске в 1818 г., а спустя двадцать лет стал одним из учеников Карла Брюллова. Получив звание художника, он работал не только в России, но и по всей Европе, занимался преподавательской деятельностью, был награжден орденами. Полотна Виллевальде выставлялись в Париже и Вене, Берлине и Антверпене, в них нашли отражение события войны 1812 г., польского восстания 1831 г., венгерского похода, военных действий 1870-х годов и др. Наиболее известные работы в жанре батальная живопись: «Сражение при Грохове», «Подвиг конного полка в сражении при Аустерлице», «Генерал Блюхер и казаки в Бауцене», «Они попали в плен в 1814 г.»

Петер фон Гесс

Баварский придворный художник-баталист и мастер исторической живописи Петер фон Гесс родился в 1792 г. в Дюссельдорфе. Как и многие другие мастера жанра, войну он знал не понаслышке. Гесс участвовал в походах против Наполеона I в 1813-1814 гг. Он начинал свое творчество с небольших зарисовок сцен из жизни солдат и простонародья. После поездки в Грецию в свите короля Оттона в 1831 г. он создал целую серию картин, посвященных борьбе греков за независимость. В 1839 г. он отправился в Россию для того, чтобы собрать материал для создания полотен, заказанных самим Николаем I. Двенадцать масштабных картин было посвящено битвам 1812 г., в том числе сражение при Бородине, Смоленске, Вязьме.

Немногие художники батальной живописи могут похвастаться такой оживленностью композиции, как у Гесса. Отдельные фигуры или сложные группы на полотнах продуманы и проработаны до мелочей, наполнены драматизмом. Лучшие его работы - это «Битва при Аустерлице», «Разбойник Барбоне, отбивающийся от карабинеров», «Ловля лошадей в Валахии», «Сражение при Вёргле», «Бивуак австрийцев». На фото - картина о сражении под Смоленском.

Альфонс де Невиль

Ярким представителем французской батальной живописи является Альфонс де Невиль, дебют которого состоялся в 1859 г. картиной «Батальон стрелков на батарее Жерве». Принимал участие в войне 1870 г. подпоручиком в парижском батальоне мобилей, а затем в штабе генерала Кайе. Он досконально изучил характер военных действий, а затем воплотил их на своих картинах.

Полотна французского мастера батальной живописи отличаются искренним патриотичным воодушевлением, здоровым реализмом. Он редко писал масштабные картины боев, массовых походов и пр., отдавая предпочтение отдельным эпизодам. Его работы полны движения, проникновенности при полном отсутствии слащавости. Изредка можно наблюдать веселые нотки, являющиеся проявлением черты национального характера, и они не только не портят впечатления, но, напротив, добавляют картинам жизни. Наиболее известные полотна: «Последние патроны» (на фото), «Шпион», «Сражение у Роркс-Дрифт», «Сражение при Шампиньи».

Батальная живопись русских художников и европейских, американских мастеров - это довольно молодой жанр, проявивший себя в течение 3-4 последних столетий. Он невероятно динамичен, ярок, порой жестоко реалистичен. Ясно одно, что он не оставляет равнодушными. Кто-то восхищается грамотно выстроенной композицией из сотен людских фигур, лошадей и орудий, другие - мастерством прорисовки мельчайших деталей, а третьи - энергетическим посылом, который несут в себе картины.

Батальная живопись бата́льная жи́вопись

(баталистика) (от франц. bataille – битва), жанр живописи, посвящённый военной тематике: войнам, сражениям и сценам воинского быта. Художников, работающих в батальном жанре, называют баталистами. Изображение будней солдат и офицеров относится одновременно к бытовому жанру («Бивуаки» А. Ватто и П. А. Федотова ). Баталистика является разделом исторической живописи , круг сюжетов которой составляют важные события в жизни народов (такими событиями часто становятся сражения и воинские подвиги). Соприкасается также с портретным жанром: правители всех времён желали представать победителями на поле битвы. Наряду с прославлением воинских подвигов и побед, с эпохи Возрождения наметилось второе направление в батальной живописи: произведения, создававшиеся как протест против войны, осуждавшие её бесчеловечность; акцент в них сделан на страданиях, горе, ужасах, которые несёт с собой война (офорты Ж. Калло, Ф. Гойи ; «Апофеоз войны» В. В. Верещагина , 1871; «Война» О. Дикса, 1929-32; «Герника» П. Пикассо , 1937).

Сцены сражений появляются уже в первобытных наскальных росписях. Битвы и военные походы изображали в античных фресках и мозаиках («Битва Александра Македонского с Дарием» из Помпей , копия древнегреческой мозаики 4–3 вв. до н. э.), в средневековых книжных миниатюрах, на коврах (ковёр из Байё, Франция, 11 в.). Подлинный расцвет жанра начинается в эпоху Возрождения, когда возрос интерес к истории, и появилось стремление прославить величие подвига и совершившего его героя, показать ожесточение схватки (фреска «Битва при Сан Романо» П. Уччелло , сер. 1450 х гг.; картоны «Битва при Ангиари» Леонардо да Винчи , 1503-06, и «Битва при Кашине» Микеланджело , 1504-06, и др.). В 17 в. тема прославления доблести героев сочеталась с интересом к человеческой психологии. В «Сдаче Бреды» Д. Веласкеса (1634) благородство и чувство собственного достоинства подчёркнуто и в победителях, и в побеждённых; тонко показаны оттенки чувств. К батальному жанру обращались «малые голландцы» , и прежде всего Ф. Вауверман: небольшие, яркие эпизоды сражений полны динамики и меткой наблюдательности, хотя и лишены масштабности. Представители романтизма создавали драматические полотна, полные страстного негодования против жестокости завоевателей и горячего сочувствия к борцам за освобождение («Резня на острове Хиос» Э. Делакруа , 1826, посвящённая борьбе Греции против турецкого ига). Надежды и разочарования наполеоновской эпохи отразились в полотнах Т. Жерико («Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку», 1812; «Раненый кирасир, покидающий поле боя», 1814).


В России сцены сражений встречаются уже в иконах («Битва суздальцев с новгородцами», 15 в.; «Церковь воинствующая», посвящённая взятию Казани Иваном Грозным, 1552-53) и в книжной миниатюре («Сказание о Мамаевом побоище», 17 в.). В 18 в. гравюры на темы сражений Северной войны создавал А. Ф. Зубов , мозаики – М. В. Ломоносов («Полтавская баталия», 1762-64). Жанр переживает расцвет во второй пол. 19 в. В монументальных полотнах эпопеях В. И. Сурикова («Покорение Сибири Ермаком», 1895; «Переход Суворова через Альпы», 1899) героем представал весь народ. Морские сражения писали И. К. Айвазовский и А. П. Боголюбов. Выдающимся баталистом был В. В. Верещагин, сам принимавший участие в военных действиях. В картинах Туркестанской (1871-74) и Балканской (1877-80 е гг.) серий представлена не героика побед, а неприкрашенная правда о войне. В 20 в. традиции батального жанра в России продолжили М. Б. Греков и мастер панорам Ф. А. Рубо («Оборона Севастополя», 1902-04; «Бородинская битва», 1911). Особое место в советской баталистике занимает тема Великой Отечественной войны (А. А. Дейнека , С. В. Герасимов, А. А. Пластов, Кукрыниксы ).

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)


Смотреть что такое "батальная живопись" в других словарях:

    Военно исторический род живописи (сражения, походы, всяк. рода смотры, парады, встречи и пр.). Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. БАТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ изображение различных моментов морских и сухопутных… … Словарь иностранных слов русского языка

    Батальная живопись - БАТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ. См. Живопись батальная … Военная энциклопедия

    Живопись батальная - ЖИВОПИСЬ БАТАЛЬНАЯ. Живопись и скульптура интересовались войною съ самаго своего возникновенія. Барельефы Ниневіи, памятники Египта знакомятъ насъ съ воен. сценами сѣдой древности. Греко рим. скульптура въ безчисл. храмахъ, въ барельефахъ… … Военная энциклопедия

    ЖИВОПИСЬ, живописи, мн. нет, жен. (книжн.). Искусство изображать предметы красками. Брать уроки живописи. || собир. Произведения этого искусства. Живопись на стенах потрескалась. Голландская, итальянская живопись. || Манера изображения, как… … Толковый словарь Ушакова

    Запрос «Живописец» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Адриан ван Остаде. Мастерская художника. 1663. Картинная галерея. Дрезд … Википедия

    И; ж. 1. Изобразительное искусство, воспроизводящее предметы и явления реального мира с помощью красок. Масляная, акварельная ж. Ж. маслом. Портретная, пейзажная ж. Жанровая, батальная ж. Заниматься живописью. Интересоваться живописью. Уроки… … Энциклопедический словарь

    Искусство изображать предметы на какой либо поверхности (стены, доски, холста) красками, с ближайшей целью произвести на зрителя впечатление, подобное тому, какое он получил бы от действительных предметов природы. Дальнейшая и более важная цель Ж … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    живопись - и; ж. 1) а) Изобразительное искусство, воспроизводящее предметы и явления реального мира с помощью красок. Масляная, акварельная жи/вопись. Жи/вопись маслом. Портретная, пейзажная жи/вопись. Жанровая, батальная жи/вопись. Заниматься живописью … Словарь многих выражений

    РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… …

    XII. Архитектура и изобразительное искусство = Древнейший периодБольшая советская энциклопедия

Книги

  • Боевая летопись России. Александр Аверьянов. Батальная живопись , Кибовский А.В.. Батальный жанр занимает особое место в изобразительном искусстве. Этот вид живописи является одним из самых сложных для художника. Приступая к работе, мастер должен решить не только…