Из чего эта арка япония. Ворота на "тот свет" или символы удачи? Шаг за шагом приближаясь к святыне

Ворота и калитки в японских садах

В древности в Японии ворота являлись показателем уровня благосостояния человека и его социальной значимости. Возводить их разрешалось только знатным людям. И лишь с XIX века этот элемент сада смогли себе позволить и простолюдины. Входные ворота в то время состояли из двух столбов с верхней поперечиной. Впоследствии, под влиянием китайской культуры, над воротами стали делать крышу. Такие варианты могут украсить вход в ваш японский садик или выход из него.

Однако наиболее уместны ворота и калитки в садах чайного типа. Эти сады появились в конце XVIначале XVIII веков. Назначение ворот здесь имеет определенный смысл. Когда гости, приглашенные на чайную церемонию, в назначенный час подходят ко входу, они видят двери или приоткрытыми, или же вовсе распахнутыми настежь. Это является признаком того, что хозяин готов принять участников действа. Как только гости проходят через ворота на территорию внешнего чайного сада - «сото-родзи », они закрывают за собой дверь, тем самым давая понять хозяину, заканчивающему приготовления в чайном домике, что они собрались. Но это – не только сигнал о готовности. Проход через ворота означает для гостей то, что они перестали быть частью внешнего мира, и теперь должны настроиться на умиротворение, покой, духовность. Далее все участники располагаются в небольшой крытой беседке и молча ждут. Через некоторое время к внутренним воротам подходит хозяин, отпирает их, и в молчаливом поклоне приглашает собравшихся войти во внутренний чайный сад – ути-родзи .

Ворота в чайных садах бывают внешние (сотомон ) и внутренние (тюмон ). И те и другие должны соответствовать размеру и облику сада. Так, в маленьком саду высокие тюмон с крышей вряд ли уместны, они просто будут выглядеть нелепо. Зато в большом саду мы смело можем их ставить, такие ворота только украсят наш сад.

Чаще всего вместо внутренних ворот используется простая калитка, сделанная из бамбука или деревянных реек. Бывают даже случаи, когда калитка стоит, а ограды практически нет (такой вариант подошел бы небольшому уголку в японском стиле). Это говорит скорее о символическом, чем функциональном назначении калитки.


Одна из разновидностей калитки в чайном саду – содзи-гути . Как правило, она располагается в дальнем углу сада и предназначена для уборки.

Калитки и ворота уместны не только в маленьких чайных садах, но и в больших. Сады такого типа появились в Японии в эпоху Эдо (1600-1868). Они представляли собой чередующиеся картинки, созданные для напоминания зрителю об определенных событиях. Это могли быть сцены из мифологии, культуры, истории, и даже миниатюрные копии известных садов. Часто переходом из одного места в другое служил овраг, заросли растений или же холм. Если у вас появилось желание и возможность создать такой сад у себя, то частью его может быть и чайный сад. Тогда без калиток здесь нельзя будет обойтись.

Существует еще один вид ворот – ворота тории. Это – один из самых известных символов Японии. Лишь в древние времена такие ворота использовались как обычные. Поначалу они выглядели довольно просто: две деревянные стойки и две перекладины. Дерево не красили и не обрабатывали. И лишь позже, под влиянием Китая, тории приобрели тот вид, который они имеют сейчас. Дерево постепенно заменялось камнем, металлом, а то и бетоном, окрашивалась вся конструкция в красный цвет и украшалась иероглифами или небольшими узорами. Несомненно, такие ворота очень красивы. Особенно впечатляют «плавающие тории» святилища Ицукусима, расположенные прямо в воде. Во время отлива до них можно дойти по дну моря, а во время прилива ворота отражаются в воде, как в зеркале. Японцы говорят, что «в эти тории входит солнце».

Однако, несмотря на их красоту, размещать такие ворота в саду не стоит. Дело в том, что тории – ритуальные ворота. Они устанавливаются, в основном, при входе на территорию синтоистского святилища (реже – перед кладбищами) и символизируют грань между земным и духовным миром. Проход через них, как считается, способствует внутреннему очищению. Одно время на территории Японии даже существовал закон, по которому тории разрешалось устанавливать исключительно при государственных храмах и некоторых святилищах. Но даже после снятия запрета такие ворота старались не использовать в других местах. Кое-где можно встретить целые аркады из близко расположенных тории. Например, в храме Фусими Инари в Киото красные ворота стоят практически вплотную друг к другу, образуя длинный проход. Особенно красиво эта картина смотрится в лучах солнца, пробивающихся сквозь щели.

Исходя из всего вышесказанного, необходимо очень хорошо подумать, прежде чем поставить такие ворота на своем участке.

Величественны японские красные ворота, возвышающиеся над водой, у святилища Ицукусима. Тысячи торий в самом знаменитом в Киото Фусими Инари. Эти знаменитые на весь мир ворота стали Что они означают? Почему они одновременно считаются и символом большой удачи, и проходом в потусторонний мир?

Простая конструкция - сакральный смысл

Тории - это знаменитые японские ворота, обычно устанавливаемые на территориях храмовых комплексов. Они представляют собой незамысловатую конструкцию из двух столбов, соединенных двумя перекладинами, верхняя из которых напоминает крышу японских храмов.

Изначально ворота и вовсе делали без верхней крыши - два столба с перекладиной определенной пропорции. Неокрашенная простая конструкция, символизирующая все средоточие японской культуры и мудрости. Позже к воротам добавили верхнюю перекладину, потом стали делать ее замысловатой формы. И уж в самую последнюю очередь тории приобрели красный цвет.

Легенда о солнце

Почему же японские ворота тории несут в себе столь противоречивый смысл - и удачу, и символ перехода в потусторонний мир?

Легенда гласит, что богиня солнца Аматэрасу, рассердившись на своего брата, разорившего ее рисовые поля, спряталась в темной пещере. Она завалила вход огромным камнем и не хотела больше покидать своего убежища. Весь мир погрузился во тьму.

Люди поняли, что без солнца они погибнут, и решили во что бы то ни стало выманить прекрасную богиню из пещеры. Тогда они соорудили у входа огромный птичий насест - будущие японские ворота, на которые посадили всех петухов, каких только могли найти. Птицы подняли невообразимый шум, и любопытная Аматэрасу выглянула посмотреть, что происходит.

Тогда солнце и возвратилось на небо, а японские ворота стали символом большой удачи.

Вход в мир духов

Тории символизируют не только везение. Они являются также проходом в потусторонний мир. Японские ворота рассыпаны по всей Стране восходящего солнца, и встретить их можно не только в больших храмовых комплексах.

Если во время прогулки по лесу, где-то совсем в неподходящем месте глухая тропинка выведет вас к ториям, значит, именно духи привели вас сюда подумать о себе, жизни, своем месте в ней и своих делах.

Японские ворота являются излюбленным местом отдыха птиц - неудивительно, ведь по легенде они были построены в качестве птичьего насеста. Японцы свято верят, что, улетая, пернатые забирают с собой души умерших.

Проходя сквозь тории, нужно быть готовым к встрече с духами и умершими, ведь ворота символизируют не только вход, но и трансформацию сознания.

Шаг за шагом приближаясь к святыне

Ворота тории - неотъемлемая часть синтоистских святилищ. Они означают своеобразную границу, за которой начинается священное пространство, и потому при входе в тории нужно приклонить голову или совершить небольшой поклон.

Их размер и количество напрямую связаноы с размером святилища. Первые, самые большие тории означают вход в сакральное место, каждые последующие, как правило, ниже и меньше предыдущих и означают постепенное приближение к святыне.

Часто можно увидеть на фото японские ворота красного цвета. Многие полагают, что так выглядят все тории. Но это не совсем верное представление. Красным красят лишь тории святилищ Инари и Уса, остальные имеют нейтральную или белую окраску.

Чаще всего ворота делают из дерева, но нередки и тории из мрамора, камня и даже железобетонных конструкций.

Ворота, бегущие по волнам

Святилище Ицукусима является одним из самых популярных и узнаваемых мест Японии. Изначально оно было воздвигнуто в честь трех дочерей бога Сусаноо-но Микото, но с тех пор неоднократно разрушалось и переделывалось.

Считается, что на острове никогда не рождались и не умирали люди, так как долгое время вход туда для простых смертных был закрыт. Остров знаменит пятиярусной пагодой, деревянными постройками, соединенными галереями и домом, построенном на сваях на воде.

Вход в святилище символизируют 16-метровые японские ворота-тории. Фото их является одним из самых узнаваемых символов Страны восходящего солнца. Эти ворота построены на территории залива, в некотором отдалении от храмового комплекса, и каждый раз во время прилива они погружаются в воду. Отлив же создает впечатление, что это величественное сооружение само скользит по поверхности воды.

Аркада тории в Киото

Вторым по популярности и узнаваемости памятником Японии с воротами в японском стиле является святилище Фусими Инари Тайся, расположившийся в Киото. Здесь тысячи торий, поставленных одни за другими, образуют своеобразную галерею, аркаду, таинственную и загадочную.

Коридор длиной почти в пять километров ведет по горе в пять главных молелен храма. Примечательно и то, что все тории, расположенные здесь, - это пожертвования частных лиц или больших корпораций.

Тории поставлены таким образом, чтобы сквозь балки проходили солнечные лучи, создавая непередаваемую таинственную атмосферу. Но лучшее время для посещения этого места - глубокая ночь, когда фонари внутри лабиринта создают неведомую мистическую атмосферу.

Самые большие тории

Одни из самых больших японских ворот находятся на входе в синтоистское святилище Хэйан-дзингу. Само строение изображает Императорский дворец в Киото.

Это святилище было построено в 1895 году в честь 1100-й годовщины Киото. Ворота красного цвета носят название Отэн-мон, стоят от храма на 1,5 километра и считаются самыми высокими в Японии.

Сам храм окружен четырьмя садами, где растут сакура, ирисы и глицинии. Все здесь организовано строго по принципам фен-шуй.

Тории на территории России

Впрочем, чтобы увидеть знаменитые японские ворота, вовсе не обязательно отправляться в Страну восходящего солнца. Одни из ворот располагаются на территории Российской Федерации, на острове Сахалин.

Там в 1922 году располагался японский синтоистский храм Томариору дзиндзя. Вход в него был через белые мраморные ворота Тории, которые до сих пор сохранились. Это место находится недалеко от поселка Взморье.

Ворота, пережившие ядерный взрыв

Одностолбовые ворота тории в Нагасаки являются символом возрождения и продолжения жизни. Храмовый комплекс Санно-дзиндзя располагался в 900 метрах от эпицентра взрыва ядерной бомбы, сброшенной во время Второй мировой войны.

Тории на территории синтоистского храма были построены из белого камня. Во время бомбардировки одна из колонн была сбита, но вторая удивительным образом устояла, повернувшись на 30 градусов.

Эти тории до сих пор безмолвно напоминают об ужасе, произошедшем в то время.

Настоящий символ Японии

Подсчитать хотя бы примерное количество ворот в Японии невозможно. Синтоистских храмов и святилищ, по подсчетам ученых, в Стране восходящего солнца примерно 85 тыс. В каждом из них может находиться бесконечное множество торий.

Дело в том, что количество ворот зависит лишь от щедрости жертвователей, так как ворота храмам традиционно дарят корпорации и частные лица в честь какого-то знаменательного для себя события.

Часто ворота можно встретить в затерянных лесах, на окраинах городов или на побережье. Что они там делают и вход в какое из святилищ символизируют - одним духам известно.

Размер ворот варьируется от нескольких десятков метров в высоту до метровых, куда пройдет лишь ребенок или пригнувшийся взрослый.

В разные времена тории украшали гербы различных знатных семей, а со временем стали негласным символом Японии.

Маленькая Япония: тории в вашем саду

Имея некоторые навыки в плотничестве и строительстве, совсем несложно соорудить японские ворота своими руками. Конечно, это не будет глобальное сооружение, подобное тому, что украшает вход в святилище Ицукусима, но они придадут особое очарование

Для столбов вам придется раздобыть деревянные стволы диаметром примерно 150 мм и длиной 3 метра.

На рисунке ниже вы найдете точные измерения и пропорции для будущих ворот в японском стиле.

Конструкцию следует надежно забетонировать в землю и покрасить красной краской. Ваш личный вход в мир духов готов!

В прошлых заметках я рассказывал о современных символах Киото, а сейчас предлагаю взглянуть на исторические: Сад камней храма Рёандзи - храм Спокойного дракона, Золотой храм (павильон) Кинкакудзи и Святилище Фусими Инари. Это главные локации в Киото и важнейшие места всей Японии. Без их посещения поездка в Страну восходящего солнца не засчитывается в карму, даже не надейтесь.

Для начала я расскажу о Фусими Инари Тайся - это восхитительное святилище из тысячи алых ворот, собранных в длинные туннели...

Святилище Фусими Инари славится как одна из самых известных достопримечательностей не только Киото, но и Японии. Это главный храм культа Инари в стране, покровительствующего бизнесу и торговли. Визитная карточка - туннели из красных ворот Тории, отличительного знака любого синтоистского храма.

Синтоизм - это сложившийся на протяжении веков под влиянием буддизма комплекс местных верований различного типа:

3.

Синтоизм выделял священную территорию, которая обозначалась подобными воротам - порталом. Интересно, что само слово тории, возможно, восходит к санскритскому торана - ворота, не менее знакомому и для нас: дверь, door… Иероглифически слово Тории записывается как “птичий насест”, что ведет нас к синтоистской легенде о богине Аматэрасу, спрятавшейся в гроте… Проходить под этими воротами по центру не принято, так как это почетное место предназначено богам:

4.

Одна из важных церемоний перед посещением любого храма - ритуальное омовение, совершаемое у специального источника или колодца/емкости для воды. Часто такое место оформлено, как отдельный крытый павильон у входа:

5.

Есть определенная очередность омовения: сначала специальным черпаком набирается вода, поливается сперва левая рука (она связана с божественным началом в синтоизме), а затем земная правая, после чего вода набирается в ладошку и полоскается рот (однако во многих местах вода в источнике не питьевая, потому эту часть опускают). В заключение оставшуюся в черпаке воду аккуратно сливают на себя по ручке, чтобы ее очистить. Черпак помещается на место дном к верху:

6.

7.

Перед центральными воротами святилища стоят 2 лисицы. Лисы - это один из самых мистических и популярных персонажей китайского и японского фольклора, их божественная натура часто упоминается во многих дальневосточных сказках. В Японии они популярны как посланницы богини рисового плодородия - Инари. Поэтому в храмах, посвященных Инари можно встретить большое количество лис, держащих в пасти разные священные предметы: жемчужину исполнения желаний, колосья риса, ключи от рисового амбара или свиток с буддийской сутрой:

8.

Паломничество в синтоистском храме имеет четкий ритуал. Верующие оставляют пожертвование в специальный оферторий - деревянный ящик с решеткой на верху, куда кидают монеты. Затем божеств вызывают потрясая веревки, привязанные к бубенцам подвешенным на карнизе. Потом человек кланяется и хлопает в ладоши ДВА раза - ладони должны быть слегка смещены относительно друг друга - левая выше. Все это завершается еще одним поклоном. В буддийских храмах не хлопают, а просто ровно складывают ладони в молитве. Хотя нередко можно увидеть японцев хлопающих и перед буддийской молельней:

9.

10.

11.

В синтоизме есть старая традиция дарить храму белую лошадь, на которой божество могло выезжать. Содержать таких лошадей может не каждое святилище, потому часто в символических стойлах стоят изображения лошадей. В Фусими Инари Тайся, святилище покровительствующем бизнесу и торговли, лошадь - популярное место, куда в щелки люди просовывают свои визитки с контактами и именами, в надежде, что им улыбнется удача:

12.

Длинный почти 5 км маршрут по горе, соединяющий 5 главных молелен, сопровождают коридоры-туннели из ворот Тории. Каждые ворота - чьи то пожертвования, начиная от крупнейших корпораций и заканчивая частными лицами. Примечательно, что первые ворота поставила компания Дэнцу - крупнейшее рекламное агентство Японии:

13.

Туннель 1000 тории:

14.

Лучшее время для паломничества сюда - глубокая ночь, когда мистическая атмосфера места не разрушается толпами снующих туристов, тихо, и даже немного страшно. Когда вы смотрите прямо, то видите лишь ряды красных опор:

15.

Ворота-пожертвования имеют свой прейскурант: с 5 по 10 номер - диаметр опоры от 15 до 30 см, и цены соответственно - убираем условно два нуля и получаем доллары:

17.

В лавке можно купить и более бюджетные ворота маленького размера:

18.

19.

Другая замечательная деталь святилища Фусими Инари Тайся - таблички “эма” в виде лисьих морд. Каждый может нарисовать близкое ему выражение лица и оставить пожелания, не забыв свой обратный адрес и имя. Эти таблички называются Эма - что переводится буквально “картинка с лошадью”, название говорящее, те кто не мог подарить лошадь, дарили ее картинку. Позже вместо лошадей стали изображать циклические знаки животных года, или особенные местные символы:

20.

21.

Это пример табличек из другого храма. Здесь они имеют форму тыквы горлянки - популярного оберега здоровья и долголетия, однако в этом храме они появились по другому поводу: 1000 золотых тыкв - таким был штандарт великого японского правителя Тоётоми Хидэёси, участвовавшего в объединении страны в конце 16 века. В храме посвященном его памяти молельные таблички имеют форму тыквы:

22.

Здесь таблички имеют классический вид пятиугольника. На них изображены животные года. Сейчас год лошади:

Эта гирлянда - не что иное, как связка 1000 журавликов. Журавль один из символов долголетия, а 1000 символ множества, изготовление 1000 оригами журавликов долгий труд, свидетельство о сильной вере. Возможно, многие вспомнят Хиросимскую трагедию и историю борющейся с лейкемией девочки Садако, делавшей из конфетных фантиков 1000 журавликов:

24.

Благодарю за помощь в подготовке поста chekaev

В следующем посте - Сад камней храма Рёандзи! Stay Tuned!

= Япония =

Японский "умный" унитаз

Мясо по 30 000 рублей за килограмм

О чем мечтает японская проститутка?


Высокоскоростной японский поезд


Такси в Японии

Многие японские традиции могут показаться вечными, потому что со времен средневековья они практически не изменились. Жители страны восходящего солнца все также бережно относятся к чайным церемониям, костюмам, японской литературе и театру. А созерцание цветущих садов и полной луны на небе, несмотря на растущий темп жизни, осталось важной частью жизни японцев. Все это связано с верой в духовный мир и в то, что с ним существует какая-то связь.

История

Сегодня мы поговорим об одной из таких традиций, а именно об установке ритуальных ворот – торий. Смело называем тории ритуальными, потому что их появление в архитектуре Японии связано с множеством мифов и легенд. Одна из таких легенд объясняет значение слова тории: в переводе с японского – это насест, гнездо. История гласит, что, сидя на высоком насесте, стая птиц (голосистых петухов) пыталась выманить из пещеры божество. Это божество было воплощением Солнца и, когда оно вышло из пещеры, в мире снова засиял свет.

Поговорим в этой статье о том, какое место ворота, в частности тории, занимали в культуре японцев. И какие виды ворот можно выделить.


Священные ворота в Японии

Как и во многих культурах, в Японии социальное положение человека определяется конкретными признаками. Ограда перед домом могла многое поведать о том, какая семья живет за ней. Вплоть до 19 ст. только японская аристократия могла позволить себе такой элемент архитектуры, как ворота. Знать устраивала даже что-то вроде соревнований на улицах города по их постройке. И хотя сейчас ворота перед домом не определяют так ярко социальное положение, считается, что они все равно могут многое рассказать об их обладателе.

Также ворота были обязательной архитектурной частью чайных садов. Для чайных церемоний строили дома, к которым вел сад с воротами и дорожкой.

Тории нельзя назвать полноценной оградой, потому что они не имеют створок и состоят всего из двух, чаще деревянных, вертикальных столбов и нескольких перекладин. Скорее это ориентир. Приглашение войти. Японцы считают их границей между двумя мирами. Неудивительно, что тории можно увидеть перед входом в синтоистский храм или кладбище. Иногда их можно встретить возле дерева, горы или источника. Редко над дорогой.

Материал для тории

Сооружают тории из дерева драгоценных пород (криптомерия, камфорное дерево), красят традиционно в красный цвет и расписывают неброским узором или иероглифами. В наше время материал, конечно же, разнообразней. Можно встретить тории из бронзы, гранита, железобетона. Как и во многих других странах, деньги на постройку культовых сооружений выделяю верующие спонсоры.

В Токио находится знаменитая аллея из стоящих вплотную торий. Длинной дорогой они ведут к храму.


Аллея из торий в Токио

Самыми узнаваемыми считаются тории в храме Ицукусима. Ворота возведены прямо в воде и со стороны моря приглашают войти в важнейшую святыню страны.


Ворота в Ицукусиме

Каменные тории установлены при входе в храм в городе Нагасаки. Они чудом устояли при взрыве атомной бомбы.

Ясно, что никто не может запретить Вам построить тории у себя в саду (тем более, что своими руками это сделать не сложно), но не забывайте, что целый народ вкладывает в это сооружение символический смысл и сакральное значение.

Предназначение торий

Тории имеют такое же название, как и храмы, перед которыми они стоят. Тории являются самым узнаваемым символом современной Японии.

Каждый турист, который побывал в этой стране, должен иметь хотя бы одно фото на фоне этих таинственных ворот. Увидеть их можно также на фамильных гербах и флагах.

Конечно, кроме торий, японцы устанавливают и другие ворота возле храмов и святилищ. Это полноценные массивные ворота со створками и их можно запирать на ночь. Некоторые из них выглядят потрясающе, потому что покоятся под крышей. Храмовые ворота можно поделить на два вида.

До 19 столетия в синтоистских храмовых комплексах находились храмы буддистов, проходили буддистские обряды. Элементы культа заимствовались друг у друга, а учения смешивались. Но после Революции Мейдзи 1868-1889 г.г. вышел указ о разграничении синто и буддизма. Это положило начало новым традициям. В это время строились ворота в синтоистском стиле без примесей других религий. Они имели простую конструкцию: неокрашенные балки под тростниковой, черепичной, медной крышей. Пример таких ворот можно встретить в самом крупном синтоистском святилище Мейдзи Дзингу в Токио. Храм был построен в честь императора Мейдзи и его жены. А также в храме Ясукуни, Токио, который является центром религиозных церемоний синто.


Простые ворота

Буддизм

Второй вид ворот – это внушительных размеров сооружение. Эти двухэтажные ворота выкрашены традиционно в красный или черный цвет и роскошно украшены. Образ завершают скульптуры по сторонам от ворот. Это могут быть парные стражи – лев, собака, олень. От вандалов и вреда они защищены оградой. Стиль этих ворот был сформирован тогда, когда в Японии доминировали буддистские учения. Пример таких ворот – ворота Ёмэймон. Они поражают своей архитектурной и дизайнерской задумкой. Почти 3 сотни изображений культовых японских животных, мудрецов и всевозможных узоров оживляют стены ворот. Они по праву считаются культурным и национальным наследием Японии. Ворота перед храмом Ясака тоже достойны отдельного внимания. В традиционном красном цвете под замысловатой крышей (японские крыши начали строить над воротами под влиянием китайской культуры) они постоянно привлекают к себе множество верующих и туристов.


Ворота Ёмэймон

Чайные сады

Свои сады японцы украшают воротами более простой конструкции. Это два столба с калиткой, плюс простая или двускатная крыша (или без нее). Буквально за одно столетие в Японии появилась традиция разбивать чайные сады. И ворота в них ставились со смыслом. По традиции гостей встречали либо приоткрытыми, либо настежь распахнутыми воротами. За последним приглашенным закрывалась калитка и церемония начиналась. Интерес ко всему сакральному побуждал их верить, что суета и бренность остались там, за садом и ворота разделяют два мира.

Японцы известны своей любовью к гармонии, поэтому в маленьких чайных садах Вы не встретите высоких ворот.

В больших садах чередовались картины, изображающие определенные исторические события. В них устанавливаются массивные ворота и калитки, отделяющие одну сцену от другой.


Чайный сад с торией

Тории сегодня

Но не обманывайтесь видимой простотой конструкции японских ворот. Ворота из двух столбов с перекладиной без крыши легко превращаются в простую перегородку, если окружающий ландшафт не выдержан в нужном стиле. Если Вы задумали разбить сад в японском стиле у себя на участке, то избегайте использования разных стилистических направлений. Тогда ворота или какой-то сюжет не будут выглядеть нелепо. Также советуем обратить внимание на материал ворот – традиционно это дерево. А крышу можно крыть медью, железом или мелкой/крупной черепицей.


Современные тории

Выбор растений

Ну и конечно, если мы говорим про сад, нельзя не упомянуть о растениях. Чтобы создать японские нотки у себя в саду, парадные ворота украсьте холодоустойчивым бамбуком. Используйте декоративные сорта слив, яблонь и абрикос. Добавьте ярких красок с помощью барбариса и айвы. В японском стиле прослеживаются преобладающие цвета: красный, зеленый, белый. Важно не переборщить с пестротой. Пусть цвета будут натуральными. Японские сады не пышные, должны побуждать к уединению, умиротворению. Ну и конечно же камни. Мелкий гравий, щебень, рокарий, – камни в любом виде. В Японии камни считаются самым совершенным материалом.


Растения для японского сада

В японских садах ворота создают единый образ с арками и беседками. Это достигается иллюзией, что даже объекты созданные людьми, на самом деле созданы природой. Но не переживайте, на самом деле это не такая уж сложная задача. Японские сады хотя и довольно экзотичны, их обустройство больших затрат не требует. И ворота, к примеру, из бамбука обойдутся не дороже установки обычных.

Для страны восходящего солнца тории являются священным символом, вратами устанавливаемыми перед японскими святилищами. Дословно тории переводятся как птичий насест. По форме напоминают больше знакомую нам арку.

В Японии с древности сооружали тории из ценных пород дерева. Это настоящие символические врата, обычно их красят красным цветом. Могут нанести примитивный спокойный узор, или украшают иероглифами. И наделяют ритуальным символом, устанавливая перед храмом синтоитов . Часто у одного храма бывает несколько ториев сразу. Их жертвуют верующие синтоиты , чаще всего в честь какого-то высокого события.

В Киото находится храм, у которого красные ворота находятся в таком количестве, что образуют собой, целую галерею. Установленные почти вплотную друг к другу, они выстроены в длинный проход и через узкие щели солнце едва освещает пробивается. Проходя через тории, верующие свято верят в то, что они настраиваются на определенный лад, перед посещением святых мест. Это место связь между материальным миром и сакральным. И тории являются переходным мостиком из одного состояния в другое, равным трансформационным состояниям.

Самыми знаменитыми в Японии считаются тории в Ицукусима . Они возводились в 1875 году из дерева камфоры, высотой до 16 метров. Для конструкции были использованы два вертикальных и два горизонтальных столба для перекладины. Находятся они вдалеке от храма, на территории залива и открывают собой вход в храмовый комплекс.

Их расположение не случайно, вечером можно наблюдать удивительную картину захода солнца. Когда оно медленно опускается, как будто в чашу, в верхнюю перекладину. А во время морского прилива ворота погружаются в воду, такими их обычно фотографируют на память туристы со всего мира. Создается впечатление, что тории плавно плывут по воде. Их еще называют плавающие японские тории .