К. Ушинский – писатель и педагог. Идейно-тематическая и жанровая особенность книг К.Д. Ушинского для детей. Детская литература

К.Д. Ушинский (1824-1870) - выдающийся педагог и дет­ский писатель.

Отрочество и юность Ушинского прошли в небольшом городе Новгород-Северске, где он и учился в гимназии. Позднее Ушин­ский окончил Московский университет.

Педагогическая деятельность. В русской и мировой педагогике имя К. Д. Ушинского занимает особое и значительное место. Помимо громадного вклада в развитие отечественной педаго­гической мысли - он справедливо считается создателем русской народной школы - чрезвычайно важно и сегодня его учение о духовной стороне человеческой жизни, о связи общественного прогресса с состоянием образования. Большую часть своей жизни Ушинский посвятил практиче­ской педагогике. Основное его внимание было сосредоточено на создании русской народной школы, а также на вопросах женско­го образования (несколько лет он служил инспектором Смольно­го института для благородных девиц). В области народного образо­вания Ушинский ориентировался на традиционные ценности жизни народа. В наступлении эпохи капитализма и индустриали­зации он усматривал «грязь» и «разврат». И утверждал, что лишь церковь и школа могут вывести «наш простой народ... в более об­ширную и свободную сферу».

Ушинский не только обладал педагогическим талантом, но и проявил себя как замечательный детский писатель. Его произведения, помещенные в учебных кни­гах, заключают в себе наглядный моральный урок и несут читате­лям конкретные знания. Например, «Детский мир...» открывается занимательным рассказом «Дети в роще», где говорится о пагуб­ности лени и безответственности. Брат и сестра отправились в шко­лу, но, привлеченные прохладой рощи, устремились в нее, а не в школу. Однако ни муравей, ни белка, ни ручей, ни птичка, к которым обращаются дети, не желают веселиться с ними - все они трудятся. «А вы что сделали, маленькие ленивцы? - говорит им уставшая малиновка. - В школу не пошли, ничего не выучи­ли, бегаете по роще да еще мешаете другим дело делать... Помни­те, что только тому приятно отдохнуть и поиграть, кто поработал и сделал все, что обязан был сделать».

Рассказы «Зима», «Весна», «Лето» и «Осень» дают представле­ние о смене времен года. Простые понятия, ясный язык, спокой­ная интонация - все располагает маленького читателя к воспри­ятию информации, заключенной в этих рассказах.

На полях появляются сначала проталины; но скоро земля, мокрая, про­питанная водою, повсюду показывается из-под снега. Пройдет еще неделя-другая - и снег останется разве где-нибудь в глубоком овраге, куда не заглядывает солнце. Небо становится все синее, а воздух все теплее.



Ушинский никогда не упускает возможности от конкретных описаний обратиться к более высоким материям, к выводам, на­правленным на духовное развитие. Рассказ «О человеке» начина­ется словами: «Я человек, хотя еще и маленький, потому что у меня есть такая же душа и такое же тело, как и у других людей». Далее идет подробное описание человеческого тела, а в конце - напоминание: «Человек одарен прекрасно устроенным телом, одарен жизнью, одарен душой - свободной, разумной и бессмерт­ной, желающей добра и верящей в Творца Вселенной». В хресто­матии дан короткий рассказ об органах человеческого тела, о том, как они перессорились между собой, увидели, что это плохо, и помирились, «стали по-прежнему друг на друга работать - и все тело поправилось и сделалось здоровым и сильным».

В «Детском мире...» в разделе «Из русской истории» напечата­ны рассказы Ушинского о важных исторических событиях. Свои рассказы из истории Ушинский создавал, опираясь на Карамзина и на переложение его «Истории Государства Россий­ского», сделанное Ишимовой.

Особая ценность его рассказов о природе, о животных («Жало­бы зайки», «Пчелки на разведке» и др.) состоит в том, что приро­да в них показана как цельный и прекрасный мир, полный тайн.

Настала весна, солнце согнало снег с полей; в пожелтевшей прошло­годней травке проглядывали свежие, ярко-зеленые стебельки; почки на деревьях распускались и выпускали молоденькие листочки. Вот просну­лась и пчелка от своего зимнего сна, прочистила глазки мохнатыми лап­ками, разбудила подруг, и выглянули они в окошечко: ушел ли снег, и лед, и холодный северный ветер?

Такие рассказы Ушинского, как «Играющие собаки», «Два козлика», «Лошадь и осел», по существу, представляют собой басни. Согласно басенной традиции автор завершает их моральными сен­тенциями. Недаром они вошли в единый раздел «Басни и расска­зы в прозе».



Произведения Ушинского о детях (например, «Четыре жела­ния», «Вместе тесно, а врозь скучно», «Трусливый Ваня») отли­чаются тонкой психологичностью и на простых примерах препо­дают детям уроки жизни. Автор тактично подсказывает, от чего в себе надо избавляться, какие недостатки в характере могут ме­шать в дальнейшем. Вот Ваня, оставшись дома один, испугался теста в квашне: оно пыхтит на печи и наводит на мысли о домо­вом. Бросился Ваня бежать, да наступил на кочергу - она его в лоб ударила; а тут еше упал он, запутавшись в оборке от лаптя!.. Едва привели в чувство взрослые трусливого мальчика. «Четыре желания» - рассказ о другой черте характера - нерешительности. Герой никак не может согласовать свои чувства с разумом: все времена года кажутся ему одинаково прекрасными, и он не спосо­бен решить, какое же из них самое любимое, самое желанное.

Ушинский обрабатывал для детей народные сказки. Он отда­вал им предпочтение даже перед хорошо написанным литератур­ным произведением. Он высоко ценил поэтический мир народно­го творчества, считал сказку лучшим средством для «понимания народной жизни».

В сказке «Мужик и медведь», обработанной Ушинским, хит­рый мужик уговорил медведя, что ему лучше брать вершки от репы, а от пшеницы - корешки; «с тех пор у медведя с мужиком и дружба врозь». В другой сказке - «Лиса и Козел» - Лиса, упав в колодец, уверяет Козла, что она здесь просто отдыхает: «Там, наверху, жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой - сколько хочешь». Козел просто­душно прыгает в колодец, а Лиса «вскочила Козлу на спину, со спины - на рога, да и вон из колодца».

Книги К.Д. Ушинского «Детский мир и хрестоматия» и «Род­ное слово» оказали очень большое влияние как на позднейшие учебные пособия, так и вообще на литературу для детей. Педаго­гические принципы Ушинского использовал Лев Толстой при составлении знаменитых «Азбук».

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) - выдающийся педагог и детский писатель.

Отрочество и юность Ушинского прошли в небольшом городе Новгород-Северске, где он и учился в гимназии. Позднее Ушинский окончил Московский университет.

В русской и мировой педагогике имя К. Д.Ушинского занимает особое и значительное место. Помимо громадного вклада в развитие отечественной педагогической мысли - он справедливо считается создателем русской народной школы - чрезвычайно важно и сегодня его учение о духовной стороне человеческой жизни, о связи общественного прогресса с состоянием образования.

Свою педагогическую практику Ушинский теоретически осмыслил в большом двухтомном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868- 1869). Многие выводы этого труда не устарели и сегодня. Также не устарели и отдельные положения его статьи «Родное слово» (1861). В ней родной язык, отражающий историю народа, впитывающий его многовековой духовный опыт, объявляется самым действенным средством воспитания, «величайшим наставником», который «учит удивительно легко».

Ушинский признавал краеугольным камнем формирования личности нравственное воспитание, развитие «нравственных чувств». Следует воспитывать, считал он, не навязывая ребенку своих убеждений, а пробуждая в нем «жажду этих убеждений и мужество к обороне их как от собственно низких стремлений, так и от других».

В предисловии к книге «Детский мир и хрестоматия» (1861) Ушинский писал, что появление этого труда вызвано «современной потребностью». Принципом приобщения детей к основам наук он провозгласил связь между наукой и жизнью. Цель его книги - дать ученикам младших классов по возможности полное представление о мире, которое поможет развитию их мыслительных способностей. Материал располагался по разделам: «Из природы», «Из географии», «Из русской истории», «Первые уроки логики». В приложении-хрестоматии ученик знакомился с «образцами слога лучших писателей» - как с классическими произведениями Крылова, Жуковского, Пушкина, Лермонтова, так и с произведениями современных авторов - Некрасова, Тургенева, Гончарова, Никитина, Майкова и др. В хрестоматию были включены и произведения иностранных авторов.

Второй учебной книгой, созданной Ушинским, было «Родное слово» для детей младшего возраста. Она, как и первая, имела большой успех. Так же как «Детский мир...», «Родное слово» сложено на основе фольклора, которому Константин Дмитриевич отводил исключительно важную воспитательную роль, и на лучших литературных образцах. Ушинский стремится и здесь дать детям систему реальных знаний, сохранить энциклопедическую широту. В методических разработках к своим книгам он подчеркивает, что построил их согласно основному педагогическому принципу Яна Амоса Коменского: постепенное усложнение посильного материала с задачей привить детям любовь к серьезной науке и добиться всевозрастающей самостоятельности.

Ушинский не только обладал педагогическим талантом, но и проявил себя как замечательный детский писатель. Его произведения, помещенные в учебных книгах, заключают в себе наглядный моральный урок и несут читателям конкретные знания. Например, «Детский мир...» открывается занимательным рассказом «Дети в роще», где говорится о пагубности лени и безответственности. Брат и сестра отправились в школу, но, привлеченные прохладой рощи, устремились в нее, а не в школу. Однако ни муравей, ни белка, ни ручей, ни птичка, к которым обращаются дети, не желают веселиться с ними - все они трудятся. «А вы что сделали, маленькие ленивцы? - говорит им уставшая малиновка. - В школу не пошли, ничего не выучили, бегаете по роще да еще мешаете другим дело делать... Помните, что только тому приятно отдохнуть и поиграть, кто поработал и сделал все, что обязан был сделать».

Рассказы «Зима», «Весна», «Лето» и «Осень» дают представление о смене времен года. Простые понятия, ясный язык, спокойная интонация - все располагает маленького читателя к восприятию информации, заключенной в этих рассказах.

Ушинский никогда не упускает возможности от конкретных описаний обратиться к более высоким материям, к выводам, направленным на духовное развитие. Рассказ «О человеке» начинается словами: «Я человек, хотя еще и маленький, потому что у меня есть такая же душа и такое же тело, как и у других людей». Далее идет подробное описание человеческого тела, а в конце - напоминание: «Человек одарен прекрасно устроенным телом, одарен жизнью, одарен душой - свободной, разумной и бессмертной, желающей добра и верящей в Творца Вселенной». В хрестоматии дан короткий рассказ об органах человеческого тела, о том, как они перессорились между собой, увидели, что это плохо, и помирились, «стали по-прежнему друг на друга работать - и все тело поправилось и сделалось здоровым и сильным».

В «Детском мире...» в разделе «Из русской истории» напечатаны рассказы Ушинского о важных исторических событиях. Это повествования более обширные, рассчитанные на следующий этап познания: «Ослепление Василька», «Поход Игоря, князя Новгород-Северского», «Андрей Боголюбский». Предваряет раздел отрывок из пушкинского «Бориса Годунова», названный «Летописец». Свои рассказы из истории Ушинский создавал, опираясь на Карамзина и на переложение его «Истории Государства Российского».

Особая ценность его рассказов о природе, о животных («Жалобы зайки», «Пчелки на разведке» и др.) состоит в том, что природа в них показана как цельный и прекрасный мир, полный тайн.

Такие рассказы Ушинского, как «Играющие собаки», «Два козлика», «Лошадь и осел», по существу, представляют собой басни. Согласно басенной традиции автор завершает их моральными сентенциями. Недаром они вошли в единый раздел «Басни и рассказы в прозе».

Произведения Ушинского о детях (например, «Четыре желания», «Вместе тесно, а врозь скучно», «Трусливый Ваня») отличаются тонкой психологичностью и на простых примерах преподают детям уроки жизни. Автор тактично подсказывает, от чего в себе надо избавляться, какие недостатки в характере могут мешать в дальнейшем.

Ушинский обрабатывал для детей народные сказки. Он отдавал им предпочтение даже перед хорошо написанным литературным произведением. Он высоко ценил поэтический мир народного творчества, считал сказку лучшим средством для «понимания народной жизни».

В сказке «Мужик и медведь», обработанной Ушинским, хитрый мужик уговорил медведя, что ему лучше брать вершки от репы, а от пшеницы - корешки; «с тех пор у медведя с мужиком и дружба врозь». В другой сказке - «Лиса и Козел» - Лиса, упав в колодец, уверяет Козла, что она здесь просто отдыхает: «Там, наверху, жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой - сколько хочешь». Козел простодушно прыгает в колодец, а Лиса «вскочила Козлу на спину, со спины - на рога, да и вон из колодца».

На известных фольклорных сюжетах построены такие сказки Ушинского, как «Плутишка-кот», «Сивка-бурка», «Мена», «Вареный топор», «Журавль и Цапля», «Как аукнется, так и откликнется», «Никита Кожемяка», «Змей и Цыган». Мудрый педагог заботливо выбрал те народные сказки, которые понятны и интересны детям, могут их и позабавить, и поучить. Близость к фольклору в сказках Ушинского подкреплена и традиционными зачинами: «Жили-были на одном дворе Кот, Козел да Баран»; «Жили старичок со старушкой, и жили они в большой бедности»

Ушинский придавал большое значение языку своих сказок и рассказов. Он «старался излагать избранные... предметы языком простым», но никогда не подделывался под детский лепет.

Книги К.Д. Ушинского «Детский мир и хрестоматия» и «Родное слово» оказали очень большое влияние как на позднейшие учебные пособия, так и вообще на литературу для детей. Педагогические принципы Ушинского использовал Лев Толстой при составлении знаменитых «Азбук».

РАССКАЗ «ВАСЬКА»

«Котичек-коток – серенький хвосток. Ласков Вася да хитер, лапки бархатные, коготок остер. У Васютки – ушки чутки, усы длинны, шубка шелковая. Ласкается кот, выгибается, хвостиком виляет, глазки закрывает, песенку поет, а попалась мышка – не прогневайся! Глазки-то большие, лапки-то стальные, зубки-то кривые, когти выпускные».

Педагоги выделили в книгах Ушинского тот художественный материал, знакомство с которым целесообразно начать еще в дошкольную пору. Это касается в первую очередь творчества самого Ушинского как автора небольших рассказов о животных. Животные представлены с характерными повадками и в той жизненной «роли», которая неотделима от их природы.

В небольшом рассказике «Бишка» говорится: «А ну-ка, Бишка, прочти, что в книжке написано!» Понюхала собачка книжку, да и прочь пошла. «Не мое, - говорит, - дело книги читать. Я дом стерегу, по ночам не сплю, лаю, воров да волков пугаю, на охоту хожу, зайку слежу, уточек ищу, поноски тащу - будет с меня и этого». Собака умна, но не настолько, чтобы ей книги читать. Каждому от природы дано свое.

В рассказе «Васька» в столь же простой форме поведано о том, что делает в доме кот. Ушинский ведет речь как настоящий сказочник - в том стиле, который ребенку знаком по песенкам: «Котичек-коток - серенький лобок. Ласков Вася, да хитер, лапки бархатные, ноготок остер». Однако скоро Ушинский оставляет прибауточно-песенный тон и продолжает рассказ с намерением пробудить в ребенке любознательность. Зачем коту большие глаза? Зачем чуткие уши, сильные лапки и острые когти? Ласков кот, а «попалась мышка - не прогневайся» Ушинский Константин Дмитриевич [Текст] // Писатели нашего детства. 100 имен: биобиблиографический словарь в 3 ч. Ч.3. - М.: Либерея, 2000. - С. 202. .

В рассказе «Лиса Патрикеевна» объем преподносимых ребенку реальных сведений о зверях еще больше. Он узнает не только о том, что у лисы «зубушки остры», «рыльце тоненькое», «ушки на макушке», «хвостик на отлете», а шубка теплая, но и то, что лисонька красива - «кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек»; что лиса «ходит тихохонько», пригибаясь к земле, будто кланяется; что «хвост носит бережно»; что роет норы и что в норе много ходов-выходов, что полы в норе выстланы травой; что лиса-разбойница: крадет кур, уточек, гусей, «не помилует и кролика» Константин Дмитриевич Ушинский [Текст] // Арзамасцева, И.Н. Детская литература: учебник для студ. высш. пед. учеб. зав. / И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. - 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Изд. центр Академия, 2005. - С. 280..

Писательский глаз Ушинского зорок, взгляд на мир поэтичен: с ребенком говорит добрый наставник, который не прочь и пошутить. Петух разгреб лапками кучу, созвал «курочек-хохлатушек», цыплят - «малых ребят»: «Я вам зернышко припас!» В семье вышел спор: зернышко не поделили. Петя «беспорядков не любит»: «ту за хохол, того за вихор», сам склевал зернышко, на плетень взлетел, «во все горло заорал «ку-ка-ре-ку!» («Петушок с семьей»). В другом рассказе говорится о растерянности курицы: высиженные ею утята увидали воду и поплыли - заметалась курица. «Еле-еле хозяйка курицу от воды отогнала» («Курица и утята»).

Особая ценность его рассказов о природе, о животных («Жалобы зайки», «Пчелки на разведке» и др.) состоит в том, что природа в них показана как цельный и прекрасный мир, полный тайн.

Настала весна, солнце согнало снег с полей; в пожелтевшей прошлогодней травке проглядывали свежие, ярко-зеленые стебельки; почки на деревьях распускались и выпускали молоденькие листочки. Вот проснулась и пчелка от своего зимнего сна, прочистила глазки мохнатыми лапками, разбудила подруг, и выглянули они в окошечко: ушел ли снег, и лед, и холодный северный ветер?

Такие рассказы Ушинского, как «Играющие собаки», «Два козлика», «Лошадь и осел», по существу, представляют собой басни. Согласно басенной традиции автор завершает их моральными сентенциями. Недаром они вошли в единый раздел «Басни и рассказы в прозе».

Исследователи книг Ушинского для детского чтения отметили большой духовный потенциал, который они несут, и подчеркивают, что знакомиться с ними надо еще в дошкольном возрасте. Это касается в первую очередь тех рассказов К. Ушинского, в которых он изображает животных. Животные представлены с характерной для них поведением и в той жизненной «роли», которая является неотъемлемой их признаком от природы.

В небольшом рассказе «Бишка» рассказывается о собаке, которой предложили прочитать книгу, а собачка понюхала и ответила, что читать книги - это не ее дело, его дело - охранять дом от воров и на охоту ходить. То есть, автор показывает, что каждому от природы дано свое. Этим К. Ушинский подобный Г.С. Сковороды, который также отстаивал принцип естественности и «сродность» в воспитании и обучении.

В рассказе «Васька» в простой форме рассказывается о котика. К Ушинский ведет речь как настоящий сказочник - в том стиле, который детям знаком как песенный: «Котик-коток - серенький лобок. Нежный Вася, и хитренький, лапки бархатные, коготки остренькие» Соловейчик, С.Л. Час ученичества. Жизнь замечательных учителей [Текст] / С.Л. Соловейчик. - М.: Высш. шк., 2002. - С.137..

В рассказе «Лиса Патрикеевна» рассказывается о повадках Лисички-сестрички: она ходит тихо, хвостик носит бережно, когда мастерит себе норку, то в ней ходов делает много, полы в своей избушке травкой выстилающей; но лисица является разбойница, потому что ворует кур, гусей, уток, не обходит и кроликов. Дети узнают не только о том, что лисичка хороша собой, что у нее шубка тепла, что она золотистого цвета, ходит в безрукавке, а на шее носит белый галстук, но и о том, что Лисичка-сестричка наносит ущерб своими плохими поступками.

У К.Д. Ушинского есть рассказ на морально-этические темы. Это те же рассказы о животных, только с дидактическим уклоном. Так в рассказе «Умей подождать» рассказывается о братика-петушка и его сестренку-курочку. Однажды петух побежал в садик и начал клевать зеленую смородину. Курочка ему: «Не ешь, Петрик! Подожди, пока смородина созреет». Не послушался петушок - «наклювався» и заболел. Вылечила сестренка-курочка своего брата-петушка. В следующий раз петушок захотел напиться холодной воды; курочка говорила ему, чтобы подождал, пока вода нагреется. Не послушался петушок - и снова заболел, пил горькие лекарства. На третий раз захотел петушок покататься на коньках по реке, которая была не очень хорошо замерзшей. И тут случилась беда: провалился петушок под лед. Рассказы о неосторожные поступки Ушинский подает в сказочной форме, заставляет задуматься ребят над своими поступками.

Ушинский обрабатывал для детей народные сказки. Он отдавал им предпочтение даже перед хорошо написанным литературным произведением. Он высоко ценил поэтический мир народного творчества, считал сказку лучшим средством для «понимания народной жизни».

В сказке «Мужик и медведь», обработанной Ушинским, хитрый мужик уговорил медведя, что ему лучше брать вершки от репы, а от пшеницы - корешки; «с тех пор у медведя с мужиком и дружба врозь». В другой сказке - «Лиса и Козел» - Лиса, упав в колодец, уверяет Козла, что она здесь просто отдыхает: «Там, наверху, жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой - сколько хочешь». Козел простодушно прыгает в колодец, а Лиса «вскочила Козлу на спину, со спины - на рога, да и вон из колодца». В сказке «Лихо одноглазое» слышны даже отзвуки приключений Одиссея, пришедшие в русский фольклор еще в глубокой древности. Как у Гомера, герой сказки (кузнец) выжигает у Лиха единственный глаз и вместе со стадом баранов выбирается из логова.

На известных фольклорных сюжетах построены такие сказки Ушинского, как «Плутишка-кот», «Сивка-бурка», «Мена», «Вареный топор», «Журавль и Цапля», «Как аукнется, так и откликнется», «Никита Кожемяка», «Змей и Цыган». Мудрый педагог заботливо выбрал те народные сказки, которые понятны и интересны детям, могут их и позабавить, и поучить. Близость к фольклору в сказках Ушинского подкреплена и традиционными зачинами: «Жили-были на одном дворе Кот, Козел да Баран»; «Жили старичок со старушкой, и жили они в большой бедности»; «Было у старика трое сыновей: двое умных, а третий - Иванушка-дурачок...».

Таким образом, сказки К.Д. Ушинского перекликаются с устным народным творчеством, обладая при этом ярко выраженным дидактическим уклоном.

Татьяна Сокольская
Педагогический проект «Знакомство с творчеством К. Д. Ушинского»

Педагогический проект

2. Тема : «Знакомство с творчеством К . Д. Ушинского »

3. Интеграция образовательных областей : «Познание» , «Коммуникация» , «Чтение художественной литературы» , «Социа-

лизация», «Художественное творчество » .

4. Вид проекта : познавательный, творческий , игровой.

5. Актуальность темы :

Формирование связной речи – одна из сложных задач, стоящих перед педагогами и их воспитанниками в старшем дошкольном возрасте. Родная природа – это могущественный источник, из которого дети черпают знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и живой природы проявляется очень рано. Дети замечают всё: быструю птичку, трудолюбивого муравья, крохотного паучка, яркую бабочку на лепестках цветка. Поддерживая интерес ребёнка к окружающему миру, я опираюсь на художественные произведения Константина Дмитриевича Ушинского . Замечательный педагог и писатель , он жил почти сто лет назад, его рассказы удивительно яркие и близкие детям, в них открываются маленькие и большие тайны огромного мира, который они только начинают познавать. Произведения писателя интересно пересказывать и драматизировать, именно они стали базой для реализации цели и задач проекта .

6. Цель проекта : Формировать связную речь и совершенствовать лексико-грамматический строй речи детей, вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе, познавательное отношение к ней через знакомство с произведениями Ушинского .

7. Задачи проекта :

- Познакомить детей с творчеством К . Д. Ушинского ;

Формировать связную речь детей, способствовать развитию творческих способностей , развивать мелкую моторику;

Воспитывать гуманное отношение к природе.

8. Возраст участников проекта : дети 5-7 лет;

9. Продолжительность проекта : 4 месяца;

10. Основные формы реализации проекта :

Чтение художественной литературы;

Пересказ произведения;

Пальчиковые игры;

Подвижные игры;

Продуктивная деятельность.

11. Обеспечение проекта :

1. Материально-техническое : демонстрационный материал, раздаточный материал, иллюстрации, книги, альбомы, элементы костюмов, игрушки, природные материалы, оборудование и материалы для продуктивной деятельности.

2. Учебно-методическое :

1. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов. – 2-е изд. ,испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. – (Библиотека практикующего логопеда .)

2. Гомзяк О. С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. Москва, издательство «ГНОМ и Д» , 2007.

3. Лопухина И. С. Логопедия,550 занимательных упражнений для развития речи : Пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995.

4. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.

5. Ушинский К . Д. Любимые сказки. – М.: ЭКСМО, 2011.

6. Чистякова М. И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1995.

12. Принципы реализации проекта :

Учёт возрастных особенностей воспитанников ДОУ;

Интеграция;

Координация деятельности воспитанников;

Преемственность взаимодействия ДОУ и семьи.

13. Предполагаемый результат :

Улучшение связной речи детей, развитие творческих способностей , развитие мелкой моторики;

Повышение педагогической культуры родителей ;

Повторение в игровых ситуациях знаний, полученных в процессе реализации проекта

Формирование реалистических представлений о природе, воспитание гуманного отношения к ней.

14. Продукт проектной деятельности :

Выставка работ детского творчества по рассказам К . Д. Ушинского ;

Картотека подвижных, дидактических, пальчиковых игр;

Иллюстрации к рассказам писателя;

Консультация для родителей «Книга и ребёнок» .

15. Презентация проекта :

Игра-драматизация по рассказу К. Д. Ушинского .

педагогического проекта

«Творчество Константина Дмитриевича Ушинского »

Участники проекта :

дети коррекционной группы с речевым недоразвитием; воспитатели; логопед; родители

Перспективный план реализации педагогического проекта

3 Неделя 4 неделя

1. Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания» .

3. Этюд импровизация.

4. Пересказ текста детьми.

5. Дидактическая игра «Подбери признак » .

6. Дидактическая игра «Составь предложение» .

7. Физкультминутка «Русская песенка» .

8. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

9. Пересказ рассказа детьми.

: рисование «Времена года» .

11. Поисковая работа (совместно с родителями) – найти пословицы и поговорки о временах года.

1. Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Умей обождать» .

3. Физкультминутка «Вышла курочка гулять» .

4. Дидактическая игра «Какой, какая, какие?» .

5. Этюд «Петушок и курочка» .

6. Пальчиковая игра «Птицы» .

7. Работа с иллюстрацией.

8. Упражнение «Переделываем сказку» .

9. Беседа по русским народным сказкам «Кот, Петушок и Лиса» , «Зайкина избушка» , «Курочка Ряба» .

8. Продуктивная деятельность : отрывная аппликация «Птицы» .

1. Чтение сказки К. Д. Ушинского «Два плуга» .

2. Пояснение детям незнакомых слов .

4. Рассматривание изображений сельскохозяйственных инструментов.

6. Пересказ текста детьми с опорой на схему.

8. Упражнение «Мы – сказочники» .

9. Продуктивная деятельность : лепка любого понравившегося детям сельскохозяйственного инструмента.

1. Чтение рассказа «Спор животных» К. Д. Ушинского .

2. Работа над содержанием рассказа.

3. Работа с иллюстрацией.

4. Дидактическая игра «Чья, чей, чьё?» .

5. Этюд - импровизация.

7. Повторное чтение рассказа.

10. Наблюдение за домашними животными.

: дети рисуют своё любимое домашнее животное.

1. Чтение сказки К. Д. Ушинско-го «Как аукнется, так и откликнется» .

2. Пояснение детям незнакомых слов .

3. Работа над содержанием сказки.

4. Этюд «Лиса и журавль» .

5. Повторное чтение рассказа с подсказками детей.

6. Пересказ текста с опорой на схемы.

7. Работа с пословицами и поговорками.

8. Упражнение «Мы –сказочники» .

9. Пальчиковая гимнастика «Звери» .

10. Продуктивная деятельность : лепка посуды для журавля и лисы. 1. Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Васька» .

3. Повторное чтение рассказа.

5. Пальчиковая гимнастика «Котик Васька» .

6. Дидактическая игра «Продолжи предложение» .

8. Физкультминутка «На лежанке дремлет кот» .

9. Загадывание загадок про кота.

10. Продуктивная деятельность : аппликация «Кошки на окошке» .

1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя

1. Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Мышки» .

2. Работа над содержанием текста.

3. Упражнение «Исправь предложение» .

4. Дидактическая игра «Назови ласково» .

5. Пальчиковая гимнастика «Маленькая мышка по городу бежит» .

6. Физкультминутка «Мышки в норочках сидели» .

7. Повторное чтение рассказа.

8. Пересказ текста детьми.

9. Работа со скороговорками.

10. Продуктивная деятельность : дети схематически изображают мышек. 1. Чтение произведения К. Д. Ушинского «Гусь и журавль» .

2. Работа над содержанием текста.

3. Упражнение «Доскажи словечко» .

4. Повторное чтение рассказа.

5. Этюд «Походки» .

6. Дидактическая игра «Подбери словечко» .

5. Сравнительный анализ сказки Ушинского и русских народных сказок.

7. Упражнение «Найдите общее и различия» .

8. Продуктивная деятельность : коллективная работа «Гусь и журавль» . Дети конструируют из природного материала сцену к рассказу К. Д. Ушинского . 1. Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Бишка» .

2. Работа над содержанием текста.

3. Работа с иллюстрацией.

5. Дидактическая игра «Цепочка слов» .

6. Конструирование из геометрических фигур собаки.

7. Пересказ текста детьми.

8. Наблюдение за собакой.

9. Продуктивная деятельность : лепка «Бишка» . 1. Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Играющие собаки» .

2. Работа над содержанием текста.

3. Работа с иллюстрацией (закрепление пространственных представлений) .

4. Повторное чтение рассказа и инсценировка.

5. Дидактическая игра «Чей, чья?» .

6. Пересказ текста детьми.

7. Продуктивная деятельность : рисование домик для собак.

8. Поисковая работа с родителями «Какие бывают породы собак?»

1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя

1. Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Петушок с семьёй» .

2. Загадки.

3. Работа с иллюстрацией.

4. Пояснение незнакомых слов .

5. Работа над содержанием рассказа.

6. Повторное чтение текста.

7. Пересказ текста детьми с опорой на схему.

8. Физкультминутка «Вышла курочка гулять» .

9. Дидактическая игра «Подбери словечко» .

10. Дидактическая игра «Придумайте предложение» .

11. Наблюдение за домашними птицами.

12. Продуктивная деятельность : предложить детям вылепить из пластилина петушка, курочек, цыплят. 1. Чтение рассказа К. Д. Ушинского ««Неладно скроен, да крепко сшит» .

2. Работа над содержанием рассказа.

3. Физкультминутка «Звери» .

4. Дидактические игры «Измените слово» .

5. Работа с иллюстрацией.

6. Работа с пословицами и поговорками.

7. Этюд «Я – ёжик» .

8. Продуктивная деятельность : аппликация «Ёжики» . 1. Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Пчела и мухи» .

2. Работа над содержанием рассказа и с иллюстрацией.

3. Этюд импровизация.

4. Пересказ текста детьми.

5. Дидактическая игра «Подбери словечко» .

6. Физкультминутка «Пчёлки» .

7. Работа с пословицами и поговорками.

8. Сравнительный анализ текстов К. Чуковского «Муха-Цокотуха» ,

В. Сутеева «Теремок» .

9. Разучивание пальчиковой гимнастики «Полосатая пчела» .

10. Продуктивная деятельность : Коллективное рисование «Цветочная полянка» . 1. Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Гуси» .

2. Работа над содержанием рассказа.

3. Физкультминутка «Гуси, гуси» .

4. Дидактические игры «Измените слово» , «4-й лишний» .

5. Работа с иллюстрацией.

6. Работа с пословицами и поговорками.

7. Создание проблемной ситуации «Помогите медвежонку» .

8. Этюд «Я – гусь» .

9. Продуктивная деятельность : оригами «Гуси» .

1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя

1. Чтение произведения «Уточки» К. Д. Ушинского .

2. Работа над содержанием рассказа.

3. Работа с иллюстрацией.

4. Загадки.

5. Дидактическая игра «Придумай предложение» .

6. Подвижная игра «Домашние птицы» .

7. Повторное чтение рассказа. Выстраивание графического плана рассказа.

9. Продуктивная деятельность : рисование «Уточки» . 1. Чтение сказки К. Д. Ушинского «Два козлика» .

2. Работа над содержанием рассказа.

3. Упражнение «Хорошо - плохо» .

4. Упражнение «Диалог козликов» .

5. Физкультминутка «Давай, коза, попрыгаем» .

4. Творческая доработка текста (создание вариантов ситуаций для составления нового рассказа) .

5. Дидактические игры «Подбери словечко» .

5. Работа с иллюстрацией.

6. Работа с пословицами и поговорками.

7. Продуктивная деятельность : создание схем мимики козликов. 1. Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Дятел» .

2. Работа над содержанием рассказа.

3. Физкультминутка «Мы - дятлы» .

4. Дидактическая игра «Чёрный ящик» .

5. Упражнение «Придумай загадку»

6. Пальчиковая игра «Птицы» .

7. Наблюдение за дятлом.

8. Продуктивная деятельность :

Выложить дятла, гусеницу, козявку, бабочку из геометрических фигур;

Изобразить рассказ «Дятел» методом аппликации;

Создание альбома «Лесные птицы» .

9. Поисковая работа (совместно с родителями) «Какие птицы живут в наших лесах?» 1. Чтение рассказа «Спор деревьев» К. Д. Ушинского .

2. Работа над содержанием рассказа.

3. Работа с иллюстрацией.

4. Этюд «Мы -деревья»

5. Дидактическая игра «4-й лишний» .

6. Дидактическая игра «Хорошо - плохо» .

8. Пересказ текста детьми по графическому плану.

9. Сравнительный анализ двух рассказов «Спор животных» и «Спор деревьев» .

10. Наблюдение за деревьями.

11. Продуктивная деятельность : дети рисуют своё любимое дерево

1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя

1. Чтение рассказа «Ветер и солнце» К. Д. Ушинского .

2. Работа над содержанием рассказа.

3. Физкультминутка «Солнышко» .

4. Дидактическая игра «Какое, какой, какие?» .

5. Упражнение «Придумай загадку»

6. Наблюдение за ветром, за солнцем.

7. Продуктивная деятельность : предложить детям нарисовать сюжет из рассказа. 1. Чтение рассказа «Пчёлки на разведках» К. Д. Ушинского .

2. Работа над содержанием рассказа.

3. Работа с иллюстрацией.

4. Дидактическая игра «4-й лишний» .

«Наоборот» .

6. Физкультминутка «Полосатая пчела» .

7. Повторное чтение рассказа.

8. Выстраивание графического плана рассказа.

9. Пересказ текста детьми по графическому плану.

10. Наблюдение за насекомыми.

11. Продуктивная деятельность : коллективное творчество из природного материала «Пчёлки на работе» .

1. Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Жалобы зайки» .

2. Беседа по содержанию рассказа.

3. Физкультминутка «Зайчик» .

4. Дидактическая игра «Подбери словечко» .

5. Этюд «Зайчик» .

6. Пальчиковая игра «Весёлый зайчик» .

7. Работа с иллюстрацией.

8. Упражнение «Переделываем сказку» .

9. Продуктивная деятельность : объёмная аппликация из мятой бумаги «Зайчата» . 1. Рассказывание сказки К. Д. Ушинского «Козёл» .

2. Загадки.

3. Работа с иллюстрацией.

4. Работа над содержанием рассказа.

5. Физкультминутка «Давай, коза, попрыгаем» .

6. Повторное чтение текста с установкой на пересказ и выстраиванием плана.

7. Пересказ текста детьми с опорой на схему.

8. Дидактическая игра «Назови ласково» .

9. Дидактическая игра «Придумайте предложение» .

10. Продуктивная деятельность : предложить детям выполнить коллективную аппликацию «Козлята» .

1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя

1. Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Утренние лучи» .

2. Работа над содержанием рассказа.

3. Работа с иллюстрацией.

4. Этюд импровизация.

5. Пересказ текста детьми с опорой на схему.

6. Дидактическая игра «Подбери красивые слова» .

7. Физкультминутка «Солнышко» .

8. Работа с пословицами и поговорками.

9. Продуктивная деятельность : коллективная аппликация «Портрет солнышка» .

10. Поисковая работа (совместно с родителями) – придумать загадки о солнышке, подобрать и выучить зазывалки о нём.

1. Чтение рассказа ««Лиса Патрикеевна» К. Д. Ушинского .

2. Беседа с детьми о повадках лисы.

3. Работа с иллюстрацией.

4. Дидактическая игра «4-й лишний» .

5. Дидактическая игра с мячом «Наоборот» .

6. Физкультминутка «Полосатая пчела» .

7. Повторное чтение рассказа.

8. Выстраивание графического плана рассказа.

9. Пересказ текста детьми по графическому плану.

10. Продуктивная деятельность : коллективное творчество из природного материала «Пчёлки на работе» . 1. Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Коровка» .

2. Беседа с детьми о пользе домашних животных.

3. Дидактическая игра с мячом «Назови детёныша» .

4. Этюд «Я – коровка» .

5. Дидактическая игра «Семейка слово» .

6. Работа с иллюстрацией.

7. Повторное чтение рассказа с выстраиванием графического плана.

8. Пересказ текста детьми с опорой на схему.

9. Работа с пословицами и поговорками.

10. Продуктивная деятельность : создание композиции «Коровка на лугу» . 1. Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Ворона и рак» .

2. Работа над содержанием текста.

3. Дидактическая игра «Доскажи словечко» .

4. Повторное чтение рассказа.

5. Физминутка «Птицы» .

6. Сравнительный анализ сказки Ушинского и сказки Л . Толстого «Ворона и лиса» .

7. Работа с пословицами и поговорками.

8. Упражнение «Найдите общее и различия» .

9. Наблюдение за вороной.

10. Продуктивная деятельность : коллективная работа «Ворона и рак» .

Этапы работы над проектом :

1. Целеполагание.

Формулирование проблемы, объяснение актуальности темы проекта .

2. Разработка проекта :

Доведение до участников проекта важности данной проблемы;

Составление перспективного плана мероприятий;

Материально-техническое оснащение проекта ;

Организация работы по созданию условий для реализации проекта ;

Организация методической работы;

3. Выполнение проекта .

Работа, направленная на решение задач, способствующих реализации цели проекта .

4. Презентация проекта .

5. Определение задач для новых проектов .

Методы проекта :

1. Мониторинг.

2. Цикличность.

3. Системность.

4. Наблюдение.

6. Экспериментирование.

Чомаев Таулан Мустафаевич,студент IIIкурса факультета психологии и социальной педагогики ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова», г. Таганрог[email protected]

Взгляды К.Д. Ушинского на педагогическое творчество

Аннотация. В статье анализируются взгляды К.Д. Ушинского на педагогическое творчество. На основе анализа современной психологопедагогической литературы выделены характерные черты педагогического творчества. Дана интерпретация высказываний К.Д. Ушинского, подтверждающая, что ученый придавал творческим аспектам педагогическойдеятельности огромное значение.Ключевые слова: К.Д. Ушинский, педагогическое творчество, педагогическая деятельность, личность учителя.

Характеризуя современную ситуацию, многие общественные деятели, политики, ученые отмечают, что образование отстает от других видов общественного труда. Учителей критикуют за то, что они консервативны, что они не хотят работать творчески, что они противятся нововведениям, которые должны сделать систему образования более современной и совершенной.С этим трудно согласиться, ведь образование всегда стремилось к изменениям, это является сущностью педагогического процесса. Что касается учителей, то здесь нельзя однозначно определить их отношение к новшествам, к педагогическому творчеству. Важную роль в отношении к творчеству играет внутренняя мотивация. Поэтому управлять творческим процессом невозможно, не учитывая мотивы, отношение учителя к собственной деятельности и к творчеству. Необходимо создать такие условия, которые стимулировали бы творческую активность каждого учителя.Поскольку для решения актуальных вопросов современности экскурсы в историю проблемы бывают весьма полезны, данное исследование может помочь переосмыслить взгляды на педагогическое творчество.Задачи нашего исследованиязаключаются в следующем.1.На основе анализа современной педагогической литературы определить сущность педагогического творчества. 2.На основе анализа работ К.Д. Ушинского выявить его понимание и отношение к педагогическому творчеству.Анализ современной психологопедагогической литературы показал, что большинство авторов рассматривают творчество как непременное условие педагогической деятельности. Педагогическая деятельность, с одной стороны, характеризуется целым рядом нормативных показателей (вытекающих из установленных законов, правил). А с другой стороны, деятельность каждого учителя отличается неповторимостью. В педагогическом процессе много изменяющихся, вариативных элементов. И каждый раз общие положения, закономерности, принципынужно сопоставлять с учетом конкретной ситуации. С позиций деятельностного подхода творчество педагога –это «деятельность, направленная на постоянное решение бесчисленного ряда учебновоспитательных задач в меняющихся обстоятельствах, во время которой педагогом вырабатываютсяи воплощаются в общении с детьми оптимальные, органичные для данной творче ской индивидуальности нестандартизированные педагогические решения, опосредованные особенностями объектасубъекта педагогического воздействия» . Специфической особенностью педагогических задач является то, что их решение практически никогда не лежит на поверхности. Они нередко требуют напряженной работы мысли, анализа множества факторов, условий и обстоятельств. Кроме того, искомое не может быть представлено в четких формулировках: оно вырабатывается на основе прогноза. Решение педагогических задач трудно поддается алгоритмизации. Если же алгоритм существует, применение его разными педагогами может привести к разнымрезультатам .С точки зрения личностного подхода в современной литературе рассматриваются способности и отношение педагогов к творчеству. Помимо педагогических способностей, исследованию которых посвящен целый ряд работ (Ф.Н.Гоноболин, Н.Д. Левитов, Н.В. Кузьмина, А.И. Щербаков и др.), для успешной творческой деятельности учителю необходима еще высокая степень интеллектуальномотивационного развития, т.е. способность к творчеству.Так, В.И. Загвязинский призывает учителей быть исследователями –находить новое в педагогических явлениях, выявлять в них скрытые связи и закономерности. Для этого учителю необходимы: общая культура, теоретические знания, профессиональные умения, опыт работы, специальные исследовательские умения (наблюдать, анализировать и обобщать явления, предвидеть их развитие и т.д.), научная интуиция, увлеченность, интерес и вдохновение .Л.И. Кобышева, анализируя профессионально значимые личностные качества социального педагога, отмечает значимость таких качеств, как гибкость интеллекта, его динамичность, широту эрудиции .Имея много общего с другими видами творчества (научное, художественное, техническое), педагогическое творчество обладает своеобразием, связанным с характером процесса и с его результатом –растущей, развивающейся личностью. Анализ литературы позволил выделить целый ряд особенностей педагогического творчества.Специфичен предмет педагогического творчества –развивающийся человек, формирующаяся личность. Учитель творит из «живого материала». Специфичен и «инструмент» творчества –личность учителя. Специфические черты можно выделить и в творческом педагогическом процессе.Педагогическое творчество жестко лимитировано, спрессовано во времени. Учитель не может ждать, пока его «осенит», он должен найти оптимальное решение возникшей на уроке проблемы в считанные секунды. Будучи сжатым во времени, осуществляясь непрерывно и систематически, оно приносит плоды, как правило, не сразу. Учитель сравнительно быстро получает лишь непосредственные частичные, большей частью только образовательные итоги своей деятельности (знания, умения и навыки), не всегда может сопоставить замысел с результатом.Поскольку педагогическое творчество вписано в образовательный процесс, оно всегда должно приносить только положительные результаты.Особенностью педагогического творчества является и то, что оно всегда сотворчество. Оно тесно связано, сопряжено с творчеством всего учительского коллектива и каждого учащегося. Один из основных партнеров учителя по творчеству –ученик чрезвычайно сложен, неповторим.Следует также заметить, что педагогическое творчество не рождается стихийно. Учитель не «свободный художник». Сообразуясь с требованиями общества, с установленными наукой педагогическими закономерностями и принципами, используя нормы и предписания, заключенные в программах, учебниках, методических пособиях, сверяясь с достижениями передовой практики и собственным опытом, учитель в конкретных условиях творит новую педагогическую действительность.Итак, выделив особенности педагогического творчества, мы обратились к работам К.Д. Ушинского «О пользе педагогической литературы», «Проект учительской семинарии»,«Три элемента школы», «Педагогическая антропология», «О народности в общественномвоспитании»,«О нравственном элементев русскомвоспитании»,«Элементарнаяшкола»идр. Говоря о процессе обучения и воспитания, К.Д.Ушинский в целом рядеработ(«Педагогическая антропология», «О пользе педагогической литературы»,«Проект учительской семинарии» ит.д.), ставил вопрос: педагогика –это наука или искусство? И сам на него отвечал так: «Наука только изучает существующее или существовавшее,а искусство стремитсятворить то, чего еще нет, и перед ним в будущем несется цель и идея его творчества. Всякое искусство, конечно, может иметь свою теорию; но теория искусства –не наука; теория не излагает законов существующих уже явлений и отношений, но предписывает правила для практической деятельности, почерпая основания для этих правил в науке» . Или вот другое высказывание К. Д.Ушинского: «Мы не придаем педагогике эпитета высшего искусства, потому что самое слово «искусство»уже отличает ее от ремесла. Всякая практическая деятельность, стремящаяся удовлетворить высшим нравственным и вообще духовным потребностям человека, т.е. тем потребностям, которые принадлежат исключительно человеку и составляют исключительные черты его природы, есть уже искусство. В этом смысле педагогика будет, конечно, первым, высшим из искусств, потому что она стремится удовлетворить величайшую из потребностей человека и человечества –их стремление к усовершенствованиям в самой человеческой природе: не к выражению совершенства на полотне или мраморе, но к усовершенствованию самой природы человека –его души итела; а вечно предшествующий идеал этого искусства есть совершенный человек» .Интерес для нашего исследования представляет и следующее высказывание: «Педагогика –не наука, а искусство –самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Но нужно помнить, что искусство воспитания опирается на науку. Как искусство сложное и обширное, оно опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство, оно, кроме знаний, требует способности и наклонности и, как искусство же, оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: к идеалу совершенного человека» .Из выше приведенных цитат можно заметить, что, разрабатывая основы отечественной педагогической науки и предсказывая ей большое будущее, К.Д.Ушинский называл педагогику еще и искусством. Говоря о педагогике как об искусстве, он тем самым подчеркивал ее активную, творческую роль в изменении и совершенствовании духовного облика подрастающих поколений. Сравнивая искусство с наукой, К.Д.Ушинский обращал внимание на то, что наука лишь изучает существующее или существовавшее, а искусство стремится творить то, чего еще нет. В этом смысле педагогика является «высшим из искусств».Педагогика является, в сущности, и наукой, и искусством. Вез науки немыслимо искусство воспитания. К.Д.Ушинский был убежден, что в будущем, разумно организованном обществе педагогика займет одно из первых мест среди других наук и станет основой искусства воспитания. Называя педагогику искусством, Ушинский имел в виду практическую деятельность педагога в целом. Онатребует живого, личного творчества педагога. Сказать, что педагогика –только наука, значит сузить объем понятий и ограничить сферу практической деятельности педагога механическим применением законов науки. Педагогика имеет научные основы, но применять ихна практике можно творчески, с учетом конкретных условий и обстоятельств, которые никакой наукой предусмотрены быть не могут. Личное творчество педагога исключительно важно в педагогике, и ограничиваться утверждением, что педагогика –наука, значит, заглушить стимулы к творчеству в таком сложном деле, как воспитание.В педагогической системе К.Д.Ушинский ставит вопрос о соотношении педагогической теории и практики. К.Д.Ушинский указал в своих работах на органическое единство инеразрывнуюсвязьпедагогическойтеории и педагогической практики, каждая из которых в отдельности существовать и развиваться не может.«Спор между теорией и практикой –очень старый, который, наконец, умолкает в настоящее время, сознавая свою неосновательность... Пустая, ни на чем не основанная теория оказывается такой же никуда не годной вещью, как факт или опыт, из которого нельзя вывести никакой мысли, которому не предшествует и за которым не следует идея. Часто педагогтеоретик, принимаясь за свое сочинение, отвлекает свою мысль от бессмысленной пестротыжизненных явлений, старается возвыситься до абстрактных начал воспитания. Педагогпрактик смеется над педагогомтеоретиком, чувствует всю неприложимость его стройной теории, берет в одну руку учебник своего предмета, в другую ферулу,–и дело идет у него как по маслу.Но это две крайности. Середину между ними занимают все педагоги, теоретики и практики. Нет такого педагогапрактика, который бы не имел своей, хотя крошечной, хотя туманной, теории воспитания, и нет такого смелого теоретика, который бы по временам не оглядывался на факты» .Огромное значение в деле обучения и воспитания К. Д.Ушинский уделял подбору правильных методов.«Педагогические меры и методы воспитания очень разнообразны, и только знакомство со всем этим разнообразием может спасти воспитателя от той упрямой односторонности, которая, к несчастью, слишком часто встречается в педагогахпрактиках, не знакомых с педагогической литературой. И сколько может сделать зларутина одного такого педагога».К.Д.Ушинский доказывал, что обучение «рутинными» методами воспитывает ненависть к школе, отталкивает от школы более способных детей, у которых часто не хватает терпения пройти весь путь бессмысленного заучивания.В противовес «рутинному» методу обучения и воспитания К.Д.Ушинский разработал множество вариантов наглядного метода, который развивал способности учащиеся, вызывал их живейший интерес к самому процессу чтения, письма и т.д. К. Д.Ушинский считал, что наглядный метод обучения способствует накоплению ребенком конкретных знаний об окружающем мире. Ученый, на смену устаревшим взглядам и методам обучения и воспитания, разрабатывал научные принципы дидактики, овладев которыми учитель переставал быть слепым исполнителем и становился искусным творцом учебновоспитательного процесса.Вместе с тем К.Д.Ушинский осознавал ту огромную ответственность, которая ложится на учителя при самостоятельном выборе методов и средств обучения и воспитания и видел, что не все учителя к этому готовы. Аодна из особенностей педагогического творчества –получение только положительных результатов. В связи с этим К.Д.Ушинский писал: «Но могу еще заметить, что если всякий преподаватель станет произвольно выбирать для себя методу преподавания, а всякий воспитатель–методу воспитания, то в общественных заведениях, особенно в больших, из такого разнообразия может произойти значительный вред...» . Выход из этой ситуации Ушинский видел в вооружении учителей знаниями. Он неоднократно говорил о важности знаний впедагогическом труде, причем знании не только того предмета, который учитель преподает, но и знаний из области психологии и педагогики. Вот пример его высказывания: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным,а иным даже делом легким, –и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденная способностьи умение, т.е.навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания...» .Еще одна существенная характеристика педагогического творчества, которой К.Д.Ушинский уделял немало внимания –осознанность и целенаправленность. Вот, что он писал: «Никто, конечно, не сомневается, что воспитание есть деятельности сознательная, по крайней мере со стороны воспитателя, но сознательной деятельностью может быть названатолько та, в которой мы определили цель, узнали материал, с которым мы должны иметь дело, обдумали, испытали к выбрали средства и методы, необходимые к достижению осознанной нами цели» .Причем, как замечал сам К. Д.Ушинский, постановка целейважна не только в научнопедагогическом творчестве при разработке теории, но и в практической деятельности каждого педагога. Это подтверждает следующая цитата: «Определениецели воспитания мы считаем лучшим пробным камнем всяких философских, психологических и педагогических теорий… Ясное определение цели воспитания мы считаем далеко не бесполезным и в практическомотношении. Как бы далеко на запрятал воспитатель свои глубочайшие нравственные убеждения, но если только они в нем есть, то они выскажутся... в том влиянии, которое окажут на души детей»Интерес для нашего исследования представляет целый ряд высказываний К.Д.Ушинского о том, что педагогический труд нуждается в эмоциональном подкреплении. Вот, например: «Воспитательная деятельность нуждается в постоянном одушевлении; однообразие же ее способно усыпить ум и приучить его к бессознательности... Педагогическая литература одна может оживить воспитательную деятельность, придать ей тот смысл и ту внимательность, без которых она скоро делается машинальным препровождением времени, назначенного на уроки... Педагогическая литература, живая, современная и обширная вырывает воспитателя из его замкнутой, усыпительной сферы, вводит его в благородный круг мыслей, посвятивших всю свою жизнь делу воспитания» .Что еще характерно для К.Д.Ушинского? Он много внимания уделяет подготовке учителя.«Самый существенный недостаток в деле русского народного образования и просвещения есть недостаток хороших наставников, специально подготовленных к исполнению своих обязанностей. Недостаток этот особенно чувствуется в младших классах средних учебных заведений, в уездных и приходских училищах, в младших классах гимназий. Чем ниже сфера учебной деятельности наставника, или лучше сказать, чем глубже идет она в массы народа и в детство человека, тем менее, конечно, требуется от наставника познаний; но зато тем более должен быть хороший воспитатель и действовать своим преподаванием не на одно обогащение ума познаниями, но на развитие всех умственных и нравственных сил воспитанников. Вот почему для такого рода преподавателей в особенности необходимо специальное педагогическое подготовление, тем более, что нельзя ожидать, чтобы они сами, при ограниченности своих познаний,могли самостоятельно подготовиться к своему делу... Кроме того, в деле воспитания одного знания еще крайне недостаточно,а необходимо иумение...».К.Д.Ушинский высоко оценивал природные способности, талант учителя и их значение для педагогической деятельности. Однако, он понимал, что учитель –это массовая профессия, и найти столько талантов просто невозможно. «Природные воспитательные таланты, сами себепрокладывающие дорогу в деле воспитания, встречаются реже, чем какиелибо другие таланты; а потому и нельзя рассчитывать на них там, где требуются многие тысячи учителей...» . Что же происходит на практике? «Немного таких привилегированных, от природы одаренных и сильных натур, которые не только критически разберут в самих себе дурные и хорошие явления, не только сумеют освободиться изпод дурных влияний, не только выработают самостоятельно новые начала, но и успеют внести эти начала в плоть и кровь своей природы. Эти редкие привилегированные натуры прокладывают новые пути в воспитании человечества. За ними идут вторые, увлеченные гением первых: за ними медленно и упрямо двигается и остальная толпавоспитателей...». .Таким образом,мы можем уверенно сказать, что К.Д.Ушинский был горячим сторонником специальной подготовки учителей для народных школ. Он неоднократно говорил об организации учительских семинарий, педагогических факультетов при университетах и открытии педагогических институтов для подготовки учителей. Очень много К.Д.Ушинский в своих работах говорил о талантливых учителях, об учителях, которые обладают высоким уровнем способностей. Талант учителя, как считал К.Д.Ушинский, выражается в сложном сочетаниияркости,доходчивости,логичности изложения учебного материала, в контакте с аудиторией, позволяющем максимально активизировать мысли, в психологически тонком подходе к каждому школьнику, в нахождении оптимальных средств и методов воздействия на личность.Каждый педагог, по мнению К.Д.Ушинского,а не только талантливый, должен обладать «видением целей», «видением задач», «видением средств» воспитания.К. Д.Ушинскийвработахвыделялкачества,которыми должен обладать учитель народной школы или воспитатель, чтобы с успехом выполнять свои обязанности:–«знания учителядолжны быть по возможности точны, ясны и определены;–знания учителя должны быть очень разнообразны. Учитель должен иметь познания во многих науках, уметь хорошо писать, рисовать, читать, петь и т.д. Только тогда он будет в состоянии сообщать ученикам свои сведения и знания;–от учителя справедливо требовать, чтобы жизнь его не разрушала уважения к нему в родителях и детях. Только при этом условии он может иметь нравственное влияние на детей, и его педагогическая деятельность будет истинно воспитательною деятельностью» .Называя учителя наставником, К.Д.Ушинский тем самым, подчеркивал, что образование имеет для человека и общества бесспорную ценность лишь тогда, когда оно соединится с воспитанием. Учительнаставник выступает посредником между наукой и учеником. Он как бы наставляет ученика на тот путь, который дает ученику возможность постоянно упражнять и совершенствовать свои познавательные способности. Под руководством наставника укрепляется воля и характер ученика. Труд учителянаставникаК.Д.Ушинскийсравниваетстворчеством художника. Но если художник и скульптор отражают жизнь в красках, наполотне, в мраморе, композитор –в музыкальных образах, то искусство учителя формирует духовный облик самого человека. Учитель своей личностью одухотворяет дело обучения и воспитания, придает ему жизненную силу. Говоря о деятельности учителя, К. Д. Ушинский подчеркивал, что учителем может быть далеко не всякий человек. Для этого недостаточно одного желания быть учителем, нужно обладать и определенными качествами:–не стареющая душа («Вечно не стареющее детство души–есть глубочайшая основа истинного самовоспитания детей»);–дарование и талант. Через все педагогические труды Ушинского проходит мысль о том, что как природные способности человека, так и приобретенные подлежат развитию исовершенствованию;–специальная подготовка. Без нее, считал Ушинский, педагогическая деятельность совершенно невозможна;–Ушинскийрассматривалучителякакчленабольшой учительскойсемьи,объединеннойобщностьюидейи устремлений. И то, что непосильно для одного человека, вполне достижимо для учительского коллектива.В целом анализ работ К.Д. Ушинского позволил сделать следующие выводы:К.Д.Ушинский, называя педагогику «искусством», все же сравнивал ее с наукой, тем самым, подчеркивая значимость творчества и в практической, и в теоретической педагогической деятельности.Большое внимание уделяя учителю, К.Д.Ушинский среди прочих качеств,присущих творческому педагогу, называл такие как талант, широкий кругозор, «вечно нестареющая детская душа». Однако любому учителю, по мнению К.Д.Ушинского, необходима специальная подготовка.

Ссылки на источники1.КанКалик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. –М.: Педагогика, 1990. –140 с.2.Шалова С.Ю. Создание условий для научнопедагогического творчества студентов в вузе. –РостовнаДону: Издво ЮФУ, 2011. –264 с.3.Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога. –М.: Академия, 2008. –176 с.4.Кобышева Л.И. Психологопедагогическая диагностика профессионально значимых личностных качеств социального педагога //Научное мнение. –2012. –№ 5. –С. 65–73.

5–18. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. В 2х т. Т.1.–М: Педагогика, 1974. –584 с.

Chomaev Taulan,the 3rdyear student of psychology and social pedagogical faculty of A.P. Chekhov Taganrog State Pedagogical Institution, [email protected]. D. Ushinskiy"s views on pedagogical creativityAbstract. K.D.Ushinskiy"s views on pedagogical creativity are analyzed in the article. Characteristics of pedagogical creativity are marked out based on the analysis of modern psychological and pedagogical literature. Interpretation of statements of K.D.Ushinskiy is given. It confirms that the scientist attached huge significance to creative aspects of pedagogical activity.Keywords:K.D.Ushinskiy, pedagogical creativity, pedagogical activity, teacher‱s personality.