Цирк уродов как по другому называется. Падение на лед. Паскуаль Пинон — человек с двумя головами

Люди всегда по-особенному относились к тем, кто как-то отличается от них. И хотя сейчас во всем мире говорят, что люди с физическими недостатками такие же как и мы, многие всё равно украдкой или открыто, смотрят на них как на диковинку.

Но сегодня мы не будем говорить на такую сложную морально-этическую тему, а поговорим об отношении к инвалидам в прошлом. А именно – об истории цирка уродов или фрик-шоу. Такие зрелища были популярны в Европе и Америке в XVIII-XIX веках. Фрик-шоу представляли собой бродячие цирки, где циркачами были инвалиды или люди с разнообразными физическими недостатками или аномалиями. Тут вам и бородатые женщины, и излишне худые или толстые, и люди с недостающими конечностями и многое другое.

История цирка уродов

Всё началось с перехода к рыночным отношениям. Казалось бы, при чем здесь цирк? Если вы не знаете, как выглядели цирки в 18 веке, то представьте себе ярмарку. Вокруг огромного пестрого шатра стояли палатки с едой, карусели и качели. Всё это занимало большие площади. Поэтому владельцы земли стали требовать плату за размещение таких шатров, причем, иногда плата была непомерно высока. Также, переезд бродячего цирка с места на место был очень дорог для транспортировки. Таким образом, цирки были довольно-таки дорогим бизнесом, и должны были приносить своим владельцам немалый доход. Сегодня можно подумать, если ты – стройная акробатка или высокий силач, то твоя жизнь удалась. Но не все так просто. Публика в те времена была пресытившаяся и весьма требовательная к чувственным удовольствиям. Никого не удивляли акробатические номера и клоуны. Знаменитые силачи и фокусники также не вызывали у публики восторг.

И однажды кому-то пришла в голову идея удивить публику глубокими, на грани отвращения, эмоциями от взгляда на несовершенства человеческого тела.

Так появились цирки уродов, где вместо акробатов и клоунов были «фрики». Это было шоу, построенное на самых низменных и некрасивых человеческих эмоциях. Публике нравилось смотреть на деформированные человеческие тела и другие физические уродства. Интерес и любопытство – вот чем руководствовались создатели первых фрик-шоу. Этические нормы того времени поощряли насмешки и издевательства над такими людьми. Так что публика в цирк уродов текла рекой. Они ходили и платили, потом уходили и приходили в другой раз, к уже другой труппе. Таким образом, на фрик-шоу можно было сколотить огромное состояние.

Но не все деньги шли в прибыль директорам цирков, часть отдавалась самим фрикам, и можем сказать, что это была неплохая часть. Многие циркачи обеспечивали себе спокойную старость и большое состояние, которому мог бы позавидовать среднестатистический «нормальный» человек.

Но с причинами мы разобрались. Вернемся к истории.

Какое-то время фрики были обычным явлением в обычных цирках. Карлики, люди с какими-то отклонениями могли присутствовать если не в каждом, то хотя бы в каждом третьем бродячем цирке. Никто специально не ходил по улицам в поисках больных и изувеченных, ведь их вид не очень эстетичен. А эстетика была для циркачей важна. Но в начале XVIII века появились первые цирки уродов. Они как бы отделились от стандартных цирков и стали путешествовать по миру и давать представления самостоятельно. Однако в консервативной и нравственной Европе не прижились. Не то чтоб людям было противно на это смотреть, но и большими поклонниками таких зрелищ европейцы не были. Тем более, большинство фриков, всё же, предпочитали работать с обычным цирком. Но вот весть о таких цирках доходит до Америки. Тут-то и начинается «золотой век».

Примерно до середины 1800-х годов американские фрик-шоу не сильно отличались от европейских. Разве что, были более гуманными. Так, например, фриков нанимали и платили им большие деньги за выступления, подписывали с ними контракты, и свободы у циркачей было гораздо больше.

А затем начала развиваться фотография, а вместе с ней и реклама. Люди решили, что будет лучше, если прежде чем прийти в цирк, зритель увидит часть того, что его ожидает. Фотографии «уродцев» заполонили города. Это стало толчком к тому, что появились другие фрик-шоу, этот «жанр» стал безумно популярен.

В конце 1800-х начале 1900-х годов и в Европе, и в США были сотни цирков, каждый из которых представлял своих фриков. Неожиданно грянула война. Во время Второй Мировой все цирки уродов, как и обычные, были в упадке. Людям некогда было ходить на представления. Да и не было особого желания смеяться, когда в мире массово гибнут люди. Однако, после окончания войны, для фрик-шоу всё стало еще хуже: ценность человеческой жизни возросла. Человека стали больше уважать и люди перестали смеяться над физическими уродцами. А значит — перестали ходить и платить. В итоге цирки уродов перестали существовать. На данный момент их нет вообще. А если бы появились, то вызвали бы такое осуждение со стороны общества, что не продержались бы на плаву и недели.

Знаменитые цирки уродов

На самом деле, цирков было так много, что всех и не узнаешь. Однако два из них заслуживают вашего внимания. Первый – Congress Of Living Freaks (Съезд живых фриков), с которого вы можете на сегодняшний день найти множество фотографий, а информации – ноль. Известно лишь, что в их «арсенале» были карлики, люди с необычно развитыми ногами и некоторые другие аномалии.

О втором, Barnum & Bailey Greatest Show on Earth (Величайшем шоу Барнума и Бэйли на Земле) можно рассказать больше. Этот цирк знаменит в первую очередь из-за Финеаса Барнума, одного из основателей. Этот человек наверняка был бизнесменом от Бога, ведь он не только сделал свой цирк самым знаменитым, а еще и вывел рекламу саму по себе на новый уровень. Хотя за то, что он придумал некое подобие спама, благодарить его не хочется.

Началось всё с того, что Барнум решил подзаработать. Купив на часть своего нечестно заработанного состояния пожилую афроамериканку, он возил её по городам и говорил, что она была няней самого Вашингтона и ей больше ста лет. Люди верили, отдавали ему деньги лишь бы посмотреть на это чудо. Однако скоро интерес спал, и Барнум пустил слух, что старуха даже не живая, а робот. Популярность вернулась и возросла вдвое! Но женщина вскоре умерла, а Барнум пригласил врачей на вскрытие и по городу поползи слухи, что он заменил робота живым человеком, чтоб не раскрыть личность изобретателя. Подобные занятия пришлись Финеасу по вкусу, и он нашел своё призвание.

Первыми его фрик-шоу была небольшая труппа, состоящая из лилипута Чарльза Страттона (Генерал Том-Там), Чанга и Энга Банкеров (сиамские близнецы, которые родились в Сиаме. Понимаете в честь кого теперь называют сросшихся людей), а также женщины с нетипичной для общества белых внешностью: индианки и афроамериканки. Кстати, Страттон стал так популярен, что его стали приглашать на вечеринки высшего общества, а потом и вовсе нашли ему жену-карлицу.

Но настоящую популярность Барнум получил, когда создал цирк вместе с Джеймсом Бэйли. Из своего цирка он сделал целый мирок с его обитателями, где у каждого была своя история и свои особенности. Дошло до того, что люди специально наносили себе увечья, лишь бы попасть к нему в труппу, ведь Барнум и Бэйли платили очень даже неплохо. Но все мы смертны. И после смерти Финеаса цирк был продан за 400 тысяч долларов (с Бэйли Барнум, к тому времени, прекратил работать).

Знаменитые фрики

Разные люди населяли цирки уродов: инвалиды, больные, недоразвитые, покалеченные и фрики в современном значении этого слова. Ниже мы представим вам небольшой перечень из тех, кто мог блистать на фрик-шоу.

1. Бородатые женщины

Бородатые женщины — королевы фрик-шоу. Без бородатой женщины ваш цирк уродов был бы неполноценным. В своё время было множество знаменитых женщин с бородой, и их совсем не волновала эта растительность на лице. Это была скорее изюминка. У кого-то родинка, у кого-то нос велик, у кого-то волосы необычного цвета, а у них — бороды. Эти женщины были такими же популярными среди мужского пола, как и другие. Многие вышли замуж, родили детей и счастливо закончили свою жизнь.

На сегодняшний день эта аномалия изучена воль и поперек. У бородатых женщин — гирсутизм, болезнь, из-за которой в женском организме вырабатывается слишком много мужских гормонов. На сегодняшний день лечится.

2. Кожные аномалии

К этим аномалиям относятся различные кожные заболевания, из-за которых кожа человека имеет необычный цвет или структуру. Так же были популярны люди с синдромом Элерса-Данлоса, из-за чего их кожа становилась тягучей (как на картинке), а суставы такими гибкими, что человек мог выгнуть пальцы в обратную сторону (наверное, из них получались хорошие акробаты).

3. Карлики и великаны

Обычный рост был неинтересен – людям лилипутов и гигантов подавай! Слишком высокие или слишком низкие люди были неотъемлемой частью любого уважающего себя фрик-шоу. Зачастую они работали в парах, что смотрелось очень контрастно и усиливало эффект зрелища. Бывало, что лилипутов кутали как новорожденных, а потом они начинали рассуждать на философские темы в пеленках. Это очень веселило публику.

Подобные аномалии происходит из-за недостатка или избытка гормона роста. Но такие люди вполне свободно живут в современном мире, некоторые даже становятся знаменитыми. Хотя, как показывает история, продолжительность их жизни не велика.

4. Люди-волки

Возвращаясь к теме растительности на лице. Такие «оборотни» были очень популярны и должны были присутствовать в каждом приличном цирке уродов. В цирке Барнума, кстати, тоже был такой человек. Финеас заставил парня лаять и рычать на сцене, как будто он собака. А между тем, Фёдор Евтищев свободно говорил на трех языках: русском, немецком и английском. Причина такой аномалии в гипертрихозе, из-за чего волосы росли не только по всему лицу, но и по всему телу.

5. Люди без конечностей

Конечно, полное отсутствие конечностей было экзотичнее, но чаще всего встречались люди, у которых не было или ног, или рук.

Причин для появления такой аномалии масса: от неправильных родов до ампутации из-за, например, сильной травмы.

6. Сиамские близнецы

Очень толстые и очень худые люди обычно выступали в паре для усиления эффекта. Чаще всего: невероятно полная женщина и невероятно худой мужчина.

Да, несмотря на то, что в моде были «пышные формы», избыточная полнота всё равно была уродлива, и люди так же над ней смеялись. Но в цирке это было более-менее уместно.

8. Люди-лобстеры, пингвины и тюлени

Люди-лобстеры, пингвины и тюлени – это аномалии с деформацией конечностей. Когда кисти рук сросшиеся и напоминают клешни, иногда стопы или предплечья были прикреплены прямо к туловищу. Чаще всего это врожденные аномалии с отклонениями на генетическом уровне. Таких людей было довольно много.

Есть ещё множество «фриков»: люди с деформациями костей, микроцефалы, обладающие наростами на теле или дополнительными конечностями (вид сиамских близнецов). Обо всех рассказать, к сожалению, невозможно.

Кстати, отдельного упоминания заслуживает фильм Тода Браунинга «Уродцы», который был снят в 30-х годах. Цирки уродов тогда еще существовали (фрики в фильме были настоящие), но публика восприняла фильм плохо. Возможно, из-за сцен насилия, коими изобилует картина. Но называть его «аморальным» и «неправильным», и при этом по собственному желанию посещать шоу уродов как-то нечестно.

Глядя на всех этих людей, свои проблемы кажутся менее значительными. В конце концов, мы «нормальные», чем не могут похвастаться фрики. Особенно в наше время.

Прикольные картинки и юмор" url="https://bipbap.ru/jest/201-cirk-urodov-10-samyh-strannyh-lyudey-2.html">

Не сомневаюсь, вы уже видели или слышали о таких вот людях.
Цирки уродов, так называемые «Фрик шоу», или выставки восковых фигур.
Странные люди, можно даже подумать, что эти люди из других вселенных.
Меня лично слегка передергивает от этих фото.
Итак, 10 самых странных людей из цирка уродов.
Глататели мечей

Классно и всегда впечатляет!


Принц Рандиан (Prince Randian)

Известен как человек-гусеница, человек-сигара или человек-подушка.
Родился в 1871 году и умер в 1934 году. От рождения не имел ни рук, ни ног. Зато любил курить


Руди Сантос (Rudy Santos)

У руди 4 руки и 3 ноги. Родилась в 1953 году и живет и здравствует по сей день. Выступала в цирке уродов в 1979 — 1980 годах.



Музыкант — акробат (The Musical Contortionist)

Играл на банджо, и одновременно с эти мог закрутить свое тело в невиданные позы.


Эрик Спраг (Erik Sprague)

Более известен как человек — ящерица.


Полу женщина (The Half Lady)

Мадмуазель Габриэлль родилась в Швейцарии в 1884 году. Была очень красивой девушкой. Выступала в цирке братьев Ринглинг (Ringling Brothers Circus), а также в шоу Кони Айленда (the Coney Island’s Dreamland sideshow).


Шлитзи Булавка (Schlitzie the Pinhead)

Родился в 1901 году в Бронксе. Настоящее имя Саймон Метц (Simon Metz). Имел редкое генетическое заболевание, из-за которого так и остался на уровне трехлетнего ребенка.
Ростом был 123 сантиметра. А из-за недержания мочи всегда носил платье.
Был очень любим публикой. Умер в 1971 году.

Фрик-шоу - довольно интересная, хоть и мрачноватая тема. Этот вид циркового искусства, если его можно так назвать, зародился в Европе в 16 веке и просуществовал до середины 20 века. А в Америке такие шоу можно встретить и до сих пор! Вот 15 старых фотографий, которые расскажут о фрик-шоу почти всё.


“Настоящая” русалка


Русалки - мифологические существа, в реальность существования которых люди верили на протяжении многих веков. Мы-то знаем, что никаких русалок не бывает, но от этого знания фотография мумии “настоящей русалки” не делается менее ужасной. Да даже сегодня можно найти каких-нибудь темных, необразованных людей, которые поверят, что это останки русалки. Ушлые владельцы развлекательных шоу изготавливали такие фейки из тела рыбы и головы обезьяны, сшивая или склеивая их вместе. И вперед - пугать доверчивую публику, попутно делая на ней большие деньги.

Живая принцесса-лягушка


Афиши для фрик-шоу - это отдельная тема. Они были яркими, завлекающими и очень интригующими. Реальность обычно оказывалась гораздо скромнее, чем эти шокирующие плакаты, но дело было уже сделано - люди купили билет и пришли на шоу. Поэтому понятно, что “женщина-лягушка”, нарисованная на рекламной афише, на самом деле лягушкой, конечно, не была. У нее, видимо, имелась какая-то врожденная деформация нижних конечностей и выглядело все это наверняка отвратительно.

Живая безголовая женщина


“Женщина без головы” - популярная оптическая иллюзия, которую часто вводили в свой репертуар различные фрик-шоу. Зрителю внушалось, что женщина на самом деле лишается головы и продолжает жить благодаря системе проводов и каких-то трубок, подсоединенных к телу. Для проведения фокуса использовалась система зеркал, женщина в какой-то момент отворачивала голову - складывалось ощущение, что ее нет вообще. Но как бы там ни было - сама идея отвратительна.

Некоторые артисты оригинального жанра также работали во фрик-шоу


Между прочим, в цирке уродов выступали не только люди с физическими недостатками. Были и другие - артисты с оригинальными номерами, которые присоединялись к фрик-шоу, так как в викторианские времена, например, это было единственное доступное для таких артистов место для самовыражения. Если они отличались от общепринятых норм и стандартов, спокойнее и безопаснее было пойти работать во фрик-шоу. Это в полной мере касалось танцовщиц, певиц и бурлеск-артистов. Таких, как эта дама в немного пугающем костюме лошади.

Злые клоуны - гвоздь программы


Неудивительно, что клоуны в культуре фрик-шоу заняли свое, особое место. Клоуны умеют и смешить, и загадывать загадки, и показывать фокусы; у них экстравагантные костюмы и раскраска на лице. В общем, они по сути своей все фрики, что уж там. Но посмотрите на этого клоуна - ведь он не смешной. Особенно с холодным оружием в руках.

Артисты-“близнецы” - залог успеха


Опять же, даже если у вас не было физического недостатка, но было что-то, что отличает вас от остальных - скажем, у вас был брат-близнец и вы были акробатами - этого уже было достаточно, чтобы работать в цирке уродов и собирать толпы на своих представлениях. Более того - можно было даже не иметь брата-близнеца, а сделать вид, будто ваш напарник - это ваша копия, и дело в шляпе. Вот как эти двое на фотографии.

Девочка-верблюд


“Девочка-верблюд” Элла Харпер родилась с очень редкой аномалией - рекурвацией колен. Ее колени были вывернуты в другую сторону и передвигаться она могла только на четвереньках. В 12 лет Элла стала звездой фрик-шоу и вела безбедную жизнь вплоть до смерти в 51 год. А “верблюдом” ее называли потому, что в своём номере Элла выходила на сцену одновременно с верблюдом и повторяла все его повадки и движения.

Чревовещатели были страшнее всего


Искусный чревовещатель может изрядно напугать, а уж если подобрать для него жуткую куклу - и подавно. Обычно артисты, владевшие этим искусством, проводили собственные шоу, но некоторые вливались в коллектив цирка уродов и выступали в составе фрик-шоу. Они служили хорошей приманкой для публики - так же, как и клоуны, они могли быть смешными, а могли быть и пугающими.

Винтажный пирсинг


В те времена это еще казалось недопустимым уродством и люди приходили поглазеть на то, как кто-то сознательно себя увечит, втыкая в лицо гвозди и острые спицы.

Мужчина-альбинос


Альбинизм - врожденное отсутствие пигмента меланина, придающего окраску коже, волосам, радужной и пигментной оболочкам глаза. В наше время альбинизм очень моден в модельной индустрии, а вот раньше на альбиносов смотрели как на диковинку, которой прямая дорога в цирк уродов.

Безголовый петух Майк


Артистами фрик-шоу могли стать не только люди, но и животные. Например, этот петух с отрубленной головой - известный случай. Фермер решил сварить суп, поймал петуха и отрубил ему голову - почти полностью, голова держалась на честном слове. Но чудо-петух вскочил и побежал - и бегал вот так, без головы, еще 18 месяцев! Фермер резонно решил, что на ужин он придумает что-нибудь еще, а этого безголового красавца срочно нужно показывать людям за деньги.

Эластичный человек


Этот человек, Феликс Верле, страдал от редкого заболевания - синдрома Элерса-Данло, при котором кожа человека делается суперэластичной. Он умел растягивать свою кожу с любой части тела так, что дамы в зрительном зале падали в обморок от ужаса.

Предсказание будущего - обязательная тема


В любом уважающем себя фрик-шоу обязательно были цыганки-гадалки или еще какие-нибудь предсказатели будущего. Они гадали на картах Таро, задумчиво смотрели в магические хрустальные шары и вообще дурачили людей по-всякому. Но кроме предсказателей в человеческом обличьи некоторые фрик-шоу могли похвастать вот такими машинами, предсказывающими будущее - как на этом снимке. Выглядит не очень вдохновляюще, по правде сказать.

Обезьянки, одетые как люди


Да, животные частенько были частью представления - как и в обычном цирке. И не только безголовые петухи или телята с двумя головами. Нет, вполне нормальные обезьянки, наряженные так, будто им предстоит выход в светское общество, также призваны развлечь публику. Хотя сами выглядят очень грустными.

Физические недостатки были предметом шуток и веселья


Основной претензией к фрик-шоу, конечно, является тот факт, что там, по сути, нужно было смеяться над физически неполноценными людьми, которые родились с недостатками. У этих людей не было иной возможности заработать и они шли работать в цирк уродов, выставляя себя на потеху публике. Зарабатывали там они, кстати, очень хорошо, и часто их собратья-актеры становились для них настоящей семьей. Но неприятный осадочек все равно есть.

Человеческое чувство прекрасного и эстетическое удовлетворение - совокупность сложных и, зачастую, парадоксальных черт и качеств, объяснить которые довольно тяжело. Откройте самый прекрасный розарий, а напротив него - кунсткамеру, и понаблюдайте за толпой: посмотреть на уродства и несовершенства соберется куда больше людей, чем насладиться ароматом цветущих бутонов.

Сложно сказать, кто первым понял, что «неожиданное изувеченное» куда привлекательнее «ожидаемого прекрасного», однако совершенно точно можно утверждать, что первой нацией, сделавшей из этого шоу, стали американцы. Их цирки уродов славились на весь мир как качующие таборы бродяг-изгоев, которые умели лишь позировать и учились не реагировать на крики обескураженной толпы. Ввиду того, что этому культурному феномену Райан Мерфи и Брэд Фэлчак посвятили четвертый сезон своего сериала «Американская история ужасов», мы вспомнили историю появления и исчезновения в Европе и США бродячих шоу-уродов.

Еще до создания цирков, в Европе были кочевники-одиночки, выступавшие на площадях за еду и мизерное вознаграждение. Одними из самых известных «артистов» первой половины XVII столетия были братья Лазарь и Йоханнес Баптиста Коллоредо. Родившиеся в 1617 году в итальянской Генуе, сиамские близнецы, из тела одного из которых торчала грудь и голова другого, странствовали по тогда еще нищей, болезненной Европе. Историки считают, что братья были умственно отсталыми, немыми и плохо слышали. Прославились они, главным образом, благодаря визиту ко двору Карла I - король Англии, как и все монархи того времени, любил коллекционировать диковинки, однако эта при его дворе прижилась ненадолго.

Если феномен человека можно было как-то активно использовать, - например, организовать поднятие тяжестей для силачей, дать подержать кому-то из аудитории шпагу, которую затем проглотят, или позволить расчесать мохнатое лицо артиста ребенку из толпы, - за это взималась дополнительная плата.

С XVI столетия физические аномалии при рождении перестали считаться предзнаменованием появления дьявольских отродий, злых духов и нечисти. В XIX веке, когда среди населения Европы фриков всех мастей хватило бы на создание, к примеру, национального или культурного меньшинства, с ними начали работать «менеджеры» - люди, которые гарантировали бродяжкам защиту в обмен на солидный процент их заработка, а также предоставляли артистам кров и еду. В США цирки уродов стали прибыльным бизнесом.

Цирковых программ при участии людей с теми или иными аномалиями было довольно много. Если феномен человека можно было как-то активно использовать, - например, организовать поднятие тяжестей для силачей, дать подержать кому-то из аудитории шпагу, которую затем проглотят, или позволить расчесать мохнатое лицо артиста ребенку из толпы, - за это взималась дополнительная плата. Остальных артистов выставляли на помост, превращая на время шоу в музейные экспонаты. Обычно их было десять, отсюда и название - Ten in One. Аналогом отечественной кунсткамеры, помимо Египетского зала аномалий на Пикадилли в Великобритании, была американская выставка «pickled punks» («маринованная дрянь») - мероприятие, в рамках которого на полках стройными рядами стояли банки с заспиртованными изувеченными животными или детьми, эмбрионами или частями человеческого тела, включая татуированную кожу.

Первое «пробное» американское фрик-шоу появилось в 1829 году - главным экспонатом в нем были сиамские близнецы Чан и Эн. В 1844 году американский пионер цирка и менеджер П.Т. Барнум, путешествовал по Англии со своим компаньоном Томом Тамбом (прозвище, анологичное «мальчик-с-пальчик»). Крошечный человечек тешил публику смешными выступлениями и пародиями на военных того времени, за что позже получил прозвище Генерал Том Тамб. Год спустя Барнум и Том Тамб добрались до двора Королевы Виктории - с ними прибыла русалка, которую Барнум выдавал за странное существо, приобретенное у купцов с Фиджи - практически неизвестного тогда американцам и Европейцам государства. На самом деле «русалкой» был экспонат, сделанный из маленькой обезьянки с пришитой к ней хвостовой частью крупной рыбины и покрытый панцирем из папье-маше.

Вообще Барнум был тем еще шарлатаном - в 1860 году его табор пополнил Уильям Генри Джонсон, которого в разное время предприимчивый менеджер называл то «человеком-обезьянкой», то гномом. Джонсон был темнокожим микроцефалом, который бессвязно разговаривал на таинственном языке, придуманном самим Барнумом. Во время гражданской войны Барнум укрывал искалеченных диверсантов, придумывая им различные легенды.

Английским коллегой Барнума, выступавшим в Лондоне и молодой Америке, был Том Норман. В его цирке были «женщина-скелет», «шароголовый» ребенок, дама, откусывавшая головы живым крысам, толстухи, великаны и гномы, которых перед каждым выступлениям старательно гримировали и заставляли говорить на языке «таинственных зулусов».

Важнейшую роль в паноптикуме играл шоумен-ведущий, зачастую сам с каким-то незначительным уродством, вроде шестого пальца или заячьей губы.

Помимо добровольного прихода в труппу шоу уродов, были случаи, когда актеров забирали туда без их согласия. Самый известный из них произошел с китайцем Ху Лу, который прибыл в Англию для операции по удалению 25-килограммовой опухоли мошонки. На вокзале его встретил один из менеджеров цирка, предложив работу, но тот кое-как через переводчика объяснил, что приехал в Англию оперироваться. Менеджер проследил за тем, в какой госпиталь его отправят, и записался в зрители операции, которая завершилась неудачно. После процедуры он тайком от начальства клиники приобрел труп китайца, и возил его заспиртованные гениталии по стране добрый десяток лет.

Важнейшую роль в паноптикуме играл шоумен-ведущий, зачастую сам с каким-то незначительным уродством, вроде шестого пальца или заячьей губы. Его приглашали комментировать выставки, в качестве площадок для которых использовались захудалые продуктовые или любые другие магазины, снимаемые в аренду на время. Вопреки расхожему мнению, подобные шоу чаще всего проводили по вечерам, чтобы избежать проблем с полицией. Беспорядков на таких мероприятиях не было: с подпитыми гостями мероприятий обычно разговаривали вышибалы, а вот интеллигенцию на шоу часто не пускали купленные полицейские: дело в том, что менеджеры представлений боялись, что среди них окажется врач, который вместо восхищения поделится с толпой своими суждениями о том, как низко и подло использовать людей с различными медицинскими патологиями для заработка.


Шоу уродов начали исчерпывать себя с 1890 года, когда наука в США и Европе постепенно стала давать отпор мракобесию и религиозной оголтелости, падкой на чудеса. Почти полным исчезновением цирка диковинок ознаменовался 1950 год: с одной стороны, люди потеряли интерес к уродствам, с другой - среди общественно-политических деятелей США и Великобритании возрастало моральное давление на менеджеров подобных развлечений. В двадцатые годы законники впервые заговорили о правах инвалидов, которых после Первой мировой войны хватало, строительство железных дорог и рост числа водного транспорта позволил людям путешествовать самим, понимая, что за океаном нет никаких таинственных племен гномов и русалок. Большинство экспонатов цирка уродов были обследованы медиками; патологиями перестали восхищаться - их стали лечить.

В настоящее время современные, адаптированные цирки уродов, человеческие зоопарки, кунсткамеры и прочие диковинные места остаются в качестве развлекательных рудиментов, не имеющих коммерческого успеха. Лишившись былой массовости, они превратились в единичные случаи, не имеющие глобального культурного влияния.

Цирк уродов был для своего времени явлением прогрессивным и гуманистическим. Пусть в то время, когда он зародился, для него ещё не придумали какого-нибудь политкорректного термина, зато его участники уже не вызывали у публики суеверного ужаса и агрессии. Со временем народ полюбил цирк уродов и привык к этому причудливому зрелищу. Цирк уродов популярен до сих пор, а его безыскусные старинные формы остаются классикой жанра.

Упитанный человек

По нынешним меркам, глазеть совершенно не на что. Выдающиеся современные толстяки делают шоу, не выходя из дому, потому что весят по 300 килограммов и самостоятельно не передвигаются. Но, видимо, упитанный человек был раньше такой диковинкой, что его можно было показывать в цирке. Как, однако, изменился мир!

Женщины-жирафы

Три бирманки с медными кольцами на шеях будоражили воображение лондонцев в 1935 году. Удлинение женской шеи – древняя азиатская традиция. Чем больше умещалось на шее невесты колец, тем она считалась более грациозной. Видимо, в Бирме мужчины особенно недолюбливали сутулых женщин. Вот такие недоразумения порождаются иногда культурными барьерами: королевы красоты становятся фаворитками конкурса уродов.

Самые маленькие и самые большие люди

Люди необычайно высокого и совсем маленького роста неизменно вызывают большой интерес у публики. Надо же – какие крохотулечки! Вот это да, какая каланча! На левой части снимка – маленькие люди из цирка Бертрама Миллса, фото 1950 года. Эффектная пара справа - самый высокий в мире человек держит самого маленького, цирк Ринглинг Бразерс, фото 1937 года.

Янг Кришнан, Мальчик-на-спине-пальчик с Борнео

Фото 1939 года. 11-летний Янг Кришнан держит растущим из спины пальчиком большой карандаш.

Георг Оже, Кардиффский Гигант

Георг Оже был во время работы в Ринглинг Бразерс большим человеком в цирковом мире. Ростом он был 2 метра 31 сантиметр, таких гигантов ещё поискать. Самый высокий современный баскетболист Славко Вранеш ниже Георга Оже на целый сантиметр.

Роберт Уодлоу, самый высокий человек всех времён и народов

Снимок 1937 года. Роберт Уодлоу – настоящее сокровище цирка Ринглинг Бразерс. Рост его был 2 метра 72 сантиметра – выше него вымахал только русский мужик Фёдор Махнов, рекорд которого, 2 метра 85 сантиметров, не был зарегистрирован официально. Обаятельного Роберта Уодлоу современники называли «добрым великаном». Его могилу забетонировали по просьбе родных, чтобы останки не были похищены. Памятник на его могиле вдвое выше обычного.

Четвероногая женщина

Миртл Корбин имела четыре ноги и, по секрету, два влагалища. Её муж, доктор, очень её любил. У неё было пятеро детей – двоих она родила из одного влагалища, троих – из другого. В цирке она зарабатывала деньги, которые большинству её современников и не снились – 450 долларов в неделю. Прожила 60 лет.

Король Уродов или Пол-парня

Джонни Экхардт родился без нижней части тела. В положенном возрасте начал ходить – на руках. Хорошо учился и хотел быть проповедником, но не устоял перед соблазном хорошо зарабатывать и стал звездой цирка. Король Уродов и Пол-парня - так звучали его рекламные прозвища. Самым большим увлечением Джонни были сделанные специально для него миниатюрные гоночные автомобили.

Женщина с большими ногами

Фанни Миллс собирала толпы зрителей – устроители шоу предлагали гигантскую для конца 19 века сумму в 5000 долларов тому, кто на ней женится. На представлениях Фанни с надеждой вглядывалась в зрителей мужского пола, конферансье развлекал публику байками о красивой жизни, подсадные утки из публики разрывались между жадностью и сомнениями и, к бурному восторгу аудитории, в конце концов циркачи опять оставались при своих, то есть с незамужней Фаней. На следующий день публика снова валила на представление, чтобы не пропустить момент, когда конферансье запутает алчного простачка в семейные сети. Понятно, что никакой свадьбы не могло быть в принципе, потому что на этом шоу и закончилось бы. Но какие всё-таки уроды антрепренёры!

Псоглавец Фёдор Евтищев

Федя родился в 1864 году в Санкт-Петербурге. От отца он унаследовал гипертрихоз. Так бы и жил, бреясь в три раза дольше, чем обычный человек, но однажды его увидел цирковой антрепренёр Финеас Барнум. После этого Фёдора стали показывать на мировой арене, объясняя зрителям, что это человек-собака, которого поймали в пещере охотники. Фёдор для убедительности порыкивал и облаивал публику. Публика верила и визжала от восторга. Вот они, связи с общественностью: Фёдор свободно говорил по-русски, по-английски и по-немецки, но в интересах дела был вынужден лаять по-собачьи.

Королева цирка уродов – бородатая женщина

Без бородатой женщины цирк уродов был бы неполон. Ну, четыре ноги, ну, палец на спине, бывает. Но женщина с бородой – это же ни в какие ворота!

Артистки свои бороды холили и лелеяли, и выщипывание волос на лице видели только в кошмарных снах. При этом они всегда удачно выходили замуж, в чём им никто не препятствовал, потому что бородатая замужняя дама разжигала больший интерес к своей персоне, чем бородатая девица.