Экскурсия в Извару (усадьба Рериха). Дом-Музей Рериха Н. К.: история, описание и интересные факты

Все особенное, все милое и памятное
связано с летними месяцами в Изваре…
Н. К. Рерих


Музей-усадьба Н.К. Рериха в Изваре – уникальный комплекс памятников природы, археологии, архитектуры, истории и культуры, первый в России государственный музей великого русского художника, ученого, путешественника и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха .

С этой старинной русской усадьбой связаны детские и юношеские годы Н.К. Рериха .

С начала XVIII в. Изварой владели известные дворянские фамилии Шереметевых , Трубецких , Салтыковых , Веймарнов и др. В 1872 г. усадьба была приобретена К.Ф. Рерихом – отцом художника. Семья Рерихов владела Изварой с 1872 по 1900 г. В 1910-е гг. у последних владельцев имение было приобретено Министерством Юстиции для Санкт-Петербургской детской земледельческой колонии, архитектурный ансамбль которой (архитектор А.А. Яковлев, 1916 г.) органично дополнил облик усадьбы .

Музей-усадьба Н.К. Рериха был открыт в 1984 году. В настоящее время Музейный комплекс размещается на 60 га и включает 9 усадебных построек XVIII-начала XX в., старинный парк, родниковые озера (см. Виды усадьбы). Экспозиция и тематические выставки, расположенные в Усадебном доме XVIII в., знакомят посетителей с жизнью и творчеством Н.К. Рериха , с материалами, относящимися к русскому периоду жизни художника, раскрывают значение Извары в жизни и творчестве Н.К. Рериха , помогают ощутить особую атмосферу русской усадьбы , знакомят с историей развития идеи Н.К. Рериха о необходимости защиты культурных ценностей человечества, воплощенной в Пакте Рериха (подписан в Вашингтоне в 1935 г.) и другими материалами. В экспозиции представлены ранние работы Н.К. Рериха : эскиз фрески «Вечер богатырства киевского» (1896 г.), этюд «Папоротники» (1890-е гг.), автографы, личные вещи и мебель Н.К. Рериха (см. Тур по музею).

В комплекс Музея входит сохранившийся Училищный дом земледельческой колонии в стиле модерн со встроенной церковью во имя Казанской Иконы Божией Матери, ныне действующей.

Музей проводит конференции, праздники, музыкальные и поэтические вечера, разнообразные международные миротворческие акции. 9 октября, в день рождения Н.К. Рериха , в Изваре проходит областной праздник «Зажигайте сердца » (см. Жизнь Музея).

С 2002 г. на территории Музея-усадьбы действует комплексная научная экспедиция по изучению природы Извары , проводятся археологические исследования . 31 июля 2006 г. губернатором Ленинградской области В.П. Сердюковым было подписано Распоряжение о разработке проекта создания Особо охраняемой природной территории «Памятник природы» в границах Музея-усадьбы Н.К. Рериха в Изваре .

Музей открыт в течение года с 10-30 до 17-30, выходные дни – понедельник и вторник. Санитарный день – последняя среда каждого месяца.

Адрес музея : 188414, Россия, Ленинградская область, Волосовский район, деревня Извара .

Проезд от Санкт-Петербурга по Таллиннскому шоссе или через Гатчину до Волосово (85 км) и далее – до Извары (12 км).

Транспорт : маршрутные такси № 655 от ст. метро Автово (за сквером напротив цирка, с 7.30 каждый час) и от метро Балтийская (напротив выхода из метро, у сквера, каждый час) – до Волосово, далее маршрутками № 34, 34-а – до Извары .

Наш век практицизма и погони за материальными ценностями выдвигает все большие требования к духовному развитию и приоритету всечеловеческих ценностей. Николай Рерих, как один из мыслителей серебряного века, оставил наследие, которое трудно недооценить. Именно поэтому в любом уголке мира мы находим музей Рериха Н. Г., экспозицию его картин или репродукций. Его верная спутница - жена Елена, его сыновья, художник Святослав и тибетолог Юрий - все внесли свою лепту в становление и развитие духовности человечества.

Несколько слов о богатстве наследия

Говорить о Николае Рерихе сложно. Величайший историк, исследователь, культуролог, археолог, художник, поэт и писатель, философ и мистик, духовный наставник, путешественник. Многосторонняя личность, все грани которой совершенны. О наследии Николая Рериха и его жены Елены написаны многотомные сочинения. Можно спорить о неправдоподобном мистицизме творений Рериха, можно не восхищаться художественностью его полотен, но остаться равнодушным невозможно. Выделить одну сферу деятельности, не осветив другую не получится. Для данной статьи это непосильный объем, ограничимся лишь некоторыми фактами. Они дадут представление об этой неординарной личности и осознание того, почему музей Н. К. Рериха далеко не единичное явление.

Оценка достижений

Мировым рекордсменом среди картин русских художников стала цена в 7,88 миллиона фунтов стерлингов. За столько была в 2013 году куплена картина Н. Рериха «Труды Богоматери» на аукционе Bonhams.

Основой для действующей с 1954 года Гаагской конвенции «О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта» стал Пакт Николая Рериха, который он представил на суд общественности в 1932 году.

Одиннадцатью международными представителями единогласно было поддержано название малой планеты «Рерих» в 1999 году.

С 2003 года учреждена международная премия имени Рериха.

В 1974 году в Календарь памятных дат великих личностей ЮНЕСКО включен 100-летний юбилей Николая Рериха.

Несколько иллюстраций

С полотнами Рериха в своем первом полете в космос сравнил увиденное Юрий Гагарин. Эти слова были одними из первых, что услышало космическое пространство.

За всю свою жизнь художник написал сотни картин, два поэтических произведения и порядка тридцати трудов различного, в основном философского направления.

The Master Building (Дом учителя) - небоскреб, построенный в Нью-Йорке, был реализацией проекта Луиса Л. Хорша. Возведен он был в 1925 году полностью для деятельности мыслителя. Весь первый этаж и по сей день занимает музей семьи Рерихов.

Жена Елена - внучка легендарного Михаила Илларионовича Кутузова, признанная красавица Петербурга, обладающая даром ясновидения и целительства.

Самый большой Дом мастера

The Master Building, Дом учителя, Дом Мастера - это 29 этажей выставочных залов, театров, экспозиций, библиотек, лекционных залов. Огромная коллекция тибетской литературы, офисы международных общественных организаций Рериховского движения, а также жилые помещения с низкой рентой для творческих людей - все это музей Рерихов в Нью-Йорке. Девиз центра «Мир через Культуру» выполняет свою задачу: проводятся выездные экспозиции, бесплатные лекции и концерты, конкурсы и фестивали, издается литература. Ну, и богатейшая коллекция творческих работ Николая Рериха.

Музеи Рерихов в России

Музеев Николая Рериха и частей экспозиций в музеях, так или иначе, связанных с его деятельностью и востоковедением сегодня в России не десятки и даже не тысячи. Стендов и уголков, посвященных жизни и творчеству этой необыкновенной семьи, подсчитать невозможно. Мы будем говорить о самых крупных и имеющих в своих фондах истинные сокровища.

Музей Рериха в Москве

Начало и история возникновения музея Рериха начинается в 1990 году. Тогда сын Святослав, проживающий в Индии художник, безвозмездно передал российскому Фонду Рерихов несколько сотен картин, уникальные раритеты, бесценные библиотеку и личные архивы. Единственным условием Святослава было размещение музея в историческом здании усадьбы Лопухиных, исключительном месте духовности и красоты.

За семь лет, прошедших до открытия музея Рерихов, была проведена колоссальная работа по восстановлению полуразрушенного здания. Все работы по благоустройству, реконструкции и ремонту выполнялись за счет меценатов и благотворительных взносов.

Огромная роль в становлении и развитии музея в истинный центр общественного просвещения сыграла Людмила Васильевна Шапошникова, доверенное лицо и исполнитель завещания Святослава Рериха, бессменный руководитель музея. Индолог и знаток творчества Рерихов, она внесла вклад в становление музея, выходящего за рамки традиционной деятельности. Концерты классики, выставки космистов, международные конференции и симпозиумы, постоянные лекции философов, культурологов и историков - это неполный перечень многогранной деятельности современного общественного музея.

Экспозиция представлена в десяти залах музея. Главными являются Зал живой этики и Зал учителей. Три зала - Вводный, Петербургский и Русский - представляют русский период жизни Рерихов. Два последних посвящены деятельности сыновей Святослава и Юрия. Зал Центрально-Азиатской экспедиции и зал Кулу иллюстрируют главнейшее событие жизни Николая и Елены - экспедицию в Центральную Азию.

И, конечно, музей Рериха - это его жизнь в картинах. По всему маршруту посетителя сопровождают фантастически красивые и реалистично-образные полотна художника.

Музей Рериха в Санкт- Петербурге

В 2003 году старинный особняк, принадлежавший раньше семье академика Михаила Петровича Боткина, известного ценителя живописи, на Васильевском острове сменил хозяина. Районный суд уступил историческое здание более достойному преемнику, которым стал Музей-институт семьи Рерихов.

Такое название музей носит не случайно. Здесь представлены экспозиции личных вещей, фотографий и предметов, так или иначе, связанных с творчеством и личной жизнью Елены и Николая Рерихов. Среди более пятнадцати тысяч экспонатов, собранных и переданных музею племянницей Елены Людмилой Митусовой (1910-2004), живопись и археологические артефакты, предметы декоративного искусства.

Но это не единственный музей Рериха в Петербурге, заслуживающий внимания.

Усадьба Рерихов в Изваре

С именем другого сына, Юрия, известного востоковеда, связан музей Рериха в Изваре. Начались работы по реставрации усадебного дома семьи, где Николай Константинович прожил первые 26 лет своей жизни, в 1974 году. До открытия экспозиции сначала в двух комнатах мезонина прошло десять лет. Сегодня это не просто музей, это научно-культурный центр и центр Рериховского движения. На приусадебной территории музея-усадьбы проводятся эколого-культурные лагеря «Изварские встречи», собирающие неизменно сторонников данного движения и международной программы «Знамя мира».

Извара в жизни Рериха

Сегодня родовое гнездо Николая Рериха радует посетителей все той же спокойной красотою и величественностью ив, которые так часто вспоминал в своих заметках великий художник и писатель. Именно здесь, под руководством опытного археолога Ивановского, юный гимназист Рерих делает первые археологические находки при раскопках курганов, живо интересуется историей. С тех пор археология станет страстью Николая Константиновича.

Не судьбоносно ли для Николая и название Извара (Ishvara) - от индусского Всевышний? И то, что именно тут Николай впервые увидел вершины Гималаев на картине? И предание о радже, жившем неподалеку при Екатерине II? Может, поэтому позже появится «Индийский путь», где автор назовет познание индийской культуры потребностью русского человека?

Наследие Елены и Константина Рерихов оставили неизгладимый след в истории творческих и духовных достижений человечества. Целью и задачей нас сегодняшних должно стать приумножение и сохранение для потомков того наследия этой семьи, которое бесценно не только для России, но и для судьбы всего мира. Его жизнь и стремление к сохранению культурного наследия - пример для современных и будущих культурологов, востоковедов и художников.

Музей-усадьба Рериха (Ленинградская область, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Усадьба, в которой будущий великий живописец Николай Рерих провел детство и юность. Дом, в котором начала зарождаться его яркая личность, формироваться его широкие взгляды на жизнь. Природа, вдохновившая его на создание первых картин, принесших ему раннюю славу. Все это уютная деревушка Извара, что в окрестностях Санкт-Петербурга.

С финского название поселения можно перевести как «отец-гора», хотя сам Рерих, еще будучи совсем юным, предпочитал вспоминать о санскритском Ishvara, что означает «Господь», «Всевышний».

Музей, открывшийся в 1984 г., некогда занимал всего две комнаты мезонина. Сегодня же коллекция вольготно расположилась по всему имению, рассказывая нам не только о ранних годах Николая Константиновича, но и о времени, когда в доме находилась контора колонии для малолетних преступников.

Семья Рерихов владела усадьбой без малого 30 лет - с 1872 по 1900 гг. Именно здесь, в окрестностях Извары, юный Рерих занимался кладоискательством и археологией, изучал историю и увлекался ботаникой, в первую очередь отдавая все свое время, конечно, искусству: рисунку, живописи. Уже после поступления в Академию художеств здесь даже оборудовали мастерскую из бывшего птичника.

В коллекции музея масса репродукций знаменитых рериховских картин, но есть и два подлинника, которые, скорее всего, были созданы именно здесь. Это этюд «Папоротники» и эскиз фрески «Вечер богатырства киевского» из цикла «Славянская сюита». Обе картины находятся на втором этаже, в комнате, экспозиция которой рассказывает о студенческих годах Нико­лая Рериха.

В целом, об экспозиции музея-усадьбы можно сказать только хорошее. Помимо обыденных для всех коллекций фотографий и вырезок из газет, здесь есть довольно интересные экспонаты. В частности, целый зал, посвященный Пакту Рериха, где хранится символ общности всех культур - «Знамя мира» (три красных точки в красном кругу). Интересна судьба этого пакта, ставшего родоначальников многочисленных деклараций ООН и Юнеско. Его подписали в 1935 в Вашингтоне главы США и порядка 20 стран Латинской Америки с целью защитить исторические памятники и музеи во время военных действий.

Разумеется, не могли оставить без внимания и тот тяжелый и долгий период, когда усадьба стала домом Земледельческой колонии для обездоленных детей. Под эти цели министерство юстиции приобрело имение в Изваре в 1912 г. Рядом с имением построили комплекс зданий в старорусском белокаменном стиле (проект Александра Яковлева) с домовым храмом Казанской иконы Божьей Матери. Именно в этих «палатах» находилась колония, а в бывшем доме художника - его контора. Тогда же здесь построили известковый завод - ныне развалины с торчащими кирпичными трубами и огромными жерлами печей (а вот храм отреставрировали и он открыт для прихожан).

(Россия, Ленинградская область, Волосовский район, д. Извара)

С 30.09.2015 музей-усадьба Извара закрыта на ремонт. Планируя поездку, уточняйте информацию на официальном сайте

  • Сайт: http://www.roerich-izvara.ru/
  • Адрес музея: 188414, Россия, Ленинградская область, Волосовский район, д. Извара
  • Телефон: 8-813-73-73-273 – заказ экскурсий;
  • Тел./факс: 8-813-73-73-298
  • Директор Музея – Черкасова Ольга Анатольевна
  • Электронная почта: [email protected]
  • Режим работы: с 10-30 до 17-30, выходные дни – понедельник и вторник. Санитарный день – последняя среда каждого месяца
  • Съемка в музее: Фотографирование в музее – 60 руб. Съемка на видеокамеру – 150 руб.

Беззаветная любовь к Изваре созрела у выдающегося художника, философа, археолога и путешественника Николая Константиновича Рериха с самого раннего детства: «Двух лет не было, а памятки связались с Изварою, с лесистым поместьем около станции Волосово... Все особенное, все милое и памятное связано с летними месяцами в Изваре... От большой дороги сворот в Извару. Ландо шуршит по гравию мимо рабочего двора, среди аллей парка. А там радость. За березами и жимолостью забелел дом.
И все так мило, так нравится, тем-то и запомнилось через все годы... Со времен екатерининских амбар стоит недалеко от дома, длинный, желтый с белыми колонками... По прямой аллее надо бежать к озеру. Ключи не замерзают зимою... На берегу озера молочная ферма - ферма из дикого камня - очень красиво, вроде крепостной стены. Такой же старинной постройки и длинный скотный двор...
Такие же длинные конюшни. За ними белое гумно, картофельные погреба... Остались валы - отлично для игры в крепость». Рерих верно определил время постройки хлебного амбара - екатерининское.

Мызу Извару с деревнями в 1747 году Елизавета Петровна пожаловала тогда еще камер-юнкеру Карлу Ефимовичу Сиверсу, ставшему позднее генерал-поручиком, гофмаршалом, графом. Его наследники продали поместье в 1784 году Анне Ивановне Логиновой (1760—1838), жене полковника, унаследовавшего большое состояние отца-откупщика. Одновременно она приобрела мызы Лисинскую и Арбовицкую с деревнями и в каждой устроила по усадьбе.
В Изваре Анна Ивановна выбрала весьма выгодное место на берегу большого незамерзающего, питаемого донными ключами, Изварского озера, с западной стороны которого проходила дорога к Нарвскому тракту. Постройки она расположила в треугольнике, ограниченном озером, большаком и въездной дорожкой, отведенной от тракта под прямым углом. По обеим ее сторонам стояли усадебный дом, службы, напротив них до самого озера были насажены регулярный сад и огороды. Въездная дорожка переходила в тропинку, проложенную в лесу, а за ним в поле поставили амбары, один из которых сохранился до рериховских времен. Хозяйственный двор со всеми необходимыми в быту заведениями сформировали у тракта. Озеро имело причудливую форму, в виде четырех рукавов, на оконечности северного через протоку перекинули мост. Усадьба заняла 6 дес. 1371 кв. саж., водная акватория - 31 десятину.







Анна Ивановна Логинова завещала мызы Лисинскую и Арбовицкую старшей дочери Пелагее Ивановне Годейн, а Извару младшей - Елизавете Ивановне Раевской. Ее внук Михаил Федорович Хитрово в 1855 году продал изварскую вотчину штабс-капитану Константину Петровичу Веймарну. За семнадцать лет владения он полностью изменил усадьбу, снес все деревянные постройки, вдоль въездной дорожки, на месте пашен развел пейзажный парк, среди которого поставил каменный господский дом с деревянными крыльями, провел от него дорожку к озеру, увеличил фруктовый сад, заменил на хозяйственном дворе все постройки на каменные, сложенные из булыжника и грубоотесанных блоков. Массивной, почти циклопической кладки, они производили неизгладимое впечатление на маленького Рериха. Усадьба увеличилась до 9 десятин.
В 1872 году она перешла по купчей юристу, владельцу нотариальной конторы Константину Федоровичу Рериху (1837-1900), но оформлена была на его жену Марию Васильевну, урожд. Калашникову. В Изваре и прошло детство и юность Николая Константиновича Рериха (1874-1947).

Извара - финское название - большие холмы. Действительно, в окрестностях усадьбы, почти при каждой деревне были обширные курганные поля. Их раскопки приблизили Рериха к древнему миру, разбудили фантазию: «1896 год. Академия художеств. Уже складывается сюита „Славяне”. Задуманы „Гонец. Восстал род на род”, и „Сходятся старцы”, и „Поход”, и „Город строится”. Читаются летописи. Стасов открывает сокровища Публичной библиотеки. В Изваре из старого птичника переделана мастерская. Собраны волчьи и рысьи меха. Нужно славянам и оружие. В придорожной кузне почерневший кузнец кует меч, железный, точь-в-точь как мы находили в курганах».
В 1897 году Рерих послал В. В. Стасову рисунок мансарды с надписью «моя комната, там работаю», что позволяет предположить время пристройки мастерской. Оформление мансарды и деревянных крыльев трехступенчатым завершением, башенками-пинаклями вписывается в архитектурные поиски конца XIX века.

Архивные материалы и публикации



После смерти Константина Федоровича Рериха Извару продали потомственному почетному гражданину, купцу Александру Петровичу Вернандеру, который поставил хозяйство на капиталистический лад - устроил заводы, мельницы, развел в озере форель. По его завещанию наследники продали имение в 1911 году. Губернское правление открыло в усадьбе сельскохозяйственную школу, комплекс каменных построек для нее с церковью в «русском» стиле возвели по проекту архитектора А. А. Яковлева.
Двадцать шесть лет жизни великого человека были связаны с Изварой. Сейчас здесь «Музей-усадьба Н. К. Рериха», сюда приезжают многочисленные поклонники его творчества и учения. Память о нем укрепилась в этой земле.
Летом 2016 г. в усадебном доме проводился ремонт, он был закрыт для посещений. Комплекс земледельческой школы в настоящее время пустует и разрушается. Находившиеся на окраине села огромные печи для обжига, также являвшиеся достопримечательностью – сровняли с землей — Н. Мурашова. Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии.

Литература:
Н. Мурашова. Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии, Спб., 2005, с. 118-122

Николай Константинович Рерих (биография)

Родился 9 октября (27 сентября по старому стилю) 1874 года в Санкт-Петербурге в семье известного юриста, принадлежавшего обрусевшему датско-норвежскому роду, обосновавшемуся в России в начале 18 века.
Николай в детстве много читал, увлекался историей. В 1891 году друг семьи скульптор Михаил Микешин обратил внимание на художественные способности и склонность к рисованию Рериха и стал первым учителем будущего художника.

В 1893 году Рерих окончил частную гимназию Карла Мая, где с ним учились Александр Бенуа, Константин Сомов, Дмитрий Философов, и одновременно поступил в Академию художеств и на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, где параллельно посещал лекции на историческом факультете.
В Академии художеств с 1895 года Рерих учился в мастерской Архипа Куинджи, оказавшего на него большое влияние. В это время он тесно общался с художником и музыкальным критиком Владимиром Стасовым, композиторами Николаем Римским-Корсаковым, Александром Глазуновым, Анатолием Лядовым, Антоном Аренским, художником Ильей Репиным и др. Уже в студенческие годы Рерих стал членом Русского археологического общества, проводил раскопки в Петербургской, Псковской, Новгородской, Тверской, Ярославской, Смоленской губерниях. В археологических экспедициях записывал народный фольклор.

В 1897 году окончил Академию художеств, в 1898 году - университет, и стал заместителем главного редактора журнала Императорского Общества поощрения художеств «Искусство и художественная промышленность».
В 1900 году Рерих учился в Париже в мастерских художников Пьера Пюви де Шаванна и Фернана Кормона. В 1901 году получил место секретаря Общества поощрения художеств, с 1906 года - директор Художественной школы Общества поощрения художеств. В 1909 году он стал членом Российской академии художеств, в 1910 году был избран председателем российского художественного объединения «Мир искусства».
В 1900—1910 годах Рерих - один из создателей и наиболее активных деятелей Общества возрождения художественной Руси, Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины, а так же многих других организаций.

Как археолог Николай Рерих летом 1902 года, при раскопках курганов на озере Пирос, обнаружил сотни фигурных янтарных украшений, свидетельствующих о высокой художественной культуре периода неолита на территории Новгородской и Тверской губерний. Летом 1910 года обнаружил остатки кремля и городской застройки Древнего Новгорода, положившее начало последующим работам.
Как художник Рерих работал в области станковой, монументальной (фрески, мозаика) и театрально-декоративной живописи. В 1903—1904 годах он предпринял путешествие по более чем сорока древнерусским городам, во время которого создал серию этюдов, запечатлевших памятники архитектуры Руси. В 1906 году создал 12 эскизов для церкви в имении Голубевых в Пархомовке под Киевом, эскизы мозаик для Почаевской лавры (1910), четыре эскиза для росписи часовни в Пскове (1913), 12 панно для виллы Лившиц в Ницце (1914). Им была оформлена церковь Св. Духа в Талашкине под Смоленском (1911—1914), выполнены панно «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани» для Казанского вокзала в Москве (1915—1916).

Начиная с 1905 года, художник работал над оформлением оперных, балетных и драматических постановок: «Снегурочка», «Пер Гюнт», «Принцесса Мален», «Валькирия» и др. Во время знаменитых «Русских сезонов» Сергея Дягилева в Париже, в оформлении Николая Рериха проходили «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Александра Бородина, «Псковитянка» Николая Римского-Корсакова, балет «Весна священная» на музыку Игоря Стравинского, где Рерих был и соавтором либретто.
Рерих выступал также как мастер книжно-журнальной графики, оформив, в частности, издание пьес Мориса Метерлинка (1909).
С 1918 года Николай Рерих жил за границей: в начале 1920-х годов в основном в США; с 1923 года с перерывами, а с 1936 года постоянно - в Индии.

В 1920—1922 годах в Нью-Йорке он создал Институт объединенных искусств и другие культурно-просветительские объединения. В 1923 году в Нью-Йорке был открыт Музей Рериха (Nicolas Roerich Museum), ставший первым музеем русского художника за рубежом.
В 1923—1928 годах Николай Рерих предпринял беспрецедентную научно-художественную экспедицию через Гималаи, Тибет, Алтай и Монголию, а в 1934—1935 годах - по Маньчжурии и Китаю.
В 1928 году в Индии был создан Гималайский Институт научных исследований «Урусвати». В 1931—1933 годах в рамках работы института Рерих провел ряд этнографических и ботанических экспедиций по граничащим с долиной Кулу областям Гималаев.

Основной темой художественного творчества Рериха в 1920—1940-е годы был Восток. Художник создал серию «Учителя Востока», серию, посвященную образам женщин («Матерь Мира»), природе, древним памятникам культуры и легендам Гималаев и др. На первый план в его искусстве вышли философские поиски. Всего Николай Рерих создал свыше 7000 картин, объединенных в тематические циклы и серии.
Богато литературное наследие Рериха. Он автор сборника стихов «Цветы Мории» (1921), прозаических книг эссеистского и дневникового характера «Пути Благословения» (1924), «Твердыня Пламенная» (1932), «Нерушимое» (1936), «Алтай-Гималаи», «Сердце Азии» и «Шамбала» (1927—1930) и др.
Духовное учение, провозглашенное Николаем Рерихом и его супругой Еленой, носит название Агни-Йога (или «Живая Этика»). В ее основе лежит идея закономерной эволюции Космоса, органической составной частью которого является эволюция человека и всего человечества в целом. Смыслом эволюции человечества является духовное просветление и духовное совершенствование. Важнейшим фактором проявления и творческого приращения человеческого духа на Земле является культура. Поэтому сохранение и пропаганда духовных ценностей культуры является важнейшей задачей земного сообщества.

В 1929 году Николай Рерих обратился к мировому сообществу с инициативой по заключению международного правового пакта о защите культурных ценностей при вооруженных столкновениях. В 1935 году США и 20 стран Латинской Америки подписали «Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», получивший название Пакта Рериха. На основе этого документа в 1954 году была принята Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.
Умер Николай Рерих в Кулу (Индия) 13 декабря 1947 года.
Николай Рерих с 1901 года был женат. Его супруга Елена Рерих (Шапошникова) (1879—1955) - философ, путешественник и общественный деятель. В браке родились два сына - востоковед Юрий Рерих (1902—1960) и художник Святослав Рерих (1904—1993).

Имя Николая Рериха носят Санкт-Петербургское художественное училище, теплоход, пик и перевал на Алтае, ледник и два перевала на Тянь-Шане. В 2013 году Международный астрономический союз назвал его именем кратер на Меркурии.
Памятники Николаю Рериху открыты в Москве, Санкт-Петербурге, Алтайском крае.
С 1984 года в деревне Извара Ленинградской области действует Музей-усадьба Н. К. Рериха. С 1992 года в Москве существует Международный центр Рерихов со своим собственным музеем. Также в Музее искусства народов Востока есть специальный отдел искусства Николая и Святослава Рерихов.
В 2003 году была учреждена Международная премия имени Николая Рериха, которая вручается видным представителям отечественной и мировой культуры.

РИА Новости. Рудольф Кучеров
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Первый в России государственный музей выдающегося русского художника, мыслителя, учёного и путешественника Николая Константиновича Рериха был открыт в Изваре в 1984 году. Поместье, с которым связаны первые 26 лет жизни художника, принадлежало его родителям - Константину Федоровичу Рериху и Марии Васильевне Рерих. В настоящее время это единственный в стране мемориальный музей, расположенный непосредственно в доме, в котором жил Н.К. Рерих. Коллекции музея насчитывают более 11 тысяч предметов, в том числе личные вещи и документы семьи Рерихов и три подлинные картины Н.К. Рериха, произведения прикладного искусства, бытовые предметы XVIII -нач. XX вв., археологические находки, естественнонаучные коллекции, редкие книжные издания и многое другое.

Экспозиция в Усадебном доме включает 8 залов, рассказывающих о жизни и творчестве Н.К. Рериха, его научной, просветительской и миротворческой деятельности, о деле всей его жизни – борьбе за сохранение всемирного культурного наследия, выразившейся в подписании международного Пакта Рериха (Вашингтон, 1935 г.) и создании международного миротворческого движения «Знамя Мира». Показано значение Извары в формировании жизненной позиции и творческого пути художника. Отдельные блоки экспозиции рассказывают об археологии, истории и природе Извары, расположенной на южном склоне Ижорского плато – чрезвычайно интересного и своеобразного историко-географического микрорегиона. Исследования в округе Извары оказали на молодого Н.К. Рериха не меньшее влияние, чем обучение в Петербургском университете и Академии Художеств. Сама территория усадьбы, обитаемая с XII – XIII вв., является археологическим памятником, здесь выявлены следы средневековых поселений. Музей проводит археологические раскопки и выставки, разработан проект археологической экспозиции «Древняя и средневековая история Ижорского плато» на базе реставрируемого Училищного дома Петербургской земледельческой колонии (постр. 1913 – 1915 гг., арх. А.А. Яковлев).

Территория Музея-усадьбы площадью 60 га, включая старинный парк с деревьями-экзотами, родниковыми озёрами и истоком речки Изварки, с 2009 г. имеет статус памятника природы Ленинградской области. Здесь обитают редкие охраняемые виды птиц, зверей, насекомых, произрастают краснокнижные виды растений. В ближайших планах музея – создание эколого-просветительского центра на базе Училищного дома. Летом в Изваре на базе музея работает детский культурно-экологический лагерь, проводятся научно-исследовательские и образовательные экспедиции с участием школьников и ведущих учёных Петербурга.