Волшебник земноморья. Земноморье урсулы ле гуин

Переводчик:

И. Тогоева

Издатель:

Санкт-Петербург «Северо-Запад»

Выпуск: Страниц: Носитель: ISBN :
Волшебник Земноморья
Жанр :
Язык оригинала:
Серия:

Саги Земноморья

Издатель:
Выпуск:
Носитель:
ISBN :

«Волше́бник Земномо́рья» (англ. A Wizard of Earthsea ) - первый роман писательницы Урсулы Ле Гуин из цикла о фантастическом архипелаге Земноморье . Книга издана в 1968 году . В том же году роман был награждён премией Boston Globe - Hornbook Award (в категории «juvenile fiction» ). История продолжена в книге «Гробницы Атуана ».

Сюжет

Сама Урсула Ле Гуин неодобрительно отзывается об изменениях в сюжете, и считает экранизации скорее фильмами по мотивам своих произведений, кое-где весьма далекими от её собственного ви́дения книги о Земноморье и её героев.

Напишите отзыв о статье "Волшебник Земноморья"

Ссылки

  • на сайте «Лаборатория Фантастики »

Отрывок, характеризующий Волшебник Земноморья

Отрешившись от знания конечной цели, мы ясно поймем, что точно так же, как ни к одному растению нельзя придумать других, более соответственных ему, цвета и семени, чем те, которые оно производит, точно так же невозможно придумать других двух людей, со всем их прошедшим, которое соответствовало бы до такой степени, до таких мельчайших подробностей тому назначению, которое им предлежало исполнить.

Основной, существенный смысл европейских событий начала нынешнего столетия есть воинственное движение масс европейских народов с запада на восток и потом с востока на запад. Первым зачинщиком этого движения было движение с запада на восток. Для того чтобы народы запада могли совершить то воинственное движение до Москвы, которое они совершили, необходимо было: 1) чтобы они сложились в воинственную группу такой величины, которая была бы в состоянии вынести столкновение с воинственной группой востока; 2) чтобы они отрешились от всех установившихся преданий и привычек и 3) чтобы, совершая свое воинственное движение, они имели во главе своей человека, который, и для себя и для них, мог бы оправдывать имеющие совершиться обманы, грабежи и убийства, которые сопутствовали этому движению.
И начиная с французской революции разрушается старая, недостаточно великая группа; уничтожаются старые привычки и предания; вырабатываются, шаг за шагом, группа новых размеров, новые привычки и предания, и приготовляется тот человек, который должен стоять во главе будущего движения и нести на себе всю ответственность имеющего совершиться.
Человек без убеждений, без привычек, без преданий, без имени, даже не француз, самыми, кажется, странными случайностями продвигается между всеми волнующими Францию партиями и, не приставая ни к одной из них, выносится на заметное место.
Невежество сотоварищей, слабость и ничтожество противников, искренность лжи и блестящая и самоуверенная ограниченность этого человека выдвигают его во главу армии. Блестящий состав солдат итальянской армии, нежелание драться противников, ребяческая дерзость и самоуверенность приобретают ему военную славу. Бесчисленное количество так называемых случайностей сопутствует ему везде. Немилость, в которую он впадает у правителей Франции, служит ему в пользу. Попытки его изменить предназначенный ему путь не удаются: его не принимают на службу в Россию, и не удается ему определение в Турцию. Во время войн в Италии он несколько раз находится на краю гибели и всякий раз спасается неожиданным образом. Русские войска, те самые, которые могут разрушить его славу, по разным дипломатическим соображениям, не вступают в Европу до тех пор, пока он там.
По возвращении из Италии он находит правительство в Париже в том процессе разложения, в котором люди, попадающие в это правительство, неизбежно стираются и уничтожаются. И сам собой для него является выход из этого опасного положения, состоящий в бессмысленной, беспричинной экспедиции в Африку. Опять те же так называемые случайности сопутствуют ему. Неприступная Мальта сдается без выстрела; самые неосторожные распоряжения увенчиваются успехом. Неприятельский флот, который не пропустит после ни одной лодки, пропускает целую армию. В Африке над безоружными почти жителями совершается целый ряд злодеяний. И люди, совершающие злодеяния эти, и в особенности их руководитель, уверяют себя, что это прекрасно, что это слава, что это похоже на Кесаря и Александра Македонского и что это хорошо.
Тот идеал славы и величия, состоящий в том, чтобы не только ничего не считать для себя дурным, но гордиться всяким своим преступлением, приписывая ему непонятное сверхъестественное значение, – этот идеал, долженствующий руководить этим человеком и связанными с ним людьми, на просторе вырабатывается в Африке. Все, что он ни делает, удается ему. Чума не пристает к нему. Жестокость убийства пленных не ставится ему в вину. Ребячески неосторожный, беспричинный и неблагородный отъезд его из Африки, от товарищей в беде, ставится ему в заслугу, и опять неприятельский флот два раза упускает его. В то время как он, уже совершенно одурманенный совершенными им счастливыми преступлениями, готовый для своей роли, без всякой цели приезжает в Париж, то разложение республиканского правительства, которое могло погубить его год тому назад, теперь дошло до крайней степени, и присутствие его, свежего от партий человека, теперь только может возвысить его.

В этом отношении с «Волшебником Земноморья» мне повезло – эта книга, открывшая для меня жанр фэнтези, попала ко мне в ранней юности и произвела на меня громадное (по-другому не скажешь) впечатление. Впрочем, это была не книга, а несколько номеров «Науки и жизни», что само по себе было гарантией качества: абы каких писателей в этом престижном журнале не печатали.

Приключения юного Мага, еще не вполне осознавшего свою силу и впустившего на свою Землю (а может, и в свою душу?) зловещую Тень, я прочла на одном дыхании, а затем несколько раз перечитывала. Впоследствии старые номера затерялись, а пережитые эмоции подзабылись — ведь я познакомилась с Великими (с большой буквы) произведениями и , а потом и с захватывающим циклом . Но вот недавно я вновь решила воскресить в памяти злоключения молодого Волшебника из таинственной страны… и вновь за один вечер «проглотила» этот роман, не пропустив ни единого слова.

Правда, с высоты своего «взрослого» взгляда должна заметить: вряд ли «Волшебник Земноморья» понравится тем, кто привык к «экшну» — изображению яростных битв Добра со Злом, впечатляющих чудес, мистических пейзажей и прочих «прелестей», к которым нас приучили классики фэнтези. Произведение Урсулы Ле Гуин имеет большие шансы понравиться любителям серьезного чтения — настолько психологичен ее роман, наполненный к тому же серьезным философским подтекстом.

«Волшебника Земноморья» вполне можно назвать романом воспитания, который достаточно отчетливо делится на две части. В первой части мальчик по прозвищу Ястреб открывает в себе пробуждающуюся магическую силу, не осознавая и даже не задумываясь, к каким последствиям она может привести. Во второй части он пытается исправить свою невольную ошибку и борется с выпущенным им Злом, постепенно подчиняя его своей воле. Эта борьба воплощает столкновение темных и светлых сил в душе каждого человека, в чем и состоит, по моему мнению, глубинный смысл данного произведения.

Каждый автор фэнтези создает свой сказочный мир и разрабатывает собственную теорию волшебства. Урсула Ле Гуин здесь не исключение: для нее маги – это не просто люди, творящие чудеса, но мудрецы, понимающие суть вещей (то есть знающие Имена), миссия которых — поддерживать на Земле равновесие. Во время своих странствий и постоянной борьбы с непонятной, но зловещей Тенью юный Гед постепенно осознает эту Миссию, поднимаясь тем самым до уровня Великого Мага.

Чем еще примечателен этот роман? Конечно же, стилем повествования, который я сравнила бы с работой средневекового мастера миниатюры. Автор тонкими, изящными штрихами набрасывает сложный мир волшебной страны и ее обитателей. Урсула Ле Гуин говорит о многом, но еще о большем она предпочитает намекать, предоставляя свободу воображению читателей: так мы не узнаем точно, кем же была прекрасная Эльфарран, тень которой столь безответственно вызвал Сокол-Гед. Впрочем, это и неудивительно: ведь роман невелик по объему, однако охватывает множество событий, не говоря уже о философских рассуждениях. И тем не менее, в нем практически нет проходных образов: каждый из персонажей, от тетки Сокола, простой деревенской колдуньи, до Великого Мага Неммерли, отдавшего свою жизнь, чтобы выручить Геда из беды, охарактеризованы несколькими скупыми, но выразительными деталями и играют свою роль в повествовании.

По моему мнению, «Волшебник Земноморья» — прекрасный образец классического фэнтези, интересный и по сюжету, и по его воплощению. Настоятельно рекомендую не просто любителям хорошей литературы, но и ценителям изящной словесности.

О котором рассказала У. Ле Гуин в цикле повестей «Волшебник Земноморья».

Внешность

Все детство и юность этого прославленного чародея Земноморья проходит перед нашими глазами, от маленького мальчика до взрослого человека. Гед, по прозвищу Ястреб, был высок, худощав, темноволос, с медного оттенка кожей и властным выражением темно-карих глаз. После битвы с ужасной Тенью его лицо навсегда осталось покрыто страшными шрамами, а в глубине взгляда навсегда затаилась печаль.

Детство

Гед родился в маленькой деревне Тэн Алдерс на небольшом острове Гонт. Небольшом, но знаменитом своими волшебниками. И у Геда тоже рано проявились магические способности. Отец его был деревенским кузнецом, а мать умерла, когда он был совсем маленьким. Мальчика растила тетка – деревенская колдунья. Заметив способности Геда, она взялась обучать его магическим премудростям, но дело шло не слишком успешно, знаний у нее было немного: большая часть ее колдовства была чепухой и надувательством. Кое-что мальчик получил и от заезжего мага-заклинателя погоды. Однако и из такой учебы Гед сумел кое-что извлечь: когда на деревню напали свирепые варвары, он смог накрыть деревню магическим туманом и заманить врагов к обрыву. Битва была выиграна, хотя деревенских мужчин было всего 18, а нападавших больше сотни. Но сам Гед едва не погиб от чрезмерного напряжения. Да и погиб бы, если бы на выручку ему не пришел великий чародей Огион . Он вылечил ребенка, дал ему истинное имя – Гед – и взял с собой: осваивать древние руны, постигать гармонию природы, основы мироздания и учиться смотреть вглубь вещей. Но Геду оказалось не по характеру такое медленное и вдумчивое обучение, и через год он поступил в школу волшебников на острове Рокк , где быстро стал одним из лучших учеников.

Личность и характер

В юности Гед был нетерпелив и горяч сверх меры – как и многие молодые люди, впрочем. Ему очень хотелось властвовать над природой и быть впереди всех. Самое сильное впечатление, которое он вынес из своего детства – как дикие животные повиновались ему и хищные птицы послушно прилетали и садились на руку. Ему кружило голову ощущение своей власти. И жажда славы и первенства также мучили его очень сильно. Оба печальных случая, когда он вызвал из потустороннего мира некие страшные сущности, объясняются именно этой жаждой. Конечно, это весьма характерно для очень способных молодых людей, слегка запоздавших в достижении успехов по сравнению со сверстниками. Учеба на Рокке, а затем и очень непростая жизнь многому его научили.

Несмотря на свой суровый вид, Гед был очень добрым человеком, жалел и уважал простых людей, был честен. Это видно из того, как он охотно и усердно помогает людям, встретившимся на его нелегком пути, иногда и с риском для собственной жизни, как мучается при мысли о пострадавших по его вине, как любит своего друга. Да ведь и в конце своего пути волшебника он добровольно пожертвовал ради людей своей магической силой, самой сутью своей жизни и избрал себе в удел нескончаемое одиночество.

Волшебство

Странствия Геда**

Гед совершил много замечательных подвигов, и не зря его считали одним из величайших волшебников Земноморья . Первый из них – спасение родной деревни от пиратов – он совершил, когда ему едва исполнилось 13 лет. Затем он окончил школу на Рокке и, конечно, хорошо изучил основы профессии волшебника, что очень ему пригодилось в его далеких странствиях: лодочка, скрепленная магией, магический ветер, воздействие на погоду, заклинание воды и орудий – все это он хорошо умел делать. Затем, когда Геда попросили защитить жителей Лоу Торнинга от ужасного Пендорского дракона, волшебник вступил с ним в открытую схватку. Он сумел угадать его имя (Йевауд), не поддался на хитрости чудовища и победил его. После этого Геду пришлось вступить в решительную борьбу с ужасной Тенью, потусторонним монстром, которого по несчастной случайности он вызвал своим неосторожным колдовством из подземного мира. Он сумел побороть силу Тереннона и победить Тень, хотя это оказалось невероятно трудно, и следы этой борьбы он носил на лице всю оставшуюся жизнь.

Именно Гед отыскал в подземельях Атуана часть кольца Эррет-Акбе и восстановил его. Затем Гед сумел определить причину обрушившейся на мир беды, отнимающей волшебную силу, жизнь и краски. Ему теперь самому пришлось проникнуть в Царство Мертвых, отыскать там чародея Коба, деяния которого, продиктованные гордыней и эгоизмом, послужили причиной катастрофы. Геду удалось исправить нарушившееся равновесие и вернуть миру волшебную силу, но своим даром ему пришлось пожертвовать.

Уход

В последний раз Геда видели люди, когда он приехал на коронацию своего молодого друга принца Аррена, с которым они когда-то спускались в царство мертвых, и ставшего теперь королем Архипелага. Когда закончилась церемония, Гед спустился в гавань, позвал свою лодку, сел в нее и поплыл прямо на запад. Больше никто из людей его никогда не видел…

Ле Гуин У. Волшебник Земноморья (перевод Л. Ляховой)
Ле Гуин У. Волшебник Земноморья (перевод С. Славгородского)
Ле Гуин У. Волшебник Земноморья (перевод А. Ставиской)
Ле Гуин У. Волшебник Земноморья (перевод И. Тогоевой)
Ле Гуин У. Колдун Архипелага Земноморья (перевод Е. Солодуховой)
Ле Гуин У. Маг Земноморья (перевод Е. Жаринова)
Ле Гуин У. Гробницы Атуана (перевод С. Славгородского)
Ле Гуин У. Гробницы Атуана (перевод И. Тогоевой)
Ле Гуин У. Могилы Атуана (перевод Е. Солодуховой)
Ле Гуин У. Могилы Атуана (перевод Л. Ляховой)
(перевод И. Тогоевой)
Ле Гуин У. На последнем берегу (перевод С. Славгородского)
Ле Гуин У. На самом дальнем берегу (перевод Л. Ляховой)
Ле Гуин У. Самый далёкий берег (перевод Е. Солодуховой)
Ле Гуин У. На последнем берегу (перевод С. Славгородского)
Ле Гуин У. Техану (перевод И. Тогоевой)

Первая трилогия цикла «Земноморье» уже много лет входит в число моих любимейших фэнтезийных произведений. Впервые я узнал о Средиземье еще студентом и на многие годы остался покорен этим удивительным архипелагом. Чем же столь привлекло меня это произведение.

Начну с самого простого. Необычный мир, состоящий из бесчисленного количества островов, разбросанных по бескрайнему морю, очень красив. Урсуле Ле Гуин удивительным образом соединяет в своем мире чудесное и реалистичное. Жизнь простых крестьян и рыбаков Земноморья не слишком отличается от жизни их земных собратьев. Но при этом магия на редкость органично вписана в эту жизнь. Да и сама идея мира-архипелага дает прекрасное поле для фантазий читателей. Как легко представить себя в мчащейся по волнам лодке рядом с героем, почувствовать вкус соленой воды на своих губах, увидеть как Солнце восходит прямо из океана. Изобилие же островов дает возможность автору показать совсем разные условия - от патриархальных порядков на Гонте до тоталитарной Каргадской империи. В конце концов, мир Земноморья просто красив. Вот бы на что посмотреть хоть краешком глаза! Не менее убедительно, чем красивое, автор показывает страшное и безобразное. Непросто припомнить более жуткое местечко, чем подземный лабиринт Безымянных из «Гробниц Атуана».

Еще один серьезный плюс произведений - богатство новыми на тот момент идеями. Это сейчас все кому не лень строчат о школах и университетах магии, а некогда школа на острове Рок была чуть ли не единственной в своем роде. Впрочем, до сих пор волшебства в школе, описанной Ле Гуин, гораздо больше, чем у множества ее последователей.

Еще одна идея, которая кочует с тех пор по разным произведениям - это магия имен. Действительно, чтобы овладеть неким явлением, надо сперва понять его истинную сущность, то есть узнать его настоящее имя. Думаю, многие современные ученые готовы согласиться с этим утверждением. А уж как красочно и убедительно описана эта магия!

Еще одна сильная сторона произведения - очень глубоко и тщательно проработанные образы героев, особенно самого Геда. Не так много в фэнтези произведений, где столь подробно показана вся жизнь героя, его юность, зрелость, старость. И именно испытания, которые Гед с честью выдержал в молодости, делают столь убедительным образ Геда - могущественного волшебника. Столь же убедительно показан и образ Ары/Тенары во второй части, ее нелегкая борьба с собой. А юный принц Аррен в третьей части во многом является отражением самого Геда. При этом характеры главных героев отнюдь не являются застывшими, они показаны нам в развитии, и мы воочию видим, как поступки героев определяют их судьбу. В результате за героев действительно боишься, им сочувствуешь, в них веришь. Впрочем, многие, даже эпизодические персонажи, очень хороши.

Еще один серьезный плюс произведений - их увлекательность. В каждой из трех частей достаточно приключений, ярких, эффектных эпизодов, при этом приключения тела удачно сочетаются с приключениями духа.

Ну и, наконец, самое важное. Цикл «Земноморье» не просто показывает читателю увлекательную и яркую картинку, он учит тех, кто внимательно вчитывается в книгу, учит простым, но очень важным вещам. «Волшебник Земноморья» напомнит нам, что в каждом человеке, даже в лучшем из нас, есть темная половина, которую надо непрестанно держать в узде. Книга предостережет нас от излишней самонадеянности, заставит вспомнить о цене подлинной дружбы, подскажет, что даже самую грозную опасность надо встречать лицом к лицу.

«Гробницы Атуана» немного о другом, Здесь речь в первую очередь идет о борьбе свободы и беззаконного порядка, о вызове Злу, которое настолько всеобъемлюще и привычно, что кажется совершенно несокрушимым, о выборе, который есть всегда.

«На последнем берегу» - история, которую стоит прочесть каждому из нас. Ведь всем нам когда-то придется встретиться со старостью, а потом и со смертью. Научиться встретиться с ней мужественно и достойно, а не пытаться избегнуть своей участи за счет других - очень нелегкий урок.

Хорошие книги - как старые друзья. Откроешь такую - и снова тобой овладеют теплые чувства, снова чувствуешь себя молодым и исполненным любопытства читателем, снова готов странствовать по диковинным мирам, изучать неизведанное и учиться у мудрых учителей. И «Волшебник Земноморья» для меня - одна из таких книг.

Оценка: 10

Что сказать? Действительно замечательная трилогия!

Честно говоря, для меня это первое фантастическое произведение, которое написано с таким...философским, что ли, уклоном. Глубокомысленно, вдумчиво, с неким поучительным посылом к читателям... Произведения, написанные не просто для развлечения. Позволяют задуматься, поразмышлять. А если книга даёт пищу для размышлений, то она определённо хороша!:appl:

Тут нет привычного, часто встречающегося, в особенности, в современном фэнтези, духа...опять же, трудно подобрать подходящее слово...эпичности, что ли... Этакого размаха: баталии «стенка на стенку», полыхающие молнии и «фаерболы» магов, чуть ли не всемогущие злодеи и столь же великие герои, спешащие спасти мир от мирового зла. Но вместе с тем здесь есть атмосфера сказочности, волшебства, всё той же эпичности, только по-другому выраженной. И всё это так органично вписано в общую картину, так замечательно проработан мир Земноморья, что невозможно этим не восхищаться!:love:

А противостояние тьмы и света, добра и зла происходит не в эпических сражениях «хороших» и «плохих», а в душе, душе каждого героя, в первую очередь, конечно, главного героя - Геда, Ястреба. И самое интересное, что противостояние это вроде бы выражено не как война, а наоборот, - своеобразное примирение этих противоположных начал. Все противоположности, все войны и противостояния сливаются, теряют свои границы в едином - в человеке!

Отвергая Тьму своей души, теряешь всего себя без остатка, а обретая её и принимая, овладеваешь ею, овладеваешь вместе с тем в полной мере и силой Света в себе, как это и случилось с Гедом в «Волшебнике Земноморья». И даже грань между жизнью и смертью - на самом деле лишь иллюзия, как это прекрасно показано в третьей книге, «На последнем берегу». Отказываясь от смерти, отказываешься и от жизни, а принимая смерть, обретаешь бессмертие и продолжаешь жить в различных проявлениях этого мира, перерождаешься в каждой частичке мира... К пониманию этого благодаря встрече с Ястребом пришёл юноша по имени Аррен. За развитием внутреннего мира жрицы Ары, Тенар, во второй книге, «Гробницы Атуана», наблюдать не менее интересно. Здесь показана сила человеческого выбора, возможность этого самого выбора. Безропотно и слепо повиноваться силе Безымянных, которых давно уже перестали бояться многие люди? Подпитывать своим поклонением эти силы, давая им последнюю надежду на выживание? Или сделать выбор в сторону своей подлинной сущности? И тогда стать настоящим человеком! И тогда уже Безымянные становятся слугами, а человек - хозяином, ибо они - всего лишь одна сторона мироздания, а человек един, целостен, а значит, всемогущ и безграничен!

Каждый, прочитав книгу, видит своё. То, о чём я говорил, - это то, что лично я увидел в этих произведениях великолепной Урсулы Ле Гуин. И мне это очень понравилось! Это было замечательное путешествие по миру Земноморья! И, к счастью, я его продолжаю, начиная читать вторую трилогию!:smile:

Оценка: 10

Земноморье. Если честно, в детстве первой ассоциацией, когда слышал это слово, был Гэндальф, стоящий по колено в морской воде и делающий замысловатые пасы руками, творя волшебство. Прочитав основную трилогию о волшебнике Земноморья, я понял, что ошибался, но не так уж сильно. Сегодня я бы хотел поговорить об этом интересном мире и в первую очередь – о главных романах серии. И начну я, конечно же, с «Волшебника Земноморья».

Прежде всего, необходимо познакомиться с главным героем. Большинство из нас его уже знают, но если эти строки читают люди, незнакомые с книгой, то сейчас я вам его представлю. Впервые мы видим главного героя как маленького деревенского мальчика. Ребенок не избалован, из неполной семьи, имеет врожденные способности к магии, благодаря которым его берет к себе в ученики местная колдунья. Мальчик способен подчинять себе птиц, в том числе ястребов-перепелятников, и в будущем его так и прозовут – Ястреб-перепелятник (или просто Ястреб). Время шло, и однажды, будучи в возрасте лет эдак 11-12, наш главный герой с помощью магии спасает свою деревню от врагов. Это замечает главный маг острова Огион Молчаливый и берет паренька к себе в ученики. Кстати, забыл сказать, Земноморье – это архипелаг с громадным количеством островов. А остров с деревушкой, в которой прописан Ястреб, называется Гонт. Соответственно, главный маг Гонта – Огион. В общем, дальше главного героя ждут годы обучения у Огиона, затем период обучения в школе волшебства на острове Рок, а затем множество опасных приключений, в которых Ястреб должен будет поучаствовать, искупая собственную глупость и опрометчивость. На этом про первый роман можно закончить, скажу еще лишь пару предложений, которые стоит воспринимать в качестве ремарок. Магия здесь основана на знании истинных имен, и истинное имя главного героя – Гед. Это роман взросления, в котором большое внимание уделено не только приключенческой части, но и нравственной тоже. Аллюзии на него есть в романах Ролинг и Ротфусса, и видны они невооруженным взглядом.

Вторая книга – уже про другое, и написана она иначе. Это тоже роман взросления своего рода, однако главное действующее лицо здесь уже не Гед, а юная жрица Ара. Действие происходит в Лабиринте Гробниц Атуана, и сам роман так и называется «Гробницы Атуана». Чувствуете скачок от «Волшебника» до «Гробниц»? Настраивает на определенный лад, не правда ли? Гед в романе также появляется, но на вторых ролях. Он уже сильный маг, и для него это – очередное опасное приключение. О сюжете можно сказать буквально в двух предложениях: Гед заблудился в Лабиринте, и перед Арой стоит серьезная дилемма насчет своих дальнейших действий. Убить или спасти, действовать, руководствуясь учениями и наставлениями старших или собственными мыслями и сердцем? Роман неплох, но, на мой взгляд, уступает первой части. Пара ремарок: существует экранизация первой и второй книги под названием «Волшебник Земноморья», которая в целом смотрибельна; на этот раз нравственная часть преобладает над приключенческой, и действия в романе немного.

Третий роман называется «На последнем берегу», и название вновь играет большую роль для понимания сути произведения. Первый роман назывался с намеком на личность, второй – на место действия, третий – и на место действия и на само действие. Гед уже стал архимагом, и перед ним стоит нелегкая задача: спасти мир и восстановить Великое Равновесие. Путешествий будет много, но уже с совершенно другими настроениями, нежели в первом романе. Гед стал мудрым и по-настоящему взрослым человеком. И концовка, пусть и логичная, вызывает у меня некоторую печаль.

На этом заканчивается основная трилогия, но не заканчивается история Земноморья. Есть еще рассказы-приквелы и рассказы-сиквелы, есть два романа-продолжения и две экранизации. Но это все для тех, кто полюбит этот мир и захочет узнать о нем побольше, побыть там подольше, все остальные могут ограничиться знакомством с тремя первыми романами. Я сам больше всего люблю именно первую трилогию. Хотя нет, не так. Я люблю романы трилогии, а сама трилогия в целом вызывает у меня грусть, так как сама история эта очень обрывочна. Скорее всего, я просто избалован нынешними фэнтези-эпопеями, которые описывают чуть ли не каждую секунду жизни главных героев. Тем не менее, большое спасибо Урсуле Ле Гуин за то, что она подарила нам этот замечательный мир.

Оценка: 8

Здравствуйте! Раз уж я начал писать отзывы на фэнтези, то никак не могу пройти мимо трилогии «Волшебник Земноморья». Хочу обратить Ваше внимание, я буду писать про ТРИЛОГИЮ. Я не беру в расчёт другие романы из цикла, которые Урсула Ле Гуин написала потом. Вкратце поясню. Первую Трилогию она издала, когда была ещё совсем молода, в годы своего писательского расцвета. А вернулась к циклу уже много лет спустя, и вышли романы «Техану» и «На иных ветрах». Я прочитал их. Знаете, какое впечатление? Что писал совсем другой человек. На знаменитую трилогию они совсем не похожи. Откровенно говоря, они просто убоги. Но я не могу винить за это автора, все мы рано или поздно состаримся и силы будут уже не те. К тому же она признавалась, что всю жизнь мечтала вернуться к Земноморью. И впечатление от первой трилогии это не испортило, я оставляю за собой право читать, оценивать, ценить и хвалить только её. Я прочитал эту книгу первый раз совсем маленьким и ничего не понял. Но остались страшные места из книги, которые приходили на ум по ночам. Про Тень. И потом в конце-концов я снова взял эту книгу и прочитал её.

На форзаце была нарисована карта Архипелага. Вот он, тот мир, котрый ждёт нас. Вроде и не велик он, и людей в нём не очень много, и многие острова давно исхожены и обжиты. Но фермеры живут только рядом со своим домом, и земля в двух днях пути кажется им уже чужой и неведомой, а другие острова и просто сказочными. Да, это очень необычно, но всё же вполне правдиво. Противоречие! Да, такая задумка очень оригинальна и хороша. Только это уже прорисовывает черты и дух нового мира. А во время путешествий по морям Гед спросил как-то у жителей далёкого островка: а что там, дальше? Ему ответили: море. Да! Он чувствовал бессмысленность гипотез о крае земли, где всё кончается, чувствовал, что есть где-то далёкие земли, на которых, наверное, живут такие же люди. Это солидная капля реализма. А в должном сочетании с фэнтези реализм очень ценится. Вы скажете, но есть многое в этой книге, что просто нереально. А что мы, господа, знаем о нашем мире? Что было и что будет? Когда появились люди? А была ли магия? Есть ли потусторонние миры? Этого не знает никто. Пусть создатели обширных планет и сказочных вселенных кусают губы: со своим маленьким Архипелагом Урсула Ле Гуин оставила их далеко позади.

Да! Реализм, повторяю, в фэнтези очень ценится. Пусть не ленятся будущие писатели-фантасты и создатели игр уделять ему больше времени и внимания. Ведь это отсылка к нашему, настоящему миру, которая заставляет нас задуматься о его проблемах и о нашем завтрашнем дне. В Трилогии мы хорошо знакомимся всего лишь с тремя героями, но разве это плохо? Каждый человек -это отдельная Вселенная со своими законами и про каждого человека можно писать громадные тома, только знать бы, как. И на протяжении всей Трилогии мы следим за... великим Волшебником Земноморья, как ни странно. Здесь нет многочисленных приключений героя, нет подробного описания жизни других людей и прорисовки окружающего мира, но это отнюдь не минус. Нет! Мы всё остальное додумываем сами, как нам надо. Это просто высший пилотаж автора, иначе и не скажешь. И мы неторопливо наблюдаем за мыслями и поступками героя, видим, как его раскрывает автор, создавая неповторимый романтический образ. Да, конечно он романтический, но это же фэнтези! Здесь автор имеет на это полное право, да и у меня в мыслях нет ругать его за это. Замечу, что в книге нет вообще никаких любовных историй и эпизиодов, за небольшим исключением. Каким? Не могу сказать, это вы сами узнаете. В наше время мужчина неприменно должен иметь женщину и периодически думать о ней (ну или постоянно), иначе он не мужчина. Это тоже несколько отходит от реализма. Но не все же, в конце-то концов, мысли героя передаёт нам автор. Да и почему неприменно должна быть любовная история? Кто это сказал? Свои каноны каждый автор определяет сам, а мы оцениваем то, что получилось. Я думаю, что от этого книга нисколько не потеряла, наоборот, это вполне логичный ход в намеченном автором стиле. Это тоже, в каком-то смысле, ставит всё на свои места. Любовная история была бы здесь... просто нелепа. В книге пройдёт всего несколько лет, а нам будет казаться, что мы где только не побывали, о чём только не передумали, что полжизни перед нами прошло! Сомневааюсь, что писательница когда-то была моряком, но... горький привкус моря после прочтения остаётся. Ревут ветра и катятся громадные волны, а где-то там, в тумане, сливаясь с тучами, скрывается земля. Маленькие островки, кучи песка и камней. Острова, где есть города и деревеньки, народы и государства, волшебники и.. драконы! Да, драконы в этой книге воистину драконы, ни чета другим. Непомерно древние, непомерно могучие, обладающие холодным и безжалостным разумом, который способен раздавить человеческий, как жалкую букашку. С ними наш герой обязательно познакомится. И они станут уважать друг друга. С ним мы побываем на многих островах, узнаем давно погребённые тайны, сразимся с древним, очень древним, очень сильным и очень страшным Злом, которое здесь одна из основ мироздания. Пройдёмся по тихим ночным улочкам, тоскуя о уюте и близких, оставленных где-то далеко. Надолго... может быть навсегда. С верным другом будем мчаться на маленькой лодочке по волнам, радуясь тому, что скоро будем дома. Дом. Его наш герой найдёт только в самом конце, но ещё много чего случится до этого. Его ждут чёрные Гробницы и безжизненный, тёмный, горький потусторонний мир, из которого нет возрата и куда люди идут после смерти. За ним будет гнаться сама смерть, наступая на пятки. Он будет тяжело страдать из-за своих ошибок, которые совершил когда-то и искренне радоваться своей победе, давшей этому миру новую надежду на лучшее будущее.

Небольшая, по современным меркам, Трилогия, но вся жизнь пронеслась перед глазами. Чтобы создать новый мир совсем не нужно писать кучу книг и долбить сотни персонажей. Эта книга - наглядное тому подтверждение. Моя оценка - твёрдая 10. Иначе и быть не может.

Оценка: 10

Давайте я расскажу вам о цветах Земноморья. Нет-нет, не о цвете морей, не о зеленой листве. Не буду я подробно разбирать, зачем был нужен этот персонаж, а за какие струны души должен дергать этот. Пожалуй, я расскажу о черно-белой картинке, изменявшейся вместе с Гедом-волшебником.

И был «Волшебник Земноморья». Жизнь Геда проста и приятна, а та часть картины, что заботливо подсвечена Урсулой, светло-серая, почти белая. Земноморье дышит полной грудью, радостно дожидаясь, пока сможет покрасоваться перед Гедом и читателем. Несмотря на все трудности, встретившиеся Геду, радость жизни ощущается в полной мере. Это- детство Земноморья.

И случились «Гробницы Атуана» на пути повзрослевшего волшебника. Поначалу нашего героя не видно, нам рассказывают о жизни каргадов и их жриц. Картина превращается в черно-белое полотно, где царит равновесие. С одной стороны Древние Силы Земли, неумолимые, беспощадные и т.д., а с другой стороны Гед, освобождение жрицы от своих господ Неназываемых, и красота, которая таится во мраке, дожидаясь, пока кто-нибудь зажжет свет. Это зрелая книга, в которой все в равновесии, а равновесие есть счастье.

И оказался Гед «На последнем берегу». И оказалось, что есть только два-три светлых пятна во всем Земноморье, остальное стало туманом и тьмой. И эти светлые пятна, эти огоньки колеблются, угасают. Умирают. Кажется, что вот-вот наступит конец всему, но один огонек, что поярче да поменьше потухнет, но прогонит тьму с островов. Прогонит, но не победит.

Напоследок хочется сказать что-нибудь о том, насколько хороша трилогия. Пожалуй, скажу так: Великолепно.

Оценка: 10

Эта книга настолько отличается от всей современной фантастики, что я читала в последнее время, что по началу у меня даже мурашки бегали от высокопарных словосочетаний. Но если в большинстве случаев от витиеватых сравнений в книгах хочется смеяться, тут они удивительно к месту. Очень удивил подход автора к изложению истории: она не заостряет внимание на мелочах. А мелочью в её понятии является даже, например, экзамен на получение посоха и становления настоящим волшебником. У неё это выглядит примерно так:

Спойлер (раскрытие сюжета)

он пришёл после обучения в школу, зашёл в калитку, а через два месяца вышел с посохом настоящим волшебником.

Диалогов в книге очень мало, что следует из скорости развития сюжета.

Удивительно для меня также отношение автора к главному герою. Мы привыкли, что главный герой - это пуп земли, вокруг которого вращается Вселенная; у Урсулы же Гед - лишь удобный инструмент для передачи мира и событий. Так, пешка. И в то же время, она любит и уважает его, на протяжении всей трилогии любовно взращивает, учит, а затем позволяет ему вместе с ней править историей. Гениально, нигде такого не читала.

Этой книге как описание не подходит ни «роман», ни «рассказ» - только «Сказание». Сильное, насыщенное, не то, которое проглатывается мигом и оставляет полуголодным; из тех, что откусываешь по кусочку и остаёшься сыт, смакуешь долгое время и наслаждаешься замечательным долгоиграющим послевкусием.

Сильно. Книга оставила след в моей душе.

Оценка: 10

В начале было Слово.

А потому неудивительно, что в мире, созданном Словом, Истинная Речь - язык драконов и волшебников - имеет важнейшее значение. Истинная Речь - это основа магии, именно на ней произносят подлинные имена предметов и людей, а знать подлинное имя - значит иметь власть над сущностью. Да-да, в отличие от множества миров, где магия - это что-то необъяснимо-волшебное, в Земноморье волшебство очень хорошо и, если так можно выразиться, реалистично объясняется.

Мир, созданный этой магией, довольно необычен, трудно даже навскидку вспомнить другую столь же «морскую» вселенную. Множество островов с разным климатом и разным укладом жизни - это однозначный плюс произведения.

Есть в этом мире место и Великой Мудрости, проявляющейся не только в Великих Деяниях, но и в маленьких разговорах:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Учитель, а какой в нем прок?

Никакого, насколько я знаю.

Гед некоторое время продолжал держать растение в руке, шагая рядом с Огионом, потом отбросил его в сторону.

Когда ты познаешь этот острец во всех его сезонных ипостасях, станешь различать его корни, листья, цветы, запах и форму семян, тогда сможешь узнать и его настоящее имя: ведь понять сущность предмета гораздо важнее, чем выяснить, какая от него польза. А какова, например, польза от тебя самого? Или от меня? Приносит ли пользу гора Гонт или Открытое Море?

Но, несмотря на множественные достоинства книги, некоторые вещи мне совсем не приглянулись: хотелось бы чуть больше сказаний о древних временах, великих героях прошлого и их делах, о Темных и Светлых силах Земли, об опасности Тени, о мотивах поступка Ары, о мотивах и самом злодеянии врага из «На последнем берегу». Но, главное, как возвращение короля поможет миру? Все же строки «Клинок вернётся на рукоять, Корону король обретёт.» более уместны в том произведении, откуда они родом.

В итоге мы имеем прекрасный мир, хорошее доброе повествование и извечную борьбу добра со злом во имя поддержания равновесия. А некоторые шероховатости пусть вас не пугают, они не способны испортить впечатление от этой выдающейся книги.

Оценка: 8

Всё-таки прав был человек, утверждающий о трёх эпопеях-столпах фентези:«Властелин Колец», «Хроники Нарнии» и «Волшебник Земноморья».

Творение Ле Гуин здесь самое философское и неторопливое произведение. Событий во всех романах, пожалуй, меньше, чем в любой книге «Властелина» или «Хроник».

Эпопея рассказывает о жизни и взрослении величайшего волшебника Земноморья. От его младенчетсва к зрелости, к подвигам, к статусу Архимага, к величайшему могуществу и спасению мира... к упадку. К полному отчаянию и беспомощности. Абсолютному бессилию.

Фактически, вся серия является одной большой биографией Геда-Ястреба. А все происходящие вокруг события, вся философия, глубокомысленность и эмоции только дополнительно помогают лучше понять Геда, раскрыть его характер.

Первый роман прочитал ещё десятилетним ребёнком. Относительно недавно прочитал все четыре романа. И лет через десять ещё перечитаю. Это одна из немногих историй, которая действительно достойна того, чтобы перечитывать её хотя бы раз в десятилетие.

Однозначно, одна из лучших историй в фентези, и, возможно, в литературе вообще.

Оценка: 9

Где то в обсуждении «Эрагона» видел мнение что если фэнтези не об великих битвах и не магучих героях, которые всепобеждают, то это фэнтези про странствия героев по свету и внутренние самокопания. Уж не «Волшебника Земноморья» имели ввиду, ведь сдесь как раз это и есть - путешевствия по миру и внутренний мир героев, и описанно это гинеально!

Можно много говорить об интересных находках автора, о таланте, но дело наверное не в этом. Дело в том что автор берясь за написания книг ЗНАЛА о чем будет писать, и отнеслась к этому с полной серьезностью (чего не хватает у многих современных авторов - берутся за написание одного, потом начинают вставлять что то другое, в итоге видим полный винигрет, а порой и вовсе полный правал). Поэтому мы и видим один из наиболее проработанных и масштабных миров в фэнтези, и одну из наиболее проработанных магических систем в этом же жанре. Можно согласиться с мнением что Ле Гуин о многом не написала в своих романах, но это не из за того что автору не хватило таланта, а лишь потому что автор просто не стала об этом писать.

Казалось бы в произведениях нет эпического размаха - но на протяжении книг происходят эпохальные события для мира Земноморья - было возвращенно Кольцо Эррет - Акбе - главнй артифакт мира, пала твердыня Храмов Атуана, волшебник Гед и принц Аррен остановили самую страшную катастрофу в истории, спася тем самым мир от гибели, трон в Хавноре занял долгожданный Король, а в последствии помирятся даже карги с остальными жителями Земноморья, и драконы покинут мир. Просто в мире Земноморья все вопросы решают не огромные армии а отдельные люди, при том главный акцент ставится на внутренний мир человека, и изменнения людей показанны тонкими штрихами, которые надо заметить - вот Тенар добровольно голодает нося свои обеды к пленнику, хотя она не должна этого делать в принциппе, вот каргадская принцесса начинает учитть ардический язык.

Глаыный персонаж трилогии - маг Ястреб, который проходит путь от ученика Огиона, до Верховного Мага Земноморья и воспитателя будущего Короля Земноморья. Но Гед отчасти главный герой, во втором и третьем томе главные герои не сколько Ястреб сколько Тенар и Леббанен, описанно их становление, а Гед описывается со стороны их. Нельзя не упустить из вида и Огиона - учителя Геда, могущественного волшебника который в отличии от Геда предпочитает тихую оседлую жизнь на Гонте и являющийся некой противоположность подвижного ученика, Эстариола - верного школьного товарища Ястреба который не побоялся отправиться с другом в дальнее опасное путешевствие на восток, за пределы Земноморья и поиогший одолеть Тень, Леббанена - принца совершившего с Ястребом путешевствие на запад и вообще за пределы мираи доказавший что кровь Морреда это не единственная притензия на престол в Хавноре, Джаспер - ученик Школы Волшебников соперник юного Ястреба который избрал противоположный путь - идет на службу одному из князей не дождавшись даже вручения звания волшебника м магического посоха, Тенар - Единственная Жрица Беззымянных, которая помогла Геду воостановить Руну Мира, первый карг который помирился с остальными жителями Земноморья, и впоследствии разделившая с уже немолодым Гедом свою жизнь, Тхар и Коссил - учителей Тенар, весьма противоположный по отношению к ученице, драконов - Йевода, Орм Эмбара, Каллесина - могущественных и мудрых существ которые признали в Ястребе Повелителя Драконов.

Не рекомендую данный цикл для юного возраста. Думаю, этим вы только отобьете желание читать книги вообще. Очень унылый мир, серый, скучный, безрадостный (складывается именно такое впечатление). По-моему, литературный стиль данной писательницы не подходит для фэнтэзи вообще. Слишком много философии, все в книге отдано главному герою, его поискам и взрослению. Причем его приключения не остаются в памяти, они необходимы лишь для развития персонажа, в большинстве своем это просто встречи с другими персонажами или преодоление различных препятствий. Как-то уж очень все поверхностно, нет яркости эмоций, переживаний(ну не совсем конечно). Самым неудачным я считаю самый первый одноименный роман цикла. Слишком уж он отличается от традиционных произведений жанра. «Гробницы Атуана» благодаря своей камерности, отрешенности от всего остального мира вызывает более благоприятное ровное впечатление. И заключительное произведение-это в какой-то мере заход на второй круг, но герой уже стал совершенно другим. Это как подведение итогов, осмысление пройденного. Мой вам совет- если уж взялись за «Волшебника...» -прочтите весь цикл, а иначе полное мнение вы о нем не составите. Это не просто сказка, а скорее притча или даже жизненная философия, облечанная в форме фэнтэзи. Общую оценку выставлять не буду. И не очень хорошо получилось и вобщем-то не плохо. Но очень своеобразно, я бы сказал, в духе Ле Гуин...

Оценка: 8

Мое первое серьезное «фентези». Впечатления - самые яркие,таких у меня не было даже от «Властелина колец«! Это действительно работа Мастера! Жаль,до сих пор никто не решился нормально экранизировать(не «по мотивам» ,а по книге!),как того же ВК....

Кратко о статье: Земноморье - убедительный, детально проработанный фэнтезийный мир; здесь магия похожа на науку, а персонажи - живые, настоящие люди. Приключения волшебника Геда, ключевой фигуры почти всех книг, посвященных Земноморью, захватывают читателей самых разных возрастов. Последняя книга серии вышла в 2001 году, но, возможно, писательница еще продолжит свое повествование об этом удивительном мире?

ЛЕГЕНДЫ АРХИПЕЛАГА

ЗЕМНОМОРЬЕ УРСУЛЫ ЛЕ ГУИН

Свет - рука левая тьмы,

Тьма - рука правая света.

Двое - в одном, жизнь и смерть.

Урсула Ле Гуин, «Левая рука тьмы»

Сериал Урсулы Ле Гуин о Земноморье - одна из жемчужин мирового фэнтези. Писательнице удалось создать убедительный, проработанный до мельчайших деталей мир, основанный на магии, которая похожа на науку. Мир, населенный яркими персонажами, которые ведут себя подобно живым людям, а не как бездушно смоделированные схемы.

Произведения о Земноморье распадаются на два блока. В центре основной трилогии - история самого могучего волшебника Архипелага Геда, его нравственного и идейного становления: от самонадеянного юнца до умудренного горьким опытом мага. В остальных произведениях Гед отходит на второй план, иногда исчезая совсем, и рассказано в них о различных событиях из истории Земноморья.

В начале времен

О сотворении Земноморья повествует древнейший эпос «Создание Эа» - основа образования жителей Архипелага. В нем говорится, что в начале времен Сегой поднял острова Земноморья со дна морского, дав каждому предмету и живому существу имя на Языке Созидания. Ученые и маги до сих пор спорят о личности Сегоя. Кто он? Возможно, персонифицированная Древняя Сила Земли? Известно лишь, что это имя - древнейшее обращение, близкое к понятию «Созидатель».

Магия Архипелага

Магу без посоха не жить.

Среди обитателей Земноморья способность к магии часто бывает врожденной. Дар усиливается за счет использования Истинной Речи, или драконьего Языка Созидания, в котором название каждой вещи отражает ее суть. Все магические заклинания содержат минимум одно слово Истинной Речи, а Великие Заклятия целиком составляются на ней.

Изучение магии заключается в освоении Истинной Речи, слова которой маги узнают от своих учителей. Колдуны и ведьмы обычно способны запомнить лишь несколько слов Языка, волшебники знают их довольно много, а некоторые даже свободно говорят на нем. Особо одаренные волшебники или люди, находящиеся в родстве с драконами, обладают врожденным знанием Истинной Речи.

Признак магического мастерства - способность узнавать Истинные имена вещей. Подлинное имя человека - также одно из слов Истинной Речи, и любой, кто узнает его, обретает власть над носителем. Поэтому Истинного имени не знает никто, кроме того, кто его носит, и того, кто это имя дал. Имя дается человеку в ранней юности и в определенном месте, обязательно у воды. Люди и драконы тщательно хранят тайну Истинного имени, а волшебники защищают их с помощью заклятий.

Для сохранения Истинной Речи волшебники Земноморья создали руническое письмо, знаки которого являются магическими заклинаниями. Написать такую Руну или произнести ее вслух способен только маг, прошедший специальное обучение. Великий чародей Атх составил «Книгу Имен», в которой объединил разрозненные магические знания об Истинной Речи. Этот фундамент волшебного искусства хранится в Одинокой Башне на острове Рок.

Если человек говорит на Языке Созидания или пишет с помощью Истинных Рун - это полная гарантия правдивости его утверждений. Люди не способны лгать, используя Язык, а вот драконы могут.

Драконы Земноморья

Драконы в Земноморье существовали задолго до появления людей, которые называли их Перворожденными или Старейшими. По легендам, драконы и люди некогда были единым народом, но постепенно произошло Разделение рас. Люди расселились на центральных и восточных островах Архипелага, а драконы - на самых дальних клочках суши Западного Предела. От самого рождения драконы владеют Истинной Речью, будучи, по сути своей, магическими существами.

Большую часть жизни драконы проводят в воздухе. На скалистые острова они спускаются лишь для создания гнезда, где самка откладывает яйца и выводит потомство. Воду драконы ненавидят и мгновенно тонут, стоит им случайно оказаться в море. Легенды гласят, что питаются драконы солнечным светом или огнем, а убивают, только придя в ярость, защищая потомство или ради развлечения, при этом добычу никогда не съедают. Но доподлинно об этом не знает никто.

Из людей только волшебники иногда могут противостоять дракону, хотя случается это редко. Обычно драконы побеждают волшебников-людей, ибо, пользуясь Истинной Речью, способны лгать. Но самые великие маги, вроде Геда, способны успешно противостоять Перворожденным.

Создательница Земноморья

Урсула Крёбер Ле Гуин родилась 21 октября 1929 в Беркли, штат Калифорния, в семье Крёберов - известного антрополога Альфреда и писательницы Теодоры. Училась в Колумбийском университете (специальность - средневековая романская литература). Во время работы во Франции познакомилась с историком Шарлем Ле Гуином, за которого вышла замуж в 1953, у них две дочери и сын. Фантастику пишет с начала шестидесятых, лауреат многих престижных премий. Творчество Ле Гуин характерно повышенным интересом к проблемам социологии, антропологии, психологии, взаимодействии различных культур, философии. Живет в Портленде, штат Орегон.

География и народы

Карта Земноморья.

Земноморье - архипелаг из сотен островов, со всех концов окруженных морями. Центр цивилизации - наиболее крупные острова Внутреннего моря, где царят наследственные лорды. А всем Архипелагом формально правят короли, но реальная власть находится в руках купеческих и ремесленных гильдий. В Земноморье отсутствует официальная религия, хотя люди придерживаются древних ритуалов вроде исполнения легенд и песен. На небольших островах поклоняются Древним Силам Земли, но без фанатизма.

Обитатели Архипелага говорят на диалектах ардического языка и обладают сходной культурой. Большая часть жителей Земноморья - люди смуглые, с коричневой кожей, прямыми черными волосами и темными глазами, невысокие, но физически крепкие. У жителей северных островов более светлый цвет кожи, среди них встречаются блондины. Язык и культура также отличаются - немудрено, ведь северяне долгое время находились под властью каргов.

Карги

Племена каргов обитают на четырех крупных островах, расположенных к северо-востоку от основного Архипелага. У каргов преобладает светлый цвет кожи, голубые и зеленые глаза, русые или белые волосы. Каргадский язык сильно отличается от ардического, хоть и имеет общие корни. История Каргадских островов - цикл бесконечных междоусобиц, в которых сформировался весьма воинственный народ. Типичные черты их общества - рабовладение, строгая кастовая система и неравенство полов.

Магия среди каргов - явление редкое. Поэтому отношение к ней презрительное, даже враждебное, что, возможно, объясняет неоднократные попытки каргов добиться превосходства над жителями остального Архипелага с помощью оружия.

Карги поклоняются воплощенным Древним Силам Земли, их главное святилище - гигантская пещера Гробницы Атуана. Столица каргов - Гупун, но реальная власть исходит из священного города Авабатха, где находится резиденция Верховного Жреца. Со временем один из жрецов назвал себя живым воплощением Небесного Отца - Бого-Королем - и принял титул Императора Каргада.

История островов

Эпоха королей

Первыми королями Земноморья были лорды острова Энлад, которые силой и магией стали властителями почти всего Архипелага. Величайший из королей Морред происходил из семьи волшебников и унаследовал трон, когда пресеклась основная династия. Однажды на острове Солея молодой монарх повстречал прекрасную Эльфарран. В знак любви он подарил ей серебряный браслет с могущественной Руной Мира. Морред и Эльфарран поженились, и в их правление были заложены основы современной культуры и государственности Островов.

Однако у Эльфарран был давний поклонник, которого она отвергла, - обидчивый маг, чье имя не сохранилось. Под воздействием его чар подданные Морреда начали творить всяческие бесчинства. Морред вступил в борьбу со злодеем и настиг мага за морем Эа, где оба погибли в схватке. Но перед смертью злодей поднял гигантскую волну, которая накрыла остров Солея, где находилась Эльфарран. В общем, все умерли...

Через 150 лет после гибели Морреда король Акамбар перенес столицу Архипелага на Хавнор, который был идеальным торговым и военным центром. Так начался неспокойный период хавнорских королей, большую часть которого Земноморье подвергалось набегам каргов и налетам драконов.

Подвиги Эррет-Акбе

Последним истинным королем Архипелага был Махарион Илиенский, чьим магом, советником и лучшим другом состоял сын деревенской колдуньи Эррет-Акбе - самый прославленный герой Архипелага. Махарион и Эррет-Акбе десять лет сражались с каргами, которые пытались захватить богатые Внутренние острова. Во время нашествия врагов на остров Уэй Эррет-Акбе превратил всю воду на нем в бурный поток, который смыл захватчиков в море. Это тяжкое поражение на время приостановило экспансию Каргада.

Воспользовавшись случаем, Махарион отправил Эррет-Акбе в Каргад, дабы заключить мир. Для этого королева-мать Геру передала магу фамильную реликвию - серебряный браслет с Руной Мира. Каргадский король Торег был не прочь замириться с Махарионом. Однако Верховный жрец Интатин этого не хотел и вызвал Эррет-Акбе на поединок, сумев завлечь мага в место, где Древние Силы Земли парализовали его чары. Во время битвы браслет с Руной Мира был сломан - у мага осталась только его половина. От гибели героя спасла каргадская принцесса, за что Эррет-Акбе подарил ей половинку браслета. Жрец Интатин тоже сохранил часть браслета, или Кольца, как его стали называть, которую передал в Великую Сокровищницу Гробниц Атуана...

Когда Эррет-Акбе вернулся в Хавнор, над столицей появился Великий Дракон Орм, и маг, также обратившись в дракона, вступил с ним в бой. Однако после хорошей драки они разговорились и решили уладить дело полюбовно. Тем временем войско под началом магов налетело на драконьи гнезда и перебило тучу детенышей. Битва Эррет-Акбе и Орма возобновилось, пока оба не умерли от ран на острове Селидор. Махарион пережил Эррет-Акбе всего на несколько лет. Смертельно раненый в битве, король изрек знаменитое пророчество: «Тот унаследует мой трон, кто живым пройдет по темному царству смерти и выйдет к дальнему берегу дня ».

Темные Времена и возвышение волшебников

После смерти Махариона Архипелаг превратился в поле сражений феодальных князей, правителей городов и пиратских атаманов. Волшебники активно торговали своим искусством, из-за чего магия стала пользоваться в народе дурной славой. Однако были и волшебники-патриоты, которые на острове Рок сформировали «Братство Руки», чьей заботой стали проблемы магической этики и обучения волшебству. Затем несколько сильнейших магов основали на Роке Школу - центр сбора и распространения магических знаний. Благодаря волшебникам Рока магия Земноморья постепенно оформилась в систему знаний, фактически в науку, причем основанную на моральных и этических законах. Выпускники Школы повсюду противостояли беззаконию, пиратству и усобицам. Они налагали штрафы, помогали заключать экономические и военные соглашения, укрепляли границы. Так маги превратились в главную силу Земноморья.

Пока Королевский трон в Хавноре пустовал, Школа Рока взяла на себя управление Архипелагом. Самый могучий волшебник Школы становился Верховным Магом Земноморья, чья власть во многом соответствовала королевской. Элита Школы состояла из девяти Мастеров, которые обучали учеников разным премудростям. В их число входили Ветродуй (управление погодой), Ловкая Рука (создание иллюзий), Травник (травология и медицина), Метаморфоз (трансформация тел и предметов), Заклинатель (сотворение Великих Заклятий), Ономатет (изучение Истинной Речи), Путеводитель (распознавание подлинных намерений и замыслов), Искатель (поиск пропавших людей и предметов) и Привратник (охранитель входа в Школу). Чуть позже первый Верховный Маг Халькель заменил Искателя на Мастера Регента , который занимался преподаванием героического эпоса и песенных заклинаний. Верховный Маг был десятым Мастером Школы, воплощая жизненную, этическую и интеллектуальную силу Рока, при этом обладая значительной политической властью. Придумавший этот титул Халькель установил строжайшую магическую иерархию, согласно которой обучение в Школе женщин было запрещено. На их долю осталось лишь ведовство, которое стало называться «низшим ремеслом».

Мальчик, проявивший магический талант и посланный на Рок, должен был изучить основы высших искусств и получить диплом колдуна. Если он преуспевал в науках, то мог продолжить свое обучение, совершенствуясь в изучении Истинной Речи, после чего становился волшебником и получал посох - символ магических умений и навыков.

Самый великий маг

Однажды на острове Гонт у деревенского кузнеца родился сын Дьюни. Мать его умерла рано, отцу было недосуг, поэтому рос Дьюни, как придется. Его тетка, деревенская колдунья, обнаружила в пареньке недюжинную магическую силу. А потом на деревню напали пираты-карги, на которых Дьюни напустил густой туман, из-за чего многие захватчики погибли.

Не рассчитав сил, парень едва не умер, однако его спас маг Огион Молчаливый. Он взял мальчика себе в ученики и дал ему Истинное Имя - Гед. А мир знал Геда как Ястреба (или Перепелятника) - из-за его способности повелевать птицами и крючковатого носа, похожего на клюв. Гед был излишне горд и нетерпелив: вместо постепенного познания волшебной мудрости он пытался проникнуть в суть могучих древних заклинаний разом. Огион вновь выручил Геда от опасности погружения во тьму, после чего отослал его в Школу острова Рок.

Там Гед быстро стал лучшим учеником, отчего самонадеянность юноши возросла. Подзуживаемый товарищами, он попытался вызвать из Царства Смерти душу королевы Эльфарран, но неудачно, открыв дорогу в мир живых страшной призрачной Тени. От гибели Геда ценой своей жизни спас Верховный Маг Неммерль. Но уничтожить Тень был способен лишь сам Гед, для чего надо было знать Истинное Имя врага. Страшась призрака, Гед покинул Рок. После ряда опасных приключений молодой маг обрел волю к борьбе и отправился в погоню за Тенью. В Открытом море, за гранью известного мира, Гед наконец настиг врага и прозрел истину. Оказывается, Тень - всего лишь темная сторона его души!

После победы Гед возвращается домой и вскоре становится Верховным Магом. Об этом повествует «Волшебник Земноморья ».

Гед - потрепанный жизнью маг.

Во второй книге, «Гробницы Атуана » рассказано об одном из величайших подвигов Геда. Маг тайно проник в святыню каргов, дабы разыскать Кольцо Эррет-Акбе, без которого невозможно объединить Земноморье. Во время блужданий в подземном лабиринте Гед знакомится с юной жрицей Тенар, которая помогает ему, безоглядно влюбившись в молодого мага.

В заключительном романе трилогии, «На последнем берегу », Гед с огромным трудом побеждает безумного волшебника, который, возжаждав бессмертия, открыл врата между миром живых и мертвых. Путешествие в мир Смерти и спасение Земноморья дорого обошлись Геду, почти лишившемуся магической силы. Зато Земноморье вновь обрело Короля...

Кинематографическое Земноморье

Книги о Земноморье дважды экранизированы. 13-14 декабря 2004 на Sci-Fi Channel состоялась премьера американского минисериала «Легенда Земноморья » (Legend of Earthsea) студий Hallmark Entertainment и Bender- Brown Productions . По сценарию Гэвина Скотта ленту поставил Роберт Либерман. В фильме снимались Шон Эшмор (Гед), Кристина Крейк (Тенар), Дэнни Гловер (Огион), Изабелла Росселлини (жрица Тар), Себастьян Роуч (король Тигат). В основу положен роман «Волшебник Земноморья», от которого, правда, в картине мало что сохранилось. Интересное, философски насыщенное произведение превратилось в невнятный гибрид «Властелина Колец» и «Гарри Поттера». Ле Гуин очень резко высказывалась по поводу этой экранизации. Ее главные претензии касаются изменения характеров героев, выхолащивания серьезных философских идей книги и превращения фильма в беззубое семейное политкорректное приключение.

В августе 2006 года на экраны Японии вышло полнометражное аниме студии G hibli «Жизнь Геда » (Gedo Senki) режиссера Горо Миядзаки. Однако что представляет собой эта лента, пока неизвестно. На момент написания статьи, кроме японцев, ее еще никто не видел.

Женщина - всему голова!

Спустя годы Ле Гуин решила завершить эпос про Земноморье. Так появился роман «Техану: последняя книга Земноморья », в котором отражен мировоззренческий сдвиг Ле Гуин: писательница прониклась феминистическими идеями, хоть и не излишне рьяно.

Бывшая жрица Тенар была оставлена Гедом на его родном острове Гонт, где вышла замуж за местного фермера. У них пошли детишки, и Тенар вроде бы обрела счастье. Однако спустя годы ее муж умер, дети разбрелись кто куда, а женщина вновь оказалась в одиночестве. Правда, к ней попала загадочная одноглазая девочка Ферру, и стали они жить вместе. А позже дракон принес на остров утратившего магическую силу Геда.

Бывшему чародею пришлось учиться жизни, чтобы заново обрести ее смысл - жалкий удел для великого мага! В конце концов Тенар милостиво принимает некогда отвергшего ее великого мага под свое нежное крыло. Но это был еще не конец...

Весьма вероятно, что Урсула Ле Гуин напишет еще не одну историю о волшебном мире, окруженном бескрайним океаном.