Музыкотерапия. «музыка обладает магической силой и может усмирить дикаря, смягчить камень или согнуть кряжистый дуб». у. конгрив, британский драматург, - презентация. Теоретические основания применения музыкотерапии и логоритмики в музыкально-эстетическом

В Библии говорится, что Давид, играя на арфе, исцелял царя Саула от приступов меланхолии и душевного расстройства. На огромную роль вибраций собственного голоса указывал великий Пифагор. Если больной не мог издавать звуки, то Пифагор в таких случаях прикладывал к его груди трубу и через нее заставлял звучать и вибрировать тело больного. Отец средневековой медицины Парацельс считал вибрации от звуков музыкальных инструментов и собственного голоса главным методом лечения. Хорошо известен случай, когда наиболее известный певец 1-ой половины 18 века Фаринелли, пением вылечил от тяжелой формы шизофрении испанского короля Филиппа VI.

Музыкотерапия – это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство.

Терапевтическое воздействие музыки известно с древних времен. Основные механизмы воздействия музыкотерапии делают этот метод максимально индивидуально эффективным для каждого человека. С одной стороны музыка, содержащая ритм воздействует на определенные мозговые зоны и активирует или синхронизирует работу мозга в целом, так как наш организм работает в режиме подстраивания под ритмическую организацию внешнего мира. С одной стороны подбирая музыкальные произведения можно добиться нужного эффекта расслабления или повышения активности. С другой стороны, любая музыка несет в себе индивидуальную маркировку, т. е. ассоциируется лично для каждого человека с каким-то событием, соответственно имеет для нас определенное значение и вызывает опре-деленные эмоции.

Музыкотерапия в целом развивается как интегративная дисциплина на стыке нейрофизиологии, психологии, психотерапии, рефолексотерапии, музыкальной психологии, музыковедения и др. Она всё более утверждается в статусе универсальной воспитательной системы, способной оптимизировать процесс личностного развития человека в слож-ных условиях современной общественной жизни (Википедия).

Голос – это уникальный музыкальный “инструмент”, данный человеку самой Природой. Голос человека вибрирует всегда, когда он звучит (при разговоре, пении, шепоте). И более совершенного (в частности – с терапевтической точки зрения) музыкального инструмента, подходящего для конкретного человека, просто не существует.

Каждый орган нашего тела имеет свой “голос”. “Звучание” больных органов отличается от звучания здоровых. Это ненормальное “звучание” можно скорректировать, научив человека правильно петь. Хорошие оперные певцы – люди физически здоровые и, как правило, долгожители.

В настоящее время методы вокалотерапии активно используются во всем мире для лечения и профилактики как психических расстройств: неврозов, фобий, депрессии, апатии, шизофрении, так и соматических заболеваний: бронхиальной астмы и других заболеваний дыхательных путей, сердечно-сосудистой недостаточности, головных болях и др.

Цели семинара:

  • знакомство с направлениями “Музыкальная терапия” и “Вокалотерапия”;
  • овладение конкретными методами музыко- и вокалотерапии;
  • освоение психотерапевтических техник работы с музыкальными произведениями и голосом;
  • овладение базовыми навыками необходимыми для применения музыки в терапии на практике.

Семинар “Музыко- и вокалотерапия” рассчитан на обучение и повышение квалификации: музыкантов, психологов, врачей, психотерапевтов, психиатров, студентов 4, 5-х курсов медицинских, психологических факультетов и всех желающих расширить свои знания, познать себя.

В программе семинара:

  • Музыка как метод психотерапии.
  • Психофизиологические основы воздействия звука и анализ психологических механизмов влияния музыки.
  • Музыка как метафора. Музыкальная терапия и терапевтический характер музыки.
  • Основные направления музыкотерапии.
  • Активная и пассивная форма музыкотерапии.
  • Сочетание изобразительных техник с музыкой.
  • Способы взаимодействия терапевта с клиентом, с группой в музыкотерапии.
  • Показания и ограничения метода музыкальной терапии.
  • Маркировка с пользованием работы с образами.
  • Классификация музыкальных метафор.
  • Использование метода музыкальной терапии в рамках групповой и индивидуальной работы.
  • Критерии выбора музыкальных произведений.
  • Музыкотерапия как развитие коммуникативных навыков.
  • Направление и механизмы действия музыкотерапии.
  • Техники музыкотерапии. Модели построения “индивидуальной” мелодии.
  • Собственный опыт в упражнениях и создание “индивидуальной” терапевтической мелодии, технология динамиче-ского слушания.
  • Упражнения на создание музыкальной метафоры.
  • Упражнения “Музыкальная комната”, “Мелодия магического воздействия”, “Создание музыкальной метафоры”, “Технология динамического слушания”, “Музыкальный портрет”, “Оркестровая яма”, “Создание индивидуальной музыкальной мелодии”.
  • Применение музыкотерапии в клинической практике.
  • Особенности музыкотерапии при проблемах обучения, в неврологии, при деменциях.
  • Основы вокалотерапии. Расслабление с помощью голосовых вибраций.
  • Выражение эмоций и чувств с помощью пения.
  • Работа с дыханием. Упражнения на восстановление дыхания для нормализации эмоционального состояния.
  • “Цветочный магазин” – отработка глубокого интенсивного вдоха. Упражнение “Свеча”, а также использование скороговорок – тренировка умения ровно распределять выдыхаемый воздух.
  • Упражнение “Выдох через соломинку” – работа с вокальной “опорой”. Методы дыхательной гимнастики Стрельниковой.
  • Упражнения на активизацию артикуляционного аппарата – работу с локальными мышечными зажимами (лица, нижней челюсти, шеи) – эмоциональное раскрепощение.
  • Работа с голосом: вокализирование на закрытом звуке (М, Р) – резонирование, снятие внутреннего напряжения; вокализирование на открытом звуке (А, О, И) – регуляция психофизического расслабления или активизации.
  • Упражнения “Волна”, “Вопрос – ответ” для снятия психофизических зажимов посредством преодоления межрегистровых барьеров. Упражнение “Импровизация” для эмоционального раскрепощения, самовыражения.
  • Использование фольклорного пения для отреагирования и канализации эмоций.
  • Пение, как средство коммуникации – дуэты, ансамблевое пение, импровизационное упражнение “Диалог” как средство коммуникации, раскрытия творческого потенциала в процессе “пропевания” диалогового общения.
  • Синхронизация эмоционального и физического самочувствия при сочетании пения с ритмом, хлопками и движениями.
  • Соотнесение своего состояния с настроем группы, эффект “заражения ” эмоциями.

Литература по музыкотерапии и вокалотерапии:

  1. Блаво Р. Исцеление музыкой. – СПб., 2003.
  2. Брусиловский Л. С. Музыкотерапия // Руководство по психотерапии. 3-е изд., доп. и перер. – Ташкент, 1985. С. 273-304.
  3. Вольперт И. Е. Лечение музыкой // Вольперт И. Е. Психотерапия. – Л., 1972. С. 146-155.
  4. Голдмен Дж. Целительные звуки: пер. с англ. М., 2003.
  5. Гроф С. Целительный потенциал музыки // Гроф С. Приключения в самопознании. Информационные материалы: пер. с англ. – М., 1991. С. 50-61.
  6. Декер-Фойгт Г. Г. Введение в музыкотерапию: пер. с нем. – СПб., 2003.
  7. Дьюхерст-Мэддок О. Целительный звук. Техника самосовершенствования с привлечением музыки и голоса: пер. с англ. – М., 1998.
  8. Емельянов В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – С-Пб,М., Краснодар. Издательство “Лань”, 2007.
  9. Завьялов В. Ю. Музыкальная релаксационная терапия. Практическое руководство. – Новосибирск, 1995.
  10. Золтаи Д. История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля. – М., 1977.
  11. Клюев А. С. Музыкотерапия: путь к Гармонии // Альманах кафедры эстетики и философии культуры СПбГУ. № 2. – СПб., 2007. С. 318-324.
  12. Кэмпбелл Дж. Эффект Моцарта: пер. с англ. Минск, Попурри, 1999.
  13. Лисицын Ю. П., Жиляева Е. П. Музыка, пение и танец на службе здоровья // Лисицын Ю. П., Жиляева Е. П. Союз медицины и искусства. М., 1985. С. 27-45.
  14. Матейова З. Музыкотерапия при заикании / З. Матейова, С. Машура; Пер. с чешского. – К., 1984.
  15. Менегетти А. Музыка души. Введение в онтопсихологическую музыкотерапию: пер. с ит. – СПб., 1992.
  16. Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. – М., Редакционно-издательский отдел Института психологии РАН, 2002.
  17. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия. Теория и практика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 1999.
  18. Порт Ж. Музыка как терапия // Cultures. 1975. № 2. С. 103-107.
  19. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой: пер. с англ. – М., 1986 (2008).
  20. Хакен Г. Синергетика: пер. с англ. – М., 1980.
  21. Хан Назрат Инайят Мистицизм звука: пер. с англ. – М., 1997 (2002).
  22. Шипулин Г. П. Лечебное влияние музыки // Вопросы современной психоневрологии. Труды института (Ленинградский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева). Т. XXXVIII. – Л., 1966. С. 289-296.
  23. Шушарджан С. В. Руководство по музыкотерапии. – М., 2005.
  24. Шушарджан С. В. Музыкотерапия: история и перспективы // Клиническая медицина, 2000, т. 78
  25. Шушарджан С. В. Здоровье по нотам. Практикум пути к духовному совершенству и бодрому долголетию. – М., 1994
  26. Элькин В.М. Театр цвета и мелодии Ваших страстей. Цветовая психология и психотерапия шедеврами искусства. Гармонизация цветовых программ жизни и Ваши тайные способности. – СПб., 2005.
  27. Эндрюс Т. Сакральные звуки. Книга о преобразующем воздействии Музыки и Слова: пер. с англ. – СПб., 2004.
  28. Юсфин А. Г. Музыка – сила жизни. – СПб., 2006.
  29. Яковлев Е. Г. Эстетическое как совершенное: Избр. работы. – М., 1995.

Значительный вклад в разработку эмоциональной психотерапии внес А.И.Яроцкий, профессор Юрьевского университета. В своей работе “Идеализм, как физиологический фактор” (1908 г.) он показал, что эмоционально-нравственные стороны духовной жизни человека влияют в том числе и на протекание физиологических процессов в организме.

Впрочем еще ранее, в начале XIX века в отечественной медицине в работах И.Я.Дядьковского, М.Я.Мудрова, а позднее С.П.Боткина была сформулирована “Теория нервизма”, в содержании которой можно проследить истоки взгляда об огромной роли эмоциогенных воздействий на психические и физиологические функции организма.

Среди прочих эмоционально ориентированных лечебных воздействий важное место занимает музыкотерапия. В психотерапевтической энциклопедии под редакцией Б.Д.Карвасарского говорится следующее: “Лечебное действие музыки на организм человека известно с давних времен. Первая попытка научного объяснения этого феномена относится к XVII в., а широкие экспериментальные исследования - к XIX. Большое значение музыки в системе лечения психически больных придавали С.С.Корсаков, В.М.Бехтерев. От себя сошлемся также на С.И.Консторума, Г.П.Шипулина и других известных русских ученых.

Подробный обзор литературы, посвященной различным аспектам музыкотерапии, содержится в работах Л.С.Брусиловского (1971, 1979), В.Ю.Завьялова (1995), Швабе (Schwabe С.Н., 1974), Галинской (Galinska, 1977), Н.Н.Свидро (1997) и др. Не останавливаясь подробно на содержании указанных публикаций, отметим в них те положения, которые сопрягаются с материалами данного методического пособия.

После того, как в конце XIX в. на смену эмпирическому этапу использования музыки пришел этап экспериментально-физиологических исследований, ученые стали предпринимать попытки подвести физиологический базис под эмпирические факты. Под руководством В.М.Бехтерева в 1913 г. в России было основано “Общество для выяснения лечебно-воспитательного значения музыки и гигиены”.

Предпринятые физиологические исследования (Cority, Charpentier, Mentz, И.М.Догель, И.И.Спиритов и многие другие исследователи) показали, что музыка влияет заметным образом на ряд жизненно важных физиологических функций, причем характер и выраженность позитивных изменений зависит от ритма, тональности и других характеристик музыкальных произведений.

“Исследования высшей нервной деятельности в последние десятилетия показали, что кора головного мозга непосредственно связана с рядом подкорковых образований (ретикулярные формации гипотоламуса и т.д.), которые оказывают восходящее неспецифическое активизирующее действие на кору головного мозга” (Morurri, Magann, П.К.Анохин, Е.Н.Кошелева). В свете положений И.П.Павлова о взаимодействии коры головного мозга и “подкорки” механизм мощного воздействия музыки состоит в ее влиянии на подкорку, откуда передаются тонизирующие, активирующие влияния, являющиеся питательным источником корковой деятельности.

Рассматривая гипотетические механизмы влияния музыки на человека, следует принять во внимание широко используемое в практике музыкотерапии положение Альтшулера (Altshuler), который обнаружил в организации больного физиологические изменения, адекватные определенным типам музыкального воздействия, и обосновал терапевтический подход, названный им “изопринципом музыкотерапии” (Л.С.Брусиловский, 1979). Согласно этому положению, при затруднении словесного контакта с больным музыка, способствует его установлению, если она соответствует эмоциональному тону (состоянию) пациента, т.е. при депрессии показана музыка тихая, спокойная, при возбуждении - громкая, с высокой частотой ритма.

Классификация современных методов музыкотерапии на основе их преимущественного лечебного действия приводится в работе известного польского музыкотерапевта Е.Galinska (1977): 1) методы направленные на отреагирование, а также эмоционально активирующие; 2) тренинговые методы, применяемые чаще всего в рамках бихевиоральной психотерапии; 3) релаксирующие методы, используемые не только в психиатрии, но и в других областях медицины; 4) коммуникативные методы; 5) творческие методы в форме инструментальной, вокальной, двигательной импровизации; 6) психоделические, экстатические, эстетизирующие, созерцательные; 7) музыкальный тренинг чувствительности для выработки способности видеть проявления и отзвуки жизни музыки.

Задача музыкотерапевта заключается в том, чтобы из огромного музыкального материала сделать правильный выбор, подобрав музыку такого характера, который был бы наиболее имманентен личности пациента, его психическому и физическому состоянию, его менталитету, а также характеру нейродинамики.

Этой цели была посвящена творческая работа врача-терапевта Рушеля Блаво. В созданном автором музыкотерапевтических альбомах представлена композиционно-сложная музыка, записанная с использованием современных технологий, с учетом содержания различных лечебных программ. Композиции Рушеля Блаво предусматривают такие механизмы лечебного действия музыкотерапии, как катарсис, эмоциональная разрядка, коррекция аффекта, повышение доступности для сознательного переживания психо- и социодинамических процессов, повышение социальной активности пациентов, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии, оптимизация условий усвоения пациентом новых отношений, установок, жизненных позиций (в частности, через развития эстетических потребностей).

Книга подготовлена коллективом ведущих психотерапевтов страны.

Новое издание переработано и дополнено в соответствии с современными нуждами советского здравоохранения. Это практическое руководство для врачей всех лечебных специальностей, содержащее рекомендации по лечению больных с учетом их душевного состояния, напряжения во время соматической болезни. Содержит 22 иллюстраций, 1 таблицу.

Рожнов В. Е. - доктор медицинских наук, профессор, руководитель Всесоюзного Центра по психотерапии Минздрава СССР, зав. кафедрой психотерапии ЦОЛИУВ.

Введение. В. Е. Рожнов

Общие вопросы психотерапии

Медицинская деонтология и психотерапия. В. Е. Рожнов

Вопросы истории и теории психотерапии. В. Е. Рожнов

Эмоционально-стрессовая психотерапия. В. Е. Рожнов

Психотерапия и психология. С. С. Либих

Психотерапия, психопрофилактика, психогигиена. В.Е. Рожнов, Ю.П. Чаргейшвили

Психотерапия в системе реабилитации психически больных. М. М. Кабанов

Система специализированной психогигиенической психопрофилактиче­ской и психотерапевтической помощи работникам в условиях современ­ного промышленного производства. В. Е. Рожнов, С. И. Табачников, A. Т. Филатов

Психогигиена, психопрофилактика и психотерапия в спорте. А. Т. Фи­латов. А. М. Морозов

Психомышечная тренировка. А. В. Алексеев

Психогигиена творческого труда актера. С. А. Гройсман

Психотерапия в народной медицине С. А. Гуревич

Методы психотерапии

О факторах, влияющих на эффективность психотерапии. Р. А. Зачепицкий

Гипнотерапия. В. Е. Рожнов

Рациональная и разъяснительная психотерапия. Д. В. Панков

Групноная эмоционально-стрессовая психотерапия. А.С. Слуцкий, B.Н. Цапкин

Эмоционально-стрессовая эстетопсихотерапия. В.Е. Рожнов, А. В. Свешников

Музыкотераиия. Л. С. Брусиловский

Библиотерапия. А. Е. Алексейчик

Наркопсихотерапия. М. Э. Телешевская

Психотерапия в комплексе разгрузочно-диетической терапии. Г. К. Заиров, В. Б. Гурвич, Г.И.Бабенков

Психотерапия и лечебная физкультура. К. И. Мировский

Специальная психотерапия

Психотерапия при неврозах. Б. Д. Карвасарский

Психотерапия невроза навязчивых состояний. Н. М. Асатиани

Эмоционально-стрессовая психотерапия неврозов с состояниями стра­ха. А.С. Слуцкий

Эмоционально-стрессовая психотерапия “кардиофобии”, Ю. П. Чаргей­швили

Эмоционально-стрессовая психотерапия неглубоких депрессий. В. П. Колосов

Психотерапия неврозов военного времени. А. М. Свядощ

Психотерапия при психопатиях у подростков. А. Е. Личко

Психологическая совместимость супружеской пары (сексуальные дисгар­монии). Э. М. Дворкин

Психотерапия сексуальных нарушении у женщин. 3. В. Рожановская

Психотерапия алкоголизма и наркоманий В. Е. Рожнов

Коллективная эмоционально-стрессовая психотерапия больных алкого­лизмом в бодрствующем состоянии. И. С. Павлов

Эмоционально-стрессовая психотерапия в клинике психозов. В. Е. Смирнов

Эмоционально-стрессовая психотерапия неврозоподобной шизофрении. М. Е. Бурно

Игровая психотерапия неврозов у детей. А.И.Захаров

Психотерапия аутизма у детей. В. Е. Каган

Психотерапия при сахарном диабете. А. А. Мартыненко

Психотерапия в санаторно-курортной практике. В.Е. Рожнов, Я. И. Бараш.

Психотерапия в домах отдыха. В. Е. Рожнов, Ю. Л. Покровский

Арт – терапевтические методики (музыкотерапия), широко используемые психотерапевтами, уже адаптированы в отдельных педагогических исследованиях последних лет к работе с обычными детьми с целью профилактики и коррекции их негативных эмоциональных состояний, нормализации эмоционально – волевой сферы личности, способствующих как духовно – нравственному, так и физическому оздоровлению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Музыкальному руководителю о музыкотерапии.

Ребенок в детском саду – самое уязвимое звено педагогического процесса. Только придя в детский сад, он испытывает сильнейший стресс, который иногда затягивается на несколько месяцев, переходя в тяжелую форму адаптации. В течение последующих 4-5 лет пребывания в ДОУ у любого ребенка еще не раз могут возникнуть ситуации, вызывающие сильное эмоциональное напряжение. Цель ДОУ – адаптировать личность ребенка к социуму. Самым оптимальным подходом в адаптации является творческий подход, когда человек не противостоит изменяющимся условиям в ущерб своему здоровью, но и не проявляет конформность, т.е. соглашательство со всем, что ему предлагается, а находит способы оказывать влияние на внешние обстоятельства с максимальной пользой для себя. Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием. Его задача – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую. Выполнить эту задачу эффективно можно на основе интеграции деятельности всех участников образовательного процесса: воспитатели, психологи, педагоги дополнительного образования. Учитывая особенности детей, они должны искать наиболее рациональные и эффективные пути стимулирования их гармоничного развития. Музыкальному руководителю в этом вопросе отводится особая роль, так как музыкальная деятельность носит не только творческий характер, но оказывает влияние на развитие всех сторон личности и сферу познавательного развития. Поэтому цель работы педагога - музыканта – сохранение психического здоровья ребенка путем создания комфортных условий для творческого самовыражения и развития личности. В практике ведения музыкальных занятий арт- терапевтические методы и технологии пока применяются крайне редко. Вместе с тем, арт – терапевтические методики, широко используемые психотерапевтами, уже адаптированы в отдельных педагогических исследованиях последних лет к работе с обычными детьми с целью профилактики и коррекции их негативных эмоциональных состояний, нормализации эмоционально – волевой сферы личности, способствующих как духовно – нравственному, так и физическому оздоровлению. Конечно, на музыкальных занятиях могут быть использованы только научно обоснованные и экспериментально проверенные элементы арт - терапии в форме различных упражнений, целенаправленно отобранного музыкального материала для слушания и исполнения, а также музыкально – творческих заданий, способствующих самопознанию, самооценке, творческому самовыражению, саморазвитию и самокоррекции личности. В Российской энциклопедии социальной работы указано, что арт-терапия – это способы и технологии реабилитации лиц средствами искусства и художественной деятельности. К средствам искусства относятся: музыка, живопись, литературные произведения, театр и.т. д. Эмоционально-образная природа искусства позволяет активно влиять на работу правого полушария головного мозга, а через него - на всю структуру личности, формируя и трансформируя систему ее духовно-нравственных ценностей и идеалов. Традиционные для отечественной культуры образы-идеалы человека и человеческих отношений, значимость которых в современных условиях особенно ощутима, отражены в народных песнях и произведениях русской классической музыки. Эти образы могут транслироваться и закрепляться в структуре личности ребенка с помощью арт-терапевтических методов. В этом состоит особая педагогическая значимость таких методов, их роль в решении острых социальных проблем и воспитательных задач, стоящих перед современными ДОУ. Рассмотрим кратко сущность музыкальной терапии. Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства психологической коррекции состояния ребенка в желательном направлении развития. Многочисленные методики музыкальной терапии предусматривают как целостное использование музыки в качестве основного и ведущего факторов воздействия (прослушивание музыкальных произведений, музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия. Сегодня этот метод активно используется в коррекции эмоциональных отклонений у детей младшего возраста. Они касаются их страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении и др. Положительные эмоции при музыкальном прослушивании, «художественное наслаждение», по мнению Л.С. Выготского, не есть чистая рецепция, но требует высочайшей деятельности психики. Мучительные и неприятные аффекты при этом подвергаются некоторой разрядке, уничтожению, превращению в противоположное. Правильный выбор музыкальной программы – ключевой фактор музыкотерапии. Для того чтобы музыка оказывала благотворное влияние на ребенка, она должна соответствовать его эмоциональному состоянию. Еще в 1916 г. В.М.Бехтерев писал: «Музыкальное произведение, по своему состоянию совпадающее с настроением слушающего, производит сильное впечатление. Произведение, дисгармонирующее с настроением слушающего, может не только не нравится, но даже раздражать». Подробный разбор литературы, посвященный различным аспектам музыкотерапии, представлен в работах Л.С.Брусиловского (1971), В.Ю. Завьялова (1995), К.Швабе (1974) и др. В 70 – 80-е годы вышло несколько монографий, посвященных музыкотерапии, в которых описываются методы по применению музыки с лечебной целью у детей, страдающих неврозами (К.Швабе, 1974), ранним детским аутизмом (Р.О. Бенензон, 1973). В 1982 г. в Берлине вышла книга Ю. Брюкнер, И.Медераке и К.Ульбрих «Музыкотерапия для детей», в которой подробно рассмотрены виды детской музыкотерапии, включая пантомиму и различные способы рисования под музыку. Однако методика рассчитана на детей школьного или старшего дошкольного возраста. В этих научных трудах не уделено внимания коррекционным возможностям музыки в раннем возрасте, тогда как, по мнению Н.М. Щелованова, давшего физиологическое обоснование основополагающим вопросам развития и воспитания детей раннего возраста, «важно не запустить детей снизу». Музыка – источник особой детской радости. В раннем возрасте ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал. Раннее общение с музыкой, занятия основными видами музыкальной деятельности способствуют полноценному психическому, физическому и личностному развитию малыша. Важнейшей задачей музыкального воспитания детей раннего возраста является формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. На этом фундаменте ярких музыкальных впечатлений, образов, характеров базируется и развитие активности в детском музыкальном исполнительстве, и музыкально-творческие проявления детей. Дети раннего возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они испытывают порой больше, чем взрослые люди. И вот здесь бесценную помощь оказывает музыка. Сила ее заключается в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно; достаточно только сыграть грустную мелодию, и малыши начинают понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает им осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний. Установлено, что музыка - воздействует на многие сферы жизнедеятельности человека через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психический. Звуковые вибрации являются стимулятором обменных процессов в организме на уровне клетки. Эти вибрации способны изменять различные функции организма (дыхательную, двигательную, сердечнососудистую). Благодаря ассоциативным связям, возникающим в процессе восприятия и исполнения музыки, меняется и психическое состояние ребенка. Исследователи рекомендуют использовать в работе с детьми широкий спектр музыкальных инструментов и виды музыки, воздействующие на различные функции организма. Например, для укрепления и оздоровления дыхательной функции можно использовать духовые инструменты (глиняные свистульки, свирели, игрушечные дудочки, губные гармошки, блок-флейты и др.), при слабой мелкой моторике пальцев - клавишные инструменты (игрушечное пианино или детский синтезатор), при эмоциональных проблемах, для снятия стресса или, напротив, активизации эмоциональной сферы личности ребенка - прослушивание музыки для релаксации, а также записей-шумов природы (звуков моря, леса, грозы и др.). Дыхательная музыкотерапия, включающая игру на духовых музыкальных инструментах, дыхательную гимнастику под музыку и различные упражнения для развития певческого дыхания, позволяет детям заниматься оздоровлением, не замечая процесса лечения. Дыхательная музыкотерапия – это тренинг дыхательной функции человеческого организма. Особое место в ней отводится пению. Тембр голоса, манера говорить, интонации, наряду со смыслом слов, много могут рассказать о чувствах и характере говорящего, о его настроении и внутреннем состоянии. Голос «говорящий музыкальный инструмент». Голос является составляющей различных психофизиологических процессов, происходящих в организме. На тембр, громкость и другие качества голоса влияют такие факторы как эмоциональный тонус, мышечный тонус и др. Следовательно, можно по голосу определять некоторые состояния организма, а также через голосовые упражнения влиять на эти состояния. Таким образом, изучение и использование музыкальным руководителем основ музыкальной терапии является важным фактором повышения психолого - педагогической эффективности курса в дошкольных образовательных учреждениях.