Что такое рерих. Философия в творчестве. Музей Рериха в Нью-Йорке

Николай Константинович Рерих - художник, путешественник, философ-гуманист, писатель, великий радетель культуры и просвещения. Член многих организаций, автор около 7000 картин и 30 литературных трудов.

Семья Рерихов

С 1906 по 1918 гг. Рерих был директором Школы Императорского общества поощрения художеств. В этот период его картины постоянно выставлялись в Европе. Знаменитые Лувр и Римский национальный музей приобрели несколько полотен Рериха. Постепенно претерпевает изменения и сам стиль Рериха, художник практически отказался от масляных красок, он стал работать с темперой. Основными источниками вдохновения для него по-прежнему остаются русские исторические и фольклорные герои. Николай Рерих - непревзойдённый мастер яркой, сильной метафоры. В своих картинах он говорил, кричал людям: насилие бессмысленно, есть другой путь - путь добра и любви, он светел…

Художник был популярен и уважаем как на родине, так и за границей. В России до 1918 г. было издано девять его монографий, десятки журналов посвящали свои номера творчеству Николая Рериха. Замечательный писатель Леонид Андреев, горячий поклонник творчества художника, назвал его творчество «Державой Рериха».

Тем временем семейная жизнь Рерихов шла своим чередом. У супругов был свой взгляд на воспитание детей. Они не без оснований считали, что ребёнку необходимо помогать в раскрытии природных талантов. Их первый сын Юрий с детства интересовался историей и философией, Святослав же тяготел к рисованию. Оба мальчика учились в знаменитой гимназии Мая, каждый в соответствии с наметившимися способностями. Елена Ивановна очень много занималась с детьми, читала, обучала иностранным языкам и музыке. У Рерихов был свой домашний театр, где они постоянно ставили семейные спектакли.

В 1915 г. Рерих заболел воспалением лёгких. По совету врачей художник переехал жить в Карелию, в город Сортавала . Несколько лет семья прожила в краю озёр. Карельский климат благотворно сказался на здоровье Николая Константиновича, художник плодотворно работал. В 1919 г. в Стокгольме открылась его персональная выставка. И вновь, как и в России - громогласный успех, в дальнейшем картины Рериха выставлялись на лучших скандинавских вернисажах. В 1919 г. Рерих вместе с семьёй прибыл в Англию. Его старый друг Сергей Дягилев помог Рериху в устройстве выставки в Лондоне. Совместно с Дягилевым в Лондоне Рерих работал над постановкой русских опер. В столице Англии Николай Рерих познакомился с великим индийским писателем Рабиндранатом Тагором, лауреатом Нобелевской премии. Писатель, очень впечатлённый семьёй Рерихов, делает им предложение посетить Индию. Для супругов, с молодости увлечённых восточной философией, предложение Тагора было крайне заманчиво. Индия - страна обетованная для искателей истины.

В Америке

В 1920 г., Рерих, получает заманчивое предложение от Чикагского института искусств. Директор института предложил организовать большое выставочное турне - по 30 городам США. Николай Константинович согласился. В ноябре 1920 г. Рерихи прибыли в Америку. К тому времени в США обосновалось множество переселенцев из России. С их помощью в Нью-Йорке Рерих основал Институт Объединённых искусств, целью его открытия являлось объединение народов земли, созидание общечеловеческих ценностей посредством культуры и искусства. В США Рерих провёл множество выставок, на которых были представлены как уже известные работы, так и картины, написанные в Америке. Помимо выставочной и просветительской деятельности, художник успешно работал над декорациями для постановок в Чикагском оперном театре. В Америке Рерих имел имидж пацифиста и гуманиста, многие считали его провидцем, человеком, познавшим истину. Находясь в Англии и США, Рерихи принимали участие в нескольких спиритических сеансах. Николай Рерих и его жена Елена Рерих заявляли, что посредством спиритического сеанса с ними на связь вышли Учителя Мория и Кут Хуми, которые были представителями «Гималайского братства». Среди последователей Рериха он считался Западным Далай-ламой. Вместе с единомышленниками Рерих основывает корпорацию «Белуха». Это предприятие было создано с целью приобретения концессии, дающей права на горнодобывающую и земельную деятельность в окрестностях горы Белухи, расположенной на Алтае. Рерих любил Алтай, и наряду с Гималаями, он считал Алтай особым местом силы.

Главным устремлением в жизни Рерихов был поиск высших истин. Основная концепция - самосовершенствование как путь к просветлению. Супруги серьёзно увлекались индийской философией. Именно в Индии они надеялись найти то, что так упорно искали.

Отношения с Советами

Николай Рерих никогда не испытывал любви к большевикам. Скорее наоборот, проживая в эмигрантских столицах, он проводил весьма жёсткую линию по отношению к новой Советской власти. Неоднократно с различных трибун он негативно отзывался о том, что произошло и происходит в России. Из-под его пера вышло немало обличительных статей на эту тематику. И тут неожиданное дело, Рерих резко изменяет отношение к Стране Советов и её большевистскому руководству. Николай Константинович абсолютно разочаровался в Белом движении, особенно после разгрома в 1920 г., азиатской дивизии под командованием барона Унгерна, начальником обоза дивизии служил его родной брат - Владимир Константинович Рерих.

В 1923 г. в Берлине Рерих встречается с полпредом СССР Н. Н. Крестинским, а впоследствии с его помощником Г. А. Астаховым. Результатом этих встреч стал визит Рериха в Москву . В чём же причина столь разительной перемены? Есть версия, что Рерих определил для себя буддизм и коммунизм, как одну общую, идеальную религию. Советские представители доложили Г. В. Чичерину, главе МИД СССР, о встрече с интересным полубуддистом-полукоммунистом Рерихом. Чичерин был очень заинтересован, оценив масштаб личности Рериха, он надеялся использовать его как активного пропагандиста советского строя на Западе. Николай Рерих в этой ситуации преследовал свои цели, в его планах было создание идеальный страны на территории Монголии и Сибири. Страны, живущей на основании буддийских ценностей. Разумеется, без большевиков подобный план был не осуществим.

Путешествие по Азии

2 декабря 1923 г. Рерих вместе с семьёй прибыл в Индию. Это было гигантское путешествие, охватывающее различные географические пояса. Маршрут экспедиции: Сикким, Кашмир, Ладак, Китай, Россия, Алтай, Монголия, Тибет. За четыре года странствий собраны бесценные фольклорные и лингвистические материалы, найдено несколько редчайших древних манускриптов, проведены археологические раскопки. Написаны две книги: «Сердце Азии» и «Алтай - Гималаи», созданы серии картин «Гималаи», «Майтрейя», «Сиккимский путь», «Его страна», «Учителя Востока». На Алтае, в районе горы Белухи, Рерих подбирал место для создания культурного центра. В своей литературе Рерихи проводили параллели между буддистской общиной и коммуной, неоднократно упоминали Ленина . В 1925 г. художник создал полотно под названием «Гора Ленина», на картине чётко виден легко узнаваемый профиль вождя. Рерихи всегда верили в существование Шамбалы (Беловодья) - легендарной страны, где живут Махатмы - просветлённые люди, обладающие всеми знаниями мира и управляющими им. После экспедиции они утверждали, что нашли Шамбалу и лично общались с учителями Махатмами. В 1926 г. наркому Чичерину, было вручено письмо с посланием от Махатм, в нём содержались слова приветствия и одобрения деятельности Советского руководства.

Пакт Рериха

В 1929 г. Рерих совместно с доктором международного права Г. Шклявером создаёт проект Договора о защите культурных ценностей - Пакт Рериха. Также был представлен проект отличительного знака защиты - Знамя Мира. Знамя представляло собой белое полотнище с тремя красными кругами, символизирующими религию, искусство и науку. Идею создания пакта поддержали великие деятели науки и искусства: Альберт Энштейн, Ромен Роллан, Бернард Шоу, Рабиндранат Тагор, Томас Манн, Герберт Уэллс и многие другие. Кандидатура Рериха была выдвинута на Нобелевскую премию мира. 15 апреля 1935 г. состоялось подписание Пакта Рериха, на церемонии лично присутствовал Франклин Рузвельт. Пакт Рериха стал первым документом, декларирующим защиту культурных ценностей. Последующие голоса в защиту культуры зазвучали лишь только после Второй Мировой войны. Рерих стал первым человеком, во всеуслышание заявившим миру о необходимости охраны вечных культурных ценностей, созданных мировой цивилизацией.

Институт Урусвати

Институт «Урусвати» был основан Рерихами в 1928 г. Идея его создания была совместной. Институт находился в Индии в долине Кулу на высоте 1200 метров. Николай и Елена Рерих стали соучредителями института, а их старший сын - Юрий Рерих исполнял должность директора. Цель создания «Урусвати» - научные изыскания, затрагивающие различные области человеческих знаний. Это был некий исследовательский центр, научная станция в Гималаях. В институте ставились самые передовые, а порой даже фантастические задачи. Предполагалось успешно использовать синтез знаний восточной и западной цивилизаций. В дальнейшем на том же месте планировалось построить Ур - город знаний. С тех пор семья Рерихов проживала в долине Кулу.

В 1935 г. при поддержке американского правительства Николай Рерих вместе с сыном Юрием организовывает новую экспедицию, их маршрут пролегал через Хинганский хребет и пустыню Гоби, эти местности находились на территории Монголии и Китая. Во время путешествия проводились археологические раскопки, собирались этнографические материалы, была создана серия этюдов.

Наступил 1941 г., мир запылал в пожаре Второй Мировой. С первых дней войны Николай Константинович Рерих всеми силами и средствами пытался помочь родине. Вместе с младшим сыном Святославом художник устроил аукцион картин, все средства от продажи которых были переведены в фонд Красной Армии. Николай Константинович писал статьи, выступал по радио со словами поддержки советскому народу. Во время войны художник создал несколько блестящих патриотических полотен: «


Третий том "Листов дневника" Н. К. Рериха включает очерки-письма последних лет его жизни — 1942-1947 гг. Написанные в суровые годы мировой войны и разрухи, они несут призыв к культурному единению человечества и служению Родине, учат восприятию вечного и истинного.

В сборнике представлены самые глубокие по содержанию литературные произведения великого художника и мыслителя Н.К.Рериха. Являясь сотрудником духовных Учителей Востока, Н.К.Рерих отразил духовно-философские основы их мировоззрения в своем литературном творчестве.

Иные миры и планы бытия; сакральная взаимосвязь человека с Космосом; загадки жизни, смерти, бессмертия; необычные природные явления, свидетельствующие о многомерной структуре мироздания; парапсихологические феномены и тайны высших духовных способностей человека; наконец, самый уникальный культурно-исторический феномен нашей планеты — обитель Высшего Разума, Шамбала, — все эти вопросы нашли увлекательное художественное отражение в рассказах, эссе и повестях мыслителя.

Легенды Азии. Сборник

Гениальный живописец, выдающийся публицист, мыслитель, путешественник Н.К. Рерих справедливо считается одним из самых загадочных деятелей своей эпохи.

В этом сборнике собраны самые таинственные, захватывающие повести и рассказы Н.К. Рериха. Эти работы посвящены тайнам истории и культуры Востока, природным феноменам, не разгаданным наукой, мудрости духовных Учителей Индии, предвидениям будущего нашей планеты и многому другому — одним словом, темам, интересующим всех!

Миф Атлантиды

В книге «Миф Атлантиды» представлены рассказы, эссе и очерки великого русского художника и мыслителя U.K. Рериха, посвященные самым таинственным, непознанным сторонам бытия.

Древние цивилизации, легенды и мифы, иные миры и необычные природные явления; паранормальные способности человеческой психики и другие загадки природы и человека — все эти темы захватывающе интересно отражены в литературных работах великого живописца и исследователя.

Пути Благословения

Книга «Пути Благословения» проникнута верой в то, что на арене жизни победят силы добра и созидания.

Н.К.Рерих через бури разрушения, через тьму непонимания и через стены вражеских препятствий проносит в Будущее не расплесканною чашу Красоты и Мудрости. И тем самым он становится одним из величайших духовных вождей современности, к голосу которого с особой чуткостью должны прислушиваться молодые поколения.

Семь Великих Тайн Космоса

Знание о Космосе накопляется человечеством медленно. В течение веков человек открывает законы природы, законы космические.

Эти законы существовали и тогда, когда человек еще не знал о них. И сейчас есть законы, которые человечеством еще не открыты. То, что мы уже знаем, есть наше знание. То, что мы еще не знаем, является для нас тайной. Но то, что для нас еще тайна, для кого-то является знанием - в Космосе есть Существа, которые знают больше. А знать что-то - значит мыслить об этом. Так создаются мысли, и они живут независимо в пространстве. Пространство наполнено образами Истины, люди их называют идеями.

Сказки

Николай Рерих обладает мировой славой живописца и ученого. Меньше знакомо нам его литературное наследие.

Например, мало кто знает, что Николай Константинович писал и... сказки. С прекрасной иносказательностью образов, с манящей красотой таинственных миров.

Герои его сказок являются носителями возвышенных чувств и мыслей, имеющих вечную общечеловеческую ценность. Они располагают к глубокому раздумью, настраивают на высокие чувства, устремляют к духовному совершенствованию.

Собрание сочинений

Собрание литературных трудов русского художника, философа-мистика, ученого, писателя, путешественника, общественного деятеля и политика Николая Константиновича Рериха (1874 - 1947).

Алтай - Гималаи
Врата в будущее (сборник)
Да процветут пустыни
Держава Света (сборник)
Иерархия
Избранное
Матери городов
Мир огненный (Книга 1)
Мир огненный (Книга 2)
Мир огненный
На кургане
Нерушимое
Одеяние духа
По пути из варяг в греки
По старине
Пути благословения (сборник)
Пути благословения
Сердце Азии
Стихи
Твердыня пламенная (сборник)

Химиват

Люди во всех частях света хотят знать о Гималаях. Самые лучшие люди сердечно устремляются к этому сокровищу Индии. Во все времена происходило притяжение к Гималаям. Людям известно, что всякий ищущий духовного восхождения должен смотреть в сторону Гималаев.

В этой книги собраны размышления и впечатления Николая Рериха от его экспедиций в Гималаи.

Цветы Мории

Единственный сборник стихов великого русского художника, философа и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха.

Сборник содержит несколько поэтических сюит и поэму «Наставление ловцу, уходящему в лес».

Эти стихи — плод неповторимой индивидуальности Рериха, вместившей и переплавившей в себе мудрость Востока, и исконно русское миросозерцание.

Человек и природа

Очерки Н.К.Рериха, собранные в данной книге, - это размышления о духовном познании Космоса, Земли и самого человека.

Трагедия природы в нашем веке предопределена уничтожением духовности. Никто, может быть, не доносит до нас эту истину, это предупреждение в такой ясной и неопровержимой форме, как Н.К.Рерих. Рерих «слит душой с природой, а природа знает больше нас, природа и есть жизнь, жизнь - есть путь», - писал Вс.Н.Иванов.

Николай Константинович Рерих (биография)

Цитировала недавно пост о Рерихе у Милой Странницы, полностью
согласна с ней, что написать об этом незаурядном человеке надо более
полно, потому что это был не просто великий человек, а столп общества,
про которого действительно можно сказать: НЁС ТЯГОТУ МИРА...Поэтому
я не пожалела времени, потратила неделю на составление его полной
биографии, т.к. хотя меня и нельзя назвать рериховцем и последователем
его идей в полном смысле (до этого я недотягиваю), но ведь Агни-Йогу,
которой я из всех учений отдаю предпочтение, писал он и его жена,
Е.И.Рерих. Хотелось бы, чтобы об этом незаурядном человеке и его яркой
и интересной жизни узнало как можно больше людей.

Творчество Николая Константиновича Рериха - явление
исключительное в истории русского и мирового искусства. Его полотна
притягательны своеобразием тем и сюжетов, их поэтичностью, глубоким
символизмом. Яркая жизнь Рериха подобна удивительной легенде.
Начав свой путь в России, пройдя Европу и Америку, он закончил его в Азии. Но дело
не в количестве мест, где он успел побывать, а в его неравнодушии, в том, сколько он
успел сделать для развития культуры и взаимопонимания людей, в том, какой яркий
след после себя оставил.

Он никогда никуда не спешил, и всё же его работоспособность была
изумительной. Художественное наследие Рериха огромно. Его картины, эскизы декораций,
рисунки хранятся в музеях и частных коллекциях многих стран мира. В России крупные
собрания произведений Рериха, кроме Третьяковской галереи и Музея искусства народов
Востока в Москве, находятся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, в
Нижегородском художественном музее и в Новосибирской картинной галерее. В течение
жизни он создал около 7000 картин, многие из которых находятся в известных галереях
мира, и около 30 литературных трудов, включая два поэтических.
Помимо этого, он вёл огромную и неоценимую по своему духовному значению
международную общественно-политическую деятельность, в основном по развитию культуры
и сохранению культурных ценностей. Он является автором идеи и инициатором всем известного
Пакта Мира (Рериха), основателем международных культурных движений «Мир через
культуру» и «Знамя Мира». И это - лишь самое значительное из его трудов. Н. Рерих был
поразительно разносторонней личностью, и за что бы ни брался - всё делал хорошо. Он
был не только выдающимся общественным деятелем и художником, но и философом,
литератором, драматургом, сценографом, искусствоведом, археологом,
путешественником и мистиком-интуитивистом.

Николай Константинович Рерих (Рёрих)
(27 сентября 1874, Санкт-Петербург — рождение;
13 декабря 1947, Наггар, Химачал-Прадеш, Индия — смерть).
В российский период жизни и творчества работал директором школы Императорского
общества поощрения художеств, возглавлял художественное объединение «Мир искусства»,
успешно работал как сценограф («Русские сезоны»).
С 1917 года жил за границей. Организовал Центрально-Азиатскую и Маньчжурскую
экспедиции и участвовал в них. Вёл активную общественную деятельность, был завязан в
политические и экономические проекты, имел связи с большевиками и масонством. Состоял
членом многих организаций.
Был женат на Елене Рерих. Имел двоих сыновей — Юрия и Святослава.
С 1920-х годов в разных странах мира существуют музеи Рериха. Сообщество последователей
его идей и религиозно-философского учения Живая этика (Агни-йога) формируют рериховское
движение, существующее и в настоящие дни.
Идеи Рериха оказали значительное влияние на формирование и развитие
нью-эйджа (сознания новой волны) в России.

1.Детство и юность:
Родился Рерих в дворянской семье. Его отец - коренной
петербуржец юрист Константин Федорович Рерих (1837-1900), мать - псковитянка Мария
Васильевна, урожденная Калашникова (1845-1927). В семье, кроме Николая, было еще трое
детей - сестра Людмила и младшие братья Борис и Владимир.
Ранние впечатления детства - дом на Васильевском острове, летние поездки в город
Остров Псковской губернии и в загородное имение Извара под Петербургом, рассказы отца
и деда о предках старинного скандинавского рода Рерихов, пейзажи Русского Севера - всё
удивительным образом, словно в фокусе, собралось в душе и памяти будущего художника.
Среди друзей семьи Рерихов были такие видные деятели, как Д. Менделеев, Н. Костомаров,
М. Микешин, Л. Ивановский и многие другие.
С детских лет Николай Рерих рос способным и дисциплинированным мальчиком, его
привлекали живопись, археология, история и богатое культурное наследие Востока.
Отец надеялся, что Николай, как старший сын, наследует его профессию, станет юристом,
но рано определившееся призвание привело Рериха после окончания гимназии К.И. Мая в 1893
году в стены петербургской Академии художеств. По настоянию отца он, тем не менее,
вынужден был одновременно поступить на юридический факультет университета.

В Академии Рерих стал посещать мастерскую А.И. Куинджи. Метод преподавания Куинджи
отличался от системы прочих профессоров. Он стремился, прежде всего, развить в своих
учениках чувство декоративности цвета. Не отказываясь от работы с натуры, он настаивал
на том, чтобы картины писались по памяти. Художник должен был в себе вынашивать образ
будущего произведения, продумывать его композицию и цвет. Так когда-то творили византийские
и древнерусские иконописцы, старые итальянские и нидерландские мастера, буддийские
художники Востока. Именно так Рерих впоследствии писал свои картины, называя их
«сочинениями». Он редко делал к ним подготовительные этюды и эскизы.
В это время он тесно общается с известными деятелями культуры того времени —
В. В. Стасовым, И. Е. Репиным, Н. А. Римским-Корсаковым, Д. В. Григоровичем,
С. П. Дягилевым.

С 1892 г. Рерих начал проводить самостоятельные археологические раскопки. Уже
в студенческие годы он становится членом Русского археологического общества.
Проводит многочисленные раскопки в Петербургской, Псковской, Новгородской, Тверской,
Ярославской, Смоленской губерниях, преподает в Петербургском археологическом институте
(с 1897 по 1903 г.). Начиная с 1904 года, совместно с князем Путятиным, обнаружил
несколько неолитических стоянок на Валдае (в окрестностях озера Пирос).
С 1905 г. Рерих начинает собирать коллекцию древностей каменного века. Она была
представлена на Французском Доисторическом конгрессе в Перигё (1905), где получила
высокую оценку. К 1910 г. в коллекции насчитывалось более 30 тыс. экспонатов из России,
Германии, Италии, и Франции. Летом 1910 г. Рерих совместно с Н. Е. Макаренко провели
первые археологические раскопки в Новгороде.

2.Становление Рериха как творческой личности:
Изучая древнюю историю, участвуя в археологических раскопках, испытывая постоянное
тяготение к природе, живописец стремился дать художественную концепцию «несравненно
самобытной былой природы», русского исторического прошлого. Особенно остро Рерих
чувствовал «прямую противоположность», противостояние природы и современного города:
«Город, выросший из природы, угрожает теперь природе, город, созданный человеком, теперь
властвует над человеком и уродует его», - писал он. Путь к духовному обновлению жизни
многие мыслители видели (и сейчас видят) в возвращении к природе. Идеи Руссо приобрели
в XIX веке еще больший смысл. В России Лев Толстой звал к «опрощению»; в Индии Махатма
Ганди сделал домашнюю прялку символом спасения; во Франции художник Поль Гоген в поисках
«первобытного рая» бежал из Европы на остров Таити; в Англии философ Джон Рёскин,
идейный вдохновитель художников-прерафаэлитов, требовал, чтобы при сооружении железных
дорог сообразовывались с окружающим пейзажем; американские кантианцы-трансценденталисты
(Р.У. Эмерсон, Г. Торо, Т. Паркер и другие) связывали свои духовные искания с природой.

В 1897 году Н. К. Рерих окончил Петербургскую Академию художеств. Его дипломная
картина «Гонец» была приобретена знаменитым собирателем произведений русского
искусства П. М. Третьяковым. Стасов В. В., известный критик того времени, высоко оценил
эту картину: «Непременно вы должны побывать у Толстого… пусть сам великий
писатель земли русской произведёт вас в художники». Встреча с Толстым для молодого
Рериха стала судьбоносной. Обращаясь к нему, Лев Толстой сказал: «Случалось ли в лодке
переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе
снесёт. Так и в области нравственных требований надо рулить всегда выше — жизнь всё снесёт.
Пусть ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывёт!»

Для Рериха эти слова стали напутствием на его жизненном пути. Также духовным напутствием
для Рериха стали слова о. Иоанна Кронштадтского, часто посещавшего дом родителей Рериха:
«Не болей! Придётся для Родины много потрудиться».
В 1899 году картина "Поход" обратила на себя внимание С.П.Дягилева, пригласившего
Рериха участвовать в выставке нового художественного объединения «Мир искусства».
Отношения с этим вновь возникшим обществом, возглавляемым С.П. Дягилевым и А.Н. Бенуа,
у Рериха складывались сложно и противоречиво, но, когда в 1910 году ранее распавшийся
«Мир искусства» вновь возродился, Рерих был избран его председателем.
Мастерскую Куинджи посещали в основном художники, уже прошедшие хорошую школу рисования.
Рерих же в детстве брал уроки у скульптора и рисовальщика М.О. Микешина и всё. Занятия
у Куинджи, развившие в нем оригинальную индивидуальность живописца-колориста, по части
рисования были недостаточны и в 1900 году Рерих едет в Париж, где посещает студию
известного художника и педагога Ф. Кормона. Оставаясь верным своим темам и сюжетам
(в Париже он продолжает работу над Славянской серией), но, используя опыт новых
французских художников, Рерих овладевает цветом и рисунком.
Рерих стремился к новаторскому поиску в искусстве. «Уже в первых картинах вырисовывается
своеобразный стиль Рериха: его всеохватывающий подход к композиции, ясность линий
и лаконизм, даже - стилизм, чистота цвета и музыкальность, великая простота выражения
и правдивость». Картины художника построены на глубоком знании исторического материала,
передают ощущение духа времени и насыщены философским содержанием.

В свои 24 года Н. К. Рерих уже был помощником директора музея при Императорском
обществе поощрения художеств и одновременно помощником редактора художественного журнала
«Искусство и художественная промышленность». Через три года он занимает должность
секретаря Императорского общества поощрения художеств, одновременно занимаясь
преподавательской работой.
С этого же времени художник постоянно участвует в зарубежных выставках. С его творчеством
познакомились Париж, Венеция, Берлин, Рим, Брюссель, Вена, Лондон. Картины Рериха приобрели
Римский национальный музей, Лувр и другие европейские музеи.

В 1899 году он знакомится в поместье князя Путятина с Еленой Ивановной Шапошниковой (1879-1955),
дочерью петербургского архитектора Ивана Ивановича Шапошникова и Екатерины Васильевны,
урожденной Голенищевой-Кутузовой. Свадьба состоялась 28 октября 1901 года.
По воспоминаниям более позднего времени о Елене Ивановне, у нее были тонкие черты
лица с легким румянцем на слегка смугловатой коже щек, карие глаза и пышные каштановые
волосы. Ее облик сохранился на немногочисленных фотографиях, на рисунке 1910 года
художника В.А. Серова и на нескольких портретах, написанных сыном Николая
Константиновича и Елены Ивановны, художником Святославом Николаевичем Рерихом, из них
самый известный - 1932 года.

Елена Ивановна обладала многими талантами и главное - личным духовным опытом, на основе
которого сложилось мировоззрение, развивавшееся вне ортодоксальной религиозной традиции.
Ее детство и юность протекали в годы, когда философ Владимир Сергеевич Соловьев
переживал «лазурные» явления ему Вечной Женственности, Мировой Души; когда
нижегородский театральный критик Анна Николаевна Шмидт создавала мистический трактат
под названием Третий Завет, осознавая себя воплощенной Софией, Премудростью Божией, и
когда писательница Елена Петровна Блаватская под руководством Махатм Востока
осуществляла замысел по образованию Универсальной религии на основе теософии -
мистического учения, хранимого на протяжении тысячелетий Мастерами - Великими
Посвященными среди человечества. Е.И. Шапошникова явилась последовательницей Е.П.
Блаватской. Она ощущала себя в духовном контакте с Великими Мастерами как призванная
к предназначенной ей миссии. Мировоззрение, художественная интуиция и научные поиски
Н.К. Рериха явились благодатной почвой для восприятия мистического опыта Елены Ивановны
и постепенного их соединения в общее самосознание, впоследствии облеченное Рерихом в
формулу «практического идеализма».
Елена Ивановна стала для Николая Рериха верной спутницей и вдохновительницей, всю свою
жизнь они пройдут рука об руку, творчески и духовно дополняя друг друга. В 1902 году
у них родится сын Юрий, будущий учёный-востоковед, а в 1904 — Святослав, будущий
художник и общественный деятель.

В 1903—1904 годах Н. К. Рерих вместе с женой совершает путешествие по России,
посетив более 40 городов, известных своими древними памятниками старины. Целью этой
«поездки по старине» было изучение корней русской культуры. Результатом путешествия
стала большая архитектурная серия картин художника (около 90 этюдов).
Художник в них стремится прежде всего передать мощь древних каменных сооружений,
переживших многие века. Стены, башни, церкви прочно вросли в землю и слились воедино
с этой землей, деревьями и небом. Живая игра света и цвета на крепостных стенах - словно
отражение знаменитых колокольных звонов...

Помимо картин, Николай Константинович пишет и статьи,
в которых он одним из первых поднял вопрос об огромной художественной ценности
древнерусской иконописи и архитектуры.

Как художник Рерих работал в это время в области
станковой, монументальной (фрески, мозаика) и театрально-декорационной живописи.
В 1906 году он создаёт 12 эскизов для церкви Покрова Богородицы в имении Голубевых
в Пархомовке под Киевом (арх. Покровский В. А.), а также эскизы мозаик для церкви во
имя Святых апостолов Петра и Павла на Шлиссельбургских пороховых заводах (арх.
Покровский В. А.), для Троицкого собора Почаевской лавры (1910), 4 эскиза для росписи
часовни Св. Анастасии у Ольгинского моста в Пскове (1913), 12 панно для виллы Лившиц
в Ницце (1914). В 1914 году им была оформлена церковь св. Духа в Талашкине (композиция
«Царица Небесная» и др.). Некоторые мозаики, созданные по эскизам Рериха
мастерской В. А. Фролова, сохранились до наших дней.
Многогранный талант Николая Рериха проявился также в его работах для театральных
постановок: «Снегурочка», «Пер Гюнт», «Принцесса Мален»,
«Валькирия» и др. Он был в числе ведущих идеологов и создателей реконструктивного
«Старинного театра» (1907—1908; 1913—1914) — заметного и уникального
явления в культурной жизни России первой четверти XX века, причём участвовал Н. Рерих
в этом историко-драматургическом мероприятии и в качестве создателя декорации, и как
искусствовед. Во время знаменитых «Русских сезонов» С. Дягилева в Париже
в оформлении Н. К. Рериха проходили «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Бородина,
«Псковитянка» Римского-Корсакова, балет «Весна священная» на музыку
Стравинского.

Эпоха Серебряного века, в которой начал свой творческий путь Н. К. Рерих,
была эпохой духовного подъёма, что, несомненно, оказало влияние на формирование личности
художника. Плеяда выдающихся мыслителей: В. С. Соловьёв, Е. Н. Трубецкой, В. В. Розанов,
П. А. Флоренский, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев и др. вносила в русскую культуру
глубинную философскую мысль, насыщала её напряжёнными исканиями смысла жизни и
нравственных идеалов. Особый интерес русская интеллигенция проявляла
к культуре Востока.
В поисках ценностей, имеющих общечеловеческое значение, Н. К. Рерих, помимо русской
философии, также изучал философию Востока, труды выдающихся мыслителей
Индии — Рамакришны и Вивекананды, творчество Рабиндраната Тагора. Знакомство
с философской мыслью Востока нашло своё отражение в творчестве Н. К. Рериха. Если в
ранних картинах художника определяющими сюжетами являлась древняя языческая Русь,
красочные образы народного эпоса («Город строят», «Зловещие», «Заморские гости» и др.),
то уже с середины 1905 года многие его картины и очерки были посвящены Индии («Лакшми»,
& laquo;Индийский путь», «Кришна», «Сны Индии» и др.). Древние культуры России
и Индии, их общий источник, интересуют Рериха как художника и как учёного. В его
исторической концепции важнейшее значение имеет соотношение временных категорий прошлого,
настоящего и будущего. Он измеряет прошлое и настоящее будущим: «…когда зовем изучать прошлое,
будем это делать лишь ради будущего». «Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего».

По приглашению художественного общества «Манас» в Праге открывается первая заграничная
выставка работ Рериха (1905). С этого времени, постоянно дополняемая новыми картинами,
«вестниками», по словам мастера, перемещаясь по разным культурным центрам
Европы, она надолго остается за границей.

С 1906 года отмечается новый, более зрелый период в творчестве Рериха. Изменяется
его подход к исторической теме: история, мифология, фольклор превращаются в источники,
из которых художник черпает материал для метафорического изобразительного языка. В его
искусстве сочетаются реализм и символизм.
В этот период усиливается поиск мастера в области цвета. Он почти отказывается от масла
и переходит к темперной технике. Много экспериментирует с составом красок, использует
метод накладывания одного красочного тона на другой.
Самобытность и оригинальность искусства художника была отмечена художественной критикой.
В России и Европе за период с 1907 по 1918 год было издано девять монографий и несколько
десятков художественных журналов, посвящённых творчеству Рериха. Леонид Андреев образно
назвал творимый художником мир — «Державой Рериха» а так же «Державой Света».

В 1909 году Н. К. Рерих был избран академиком Российской Академии художеств и членом
Реймской Академии во Франции.
С 1910 года он возглавляет художественное объединение «Мир искусства», членами
которого были А. Бенуа, Л. Бакст, И. Грабарь, В. Серов, К. Петров-Водкин, Б. Кустодиев,
А. Остроумова-Лебедева, З. Серебрякова и др. «Величайший интуитивист века», по определению
А. М. Горького, Н. К. Рерих в символических образах выразил накануне Первой мировой
войны свои тревожные предчувствия: картины «Пречистый град — врагам озлобление»,
«Ангел Последний», «Зарево», «Дела человеческие» и др.
В них показана тема борьбы двух начал — света и тьмы, проходящая через всё
творчество художника, а также ответственность человека за свою судьбу и весь мир.
Николай Рерих не только создаёт картины антивоенного характера, но и пишет статьи,
посвящённые охране мира и культуры.
В 1915 году Н. К. Рерих делает доклад Императору Николаю II и Великому князю Николаю
Николаевичу (младшему) с призывом принять серьёзные государственные меры по всенародной
охране культурных сокровищ. Незадолго до начала Первой мировой войны в творчестве Рериха
появляются новые символические сюжеты ("Крик змия", "Зарево", "Короны", "Дела
человеческие", "Вестник", "Град обреченный" и другие).
Выраженные в них чувства тревоги были восприняты как пророческие. Горький назвал
Рериха «великим интуитивистом». В эти годы Рерих все более погружается в свои самые
сокровенные мечты, с юности волновавшие его воображение. Еще студентом он познакомился
с В.В. Стасовым. Это знакомство определило многие будущие устремления и поиски художника.
В труде Происхождение русских былин (1868) и последующих статьях и книгах критик развивал
идею о «преемственности русской культуры и вообще европейской от азиатской». В беседах
со Стасовым определялась для Рериха его научная задача - духовные связи России с Востоком,
которую он надеялся когда-нибудь разрешить на нехоженых тропах Монголии и Тибета.
Не меньшее влияние на художника оказали широко распространенные среди народов Востока
и Запада легенды и сказания о таинственной стране, расположенной где-то в неприступных
горах то ли Индии, то ли Тибета. Средневековые рыцари верили, что там находится чаша Грааля,
высший символ рыцарского посвящения и служения. В Древней Руси с XII века путешествовали
на Восток в поисках «земного рая». Даже находились свидетели, видевшие страну
ослепительного света, спорившего с солнечным, о чём говорится в Послании новгородского
епископа Василия тверскому епископу Федору. В XIV веке было распространено Сказание
Зосимы о хождении к Брахманам, в котором рассказывается о том, как Зосима нашел на
Востоке землю, где живут «в человецех тех старцы, подобии Сыну Божию». Позднее,
в XVII веке, старообрядцы-раскольники назовут эту землю «Беловодьем» и не раз
будут отправляться на ее поиск. Индийцы считали священную гору Меру центром мира и
источником счастья, тибетцы и монголы страну бессмертия и высшей справедливости называли
Шамбала. Рерих был поражен сходством народных преданий с предположениями Стасова.
Художник начинает строить планы путешествия на Восток. Все более заманчивым становится
«великий индийский путь», но события, связанные с Первой мировой войной,
и состояние здоровья не дают осуществиться его мечтам.
В 1916 году из-за тяжёлой болезни лёгких Н. К. Рерих по настоянию врачей вместе с семьёй
переезжает в Финляндию (Сердоболь), на побережье Ладожского озера. Близость к Петрограду
позволяла заниматься делами Школы Общества поощрения художеств.
Рерих всегда любил суровый Север за его нетронутую красоту, за его удалённость от
промышленных городов. «Причудливы леса всякими деревьями. Цветочны травы. Глубоко
сини волнистые дали. Всюду зеркала рек и озер. Бугры и холмы. Крутые, пологие, мшистые,
каменистые. Камни стадами навалены. Всяких отливов. Мшистые ковры богато накинуты.
Белые с зеленым, лиловые, красные, оранжевые, синие, черные с желтым...» Особенно
сильна была его тяга горам, скалам, неприступному каменному царству. В горах он видел
символ неразрывной связи земли с небом, Прошлого с Настоящим. Эту связь художник
зачарованно усматривал в неизменно волновавшем его суровом каменном мире. «Странно
подумать, - писал он еще в 1908 году, - что, быть может, именно заветы каменного царства
стоят ближе всего к исканиям нашего времени».
Тогда же художником и поэтом Максимилианом Александровичем Волошиным прозорливо замечено,
что «...дух Рериха... исключительно близок царству камня...». На протяжении всей
жизни Н.К. Рерих хранил в себе священный культ Камня, возникший в нём при первых
археологических раскопках на Севере России, где им были найдены предметы каменного
века. В картинах Рериха каменные знаки древности обретали актуальную значимость
эсхатологических символов.

3.Культурно-просветительская деятельность в Европе и Америке:
4 марта 1917 года, через месяц после Февральской революции, Максим Горький собрал
у себя на квартире большую группу художников, писателей и артистов. Среди присутствовавших
были Рерих, Александр Бенуа, Билибин, Добужинский, Петров-Водкин, Щуко, Шаляпин. На
совещании избрали Комиссию по делам искусств. Её председателем назначили М. Горького,
помощниками председателя — А. Бенуа и Н. Рериха. Комиссия занималась делами
по развитию искусства в России и сохранению памятников старины.

После революционных событий 1917 года Финляндия закрыла границы с Россией,
и Н. К. Рерих с семьёй оказался отрезанным от Родины.
До 1914 года почти каждое лето Рерих посещал Европу: 1908 - Париж; 1909 - Лондон,
Голландию, Рейнские города Германии; 1911 - опять Голландия и путешествие по Рейну;
1912 - вновь Париж. Что искал художник в этих путешествиях? Еще Гоголь заметил, что
и сама по себе «хороша далекая дорога!». Но Рерих, словно предчувствуя угрозу
уничтожения творений человеческого духа, накопленных в веках, стремится как можно глубже
постичь и выразить в своих картинах характерные особенности русской и западной культур.
В 1919 году, получив приглашение из Швеции, Николай Рерих едет с выставками по странам
Скандинавии. В том же году едет в Лондон, рассчитывая отправиться в Индию. Вместе с женой
вступает в основанное Е. П. Блаватской Теософское общество. Осенью того же года по приглашению
С. П. Дягилева оформляет в Лондоне русские оперы на музыку М. П. Мусоргского и А. П. Бородина.
В 1920 году Н. К. Рериху приходит предложение от директора Чикагского института искусств
организовать большое выставочное турне по 30 городам США.

В Америке Рерих заработал репутацию провидца, гуру и противника войны, в особенности
среди зажиточных людей, которые предоставляли ему средства (см. раздел о Луисе Хорше).
За счёт предоставленных средств Рерих среди прочего основывает корпорацию «Белуха»,
которая вела борьбу за приобретение горнодобывающей и земельной концессий в окрестностях
горы Белухи на юго-западном Алтае. Также были основаны культурно-просветительские организации.

В ноябре 1921 года в Нью-Йорке открылся Мастер-Институт объединённых искусств, главной
целью которого было сближение народов через культуру и искусство. Определяя задачи
Института, Рерих писал: "Искусство объединит человечество. Искусство едино и
нераздельно. Искусство имеет много ветвей, но корень един… Каждый чувствует
истину красоты. Для всех должны быть открыты врата священного источника. Свет искусства
озарит бесчисленные сердца новой любовью. Сперва бессознательно придёт это чувство, но
после оно очистит все человеческое сознание. Сколько молодых сердец ищут что-то прекрасное
и истинное. Дайте же им это. Дайте искусство народу."

4.Спиритические сеансы. «Автоматическое письмо»:
В светской среде Петербурга было распространено увлечение спиритизмом, и уже с 1900 года
Николай Рерих участвовал в спиритических опытах. С весны 1920 года в доме Рерихов
проводятся спиритические сеансы, на которые приглашались друзья и высокопоставленные
сановники. Осваивался метод «автоматического письма». Непосредственные записи
методом автоматического письма делал главным образом Н. К. Рерих, а отчасти
и его сын Юрий.
Рерих сделал в трансе серию карандашных портретов, на которых изображены восточные
Учителя — Будда, Лао-цзы, Сестра Ориола, Учитель Рерихов Аллал-Минг и другие.
По утверждению Е. И. Рерих, статья мужа «О свободе передвижения предметов искусства»
(1924) «дана» автоматическим письмом.
Во время спиритических сеансов, в 1920 году в Лондоне состоялась встреча Николая
Константиновича и Елены Ивановны с их духовным Учителем, Мастером Мориа. Один из заветов,
данный в Лондоне, звучал: «Оставьте все предрассудки - мыслите свободно». Эта встреча
явилась началом ожидаемой миссии Елены Ивановны, выразившейся прежде всего в написании
ею в контакте с Мастером на протяжении ряда лет цикла книг, издаваемых без указания
имени автора, получивших название Агни Йога, или Учение Живой Этики.
Позже Рерихи стали запрещать своему окружению использовать спиритические сеансы.
По мнению некоторых советских исследователей, у Рериха после посещения спиритических
сеансов выработалось резко отрицательное отношение к спиритизму, и мировоззрение Рериха
не имеет корней в оккультно-спиритических «откровениях». Сам Рерих себя мистиком
не считал (так же как и некоторые его сотрудники), полагая, что стремление к «познаванию
тончайших энергий» является не мистицизмом, а поиском истины, и если вначале
спиритицизм и помогает, то всё же углубляться в него и ставить самоцелью нельзя.
В Живой Этике говорится, что подход к тонким энергиям и мыслительной деятельности
чека должен быть научным, без налёта таинственности, предубеждений и мистицизма.

5.Слияние буддизма с коммунизмом. «Махатма Ленин»:
После октябрьской революции Рерих стоял в открытой оппозиции к Советской власти, писал обличительные статьи в эмигрантской прессе. Однако вскоре его взгляды неожиданно переменились, и большевики оказались в разряде идеологических союзников Рериха. Осенью 1924-го года он отправился из Америки в Европу, где посетил представительство СССР в Берлине, встретился с полпредом Н. Н. Крестинским и затем — с его помощником Г. А. Астаховым. Идеологическая близость к коммунизму проявилась у Рерихов в литературе. Монгольское издание «Общины» (1926), одной из книг Агни-Йоги, содержало частые упоминания о Ленине и проводились параллели между коммунистической общиной и буддийской. По сути в ней давались указания Советскому правительству на необходимость немедленного проведения в жизнь преобразований, начатых Лениным (что не было сделано). Позже была издана «универсальная» версия книги (2-е изд., Рига, 1936 г.) — без упоминания имён Ленина и Маркса, а слово «коммуна» было заменено словом «община». Например, в параграфе 64 «Общины» 1936 года уже нет тех слов, которые были в издании 1926 года: «Появление Ленина примите как знак чуткости Космоса». В Хотане у Рерихов появилось знаменитое письмо Махатм для передачи Советскому правительству и ларец с гималайской землёй на могилу «Махатмы Ленина». Все дары Рерих вручил лично наркому Чичерину в июне 1926 года, а тот передал их в Институт Ленина. Также в Хотане 5 октября 1925 года художник задумал картину «Гора Ленина», которая хранится сейчас в Нижегородском музее изобразительных искусств. На картине чётко прорисован легко узнаваемый образ Ленина. Позже Рерих переименовал картину в «Явление срока», однако в Москве она фигурировала под своим первоначальным названием, о чём в дарственной Рерих собственной рукой написал: «Гора Ленина». Наркому просвещения А. В. Луначарскому Рерих передал картины серии «Майтрейя», которые не принял ни один советский музей, так как художественная комиссия посчитала их некоммунистическими и декадентскими, и они долгое время висели на даче у А. М. Горького.

Реферат по предмету

«Культурология.» на тему:

«Жизнь и творчество Николая

Константиновича Рериха»

Москва 1998


Введение.

Николай Константинович Рерих занимает почетное место среди деятелей русской культуры. Рерих - человек интереснейшей биографии, феноменальных знаний, редкого таланта. Он широко известен в мире как крупный художник, ученый, общественный деятель, оставивший после себя огромное наследие.

Сорок два года Рерих прожил в России, около двадцати в Индии, три года в США. Он посетил почти все страны Европы, Америки, Азии. Пять лет художник провел в большой научной экспедиции по Центральной Азии.

На протяжении многих лет Рерих был директором школы Общества поощрений художеств в России. В Нью-Йорке им основаны институт объединенных искусств и музей, в Индии, в долине Кулу,- Гималайский институт научных исследований.

Всемирное признание и одобрение получил так называемый «Пакт Рериха», легший в 1954 году в основу Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.

За долгие годы своей жизни Рерих создал более семи тысяч картин. Они разошлись по всему миру. Собрания произведений художника имеются в Санкт-Петербурге, Москве, Риге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Нью-Йорке, Париже, Лондоне, Брюгге, Стокгольме, Хельсинки, Буэнос-Айресе, Бенаресе, Аллахабаде, Бомбее и многих других городах. Различными издательствами мира выпущено двадцать семь книг, принадлежащих перу Рериха.

Поразительна жизнь этого художника, объехавшего многие страны и пронесшего по всему миру славу о русской культуре. В истории нашего изобразительного искусства, пожалуй, нет имени другого деятеля, который получил бы такое широкое мировое признание, как Рерих.


Николай Константинович Рерих родился 27 сентября (9 октября) 1874 года в Петербурге в семье крупного юриста. Уже в гимназические годы проявились его редкая одаренность и широта интересов. Он увлекался историей, географией, сочинял былины и сказы, рисовал. Рериху было мало тех знаний, которые он получал в гимназии. В свободное время он постоянно находил для себя какие-то новые увлекательные занятия. Его любознательности не было конца. Особенно плодотворными для него были летние месяцы в имении отца в Изваре под Петербургом.

Рериха манили к себе глухие, дремучие леса, гладь озера с густыми туманами, заросли камышей. Рано его внимание привлекли курганы. В последствии это отобразилось во многих его работах.

В 1893 году он окончил гимназию и одновременно сдал экзамены в университет и Академию художеств. По настоянию отца он поступил на юридический факультет, но любимым для него стал историко-филологический. Особенно Рериха увлекла археология.

Еще с большим увлечением он занимался в Академии художеств. С первых же дней учебы помимо классных заданий он пробовал самостоятельно работать над историческими композициями.

Первым, кто обратил на Рериха внимание и горячо поддержал его, был И. Репин. Также Рерих заинтересовал и Стасова, прежде всего своей тягой к русской истории, широтой своих творческих планов.

К осени 1895 года общий натурный класс был окончен, и Рерих поступил в мастерскую А. Куинджи. Куинджи оказал большое влияние на своего ученика. Он разбудил в нем новый дар - дар пейзажиста. Рерих, тонко чувствовавший природу, начинает много работать над пейзажными этюдами с натуры. Изменяется и строй его исторических полотен. В них теперь активнейшую роль играет пейзаж. Он становится одним из компонентов содержания его произведений и основным источником настроения.

Еще в натурном классе Рерих неоднократно пробовал сочинять эскиза на «сюжеты чисто археологического содержания». В 1897 году он берется за осуществление большого замысла. Его глубоко интересовал важнейший момент истории - образование в IX веке древнерусского государства. Этот период ему представлялся сложным, полным острой напряженной борьбы как внутри племен, так и с соседями. Рерих долго обдумывает отдельные сюжеты, пробует разрабатывать различные композиции. Постепенно у него складывается замысел большой серии «Начало Руси. Славяне.»

В 1897 году появилась первая картина серии - «Гонец. Восстал род на род». Картина уносит воображение в далекие времена. Глубокая ночь. В этой картине поражает проникновение в старину, понимание духа исторической эпохи с ее характерными особенностями: типами и чувствами людей, напряженными моментами их жизни, пейзажем. Своеобразный колорит времени дают также верно взятые исторические детали: лодка-однодеревка, укрепленный славянский городок. Над ними художник особенно много работал. Он неоднократно советовался со Стасовым о типе древней славянской избы, плетне городка, форме лодки, посылал ему в письмах свои зарисовки и, только когда получал полное одобрение со стороны Стасова, вводил их в картину.

И в то же самое время в картине нет рабского следования археологическим деталям, стремления к предельно точному реконструированию прошлого. Обратившись к далекой эпохе, о которой тогда можно было судить в основном по скудным, подчас почерпнутым из преданий сведениям, единичным памятникам материальной культуры, Рерих остро ощутил невозможность создания художественных произведений только на основании этого материала. Он пришел к твердому убеждению, что художнику следует широко дополнять известные факты поэтическим вымыслом, догадкой и стремится передавать в картине прежде всего целостное представление об эпохе, определенное историческое настроение. Эта мысль определила метод создания многих произведений Рериха, а в «Гонце» нашла свое первое удачное воплощение. Успех картины был окончательно закреплен тем, что она с выставки была куплена П. Третьяковым.

После окончания Академии художеств на протяжении многих лет Рерих с увлечением продолжал работать над серией «Начало Руси. Славяне». Одна за другой появляются его картины, в которых он, по существу, одним из первых так широко и талантливо стал показывать мало еще изученный мир славянской Руси, и это выдвинуло его в ряды самобытных мастеров. Из ранних работ особенно интересны «Идолы» (1901) и «Заморские гости» (1901), исполненные во Франции, куда художник уехал осенью 1900 года для пополнения своего художественного образования.В свое время эти картины получили высокую оценку современников.

Помимо них Рерих за границей начинает картины «Предательница», «Древнерусский город», разрабатывает эскизы к двум большим панно «Княжая охота». Возникают новые замыслы, один сменяет другой, и все они связаны с Древней Русью, с думами о родине. Но большим творческим планам сопутствует острая тоска по родине. И летом 1901 года художник покидает Францию.

По возвращении на родину Рерих еще больше углубляется в изучение русской старины. Эти годы полны напряженного творчества, завершения старого, поисков новых тем и художественных решений.

Одной из интереснейших работ этого времени стала картина «Зловещие» (1901). Тревожные, щемящие сердце предчувствия вызывает она у зрителей. Нерадостен ее тусклый, серый пейзаж. Устрашающе чернеют вороны. Что-то зловещее, тягостное заключено в их неподвижности и настороженности.

В 1902 году было создано другое значительное произведение - «Город строят». От тревожных предчувствий, от «зловещих», Рерих вновь возвращается к славянской Руси и ищет в ней жизненные идеалы, ответ на вопрос о судьбах народа. Это произведение искусства вызвало много споров. Зрителей больше всего удивляла необычная манера письма. По достоинству картину смогли оценить тогда немногие, и прежде всего В. Серов, настоявший на приобретении ее в Третьяковскую галерею.

Поиски образов древней народной Руси, стремление к лаконичной декоративной манере письма сказались и в других произведениях этого времени: «Городок» (1902), «Строят ладьи» (1903), «Древняя жизнь», «Бой Александра Невского с ярлом Биргером» (1904), «Славяне на Днепре» (1905).

В мае 1903 года Николай Константинович начал большое путешествие по России - объезд городов, богатых памятниками старины. Летом следующего года путешествие возобновилось. Эта своеобразная поездка «за стариной», как называл ее художник, охватила огромный район - Ярославль, Кострому, Нижний Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов Великий, Вильну, Митаву, Ригу, Псков, Тверь, Углич, Калязин, Звенигород и другие города.

Рерих поставил перед собой грандиозную задачу изучения древнерусской архитектуры различных эпох и школ. Попутно он знакомился со старой живописью, в глухих отдаленных селах терпеливо разыскивал предметы прикладного искусства, с увлечением слушал сказки, песни, восхищался танцами. И во всем этом видел подлинную красоту народную, «его дива дивные, веками им взлелеянные».

Во время поездки перед Николаем Константиновичем открылось величественное зрелище многообразных, неповторимых по своим формам памятников отечественной старины. Он полностью отказывается в это время от стилизации. Его широкий уверенный мазок красиво, выразительно точно передает характернейшие черты различных архитектурных сооружений. Рерих пишет их с тонким пониманием конструктивной основы, особенностей стиля эпохи, своеобразной исторической красоты. Им была создана большая живописная серия, насчитывающая около девяноста произведений. В них широко показано многообразие и богатство древнерусского зодчества, воспето самое ценное и дорогое, что составляет гордость русского искусства. «Пантеоном нашей былой Славы», «Росскими Елисейскими полями» назвал эти этюды один из биографов художника. К сожалению, эта серия произведений была потеряна Россией: семьдесят пять картин были проданы врозь с аукциона.

Во время путешествий по древнерусским городам Рерих увидел и другое - страшные картины разрушения памятников старины, гибель многих из них. С этих пор он неустанно выступает в периодической печати с пропагандой родного искусства и призывает принять срочные меры для его сохранения.

Николай Константинович Рерих – выдающийся деятель русской и мировой культуры. Художник, философ, писатель, ученый, общественный деятель и путешественник. После себя он оставил огромное творческое наследие – свыше семи тысяч картин, около тридцати томов литературных произведений.

Детство и юность

Николай Рерих родился в Петербурге 9 октября 1874 года. Его отец Константин Федорович Рерих был влиятельным в городе юристом. Мать Мария Васильевна была домохозяйкой, воспитывала детей. У Николая были старшая сестра Лидия и два младших брата – Владимир и Борис.

В детстве мальчик увлекся историей, много читал. Скульптор Михаил Микешин, который был частым гостем в семье Рерихов, заметил, что у Николая есть талант к рисованию, и начал его обучать художественному ремеслу. Учился Рерих в гимназии Карла Мая. Его одноклассниками были Александр Бенуа, Дмитрий Философов.

По окончании поступил в Императорскую Академию художеств. И параллельно учился в университете на юриста. В академии работал в мастерской именитого художника . В это время близко общался с , Анатолием Лядовым и другими.


В студенческие годы ездил на археологические раскопки, а в 1895 году он стал членом Русского археологического общества. В этих поездках он записывал истории местного фольклора.

В 1897 году Николай Рерих окончил Академию художеств. Его дипломной работой была картина «Гонец», ее приобрел для своей галереи . Тогда же молодой художник получил должность помощника заведующего Императорским музеем, а параллельно работал в издании «Искусство и художественная промышленность».

Живопись

В 1900 году Николай Константинович Рерих решает поехать в Париж, там обучался в студиях художников Фернана Кормона и Пьера Пюви де Шаванна. По возвращении Рерих предпочитал писать исторические сюжеты. К раннему периоду его творчества относятся картины «Идолы», «Строят ладьи», «Сходятся старцы» и т.д. Художник работал в области монументальной и театрально-декоративной живописи.


Начиная с 1905 года Рерих трудился над оформлением балетных, оперных и драматических постановок. В этот период времени Николай Константинович ведет активную деятельность по возрождению художественной Руси и сохранению памятников старины.

В 1903 году он организует путешествие по древнерусским городам. В это время пишет серию этюдов с памятниками архитектуры России. Также художник создает эскизы для росписи церквей и часовен. В 1910 году участвовал в археологических раскопках, в которых ему удалось обнаружить остатки кремля Древнего Новгорода.


В 1913 году Рерих начал работу над двумя панно – «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани». Размеры полотен были впечатляющие. «Покорение Казани» создавалось для оформления Казанского вокзала в Москве. Но из-за войны строительство вокзала затянулось. Временно панно было передано в Академию художеств.

Но новый ее руководитель из своих личных соображений решил уничтожить музей Академии и все экспонаты, в нем находившиеся. В итоге полотно Рериха было разрезано на куски и роздано студентам. Вот так безвозвратно погибла работа великого художника.


Также Николай Константинович трудился и над оформлением книжно-журнальной графики, например, он участвовал в создании издания пьес Мориса Метерлинка. В 1918 году Рерих переехал в США. В Нью-Йорке он создал Институт объединенных искусств. В 1923 году в городе стал функционировать Музей Рериха – это был первый музей русского художника, открытый за пределами России.


Но, пожалуй, наибольший след на творчестве Рериха оставила его экспедиция в Гималаи. В 1923 году он вместе с семьей приехал в Индию. Он сразу же начал готовиться к важнейшему путешествию в его жизни – в экспедицию по труднодоступным местам Центральной Азии.

Эти территории интересовали его не только как художника. Он хотел изучить и решить проблемы, связанные с мировой миграцией древних народов. Маршрут был длинным и сложным. Он проходил через Сикким, Кашмир, Синцзян (Китай), Сибирь, Алтай, Тибет и даже нехоженые области Трансгималаев.


По количеству собранного материала данную экспедицию можно смело заносить в число крупнейших экспедиций ХХ века. Длилась она 39 месяцев – с 1925 по 1928 годы.

Пожалуй, самые популярные картины Рериха созданы именно под впечатлением от этого путешествия и великих гор. Художник создал серию картин «Учителя Востока», «Матерь Мира» – цикл, посвященный Великому Женскому Началу. В этот период он написал свыше 600 картин. В его творчестве на первый план вышли философские поиски.

Литература

Велико и литературное наследие Николая Константиновича Рериха. Он издал сборник стихов «Цветы Мории», несколько прозаических книг – «Твердыня Пламенная», «Алтай-Гималаи», «Шамбала» и др.

Но, пожалуй, главным литературным произведением Рериха является духовное учение «Агни-йога» или «Живая Этика». Оно создавалось при участии супруги Николая Константиновича – Елены Рерих. В первую очередь это философия космической реальности, закономерной эволюции Космоса. По учению смысл эволюции человечества – духовное просветление и совершенствование.


В 1929 году благодаря Рериху Николаю Константиновичу начался новый этап в истории всего человечества – был принят Пакт Рериха. Это был первый в истории документ, речь в котором шла о защите мирового культурного наследия. Договор об охране художественных и научных учреждений, а также исторических памятников был подписан 21 страной.

Личная жизнь

Знаменательным годом для Николая Рериха стал 1899. Он повстречал свою будущую жену – Елену Ивановну Шапошникову. Родом она была из семьи петербургской интеллигенции. С детства увлекалась рисованием и игрой на фортепиано, позднее стала изучать философию, религию и мифологию. Они сразу же прониклись друг другом, одинаково смотрели на мир. Поэтому вскоре их симпатия переросла в сильное чувство. В 1901 году молодые люди поженились.


Всю жизнь они дополняли друг друга в творческом и духовном плане. Елена Ивановна разделяла любые начинания мужа, была надежной спутницей и верным другом. В 1902 году на свет появился их первенец – сын Юрий. А в 1904 году родился сын Святослав.

В своих книгах Рерих Елену Ивановну называл не иначе, как «вдохновительницей» и «другиней». Новые картины он показывал в первую очередь ей, доверяя ее интуиции и вкусу. Во всех путешествиях и экспедициях Елена Ивановна сопровождала супруга. Благодаря ей Рерих познакомился с трудами мыслителей Индии.


Существует версия, что Елена Ивановна была больна психическим заболеванием. Об этом свидетельствовал их семейный доктор Яловенко. Он писал, что женщина страдает «эпилептической аурой». По его словам, такие больные часто слышат голоса и видят невидимые предметы. Доктор об этом сообщал и Николаю Константиновичу. Но он данную информацию воспринимал холодно. Рерих часто попадал под ее влияние и даже верил в ее экстрасенсорные способности.

Смерть

Еще в 1939 году Николаю Константиновичу поставили диагноз, свидетельствующий о болезни сердца. В последние годы художник хотел вернуться в Россию, но началась война, потом ему было отказано во въездной визе. Весной 1947 года все же пришло столь долгожданное разрешение. Семья Рерихов стала готовиться к отъезду.


13 декабря 1947 года, когда были упакованы вещи и свыше 400 картин, Николай Константинович дописывал картину «Приказ учителю». Неожиданно его сердце перестало биться. Похоронили великого художника по индийскому обычаю – тело сожги и развеяли по ветру с вершины горы. На месте кремации поставили памятник с надписью:

«Великому русскому другу Индии».

Произведения

  • 1897 – «Гонец (Восстал род на род)»
  • 1901 – «Заморские гости»
  • 1901 – «Идолы»
  • 1905 – «Сокровище ангелов»
  • 1912 – «Ангел Последний»
  • 1922 – «И мы трудимся»
  • 1931 – «Заратустра»
  • 1931 – «Огни победы»
  • 1932 – «Святой Сергий Радонежский»
  • 1933 – «Путь в Шамболу»
  • 1936 – «Корабль пустыни (одинокий путник)»
  • 1938 – «Эверест»

Библиография

  • 1931 – «Держава Света»
  • 1990 – «Зажигайте сердца»
  • 1991 – «Врата в будущее»
  • 1991 – «Нерушимое»
  • 1994 – «О Вечном...»
  • 2004 – «Агни Йога в 5 томах»
  • 2008 – «Знак Эры»
  • 2009 – «Алтай – Гималаи»
  • 2011 – «Цветы Мории»
  • 2012 – «Миф Атлантиды»
  • 2012 – «Шамбала»
  • 2012 – «Шамбала сияющая»