Музейное тело. Люди Х: кто из ху? Путешествие в необычный и страшный мир

Столица Австрии - Вена, славится своими музеями, посещение которых, входит во многие туристические программы. Художественный музей Альбертина, дворцовый комплекс Бельведер, музей колоколов Грассмайр, зимняя резиденция австрийских Габсбургов - Хофбург - все они занимают свою, почетную ступень, среди достопримечательностей Вены.

Федеральный Патологоанатомический музей, за свою, почти вековую историю, накопил множество, леденящих кровь экспонатов. Несмотря на то, что посещение этого музея, не рекомендуется, людям впечатлительным или обладающим слабыми нервами, Башня сумасшедших, несомненно, является достопримечательностью Австрии. В 1784 году, императором Иосифом II, Башня была построена, как первая психиатрическая больница. Даже одного взгляда на здание, хватит для того, чтобы убедиться в его истинном, первоначальном, предназначении. В своем изначальном варианте, здание существовало до 1936 года, тогда появились первые музейные образцы, а национальным музеем, стало в 1976 году.


На сегодняшний день, здесь находиться большое количество загадочных экземпляров. Препарированные черепа, мумифицированные головы, экспонаты демонстрирующие различные генетические заболевания, внутренние органы алкоголиков и курильщиков, отрезанные конечности, заспиртованные младенцы, родившиеся с различными патологиями, - это лишь часть того, что собрано, для впечатлительной публики. Заспиртованная голова убийцы императрицы Сиси - один из ценнейших музейных экспонатов.


В результате бомбардировок второй мировой войны, была уничтожена скульптура Лаокоона, с сыновьями, сделанная из человеческих и зверинных костей. Когда здание выполняло свою первоначальную функцию больницы, там изучали, наряду с психиатрическими, и венерические заболевания - их последствия и симптомы. Благодаря этому, сохранилось множество экспонатов на данную тему, одним из них, является старинное гинекологическое кресло из красного дерева. Кроме того что все можно посмотреть, в музее подробно рассказывают о каждом экземпляре. Венский музей патологий, уникален, интересен и загадочен. Неоспоримым, является тот факт, что человеку, решившемуся посетить Башню сумасшедших, впечатлений хватит, на много лет вперед.

Кунсткамера в Санкт-Петербурге открыта в 1714 г. по указу Петра I. Это первый общедоступный музей России и один из старейших этнографических музеев мира.

Первоначально Кунсткамера в Санкт-Питербурге находилась в Летнем дворце, позже — в Кикиных палатах, а с 1727 года — в здании Петербургской Академии наук на Стрелке Васильевского острова (1718 — 1734 гг., архитектор Кунсткамеры в Санкт-Питербурге — Г.И. Маттарнови, завершали архитекторы Н.Ф. Гербель, Г. Киавери, М.Г. Земцов. После пожара восстановлена архитектором С.И. Чеванским).

Здание Кунсткамеры в Санкт-Питербурге — образец петровского барокко, принадлежит к числу немногих сохранившихся памятников архитектуры Петербурга первой трети XVIII века.

Выбор места для нового здания, по преданию, был сделан непосредственно Петром I. Его внимание привлекли две сосны, росшие на диком берегу Невы. Петр приказал осторожно срубить эти деревья с причудливо переплетенными и вросшими в ствол сучьями, а наиболее курьезные части их передать в Кунсткамеру Санкт-Питербурга. Этот один из самых ранних экспонатов Кунсткамеры Санкт-Питербурга и сегодня можно увидеть в экспозиции. На месте, где росли деревья, было решено заложить фундамент для постоянного здания. Размеры задуманной постройки по тому времени были необычайно велики: длина ее достигала без малого 100 м (97.2 м), а ширина равнялась 15 м. Петр I интересовался состоянием постройки и неоднократно торопил ее окончание. Однако при его жизни здание достроено не было. К началу 1725 г. были возведены лишь стены. Кладка башни, венчавшей здание, и внутренняя отделка были осуществлены Академией уже после смерти царя-реформатора.

Попасть в Кунсткамеру в Санкт-Питербурге сегодня не составит труда. Здание Кунсткамеры в Санкт-Петербурге антропологии и этнографии находится сразу за Дворцовым мостом, слева по ходу движения. Вход со двора. Перед самим зданием часто продают разнообразные стеклянные фигурки. В фойе Кунсткамеры в Санкт-Питербурге слева и чуть вниз — билетные кассы, справа и глубоко вниз — гардероб. Через гардероб осуществляется и выход посетителей, выход в вечернее время перед закрытием Кунсткамеры в Санкт-Петербурге.

Экспозиция кунсткамеры Санкт-Питербурга

Основу собрания Кунсткамеры в Санкт-Петербурге («кабинета редкостей») составили личные коллекции Петра Первого. В 1830-х гг. из Кунсткамеры в Санкт-питербурге образовалось семь самостоятельных музеев. В 1879 г. два из них — Этнографический и Анатомический — были объединены в экспозицию антропологии и этнографии, который с 1903 г. носит имя петра Великого. Стоит обратить ваше внимание на то, что фото и видео съемка в этом «кабинете редкойстей» строго запрещена. Однако, находятся «умельцы», снимающие на современные телефоны.

Этнографические, антропологические и археологические коллекции Кунсткамеры в Санкт-Петербурге представляют культуру и быт многих народов мира всех континентов Земли.

В собрание вошли:

  • старейшая анатомическая коллекция, приобретенная Петром I в 1717 г. у голландского анатома Ф. Рюйша;
  • собрание монстров из Петровской Кунсткамеры Санкт-Питербурга;
  • материалы, собранные в XVII — XIX вв. во время академических экспедиций по Сибири и Камчатке, в результате кругосветного плавания И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского, антарктической экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева.

Особы интерес вызывает коллекция, собранная Н.Н. Миклухо-Маклаем на новой Гвинее и островах Океании.

Экспозиция музея повествует о происхождении человека и человеческих рас, об основных этапах развития первобытного общества и культурных традициях народов мира. В залах представлены произведения декоративно-прикладного искусства Японии, Китая, Монголии, Кореи, Индии, Индокитая, Индонезии, Ближнего и Среднего Востока, макеты традиционных жилищ, предметы домашнего и хохяйственного уклада, ремесленные изделия, материалы, рассказывающие об обычая и верованиях народов Африки, Азии, Австралии, Океании, Северной и Южной Америки.

Видео: Кунсткамера в Санкт-Петербурге

С 1993 г. подразделением Музея антропологии и этнографии является экспозиция М.В. Ломоносова, который занимает башню и Циркулярный зал здания Кунсткамеры в Санкт-Питербурге. Экспозиция развернута в трех залах. В числе экспонатов — подлинные личные вещи Ломоносова, его научные труды и литературные сочинения, различные научные приборы и механизмы, инструменты для астрономических наблюдений (экспозиция «Первая астрономическая обсерватория Академии наук»), географические карты, образцы цветных смальт, благодаря которым Ломоносову удалось восстановить утраченное искусство мозаики.

Большой Готторопский глобус

Здесь же экспонируется Большой Готторопский глобус, восстановленный взамен сгоревшего в 1747 г. глобуса, подаренного Петру Первому голштинским герцогом Карлом-Фридрихом. Диаметр глобуса составляет 3 м 10 см, внутри находятся круглый стол и скамья, на которой могут поместиться 12 человек. Готторопский глобус был восстановлен в 18 веке, благодаря стараниям современных рестовраторов и исследователей. Это один из самых первых в Мире планетариев.

Внешняя сторона глобуса представляет собой физическую карту мира, а, находясь внутри, можно видеть карту звездного неба. с помощью особого механизма глобус вращается и,тем самым, демонстрируется движение небесной сферы.

Экспонаты Кунсткамеры в Санкт-Петербурге

Старинные анатомические модели и детские медициские патологии. 18-19 век.

Предупреждаю- в посте много картинок с заспиртованными младенцами, слабонервным- не смотреть!

Экспонаты из Музея медицинской истории Мюттера и выставки старинных медицинских редкостей из европейских музеев в Университете Алабамы.

Такие экспонаты делали с 17-го века, некоторые анатомические восковые скульптуры- как живые, с настоящими волосами и ресницами, я их показывала в прошлых постах.

Модели

Wax models with human hair in rosewood and Venetian glass cases; Workshop of Clemente Susini of Florence, 1781-1786

The Josephinum: Vienna, Austria

Wax model in rosewood and Venetian glass cases; Workshop of Clemente Susini of Florence, 1781-1786

he Mütter Museum: Philadelphia, Pennsylvania Wax model of head and thorax; Vasseur & Tramond; 19th Century

Лица

The Mütter Museum: Philadelphia, Pennsylvania Pathological model; 19th Cent

Скелеты

Museum of Anatomical Waxes “Luigi Cattezneo” (Museo Delle Cere Anatomiche “Luigi Cattaneo”): Bologna, Italy preparation; Cesare Taruffi, circa 1850

Музей медицинской истории Мюттера

Philadelphia, Pennsylvania

Музей медицинской истории Мюттера (Mutter Museum of Medical History) — это экспозиция медицинских патологий, старинного медицинского оборудования и биологических экспонатов, расположенный в Колледже врачей Филадельфии (College of Physicians of Philadelphia), открытого Бенджамином Франклином.

В 1750 году совет попечителей выкупил для университета здание, построенное для евангелистского молельного дома, и в 1751 году там начались занятия. По предложению Франклина колледж принял девиз «Законы без морали бесполезны» (Leges sine Moribus vanae).

Один из главных экспонатов Музея Мюттера — Гарии Истлак, человек, при жизни страдавший прогрессирующей оссифицирующей фибродисплазией (Fibrodysplasia Ossificans Progressiva, FOP) — заболеванием, при котором происходит формирование лишних костей на месте синяка или раны.

mutter_museum_ossification_skeleton

Перед тем, как умереть в возрасте сорока с лишним лет, Истлак передал в дар музею свой скелет.

Fetus Replica at 5 months

Fetus Replica at 5 months

Fetus Replica at 5 months in Specimen Jar

Патологии

Видео: Кунсткамера Санкт-Петербурга. Уродцы в банках

From Theatre Exhibition, September, 2007.

Fetus with Roberts Syndrome

Photos from the Mütter Museum in Philadelphia, PA

The The Vrolik: Amsterdam, The Netherlands

Anatomical preparation; 19th Century

University of Alabama at Birmingham.

The The Vrolik: Amsterdam, The Netherlands

Близнецы-twins

Co-joined twins from the Mütter Museum, Philadelphia

Hunterian Museum: London, England

The skull of a young boy with a second imperfect skull attached to its anterior fontanelle.

Sent to John Hunter from Bengal, India in the late 1780s.

University of Alabama at Birmingham.

Времяпрепровождение в музее обычно не несет для нас никаких негативных эмоций, однако в редких случаях бывает и наоборот. Есть на планете такие музеи, посещение которых не рекомендовано слабонервным людям — настолько жуткие экспонаты в них представлены.

ЛИКИ СМЕРТИ МУЗЕЯ МУМИЙ

Музей мумий в мексиканском городке Гуанахуато не для слабонервных. В отличие от классических египетских мумий, экспонаты этого музея поражают разнообразием ликов смерти, искаженные выражения лиц некоторых мумий даже позволяют предположить, что людей захоронили живыми.

Никто не бальзамировал эти мумии, они образовались естественным путем на местном кладбище из-за слишком сухой почвы. Мертвые тела подверглись быстрому и сильному обезвоживанию, что сохранило их от разложения.

Образовался этот музей по воле случая. Во второй половине XIX века был принят закон, согласно которому родственники покоящегося на кладбище должны были уплатить налог на вечное захоронение. Если налог не был уплачен, останки умершего извлекались.

Закон и принудительная эксгумация действовали с 1865 по 1958 год. Стоит отметить, что не все извлекаемые тела были мумифицированы, видимо, условия в различных частях кладбища (сухость почвы, ее состав, близость подземных вод и др.) по-разному способствовали сохранению тел.

Все обнаруженные при эксгумации мумифицированные тела кладбищенские работники сохраняли в отдельном здании. Уже в конце XIX века эти мумии стали привлекать внимание путешественников, за их осмотр стали взимать плату. Официальной датой образования музея считается 1969 год, когда мумии выставили в специальных застекленных витринах.

Всего в музее собрано более сотни мумий, в основном это мумии женщин, есть также около двух десятков детских и несколько мужских. Среди детских мумий выделяются отдельные экземпляры, которые считаются самыми маленькими мумиями на планете.

Немало в музее и весьма жутковатых мумий, при виде которых впечатлительные барышни почти лишаются чувств. Из всех мумий выставлено для обозрения только 59. Ежегодно музей посещают сотни тысяч туристов.

ДУШИ УМЕРШИХ ВСЕГДА РЯДОМ?

В ризнице итальянской церкви Дель Сакро Куоре дель Суффраджио в Риме располагается небольшой музей, экспонаты которого свидетельствуют о присутствии душ умерших людей на земле. Начало этому Музею усопших душ было положено в 1912 году благодаря церковному настоятелю.

Долгое время в музее хранился только один экспонат — ночной колпак со следами пальцев привидения, измазанных сажей. Эти следы, согласно местной легенде, оставил призрак Луизы ле Сенешель. Ее муж после смерти супруги стал вести довольно разгульный образ жизни и совсем позабыл о положенном трауре, вот она и явилась к нему с того света, чтобы напомнить о приличиях.

Ночью 7 мая 1873 года призрак Луизы сдернул с головы господина ле Сенешеля колпак и несколько раз весьма болезненно ущипнул его за нос...

Со временем к этому экспонату добавились и другие. На данный момент в музее уже более сотни различных артефактов, среди которых одежда, белье, книги и другие предметы с отпечатками пальцев, подошв и иными следами, оставленными душами умерших. Все это — материальные свидетельства реального существования привидений.

Если вы захотите побывать в этом музее, помните, что он обычно закрыт. Чтобы осмотреть экспозицию, надо обратиться к местному священнику. Кстати, по свидетельствам туристов, побывавших в музее, фотографировать в нем бесполезно — духи портят почти все снимки...

НАТУРАЛЬНЫЕ УЖАСЫ «БАШНИ СУМАСШЕДШИХ»

Музей патологоанатомии в Вене (Австрия) располагается в 5-этажном здании-башне, в котором в XVIII веке была клиника для буйных сумасшедших, отсюда и второе название музея — «Башня сумасшедших».

Хотя психически больные люди давно исчезли из этого здания, многие посетители музея, еще не увидев его экспонатов, уже ощущают некую гнетущую «ауру» его толстых стен, словно насыщенных негативом и нездоровыми эмоциями.

Не прибавят настроения и экспонаты жутковатого музея. Слабонервным людям сразу советуют воздержаться от его посещения.

Что же такого страшного можно увидеть в «Башне сумасшедших»? В экспозиции законсервированные головы, трупы с различными аномалиями развития и мутациями, заспиртованные младенцы с жуткими патологиями.

Здесь демонстрируются органы больных венерическими болезнями, алкоголиков и курильщиков. Говорят, их очень полезно увидеть людям, страдающим вредными привычками, и тем, кто неразборчив в своих связях.

Один из самых ценных экспонатов музея — заспиртованная голова убийцы императрицы Сиси. Пожалуй, единственный экспонат, не вызывающий отрицательный эмоций, — старинное гинекологическое кресло из красного дерева.

МУЗЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ ИСТОРИИ МЮТТЕРА

Музея медицинской истории Мюттера в Филадельфии (США) представляет вниманию посетителей обширное собрание медицинских патологий и старинного медицинского оборудования. Здесь не меньше ужасных экспонатов, чем в Музее патологоанатомии в Вене, поэтому особо впечатлительным людям лучше воздержаться от его осмотра.

Музей Мюттера был открыт в начале 1750 года Бенджамином Франклином, сначала его необычная коллекция использовалась только для научных исследований и образовательных целей. Сейчас этот музей может посетить любой желающий.

Среди его экспонатов широко известна знаменитая коллекция человеческих черепов (48 экз.) самых различных размеров и форм. Один из наиболее важных экспонатов музея — тело женщины, превратившееся в мыло из-за необычных условий места её захоронения.

Здесь же можно увидеть знаменитых сиамских близнецов Чана и Ена Бункеров с объединенной печенью, скелеты сиамских близнецов, сросшихся головами, скелет двухголового ребенка, множество законсервированных внутренних органов с разнообразными патологиями.

Большой интерес у туристов вызывает один из главных экспонатов музея — Гарри Истлак. Этот человек при жизни страдал оссифицирующей фибродисплазией, очень редким заболеванием, которое характеризуется образованием костяных наростов на месте синяка или раны. Истлак скончался в возрасте сорока с лишним лет, перед этим он завещал свой скелет музею.

Помимо скелета этого несчастного человека в музее представлен ряд его прижизненных фотографий. Еще один экспонат, изрядно шокирующий посетителей, представляет собой сросшийся женский плод в стеклянной кубической банке.

ПЫТАЛИ С ДЬЯВОЛЬСКОЙ ФАНТАЗИЕЙ

В мире есть несколько музеев пыток, однако особенно страшными из них считаются два — в Гааге (Нидерланды) и в городе Мдина (Мальта). Первый из них еще называется «Ворота арестантов», главным экспонатом в нем является древний каземат XIII века, в котором На самом деле проходили пытки.

Его стены словно пропитаны нестерпимой болью и ужасом, у особо чувствительных людей здесь во время экскурсии нередко случаются обмороки. В музее представлен впечатляющий арсенал самых различных орудий пыток, а рассказ гида переполнен детальными подробностями их применения.

Музей пыток в Мдине считается непревзойденным по силе воздействия на посетителей. Располагается он в подвале, спустившись в который сразу натыкаешься на обезглавленных людей, висельников, дыбу и разнообразные орудия пыток. Среди последних — тиски для сдавливания черепа, щипцы для выдирания ногтей и прочие изобретения экзекуторов, обладавших воистину дьявольской фантазией.

Здесь показаны сцены различных пыток, персонажи которых, сделанные из воска, выглядят весьма натуралистично. Данные музеи не рекомендуют посещать слабонервным людям, беременным женщинам и детям.

В прошлом году ездили в Питер, побывали в знаменитой кунсткамере Петра I, посмотрели на заспиртованных уродцев, хотя на самом деле для них отведен только один из нескольких залов музея. Остальные рассказывают про культуру различных народов мира…

Недавно случайно узнал, что и в Москве тоже открылась кунсткамера. Находится на ВВЦ в павильоне №2, там же где и акул. Громкое название фактически подразумевает под собой небольшой зал, где за 300 руб. (цена билета) вы сможете посмотреть на 3D фотографии заспиртованных уродцев, сделанные, видимо, в питерской кунсткамере, а также на восковые фигуры людей с различными физическими отклонениями. Раньше ещё за фотосъёмку брали 100 руб., сейчас на табличке с ценами на цифре «100» висит бумажка с надписью «Бесплатно». И на этом спасибо.

Перейдем к тому, что можно там увидеть. Положа руку на сердце, могу сказать, что некоторые моменты были интересными, но выставка очень маленькая, обойти всё и прочитать все описания можно минут за 10, поэтому и интересного, соответственно, не много. Возможно, чтобы удержать посетителей там крутят ещё и видеосюжет про курение, в котором рассказывается не только о его вреде здоровью, но и о том, что на самом деле находится в продаваемых сигаретах, и как на их продаже компании-производители зарабатывают свои миллионы. Но, эти ролики наверное могут и меняться, и в следующий раз показывать там будут что-нибудь другое.

Машина для казни

Тюрьма на острове Санто-Стефано. Здесь, среди заключенных, в годы фашистского режима побывали будущий президент Италии Алессандро Пертини, писатель Джорджо Амендола, журналист Лелио Бассо, политик Альтиеро Спинелли, коммунист Умберто Террачини. Не совсем ясно только, при чем тут кунсткамера.

Трехногий человек - Георг Липперт. Его третья нога была полностью сформирована, но, тем не менее, была неработоспособна. По словам самого Липперта некогда она могла действовать, как обычная конечность, но из-за перелома пришла в негодность. Липперт выступал в цирке, где получил титул «Единственного Человека с Тремя Ногами на Земле». Но в 1898 г. из Италии приехал Франческо Лентини и титул был утрачен. У Франческо третья нога была вполне рабочей, и он мог даже играть ею в футбол.

Волосатый человек – Федор Махнов. Всё его тело было покрыто густыми волосами, кроме ладоней и ступней. Работал на почтовом дворе в Сибири. В сильные морозы ходил в одной рубахе. Так его видно при созданном в кунсткамере освещении.

А это – его реальный вид.

Женщина свинья. Это единственная зафиксированная подобная аномалия. Родилась обычным ребенком. В 14 лет началось сращивание верхней губы с переносицей. К 25 годам сформировался свиной пятачок. Была дочерью священника, очень набожной. Прожила 94 года, была замужем и родила двоих детей.

Двуликий Янус. 19 век. Немецкий музыкант. На затылке имел подобие второго лица. Тщательно его скрывал до 20 лет. В музыке успехов не имел и решил использовать этот свой недостаток. После этого его карьера пошла вверх, многие хотели увидеть музыканта с двумя лицами. И даже не важно, как он играл.

Двухголовый охотник. Этот человек был взят в плен войсками императора Леопольда I во время войны с Турцией. Был очень метким стрелком из лука. Каждая его голова могла разговаривать отдельно и во время допроса они перешептывались. Долгое время в документах того допроса была путаница, т.к. было непонятно, сколько человек они допрашивали.

Разновидность сиамских близнецов, второе туловище росло из грудной клетки первого. Был мушкетером у Людовика XIII. Но фактически – это был мушкетер-шут. Ни о какой военной службе речи быть не могло. Он носил плащ мушкетера и забавлял придворных.

Четырехглазый. В 1854 г. некий Джонни Стокер из Кливленда имел две пары карих глаз, расположенных друг над другом. По отзывам современников «он мог закрывать любой глаз отдельно друг от других, мог вращать каждым глазом в отдельности, что представляло собой наиболее отталкивающее зрелище». Джонни не только не комплексовал по поводу своего лица, а даже был рад этому. Пользуясь своей способностью вращать и выкатывать глаза, любил пугать людей. При этом он распевал неприличные песни неприятным скрипучим голосом.

Ещё несколько фотографий из кунсткамеры на ВВЦ:

Кунсткамера – одна из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Так традиционно принято называть Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого. С ним связано немало шокирующих фактов.

Печать Антихриста

Название «Кунсткамера» произошло от немецкого «куншт» - «редкость». Первые экспонаты музейной коллекции были выкуплены в 1714 году Петром I у голландского профессора-бальзамировщика Фредерика Рюйши. В основном это были заспиртованные образцы различных физических патологий, например, двухголовые младенцы и прочие носители врожденных уродств.

Впервые экспозицию открыли для всеобщего обозрения в Зеленом кабинете Летнего сада, а в 1718 году ее перевели в Кикины палаты на Васильевском острове. Но народ не очень-то стремился рассматривать редкости. Ходили слухи, что на них лежит печать Антихриста, а в помещении музея и вовсе водится нечистая сила. Говорили, например, что тени экспонатов отделяются от предметов и самостоятельно передвигаться по залу.

Дабы заманить в музей посетителей, император распорядился не брать плату за вход и подносить каждому гостю штоф вина или водки, а ежели кто не употребляет, то чашку кофе.

Уже после кончины Петра, в 1734 году, для Кунсткамеры выстроили новое просторное здание. Но в 1747 году там приключился пожар. Многие экспонаты были уничтожены. Часть их, спасая от огня, служители выбросили на улицу, где музейное добро безвозвратно растащили прохожие. Впоследствии в народе придумывали, что пожар устроили опять же хозяйничающие в музее потусторонние силы.

Великаны и карлики

Какое-то время при Петре служил в должности гайдука француз Николя Буржуа. Он был великаном: рост этого человека составлял 226,7 сантиметра. В 1724 году Буржуа умер от апоплексического удара, и его скелет, а также сердце заняли место в Кунсткамере.

Одна из легенд гласит, что во время пожара у скелета Буржуа пропала голова и впоследствии к нему приставили другой череп. С тех пор призрак гиганта бродит по залам, разыскивая утраченную часть тела.

А карлик Федор Игнатьев и вовсе прожил при Кунсткамере 16 лет в качестве экспоната. Рост Федора составлял 126 сантиметров, к тому же он был уродцем: на правой руке и на ногах у Игнатьева имелось всего по два пальца. Казалось, что это не человеческие конечности, а клешни. По рассказам, царь Петр, появляясь в Кунсткамере, всегда лично здоровался с карликом за руку.

Экспонаты, приносящие несчастье

Существует несколько преданий о хранящихся в Кунсткамере артефактах, обладающих мистической силой. Например, там есть часы в корпусе из красного дерева, стрелки которых обычно стоят, но якобы порой они вдруг начинают двигаться назад, останавливаясь всегда на одной и той же позиции – 9 часов 45 минут. И после этого, как правило, умирает кто-то из сотрудников музея.

Еще один «проклятый» экспонат – статуэтка бронзовой кошки. Говорят, что время от времени она моргает, и если при этом кто-нибудь присутствует, то его ждет скорая смерть. Так, один студент решил переночевать в кладовой рядом с пресловутой статуэткой, а наутро в кладовке никого не нашли, только кошка зловеще ухмылялась. Больше молодого человека никто никогда не видел.

В Кунсткамере хранились человеческие головы

Еще одно предание гласит, что некогда в запасниках Кунсткамеры имелись два стеклянных сосуда, в каждом из которых в спиртовом растворе находилась человеческая голова. Одна якобы принадлежала чиновнику и любовнику Екатерины I Виллиму Монсу, казненному Петром I, другая - экс-фаворитке Петра I Марии Гамильтон, которой отрубили голову за то, что она убила собственного ребенка, рожденного, правда, не от царственного возлюбленного, а от его денщика Ивана Орлова. Гамильтон также, будучи камер-фрейлиной императрицы, крала ее драгоценности.

В конце XIX столетия историк Михаил Семевский пытался отыскать емкости с головами в подвалах Кунсткамеры, но безуспешно. По одной из версий, они были захоронены по приказу Екатерины II.