Понятие культурной картины мира. Определение культурной картины мира

Понятие картины мира строится на изучении представлений человека о мире. Если мир - это среда и человек в их взаимодействии, то картина мира есть результат переработки информации о среде и человеке. Картина мира - это не зеркальное отражение мира, а некоторая интерпретация мира, осуществляемая отдельными субъектами, которые отличаются друг от друга. Картина мира - динамичное явление: она постоянно уточняется. Картину мира можно трактовать как ментальную репрезентацию культуры. Картине мира во многом свойственны характеристики, присущие и культуре как феномену: целостность, комплексность, многоаспектность, историчность, многообразие, полиинтерпретируемость, способность к эксплицированию, способность к эволюции и др. Картина мира может быть представлена с помощью пространственных (верх - низ, правый - левый, восток - запад, далекий - близкий), временных (день - ночь, зима - лето), количественных, этических и других параметров. Слово можно сравнить с кусочком мозаики. У разных языков эти кусочки складываются в разные картины. Понятие, один и тот же кусочек реальности имеет разные формы языкового выражения в разных языках. Слова разных языков, обозначающие одно и то же понятие, могут различаться семантической емкостью, могут покрывать разные кусочки реальности. Языковая картина мира - всегда субъективна, она фиксирует восприятие, осмысление и понимание мира конкретным этносом. Национальная культурная картина мира. В каждой национальной культуре имеется целый ряд базовых понятий, которые оказали самое существенное воздействие на формирование данной культуры, которые аккумулируют в себе суть данной культуры, восходят к самым ее истокам и составляют основу данной культуры во все времена ее существования. Концепты культуры можно разделить на две группы: «космические, философские категории, которые он называет универсальными категориями культуры (время, пространство, причина, изменение, движение) и социальные категории, так называемые культурные категории (свобода, право, справедливость, труд, богатство, собственность. Национальную культуру не следует смешивать с культурой нации в целом. Ибо культура нации в целом включает в себя не только этические, национально-специфические, но и межэтнические, общечеловеческие компоненты культуры. Практически все специализированные области культуры имеют в той или иной мере национальную специфику. При этом на многие специализированные области культуры оказывают сильное воздействие этнические традиции, верования, народное творчество, этнический менталитет. Язык - сокровищница национальной культуры народа, говорящего на этом языке. Весь жизненный опыт и все достижения культуры фиксируются в языке, находят в нем зеркальное отражение. Национальный компонент значения обнаруживается в единицах всех уровней языка, но особенно четко он прослеживается в лексике, фразеологии, афористике, правилах речевого этикета, текстах и т.д. Поэтому при изучении любого языка, особенно народного, необходимо учесть один нюанс: любой язык имеет национальное выражение, т.е. проявляется в виде конкретного национального языка, выражающего национальный дух и отражающего национальную культуру народа - носителя этого языка. Усвоение национальной языковой картины мира другого народа в свою очередь способствует формированию языковой личности, т.е. личности, не просто владеющей языком как кодом, а усвоившей нравы, обычаи, культуру - менталитет народа - носителя языка. Национальная языковая картина мира является отображением в языке (на всех уровнях) элементов специфического национального способа мировидения, модели мира, присущей данной культуре. Национальная языковая картина мира является понятием, характерным только для естественных языков, так как искусственным языкам не соответствует мировоззрение конкретного народа-носителя, которое могло бы находить в них отображение. Описание языковых картин мира в контрастивном аспекте - это своего рода показ различий определенной национальной личности на фоне сходств с другой и осознание единства различий этих языковых культур. Национальная языковая картина мира, по нашему мнению является отображением в языке (на всех уровнях) элементов специфического национального способа мировидения, модели мира, присущей данной культуре. Таким образом, рассмотренные выше виды картин мира являются составляющими национальной языковой картины мира. Итак, следует отметить, что указанные выше виды картин мира и их разделение является условным, хотя в целом они представляют собой одно объемное понятие, вобравшее в себя все компоненты. Данные виды картин мира существуют параллельно, влияют друг на друга, находятся в тесном взаимодействии, взаимопроникновении и взаимосвязаны друг с другом. С картиной мира связывают исходные предпосылки рассмотрения мира, содержательно-онтологические построения научного знания, глубинные структуры, лежащие в основе научно-познавательной деятельности. Таким образом, можно говорить о том, что на современном этапе развития лингвистики, языковые модели мира становятся объектом описания и интерпретации в рамках комплекса наук о человеке. Для восточной культуры на первом уровне располагаются такие ценности, как: материнство, иерархия, мужественность, мощь государства, мир, скромность, карма, уважение к старшим, святость пахотной земли. Для мусульманской культуры на первом уровне находятся: иерархия, мужественность, коллективная ответственность, уважение к старшим, религиозность авторитаризм. На втором уровне в восточной культуре находятся: уважение к молодежи, образование. На втором уровне в мусульманской культуре находятся: материнство, деньги, образование. На третьем уровне в восточной культуре располагаются: индивидуальность, деньги, пунктуальность. На третьем уровне в мусульманской культуре располагаются: эффективность, пунктуальность, качество жизни. На четвертом уровне в восточной культуре характерны такие ценности как: спасение других, помощь другим, первенство. На четвертом уровне в мусульманской культуре представлены такие ценности как: индивидуальность, мир, первенство, сохранение окружающей среды, равенство женщины с мужчиной.

14.1. Понятие «культурная картина мира, ее содержание и форма

В современной России одновременно происходит ряд культурных переворотов: радикальные изменения в материале культуры, в технике, технологии приводят к изменению роли и места тех или иных производств в обществе. Происходит трансформация сферы собственности, занятости населения, приобщение его к тем формам культуры, которые находились традиционно вне поля внимания общества, например, обслуживание, торговля, информационные услуги, а значит и не представляли еще недавно значительной ценности. Развитие многообразия культуры, ее плюрализма приводят к изменению мотивационной сферы развития человека, появлению новых стимулов к труду и досугу. Эти и ряд других факторов ставят по-новому и традиционную для системы культуры проблему: чему и как учить подрастающее поколение. Какую культурную картину мира формировать у учащейся молодежи.

Поступки людей, как правило, происходят на основе каких-то осознанных мотивов, намерений, интересов. В различных ситуациях поступки людей различны. Но иногда они могут различаться и в одинаковых ситуациях. Значит, мы можем утверждать, что осознание поступков различно.

Так как поступки людей, их действия практически охватывают очень широкий круг областей культуры, и, более того, этот круг расширяется, мы предполагаем, что в поле сознания человека попадает весь мир, а значит в сознании человека складывается определенный образ этого мира, его картина.

Культурная картина мира – это результат, продукт отражения реального мира посредством сознания человека в представлениях, понятиях, категориях мышления, заданных культурой.

Эта картина мира обобщает опыт и знания человека, придает им определенность, структуру, выступает как ментальная, мыслимая карта этого мира. С этой ментальной картой мира, его картиной, человек сверяет свои поступки, с ее помощью он ориентируется среди вещей и социальных явлений, устанавливает иерархию ценностей, смыслов.



Культурная картина мира – это условный термин, в рамках которого происходит объединение всей системы представлений человека о мире и своем месте в нем, заданные его культурой и, в свою очередь, формирующие культуру человека и общества. В культурную картину мира входят как теоретические, так и обыденные знания и представления людей, как наука, так и религиозные верования, мифологические и идеологические установки, ценностные ориентации, нравственные, эстетические, экономические, политические воззрения. Т.е. культурная картина мира – это тот образ реальности, который складывается в сознании человека, характеризует его ментальность.

Культурная картина мира обладает определенным универсализмом, чертами, общими для многих народов. В то же время она специфична для каждого этноса, каждого человека и различается по своим характеристикам.

Причиной различий в культурной картине мира являются ряд факторов: география, климат, природные условия, история, социальное устройство, верования, традиции, образ жизни и т.д.

Культурная картина мира отличается от научной, естественнонаучной по ряду признаков. Научная картина мира формируется наукой, научным знанием. Ее объектом выступает природа. Восприятие социального мира выступает основанием для формирования социальной картины мира. Она получает отражение в тех образах, представлениях и понятиях, которые формируются социальным знанием и практикой.

Культурная картина мира представляет собой часть социальной картины постольку, поскольку культура отличается от общества. Культурная картина мира задается культурой общества и является условием формирования его культуры. Она складывается под влиянием и объективных, и субъективных факторов, как материальных, так и идеальных, духовных, т.е. задается всей культурой общества и человека. Ее образуют как научные знания, так и обыденные представления людей.

По своему составу, содержанию культурная картина мира включает в себя все сложившиеся в обществе на всем протяжении его истории и заданные его культурой представления о мире и месте человека в нем.

В ней причудливо взаимодействуют, обеспечивая соответствие, представления, сложившиеся в рамках разных форм сознания – мифологические и идеологические, религиозные, философские, экономические, этические, эстетические, политические и многие другие.

При этом старые и новые, исходные (первичные) и вторичные, производные и последующие представления, суждения, понятия, концепции соседствуют друг с другом, обеспечивая соответствие, а подчас и дополняя одно другим, сообщая целостность культурной картине мира. По мере своего развития культурная картина мира, обновляясь, сохраняет и многие старые свои компоненты в тех областях, в которых они сохраняют свою действенность.

Культурная картина мира не остается чем-то раз и навсегда данным и неизменным. Она изменяется, развивается, как и культура в целом. Каждая культурная эпоха создает свою культурную картину мира. Так, для античности характерно было господство космоцентризма, для средневековья – теоцентризма, Возрождение утверждает антропоцентризм, в период Просвещения господствует рационализм (рациоцентризм) с его стремлением к обновлению, модернизму. Современная культурная эпоха все чаще связывается с постиндустриальной культурой, где утверждается постмодернизм.

В культурной, ментальной картине мира разные ее компоненты играют различную роль. Например, человеческое воображение, конструируя образ реальности, делает это таким образом, что события в ней происходят не в некой нейтральной и безотносительной связи и последовательности, а насыщены смыслом и подчиняются законам этого смысла.

В культурной картине мира необходимо различать ее духовное, ментальное, содержание, состав, и соответствующую форму.

С точки зрения содержания культурную картину мира образуют различного рода представления, идеи, образы, понятия, идеалы, заданные культурой общества и человека и являющиеся, в свою очередь, условием формирования его культуры.

С точки зрения формы культурная картина мира отражает его наиболее устойчивые, неименные, структурированные образования, придающие ему пространственную и временную определенность. В дальнейшем мы будем больше обращать внимание не на содержание культурной картины мира, а на те формы, которые она принимает в истории человечества, его культуры.

Важнейшей особенностью картины мира выступает ее целостный характер, который не является механическим образом окружающего человека мира, природного и социального, материального и духовного, но задается опосредованно, посредством сложившихся в обществе культурных норм, установок, ценностей, идеалов. Между человеком и природой всегда располагается общество, а значит более важную роль в формировании картины мира играет общество, а точнее, его культура. Значит, прежде чем освоить картину мира, человеку предстоит осваивать культурную картину мира. Таким образом, в картине мира мы выделяем две части, первая образуется как картина мира природы, как чего-то противостоящего обществу, отличного от нее, и вторая выступает как картина социального, культурного мира, или культурная картина мира. Следует отметить, что картина мира природы во многом определяется культурной картиной мира, теми образами центра и периферии, пространства и времени, статики и динамики, которые задаются культурой.

Исследование процесса культурогенеза однозначно показывает, что человечество, единое по своим корням, в процессе развития «разветвляется» на множество разнообразных, особенных культур. Поэтому, рассматривая культуру как сложную систему, следует помнить, что каждая из культур, вырастая в специфических условиях жизни (географических, исторических, технологических, бытовых и т.д.), разворачивает свою историю, вырабатывает свой язык, формирует свое мировидение. Результатом этого специфического видения мира, в котором обитает человек, является культурная картина мира -- система образов, представлений, знаний об устройстве мира и месте человека в нем.

Понятие культурной картины мира. Культура в самом общем виде представляет собой продукт совместной жизнедеятельности людей, систему согласованных способов их коллективного существования, упорядоченных норм и правил удовлетворения групповых и индивидуальных потребностей и т.п. Ее возникновение обусловлено тем, что при продолжительном совместном проживании людей на одной территории их коллективная хозяйственная деятельность, оборона от нападений формируют у них общее мировоззрение, единый образ жизни, манеру общения, стиль одежды и т.д. Однако при этом каждая группа существует в своих специфических условиях -- климатических, географических, исторических и др. По этой причине становится невозможным существование единой универсальной культуры, объединяющей всех людей на Земле. В исторической практике культура предстает как множество культур разных эпох и регионов, а внутри них в виде культур отдельных стран и народов, которые принято называть локальными (или этническими) культурами. Одни локальные культуры похожи друг на друга в силу их генетического родства и сходства условий их возникновения. Другие культуры различаются настолько, насколько различаются породившие их условия. Во всем многообразии локальных культур нет ни одной «ничейной» культуры. Каждая отдельная культура воплощает специфический жизненный опыт какого-либо конкретного народа или сообщества людей. Этот опыт придает культуре каждого народа неповторимые черты, определяет ее уникальность.

Своеобразие культуры может проявляться в самых разных сторонах человеческой жизнедеятельности -- в удовлетворении биологических, материальных или духовных потребностей, в естественных привычках поведения, типах одежды и жилищ, видах орудий труда, способах трудовых операций и т.д. Так, по наблюдениям этнографов, народы, живущие в сходных географических условиях и по соседству друг с другом, часто строят дома по-разному. Русские северяне традиционно ставят дома к улице горном, а русские южане располагают свои жилища вдоль улицы. Балкарцы, осетины, карачаевцы много веков живут на Кавказе по соседству. Однако первые строят каменные одноэтажные дома, вторые -- двух- этажные, а третьи -- деревянные. Раньше одна лишь тюбетейка узбека позволяла определить, из какой местности происходит ее владелец, а одежда русской крестьянки XIX в. точно указывала, в какой губернии она родилась.

Своеобразие любой локальной или этнической культуры получает свое завершение в культурной картине мира, которая является выражением того, что в различных культурах люди воспринимают, чувствуют и переживают мир по-своему и тем самым создают свой неповторимый образ мира, особое представление о мире. По своему содержанию культурная картина мира представляет собой совокупность рациональных знаний и представлений о ценностях, нормах, нравах, менталитете собственной культуры и культурах других народов, включает в себя неосознанные значения, личностные смыслы, переживания и оценки. Культурная картина мира не является синкретической целостностью, а складывается из частных картин -- научной, эстетической, религиозной, художественной, этической, правовой и др. культура мир норма язык

Важнейшими компонентами культурной картины мира являются пространство и время, а также движение, изменение, свойство, качество, количество, причина, следствие, случайность, закономерность- онтологические категории культуры. Эти категории тесно связаны с социальными категориями, такими, как труд, собственность, власть, государство, свобода, справедливость и др.

Они вплетены в структуру языка, на котором люди разговаривают, охватывают все культурное пространство, образуя в совокупности своего рода «сетку координат», через которую носители той или иной культуры воспринимают окружающий мир и создают свои «национальные образы мира». На их основе складывается свойственная данной культуре ментальность -- общее умонастроение, склад ума людей, принадлежащих одной культуре. Ментальность включает в себя как осознанные моменты, так и неосознанные, поэтому понятия «ментальность» и культурная «картина мира» можно рассматривать как синонимы.

Ментальность всегда отражает специфические особенности конкретной культуры, иными словами, она всегда культурно зависима, ее содержание целиком определяется культурой данного народа. Это исторически обусловленный феномен, поэтому ментальность, являясь в целом устойчивой и консервативной, все же меняется, хотя и очень медленно. Ментальность формируется у каждого человека в детстве, в процессе инкультурации, и входит в структуру индивидуальной психики, укореняясь в бессознательном. Можно утверждать, что менталитет народа -- это одновременно и ментальность отдельною человека. Поэтому ментальность личности определяется типом общества, особенностями этнической и национальной культуры, а также тех субкультур, в которые входит этот человек.

Таким образом, культурная картина мира - это совокупность рациональных знаний и представлений о ценностях, нормах, нравах, менталитете собственной культуры и культурах других народов. Эти знания и представления придают культуре каждого народа самобытность, благодаря чему становится возможным отличать одну культуру от другой.

Понятие «культурная картина мира» употребляется в узком и широком смысле слова. В узком смысле в культурную картину мира входят первичные интуиции, национальные архетипы, способы восприятия времени и пространства, очевидные, но недоказанные утверждения, вне научные знания. В широком смысле наряду с перечисленными элементами в культурную картину мира включают также и научные знания.

Понятие культурной картины мира

В ходе своего развития человечество породило множество различных национальных культур. В каждой отразилось своеобразное мировидение. Определенная нация или этническая группа по-своему видит человека и его место в мире.

Таким образом,

Культурная картина мира — понятие

культурной картиной мира называется совокупность специфических взглядов, понятий, воззрений, знаний о мироустройстве, ментальности народа, его отношения к явлениям реальности.

Из чего складывается картина мира?

Фундамент каждой культуры составляют пласты, которые связаны, прежде всего, с первоначальными ощущениями нации – архетипами, мифологией, образной системой, способом восприятия хронотопа и т.д.

  • При узком понимании в культурную картину мира входят эти самые «ненаучные» знания, которые нельзя полноценно рассмотреть с точки зрения рациональности.
  • При широком понимании в культурную картину мира включаются также и научные знания.

Где и как формируется культурная картина мира?

Культурная картина мира формируется в двух слоях жизнедеятельности:

  • практический (трудовой и т.д.) — слой, на котором непосредственно осуществляется жизненный процесс
  • рефлектирующий (интеллектуальный, эмоциональный и т.д.) — слой, на котором человек проводит самоанализ, утверждаясь в мире.

При этом в состав культурной картины мира входят те жизненные смыслы (моральные понятия, ценности, символы и т.д.), которые являются фундаментом культуры человека.

Строение культурной картины мира

Человек всегда строит картину мира исходя из того, что для него значит мир. При этом значения не всегда осознаются и поддаются волевому изменению. Культура – это не только трудовые отношения между людьми, это нечто иное, стоящее как бы «над миром» и объединяющее людей именно по этому «надмирному» признаку.

Создавая предмет, человек непроизвольно закладывает в него не только «пользу», но и свой опыт, способности, особенности бытия.

Кроме того, он придает объектам предметного мира конкретное место в мироустройстве. Именно таким образом все предметы и обретают значение. Они имеют ценность (значит, и место в культурной картине мира) не просто как абстрактные объекты, но как объекты, выполняющие определенную функцию в миропорядке, способствующие структуризации мира и целостности практики.

Все, что делают люди на протяжении своей жизни, постепенно приобретает для них символическое значение. Обычные, часто повторяющиеся действия – трапеза, обмен приветствиями, инициация, заключение брака, смерть – приобретают форму ритуалов, обрядов, обрастают сотнями норм и предписаний, регламентирующих порядок всех темпоральных и пространственных сторон человеческой деятельности. Все это ложится впоследствии в основу культурной картины мира, закрепляясь

А язык, как известно, прямым образом воздействует на психику, формируя мировосприятие и подкрепляя картину мира образной системой, усложняя и развивая ее.

Культурная картина мира наследуется каждым поколением, служа одновременно и основой для человеческого поведения, и хранителем ментальности народа. Вместе с ее развитием, включающим в себя со временем большее количество культурных слоев, понятий, образов, ценностей, символов и т.д., развиваются и представления о ней.

Античная картина мира

Она представляла собой универсальную смысловую систему мироустройства, в которой ведущую роль выполняли многочисленные боги и герои.

Картина мира в средние века

Она включила в себя парадигму христианского мировоззрения: мир создан Богом, Земля — центр мира, ангелы и черти, Рай и Ад реальны и пр.

Новое время

В картину мира этого исторического отрезка включились научные представления, что связано с усилием позиций естественных наук и т.д.

Темпоральная (временная) и пространственная культурная картина мира

«Узловыми» представлениями в культурной картине мира вполне резонно считать «время» и «пространство», ведь именно они являются первыми абстрактно осознаваемыми категориями.

Для немца пространство связано с понятием «пусто», а для француза пространство — растягивание. Декарт, вслед за Платоном считал пространство заполненным полностью – это идеальная культурная картина мира. Для Ньютоновской физики пространство – «полое», абсолютное, геометризированное. Это отвечает культурной картине мира Нового времени как «бездушной», механической.

Восприятие времени также наложило свой отпечаток на языки мира.

Термин tempus («время») произошел от латинского tendo – «натягивать».

Т.е. в латинском языке время тянется, оно вечно. Для немцев же время – определенный отрезок, а вечность – это то, что тянется, то, что бесконечно.

Все эти ощущения хронотопа в различных языковых культурах, развиваясь в языке, наложили свой отпечаток и на научную картину мира.

Различные подходы к пониманию и виды картины мира

Человек воспринимает окружающий мир с точки зрения структурированности, т.е. соотносит предметы и их функции со своим жизненным опытом и находит им место в определенной системе взаимоотношений предметов. Таким образом он формирует предметный мир, который впоследствии, складываясь с предметным миром других людей, расширяется и включает в свою сферу незнакомые ранее предметы и понятия и трансформируется в особую культурную картину мира, которую Э. Гуссерль именовал «жизненным миром». Предметы в него включаются не сами по себе, а в единстве с их значением, поэтому в рамках жизненного мира они разумны и логичны.

Инструменталистский подход к понятию культурной картины мира подразумевает включение в жизненный мир сугубо рационализированных очевидностей, то есть того, существование чего не подвергается сомнению по причине возможности непосредственно это ощутить (потрогать, понюхать и т.д.). Но такой подход, во-первых, очень узок, во-вторых, лишает предметы и их значение индивидуальности, стирая различия между картинами мира отдельных людей.

Французский философ П. Рикёр считал, что человеческое бытие – полифонично. Человек стремится не только познавать предметный мир, но и «понимать совокупность, устремляться» к пониманию всего мироустройства. В мир рационализированных очевидностей Рикёр включает также способы познания бытия: уровни прогресса, многосмысленности, надежды.

В ХХ веке появились более фундаментальные исследования в области культурологии, которые и определили современное понимание культурной картины мира с содержательно-тематической точки зрения как единства очевидных тематических (артефактов) и нетематических содержаний и личностного восприятия мира (личного опыта, оценок, переживаний и т.д.).

В связи с этим можно выделить картины мира, которые сводятся к единообразной матрице:

  • эстетическую,
  • научную,
  • религиозную,
  • этическую,
  • правовую
  • философскую и множество других.

Однако перед построением этих картин человеку необходимо сформировать другую картину, наполненную интуитивными смыслами и значениями, которые различными способами передают универсальность мира.

Глобализация и индивидуальность как противоположности в картине мира

Каждая культура – индивидуальна. Она формировалась в определенных условиях – климатических, этнических, языковых, исторических. Некоторые культуры развивались обособлено, но большинство вступали в контакт между собой.

В ХХ веке под влиянием тенденций, единых для всего человечества, с развитием современных средств связи и возможностью оперативного обмена информацией процесс сближения культур достиг своего пика. В культурологии он получил название .

Развитие межкультурных связей приводит не только к взаимопроникновению и взаимообогащению культур, но и к их некоторой унификации. Это отражается и в быту, и в когнитивной сфере. Яркий тому пример – компьютеризация, приводящая к тому, что люди, работающие с компьютером, обретают схожую логику мышления и единые поведенческие нормы, хотя и принадлежат к разным культурам.

Предлагаем презентацию темы:

Культурная картина мира как инструмент описания и понимания истории

Российский академик, член РАН России, призывал относиться к понятию «культурной картины мира» как очень условному термину, почти как к метафоре. Поскольку данное понятие претендует на целостную объединенную характеристику всей системы и миропредставлений, и религиозных верований, и рациональных и мифологических взглядов и т.д., постольку ее научно доказуемая репрезентативность становится «сомнительной» Мы не можем реконструировать прошлое нашей и чужих культур полностью, мы делаем это на основании данных археологии, фольклора и т.д.

Важно помнить, что в большинстве случаев под культурной картиной мира понимают описание элитарной субкультуры того или иного общества

Однако мы можем аналитически моделировать историю культуры , в частности в ее структурно-смысловой и образной конфигурации. Это является задачей исторической культурологии, а картина мира здесь здесь как раз и является «инструментальной моделью».

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Эволюция целостного восприятия мира, его распад на объективные и субъективные составляющие нашёл свое представление в картине мира. Видимый и ощущаемый мир един, но воспринимается он этносами по-разному. Это разнообразие взглядов обусловлено спецификой менталитета того или иного народа. Если менталитет представляет собой способ восприятия и видения окружающей человека действительности, то картина мира есть результат этого восприятия.

Культурная картина мира существенно отличается от научной, философской и религиозной картин мира.

Под научной картиной мира понимается некая идеальная модель действительности, созданная на основе научных идей и принципов. Научная картина мира (КМ) даёт систему наиболее общих представлений о мире, фундаментальных понятий и принципов науки и выступает как источник возможных интерпретаций новых предметов науки и как исследовательская программа. Например, возникшая в XVII веке механистическая картина мира породила новое мировоззрение. Действие законов природы уподоблялось движению машины, состоящей из отдельных простых элементов, которые можно изучать, прогнозировать, направлять. Наука, особенно в "лице" механики и математики, рассматривалась как орудие познания механического устройства мира и становилась главной идейной опорой утвердившегося в этот период рационализма.

Философская картина мира, как и научная модель мира, основывается на научных знаниях и на ценностном отношении к миру. Следовательно, философская картина мира –

это синтез научных и ценностных представлений о мире и человеке.

Религиозная картина мира – есть модель действительности, выраженная в безграничной вере в силу некого Абсолюта – в Бога, в Будду, превращенного в объект религиозных эмоций и преклонения.

Художественная картина мира во многом сходна с культурной картиной мира, а на начальном этапе человеческой истории они даже тождественны. Художественная картина мира в качестве систематизирующего факта имеет духовность "как конкретно-историческую воплощенную субъективность".

Культурная модель мира – это совокупность рациональных знаний и представлений о ценностях, нормах, нравах, менталитете собственной культурыи культур других народов.


Это общее обозначение всех систем миропредставлений, свойственных исследуемому социуму, включающее совокупность как рациональных знаний, религиозных верований, ценностных установок, нравов, обычаев и т.п. Система ценностных отношений и ориентаций социальной общности (понимание ею добра, зла, счастья, отношений к смерти, любви, бессмертию), представление её о пространстве и времени и т.д. являются содержательной основой культурной картины мира и придают ей те черты самобытности и уникальности, которые позволяют отличать одну культуру от другой.

В различных культурах люди воспринимают, чувствуют и переживают мир по-своему и тем самым создают свой неповторимый образ мира или картину мира. Таким образом, культурология использует культурные модели мира в качестве классификационного основания.

Доклассический тип культуры характеризует способ существования общества, его традиционность, "незападный" способ организации жизни. Поэтому его главные черты – охранительные: сберечь традицию, подчинить ей инновации. Этому типу культуры присущи высокие моральные качества, духовность, религиозность, высшие фор

мы коллективности. Данная картина мира присуща русской культуре, сформированной в идеалах православия и соборности.

Классический тип культуры описывает появление "демиургических" устремлений человека, ориентируется на инновации, а не на традиции; для этого типа культуры характерен "западный" тип организации жизни.

Постклассический тип культуры представляет собой синтез доклассического и классического. Эта картина мира стала основой нового мышления конца XX века, новой социальной практики. Здесь появляются глобальные проблемы, связанные с выживанием человечества. Развитие человечества предстает более противоречивым и более многомерным. Господствующим являются приоритеты западной культуры и образа жизни. Но существует практика бездуховности, отчуждения, экономической гонки и пр. Однако возникает внутри этого типа культуры стремление к заимствованию достоинств, которых нет у Запада, из традиционных, доклассических культур.