Род племя народность. Род, семья, племя. Брак и семья, функции семьи

Различие и связь между понятиями рода, племени, народа и нации

Понятия рода, племени, народа, нации характеризуют различные типы этнической общности, начиная от рода и кончая нацией. Однако понятия рода и племени первоначально относились к описанию этнических отношений, существовавших в первобытном, доклассовом обществе.

Обычно к одному роду относились группы людей, которые вели свое происхождение от одного предка, фактического или мифического. Несколько родов объединялись в единое племя, также часто связанное кровным родством, Как только браки внутри рода были запрещены, по-видимому, возникли племена. Разумеется, члены рода и племени говорили на одном или сходном диалекте единого или родственных языков, обладали одной примитивной культурой. Однако главным для них было объединение в рамках единой родовой или племенной общины, которая ведала всеми вопросами, начиная от регулирования брачных отношений и кончая объявлением войны соседям или заключением с ними мира.

Главными в коллективном управлении общиной были дела, связанные с регулированием взаимоотношений между как соплеменниками, так и другими племенами. Именно поэтому род и племя считаются скорее социальными ячейками первобытного общества, чем общества цивилизованного, хотя этнически они, конечно, продолжают существовать и в таком обществе.

Этнос первоначально выступает как категория, характеризующая определенное объединение людей классового, цивилизованного общества с точки зрения культурно-языковой его общности, поэтому она непосредственно не касается характеристики социально-экономической и политической структуры общества. В отличие от политического деления общества на классы, этносы и народности разделяют население по национальным, точнее этническим, признакам. Именно поэтому этнос можно рассматривать как совокупность людей, которые обладают общим языком и единой культурой, а также сознают себя как особую этническую общность, отличающую их от других общностей. И здесь может возникнуть вопрос: не является ли последний критерий произвольным и субъективным? Конечно нет, поскольку в действительности чувство этнической общности формируется в процессе воспитания и общения в рамках определенного этнического коллектива; оно не носит субъективного характера. Поскольку члены этноса осознают себя как единый коллектив и отличаются от других этносов, постольку этнос можно рассматривать как интерсубъективное понятие.

Кроме того, чаще всего этносы проживают на одной территории. Последний признак был особенно важным в те далекие времена, когда формировались первые этносы. В дальнейшем общность территории не стала необходимым признаком для определения этноса. Люди, переселившиеся на другую территорию, но сохранившие свой язык и культуру, в своей компактной массе также представляли собой этнос или чаще всего этническую диаспору. Таким образом, формирование этносов происходит при переходе от первобытного общества к обществу цивилизованному, когда отдельные племена начинают объединяться в этносы и народности. Пожалуй, термин народность лучше характеризует такой процесс объединения. Но термин «этнос» имеет общий характер, и поэтому не обязательно относятся только к племенам и народностям, -поскольку в дальнейшем возникают новые этносы и даже суперэтносы.

Этносы не следует отождествлять ни с нацией, ни тем более - с обществом или государством. Безусловно, между этносом и нацией существует глубокая генетическая связь, поскольку нации сформировались в результате объединения ранее разобщенных, но родственных по языку и культуре этносов. Но в этом объединении решающую роль сыграли не столько этнические, сколько экономические процессы, связанные с расширением товарно-денежных отношений в эпоху перехода от феодализма к капитализму. Усиление хозяйственных связей между родственными этносами способствовало не только сглаживанию различий в их языке и культуре, но также осознанию общности их целей в борьбе с сопротивляющимися группами и классами феодального общества. Следовательно, стремление к экономическому объединению здесь дополняется политическими целями.

В марксистской литературе подчеркиваются главным образом социально-экономические и политические условия возникновения наций, которые действительно сыграли решающую роль в процессе их формирования и национально-освободительного движения. Поэтому марксисты критиковали авторов, сводивших сущность наций к чисто духовным, психологическим, религиозным и другим их особенностям. Основным для них был фактор политической борьбы за объединение народностей в рамках гражданского общества, отстаивания интересов своего национального государства,

На этой основе сформировалось также представление о едином отечестве или родине. Вот почему некоторые авторы определяют нацию как «совокупность людей, имеющих одно общее отечество. Такое определение будет неполным без указания его генетической связи с такими существенными признаками, как общность языка и культуры, ибо не всякая совокупность людей, имеющая единое отечество, будет составлять нацию. К известному определению нации с помощью четырех существенных признаков (общности языка, психического склада, проявляющегося в национальной культуре, общности территории и экономической жизни), можно было бы добавить пятый признак - наличие единого отечества. Но в таком случае мы должны будем исключить из категории наций те угнетенные народы, которые борются за самоопределение и создание своего отечества. Если считать нацией просто совокупность людей, имеющих или борющихся за единое отечество, то теряет смысл само понятие нации, ибо оно окажется эквивалентным понятию отечество.

В современной этнологической литературе нацию рассматривают как этносоциальную общность, в которой органически объединены социально-экономические и этнокультурные свойства коллективов людей. К первым из них относятся экономическая и территориальная общность людей, ко вторым - общность языка, национальной культуры, психического склада, обычаев и традиций. При таком подходе обращается внимание на этнический характер формирования нации, а тем самым выявляется генетическая связь понятия нации с понятиями рода, племени, народности и этноса.

При конкретном рассмотрении национальных вопросов приходится учитывать оба эти подхода. И здесь заслуживают внимания две основные точки зрения по вопросу возникновения наций. Первая из них подчеркивает, что происхождение нации в решающей степени связано с дальнейшим развитием этноса, его борьбой за свои национально-культурные и политические права. Вторая обращает основное внимание на завоевание народами своего отечества. Обе эти позиции грешат односторонностью, хотя первая из них представляется более обоснованной; ибо она указывает на генетическую связь между этносом и нацией. Вторая больше всего подчеркивает роль нации в освободительном движении. Ясно, однако, что без определенной этнической общности возникновение нации оказывается невозможным.



Отождествление понятий этноса, нации и народа происходит обычно в странах, где преобладает один этнос, ставший уже давно самостоятельной нацией. Так, например, шведы составляют и единую нацию, и единый этнос, и единый народ. Иначе обстоит дело в многонациональных государствах, таких, как Швейцария. Ее население состоит главным образом из швейцарцев, говорящих на немецком, французском и итальянском языках; можно ли считать его единой нацией либо народом или же супэрэтносом? С одной стороны, все Население говорит на разных языках и принадлежит к разным культурам. С другой стороны людей объединяет в одно целое не столько язык и национальная культура, сколько чувство принадлежности к одной отчизне, осознание общих целей и интересов своей родины и на этом основании их относят к единой швейцарской нации. Противоположный пример представляет собой американская нация, основу которой составили англичане, переселившиеся из Британии, а появившиеся позднее представители других народов вынуждены были изучать английский язык, ставший общенациональным.

Не следует также смешивать понятия этноса и нации с понятиями общества и государства. Основа или фундамент, на котором возникают этносы, - цивилизованное общество, образующееся в процессе перехода от первобытного общества к обществу классовому. А нации появляются при переходе от феодального общества к капиталистическому. Переход от феодальной раздробленности страны к объединению хозяйственной жизни в рамках единой капиталистической экономики сопровождался сближением родственных этносов, их языков и культур, формированием сначала общего разговорного языка под влиянием потребностей общения и обмена, а затем и единого литературного языка. В конечном счете, подобная консолидация этносов и привела к возникновению наций. Но появление наций обязано не только воздействию экономических факторов и вызванных ими процессов по объединению этносов, но и политических причин - мобилизации народа на, борьбу с феодальными пережитками в интересах дальнейшего прогрессивного развития общества, его экономики и культуры.

В ходе исторического развития происходят разнообразные этнические процессы: родственные этносы могут объединяться в более мощное образование, которое можно назвать суперэтносом. Иногда более сильный этнос подчиняет себе слабый этнос, и последний ассимилирует язык и культуру нового. Наконец, от более широкого этноса отделяются сначала субэтносы, из которых впоследствии могут возникнуть самостоятельные этносы. В целом, не подлежит сомнению, что при формировании самостоятельных наций происходят различные этнические процессы, связанные со сближением, объединением и в конечном итоге слиянием различных этносов в рамках общего их отечества и единого национального государства. Такой идеальный характер носил процесс образования наций в странах Западной Европы, где преобладало моно этническое население.

«Европа, - указывает испанский философ Ортега-и-Гассет, - возникла как комплекс малых наций. Идея нации и национальное чувство были самыми характерными ее достижениями».

В других частях мира образование наций происходило в результате национально-освободительной борьбы народов.

В истории известны четыре типа этнических или этносоциальных общностей, которые тесно взаимосвязаны между собой и которые можно рассматривать как определенные ступени в развитии этноса от малых социальных групп к большим. К ним относятся род, племя, народность и нация .

Род – это малая этническая группа, представители которой связаны кровными узами и ведут свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской). Род пришел на смену первобытному стаду и его важнейшим признаком явилась экзогамия , то есть запрет браков внутри рода. В силу последнего обстоятельства роды не могли существовать изолированно друг от друга и объединялись в племена, так как иначе нельзя было обеспечить физическое воспроизводство населения.

Племя – это этносоциальная общность первобытнообщинного (доклассового) строя, которая представляет собой совокупность родов, связанных общностью культуры, единством религиозных представлений, сознанием общего происхождения, а также наличием органов самоуправления и самоназвания. Именно племя служило основной социальной единицей первобытного строя, поскольку обеспечивало необходимый комплекс функций социального воспроизводства и прежде всего функцию физического воспроизводства новых поколений. Род представлял собой большую кровнородственную семью, и его правильнее рассматривать не столько как самостоятельную этносоциальную общность, сколько как главную структурную составляющую племени. Формирование рода и племени было связано с одним и тем же отрезком на шкале исторического времени – переходом от первобытного стада к общественному состоянию.

Род и племя были продуктом и основной формой существования первобытнообщинного строя, однако, родоплеменные отношения сохраняются и сегодня, причем не только у малочисленных народов, живущих в изоляции от остального мира (аборигены Австралии и им подобные), но и в таких вполне цивилизованных странах, как Индия, Бразилия, Индонезия, у некоторых народов Кавказа, Средней Азии и т.п. – везде, где сохранились значительные элементы традиционного образа жизни.

Если род и племя возникают в период формирования первобытнообщинного строя, то народность появляется в период его разложения. Народность представляет собой этническую и социальную общность, которая исторически следует за племенем и предшествует нации. Народность вырастает из смешения различных племен и образования племенных союзов, связанных с определенной территорией. Народность, таким образом, основана не на кровнородственном, а на территориальном единстве. В рамках единой территории между племенами возникают общие хозяйственные и культурные связи, складывается общий язык, единая религия, общее самоназвание. Вместе с тем, следует иметь в виду, что проживание на определенной территории является общим условием формирования любого этноса, и народность не является в этом отношении исключением. Каждое племя всегда имело свою территорию, отграниченную от территорий других племен какими-либо естественными природными рубежами, но для племени главным стержневым фактором все же была не общность территории, а кровнородственные связи и отношения. У народности таким главным конституирующим фактором стала общность территории, а кровнородственные, родоплеменные связи отошли на второй план.

В чем же состоит новое качество общности территории у народности? Как уже отмечалось, народность возникает в период разложения первобытного коллективизма и утверждения общества, основанного на социальной дифференциации и социальном неравенстве. Неизбежным продуктом такого общества становится государство, которое начинает контролировать определенную территорию, опираясь на легитимное принуждение. Единство территории, поддерживаемое государственным принуждением и становится главным конституирующим условием и отличительным признаком той новой этнической и социальной общности, какой является народность .

Итак,народность – это исторический тип этнической общности, возникающий в период разложения родоплеменной организации общества и основанный не на кровнородственном, а на территориальном единстве, которое поддерживается государственным принуждением. Другими словами, основу народности составляет политическое единство, поддерживаемое, прежде всего, силой государственной власти.

Первыми сложились народности рабовладельческой эпохи – древнеегипетская, древнеэллинская и др. Процесс образования народностей в Европе завершился в основном в период феодализма. В остальных частях света этот процесс продолжался и в последующие эпохи.

Народности складывались обычно из нескольких племен, близких по своему происхождению и языку. Например, польская народность сложилась из славянских племен полян, вислян, мазовшан и др., немецкая – из германских племен швабов, баварцев, алеманов и др. Вместе с тем, некоторые народности складывались из разноязычных племен, смешавшихся в результате завоевания одних племен другими, например, французская народность возникла из смешения галльских племен, римских колонистов и германских племен.

Становление народностей шло рука об руку с процессом становления государства, однако, в ходе дальнейшего исторического развития народности уже могли не совпадать с государством ни территориально, ни по языку. Так, например, на Востоке Европы, где в феодальную эпоху происходило формирование централизованных государств, в их состав был включен целый ряд народностей. Определяющую роль в этих государствах играли наиболее развитые в политическом и экономическом отношении народности, например, русская. Народность является продуктом и основной этносоциальной группой Древнего мира и Средневековья.

По мере перехода от традиционного аграрного общества к индустриальному начинается процесс превращения народности в нацию. Нации обычно являются дальнейшим этническим развитием тех или иных народностей и сохраняют их названия, хотя территориальные рамки тех и других могут и не совпадать. Так, народности, оказавшиеся разрезанными на части новыми государственными границами, давали начало нескольким национальным образованиям (португальцы и галисийцы, немцы и люксембуржцы и др.). В то же время известны случаи, когда в формировании одной нации участвовали или участвуют несколько народностей. Так, индонезийская нация сформировалась из яванцев, сундов, мадурцев и других народностей.

К сказанному следует добавить, что процесс превращения народностей в нации не является универсальным или всеохватывающим. Многие народности, особенно мелкие и отставшие по ряду причин в своем развитии, со временем вступают в более тесные связи с другими, более развитыми народностями и нациями и постепенно утрачивают свои этнические особенности в области культуры и быта, усваивают культуру и язык более развитых народов и постепенно сливаются с ними. Такой процесс называется ассимиляцией.

Нация представляет собой наиболее позднее с исторической точки зрения социально-этническое образование. Она является продуктом и типичной формой существования основанного на рыночной экономике буржуазного индустриального общества. Нация – объект изучения многих наук, в числе которых не только этнография и социология, но и история, социальная философия, демография, политология, право и др. Сложность и многосторонность самого феномена нации проявляется в многообразии подходов к определению ее основных признаков.

Одним из таких подходов, который восходит еще к Г. Спенсеру, является определение нации как продолжения и усложнения кровнородственных, родоплеменных отношений. На передний план здесь выдвигаются признаки биологического свойства, связанные со сходством физических черт, единством крови, единством расы. О познавательных возможностях такого подхода мы уже говорили, его исходные посылки и выводы опровергаются самой действительностью.

Другое понимание нации предлагает так называемая культурно-психологическая теория . Ее представители (О. Бауэр, Р. Шпрингер) рассматривают нацию как чисто культурную общность с единым самосознанием и исторической судьбой и не связанную жестко с определенной территорией или государственной принадлежностью. Эта теория легла в основу программы культурно-национальной автономии .

Названный подход к пониманию нации имеет определенные основания. История действительно знает народы, которые находились или находятся в состоянии диаспоры или рассеяния и не имеют компактного проживания на какой-либо территории, а также единой государственности. Примером могут служить евреи и армяне. Для таких народов единственным объединяющим основанием остается этническое самосознание – сохранение языка, общих культурных традиций, представлений об общей исторической судьбе и т.п. И все же большинство наций имеют и государственную и территориальную определенность, и в их отношении рассматриваемая культурно-психологическая теория работает плохо. Признаки нации, которые названная теория выдвигает на передний план, совпадают с самыми общими признаками любого этноса и не позволяют дифференцировать его отдельные типы, например, отличить нацию от народности.

Следующий подход к определению нации (назовем его условно этатистским ) рассматривает нацию как согражданство, как политическую общность, как совокупность граждан одного государства, независимо от их расовой, религиозной принадлежности, языковых и культурных различий. Такой подход имеет свои исторические основания, он сложился в ХVII – ХVIII вв. в период первых буржуазных революций в Западной Европе, когда в борьбе с феодальным теократическим государством складывались первые светские национальные государства. Вместе с тем, названный подход также имеет свои вполне определенные ограничения. В чисто теоретическом плане, с позиций этатистского подхода достаточно трудно провести различие между нацией и народностью, поскольку последняя также является государственно-политическим сообществом. Указанный подход вольно или невольно подводит к мысли о том, что этнос превращается в нацию лишь тогда, когда обретает собственную государственность. Возможно, этот тезис и соответствовал историческим условиям Западной Европы ХVII – ХVIII в., но явно противоречит условиям современной жизни.

Количество государств на нашей планете на порядок меньше числа существующих этносов. Подавляющее большинство государств являются полиэтническими и многонациональными, поэтому требование собственной государственности для каждой нации неизбежно ведет к обострению межнациональных противоречий и росту национального сепаратизма. К этому следует добавить, что в настоящее время осталось очень мало чистых этносов , которые, не смешиваясь с другими, компактно проживают на определенной территории. Отсюда следует, что в современном мире признаком нации является не столько наличие собственной государственности, сколько наличие государственности как таковой, принадлежность к определенному государству , в том числе, многонациональному.

В обычной жизни люди чаще всего отождествляют государственную и национальную принадлежность, в то время как социология рассматривает государство и нацию как взаимосвязанные, но разные социальные явления. “Британец” и “англичанин”, “россиянин” и “русский” – не совпадающие между собой понятия. Первое понятие в каждой паре характеризует государственную принадлежность индивида, второе – его национальную принадлежность. Британским подданным может быть не только англичанин, но и шотландец, валлиец или грек, точно так же, как и гражданин Российской Федерациипо своей национальной принадлежности может быть русским, татарином, чеченцем, башкиром и т.д.

Важнейшее различие между государственной и национальной принадлежностью, с точки зрения социологии, состоит в том, что государство является социальным институтом, в то время как нация представляет собой социальную общность. Отношения государства и его подданных строятся на совершенно иных принципах по сравнению с отношениями между представителями одной и той же нации. В основе первых лежит реальная взаимосвязь субъекта и объекта управления, в основе вторых – национальное самосознание, построенное на идентификации индивида с коллективными представлениями об общей исторической судьбе и о своем отличии от других аналогичных этнических образований.

Вместе с тем, нельзя не видеть, что на практике между государством и нацией существует некое взаимное притяжение. Государство стремится присвоить авторитет нации для укрепления собственных требований в отношении подданных, а нация стремится оформиться в государство и завладеть его силовым потенциалом для реализации своих этнических интересов, в числе которых могут быть территориальные, экономические и культурные (религиозные, языковые и др.), и просто необходимость усиления сплоченности нации.

Любому этносу в той или иной степени присущ так называемый этноцентризм – убеждение в том, что собственный этнос и все относящееся к нему правильно, нравственно одобряемо и что своему этносу, его интересам следует отдавать предпочтение в любой ситуации. Крайней формой этноцентризма является вера в биологическое и культурное превосходство членов собственной этнической группы над другими группами, но даже в самых мягких формах этноцентризм проявляется как тенденция оценивать все другие этносы с позиций интересов своего собственного.

Применительно к нации этноцентризм проявляется как национализм . Принадлежность к нации понимается им как судьба, которая сильнее любого человека: именно единство нации, ее общая судьба предшествуют любым экономическим или политическим интересам и действительно придают этим интересам значение и вес. Остановимся на этом вопросе подробнее.

Национализм обычно требует власти, то есть права использовать насилие, с тем, чтобы обеспечить сохранность и преемственность нации. Лучше всего для этой цели подходит государственная власть, имеющая монополию на насилие. Как только удается отождествить государство с нацией, представить его как орган самоуправления нации, шансы национализма на успех резко возрастают. Государственная власть дает возможность принудить к исключительному использованию национального языка во всех официальных учреждениях, обеспечить контроль над образованием и культурой в целом с целью всеобщего и обязательного внедрения в сознание каждого члена общества ценностей господствующей в данном государстве нации и тем самым сделать всех национальными патриотами от рождения.

Со своей стороны государство также заинтересовано в национализме, вернее в отождествлении себя с нацией. Государство всегда нуждается в легитимации своей власти, в убеждении своих подданных в ее правомерности, в необходимости выполнять все ее требования. В современном демократическом обществе это чаще всего достигается посредством рационального убеждения со ссылками на расчеты и выгоды. В случае же, если государству удается полностью идентифицировать себя с нацией (разумеется, это не относится к многонациональным государствам), то ситуация принципиально меняется. Национальное государство выступает от имени нации и требует подчинения уже не ради каких-то конкретных расчетов и выгод, а во имя интересов нации, которые не нуждаются ни в каком специальном обосновании, а являются ценностью сами по себе. Неповиновение государству теперь становится чем-то еще более худшим, нежели нарушение закона – оно превращается в предательство дела нации, в гнусный безнравственный поступок, который лишает совершившего его человеческого достоинства.

Таким образом, как государство нуждается в национализме для своей легитимации, так и национализму требуется государство для большей жизнеспособности. Национальное государство является продуктом этой взаимной потребности. Однако национальные государства встречаются в современном мире гораздо реже, чем можно было бы ожидать, и объясняется это тем, что одним из необходимых условий возникновения такого государства является абсолютное преобладание и компактное проживание какого-либо этноса на определенной территории. Такие этносы сегодня встречаются крайне редко. В Российской Федерации, например, из 21 республики только в 5 титульное население превышает 50% населения данной республики (в том числе в Чечне). Национальные государства чаще всего образуются в результате распада различного рода империй, например, колониальной системы империализма в странах Азии и Африки или многонациональных государств, построенных по национально-территориальному принципу – бывшая Югославия, Чехословакия, СССР.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что нельзя подменять национальную общность государственной, равно как и расовой, племенной, культурной, религиозной или территориальной общностью. Существует множество разных наций, которые, в основном, относятся к одной расе. Представители одной и той же нации нередко исповедуют разные религии, точно так же одна и та же религия исповедуется представителями различных наций. Есть нации, живущие в одном государстве и не имеющие своей национальной государственности, и наоборот, имеется немало наций, отдельные части которых живут в разных государствах (например, русские в странах СНГ). Это, разумеется, не означает, что перечисленные признаки не имеют к нации никакого отношения, речь идет лишь о том, что они не раскрывают сущность понятия нации, не позволяют отличить ее от других исторических типов этнических и социальных общностей.

Понятие нации, безусловно, включает в себя и общность языка, культуры, этнического самосознания, психологического склада, и определенную государственную и территориальную принадлежность, и совместную хозяйственную, экономическую жизнь. Но что же все-таки является главным из перечисленного ряда? Какой из названных признаков является исходным, конституирующим признаком нации – признаком, который отличает ее от других исторических типов этнических общностей, и, прежде всего, от народности?

В новой и новейшей истории таким признаком является общность экономической жизни , которая складывается на основе формирования внутреннего рынка. Развитие промышленного капитализма создает социально-территориальное разделение труда, которое связывает население экономически в единый хозяйственный организм. Это ведет и к политической концентрации – к созданию национальных государств на месте прежней феодальной раздробленности.

Итак, подводя итог, можно дать определение нации. Нация – этносоциальная общность, исторически сложившаяся на данной территории, для которой характерны единство экономической жизни (единый внутренний рынок), общность языка, культуры, типичные черты психического склада. Нации складываются тогда, когда политическое единство в пределах территории начинает поддерживаться не только и не столько государственным принуждением, но и экономической заинтересованностью в функционировании единого хозяйственного механизма, единого рынка.

Нации возникают из родственных и неродственных племен, рас и народностей. Русская нация сложилась из родственных восточно-славянских племен, но при этом в нее влилось немало элементов из окружавших ее западно- и южно-славянских, германских, финно-угорских и тюркоязычных народностей . Французская нация образовалась в результате слияния галлов, германцев, норманнов и др. Северо-американская нация возникла из переселенцев почти всех европейских стран, с которыми, отчасти, смешивались индейцы и негры из Африки.

Прообразы нации возникали уже в античную эпоху. Они складывались там, где возникал рынок вокруг крупных городов, шла торговля, и люди на больших территориях общались на одном языке. Однако такие общности людей имели локальный характер и не отличались устойчивостью. Только развитие индустриального капиталистического общества привело к формированию внутреннего, а затем мирового рынка и тем самым положило начало процессу формирования наций как общемировому явлению.

Эпицентром формирования современных наций стала Европа. Здесь раньше, чем в других регионах начались национальные движения, и сложилась система национальных государств. ХVI – ХVIII вв. и первая половина ХIХ в. – эпоха формирования наций в Западной Европе, Северной Америке и России. В ХХ в. процесс формирования наций получил дополнительный импульс в связи с крушением мировой колониальной системы в странах Азии, Африки и Латинской Америки. Последняя колониальная империя португальская распалась в 70-е гг. ХХ в.

Исторические общности людей – это крупные, устойчивые объединения, обнаруживающие общие черты жизни, материальной и духовной культуры, языка и т.д.

Род. Его основа – кровнородственные связи. Экономические отношения выступают здесь в оболочке родственных связей. Сюда же можно отнести и племя как объединение нескольких родов.Первой И.Ф.О. людей является род - организация первобытного общества, основанная на кровном родстве, коллективном владении средствами производства, общности элементов первобытной культуры, языка, традиций и т.д. Потребность в устойчивом коллективе людей, способных к согласованным действиям, к непрерывному ведению хозяйства была порождена необходимостью развития производительных сил и поддержания существования рода. Первобытному способу производства лучше всего отвечала родовая организация людей. На этой стадии развития общества производственный коллектив мог образоваться лишь на основе естественного родства и род, в отличие от первобытного стада, стал таким устойчивым коллективом.

Формой более широкой этнической общности, свойственной первобытно-общинному строю, является племя , которое, как правило, состояло из нескольких родов. Племена основывались также на родовых отношениях, кровнородственных связях людей. Принадлежность человека к племени делала его совладельцем общей собственности и обеспечивала участие в общественной жизни. Поэтому племя обладало теми же признаками, что и род. Каждое племя имело собственное имя, территорию, общность экономической жизни, языка, обычаев, нравов, культовых обрядов. Следует отметить, что родоплеменные отношения имели широкое распространение не только в период развития первобытно-общинного строя. Многие черты, присущие таким отношениям сохранились в той или иной форме и в современную эпоху среди многих народов Азии, Латинской Америки и Африки.

Исторический процесс развития производительных сил и производственных отношений привел к разрушению родо-племенных отношений. Разложение первобытного и появление классового общества способствовало появлению новой исторической общности народности. Народность как общность людей формируется с возникновением частнособственнических отношений. Развитие частной собственности, обмена, торговли разрушило былые родо-племенные связи, породило новое разделение труда и классовое расслоение. Кровно-родственный принцип объединения людей уступил место территориальному. Народность складывается из близких по происхождению и языку племен. Известно, например, что немецкая народность сложилась из различных германских племен, польская из славянских и т.д.



Народность. Возникает в рабовладельческом и феодальном обществах. Экономической основой формирования народности служат частный труд и частная собственность. Народность складывается как результат слияния разных племен, утраты ими экономической, территориальной, языковой самостоятельности и формирования на их основе общей материальной и духовной культуры, единой территории, языка, позднее и государства.Для народности как исторически сложившейся общности людей характерны такие признаки, как общность территории, экономические связи, единый язык и культура и т.д. Возникнув в рабовладельческом и феодальном обществе, народности сохраняются и даже формируются вплоть до наших дней.

Но история общества развивается дальше, развитие материального производства приводит к тому, что на смену натуральному хозяйству приходит товарное производство, ликвидируется экономическая раздробленность, укрепляются экономические и культурные связи между народностями. Все это способствовало тому, что в период развития капиталистических отношений появилась новая историческая общность людей нация для которой наряду с другими признаками (общая территория, язык, нравы, традиции и т.д.), главным является общее экономическое пространство, развитая экономика и культура. Нации образуются из многих или нескольких народностей. Так, хорошо известно, что русская нация сложилась из нескольких славянских народностей. Это же можно сказать о многих нациях, населяющих различные материки и континенты земного шара.

Нация - это такая историческая общность людей, которая имеет общую территорию, язык, культуру и, главное, общую экономику. Такие исторические общности людей, как народности и нации, играют большую роль в жизни общества, когда они обретают самосознание и сплачиваются во имя определенной цели. При этом важно иметь в виду, что хотя национально-освободительное движение выступает одним из мощных факторов общественного прогресса, но оно не только не отодвигает на задний план борьбу классов, но часто выступает в союзе с ней. Нации формируются из людей различных племен и народностей вследствие обобществления производства, создания единого рынка. Нация характеризуется общностью экономической жизни, территории, языка, психического склада, проявляющегося в национальном характере и культуре. Свойственная ей экономическая общность имеет более глубокий и универсальный характер в силу господства капиталистического товарного производства с присущим ему разделением и кооперацией труда, товарно-денежными отношениями. Нация – продукт буржуазной эпохи.

Следует различать понятия нация и национальность. Национальность отождествляется с этносом, этническим происхождением.

Этнос – совокупность людей, обладающих генетически обусловленными и более или менее выраженными общими типичными внешними признаками, общей культурой, языком, этническим самосознанием, общей территорией, которую данная этническая группа воспринимает как свою страну.

Существуют разные концепции в понимании нации:

· Семенов: гражданская концепция нации. Нация – это совокупность проживающих в стране людей.

· Тишков: инструментальная концепция. Нация – понятие, которое придумали политики, чтобы решать свои политические проблемы. Нация – средство для политической мобилизации населения.

Нация – это исторически устойчивая общность людей, сложившаяся на основе общности языка, территории, экономической жизни, культуры и психического склада.

Раньше нация и национальность совпадали, но с развитием экономических отношений, миграцией эти понятия разделились. Главная черта нации – общность экономического уклада.

3 периода в формировании наций.

1. Эпоха становления капитализма. В это время народность превращается в нацию.

2. Распространение капитализма из развитых стран. Это связано с колониальной политикой, когда колонии лишались возможности формировать собственную нацию.

3. Крах колониальной системы. Бывшие колонии получали независимость, это завершило формирование наций.

2 тенденции в развитии наций при капитализме:

· складывание наций, пробуждение национальной жизни

· усиление связей между государствами ломает национальные границы, делает их прозрачными. Существует такое понятие как глобализация.

В социальной структуре общества важная роль принадлежит также семье , как одной из малых социальных групп людей. Семья представляет собой малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, определенными юридическими нормами. Социальная необходимость семьи обусловлена потребностями общества. Являясь необходимым компонентом социальной структуры любого общества и выполняя различные социальные функции, семья играет важную роль в общественном развитии, выполняя целый ряд важных социальных функций.

Семья, как определенная общность, складывается под влиянием множества факторов. Здесь прежде всего оказывают воздействие факторы природного порядка: удовлетворение потребностей в продолжения рода. Большое влияние на семью как социальную общность оказывает материально-производственная жизнь общества, состояние экономики, возможности развития материальной сферы семьи. Не менее важное значение в этом плане имеют возможности в удовлетворении духовных запросов, проявление чувства взаимной любви, уважения, заботы между членами семьи.

Семья как социальный институт возникла с формированием общества. На первых порах его развития отношения между мужчиной и женщиной, старшим и младшим поколением регулировались племенными и родовыми обычаями. С возникновением нравственности, религии, а затем государства регулирование половой жизни приобрело нравственный и правовой характер. Это позволило еще больше усилить социальный контроль над браком. С развитием общества происходили определенные изменения в брачно-семейных отношениях.

Жизнь семьи и ее социальные функции многогранны. Они связаны с интимной жизнью супругов, продолжением рода, воспитанием детей. Все это основывается на соблюдении определенных нравственных и правовых норм: любви, уважения, долга, верности и др.

Семья это такой фундамент общества и такая микросреда, климат которой способствует или препятствует развитию моральных и физических сил человека, становлению его как социального существа. Именно в семье закладываются те нравственные основы, которые способствуют развитию личности.

Семья оказывает самое большое влияние на личность ребенка. В сфере воздействия семьи одновременно сказываются и интеллект и эмоции ребенка, его взгляды и вкусы, навыки и привычки. Семейное воспитание имеет практически всеобъемлющий характер, ибо оно не сводится только к внушению, а включает в себя все формы воздействия на формирующуюся личность: через общение и непосредственное наблюдение, труд и личный пример окружающих. Иными словами, развитие ребенка органически вписано в жизнедеятельность семьи. Воспитательную функцию семьи трудно переоценить.

Общество кровно заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоровой семье. Она требует внимания и помощи со стороны государства в выполнении социальных функций, воспитании детей, в улучшении материальных, жилищных и бытовых условий.

Этнос - исторически сложившаяся группа людей. Этнический- связь, принадлежность к какому либо народу. Род -1-й этнический коллектив доклассового общества., обладающий общностью происхождения, общим языком, обычаями, верованиями и т.д. Экономической основой рода была первобытно- общинная собственность и уравнительное распределение продуктов. Племя - более крупная общность. Оно состояло из нескольких родов, где наряду с собственностью рода была и собственность племени. Появилась управленческая верхушка. Народность, такая форма общности, при которой люди, проживая на одной территории связаны особенностями культуры, норм жизни, которые закреплены в обычаях и традициях. Народность складывалась, как правило, в рабовладельческих обществах. Нация - устойчивая совокупность людей, которые связаны общим языком, территорией и общностью экономической жизни, а также особенностью психологии, закрепленной в чертах культуры данного народа. Здесь мы видим четкие различия одного народа от другого.

СЕМЬЯ - наименьшая кровнородственная группа людей, связанных единством происхождения (бабушка, дедушка, отец, мать, дети).В ходе дальнейшего культурного и экономического развития племена преобразовывались в народности, а те - на высших стадиях развития ~ в нации. Народность - этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенами и нацией. Народности возникают в эпоху рабовладения и представляют собой языковую, территориальную, экономическую и культурную общность..НАЦИЯ - автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них не обязательно должен быть общий язык, религия, но объединяющая их национальность сформировалась благодаря общей истории и культуре.

Национальные отношения в мире одни из самых важных и в некоторых районах - самые беспокойные, вызывающие войны, революции и пр. А вместе с ними, понятно, огромную роль играет и идеология (обоснование) этих отношений - национализм. Его можно определить как всемирное восхваление своих народа, страны, религии и т.п. Нации, не имеющие собственного государства, порой стремятся создать его, и - напротив господствующие народы стремятся подавить такие желания.

В разных местах на первый план могут выйти те или иные показатели: религия, язык, обычаи и др. Национальные отношения заключаются в том, каким образом уживаются эти различия; существует ли вражда, ненависть, противостояние, или, напротив, мир, согласие, взаимопонимание; смотрят ли на человека прежде всего с позиции: кто он по национальности, или, напротив, это последнее дело; как относятся к межнациональным бракам и т.п. Важны и формы поддержки национальных особенностей



Семья - важнейший элемент соц. структуры. Положение семьи, показывает степень его продвижения по пути предоставления своим гражданам реальных возможностей для соц. развития. Чтобы укрепить позиции семьи правительствами многих стран принимаются спец. меры. Они включают в себя различного рода пособия и финансовые льготы, отпуска для ухода за маленькими детьми, создание дошкольных детских учреждений, приспособление режимов рабочего дня к нуждам семей.

Понятие и условия возникновения политических отношений в обществе. Понятие политической власти. Политическая система общества и ее элементы.

Политика возникает там, где возникают различные интересы. Политика связана с борьбой за власть.

Власть – это навязывание воли одного субъекта другому или другим субъектам.

Власть может носить как формальный, так и неформальный характер.

Виды власти: материальная (экономическая), социальная, политическая.

Политическая система общества:

Политический субъект (отдельные люди, партия, нация, государство)

Политические отношения (любые отношения, связанные с борьбой за власть)

Политические идеи (коммунистические, фашистские, монарх.)

Политическая культура (знание + деньги)

Политические интересы

Политика – это отношения между государствами, классами, нациями, соц. группами по поводу власти

Государство, его сущность, происхождение и функции, выполняемые в обществе.

Государство- особая организация общества, объединённого общими социальными, культурными интересами, занимающая определённую территорию, имеющая собственную систему управления, систему безопасности и обладающая внутренним и внешним суверенитетом. Государство – это ядро политической системы, занимающая центральное место в ней. Теологическая теория происхождения государства получила своё распространение в средневековье, в трудах Фомы Аквинского



По мнению представителей данной доктрины, государство - продукт божественной воли, в силу чего государственная власть - вечна и незыблема, а зависит, главным образом, от религиозных организаций и деятелей. Поэтому каждый обязан подчиняться государю во всём.

Материалисти́ческая (маркси́стская) тео́рия происхожде́ния госуда́рства связывает возникновение государства с появлением частной собственности, расколом общества на классы и классовыми противоречиями. По мнению сторонников данной теории, «государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий».

К наиболее известным представителям патриархальной теории происхождения государства можно отнести Конфуция, Аристотеля и др. Они обосновывают тот факт, что люди - существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В последующем, развитие и разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа этих семей приводят к образованию государства.

Мифология

Наряду с религией и искусством в первобытном обществе происходит становление еще одной формы общественного сознания – мифологии. Мифы – ведущая форма словесного, речевого выражения мировоззрения первобытного человека. Миф в переводе с греческого означает «предание», т. е. знания, переданные предками. В мифах в яркой образной форме закреплялось и передавалось новым поколениям накопленное знание. Мифы не просто рассказывали о прошлом, а объясняли существующий порядок вещей и утверждали его, ссылаясь на авторитет предков. Поскольку темп развития истории был крайне низок и на протяжении многих поколений жизнь людей оставалась в основных чертах неизменной, то опыт предков представлялся бесспорной истиной и примером для подражания. Миф мог давать очень наивное с нашей точки зрения объяснение окружающего мира, но оно практически «работало» и было достаточным для первобытного человека. Мифы тесно связаны с магией и религией, поскольку именно в мифах получали объяснения магические и религиозные обряды. Однако мифология по своему содержанию шире, чем религия. В мифах отражались не только представления религиозного характера, но и бытовой опыт людей.

О мифологии первобытного общества дают представление мифы наиболее отсталых народов современного мира, например аборигенов Австралии. Мифы австралийских аборигенов тесно связаны со всеми важными сторонами жизни рода. Они объясняют обряды, охотничьи ритуалы. Миф в ходе обряда взаимодействует с песней и танцем. Все они посвящены одной теме и цели.

Эта тесная связь, нерасчлененность различных аспектов общественного сознания (искусства, религии, мифологии) – характерная черта культуры первобытного человека. В науке данная черта называется синкретизмом (от греческого synkretismos – соединение). По мере развития культуры будет идти процесс обособления разных форм общественного создания.

По своим биологическим качествам человек не мог выжить в одиночку или в рамках очень малой группы. Самой ранней формой социальной организации людей было то, что антропологи назвали «первобытном стаде», для которого характерны беспорядочные половые связи – промискуитет .

Постепенно эта форма социальной жизни сменилась первобытной общиной. Характерная особенность последней экзогамия , т. е. запрет на браки между близкими родственниками, а затем и на браки внутри одного рода, ибо они вели к ослаблению потомства и вымиранию. Экзогамия способствовала формированию парной семьи , поскольку женщин отвоевывали или обменивали и поэтому закрепляли за определенными мужчинами. Формирование парной семьи способствовало воспитанию детей. Но не семья, а родоставалсяосновной социальной и производственной единицей у охотников и собирателей, поскольку, как уже отмечалось, семья не могла выжить в одиночку. Потребности выживания диктовали две основные черты родового строя: совместное производство и совместное потребление.



Все члены общины выполняли определенную работу в соответствии с возрастом, полом, личными способностями и вносили разный вклад в общее дело. Однако потребление добытой пищи носило совместный и во многом уравнительный характер. Причина проста: род мог выжить, если каждый делился со всеми своей добычей. В то же время уравнительность не была абсолютной. Удачливый охотник всегда имел право на лучшие куски мяса, копье и т. п. Следовательно, можно говорить о том, что в общине сочетались два принципа распределения: уравнительный и по труду, по заслугам.

Родовой коллектив имел своего лидера – вождя. Вождем человек становился в силу своих личных качеств. В науке это называется меритократией – правлением в силу достоинств. На каком-то этапе роль вождя закреплялась и в религиозных представлениях. Этому способствовало то, что вождь часто исполнял важные религиозные и магические обряды. Считалось, что вождь связан с особой силой и находится под ее покровительством.

Вождь опирался на совет и авторитет наиболее опытных мужчин. Важные вопросы решались всеми мужчинами рода, возможно, и женщинами тоже. Матриархат как стадия господства женщин в семье или роде не зафиксирован. У охотников и собирателей роль мужчины как главного добытчика и защитника была бесспорна.

Не менее важную роль в регулировании жизни общины играли обычаи, устоявшиеся традиции – результат совокупного опыта. Их власть была большей, чем власть вождя, который опирался на обычаи и следил за тем, чтобы они исполнялись. Не следует идеализировать и общинную демократию. Она проявлялась в относительном равенстве прав мужчин при решении важных вопросов, в частности при выборе вождя, но далее власть вождя могла быть достаточно авторитарной, и контроль снизу включался лишь в случае грубых ошибок вождя, которые угрожали самому существованию общины.

Тенденции развития рода. Размеры первобытного трудового коллектива были обусловлены конкретными потребностями в объединении усилий членов рода в их хозяйственной деятельности. Для охотников оптимальной численностью общины было 30–50 человек. Как только род выходил за этот оптимум, он распадался на два, и они, как правило, не теряли между собой связи. Так возникала новая более широкая форма социальной организации людей – союз нескольких родов, который принято обозначать термином племя .

Племя выполняет две основные функции. Во-первых, внутри племени заключаются браки, поскольку род был экзогамен. Во-вторых, племенной союз мог играть важную роль для совместной защиты территории от чужаков. Там, где эта проблема актуальна, росла роль межобщинных связей и вождя племени: военная опасность требовала концентрации власти.

Другой тенденцией развития рода было укрепление роли семьи . По мере роста производительности труда возникали условия для превращения семьи в основную производственную ячейку, поскольку семья могла себя обеспечить всем необходимым. Можно говорить о закономерности: чем выше степень развития производительных сил, тем больше степень обособления семей внутри рода. Иными словами, степень коллективизма определялась объективными потребностями выживания людей. Охотники и собиратели не вышли за пределы родового строя. Род был главной социальной ячейкой на этой стадии развития общества. Он сохранял свое значение в течение долгого времени. И в настоящее время в мире много народов, у которых крепки родовые связи.

Первобытное общество завершило свое существование в результате неолитической или аграрной революции : переходу от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству. Этот переход коренным образом изменил образ жизни людей. Охота и собирательство объективно разобщали людей, которые были вынуждены жить небольшими группами и постоянно передвигаться по большим территориям. Земледелие и скотоводство давали возможность людям перейти к оседлому образу жизни. Они давали более широкие возможности для питания большего числа людей на меньшей территории. Человек стал жить крупными поселениями, а это стимулировало прогресс: опыт и достижения отдельных людей быстро становились достоянием многих. Так создавались предпосылки для возникновения древнейших цивилизаций.

Глава 2. Культура Древнего Шумера

Переход к земледелию и скотоводству начался ранее всего в регионе Ближнего Востока. Там уже в 6 тысячелетии существовали крупные поселения, жители которых владели секретами земледелия, гончарного производства и ткачества . К рубежу 3-го тыс. в этом регионе начали складываться первые цивилизации.

Как уже отмечалось, родоначальник антропологии Л. Г. Морган использовал понятие «цивилизация» для обозначения более высокой стадии развития общества, чем варварство. В современной науке понятие цивилизация используется для обозначения стадии развития общества, на которой существуют: города, классовое общество, государство и право, письменность.

Те черты, которые отличают цивилизацию от первобытной эпохи, зародились в 4 тыс., и в полной мере проявились в 3-м тыс. до н. э. в жизни людей, освоивших долины рек, текущих в Месопотамии и Египте. Позднее, в середине 3-го тыс. стали складываться цивилизации в долине реки Инд (на территории современного Пакистана) и в долине реки Хуанхэ (Китай).

Проследим процесс становления и развития первых цивилизаций на примере месопотамской цивилизации Шумера.