Купить билеты на спектакль "блажь". Одесский академический русский драматический театр - спектакль "блажь"

Художественный руководитель постановки –
народный артист России,
лауреат Государственных премий России
ЛЕОНИД ХЕЙФЕЦ

Режиссёр-постановщик –
АЛЕКСЕЙ ЛИТВИН

Художник-постановщик –
заслуженный деятель искусств Украины ГРИГОРИЙ ФАЕР

Музыкальное оформление – ЕВГЕНИЯ ЕРМАКОВА

Помощник режиссёра – АЛЬБЕРТ СОЛДАТОВ

Любовь, всепоглощающая, как море, любовь, чарующая, как сказка, любовь, туманящая, как морок, любовь, безжалостная, как палач, любовь, пришедшая слишком поздно, любовь, уходящая навсегда... Судьба послала главной героине этой истории – русской помещице-вдове Серафиме Сарытовой именно такую любовь. И ради неё она готова совершить самые невероятные безрассудства, переступить через все препятствия, нарушить самые священные запреты... Однако у её родственников и домочадцев совсем другой взгляд на сложившуюся ситуацию. Ведь объект её любви – брутальный молодой красавец Степан Баркалов – кладезь пороков: игрок, мот, гуляка: его главная цель – деньги Серафимы, и он не намерен отступать. А на попечении влюблённой героини – две юные девушки, её сёстры и крестные дочери, на которых у циничного Баркалова есть свои особые виды
Эта пьеса, написанная Александром Николаевичем Островским в 1880 году в соавторстве с П. М. Невежиным, была настолько смела, пикантна и откровенна для своего времени, что с трудом прошла цензуру. Да и сегодня её сюжет ничуть не утратил своей остроты и актуальности.
Интрига, закрученная как тугая пружина, естественные жизненные ситуации, яркие характеры персонажей, мудрый тонкий юмор - и звучащий как музыка язык классической русской пьесы – всё это ждёт Вас в спектакле «Блажь».

  • Title Title
  • Title Title
  • Title Title
  • Title Title
  • Title Title
  • Title Title
  • Title Title
  • Title Title
  • Title Title
  • Title Title

Действующие лица и исполнители:

Серафима Давыдовна Сарытова, вдова-помещица, попечительница и крестная мать своих сестер заслуженная артистка Украины Юлия Скарга
Ольга сестры и крестницы Сарытовой Елена Ященко
Настя Юлия Макаренко
Ольга Салтыкова
Семен Гаврилыч Бондырев, богатый помещик заслуженный артист Украины Михаил Дроботов
народный артист Украины Олег Школьник
Прасковья Антоновна, жена его, сестра отца Сарытовой заслуженная артистка Украины Наталья Дубровская
заслуженная артистка Украины Лариса Коршунова
Степан Григорьевич Баркалов, управляющий имением Сарытовой, молодой человек Евгений Богнибов
Михаил Игнатов
Гурьевна, уездная сваха и комиссионер, переносчица вестей и попрошайка Валентина Прокофьева

Марья, горничная Сарытовой

заслуженная артистка Украины Светлана Горчинская
Нелли Чуран

Лизгунов, очень богатый молодой человек, сосед Сарытовой Сергей Юрков
Митрофан, воспитанник Гурьевны Владимир Лилицкий

Продолжительность – 2 часа 20 минут

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПЬЕСЫ
В конце 70-х годов XIX столетия начинающий драматург Петр Михайлович Невежин, вдохновлённый творчеством знаменитого Островского, написал несколько пьес, которые, однако, были не пропущены государственной цензурой.
Из воспоминаний Невежина: "Сбитый окончательно с толку, я отправился к Островскому и рассказал свои злоключения. Сюжет моей последней пьесы ему очень понравился, и он одобрил сценарий, но прибавил: "Едва ли вам удастся поладить с цензурой". Тогда я, набравшись смелости, чистосердечно обратился к нему: "Помогите мне. Без ваших указаний я решительно пропаду. Может быть, вы мне окажете большую честь и, переработав пьесу, удостоите меня чести быть вашим сотрудником". Так появилась комедия "Блажь", которая впоследствии была напечатана в "Отечественных записках" Салтыкова-Щедрина; Александр Николаевич внес в мою работу живые сцены, прельстившие Михаила Евграфовича".
К работе над "Блажью" Островский приступил в конце 1879 года, а 26 декабря 1880 года состоялось первое представление пьесы в московском Малом театре. В спектакле были заняты лучшие представители труппы: в частности, роль Ольги исполнила впоследствии легендарная Мария Ермолова.
В конце XIX – начале ХХ столетия "Блажь" обошла все провинциальные сцены и удержалась в репертуаре многих театров до революции 1917 года. Впоследствии эта пьеса ставилась редко.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ПОСТАНОВКИ - ЛЕОНИД ЕФИМОВИЧ ХЕЙФЕЦ
Народный артист России. Родился в 1934 году в Минске.
Первое образование - Белорусский политехнический институт.
Театральное образование - режиссёрский факультет ГИТИС (курс А. Д. Попова и М. О. Кнебель).
С 1963 по 1970 год работал режиссёром в Центральном Академическом театре Советской Армии, в 1988-1994 годах - главный режиссёр этого театра.
В 1971-1986 годах работал режиссёром в Малом театре.
В 1986-88 – во МХАТе имени А. П. Чехова.
С 1998 года - режиссер Московского Академического Драматического театра имени В. В. Маяковского.
Профессор Российской академии театрального искусства. Профессор Театрального института имени Б. В. Щукина.
Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1991) - за постановку спектакля «Павел I» в ЦАТСА и Международной премии им. К. С. Станиславского (2008) в номинации "за вклад в развитие театральной педагогики".
Кавалер Ордена Почёта (2010).
Педагог и наставник членов режиссёрской коллегии Одесского академического русского драматического театра Алексея Литвина и Михаила Чумаченко.

“The Whim” revives a play that has long wallowed in obscurity. In this case it is a comedy written by Pyotr Nevezhin in the 1870s, later reworked by the great Alexander Ostrovsky. And once again, Sergeyev bestowed the honors of leading lady on the magnificent Vera Vasilyeva.

That is where the direct parallels with the previous show end, however. "The Whim," breezing through the rolling, musically inspired first act, and trudging rather heavily through the second act, is a much more intimate chamber piece than its flamboyant predecessor.

Sergeyev"s own set of an elegant oval drawing room -- where the grandeur of the essentially unfurnished room is achieved through a high ceiling and richly colored maroon walls -- remains unchanged except for the walls" increasingly tattered look as time passes. Nataliya Zakurdayeva"s costumes are refined and subdued.

Sergeyev reshuffled the relationships among the characters, returning to Nevezhin"s original plan. Here, Serafima Sarytova (Vasilyeva) is a widow with two intriguingly mysterious daughters, Olga (Marina Yakovleva) and Nastya (Yekaterina Syomina). Their family"s former wealth is slowly being squandered by the steward Barkalov (Denis Bespaly), an arrogant profligate who has captured Sarytova"s fancy.

Sarytova is described by the authors as "an elderly woman younger than her years." That is reason enough to make Vasilyeva the only actress I know who could possibly do the part full justice. Her radiant, sunshine smile, her waterfall laugh, the dancing light in her eyes and her effortless agility not only belie, but furiously defy her 70-something years.

The buoyant musicality early on is derived not only from the songs Sergeyev carefully wove into the action, but from the ebb and flow he gave the actors" intonations of speech and subtly controlled movements. Sergeyev is never judgmental about Sarytova"s caprice; his tolerance, even affection, for her weakness infuses Vasilyeva"s performance with warmth and understanding.

Most telling of the show"s duality is Denis Bespaly"s performance of the rakish Barkalov. In the proper circumstances this character might challenge Sarytova for the play"s lead. But here, the steward resolutely remains an effective shading.

Even that, however, is no mean fate. One could do worse than fall under the shadow of Vera Vasilyeva. As she demonstrates once again in this bittersweet comedy of late-blooming love, she is an actress of incomparable charm and impeccable talent.

By John Freedman

The Moscow Times, Wednesday, May 21, 1997

В Малом драматическом театре произошло нечто удивительное: на большой сцене вышел спектакль без претензии на звание шедевра или на философское осмысление современного бытия или на многочасовое пристальное зрительское внимание. «Блажь» - компактная, качественная безделица с роскошными актерскими работами, с сочными текстами и целой обоймой персонажей, которые впечатываются в сознание, как герои старых советских фильмов по Гоголю и Островскому.

Женщина бальзаковского возраста, до сих пор вполне благообразная, вдруг по уши втрескалась в управляющего и забыла о хозяйстве, дочерях и их будущем. К счастью, вовремя появляется строгая, но справедливая родственница, наводит везде порядок, а жулика-управляющего увозит в свое имение, чтобы человека из него сделать. Придумал всю эту ахинею некий Невежин, тогдашний графоман, а Островский по долгу службы (он в московском Малом театре был ведущим драматургом - то же, что нынче главный режиссер) довел ее до потребного вида. Обычно в подобных случаях Островский не афишировал свое авторство, но здесь, видно, слишком много пришлось доводить.

Создатели нынешнего спектакля всякую дидактику упразднили. Тетка (Татьяна Рассказова) является, но, сражаясь за благонравие родственницы, успевает сама втрескаться в смазливого мальчишку. Так что получается полуторачасовой анекдот о том, как одна тетка у другой любовника увела. И вот этакую пустышку актеры разыгрывают точно как в московском Малом театре: нутром или, как еще говорят, «маслом» - темпераментно, энергично, но не без изящества. Совсем юным стажерам (управляющий и одна из дочерей) эти театральные премудрости даются с трудом, а вот Рассказова, Акимова, Мучеников, Никифорова, Ростовский купаются в кружевах нюансов и полутонов, с наслаждением раздувая слонов из мух.

В этом гротескном переборе столько же остроумия, сколько в идее выстроить на сцене вместо сада (где происходит действие в пьесе) оранжерею в натуральную величину со всем вызывающим тропическим изобилием: пальмами, фикусами и прочая. Так что с первых мгновений становится понятно: речь пойдет о современных людях. И современная, хоть и шуточная, история в спектакле тоже есть: сюжет развивается не сам собой, им заправляет одна из дочерей (Инна Степанова). Ей надо усадить на место управляющего своего жениха. Глядя на мать, она убеждается, что самый верный движитель - похоть, и наряжает тетку в корсет на пару размеров меньше, чтобы управляющий оценил по достоинству ее бюст и по доброй воле переехал к ней. Ну а тетке при таком муже, который засыпает на пятом поцелуе, всякий молодчик подойдет. Собственно, ей для полного счастья только его и не хватает. И все складывается как нельзя лучше.

Блажь - спектакль на основе произведения Островского. Это история о поздней любви. Вдова и владелица имения Серафима влюбляется в своего управляющего. Он молод и привлекателен собой. Но имеет один существенный недостаток - прожигает все в карточные игры, пользуясь достатком имения. Так продолжается до тех пор, пока к Серафиме не приезжают родственники, намеренные спасти из этих опасных уз женщину. И, несмотря на то, что именно они считают любовь Серафимы к молодому управляющему блажью, но так ли это на самом дели… В этом предстоит разобраться каждому зрителю, пришедшему на постановку.

«Блажь» очаровывает зрителей своим интересным сюжетом. В нем много тайн, загадок и искрометного юмора. Эта комедийная постановка в очередной раз показывает человеческие пороки, когда ради поздней любви люди готовы лишиться абсолютно всего. И чувства здесь преобладают над разумом. Чтобы купить билеты на постановку, вам не обязательно отстаивать длинные очереди в билетных кассах. Сделать это вы можете на нашем сайте.

Спектакль «Блажь» открывает череду премьер юбилейного, 95-го сезона Театра Маяковского.

Вслед за романом Карела Чапека «Жизнь и творчество композитора Фолтына» (по которому был поставлен спектакль «Маэстро») режиссер Юрий Иоффе продолжает открывать для зрителей произведения классиков мировой литературы. «Блажь» – пожалуй, наименее известная пьеса А.Н. Островского и написана она в соавторстве с П.М. Невежиным.

Считается, что каждому в жизни выпадает счастье встретить свою любовь. Кто-то встречает ее в юности, кто-то в более зрелом возрасте. Как признается главная героиня комедии А.Островского и П.Невежина помещица-вдова Серафима Сарытова (заслуженная артистка России Татьяна Аугшкап), молодость ее «прошла без радостей, она не растратила своего чувства», но все изменила одна встреча. И теперь виновник этих изменений – Степан Баркалов (Михаил Кремер) – служит управляющим, а скорее властвует в имении влюбленной в него помещицы.

Комедия о том, как чувства, а также страх потерять свое только что обретенное счастье, часто преобладают над здравым смыслом.

За всеми перипетиями лихо закрученного сюжета спектакля «Блажь» зрители смогут наблюдать, сидя по периметру камерного пространства Малой сцены Маяковки.

Интересный исторический факт: драматург Петр Михайлович Невежин (1841-1919), сообщая в своих воспоминаниях о том, что он, воспитавшись на произведениях великого драматурга, взялся за перо и написал три пьесы, которые были забракованы цензурой, пишет: «Сбитый окончательно с толку, я отправился к Островскому и рассказал свои злоключения. Сюжет моей последней пьесы ему очень понравился, и он одобрил сценарий, но прибавил: «Едва ли вам удастся поладить с цензурой». Тогда я, набравшись смелости, чистосердечно обратился к нему: «Помогите мне. Без ваших указаний я решительно пропаду. Может быть, вы мне окажете большую честь и, переработав пьесу, удостоите меня чести быть вашим сотрудником». Так появилась комедия «Блажь», которая впоследствии была напечатана в «Отечественных записках» Щедрина. (П.М. Невежин. Воспоминания об А.Н. Островском, «Ежегодник императорских театров», 1909, выпуск IV.)

Вы А.Н. Островского читаете?

Не в смысле в школе, а сейчас, время от времени. Если хочется научиться строить диалоги, в переписке или вживую, надо читать Островского. Вот уж мастер диалогов, непревзойденный.

И желательно еще регулярно смотреть его пьесы в театрах, только в хороших.

Я все хочу про спектакли в московском театре им. Маяковского по Островскому написать. Про каждый отдельно. Но москвичам стоит туда самим сходить, посмотреть хотя бы на С. Немоляеву, которая несмотря на преклонный возраст, демонстрирует на сцене такое мощное женское обаяние, которому молодым девушкам надо учиться (внучке ее до бабушки очень далеко). Именно на сцене, на экране она не такая.

В спектакле "Бешеные деньги" есть монолог Телятева в исполнении прекрасного (идеального Телятева) Виталия Гребенникова, где изложена вся суть внутренних и внешних ресурсов. Телятев говорит Лидии, что он, она и другие московские кутилы, привыкли к бешеным деньгам, они прилетают и улетают, бесполезно пытаться их удерживать, они все улетят, потому что эти деньги чужие, это кредиты, на которые можно пить, есть, играть, но потом приходят кредиторы, описывают имущество, сажают в долговую яму, но кормить их дорого и поэтому вскоре их выпускают и они опять могут пытаться ловить бешеные деньги, которые все чаще и чаще летят мимо, поскольку сменились времена и бешеных денег осталось мало. А вот муж Лидии, которого она бросила за занудство, человек деловой и деньги зарабатывает сам, поэтому деньги его любят, растут и никуда от него не улетают, все приносят ему пользу.

Вот прекрасный Гребенников:

В том же спектакле "Бешеные деньги" появляется Глумов, этакий мелкий хищник, который специально искал и нашел себе вдову, соблазнил и стал у нее управляющим, не скрывая от друзей, что собирается ее разорить за год. Телятев восхищается, что Глумов нашел место, где еще остались бешеные деньги.

А вот в спектакле "Блажь" - целиком история про такого хищника, который стал управляющим имением и разорил его. Эту пьесу Островский писал в соавторстве, расскажу сюжет тем, кто не в курсе. Главная героиня Сарытова, женщина, опекающая двух своих несовершеннолетний сестер. В спектакле ее сделали их матерью, вероятно, чтобы не объяснять подробности опеки и родства. У сестер неплохое состояние, но Сарытова влюбляется в мелкого хищника, Баркалова, обаятельного и дерзкого недоучку-гимназиста, делает его управляющим, и он постепенно ее разоряет. Лес вырубается, скот распродается, лошадей почти не осталось, Сарытова вся в долгах, поскольку Баркалов любит гулять на широкую ногу и очень много проигрывает в карты. Весь быт посвящен только ему, он издевается над барышнями (реальными хозяйками) и творит все, что душе угодно, как настоящий самодур. Сарытова же боится только одного, что Баркалов ее бросит и ее "женское счастье" закончится. Она говорит только о поразившей ее любви. Встревоженные родственники приезжают и пытаются Сарытову спасти, ну и спасают в конце кое-как.

Точным образом Островским показана женщина в глубокой любовной аддикции. Татьяна Аугшкап Серафиму Сарытову очень хорошо играет. Серафима вроде и понимает, что несет ответственность за младших сестер (в спектакле в Маяковского - дочек) и спускает на ветер их имущество, но не может остановиться. Нет у нее сил и нет воли, это она даже рефлексирует кое-как, но не может ни в чем отказать любовнику из-за страха его потери. Баркалов чуть что пикует, а когда она сливается, подкрепляет положительно, и держит ее на крепкой привязи, при том что отталкивает чуть что.

Актер, играющий Баркалова, (я с Всеволодом Макаровым видела) на хищника не похож, прямо скажу. Вроде и понятно, что режиссер подобрал самого симпатичного парнишку, вроде и сексапил максимальный попытался задать, и лоск вроде есть, и энергия даже, но до хищного шарма актеру очень не хватает спонтанности, в некоторых сценах он напоминает стриптизера из Красной шапочки, демонстрирующего дамам обнаженную мускулатуру. Мужики, не нужна ваша мускулатура, не демонстрируйте ее. Нет, пусть будет, конечно, но не демонстрируйте. Пусть дамы сами ее высматривают. Надо быть очень непринужденными, свободными и даже расслабленными, если хотите иметь шарм. Ноль зажимов = 100% спонтанность. В недавней истории про Иру, девушек и дискотеку это все вроде бы поняли.

Вот Макаров:

А в целом спектакль очень хороший. Даже Баркалов в некоторых сценах хорош. Просто задача у актера сложная и он кое-где переигрывает от старания. Сложно обычному человеку сыграть демона. В театре этом есть куда более талантливые актеры (там вообще отличный актерский состав), но режиссеру (Ю. Иоффе) видимо хотелось еще и красавчика, что в общем правильно. Но получилось что Телятев в "Бешеных деньгах" (Гребенников) намного более обаятельный, хотя и не такой красивый, и вообще не хищник там, а раздолбай.

В том же спектакле "Блажь" в театре Маяковского есть великолепная женская роль и великолепный образ. Помещица Бондарева (в исполнении Елены Мольченко).

Вот на это женщины, особенно женщины в возрасте, тоже должны посмотреть, как выглядит строгая, взрослая, очень деловая, в полном смысле слова величественная дама, насколько это может быть красиво в динамике, и пластике, и в речи, и привлекательно, для всех представителей мужского пола, без исключения. Она там то с плеткой ходит (на лошадях приехала), то с трубкой курительной, то есть режиссер хорошо понимает, что это за образ (Госпожа), но это то самое некрасовское "посмотрит - рублем одарит" в полной мере, царственная осанка, грация, принципиальная несуетливость и женственность безо всяких сомнений, несмотря ни на мощь, ни на возраст, ни на доминантный нрав.

Помещица Бондарева в конце пьесы предлагает наглому мерзавцу Баркалову место управляющего в своем богатом доме (чтобы спасти от него Сарытову), сразу предупреждая, что будет с ним жестко и строго обходиться и учить его хозяйству, но он охотно соглашается, поскольку надеется обаять ее и соблазнить. Но зрителям понятно, что скорее она сделает из этого щенка человека, чем он сможет хоть как-то повлиять на такую женщину-скалу. То есть у маленького хищника появляется реальный шанс образумиться "в хороших руках".

Понимаете, чем такие дамы от штурманих отличаются? Почему им действительно иногда удается перевоспитать кого-то?

И может кто-то смотрел эту пьесу в этом театре или в других?

А вообще Островского смотрите? Читаете? Любите его?