Тема произведения сашка. III. Пересказ и работа с эпизодом пленения немца

Урок литературы в 11 классе по повести В.Кондратьева «Сашка»

Цели: 1) обсуждение повести В.Кондратьева "Сашка» с целью осмысления характера простого человека во время Великой Отечественной войны;

2) развитие умения анализировать текст;

3) нравственное и патриотическое воспитание учащихся на художественном материале, связанном с родным краем в годы Великом Отечественной войны.

0борудование урока: выставка литературы по теме, портрет писателя, аудиокассеты с записями военных песен, магнитофон.

Оформление доски:

У каждого писателя должна быть сверхзадача. И для меня она заключалась в том, чтобы рассказать ту правду о войне, которая ещё не написана.

В.Кондратьев.

Ход урока.

  1. Оргмомент. Приветствие классу, объявление темы и цели урока.
  2. Звучит фонограмма песни М.Ножкина "Под Ржевом".
  3. Вступительное слово учителя.

Шестьдесят восемь лет назад, осенью 1941 г., на ржевской земле шли тяжёлые бои. Они длились почти 15 месяцев. И каждым день, каждый час, каждый миг могла оборваться чья - то жизнь. Да не одна! Потери в Ржевской битве были самые огромные.

Каждый, кто прошёл через «ржевскую мясорубку», помнит о ней до сих пор.

Как помнил о ней бывший солдат Вячеслав Кондратьев, написавший целый цикл произведений о боях на ржевской земле. Одно из произведений - повесть "Сашка".

  1. Несколько слов об авторе повести "Сашка" Вячеславе Кондратьеве. (Прослушать сообщение ученицы)

Вячеслав Кондратьев вошел в литературу позже других писателей фронтового поколения: Бакланова, Быкова, Астафьева, Константина Воробьёва. Они вошли в конце 50-х, в период "оттепели", а он чуть не двадцать лет спустя, в конце 70-х, когда ему было уже под шестьдесят. Вошёл активно, словно бы предугадывая, что судьбою отпущено не так уж и много, а рассказать надо то, что видел и испытал именно он и что другой за него не расскажет.

Оказывается, Кондратьев много лет писал что называется в стол, и, начиная с 1979г., когда в журнале "Дружба народов» появилась повесть «Сашка», он стал активно печататься.

Первоначально Кондратьев смотрел на своё предназначение просто: рассказать правдиво, не выдумывая, как происходили бои на ржевской земле. Рассказывал о боях под Ржевом, а получилось, что рассказал обо всей стране, обо всём воюющем народе. Повести «Сашка», «Селижаровский тракт», «Отпуск по ранению», «Встречи на Сретенке» составляют своеобразную тетралогию о путях фронтового поколения на войне и сразу после неё.

Род Кондратьевых корнями уходил в Ивановский край. Родившийся в 1920 году Вячеслав учился в Москве, кадровую службу проходил на Дальнем Востоке, воевал подо Ржевом и принадлежал к тому поколению, для которого четыре года войны навсегда остались «самыми главными» в жизни.

5. Слово учителя

Одно из интервью Вячеслава Кондратьева было озаглавлено «О войне придумывать не надо». В нём он так сказал о своем творчестве: «У каждого писателя должна быть сверхзадача, для меня она заключалась в том, чтобы рассказать ту правду о войне, которая ещё не написана». Эта сверхзадача, владевшая им всю жизнь, заставила Вячеслава двадцать лет спустя после войны , летом 1961 года, пройти по местам своих ржевских боев. Работал он в то время художником-плакатистом и не помышлял, что когда-то станет известным писателем.

После возвращения из поездки Кондратьев написал поэму «Деревни русские». В этой поэме всё - правда. Не претендуя на совершенство стиха, автор точно отразил время и чувства, им владевшие.

6. Фонограмма песни «На безымянной высоте». (1 куплет)

7. Учащиеся читают в отрывках поэму "Деревни русские".

8. Слово учителя.

Мы увидели с вами ещё одну грань В.Кондратьева как человека, который всю свою жизнь посвятил тем, кто был с ним на фронте, и тем, кому не суждено было вернуться.

Повесть "Сашка" была напечатана в 1979г., а в 1981вышла первая книга В.Кондратьева под тем же названием. Автор книги приезжал в Ржев, встречался с читателями. На память Центральной библиотеке имени А.Н.Островского он подарил книгу со своим автографом.

Эпиграф книги: «Всем, воевавшим подо Ржевом, – живым и мёртвым – посвящена эта повесть».

9. Беседа с ребятами:

  • А вам, ребята, интересно было читать повесть "Сашка"?
  • А почему?
  • Каким вы представляете себе Сашку по характеру? (Надёжным, совестливым, находчивым, смелым)
  • Назовите ключевые эпизоды, в которых раскрывается характер Сашки.

(1 - с валенками, 2 - пленение фрица, 3 - противостояние комбату, 4 - забота о раненом, 5 - встреча с Зиной в медсанбате, 6 - дорога в госпиталь по тыловым деревням, встреча со стариком, с Пашей, 7 - эпизод с тарелкой, 8 - встреча с девушками, отправляющимися на фронт)

Кондратьев ставил задачу рассказать правду о войне. Удалось ли ему это? Подтвердите примерами.

(«С хлебцем плохо. Навару никакого. Полкотелка жидкой пшёнки на двоих - и будь здоров. Распутица!»

«Но ещё большее удивление, если не сказать недоумение, вызвало у немца то, как Сашка, вынув кресало и трут - катюшей они это называли, - начал выбивать искру... и трут никак не разгорался».

«Ротный обмундированием от Сашки не отличался, такая же телогрейка, грязью заляпанная, ремня широкого командирского ему ещё не выдали, такое же оружие у него солдатское – автомат».

«Про своё житье-бытьё Сашка, разумеется, рассказывать бы не стал, хвалиться пока нечем. И со жратвой туго, и с боеприпасами. Но это всё временное, далеко от железном дороги оторвались, распутица».)

Когда, в какой момент Сашка думает: «Жизнь такая - откладывать ничего нельзя»?

(эпизод с валенками)

  • Почему Сашка, рискуя жизнью, пополз за валенками?

(«Для себя ни за что бы не полез, пропади пропадом эти валенки! Но ротного жалко».)

  • На какие детали обращает наше внимание автор в этом эпизоде?

(Лицо мёртвого немца сравнивается с куклой, т.к. оранжевого цвета; Сашке неловко стало, что оказался он случайно в безопасности во время артналёта; «курнуть захотелось смертно»)

Вывод: Решившись на поступок, Сашка всё тщательно планирует. Иначе – смерть.

  • При каких обстоятельствах Сашка впервые встретился с немцами?
  • Что помогло Сашке пережить ужас от встречи с немцами?

(Заминка фрицев перед тем, как выполнить приказ: значит, они тоже боятся.)

  • Взаимовыручка в бою - самое важное. Как помог Сашка ротному?

(отдал свой запасной диск)

  • Почему даже без патронов пополз Сашка за немцем?

(«Сколько ребят из разведки положили, пока за языком лазили, Сашка знал»)

  • Поединок с немцем был честный. Сашка немца взял в плен (ротный помог), и вести его в штаб Сашке. Зачитайте размышления героя об этом.

(«И тут понял Сашка, какая у него сейчас страшная власть над немцем. Ведь тот от каждого его слова или жеста то обмирает, то в надежду входит. Он, Сашка, сейчас над жизнью и смертью другого человека волен. Захочет - доведет до штаба живым, захочет - хлопнет по дороге! Сашке даже как-то не по себе стало, и немец, конечно, понимает, что в Сашкиных руках находится полностью. А что ему про русских наплели, одному богу известно! Только не знает немец, какой Сашка человек, что не такой он, чтоб над пленным и безоружным издеваться".

Вспомнил Сашка, был у них в роте один больно злой на немцев, из белорусов вроде. Тот бы фрица не довёл. Сказал бы: «При попытке к бегству», - и спросу никакого.

И стало Сашке как-то не по себе от свалившейся на него почти неограниченной власти над другим человеком».)

Вывод: Как легко переступить грань дозволенного нравственным сознанием, но Сашка, хоть и молодой, оказался на высоте.

Почему у Сашки нет ненависти к пленному фрицу?

(«Вот когда поднялась они из-под взгорка - серые, страшные, нелюди какие-то, это были враги! Их-то Сашка готов бел давить и уничтожать безжалостно! Но когда брал он этого фрица, дрался с ним, ощущая тепло его тела, силу мышц, показался он Сашке обыкновенным человеком, таким же солдатом, как и он, только одетым в другую форму, только одураченным и обманутым…»,

  • Комбат отдал приказ Сашке: пленного расстрелять. Отчего мучается Сашка? Как быть? Выполнить приказ надо, но для Сашки - невозможно. И не выполнить - нельзя. Прав ли был комбат, отдав такой приказ?
  • Какие попытки предпринял Сашка, чтобы отменили приказ? (1 - обратился к дежурному лейтенанту, 2 - думал забежать в санчасть, чтобы военврач, тоже капитан, отменил приказ. «Что же мне теперь делать? что?» - мучается Сашка)
  • Почему для Сашки был мучителен вопрос, как решить судьбу пленного? Какой человек Сашка?

(Совестливый)

Как автор показывает метания Сашки? («Тут подумал Сашка, а как бы ротный на его месте поступил? Ротного на горло не возьмешь! Он бы слова для капитана нашёл! А что Сашка - растерялся начисто, лепетал только «не могу».... да что может Сашка, рядовой боец, которому каждый отделенный! - начальник? Ничего вроде бы. Но хватало же у него духу начальнику перечить, а сейчас такое умыслил, душа переворачивается - приказ не выполнить! Да кого? Самого командира части.

Впервые за всю службу в армии, за месяцы фронта столкнулись у Сашки в отчаянном противоречии привычка подчиняться беспрекословно и страшное сомнение в справедливости и нужности того, что ему приказали. И ещё третье есть, что сплелось с остальным: не может он беззащитного убивать. Не может, и всё!»)

  • Как разрешились мучительные размышления Сашки? (Комбат отменил приказ. А в жизни было по-другому.)
  • Почему Сашка, раненный в руку, вернулся в роту? Как это его характеризует? (Надежный товарищ)
  • Почему Сашка возвращается за раненым в лес, хотя только что пережил страх от обстрела? («А ведь он слово дал. Умирающему - слово! Это понимать надо»)

10. Сценка «В медсанбате»

  • Целую гамму чувств испытал Сашка в медсанбате. Что это были за чувства? (1 - радость от встречи с Зиной, 2- негодование по отношению к старшему лейтенанту, 3 - обида, что в штабе будет вечеринка по поводу 1 Мая)

Вывод: Сашка и Зина. Как всё сложно складывается в их судьбе: любовь и ревность переплелись. И всё же после расставания Сашка говорит: «Неосудима Зина. Просто война... И нету у него зла на неё». Это равносильно пушкинскому «Как дай вам бог любимой быть другим».

Вот и опять мы увидели зрелость Сашки. А ведь ему - чуть-чуть за двадцать: отслужив срочную службу на Дальнем Востоке, попал на ржевскую землю, где принял боевое крещение.

  • Почему Сашку так обидела вечеринка в штабе? («Что ни говори, пока война, пока истекает кровью его батальон, пока белеют нижним бельём незахороненные, какие могут быть праздники, какие танцы?»)
  • Сколько обиды, злости было у Сашки, Жоры и лейтенанта Володьки, пока брели до госпиталя. Им, фронтовикам, побираться? просить еду, как нищим?

Вспомните деда, что дал раненым дельный совет копать картошку на поле и жарить лепёхи. Снабдил и махоркой, а на прощанье подколол: «Как дальше воевать-то будете?»

(Философский ответ: «Не беспокойся, дед, провоюем и немца погоним», - сказал Сашка.)

  • Разбередил дед душу Володьке. А Сашка, утешая, сказал: «Война всё спишет». Согласны ли вы этими словами?
  • Какие мысли не дают покоя лейтенанту Володьке?

(« Вы, рядовые, вам что, вы никого на смерть не гнали. Ничего не спишется. Всю жизнь помнить буду, как глядели на меня ребята, когда я им приказ на наступление выкладывал. Всю жизнь»)

  • Почему Сашка взял на себя вину лейтенанта Володьки, метнувшего тарелку в офицера? (именно потому, что готов защитить Володьку: ему трибунал грозил бы худшими последствиями. А что с рядового взять? Сашку никто не просил, он сам всё видит, понимает и поступает по совести)
  • Лейтенант особого отдела тоже поступил по-человечески: отпустил Сашку в отпуск, чтобы он не попал под трибунал. И вот Сашка отправляется домой долечиваться. Встреча с девушками, едущими на фронт, на вокзале в Клину - небольшой штрих к портрету Сашки. Вспомните, о чем думал герой, размышляя об этой встрече?

11. Обобщение: В образе Сашки Вячеслав Кондратьев нам открывает характер человека из народа, сформированный своим временем и воплотивший черты своего поколения. Сашка-человек не только с обостренным нравственным чувством, но и с твердыми убеждениями. И прежде всего он человек размышляющий, проницательно судящий о происходящем.

Константин Симонов так сказал о герое повести Кондратьева: «История Сашки – это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самой трудной должности – солдатской».

12. Домашнее задание: мини-сочинение «О чём меня заставила задуматься повесть Кондратьева «Сашка»?

Использованная лит-ра: учебник 11кл.автор Агеносов В.И., Методическое пособие того же автора


В отечественной литературе немало достойных произведений, посвященных Великой Отечественной войне. К ним относится и повесть Вячеслава Леонидовича Кондратьева «Сашка». Предлагаем ознакомиться с анализом произведения по плану, который будет полезен ученикам 11 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

Год написания – 1979 год.

История создания – Повесть «Сашка» во многом автобиографична, поскольку автор сам принимал участие в тяжелых боях под Ржевом. Эти воспоминания долгие годы не давали ему покоя, и в зрелом возрасте вылились в повесть, в которой раскрывалась проблематика войны.

Тема – Центральная тема произведения - проблема нравственного выбора в условиях войны.

Композиция – Композиция повести имеет мозаичную структуру и состоит из микросюжетов, с помощью которых в полной мере раскрывается сущность главного героя. Для произведения характерен неспешный темп повествования, что позволяет лучше понять внутренний мир Сашки, мотивы его поступков.

Жанр – Повесть.

Направление – Реализм.

История создания

Вячеслав Леонидович отправился на фронт, когда ему едва исполнился 21 год. В составе стрелковой бригады он отчаянно сражался за город Ржев, получил ранение, был награжден медалью «За отвагу».

Воспоминания о военном лихолетье не оставляли Кондратьева на протяжении всей жизни: они терзали его, не давали радоваться настоящему. По признанию писателя, он перечитал много художественной литературы о Великой Отечественной войне, но ни одно произведение не смогло по-настоящему зацепить его, ни в одном из них он не находил описания «своей» войны.

Повесть Вячеслава Леонидовича «Сашка» была опубликована в 1979 году в журнале «Дружба народов».

Тема

В повести, описывающей все реалии Великой Отечественной войны, Кондратьев мастерски раскрывает центральную тему произведения - проблему нравственного выбора в экстремальных условиях. На долю главного героя выпадает немало жизненных испытаний, способных как нельзя более точно отобразить истинную сущность человека.

Одним из наиболее острых и эмоционально сильных эпизодов является пленение Сашкой немца. В пылу борьбы солдатом движет лишь желание одолеть врага, но затем в пленном немце он видит обычного человека. Он достойно проходит испытание властью, не причинив вреда безоружному человеку и пообещав ему сохранение жизни. Не в силах выполнить приказ комбата и расстрелять беззащитного юношу, Сашка сам подставляет себя под удар.

Весьма показательной является сцена, в которой Сашка вступается за своего нового знакомого, и берет его вину на себя. Его благородный поступок невольно вызывает чувство восхищения, поскольку герой ставит интересы товарища выше собственных.

Достойно проходит Сашка и испытание фронтовой любовью. Узнав, что избранница Зина разлюбила его, герой с достоинством принимает ее измену. Несмотря на глубокое разочарование, он находит в себе силы, чтобы понять ее и отпустить без слов упрека.

По сути, Сашка стал тем собирательным образом, в котором нашли свое отражение сотни тысяч простых ребят, оказавшихся один на один с ужасами войны. В своем произведении автор выделил простую и старую, как мир, идею - нужно оставаться человеком при любых обстоятельствах, не убивать в себе то доброе и светлое начало, заложенное в каждом человеке при рождении. Мир может спасти только доброта, милосердие, сострадание.

Композиция

Проводя в повести «Сашка» анализ произведения, следует отметить, что для него характерна мозаичная композиция при отсутствии единого сюжета. Повесть состоит из крошечных сюжетов, призванных максимально точно и емко раскрыть характер главного героя.

Композиция повести построена таким образом, что раскрытие душевных качеств Сашки, его жизненных приоритетов происходит постепенно, чему способствует замедленный темп повествования. С продвижением героя от линии фронта вглубь страны читатель погружается и в его внутренний мир.

Жанр

Произведение написано в жанре повести. В произведении детально воспроизводится быт военных лет, события того времени, основные сражения, поэтому его относят к литературному направлению реализм.

Сочинение

Нет ничего страшнее войны. Она ломает и коверкает человеческие судьбы. Война проверяете людей на прочность. На войне жизнь течет по-другому: быстрее и стремительнее, она увлекает человека от одного кровавого водоворота к другому. На войне у человека почти нет выбора, а если и есть, то выбор этот сопряжен с риском для жизни своей или другого.

Фронт- это другая жизнь. Там все по-другому. Встречи мимолетны, потому что в любой момент можно расстаться навсегда.

На войне характер человека раскрывается более полно. Один поступок может раскрыть всю человеческую натуру, что невозможно при нормальных обстоятельствах и при многолетней дружбе. В экстремальных условиях человек ведет себя совсем иначе. Об этом - повесть В. Кондратьева «Сашка"

В своем произведении Кондратьев показывает нам движение жизни, которое подчиняет себе человека и несет его за собой. Несмотря на то, что есть возможность выбора, человек все равно подчинен этому потоку, называемому военной действительностью.

Если на минуту представить, что и Сашку, и тяжелораненого солдата, которого он перевязал, пощадила война, то стал бы главный герой вспоминать об этом? Вряд ли, ведь Сашка сделал то, что должен был, сделать. Для него в этом поступке нет ничего особенного.
Но для того раненого солдата это значит много, он вряд ли забудет человека, который спас ему жизнь, хотя он даже имени его не знает. Но дело не в этом, а в том, что этот поступок раскрыл для раненого натуру Сашки, самое главное.

Художественное пространство произведения небольшое: три деревни, где расположились немцы и редеющий батальон. Овсяниковое поле ничем не примечательно, но для героев повести Кондратьева оно имеет большое значение. Здесь основной центр событий, не все перейдут это поле, а те, кто перейдет, запомнят его навсегда. Для воюющих на этом поле важны все детали: «У края рощи прилеплен был к ели редкий шалашик для отдыха, а рядом наложено лапнику густо, чтобы и посидеть, когда ноги занемеют, но наблюдать надо было безотрывно. Сектор Сашкиного обзора не маленький: от подбитого танка, что чернеет на середке поля, и до Панова, деревеньки махонькой, разбитой вконец, но никак нашими не достигнутой. И плохо, что роща в этом месте обрывалась не сразу, а сползала вниз мелким подлеском да кустарником. А еще хуже метрах в ста поднимался взгорок с березняком, правда, не частым, но поле боя пригораживающим».

Все незначительное в повседневной жизни для солдата становится значимым. В этих мелочах заключена его жизнь. Даже смерть становится неотъемлемой и какой-то привычной частью военной жизни. События, разворачивающиеся на Овсяниковом поле, как в зеркале отражают судьбу большого мира, судьбу народа в период потрясений. В малом видится большое - такова особенность повести Кондратьева.

В «Сашке» внимание писателя ориентировано не только на боевые действия, но и на военный быт. Жизнь (в значении бытия) и быт у Кондратьева неотделимы друг от друга.
Поле Овсяниковое - это маленький кусочек большого фронта, где так же воюют и гибнут. Но не только к боевыми действиям приковано внимание писателя, а также к тылу, который нет-нет да и возникнет в повести. Ведь именно тыл обеспечивал фронт провизией и боеприпасами. Людям, которые остались в тылу, было не легче, чем на фронте. Герои повести хорошо понимали, что никто так не сопереживал: им, как одинокие женщины, проводйвщие своих мужей и сыновей на фронт. Именно они будут выхаживать и перевязывать раненых, прятать от фашистов.

Солдаты чувствуют свою вину за то, что те, кого они должны защищать, т. е. женщины, вынуждены выполнять всю тяжелую мужскую работу, за то, что война идет не так, как представлялась вначале.

Фашистская армия была хорошо вооруженной, уверенной в своей неуязвимости и победе. Армия, готовая проявить жестокость и бесчеловечность по отношению к врагу ради своей цели. Но как обращались наши воины с пленными немцами? Сашка, взяв в плен немца, не может проявить к нему бесчеловечность: «Он, Сашка, сейчас над жизнью и смертью другого человека волен. Захочет - доведет до штаба живым, захочет- хлопнет по дороге! Сашке даже как-то не по себе стало... И немец, конечно, понимает, что в Сашкиных руках находится полностью. А что ему про русских наплели, одному богу известно! Только не знает немец, какой Сашка человек, что не такой он, чтоб над пленным и безоружным издеваться».

Если бы он расправился с безоружным, то утратил бы чувство собственной правоты, нравственного превосходства над фашистами. Любая жизнь значит для него очень много, даже жизнь пленного немца: «Много, очень много видал Сашка смертей за это время - проживи до ста лет, столько не увидишь, - но цена человеческой жизни не умалилась от этого в его сознании...»

Когда у него спросили, почему он не выполнил приказ о расстреле пленного, он ответил: «Люди же мы, а не фашисты». В этих его словах заключена вера в непоколебимость человеческого в человеке.

В Сашке боролись солдат, который обязан выполнять приказы командира, и человек, который не может лишить другого человека жизни: «Впервые за всю службу в армии, за месяцы фронта столкнулись у Сашки в отчаянном противоречии привычка подчиняться беспрекословно и страшное сомнение в справедливости и нужности того, что ему приказали. И еще третье есть, что сплелось с остальным: не может он беззащитного убивать. Не может, и все!» Это значит, что человеческое победило.

Учиться воевать тоже надо уметь, об этом говорит Кондратьев в своей повести. Уметь воевать - это не только способность преодолевать свой страх и не теряться в трудную минуту, но и уметь вести войну так, чтобы она была с минимальными потерями. Но мы учимся воевать, и за учебу эту заплачено немало жизней. Когда-нибудь мы научимся, ведь человек в любых условиях должен стремиться оставаться человеком.

Повесть Кондратьева - светлая повесть, в ней звучит вера в человечность, несмотря на то, что изображен в ней жуткий оскал войны. История жизни Сашки - это история человека, который, жертвуя собой и своей жизнью, продлевает жизнь другим, нам, мне, детям будущего, моим детям!!!

Цели:

  • знакомство с писателем В. Кондратьевым; размышления не только о герое, об авторе, но и о себе;
  • представление о необычном подходе писателя к изображению войны;
  • подготовка к раскрытию проблем, связанных с войной на примере повести Кондратьева на выпускном экзамене.

Оборудование: книги о Великой Отечественной войне, иллюстрации, песни о Великой Отечественной войне, видеофильм по повести «Сашка».

Как это было! Как совпало –
Война, беда, мечта и юность!
И это всё в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!

Давид Самойлов .

ХОД УРОКА

I. Вступление

Эпиграф – ключ к человеческой и писательской судьбе Кондратьева.
Тема нашего сегодняшнего урока «Я вам жизнь завещаю» по повести нашего современника Вячеслава Леонидовича Кондратьева – фронтовика, очевидца, участника описываемых им военных событий.
Военная тема – одна из традиционных на выпускном экзамене, поэтому материал сегодняшнего урока будет вам полезен. Для вас, сегодняшних школьников, война – это далёкая история. Дома вы должны были подготовить ответы на вопросы: «Как отразилась война в судьбе твоей семьи, твоих близких, родных?» Чем больше проходит лет после Великой Отечественной войны, тем больше мы осознаём величие народного подвига. Но мы ещё очень многого не знаем о войне, об истинной цене победы. Наверное, в этом нам и помогают писатели, говорящие нам настоящую правду.

Вот что говорил Василь Быков – один из тех писателей, которые в полной мере знают, что такое та война: «В той войне нам не хватало всего: машин, горючего, снарядов, винтовок... Единственное, чего не жалели, – так это людей»

Также не принимая лжи, малейшей неточности в показе исторической наукой минувшей войны, её участник, писатель Виктор Астафьев сурово оценивает сделанное: «... к тому, что написано о войне, я как солдат никакого отношения не имею. Я был совершенно на другой войне... Полуправда нас измучила». (Вопросы литературы. 1988 – №7. с. 13.)

Если вспомнить ранее написанные произведения: «Сын полка» Катаева, « Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Русский характер» Толстого – есть в них нечто общее: не трагедия войны, а её преодоление становится главным в этих произведениях.

А вот трагический и страшный лик войны показан в книгах Быкова, Бондарева, Бакланова, Кондратьева и др.

Среди книг, способных взволновать, вызвать глубокие переживания и размышления не только о герое, об авторе, но и о себе, повесть Кондратьева «Сашка». Писатель хочет показать, что подвиг может быть совсем не броским, незаметным, когда сначала и не подумаешь, что это он, этот самый подвиг, и есть.

2. Сообщение о писателе

1-й учащийся. Константин Симонов сумел сказать об авторе «Сашки» коротко, но ёмко. Мы узнаём, что Кондратьев по профессии художник-оформитель, а по призванию, верил Симонов, он большой писатель. В 1939 г. с первого курса вуза ушел в армию, служил на Дальнем Востоке. Как помните, у героя повести такая же судьба. В декабре 41-го после многочисленных рапортов он в числе 50 младших командиров отправляется на фронт. На переломе от зимы к весне 1942 года Кондратьев под Ржевом. О тяжести доставшихся там бойцам боев мы можем судить по тому, что только первую неделю он был помкомвзвода, командиром взвода, принял роту убитого командира, а после пополнения – снова взвод. Потом новые бои, тягостные, неудачные, такие, о которых с перехваченным горечью горлом вспоминают фронтовики, когда читают или слушают «Я убит подо Ржевом...» Твардовского.

2-й учащийся читает наизусть «Я убит подо Ржевом...» под музыку «От героев былых времен»

1-й учащийся (продолжает). Убит – эта чаша миновала автора «Сашки», на его долю досталось ранение и медаль «За отвагу» – за отвагу под Ржевом. После отпуска по ранению снова фронт, служба в железнодорожных войсках, разведке. В конце 43-го года тяжелое ранение, полгода в госпитале, после – ограниченная годность, инвалидность. «До Берлина не дошел, но свое дело на войне сделал», – так заканчивается повествование Симонова о военной судьбе писателя-фронтовика В. Кондратьева.
Повесть «Сашка» написана в 1979 году. Как же случилось, что в немолодые уже годы Кондратьев вдруг взялся за повесть о войне?

3-й учащийся. Писатель признавался: «Видимо, подошли лета, пришла зрелость, а с нею и ясное понимание, что война-то – это самое главное, что было у меня в жизни». Начали мучить воспоминания, даже запахи войны ощущал, не забыл, хотя шли уже 60-е годы. Ночами приходили в его сны ребята из родного взвода, курили самокрутки, поглядывали на небо, ожидая бомбардировщика. Жадно читал военную прозу, но «тщетно искал и не находил в ней своей войны», хотя война была одна. Понял, что «о своей войне рассказать могу только я сам. И я должен рассказать. Не расскажу – какая-то страничка войны останется нераскрытой». Кондратьев начал разыскивать своих ржевских однополчан, но никого не нашел и вдруг подумал, что, может, уцелел он один. Значит, тем более он должен обо всем рассказать! Это его долг. Может, такие же воспоминания мучили автора песни «Друзья-однополчане»

4-й учащийся . И вот «поехал весной 62-го подо Ржев. Протопал 20 километров пехом до самой своей бывшей передовой. Увидел ту истерзанную, всю испещренную воронками ржевскую землю, на которой валялись еще и ржавые пробитые каски, и солдатские котелки... торчали еще оперения невзорвавшихся мин. Увидел – это было самым страшным – незахороненные останки тех, кто воевал здесь, может быть, тех, кого знал, с кем хлебал из одного котелка жидню – пшёнку или с кем жался в одном шалашике при минном обстреле, и меня пронзило: об этом писать можно только строгую правду, иначе это будет просто безнравственно».

Писатель открыл нам правду о войне, пропахшую потом и кровью, хотя сам считает, что «Сашка» – «лишь малая толика того, что нужно рассказать о солдате, солдате-победителе».

Судя по всему, бои под Ржевом были страшными, изнурительными, с огромными человеческими потерями. Причины этого ясны. Итак, что можно было узнать об этих событиях из истории?

5-й учащийся. В воспоминаниях Жукова приводятся факты, в которые трудно поверить. За каждым из них – норма расхода боеприпасов – 1-2 выстрела в сутки на орудие! Потому огромные потери. Войска переутомлёны, ослаблены. Командирование просит остановить невозможное в таких условиях наступления, разрешить закрепиться на достигнутых рубежах. И что же? Директивой от 20 марта 1942 года Верховный главнокомандующий отклонил эту просьбу, потребовав энергичного наступления. В конце марта – начале апреля фронты Западного направления пытались выполнить этот приказ – разгромить ржевско-вяземскую группировку врага. Нам понятно теперь, что сделать это было нереально. Жуков пишет, что «усилия по понятным причинам оказались безрезультатными», и добавляет, что только после этого Ставка была вынуждена принять предложение о переходе к обороне на этой линии.

Рокоссовский тоже рассказал о страшной тяжести, выпавшей на долю воевавших на этом направлении, в том числе и под Ржевом: «В полках и дивизиях не хватало солдат, пулемётов, миномётов, артиллерии, боеприпасов, танков остались единицы... Парадокс: сильнейший обороняется, а более слабый наступает. Причём в наших условиях, по пояс в снегу».

3. Работа по повести

– Чтобы перенестись в то время и на ту землю, о которой узнали по воспоминаниям военачальников, обратимся к 1 заданию, которое было дано на предыдущем уроке, но сначала ответьте на вопрос: Сколько времени воюет Сашка? (два месяца) Два месяца на передовой, это много или мало?
(Найдите разговор Сашки с капитаном о том, сколько погибло людей за это время? с.41).

Вывод: т. е. из 150-ти – 16! Значит, за два месяца из каждых 10-ти погибли девять. И однополчан-дальневосточников осталось 1-2 на роту (с.32). У вас было домашнее задание «Два месяца на передовой. Быт войны».

На доске: быт – общий жизненный уклад, повседневная жизнь (из толкового словаря Ожегова)
(Это очень важно, для того чтобы увидеть какую тяжесть нес на плечах рядовой русский солдат, чтобы увидеть, что такое жизнь на войне (с 19, 20, 21, 23, 24, 29, 30, 33)).
(« С хлебом плохо. Навару никакого. Ощущение пустоты в желудке. Нет курева. Нет боеприпасов. Грязь, вши. Ржавая, набухшая кровью земля. Незахороненные останки солдат. Шалашики, окопчики и т. д.». И это изо дня в день. Таким образом, бои не составляют основную часть, главное – повседневный быт.)

Выводы. Почему мы обратились именно к быту войны? Вы уже знакомы с «Обелиском», «Сотниковым» Василия Быкова, «Судьбой человека» Шолохова. Но, скорее всего, очень трудно было понять, что же такое жизнь на войне. Жизнь, которая, естественно, включает в себя бои, но которая, по свидетельствам очевидцев, к боям не сводятся, больше того – в которой бои составляют не главную её часть. А главное – неимоверно трудный повседневный быт войны. Итак, в повести, по словам критика Игоря Дедкова, писатель выразил то, «что можно было бы назвать глубочайшим... трагическим прозаизмом войны».

Мастерство писателя в том, что он смог показать тяжелую, изнуряющую, повседневную жизнь.

1) Сашка добывает валенки для ротного;
2) Сашка берёт в плен немца и отказывается его расстрелять;
3) Сашка под огнём возвращается в роту проститься и отдать автомат;
4) Сашка ведёт санитаров к раненому;
5) Встреча с Зиной;
6) Сашка выручает лейтенанта Володю.

Вывод: Именно в этих эпизодах с особой силой раскрывается Сашка как человек и как боец. Автор доказывает, что бесчеловечность войны так и не смогла обесчеловечить Сашку.

– Что вы можете сказать о характере героя? Какой он – Сашка?
(Он вызывает симпатии, уважение к себе своей добротой, участливостью, гуманностью. Война не обезличила, не обесцветила Сашкин характер. Он любознателен и пытлив).

– Что он хотел спросить у немца? (с 32).
Это человек, который за все чувствует ответственность (с 20, на самого себя надежда). Как бы в подтверждение этого ответьте на вопрос:
– Почему, например, рискуя собой, Сашка добывает валенки для ротного?
Сжато перескажите этот эпизод, (с. 21)

– Автор провёл своего героя через испытания властью, любовью, дружбой. Рассмотрим, как выдержал Сашка эти испытания. Очень важный эпизод, который мы проанализируем, история с пленным. Но вначале расскажите, как Сашке удалось взять «языка».

Выводы: Сашка проявляет отчаянную храбрость – берёт немца голыми руками: патронов нет, диск отдал ротному. Но он не колеблется, так как «столько ребят полегло за «языка».
– Историю с пленным мы просмотрим по видео, (отрывок из х/ф «Сашка»)

4. Беседа по просмотренному отрывку

– Если вы были внимательны при просмотре, то заметили, что не всё было передано средствами кино. Чего не было в фильме? Например, Сашкины размышления о власти, о своей правоте.
– Когда Сашка почувствовал свою власть над другим человеком? Как он относится к этой власти? (Зачитайте выразительно этот отрывок, с.33).

Выводы: Сашке не по себе от почти неограниченной власти над другим человеком. Он понял, какой страшный может стать эта власть над жизнью и смертью.

– Почему Сашка ослушался приказа и так отстаивает жизнь пленного? Что же было написано в листовке (с. 31).

Выводы: Самое главное, почему Сашка ослушался приказа – немца в расход – он объясняет немцу: «Мы не вы. Пленных не расстреливаем (с. 30)... Потому как люди мы! А вы фашисты!» (с. 31, 38-39)
– Прочитайте диалог капитана и Сашки (с. 41) о том, почему Сашка не может выполнить приказ: немца в расход («И ты этого гада жалеешь?»).
– Прочитайте мысленный разговор Сашки и немца, когда Сашка идёт исполнять приказание, (с. 46)
– Сашка не выполнил приказ. У него своя точка зрения на события.
– Сравните жизненные принципы Сашки и Толика, (с. 42)
– На чьей вы стороне? Почему? Если рядовой, значит, дело телячье? (выслушиваются мнения учащихся). В любой момент нужно оставаться человеком.
– Зачитайте отрывок, в котором Сашка убеждается в своей правоте (с. 49 «И секундной вспышкой», «Но Сашка не сник...»)
– Как вы можете объяснить такое отношение Сашки к «своему» немцу, ведь все поля в наших, он должен за это отомстить (с. 111. О честном слове).
Сашка не может стрелять в безоружного, он ему пообещал, руководствуясь тем, что было написано в листовке. Он не может обмануть, ненависть у Сашки на этого немца не распространяется, (с. 38 «Понимал он...»)
– Что на ваш взгляд, повлияло на решение комбата отменить приказ о расстреле пленного?
Выводы: Наверное, он понял Сашкину правоту, осознал, что погорячился, что они не похожи на фашистов, которые со своими пленными не церемонятся.
(Можно попросить ребят вспомнить, как относились к нашим пленным немцы)

5. Испытание любовью

Мы продолжим разговор о доброте и чуткости Сашки, его отклике на добро и зло, обсуждая два других важных эпизода.

– Итак, встреча с Зиной, испытание любовью. Что значит Зина в Сашкиной жизни? (Выступление учащихся с. 59, 62)

– Это первая Сашкина любовь. Он так ждёт встречи! А ею движет только жалость: «миленький, родненький».

– Как отнесся Сашка к предстоящей вечеринке,о которой говорит Зина (с.65)

Вывод: Умом понимает, а душой принять не может, потому что война, каждый день гибнут ребята. Слова «все поля в наших» даны в повести в разрядку. Это «все поля в наших» – один из главных мотивов повести. Вячеслав Кондратьев, в отличие от многих наших писателей, избежал поэтизации и возвеличивания войны как войны. Война, хоть она и Отечественная, священная, это смерть и горе.

– Когда Сашка узнает об отношениях Зины и лейтенанта, как он поступает? (Он уходит). Противоречит ли это его решение вашему мнению о его характере или, наоборот подтверждает уже сложившееся представление о нем (выслушивание мнений).

Выводы: Тяжелую ночь переживает Сашка (с. 81). Ему горько, больно. И все-таки приходит он в конце концов к тому, что «неосудима Зина... Просто война...» Сашка остаётся Сашкой: справедливость и доброта и здесь взяли верх. (Можно зачитать с. 81 «А Сашке не до болтовни...»).

– А ваше мнение, отношение к поступку Сашки, измене Зины?

Выводы: Сашка не считает себя вправе мешать. Он подумал не о себе, а о ней. Он по-другому не может поступить. Наверное, это и есть настоящая любовь, которая помогает и понять, и простить любимого человека и не даёт сделать ему плохо, больно.

6. Испытание дружбой

– Восстановим эпизоды, связанные с испытанием дружбой. Расскажите историю краткой фронтовой дружбы Сашки с лейтенантом Володей.

Рассуждения о командире и рядовом (с. 94).

Сашка, по его поступкам судя, чувствует ответственность за всё, что происходит на войне.
Особенно обратить внимание на случай в эвакогоспитале (с. 108-112), когда майор приходит утихомирить недовольных солдат: две ложки пшёнки выдали на ужин. На справедливые требования и гневные вопросы майор отвечает по-хамски, и... полетела в него тарелка, брошенная Володей. Он рассудил, что лейтенанту это с рук не сойдёт – трибунал в военное время суров, а его, рядового, быть может, не накажут строго.

– Осуждаете ли вы Сашку за этот поступок или оправдываете его?

7. Итоги урока (Проблемный вопрос)

В одной из статей критика Дедкова написано, что « герои Кондратьева, особенно Сашка, привлекательны тем, что, подчинись категоричному «надо», думают и действуют сверх надобного: что-то неистребимое в них самих заставляет их это делать». Сашка, по мнению критика, делает сверх надобного.

– Как вы считаете, Сашка все делает сверх?

Выводы: Вячеслав Кондратьев изнутри раскрывает, какую тяжесть нес на своих плечах рядовой русский солдат. Именно он и его товарищи – решающая сила армии. И еще: в бесчеловечной, кровавой войне человек остается человеком. Это для писателя – главное. Об этом и написана повесть: о страшной войне и сохраненной человечности.

8. Домашнее задание. Сочинение по теме урока

Лидия ГОЛОВИНА

Лидия Анатольевна ГОЛОВИНА - учитель русского языка и литературы МОУ СОШ села Сердеж Яранского района Кировской области.

Читаем повесть Вячеслава Кондратьева «Сашка»

Ход урока

Вступительное слово учителя

В литературе о войне много произведений, посвящённых подвигу рядового солдата, вынесшего на своих плечах основную тяжесть войны. В преди­словии к повести «Сашка» К.Симонов писал: “Это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте и на самой трудной должности - солдатской”.

Писатели начали обращаться к простому человеку на войне, потому что хотели отдать дань уважения тысячам солдат, не занесённых в почётные списки героев, безвестно погибших или чудом оставшихся в живых. Особенность повести В.Кондратьева в том, что в ней показана не череда боёв, побед, поражений, а военный быт с его повседневными заботами. Кондратьев исследует “душевное вещество” человека, который вынужден свыкаться с вольной жизнью.

  • История появления повести: ржевское про­странство.

В 1981 году вышел однотомник повестей и рассказов писателя, куда вошли, кроме «Сашки», повести «Отпуск по ранению», «Борькины путидороги», «На сто пятом километре» и рассказы. Почти во всех повестях и рассказах речь идёт об одном и том же времени (тяжёлой войне 1942 года) и пространстве (его можно назвать «ржевским»). Ржев - один из городов в Калининской области, за который шли многомесячные, упорные бои. На ржевском направлении погибло огромное число солдат. Сам писатель вспоминает: “Я начал жить какой­то странной, двойной жизнью: одной - в реальном, другой - в прошлом, в войне... Начал я разыскивать тогда и своих ржевских однополчан - мне до зарезу нужен был кто­нибудь из них, но никого не нашёл, и пала мысль, что, может, только я один уцелел, а раз так, то тем более должен рассказать я обо всём. И наступил момент, когда я уже просто не мог не начать писать”. Вот такова история появления повести.

  • Какова обстановка на передовой, где сражается Сашка?

Время повести - ранняя весна 1942 года. Идут ожесточённые бои. Герой повести, которого даже по фамилии не зовут (всё Сашка да Сашка, так он молод), уже два месяца находится на “передке”. На таком передке, где “просто обсохнуть, согреться - уже немалая удача”, и поскольку распутица, то и “с хлебцем плохо, навару никакого. Полкотелка... пшёнки на двоих - и будь здоров, а если с хлебцем плохо, то не лучше со снарядами, а немцы бьют и бьют. Нейтральная полоса между нашими и немецкими окопами простреливается насквозь и составляет всего тысячу шагов”. Повествование ведётся, кажется, от лица автора, но в то же время создаётся впечатление, что рассказывает сам герой. Этому способствует и стиль рассказа - простой, разговорный, и инверсии, характерные для разговорной речи, и просторечия.

  • Как изображается война?

Чтение отрывка “А ночь плыла над передовой, как обычно...” Дважды повторяется “как обычно”, хотя речь идёт о страшных вещах. “Привык уже Сашка к этому, обтерпелся и понял, что непохожа война на то, что представлялось им на Дальнем Востоке...” Война оставляет следы разрушения и смерти. (Прочитайте строки об этом.) Автор показывает военный быт (найдите в тексте, в каких условиях живут солдаты) . Слова “шалашик”, “окопчик”, “блиндажик” подчёркивают шаткость, ненадёжность положения.

  • Найдите в повести как можно больше эпизодов, в которых с наибольшей силой раскрывается характер Сашки . Что свидетельствует о его умении думать широко, сопоставлять, понимать всю сложность обстановки?

Эпизодов таких немало. Это и сцена, когда Сашка ночью ползёт на гиблую нейтралку добывать своему ротному валенки с убитого немца, потому как у лейтенанта пимы такие, что их за лето не просушить. Речь идёт не о боеприпасах, не о боевой задаче - о валенках, это жизненно важно. Сашка захватит “языка”, будет ранен, откажется расстреливать немца, утешит тяжело раненного солдата и приведёт к нему санитаров. Раненый Сашка возвратится в роту, спасёт от трибунала горячего лейтенанта Володьку, поймёт Зину, пожалеет романтических молодых девчат, радостно отправляющихся на фронт...

Эти эпизоды раскрывают личность Сашки с разных сторон, он как бы проходит испытания на выносливость, на человечность, на верность в дружбе, в любви, испытания властью над другим человеком.

  • Выразительное чтение эпизода пленения немца (или пересказ эпизода). Какие качества героя здесь проявились? Почему он отказался расстреливать пленного?

Сашка проявляет отчаянную храбрость - берёт немца голыми руками (патронов у него не было, свой диск он отдал ротному). При этом вовсе не считает себя героем. Когда Сашка ведёт немца в штаб, он вдруг понимает, какая у него власть над врагом.
“И стало Сашке не по себе от свалившейся на него поч­ти неограниченной власти над другим человеком”.

А ещё понял он, что немец просто другой человек, такой же солдат, только одураченный и обманутый. Сашка и разговаривает с ним почеловечески, и старается его понять. Перед нами добрый, гуманный русский солдат. Война не искалечила его душу, не обезличила его. Стыдно Сашке перед немцем, что оборона у них никудышная, что убитые не захоронены, как будто в этом есть его личная вина.

Сашка жалеет немца, но не выполнить приказ комбата невозможно, и Сашка тянет время, а автор растягивает их путь, заставляя читателя переживать: чем же это кончится? Приближается комбат, и Сашка не опускает перед ним взгляда, чувствуя свою правоту. “И отвернул глаза капитан”, отменил своё приказание.

  • Сашка и Толик - ровесники. Сравните двух героев . С какой целью автор ввёл в повесть связного Толика?

Сашка и Толик противопоставлены: ответ­ственность и безответственность, сочувствие и равнодушие, честность и шкурничество.

Девиз Толика - “наше дело телячье”, он уже примеривается к часикам еще не расстрелянного немца, готов торговаться с Сашкой, чтобы “трофей” не упустить. Нет у него в душе “заслона, преграды”, как у Сашки.

  • Проанализируйте сцену в госпитале. Почему Сашка берёт на себя вину лейтенанта Володьки?

Совсем ненадолго связала Сашку дружба с лейтенантом. Но и здесь Сашка проявляет себя с положительной стороны: выгораживает друга, которого могли подвести под трибунал, а его, рядового, - дальше передовой не пошлют. Сашка, на вид совсем не геройский, не лихой солдат, оказывается сильнее и смелее отчаянного лейтенанта.

  • Какие стороны характера Сашки открываются во взаимоотношениях с Зиной?

Зина - первая любовь Сашки. Он спас ей жизнь. Он частенько вспоминает о ней, ожидает встречи. Но когда узнаёт, что у них в госпитале вечеринка, что люди могут танцевать, веселиться, то очень удивляется и возмущается. А когда понимает, что у неё с лейтенантом любовь, уходит, не причиняя Зине боли лишними разговорами. Сашка подругому не может, справедливость и доброта опять берут верх.

  • Почему автор обратился к теме войны? Насколько правдив образ героя?

Автор повести был ранен под Ржевом, получил медаль «За отвагу»; потом снова фронт, ранение, госпиталь, инвалидность. Ему было уже за пятьдесят, когда он взялся за повесть о войне. Кондратьев начал разыскивать бывших однополчан, но никого не нашёл и вдруг подумал, может, уцелел он один. Значит, он должен, обязан рассказать обо всём, что видел, что пережил на войне. Весной 1962 года он проехал по местам своей бывшей передовой и увидел “всю испещрённую воронками ржевскую землю, на которой валялись ещё и ржавые пробитые каски, и солдатские котелки... незахороненные останки тех, кто воевал здесь, может быть, тех, кого знал, с кем хлебал из одного котелка жиднюпшёнку, и меня пронзило: об этом писать можно только строгую правду, иначе это будет просто безнравственно”.

Выводы по уроку

Если иметь в виду всё, что написал Вячеслав Кондратьев, то можно сказать, что ему удалось сказать о своём поколении новое слово. Сашка относится к поколению, которое больше всего пострадало в войне. Среди фронтовиков 1922, 1923, 1924 годов рождения в живых осталось три процента - такова скорбная статистика. Из ста ушедших на фронт в живых осталось только три человека. Судя по Сашке, какие же это были замечательные ребята!

И вот что удивительно. Обстановка окопа, фронта, постоянной опасности рождает у героев Кондратьева чувство жизни, а значит, фронтовой дружбы, братства, человечности, доброты.

И ещё одну особенность творчества Вячеслава Кондратьева следует отметить - ярко выраженный интерес к народным истокам характера. В Сашке воплотились самые лучшие черты народного мировосприятия - мужество, ум, бодрость духа, выносливость, гуманизм и величайшая вера в победу.

Завершить работу можно письменным ответом на вопрос: «Какие черты характера роднят Сашку с лучшими героями произведений литературы XX (XIX) века?»