Что такое граффити кратко. Метро как способ общения. Виды и стили граффити












1 из 11

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Термин "граффити" применяется для классификации, как правило, запрещенного законом вида искусств. Сегодня граффити ассоциируется в первую очередь с альтернативной формой городской культуры. К граффити можно отнести любой вид уличного раскрашивания стен, на которых можно найти все: от простых написанных слов до изысканных рисунков. В настоящее время широкое распространение получил спрей-арт, то есть рисование граффити с помощью аэрозольной краски.

№ слайда 3

Описание слайда:

Первые Граффити Первые "граффити" - надписи и рисунки, в первоначальном значении сатирического и карикатурного характера, были обнаружены на античных памятниках и древних сосудах. Древнее Римляни наносили граффити на стены и статуи, примеры которых также сохранились в Египте. Граффити в классическом мире имели совершенно иное значение и содержание, чем в современном обществе. Древние граффити представляли собой любовные признания, политическую риторику и просто мысли, которые можно было бы сравнить с сегодняшними популярными посланиями о социальных и политических идеалах.Как проявление "низового" творчества, "граффити" заинтересовало многих художников, стремившихся освободиться от условностей и стереотипов. Работы Джоана Миро и Пауля Клее близки по стилю "картинам" уличного творчества. Граффити ценилось Пикасо и Гюго. Нечто, подобное граффити, встречается и в пещерах древних людей, а также в Древних Египте и Греции.

№ слайда 4

Описание слайда:

Назначение Граффити Граффити могут представлять собой простейшие рисунки или надписи, но обычно это довольно сложные монохромные либо мультицветные композиции. Авторов граффити называют райтерами - "писателями". Существует версия, что поддержали развитие уличных изображений предприимчивые торговцы наркотиков, которые с помощью рисунков и зашифрованных надписей, ни о чем не говорящих ни полиции, ни случайным прохожим, сообщали подросткам место продажи наркотиков, цены и прочее. Со временем, из секретного вида связи "граффити" превратилось в обычное средство общения подростков. Обычно это объемная, преимущественно красно-черно-синяя "сочная" графика.

№ слайда 5

Описание слайда:

Инструменты граффити Идеальным орудием самовыражения является обычный баллончик с краской, действующий по принципу дезодоранта. Он транспортабелен, полностью удовлетворяет потребностям в скорости и удобстве рисования, визуальной эффективности, краска из него отлично ложится на большинство из существующих поверхностей. Различные по размеру насадки и выпускные отверстия баллончиков способствуют достижению всевозможных спецэффектов, созданию мощных графических элементов и иллюзии подвижности изображения. Сочетающий в себе технику кубизма и абстрактного графического искусства, зачастую трудночитаемый, стиль граффити придает композициям некоторую загадочность.

№ слайда 6

Описание слайда:

№ слайда 7

Описание слайда:

Стилевые Войны Революция в стиле произошла, когда Pistol 1 - бруклинский мастер - впервые нарисовал 3D. Работа состояла из собственно самого имени в красно-белом с голубой окантовкой, что давало трёхмерное настроение. Писатели со всего Нью-Йорка стекались, чтобы оценить его творение. Время спустя каждый делал 3D со своими штрихами. Начались "стилевые войны". Как только культура заявила о себе в полный голос, был снят документальный фильм "Style Wars "(1984), написаны книги.

№ слайда 8

Описание слайда:

Проблемы с властями Еще один больной вопрос - взаимоотношения с городскими властями. Сколько существует граффити, столько оно подвергается гонениям. Стоящие на страже закона и порядка твердят, что роспись муниципального имущества, представляет серьезную угрозу обществу. Немало американских райдеров поплатились за свое творчество внушительными штрафами, кое-кто угодил за решетку. Во многих мегаполисах граффитистам в свое время отвели так называемые “законные стены и дворы”. Но официально разрешенных площадей на всех желающих не хватает.

Описание слайда:

Используемая литература: 1. Википедия - http://ru.wikipedia.org 2. Граффити - http://www.corsar-art.nm.ru/site/write/graffiti.htm 3. Все о граффити культуре по русски - http://graffiti.sitecity.ru/index.phtml 4. Google Поиск (Картинки) - http://www.google.ru/imghp?hl=ru&tab=wi 5. Граффити и стрит-арт - http://vivacity.ru / 6. Стили и виды граффити - http://morfas.narod.ru/styles.html

№ слайда 11

Описание слайда:

Слайд 2

Термин "граффити" применяется для классификации, как правило, запрещенного законом вида искусств. Сегодня граффити ассоциируется в первую очередь с альтернативной формой городской культуры. К граффити можно отнести любой вид уличного раскрашивания стен, на которых можно найти все: от простых написанных слов до изысканных рисунков. В настоящее время широкое распространение получил спрей-арт, то есть рисование граффити с помощью аэрозольной краски.

Слайд 3

Первые Граффити Первые "граффити" - надписи и рисунки, в первоначальном значении сатирического и карикатурного характера, были обнаружены на античных памятниках и древних сосудах. Древнее Римляни наносили граффити на стены и статуи, примеры которых также сохранились в Египте. Граффити в классическом мире имели совершенно иное значение и содержание, чем в современном обществе. Древние граффити представляли собой любовные признания, политическую риторику и просто мысли, которые можно было бы сравнить с сегодняшними популярными посланиями о социальных и политических идеалах.Как проявление "низового" творчества, "граффити" заинтересовало многих художников, стремившихся освободиться от условностей и стереотипов. Работы Джоана Миро и Пауля Клее близки по стилю "картинам" уличного творчества. Граффити ценилось Пикасо и Гюго. Нечто, подобное граффити, встречается и в пещерах древних людей, а также в Древних Египте и Греции.

Слайд 4

Назначение Граффити

Граффити могут представлять собой простейшие рисунки или надписи, но обычно это довольно сложные монохромные либо мультицветные композиции. Авторов граффити называют райтерами - "писателями". Существует версия, что поддержали развитие уличных изображений предприимчивые торговцы наркотиков, которые с помощью рисунков и зашифрованных надписей, ни о чем не говорящих ни полиции, ни случайным прохожим, сообщали подросткам место продажи наркотиков, цены и прочее. Со временем, из секретного вида связи "граффити" превратилось в обычное средство общения подростков. Обычно это объемная, преимущественно красно-черно-синяя "сочная" графика.

Слайд 5

Инструменты граффити

Идеальным орудием самовыражения является обычный баллончик с краской, действующий по принципу дезодоранта. Он транспортабелен, полностью удовлетворяет потребностям в скорости и удобстве рисования, визуальной эффективности, краска из него отлично ложится на большинство из существующих поверхностей. Различные по размеру насадки и выпускные отверстия баллончиков способствуют достижению всевозможных спецэффектов, созданию мощных графических элементов и иллюзии подвижности изображения. Сочетающий в себе технику кубизма и абстрактного графического искусства, зачастую трудночитаемый, стиль граффити придает композициям некоторую загадочность.

Слайд 6

Виды граффити Writting Bombing Scratching Tagging

Слайд 7

Стилевые Войны Революция в стиле произошла, когда Pistol 1 - бруклинский мастер - впервые нарисовал 3D. Работа состояла из собственно самого имени в красно-белом с голубой окантовкой, что давало трёхмерное настроение. Писатели со всего Нью-Йорка стекались, чтобы оценить его творение. Время спустя каждый делал 3D со своими штрихами. Начались "стилевые войны". Как только культура заявила о себе в полный голос, был снят документальный фильм "Style Wars "(1984), написаны книги.

Слайд 8

Проблемы с властями Еще один больной вопрос - взаимоотношения с городскими властями. Сколько существует граффити, столько оно подвергается гонениям. Стоящие на страже закона и порядка твердят, что роспись муниципального имущества, представляет серьезную угрозу обществу. Немало американских райдеров поплатились за свое творчество внушительными штрафами, кое-кто угодил за решетку. Во многих мегаполисах граффитистам в свое время отвели так называемые “законные стены и дворы”. Но официально разрешенных площадей на всех желающих не хватает.

Слайд 9

Стиль и техника граффити как особого вида городского «андеграундового» искусства постоянно развиваются и совершенствуются. Каждая страна вносила нечто новое и свежее в это искусство. Граффити невозможно контролировать или искоренить путем наложения на него запретов. Поэтому как форма искусства и средство выражения взглядов оно гибко, всеохватывающе и свободно от цензуры.

Слайд 10

Используемая литература: 1. Википедия - http://ru.wikipedia.org 2. Граффити - http://www.corsar-art.nm.ru/site/write/graffiti.htm 3. Все о граффити культуре по русски - http://graffiti.sitecity.ru/index.phtml 4. Google Поиск (Картинки) - http://www.google.ru/imghp?hl=ru&tab=wi 5. Граффити и стрит-арт - http://vivacity.ru / 6. Стили и виды граффити - http://morfas.narod.ru/styles.html

Слайд 11

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Посмотреть все слайды

Как вы думаете, сколько на свете существует средств и способов самовыражения? В эпоху технологического прогресса их просто не счесть. Возможности человека стали практически безграничны. Однако, несмотря на это, люди не перестали рисовать на стенах. Только вот далеко не все воспринимают разрисованные стены, как способ самовыражения. Для них это скорее хулиганство, чем творчество. Многие называют это вандализмом.

В чем связь вандализма и граффити? Согласно Большой советской энциклопедии вандализм – это «бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей». Но в более широком смысле вандализм означает вредительство, асоциальное поведение. Ну, например, выбросил кто-нибудь мусор в парке, потоптался по газону или разгромил магазин – все это акт вандализма, девиантное поведение. Занимаются этим в основном подростки. Вот только граффити тут причем? Некоторые считают, что граффити – это своеобразная форма девиантного поведения, очень распространенная среди подростков и молодежи. С этим можно поспорить. Во-первых, феномен граффити в России никто не изучал и никаких исследований никто не проводил. Во-вторых, граффити – это способ коммуникации в обществе, способ выразить свое мнение или донести какую-либо информацию, и при этом сделать это инкогнито. В зависимости от своего предназначения граффити могут быть публичными и личными, а могут быть содержательными надписями, сделанными в стиле «хип-хоп».
И все-таки, почему люди берут в руки баллон с краской и идут рисовать? Причин тут много: это может быть и негативная реакция, а может быть всплеск положительных эмоций, может быть протест, а может быть и творческие мотивы.

Дать четкое определение, что же такое граффити, очень трудно, но большинство исследователей сошлись на том, что это средство коммуникации, основной характеристикой которого является публичный и неофициальный характер. Это своеобразная альтернатива традиционным способам выражать свое мнение. Конечно, на центральной улице города вряд ли увидишь разрисованные стены, а вот других районах, как правило, в маргинальных, граффити встречается на каждом шагу. Если вы хотите оценить рисунки на стенах, пройдите по подземному переходу или сходите на вокзал – это наиболее распространенные места для граффити.

Граффити – самое свободное (если так можно выразиться) из средств самовыражения. Пиши, рисуй о чем хочешь, не боясь нарушить какие-либо нормы и правила, здесь нет никаких табу и запретов. В общем, полная свобода творчества. И такое творчество чаще всего мы видим на улице (стены зданий, гаражей, подземных переходов, таксофонные кабинки, асфальтовое покрытие во дворах и т. д.); транспорт тоже используют для рисования, и, конечно, нельзя забывать про подъезды и лестницы. Если говорить о крупных городах, то там есть так называемые галереи граффити, то есть стены, полностью изрисованные краской. Возникают такие галереи по разным причинам. Но в основном, это места сбора «неформальной» молодежи. Например, В Питере есть несколько таких мест. Это Ротонда, подъезд дома, в котором живет Б.Б.Гребенщиков, стены двора дома № 10 по Пушкинской улице. Еще один яркий пример – бетонная ограда и подножия виадука у станции метро «Ладожская». Благодаря граффити вся молодежь теперь знает это место, которое предназначено именно для подобных рисунков.

От места, на котором расположен рисунок, зависит и выбор способа, каким он будет нарисован. В большинстве своем граффити рисуют маркером или краской. Но тут все зависит от возможностей того, кто рисует. Например, в Москве и Питере спреем рисуют намного меньше, чем в Берлине, Париже или Нью-Йорке. Эти города признаны так называемыми столицами граффити, и разрисованные стены там вполне органично вписываются в городской пейзаж и не вызывают негативной реакции общественности.

Есть еще один предполагаемый критерий, по которому люди выбирают место для рисунка. Люди рисуют не на «своем» пространстве. Все постройки, все стены и заборы, подземные переходы, общественный транспорт воспринимаются, как собственность города и «своими» объектами для авторов рисунков не являются. И возможно, у граффитистов есть желание (осознанное оно или нет) каким либо образом сделать это пространство своим. А граффити – очень удобный способ сделать это. В какой-то степени это похоже на животный инстинкт. Вспомните, как многие животные метят территорию различными способами. И здесь граффити, возможно, является своеобразной меткой. А как же тогда объяснить тот факт, что подростки буквально изрисовывают свои собственные дома и подъезды? Здесь действует тот же самый принцип. Если это не частный дом, построенный моими родителями, а городская постройка – это не мое, а городское, это собственность другого, «взрослого мира», чужое пространство. Такое же отношение, например, у школьников к своим учебникам, выданным в библиотеке. Это не мое – значит рисовать в этой книжке можно. А вот что касается своей комнаты или своей квартиры, то встретить там граффити – большая редкость.
Популярность граффити среди молодежи неуклонно растет. Да и общество относится к настенным рисункам более лояльно. Люди перестали так активно обсуждать уличные рисунки...да и осуждать граффитистов тоже перестали. Это явление больше не считается зазорным или асоциальным. Люди попросту привыкли к разноцветным городским стенам и подъездам.

Граффити несет в себе и определенную преемственность. Те, кто в этом деле новички, стремятся научиться чему-нибудь у более опытных художников, профессионалов в своем деле. Им хочется получить высокую оценку своим работам от этих людей. Логично, не правда ли? Можно даже сказать, что без таких отношений (учитель – ученик) искусство граффити могло бы кануть в лету.
Любой художник стремится не только к самовыражению, но и к признанию, к славе. Ну, как говорится, плох тот солдат, который не хочет стать генералом. Достичь заветной цели можно разными способами. Самый простой – это, конечно, СМИ. Фотографии работ, интервью, присутствие работ в клипах и т.д. несомненно принесут автору граффити широкую известность. Taki 183 был первым, кто получил популярность таким образом. А те, которые взяли эту высоту, теперь называются Королями. Но слава не вечна, и через какое-то время эти Короли сменяются. Возможно, для молодежи культура граффити этим и привлекательна. Хотя действительно привлекательным становится сам процесс создания шедевра на стене. А стиль, цвет, форма рисунка – те средства, с помощью которых граффитчик выражает свое собственное я.

История современного граффити началась в 1970е годы, годы изобретений. Это искусство дошло и до нас, но за прошедшие годы оно потеряло значение ярко выраженного протеста. граффити утратило роль альтернативного варианта общепринятой культуры, оно органично вписалось в нее. Язык граффити становится универсальным, так как все больше людей его понимают и принимают. Рисунки на стенах перестали приравнивать к хулиганству. И уж конечно, вандализмом, это никак назвать нельзя. Может быть, надпись на стене «Вася – козел» и можно назвать вандализмом, но не всякая надпись на стене – граффити!

Граффити – это действительно искусство, искусство самовыражения, искусство нарисовать свое собственное я.

Как бы то ни было, но граффити сегодня — одна из самых доступных форм самовыражения, вид быстроразвивающегося уличного искусства. Современное граффити получило распространение во многих странах мира как органичная часть городской культуры, самостоятельный жанр современного искусства со своими стилями, направлениями и райтерами — гениями, создающими настоящие шедевры.

Если отталкиваться от значения слова «граффити», произошедшего от итальянского слова graffito (нацарапанный), то буквально оно означает «древние надписи и рисунки, нацарапанные на поверхностях стен, сосудов» и т. д.

Современный толковый словарь даёт два объяснения слову граффити. С одной стороны, это надписи, рисунки, и знаки, процарапанные или нанесённые краской на стены, символического, магического, религиозного, политического или бытового характера. С другой стороны, это направление в авангардном искусстве последней четверти XX века, характерной особенностью которого является ориентация на самодеятельные уличные росписи молодёжных групп, яркость, эмоциональность, стремление выйти за рамки общепринятых понятий. Граффити — не только атрибут урбанистической среды, но и вид творчества, нашедший своё отражение в станковом и монументальном искусстве.

Возникновение современного граффити относится к 1920 годам и связано с появлением рисунков и надписей на вагонах в США, с деятельностью политических активистов, использующих граффити для пропаганды своих идей, и уличных группировок, для которых граффити было способом отметить свою территорию тегами. Теги представляли собой сокращённое имя или прозвище райтера и номер дома, в котором он живёт, например, Stay High 149, Cay 161.

Ко второй половине XX века популярность граффити вырастает настолько, что центр граффити-движения перемещается в Нью-Йорк, деятельность райтеров активизируется, обращая на себя внимание официальной прессы. В 1971 году в «Нью-Йорк Таймс» выходит статья «Таки вызвал волну последователей» о райтере Таки 183.

Рост количества райтеров привёл к появлению соперничества между ними и их перемещению в зону железнодорожного депо, где райтеры имели возможность исполнять сложные работы с меньшим риском для себя. Конкуренция между райтерами привела к усложнению тегов, к появлению новых стилей в граффити, к увеличению размеров работ («masterpieces» или «кусков» — например, райтера Super Kool 223 в 1972 г.), к использованию контуров, к декорированию граффити узорами. Растёт мастерство райтеров.

К середине 1970 годов сложились основные принципы граффити-культуры. На это время приходится пик популярности граффити, движение райтеров принимает соревновательный характер, граффити привлекает к себе внимание профессионалов.

В 1972 году Хуго Мартинес основал организацию «United Graffiti Artists» («Объединение художников граффити»), которая занялась популяризацией граффити-искусства, стремясь поставить его на профессиональную основу.

Однако на протяжении всей истории развития современного граффити со стороны Управления метрополитеном и администраций городов различными способами с большим или меньшим успехом проводились акции по его ликвидации.

Поэтому уличное по своей природе искусство граффити искало новые пути и способы выражения. Новым витком усиления интереса американской и европейской публики к граффити стало использование граффити в рекламных компаниях, создание студий граффити, предоставление граффити-художникам галерей, включение граффити в хип-хоп культуру, создание видеоклипов с использованием граффити, документального фильма «Войны стилей», снятого Национальным телевидением США, демонстрация граффити в Европе в рамках музыкального хип-хоп тура 1983 года и, наконец, создание компьютерных игр с включением граффити и его виртуализации.

Объединение граффити с видеоиграми и хип-хопом нашло выражение в телесериале «Kung Faux» Мики Ноймана. В создании фильма приняли участие известные граффитчики ESPO, KAWS, STASH, & Futura 2000, легендарный брейк-дансер Crazy Legs, а также исполнители хип-хопа Afrika Bambaataa, Biz Markie и Queen Latifah.

К середине 1980 годов пик моды на этот вид искусства прошёл, но многие райтеры сделали серьёзную карьеру в искусстве дизайна скейтбордов, одежды и обуви в известных компаниях DC Shoes, Adidas, Rebel8 Osiris или Circa.

Так что же такое граффити? Вандализм или искусство?

Живопись и скульптура, поражающие инсталляции, перформансы и шоу света и звука - все это сегодня воспринимается как бесспорное проявление искусства. Восприятие таких явлений целиком и полностью зависит от сознания смотрящего, степени его осведомленности в культурологических вопросах, готовности к пониманию и осознанию чего-то нового. Кому-то смелые шаги навстречу прекрасному кажутся дикими и бесполезными, кому-то - вдохновляющими и по-настоящему решительными, а кто-то относится к подобным проявлениям искусства абсолютно равнодушно.

В каждом городе земного шара можно встретить стены, на которых красуются всевозможные надписи или рисунки. Это настоящее искусство улиц, воспринимаемое некоторыми как вандализм.

От глубин человеческой истории к сегодняшнему дню

Вряд ли можно назвать секретом тот факт, что все новое — это просто-напросто хорошо забытое старое. По большому счету, надписи, находящиеся на поверхности стен, - для человечества отнюдь не ноу-хау. Вспомнить, к примеру, рисунки эпохи Палеолита, которые представители мирового археологического сообщества то и дело находят в самых разных уголках земного шара.

Конечно, в данном случае можно говорить о том, что на том этапе развития подобные проявления тяги к прекрасному имели совершенно иной смысл, однако никуда не деться от схожести в отношении физического проявления. С этой точки зрения граффити — это всего лишь небольшое наследие нашего великого прошлого.

Все зависит от трактовки

Мало кто знает, но в археологической и искусствоведческой среде этот термин используется достаточно активно, правда, имеет несколько иное значение. В сознании рядового обывателя граффити — это любой рисунок или надпись, расположенная на стене, заборе, да и, по большому счету, на любой горизонтальной или вертикальной поверхности (не будем забывать о трехмерных рисунках на асфальте, набирающих популярность по всему миру).

В историографическом же представлении термин имеет несколько иное, более глубокое и конкретное значение. В самом широком смысле граффити - это любое изображение или надпись, нанесенные на поверхность при помощи краски или, к примеру, чеканки, выцарапывания. В более же узком представлении к такого рода археологическим находкам относятся только нацарапанные изображения и буквы, что объясняется этимологическим происхождением термина. Все остальное же именуется не иначе как дипинти.

Небольшая историческая справка

Для тех, кто считает, что граффити — это исключительно проявление вандализма, следует отметить еще раз факт древности подобного явления на пути мирового развития.

Постепенно примитивные пиктограммы совершенствовались, приобретали определенное значение и нашли отражение в эпоху Античности. Искусство граффити можно встретить в древнегреческом который находится на территории современной Турции, а древним римлянам и вовсе было свойственно украшать надписями не только стены, но и статуи.

Как бы странно это ни звучало, но данный способ фиксации и передачи информации был вполне обыденным для Древней Руси. В Новгороде, Киеве и других городах сохранились сотни настенных изображений и надписей, считающихся теперь полноценными историческими памятниками. К слову, подобные явления очень много говорят современному миру о процессе развития письменности.

На стенах египетских пирамид также можно найти выцарапанные имена французских солдат, пребывавших на этой территории.

Сегодняшний день

Справедливости ради следует отметить, что все перечисленные выше исторические свидетельства можно обозначить как «граффити» в исключительно культурологическом понимании. Все эти надписи были выцарапаны на стенах храмов, на статуях и камнях, в то время как сегодня подобные вещи находят проявление исключительно при помощи краски. В наши дни граффити — это искусство улиц, это картины, нарисованные на стенах, среди которых можно порой найти по-настоящему прекрасные вещи: реплики или оригинальные произведения, от которых просто захватывает дух.

Проблема самого общества

В таком случае, скажете вы, откуда берется столь огромное количество людей, считающих подобные манипуляции с красками исключительно вандализмом и не желающих взглянуть на вещи хоть немного иначе?

Такая точка зрения действительно довольно распространена на данный момент, и от этого никуда не деться. Все дело в том, что восприятие прекрасного — это, во-первых, вещь сугубо индивидуальная, а во-вторых, требующая основательной культурологический подготовки. Для того чтобы считать, что граффити — это искусство, необходимо иметь минимальные представления об эстетике в целом и современном ее проявлении в особенности. Касается это не только смотрящего, но и рисующего — нанесение надписи ради самой надписи, конечно же, сложно назвать шедевром. Особенно если выполнено это неаккуратно и совершенно бездумно.

Та же надпись, тем не менее, при правильной подаче может стать исключительно эстетическим объектом.

Бэнкси

Вот уж кто точно продемонстрировал миру искусство граффити. Фото работ этого художника облетели весь интернет и стали в свое время настоящей сенсацией. В частности это было подкреплено той дерзостью, с которой в уличных картинах раскрывались Многие работы этого художника были настоящей Другие — просто концептуальными рисунками, позволяющими задуматься.

Картины то и дело появлялись на стенах самых разных городов, стиль становился все более и более узнаваемым, однако личность уличного художника установить по-прежнему не удавалось. Более того — это никому не удалось и по сей день.

Для Бэнкси и таких, как он, граффити — это что-то среднее между способом самовыражения и инструментом работы с поскольку ни одной работы, не заставляющей задуматься, попросту не найти.

Политика и зарождение стрит-арта

Как ни странно, столь большой популярностью уличные картины пользуются сегодня во многом благодаря деятельности американских политических активистов, стремившихся выразить свою точку зрения любыми доступными способами.

С 1969 по 1974 г. граффити активно развивалось, появлялись новые стили, способы нанесения краски на стены, пока популярность этого вида искусства не достигла своего рода апогея. С этих пор не только улицы и подземные переходы стали пестрить «тегами», но и станции метро.

Политические лозунги постепенно стали разбавляться другими словами, начиная от цитат литературных произведений, заканчивая бранными выражениями. Пожалуй, именно в этот период вопрос: граффити — это вид искусства или вандализм, - был наиболее актуальным.

Спад популярности

Вполне естественно, что безнаказанными подобные выходки долго оставаться не могли. Из-за вспыхнувшей «эпидемии крэка» и роста количества нецензурных выражений на городских стенах правительство должно было принять меры, и постепенно они становились все более и более решительными.

Это закономерно привело к снижению популярности данного вида искусства. На долгое время оно перешло в состояние упадка.

Коммерциализация и возвращение популярности

Несмотря на то что этот вид искусства практически превратился в граффити на бумаге и не находил никакого отражения на городских стенах, всегда оставались истинные поклонники подобных современных «наскальных надписей». В городах то и дело появлялись новые картины, которые порой даже приобретали статус достопримечательности.

Довольно часто «жертвами» граффити становились стены всевозможных магазинов и торговых центров. Предприимчивые владельцы, способные оценить выгоду от подобных явлений, быстро взяли себе на заметку подобный способ привлечения покупательского внимания, и в скором времени граффити на бумаге превратились в полноценные картины, выполняемые на заказ. Для многих художников это стало в буквальном смысле способом заработка, и совершенно не удивительно, что данное явление столь хорошо вписалось в концепцию поп-арта.

Современность

На сегодняшний день граффити представляет собой преимущественно некоммерциализированное явление, однако практически в каждом городе земного шара можно найти какое-нибудь кафе или книжную лавку, оформленную в этом стиле.

Картины, размещаемые на стенах и заборах, то приобретают большую эстетичность, то сменяются надписями, имеющими исключительно политический контекст. Это зависит, в первую очередь, от ситуации в той или иной стране, уровня стабильности и благополучия населения.

Несмотря на то что сама тенденция к эстетизации определенно имеет место, в минуты народных потрясений изначальное назначение искусства граффити возвращается, и за периодом расцвета культуры уличных картин следует вынужденный упадок.

Как относиться к подобным проявлениям искусства — личное дело каждого. Кто-то предпочитает их вовсе не замечать, кто-то пишет о них гневные сообщения в личных блогах, а кто-то коллекционирует и получает удовольствие от простого созерцания свободы выражения.

Неудачно написанная надпись может испортить порой даже самое великое здание, считающееся одним из величайших архитектурных памятников, но порой всего несколько цветных штрихов способны превратить в настоящий объект искусства самые обыкновенные развалины…