Open-call для участия в Стратегическом проекте VI Московской международной биеннале молодого искусства «Ведутся революционные работы» и публичной программе проекта. V Московская международная биеннале молодого искусства

Московская международная биеннале молодого искусства - одно из наиболее ярких художественных событий столицы. Биеннале молодого искусства, ставшая перерождением ежегодного фестиваля молодого искусства "Стой! Кто идет?" (2002-2008), проходит каждые два четных года, в отличие от Московской биеннале современного искусства, которая проходит по нечетным годам. Учитывая, что Иосиф Бакштейн в этом году снял с себя полномочия комиссара Московской биеннале современного искусства, и ее новая структура пока не понятна, биеннале молодого искусства на сегодняшний день является, пожалуй, также и одним из самых амбициозных московских международных арт-событий. А про проект этого года уже можно сказать, что он получился во многом интереснее, чем предыдущая "взрослая" московская биеннале .

Особенность биеннале молодого искусства в том, что участие в ней могут принимать только молодые авторы. В этом году на биеннале произошло важное организационное изменение - не только художники, но и кураторы основного и стратегических проектов были моложе 35 лет. Моложе 35 лет также и комиссар биеннале - должность, введенная с этого года. На нее назначена Екатерина Кибовская , отвечавшая за концепцию современного развития Парка Горького в 2011-2013 годах.

В качестве основного проекта биеннале экспертным советом был выбран проект 32-летнего британца Надима Саммана. Заявку на участие в основном проекте мог послать любой желающий через электронную форму. Окончательных участников выбирал куратор.

Надим Самман - куратор более 40 выставочных проектов в Лондоне, Цюрихе, Москве, Вене, Маракеше. В том числе куратор проекта «Александр Пономарев. Concordia» и «Антарктопия» в павильоне Антарктиды на Венецианской биеннале 2014 года. Познакомиться с избранными проектами Надима Саммана можно на его сайте. Также Надим Самман известен как искусствовед изучавший вопросы включения / исключения искусства советских концептуалистов в западные контексты, в том числе во время эммиграции советских художников в Нью-Йорк.

Основной проект V биеннале молодого искусства

Основной проект V биеннале молодого искусства пройдет на Трехгорной мануфактуре с 1 июля по 10 августа. Для проекта Надим Самман выбрал тему "Глубоко внутри" ("Deep Inside") и отобрал произведения 87 молодых художников из 36 стран мира. Програмные заявления биеннале, как и подобает формату масштабного международного смотра, носят общечеловеческий, глобальный и даже вселенский характер:

"Наше время - время трещин, разломов, пенетрации и полостей. Наша культура - культура бездны. Если модернизм пытался нанести удар по самому фундаменту культуры - достичь "нулевой точки" живописи, изменить структурные основания человеческой психологии, исторические законы и экономическую науку, то сегодня мы расстались с этими иллюзиями. Мы все глубже погружаемся - или падаем - в своего рода черную дыру.Поэтому вполне ожидаемо, что художники заинтересовались непрозрачными, таинственными явлениями, заговорами: тем, что находится по другую сторону горизонта событий, а также всем тем, что связано с нестабильностью и многогранностью. Мы вглядываемся глубоко в бездну, бездна в ответ смотрит на нас. Однако, странным образом, в этой бездне заключено гораздо больше, чем мы можем себе представить: как свидетельствует гигантский отсвет рентгеновских лучей в короне звезды Маркарян 335, бездна может извергать." - рассказывает о проекте куратор Надим Самман.

Феликс Кисслинг. Германия. Анти Солнце.


Глубокая черная дыра в выставочном пространстве, поглощающая своей нематериальной глубиной. Каркас круглой формы сделан из дерева и покрыт слоем черного пигмента с высоким коэффициентом поглощения света.

Эдди Вагенкнехт. США. Данные и драконы.



Серия скульптур, перехватывающих и записывающих анонимные данные, получаемые из действующих поблизости сетей Wi-Fi в режиме реального времени. Собранные вместе монтажные платы и сетевые кабели, сами по себе мрачные и аскетичные, символизируют "облако", социальные сети, данные, утечки и то, что превращает социальный капитал в единичный объект.

Кристиан Фагаролли. Италия. Помнить, повторять, переделывать.

Художник решил привезти в Москву копию модели мозга, сделанную в 1885 году и впервые побывавшую в Москве в конце же XIX века - для изучения частей мозга, ответственных за архивирующие процессы памяти, за чувства и эмоции.

Альваро Урбано. Без названия. Испания.

Художник из Мадрида пробил в стене дырку и пригласил нас заглянуть внутрь на вымышленный ландшафт, из другой реальности. Картина дикой природы, не попавшая ни в одну классификацию - будто музейная диорама, породившая саму себя.

Пауль Росеро Контрерас. Эквадор. Волна.


Художник из Эквадора, живущий в Лос-Анджелесе, сделал биоуправляемую инсталляцию, в составе которой 3Д-модель звуковой волны, созданная из шелка сотнями гусениц шелкопряда, и компьютерная система наблюдения: она производит звуки и образы, отслеживая движения червей. Эта живая инсталляция вводит идею органической 3Д-печати как части гибридного механизма производства.

Катарина Груцай. Австрия. Военные залы.

В серии фотографий перед зрителем предстают странные виды: на первый взгляд, это военные сюжеты, но если присмотреться - они начинают рассказывать совсем другую историю. На снимках, сделанных в Москве, в Центральном музее Великой Отечественной войны, - частично персонализированные пространства, возникшие на фоне военных сцен, изображенных в музейных диорамах. Банкетки, стулья, телефонные аппараты, находящиеся перед картинами со сценами войны, оказываются здесь странными и изолированными объектами.

Юлия Селин. Швеция. Болезнь.


Живопись на биеннале не активно, но тоже была представлена. Художница в своей студии танцует на холсте, лежащем на полу. Физический акт и хореография проявляются в отпечатках пальцев, стоп и коленок в слое краски. Вместе с тем, возникает ассоциация с пейзажем. Холст передает ощущение тела в природе.

Хулиана Серкейра Лейте. Бразилия. Три Танца.


Ночной клуб - это пространство медиации культурного опыта. Танцпол создает пространство "коллективного кипения" и экстатического узаконения альтернативы продуктивному поведению, принятому в прагматичном капиталистическом мире. Художница делает слепк исвоего движущегося тела с помощью разноцветного гипса на протяжении нескольких дней. Итогом становится композиция из трех гипсовых групп - несовершенных следов танца, абстрактных объектов в пространстве.

Стратегические проекты V биеннале молодого искусства:

Гиперсвязи (Hyperconnected) в Московском Музее Современного Искусства (Ермолаевский 17). Выставка, объединившая на 5 этажах музея 15 художников из 17 стран, напоминает, что все мы движемся в едином потоке, где каждый становится множеством, отдельное — частью целого, и все это можно назвать гиперсвязями.

Куратор Жуан Лайя : "В эпоху всеобщего ускорения наши разум и тело меняются, адаптируясь к обстановке и окружению, в которых мы ежедневно оказываемся. Мы перерождаемся, открывая окна, закрывая папки и вглядываясь в отражающие поверхности; нечеткие границы заставляют нас переосмысливать свою идентичность. Как следствие, любое гипотетическое отделение культуры от природы исчезает и окружающая нас природная среда становится средой культурной. Приглашенные мною художники отказались от апокалиптического и утопического видения современности, осознав мир как множественность состояний и позиций".



Адриен Мексика. Франция. Реабилитационный центр дикой природы.


Неринга Черняускайте. Литва. Утраченное наследие.



В Государственном Центре Современного Искусства (Зоологическая 13) "Время обоснованных сомнений". Кураторы: Сильвия Франческини. Валерия Манчинелли:

"Экспонируемые на выставке работы предлагают новый взгляд на значение художественного исследования, развивающегося в нынешних условиях неопределенности, страха и тревоги как о будущем, так и о прошлом, которые определяют индивидуальные и коллективные представления о мире и становятся способом его организации".

Даниэла Ортис. Испания. Мы посмотрели видео, и оно было полно ксенофобии.


В период с 2014 по 2015 год Даниэла Ортис вместе с учениками средней школы в Каталонии работала над проектом, в центре которого - критический анализ системы миграционного контроля.Результатом исследования стала серия рисунков и методическое пособие для рассмотрения вопросов, связанных с ксенофобией, европоцентризмом, системой миграционного контроля и колониальной политикой.

Басма Альшариф. Палестина. США

"Я не думала быть современным художником, когда эмигрировала в штаты, но все постоянно спрашивали меня о политике, о культуре, о моих эмоциях, что я решила выразить их в образной форме" - Басма Альшариф.

Параллельные и специальные проекты V биеннале молодого искусства

Всего в рамках биеннале пройдет несколько десятков параллельных и специальных проектов, на разных выставочных площадках в Москве, Екатеринбурге, Нижнем-Новгороде, Ижевске, Воронеже. Важной чертой биеннале будет также взаимодействие с городом. Выставки состоятся не только в арт-пространствах, но также в Торговых центрах и парках.

В Универмаге Цветной совместно с ГМИИ им. Пушкина состоится выставка "Внутри искусства" , в ходе которой можно будет изучить великие полотна из собрания музея под рентгеновским излучением.

В ботаническом саду МГУ "Аптекарский огород" выставка "Простые названия. Избранные синонимы". Молодые российские художники встроили свои биоморфные объекты в отформатированный садово-парковым искусством естественный природный контекст.

В ЦД ARTPLAY выставка БЕЗМЕСТЬЕ. Выпускники института "ПРО АРТЕ" создали микросообщество, неподвластное влиянию извне. Они запирали себя в замкнутом пространстве, ездили из Петербурга в Москву на полусломанной "газели" и не забывали при этом о собственных работах, которые представлены на выставке. Учебная программа "Школа молодого художника" (Санкт-Петербург), организуемая Фондом "ПРО АРТЕ" адресована молодым практикующим художникам от 20 до 30 лет. Цель программы - развить творческий потенциал и критическое мышление молодых художников, создать поле для их профессионального общения и поддержать новые проекты, которые отвечали бы требованиям нынешней ситуации в области современного искусства.

С 8 июня по 31 июля 2018 года в столице пройдет шестая Московская международная биеннале молодого искусства. Свои работы представят более 50 молодых художников со всего мира - победители открытого конкурса. Возраст участников и кураторов - до 35 лет включительно. Комиссар биеннале – Екатерина Кибовская, куратор основного проекта – Лукреция Калабро Висконти.

Единственная в мире биеннале, участие в которой принимают только молодые художники, охватит сразу несколько площадок: деловой квартал «Рассвет» на Красной Пресне, Московский музей современного искусства (ММОМА), Государственный центр современного искусства в составе «РОСИЗО», музей AZ и специальную площадку в ЦУМе. Общее пространство проектов биеннале по размеру сопоставимо с Красной Площадью. В программе 5 блоков: основной проект, стратегические проекты, специальные проекты, параллельная и образовательная программы. Всего за полтора месяца пройдет 55 событий.

«Задача биеннале - показать актуальные работы талантливых молодых художников. Ведь среди них есть те, кто через 20-30 лет станет известен на весь мир, чьи работы украсят коллекции лучших музеев, - говорит Екатерина Кибовская. - Мы часто не осознаем, что многие признанные произведения искусства были созданы молодыми. Верещагин написал «Апофеоз войны» в 29 лет, Пикассо «Девочку на шаре» - в 24, Дюшан шокировал мир «Фонтаном» в 30».

Основной проект

Основным проектом биеннале станет выставка «Абракадабра». Из 1 500 заявок куратор проекта Лукреция Калабро Висконти (Италия) выбрала 58 работ и объединила их общей темой, отсылающей одновременно к древнему магическому заклинанию и к хиту советских дискотек - песне «Абракадабра» Стива Миллера.

«Открытый конкурс этой биеннале дал мне уникальную возможность исследовать практики молодых художников со всего мира. Сам процесс выбора художников для проекта «Абракадабра» был очень увлекательным, - говорит куратор Лукреция Калабро Висконти. - «Абракадабра» несет в себе множество смыслов, это одно из самых универсальных слов, одинаково звучащее на многих языках. История советских дискотек, где играла «Абракадабра» Стива Миллера, и эзотерических практик стали отправной точкой для повествования, затрагивающего темы забастовки, обмена веществ, ипохондрии, внимания, близости, сна и недосказанности».

Лукреция Калабро Висконти - независимый куратор, сооснователь некоммерческого исследовательского проекта CLOG. Она закончила факультет перформативных искусств Института архитектуры Венеции IUAV и кураторскую программу De Appel в Амстердаме в 2017 году. Среди недавних проектов Лукреции - выставки современного искусства, образовательные платформы и общественные программы в Италии и Нидерландах.

«Абракадабра» пройдет в квартале «Рассвет» на Красной Пресне. «Рассвет» отличает уникальная творческая атмосфера, которую создают историческая архитектура и современные дизайнерские решения. Комплекс объединяет бывшие здания мебельной фабрики «Мюръ и Мерилизъ», поставлявшей товары для императорского двора. Сейчас эти строения реконструируются с применением передовых инженерных технологий и бережным сохранением архитектурного облика. Квартал «Рассвет» – третий проект комплексного освоения территорий компанией KR Properties наряду с «Красной Розой» и «Даниловской мануфактурой».

Место: Деловой квартал «Рассвет» на Красной Пресне

Адрес: Столярный пер., д. 3, корп. 1

Стратегические проекты

Основной проект продолжат и расширят стратегические выставки This site is under Revolution («Ведутся революционные работы») куратора Барбары Куэто в Московском музее современного искусства (ММОМА на Гоголевском) и «Спасибо, пожалуйста, извини» куратора Жени Чайки в Государственном центре современного искусства в составе «РОСИЗО». Кураторов выбрал экспертный совет биеннале на основании открытого конкурса.

В своих проектах Барбара Куэто (Испания/Германия) уделяет особое внимание социальным, политическим и экологическим последствиям использования технологий, исследует движение общества в постчеловеческую эпоху, изучает роль искусства в мире технологий. Барбара сотрудничала с Музеем современного искусства в Сеуле, театром Volksbühne в Берлине, центром современного искусства De Appel в Амстердаме, Bétonsalon в Париже. Проект This site is under Revolution («Ведутся революционные работы») расположится в здании ММОМА на Гоголевском бульваре и продолжится в цифровом пространстве на платформе CosmosCarl.co.uk.

«Интернет дает нам новые возможности и играет значительную роль в нашей жизни. Однако не стоит забывать о той неявной агрессии, которая постоянно происходит в цифровом пространстве, - объясняет Барбара Куэто. - Человеческий фактор теряется в потоке фотографий, комментариев и информации, в то время как корпорации собирают эти данные и используют в коммерческих целях. Как противостоять этим системам угнетения? Выставка как раз и пытается с этим разобраться и проработать эти идеи, чтобы показать акты сопротивления сегодня».

Тему магического заклинания продолжит Женя Чайка (Россия) - философ по образованию, куратор программы Арт-резиденций Уральской индустриальной биеннале, за которую в 2012 была номинирована на «Инновацию» - главную российскую премию в области современного искусства.

«Спасибо, пожалуйста, извини - это три «волшебных слова», знакомых нам с детства. С малых лет человек понимает, что вежливость дает возможность договориться, примириться и оставить хорошее впечатление о себе, - говорит Женя Чайка. - Со временем эти слова, а, если говорить о современном обществе, то еще скобки и смайлики, становятся ключом, открывающим все двери. Однако нам, взрослым, стоит задуматься, каков ресурс волшебства? Сколько раз нужно повторить эти слова, чтобы они потеряли силу? В рамках выставки мы посмотрим на мир, который создают «волшебные слова», и на те руины, что остаются после его разрушения».

Выставка This site is under Revolution («Ведутся революционные работы»)

Место: Московский музей современного искусства (ММОМА на Гоголевском)

Адрес: Гоголевский б-р, д. 10

Выставка «Спасибо, пожалуйста, извини»

Место: Государственный центр современного искусства в составе «РОСИЗО»

Адрес: Зоологическая ул., д. 13, стр. 2

Специальный проект. Фокус

В этом году к биеннале присоединится один из музеев, до этого не работавший с молодым искусством. Им станет музей AZ, который занимается сохранением, изучением и актуализацией наследия Анатолия Зверева и других художников-шестидесятников. Одновременно в нем и в Образовательном центре ММОМА пройдет выставка «Идеальный возраст» кураторов Андрея Егорова и Анны Арутюнян - научных сотрудников Московского музея современного искусства.

«Для Московской международной биеннале молодого искусства возраст играет важнейшую роль. В рамках нашей выставки мы решили задуматься, какую роль играет возраст в нашей жизни, как мы его осмысливаем, принимаем и принимаем ли», - объясняет куратор и заведующий научным отделом ММОМА Андрей Егоров.

Выставка «Идеальный возраст» состоит из двух взаимодополняющих частей, представленных в разных пространствах. Часть выставки в ММОМА обыграет концепцию «трех возрастов», затронет вопросы культа молодости, эйджизма и фрустрации взросления, а также коснется темы творческого возраста у художников. Основу экспозиции составят работы из коллекции музея и проекты приглашенных молодых художников. В музее AZ будут представлены три site-specific инсталляции: во внутреннем дворике и на заднем фасаде здания, в виртуальном пространстве «дополненной реальности». Их объединит образ идеального места, где возраст теряет свое значение.

Образовательная программа

С 9 по 11 июня пройдет образовательная программа «Школа Конца Времени». За направление отвечают итальянские художники Амбра Питтони и Пол-Флавиен Энрикес-Сарано и куратор основного проекта Лукреция Калабро Висконти. Лекции, воркшопы, перформансы и танцевальные занятия, направленные на создание и обмен новыми и забытыми старыми знаниями, пройдут на пятом этаже ЦУМа.

Место: ЦУМ, 5-й этаж

Адрес: Петровка ул., д. 2

Александр Баженов. «Буся и Мявчик». Фото: Московская международная биеннале молодого искусства

Московская международная биеннале молодого искусства проводится уже в шестой раз, став привычным и ожидаемым событием в художественной жизни столицы. В этом году более 50 художников со всего света, не достигших 35 лет, покажут свои работы в основном проекте. Главная тема биеннале интригует своей неопределенностью — выставка «Абракадабра» станет рассуждением о современности, где стираются границы между частной, профессиональной и общественной сферами жизни. Помимо основной выставки, у биеннале будут еще два важных сопутствующих проекта, а также масса интересных событий в параллельной программе.

Андрес Барон. «Печатный закат». Фото: Московская международная биеннале молодого искусства

У VI Молодежной биеннале женское лицо: и основной, и стратегические проекты курируют женщины, — и, судя по анонсам, эта биеннале будет отличаться повышенной эмоциональностью. Главным проектом будет дирижировать молодой куратор Лукреция Калабро Висконти. Ей нет и 30, она не так давно окончила факультет визуального и перформативного искусства Института архитектуры Венеции и магистратуру венецианского Университета Ка’Фоскари. Своим главным достижением она считает организацию некоммерческого выставочно-исследовательского пространства CLOG в Турине. Работала ассистентом у таких мэтров, как Франческо Бонами и Маурицио Каттелан. Самостоятельно курировала несколько проектов в Амстердаме: «Почему все такие милые? в арт-институте De Appel, где училась по кураторской программе, и в Университете Амстердама — «Удачи, увидимся после революции!». Висконти хорошо знает и любит русский авангард, а среди современных российских художников особенно выделяет группу «Что делать?» и Дмитрия Венкова, уже переросших возрастной ценз Молодежной биеннале.

Морешин Аллахиари. «Та, которая видит неизведанное». Видеоинсталляция. Фото: Московская международная биеннале молодого искусства

Нынешняя биеннале станет первым крупным международным проектом Висконти, уже никак не связанным с образованием. Для основного проекта она выбрала тему, вмещающую бездны смыслов. «Абракадабра» получила свое название по хиту 1980-х группы The Steve Miller Band, где речь идет о том, что «все крутится и вертится снова и снова, и когда это кончится — никому не известно». Висконти считает, что эта, в общем-то, бессмыслица, абракадабра, точно описывает нашу современность, где стерты любые границы. Что особенно актуально для территории искусства, на которой порой сложно понять, где кончается работа и начинается развлечение. Самая точная метафора современной жизни здесь — это танцпол, где «создается энергия». «В проекте я хочу рассказать о феномене ночной жизни. Здесь, в Венеции, это особенно очевидно: нет уже никакой разницы между походом на выставку в павильон на биеннале и походом на вечеринку после ее открытия», — объяснила в интервью The Art Newspaper Russia Лукреция Калабро Висконти. Все, кто хоть раз побывал в Венеции, могут засвидетельствовать, что дела обстоят именно так. И если куратору удастся создать в Москве еще и неповторимую карнавальную атмо-сферу Венецианской биеннале, скучно точно не будет.

Дорога Гаведа, Эгле Кулбокайте. «YGRG 14X: читать одной рукой». Перформанс. Фото: Московская международная биеннале молодого искусства

Среди участников основного проекта немало художников из России, некоторые из них уже успели довольно громко заявить о себе. Выпускник школы фонда «Про Арте» Илья Гришаев выдвигался на Премию Кандинского; выпускница Школы Родченко, скульптор и видеоартист Елена Артеменко недавно прозвучала с выставкой «Отчужденное тело»; медиа-художник Александра Аникина успела поучаствовать в нескольких международных биеннале; Светлана Воронцова-Вельяминова, известная как обозреватель моды, пробует себя в качестве художника, окончив Институт проблем современного искусства.
Первый стратегический проект биеннале — «Спасибо, пожалуйста, извини» — посвящен более прозаичным словам и отношениям, чем «Абракадабра». «Волшебные слова приходят из мира детства как способ преодолеть тотальный человеческий эгоизм и как приемлемый шаг к примирению», — считает его куратор Женя Чайка, занимающая должность заместителя директора Уральского филиала Государственного центра современного искусства.

Марк Джонсон. «Ультрафиолетовое». Фото: Московская международная биеннале молодого искусства

Если в основном проекте будет воссоздана атмосфера танцпола, то в стратегическом экспозиция выстроится в форме дома, где можно будет заглянуть в спальню, гостиную, коридор и на чердак. Зрителю предстоит передвигаться как в квесте, обнаруживая в закоулках художественные скелеты в шкафу. В этом проекте есть очень известные российские художники, которые к Молодежной биеннале относятся разве что по возрасту и явно выбраны в качестве локомотивов. Татьяна Ахметгалиева была открытием еще I Молодежной биеннале, с тех пор поучаствовав не в одном статусном международном проекте. На выставке будет показано ее видео «Чешуя», снятое на графитовом заводе для IV Уральской индустриальной биеннале. А Тимофей Радя, которого называют русским Бэнкси, стал уже легендой стрит-арта. По большей части работы, выбранные для стратегического проекта, уже были показаны на выставках в российских регионах, но еще неизвестны в Москве. Серия фотографий Politefish Елены Аносовой впервые была представлена в Центре современного искусства «Заря» во Владивостоке. Анимационный фильм «Праздник» Нины Бисяриной участвовал в фестивалях анимации, и теперь впервые его можно будет посмотреть на выставке современного искусства. «Сервиз» Владимира Марина, созданный совместно с Сысертским фарфоровым заводом, также пока не видели в столице. А «Карта» самарского видеоартиста Андрея Сяйлева ждала своего часа целых пять лет.

Владимир Марин. «Сервиз». Фото: Московская международная биеннале молодого искусства

Второй стратегический проект — This Site is Under Revolution («Ведутся революционные работы») — курирует испанка Барбара Куэто. Так же как Лукреция Калабро Висконти, она окончила кураторскую программу в институте De Appel в Амстердаме. В ее багаже — сокураторство фестиваля в Утрехте, выставки в мадридском социально-культурном центре La Casa Encendida, в Музее современного искусства в Сеуле. Московский проект Куэто посвящен сопротивлению ограничениям свободы в виртуальном мире. На виртуальные баррикады поднимутся художники из Европы, а саму выставку будут сопровождать круглые столы и мастер-классы — как офлайн, так и онлайн.

Московский музей современного искусства,
Государственный центр современного искусства
VI Московская международная биеннале молодого искусства. Абракадабра
8 июня - 31 июля

6-ая Московская международная биеннале молодого искусства
Стратегический проект в ММОМА

Ведутся революционные работы

Дорота Гаведа и Эгле Кульбокайте, «Группа молодых читательниц», инсталляция, перформанс, 2017 г.

Бенжамин Форестер, HyperReadings, инсталляция, воркшоп.

Джоана Мол и Седрик Парисот, "Виртуальные наблюдатели", видео онлайн-проект

Табита Разар, "Искренне жаль", видео

Бесплатные медиаторские туры проходят в: четверг и среду - в 14:00 и в 18:00; субботу - в 13:00; воскресенье - 13:00 и 18:00. До 22 июля.

Куратор стратегического проекта: Барбара Куэто

Московский музей современного искусства в шестой раз стал площадкой для проведения стратегического проекта Московской международной биеннале молодого искусства. В 2018 году куратором Основного проекта под названием «Абракадабра» стала Лукреция Калабро Висконти, а стратегического «Ведутся революционные работы» — Барбара Куэто.
Художникам своего проекта Куэто предложила подумать о том, что может быть формой протеста в эпоху цифровых олигархий, как можно противостоять предвзятым институтам и несправедливым механизмам контроля и что может считаться насилием в цифровом пространстве? Проект в рамках биеннале символично пройдет в особняке ММОМА на Гоголевском бульваре, где когда-то собирался круг декабристов, и будет продолжаться в цифровом пространстве — на платформе CosmosCarl.co.uk.

В виртуальном мире наши голоса будто лишены эха — они растворяются в бесконечном потоке изображений и данных. Мы становимся лишь наблюдателями нашего собственного опыта и поставщиками данных для корпораций. Несмотря на очевидность агрессивных действий в цифровом поле, они продолжают маскироваться рассуждениями о защите и свободе доступа к информации. Для борьбы с репрессивными, но одновременно подвижными и нематериальными системами, как например, Google и Facebook, выставка «Ведутся революционные работы» исследует механизмы их обхода и подрыва, а также способы пробуждения гражданского самосознания. Включая работы, выполненные в различных видах искусства — от текста и перформанса до звуковой инсталляции и части экспозиции в цифровом пространстве, выставка демонстрирует, как художники с помощью минимальных средств критикуют и противостоят общепринятым давно сложившимся нормам, которые, по их мнению, не представляют права разных групп общества. Цифровую форму художественного языка они выбирают как оптимальную стратегию борьбы с новыми способами виртуального подавления и манипулирования, появившимися в XXI веке, и фокусируются на социальном, культурном, историческом, гендерном аспектах идентичности в контексте постцифрового общества.

Стратегический проект биеннале под кураторством Барбары Куэто — это способ личной и групповой борьбы участников биеннале с системой. Определяя ее как институционально предвзятую к индивиду, авторы предлагают каждому посмотреть на нее с позиции неравенства, индивидуального влияния и действия, то есть проявления гражданской активности. Так, например, появился проект Бенджамина Форстера HyperReadings — открытое программное обеспечение, на платформе которого пользователи могут составлять список книг для самообразования и делиться им с другими пользователями.

Выставка превращает музей в инструмент влияния, а экспозицию в живое действие, благодаря обширной образовательной программе, включающей семинары, дискуссии и перформансы — как в цифровом, так и в физическом пространстве.

Участники проекта в ММОМА:

Бенджамин Форстер (Австралия) и Юлия Бабыка (Австралия/Германия), Джоана Мой (Испания) и Седрик Парисот (Испания), Дорота Гаведа (Польша) и Эгле Кюльбокайте (Литва), Игнас Крунглевичус (Литва), Морехшин Аллахьяри (Иран), Пюк Фонг (Нидерланды), Саемундур Тор Хельгасон (Исландия) и Фредерик Писсуйз (Нидерланды), Стефани Сайджуко (США), Табита Розер (Франция), Хо Руи Ан (Сингапур), Art & Feminism (США), ShareLab (Сербия), UnmakeLab (Корея).

Художники виртуальной части проекта CosmosCarl.co.uk:

Hackblossom (США), Бенжамин Гроссер (США), Рэмси Нассер (Ливан), Жасмин Виссер (Нидерланды), FemArtNet (Испания), Марина Пински (Россия), Базель Аббас (Кипр), Руанне Абу-Раме (США).

О биеннале:

Московская международная биеннале молодого искусства — один из самых масштабных и амбициозных проектов в области молодого искусства, который будет реализован этим летом уже в шестой раз. Миссия Биеннале, организованной РОСИЗО-ГЦСИ и ММОМА, состоит в том, чтобы открывать новые имена, создавать условия для представления молодых авторов публике и развивать современное искусство в городской среде. Стратегический проект традиционно разместится на двух площадках — Московского музея современного искусства и РОСИЗО-ГЦСИ — и представит лучшие кураторские проекты, отобранные экспертным советом Биеннале на конкурсной основе. Куратором Основного проекта биеннале в 2018 году стала Лукреция Калабро Висконти — независимый куратор, сооснователь некоммерческого исследовательского проекта CLOG. Именно она дала проекта название «Абракадабра». «Абракадабра» отдает предпочтение практикам, основанным на времени, динамическим изображениям и междисциплинарным исследованиям, проводимым коллективно или индивидуально, которые ставят целью активировать пространства и пейзажи посредством понятий перформативности, драматургии и agency (свободы воли).

Партнер стратегических проектов

Партнеры проекта

Площадка: Государственный центр современного искусства

Организаторы: Государственный центр современного искусства, РОСИЗО, Московский музей современного искусства.

Более 55 выставок увидят зрители V Московской международной биеннале молодого искусства этим летом. Основной проект биеннале "Глубоко внутри" будет представлен в пространстве Трехгорной мануфактуры. Выставки двух Стратегических проектов пройдут в Государственном центре современного искусства и Московском музее современного искусства. Специальные проекты можно будет увидеть в Мультимедиа Арт Музее, Центре современного искусства "ВИНЗАВОД", Центре дизайна ARTPLAY, а также в Московской области, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Ижевске и на других площадках. Свои проекты представляют в Москве города Санкт-Петербург ("Безместье"), Воронеж ("В славном городе Воронеже") и Ижевск ("Говорит Ижевск. Часть 3").

Среди участников этого года шесть учебных заведений: Российский государственный гуманитарный университет, Институт "База", программа "Школа молодого художника" Фонда "ПРО АРТЕ" и Северо-Западного филиала ГЦСИ, Екатеринбургская академия современного искусства, Московская школа фотографии и мультимедиа имени А. Родченко и Школа современного искусства "Свободные мастерские" Московского музея современного искусства. В параллельную программу биеннале вошло 40 выставок. Также посетителей ждет обширная дискуссионно-образовательная программа.

СТРУКТУРА БИЕННАЛЕ

Основной проект "Глубоко внутри"

2 Стратегических проекта

16 Специальных проектов

40 выставок в рамках параллельной программы

Дискуссионно-образовательная программа

ОСНОВНОЙ ПРОЕКТ

Тема: "Глубоко внутри" (Deep Inside)

Место: выставочные пространства Трехгорной мануфактуры

Куратор: Надим Самман

Участники: 87 молодых художников и художественных объединений, представители 36 стран

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ

Название: Время обоснованных сомнений

Место: Государственный центр современного искусства

Кураторы: Сильвия Франческини и Валерия Манчинелли

Участники: 10 молодых художников из 9 стран

Подробности в пресс-релизе.

Название: Г И П Е Р С В Я З И

Место: Московский музей современного искусства в Ермолаевском переулке

Куратор: Жуан Лаия

Участники: 18 молодых художников из 16 стран

Подробности в пресс-релизе

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ

В хронологическом порядке по дате открытия

02.06 — 04.09

19/92 Сначала. Предвкушение 25-летия Школы современного искусства "Свободные мастерские" ММОМА

04.06 — 02.07

Говорит Ижевск. Часть 1

Удмуртский республиканский музей изобразительных искусств, Ижевск

04.06 — 02.07

Говорит Ижевск. Часть 2

Музей истории города Ижевска

02.06 — 31.07

Говорит Ижевск. Часть 3

23.06 — 24.07

Прокрастинация

Московский музей современного искусства, Гоголевский 10

27.06 — 19.09

ПРО ШР. 10 лет Школе Родченко

Мультимедиа Арт Музей, Москва

01.07 — 31.07

Бар "Радость"

Центр творческих индустрий "ФАБРИКА"

04.07 — 21.08

Мастерская 2016. Личные связи

Московский музей современного искусства на Тверском бульваре

12.07 — 28.08

Сырое / Вареное

Московский музей современного искусства, Гоголевский 10

16.07 — 04.12

Жизнь живых

Государственный центр современного искусства, Волго-Вятский филиал, Нижний Новгород

28.07 — 28.08

Между нами. Пространство воспоминаний

Московский музей современного искусства, Гоголевский 10

21.07 — 10.08

Предметы быта

Студия КОП

29.06 — 31.07

В славном городе Воронеже

Центр современного искусства "ВИНЗАВОД"

07.07 — 10.08

Внутри искусства

Универмаг "Цветной"

23.06 — 24.07

Уровень ядра

Галерея уличного искусства "Свитер", Екатеринбург

01.07 — 17.07

Безместье

Центр дизайна ARTPLAY

09.06 -19.06

Постфактум

Музейно-выставочный центр "Рабочий и колхозница"

Дом-дворец-салон-отшиб-музей-америка

(проект проходит на нескольких площадках)

23.06 — 31.07

Московский музей современного искусства, Гоголевский 10

15.07 -31.07
Салон, Костомаровский пер. 3, стр. 12

23.07 — 31.07
Дом творчества архитекторов, Московская обл., Ленинский р-н, г. Видное, дер. Суханово

04.07 — 19.07
Центральный Дом архитектора

02.07 — 31.07
Виктор Скерсис (квартирная выставка), 880 Laurel Drive, Bethlehem, PA, 18017, USA

ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В рамках параллельной программы биеннале пройдет 40 выставок.

Список проектов доступен в приложении.

ДИСКУССИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

1 июля в 12:00 и 14:00 в Тех-Хабе "Ключ" на Трехгорной Мануфактуре пройдет серия портфолио-ревью. Художникам, желающим принять участие, предлагается продемонстрировать свое портфолио ведущим специалистам в области современного искусства на мировой арт-сцене: директору и главному куратору Музея современного искусства в Герцлии Айе Лури; художественному критику и куратору музея современного искусства Аструпа Фернли в Осло Терезе Мёлленхофф. Портфолио-ревью предоставляет возможность обсудить реализованные и находящиеся на стадии реализации проекты, узнать мнение и получить комментарии международно известных кураторов, за плечами которых десятилетия опыта работы с молодыми художниками.

Желающих просим прислать свое портфолио на адрес проекта: [email protected] в срок до 20 июня.
Отбор участников осуществляется на конкурсной основе куратором дискуссионно-образовательной программы, искусствоведом, заместителем директора ГЦСИ, инициатором и председателем Экспертного совета Московской международной биеннале молодого искусства Дарьей Пыркиной.

Подробности на сайте