Анализ героев отцы и дети. Отношение к современности главных героев. Победа жизни над идеологией

В 1861 году И.С. Тургенев написал свое лучшее произведение «Отцы и дети», где решил показать период становления общественно-политических сил в России того времени после отмены крепостного права, а именно отразить начало противостояния, приведшего через пару лет к расколу общества на два лагеря – либералов и разночинцев-демократов.

Политические взгляды героев романа «Отцы» и «дети»

Произведение описывает общество, в преддверии грядущих преобразований. Тургенев показывает противостояние двух слоев общества: «отцов» и «детей», отражающее философские противоречия либералов и демократов. Выражается столкновение в спорах между Павлом Петровичем Кисрановым – представителем либералов, и Евгения Васильевича Базарова – приверженца демократов.

Само название наталкивает читателя на мысль о том, что столкновение этих категорий и будет являться основным конфликтом романа. С первых глав мы понимаем разность героев, различие их взглядов. Уже в описании героев чувствуется противопоставление. Базаров – фигура мрачная, сильная, отгородившаяся от людей, одаренная большим умом. Павел Петрович же классический аристократ, жизнь которого и взгляды потеряли всякий смысл из-за наступления нового времени.

Нигилизм как теория

Молодое поколение говорит о необходимости разрушить все старое: культуру, традиции. Оставить надо только то, что полезно для народа и практической жизни. Павел Петрович называл народ патриархальным, не способным к приятию перемен, а базаров утверждал, что простые люди вполне могут справиться с предрассудками.

Базаров отрицает и красоту, и природу, и искусство. Человек, по его мнению, ничтожен в сравнении с природой – мастерской, поэтому Базаровым овладевают злость и скука из-за невозможности преодолеть природное естество, какой бы сильно личностью он ни был.

Испытания Базарова

Базаров подвергается двум кругам испытаний. Переживает огромную любовь-страсть, в которую не верил. Чувство настолько переполнили его, что справиться с ними при всех стараниях у него не получилось. Это становится причиной его своеобразной мировой скорби. Базаров понимает, что он, как и простые смертные, над которыми н так злобно насмехался, зависит от законов человеческой жизни – страданий, потребностей, интересов, ценностей и забот. Излишняя самоуверенность Базарова растворяется, жизнь кажется ему сложнее и противоречивее. Полное отрицание оправдано как попытка изменения мира, однако теория нигилизма в конце концов способна привести лишь к миру без обязательств, любви и веры.

Гибель героя

В результате, конфликт отцов и детей не имеет разрешения. Писатель предоставляет читателю и будущему определить, кто прав, кто виноват. Не случайно главный герой погибает в конце романа. Просто Тургенев дает нам понять, что время такого человека еще не пришло. Нигилизм подверг сомнениям сами основы жизни, в этом и заключается причина смерти героя.

Умирая, Базаров понимал, что его смерть не изменит ничего. Эпилог повествует нам о вечной гармонии природы, о бесконечности бытия, которое не может нарушить никакая политическая теория или человеческое убеждение. Мостиком между прошлым и будущим служит любовь.

Думаю, Тургенев выразил в романе свое отношение к жизни, к проблемам развития общества. Роман «Отцы и дети» — вершина его творчества. Актуальность романа бесспорна.

Действие романа Тургенева «Отцы и дети» происходит перед отменой крепостного права. В нем раскрывается множество проблем, одна из них – это конфликт разных возрастных поколений. Появляется новый тип инакомыслящих людей, отрицающие и государственные порядки, и моральные ценности. Предлагаем краткий анализ произведения, материал которого можно использовать для работы на уроках литературы в 10 классе по плану, и при подготовке к ЕГЭ.

Краткий анализ

Год написания – 1860 – 1861 гг.

История создания – Писатель продолжительное время трудился в журнале «Современник». У него часто возникали разногласия с Добролюбовым, которые и легли в основу романа.

Тема – Главная тема «Отцов и детей» – идейные разногласия, проблемы поколений, зарождение нового типа людей, любовь, окружающий мир природы.

Композиция – Композиция романа построена на противопоставлениях, на принципах контраста.

Жанр – Роман.

Направление – Достоверное и исторически точное изображение действительности, что и наблюдается в романе «Отцы и дети», относится к направлению критического реализма.

История создания

В «Отцах и детях» анализ произведения следует с определения смысла названия «Отцы и дети». Из названия разу становится ясно, о чем будет повествование, речь пойдет о семейных отношениях, но не просто об отношениях, а об извечном конфликте между поколениями. О разности их взглядов и понятиях о жизни.

История создания “Отцов и детей” довольно увлекательна. Первые задумки романа возникли у писателя в 1860 году, когда он был в Англии. Волею случая, Иван Сергеевич вынужден был целую ночь провести на железнодорожном вокзале, где он и познакомился с молодым врачом. Писатель и новый знакомый проговорили всю ночь, именно его идеи Иван Сергеевич вложил в речи своего будущего главного героя романа – Базарова.

В том же году, писатель вернулся в Париж, где и начал написание первых глав произведения. Летом 1861 года, уже в России, работа над произведением была завершена. Это был роман, написанный в самые минимальные сроки, от замысла до года написания прошло всего около двух лет, а в 1862 году роман уже вышел в печать.

Свои идеологические разногласия с критиком Добролюбовым, писатель отразил в отношениях героев романа, в их спорах между собой.

Тема

Проблематика романа – глобальна. автор затрагивает извечные проблемы отцов и детей.

Смысл «Отцов и детей» – это не только семейные отношения, отцы и дети – это приверженцы новых и старых взглядов, которые со своей точки зрения судят о происходящих событиях, от конфликтов этих мировоззрений зависит ход всей жизни.

Зарождается новый тип человека, мыслящего прогрессивно, с твердыми и решительными убеждениями, призывающего к разрушению старого. Базаров – это типичный представитель нового поколения, отрицающей старый мир, антагонистом которого является Павел Кирсанов. Кирсанов – ярый приверженец старых взглядов, потомственный дворянин. Ему близки и понятны патриархальные устои, в них он видит смысл жизни, и старается соответствовать своим убеждениям.

Основная мысль книги – поставить читателя перед серьезным выбором, понять, что является важным и главным для дальнейшего развития жизни, ленивое созерцание происходящего, или борьба за новое, прогрессивное будущее.

После бурной реакции критика Каткова на первоначальную рукопись, писатель внес некоторые изменения текста, а некоторые фрагменты эпизода, где идет спор Базарова с Кирсановым, вовсе переделал, сделав значительные сокращения.

Композиция

Композиция романа определилась в построении борьбы идеологических разногласий. Действие повествования выстроено в хронологической последовательности, но все это построено на контрасте.

Антитеза использована при сопоставлении героев романа между собой. Контраст наблюдается при сопоставление городской жизни чиновничества и миром дворянского поместья.

Параллельное описание противоположных взглядов придают роману большую эмоциональность, в нем сталкиваются яркие личности, каждый из которых убежден в своей правоте.

Композиция романа , где описаны два круга путешествия Базарова и Кирсанова по одному и тому же маршруту, придают законченность произведению. Во втором путешествии происходит разрыв со всем прошлым, открываются новые стороны характеров Базарова и Аркадия.

Весь сюжет романа строится вокруг Базарова, он сопоставляется с каждым из персонажей, характер каждого дается в сравнении с сопоставлением с ним. Все это говорит о том, что автор противопоставляет ему не отдельных героев, а всю жизнь, против патриархальных взглядов которой, и ведет борьбу Базаров.

Главные герои

Жанр

«Отцы и дети» относятся к жанру романа. Принимая во внимание его жанровое своеобразие, можно считать его социальным и психологическим романом.

Психологическую окраску роману придает детальное изображение переживаний героев, их чувства и настроения. При этом автор использует такую особенность психологизма, при которой не описываются сами переживания и рассуждения персонажей, а только их результат.

Особый психологизм показан читателю на примере чувств Аркадия Кирсанова. Он способен лишь на обычные поступки как в жизни, так и в любви, большее сделать ему не по силам, личность его слишком заурядна.

Споры Базарова с Павлом Кирсановым отображают социально – идеологическое направление романа, борьбу противоборствующих взглядов, идейное разногласие, разное восприятие мира. Все это ведет к непониманию друг друга, к полной противоположности их мнений.

В романе Ивана Сергеевича определен тип нового человека, нигилиста – это новое веяние времени середины девятнадцатого века, которое явилось важнейшим событием той эпохи.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ТУРГЕНЕВ - ОТЦЫ И ДЕТИ

тургенев отцы дети роман

Введение

2. Базаров один из главных героев полемики

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Иван Сергеевич Тургенев - наш выдающийся классик, создавший правдивую, незабываемую галерею образов русских людей. Писатель всегда шел впереди своего времени, видел дальше современников, поэтому часто подвергался ожесточенной критике и правых, и левых. Обществу не нравилась та беспощадная правда, с которой Тургенев показывал своих героев: бездеятельных и пустословов, ходульных и с напускным аристократизмом. Гениальный писатель видит необходимость изменений в русском обществе и нежелание этого общества вершить что-то новое. Большинство боится перемен, даже малейших изменений. Эту ситуацию писатель правдиво и образно показал в своем романе “Отцы и дети” Жизнь Тургенева // Зайцев Б. Далекое. - М., 1991. .

Роман “Отцы и дети” остается для нас наглядным примером своего времени, зеркалом, отражающим эпоху с ее конфликтами и достижениями. Читая роман, мы сопереживаем героям, не соглашаемся с ними, вступаем в споры, но никогда не остаемся равнодушными, и это главная заслуга писателя. Тургенев создал классический роман, вот уже более ста лет будящий воображение, желание мыслить, искать свой путь в жизни, не оставаться равнодушными. В этом главная заслуга романа и классики в целом.

Читая роман Тургенева “Отцы и дети”, мы постоянно встречаем авторские характеристики и описания героев, ремарки автора и различные комментарии. Следя за судьбами персонажей, мы чувствуем присутствие самого автора. Автор глубоко переживает все то, о чем пишет. Однако отношение его к происходящему в романе неоднозначно и не так уже просто, как это может показаться на первый взгляд Шаталов С.Е. Художественный мир И.С.Тургенева. - М.: 2003. - 212 с. .

Авторская позиция в романе проявляется в описаниях, прямых авторских характеристиках, комментариях к речи героев, в построении диалогов и ремарках. Итак, автор романа “Отцы и дети” - Тургенев - не навязывает нам своей точки зрения на происходящее в произведении, он предлагает читателям отнестись к этому философски. Весь роман воспринимается не как идейное руководство или хвала одному из героев, а как материал для размышлений.

Проблема отцов и детей существовала и, скорее всего, будет существовать во все времена. Очевидно, именно поэтому роман И.С. Тургенева “Отцы и дети” до сих пор остается актуальным. Два поколения, изображенные писателем, различаются не столько возрастом, сколько противоположными взглядами, мировоззрениями: старого дворянства, аристократии и молодой революционно-демократической интеллигенции.

Проблема отцов и детей раскрывается в романе во взаимоотношениях молодого нигилиста Базарова с представителем дворянства Павлом Петровичем Кирсановым, Базарова с его родителями, а также на примере отношений внутри семьи Кирсановых.

1. Роман Тургенева «Отцы и дети»

Действие романа И. С. Тургенева "Отцы и дети" разворачивается летом 1859 года, накануне отмены крепостного права. В то время в России остро стоял вопрос: кто же может возглавить общество? С одной стороны, на ведущую социальную роль претендовало дворянство, которое состояло как из достаточно вольномыслящих либералов, так и из аристократов, думающих так же, как и в начале века. На другом полюсе общества находились революционеры - демократы, большинство среди которых составляли разночинцы. Главный герой романа "Отцы и дети" близок к наиболее радикальным представителям второй группы. Мысли, которые он излагал, вызывали бурную реакцию у читающей общественности. Взгляды нигилиста обсуждались во многих критических статьях Жизнь и творчество Тургенева: лит. биогр. / А.Н. Редькина. - М.: Дружба народов, 2000. - 221 с. .

Базаров недюжинно силен, но в то же время бесконечно несчастен. Вероятно, это удел любого выдающегося человека. Да и сам Базаров не стремится к тому, чтобы понравиться людям, скорее наоборот. По его собственному замечанию, «настоящий человек тот, о котором думать нечего, а которого надобно слушать или ненавидеть». Его единомышленники, признавая Базарова сильной личностью, способны лишь на поклонение, не претендуя на большее. А это Базаров как раз в презирает в людях. Он постоянно ищет человека, равного себе по силе, и не находит его. Единственный, кто решается противостоять этому бурному натиску, - Павел Петрович Кирсанов. В своих спорах с Базаровым Кирсанов отстаивает свои исторические корни, духовные ценности, жизнь, которую он не мыслит другой, и это придает ему сялы в «схватке» с противником, который может противопоставить ему только свою могучую личность. Но несмотря на очевидность того, что Базаров неправ, его бескомпромиссная борьба вызывает восхищение.

В течение романа личность Базарова вызывает все большее и большее уважение, видно, что сам автор преклоняется перед силой духа молодого нигилиста. Однако в споре с жизнью Базаров вынужден был отступить, реальность оказалась не в состоянии принять такую бурную, деятельную натуру. Это и стало причиной той трагедии, которая разыгралась в судьбе Базарова.

Жизнь не сразу показывает нигилисту все недостатки его идеологии; читатель постепенно приходит к мысли о том, что идеи Базарова не могут реализоваться в современных условиях. Столкновения взглядов Базарова с реальностью начинаются в Марьине, имении Кирсановых, во время споров с Павлом Петровичем. Казалось бы, явно показано, что век аристократов давно прошел, что «принсипы» Павла Петровича не позволяют обществу свободно развиваться, но в то же время мы видим отдельные слабые стороны в позициях нигилизма. Например, становятся очевидным несовершенство теории: нигилисты только «расчищают место», но взамен не предлагают ничего, надеясь на русское "авось".

Следующее испытание оказалось для Базарова более серьезным. Аркадий и Евгений на балу в губернском городе знакомятся с местной знаменитостью, Анной Сергеевной Одинцовой.

Анна Сергеевна - вдова в расцвете лет, получившая все состояние богатого мужа, за которого в свое время вышла по расчету. Она спокойно жила в своем имении, изредка выезжая на балы в губернский город, каждый раз поражая своей необычайной красотой и тонким умам. Базаров замечает привлекательность Одинцовой, но считает, что она вполне обычная женщина, среди которых «свободно мыслят только уроды». Начав разговор с Анной Сергеевной, Базаров постепенно разубеждается в этом и с радостью принимает приглашение погостить в Никольском, именин Одинцовой. Там беседы Базарова с Анной Сергеевной продолжаются, и нигилист с удивлением замечает за собой новые, не знакомые ему ранее ощущения. Он осознает, что эти чувства - «романтизм», «чепуха», как он сам их называет, но не может ничего с собой поделать. Базаров-человек вступает в противоборство с Базаровым-нигилистом. На какое-то мгновение человек побеждает, и Базаров объясняется Одинцовой в любви, но после разум нигилиста берет все под свой контроль, и Евгений извиняется за свой порыв и вскоре уезжает в деревню к родителям.

Снова Базаров-нигилист не потерпел поражения, в итоге он сумел совладать со своей душой и подавил все ее внешние проявления. В отношениях с Одинцовой проявляется его уязвимость. Базаров полюбил помещицу Анну Сергеевну Одинцову. Он испытал то самое чувство, над которым ранее безжалостно смеялся. Евгений понял, что человек - это не бездушная «лягушка». Он внезапно осознал, что живая природа никогда не подчинится каким-либо теориям. Одинцова ждет от него зрелых чувств, ей нужна серьезная любовь, а не мимолетная страсть. В ее жизни нет места потрясениям, без которых себя не мыслит Базаров. Он не понимает, что непременным условием достижения духовных и нравственных идеалов является стабильность.

После неудачи с Одинцовой Базаров стал более замкнутым, озлобленным. Он начал критиковать себя, винить за предательство своих же принципов. Он стал отдаляться от Аркадия, или, вернее сказать, Аркадий стал отдаляться от него, так как с тех пор как Кирсанов полюбил Катю, он стал постепенно отказываться от принципов Базарова, становится мягче, добрее, романтичнее. Базаров оказался один на один со своей бунтующей душой и подавляющим ее сознанием. Он еще более ожесточенно принимается отрицать все авторитеты и чувства; доходит до того, что он отрицает любовь своих родителей и относится к ним так равнодушно или даже с раздражением, что родители впадают в отчаяние, пытаясь вернуть себе сына.

Из Никольского Евгений едет в деревню к своим родителям, где его снова постигает удар судьбы. За годы, прожитые вне родных стен, между Евгением и его родителями появились различия, причем настолько существенные, что эти люди не могли свободно общаться между собой: они просто не понимали друг друга.

Базаров уезжает из своей деревни в Марьино, где окончательно осознает обреченность своих идей. После дуэли с Павлом Петровичем Базаров понял: если для того, чтобы заставить одного уездного аристократа изменить своим «принсипам», требуется столько сил и времени, сколько сил потребуется, чтобы сломить сопротивление всего дворянства. Базаров понял, что в одиночку он ничего не значит, и решил тихо жить с родителями и заниматься любимым делом - естественными науками.

Он не отказался от своих идей, он просто понял, что их время еще не пришло, и был вынужден отказаться от борьбы. Однако яркое, "бунтующее" сердца Базарова не могло жить тихой, спокойной жизнью, поэтому, если бы не произошла та случайность, из-за которой он умер, то «ее следовало бы придумать». Нигилист Базаров не был сломлен жизнью, но, тем не менее, покинул «поле битвы» навсегда, хоти и против своей воли Тургенев И. С. Избранное. Романы. - М.: Синергия. - 2002. - 528 с. .

А Базаров достаточно умен, чтобы, пусть на смертном одре, осознать свои ошибки. Он признает свое бессилие перед смертью, значит, не все можно преодолеть с помощью силы. Базаров возвращается к природе, которую при жизни он воспринимал так материалистически («Я умру, и из меня лопух расти будет», «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»). Перед лицом природы, перед лицом Вселенной даже такой титан, как Базаров, кажется жалкой песчинкой. Именно в том, что Базаров, не сдавший ни одной позиции «в бою», уходивший каждый раз с высоко поднятой головой, вынужден был признать свою слабость перед бытием, заключается глазная трагедия его жизни. Он не ощущает себя частью этого мира, даже после смерти железная ограда, окружающая могилу, как бы отделяет его от мира. Он жил «могучим богатырем, которому негде было развернуться, некуда деть исполинские силы, некого любить настоящей любовью». С этой точки зрения смерть его была неизбежной.

2. Базаров один из главных героев полемики

Роман И.С.Тургенева "Отцы и дети" вызвал множество статей, стихотворных и прозаических пародий, эпиграмм, карикатур. Главным объектом разногласий стал герой Тургенева - Евгений Базаров. Споры продолжались долгие годы, и страстность их не ослабевала. Очевидно, проблематика романа сохраняла злободневность и для последующих поколений Лебедев Ю. В. Тургенев / Ю.В. Лебедев. - М.: Мол. гвардия, 1990. - 607 с. - (Жизнь замечательных людей: сер. биогр. ; 706). .

В романе с исключительной остротой сказалась характерная черта таланта Тургенева, владевшего, по словам его современников, особенным чутьем угадывать нарождающееся в обществе движение. Злободневность романа заключалась не только в изображении нового человека, но и в том, что Тургенев запечатлел картины острой, непримиримой борьбы враждебных друг другу общественных лагерей -"отцов" и "детей". Фактически это была борьба между либералами и революционными демократами.

Дыхание эпохи, ее типические черты ощутимы в центральных образах романа и в том историческом фоне, на котором разворачивается действие. Период подготовки крестьянской реформы, глубокие социальные противоречия того времени, борьба общественных сил в эпоху 60-х годов - вот что нашло отражение в образах романа, составило его исторический фон и сущность его основного конфликта.

Поражает удивительный лаконизм тургеневского стиля: весь этот огромный материал умещается в рамках совсем небольшого романа. Писатель не дает развернутых полотен, широких картин, не вводит большого числа действующих лиц. Он отбирает лишь самое характерное, наиболее существенное.

Образ Базарова занимает центральное место в романе. Из 28 глав лишь в двух не появляется Базаров, в остальных он - главное действующее лицо. Все основные персонажи романа группируются вокруг него, раскрываются во взаимоотношениях с ним, резче и рельефнее оттеняют те или иные черты его облика. При этом в романе не освещается история жизни героя. Взят лишь какой-то один период этой истории, показаны лишь ее поворотные моменты.

Художественная деталь - точная, впечатляющая - помогает писателю кратко и убедительно рассказать о людях, о жизни страны в один из переломных периодов ее истории. Меткими штрихами, используя многозначительные детали, Тургенев изображает кризис крепостнического хозяйства. Познакомив нас со своими героями, писатель набрасывает картину жизни народа. Мы видим "деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами" ("деревеньки", "избенки" - самая форма этих слов говорит о скудной, нищенской жизни). Можно предположить, что голодную скотину приходится кормить соломой с крыш. О многом говорит и такое сравнение: "как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями". Крестьянские коровенки, "исхудалые, шершавые, словно обглоданные", жадно щиплют первую травку. А вот и сами мужики - "обтерханные, на плохих клячонках". Хозяйство их скудное, нищенское - "покривившиеся молотильные сарайчики", "опустелые гумна"...

Тургенев больше не станет изображать нищету народа, но картина голодной дореформенной деревни, представшая перед нами в начале романа, производит такое сильное впечатление, что к ней нечего добавить. И сразу же возникает горькое раздумье: "Нет... небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы... но как их исполнить, как приступить?.."

Этот вопрос тревожит героев романа. Николай Петрович Кирсанов толкует "о предстоящих правительственных мерах, о комитетах, о депутатах, о необходимости заводить машины...". Павел Петрович Кирсанов возлагает надежды на мудрость правительства и на патриархальные нравы на народную общину.

Но мы чувствуем: сам народ не доверяет помещикам, враждебно к ним относится, в нем копятся мятежные силы, и пропасть между крепостными и крепостниками все углубляется. Как характерны жалобы Николая Петровича на наемных рабочих, на служащих из вольноотпущенных, на крестьян, которые не хотят платить оброк; а как отчужденно, неприветливо встречают в Марьине молодого барина ("толпа дворовых не высыпала на крыльцо").

Картину предреформенной России довершает горькое, как бы ненароком оброненное замечание автора: "Нигде время так не бежит, как в России; в тюрьме, говорят, оно бежит еще скорее".

И вот на фоне этой нищеты, рабской, неустроенной жизни вырисовывается могучая фигура Базарова. Это человек нового поколения, которое пришло на смену "отцам", неспособным решить основные проблемы эпохи Бялый Г. Романы Тургенева // Тургенев И.С. Отцы и дети - М.: Детская литература, 1990. - 160 с. .

Заключение

“Отцы и дети” Тургенева - это социально-психологический роман, в котором главное место отведено общественным коллизиям. Произведение построено на противопоставлении главного героя - разночинца Базарова и остальных персонажей. В столкновениях между Базаровым и другими персонажами раскрываются основные черты характера героя, его взгляды. Главным антагонистом Базарова является Павел Петрович Кирсанов. Конфликт между ними завязывается сразу после того, как Базаров приезжает в дом Кирсановых. Уже портретная характеристика свидетельствует о том, что это совершенно разные люди. При описании внешности Базарова и Павла Петровича автор использует детализированный портрет, рассчитанный, главным образом, на зрительское впечатление Бялый Г.А. Тургенев и русский реализм. - М.-Л.: Советский писатель, 1962. .

Несмотря на то что главное место в произведении занимают общественные коллизии, в нем присутствует и любовная интрига, но, сжатая политическими спорами, она укладывается в пяти главах. Стесненность любовной интриги коллизиями отразилась и на размещении отдельных ее частей, способствовала сближению завязки с кульминацией, а кульминации с развязкой. Кульминация любовной интриги показана в XIII главе. Здесь происходит объяснение Базарова с Одинцовой, после которого автор разъединяет их до конца романа. Однако, несмотря на компактность любовной интриги, она сыграет важную роль для характеристики героя. Уже в том, что Тургенев заставил своего героя потерпеть фиаско в любви, есть намерение писателя развенчать Базарова.

Герой начинает высказывать пессимистические мысли, теряет самоуверенность, меняются даже его привычки и манеры: “...лихорадка работы с него соскочила и заменилась тоскливою скукой и глухим беспокойством. Странная усталость замечалась во всех его движениях, даже походка его, твердая и стремительно смелая, изменилась”. Автор как бы ведет героя по нисходящей линии, постепенно лишая его уверенности в себе, в необходимости своей деятельности. Герой как бы угасает, его убеждения тают. В сцене смерти Базарова возникает образ угасающей лампады, которая выступает как аллегория судьбы героя. В эпилоге романа автор помещает пейзаж, напоминающий, по словам Герцена, реквием.

Здесь Тургенев подводит окончательный итог жизни Базарова, показывая, как его личность растворяется на фоне вечной природы: “Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрывалось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами; не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии “равнодушной” природы, они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной...” Таким образом, пейзаж в романе является важным средством отражения авторской позиции. С помощью пейзажа Тургенев выражает и свое отношение к утверждению Базарова, что природа не храм, а мастерская, противопоставляя ему поэтичную картину летнего вечера.

Надо отметить, что в романе “Отцы и дети” гораздо меньше описаний природы и лирических отступлений, чем в других произведениях Тургенева. Это объясняется самим жанром социально-психологического романа, в котором главную роль играют политические споры, раскрывающиеся посредством диалога. Именно с помощью диалога автор сумел отразить идейную борьбу, осветить актуальные проблемы своего времени с разных точек зрения. Диалог является и важным средством характеристики главного героя. В диалогах с Павлом Петровичем, Аркадием, Одинцовой раскрываются взгляды героя, его характер.

Автор использует и речевую характеристику. В разговоре Базаров всегда краток, но его реплики наполнены глубоким смыслом, они свидетельствуют о начитанности и остроумии героя. Базаров часто употребляет пословицы и поговорки, например: “На своем молоке обжегся, на чужую воду дует”, “Русский мужик Бога слопает”. Речь Базарова, так же как и его портрет, свидетельствует о демократизме героя. Не менее важна речевая характеристика и для раскрытия образа Павла Петровича Кирсанова. В речи Павла Петровича много специфических слов и выражений, характерных для сословно-помещичьего лексикона XIX века.

Автор сам объясняет особенности его речи: “В этой причуде сказывался остаток преданий Александровского времени. Тогдашние тузы, в редких случаях, когда говорили на родном языке, употребляли одни - эфто, другие - эхто: мы, мои, коренные русаки, и в то же время мы вельможи, которым позволяется пренебрегать школьными правилами...” Тургенев И.С. Собрание сочинений. - М.: Гослитиздат.- 1961. Речевая характеристика Павла Петровича говорит о том, что это человек “старого века”.

Таким образом, все художественные средства романа подчинены его жанровому своеобразию и направлены на раскрытие его идейного содержания.

Список использованной литературы

1. Батюто А.И. И.С. Тургенев - романист. Л.: 1999. 122 с.

2. Бялый Г. Романы Тургенева // Тургенев И.С. Отцы и дети. М.: Детская литература, 1990. 160 с.

4. Жизнь Тургенева // Зайцев Б. Далекое. М., 1991.

5. Жизнь и творчество Тургенева: лит. биогр. / А.Н. Редькина. М.: Дружба народов, 2000. 221 с.

6. Клеман М. К. Летопись жизни и творчества И. С. Тургенева. М.; Л., 1934.

7. Лебедев Ю. В. Тургенев / Ю.В. Лебедев. М.: Мол. гвардия, 1990. 607 с. (Жизнь замечательных людей: сер. биогр. ; 706).

8. Летопись жизни и творчества И. С. Тургенева (1818-1858) / Сост. Н. С. Никитина. СПб., 1995.

9. Тургенев И.С. Собрание сочинений. М.: Гослитиздат. 1961.

10. Тургенев Отцы и дети. М.: Детская литература. 2002. 302 с.

11. Тургенев И. С. Избранное. Романы. М.: Синергия. 2002. 528 с.

12. Шаталов С.Е. Художественный мир И.С.Тургенева. М.: 2003. 212 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Замысел и начало работы И.С. Тургенева над романом "Отцы и дети". Личность молодого провинциального врача как основа главной фигуры романа - Базарова. Окончание работы над произведением в любимом Спасском. Роман "Отцы и дети" посвящен В. Белинскому.

    презентация , добавлен 20.12.2010

    Анализ исторического факта появления нового общественного деятеля - революционера-демократа, его сравнение с литературным героем Тургенева. Место Базарова в демократическом движении и частной жизни. Композиционно-сюжетная структура романа "Отцы и дети".

    реферат , добавлен 01.07.2010

    Противоборство поколений и мнений в романе Тургенева "Отцы и дети", образы произведения и их реальные прототипы. Портретное описание главных героев романа: Базарова, Павла Петровича, Аркадия, Ситникова, Фенечки, отражение в нем отношения автора.

    реферат , добавлен 26.05.2009

    Понятие, разновидности и значение символа в романе И.С. Тургенева "отцы и дети". Символика названия. Притча о блудном сыне – ключевой текст и главный смысловой лейтмотив сюжета. Концентрический принцип построения сюжета. Бессмертие в образах романа.

    реферат , добавлен 12.11.2008

    Жизнь и творчество русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Мантия доктора Оксфордского университета. Страстная любовь к охоте. Западничество - роман "Накануне". Личная жизнь писателя: любовь к Полине Виардо. Стихи в прозе, роман "Отцы и дети".

    презентация , добавлен 04.11.2014

    Изучение сюжетной линии, касающейся главного героя романа И.С. Тургенева "Отцы и дети" – Е.В. Базарова, который погибает в финале произведения. Анализ жизненной позиции Евгения, заключающейся в том, что он все отрицает: взгляды на жизнь, чувство любви.

    реферат , добавлен 07.12.2010

    Евгений Базаров как основной и единственный выразитель демократической идеологии. Антидворянская линия замысла "Отцов и детей". Характеристика либералов-помещиков и разночинцев-радикалов в романе Тургенева. Политические взгляды Павла Петровича Кирсанова.

    реферат , добавлен 03.03.2010

    Отношения между героями в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети". Любовные линии в романе. Любовь и страсть в отношениях главных героев - Базарова и Одинцовой. Женские и мужские образы в романе. Условия гармоничных отношений героев обоих полов между собой.

    презентация , добавлен 15.01.2010

    Биография И.С. Тургенева. Роман "Рудин" - спор об отношении дворянской интеллигенции к народу. Основная идея "Дворянского гнезда". Революционные настроения Тургенева – роман «Накануне». "Отцы и дети" - полемика о романе. Значение творчества Тургенева.

    реферат , добавлен 13.06.2009

    Иван Сергеевич Тургенев своим романом "Отцы и дети" хотел воссоединить российское общество. Но получил прямо противоположный результат. Начались дискуссии: плох ли, хорош ли Базаров? Оскорбленный этими дискуссиями Тургенев уехал в Париж.

Потому так и называется, что ценность каждого произведения, входящего в его фонд, проверена временем. Трагедии Шекспира, картины да Винчи, музыка Шнитке, скульптуры Родена - перечислять можно долго, ибо список достижений человечества, созданных за время его существования и развития, действительно длинен и насыщен. И представители русской культуры могут гордиться тем, что их великий соотечественник, Иван Сергеевич Тургенев, занимает одно из первых почетных мест среди признанных авторов мировой и

Создатель русского романа

Да, именно так. Конечно, и до Тургенева в отечественной литературе было немало талантливых романистов. «Энциклопедия русской жизни» в стихах, написанная Пушкиным, целого поколения, созданный Лермонтовым в его «Герое…», и многие другие замечательные произведения давали пищу уму и сердцу русского человека, воспитывали, развивали, объясняли, способствовали формированию духовно зрелых личностей, патриотов своей родины. Но именно Тургенев вынес русский роман на просторы мировой литературы, познакомил зарубежных читателей со своеобразием нашей культуры, быта, истории. Краткость, необыкновенная выразительность языка, напряженность сюжета, отображение важнейших социально-политических моментов в жизни общества, идейная борьба, характерная для русской действительности, глубочайший психологизм и поразительное мастерство истинного художника - таковы отличительные черты Тургенева-романиста и лучших его творений. Благодаря Ивану Сергеевичу зарубежная публика и критика узнала об этом удивительном феномене - «русская литература», «русский роман». Самым важным и любимым своим детищем у автора были «Отцы и дети». Смысл произведения отразил не только многосложность семейных, общественных, гражданских и вообще общечеловеческих отношений, но и точки зрения Тургенева по указанным вопросам.

Почему отцы и дети

Позиция автора в романе не указана напрямую. Но ее довольно легко определить, если внимательно всмотреться в композицию произведения, проанализировать язык героев, систему образов, выявить роль отдельных элементов, например пейзажа, в романе. Этим, кстати, очень интересны именно «Отцы и дети». Смысл произведения заложен уже в заглавии, а основной художественный прием противопоставления, или антитезы, прослеживается на протяжении всего романа.

Итак, почему отцы и почему дети? Потому, что семья - это маленький срез со всего общества, и в ней, как в зеркале, отражаются те сложнейшие, подчас драматические коллизии, которые сотрясают и лихорадят К моменту рождения замысла и написания самого романа жизнь, по словам критика Белинского, «разбежалась в глубину и ширину» в огромном множестве ее элементов. Это многообразие форм и позволяют нам увидеть и понять «Отцы и дети». Смысл произведения раскрывается в конфликте между поколениями, во взглядах на политику, религию, науки, искусство, общественное мироустройство и миропорядок. Не менее ярок и классовый конфликт, обострившийся на фоне жесткого противостояния социальных сил и проблем. Внимательный читатель, переходя от главы к главе, все отчетливее понимает метафоричность заглавия «Отцы и дети». Смысл произведения состоит не только в том, чтобы показать преемственность и размежевания поколений (общечеловеческий аспект), но и раскрыть противостояние устоявшихся взглядов и мнений и новых, приходящих на смену старым.

Мысль семейная

Давайте проанализируем вначале «мысль семейную» в романе. Стоит отметить, что тема семьи вообще характерна для Тургенева. Всю свою самостоятельную жизнь писатель прожил «на краю чужого гнезда», а с матерью были у него достаточно сложные отношения. Потому, наверное, так дорожил Иван Сергеевич теплом домашнего очага, гармонией взаимоотношений между старшими и младшими поколениями. Произведение «Отцы и дети» утверждает те вечные ценности, без которых, по сути, не может двигаться вперед прогресс. Показано это на примере семьи Кирсановых. Аркадий, представитель молодого и передового поколения, хоть и находится под влиянием Базарова, все равно теснейшим образом связан со своими родными. Даже по приезде в отчие края он восклицает, что здесь и воздух слаще и все дороже и ближе, чем в столице. Делая экскурс в прошлое своих героев, Тургенев рассказывает, что и Кирсанов-отец постоянно старался сблизиться с сыном, разделять его интересы, жить тем, чем живет Аркадий, знакомился с его приятелями, пытался понять новое поколение, приходящее на смену его ровесникам. Произведение «Отцы и дети», как уже говорилось, роман-антитеза. Но, хотя Базаров и является ярым противником всего прошлого, «отцов» в том числе, хотя он внешне грубоват со своими отцом и матерью и открыто высмеивает и презирает «старичков Кирсановых», ощущение родства не чуждо и ему. Таким образом, и узы священны для Тургенева. Приветствуя новое время, писатель считает, что нельзя полностью перечеркивать достижения минувших эпох, в том числе и

Новое и старое

Смысл романа «Отцы и дети» шире и глубже обозначенного выше вопроса. Да, действительно, молодое поколение, с присущим ему максимализмом, часто считает себя умнее, прогрессивнее, талантливее, более способным на значительные поступки и полезным для страны, чем те, чей век близится к закату. Увы, но по большому счету это так. И Николай Петрович, и Петр Петрович Кирсановы, люди образованные и мыслящие современно, все же во многом отстали от неудержимо летящего вперед века. Новые научные мысли, технические достижения, политические идеи им трудно понять и трудно принять в свою повседневность. Но значит ли это, что прошлое следует без остатка уничтожить, забыть, отказаться от него, «расчистить», как выражается Базаров? А что же тогда построить на новом месте, на пустом? Нигилист Евгений не может нарисовать подробную картину - видимо, и сам не знает, не представляет ее себе. И смысл романа «Отцы и дети» сам автор справедливо видел не только в том, чтобы подвергнуть критике уродства русской действительности, прогнившую систему социальных, а часто и человеческих отношений, но и доказать, что нельзя совершенно от прошлого отказываться. Человеческие цивилизации сменяли одна другую, и каждая базировалась на достижениях предыдущей.

Идеологический и эстетический замысел романа

О чем еще роман «Отцы и дети»? писалось в 3 этапа. Первый датируется 1860-1861 годами, когда создавался основной текст, формировался сюжет и образная система. Второй относится к осени 1861 - началу зимы 1862 годов. В это время писатель активно перерабатывает текст, вносит сюжетные и композиционные поправки, расширяет круг освещаемых проблем в соответствии с политическими изменениями в стране. И, наконец, в период с февраля по сентябрь 1862 года окончательные правки и первое издание в «Русском вестнике» произведения «Отцы и дети». Проблематика романа - это яркая картина подъема движения разночинцев, революционеров-демократов; показ нового, только-только рождающегося типа общественного деятеля-нигилиста, подвергающего сомнению все устои российского государства. На 238 листах убористого тургеневского почерка уместилась история жизни бунтаря Базарова, критика аморальности нигилизма, конфликт между консерваторами-либералами и революционно настроенными прогрессистами, раскрытие философских, духовных, религиозных, этических и эстетических, морально-нравственных конфликтов.

Что хотел сказать автор и что у него сказалось?

Понять, в чем смысл романа «Отцы и дети» нельзя, не раскрыв образа главного героя - нигилиста Евгения Базарова. Сам автор отмечал, что виделась ему фигура сильная, злобная, дикая и неукротимая, честная, вышедшая из народа, но обреченная на гибель, ибо время базаровых еще не пришло. Он признавался, что не знает, любит или ненавидит созданный им же образ. Ведь раскритиковать писатель стремился в первую очередь дворянство как некогда передовой, а теперь уже отживающий, консервативный класс, тормозящий экономическое и политическое развитие страны. Но Базаров выдвинулся на первый план, и именно по поводу этого героя развернулась в отечественной критике полемика. Одни считали главный персонаж злобной карикатурой, памфлетом на молодое поколение. Другие, подхватив тургеневское слово «нигилист», стали называть им всяческие бесчинства, политические беспорядки, производимые студенчеством. И имя Базарова стало синонимом одного из имен дьявола - Асмодей. Третьи, подхватив революционные идеи, возвели Евгения Васильевича в ранг своего духовного вождя. Тургенев не разделял идеи ни одних, ни вторых, ни третьих. В этом была одна из причин идейного раскола между писателем и сотрудниками «Современника».

Победа жизни над идеологией

Да, Иван Сергеевич, при всей искренней симпатии к дворянству и сострадании к Базарову, осудил и одних, и других. В романе он доказал, что жизнь сложнее и многообразнее всех идеологий, политических споров, и ее нельзя уложить ни в одно Природа, любовь, искренние привязанности, возрождающая и облагораживающая сила искусства, патриотизм одержат победу над любым «страстным, грешным, бунтующим сердцем». И по сию пору судьбы героев произведения интересуют и волнуют нас, рождают споры, побуждают стараться понять как можно глубже и учат каждого быть Человеком. А это и есть главный признак великих классических произведений.

В 1862 году был опубликован четвертый по счету роман великого писателя Тургенева. Название романа - «Отцы и дети». В нем в полной мере отразились общественно-политические взгляды Тургенева и его прямое отношение ко всем происходящим в России событиям. Анализ романа "Отцы и дети" поможет наиболее полно ощутить все мысли и переживания автора.

Тема двух поколений

В романе «Отцы и дети» отражена тема двух поколений. Она была навеяна автору ожесточенной идеологической борьбой между демократами и либералами. Эта борьба развернулась во время подготовки крестьянской реформы. Ее описание наиболее подробно дал Тургенев. Анализ романа "Отцы и дети" интересен тем, что при рассмотрении определенных эпизодов можно более остро ощутить отразившийся в романе спор двух поколений. В нем рассмотрены такие события общественно-политической деятельности, как споры по вопросам истории и философии, а также полемика на тему науки и искусства.

Анализ произведения «Отцы и дети» можно начать с его названия. Само название романа очень часто понимается крайне упрощенно: конфликт разночинцев и аристократов, смена общественной идеологии поколений. Однако роман Тургенева «Отцы и дети» не исчерпывается только лишь одной социальной сферой. В нем есть и психологическое звучание. Сводить смысл романа исключительно к идеологии - понимать его «по-базаровски». Поскольку сам Базаров считает, что вся суть нового времени заключается в необходимости уничтожить с лица земли абсолютно все, что сделано «отцами», а также дискредитировать их с их моралью и принципами во имя весьма туманного «светлого будущего». Анализ произведения "Отцы и дети" дает четко понять одну из важнейших проблем в развитии всего человечества, раскрытых в произведении. Это проблема отцовства. Каждый человек с течением времени осознает свою духовную связь с прошлым, со своими корнями. Смена поколений – это всегда непростой и болезненный процесс. «Дети» перенимают от «отцов» духовный опыт человечества. Конечно, они не должны копировать своих «отцов». Им необходимо творчески переосмысливать их жизненное кредо. Во время социальных потрясений переоценка ценностей новым поколением проходит гораздо более жестоко и жестко, нежели это необходимо. Результаты всегда бывают крайне трагичными: слишком многое утрачивается в спешке, а затем слишком сложно восполнять эти проблемы.

Анализ героев романа

Особый интерес вызывает анализ героев. "Отцы и дети" - произведение, в котором мы встречаем таких ярких персонажей, как Базаров и Павел Кирсанов. Оба считают, что им известен ответ на вопрос, как осуществить преобразования в стране. Каждый из них уверен, что именно его идея принесет России процветание. Партийная принадлежность Базарова и Кирсанова прослеживается не только в манерах, но и в одежде. Читатель может узнать демократа-разночинца по крестьянской простоте речи, по «обнаженной красной руке» и намеренной небрежности костюма. Особенность позиций аристократа и демократа подчеркивается символическими деталями. У Павла Кирсанова такой деталью является запах одеколона. Его сильное пристрастие к хорошему запаху выдает стремление отстраниться от всего грязного, низкого, бытового, всего, что встречается в жизни. Таким образом, перед читателями предстают героиз-антагонисты. Их мировоззрение определяется принципиальными и непримиримыми противоречиями.

Анализ дуэли в романе «Отцы и дети»

Давайте сделаем анализ дуэли, "Отцы и дети" содержат эпизод, в котором Базаров со своим другом проезжают через Марьино, Никольское и родительский дом. В эту поездку «новый» Базаров уже отказывается от напряженных идеологических споров с Кирсановым. Только иногда он бросает достаточно плоские остроты, которые уже мало напоминают прежний фейерверк мыслей. Базарову противостоит «холодная вежливость» дяди. Они являются противниками друг для друга, но не признаются в этом даже самим себе. Постепенно враждебность меняется на взаимный интерес. Во время этой поездки Базаров впервые решил полюбопытствовать и узнать, на чем основаны аргументы его противника. Тем не менее, остановка в доме Кирсановых оборачивается для Базарова дуэлью. Поединка потребовал Павел Петрович. Он даже захватил с собой палку для того, чтобы любыми путями сделать дуэль неизбежной. Самим фактом вызова на дуэль Кирсанов отошел от своих аристократических принципов. Ведь настоящему аристократу не следует снисходить до простолюдина. В те времена дуэль считался анахронизмом. Тургенев рисует в романе множество смешных и комичных подробностей. Дуэль начинается с приглашения в секунданты Петра, который перетрусил до полусмерти. Заканчивается дуэль трагикомичной раной «в ляжку» Павла Кирсанова, который будто нарочно надел «белые панталоны». Сила духа присуща обоим героям. Автор отмечал это и ранее. Но именно дуэль помогла преодолеть внутреннюю ограниченность. После дуэли Базаров и Кирсанов словно меняются. Так, Павлу Петровичу становится привлекателен чуждый ранее демократизм.

Смерть Базарова

В романе "Отцы и дети" анализ эпизода смерти Базарова стоит отдельного внимания. Хотя исход дуэли закончился благополучно, Павел уже давно духовно умер. Разорвало последнюю нить с жизнью его расставание с Фенечкой. Его противник также уходит из жизни. В романе крайне настойчивыми кажутся упоминания об эпидемии. Она никого не щадит, и от нее нет спасения. Несмотря на это, герой ведет себя так, как будто для него холера не представляет опасности. Базаров понимал, что он создан для терпкой и горькой жизни революционера-агитатора. Он принимал данное звание, как свое призвание. Но в конце романа он задумывается, что же делать дальше, когда прежние идеи подверглись сомнению, а наука так и не дала ответы на интересующие вопросы. Базаров пытается найти истину в разговорах с неизвестным ему мужиком, но так и не находит ее.

В наши дни

В наши дни произведение «Отцы и дети» изучается во всех школах и гумманитарных ВУЗах страны. Проблема противоборства поколений является довольно значимой, молодежь настаивает на своих нравственных ценностях, которые "отцы" отказываются понимать. Для того чтобы раставить все точки над "И", прочитайте это гениальное произведение Тургенева.