«Горе от ума» — моё мнение о Чацком и Молчалине. "Горе от ума": анализ произведения Грибоедова, образы героев

Пьеса Грибоедова «Горе от ума» была написана давно, но актуальности по-прежнему не теряет, что, собственно, вещь довольно редкая, особенно для политической сатиры. Обычно такие книги актуальны ровно до того момента, пока существует критикуемый режим. Это очевидно на примере популярнейших в свое время острых, умных, едких произведений выдающихся советских диссидентов. Были ли это хорошие, нужные книги? Конечно, да. Интересны ли они сейчас, после распада Советского Союза? Нет. Больше - нет.

Секрет актуальности

Чтобы не была похожа на черно-белую фотографию давно забытого родственника, в ней должно быть что-то большее, не только бесхитростное указание сиюминутных недостатков общества. Отсылки к общечеловеческим проблемам и ценностям, узнаваемым, близким в любое время и каждому.

И Грибоедов, создавая свою пьесу, вложил в нее намного больше, чем просто критику существующего политического и социального строя. Это отмечает практически любая, взятая наугад, рецензия, произведения «Горе от ума» касающаяся хотя бы вскользь. Точнейшая картина нравов - и не только времен Александра I. Эти же люди живут и сейчас. Да, они по-другому одеты, курят сигареты, а не нюхают табак, обсуждают последнюю речь Путина на саммите, а не царя перед дворянским собранием. Но люди-то те же. Абсолютно узнаваемые типажи.

Персонажи комедии

Карьерист и конформист. Грубоватый бравый служака. Влиятельный мещанин с идейно верными взглядами. Старички - осколки прошлых времен. Сестры, озабоченные только собственными матримониальными планами. Романтическая девушка, представляющая себе жизнь лишь по книгам. Наконец, главный герой - пламенный либерал и борец.

Каждый наверняка сможет назвать одного-двух своих знакомых, полностью соответствующих этим определениям. Ни одна рецензия на книгу «Горе от ума» не обойдется без анализа этих узнаваемых типажей, будь она написана в 19-м веке или в 21-м. Как раз отношения между этими, такими разными людьми, постоянный конфликт новаторства и ретроградства, либерализма и консерватизма составляет один из двух смысловых стержней пьесы.

Критика Гончарова

Два года писал Грибоедов «Горе от ума». Рецензия Гончарова И.А - одного из лучших критиков своего времени - отнесла это произведение к шедеврам отечественной литературы. Его отзыв и по сей день является одним из лучших анализов пьесы. Это - полное, подробное, тщательное исследование как сюжета произведения, так и его персонажей, сравнение с другими, современными Грибоедову авторами. Эта критическая статья была написана спустя почти 50 лет спустя после публикации комедии. Для литературы даже 50 лет - это большой срок, два поколения. За это время произведение либо устареет - либо станет классикой.

Сам Гончаров отмечал, что героев Пушкина и Лермонтова - Онегина и Печерина, занимающих в литературной иерархии место несравнимо более высокое по сравнению с Грибоедовым, - уже не слишком интересны публике. Они неузнаваемы. Этот типаж ушел в прошлое вместе со временем, их породившим. Их мысли, их чувства, их беды и надежды ушли в прошлое вместе с блистательным 18-м веком.

Образ главного героя

Чацкий по-прежнему узнаваем - как в своих достоинствах, так и в своих недостатках. Он решителен, часто опрометчив и искренен. Пожалуй, даже чрезмерно искренен - многие его реплики уже даже не саркастичны, а откровенно жестоки, на что и пеняет ему Софья. Впрочем, если вспомнить о возрасте (Чацкому ведь едва за двадцать), это вполне ожидаемо и естественно. Молодости свойственны максимализм и жестокость. Его речь афористична - во многом именно это обеспечило пьесе успех. Цитаты из монологов Чацкого в ходу до сих пор, люди часто даже не знают, что любимая присказка - строка из комедии Грибоедова.

Редкая рецензия на книгу «Горе от ума» обходится без замечаний об уме Чацкого и его стремлении к переменам. Намного меньше обращают внимания на тот момент, что он много говорит, но ничего не делает.

Чацкий и его либерализм

Этот момент почему-то ускользает от внимания большинства критиков. Они никак не сопоставляют декларируемые Чацким тезисы с его образом жизни. Он полагает крепостное право чудовищным пережитком прошлого - но спокойно живет за счет крепостных. Гордость не позволяет ему пресмыкаться перед власть имущими - но при этом Чацкий спокойно существует на деньги, не им заработанные. Он упрекает в недалекости и солдафонстве Скалозуба - но абсолютно игнорирует тот факт, что это боевой офицер с боевыми же наградами, а вовсе не «паркетный вояка».

Либеральная деятельность Чацкого начинается и заканчивается пространнейшими монологами, сказанными перед публикой, которую уж точно не переубедить.

Комедия называется «Горе от ума». Смысл названия достаточно прозрачен. Но вот от ума ли горе Чацкого? Как, впрочем, и большей части либерального течения России, которому так созвучны настроения главного героя. Если вдуматься - получается, что дело не в избытке ума, а в неспособности его применить.

Критики и персонажи

Что такое критический отзыв? Это всего лишь детальное, аргументированное мнение читателя о произведении. Правда, критик - не просто читатель, а профессиональный, подготовленный читатель, но все же. А, как справедливо заметил Лабрюйер, книга подобна зеркалу. Если в него смотрится обезьяна, нельзя ожидать, что отражение покажет апостола. То есть любой критический отзыв - прежде всего отражение мировоззрения читателя, а не писателя. И любая рецензия на книгу «Горе от ума» - тому яркое подтверждение. Литераторы редко бывают людьми деятельными. Для них говорить - это уже работа. Возможно, именно поэтому такое разительное несовпадение декларируемых намерений и фактического поведения ускользает от их внимания.

Прототипы Чацкого

В этом плане достаточно показательна сама композиция пьесы - ее не обошла вниманием ни одна рецензия на книгу «Горе от ума». Произведение разделяется на две равнозначные сюжетные линии. Первая - любовная, взаимоотношения Софьи и Чацкого, в любой другой пьесе она и была бы основной. Но не здесь. В этой пьесе романтическая линия - всего лишь двигатель сюжета, канва, холст. Любое действие, любой поступок персонажей - всего лишь повод для еще одного монолога Чацкого. Он действительно необычайно словоохотлив. Количество текста, которое приходится на Чацкого, в несколько раз превышает объем реплик любого другого персонажа. Он говорит с другими героями, сам с собой, с залом.

Создается впечатление, что персонажи пьесы для того и выходят на сцену, чтобы Чацкий мог дать им свою пространную оценку. Собственно, именно эта особенность дала повод подозревать в главном герое альтер эго автора - своеобразный рупор, возможность громко, со сцены заявить собственную позицию, но чужими устами. Часто среди возможных прототипов персонажа называют умнейшего, талантливейшего Чаадаева. Тут и отдаленная схожесть фамилии, и репутация безумца. Возможно, он действительно послужил прототипом главного героя пьесы «Горе от ума». Смысл названия в этом случае очевиден - действительно, Чаадаев был известен глубоким, философического и ничего, кроме бед, ему это не принесло.

Необычный взгляд на Чацкого

Хотя есть и прямо противоположная теория, пускай и нераспространенная. Ряд литературоведов полагает, что сатира Грибоедова тоньше и глубже. Ее предмет - не только несчастные Фамусов, Молчалин, Репетилов и Скалозуб, но и сам Чацкий. Возможно, его неудержимая словоохотливость при полнейшей бездеятельности - просто еще одна шутка автора. И образ главного героя - это пародийный образ либерала-говоруна, неспособного к действию и не желающего его.

Конечно, очень непривычно выглядит на общем фоне такого рода рецензия. Комедии «Горе от ума» давно предписано стандартное, общепринятое толкование. Оно излагается на уроках литературы, его можно прочесть в любом справочнике. Но новаторский подход к изучению произведения тоже имеет право на существование. Хотя все же конструкция пьесы делает такое предположение маловероятным. Если пародия на либерала - сам Чацкий, то к чему вводить в сюжет Репетилова? Тогда они занимают одну и ту же логическую нишу. Единственное отличие в том, что Чацкий умен, а Репетилов откровенно глуп.

А. С. Грибоедов принадлежал, по словам критика В. Г. Белин­ского, «к самым могучим проявлениям русского духа». А своей бессмертной комедией «Горе от ума» он положил начало расцвету реалистической драматургии, внес новую струю в русскую нацио­нальную литературу.

Указывая на своеобразие его произведения, П. А. Вяземский писал: «Самые странности комедии Грибоедова достойны внима­ния: расширяя сцену, населяя ее народом действующих лиц, он, без сомнения, расширил и границы самого искусства». Основным мотивом «Горе от ума» стало противопоставление образованного, прогрессивно настроенного Чацкого всему остальному обществу. Автор свел таких различных героев в одном месте и в одно вре­мя, - и это как нельзя лучше помогло ему раскрыть замысел его произведения. Он показал встречу этих антиподов с той необык­новенной смелостью, величием поэтической мысли, совершенно новым взглядом на действительность, которых до Грибоедова не знала русская литература.

«Горе от ума» названо комедией, но комизм в ней создается не искусственными ситуациями, а правдивым изображением пошлых сторон жизни, осмеянием всего низкого и подлого. В этом произ­ведении с удивительным мастерством раскрыта подлинная сущ­ность общества ничтожных, жалких людей, которые живут по уже давно изжившим себя, безнравственным правилам. Все их стрем­ления направлены только на обогащение, приобретение чинов и других личных благ, на распространение сплетен, унижение чело­веческого достоинства других людей, уничтожение любого светло­го порыва, всего разумного и нового.

«Горе от ума» полностью разрушило установленное разделе­ние жанров. Это произведение не являлось ни бытовой комедией, ни комедией, основанной лишь на любовной интриге. Здесь орга­нически соединились и общественная сатира, и комедия характе­ров и нравов, и психологическая драма. В. Г. Белинский так опре­делил своеобразие произведения Грибоедова: «Комедия, по моему мнению, есть такая же драма, как и то, что обыкновенно называет­ся трагедиею, ее предмет есть представление жизни в противоре­чии с идеею жизни, ее элемент есть не невинное остроумие, которое добродушно издевается над всем из одного желания позубоска­лить, нет: ее элемент есть тот же желчный гумор, это грозное него­дование, которое не улыбается шутливо, а хохочет яростно, которое преследует ничтожество и эгоизм не эпиграммами, а сарказма­ми». На жанровое своеобразие «Горя от ума» указывал и А. И. Гон­чаров, который видел в произведении и «картину нравов», и «гале­рею живых типов», и «вечно жгучую сатиру», а вместе с тем и «блестящую комедию».

Новаторство Грибоедова проявилось также в неисчерпаемом бо­гатстве яркого сатирического языка комедии, в котором широко ис­пользуются все оттенки живой разговорной речи. При этом речевые характеристики героев наиболее точно и полно отражают их внут­реннюю сущность, выявляют все их низменные, пошлые стороны.

Как талантливый историк, художник и психолог Грибоедов сумел раскрыть все типические стороны русской действительнос­ти того времени, выявить основной конфликт той эпохи: противо­стояние умного, честного, свободолюбивого человека всем поро­кам общества. Он стремился в частном, единичном раскрыть об­щее, присущее всему времени и всему обществу. В сценах из жиз­ни небольшой группы людей, собравшейся в доме Фамусова, отра­жаются типичные черты всего дворянского круга. А в характере и судьбе одного передового мыслящего молодого человека - Чацко­го - характер и судьба всего поколения свободолюбивой молоде­жи. При этом отраженный в комедии конфликт проявляется в резких столкновениях, постоянной, все усиливающейся борьбе. Автор соблюдает некоторые традиции русской комедии XVIII - начала XIX веков, а именно три знаменитых единства: действие совершается в течение одних суток, в одном месте, вокруг одного главного героя. Однако при этом он показывает, насколько реали­стичной может быть комедия, даже классическая, если она воссоз­дает правду жизни. В отличие от традиционной в те времена ко­медии, в которой всегда в финале наказывался порок и награжда­лась добродетель, Грибоедов не дал определенной нравоучитель­ной концовки, отказавшись от всего, что мешало развитию рус­ской литературы.

А. С. Грибоедов создал удивительное произведение, поражаю­щее своей остротой, типичностью обличительных образов, жизнен­ностью и правдивостью воссозданных ситуаций, неисчерпаемым богатством яркого сатирического языка. Время, в которое была написана комедия «Горе от ума», далеко от нас, но смелая борьба патриота-коватора Чацкого против всего отсталого, пошлого и низ­кого в человеке вызывает живой интерес читателей и в наши дни.

Если бы мне задали вопрос, чем мне понравилась комедия “Горе от ума”, я бы ответила так: “Интересный сюжет, яркие герои, неповторимые мысли и высказывания эмоционально воздействовали на меня”. Это произведение - одно из тех, которое, однажды прочитав, оставляешь в памяти на долгое время. Комедию “Горе от ума” нельзя представить без самого автора. Грибоедов и “Горе от ума” - это то, без чего не могло бы существовать поодиночке ни один, ни другое.
Само название комедии “Горе от ума” говорит о том, что главный герой не был понят окружающими его людьми. Этот герой, на которого обращено автором большее внимание, и есть Чацкий. Он - интеллигентный, умный, честный, добрый, искренний, отважный, бескорыстный, бодрый, передовой человек. Он не боится высказать свою точку зрения. Он трезво оценивает ситуацию и положение фамусовского общества, не боясь высказать свое мнение. Смело вступая в разговор, он высказывает в лицо собеседникам свои мысли. Вот, например, цитата “Дома новы, но предрассудки стары” говорит о современном взгляде этого человека на жизнь в России. Тонкий и проницательный ум Чацкого не принимает фамусовское общество, которое он критикует. Главному герою противно унижаться перед людьми, которые выше по службе и, может быть, незаслуженно занимают военные посты, например полковник Скалозуб.
Сравнивая Чацкого с полковником, можно сказать, что он стоит выше по умственному развитию, мышлению, отваге, которой нет у Скалозуба. Я думаю, что Скалозуб, занимающий в государстве такую должность, не достоин управлять и командовать полками, которые были под его началом. Он не смог бы справиться со своим долгом перед Отечеством, потому что у него нет таких достоинств, как у Чацкого.
Совершенно противоположное Чацкому лицо - Молчалин. О нем у меня сложилось особое мнение. Даже его фамилия говорит о подлости, льстивости. Он всегда извлекает из ситуации для себя выгоду. Молчалин способен предать, обмануть, подставить, но какой ценой?! Только чтобы получить новую должность! Чацкий разоблачает характер Молчалина и высказывает свое мнение: “А впрочем, он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных”.
Говоря о главном представителе фамусовского общества, самом Фамусове, можно сказать, что этот человек очень высокого мнения о себе: “Монашеским известен поведеньем”. На самом же деле он - эгоист, в нем нет ничего интересного как в личности. Даже противопоставление Чацкого с Фамусовым невозможно. Чацкий стоит гораздо выше и намного достойнее его.
Чацкий - победитель, несмотря на то что его приняли за сумасшедшего. Он был вынужден покинуть Москву: “Вон из Москвы! сюда я больше не ездок”. В итоге он так и не смог добиться признания Фамусова и ответной любви Софии.
Чацкий - выразитель новых идей, и поэтому общество не смогло его правильно понять и принять таким, каков он есть. Его образ в литературе будет жить до тех пор, пока разум человечества не поймет, за какие идеи надо бороться и отстаивать их.

Главная > Документ

Перечитывая комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Прочитав комедию «Горе от ума», я был в вос-торге от главного героя, его свободословия и поведения. Это произведение повествует о дворянском об-ществе. Характеры и поступки этих людей видны на лицо, и это уже никто не сможет опровергнуть. Главный герой - Чацкий. Умный и честный че-ловек оказывается в обществе глупых людей. А что привело к тому, что он оказался в обществе Фамусова? - это чрезмерная любовь к Софии. София, в свою очередь, его совсем недооценивала, не пони-мала и не уважала. Чацкий осознавал это, но старался не принимать близко к сердцу. Но если вспомнить, как встретила София своего друга детства, которого уже давно не виде-ла, то можно понять состояние Чацкого:

«Ну поцелуйте же, не ждали? говорите!

Что ж, ради? Нет? В лицо мне посмотрите.

Удивлены? и только? вот прием!»

В доме Фамусова царит ложь и лицемерие. Глав-ные занятия - «обеды, ужины и танцы». Чацкий, не боясь никого, говорит то, что думает. Он проти-воречит высшим чинам, которые ценят только бо-гатство и власть, боясь правды и просвещения. Не каждый мог бы так поступить в те времена. Основ-ные взгляды на жизнь Чацкого проявляются через его монологи и диалоги. Он хочет служить делу, а не прислуживаться каким-то знатным людям:

«Служить бы рад, прислуживаться тошно».

Чацкий не терпит унижения. В те времена таких людей, как Чацкий, было очень мало. Люди в то время много умалчивали, им приходилось унижаться и прислуживаться высшим чинам. Грибоедов вы-сказал мысли и взгляды через образ Чацкого. Комедия «Горе от ума» еще много лет будет актуальна настоящему и будущим поколениям. Образ Чацкого никогда не соста-рится, потому что он человек «Века нынешнего». Вот с таких людей мы должны брать пример. Я надеюсь, что эта комедия останется надолго в памяти не только у меня, но также хочется, чтобы ее все долго помнили.

  1. Комедия а. С. Грибоедова «горе от ума» на сцене отечественного театра XX века: литературное произведение в театральном процессе

    Автореферат

    Защита состоится 24 декабря 2011 года в 15 часов на заседании диссертационного совета Д. 212.101.04 при Кубанском государственном университете по адресу: 350018, г.

  2. Документ

    Айтматов Ч.Т. Ранние журавли. Алексин А.Г. В тылу как в тылу и др. повести. Дубов Н.И. Мальчик у моря. Кузнецова А.А. Земной поклон. Лиханов А.А. Мой генерал.

  3. Литература

    Блаженство рода человеческого коль много от слов зависит, всяк довольно усмотреть может. Собираться рассеянным народам в общежития, созидать грады, строить храмы и корабли,

  4. К. К. Станиславский Работа актера над ролью (2)

    Документ
  5. К. К. Станиславский Работа актера над ролью (1)

    Документ

    В настоящем томе публикуются подготовительные материалы к неосуществленной книге "Работа актера над ролью". Эту книгу Станиславский предполагал посвятить второй части "системы", процессу создания сценического образа.

"Горе от ума" Цитаты.

Александр Сергеевич Грибоедов - известный русский писатель, поэт, драматург, блестящий дипломат, статский советник, автор легендарной пьесы в стихах «Горе от ума», был потомком старинного дворянского рода. Родился в Москве 15 января) 1795 г.

Комедия “Горе от ума”, написанная А. С. Грибоедовым в начале XIX века, актуальна и для сегодняшней России. Реплики его знаменитых персонажей разлетелись по миру, став «крылатыми» выражениями. В этом произведении автор со всей глубиной раскрывает пороки, поразившие российское общество начала прошлого века. Однако, читая это произведение, мы находим в нем и героев нынешних дней. Имена персонажей комедии, собранных Грибоедовым в доме московского барина Павла Афанасьевича Фамусова, не случайно стали нарицательными. Давайте посмотрим на хозяина дома. Каждая реплика Фамусова, каждый его монолог — это рьяная защита “века покорности и страха”. Этот человек зависим прежде всего от традиций и общественного мнения. Он поучает молодежь, что, мол, нужно брать пример с отцов:

-“Учились бы, на старших глядя ”.

А что является, в понимании Фамусова, тем самым опытом старших поколений? Это видно из его отзыва о покойном дядюшке Максиме Петровиче, который “не то на серебре — на золоте едал”. Максим Петрович, вельможа времен “матушки Екатерины”, является для Фамусова образцом для подражания:

-“когда же надо подслужиться, он и сгибался вперегиб .”

Лесть и низкопоклонство в цене у этого персонажа комедии. Занимая большой пост, Фамусов признает, что служит он для того, чтобы добыть чины и иные блага.

-"А у меня, что дело, что не дело, Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой ".

А. С. Грибоедов блестяще отразил в образе Фамусова черту чиновничества, какую мы называем сегодня “протекционизмом”. Герой комедии признается:

-"При мне служащие чужие очень редки, все больше сестрины, свояченицы детки... Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, ну как не порадеть родному человечку" .

Мерой ценности человека для Фамусова являются чины и деньги. Своей дочери Софье он говорит:

-“Кто беден, тот тебе не пара”. Полковник Скалозуб, как считает Фамусов, подошел бы Софье в качестве мужа, потому что он “не нынче — завтра генерал ”.

А бюрократия, ставшая уже общественным явлением, держится на этих самых Фамусовых. Они привыкли к “легкому” хлебу, которого добиваются, выслуживаясь перед вышестоящими. Они любят красивую жизнь, которой вознаграждаются за низкопоклонство и подхалимство. Так, Молчалин живет по принципу:

-"Во-первых, угождать всем людям без изъятья — хозяину, где доведется жить, начальнику, с кем буду я служить, слуге его, который чистит платья, швейцару, дворнику, для избежанъя зла, собаке дворника, чтоб ласкова была ".

Страшно, когда в обществе есть фамусовы, молчалины, скалозубы. Из-за того, что молчалины молчат, страдают невинные люди, хотя они и правы. Актуален для сегодняшнего дня и Чацкий. В нем писатель воплотил многие качества передового человека своей эпохи. Он не приемлет карьеризм, чинопочитание, невежество, как идеалы“века минувшего”. Чацкий - за уважение к простому человеку, службу делу, а не лицам, свободу мысли, утверждает прогрессивные идеи современности, процветание науки и искусства, уважение к национальному языку и культуре, к просвещению. Выслушав восторженный рассказ Фамусова о Максиме Петровиче, Чацкий с презрением говорит о людях, которые “не в войне, а в мире брали лбом, стучали об пол, не жалели”, о тех, “чья чаще гнулась шея”. Он презирает людей, готовых у покровителей зевать на потолок, явиться помолчать, пошаркать, пообедать. Он не приемлет “век минувший”: “Прямой был век покорности и страха”. Критически относится к засилью иностранцев:

-"Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Чтоб умный, бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев ".

Прочитав комедию, Пушкин сказал: «О стихах не говорю — половина должна войти в пословицы». Слова Пушкина оправдались быстро. Уже в мае 1825 года писатель В. Ф. Одоевский утверждал: «Почти все стихи комедии Грибоедова сделались пословицами, и мне часто случалось слышать в обществе целые разговоры, которых большую часть составляли стихи из «Горя от ума».

Текст из разхных источников.

- Ей сна нет от французских книг, а мне от русских больно спится.
- Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь.
- Счастливые часов не наблюдают.
- Карету мне! Карету!
- Кто беден, тот тебе не пара.
- Подписано, так с плеч долой.
- Грех не беда, молва нехороша.
- Мне всё равно, что за него, что в воду.
- Блажен, кто верует, — тепло ему на свете!
- И дым Отечества нам сладок и приятен!
- Велите ж мне в огонь: пойду как на обед.
- Что за комиссия, Создатель,быть взрослой дочери отцом!
- Служить бы рад, прислуживаться тошно.
- Свежо предание, а верится с трудом.
- Дома новы, но предрассудки стары.
- А судьи кто?
- Ах, злые языки страшнее пистолетов.
- Я странен; а не странен кто ж?
- Чины людьми даются, а люди могут обмануться.
- Похвальный лист тебе: ведёшь себя исправно.
- Ба! знакомые все лица!
- Кричали женщины «Ура!» и в воздух чепчики бросали.
- Читай не так, как паномарь, а с чувством, с толком, с расстановкой
- Где ж лучше? Где нас нет.
- Числом поболее, ценою подешевле.
- Что говорит! И говорит, как пишет!
- Уж коли зло пресечь: собрать все книги бы да сжечь.
- Сюда я больше не ездок