Гамбринус главные герои. Идея и своеобразие рассказа «Гамбринус» А.И. Куприна, его актуальность в контексте эпохи

В рассказе Александра Ивановича Куприна «Гамбринус» повествуется о пивной. Ее назвали так в честь короля, который покровительствовал над пивным делом, Гамбринуса. Эта пивная находилась в портовом южном городе. Гости данного заведения были очень колоритными персонажами. Посещали пивную люди разных национальностей, разной веры и разного социального статуса.

Сашка был евреем по национальности. Он очень любил гримасничать и веселиться. Для мира высокого искусства он был заурядным музыкантом, но для посетителей пивной и для служащих в ней, он был музыкантом с большой буквы. Сашка мог подобрать любую мелодию, спеть любую песню. Это очень нравилось посетителям пивной. В принципе из-за Сашки и любили данное заведение.

В рассказе «Гамбринус» писатель раскрывает разные образы человека. Сашка самый уникальный и в то же время самый колоритный персонаж. На первый взгляд он обычный скрипач пивной. Но, если читать произведение до конца, то Сашка становится по-настоящему близок каждому читателю.

Наступает японская война и Сашку забирают на службу. Он прощается с тяжелой душой и думает, что погибнет в одном из боев. Но судьба настолько милостива к нему, что спустя два года он возвращается в «Гамбринус», где все заскучали без него, и все снова становится на свои места. Но все-таки некоторые изменения происходят. Глаза Сашки становятся намного грустнее и выражение печали в них настолько тяжелое, что читатель не может остаться равнодушным к нему.

Далее в рассказе писатель повествует о том, что людям дают полную свободу: свободу слова, мысли. Но жизнь не становится от этого лучше. Наоборот, все почему-то становится хуже. Происходят гонения евреев. В этот момент читателю стоило бы бояться, что Сашка попадет под удар. Но он ходит по улицам свободно и спокойно. Однако, Белку, собачку Сашки, убивают.

На мой взгляд, Сашка из-за обиды и несправедливости дерется в пивной за что в последствии попадет в тюрьму. Оттуда он выходит с искалеченной рукой. Но все равно, несмотря на все гонения, несправедливость по отношению к нему, он продолжает играть на губной гармошке.

На мой взгляд, автор хотел показать силу человеческого духа. Особенно, если человек очень сильно чем-то увлечен, как в случае с Сашкой. Скрипачу очень нравилась музыка. Она с ним шла по жизни и помогла не сломаться, остаться сильным. Поэтому автор заканчивает свое произведение такими словами Сашки: «Человека можно искалечить, но искусство все перетерпит и все победит».

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Домик с красной крышей Рылова 8 класс

    Яркий солнечный день, сочные краски живописной русской природы Подмосковья и уютный домик с красной крышей перелились на полотно известного русского живописца-пейзажиста Рылова Аркадия Александровича

  • Каждый человек проживающий в России должен знать свою историю, что бы не повторять прошлых ошибок и знать устройство общества. Война, сколько всего вложено в смысл этого слова. Горе, печаль, потери, сплоченность

  • Иван Иванович в рассказе Старый гений Лескова сочинение

    Иван Иванович – человек с железной закалкой, обладающий «чином из четырнадцати овчин». Именно его вмешательство позволяет старушке-помещице вернуть дом в собственные владения. Он появляется в линии повествования только в третьей главе

  • Сочинение Человек в творчестве Горького 11 класс

    Человек в творчестве Горького - это, прежде всего, свободолюбивая личность, независимый индивидуум. Писателю был интересен внутренний мир людей, он с завидным постоянством размышлял над их мечтаниями

  • У меня много друзей. Мы весело проводим время вместе. Но не каждый друг является идеальным. Для меня идеальный друг - это тот, кто всегда придет на помощь.

Очень кратко Скрипач-еврей, играющий в пивной портового города, переживает русско-японскую войну и еврейские погромы. Его калечат, но тяга скрипача к музыке велика, и он продолжает играть на губной гармошке.

«Гамбринус» - пивная в подвале южного портового города. Каждый вечер много лет подряд здесь играет скрипач Сашка-еврей, весёлый, вечно пьяный человек неопределённых лет, похожий на обезьяну. Неизменно к шести часам вечера он приходит в пивную со скрипкой и маленькой собачкой Белочкой. В той же пивной работает буфетчицей мадам Иванова, полная женщина, с бесцветным от многолетнего пребывания в подвале лицом.

В крупный порт прибывают суда из многих стран, по ночам промышляют контрабандисты, возле порта множество кофеен, притонов, ночлежек. Прибывшие в город и обитатели здешних мест непременно посещают «Гамбринус». Сашка играет без перерыва заказанные ему песни всех народов и краёв. К вечеру его карманы полны серебряных монет. Посетители берут у него в долг мелкие суммы и никогда не возвращают.

Начинается русско-японская война. Сашку забирают в солдаты. Посетители пивной приходят в ужас, один из них даже вызывается идти вместо скрипача. Сашка дарит свою скрипку одному рабочему, а собачку оставляет мадам Ивановой. Будучи сиротой, он отправляет заработанные деньги дальним родственникам. Свою последнюю зарплату он оставляет буфетчице, чтобы та отправила её родне скрипача после его отъезда.

Без Сашки и его скрипки «Гамбринус» пустеет. Хозяин приглашает различных музыкантов, но их забрасывают сосисками. Однако со временем о Сашке забывают. В пивной играет гармонист, а о скрипаче помнят лишь мадам Иванова да собачка Белочка.

Через год Сашка возвращается. Гармониста выгоняют, несмотря на заключённый с ним контракт, и «Гамбринус» снова оживает.

Вскоре в городе начинается еврейский погром, но Сашка спокойно ходит по улицам, его не трогают. Один из погромщиков, разозлившись, что не может тронуть Сашку, убивает его собачку Белочку.

В «Гамбринус» заходят сыщики, один из которых - Мотька Гундосый, крещённый еврей. Между ним и Сашкой происходит ссора. Сашка разбивает скрипку об Гундосого, и тот хочет забрать его в участок, но толпа скрывает скрипача. Арестовывают его вечером по дороге из пивной.

Три месяца спустя Сашка возвращается. Его левая рука скрючена, «приворочена локтем к боку» и не разгибается, видимо, повреждено сухожилие. «Ничего! Человека можно искалечить, но искусство всё перетерпит и всё победит», - говорит Сашка, здоровой рукой берёт губную гармошку и начинает играть любимые песни посетителей «Гамбринуса».


В русской литературе затрагиваются многие проблемы. Когда вспоминаешь тему творчества, общественности или взаимоотношения людей, то первым вспоминается рассказ А.И Куприна «Гамбринус» и его главный герой - скрипач Сашка, еврейской национальности. Сашка взошел в этот мир, чтобы радовать людей своим талантом – игрой на скрипке. Он всю жизнь посвятил искусству, любимому делу.

Он знал абсолютно все песни разных народов, не было ни одной, которой бы он не знал наизусть. Тем самым, Саша заставил людей радоваться жизни, забывать обо всех проблемах и плясать под его прекрасные песни. Публика, включавшая в себя людей разных национальностей, очень полюбила Сашку. Даже люди разных стран танцевали под гимны чужих народов. Как мне кажется, А. Куприн призывает всех к интернационализму, пропагандирую равенство всех людей и дружбу наций.

В этом произведении автор противопоставляет Внешние качества с внутренними. "маленький, плешивый, человечек с наружностью облезлой обезьяны неопределенных лет".Но Сашку при этом все уважали из-за его великого мастерства и внутренних, добрых и приятных качеств человека.

Куприн так же и не оставил в тени вечную тему искусства, заявив: «Человека можно искалечить, но искусство все перетерпит и все победит» - такими словами завершается произведение «Гамбринус»

Обновлено: 2014-10-18

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Александр Иванович Куприн - писатель-реалист, его имя - одно из самых известных и громких имен начала ХХ века. Его произведения «Гранатовый браслет», «Молох», «Поединок», «Гамбринус» (краткое содержание и анализ которого будет представлен ниже) и другие вошли в золотой фонд русской литературы. Куприн был очень колоритной фигурой. Он постоянно жаждал впечатлений, поэтому часто странствовал и пробовал себя в разных отраслях, профессиях - от дантиста до грузчика.

Случаи из собственной жизни стали основой для многих произведений Александра Ивановича. Большая часть творчества писателя проникнута сочувствием к людям, которые обречены влачить тяжелую участь в убогой, косной среде. Куприн выразил это сочувствие не только в изображении жизни низших слоев общества (роман о жизни женщин легкого поведения «Яма»), но в образах страдающих, интеллигентных героев. Писатель обладал не только высшим мастерством литературного пейзажа, визуального восприятия бытия, но также и литературного характера. Речь, портрет и психологию автор прорабатывал очень тщательно - это заметно даже по глубине и сложности образов животных, о которых Александр Иванович любил писать. Повествование в зачастую обращено к экзистенциальным проблемам. Его размышления о воле к жизни, ненависти и любви, слабости и силе, отчаянии воссоздают духовный мир «маленького человека» на сломе эпох.

Драма жизни

Рассказ «Гамбринус», краткое содержание которого известно каждому еще по школьной программе, был создан А. Куприным в сумбурный исторический период времени между двумя революциями, произошедшими в России. Он стал ярким реалистичным отражением неразрывной взаимосвязи простого народа с его культурой. Содержание произведения доносит до читателя драму жизни посетителей пивного заведения с немецким названием «Гамбринус» расположенного на знаменитой улице Дерибасовской в Одессе. Самобытные и яркие образы героев, центральным персонажем среди которых является уникальный музыкальный самородок - талантливый Сашка-скрипач, наполняют атмосферу того времени неподражаемым колоритом и шармом. Подчеркнуто контрастно выглядит вдохновенная и искристая игра музыканта на фоне трагических и грозных событий, взбудораживших всю Россию и исковеркавших судьбы многих ее граждан.

Человек - тростник, но мыслящий

Интересный использовал Куприн. «Гамбринус» в основе сюжета содержит идею, которая затрагивает извечную тематику бессмертия и торжества искусства над любым проявлением безнравственности, подлости и жестокости. Гениальный ученый-француз Б. Паскаль своей философской мыслью дал определение индивидууму: человек - это тростник, однако тростник мыслящий. Эта мысль была подхвачена Куприным и перенесена в его литературное произведение. Слова центрального персонажа о том, что человека можно искалечить, но настоящее искусство обязательно все выдержит и победит, являются своеобразной транскрипцией слов Паскаля, звуча как апофеоз мужества и стойкости.

Особая магия

«Гамбринус» - рассказ небольшой, в нем чуть больше двадцати страниц. Но каждая фраза его пронизана особой магией и энергетикой литературного мастерства автора. Повествование будоражит читателя, держа его в неослабевающем напряжении, не оставляя безучастным, равнодушным к происходящим драматическим событиям в Российской империи того времени. Неумолимая волна еврейских погромов в считанные дни уничтожила жизнерадостную атмосферу уважительных, доброжелательных отношений между жителями, погрузив когда-то веселые улицы приморского города в ядовитую пучину ксенофобии. Куприновский «Гамбринус», краткое содержание которого не в силах передать публицистическую точность автора, описывает имевшие место акты вандализма бесчинствующих черносотенцев. Достаточно подробно автор описывает как они, пьяные, нагло вламывались в частные дома, квартиры, бесстыдно шарили в комодах и в кроватях, вымогали деньги, требовали то водки, то исполнения гимна. В каждой описательной строчке читатель чувствует журналистский талант писателя.

Гражданская позиция

Гражданская позиция Куприна безошибочно угадывается читателем по описанию одной из ключевых сцен, когда в разгар погрома одесский каменщик безжалостно убивает любимого пса Сашки-скрипача. В этом трагическом эпизоде с мощной контрастной выразительностью неореализма автор показывает неумолимую ярость бессмысленного и тупого гнева народа. Простые люди, обманутые и используемые властными структурами и революционными течениями в своих политических целях, становятся жертвой грядущих драматических событий. Свое возмущение и боль писатель выразил не только в данном произведении. Гражданскую позицию передают рассказы «Обида» и «Бред», которые также написал Куприн. «Гамбринус» же отличается от других особым эмоциональным и сочным стилем. Это настоящий эталон литературной экспрессии: все события и предметы, описанные автором, имеют законченную форму, образуя внутреннюю логическую связь друг с другом.

Оценка творчества

Произведение «Гамбринус» отзывы получил неоднозначные. Замечательную оценку литературному творению Куприна в свое время дал Лев Толстой, отметив его яркую тональность. Максим Горький предлагал присвоить писателю почетное звание певца революции. Однако когда после произошедших октябрьских событий Куприн эмигрировал за границу, мнение о нем и его творчестве радикально изменилось, а сам писатель никогда более не возвращался в своих произведениях к революционной тематике. Возможно, этот факт является одной из причин, по которым стоит прочесть рассказ «Гамбринус». Краткое содержание не в силах передать в полной мере мастерство автора.

Ю.В.Берёзкина

учитель русского языка и литературы НП ДВОК «Пенаты»

Работа с текстом на уроке литературы в 8 классе. Разработка урока по произведению А.И.Куприна «Гамбринус» с использованием стратегии «Продвинутая лекция» (технология «Критическое мышление»).

Цель: проанализировать содержание произведения, выявить авторскую позицию и способы её выражения.

Методический приём: аналитическая беседа с элементами продвинутой лекции.

Оборудование и наглядность: аудиозапись скрипичной музыки (попурри из различных мелодий).

Термины: рассказ, очерк, повесть, рассказ-очерк.

Ход урока.

На доске эпиграф (слова из «Гамбринуса»): «Человека можно искалечить, но искусство всё претерпит, всё победит».

1 .На прошлом уроке мы начали говорить о творчестве Куприна. Сегодня мы продолжим разговор об особенностях его творчества и мироощущения на примере произведения «Гамбринус». По ходу урока мы должны будем использовать план анализа художественного произведения и делать записи в тетрадях по каждому пункту плана (см. приложение).

Дома вы прочитали произведение. Задача первого этапа нашей работы – определить жанр произведения. Для этого вам предстоит поработать с теоретическим материалом в паре. Ответьте на вопрос: к какому жанру вы отнесли бы это произведение? Свой ответ аргументируйте, записав его в тетрадь (текст статьи и образец таблицы можно увидеть в приложении к конспекту урока). Учащимся выдаётся текст о жанрах эпических произведений. На работу отводится 5 -6 минут.

На доске записываются возможные варианты ответа: рассказ, повесть, очерк.

Рассказ «Гамбринус» был написан в 1907 году. Это рассказ-очерк. Здесь очерковая точность описаний соединяется с художественным вымыслом. Писатель стремится придать произведению характер истории, случившейся в действительности.

Существовавший в Одессе кабачок «Гамбринус» привлёк Куприна пёстрым составом своих посетителей: портовых рабочих, рыбаков, моряков, контрабандистов. Кипучей натуре писателя была близка по духу среда людей, чья жизнь резко выходила за рамки мещанского уклада жизни. Автор не указывает точно место действия, но пивная изображена достаточно детально.

Были ли вы правы в своих суждениях о жанре произведения?

2.Обратите внимание на эпиграф нашего урока, подумайте, какова тема рассказа.

На доске выписываем предположения учащихся.

Легко догадаться по эпиграфу урока, что главная тема произведения – тема искусства. Это тема стала оной из главных тем русской литературы после 1825 года, в эпоху, последовавшую сразу после разгрома декабристского восстания. Быстро созревший романтизм буквально приковал внимание к проблеме искусства. Романтики той эпохи ставили искусство выше политики, науки, философии, морали,а иногда и религии, традиционно занимавшей на ценностной шкале человеческого сознания самую верхнюю ступень. Искусство было признано силой, способной открыть человечеству путь к высшей истине, стать главным источником человеческих идеалов и реально преобразить самого человека и весь окружающий мир.

3. Образ Сашки. Аналитическая беседа.

Сначала каждый учащийся записывает в тетрадь 5 слов, которые, по его мнению, характеризуют главного героя.

Вопросы и задания для беседы.

  1. Найдите описание внешности Сашки.
  2. Какую музыку и на каком инструменте играл Сашка?
  3. Почему мадам Иванова всегда просила сыграть Сашку что-нибудь своё?
  4. За что посетители кабачка любят Сашку?
  5. Как Сашка относится к посетителям кабачка?
  6. Почему Сашка с собой всегда приводил Белочку?
  7. Меняется ли кабачок после ухода Сашки на фронт?
  8. Как воспринимают посетители «Гамбринуса» возвращение Сашки через два года?
  9. Почему котельщик хранил и не пропил скрипку?
  10. Как понять выражение « небоязнь боязни», которое автор выделяет курсивом и которым объясняет поведение Сашки во время погрома?
  11. Почему замахнувшегося на Сашку погромщика останавливают?
  12. Почему каменщик убивает Белочку?
  13. Почему Сашка ведёт себя с сыщиками независимо?
  14. Почему опытные люди беспокоятся о судьбе Сашки меньше, чем в первый раз и забывают его быстрее?
  15. Как воспринимают в кабачке возвращение Сашки с перебитой рукой?

После беседы каждый учащийся составляет в тетради синквейн «Сашка» (2 прилагательных, 3 глагола, фраза, междометие).Слушаем получившиеся синквейны.

4.Определяем проблему и идею произведения. Как они показаны у Куприна?

Испытав унижения, опасности фронта, тяготы японского плена, ужас погрома, издевательства охранки, Сашка сохранил в себе Человека. Куприн отвечает на вопрос о том. Какую роль в жизни человека играет искусство, рисуя взаимоотношения посетителей кабачка и Сашки. Мелодии Сашки позволяют проявить завсегдатаям пивной лучшие качества души. Они любят Сашку за то, что он такой же бедняк, как и они, но является при этом сильной личностью, обладает душой (скрипка-душа), способностью сострадать, чувствовать. Его талант- дар Божий. Искусство бессмертно, как душа народа. Сашка, его музыка воплощают, воспитывают и возрождают светлую сторону народной души. Сашкино искусство бессмертно.

Потеряв единственное близкое ему существо – собачку Белочку, с искалеченной рукой, худой и бледный, с гримасничающим лицом и кроткими глазами. Он сохраняет своё искусство, человеческое достоинство и душу. Он снова в «Гамбринусе», он снова играет для людей. Музыка, как душа народа, бессмертна (звучит скрипичная мелодия).

Здесь можно акцентировать внимание на такой детали, как скрипка. Почему скрипка? Провести параллели со стихотворением Маяковского «Скрипка и немножко нервно». Уделить внимание эпизоду с профессором.

На дом можно предложить написать эссе «Человека можно искалечить, но искусство всё перетерпит и победит» или «Игра Сашки: клоунада или искусство?», используя факты истории.

Приложение.

1 Таблица, которую заполняют учащиеся по ходу урока.

Элементы анализа

Мои мысли

Лекция

жанр