Слабость катерины в драме гроза. Характер Катерины в пьесе «Гроза. Мнение Д.И. Писарева

2 декабря 1859 года. Она сразу же имела большой успех, о ней говорили и спорили. Спорили в основном по поводу трактовки судьбы и характера главной героини, Катерины Кабановой, а также о главной идее пьесы, наметившей нового "героя времени". "Самоубийство Катерины - сила или слабость?" - вот главный вопрос, на который пытались дать свой ответ многочисленные критики. Среди них особенно выделяется Н.А. Добролюбов.

Мнение Н.А. Добролюбова

Николай Александрович посвятил этому произведению свою статью "Луч света в темном царстве", написанную в 1860 году. В статье критик "Современника" дает детальный анализ пьесы с точки зрения "реальной критики", с революционно-демократической позиции. Это была уже втора статья Добролюбова о "Грозе". Первая, "Темное царство", была написана еще год назад, в 1859 году.

Главная тема этих и многих других статей, посвященных данному произведению, - характер главной героини. Судьба Катерины Кабановой действительно заставляет о многом задуматься, и в данной статье хотелось бы подробно рассмотреть характер главной героини и причины ее несчастной судьбы. Николай Александрович использовал образы "темного царства" и "луча света", которые в дальнейшем часто цитировались при анализе этого произведения. На вопрос: "Самоубийство Катерины - сила или слабость?" - он отвечает, что этот поступок свидетельствует о мужестве главной героини, противостоящей злу "темного царства".

Мнение Д.И. Писарева

Однако не все критики соглашались с точкой зрения Добролюбова, между ними часто возникала полемика. Например, Д.И. Писарев в своей статье "Мотивы русской драмы", написанной в 1864 году, не согласился с мнением Николая Александровича о том, что Катерина является новой исторической героиней, которую принесла нам эпоха. По мнению Дмитрия Ивановича, таким персонажем является Евгений Базаров, разночинец-демократ из произведения Тургенева "Отцы и дети".

Мнение А.А. Григорьева

Интересна точка зрения еще одного критика, Григорьева. Еще за несколько месяцев до выхода в печать статьи "Луч света в темном царстве" он упрекал ее автора в том, что тот предлагает односторонний подход к пониманию Островского, к изображению им жизни. По мнению этого критика, в первой статье Николая Александровича, "Темное царство", Островский предстает карателем и обличителем самодурства.

Однако в оценке главной героини мнения этих двух литераторов совпадают. Они оба говорят о том, что Катерина - героический характер, вышедший из народной среды, отмечают поэтичность ее души и трагизм судьбы. Давайте вместе попробуем ответить на вопрос: "Самоубийство Катерины - сила или слабость?", подробно остановившись на внешней и внутренней стороне характера главной героини.

Патриархальное купечество в изображении Островского

Следует сказать, что у Островского это было уже не первое произведение, изображающее патриархальное купечество. Его быт был описан и в других пьесах автора конца 1840х - начала 1850х годов, например в комедии "Свои люди - сочтемся!". Однако в ранних пьесах Александра Николаевича еще не было столь яркого образа, подобного Катерине. Характер героини, происходившей из купеческой среды, - настоящее художественное открытие, которое создает Островский Александр Николаевич ("Гроза").

На первый взгляд возникновение героини, имеющей столь нехарактерный для патриархальной среды города Калинова взгляд на жизнь, кажется случайным. Однако это было не так. Ее судьба, ее стремление к счастью по велению сердца, а не по "закону", - результат происходивших в то время в обществе глубинных процессов, постепенно разрушающих патриархальный строй купечества. Пьеса "Гроза" насыщена диалогами о "конце света", "последних временах", о том, что молодежь перестала чтить традиции и обычаи; и на этом фоне разворачивается сюжет произведения.

Символизм "Грозы"

"Гроза" - символическая пьеса, ее символика связана с фольклором, и этим она отличается от ранних пьес Островского. В произведении многое напоминает сказочный мир, даже сам образ города Калинова вызывает ассоциации с миром сказки. Герои как будто живут в своей собственной замкнутой реальности, ограниченной пределами узкого калиновского миропонимания.

В реальности, которую создал Островский Александр Николаевич ("Гроза"), нет действующих лиц, хотя бы немного выходящих за эти пределы. Даже Катерина, стремящаяся к иной жизни, имеет весьма смутное представление о том, какова же эта другая жизнь. Она лишь осознает, что нынешнее существование ей опостылело. Возлюбленный Катерины, племянник Дикого Борис, похож на чужеземца, прибывшего в этот сонный город из чужой страны, в которой была совершенно другая жизнь. Однако и он тоже превращается в подданного "темного царства" Калинова, и вовсе не напоминает образ Ивана-царевича, спасающего свою возлюбленную.

Катерина похожа на "спящую красавицу". Но ее "пробуждение" отнюдь не было радостным. Сладкий сон Катерины Кабановой - жизнь в доме любящих родителей - был грубо прерван выходом замуж за нелюбимого человека. Тихон слабоволен, во всем подчиняется своей матери, которая является в пьесе подлинным тираном.

Внешний конфликт

Что же привело к такому трагическому финалу? Самоубийство Катерины - сила или слабость? В пьесе нет конкретных виновников случившегося. Виноват весь калиновский мир. Главная героиня явилась жертвой уклада жизни, сложившегося как будто под действием злых чар, которые удерживают в подчинении весь город. Жители Калинова не способны им противостоять. В лучшем случае они лишь молча сочувствуют Катерине или дают ей советы, как обмануть Кабаниху и организовать свидание с возлюбленным. Однако любое предложение калиновцев вызывает в ее душе протест, так как все они предполагают некоторый компромисс с нравами города, с ее положением купеческой жены.

Калиновцы привыкли повиноваться судьбе, а Катерина бросает ей вызов, и город ее отвергает. Главная героиня олицетворяет мечты о переменах. Они притягивают ее, манят, в отличие, например, от Кабанихи, которой мерещатся "последние времена" и "конец света". Катерина осознает, что обречена в своем стремлении к новому, и, убедившись в том, что на перемены этот замкнутый мир неспособен и поддержки ждать не от кого, героиня решает уйти из жизни. Однако при попытке дать ответ на вопрос: "Самоубийство Катерины - победа или поражение?" стоит рассмотреть еще и внутренний конфликт героини.

Внутренний конфликт

Трагедия "Гроза" самоубийство Катерины определяет не только как ее внешний конфликт с "темным царством", но также и как внутренний конфликт героини. В ее душе происходит борьба между старым и новым. Мысль о нарушении морального долга преследует Катерину: она считает, что согрешила, что ей никогда не получить прощения. Это греха особенно тяжело и мучительно для главной героини. Ей попеременно овладевают сознание собственной вины и героическое отчаяние. Каждый свой поступок главная героиня воспринимает как шаг по направлению к пропасти, считая, что обратной дороги нет. Надежды на спасение Катерина не видит, к ней ни разу не приходит мысль о возможности прощения грехов и спасения души.

Социальный, философский и психологический аспекты трагедии

Таким образом, в понимании трагической судьбы главной героини можно выделить несколько аспектов.

Первый аспект - социальный, ведь для того, чтобы стать счастливой, Катерина должна либо покинуть Калинов, либо разрушить весь социально-бытовой уклад этого города. Ни то ни другое в данной ситуации невозможно, героиня является пленницей этого заколдованного мира.

Катерины включают и философский аспект - это нежелание подчиняться, противостояние собственной судьбе. Здесь героиня также не может оказаться победительницей. У нее есть два выхода: либо смириться с судьбой, со своей ролью жертвы "темного царства", либо уйти из жизни. В пьесе самоубийство Катерины представляется как закономерный финал.

Психологический аспект трагедии - внутреннее противоречие между осознанием своего тяжкого греха и свободной волей, побуждающей героиню переступать через внутренние нравственные запреты. Следует отметить, что форма, которую принимает этот запрет у Катерины, - религиозная - не имеет особенного значения. Ведь самоубийство - еще более тяжелый, чем прелюбодеяние, грех.

Все три аспекта взаимосвязаны, и все они важны для полного понимания причин трагической смерти героини и ответа на вопрос: "Самоубийство Катерины - победа или поражение?". Так, обычная супружеская измена превратилась в "Грозе" в масштабную трагедю личности, а сама по себе эта измена является скорее не причиной, а лишь следствием ее противостояния калиновскому миру.

Любовь Катерины к Борису

Любовь у Катерины не является высшей потребностью души, как у героини "Бесприданницы" Это лишь форма протеста против быта купеческой среды, символ свободы. К Борису Катерина относится не как к возлюбленному, а как к воплощению своей мечты о свободе.

Эти персонажи так и не находят общий язык: главная героиня смогла подняться над бытом калиновского общества, а Борис оказался неспособен на это. Так почему Катерина решилась на самоубийство?

Героиня решила утопиться не от "несчастной любви" и даже не от греховной, "невозможной" - ее толкнул на это калиновский быт, поскольку подобное желание не могло осуществиться в узких рамках этого города. Таким образом, у Островского впервые быт становится формой жизни, отражением стремлений человека, появляется так называемая "философия быта".

Философия быта

В этом произведении он наделен специальной функцией: отражением низменного, материального в жизни людей, под которым прячется все возвышенное и духовное. Разрушение быта предвещает скорый развал привычных общественных отношений.

Даже сюжетно-композиционные элементы "Грозы" подчинены вниманию к нему. В произведении отмечается статичность сюжета, пропуск самой любовной интриги, а также множество сцен, которые не связаны с развитием сюжета, но необходимы для описания бытовой среды города. Неторопливое развитие событий соответствует темпу жизни калиновцев, размеренному и неторопливому. Обширная предыстория главной героини, а также предыстории второстепенных героев создают ощущение, что события начинаются еще задолго до начала повествования. Финальная сцена не исчерпывает полностью своего смысла, намекая этим на возможность повторения описанных событий в реальной действительности.

А. Н. Островский в каждой своей пьесе создал и показал многогранных персонажей, за жизнью которых интересно смотреть. В одном из произведений драматурга рассказывается о девушке, которая покончила жизнь самоубийством, не сумев выдержать давления обстоятельств. Развитие характера Катерины в пьесе «Гроза» Островского, а также её душевные переживания являются основными движущими силами сюжета.

В списке действующих лиц Островский обозначает Катерину как жену Тихона Кабанова. С развитием сюжета читатель постепенно раскрывает образ Кати, понимая, что функцией жены этот персонаж не исчерпывается. Характер Катерины в драме «Гроза» можно назвать сильным. Несмотря на нездоровую ситуацию в семье, Катя сумела сохранить чистоту и твёрдость. Она отказывается принимать правила игры, живя по собственным. Например, Тихон во всём подчиняется своей матери. В одном из первых диалогов Кабанов убеждает мать, что своё мнение у него отсутствует. Но вскоре тема разговора меняется - и вот уже Кабаниха как бы между делом обвиняет Катерину в том, что Тихон любит её больше. До этого момента Катерина не участвовала в разговоре, но теперь она оскорблена словами свекрови. Девушка обращается к Кабанихе на ты, что можно расценивать как скрытое неуважение, а так же как некое равенство. Катерина ставит себя вровень с ней, отрицая семейную иерархию. Катя вежливо высказывает своё недовольство клеветой, подчёркивая то, что на людях она такая же, как и дома, и притворяться ей незачем. Эта реплика на самом деле говорит о Кате как о сильном человеке. По ходу повествования мы узнаём, что тирания Кабанихи распространяется только на семью, а в обществе старуха рассказывает о сохранении семейных порядков и правильном воспитании, прикрывает свою жестокость словами о благодетели. Автор показывает, что Катерина, во-первых, осведомлена о поведении свекрови; во-вторых, несогласна с этим; и, в-третьих, открыто заявляет Кабанихе, которой не может возразить даже собственный сын, о своих взглядах. Однако Кабаниха не оставляет попыток унизить невестку, заставляя её становиться перед мужем на колени.

Иногда девушка вспоминает о том, как она жила раньше. Детство Катерины было достаточно беззаботно. Девочка ходила с мамой в церковь, пела песни, гуляла, по Катиным словам у не было всё, что только может быть. Катя сравнивает себя до замужества с вольной птицей: она была предоставлена сама себе, сама распоряжалась своей жизнью. И теперь Катя часто сравнивает себя с птицей. «Отчего люди не летают так, как птицы? - говорит она Варваре. - Знаешь, мне иногда кажется, что я птица». Вот только улететь такая птица не может. Попав в клетку с толстыми прутьями, Катерина постепенно задыхается в неволе. Не может такой свободолюбивый человек, как Катя, существовать в жёстких рамках царства лжи и ханжества. Всё в Кате будто дышит чувствами и любовью к самому неповторимому - к самой жизни. Попав в семью Кабановых, девушка лишается этого внутреннего ощущения. Её жизнь похожа на жизнь до замужества: те же песни, те же походы в церковь. Но теперь, в таком лицемерном окружении, Катя чувствует фальшь.

Удивительно, что обладая такой внутренней силой, Катя не противопоставляет себя другим. Она «мученица, пленница, лишённая возможности расти, развиваться», но сама себя она таковой не считает. Через «жернова неприязни и злобной зависти» она старается пройти достойно, не утратив и не опошлив свою сущность.

Катю с лёгкостью можно назвать смелой. Действительно, девушка пыталась бороться с чувствами, которые вспыхнули у неё к Борису, но всё же решила встретиться с ним. Катя берёт на себя ответственность за свою судьбу и решения. В некотором смысле на время тайных свиданий с Борисом Катя обретает свободу. Она не боится «ни греха, ни людского суда». Наконец-то девушка может поступать так, как велит её сердце.

Но с возвращением Тихона их встречи прекращаются. Желание Кати рассказать об отношениях с племянником Дикого не радуют Бориса. Он надеется, что девушка промолчит, затягивая её в сети «тёмного царства», из которого так отчаянно пыталась вырваться Катя. Один из критиков драмы, Мельников-Печерский, удивительно метко охарактеризовал Катерину: «молодая женщина, попав под гнёт этой старухи, испытывает тысячи нравственных мучений и в то же время сознаёт, что бог вложил в неё сердце пылкое, что в молодой груди её бушуют страсти, вовсе не совместимые с затворничеством замужних женщин, которое господствует в той среде, куда попала Катерина».

Ни признание в измене, ни разговор с Борисом не оправдал надежд Катерины. Для неё разница и несоответствие реального мира и представлений о будущем оказались фатальными. Решение броситься в Волгу не было спонтанным - Катя давно чувствовала приближающуюся смерть. Она боялась надвижения грозы, видя в ней расплату за грехи и дурные помыслы. Откровенное признание Катерины становится похожим на отчаянное причастие, желание быть честной до конца. Примечательно, что между событиями признание в измене - разговор с Борисом - самоубийство проходит некоторое время. И все эти дни девушка терпит оскорбления и проклятия свекрови, желающей закопать её в землю живьём.

Нельзя осуждать героиню, говорить о слабости характера Катерины в «Грозе». Тем не менее даже совершив такой грех, Катя остаётся такой же чистой и невинной, как и в первых действиях пьесы.

Рассуждение о силе или слабости характера Катерины может быть полезно ученикам 10 классам при написании сочинения на тему «Характер Катерины в пьесе «Гроза»».

Тест по произведению

Кейс-технология на уроке литературы.

Тема урока: Сила и слабость характера Катерины (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)

Эпиграф: Так и рвётся душа

Из груди молодой!

Хочет воли она,

Просит жизни другой.

А. Кольцов.

Цель урока :

Задачи:

- научить обучающихся выявлять проблемы произведения и давать обоснованные суждения о нем;

Способствовать развитию речевых и коммуникативных навыков;

Формировать ценностное отношение к окружающей действительности, воспитывать чувство уважения к другим людям и их чувствам.

Применяемая технология: описание конкретной ситуации (кейс-технология)

Контингент обучаемых : обучающиеся 1 курса

Количество : 15-20 человек

Год разработки: 2017

1. Подготовительный этап

1.1. Определение места урока в системе предмета, обозначение темы, формулировка целей урока, определение проблемы, разработка задания для обучающихся и возможных вопросов для ведения дискуссии и презентации кейса

1.2. Чтение студентами драмы А.Н. Островского «Гроза».

2 . Ознакомительный этап

2.1. Вступительное слово.

С покойною важностью лиц.

С красивою силой движенья.

2.2. Введение в ситуацию.

Действие пьесы происходит в середине XIX веке в городке Калинов на берегу Волги. Главная героиня пьесы - молодая замужняя женщина Катерина Кабанова, добрая и чуткая натура. Она замужем за нелюбимым мужчиной, Тихоном Кабановым. Катерина глубоко несчастлива в семье Кабановых. Главой семьи является злая и властная старуха Кабаниха, мать Тихона. Глуповатый бесхарактерный Тихон во всем слушается свою мать. Катерина влюбляется в Бориса, молодого человека, который приехал из Москвы к своему дяде, купцу Дикому. Катерина мучается оттого, что она любит не своего мужа Тихона, а Бориса.

3. Основной (аналитический) этап.

3.1. Раунды:

1)вступительное слово преподавателя; распределение студентов по группам (4-5 человек в каждой); организация работы групп: краткое изложение членами групп прочитанных материалов и их обсуждение; выявление проблемных моментов; определение докладчиков;

    первый раунд дискуссии - обсуждение проблемных моментов в малых группах, поиск аргументов и решений;

    второй раунд дискуссии - предоставление результатов анализа, общегрупповая дискуссия, подведение итогов дискуссии и найденных решений.

3.2.Указания по проведению анализа конкретной ситуации

После знакомства обучающихся с предоставленными фактами начинается их анализ в групповой работе. Этот процесс выработки решения, составляющий сущность метода, имеет временные рамки, которые определяет преподаватель.

Продуктивность групповой аналитической работы обеспечивается путем следования определенному алгоритму:

    анализ ситуации - целесообразно начинать с выявления и формулировки проблемы;

    выработка различных способов действия в данной ситуации - альтернатив;

    выбор лучшего решения (альтернативы) с опорой на анализ положительных и отрицательных последствий каждого, а также на анализ необходимых ресурсов для их осуществления;

    составление программы деятельности с ориентацией на первоначальные цели и реальности их реализации

4. Итоговый этап.

4.1 Заключительная презентация результатов аналитической работы (студенты могут узнать и сравнить несколько вариантов решений одной проблемы).

4.2. Обобщающее выступление преподавателя - анализ ситуации.

4.3. Оценивание преподавателем обучающихся.

5. Описание ситуации. Используется пьеса А.Н. Островского «Гроза».

Вопросы для обсуждения.

ХОД УРОКА.

1. ОРГМОМЕНТ.

Здравствуйте, юноши! Очень приятно вас видеть. На нашем уроке сегодня присутствуют гости: преподаватели нашего техникума.

2. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Сегодня на уроке мы поговорим на тему, которая волнует не одно поколение писателей, поэтов, художников, композиторов, – о женщине.

Давайте вспомним произведения, в которых писатели и поэты воспевают красоту и величие женщины.

(Пушкин «Евгений Онегин» - милый образ Татьяны Лариной, Толстой «Война и мир» – образ Наташи Ростовой, вспоминаются строки Некрасова:

Есть женщины в русских селеньях

С покойною важностью лиц.

С красивою силой движенья.

С походкой, со взглядом цариц.

А. Солженицын в рассказе «Матренин двор» восхищается простой крестьянкой Матреной).

Как и многие другие писатели, не обошел стороной эту тему и Александр Николаевич Островский, он написал пьесу «Гроза».

Тема нашего урока«Сила и слабость характера Катерины (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)» - (запись темы в тетрадь)

- Как вы думаете, какова цель нашего урока?

Цель урока : выяснить, почему Катерина решилась на самоубийство, что это – проявление силы или слабости духа? (на экране) Запись в тетрадь.

Для эпиграфа я взяла следующее высказывание:

Так и рвётся душа

Из груди молодой!

Хочет воли она,

Просит жизни другой.

А. Кольцов.

Эпиграф – на экране. Запись в тетрадь.

3. УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АНАЛИЗА КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ

«Любовь сильнее смерти, сильнее страха смерти».

Как вы понимаете эти слова?

(Ответы студентов).

Когда человек любит, то он готов на все, готов пожертвовать собой ради любимого, готов совершить подвиг во имя любви. Главная героиня пьесы – Катерина готова пожертвовать многим во имя любви, даже своими принципами, она кидается в омут, не боясь кары божьей. Мы должны разобраться, почему Катерина решилась на любовь к Борису, почему Катерина покончила жизнь самоубийством, смерть Катерины – победа или поражение?

Для того чтобы выяснить это,вы будете работать в группах.

На партах лежит раздаточный материал, который содержит: краткое содержание пьесы «Гроза», вопросы и информационный материал. Используя текст и информационный материал вам нужно ответить на следующие вопросы:

    Какая проблема затрагивается в пьесе?

    Могла ли Катерина найти счастье в семье? При каких условиях?

    Достоин ли Борис Катерины, её любви?

    В чем сила и слабость характера Катерины?

    Смерть Катерины – победа или поражение? Почему?

Сегодня неправильных ответов не может быть, каждый высказывает свою точку зрения.

4. РАБОТА В ГРУППАХ – 10 МИН. (Звучит тихая музыка)

5. ПРЕЗЕНТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ – по 4 мин. каждой группе

6. ОБОБЩАЮЩЕЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.

Вы ответили на все вопросы, высказали свое мнение, выявили проблемы произведения.

Предлагаю вам вернуться к эпиграфу нашего урока – к словам А. Кольцова.

Так и рвётся душа

Из груди молодой!

Хочет воли она,

Просит жизни другой.

Как вы думаете, почему именно эти слова мы выбрали эпиграфом нашего сегодняшнего урока?

(Ответы студентов).

Катерина не может смириться с укладом жизни, который царит в доме Кабановых и принимает решение умереть... Она решилась на самоубийство: с высокого обрыва кинулась она в Волгу, в свой последний полет, покончила с собой.

Что подтолкнуло ее совершить такой поступок?

(Ответы студентов).

В тех условиях она не могла поступить иначе: так она опять проявила свой характер - доказала, что для нее лучше смерть, чем неволя. Свой поступок Катерина совершила в условиях необычных, исключительных, безвыходных. При этом она проявила снова большую волю, и даже отвагу. Ведь христианская религия объявила самоубийство смертным грехом и запретила молиться за самоубийц. А Катерина, хотя она и религиозный человек, говорит: «Кто любит, тот будет молиться». Любовь к человеку и ненависть к самодурству, к неволе для нее сильнее всех церковных запретов. Причина - в неясном для самой Катерины ощущении кризисности бытия: прежние моральные принципы устарели, а новые она не может воспринимать иначе, как грех. Виновны окружающие, набожность, замкнутый образ жизни: дом, вышивания, рассказы богомолок не подготовили Катерину к жизни с другими правилами. Она жертва «собственной чистоты».

7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА.

Катерина – сильная личность, которая умела любить, готова на самопожертвование во имя любви, но она честна, искренна и поэтому она не способна притворяться, обманывать, т.е. жить по законам «темного царства», она избрала выход – самоубийство, чтобы избавить себя и свою душу от угрызений совести и уйти от норм и правил города Калинова.

Звучит романс «Любовь - волшебная страна»

2. Выставление оценок в группах.

8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Составить характеристику литературного героя – Катерины по плану.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

1. ОПИСАНИЕ СИТУАЦИИ

А.Н. ОСТРОВСКИЙ «ГРОЗА»

(Краткое содержание)

События пьесы происходят в , в вымышленном городке Калинове, который расположился на высоком волжском берегу. В центре событий семья местной богатой купчихи и, по совместительству, законодательнице местной морали, Кабанихи. Действие происходит в общественном саду, на берегу Волги, где на сцене появляются все основные персонажи пьесы. Вначале местный механик-самоучка Кулигин обсуждает неподобающее поведение купца Дикого, богатея и самодура, с его молодым приказчиком Кудряшом и местным обывателем Шапкиным. К ним присоединяется Борис, родной племянник Дикого, который рассказывает, что его привело из в эту глушь и почему он вынужден терпеть выходки своего дяди. Дикой пообещал отдать положенную часть его наследства при условии, что Борис будет к нему почтителен. Кулигин утверждает, что вряд ли Дикой согласится добровольно отдать деньги, а Борис жалуется, что ему тяжело привыкать к обычаям, царящим как в доме дяди, так и в городе.

Следом появляется странница, которая расхваливает город за благолепие и, особенно дом Кабановой. На вопрос Бориса о семье Кабановой, Кулигин называет ее ханжой, которая “нищих одаривает, а домашних поедом ест”.

Появляется Кабанова, ее сопровождает дочь Варвара, довольно бойкая девушка, которая научилась скрывать от матери свои чувства. Сын Тихон, не особенно злой, но полностью находящийся под влиянием властной матери, который в ее присутствии не скажет поперек и слова. Вместе с ним его жена Катерина, молодая, скорее приятная, чем красивая, спокойная девушка. Она никак не может привыкнуть к строгим порядкам в семье своей свекрови, где никто не может высказать свое мнение и ей, после ее вольного детства, обстановка в семье мужа напоминает тюрьму.

Во время прогулки по бульвару, Варвара смогла выпытать тайну Катерины, которая признается, что ей очень понравился Борис, что он не такой как все и она чувствует в нем родственную душу. Варвара предлагает ей устроить свидание, но Катерина приходит в ужас от этого предложения и отказывается.

Напряженность ситуации усугубляется начинающейся грозой и городской сумасшедшей, которая при виде молодых девушек пророчит им адские муки, крича, что красота ведет в омут. Все это производит на Катерину гнетущее впечатление, и она торопится домой, чтобы помолиться и выпросить прощение за греховные мысли.

Проводив мужа в поездку, оскорбленная унижением, которое высказывает свекровь, Катерина соглашается встретиться с Борисом на тайном свидании.

Заключительное действие происходит в саду, где гуляют горожане и видны развалины с уцелевшей фреской, на которой изображена огненная гиена и опять вот-вот начнется гроза.

Катерина не в силах избавиться от чувства вины за измену. Прилюдно бросается ему в ноги и признается в своем грехе, чем вызывает гнев Кабанихи, ужас и смятение Тихона, досаду у Варвары, сожаление Бориса и злорадство обывателей.

Не выдержав чувства греховности за свой проступок и понимая, что никто не собирается помочь и поддержать, Катерина бросается с крутого волжского обрыва.

2. ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

    Какая проблема затрагивается в пьесе?

    Могла ли Катерина найти счастье в семье? При каких условиях?

    Достоин ли Борис Катерины, её любви?

    В чем сила и слабость характера Катерины?

    Смерть Катерины – победа или поражение? Почему?

Читая пьесу Островского "Гроза", невольно задаешься вопросом: сила или слабость
Катерины проявляется в ее самоубийстве в финале пьесы? Правильно она поступила или
нет? По этому поводу существовало много споров между литературными критиками 40-х, 50-х годов 19-го столетия. Так, Добролюбов отметил "сильные, бунтующие
мотивы" в характере Катерины и связал их с атмосферой кризиса, в котором находилось все
российское общество. По его словам, в драме Островского показан сложный, трагический
процесс раскрепощения оживающей души.

Глубоко трагична первая встреча Катерины с любимым - Борисом. Сцена пронизана
тревогой. Звучит мотив народной песни - мотив неминуемой гибели ("Ты убей, загуби меня
со полуночи... "). "Зачем ты пришёл? Зачем ты пришёл, погубитель мой?" - предчувствует
беду Катерина. Каким же сильным должно быть её чувство, если она во имя любви идёт на
верную гибель! "Не жалей, губи меня!" - восклицает она, отдавшись этому чувству. Так
любить может не всякий, и мы убеждаемся в необычайной силе героини.

А каковы слова Катерины, произнесенные в оправдание своему мужу и себе, перед
Кабанихой. Вслушаемся в них внимательно: "Для меня, маменька, всё одно, что родная
мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит". В отличие от жены, Тихон произносит свои
оправдания жалобно, и вместе с тем весьма почтительно, обращаясь к матери на "вы".
Катерина говорит о том же, что и Тихон, возражая на упреки. Но с каким достоинством, как
просто и искренне говорит она. Характерно и это обращение на "ты" (как к равной). Она
стремится к ясным, доброжелательным человеческим отношениям.

В первом явлении мы представляем себе Катерину как покорную жертву, человека со
сломанной волей и растоптанной душой. "Маменька её поедом ест, а она как тень какая
ходит, безответная. Только плачет да тает как воск", - говорит о жене Тихон. И вот она сама
перед нами. Нет, она не жертва. Она человек с сильным, решительным характером, с живым,
вольнолюбивым сердцем. Она не чувствует себя рабой, напротив, она свободна, хотя бы
потому, что всё потеряла, что нечем ей больше дорожить, даже жизнью: "Для чего мне
теперь жить, ну для чего?"

Жажда освобождения торжествует и над ее религиозными представлениями. "Всё равно, что смерть придёт, что сама…, а жить нельзя." размышляет она о самоубийстве. И далее она подвергает сомнению это представление: "Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться".
Предсмертные слова Катерины обращены не к богу и выражают не раскаяние в совершённых
грехах, они обращены к любимому; "Друг мой! Радость моя! Прощай!" Так свободное от
предрассудков, живое и сильное чувство победило в душе Катерины

С другой стороны можно показать, что Катерина проявила слабость. Такая точка
зрения существует у Писарева, когда в статье "Мотивы русской драмы" он оценивал
"Грозу". Статья была направлена полемически против Добролюбова. Писарев назвал
Катерину "полоумной мечтательницей" и "визионеркой": "Вся жизнь Катерины, по его
мнению, - состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из
одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что сделала вчера, и между тем,
сама не знает, что будет делать завтра; наконец, перепутавши все, что было у нее под
руками, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством".

На самом деле самоубийство - не глупое, а последнее средство отчаявшегося
человека. С точки зрения атеиста, в поступке Катерины - сила. Но с точки зрения
православия, самоубийству нет прощения, какими бы мотивами оно не оправдывалось. Это
один из самых тяжелых грехов. Считается, что люди должны терпеть то, что им посылает
судьба. Катерина должна была нести свой крест. Интересен тот факт, что в старину самоубийц хоронили не на кладбище, а рядом. И проходившие мимо люди знали о судьбе
умершего. А ведь Катерина мечтала, освободившись от мирской жизни, о том, как: "Под
деревцем могилушка... Солнышко ее греет... Птицы прилетят на дерево, будут петь, детей
выведут. " Ее душа не могла спокойно существовать без красот природы, любви.

Таким образом, мы видим, что если пробуждается протест, пусть и в таких пассивных
формах, пусть и таким слабым существом, какой считали женщину в ту эпоху, то это и есть
нарастающий протест в народе, сигнал, который являлся предвестником гибели старого
уклада жизни, опиравшегося на систему феодально-крепостнического деспотизма, и
набирания оборотов новых прогрессивных стремлений к равноправию, к свободе
человеческой жизни.

Сочинение на тему:

"Сила или слабость Катерины проявляется в ее самоубийстве
в произведении Островского "Гроза"?

Читая пьесу Островского "Гроза", невольно задаешься вопросом: сила или слабость
Катерины проявляется в ее самоубийстве в финале пьесы? Правильно она поступила или
нет? По этому поводу существовало много споров между литературными критиками 40-х, 50-х годов 19-го столетия. Так, Добролюбов отметил "сильные, бунтующие
мотивы" в характере Катерины и связал их с атмосферой кризиса, в котором находилось все
российское общество. По его словам, в драме Островского показан сложный, трагический
процесс раскрепощения оживающей души.

Глубоко трагична первая встреча Катерины с любимым - Борисом. Сцена пронизана
тревогой. Звучит мотив народной песни - мотив неминуемой гибели ("Ты убей, загуби меня
со полуночи... "). "Зачем ты пришёл? Зачем ты пришёл, погубитель мой?" - предчувствует
беду Катерина. Каким же сильным должно быть её чувство, если она во имя любви идёт на
верную гибель! "Не жалей, губи меня!" - восклицает она, отдавшись этому чувству. Так
любить может не всякий, и мы убеждаемся в необычайной силе героини.

А каковы слова Катерины, произнесенные в оправдание своему мужу и себе, перед
Кабанихой. Вслушаемся в них внимательно: "Для меня, маменька, всё одно, что родная
мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит". В отличие от жены, Тихон произносит свои
оправдания жалобно, и вместе с тем весьма почтительно, обращаясь к матери на "вы".
Катерина говорит о том же, что и Тихон, возражая на упреки. Но с каким достоинством, как
просто и искренне говорит она. Характерно и это обращение на "ты" (как к равной). Она
стремится к ясным, доброжелательным человеческим отношениям.

В первом явлении мы представляем себе Катерину как покорную жертву, человека со
сломанной волей и растоптанной душой. "Маменька её поедом ест, а она как тень какая
ходит, безответная. Только плачет да тает как воск", - говорит о жене Тихон. И вот она сама
перед нами. Нет, она не жертва. Она человек с сильным, решительным характером, с живым,
вольнолюбивым сердцем. Она не чувствует себя рабой, напротив, она свободна, хотя бы
потому, что всё потеряла, что нечем ей больше дорожить, даже жизнью: "Для чего мне
теперь жить, ну для чего?"

Жажда освобождения торжествует и над ее религиозными представлениями. "Всё равно, что смерть придёт, что сама…, а жить нельзя." размышляет она о самоубийстве. И далее она подвергает сомнению это представление: "Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться".
Предсмертные слова Катерины обращены не к богу и выражают не раскаяние в совершённых
грехах, они обращены к любимому; "Друг мой! Радость моя! Прощай!" Так свободное от
предрассудков, живое и сильное чувство победило в душе Катерины

С другой стороны можно показать, что Катерина проявила слабость. Такая точка
зрения существует у Писарева, когда в статье "Мотивы русской драмы" он оценивал
"Грозу". Статья была направлена полемически против Добролюбова. Писарев назвал
Катерину "полоумной мечтательницей" и "визионеркой": "Вся жизнь Катерины, по его
мнению, - состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из
одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что сделала вчера, и между тем,
сама не знает, что будет делать завтра; наконец, перепутавши все, что было у нее под
руками, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством".

На самом деле самоубийство - не глупое, а последнее средство отчаявшегося
человека. С точки зрения атеиста, в поступке Катерины - сила. Но с точки зрения
православия, самоубийству нет прощения, какими бы мотивами оно не оправдывалось. Это
один из самых тяжелых грехов. Считается, что люди должны терпеть то, что им посылает
судьба. Катерина должна была нести свой крест. Интересен тот факт, что в старину самоубийц хоронили не на кладбище, а рядом. И проходившие мимо люди знали о судьбе
умершего. А ведь Катерина мечтала, освободившись от мирской жизни, о том, как: "Под
деревцем могилушка... Солнышко ее греет... Птицы прилетят на дерево, будут петь, детей
выведут. " Ее душа не могла спокойно существовать без красот природы, любви.

Таким образом, мы видим, что если пробуждается протест, пусть и в таких пассивных
формах, пусть и таким слабым существом, какой считали женщину в ту эпоху, то это и есть
нарастающий протест в народе, сигнал, который являлся предвестником гибели старого
уклада жизни, опиравшегося на систему феодально-крепостнического деспотизма, и
набирания оборотов новых прогрессивных стремлений к равноправию, к свободе
человеческой жизни.