Художественный метод литературное направление течение школа. Повторяем литературные направления, углубляем знания

Термином литературное течение обычно обозначают группу писателей, связанных общностью идеологических позиций и художественных принципов, в пределах одного направления или художественного движения. Так, модернизм – общее название разных группировок в искусстве и литературе XX в., которое отличает отход от классических традиций, поиск новых эстетических принципов, новый подход к изображению бытия, – включает в себя такие течения, как импрессионизм, экспрессионизм, сюрреализм, экзистенциализм, акмеизм, футуризм, имажинизм и др.

Принадлежность художников к одному направлению или течению не исключает глубоких различий их творческих индивидуальностей. В свою очередь, в индивидуальном творчестве писателей могут проявляться особенности различных литературных направлений и течений. Например, О. Бальзак, будучи реалистом, создает романтический роман "Шагреневая кожа", а Μ. Ю. Лермонтов, наряду с романтическими произведениями, пишет реалистический роман "Герой нашего времени".

Течение – более мелкая единица литературного процесса, часто в рамках направления, характеризуется существованием в определенный исторический период и, как правило, локализацией в определенной литературе. В основе течения также лежит общность содержательных принципов, но сходство идейно-художественных концепций проявляется более отчетливо. Нередко общность художественных принципов в течении образует "художественную систему". Так, в рамках французского классицизма выделяют два течения. Одно основано на традиции рационалистической философии Р. Декарта ("картезианский рационализм"), к которому относят творчество П. Корнеля, Ж. Расина, Н. Буало. Другое течение, опиравшееся преимущественно на сенсуалистскую философию П. Гассенди, выразило себя в идейных принципах таких писателей, как Ж. Лафонтен, Ж. Б. Мольер. Кроме того, оба течения отличаются и системой используемых художественных средств. В романтизме нередко выделяют два основных течения – "прогрессивный" и "консервативный", но есть и другие классификации.

Принадлежность писателя к тому или иному направлению или течению (равно как и стремление остаться вне существующих течений литературы) предполагает свободное, личностное выражение миросозерцания автора, его эстетических и идеологических позиций. С этим фактом связано достаточно позднее возникновение направлений и течений в европейской литературе – период Нового времени, когда личностное, авторское начало становится ведущим в литературном творчестве. В этом принципиальное отличие современного литературного процесса от развития литературы эпохи Средневековья, в которой содержательные и формальные особенности текстов были "предзаданными" традицией и "каноном". Особенность же направлений и течений состоит в том, что эти общности базируются на глубинном единстве философских, эстетических и иных содержательных принципов во многом различных, индивидуально-авторских художественных систем.

Направления и течения следует отличать от литературных школ (и литературных группировок).

Литературная школа

Литературная школа – небольшое объединение литераторов на основе единых художественных принципов, сформулированных теоретически – в статьях, манифестах, научных и публицистических высказываниях, оформленных как "уставы" и "правила". Нередко такое объединение литераторов имеет лидера, "главу школы" ("щедринская школа", поэты "некрасовской школы").

Принадлежащими к одной школе, как правило, признаются писатели, создавшие ряд литературных явлений с высокой степенью общности – вплоть до общности тематики, стиля, языка. Таковой, к примеру, была в XVI в. группа "Плеяда". Она выросла из кружка французских поэтов-гуманистов, объединившихся для изучения античной литературы, и окончательно сложилась к концу 1540-х гг. Возглавлял ее известный поэт П. де Ронсар, а основным теоретиком был Жоашен Дю Белле, который в 1549 г. в трактате "Защита и прославление французского языка" высказал главные принципы деятельности школы – развитие национальной поэзии на национальном языке, освоение античных и итальянских поэтических форм. Поэтическая практика Ронсара, Жоделя, Баифа и Тийара – поэтов "Плеяды" – не только принесла славу школе, но и заложила основы для развития французской драматургии XVII–XVIII вв., развивала французский литературный язык и различные жанры лирики.

В отличие от течения, которое далеко не всегда оформлено манифестами, декларациями и другими документами, где отражены основные его принципы, школа практически обязательно характеризуется такими выступлениями. В ней важно не только наличие общих художественных принципов, разделяемых писателями, по и теоретическое осознание ими своей принадлежности к школе. "Плеяда" этому вполне соответствует.

Но многие объединения литераторов, именуемые школами, названы так по месту своего существования, хотя сходство художественных принципов писателей таких объединений может быть и не столь очевидным. Например, "озерная школа", названная в честь места, где она сложилась (северо-запад Англии, Озерный край), состояла из поэтов-романтиков, далеко нс во всем согласных друг с другом. К "лейкистам" относят У. Вордсворта, С. Колриджа, создавших сборник "Лирические баллады", а также Р. Саути, Т. де Квинси и Дж. Вильсона. Но поэтическая практика последних во многом была отличной от идеолога школы – Вордсворта. Сам де Квинси в мемуарах отрицал существование "озерной школы", а Саути нередко выступал с критикой идей и стихотворений Вордсворта. Но в связи с тем, что объединение поэтов-лейкистов существовало, имело сходство эстетических и художественных принципов, отраженных в поэтической практике, изложило свою "программу", историки литературы традиционно называют эту группу поэтов "озерной школой".

Понятие "литературная школа" преимущественно историческое, а не типологическое. Кроме критериев единства времени и места существования школы, наличия манифестов, деклараций и сходной художественной практики, кружки литераторов нередко представляют собой группы, объединенные "лидером", имеющим последователей, преемственно развивающих или копирующих его художественные принципы. Группа английских религиозных поэтов начала XVII в. образовала школу Спенсера. Находясь под влиянием поэзии своего учителя, братья Флетчеры, У. Браун и Дж. Уитер подражали образности, темам, поэтическим формам создателя "Королевы фей". Поэты школы Спенсера копировали даже тип строфы, созданной им для этой поэмы, напрямую заимствуя аллегории и стилистические обороты своего учителя. Интересен факт, что творчество последователей поэтической школы Спенсера осталось на периферии литературного процесса, а вот творчество самого Э. Спенсера повлияло на поэзию Дж. Милтона, а позднее Дж. Китса.

Традиционно происхождение русского реализма связывают с "натуральной школой", существовавшей в 1840– 1850-е гг., преемственно связанной с творчеством Н. В. Гоголя и развивавшей его художественные принципы. Для "натуральной школы" характерны многие признаки понятия "литературная школа", и именно как "литературная школа" она осознавалась современниками. Главным идеологом "натуральной школы" был В. Г. Белинский. К ней относят ранние произведения И. А. Гончарова, Н. А. Некрасова, А. И. Герцена, В. И. Даля, А. Н. Островского, И. И. Панаева, Ф. М. Достоевского. Представители "натуральной школы" группировались вокруг ведущих литературных журналов того времени – сначала "Отечественных записок", а потом "Современника". Программными для школы стали сборники "Физиология Петербурга" и "Петербургский сборник", в которых были опубликованы произведения этих писателей и статьи В. Г. Белинского. У школы была своя система художественных принципов, которая наиболее ярко проявилась в особом жанре – физиологическом очерке, а также в реалистической разработке жанров повести и романа. "Содержание романа, – писал В. Г. Белинский, – художественный анализ современного общества, раскрытие тех невидимых основ его, которые от него же самого скрыты привычкою и бессознательностью" . Особенности "натуральной школы" проявились и в ее поэтике: любовь к деталям, профессиональным, бытовым особенностям, предельно точное фиксирование социальных типов, стремление к документальности, подчеркнутое использование статистических и этнографических данных стали неотъемлемыми признаками произведений "натуральной школы". В романах и повестях Гончарова, Герцена, раннем творчестве Салтыкова-Щедрина была раскрыта эволюция персонажа, происходящая под влиянием социальной среды. Разумеется, стиль и язык авторов "натуральной школы" во многом был различен, но общность тематики, позитивистски ориентированной философии, сходство поэтики прослеживается во многих их произведениях. Таким образом, "натуральная школа" представляет собой пример сочетания многих принципов образования школы – определенных временных и пространственных рамок, единства эстетических и философских установок, общности формальных особенностей, преемственности по отношению к "лидеру", наличия теоретических деклараций.

Примерами школ в современном литературном процессе могут служить "Лианозовская группа поэтов", "Орден куртуазных маньеристов" и многие другие литературные объединения.

Однако следует отметить, что литературный процесс не сводится только к сосуществованию и борьбе литературных группировок, школ, течений и направлений. Рассматривать же его таким образом – значит схематизировать литературную жизнь эпохи, обеднять историю литературы, так как при таком "направленческом" подходе наиболее важные индивидуальные особенности творчества писателя остаются вне поля зрения исследователя, ищущего общие, часто схематичные моменты. Даже ведущее направление какого-либо периода, эстетическая база которого стала платформой для художественной практики многих авторов, не может исчерпать всего многообразия литературных фактов. Многие видные писатели сознательно находились в стороне от литературной борьбы, утверждая свои мировоззренческие, эстетические и художественные принципы вне рамок школ, течений, ведущих направлений определенной эпохи. Направления, течения, школы – это, по выражению В. М. Жирмунского, "не полочки или коробки", "по которым мы “раскладываем” поэтов". "Если поэт, например, является представителем эпохи романтизма, это не значит, что в его творчестве не может быть реалистических тенденций" . Литературный процесс – явление сложное и разноплановое, поэтому оперировать такими категориями, как "течение" и "направление", следует крайне осторожно. Кроме них, ученые используют и другие термины при изучении литературного процесса, например стиль.

  • Белинский В. Г. Полное собрание сочинений: в 13 т. Т. 10. М., 1956. С. 106.
  • Жирмунский В. М. Введение в литературоведение. СПб., 1996. С. 419.

Как уже отмечалось ранее, среди литературоведов нет единого мнения относительно того, как разграничить понятия «художественная система», «литературное направление» и «литературное течение». Чаще всего ученые называют «системами» «международные литературные общности» (барокко, классицизм и т.п.), а термины «направление» и «течение» используют в более узком смысле.

Достаточно распространенной является точка зрения Г.Н. Поспелова, который считал, что литературное течение – это преломление в творчестве писателей и поэтов определенных общественных взглядов (миросозерцания, идеологий), а направления – это писательские группировки, возникающие на основе общности эстетических воззрений и определенных программ художественной деятельности (выраженных в трактатах, манифестах, лозунгах и т.п.). Течения и направления в этом значении слов – это факты отдельных национальных литератур (Теория литературы – М., 1978, с.134 – 140).

Иными словами, направление представляет собой литературоведческое понятие, обозначающее совокупность фундаментальных духовно-содержательных и эстетических принципов, характерных для творчества многих писателей, ряда группировок, а также обусловленные этими важнейшими принципами совпадения и соответствия программно-творческих установок, тематики, жаров и стиля.

По словам Поспелова, литературное направление появляется тогда, когда группа писателей той или иной страны и эпохи объединяется на основе какой-то определенной творческой программы и создает свой произведения, ориентируясь на ее положения. Это способствует большей творческой организованности и законченности их произведений. Но не программные принципы, которые провозглашает какая-то группа писателей, определяют особенности их творчества, а, наоборот, – идейно-художественная общность творчества объединяет писателей и вдохновляет их на осознание и провозглашение соответствующих программных принципов.

В европейских литературах направления возникают лишь в новое время , когда художественное творчество обретает относительную самостоятельность и качестве «искусства слова», обособляясь от других нехудожественных жанров. В литературу властно входит личностное начало, становится возможным выражение точки зрения автора, выбор той или иной жизненной и творческой позиции. Направлениями в истории европейской литературы принято считать ренессансный реализм, барокко, классицизм, просветительский реализм, сентиментализм, романтизм, критический реализм, натурализм, символизм, социалистический реализм. Существование этих больших направлений в ряде национальных литератур более или менее общепризнано. Правомерность выделения других – рококо, предромантизм, неоклассицизм, неоромантизм и т.п. – вызывает споры.



Направления носят не замкнутый, а открытый характер; переход от одного к другому предполагает обычно промежуточные формы (предромантизм в европейской литературе XVIII столетия). Новое направление, приходя на смену старому, не устраняет его сразу, а какое-то время сосуществует с ним – между ними происходит творческая и теоретическая полемика.

Чередование и одинаковая последовательность направлений в европейской литературе позволяют рассматривать их как явление международное; однако то или иное направление в каждой литературе выступает с этой точки зрения в качестве национального варианта соответствующей общеевропейской модели. Национально-историческое своеобразие направлений в отдельных странах порой столь значительно, что отнесение их к единому типу оказывается проблематичным, а типологическая общность классицизма, романтизма и т.п. – весьма условной и относительной. Таким образом, при создании общей модели литературного направления приходится учитывать меру типологической общности его национальных форм – тот факт, что под флагом одного направления нередко выступают направления, качественно различные.

Возникновение в национальных литературах литературных направлений не значит, что все писатели обязательно принадлежали к тому или другому из них. Были и такие писатели, которые не возвышались до программирования своего творчества, не создавали литературных теорий, и их творчеству, значит, нельзя присваивать обозначений, вытекающих из каких-либо программных положений. Такие писатели не принадлежат ни к какому направлению. У них тоже есть, конечно, некоторая общность идеологического миросозерцания, создаваемая определенными обстоятельствами общественной жизни их страны и эпохи, которая обусловливала соответствующую общность идейного содержания их произведений, а отсюда и формы его выражения. Значит, творчество этих писателей тоже обладало какой-то общественно-исторической закономерностью. Подобная же группа писателей была, например, в русской литературе – в эпоху господства в ней классицистического направления. Ее образовали М. Чулков, А. Аблесимов, А. Измайлов и другие. Таким группам писателей, творчество которых связано только идейно-художественной, но не программной общностью, наука о литературе не дает каких-то «собственных имен» вроде «классицизма», «сентиментализма» и т. п.

По мнению Поспелова, творчество тех групп писателей, которые обладают только идейно-художественной общностью , следует называть литературным течением.

Это не значит, что различие между литературными направлениями и течениями состоит только в том, что представители первых, обладая идейно-художественной общностью творчества, создавали творческую программу, а представители вторых не могли ее создать. Литературный процесс – явление более сложное. Очень часто бывает так, что творчество группы писателей определение страны и эпохи, создавшей и провозгласившей единую творческую программу, обладает, однако, лишь относительной и односторонней творческой общностью, что писатели эти, по существу, принадлежат не к одному, а к двум (иногда и более) литературным течениям.

Поэтому, признавая одну творческую программу, они по-разному понимают ее положения и по-разному применяют их. Бывают, иначе говоря, литературные направления, объединяющие в себе творчество писателей разных течений . Иногда писатели разных, но чем-то идейно близких друг другу течений программно объединяются в процессе своей общей идейно-художественной полемики с писателями других течений, резко враждебных им.

Таким образом, направление фиксирует общность глубинных духовно-эстетических основ художественного содержания, обусловленную единством культурно-художественной традиции, однотипностью миропонимания писателей и стоящих перед ними жизненных проблем, а в конечном счете – сходство эпохальной социально- и культурно-исторической ситуации. Но само миропонимание, то есть отношение к поставленным проблемам, представление о путях и способах их разрешения, идеологические и художественные концепции, идеалы писателей, принадлежащих к одному направлению, могут быть различными.

Походя с таких позиций к понятиям литературного направления и течения, Поспелов ставит вопрос об их существовании в национальных литературах на различных стадиях их исторического развития. По словам исследователя, на всех стадиях развития художественной литературы (начиная с литературы Древней Греции) ее источником всегда являлось идеологическое миросозерцание писателей, представляющих своим творчеством различные общественные силы и отсюда часто создающих свои произведения по принципу антитезы. Поэтому, если в национальных литературах до XVII столетия не было отчетливо оформленных направлений, то различные течения в них были всегда.

Течения существовали, например, в древнегреческой литературе классической эпохи ее развития. Аттическая демократия создала в V веке до н.э. блестящую драматургию, антиаристократическую по идейной направленности, авторитарно-мифологическую по идеалам. Это было одно из основных течений античной литературы той эпохи. Но еще ранее, с VI века до н.э. в тех древнегреческих полисах, где господствовала рабовладельческая аристократия активно развивалась лирика – и гражданская по своему содержанию (произведения Феогнида из Мегар, одическая хоровая лирика Тиртея в Спарте, Пиндара в Фивах), и чисто личная, в частности любовная (Алкей и Сапфо на Лесбосе, Анакреонт). Это было другое основное течение или даже течения в античной литературе той эпохи. Обращение писателей воинствующей аттической демократии к драматургии, а аристократических поэтов других полисов к лирике вытекало из особенностей творчества тех и других.

Римской классической литературе, созданной в совсем иных условиях общественной жизни – в ранний период существования имперской власти, в «век Августа», – была свойственна некоторая двойственность ее тенденций. Поэты этого времени откликались на идейно-политические запросы новой власти и создавали литературу в какой-то мере официозную, обращаясь к жанру гражданской или философской поэмы («Энеида» Вергилия, «Метаморфозы», Овидия) В них всецело господствовали мифологически-авторитарные умонастроения. Но наряду с этим те же поэты, а также и другие тяготели в своем миросозерцании к идейному «уходу» от суеты и превратностей жизни императорского Рима. Тяжелой атмосфере столицы они противопоставляли воображаемые радости пастушеской жизни («Буколики» Вергилия), простоту деревенского труда (его же «Георгики»), уединенные наслаждения благами бытия («Сатиры» Горация), треволнения любовных переживаний («Любовные стихи» Овидия) или они идеализировали старые, добрые нравы («Оды» Горация, «Элегии» Тибулла). Здесь и проявлялись, при всей мифологической авторитарности миросозерцания, стихийные гуманистические стремления этих поэтов.

Различные течения можно выявить и на протяжении последующего развития литературы. Так, например, в английском романтизме исследователи выделяют три течения: революционные (Байрон, Шелли), консервативные (Вордсворт, Колридж. Саути) и лондонские (Китс, Ли Хант) романтики. Применительно к русскому романтизму говорят о «философском», «психологическом», «гражданском» течениях. В русском реализме некоторые исследователи различают «психологическое» и «социологическое» течение.

Таким образом, если литературные течения существовали в национальных литературах с самого начала их исторической жизни, то литературные направления складывались в них только на относительно поздних стадиях развития и всегда на основе идейно-художественного содержания литературы тех или иных течений. Поэтому не литературные направления дают жизнь литературным течениям и вмещают их в себя, как полагают некоторые исследователи, а наоборот – течения могут составлять на какой-то ступени своего развития единое направление, а до того или позднее существовать вне его пределов. Так, литературное течение русской дворянской революционности началось с творчества А.Н. Радищева, который не был романтиком. Позднее в нем возникли мотивы гражданской романтики (Пушкин, Рылеев и другие), и оно вошло в направление романтизма вместе с поэтами и другого, религиозно-романтического течения (Жуковский, Козлов и другие) (Поспелов Г.Н. Теория литературы – М., 1987, с. 140 – 160).

Наряду с терминами «направление» и «течение» для характеристики объединений писателей используется понятие «школа » и «группировка». Литературные группировки и школы предполагает непосредственную идейно-художественную близость и программно-эстетическое единство ее участников («озерная школа» в английском романтизме, группа «Парнас» во Франции, «натуральная школа» в России и т.п.).

Урок литературы в 9 классе № 1 . Введение. Литературные направления, школы, движения.

Цели :

познакомить учащихся с учебником, программой и задачами курса литературы в 9 классе;

обобщить знания, расширить представления об этапах развития отечественной литературы;

начать повторение литературных родов и жанров, обобщить и систематизировать изученное в 8 классе.

Тип урока : Лекция с элементами беседы.

Методы обучения : Фронтальный опрос, работа с учебником, тезисные записи.

Теоретико -литературные понятия: литературная ситуация, историко-литературный процесс, литературное направление.

Повторение: литературные роды и жанры.

Ход урока:

    Повторение пройденного:

Что такое литература?

Дайте определение понятия «литература» (искусство слова).

Что такое классическая литература? Приведите примеры классики 18 -19 вв.

К какому литературному роду и жанру относятся произведения А.С.Пушкина: «Зимнее утро», «Песнь о вещем Олеге», «Сказка о царе Салтане», «Дубровский», «Станционный смотритель»?

    Работа с учебником (ч.1, с.3-5);записать тезисы.

    Слово учителя об особенностях УМК С.А.Зимина.

Что нового в содержании учебника?

По какому принципу расположен учебный материал? (хронология)

Произведения каких писателей и жанров вызывают интерес?

    Лекция. Запись тезисов и определений.

4.1.Историко-литературный процесс

***Историко-литературный процесс - совокупность общезначимых изменений в литературе. Ли­тература непрерывно развивается. Каждая эпоха обогащает искусство какими-то новыми худо­жественными открытиями.

Развитие литературного процесса определяется следующими ху­дожественными системами: творческий метод, стиль, жанр, литературные направления и течения.

Непрерывное изменение литературы - очевидный факт, но значимые изменения происходят далеко не каждый год, даже не каждое десятилетие. Как правило, они связаны с серьезными историческими сдвигами (смена исторических эпох и периодов, войны, революции, связанные с выходом на историческую арену новых общественных сил и т. д.).

*** Можно выделить основные этапы развития европейского искусства, которые определили специфику историко-литературно­го процесса: античность, средние века, Возрождение, Просвещение, девятнадцатый и двадцатый века.

***Развитие историко-литературного процесса обусловлено целым рядом факторов, среди которых прежде всего следует отметить историческую ситуацию (социально-политический строй, идеология и т. д.), влияние предшествующих литературных традиций и художественный опыт других народов . Например, на творчество Пушкина серьезное воздействие оказало творчество его предшественников не только в русской литературе (Державин, Батюшков, Жуковский и другие), но и европейской (Вольтер, Руссо, Байрон и другие).

Литературный процесс - это сложная система литературных взаимодействий. Он представляет собой формирование, функционирование и смену различных литературных направлений и течений.

***Литературное направление - устойчивый и повторяющийся в том или ином периоде исторического развития литературы круг основных особенностей творчества, выражающийся в характере отбора явлений действительности и в отвечающих ему принципах выбора средств художественного изображения у ряда писателей.

4.2. Литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм

Классицизм (от лат. classicus -- образцовый) -- художественное направление в европейском искусстве рубежа ХVII-ХVIII -- начале XIX века, сформировался во Франции в конце XVII века. Классицизм утверждал главенство государственных интересов над личными, преобладание гражданских, патриотических мотивов, культ нравственного долга. Для эстетики классицизма характерна строгость художественных форм: композиционное единство, нормативный стиль и сюжеты. Представители русского классицизма: Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков, Д.И. Фонвизин и другие.

Основной конфликт классицистических произведений -- это борьба героя между разумом и чувством. При этом положительный герой всегда должен делать выбор в пользу разума (например, выбирая между любовью и необходимостью полностью отдаться служению государству, он обязан выбрать последнее), а отрицательный -- в пользу чувства.

То же самое можно сказать и о жанровой системе. Все жанры делились на высокие (ода, эпическая поэма, трагедия) и низкие (комедия, басня, эпиграмма, сатира).

Особые правила существовали для драматических произведений. В них должны были соблюдаться три «единства» -- места, времени и действия. · чистота жанра (в высоких жанрах не могли изображаться смешные или бытовые ситуации и герои, а в низких -- трагические и возвышенные);

· чистота языка (в высоких жанрах -- высокая лексика, в низких -- просторечная);

· строгое деление героев на положительных и отрицательных, при этом положительные герои, выбирая между чувством и разумом, отдают предпочтение последнему;

· соблюдение правила «трех единств»;

· утверждение положительных ценностей и государственного идеала.

Сентиментализм (от английского sentimental -- чувствительный, от французского sentiment -- чувство) -- литературное направление второй половины XVIII века, пришедшее на смену классицизму. Сентименталисты провозгласили о главенстве чувства, а не разума. В отличие от классицистов, сентименталисты считают высшей ценностью не государство, а человека. Герои в их произведениях четко делятся на положительных и отрицательных. Положительные наделены природной чувствительностью (отзывчивые, добрые, сострадательные, способные на самопожертвование). Отрицательные -- расчетливые, эгоистичные, высокомерные, жестокие. В России сентиментализм зародился в 1760-е годы (лучшие представители -- Радищев и Карамзин). Как правило, в произведениях русского сентиментализма конфликт развивается между крепостным крестьянином и помещиком-крепостником, причем настойчиво подчеркивается нравственное превосходство первого.

Романтизм - - художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII -- первой половины XIX века. Романтизм возник в 1790-е годы сначала в Германии, а затем распространился по всей Западной Европе.

Все романтики отвергают окружающий мир, отсюда их романтическое бегство от существующей жизни и поиски идеала вне ее. Это и породило возникновение романтического двоемирия.

Неприятие, отрицание действительности определило специфику романтического героя. Он находится во враждебных отношениях с окружающим обществом, противопоставлен ему. Это человек необыкновенный, беспокойный, чаще всего одинокий и с трагической судьбой. Романтический герой - воплощение романтического бунта против действительности.

Реализм (от латинского realis -- вещественный, действительный) - литературное направление, воплотившее принципы жизненно-правдивого отношения к действительности, устремленные к художественному познанию человека и мира.

Писатели-реалисты показывали прямую зависимость социальных, нравственных, религиозных представлений героев от социальных условий, большое внимание уделяли социально-бытовому аспекту. Центральная проблема реализма -- соотношение правдоподобия и художественной правды.

Писатели-реалисты создают новые типы героев: тип «маленького человека» (Вырин, Башмачкин, Мармеладов, Девушкин), тип «лишнего человека» (Чацкий, Онегин, Печорин, Обломов), тип «нового» героя (нигилист Базаров у Тургенева, «новые люди» Чернышевского).

Модернизм (от французского modern -- новейший, современный) философско-эстетическое движение в литературе и искусстве, возникшее на рубеже XIX--XX веков.

Наиболее яркими и значимыми направлениями русского модернизма стали символизм, акмеизм и футуризм.

Символизм - - нереалистическое направление в искусстве и литературе 1870-1920-х годов, сосредоточено в основном на художественном выражении с помощью символа интуитивно постигаемых сущностей и идей. Символизм заявил о себе во Франции в 1860--1870-е.

Символизм первый выдвинул идею создания искусства, свободного от задачи изображать реальность. Символисты утверждали, что цель искусства -- не в изображении реального мира, который они считали вторичным, а в передаче «высшей реальности». Достичь этого они намеревались с помощью символа. Символ -- выражение сверхчувственной интуиции поэта, которому в минуты озарения открывается истинная суть вещей. Символисты разработали новый поэтический язык, не называющий прямо предмет, а намекающий на его содержание посредством иносказания, музыкальности, цветовой гаммы, свободного стиха.

Образ-символ принципиально многозначен и содержит в себе перспективу безграничного развертывания смыслов

Акмеизм (от греч. akme -- высшая степень чего-либо, цветущая сила, вершина) -- модернистское литературное течение в русской поэзии 1910-х годов. Представители: С. Городецкий, ранние А. Ахматова, Л. Гумилев, О. Мандельштам. Термин «акмеизм» принадлежит Гумилеву.

Акмеисты провозгласили освобождение поэзии от символистских порывов к идеальному, от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности; говорили о необходимости возврата к материальному миру, предмету, точному значению слова.

Футуризм -- одно из основных авангардистских направлений (авангардизм -- крайнее проявление модернизма) в европейском искусстве начала XX века, получившее наибольшее развитие в Италии и России.

Футуристы писали от имени человека толпы. В основе этого движения лежало ощущение «неизбежности крушения старья» (Маяковский), осознание рождения «нового человечества». Художественное творчество, по мнению футуристов, должно было стать не подражанием, а продолжением природы, которая через творческую волю человека создает «новый мир, сегодняшний, железный...» (Малевич). Этим обусловлено стремление разрушить «старую» форму, стремление к контрастам, тяготение к разговорной речи. Опираясь на живой разговорный язык, футуристы занимались «словотворчеством» (создавали неологизмы). Их произведения отличались сложными семантическими и композиционными сдвигами -- контраст комического и трагического, фантастики и лирики.

ПОСТМОДЕРНИЗМ - литературное направление, пришедшее на смену модерну и отличающееся от него не столько оригинальностью, сколько разнообразием элементов, цитатностью, погруженностью в культуру, отражающее сложность, хаотичность, современного мира; «дух литературы» конца 20 в; литературу эпохи мировых войн, научно-технической революции и информационного «взрыва».

5.Итоги урока. В чем сила и потенциал литературы? Почему чтение книг стало сегодня редким явлением? Попробуйте дать оценку этой ситуации.

6.Домашнее задание :

1.с.6-9(выпсать тезисы. Специфика древнерусской литературы);

Понятия «направление», «течение», «школа» относятся к терминам, описывающим литературный процесс — развитие и функционирование литературы в историческом масштабе. Определения их являются в литературоведческой науке дискуссионными.

Под направлением в XIX веке понимался общий характер содержания, идей всей национальной литературы или какого-либо периода ее развития. В начале XIX столетия литературное направление ассоциировалось в целом с «господствующим направлением умов».

Так, И. В. Киреевский в статье «Девятнадцатый век» (1832) писал о том, что господствующее направление умов конца XVIII века есть разрушительное, а новое состоит в «стремлении к успокоительному уравнению нового духа с развалинами старых времен...

В литературе результатом сего направления было стремление согласовать воображение с действительностью, правильность форм со свободою содержания... одним словом, то, что напрасно называют классицизмом, с тем, что еще неправильнее называют романтизмом».

Еще ранее, в 1824 году, В. К. Кюхельбекер заявил о направлении поэзии как основном ее содержании в статье «О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие». Кс. А. Полевой впервые в русской критике применил слово «направление» к определенным этапам развития литературы.

В статье «О направлениях и партиях в литературе» он назвал направлением «то, часто невидимое для современников внутреннее стремление литературы, которое дает характер всем или по крайней мере весьма многим произведениям ее в известное данное время... Основанием его, в общем смысле, бывает идея современной эпохи».

Для «реальной критики» — Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова — направление соотносилось с идеологической позицией писателя или группы литераторов. В целом же под направлением понимались самые разные литературные общности.

Но главным объединяющим их признаком является то, что в направлении фиксируется единство наиболее общих принципов воплощения художественного содержания, общность глубинных основ художественного миропонимания.

Это единство часто обусловлено сходством культурно-исторических традиций, нередко связано с типом сознания литературной эпохи, некоторые ученые полагают, что единство направления обусловлено единством творческого метода писателей.

Нет заданного списка литературных направлений, так как развитие литературы связано со спецификой исторической, культурной, социальной жизни общества, национальными и региональными особенностями той или иной литературы. Однако традиционно выделяют такие направления, как классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, каждое из которых характеризуется своим набором формально-содержательных признаков.

К примеру, в рамках романтического мировосприятия могут быть выделены общенаправленческие черты романтизма, такие, как мотивы разрушения привычных границ и иерархий, идеи «одухотворяющего» синтеза, пришедшего на смену рационалистической концепции «связи» и «порядка», осознание человека как центра и тайны бытия, личности открытой и творческой и т. д.

Но конкретное выражение этих общих философско-эстетических основ миропонимания в творчестве писателей и само их мировоззрение различно.

Так, внутри романтизма проблема воплощения всеобщих, новых, внерациональных идеалов получила воплощение, с одной стороны, в идее бунта, кардинального переустройства существующего миропорядка (Д. Г. Байрон, А. Мицкевич, П. Б. Шелли, К. Ф. Рылеев), а с другой — в поиске своего внутреннего «я» (В. А. Жуковский), гармонии природы и духа (У. Вордсворт), религиозном самосовершенствовании (Ф. Р. Шатобриан).

Как видим, такая общность принципов является международной, во многом разнокачественной, и существует в достаточно размытых хронологических рамках, что обусловлено во многом национальной и региональной спецификой литературного процесса.

Одинаковая последовательность смены направлений в разных странах служит обычно доказательством их наднационального характера. То или иное направление в каждой стране выступает как национальная разновидность соответствующей международной (европейской) литературной общности.

Согласно этой точке зрения французский, немецкий, русский классицизм считаются разновидностями международного литературного направления — европейского классицизма, который представляет собой совокупность наиболее общих типологических признаков, присущих всем разновидностям направления.

Но следует непременно учитывать, что часто национальные особенности того или иного направления могут проявляться гораздо ярче, чем типологическое сходство разновидностей. В обобщении же присутствует некоторый схематизм, который может искажать реальные исторические факты литературного процесса.

К примеру, наиболее ярко классицизм проявил себя во Франции, где он представлен как законченная система и содержательных, и формальных признаков произведений, кодифицирован теоретической нормативной поэтикой («Поэтическое искусство» Н. Буало). Кроме того, представлен значительными художественными достижениями, оказавшими влияние на другие европейские литературы.

В Испании и Италии, где историческая ситуация складывалась иначе, классицизм оказался направлением во многом подражательным. Ведущей в этих странах оказалась литература барокко.

Русский классицизм становится центральным направлением в литературе также не без влияния французского классицизма, но приобретает собственное национальное звучание, выкристаллизовывается в борьбе «ломоносовского» и «сумароковского» течений. В национальных разновидностях классицизма много различий, еще больше проблем связано с определением романтизма как единого общеевропейского направления, в рамках которого нередко встречаются весьма разнокачественные явления.

Таким образом, построение общеевропейских и «мировых» моделей направлений как наиболее крупных единиц функционирования и развития литературы представляется весьма сложной задачей.

Постепенно, наряду с «направлением», входит в оборот термин «течение», часто употребляемый с «направлением» синонимически. Так, Д. С. Мережковский в обширной статье «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» (1893) пишет, что «между писателями с различными, иногда противоположными темпераментами устанавливаются, как между противоположными полюсами, особые умственные течения, особый воздух, насыщенный творческими веяниями». Именно им, по мнению критика, обусловлено сходство «поэтических явлений», произведений разных писателей.

Нередко «направление» признается родовым понятием по отношению к «течению». Оба понятия обозначают возникающее на определенной стадии литературного процесса единство ведущих духовно-содержательных и эстетических принципов, охватывающее творчество многих писателей.

Под термином «направление» в литературе понимают творческое единство писателей определенной исторической эпохи, пользующихся общими идейно-эстетическими принципами изображения действительности.

Направление в литературе рассматривают как обобщающую категорию литературного процесса, как одну из форм художественного мировосприятия, эстетических взглядов, путей отображения жизни, связанную со своеобразным художественным стилем. В истории национальных литератур европейских народов выделяют такие направления, как классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, натурализм, символизм.

Введение в литературоведение (Н.Л. Вершинина, Е.В. Волкова, А.А. Илюшин и др.) / Под ред. Л.М. Крупчанова. — М, 2005 г.

Направление, течение, школа это исторически складывающиеся в ходе литературного процесса художественные общности. Под направлением первоначально понимали общий характер всей национальной литературы или какогото ее периода, а также цель, к которой ей следует стремиться. В 1821 профессор Московского университета И.И.Давыдов заявил, что от ученых обществ «русская словесность может и должна получить настоящее свое направление»; в 1822 определить направление и успехи русской литературы призвал профессор А.Ф.Мерзляков; в 1824 В.К.Кюхельбекер напечатал статью «О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие». В статье И.В.Киреевского «Девятнадцатый век» (1832) «господствующее направление умов» конца 18 в. определялось как разрушительное, а новое - как состоящее «в стремлении к успокоительному уравнению нового духа с развалинами старых времен… В литературе результатом сего направления было стремление согласовать воображение с действительностью, правильность форм со свободою содержания… одним словом, то, что, напрасно называют классицизмом, с тем, что еще неправильнее называют романтизмом». Как результат направление умов упоминались последние произведения И.В.Гёте и романы В.Скотга. К.Л.Полевой прямо применил слово «направление» к неким этапам литературы, не отказываясь и от более широких его значений. В статье «О направлениях и партиях в литературе» он назвал направлением «то, часто невидимое для современников внутреннее стремление литературы, которое дает характер всем или по крайней мере весьма многим произведениям ее в известное, данное время… Основанием его, в общем смысле, бывает идея современной эпохи или направление целого народа . Критика тех лет упоминала разные направления: «народное», «байроническое», «историческое», «немецкое», «французское». П.А.Вяземский в книге «Фон-Визин» (1830) выделял сатирическое направление в русском театре от А.П.Сумарокова до А.С.Грибоедова. Центральным понятием направления стало в критике В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова. В разговорной речи «писатель с направлением» означало писателя тенденциозного. Вместе с тем под направлением понимали самые разные литературные общности. Ф.М.Достоевский в антидобролюбовской статье «Гн - бов и вопрос об искусстве» (1861) признает наличие литературных партий «в смысле несогласных убеждений» и «необходимость дельного направления в литературе» («мы сами жаждем, алчем хорошего направления и высоко его ценим»), но он против узкого понимания общественной пользы искусства «направлением утилитаристов».

Течение

Постепенно наряду с понятием «направление» начинает употребляется почти синонимичное, но более нейтральное, не связанное с демонстративной тенденциозностью, понятие «течение». Оно также отличается неопределенностью, иногда еще большей, чем «направление», - как в брошюре Д.С.Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» (1893). К.Д.Бальмонт в статье «Элементарные слова о символической поэзии» (1904) тесно связал символизм «с двумя другими разновидностями современного литературного творчества, известными под названием декаденства и импрессионизма», считая, что на самом деле «все эти течения то идут параллельно, то расходятся, то сливаются в один поток, но, во всяком случае, они стремятся в одном на правлении». Литературоведение первой трети 20 в. охотно использовало по отношению к самым значительным литературным общностям термин стиль в широком искусствоведческом смысле (П.Н.Сакулин, В.М.Фриче, И.А.Виноградов и др.), иногда - «стиль эпохи»; о «стилях эпохи» вспоминали и много позднее (Д.С.Лихачев, А.В.Михайлов). Советские теоретики пытались упорядочить употребление слов «направление» и «течение», исходя не столько из их исторического функционирования, сколько из своих логических построений. Наибольшее распространение получила точка зрения, согласно которой направление - большие литературно-художественные общности, формируемые единством творческого метода: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм. Принято было также считать направлением: ренессансный и просветительский «реализм», барокко, натурализм, символизм, социалистический реализм. Маньеризм, рококо, предромантизм (отождествлявшийся с сентиментализмом), импрессионизм, экспрессионизм, футуризм вызывали в этом смысле сомнения. Неопределенным был статус модернизма, которым ортодоксальная советская теория предпочитала не заниматься. А.Н.Соколов внес в распространенную элементарную схему коррективы. Он признал, что в основе направление - близость содержательных принципов. Но, например, романтический период может продолжить свое существование за пределами романтического направления (творчество А.А.Фета, А.К.Толстого, Я.П.Полонского); бывают и направления, не выработавшие собственного метода, как сентиментализм, сложившийся в борьбе с классицизмом и подготовивший новый, романтический метод.

Течение было признано разновидностью направления , выделяемой по эстетическому, а чаще идеологическому принципу. Романтизм делился на революционный (в смягченном варианте - прогрессивный) и реакционный (в смягченном варианте - консервативный). Во французском классицизме разграничивали течения, основанное на традиции рационализма Р.Декарта (П.Корнель, Ж.Расин, Н.Буало), и течения, больше усвоившее сенсуалистскую традицию П.Гассенди (Ж.Лафонтен, Ж.Б.Мольер). В русском реализме 19 века У.Р.Фохт противопоставил психологическое и социологическое течение По самым разным признакам выделяли несколько течений в социалистическом реализме. Г.Н.Поспелов развел «литературные направления» и «идейно-литературные течения»: вторые не являются составляющими первых, те и другие только пересекаются. Более важными представляются течения. Они отличаются идейно-художественной областью, прежде всего, общностью проблематики. Направления, по Поспелову, выделяются по принципу наличия творческих программ, и до классицизма их не было. Течения же признаются на ранних стадиях литературного развития, начиная с античности. Реализм делится как на течения, так и на направления - по различным признакам. Западное литературоведение обычно игнорирует понятие направления и течения как схоластические. Р.Уэллек и О.Уоррен подчеркивают несовпадение самосознаний литературных общностей и их обозначений исследователями: в английском языке наименование «Эпоха гуманизма» впервые зафиксировано в 1832, «Ренессанс» - в 1840, «романтизм» - в 1831 (у Т.Карлейля) и затем в 1844 (английские романтики так себя не называли; ок. 1849 к ним причислили С.Т.Колриджа и У.Вордсворта). Однако ввиду наличия программ, манифестов, фактов сходства между национальными литературами Уэллек и Уорен настаивают на необходимости понятия периода.

Школа

Школа это небольшое объединение литераторов на основе единых художественных принципов, более или менее четко сформулированных теоретически. Школой была в 16 в. группа « ». В 18 в. немецкий классицист И.Х.Готшед выступал против барочной напыщенности «второй силезской школы». На рубеже 18-19 веков сложилась «озерная школа» английских романтиков. В начале 1820х распространились понятия «романтическая поэзия», «романтический род», «романтическая школа». В.А.Жуковского и позже именовали основателем русской «романтической школы». Русский реализм вызревал в рамках «натуральной Школы»