Методическая разработка "кодификатор по литературе. фгос". Как запомнить стихи из кодификатора к егэ по литературе

Кодификатор

элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений

для проведения в 2012 году

единого государственного экзамена по ЛИТЕРАТУРЕ

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2012 году единого государственного экзамена по литературе (далее – кодификатор) является одним из документов, определяющих структуру и содержание КИМ ЕГЭ. Кодификатор представляет собой систематизированный перечень требований к уровню подготовки выпускников и проверяемых элементов содержания, в котором каждому объекту соответствует определенный код. Кодификатор составлен на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089). Кодификатор 2012 г., как и в прошлые годы, опирается не только на стандарт среднего (полного) общего образования, но и на стандарт основного общего образования по литературе, что не приводит к изъятию из экзаменационного материала важнейших тем, которые традиционно присутствовали как в содержании государственного (итогового) контроля, так и в программах для поступающих в вузы (древнерусская литература и литература XVIII в., значительная часть произведений первой половины XIX в. и др.).

Разработка КИМ ЕГЭ требует конкретизации некоторых положений раздела «Литературные произведения, предназначенные для обязательного изучения» стандарта. Для решения данной задачи при составлении кодификатора использованы нормативные документы прошлых лет: Обязательный минимум содержания основного общего образования по литературе (приказ Минобразования России от 19.05.1998 № 1236); Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по литературе (приказ Минобразования России от 30.06.1999 № 56). Данное решение позволяет включить в кодификатор произведения, представленные и рассмотренные во всех учебниках, рекомендованных и допущенных Минобрнауки России.

Вместе с тем при разработке кодификатора 2010–2012 г. в определенной степени осуществлялась опора на нормативную базу
1998–1999 г., так как она позволяет сохранить в итоговом контроле ряд важных терминов и понятий, рассказ М. Горького «Старуха Изергиль», конкретизировать перечень сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина и списки стихотворений (в стандарте 2004 г. минимальный перечень стихотворений дан с установкой на дополнительный самостоятельный выбор
3–5 стихотворений). В приложении 1 дан перечень элементов содержания, включенных в кодификатор на основе Обязательных минимумов содержания основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе (приказы Минобразования России от 19.05.1998 № 1236 и от 30.06.1999
№ 56).

ЕГЭ по литературе трех последних лет в большей степени ориентируется на государственный образовательный стандарт профильного уровня, что заложено в общей концепции единого государственного экзамена и соответствует следующим специфическим особенностям двухуровневого стандарта по литературе:

– в стандарт профильного уровня полностью включен стандарт базового уровня;

– большая часть отличий стандарта базового и профильного уровней не сказывается на отборе материала для единого государственного экзамена 1 ; различия в части материала, подлежащего контролю, минимальны (изучение профильного курса литературы предполагает не столько расширение круга писательских имен и произведений, сколько освоение литературного материала на ином, углубленном, уровне).

Начиная с 2010 г. кодификатор в полном объеме содержит элементы проверяемого содержания, названные в обязательном минимуме содержания среднего (полного) общего образования, включенного в стандарт профильного уровня. В приложении 2 дан перечень элементов содержания, добавленных в кодификатор с учетом требований государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень).

Следует подчеркнуть, что кодификатор элементов содержания формируется в первую очередь на основе перечня произведений, который включен в Обязательный минимум содержания основных образовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе (базовый и профильный уровни). Структура КИМ ЕГЭ по литературе учитывает следующие четыре способа представления учебного материала в названном перечне, отличающиеся разной степенью детализации материала:

    названо имя писателя с указанием конкретного(-ых) произведения(-ий);

    названо имя писателя с указанием на обзорное изучение конкретного произведения (так представлены, например, роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» и роман Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»);

    названо имя писателя без указания конкретных произведений, выбор которых предоставляется автору программы или учителю (так представлено, например, творчество Н.С. Лескова и А.П. Платонова);

    предложен список имен писателей, и указано минимальное число авторов, произведения которых обязательны для изучения: выбор писателей и конкретных произведений из предложенного списка предоставляется автору программы или учителю (так представлен, например, раздел «Литература второй половины ХХ в.»).

В первом случае задания по представленному элементу содержания могут быть включены в любую часть экзаменационной работы. В остальных – задания даются только в части 3 экзаменационной работы. При этом в одном случае формулировка задания не содержит указания на конкретное произведение (выбор осуществляет экзаменуемый), а в другом формулировка задания не содержит указания на конкретное имя писателя и произведение (выбор также осуществляет экзаменуемый).

В кодификатор не включены элементы содержания, выделенные курсивом в Обязательном минимуме содержания основных образовательных программ: данное содержание подлежит изучению, но не является объектом итогового контроля.

Раздел 1. Перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по ЛИТЕРАТУРЕ

Перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по литературе, составлен на основе раздела «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе (базовый и профильный уровни), а также с учетом Обязательного минимума содержания основного общего и среднего (полного) общего образования 1998 и 1999 гг.

В первом столбце таблицы указаны коды разделов и элементов содержания, для которых создаются проверочные задания. Жирным шрифтом указаны крупные блоки содержания, которые ниже разбиты на более мелкие элементы.

Романы М.А. Булгакова «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита» в кодификаторе помечены кодом с дополнительным буквенным обозначением: 7.15.А и 7.15.Б, поскольку экзаменуемым предоставляется право выбора задания по одному из указанных произведений.

Курсивом выделены понятия, которые напрямую не названы в государственном образовательном стандарте, однако являются необходимыми для конкретизации включенных в стандарт терминов и понятий высокого уровня обобщения. Например, при характеристике особенностей композиции произведения часто требуется использовать термин антитеза ; анализ проблематики произведения, образа героя (в том числе с учетом авторской позиции) требует знания понятий портрет, пейзаж , говорящая фамилия, ремарка ; выявление языковых особенностей текста предполагает использование таких понятий, как риторический вопрос, афоризм, инверсия, повтор, анафора, олицетворение ; оперирование понятиями поэзия , стихотворение требует владения термином рифма.

Код эле-ментов

Сведения по теории и истории литературы

Художественная литература как искусство слова

Фольклор. Жанры фольклора

Художественный образ. Художественное время и пространство

Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм

Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма

Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Антитеза. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка . «Вечные темы» и «вечные образы» в литературе. Пафос. Фабула. Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь. Сказ

Деталь. Символ. Подтекст

Психологизм. Народность. Историзм

Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск

Язык художественного произведения. Риторический вопрос. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение ), метонимия. Гипербола. Аллегория.

Звукопись: аллитерация, ассонанс

Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр

Литературная критика

Из древнерусской литературы

«Слово о полку Игореве»

Из литературы XVIII в.

Д.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль»

Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник»

Из литературы первой половины XIX в.

В.А. Жуковский. Стихотворение «Море»

В.А. Жуковский. Баллада «Светлана»

А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума»

А.С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд...», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге»,
«К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»),
«19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил…»

А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»

А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник»

А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин»

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон»
(«В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу...»

М.Ю. Лермонтов. «Песня про… купца Калашникова»

М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»

М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»

Н.В. Гоголь. Пьеса «Ревизор»

Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель»

Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души»

Из литературы второй половины XIX в.

А.Н. Островский. Пьеса «Гроза»

И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»

Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»), «Природа – сфинкс. И тем она верней...»

А.А. Фет. Стихотворения: «Заря прощается с землею...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь»

И.А. Гончаров. Роман «Обломов»

Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей...», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…»

Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь»

М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города» (обзорное изучение)

Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»

Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»

Н.С. Лесков. Одно произведение (по выбору экзаменуемого)

Из литературы конца XIX – начала XX в.

А.П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон»

А.П. Чехов. Пьеса «Вишневый сад»

Из литературы первой половины XX в.

И.А. Бунин. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»

М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль»

М. Горький. Пьеса «На дне»

А.А. Блок. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумно жить…»

А.А. Блок. Поэма «Двенадцать»

В.В. Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой»

В.В. Маяковский. Поэма «Облако в штанах»

С.А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи...», «Низкий дом с голубыми ставнями...»

М.И. Цветаева. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»)

О.Э. Мандельштам. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…»,
«Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»

А.А. Ахматова. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова...», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие...», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Стихи о Петербурге», «Мужество»

А.А. Ахматова. Поэма «Реквием»

М.А. Шолохов. Роман «Тихий Дон»

М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека»

М.А. Булгаков. Роман «Белая гвардия» (допускается выбор)

М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (допускается выбор)

А.Т. Твардовский. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…»), «Я знаю, никакой моей вины…»

А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»)

Б.Л. Пастернак. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»), «Никого не будет в доме...», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест...», «Сосны», «Иней», «Июль»

Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов)

А.П. Платонов. Одно произведение (по выбору экзаменуемого)

А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор»

А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича»

Из литературы второй половины ХХ в.

Проза второй половины XX в.

Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин (произведения не менее трех авторов по выбору)

Поэзия второй половины XX в.

Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский (стихотворения не менее трех авторов по выбору)

Драматургия второй половины ХХ в.

А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин (произведение одного автора по выбору)

Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки выпускников, достижение которого проверяется на едином государственном экзамене по ЛИТЕРАТУРЕ

Контрольные измерительные материалы разрабатываются не только на основе перечисленных в разделе 1 элементов содержания, но с опорой на требования к уровню подготовки выпускников, сформулированные в Федеральном компоненте государственного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе, базовый и профильный уровень (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).

В первом столбце таблицы указаны коды требований, для которых создаются проверочные задания. Жирным курсивом указаны крупные блоки требований, которые ниже разбиты на более мелкие элементы 1 .

Код требования

Требования к уровню подготовки выпускников, проверяемые заданиями КИМ

1

Знать/понимать:

образную природу словесного искусства;

основные факты жизни и творчества писателей-классиков
XIX–XX вв., этапы их творческой эволюции;

историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;

основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;

основные теоретико-литературные понятия

2

Уметь:

воспроизводить содержание литературного произведения;

анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;

соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;

определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;

сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;

аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.

3

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

создания связного текста (устного и письменного) на предложенную тему с учетом норм русского литературного языка;

участия в диалоге или дискуссии

Проверяемые в ЕГЭ умения, сформулированные на основе указанных требований, описаны также в разделе 5 спецификации КИМ ЕГЭ по литературе 2012 г.

Не все умения, соответствующие требованиям к уровню подготовки выпускников, сформулированным в государственном образовательном стандарте по литературе, могут быть проверены в формате ЕГЭ (например, не проверяется умение выразительно читать изученные произведения, составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно-исследовательские работы). Кроме того, часть знаний и умений, сформулированных в требованиях, прямо не отражена в формулировках заданий, но эти знания и умения могут быть проявлены выпускниками при выполнении заданий с развернутым ответом (например, знание основных фактов жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв., этапов их творческой эволюции, творческой истории изучаемых произведений; умение соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества; сопоставлять различные художественные, критические и научные интерпретации литературных произведений, умение подать материал в дискуссионной форме, писать рецензии на прочитанные произведения, оценивать их эстетическую значимость).

Приложение 1

Перечень элементов содержания, включенных в кодификатор

на основе Обязательных минимумов содержания основного общего и среднего (полного) общего образования по ЛИТЕРАТУРЕ

(приказы Минобразования России

от 19.05.1998 № 1236 и от 30.06.1999 № 56)

(жирным шрифтом выделены стихотворения, добавленные в кодификатор в 2010 г.)

    Г.Р. Державин. «Памятник».

    В.А. Жуковский. «Море».

    А.С. Пушкин. «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд...»,
    «Поэт».

    М.Ю. Лермонтов. «Нет, я не Байрон, я другой…» «Тучи», «Нищий»,
    «Из-под таинственной, холодной полумаски…».

    Ф.И. Тютчев. «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…»;

    А.А. Фет. «Заря прощается с землею...», «Одним толчком согнать ладью живую…».

    А. Некрасов. «Тройка», «Я не люблю иронии твоей...».

    М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пескарь».

    М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль».

    А.А. Блок. «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Русь»,
    «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумно жить…».

    В.В. Маяковский. «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой» .

    С.А. Есенин. «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи...», «Низкий дом с голубыми ставнями...» .

    М.И. Цветаева. «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве») .

    А.А. Ахматова. «Заплаканная осень, как вдова...», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие...», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Стихи о Петербурге», «Мужество» .

    Б.Л. Пастернак. «Никого не будет в доме...», «Снег идёт», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест...», «Сосны», «Иней», «Июль» .

Приложение 2

Перечень элементов содержания, включенных в кодификатор с учетом требований государственного стандарта

среднего (полного) общего образования (профильный уровень)

(утвержден приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089)

    В раздел «Сведения по теории и истории литературы» добавлены следующие термины и понятия:

художественное время и пространство;

– постмодернизм;

– фабула;

– внутренняя речь;

– дольник, акцентный стих, верлибр;

– литературная критика.

    В раздел «Из литературы первой половины XIX в.» добавлены следующие стихотворения:

– А.С. Пушкин. «Разговор книгопродавца с поэтом»;

– М.Ю. Лермонтов. «Валерик».

    В раздел «Из литературы второй половины XIX в.» добавлены следующие произведения:

– Ф.И. Тютчев. Стихотворение «Природа – сфинкс. И тем она верней...»;

– М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города» (обзорное изучение);

– Н.С. Лесков. Одно из произведений (по выбору экзаменуемого).

    В раздел «Из литературы конца XIX – начала XX в.» добавлен рассказ А.П. Чехова «Дама с собачкой».

    В раздел «Из литературы первой половины XX в.» добавлены следующие произведения:

– Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов);

– А.П. Платонов. Одно из произведений (по выбору экзаменуемого);

– А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича».

1 Список изучаемых произведений, включенный в образовательный стандарт профильного уровня, в сравнении со стандартом базового уровня расширен, прежде всего, за счет выделенных курсивом произведений. Маркировка курсивом означает, что данный материал изучается, но не проверяется в рамках государственного (итогового) контроля (например, трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов», поэма М.Ю. Лермонтова «Демон», роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?», рассказы И.Э. Бабеля, роман Е.И. Замятина «Мы»).

Года по ИСТОРИИ При ознакомлении с демонстрационным вариантом контрольных измерительных материалов ЕГЭ 2012 ... государственном экзамене 2012 г., приведен в кодификаторе элементов... 2) «Дружба народов» и «Иностранная литература» 3) «Звезда» и «Ленинград» 4) ...

Муниципальное образовательное учреждение

основная общеобразовательная школа

с.Коромысловка

(МОУ ООШ с.Коромысловка)

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ ООШ с.Коромысловка

Приказ № -ОД от 28.08.2015

Чехонина Татьяна Алексеевна,

учитель русского языка и литературы

Кодификатор

элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся по ЛИТЕРАТУРЕ по программе основного общего образования

Раздел 1. Контролируемые элементы содержания по литературе

Код КЭС

Контролируемые элементы содержания (КЭС)

1

Основные теоретико-литературные понятия

1.1.

Художественная литература как искусство слова

1.2.

Художественный образ

1.3.

Фольклор. Жанры фольклора

1.4.

Литературные роды и жанры

1.5.

Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм

1.6.

Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой

1.7.

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория

1.8.

Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа

2

Из русского фольклора

2.1.

Русские народные сказки (волшебная, бытовая, о животных). Фольклорные жанры: русские народные песни, предания

2.2.

Малые жанры русского фольклора (пословицы, поговорки, считалки, потешки).

3

Из древнерусской литературы

3.1.

«Слово о полку Игореве»

3.2.

Жанры древнерусской литературы: повесть, житие, поучение, слово. «Сказание о белгородском киселе» «Поучение Владимира Мономаха», «Повесть о Петре и Февронии Муромских» «Житие Александра Невского», «Житие Феодосия Печерского», «Житие преподобного Сергия Радонежского», «Повесть о Шемякином суде»

4

Из русской литературы XVIII в.

4.1.

М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»

4.2.

Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль».

4.3.

Г.Р. Державин. Стихотворения: «Памятник», «Властителям и судиям», «Признание», «На птичку», «Последние стихи Державина»

4.4.

Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь»

И.И. Дмитриев. Басня «Муха»

5

Из русской литературы первой половины XIX в.

5.1.

И.А. Крылов. Басни: «Листы и Корни», «Волк на псарне», «Квартет», «Осел и Соловей», «Лисица и виноград»

5.2.

В.А. Жуковский. Стихотворения: «Море», «Невыразимое», «Вечер». (из 5.2) Баллады: «Светлана», «Лесной царь»; «Сказка о мёртвой царевне»

5.3.

К.Ф. Рылеев. Дума «Смерть Ермака»

5.4.

А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума»

5.5.

А.С. Пушкин. Стихотворения: «К Чаадаеву», «Вольность», «Деревня», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»), «И.И. Пущину», «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла.», «Я вас любил: любовь еще, быть может.», «Зимнее утро», «Бесы», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный.», «Не пой, красавица, при мне.», «Вакхическая песня», «Зимнее утро», «Узник», пролог к поэме «Руслан и Людмила» («У лукоморья дуб зелёный..»), «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане…»

5.6.

А.С. Пушкин. Поэмы: «Цыганы», «Кавказский пленник», «Полтава», «Медный всадник»

5.7.

А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин»

5.8.

А.С. Пушкин. «Повести Белкина»

5.9.

А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка», Исторический труд «История Пугачёвского бунта», «Дубровский»

5.10.

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива.», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную.»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю.», «Родина», «Пророк», «Тучи», «Листок», «Ангел», «Бородино»

5.11.

М.Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

5.12.

М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»

5.13.

М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»

5.14.

Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»

5.15.

Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель», «Ночь перед Рождеством» из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки»

5.16.

Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души»

6

Из русской литературы второй половины XIX в.

6.1.

А.Н. Островский. Одна пьеса по выбору

6.2.

И.С. Тургенев. Повесть «Ася», Рассказ «Муму»

6.3.

Ф. И. Тютчев. Стихотворения: «С поляны коршун поднялся.», «Есть в осени первоначальной...», «Весенняя гроза», «Еще шумел веселый день...», « Чародейкою-зимою.. .»

6.4.

А.А. Фет. Стихотворения: «Вечер», «Учись у них - у дуба, у березы...», «Ласточки пропали...», «Еще весны душистой нега...», «На заре ты ее не буди...»

6.5.

Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Железная дорога», «Тройка», «Душно! Без счастья и воли...»

6.6.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь». Фрагменты из «Истории одного города»

6.7.

Ф.М. Достоевский. Роман «Бедные люди»

6.8.

Н.С. Лесков. Рассказ «Старый гений» , Сказ «Левша»

6.9.

Л.Н. Толстой. Рассказы «После бала», «Кавказский пленник». (6.8. Повести)

6.10.

А.П. Чехов. Рассказы: «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Тоска», «Толстый и тонкий», «Злоумышленник»

7

Из русской литературы ХХ в.

7.1.

И.А. Бунин. Рассказы: «Косцы», «Танька», «Цифры»

7.2.

А.А. Блок. Стихотворения: «О, весна без конца и без краю.», «О, я хочу безумно жить...», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «На поле Куликовом». Д.С. Лихачёв. Очерки «Мир на Куликовом поле»*

7.3.

В. В. Маяковский. Стихотворения: «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Хорошее отношение к лошадям», «Прозаседавшиеся»

7.4.

С.А. Есенин. Стихотворения: «Береза», «Пороша», «Край любимый! Сердцу снятся...». Отрывки из поэмы «Пугачёв»

7.5.

М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека»

7.6.

А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» (главы: «Переправа», «Два солдата», «Поединок»)

7.7.

В.М. Шукшин. Рассказы: «Срезал», «Чудик»

7.8.

А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор»

7.81

М. Горький «Детство»

7.82

М. Зощенко. Рассказ «История болезни»

7.83

М.А. Осоргин. Рассказ «Пенсне»

7.84

А.П. Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок». Рассказы: «Корова», «В прекрасном и яростном мире»

7.85

А.С. Грин. Феерия «Алые паруса»

7.86

В.Г. Короленко. Повесть «В дурном обществе»

7.87

М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца»

7.88

П.П. Бажов. Сказы «Медной горы хозяйка» и 2-3 сказа по выбору

7.89

Поэзия XX века. В. Брюсов, И.Бунин, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов (Стихотворения о родной природе); А.Т. Твардовский. К.М. Симонов, Ю.В. Друнина. (Стихотворения о войне)

7.9.

Проза второй половины XX в.: Ф.А. Абрамов. Рассказ «О чём плачут лошади», В.П. Астафьев. Рассказы: «Васюткино озеро», «Конь с розовой гривой», «Фотография, на которой меня нет», Ч.Т. Айтматов, В.И. Белов, В.В. Быков, Ф.А. Искандер Рассказ «Уроки французского», Ю.П. Казаков, В.Л. Кондратьев, Е.И. Носов, В.Г. Распутин Рассказ «Уроки французского», А.Н. и Б. Н. Стругацкие, В.Ф. Тендряков, В.Т. Шаламов. (Произведения не менее чем трех авторов, по выбору.)

7.10.

Поэзия второй половины XX в. И. А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов. (Стихотворения не менее чем трех авторов, по выбору.)

8

Из зарубежной литературы

8.1.

Гомер. «Илиада», «Одиссея» (фрагменты). Мифы Древней Греции: «Подвиги Геракла», «Троянский цикл», «Одиссея» (фрагменты) по книге Н.А. Кун «Легенды и мифы Древней Греции»

8.2.

У. Шекспир. Трагедии: «Ромео и Джульетта», «Гамлет»

8.3.

Ж.-Б. Мольер. Комедия «Мещанин во дворянстве»

8.4.

И.-В. Гете. «Фауст» (фрагменты)

Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки обучающихся по литературе

Код

Требования к уровню подготовки обучающихся

1

знать/понимать:

1.1.

образную природу словесного искусства;

1.2.

содержание изученных литературных произведений;

1.3.

основные факты жизни и творческого пути А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя;

1.4.

изученные теоретико-литературные понятия;

2

уметь:

2.1.

воспринимать и анализировать художественный текст;

2.2.

выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

2.3.

определять род и жанр литературного произведения;

2.4.

выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;

2.5.

характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

2.6.

сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

2.7.

2.8.

выражать свое отношение к прочитанному;

2.9.

владеть различными видами пересказа;

2.10.

строить письменные высказывания в связи с изученным произведением;

2.11.

понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

2.12.

писать сочинения;

3

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

3.1.

создания связного текста на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

Искать каждое стихотворение в интернете или отмечать закладкой в сборнике неудобно. Это отнимает время, которое можно потратить на заучивание стихотворений. Лучше потратить пару часов и распечатать, чтобы все стихи были в одном месте. У меня получилась внушительная стопка. Вот гугл-доковский файл со всеми стихами .

Стопка стихотворений и 3 и 4 том «Войны и мира»

Учить стихотворения, напечатанные на бумаге, у меня получается лучше, чем с экрана телефона или ноутбука: нет соблазна закрыть вкладку со стихотворением и открыть Телеграм, чтобы написать друзьям, как сложно и нудно учить стихи.

Удалять гугл-док или вордовский файл, в котором собраны стихотворения, сразу после того, как вы распечатали все стихотворения, не нужно: он пригодится, чтобы учить стихотворения там, где нет возможности носить с собой распечатку, например, в школе или в транспорте.

Распределите по авторам, годам и темам

Это важно для 17 задания, где попадаются сочинения по лирике, например, «в чём своеобразие звучания патриотической темы в лирике А.А. Ахматовой». Легче всего написать такое сочинение, показав, как развивается эта тема хронологически, в разные года и периоды творчества.

Для 16 задания это тоже важно: нужно вспомнить два стихотворения, сходных по тематике с тем, которое дано в КИМе.

Многие стихотворения подходят сразу к нескольким темам. Их нужно учить в первую очередь. Например, в стихотворении «Сосны» Б.Л. Пастернака раскрывается тема единства человека и природы и тема воспоминаний.

Анализируйте

Это нужно для 15, 16 и 17 задания (если в нём попадётся сочинение по лирике). Нас в школе учили делать анализ по 22 пунктам.

    Дата написания и публикации

    Место, которое стихотворение занимает в творчестве автора, художественный метод

    Творческая история (выбор жанра, традиция, цензура)

    Основная тема

    Смысл названия

    Лирический сюжет и его движение

    Композиция, наличие обрамления, основные структурные части

    Основные настроения, тональность стихотворения

    Ведущие лейтмотивы; опорные слова, передающие их

    Лирический герой, его своеобразие, способы его самораскрытия

    Лирические персонажи, их переживания, их судьбы

    Столкновение или соединение различных уровней сознания?

    Музыка стихотворения

    Ритм и размер

    Рифмовка, характер рифм

    Лексика, языковые выразительные средства

    Поэтический синтаксис

    Звукопись, фонетическая окраска стиха

    Идея стихотворения, выявленная в итоге анализа

    Отзывы критиков о стихотворении

    Звучание стихотворения в наши дни

Если вы анализируете стихотворения по такому плану, вам эту статью читать не нужно. У супергероев есть дела поважнее.

Я делала анализ по такому плану несколько раз. Анализ одного стихотворения занимал три листа А4, и делала я его как минимум полтора часа. Чтобы не тратить много времени, я сократила план анализа до четырёх пунктов:

    История создания

    Тропы (художественные средства выразительности)

Сюда ещё можно добавить размер, характер рифмовки и композицию, если вам сложно определить их сходу.

Анализ по 22 пунктам наиболее полный, но на ЕГЭ достаточно четырёх. На экзамене вы ограничены во времени (3 часа 55 минут) и по формату: в 15 и 16 заданиях нужно написать всего 5-10 предложений. В 17 сочинении столько писать тоже не нужно: нужно выбирать только тот материал, который подходит к теме.

Проанализировать 147 стихотворений за неделю до экзамена — возможно, но сложно. Чтобы не возненавидеть поэзию на всю оставшуюся жизнь и не перетрудиться, анализируйте по одному стихотворению в день за пять месяцев до экзамена.

Ассоциируйте и визуализируйте

Когда вы читаете стихотворения, представляйте себе образы, о которых говорит поэт. Если вы представите целостную картину, вам будет легче вспомнить стихотворение. Визуализировать стихотворения Пушкина, Лермонтова, Тютчева и других поэтов «золотого века» легко (не говорите, что не можете вообразить, как под голубыми небесами великолепными коврами снег лежит). Представить «прелесть элегических затей» из стихотворения Ахматовой «Мне ни к чему одические рати...» уже сложнее, но там же появляется образ «жёлтого одуванчика у забора» — его нужно ассоциировать со стихотворением.

Чтобы было легче, можно искать иллюстрации к стихотворениям. Ещё круче — рисовать их самостоятельно.

Иллюстрация С. Глазунова к стихотворению А.А. Блока «Незнакомка»

Учите наизусть

Способ учить наизусть у каждого свой. Мне нужно пять-семь раз прочитать стихотворение про себя и ещё два-три раза — вслух.

Некоторые стихотворения можно учить по песням. На музыку стихотворения русских поэтов кладут «The Retuses», «Сплин», Алла Пугачёва. Вот моя подборка песен на стихи русских поэтов . Помните, что текст стихотворения и текст песни — это разные вещи. Некоторые строфы могут изменить или вообще выбросить.

Выучить стихотворение полностью здорово, но не обязательно: цитировать весь текст целиком на экзамене не требуют. Здесь нужен анализ: обязательно выучить те строки, которые вы цитируете в анализе — именно они нужны для понимания произведения.

Повторяйте

Василиса Шпоть , здорово рассказала об интервальном методе повторения. Повторяйте стихи по графику, чтобы не забыть их сразу после того, как выучили.

Ребята из лицея ВШЭ сделали бот для Телеграма — @memorization_bot. Чтобы не мучиться с напоминалками, можно пользоваться ботом: он присылает уведомления через определённые промежутки времени.

Перечитывайте

Раз в неделю или две берите стопку распечатанных стихотворений и перечитывайте их все. У меня это отнимает где-то час.

Маленький секрет для ленивых

Самые универсальные авторы — А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов. Их стихотворения нужно выучить в первую очередь. Они подходят ко многим темам (например, стихотворение Лермонтова «Выхожу один я на дорогу...» относится и к пейзажной, и к философской лирике). Сочинения по поэзии Пушкина и Лермонтова попадаются чаще всего.

Чтобы запомнить стихи из кодификатора, нужно:

  1. Распечатать их все
  2. Распределить по авторам, годам и темам
  3. Проанализировать каждое
  4. Визуализировать
  5. Учить наизусть
  6. Повторять
  7. Перечитывать

ЕГЭ-2018.История.

Кодификатор тем.

Перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по ИСТОРИИ

    Древность и Средневековье

    1 Народы и древнейшие государства на территории России

1.1.1* Восточнославянские племена и их соседи

1.1.2 Занятия, общественный строй, верования восточных славян

    2 Русь в IX – начале XII в.

1.2.1* Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства

1.2.3* Международные связи Древней Руси

1.2.4* Культура Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции

    3 Русские земли и княжества в XII – середине XV в .

    3.1 Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики

    3.2* Монгольское завоевание. Образование монгольского государства. Русь и Орда. Экспансия с Запада

1.3.3* Москва как центр объединения русских земель. Политика московских князей. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества

1.3.4 Восстановление экономики русских земель. Колонизация Северо-Восточной Руси. Формы землевладения и категории населения. Русский город

1.3.5* Культурное развитие русских земель и княжеств

    4 Российское государство во второй половине XV–XVII в.

    4.1* Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Становление органов центральной власти. Свержение ордынского ига

1.4.2 Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения

1.4.3 Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Опричнина. Закрепощение крестьян

1.4.4* Расширение территории России в XVI в.: завоевания и колонизационные процессы. Ливонская война

1.4.5* Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV–XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в.

    4.6* Смута. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба с Речью Посполитой и со Швецией

1.4.7* Ликвидация последствий Смуты. Первые Романовы

1.4.8* Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Юридическое оформление крепостного права

1.4.9 Церковный раскол

1.4.10 Социальные движения XVII в.

Новое время

    2.1 Россия в XVIII – середине XIX в .

2.1.1 Петровские преобразования. Абсолютизм. Формирование чиновничье-бюрократического аппарата. Традиционные порядки и крепостничество в условиях развертывания модернизации

2.1.2* Северная война. Провозглашение Российской империи

2.1.3* «Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя

2.1.4* Особенности экономики России в XVIII – первой половине XIX в.: господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота

2.1.5* Русское просвещение

2.1.6* Превращение России в мировую державу в XVIII в.

2.1.7* Культура народов России и ее связь с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX в.

2.1.8 Правовые реформы и мероприятия по укреплению абсолютизма в первой половине XIX в.

2.1.9* Отечественная война 1812 г.

    1.10 Движение декабристов

    1.11* Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм

2.1.12* Имперская внешняя политика самодержавия. Крымская война и ее последствия для страны

    2 Россия во второй половине XIX – начале ХХ в .

2.2.1 Реформы 1860–1870- х гг.

2.2.2 Политика контрреформ

2.2.3* Капиталистические отношения в промышленности и сельском хозяйстве. Роль государства в экономической жизни страны

2.2.4* Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Реформы С.Ю. Витте

2.2.5* Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков

2.2.6* Восточный вопрос во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов

2 2.2.7* Русско-японская война

2.2.8* Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX – начале ХХ в. Критический реализм. Русский авангард. Развитие науки и системы образования

2.2.9 Революция 1905–1907 гг. Становление российского парламентаризма. Либерально-демократические, радикальные, националистические движения

2.2.10 Реформы П.А. Столыпина

Новейшая история

    1 Россия в Первой мировой войне . Революция и Гражданская война в России

3.1.1* Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество

3.1.2* Революция 1917 г. Временное правительство и Советы 3

1.3 Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Первые декреты советской власти. Учредительное собрание

3.1.4* Гражданская война и иностранная интервенция. Политические программы участвующих сторон. Политика «военного коммунизма». Итоги Гражданской войны

3.1.5 Переход к новой экономической политике

    2 СССР в 1922–1991 гг.

    2.1 Образование СССР. Выбор путей объединения.

Национально-государственное строительство

3.2.2 Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Культ личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Конституция СССР 1936 г. 3.2.3 Причины свертывания новой экономической политики. Индустриализация, коллективизация

3.2.4 Идеологические основы советского общества и культура в 1920–1930-х гг. «Культурная революция». Ликвидация неграмотности, создание системы образования

3.2.5* Внешнеполитическая стратегия СССР в 1920–1930-х гг. СССР накануне Великой Отечественной войны

3.2.6* Причины, этапы Великой Отечественной войны

3.2.7* Героизм советских людей в годы войны. Партизанское движение. Тыл в годы войны. Идеология и культура в годы войны

3.2.8* СССР в антигитлеровской коалиции

3.2.9* Итоги Великой Отечественной войны. Роль СССР во Второй мировой войне и решение вопросов о послевоенном устройстве мира

3 3.2.10 Восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг

3.2.11* Холодная война. Военно-политические союзы в послевоенной системе международных отношений. Формирование мировой социалистической системы

    2.12 XX съезд КПСС и осуждение культа личности. Экономические реформы 1950–1960-х гг., причины их неудач. Замедление экономического роста

3.2.13* «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Конституционное закрепление руководящей роли КПСС. Конституция СССР 1977 г.

3.2.14* Попытки модернизации советской экономики и политической системы в 1980-х гг. «Перестройка» и «гласность». Формирование многопартийности

3.2.15* СССР в мировых и региональных кризисах и конфликтах после Второй мировой войны. Политика «разрядки». «Новое политическое мышление». Распад мировой социалистической системы

3.2.16* Особенности развития советской культуры в 1950– 1980-х гг.

    3 Российская Федерация

3.3.1 Кризис власти: последствия неудачи политики «перестройки». Августовские события 1991 г. Беловежские соглашения 1991 г. и распад СССР 3.3.2* Политический кризис сентября – октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Политические партии и движения Российской Федерации. Российская Федерация и страны – участницы Содружества Независимых Государств

3.3.3* Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия

3.3.4* Российская Федерация в 2000–2012 гг.: основные тенденции социально-экономического и общественно- политического развития страны на современном этапе. В.В. Путин. Д.А. Медведев

3.3.5* Россия в мировых интеграционных процессах и формирующейся современной международно-правовой системе

3.3.6* Современная российская культура

ПРИМЕЧАНИЕ:

Список событий мировой истории для ЕГЭ можно посмотреть

*Значком обозначены темы, которые проверяются с привлечением знаний по всеобщей истории.

В 2018-2019 учебном году выпускники 9-х классов во всех регионах РФ будут экзаменованы по 5 предметам, в числе которых два будут обязательными (русский язык и математика), а выбор оставшихся трех будет предоставлен самим школьникам и их родителям.

В 2018 году литература оказалась на последнем месте среди необязательных предметов ОГЭ, ведь сдавать данный предмет решили только 3% девятиклассников. Сегодня, по мере того, как приближается момент выбора предметов выпускниками 2019 года, у многих детей и родителей возникает вопрос, стоит ли сдавать ОГЭ по литературе в 9 классе и если да, то сложно ли к нему подготовится. Попробуем разобраться в тонкостях предмета, особенностях КИМов и секретах подготовки к данному экзамену.

Дата проведения

Учащиеся, которым в 2019 году предстоит закончить 9 класс, будут сдавать ОГЭ в конце учебного года. Но, как и в прошлых сезонах, учащимся будет предоставлена возможность пройти испытание досрочно, или же повторить попытку, если с первого раза не получится преодолеть минимальный проходной порог.

Для проведения экзамен по литературе в 9-х классах зарезервированы следующие дни:

Досрочный период

Основной день

Резервный день

Основной период

Основной день

Резервные дни

28.06.19 / 02.07.19 / 03.07.19

Осенняя пересдача

1 пересдача

2 пересдача

19.09.19 / 21.09.19

Формат проведения и особенности экзамена по литературе

Литературу, как один из экзаменов ОГЭ 2019 года выберут учащиеся, желающие продолжить обучение в классах филологического профиля, ведь для успешного преодоления испытания необходимо:

  • знать биографии писателей и поэтов;
  • досконально изучить произведения, входящие в список школьной программы;
  • уметь анализировать и сравнивать тексты, составлять портреты героев, давать оценку их действиям;
  • красиво, лаконично и грамотно выражать собственное мнение.

Главная особенность ОГЭ по литературе от других экзаменов, сдаваемых девятиклассниками в 2019 году – это тот факт, что в билете полностью отсутствуют тесты с ответами. Экзаменационный билет 2019 года будет состоять из 2-х частей:

Девятиклассники проходят итоговую аттестацию на базе своей школы.

На выполнение работы экзаменуемым предоставляется 235 минут (3 часа 55 минут).

Часть 1 (анализ текста)

Прежде чем приступить к выполнению заданий 1-й части необходимо ознакомиться с двумя предложенными вариантами и выбрать для анализа только один, наиболее близкий и понятный.

Важно! Выполнять сразу оба варианта нельзя.

Объем развернутого ответа должен примерно составить:

Не стоит использовать слишком сложные речевые конструкции. Пусть текст будет лаконичным, но при этом читабельным и наполненным глубоким смыслом.

Часть 2 (сочинение)

Больше всего выпускники, привыкшие на контрольных срезах по разным предметам просто отвечать на тесты, боятся сочинения, которое является неотъемлемой частью ОГЭ 2019 года по литературе.

На самом деле большинство выпускников, заканчивающих 9 класс, без проблем выполняют вторую часть ОГЭ по литературе и в 2019 году экзаменуемым тоже бояться нечего. Также стоит знать, что:

  • в процессе написания сочинения разрешено пользоваться полным текстом художественного произведения;
  • объем сочинения должен быть 200 слов (работы менее 150 слов не оцениваются);
  • свои суждения необходимо аргументировать, используя фрагменты из текста;
  • при анализе произведения важно не искажать авторскую позицию.

Оценивание работ

Работы ОГЭ 2019 по литературе не содержат тестовой части, а потому в полном объеме оцениваются независимыми экспертами. Для выставления итогового балла каждая работа будет проверена двумя учителями. В результате возможны такие варианты развития события:

  • Оценки сошлись – все отлично, балл определен и его заносят в документацию.
  • В оценках двух экспертов есть разбежность не превышающая 2-х баллов –выставляют среднее арифметическое.
  • Оценки экспертов отличаются более чем на 2 балла – привлекают третьего специалиста, мнение которого и будет решающим.

Оценка, полученная девятиклассником на ОГЭ по литературе в 2019 году, будет влиять на балл аттестата. При переводе тестовых баллов по данному предмету в оценки используют специальную таблицу соответствия:

Таким образом, если подготовка к ОГЭ по литературе в 2019 году была слабой, а целью выпускника было преодоление минимального порога сдачи, то ему будет достаточно получить всего 7 тестовых баллов. Если же предмет был выбран с целью поступления в профильный класс или колледж, потребуется набрать минимум 15 тестовых баллов, что уже соответствует оценке «4».

Поскольку ОГЭ по литературе имеет свою особую специфику, начинать подготовку к экзамену выпускникам 2019 года необходимо как можно раньше, ведь необходимо будет прочитать достаточно большой объем литературы (список произведений приведен ниже) и проработать основные темы сочинений.

С чего начать?

Шаг 1. Ознакомится с требованиями к экзаменационной работе, ознакомившись с кодификатором и спецификациями.

Шаг 2. Читаем произведения, приведенные в списке. Естественно, лучше ознакомиться с полным текстом в оригинале, но если на это нет времени, то стоит прочитать сокращенный вариант и критику, найти которые можно в специальных сборниках или в интернете.

Предлагаем вашему вниманию полный список литературы для ОГЭ 2019 года по литературе с вопросами, на которые необходимо ответить, читая произведение.

Шаг 3. Делаем заметки. Не стоит полагаться на возможности человеческой памяти, они, к сожалению, не безграничны. Во время чтения не поленитесь выписать в тетрадь основную информацию, которая понадобится для ответов на вопросы и написания сочинений.

Шаг 4. Практикуемся выполнять задания первой части. В этом поможет демоверсия ОГЭ по литературе 2019 года, а также билеты, которые были предложены на экзаменах выпускникам 2018-2018 учебного года.

Шаг 5. Практикуемся в написании сочинения, соблюдая основные требования к тексту.

Не лишним будет послушать советы опытных учителей, ознакомиться с разбором демоверсии и рекомендациями по написанию сочинения. Предлагаем прямо сейчас посмотреть один из таких видеоуроков: