План конспект по ознакомлению с художественной литературой. Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению детей с художественной литературой. Конспект задания по детской литературе

Тема: Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко».

Программное содержание:

Образовательные задачи : продолжать знакомить детей с русскими народными сказками;

формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности; учить видеть и различать добро и зло;

Развивающие : развивать воображение, внимание, желание творчески работать; развивать внимание, речь; пробуждать у дошкольников желание самостоятельно обращаться к книге, как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.

Воспитательные: воспитывать чувство доброты и отзывчивости; воспитывать интерес к сказкам;

воспитывать бережное и уважительное отношение к книгам.

Словарная работа: кузнец, бобовое зернышко, сбить маслица

Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; эмоционально воспринимает русскую народную сказку «Петушок и бобовое зернышко» и выражает свое отношение к ее персонажам.

Материалы и оборудование: иллюстрации к сказке «Петушок и бобовое зернышко» и к др. р.н.с., иллюстрации к д/и.

Ход ООД.

На магнитной доске иллюстрации к русским народным сказкам.

Воспитатель. Дети, сегодня мы с вами поговорим о сказках. Любите ли вы сказки? Скажите, пожалуйста, чему учат сказки? (доброте, уму-разуму, смекалке, смелости…). Какие сказки вы знаете? Каких добрых сказочных героев вы знаете? А какие сказочные герои вам не нравятся? Почему? Воспитатель: А сейчас мы дадим нашим глазкам отдохнуть! Встаньте со стульчиков и пройдите, пожалуйста, на ковер.

Дети становятся полукругом воспитатель перед ними.

Зрительная гимнастика с применением предмета (колобок на палочке)

Прикатился колобок,

Круглый и румяный бок!

Вверх скок, (воспитатель направляет предмет вверх, вниз, вправо, влево, а дети следят за предметом только глазами)

Вниз скок, Вправо скок, Влево скок!

Покружился, поскакал, (вращение глазами по кругу) И от всех он убежал!

Воспитатель: Молодцы! Хорошо, наши глазки отдохнули.

А сейчас садимся за столы.

Я загадаю вам загадки, а вы попробуйте угадать, что это за сказочный герой?

Загадка о петушке.

Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко».

Воспитатель предлагает насмотреть иллюстрации к сказке.

Вопросы:

Что случилось с петушком? Почему он подавился? Что стала просить курочка у хозяйки?

Что сказала хозяйка? Что просила коровка принеси? Что просил хозяин принести?

Что нужно сделать, чтобы получить масло? Что нужно делать, чтобы не подавиться?

Какой была курочка? (Быстрой, заботливой, вежливой.) А петушок какой? (Неосторожный, быстрый, глуповатый, торопливый, выскочка) Кто вам в сказке понравился? Почему? Чему учит нас эта сказка? (быть осторожным, не торопиться, не отвлекаться во время еды, заботиться о своем близком)

Физкультминутка.

Быстро встаньте, улыбнитесь, Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите, Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись, Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали и на месте пошагали.

Игра «Закончите предложение, используя слово «чтобы».

1) Курочка пошла к хозяйке, чтобы...

2) Курочка пошла к коровке, чтобы. ..

3) Курочка пошла к хозяину, чтобы...

4) Курочка пошла к кузнецу, чтобы…

5) Курочка бежала быстро, чтобы…

6)Корова даст молока, чтобы…

7) Мы прочитали эту сказку, чтобы…

Игра «Кого не стало?» (С иллюстрациями-персонажами из сказки)

Игра «Скажи ласково» (масло-маслица, молоко-молочко, хозяйка-хозяюшка, трава-травушка, курица- курочка, петух-петушок)

Итог занятия. Какую сказку мы сегодня читали? Какая игра вам больше понравилась?

Елена Шаргалина
План-конспект открытого занятия по ознакомлению детей с художественной литературой в подготовительной группе

«Рассказывание русской народной сказки «Иван-царевич и Серый волк»

Цель : учить детей воспринимать образное содержание произведения; закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях русской сказки, продолжать развивать поэтический слух : умение слышать и выделять в тексте выразительные средства; подводить детей к осознанию и пониманию образных выражений.

Оборудование и материалы : магнитная доска, репродукция картины Васнецова , книга с иллюстрациями по сказке.

Ход занятия : Дети, посмотрите внимательно на обложку этой книги. Как называется сказка? Многие из вас слышали эту сказку, кто-то смотрел мультфильм или диафильм (ответы детей )

Сейчас я прочту вам русскую народную сказку «Иван-царевич и Серый волк» . Сказку эту придумал не писатель, не поэт, а русский народ много-много лет назад и рассказывали ее такими словами, какие живут только в русских сказках. Эту сказку мне в детстве рассказывала бабушка, а такая картина была у меня в комнате. А теперь вы послушайте, как я расскажу вам эту сказку об Иване-царевиче и Сером волке (педагог выразительно читает-рассказывает сказку) .

После чтения проводится беседа.

Кто помог Ивану-царевичу достать жар-птицу?

Какое задание дал царь Афрон Ивану-царевичу? (достать у царя Кусмана златогривого коня)

Кто помог выполнить этот приказ Ивану-царевичу? (Серый волк)

А как Серый волк помог это сделать?

Какое задание дал царь Кусман Ивану-царевичу? (Привезти дочь царя Далмата – Елену Прекрасную)

Что сделал волк?

На обратном пути как волк помог Ивану-царевичу победить царя Кусмана? (обернулся Еленой Прекрасной)

На обратном пути как волк помог Ивану-царевичу победить царя Афрона? (обернулся златогривым конем)

Кто победил? Кого в этой сказке наказали?

Как вы объясните слова, пословицу «сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок» (сказка – это выдумка, но в сказках добро всегда побеждает, и в жизни надо стараться делать хорошие, добрые поступки)

А что же сказочного в этой истории? (ответы детей )

Вы все верно подметили. А еще в сказках, русских сказках, есть особенные «сказочные слова» . Какие «сказочные» слова вы заметили? Есть такие слова грустить, загрустил. А в сказке говорится не просто загрустил, а как? (закручинился, пригорюнился, загоревал, голову повесил)

Если дети затрудняются воспроизвести слова и выражения из текста, воспитатель сам называет их.

Ребята, в р. н. с. сказочным героям дают имена с приговорками.

Почему Иван-царевич? (сын царя)

Елена Прекрасная, почему Прекрасная? (она была очень красива)

Да, в русских сказках много интересных слов и выражений.

А с каких слов начинается сказка? (в некотором царстве, в некотором государстве, жил-был)

А какими словами она заканчивается? (стали они жить-поживать, да горя не знать)

А еще в русских сказках все важные события случаются обычно трижды, повторяются три раза.

Что трижды было, происходило в сказке «Иван-царевич и Серый волк» ? (три брата, три ночи, три царя)

Какой эпизод в сказке вам запомнился больше других?

Вот какую интересную сказку вы услышали.

Как она называется?

Физминутка

«В мастерской у художника »

А теперь, дети, давайте представим, что мы с вами художники и нарисуем сейчас иллюстрации – картины к нашей сказке. Сначала мы с вами отправимся в мастерскую художника (идем шагом по кругу) . Пришли. Теперь смешаем с вами краски (бег на месте) . Теперь нарисуем картину. Для синей краски соберем синеву с неба (упражнение) . Зеленую –соберем с растений (упражнение) . Желтый цвет – с одуванчиков (упр-е) . Черный – с земли. А теперь начнем рисовать начиная с верхней части картины, а теперь по бокам, а теперь в середине (то внизу, наклоняясь, приседая, подтягиваясь вверх) . Вот какую красивую картину вы нарисовали.

Педагог предлагает рассмотреть картину Васнецова «Иван-царевич на Сером волке» . Ребята, мы уже с вами не раз обращались к картинам этого художника , кто автор этой картины? Как она называется? А какой сюжет, момент из сказки на ней изображен, какие слова из сказки подходят к этой картине? (Помчался Серый волк с Иваном-царевичем, с Еленой Прекрасной обратно) . Давайте вспомним то место из сказки, которое послужило художнику темой для картины .

Откуда и куда едут герои?

Придумайте, чем мог бы закончится сюжет картины Васнецова. (Выслушиваются два-три ответа) .

И начну у бабки сказки я просить,

И начнет мне бабка сказку говорить :

Как Иван-царевич Птицу-жар поймал,

Как ему невесту Серый волк достал

И во сне мне снятся Чудные края

И Иван-царевич – это будто я.

Домашнее задание : Нарисовать дома то, что больше всего вам запомнилось и понравилось в этой сказке.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

воспитатель МБДОУ №3 Конаныхина Л.И.

ТЕМА: «ЗНАКОМСТВО С ТВОРЧЕСТВОМ ПИСАТЕЛЯ К. И. ЧУКОВСКОГО».

ПРОГРАМНЫЕ ЗАДАЧИ:

1.Дать детям представление о личности писателя и его книгах.

2.Вызвать интерес к личности писателя и его книгам.

3.Учить по действиям героя определять мотивы его поступков.

4.Воспитывать умение анализировать поступки литературных героев и оценивать их, аргументируя свои суждения.

5.Довести до сознания детей замысел автора.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

Чтение произведений К. И. Чуковского.

« Федорино горе».

« Телефон».

« Тараканище».

« Муха Цокотуха»

«Айболит».

« Мойдодыр».

РАССМАТРИВАНИЕ ЦВЕТНЫХ ИЛЛЮСТРАЦИЙ К СКАЗКАМ.

МАТЕРИАЛ:

1.Портрет К. И. Чуковского.

2. Выставка книг в книжном уголке, цветные иллюстрации к сказкам Чуковского.

3.Мешок с предметами:

Телефон;

Воздушный шарик;

Мыло;

Блюдце;

Колоша;

Термометр (игрушечный);

ХОД ЗАНЯТИЯ.

(В книжном уголке сделать выставку книг К. И. Чуковского, его портрет).

Обратить внимание детей на выставку.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята! Сейчас я вам расскажу об известном детском писателе, большом друге детей - о Корнее Ивановиче Чуковском.

Родился он в Петербурге, 31 марта 1882 года, детство его прошло в городе Одесса.

Мать была простой прачкой, но старалась дать своим детям образование.

Детским писателем он стал не сразу. В то время писали для детей многие писатели, но их книги были интересными и скучными.

Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А бывало и так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы как - нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: Жил да был крокодил, он по улицам ходил.

Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнею сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.

И второй случай. Вот как об этом вспоминает сам Корней Иванович:

«Однажды, работал в своём кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя ей сказал:

Надо, надо умываться по утрам и вечерам

А нечистым трубочистам

Стыд и срам! Стыд и срам!

Так родился на свет «МОЙДОДЫР»

Дети поняли и полюбили сказку Корнея Чуковского. Героями своих произведений он сделал зверей, птиц, насекомых. Кроме животных, активными действующими лицами были вещи.

Вспомните произведение К. И. Чуковского, где действующие лица являются вещи?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: («ФЕДОРИНО ГОРЕ»)

Послушайте, как интересно Корней Иванович рассказывает о «живых» вещах в своей сказке «Федорино горе».

Скачет сито по полям,

А корыто по лугам.

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла,

Топору - то, топоры

Так и сыплются с горы

Испугалася коза,

Растопырила глаза

Что такое? Почему?

Ничего я не пойму!

Корней Иванович писал и для маленьких детей, которые не умеют ещё читать, и для ребят - школьников начальных классов, и для подростков, и для взрослых, которые тоже с удовольствием читают его прекрасные стихи, повести и даже сказки.

Чуковский очень любил ребят, он всегда был внимателен и добр с ними, но беспощаден к грязнулям и неряхам, он смеётся вместе со своими читателями над такими ребятами в сказке...

А ну может вы знаете, в какой сказке?

ОТВЕТ: («МОЙДОДЫР»)

Послушайте, я вам зачитаю строки из сказки, кто знает помогайте мне:

«Ах ты гадкий, ах ты грязный,

Неумытый поросёнок!

Ты чернее трубочиста,

Полюбуйся на себя:

У тебя на шее вакса,

У тебя под носом клякса,

У тебя такие руки,

Что сбежали даже брюки,

Даже брюки, даже брюки,

Убежали от тебя».

А еще у Чуковского есть сказка, в которой главного героя любят все дети и звери, который не боится ни каких трудностей ради спасения зверей, он добрый, отзывчивый.

Догадались, о каком герое я говорю?

Как эта сказка называется?

ОТВЕТ: («АЙБОЛИТ»).

(Дети зачитывают по памяти отрывки)

С ранних лет стихи приносят всем радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без сказок:

«Айболит»,

«Тараканище»,

«Федорино горе»,

«Бармалей»,

«Муха-Цокотуха»,

«Телефон».

Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.

Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием, и где бы он не находился: в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной у врача, чтоб не тратить попусту время он сочинял для детей загадки, сказки.

(Дети читают стихи Чуковского).

Нет среди нас К.И. Чуковского. Но книги его живут, и будут жить долго.

Татьяна Анисимова
Методические основы проведения занятий по ознакомлению с художественной литературой

Художественная литература служит могучим , действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка. Открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, позволяет малышу проникнуть в мир чувств героев, вызывает интерес к взаимоотношениям между персонажами, побуждает к усвоению причинно – следственных связей, развивает творчество и воображение, позволяет узнать о неизвестном, учит восхищаться добрыми поступками и тд. Даёт ребёнку прекрасные образцы русского литературного языка .

Занятия по ознакомлению с художественным произведением детей разных возрастных ступеней организуется по – разному. С детьми раннего возраста воспитатель работает индивидуально или с подгруппами по 2-6 человек. Группа детей младшего дошкольного возраста для слушания чтения или рассказа разделяется на две группы. В средней и старшей группах занятия проводятся одновременно со всеми детьми. Воспитатель перед занятием проглядывает весь наглядный материал, который предлагает использовать во время чтения : игрушки, муляжи, картину, портрет, наборы книжек с иллюстрациями для раздачи детям и тд.

Знакомство ребёнка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, поговорок, загадок, песен, затем он слушает народные сказки. Детям раннего и младшего возраста воспитатель в основном читает наизусть (потешки, небольшие стихотворения, рассказы, сказки) ; детям среднего возраста он читает по книге довольно незначительные по объёму стихотворение и прозаические сказки, рассказы, повести. Содержание многих потешек очень динамично, богато глаголами. Их легко можно инсценировать даже тогда, когда дети ещё не владеют речью. Произведения фольклора, в том числе и потешек, построены на множестве повторов. Повторяются отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. А это способствует запоминанию слов, а затем и активному употреблению. В различных произведениях фольклора, в том числе и потешек, мы обнаруживаем большое количество диалогической и обращённой речи. Примеры такой речи можно использовать в качестве образца для подражания в обучении детей обращённой речи. (Пальчик-мальчик, где ты был) Способствуют развитию фонематического слуха, воспитанию чувства ритма и рифмы, используются с целью развития мелкой моторики пальцев рук. В младшем возрасте большое значение имеет воспитание звуковой культуры речи : при чтении стихов нужно научить малышей произносить их не спеша, чётко выговаривая каждое слово. У детей есть привычка ставить ударения на рифмующихся словах, поэтому воспитатель особенно точно должен расставить логические ударения и добиваться, чтобы и дети произносили стихотворение правильно. В течение года детям повторно читают знакомые рассказы, стихи, некоторые сказки или ритмические строчки из сказок, для того чтобы поэтические образы лучше усваивались и не забывались. Надо стремиться к тому, чтобы слова, услышанные детьми на занятии , входили в их активный словарь. Содержание потешек позволяет наглядно воспроизводить сценки с несколькими последовательно сменяющимися действиями. Ценность их в том и состоит, что слово можно соединить с действием ребёнка. Под рассказ педагога дети могут изображать движениями действующих лиц или выполнять действия с игрушкой (помахивая руками - крыльями) . Уже в младшем возрасте у детей появляются любимые персонажи, дорогие для них произведения и поэтому их радует каждая встреча с этими персонажами. Для первичного чтения детям младшего дошкольного возраста выбирается произведение такого размера, чтобы можно было закончить работу над ним в течение конкретного занятия в данной возрастной группе.

В старших группах пословицы, поговорки, загадки, используются преимущественно как средство развития мышления, памяти, а чистоговорки – как средство закрепления правильного звукопроизношения

Произведение больших размеров, работа над которыми рассчитана на 2 – 3 занятия , читаются только в старшей и подготовительной группах.

Очень важно в самом начале привлечь внимание детей, как это делали в старину своей присказкой (показом яркой картинки, чтением небольшого стихотворения, народной песни, загадыванием загадки и тд.) Иногда детям просто сообщается название произведения, его автор, тема, например : «Сегодня я вам прочитаю рассказ Л. Т. Толстого о том, как лев подружился с маленькой собачкой». Или эта писательница написала много книг о жизни зверей, одну из этих книг, я прочту вам сегодня.

Дети старшей группы способны более глубоко осмыслить содержание литературных произведений ,т. е могут уже различать литературные жанры . Они легко различают прозу и поэзию, говорят, что стихи написаны складно, их можно петь. На каждом занятии подготовительной к школе группы должны ставиться разнообразные задачи по развитию речи. Каждое занятие должно развивать поэтический слух детей, умение связно, грамматически правильно и образно выражать мысли при ответах на вопросы.

При первом чтении произведения основная задача педагога – довести до слушателей художественное произведение в целостности как произведение искусства. При вторичном ознакомлении с литературным произведением , анализ его можно провести более углублённо , обращая внимание и на средства художественной выразительности . Вопросы по содержанию рассказа, сказки, направленные на выяснение основного смысла и нравственной сущности произведения, могут задаваться в самой разнообразной форме : О чём говорится в этом стихотворении? (сказке, рассказе) . Что нового и интересного узнали вы? Что ты можешь рассказать о герое сказки? Какой он? Как ты оцениваешь поступок того или иного действенного лица? Какое главное событие этого рассказа?

Отвечая на вопросы. Он ярче представляет себе художественный образ описываемого явления. На занятиях по чтению и рассказыванию сказок нужно подвести детей к пониманию жанра сказки, обратить внимание на специфичность художественной формы , образность языка (повторы, зачин, концовка, сравнения, постоянные эпитеты, учить понимать отличие сказки от рассказа.

Одна из задач таких занятий состоит в том , чтобы научить детей слушать чтеца или рассказчика. Только научившись слушать чужую речь, они получают способность запоминать её содержание и форму, усваивать норму литературной речи , средства выразительности – интонационно правильно звучащая речь.

Чтобы чтение или рассказывание было обучающим, необходимо соблюдать то же правило, что и доречевых занятиях с детьми раннего возраста : дети должны видеть лицо воспитателя, его артикуляцию, мимику, выражение глаз, а не только слышать его голос.

Воспитатель, читая по книге, должен научиться смотреть не только в текст книги, но и время от времени на лица детей, встречаться ними глазами, следить за тем, как они реагируют на чтение. Умение посматривать на детей во время чтения приобретается в результате настойчивых тренировок. Однако надо помнить, что даже самый опытный чтец не может читать новое произведение с листа, без подготовки, и поэтому перед занятием воспитатель обязательно должен производить интонационный разбор произведения («дикторское прочтение» ) и тренироваться в чтении вслух. Перед рассказыванием или чтением художественного текста о произношении незнакомого слова необходимо справиться в словаре. С. И. Ожегова

На одном занятии читается одно произведение и одно два из тех, которые дети уже слышали раньше. Многократное чтение произведений обязательно : дети любят слушать уже знакомые сказки, стихи, рассказы. Повторение эмоциональных переживаний не обедняет восприятия, но ведёт к лучшему усвоению языка и следовательно к более глубокому осмысливанию событий, поступков героев. Основное правило организации занятия по чтению (рассказыванию) детям – эмоциональная приподнятость и читающего, и слушающих.

Настроение приподнятости создаёт воспитатель : он бережно обращается с книгой, с уважением произносит имя автора, несколькими вводными словами возбуждает интерес малышей к тому, о чём собирается читать или рассказывать. Красочная обложка новой книжки, которую воспитатель покажет перед началом чтения, тоже может оказаться причиной их повышенного внимания.

Иногда перед чтением в средней или старшей группах можно обратиться к опыту детей : напомнить эпизод из их жизни, сходный или противоположный тому, который описан в книжке. (Дети, помните, как мы в лесу видели ежика? Вот и писатель Михаил Михайлович Пришвин тоже встретил в лесу ежа, и послушайте, как он об этом хорошо рассказывает) Малышам необходимо руководство в слушании : вид и голос рассказчика должны подсказывать им, что в данную минуту речь пойдёт о трогательном или забавном. Если маленькие слушатели недостаточно внимательны. Чтец должен усилить эмоциональность исполнения, ярче давать образы. Особенно чётко должны различаться вопросительные и повествовательные, восклицательные и побудительные предложения.

Текст всякого художественного произведения воспитатель читает не прерываясь (комментарии допускаются только при чтении познавательных книг ). Все слова, понимание которых может вызвать у детей затруднение, нужно объяснять в начале занятия .

Методические приёмы , облегчающие восприятие читаемого.

Чтобы научить детей слушать художественное произведение , помочь усвоить его содержание и эмоциональный настрой, воспитатель обязан читать выразительно. Кроме того он использует методические приёмы , развивающие у детей навыки слушания, запоминания, понимания, а именно :

1) повторное чтение всего текста;

2) повторное чтение отдельных частей его.

Чтение может сопровождаться :

1) игровыми действиями детей;

2) предметной наглядностью, рассматривание игрушек, муляжей, рассматриванием иллюстраций, привлечением внимания к реальным объектам.

3) Словесной помощью, сравнением со сходным (или противоположным) случаем из жизни детей или из другого художественного произведения ; постановкой после чтения поисковых вопросов (Почему нравиться герой? А как бы ты поступил на его месте) ; подсказыванием при ответах детей

слов-эпитетов, обобщённо называющих существенную черту

образа (храбрец, трудолюбивая, добрый, и тд.)

Чем младше ребёнок, тем больше нуждается он в сопровождающих в чтение игровых действиях и предметной наглядности, усвоению прочитанного старшими дошкольниками способствует словесная помощь.


Введение

Роль художественной литературы в речевом развитии детей

2. Методика чтения и рассказывания художественного произведения на занятиях

Структура занятий по ознакомлению детей с жанрами прозы и поэзии

4. Методика предварительных и заключительных бесед с детьми по содержанию художественного произведения

5. Особенности методики ознакомления с художественной литературой в разных возрастных группах

Заключение

Список литературы


Введение


Художественная литература - могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение речи. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.

Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальную напевность, ритмичность русской речи, в народных сказках перед детьми раскрывается легкость и выразительность языка, богатство речи юмором, живым и образными выражениями, сравнениями. Художественная литература вызывает интерес к личности и внутреннему миру героя. В детях пробуждаются гуманные чувства - способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости.

Объект работы - художественная литература в детском саду.

Предмет - особенности занятий по ознакомлению с художественной литературой в детском саду.

Цель - изучить и проанализировать особенности занятий по ознакомлению с художественной литературой в детском саду.

Поставленные задачи:

проанализировать роль художественной литературы в речевом развитии детей;

изучить методику чтения и рассказывания художественного произведения на занятиях;

рассмотреть структуру занятий по ознакомлению детей с жанрами прозы и поэзии;

изучить методику предварительных и заключительных бесед с детьми по содержанию художественного произведения;

проанализировать особенности методики ознакомления с художественной литературой в разных возрастных группах.


1. Роль художественной литературы в речевом развитии детей


Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника.

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.

Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы.

Постепенно у детей вырабатывается изобретательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.

В старшем дошкольном возрасте дошкольники способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать прекрасное значение слов и словосочетаний. Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.

Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребенок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Исследователи обратили внимание на характерные особенности понимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений. Это прежде всего конкретность мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности. Поэтому и подчеркивается, что только на определенной ступени развития и лишь в результате целенаправленного восприятия возможно формирование эстетического восприятия, и на этой основе - развитие детского художественного творчества.

Культура речи - явление многоаспектное, главным ее результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка; это понятие включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения. Правильность и коммуникативная целесообразность речи считаются основными ступенями овладения литературным языком.

Развитие образной речи необходимо рассматривать в нескольких направлениях: как работу над овладением детьми всеми сторонами речи (фонетической, лексической, грамматической), восприятием разнообразных жанров литературных и фольклорных произведений и как формирование языкового оформления самостоятельного связного высказывания. Произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые литературные формы, являются важнейшими источниками развития выразительности детской речи.

Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

В младшей группе ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям.

Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения и утверждаются в чувстве рифмы и ритма. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.

В средней группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой. Воспитатель фиксирует внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях языка. Очень важно после чтения произведения правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное - действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения.

В старшей группе детей учат при восприятии содержания литературных произведений замечать выразительные средства. Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра.

2. Методика чтения и рассказывания художественного произведения на занятиях


Методика работы с книгой в детском саду исследована и раскрыта в монографиях, методических и учебных пособиях.

Кратко остановимся на методах ознакомления с художественной литературой.

Основными методами являются следующие:

Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий сохраняя язык автора, передаёт все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.

Рассказывание воспитателя. Это относительна свободная передача текста (возможны перестановки слов, замена их, толкование). Рассказывание даёт большие возможности для привлечения внимания детей.

Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведений.

Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.

Традиционно в методике развития речи принято выделять две формы работы с книгой в детском саду: чтение и рассказывание художественной литературы и заучивание стихотворений на занятиях и использование литературных произведений и произведений устного народного творчества вне занятий, в разных видах деятельности.

Методика художественного чтения и рассказывания на занятиях.

Типы занятий:

Чтение и рассказывание одного предложения.

Чтение нескольких произведений, объединённых единой тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных) или единством образов (две сказки о лисичке). Можно объединять произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение). На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.

Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:

а) чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника;

б) чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой.

Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:

а) чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Три медведя» сопровождается показом игрушек и действий с ними);

б) настольный театр (картонный или фанерный, например по сказке «Репка»);

в) кукольный и теневой театр, фланелеграф;

г) диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи.

Чтение как часть занятия по развитию речи:

а) оно может быть логически связано с содержанием занятия (в процессе беседы о школе чтение стихов, загадывание загадок);

б) чтение может быть самостоятельной частью занятия (повторное чтение стихов или рассказа как закрепление материала).

В методике занятий следует выделить такие вопросы, как подготовка к занятию и методические требования к нему, беседа о прочитанном, повторное чтение, использование иллюстраций.

Подготовка к занятию включает следующие моменты:

обоснованный выбор произведения в соответствии с разработанными критериями (художественный уровень и воспитательное значение), с учётом возраста детей, текущей воспитательно-образовательной работы с детьми и времени года, а также выбор методов работы с книгой;

определение программного содержания - литературной и воспитательной задач;

подготовка воспитателя к чтению произведения. Нужно прочитать произведение так, чтобы дети поняли основное содержание, идею и эмоционально пережили прослушанное (прочувствовали его).

С этой целью требуется провести литературный анализ художественного текста: понять основной замысел автора, характер действующих лиц, их взаимоотношения, мотивы поступков.

Далее идёт работа над выразительностью передачи: овладение средствами эмоциональной и образной выразительности (основной тон, интонации); расстановка логических ударений, пауз; выработка правильного произношения, хорошей дикции.

В предварительную работу входит подготовка детей. Прежде всего, подготовка к восприятию литературного текста, к осмыслению его содержания и формы. С этой целью можно активизировать личный опыт детей, обогатить их представления путём организации наблюдений, экскурсий, рассматривания картин, иллюстраций.

Объяснение незнакомых слов - обязательный приём, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Следует объяснять значение тех слов, без понимания которых становится неясным основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей. Варианты объяснения различны: подстановка Другова слова во время чтения прозы, подбор синонимов; употребление слов или словосочетаний воспитателем до чтения, во время знакомства детей с картинкой; вопрос к детям о значении слова и др.

Методика проведения занятий по художественному чтению и рассказыванию и его построение зависят от типа занятия, содержания литературного материала и возраста детей. В структуре типичного занятия можно выделить три части. В первой части происходит знакомство с произведением, основная цель - обеспечить детям правильное и яркое восприятие путём художественного слова. Во второй части проводится беседа о прочитанном с целью уточнения содержания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности. В третьей части организуется повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого.

Проведение занятия требует создания спокойной обстановки, чёткой организации детей, соответствующей эмоциональной атмосферы.

Чтению может предшествовать краткая вводная беседа, подготавливающая детей к восприятию, связывающая их опыт, текущие события с темой произведения.

В такую беседу могут быть включены краткий рассказ о писателе, напоминание о его других книгах, уже знакомых детям. Если предшествующей работой дети подготовлены к восприятию книги, вызвать у них интерес можно с помощью загадки, стихотворения, картинки. Далее нужно назвать произведение, его жанр (рассказ, сказка, стихотворение), имя автора.

Выразительное чтение, заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт с детьми повышает степень воздействия художественного слова. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинарными замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы.

В конце занятия можно повторное чтение произведения (если оно короткое) и рассматривание иллюстраций, которые углубляют понимание текста, уточняют его, полнее раскрывают художественные образы.

Методика использования иллюстраций зависит от содержания и формы книги, от возраста детей. Основной принцип - показ иллюстрации не должен нарушать целостного восприятия текста.

Книгу с картинками можно дать за несколько дней до чтения, чтобы вызвать интерес к тексту, либо картинки рассматриваются, организовано после чтения. Если книга разделена на небольшие главки, иллюстрации рассматривают после каждой части. И только при чтении книги познавательного характера картинка используется в любой момент для наглядного пояснения текста. Это не нарушит единства впечатления.

Одним из приёмов, углубляющих понимание содержания и выразительных средств, является повторное чтение. Небольшие по объёму произведения повторяются сразу после первичного чтения, большие требуют какого-то времени для осмысления. Далее возможно чтение только отдельных, наиболее значимых частей. Повторное чтение всего этого материала целесообразно провести через какой-то отрезок времени. Чтение стихов, потешек, коротких рассказов повторяется чаще.

Дети любят слушать знакомые рассказы и сказки помногу раз. При повторении необходимо точно воспроизводить первоначальный текст. Знакомые произведения могут быть включены в другие занятия по развитию речи, в литературные и развлечения.

Таким образом, при ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные приёмы формирования полноценного восприятия произведения детьми:

выразительное чтение воспитателя;

беседа о прочитанном;

повторное чтение;

рассматривание иллюстраций;

объяснение незнакомых слов.

Большое значение имеет чтение книг с моральным содержанием. В них через художественные образы воспитываются смелость, чувство гордости и восхищения героизмом людей, сочувствие, отзывчивость, заботливое отношение к близким. Чтение этих книг обязательно сопровождается беседой. Дети учатся оценивать поступки персонажей, их мотивы. Педагог помогает детям осмыслить отношение к героям, добивается понимания главной цели. При правильной постановке вопросов у ребёнка возникает желание подражать нравственным поступкам героев. Разговор следует вести о поступках персонажей, а не о поведении детей группы. Само произведение силой художественного образа окажет большое воздействие, чем любое морализирование.

3. Структура занятий по ознакомлению детей с жанрами прозы и поэзии

художественный литература чтение речевой

На специальных занятиях воспитатель может читать детям или рассказывать. Читать он может наизусть или по книге.

Одна из задач занятий состоит в том, чтобы научить детей слушать чтеца или рассказчика. Только научившись слушать чужую речь, дети получают способность запоминать ее содержание и форму, усваивать норму литературной речи.

Детям раннего и младшего дошкольного возраста воспитатель в основном читает наизусть (потешки, небольшие стихотворения, рассказы, сказки); детям среднего и старшего дошкольного возраста он читает уже по книге довольно значительные по объему стихотворные и прозаические сказки, рассказы, повести.

Рассказываются только прозаические произведения - сказки, рассказы, повести. Заучивание воспитателем наизусть художественных произведений, предназначенных для чтения детям, и развитие навыков выразительного чтения - важная часть профессиональной подготовки воспитателя.

Занятие по ознакомлению с художественным произведением детей разных возрастных ступеней организуется педагогом по-разному: с детьми раннего возраста воспитатель работает индивидуально или с группами по 2-6 человек; группу детей младшего дошкольного возраста для слушания чтения или рассказа воспитателя нужно разделить пополам; в средней и старших группах занимаются одновременно со всеми детьми на обычном для занятий месте.

Воспитатель перед занятием приготавливает весь наглядный материал, который предполагает использовать во время чтения: игрушки <#"justify">4. Методика предварительных и заключительных бесед с детьми по содержанию художественного произведения


Беседа по произведению. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов - словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая разъяснительная (заключительная) беседа после чтения. Не следует, однако, делать эти приемы обязательными. Работа над художественным произведением может протекать и следующим образом.

После первого чтения рассказа (стихотворения и др.) дети обычно находятся под сильным впечатлением от услышанного, обмениваются репликами, просят почитать еще. Воспитатель поддерживает непринужденный разговор, напоминает ряд ярких эпизодов, затем читает произведение вторично и рассматривает с детьми иллюстрации. В младших и средних группах такой работы по новому произведению часто бывает достаточно.

Цели разъяснительной беседы более разнообразны. Иногда важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков.

В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок: почему неправильно поступили ребята, забросав шапками утят? Чем тебе понравился дядя Степа? Хотел бы ты иметь такого друга и почему?

В старших группах нужно привлекать внимание детей к языку произведения, включать в вопросы слова и словосочетания из текста, использовать выборочное чтение поэтических описаний, сравнений.

Как правило, не бывает необходимым выявлять в процессе беседы сюжет, последовательность действий персонажей, так как в произведениях для дошкольников они довольно просты. Излишне простые, однообразные вопросы не вызывают работы мысли и чувства.

Использовать прием беседы нужно особенно тонко и тактично, не разрушая эстетического воздействия литературного образца. Художественный образ говорит всегда лучше, убедительнее, чем все его толкования и объяснения. Это должно предостеречь педагога от увлечения беседой, от излишних объяснений и в особенности от морализирующих выводов.

На занятиях по художественной литературе применяются и технические средства обучения. В качестве приема может быть использовано прослушивание в грамзаписи исполнения артистом знакомого детям произведения (или фрагмента), записей на магнитной пленке детского чтения. Повышает качество учебного процесса показ диапозитивов, слайдов или коротких диафильмов на сюжеты произведений.


5. Особенности методики ознакомления с художественной литературой в разных возрастных группах


Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста - перевертыши, небылицы. Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет восприятие детьми таких жанров, как басни, пословицы, загадки, обусловливает необходимость помощи взрослого.

Исследователями установлено, что дошкольники способны к овладению поэтическим слухом и могут понимать основные различия между прозой и поэзией.

Дети старшего дошкольного возраста под воздействием целенаправленного руководства воспитателей способны увидеть единство содержания произведения и его художественной формы, найти в нем образные слова и выражения, почувствовать ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, использованные другими поэтами.

Задачи детского сада по ознакомлению детей с художественной литературой строятся с учетом рассмотренных выше возрастных особенностей эстетического восприятия.

В настоящее время в педагогике для определения речевой деятельности, имеющей ярко выраженную эстетическую направленность, принят термин «художественно-речевая деятельность детей». По своему содержанию это деятельность, связанная с восприятием литературных произведений и их исполнением, включающая развитие начальных форм словесного творчества (придумывание рассказов и сказок, загадок, рифмованных строк), а также образности и выразительности речи.

Воспитатель формирует у детей умение воспринимать литературное произведение. Слушая рассказ (стихотворение и др.), ребенок должен не только усвоить его содержание, но и пережить те чувства, настроения, которые хотел передать автор. Важно также учить детей сопоставлять прочитанное (услышанное) с фактами жизни.

Заключение


Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Ознакомление с художественной литературой включает целостный анализ произведения, а также выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей.

Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.

Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.

Исследователями установлено, что дошкольники способны к овладению поэтическим слухом и могут понимать основные различия между прозой и поэзией.

Воспитатель формирует у детей умение воспринимать литературное произведение. Слушая рассказ, ребенок должен не только усвоить его содержание, но и пережить те чувства, настроения, которые хотел передать автор. Важно также учить детей сопоставлять прочитанное (услышанное) с фактами жизни.

Список литературы


1.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение русскому языку дошкольников: Учебное пособие. 2-е издание. М.; Академия, 2008. 400 с.

Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми. М.: Просвещение, 2004. 220 с.

Гурович Л.М. Ребенок и книга: Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2002. 64 с.

Логинова В.И., Максаков А.И., Попова М.И. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2004. 223 с.

Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., Просвещение, 2007. 239 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.