Художественный метод в литературе примеры. Фигура речи - что это такое? Литературное направление, течение, школа

Художественный метод (букв. «методос» от греч. – путь исследования) есть совокупность наиболее общих принципов эстетического освоения действительности, которое устойчиво повторяется в творчестве той или иной группы писателей, образующей направление, течение или школу. Существуют объективные трудности вычленения метода. «Художественный метод – категория эстетическая и глубоко содержательная. Его нельзя сводить ни к формальным способам построения образа, ни к идеологии писателя. Он представляет собой совокупность идейно-художественных принципов изображения действительности в свете определенного эстетического идеала. Мировоззрение органично входит в метод тогда, когда оно сливается с талантом художника, с его поэтическим мышлением, а не существует в произведении лишь в форме общественно-политической тенденции» (Н.А. Гуляев). Метод не просто система каких-то взглядов, хотя бы самых эстетических. Можно в очень условном виде говорить о методе как о взгляде, но не отвлеченном, исходном, а об уже нашедшем себя в определенном материале данного искусства. Это художественная мысль или художественная концепция данных явлений в связи с общей концепцией жизни. Метод есть категория главным образом художественного творчества, а значит, художественного сознания. Метод – есть последовательно осуществленный способ отражения, предполагающий единство художественного пересоздания материала действительности, осознанное на единстве образного видения жизни, подчиненное целям раскрытия и познания ведущих тенденций современной писателю жизни и воплощения его общественных идеалов.

Категория метода связана с категорией тип творчества, с одной стороны, категорией стиль – с другой. Уже в V веке до н. э. Софокл афористически обозначил два противоположных типа художественного мышления: «Он (Еврипид) изображает людей такими, каковы они есть на самом деле, а я такими, какими они должны быть». Под стилем обычно понимается индивидуальная неповторимость творческого почерка, совокупность предпочитаемых приемов, единство индивидуальных и типовых, общих для множества индивидуальностей, черт творчества. Наиболее активные стилеобразующие факторы художественной структуры произведения относятся к плану выражения. Но вместе с тем, стиль – это и «непосредственно воспринимаемое законченное единство разных сторон и элементов произведений, соответствующее выраженному в нем содержанию» (Г.Н.Поспелов). Отличие стиля от других категорий поэтики, в частности от художественного метода, – в его непосредственной конкретной реализации: стилевые особенности как бы выступают на поверхность произведения в качестве зримого и ощутимого единства всех главных моментов художественно формы.

Стиль «поглощает в себя без остатка содержание и форму искусства, объединяет собой и руководит в произведении всем, начиная от слова и кончая центральной мыслью» (Бенедетто Кроче). Лингвистический подход к стилю предполагает, что главный объект исследования – язык, язык как первая и ясно различимая внешность и материальность литературного произведения. Это означает, что на первый план выдвигаются внутренние языковые законы. Стиль, художественная ткань рассматриваются как комбинация разных существующих помимо него в языке и заранее данных стилей – канцелярски-бюрократического, эпистолярного, архаического, делового, стиля научных изложений и т.д. Но этот подход не объясняет смену литературных стилей. К тому же стиль художественного произведения нельзя свести к механической комбинации. Стиль – это устойчивая общность образной системы, средств художественной выразительности, характеризующая своеобразие творчества писателя, отдельного произведения, литературного направления, национальной литературы. Стиль в широком смысле – сквозной принцип построения художественной формы, сообщающий произведению ощутимую целостность, единый тон и колорит.

Каковы механизмы образования стиля? Д.С. Лихачев исходит из того («Человек в литературе Древней Руси»), что художественный стиль объединяет в себе и общее восприятие действительности, свойственное писателю, и художественный метод писателя, обусловленный задачами, который он себе ставит. То есть стиль – это не то, что писатель отобрал в своем произведении, а как он это выразил, под каким углом зрения.

Нельзя объяснить стиль, не рассматривая его связь с художественным методом. Понятие художественного метода выражает тот факт, что историческая реальность определяет не только содержание искусства, но и сокровенные его эстетические законы. В творческом методе эстетически суммируется практическое отношение людей к своим историческим задачам и их понимание жизни, складывается то особое отношение идеалов и действительности, которое определяет строение художественных образов. Так, мифологический взгляд на природу и на общественные отношения лежал в основе греческой фантазии и греческого искусства. Творческий метод классического искусства требовал, чтобы художник в несовершенном угадал совершенное, чтобы он показал осуществленной всю гармоническую полноту возможностей человеческого духа. Творческий метод классического искусства указывал художнику более или менее постоянный угол обязательного возвышения образа над действительностью, более или менее установленное направление в художественном выражении жизненного явления. Тем самым он давал и начало стиля. Соотношение идеала и действительности, присущее классическому искусству, оказывалось ключом к пониманию классического стиля с его ясностью и прозрачностью, нормативностью, красотой, строгим порядком, с присущим ему гармоническим равновесием частей и покоем внутренней завершенности, очевидной связью формы и функции, первостепенным значением ритма, с его наивным лаконизмом и поразительным чувством меры.

Стиль – это закономерность в построении, связи и сходстве форм, позволяющая этим формам выразить не только частное содержание данного произведения, но также воспроизвести самые общие признаки отношения человека к природе и обществу. Стиль – это общий характер выразительности различных форм. Стиль – это связь форм, обнаруживающая единство художественного содержания (готический стиль, стиль барокко, ложноклассический стиль, стиль рококо и т. д.). Различают большие стили, так называемые стили эпохи (Возрождение, барокко, классицизм), стили различных направлений и течений и индивидуальные стили художников.

Стиль – остроконечная палочка для письма с шариком на другом конце, которым стирали написанное. Отсюда крылатое выражение: «Чаще поворачивай стиль!».

«Стиль – это человек» (Ж. Бюффон).

«Стиль бальзамирует литературное произведение» (А. Доде).

«Стиль может быть определен так: соответственные слова в соответственном месте» (Дж. Свифт).

«Стиль – физиономия ума, менее обманчивая, чем настоящая физиономия. Подражать чужому стилю все равно, что носить маску. Напыщенность стиля похожа на гримасничанье» (А. Шопенгауэр).

Само отношение метода и стиля оказывается различным на разных этапах художественного развития. Как правило, в ранние периоды развития искусства стиль был единым, всеобъемлющим, строго подчиненным религиозно-догматическим нормам, с развитием эстетической восприимчивости необходимость для каждой эпохи в единичности стиля (стиля эпохи, эстетического кода культуры) заметно ослабевает.

В дореалистическом искусстве мы наблюдаем преобладание общего стиля, а в реалистическом – преобладание индивидуальных стилей. В первом случае метод как бы сливается с определенным стилем, а во втором осуществляется тем полнее, чем изобильней и несходственней вырастающие на его основе стили. В первом случае метод осуществляет единообразие, во втором – многообразие стилей. Господство общего стиля соответствует относительно простому художественному содержанию. В античном обществе отношения между людьми еще ясны и прозрачны. Во всех видах искусства повторяются одни и те же мифологические мотивы и сюжеты. Сфера художественного содержания остается достаточно узкой. Различие личных точек зрения вмещается в границы единой эстетической традиции. Все это приводит к сплочению художественного содержания, обусловившего образование общего стиля.

Господство общего стиля решающим образом связано с преобладанием идеализации, как способа художественного обобщения, а господство стилей индивидуальных – с типизацией. Идеализация легче связывает разнородные явления в единый стиль. В классическом искусстве форма неизбежно бывает более связанной, жесткой, устойчивой, чем в образе реалистическом. Общий стиль подчиняет себе индивидуальность художника. Только те личные дарования, которые соответствуют требованиям общего стиля, получают простор и могут развиваться. Так, рассуждая об общем стиле древнерусской литературы, Д.С. Лихачев пишет о том, что в древнерусской литературе еще живы черты фольклорного коллективизма. Это литература, в которой личностное начало приглушено. Многие произведения включают в свой состав предшествующие произведения, следуют традициям литературного этикета, созданными несколькими авторами, которые поправлялись и дополнялись впоследствии перепиской. Благодаря этой особенности в литературе Древней Руси заключено монументальное эпическое начало. Эта монументальность усиливается тем, что произведения в Древней Руси посвящены главным образом историческим темам. В них меньше выдуманного, воображенного, рассчитанного на развлечение, на занимательность. Серьезность этой литературы связана еще и с тем, что ее главные произведения гражданственны в высшем смысле этого слова. Свое писательское дело авторы воспринимают как служение Родине. Чем выше идеалы древнерусских авторов, тем труднее им примириться с недостатками действительности (исторический монументализм).

В классицизме XVII–XVIII веков обязательность общего стиля поддерживается установленным и неоспоримым авторитетом античности, признанием решающего значения ее художественных образов как предметов подражания. На смену религиозно-мифологической авторитарности становится авторитарность эстетическая (правила). Необходимо рассматривать принадлежность данного произведения к общему стилю и далее обнаруживать те видоизменения, обогащения, новшества, которые зависят от индивидуального стиля. Общий стиль подчиняет себе художника, определяет его эстетический вкус. Реализм же изменяет сам тип эстетического вкуса, включает в себя его способность естественно развиваться. Реалистический метод связан с новой эпохой, в которую отношения людей приобретают чрезвычайно запутанный вид.

В капиталистическую эпоху вырабатывается сложный механизм социальных, политических и идеологических отношений, вещи олицетворяются, люди овеществляются. Расширяются познавательные возможности искусства. Анализ глубоко внедряется в описание, становится шире сфера художественного содержания, открывается огромная область жизненной прозы. Художник не работает больше с жизненным процессом, предварительно переработанным народной фантазией и включившим в себя коллективную оценку явлений действительности. Отныне он должен самостоятельно находить образ действительности. Благодаря этому достаточно даже небольшого изменения угла зрения, позиции наблюдателя, чтобы резко и значительно изменилось художественное содержание. Раньше это изменение приводило к образованию личных оттенков в границах единого стиля, теперь оно стало основой возникновения индивидуальных стилей. Огромное значение получает многообразие оценок, аспектов, взглядов, подходов, степеней исторической активности у художников. Индивидуальное отношение к действительности и индивидуальные формы выражения.

Отбор

Художественное направление – Оценка

Обобщение

Художественное воплощение

Классицизм – художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе в искусстве XVII– нач. XVIII веков, одной из важных черт которых являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону. Как целостная художественная система классицизм сформировался во Франции в период укрепления и расцвета абсолютизма. Законченно-системное выражение классицизм получает в «Поэтическом искусстве» (1674) Н. Буало, обобщающего художественный опыт французской литературы XVII века. В основе эстетики классицизма лежат принципы рационализма, соответствующие философским идеям картезианства. Они утверждают взгляд на художественное произведение как создание искусственное – сознательно сотворенное, разумно организованное, логически построенное. Выдвинув принцип «подражания природе», классицисты считают непременным его условием строгое соблюдение незыблемых правил, которые почерпнуты из античной поэтики (Аристотеля, Горация) искусства и определяют законы художественной формы, превращающей жизненный материал в прекрасное, логически стройное и ясное произведение искусства.

Художественное преображение натуры, превращение природы в прекрасную и облагороженную есть одновременно и акт ее высшего познания – искусство призвано явить идеальную закономерность мироздания, часто скрытую за внешним хаосом и беспорядком действительности. Разум, постигающий идеальную закономерность, выступает как начало «высокомерное» по отношению к индивидуальным особенностям и живому разнообразию жизни. Классицистический образ тяготеет к образцу, он особое зеркало, где индивидуальное превращается в родовое, временное в вечное, реальное в идеальное, история в миф, он торжество разума и порядка над хаосом и текучей эмпирикой жизни. Это отвечало и общественно-воспитательной функции искусства, которой эстетика классицизма придавала огромное значение.

Эстетика классицизма устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на «высокие» (трагедия, эпопея, ода, их сфера – государственная жизнь, исторические события, мифы, их герои – монархи, полководцы, мифологические персонажи, религиозные подвижники) и «низкие» (комедия, сатира, басня), изображающие частную повседневную жизнь людей средних сословий. Каждый жанр имеет строгие границы и четкие формальные признаки, не допускается никакого смешения возвышенного и низменного, трагического и комического, героического и обыденного. Ведущим жанром классицизма была трагедия, обращенная к важнейшим общественным и нравственным проблемам века. Общественные конфликты предстают в ней отраженными в душах героев, поставленных перед необходимостью выбора между нравственным долгом и личными страстями. В этой коллизии наметилась поляризация общественного и частного бытия человека, определявшая и структуру образа.

Романтизм – одно из крупнейших направлений в европейской и американской литературе конца XVIII–первой половины XIX веков, получившее всемирное значение и распространение. Романтизм явился высшей точкой антипросветительского движения. Его основные социально-идеологические предпосылки – разочарование в результатах Великой французской революции и в буржуазной цивилизации вообще. Неприятие буржуазного образа жизни, протест против пошлости и прозаичности, бездуховности и эгоизма буржуазных отношений, нашедшие первоначальное выражение в сентиментализме и предромантизме, обрели у романтиков особую остроту. Реальность истории оказалась неподвластной «разуму», иррациональной, полной тайн и непредвиденностей, а современное мироустройство – враждебным природе человека и его личностной свободе.

Неверие в социальный, промышленный, политический и научный прогресс, принесший новые контрасты и антагонизмы, а также «дробление», нивелировку и духовное опустошение личности, разочарование в обществе, которое предвещали, обосновывали и проповедовали лучшие умы (как самое «естественное» и «разумное») Европы, постепенно разрасталось до космического пессимизма. Принимая общечеловеческий, универсальный характер, оно сопровождалось настроениями безнадежности, отчаяния, «мировой скорби» («болезнь века», присущая героям Шатобриана, Мюссе, Байрона). Тема «лежащего во зле» «страшного мира» (с его слепой властью материальных отношений, иррациональностью судеб, тоской вечного однообразия повседневной жизни) прошла через всю историю романтической литературы, воплотившись наиболее явственно в «драме рока», в произведениях Дж. Байрона, Э. Гофмана, Э. По и других. Вместе с тем романтизму свойственно чувство сопричастности стремительно развивающемуся и обновляющемуся миру, включенности в поток жизни, в мировой исторический процесс, ощущение скрытого богатства и беспредельных возможностей бытия. «Энтузиазм», основанный на вере во всемогущество свободного человеческого духа, страстная, всезахватывающая жажда обновления – одна из характерных особенностей романтического мироощущения (см. об этом работу Н.Я. Берковского «Романтизм в Германии». С. 25–26).

Глубине и всеобщности разочарования в действительности, в возможностях цивилизации и прогресса полярно противополагается романтическая тяга к «бесконечному», к идеалам абсолютным и универсальным. Романтики мечтали не о частичном усовершенствовании жизни, а о целостном разрешении всех ее противоречий. Разлад между идеалом и действительностью, характерный и для предшествующих направлений, приобретает в романтизме необычайную остроту и напряженность, что составляет сущность так называемого романтического двоемирия. Отвергая повседневную жизнь современного цивилизованного общества как бесцветную и прозаическую, романтики стремились ко всему необычному. Их привлекали фантастика, народные предания, народное творчество, минувшие исторические эпохи, экзотические картины природы, жизнь, быт и нравы далеких стран и народов. Низменной материальной практике они противопоставляли возвышенные страсти (романтическая концепция любви) и жизнь духа, высшими проявлениями которого для романтиков были искусство, религия, философия.

Романтики открыли необычайную сложность, глубину и антиномичность духовного мира человека, внутреннюю бесконечность человеческой индивидуальности. Человек для них – малая вселенная, микрокосмос. Напряженный интерес к сильным и ярким чувствам, к тайным движениям души, к «ночной» ее стороне, тяга к интуитивному и бессознательному – сущностные черты романтического мировосприятия. Столь же характерны для романтиков защита свободы, суверенности, самоценности личности, повышенное внимание к единичному, неповторимому в человеке, культ индивидуального. Апология личности служила как бы самозащитой от безжалостного хода истории и нараставшей нивелировки самого человека в буржуазном обществе.

Требование историзма и народности искусства (главным образом в смысле верного воссоздания колорита места и времени) – одно из непреходящих завоеваний романтической теории искусства. Бесконечное разнообразие местных, эпохальных, национальных, исторических, индивидуальных особенностей имело в глазах романтиков определенный философский смысл: оно было обнаружением богатства единого мирового целого – универсума. В области эстетики романтизм противопоставил классицистическому «подражанию природе» творческую активность художника с его правом на преображение реального мира: художник создает свой особый мир, более прекрасный и истинный, а потому и более реальный, чем эмпирическая действительность, так как само искусство и является высшей реальностью. Романтики яростно защищали творческую свободу художников, отвергали нормативность в эстетике, что, впрочем, не исключало создание собственных романтических канонов.

С точки зрения принципов художественной изобразительности романтики тяготели к фантастике, сатирическому гротеску, демонстративной условности формы, фрагментарности, отрывочности, вершинности композиции, они смело смешивали обыденное и необычное, трагическое и комическое.

Реализм, художественное направление в искусстве, следуя которому художник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни и создаваемых посредством типизации фактов действительности. Утверждая значение реализма как средства познания человеком себя и окружающего мира, реализм стремится к глубинному постижению жизни, к широкому охвату действительности с присущими ей противоречиями, признает право художника освещать все стороны жизни без ограничений. Искусство реализма показывает взаимодействие человека со средой, воздействие общественных условий на человеческие судьбы, влияние социальных обстоятельств на нравы и духовный мир людей. В широком смысле категория реализма служит для определения отношения произведений литературы к действительности, независимо от принадлежности писателя к тому или иному течению. У истоков реализма в России стояли И.А.Крылов, А.С. Грибоедов, А.С. Пуш-кин (в западной литературе реализм возникает несколько позже, первыми представителями его были Стендаль и Бальзак).

Основные черты реализма. 1. Принцип жизненной правды, которым руководствуется художник-реалист в своем творчестве, стремясь дать наиболее полное отражение жизни в ее типических свойствах. Верность изображения действительности, воспроизводимой в формах самой жизни, – основной критерий художественности. 2. Социальный анализ, историзм мышления. Именно реализм объясняет явления жизни, устанавливает их причины и следствия на социально-исторической почве. Иначе говоря, реализм немыслим без историзма, который предполагает понимание данного явления в его обусловленности, в развитии и связи с другими явлениями. Историзм – основа мировоззрения и художественного метода писателя-реалиста, своего рода ключ к познанию действительности, позволяющий соединить прошлое, настоящее и будущее. В прошлом художник ищет ответы на актуальные вопросы современности, а современность осмысливает как результат предшествующего исторического развития. В реалистической литературе внутренний мир и поведение героев несут на себе, как правило, неизгладимую печать времени. Писатель нередко показывает прямую зависимость их социальных, нравственных, религиозных представлений от условий существования в данном обществе, уделяет большое внимание социально-бытовому фону времени. В то же время в зрелом реалистическом искусстве обстоятельства изображаются лишь как необходимая предпосылка раскрытия душевного мира людей. 3. Критическое изображение жизни. Писатели глубоко и правдиво показывают отрицательные явления действительности, сосредоточиваются на их обличении. Но при этом реализм не лишен жизнеутверждающего пафоса, ибо в основе его лежат положительные идеалы – сочувствие народным массам, поиски положительного героя в жизни, вера в неисчерпаемые возможности человека. 4. Изображение типических характеров в типических обстоятельствах, то есть характеры изображаются в тесной связи с той общественной средой, которая их воспитала, сформировала в определенных социально-исторических условиях. 5. Взаимоотношения личности и общества – ведущая проблема, которую ставит реалистическая литература. Для реализма важна драма этих взаимоотношений. Как правило, в центре внимания реалистических произведений оказываются личности незаурядные, неудовлетворенные жизнью, выламывающиеся из своего окружения, но это не означает, что реалистов не интересуют люди незаметные, сливающиеся со своей средой, представители масс (тип маленького человека у Гоголя и Чехова). 6. Многогранность характеров персонажей: их действия, поступки, речь, образ жизни и внутренний мир, «диалектика души», которая раскрывается в психологических подробностях ее эмоциональных переживаний. Тем самым реализм расширяет возможности писателей в творческом освоении мира, в создании противоречивой и сложной структуры личности в результате тончайшего проникновения в глубины человеческой психики. 7. Выразительность, яркость, образность, точность русского литературного языка, обогащенного элементами разговорной речи, которые писатели-реалисты черпают из общенародного языка. 8. Разнообразие жанров (эпических, лироэпических, драматических, сатирических). 9. Отражение реальной действительности не исключает вымысла и фантастику, хотя эти художественные средства не определяют основную тональность произведения.

(Символ – от греч. Symbolon – условный знак)
  1. Центральное место отводится символу*
  2. Преобладает стремление к высшему идеалу
  3. Поэтический образ призван выражать суть какого-либо явления
  4. Характерно отражение мира в двух планах: реальном и мистическом
  5. Изысканность и музыкальность стиха
Основоположник Д. С. Мережковским, который в 1892 году выступил с лекцией «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (статья опубликована в 1893 г.) Символистов делят на старших ((В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб дебютировали в 1890-е) и младших (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов и др дебютировали в 1900-е г.)
  • Акмеизм

    (От греческого «акме» - острие, высшая точка). Литературное течение акмеизма возникло в начале 1910-х годов и генетически было связано с символизмом. (Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам, М. Зенкевич и В. Нарбут.) Влияние на формирование оказала статья М. Кузмина «О прекрасной ясности», напечатанную в 1910 году. В программной статье 1913 г. «Наследие акмеизма и символизм» Н. Гумилев называл символизм «достойным отцом», но подчеркивал при этом, что новое поколение выработало «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь»
    1. Ориентация на классическую поэзию XIX века
    2. Принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности
    3. Предметность и чёткость образов, отточенность деталей
    4. В ритмике акмеисты использовали дольник (Дольник – нарушение традиционного
    5. регулярного чередования ударных и безударных слогов. Строки совпадают по количеству ударений, но ударные и безударные слоги свободно располагаются в строке.), что сближало стихотворение с живой разговорной речью
  • Футуризм

    Футуризм – от лат. futurum , будущее. Генетически литературный футуризм теснейшим образом связан с авангардными группировками художников 1910-х годов - прежде всего с группами «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодежи». В 1909 г. в Италии поэт Ф. Маринетти опубликовал статью «Манифест футуризма». В 1912 г. манифест «Пощечина общественному вкусу» создали русский футуристы: В. Маяковский, А. Крученых, В. Хлебников: «Пушкин непонятнее иероглифов». Распадаться футуризм стал уже в 1915-1916-е годы.
    1. Бунтарство, анархичность мировоззрения
    2. Отрицание культурных традиций
    3. Эксперименты в области ритма и рифмы, фигурное расположение строф и строчек
    4. Активное словотворчество
  • Имажинизм

    От лат. imagо - образ Литературное течение в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов - метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов - прямого и переносного. Имажинизм возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Создателями «Ордена» стали Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Есенин
  • Художественный метод

    Следует четко представлять, в каких соотношениях и взаимосвязях находятся такие категории литературного процесса, как художественный метод, литературное направление и течение, художественный стиль .

    Понятие литературного процесса является наиболее общим, исходным для определения всех категорий, характеризующих разные стороны литературы, относящихся к разным ее аспектам.

    Художественный метод - это способ освоения и отображения мира, совокупность основных творческих принципов образного отражения жизни. О методе можно говорить как о структуре художественного мышления писателя, определяющей его подход к действительности и ее воссозданию в свете определенного эстетического идеала.

    Метод воплощается в содержании литературного произведения. Через метод мы постигаем те творческие принципы, благодаря которым писатель воспроизводит действительность: отбор, оценка, типизация (обобщение), художественное воплощение характеров, явлений жизни в историческом преломлении.

    Метод проявляется в строе мыслей и чувств героев литературного произведения, в мотивировках их поведения, поступков, в соотношении характеров и событий, в соответствии жизненного пути, судеб персонажей социально-историческим обстоятельствам эпохи.

    Художественный метод - система принципов отбора жизненного материала, его оценки, принципов и преобладающих форм художественного обобщения и переосмысления. Он характеризует комплекс факторов: целостное идеологическое, оценочное, индивидуально-неповторимое, социальное отношение художника к действительности, к сознательно или стихийно отраженным потребностям, идеологическим и художественным традициям. Художественный метод во многом определяет специфику художественного образа.

    С понятием «художественный метод» тесно связано понятие «художественный стиль». Метод реализуется в стиле, то есть общие свойства метода получают свою национально-историческую конкретность в стиле писателя.

    Понятием «метод» (от гр. - путь исследования) обозначается «общий принцип творческого отношения художника к познаваемой действительности, то есть ее пересоздания». Это своего рода способы познания жизни, которые менялись в разные исторические и литературные эпохи. По мнению некоторых ученых, метод лежит в основе течений и направлений, представляет тот способ эстетического освоения действительности, который присущ произведениям некоторого направления. Метод есть категория эстетическая и глубоко содержательная.

    Проблема способа изображения действительности была впервые осознана в античности и получила законченное воплощение в труде Аристотеля «Поэтика» под именем «теории подражания». Подражание, по Аристотелю, составляет основу поэзии и ее цель - воссоздать мир похожим на реальный или, точнее, каким он мог бы быть. Авторитетность этой теории сохранялась вплоть до конца XVIII века, когда романтики предложили иной подход (тоже имеющий свои корни в античности, точнее в эллинизме) - пересоздание реальности в соответствии с волей автора, а не с законами «мироздания». Эти две концепции, по мнению отечественного литературоведения середины прошлого века, лежат в основе двух «типов творчества» - «реалистического» и «романтического», в рамки которых укладываются «методы» классицизм, романтизм, разные типы реализма, модернизм. Следует сказать, что понятием «метод» пользовались многие теоретики литературы и писатели: А. Ватто, Д. Дидро, Г. Лессинг, И. В. Гете, С. Т. Колридж, написавший трактат «О методе» (1818).

    В целом ряде работ учеными предлагается дополнить понятие метода понятием типа творчества, типа художественного мышления. При этом два типа творчества - пересоздающий и воссоздающий - охватывают все богатство принципов художественного отражения.

    Касаясь проблемы соотношения метода и направления, необходимо учитывать, что метод как общий принцип образного отражения жизни отличается от направления как явления исторически-конкретного. Следовательно, если то или иное направление исторически неповторимо, то один и тот же метод, как широкая категория литературного процесса, может повторяться в творчестве писателей разных времен и народов, а значит, разных направлений и течений. Например, элементы реалистического принципа отражения действительности мы встречаем уже в направлениях классицизма, сентиментализма, то есть еще до возникновения собственно реалистического метода, так же как сложившийся реализм позднее проникает и в произведения модернизма.

    строе произведения, так и в принципе построения образа, сюжета, композиции, языка. Метод — это понимание и воспроизведение действительности в соответствии с особенностями художественного мышления и эстетического идеала».

    Проблема способа изображения действительности была впервые осознана в античности и получила законченное воплощение в труде Аристотеля «Поэтика» под именем «теории подражания».

    Подражание, по Аристотелю, составляет основу поэзии и ее цель — воссоздать мир похожим на реальный или, точнее, каким он мог бы быть. Авторитетность этой теории сохранялась вплоть до конца XVIII века, когда романтики предложили иной подход (тоже имеющий свои корни в античности, точнее в эллинизме) — пересоздание реальности в соответствии с волей автора, а не с законами «мироздания».

    Эти две концепции, по мнению отечественного литературоведения середины прошлого века, лежат в основе двух «типов творчества» — «реалистического» и «романтического», в рамки которых укладываются «методы» классицизм, романтизм, разные типы реализма, модернизм. Следует сказать, что понятием «метод» пользовались многие теоретики литературы и писатели: А. Ватто, Д. Дидро, Г. Лессинг, И. В. Гете, С. Т. Колридж, написавший трактат «О методе» (1818).

    Теория подражания послужила базой для развития натурализма. «Работая над "Терезой Ракен", — писал Э. Золя, — я забыл обо всем на свете, я углубился в кропотливое копирование жизни, отдаваясь целиком изучению человеческого организма...»64 Нередко особенностью такого способа отражения действительности является полная зависимость создателя произведения от предмета изображения, художественное познание превращается в копирование.

    Другая же модель может приводить к произволу субъективности. К примеру, Ф. Шиллер утверждал, что художник, пересоздавая действительность («материал»), «...мало останавливается перед насилием над ним... Материал, который он обрабатывает, он уважает столь же мало, сколь и механик; он только постарается обмануть кажущейся уступчивостью глаз, который оберегает свободу этого материала».

    В целом ряде работ учеными предлагается дополнить понятие метода понятием типа творчества, типа художественного мышления. При этом два типа творчества — пересоздающий и воссоздающий — охватывают все богатство принципов художественного отражения.

    Касаясь проблемы соотношения метода и направления, необходимо учитывать, что метод как общий принцип образного отражения жизни отличается от направления как явления исторически-конкретного.

    Следовательно, если то или иное направление исторически неповторимо, то один и тот же метод, как широкая категория литературного процесса, может повторяться в творчестве писателей разных времен и народов, а значит, разных направлений и течений.

    Например, элементы реалистического принципа отражения действительности мы встречаем уже в направлениях классицизма, сентиментализма, то есть еще до возникновения собственно реалистического метода, так же как сложившийся реализм позднее проникает и в произведения модернизма.

    Введение в литературоведение (Н.Л. Вершинина, Е.В. Волкова, А.А. Илюшин и др.) / Под ред. Л.М. Крупчанова. — М, 2005 г.

    Течение - это группа писателей, объединенных идейно-эстетическими взглядами и художественно стилевыми особенностями. Это историко-типологическое образования, охватывает как содержательный, так и формальный уровне искусства, которые между собой взаимосвязаны. По словам Ю. Кузнецова - "динамическое единство концептуальных идейно-эстетических, мировоззренческих, прежде всего стилевых принципов, охватывает творчество многих писателей, сложившаяся на определенной стадии литературного процесса".

    В.М. Лесин и А.С. Пулинець ("Словарь литературоведческих терминов") отождествляют течение с направлением. Во многих вузовских учебниках термин "течение" не выделяется как отдельное специфическое явление в развитии литературы. В статье "Литературный направление" ("Литературоведческий словарь-справочник". - М., 1997. - С. 419) читаем: "Стилевые тенденции меньшего масштаба, чем литературное направление, называются течениями, струями и т.п.". Мы придерживаемся мнения, что направления шире течения, они могут иметь течения. Категория "течение" узкая от категории "направление", "метод", но шире литературной школы. Как составную часть направления рассматривают литературные течения А. Соколов, М. Каган, А. Ревьякин, В. Воробьев, Г. Сидоренко, Ю. Кузнецов.

    Литературная теч и я должен конкретно-исторический характер, творческую историю, национальные особенности. Украинский символизм, например, появился позже, чем французский. Он отличается от западноевропейского и русского. Как отмечают Ю. Кузнецов и И. Дзюба, "Украинский символизм в целом уступал им философской концептуальностью и эстетической определенностью; в то же время в нем меньше эзотеризма, окультности и мистицизма, больше отзывов на жизнь, он неравнодушен к идее национального освобождения, что набирала время формы" национального мистицизма... ".

    Литературное течение может иметь свой стиль. Его должны символисты, футуристы, импрессионисты.

    Художественный метод

    Художественный метод (греч. Methodos - путь исследования, способ изложения) - одна из самых молодых категорий в литературоведении. Она появилась в 20-30-х годах XX в. Этот срок использовали русские символисты Брюсов, А. Белый. А. Соколов считает, что метол зародился вместе с искусством. Вопросам метода интересовался еще Аристотель. Он называл три типа мимезису:

    1) следовать действительность такой, какая она есть;

    2) такой, как о нем думают или говорят;

    3) какой должна быть.

    Аристотель говорит о различные методы творчества, но термин "метод" не употребляет. Р. Декарт в философском трактате «Рассуждения о методе» (1637) изложил основные принципы рационализма: требование строгой систематизации знаний, выработки канонов и правил, регулирующих познавательную деятельность людей.

    Ведущие ученые сходятся во мнении, что художественный метод - это общие принципы отражения действительности. "Нет произведения искусства без художественного метода, как нет научного исследования без научного метода". В теоретических взглядах на художественный метод не хватает четкости. Метол отождествляют с направлением, течением, стилем. В. Лесин и А. Пулинець под методом понимают «совокупность основных принципов художественного отбора жиги них явлений, их обобщения, осмысления и идейно-эстетической оценки с позиций определенного эстетического идеала, а также соответствующих способов художественного отображения действительности и воплощение ее в образах искусства". "Одни ученые, - замечает Ю. Борев, - определяют его как совокупность художественных приемов и средств, вторые - как принципы эстетического отношения искусства к действительности, третьи - как систему мировоззренческих направляющих творчества". Размышляя над этими определениями, Ю. Борев отмечает, что на формирование метода влияют все три фактора: "действительность в ее эстетическом богатстве, мировоззрение в Его исторической и социальной определенности и художественно-мыслительный материал, накопленный в предыдущие периоды".

    Д. Наливайко считает метод главным нервом направления, категории гносеологической и аксиологической. А. Ткаченко отмечает, что метод как категория гносеологическая (познавательная) и аксиологическая (оценочная), "не обязательно должен быть" главным нервом "напрямую. Хотя бы потому, что искусство вообще и искусство слова в частности, имеют собственные" нервы ", которые отличаются от философии, социологии, других проявлений человеческого рацио. Другое дело - наука (в том числе - искусство и литературоведение), которая пользуется определенными методами... анализа, синтеза, прогноза ". По мнению Е. Васильева, каждый метод имеет направления, "метод, как путь художественного познания не ограничен временными и географическими рамками, хотя и исторически обусловленными. Направление же является общностью художников на основе метода, он связан с определенной эпохой и страной (странами) "3. Известны сроки "античный реализм", "реализм Возрождения", "реализм Просвещения" можно, считает Е. Васильев, применять к реализму как метода, которому, по наблюдению С. Петрова, присущи:

    1) универсальность изображение человека;

    2) социальный и психологический детерминизм;

    3) историческая точка зрения на жизнь.

    В истории литературы выделяют следующие методы: барокко, классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, натурализм, модернизм. Интересно рисует мини-портреты этих методов П. Сакулин. "Классицизм - стройная фигура воина в гордой позе, с величественной протянутой рукой. Сентиментализм - нежная, хрупкая девушка, сидит подперев подбородок рукой, на лице грустная задумчивость, глаза мечтательно направлены вдаль: на ресницах блестит нависла слеза. Романтизм - красивый юноша в плаще и широкополой шляпе; вьющиеся волосы развеваются по ветру; зрение, пылающий от восторга, обращенный к небу. Художественный реализм - зрелый человек со здоровым цветом лица, со спокойным и вдумчивым взглядом. Натурализм - нечупарно одетый человек в кепке, волосы стоят дыбом, в руках - блокнот, на ремне висит кодак; беспокойно и критически оглядывается по сторонам. Символизм - нервная молодой человек; сильно жестикулирует; громко и протяжно декламирует стихи о метафизическую красоту потустороннего мира ".

    "Категорию художественного метода, - отмечает Е. Васильев, - необходимо воспринимать не догматически и абстрактно... Художественный метод -... живой, образный регулятор творческой деятельности. Методы не является принятым формами. Они сосуществуют, взаимопроникают, обогащают друг друга. Разные художественные методы сочетаются и в отдельном литературном направлении, и в индивидуальном стиле писателя ".

    Художественные методы по-разному исследуют действительность. Реалистический метод предоставляет рациональный, детерминированном подхода к миру перед чувственно-интуитивным, направляет внимание на общественную жизнь (проблемы экономики, политики, морали, быта). Романтический сосредоточивает внимание на желаемом, должном, на идеале. Он предпочитает чувственно-интуитивном подхода к действительности, используя и рациональный.

    Реалистичный и романтический методы изображают мир в разной последовательности. Реалистичный прежде всего материальной, приближаясь к духовному, романтический - сначала духовное. Особенности этих методов хорошо раскрыл Д. Чижевский, сравнивая их. Любовь к простоте - уклон к усложненности; наклон "в ясных, по некоторым предписаниям выстроенных рамок или, наоборот, стремление предоставить произведению умышленно незаконченной, разорванной" свободной "формы, стремление к прозрачной ясности мысли - пренебрежение ясностью, мол, важнее" глубина ", хоть бы она читателю и не всегда была до конца понятна "; стремление выработать нормированной, нормализованную, "чистый язык" - поиски своеобразной оригинальной языка, любовь к языковым странностей, использование диалектизмов и жаргонов; стремление дать точный выражение - попытка раскрыть наибольшую полноту языкового проявления, хотя бы это и не в пользу творчества; "стремление достичь в общем впечатление спокойной гармонии или, наоборот, напряжение, движения, динамики. Представители этих двух разных типов литературных стилей ценят не то же самое: ясность или глубину, простоту или великолепие, спокойствие или движение, законченность в себе или бесконечность перспектив, законченность или стремление и изменчивость, концентрированность или разнообразие, традиционную каноничность или новизну и т. д. С одной стороны, преобладает идеал спокойной уравновешенной красоты, с другой - красота не является единственной эстетической ценностью литературного произведения, рядом красоты стоят другие ценности, и к эстетической сферы принимается даже нелепое ".

    М. Моклица к романтическим методов относит барокко, сентиментализм, романтизм и неоромантизм, к реалистическим - античный реализм, классицизм, просветительский реализм, критический реализм, натурализм, социалистический реализм. "Все они, - отмечает исследовательница, - разные, потому сформировались в разные эпохи, но родственные между собой одинаковыми эстетическими установками: романтики всех времен воспроизводят свой внутренний мир, и это для них главное (фантазия и воображение вызывает распространение условных форм), реалисты всех времен пытаются воссоздать действительность, потому подчиняют искусство жизни (в таком случае господствуют жизнеподобного или, используя термин Аристотеля, миметического, то есть подражательные формы в искусстве). В эпоху модернизма произошло органическое соединение романтического и реалистического типа мировосприятия, когда субъект, то есть художник, осознал себя как главный объект для эстетического освоения ".

    Художественные методы постоянно чередуются, направления рождаются только раз, развиваются и впоследствии навсегда прекращают свое существование.