Даты жизни шостаковича. Музыка шостаковича - отражение эпохи

Этот поразительный человек, вопреки заблуждениям, был самым настоящим перфекционистом. По словам его дочери, он был буквально «одержим чистотой и порядком». Он мог держать в голове целые симфонии, до того, как записать их на бумаге, а еще отправлял письма самому себе, чтобы проверить, насколько ответственно трудятся сотрудники почты. Большая часть жизни композитора Шостаковича Дмитрия Дмитриевича прошла в непростое время правления Сталина, когда его то возвышали до небес, то объявляли фактически врагом народ. Давайте вместе разберемся, как сложилась его судьба и чем завершился непростой жизненный путь.

Дмитрий Шостакович: биография человека, способного держать удар

Кто такой Шостакович сегодня знает не каждый, но стоит исправить это недоразумение, ведь его вклад в развитие музыки двадцатого века неоценим и признан выдающимся. Его творчество оказало огромное влияние на его современников, а также многочисленных последователей. Будучи чрезвычайно эмоциональным, внутренне раскрепощенным человеком, настолько работоспособным, что мог спать по три-четыре часа в сутки, он создал такие музыкальные шедевры, которые, по мнению экспертов, да и простых слушателей, обладают высокой художественной ценностью.

Разнообразие жанров, в которых писал свои музыкальные произведения Дмитрий Дмитриевич Шостакович действительно колоссально. Он умел невероятно красиво сочетать ладовую музыку с тональной и атональной. В его работах «большой стиль» умело переплетен с традиционализмом, экспрессивными нотами и модернизмом.

Любимые композиторы Шостаковича оказали на его творчество огромное влияние. Он обожал слушать и разбирать творения великого австрийца Густава Малера, непонятные и запутанные произведения Модеста Мусоргского, новаторские эксперименты Сергея Прокофьева и даже последователя неоклассицизма Игоря Стравинского. Вникая в классические и авангардные течения, он умудрился скомпилировать нечто свое, абсолютно самобытное, яркое, а главное, доступное для каждого слушателя.

Все, что написал Шостакович за свою жизнь подчинено гармонии, что и стало отличительной чертой его музыки в общем. Используя в качестве основы для своих произведений мажорно-минорную тональность, он умел качественно применить особенные звукоряды-модализмы, придавал своей музыке вполне узнаваемую характерность, которую более поздние исследователи его произведений называли «ладами Шостаковича».

Рождение будущего музыканта: из Сибири с любовью

Можно было бы предположить, что предки великого музыканта тоже занимались музыкой, тогда было бы понятно, откуда сам Шостакович получил свой уникальный дар. Но на самом деле он происходил из семейства врачей. Его прадед Петр причислял себя к крестьянам, однако служил ветеринарным врачом. Дед будущего композитора Болеслав принимал участие в революционном движении, за что и был сослан, но стал почетным гражданином Иркутска. Когда он получил право передвигаться по стране, решил остаться в Сибири, подальше от досужливых глаз.

Отец музыканта, Дмитрий Болеславович, решил в середине девяностых годов девятнадцатого века отправиться в Петербург, чтобы поступить на обучение в Петербургский университет, по окончании которого стал трудится в Палате мер и весов. В смутные времена пятого года он сам вышагивал к Зимнему, а в его шестом в его квартире печатали листовки и прокламации. Революционная деятельность становилась традицией в семействе Шостаковичей.

Но и по материнской линии все было в точности так же. Дед по матери тоже был родом из Сибири, в свое время переселился поближе к золотым приискам в Бодайбо, где вместе с супругой занимались улучшением положения рабочих. Мать композитора звали Софья Васильевна, в девичестве Кокоулина, училась музыке в Петербурге, где брат и познакомил ее с Шостаковичем Дмитрием Болеславовичем.

Лютой питерской зимой, в феврале 1903 года Софья Васильевна и Дмитрий Болеславович обвенчались и стали жить вместе. В октябре на свет появилась старшая сестра Мария. Проживало семейство во втором доме по Подольской улице, который лично Менделеев снимал для сотрудников Палаты. Именно там 12 сентября 1906 года, в семействе Шостаковичей появился на свет мальчик, которого решено было назвать Дмитрием в честь отца. Имеется у него еще и младшая сестрица Зоинька.

Детство и юность, вдохновленного Эвтерпой

В пятнадцатом году прошлого века девятилетний Дима поступает в Коммерческую гимназию Марии Шидловской. Именно в это же время он впервые услышал случайно был отведен с классом на «Сказку о царе Салтане» Николая Римского-Корсакова, что произвела на него просто шокирующее впечатление. После этого юный Шостакович окончательно решает, что в жизни он будет заниматься музыкой и ничем иным.

Летом 1919 года его слушал Александр Глазунов, который хвалил композиторские способности парня, однако Александр Зилоти, ученик самого Листа, послушав сочинения мальца, сказал, что таланта у него, конечно, нет, но пусть играет, если имеется охота. В том же девятнадцатом году Дмитрий в тринадцать лет поступил в Петроградскую консерваторию. Димочка Шостакович был ответственным, прилежным и трудолюбивым учеником, она уже на первом году обучения написал «Две басни Крылова» и «Три фантастических танца».

Разруха, голод, Гражданская война и революция, смена власти и все остальное, что происходило вокруг композитора, отходило на второй план, когда он творил. В 22-м году умер отец, оставив семейство на грани гибели, все голодали, Диме сделали сложную операцию и ему пришлось устроиться тапером в кинотеатр, где публика некрасиво кричала «Долой пианиста!», и пьяные бросали в него яблоками. Помог снова Глазунов, он добился дополнительного пайка и государственной стипендии для юного дарования.

В двадцать третьем консерватория была закончена по классу фортепиано, а в двадцать пятом по классу композиции. В 1927 году он принял участие в престижном конкурсе в Варшаве, после чего получил даже почетный диплом. Там его и заметил немецкий прославленный дирижер Бруно Вальтер, который попросил прислать партитуру ему в Берлин. Написанную уже к тому времени первую симфонию исполняли в Германии, затем во Франции и Соединенных Штатах, это было признание и успех.

Музыкальное творчество композитора

С конца двадцатых, начала тридцатых годов двадцатого века в жизни Дмитрия Шостаковича происходили кардинальные перемены. Он буквально горел своей музыкой, к примеру, сильно впечатлившись хоровым пением он пишет «Симфоническое посвящение Октябрю», а также «Первомайскую симфонию». В двадцать восьмом году он даже некоторое время работает пианистом в театре Всеволода Мейерхольда, по его личному приглашению.

Наследие композитора Шостаковича

Симфонии

  • Симфония No 1 f-moll, соч. 10 (1924-1925).
  • Симфония No 2 H-dur «Октябрю», соч. 14, с финальным хором на слова А. Безыменского (1927).
  • Симфония No 3 Es-dur «Первомайская», соч. 20, с финальным хором на слова С. Кирсанова (1929).
  • Симфония No 4 c-moll, соч. 43 (1935-1936).
  • Симфония No 5 d-moll, соч. 47 (1937).
  • Симфония No 6 h-moll, соч. 54 (1939) в трёх частях.
  • Симфония No 7 C-dur «Ленинградская», соч. 60 (1941).
  • Симфония No 8 c-moll, соч. 65 (1943), посвящена Е. Мравинскому.
  • Симфония No 9 Es-dur, соч. 70 (1945) в пяти частях.
  • Симфония No 10 e-moll, соч. 93 (1953).
  • Симфония No 11 g-moll «1905 год», соч. 103 (1956-1957).
  • Симфония No 12 d-moll «1917 год», соч. 112 (1959-1961),
  • Симфония No 13 b-moll, соч. 113 (1962) в пяти частях, для баса, хора басов и оркестра на стихи Е. Евтушенко.
  • Симфония No 14, соч. 135 (1969) в одиннадцати частях, для сопрано, баса, струнных и ударных на стихи Ф. Г. Лорки, Г. Аполлинера, В. Кюхельбекера и Р. М. Рильке.
  • Симфония No 15 A-dur, соч. 141 (1971).

Оперы и оперетты

  • Нос. Опера в 3 действиях на либретто Шостаковича, Прейса, Ионина и Замятина по одноимённой повести Н. В. Гоголя, соч. 15 (1928).
  • Леди Макбет Мценского уезда. Опера в 4 действиях на либретто Шостаковича и Прейса по одноимённому роману Н. С. Лескова, соч. 29 (1932).
  • Москва, Черёмушки. Оперетта в 3 действиях на либретто В. Масса и М. Червинского, соч. 105 (1958).

Для фортепиано

  • Соната No 1 D-dur, соч. 12 (1926).
  • Пять прелюдий (1921).
  • Три фантастических танца, соч. 5 (1922).
  • «Афоризмы», десять пьес, соч. 13 (1927).
  • Двадцать четыре прелюдии, соч. 34 (1933).
  • «Детская тетрадь», семь пьес, соч. 69 (1945).
  • «Семь танцев кукол» (1952).
  • Сюита fis-moll для двух фортепиано, соч. 6 (1922).
  • «Весёлый марш» для двух фортепиано (1949).
  • Тарантелла для двух фортепиано (1954).

Балеты

  • Золотой век. Балет в 3 действиях на либретто А. Ивановского, соч. 22 (1930).
  • Болт. Хореографический спектакль в 3 действиях на либретто В. Смирнова, соч. 27 (1931).
  • Светлый ручей. Комический балет в трёх действиях с прологом на либретто Ф. Лопухова и А. Пиотровского, соч. 39 (1935).

Это только верхушка огромного айсберга музыкального наследия, которое было оставлено потомкам от великого композитора двадцатого века Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.

Годы жизни Шостаковича прошли преимущественно в тяжелые и смутные времена для страны и самого композитора. Ему непросто было пройти этот путь, но он сделал это, несмотря ни на что. В тридцатых годах его опера «Леди Макбет Мценского уезда» буквально подняла сильную «волну». Сперва приняли ее довольно благосклонно, но потом разразился скандал. На премьеру в Ленинграде приехал сам Сталин, который высказался однозначно – сумбур какой-то, а не музыка. На следующий день, в газете «Правда» была напечатана разгромная статья, после чего Шостакович приостановил репетиции своей первой серьезной и зрелой работы Четвертой симфонии. Впоследствии исполнят ее только в шестьдесят первом, почти через тридцать лет после вышеозначенных событий.

  • В тридцать седьмом Шостакович вел классы в Ленинградской консерватории, а в тридцать девятом уже получил почетное звание профессора.
  • В ноябре того же года была представлена публике Шестая симфония Шостаковича, которая была признана линией партии правильной и патриотичной, отвечающей всем веяниям времени.
  • На пороге Великой Отечественной в сороковом году Шостаковича эвакуируют. Он начинает писать свою Седьмую симфонию «Ленинградскую», которая впервые была исполнена в Куйбышеве весной сорок второго.
  • Спустя год, в 1943-м Шостакович завершает еще одну свою большую работу — Восьмую симфонию, посвященную Мравинскому.
  • В том же году Шостакович вернулся из эвакуации, переехал в Москву и вплоть до сорок восьмого года занимался преподаванием композиции в консерватории.

В том же сорок восьмом году, неожиданно для всех выходит пресловутое постановление Политбюро, в котором «громились» разные советские композиторы, а вкупе с ними и сам Дмитрий Дмитриевич. Их обвиняли в декадентстве, заигрывании с Западом, формализме и пресмыкательстве перед капитализмом. Композитора уволили с работы, перестали играть. Однако работать он таки не прекратил, хотя находился фактически под постоянным прессом номенклатуры.

Широкое общественное признание в СССР и за рубежом

Несмотря на все перипетии, в 1949 году Дмитрий Шостакович отправляется впервые за границу, а именно на конференцию в защиту мира в Нью-Йорк. Спустя год, он получил и Сталинскую премию за кантату «Песнь о лесах», чтобы написана в «большом стиле». В пятидесятых он побывал в Лейпциге на родине Баха, чем невероятно впечатлился, да так, что по возвращении сразу же стал писать 24 Прелюдий и Фуг, а в 52-м были впервые сыграны «Танцы кукол» для фортепиано без оркестра.

Награды и звания

  • Герой Социалистического Труда (1966).
  • Три ордена Ленина (1946; 1956; 1966).
  • Орден Октябрьской Революции (1971).
  • Орден Трудового Красного Знамени (1940).
  • Орден Дружбы народов (1972).
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942).
  • Народный артист РСФСР (1947).
  • Народный артист СССР (1954).
  • Народный артист БАССР (1964).
  • Сталинская премия 1 степени (1941).
  • Сталинская премия 1 степени (1942).
  • Сталинская премия 2 степени (1946).
  • Сталинская премия 1 степени (1950).
  • Сталинская премия 2 степени (1952).
  • Ленинская премия (1958).
  • Государственная премия СССР (1968).
  • Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1974).
  • Государственная премия УССР имени Т. Г. Шевченко (1976 - посмертно).
  • Международная премия Мира (1954).
  • Премия им. Я. Сибелиуса (1958).
  • Премия Леони Соннинг (1973).
  • Командор ордена Искусств и литературы (Франция, 1958).
  • Серебряный командорский крест ордена Почёта за Заслуги перед Австрийской Республикой (1967).
  • Почётный диплом на I Международном конкурсе пианистов имени Шопена в Варшаве (1927).
  • Приз I Всесоюзного кинофестиваля за лучшую музыку к фильму «Гамлет» (Ленинград, 1964).

Организации

  • Член КПСС с 1960 года
  • Доктор искусствоведения (1965)
  • Член Советского комитета защиты мира (с 1949 года), Славянского комитета СССР (с 1942 года), Всемирного комитета защиты мира (с 1968 года)
  • Почётный член Американского института искусств и литературы (1943), Шведской королевской музыкальной академии (1954), Итальянской академии искусств «Санта-Чечилия» (1956), Сербской академии наук и искусств (1965)
  • Почётный доктор музыки Оксфордского университета (1958)
  • Почётный доктор Северо-Западного университета в Эванстоне (США, 1973)
  • Член Французской академии изящных искусств (1975)
  • Член-корреспондент Академии искусств ГДР (1956), Баварской академии изящных искусств (1968), член британской Королевской академии музыки (1958).
  • Почётный профессор Мексиканской консерватории.
  • Президент общества «СССР-Австрия» (1958)
  • Депутат Верховного Совета СССР 6-9-го созывов.
  • Депутат Верховного Совета РСФСР 2-5-го созывов.

В пятьдесят третьем и четвертом годах он продолжил плодотворно трудиться и даже написал музыку к открытию ВСХВ, за что и получил звание Народного артиста СССР. Вплоть до начала шестидесятых, когда Шостакович вступил в КПСС, все его творчество наполнено оптимизмом. Вместе с другими музыкантами в 1962 году Дмитрий Дмитриевич побывал на Эдинбургском фестивале, большинство произведений на котором принадлежало его персональному авторству, это был успех и фурор. После смерти Хрущева оптимизм в музыке мэтра поутих, стали снова появляться трагические и депрессивные нотки. Последним сочинением Шостаковича в 72-году стала Соната для альта и фортепиано.

Личная жизнь и смерть музыкального гения: запомнить в нотах

Как считали близкие Дмитрия, а также члены его семьи, он был «довольно робким юношей, в отношении противоположного пола, хотя к мальчишечьим шалостям никогда не испытывал отвращения». То есть он был горазд подложить кнопки на учительский стул, исправить плохие оценки в дневнике, но вот с девочками становился стеснительным, мямлил и опускал глаза. В тринадцать лет он влюбился в девчушку Наташку Кубе, которой посвятил целую музыкальную прелюдию. Правда, в десять лет оценить подарок Наташа так и не смогла, чем разочаровала юного гения.

Жены и дети

В 1923 году молодой Дмитрий Шостакович неожиданно познакомился со своей одногодкой Танечкой Гливенко и влюбился. Однако пожениться им было не судьба, робкий юноша упустил момент и Таню позвал замуж однокурсник, а она согласилась, так и не дождавшись предложения от «милого очкарика». Спустя три года, Дмитрий встретил девушку стал просить ее уйти от мужа, но она уже была беременна и просила не тревожить и никогда не вспоминать о ней.

Уяснив, что возлюбленная утрачено безнадежно, Дима решает жениться на своей знакомой Нине Васильевне, урожденной Вазар, студентке самого Абрама Иоффе, по профессии астрофизик. Она забросила науку, которой горела и полностью отдалась мужу и детям.

  • Галина (1936 года рождения), ставшая пианисткой и пожившая восемьдесят два года.
  • Максим (1938 года рождения), в будущем пошел по стопам отца и стал композитором и дирижером, проживший восемьдесят лет.

Этот брак продлился более двух десятков лет, пока Нина не скончалась от болезни на руках рыдающего мужа. После этого он женился на сотруднице ЦК ВЛКСМ Маргарите Кайновой, однако долго прожить с заядлой номенклатурщицей так и не смог и брак распался. Третий раз Дмитрий женился только в шестьдесят втором году, на Ирине Антоновне, в девичестве Супинской. Она была главным редактором журнала «Советский композитор», а заодно и дочкой репрессированного Сталиным ученого. Вместе с композитором она прошла весь тяжкий путь взлетов и падений, вплоть до самой его кончины.

В Память о Дмитрии Дмитриевиче

Огромный вклад в музыкальное искусство был внесен Шостаковичем, потому забыть о нем потомки просто не могли. Он сам всегда считал, что музыку пишет «не для чего-то, а почему», то есть он не работал ради славы, денег, благосостояния или даже безопасности, а потому, что она из него льется, исходит изнутри. После его смерти Питерская филармония стала называться его именем. В честь него названо множество улиц, площадей, а также ему открыты памятники в разных городах нашей страны.

В восемьдесят восьмом году на широкие экраны вышел британский фильм, под названием «Свидетельство» (Testimony) по мотивам книги знаменитого писателя, блогера, журналиста и музыковеда Соломона Волкова. Роль Дмитрия в нем исполнил Бен Кингсли. С 1996 года присуждается даже премия имени Шостаковича с легкой руки альтиста, педагога и дирижера, Юрия Башмета.

Кончина великого человека

Шостакович никогда не прекращал работать, но в последние годы своей жизни он стал довольно часто и сильно болеть. От постоянного курения и стресса, а может и по иным причинам, у него развился рак легких, который не давал дышать, мучил, изводил. Композитор сильно похудел, выглядел изможденным, постоянно испытывал сильные боли. Усугубляла ситуацию неопознанная болезнь мышц ног, которую он неизменно связывал со своим раком.

Жарким деньком девятого августа 1975 года, когда солнце особо сильно разогревало стены и крыши столицы, тяжелая болезнь свела в могилу великого композитора, настоящего русского гения Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. На следующий день он был похоронен на втором участке Новодевичьего кладбища, где покоится множество великих и достойных личностей.

Интересные факты из жизни Шостаковича

Многие, судя по судьбе и музыке Шостаковича, думают, будто он был сухарем и педантом, но это не совсем верно. Это был жизнерадостный и веселый человек, у которого, как и у каждого, бывают трудные периоды в жизни. Стоит рассказать несколько интересных фактов из жизни, чтобы максимально «очеловечить» композитора в глазах потомков.

  • Дмитрий Дмитриевич был большим поклонником, или лучше сказать, настоящим фанатом футбола. Он даже собирался ехать в шестьдесят шестом на матч, но помешал инфаркт. Даже за день до своей кончины он вымолил у докторов разрешение посмотреть матч по телевизору.
  • Считается, что кабинетный рояль Шостаковича, из-за пагубного пристрастия к игре в карты, был проигран им, благодаря чему впоследствии проявился и был продан за баснословную сумму. Сперва, чтобы выкупить обязательства, ему пришлось продать его Клавдии Ивановне Шульженко. От этих картишек композитор страдал часто, ему постоянно указывало на этот порок советское правительство и партия, но остановится он никак не мог, а может, и не желал.
  • Во время генеральной репетиции Четырнадцатой симфонии Шостаковича, а именно во время проигрывания то части, где звучали слова Рильке «Всесильна смерть…», из зала вывалился, пошатываясь, пожилой джентльмен. Им оказался безжалостный критик композитора Апостолов. Потому весь культурный бомонд страны обсуждал не премьеру новой симфонии, а именно иронию судьбы и смерть недоброжелателя.

В принципе, Шостакович прожил длинную и счастливую жизнь. В то время как многие его приятели и друзья сидели в лагерях, он писал музыку. Музыка провела его сквозь огонь и медные трубы и не дала погибнуть, хотя и неоднократно тащила его на самое дно. Справиться Дмитрию Дмитриевичу удалось, он умер в глубокой старости, взрастив детей и учеников, а память о нем не померкнет никогда.

В его судьбе было все – международное признание и отечественные ордена, голод и травля властей. Его творческое наследие беспрецедентно по жанровому охвату: симфонии и оперы, струнные квартеты и концерты, балеты и музыка к фильмам. Новатор и классик, творчески эмоциональный и человечески скромный – Дмитрий Дмитриевич Шостакович.

Краткая биография

В доме, где 12 сентября 1906 года пришел в этот мир Дмитрий Шостакович, сейчас находится школа. А тогда – Городская проверочная палатка, которой заведовал его отец. В 10 лет, будучи гимназистом, Митя принимает категорическое решение писать музыку и всего 3 годами спустя становится студентом консерватории. Начало 20-х было сложным – голодное время усугубила его тяжелая болезнь и внезапная смерть отца. Большое участие в судьбе талантливого студента проявил директор консерватории А.К. Глазунов , назначивший ему повышенную стипендию и организовавший послеоперационную реабилитацию в Крыму. Шостакович вспоминал, что ходил пешком на учебу только лишь из-за того, что был не в силах влезть в трамвай. Несмотря на сложности со здоровьем, в 1923 он выпускается как пианист, а в 1925 – как композитор. Всего лишь два года спустя его Первую симфонию играют лучшие мировые оркестры под руководством Б. Вальтера и А. Тосканини.

  • Дмитрий Дмитриевич работал без фортепиано, он садился за стол и записывал ноты на бумагу сразу в полной оркестровке. Он обладал такой уникальной работоспособностью, что мог за короткое время полностью переписать свое сочинение.
  • Шостакович длительно добивался возвращения на сцену «Леди Макбет Мценского уезда». В середине 50-х он сделал новую редакцию оперы, назвав ее «Катерина Измайлова». Несмотря на прямое обращение к В. Молотову, постановка была вновь запрещена. Только в 1962 году опера увидела сцену. В 1966 году вышел одноименный фильм с Галиной Вишневской в заглавной роли.
  • Для того чтобы выразить в музыке «Леди Макбет Мценского уезда» все бессловесные страсти, Шостакович использовал новые приемы, когда инструменты пищали, спотыкались, шумели. Он создал символические звуковые формы, наделяющие персонажей уникальной аурой: альтовая флейта для Зиновия Борисовича, контрабас для Бориса Тимофеевича, виолончель для Сергея, гобой и кларнет – для Катерины.
  • Катерина Измайлова - одна из самых популярных партий оперного репертуара.
  • Шостакович входит в число 40 самых исполняемых оперных композиторов мира. Ежегодно дается более 300 представлений его опер.
  • Шостакович – единственный из «формалистов», который покаялся и фактически отрекся от своего предыдущего творчества. Это вызвало разное отношение к нему со стороны коллег, а композитор пояснил свою позицию тем, что иначе бы ему больше не дали работать.
  • Первую любовь композитора, Татьяну Гливенко, тепло принимали мать и сестры Дмитрия Дмитриевича. Когда она вышла замуж, Шостакович вызвал ее письмом из Москвы. Она приехала в Ленинград и остановилась в доме Шостаковичей, но он так и не смог решиться на то, чтобы уговорить ее расстаться с мужем. Он оставил попытки возобновить отношения только после известия о беременности Татьяны.
  • Одна из самых известных песен, написанных Дмитрием Дмитриевичем, прозвучала в фильме 1932 года «Встречный». Она так и называется – «Песня о встречном».

ДМИТРИЙ ШОСТАКОВИЧ: «ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА!»

Истинный масштаб композитора Дмитрия Шостаковича , широко известного не только в России, но и за ее пределами, можно только определить словами “великий, талантливый”. Чем талантливее человек, тем меньше за всеми его достижениями мы замечаем именно самого человека. Критики и музыковеды пишут большие статьи о том, что хотел показать композитор в том или ином своем произведении. Какие эмоции или переживания бурлили в нем во время написания произведения. Но, по большому счету, это всего лишь догадки. За сухими фразами: талантливый композитор, пианист, дирижер и общественный деятель мы теряем образ человека, а видим только его наружную, затрепанную внешнюю оболочку. не исключение из правил…

Цветочки

Личная жизнь композитора вызывает интерес у многих биографов, музыкантов, искусствоведов и многочисленных поклонников. Любопытно, что, обладая удивительным музыкальным талантом, даром виртуозного пианиста, – добившись славы и признания, Дмитрий Дмитриевич Шостакович был очень не уверен и робок с женщинами.

Шостакович родился в Петербурге 1906 года в семье химика и пианистки и уже с ранних лет увлекся игрой на фортепиано. Дмитрий был худеньким бессловесным мальчиком, но за за роялем перерождался в дерзкого музыканта.

В 13 лет юный композитор влюбился в 10-летнюю Наталью Кубе. Воздыхатель посвятил ей небольшую прелюдию. Тогда Дмитрию казалось, что это чувство останется с ним на всю жизнь. Однако первая любовь постепенно угасла, но желание сочинять и посвящать свои произведения любимым женщинам у композитора осталось на всю жизнь.

Ягодки

Отучившись в частной школе, молодой человек поступил в Петроградскую консерваторию и успешно ее окончил в 1923 году. В то же время в жизни начинающего композитора появилась девушка, в которую он влюбился с новой, уже юношеской страстью. Татьяна Гливенко была ровесницей Шостаковича , хороша собой, прекрасно образована и отличалась живым и веселым нравом. Завязалось романтичное и долговременное знакомство. В год встречи с Татьяной впечатлительный Дмитрий принялся за создание Первой симфонии.

Через три года в Петербурге состоялась премьера этого музыкального произведения, облетевшего спустя много лет весь мир. Глубина чувств, которые выразил молодой композитор в симфонии, была вызвана и начавшейся болезнью Дмитрия , которая появилась вследствие бессонных ночей, любовных переживаний и развивающейся на этом фоне тяжелейшей депрессии. Испытывая самые нежные чувства к любимой, Шостакович не думал о предстоящем браке даже через несколько лет знакомства.

Скрытые страсти Дмитрия Шостаковича

Татьяне хотелось детей и законного мужа. И однажды она открыто заявила Дмитрию, что уходит от него, приняв предложение руки и сердца от другого поклонника, за которого вскоре и вышла замуж.

Композитор даже не попытался остановить девушку от столь решительного шага, и тогда Татьяна предпочла больше не поддерживать с ним никаких отношений. Но забыть Татьяну не получилось: композитор продолжал встречать ее на улице, писать пылкие письма, говорить о любви уже супруге другого мужчины. Через три года, все-таки набравшись смелости, он попросил Гливенко уйти от мужа и стать его женой, но та не восприняла предложение Шостаковича серьезно. К тому же она в то время уже ждала ребенка. В апреле 1932 года Татьяна родила сына и попросила Шостаковича навсегда вычеркнуть ее из своей жизни.

Окончательно убедившись, что любимая к нему никогда не вернется, в мае того же года композитор женился на молодой студентке Нине Варзар. Этой женщине предстояло провести с Дмитрием Дмитриевичем более двадцати лет, родить композитору дочь и сына, пережить измены мужа и его увлечения другими женщинами и умереть раньше обожаемого супруга.

После смерти Нины Шостакович женился еще два раза: на Маргарите Кайоновой, с которой прожил непродолжительное время, и на Ирине Супинской, окружившей уже стареющего мужа теплотой и заботой, которые сохранились в их семье до конца жизни великого русского композитора.

Шостакович-музыкант

Дела сердечные не мешали, а наоборот всегда помогали композитору творить. Тем не менее очень сложно переплести две ветви жизни, потому что в каждой из них он одновременно очень разный и одинаковый. Одинаков в достижении поставленной цели, а отличие заключается в том, что все-таки в отношениях с музыкой Шостакович был решительнее.

Итак, окончив консерваторию по классам фортепиано и композиция, Шостакович в качестве дипломной работы сдал уже известную Первую симфония. Дмитрий собирался продолжить карьеру и как концертирующий пианист, и как композитор. В 1927 году на Первом Международном конкурсе пианистов имени в Варшаве он получил почетный диплом (композитор играл сонату собственного сочинения). К счастью необычный талант музыканта заметил один из членов жюри конкурса, австро-американский дирижер и композитор Бруно Вальтер, который предложил Шостаковичу сыграть ему на рояле еще что-нибудь. Услышав Первую симфонию, Вальтер немедленно попросил Шостаковича прислать партитуру ему в Берлин, и затем исполнил Симфонию в текущем сезоне, тем самым сделав русского композитора знаменитым.

В 1927 году произошли еще два значительных события в жизни Шостаковича . Знакомство с австрийским композитором Альбаном Бергом вдохновило Дмитрия Дмитриевича приняться за написание по Гоголю. Еще после одного знакомства Шостакович создал знаменитый в наши дни свой Первый фортепианный концерт.

Тогда же, в конце 1920-х и начале 1930-х, написаны следующие две симфонии Дмитрия Шостаковича .

Гонения Дмитрия Шостаковича

Опера «Леди Макбет Мценского уезда» поставлена в Ленинграде в 1934. Первоначально ее приняли с восторгом, но через полтора сезона неожиданно подверглась разгрому в официальной советской печати и была снята с репертуара.

В 1936 году должна была состояться премьера 4-й Симфонии – произведения значительно более монументального размаха, чем все предыдущие симфонии Шостаковича . Однако композитор благоразумно приостановил репетиции Симфонии перед декабрьской премьерой, понимая, что в атмосфере начавшегося в стране государственного террора, когда ежедневно арестовывались представители творческих профессий, исполнение ее могло быть воспринято властью как вызов. 4-я Симфония впервые была исполнена в 1961.

А в 1937 году Шостакович выпустил в свет 5-ю Симфонию. «Правда» прокомментировала произведение фразой: «Деловой творческий ответ советского художника на справедливую критику». Отношения с властью на время наладились, но с этого момента жизнь Шостаковича приобрела двойственный характер.

А дальше была война…

Находясь в первые месяцы Великой отечественной войны в Ленинграде, Шостакович начинает работать над 7-й симфонией – «Ленинградской». Она впервые была исполнена на сцене Куйбышевского театра оперы и балета 5 марта 1942 года.

в каске пожарного на обложке журнала Time за 1942 год

В 1943-м композитор переезжает в Москву и до 1948 года преподает в Московской консерватории. После завершения войны композитор пишет 9-ю Симфонию. В советской прессе появились статьи недоуменных рецензентов, ожидавших от главного музыкального «соцреалиста» страны громоподобного гимна победе, а вместо этого получивших малогабаритную симфонию «сомнительного» содержания.

После грома, прогремевшего сначала в 1946-м над целым рядом известных писателей, в 1948-м сталинские власти принялись «наводить порядок» и в Союзе Композиторов, обвинив многих мастеров в «формализме», «буржуазном декадентстве» и «пресмыкательстве перед Западом». Шостакович был обвинен в профнепригодности и изгнан из Московской консерватории. Снова «не вовремя» создан вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии», и вновь композитор оказался под ударом – как «потворник безродных космополитов и врагов народа». Первый скрипичный концерт в связи с этими событиями был скрыт композитором, и первое его исполнение состоялось лишь в 1955-м.

Как и прежде положение вновь спасает вовремя выпущенное в свет «правильное» музыкальное произведение.

Нет конца

Вот на таких волнах прошла практически вся творческая жизнь Шостаковича . Дальше было вынужденное вступление в партию и множество других переживаний и падений, но больше было все-таки взлетов (в плане успеха произведений композитора в родной стране и за рубежом).

В последние несколько лет своей жизни композитор сильно болел, страдая от рака легких. умер в Москве 1975 года и был похоронен на столичном Новодевичьем кладбище.

Сегодня Шостакович – один из самых исполняемых в мире композиторов вообще, и первый среди композиторов XX века в частности. Его творения – это истинные выражения внутренней человеческой драмы и летописи ужасных страданий, выпавших на XX век, где глубоко личное переплетается с трагедией человечества.

Самыми заметными жанрами в творчестве Шостаковича – симфонии и струнные квартеты – в каждом из них он написал по 15 произведений. В то время как симфонии писались на протяжении всей карьеры композитора, большую часть квартетов Шостакович написал ближе к концу своей жизни. Среди самых популярных симфоний – Пятая и Восьмая, среди квартетов – Восьмой и Пятнадцатый.

сын Максим

В одном из писем маме писал: «Любовь действительно свободна. Обет, данный перед алтарем, это самая страшная сторона религии. Любовь не может продолжаться долго… моей целью не будет связать себя браком».

«Я хочу, чтобы после исполнения симфонии слушатели уходили с мыслью: жизнь прекрасна!» – .

Обновлено: Ноябрь 26, 2017 автором: Елена

Детство и семья Дмитрия Шостаковича

Родился Дмитрий Шостакович в Санкт-Петербурге в 1906 году. Родители его были родом из Сибири, куда сослали деда (по отцовской линии) будущего композитора за участие в народовольческом движении.

Отец мальчика - Дмитрий Болеславович был инженером-химиком и страстным любителем музыки. Мать – Софья Васильевна, училась в свое время в консерватории, была хорошей пианисткой и педагогом фортепианной игры для начинающих.

В семье, кроме Дмитрия росли еще две девочки. Старшая сестра Мити - Мария впоследствии стала пианисткой, а младшая Зоя – ветеринаром. Когда Мите исполнилось 8 лет началась Первая мировая война. Слушая постоянные разговоры взрослых о войне, мальчуган написал свое первое музыкальное произведение «Солдат».

В 1915 году Митю отдают на учебу в гимназию. В этот же период мальчик серьёзно увлекся музыкой. Мать стала его первой учительницей, а через несколько месяцев маленький Шостакович начал обучение в музыкальной школе известного педагога И. А. Гляссера.

В 1919 Шостакович поступает в Петроградскую консерваторию. Его педагогами по классу фортепиано были А. Розанова и Л.Николаев. Дмитрий окончил консерваторию сразу по двум классам: в 1923 году по фортепиано, а через два года и по композиции.

Творческая деятельность композитора Дмитрия Шостаковича

Первым значительным произведением Шостаковича стала симфония №1 - дипломная работа выпускника консерватории. В 1926 году состоялась премьера симфонии в Ленинграде. Музыкальные критики заговорили о Шостаковиче как о композиторе, способном восполнить утрату Советским Союзом эмигрировавших из страны Сергея Рахманинова, Игоря Стравинского и Сергея Прокофьева.

Знаменитый дирижёр Бруно Вальтер, пришел в восторг от симфонии и попросил Шостаковича прислать ему партитуру произведения в Берлин.

22 ноября 1927 года состоялась премьера симфонии в Берлине, а через год и в Филадельфии. Зарубежные премьеры симфонии №1 сделали русского композитора всемирно знаменитым.

Воодушевленный успехом, Шостакович пишет Вторую и Третью симфонии, оперы «Нос» и «Леди Макбет Мценского уезда» (по произведениям Н.В.Гоголя и Н.Лескова).

Шостакович. Вальс

Критики восприняли оперу Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» чуть ли не с восторгом, но «вождю народов» она не понравилась. Естественно, тут же выходит резко отрицательная статья - «Сумбур вместо музыки». Через несколько дней появляется еще одна публикация - «Балетная фальшь», в которой разгромной критике подвергается балет Шостаковича «Светлый ручей».

От дальнейших неприятностей Шостаковича спасло появление Пятой симфонии, которую прокомментировал сам Сталин: «Ответ советского художника на справедливую критику».

Ленинградская симфония Дмитрия Шостаковича

Война 1941 года застала Шостаковича в Ленинграде. Композитор начал работу над Седьмой симфонией. Произведение, получившее название «Ленинградская симфония», впервые было исполнено 5 марта 1942 года в Куйбышеве, куда эвакуировали композитора. Через четыре дня симфония прозвучала в Колонном зале московского Дома Союзов.

Ленинградская симфония Дмитрия Шостаковича

9 августа симфонию исполнили в блокадном Ленинграде. Это произведение композитора стало символом борьбы с фашизмом и стойкости ленинградцев.

Тучи сгущаются вновь

До 1948 года у композитора не было никаких неприятностей с властью. Более того, он получил несколько Сталинских премий и почетных званий.

Но в 1948 году в Постановлении ЦК ВКП(б), в котором говорилось об опере композитора Вано Мурадели «Великая дружба», музыка Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна признавалась «чуждой советскому народу».

Подчиняясь партийному диктату Шостакович «осознает свои ошибки». В его творчестве появляются произведения военно-патриотического характера и «трения» с властью прекращаются.

Личная жизнь Дмитрия Шостаковича

По воспоминаниям близких к композитору людей, Шостакович был робок и неуверен в общении с женщинами. Первой его любовью была 10-летняя девочка Наташа Кубе, которой тринадцатилетний Митя посвятил небольшую музыкальную прелюдию.

В 1923 году начинающий композитор познакомился со своей ровесницей Таней Гливенко. Семнадцатилетний юноша без памяти влюбился в красивую, хорошо образованную девушку. У молодых людей завязались романтические отношения. Несмотря на пылкую любовь, Дмитрий не думал делать Татьяне предложения. В конце концов Гливенко вышла замуж за другого своего поклонника. Только через три года после этого Шостакович предложил Тане бросить мужа и выйти за него замуж. Татьяна отказалась – она ждала ребенка и попросила Дмитрия навсегда забыть о ней.

Поняв, что любимую ему не вернуть, Шостакович женится на Нине Варзар - молодой студентке. Нина подарила супругу дочку и сына. В браке они прожили более 20 лет, до смерти Нины.

После кончины супруги Шостакович женился еще два раза. Брак с Маргаритой Кайоновой был непродолжительным, а третья жена - Ирина Супинская заботилась о великом композиторе до конца его жизненного пути.

Музой композитора все-таки стала Татьяна Гливенко, которой он посвятил свою Первую симфонию и Трио для фортепиано, скрипки и виолончели.

Последние годы жизни Шостаковича

В 70-ые годы XX века композитор написал вокальные циклы на стихотворения Марины Цветаевой и Микеланджело, 13, 14 и 15 струнные квартеты и Симфонию № 15.

Последним сочинением композитора стала Соната для альта и фортепиано.

В конце жизни Шостакович болел раком легких. В 1975 году болезнь свела композитора в могилу.

Похоронен Шостакович на Новодевичьем кладбище в Москве.

Награды Дмитрия Шостаковича

Шостаковича не только ругали. Время от времени он получал правительственные награды. К концу жизни у композитора скопилось значительное число орденов, медалей и почетных званий. Он был героем Соцтруда, имел три ордена Ленина, а также ордена Дружбы народов, Октябрьской революции и Трудового Красного Знамени, серебряный Крест Австрийской Республики и французский орден Искусств и литературы.

Композитору были присвоены звания Заслуженного деятеля искусств РСФСР и СССР, Народного артиста СССР. Шостакович получил Ленинскую и пять Сталинских премий, Государственные премии УССР, РСФСР и СССР. Был лауреатом Международной премии Мира и премии им. Я.Сибелиуса.

Шостакович являлся почетным доктором музыки Оксфордского и Эванстонского Северо-Западного университетов. Был членом Французской и Баварской академий изящных наук, Английской и Шведской Королевских музыкальных академий, академии искусств «Санта-Чечилия» в Италии и т.д. Все эти международные награды и звания говорят об одном – всемирной славе великого композитора XX века.

Д. Шостакович - классик музыки XX в. Ни один из ее великих мастеров не был так тесно связан с трудными судьбами своей родной страны, не сумел с такой силой и страстью выразить кричащие противоречия своего времени, оценить его суровым нравственным судом. Именно в такой сопричастности композитора боли и бедам своего народа и заключено основное значение его вклада в историю музыки века мировых войн и грандиозных социальных потрясений, каких дотоле не знало человечество.

Шостакович по своей природе - художник универсального дарования. Нет ни одного жанра, где он не сказал своего веского слова. Вплотную соприкоснулся он и с тем родом музыки, который порой высокомерно третировался серьезными музыкантами. Он - автор ряда песен, подхваченных массами людей, и поныне восхищают его блестящие обработки популярной и джазовой музыки, которой он особенно увлекался в пору становления стиля - в 20-30-е гг. Но главной областью приложения творческих сил для него стала симфония. Не потому, что ему вовсе были чужды остальные жанры серьезной музыки - он был наделен непревзойденным талантом истинно театрального композитора, а работа в кинематографе доставляла ему основные средства существования. Но грубый и несправедливый разнос, учиненный в 1936 г. в редакционной статье газеты «Правда» под заглавием «Сумбур вместо музыки», надолго отбил у него охоту заниматься оперным жанром - предпринимавшиеся попытки (опера «Игроки» по Н. Гоголю) остались незавершенными, а замыслы не перешли в стадию воплощения.

Возможно, именно в этом сказались свойства личности Шостаковича - от природы он не был склонен к открытым формам выражения протеста, легко уступал настырным ничтожествам в силу особой интеллигентности, деликатности и беззащитности перед грубым произволом. Но так было только в жизни - в своем искусстве он был верен своим творческим принципам и утверждал их в том жанре, где чувствовал себя вполне свободным. Поэтому в центре исканий Шостаковича и стала концепционная симфония, где он мог открыто говорить правду о своем времени, не идя на компромиссы. Однако он не отказывался от участия в художественных предприятиях, рожденных под давлением жестких требований к искусству, предъявлявшихся командно-административной системой, - таких, как кинофильм М. Чиаурели «Падение Берлина», где безудержное восхваление величия и мудрости «отца народов» дошло до крайнего предела. Но участие в такого рода киномонументах, либо иных, порой даже талантливых работах, искажавших историческую правду и творивших миф, угодный политическому руководству, не предохранило художника от грубой расправы, учиненной в 1948 г. Ведущий идеолог сталинского режима А. Жданов повторил грубые нападки, содержавшиеся в давней статье газеты «Правда» и обвинил композитора вместе с другими мастерами советской музыки той поры в приверженности к антинародному формализму.

Впоследствии в пору хрущевской «оттепели» подобные обвинения были сняты и выдающиеся творения композитора, на публичное исполнение которых был наложен запрет, нашли дорогу к слушателю. Но драматизм личной судьбы композитора, пережившего полосу неправедных гонений, наложил неизгладимый отпечаток на его личность и определил направленность его творческих исканий, обращенных к нравственным проблемам бытия человека на земле. Это было и осталось тем основным, что выделяет Шостаковича среди творцов музыки в XX в.

Его жизненный путь не был богат событиями. Окончив Ленинградскую консерваторию с блистательным дебютом - великолепной Первой симфонией , он начал жизнь композитора-профессионала сначала в городе на Неве, затем в годы Великой Отечественной войны в Москве. Сравнительно краткой была его деятельность как преподавателя консерватории - покинул ее он не по своей воле. Но и поныне его ученики сохранили память о великом мастере, сыгравшем определяющую роль в становлении их творческой индивидуальности. Уже в Первой симфонии (1925) отчетливо ощутимы 2 свойства музыки Шостаковича. Одно из них сказалось в становлении нового инструментального стиля с присущей ему легкостью, непринужденностью состязания концертирующих инструментов. Другое проявилось в настойчивом стремлении придать музыке высшую осмысленность, раскрыть средствами симфонического жанра глубокую концепцию философского значения.

Многие сочинения композитора, последовавшие за столь блистательным началом, отразили неспокойную атмосферу времени, где новый стиль эпохи выковывался в борьбе противоречивых установок. Так во Второй и Третьей симфониях («Октябрю» - 1927, «Первомайская» - 1929) Шостакович отдал дань музыкальному плакату, в них ясно сказались воздействия боевого, агитационного искусства 20-х гг. (не случайно композитор включил в них хоровые фрагменты на стихи молодых поэтов А. Безыменского и С. Кирсанова). В то же время в них проявилась и яркая театральность, которая так покоряла в постановках Е. Вахтангова и Вс. Мейерхольда. Именно их спектакли оказали воздействие и на стиль первой оперы Шостаковича «Нос » (1928), написанной по мотивам известной повести Гоголя. Отсюда идет не только острая сатиричность, пародийность, доходящие до гротеска в обрисовке отдельных персонажей и легковерной, быстро впадающей в панику и скорой на суд толпы, но и та щемящая интонация «смеха сквозь слезы», которая помогает нам распознать человека даже в таком пошляке и заведомом ничтожестве, как гоголевский майор Ковалев.

Стиль Шостаковича не только воспринял воздействия, исходящие из опыта мировой музыкальной культуры (здесь наиболее важны для композитора были М. Мусоргский, П. Чайковский и Г. Малер), но и впитал в себя звучания тогдашнего музыкального быта - той общедоступной культуры «легкого» жанра, которая владела сознанием масс. Отношение к ней у композитора двойственное - он порой утрирует, пародирует характерные обороты модных песен и танцев, но в то же время облагораживает их, поднимает до высот настоящего искусства. Такое отношение с особенной четкостью сказалось в ранних балетах «Золотой век » (1930) и «Болт » (1931), в Первом фортепианном концерте (1933), где достойным соперником фортепиано наряду с оркестром становится солирующая труба, а позднее в скерцо и финале Шестой симфонии (1939). Блестящая виртуозность, вызывающая дерзость эксцентрики сочетаются в этом сочинении с проникновенной лирикой, удивительной естественностью развертывания «бесконечной» мелодии в первой части симфонии.

И наконец, нельзя не сказать о другой стороне творческой деятельности молодого композитора - он много и упорно работал в кинематографе, сначала как иллюстратор при демонстрации немых фильмов, затем как один из создателей советского звукового кино. Его песня из кинофильма «Встречный» (1932) обрела всенародную популярность. Вместе с тем воздействие «молодой музы» сказалось и на стиле, языке, композиционных принципах его концертно-филармонических сочинений.

Стремление воплотить острейшие конфликты современного мира с его грандиозными потрясениями и ожесточенными столкновениями противоборствующих сил особенно сказались в капитальных работах мастера периода 30-х гг. Важным шагом на этом пути стала опера «Катерина Измайлова » (1932), написанная на сюжет повести Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». В образе главной героини раскрыта сложная внутренняя борьба в душе по-своему цельной и богато одаренной от природы натуры - под гнетом «свинцовых мерзостей жизни», под властью слепой, нерассуждающей страсти она идет на тяжкие преступления, за которыми следует жестокая расплата.

Однако наибольшего успеха композитор добился в Пятой симфонии (1937) - наиболее значительном и принципиальном достижении в развитии советского симфонизма 30-х гг. (поворот к новому качеству стиля наметился в написанной ранее, но тогда не прозвучавшей Четвертой симфонии - 1936). Сила Пятой симфонии заключена в том, что переживания ее лирического героя раскрыты в теснейшей связи с жизнью людей и - шире - всего человечества в канун величайшего потрясения, когда-либо пережитого народами мира, - второй мировой войны. Это и определило подчеркнутый драматизм музыки, присущую ей обостренную экспрессию - лирический герой не становится в этой симфонии пассивным созерцателем, он судит происходящее и предстоящее высшим нравственным судом. В неравнодушии к судьбам мира и сказалась гражданская позиция художника, гуманистическая направленность его музыки. Ее можно ощутить и в ряде других работ, относящихся к жанрам камерного инструментального творчества, среди которых выделяется фортепианный Квинтет (1940).

В годы Великой Отечественной войны Шостакович стал в первые ряды художников - борцов против фашизма. Его Седьмая («Ленинградская ») симфония (1941) была воспринята во всем мире как живой голос сражающегося народа, вступившего в схватку не на жизнь, а на смерть во имя права на существование, в защиту высших человеческих ценностей. В этом произведении, как и в созданной позднее Восьмой симфонии (1943), антагонизм двух противостоящих друг другу лагерей нашел прямое, непосредственное выражение. Никогда еще в искусстве музыки силы зла не были обрисованы столь рельефно, никогда еще не была с такою яростью и страстью обнажена тупая механичность деловито работающей фашистской «машины уничтожения». Но столь же рельефно представлена в «военных» симфониях композитора (как и в ряде других его работ, например, в фортепианном Трио памяти И. Соллертинского - 1944) духовная красота и богатство внутреннего мира человека, болеющего бедами своего времени.

В послевоенные годы творческая деятельность Шостаковича развернулась с новой силой. По-прежнему ведущая линия его художественных исканий была представлена в монументальных симфонических полотнах. После несколько облегченной Девятой (1945), своего рода интермеццо, не лишенного, однако, явственных отзвуков недавно завершившейся войны, композитор создал вдохновенную Десятую симфонию (1953), в которой была поднята тема трагической судьбы художника, высокой меры его ответственности в современном мире. Однако новое во многом стало плодом усилий предшествующих поколений - вот почему композитора так привлекли события переломного времени отечественной истории. Революция 1905 г., отмеченная кровавым воскресеньем 9 января, оживает в монументальной программной Одиннадцатой симфонии (1957), а свершения победоносного 1917 г. вдохновили Шостаковича на создание Двенадцатой симфонии (1961).

Раздумья над смыслом истории, над значением дела ее героев отразились также в одночастной вокально-симфонической поэме «Казнь Степана Разина » (1964), в основу которой положен фрагмент из поэмы Е. Евтушенко «Братская ГЭС». Но и события современности, вызванные крутыми переменами в жизни народа и в его мироощущении, возвещенные XX съездом КПСС, не оставили равнодушным великого мастера советской музыки - их живое дыхание ощутимо в Тринадцатой симфонии (1962), также написанной на слова Е. Евтушенко. В Четырнадцатой симфонии композитор обратился к стихам поэтов различных времен и народов (Ф. Г. Лорки, Г. Аполлинера, В. Кюхельбекера, Р. М. Рильке) - его привлекла тема скоротечности человеческой жизни и вечности творений истинного искусства, перед которыми отступает даже всевластная смерть. Эта же тема легла в основу замысла вокально-симфонического цикла на стихи великого итальянского художника Микеланджело Буонарроти (1974). И наконец, в последней, Пятнадцатой симфонии (1971) вновь оживают образы детства, воссоздающиеся перед взором умудренного жизнью творца, познавшего поистине неизмеримую меру человеческих страданий.

При всем значении симфонии в послевоенном творчестве Шостаковича она далеко не исчерпывает всего наиболее значительного, что было создано композитором в завершающее тридцатилетие его жизненного и творческого пути. Особенное внимание он уделял концертным и камерно-инструментальным жанрам. Им были созданы 2 скрипичных ( и 1967), два виолончельных концерта (1959 и 1966), Второй фортепианный (1957). В лучших сочинениях этого жанра воплощены глубокие концепции философского значения, сравнимые с теми, что с такой впечатляющей силой выражены в его симфониях. Острота столкновения духовного и бездуховного, высших порывов человеческого гения и агрессивного натиска пошлости, нарочитого примитива ощутима во Втором виолончельном концерте, где простенький, «уличный» мотивчик преображается до неузнаваемости, обнажая свою антигуманную сущность.

Однако и в концертах и в камерной музыке раскрывается виртуозное мастерство Шостаковича в создании композиций, открывающих простор для свободного соревнования музицирующих артистов. Здесь основным жанром, привлекшим внимание мастера, стал традиционный струнный квартет (их написано композитором столько же, сколько и симфоний - 15). Квартеты Шостаковича поражают разнообразием решений от многочастных циклов (Одиннадцатый - 1966) до одночастных композиций (Тринадцатый - 1970). В ряде своих камерных произведений (в Восьмом квартете - 1960, в Сонате для альта и фортепиано - 1975) композитор возвращается к музыке прежних своих сочинений, придавая ей новое звучание.

Среди произведений других жанров можно назвать монументальный цикл Прелюдий и фуг для фортепиано (1951), навеянный баховскими торжествами в Лейпциге, ораторию «Песнь о лесах» (1949), где впервые в советской музыке поднята тема ответственности человека за сохранение окружающей его природы. Можно назвать также Десять поэм для хора a cappella (1951), вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии » (1948), циклы на стихи поэтов Саши Черного («