Диагностическая методика детей 6 7 лет

Александр Веракса

Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5–7 лет

Пособие для психологов и педагогов

Посвящается памяти детского психолога О.М. Дьяченко

Уважаемые коллеги!

Настоящее пособие издано в рамках учебно-методического комплекта к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» является переработанным в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ №655 от 23 ноября 2009 г.) вариантом «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. До выхода полного учебно-методического комплекта к программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» педагоги могут в своей работе использовать пособия, изданные к «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

В двух случаях родители не хотели, чтобы новые учителя знали о прошлых проблемах своих детей. Однако отдельный анализ 32 детей, у которых был полный набор данных, не изменил общую статистическую значимость результатов. Исследование проводилось в университетской специализированной клинике, где оценки регулярно выполняются командой, а различные члены группы участвуют в процессе лечения. Исключение было сделано в случае нынешней подвыборки очень маленьких детей, все из которых относились к первому автору с целью ограничения смешающих переменных и обеспечения непрерывности ухода.

Веракса Александр Николаевич кандидат психологических наук, доцент факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, магистр в сфере психологического консультирования (Манчестерский университет, Великобритания), лауреат гранта Президента РФ. Автор более 50 публикаций по вопросам психологии развития и дошкольного образования.

Когнитивное поведенческое лечение этой возрастной группы представляет собой как преимущества, так и проблемы. Стратегии, такие как позитивные самооценки, моделирование, позитивное подкрепление, а также воздействие, т.е. задумчиво начатые процедуры десенсибилизации или формирования, хорошо работают с маленькими детьми. Хотя их способность концептуализировать и систематически исследовать доказательства менее развита, они понимают абстрактные понятия, когда они представлены конкретными способами. Таким образом, «тест на строку» был равномерно замечен детьми как доказательство того, что мысли могут изменять поведение и что их можно оспаривать, т.е. один «может говорить в свой мозг».

В данном пособии представлена схема проведения индивидуальной психологической диагностики дошкольника 5–7 лет. Именно к пяти годам формируются основные психические качества ребенка, анализ которых позволяет не только составить общее представление о становлении детской психики в каждом конкретном случае, но и наметить пути ее коррекции.

С помощью своих родителей они также обычно добросовестно выполняли свою «домашнюю работу» и часто были поражены, обнаружив свои сильные стороны. Наш выбор был в основном среднего класса, и более чем на 80% один из родителей представил историю жизни психического расстройства. Многие родители говорили нам, что с детства они боролись, чтобы контролировать свои собственные тревоги или депрессию, некоторые из них смогли это сделать только в недавнем прошлом. Они надеялись сократить эту борьбу за своих детей и, следовательно, были готовы работать с нами.

Описанная схема диагностики позволяет провести самостоятельное исследование даже не имеющему большого опыта психологу, педагогу или студенту психолого-педагогического вуза. Методики не занимают много времени, достаточно просто интерпретируются и в большинстве своем не требуют сложных стимульных материалов для их проведения.

Несмотря на то, что матери как группа были высокообразованными, сравнительно немногие решили работать вне дома, что может быть еще одним признаком, по крайней мере в некоторых случаях, их собственной тревоги. Оценка семейной психопатологии была ограничена родителями наших детей из-за клинического характера исследования. Хотя у нас нет документально подтвержденных доказательств точности наших выводов здесь, отчеты родителя о собственном прошлом опыте лечения подтверждают достоверность их информации.

Что касается результата лечения, выделяется ряд точек. Хотя у нас нет официальных данных о последующем функционировании, только три ребенка вернулись в клинику через 3 года, и для двух из них несколько бустерных сессий разрешили очевидную неудачу. Скорее быстрая реакция детей и их давняя история тревог сделали бы второй вариант более вероятным.

Пособие ориентировано, в первую очередь, на дошкольных психологов, но также будет полезно всем, кто интересуется вопросами практической психологии.

Особенности развития дошкольника

В отечественной психологии каждый возраст характеризуется особой социальной ситуацией развития, под которой понимается система отношений между взрослым и ребенком, сложившаяся на данном возрастном этапе. При этом взрослый выступает в качестве носителя норм и правил детской жизни, а ребенок осваивает их в процессе взаимодействия со взрослым. Взрослый, создавая социальную ситуацию развития, обеспечивает не только жизнедеятельность ребенка, но и процесс его психического развития. Поскольку социальная ситуация развития создается с учетом возраста и уровня детского развития, то проживая социальную ситуацию и приобретая в ходе этого новые психические качества, ребенок как бы перерастает установленную систему отношений и начинает нарушать предлагаемые ему законы в силу все возрастающих возможностей. Подобное положение дел рождает напряжение в отношениях между ребенком и взрослым, которое разрешается при изменении социальной ситуации развития и, прежде всего, при смене ведущей деятельности.

Наконец, использование медикаментов требует некоторого обсуждения. Исследования, изучающие эффективность лечения у детей старшего возраста или детей с депрессией, неоднократно сообщали, что сочетание фармакологической и психологической терапии является лучшей стратегией борьбы с серьезными расстройствами. Подобных данных не существует для детей в возрасте от 3 до 7 лет. На самом деле, многие из родителей довольно неохотно принимали лекарства для своих детей, даже когда они проявляли серьезные симптомы, такие как суровые обсессивные ритуалы, или симптомы, из-за которых им было трудно покинуть дом.

С точки зрения А.Н. Леонтьева, ведущая деятельность – это деятельность, оказывающая решающее влияние на развитие психики в том или ином возрасте. Любая деятельность, по А.Н. Леонтьеву, характеризуется операциональной и мотивационной сторонами. Операциональная сторона представлена действиями, которые выполняет ребенок в ходе той или иной деятельности. Например, характер действий ребенка, катающего машинку, отражает операциональную сторону. Мотивационная сторона деятельности определяется побудителями, вызывающими активность ребенка. Например, ребенок может перевозить на машине землю, потому что хочет помочь взрослому, занятому посадкой цветов.

Клинические последствия и ограничения

Поэтому психофармакологическое лечение любого рода было обеспечено только в самых серьезных случаях. Все эти функции - очевидные ограничения нашей работы на базе клиники. Это должно включать более крупные образцы, позволяющие исследовать эффективность этой формы лечения для отдельных тревожных расстройств. Наконец, будущие исследования должны предусматривать долгосрочные последующие оценки.

Учитывая растущее понимание того, что тревожные расстройства часто начинаются в дошкольные годы, важно разработать основанные на фактических данных и подходящие для развития вмешательства. У авторов нет финансовых отношений или конфликтов для раскрытия.

В младенческом возрасте в качестве ведущей деятельности выступает общение ребенка со взрослым, мотивом которой является ближайший взрослый. В раннем возрасте – предметная деятельность, мотивом которой становятся окружающие ребенка предметы с их культурными свойствами. В дошкольном возрасте – игровая деятельность, мотивом которой является сама игра (то есть ребенок играет не ради чего-то, а потому что ему нравится сам процесс игры). Фактически дошкольник воспринимает социальное окружение через игру, которая раскрывает ему смыслы взаимоотношений между людьми в различных ситуациях.

Психиатрическая оценка дошкольного возраста: структурированное родительское интервью для диагностики психических расстройств у детей дошкольного возраста. Тревожные расстройства в молодежной среде: когнитивно-поведенческие вмешательства. Лечение детей: результаты в подростковом возрасте и влияние употребления психоактивных веществ и депрессии при 4-летнем наблюдении. Тревожные расстройства в детской и подростковой психиатрии: современные подходы. Дети и подростки Психиатрия. Звуки тишины: язык, познание и беспокойство в избирательном мутизме. Многомерная шкала тревоги для детей: структура факторов, надежность и обоснованность. Осуществимость и эффективность когнитивно-поведенческой терапии при посттравматическом стрессовом расстройстве у детей дошкольного возраста: два случая. Обзор исследований: связь между тревожностью детей и родителей и родительским контролем: метааналитический обзор. Когнитивная поведенческая терапия, Сертралин или комбинация в детской тревоге. Социальные страхи и социальная фобия в общинной выборке подростков и молодых людей: распространенность, факторы риска и сопутствующие заболевания.

  • Оценка тревожности у детей.
  • Тревога и тревожные расстройства.
  • Справочник по младенческой, детской и дошкольной умственной оценке.
Лучшее понимание различий в развитии.

Особая роль в освоении ребенком социальных отношений отводится сюжетно-ролевой игре, в ходе которой он познает социальную действительность. Данная форма игры возникает тогда, когда дошкольник оказывается способным представлять действия взрослых и начинает стремиться выполнить их самостоятельно. Желание ребенка самостоятельно выполнять те же действия, что и окружающие его люди, является тем новым свойством, которое появляется в детской психике благодаря созданной ранее социальной ситуации. Под руководством ближайших взрослых ребенок научился выполнять различные действия, что привело к развитию его восприятия и мышления. У малыша выработалась установка подражать взрослым, которые хвалили его, если он следовал их примеру. Этот путь проходят большинство детей, и в результате они начинают активно подражать всему, что делают взрослые. Однако часто детские стремления наталкиваются на запреты со стороны взрослых, так как ребенок может воспроизвести далеко не все, что видит. Например, у дошкольника может возникнуть желание управлять машиной, когда он видит, как это делает водитель. Но вряд ли ребенку разрешат это.

В долгосрочном исследовании группа во главе с профессором Клаудиа Мялер записала в течение семи лет, как дети развиваются - из детского сада через начальную школу в среднюю школу. Говорит профессор, без семей и их открытости к исследованиям наука не будет двигаться дальше. Взгляд на исследовательский проект «Коко» в Университете Хильдесхайма.

Наука - маленькое чучело животных, обезьяна - вот как это можно обобщить. Она выросла с исследованиями. В начале крупномасштабного исследовательского проекта психологов из Университета Хильдесхайма Эмма отправилась в детский сад, пока она посещает И она очень гордится тем, что помогает в исследовании, говорит Эмма, а «Коко» в руке. «Коко» - маленькая обезьяна из ткани, которая «всегда была там», - говорит мать Эммы Керстин Таубиц. «На бланках во время расследования чучело сидела за столом».

Постоянно возникающие противоречия между желанием дошкольника быть как взрослый и его реальными возможностями разрешаются в сюжетно-ролевой игре, особенность которой заключается в условном, символическом освоении реальности. Именно поэтому она не рассматривается взрослым как серьезная попытка проникновения в суть социальных отношений. Это обстоятельство и определяет характер норм, которые взрослый предъявляет ребенку-дошкольнику. Фактически ребенку разрешается проявлять собственную инициативу только в пределах игры. Во всех остальных случаях он должен подчиняться требованиям взрослых. Другими словами, только в игре дошкольник выступает в качестве субъекта социального действия, а следовательно, именно в ее рамках ребенку открываются новые возможности познания.

Эмма и ее мать особенно поддерживали университетскую рабочую группу во главе с профессором Клаудией Мелер. Они относятся к числу семей в регионе, которые более семи лет предоставляют информацию о развитии ребенка. Семьи сигнализируют об открытости и интересе к науке благодаря их участию в исследовании. Это очень важно, в детском саду готовность была еще больше, поскольку мальчиков и девочек осматривали в детском саду. Действительно преданные родители остались с ними, когда дети пришли в школу, и диагностика была проведена дома.

К сожалению, некоторые спрыгнули, но многие семьи по-прежнему были там, это здорово, - говорит Клаудия Мялер. «Мы принимаем участие в течение семи лет, иначе исследования не продолжится», - объясняет Керстин Таубиц долгосрочное участие в исследовании.

Развитие дошкольника связано с решением трех основных задач. С ними сталкивается любой человек в самых разных ситуациях. Первая задача связана с ориентировкой в ситуации, с пониманием ее правил и законов, что является условием адекватного поведения. Вторая задача состоит в том, чтобы определить наиболее важные для субъекта стороны действительности. Другими словами, человек должен обозначить свои интересы и те ситуации, которые для него значимы. Третья задача заключается в необходимости оценки успешности достижения поставленных целей. Очевидно, что решение этих задач – долгий процесс, затрагивающий все сферы психики ребенка: познавательную, мотивационно-потребностную и эмоционально-личностную. В результате развития познавательной сферы ребенок приобретает инструменты ознакомления с окружающим миром. В то же время уровень развития его мотивационно-потребностной сферы как бы задает направления этому познанию, выделяя в нем существенное и несущественное для ребенка. В результате выполнения поставленных перед собой задач ребенок либо испытывает удовлетворение при успешном их решении, либо сталкивается с трудностями, которые вызывают напряжение и порождают эмоциональные переживания. Для каждой из трех названных сфер существуют нормативные критерии развития.

Семь лет назад профессор Хилдесхейм Клаудия Мялер вместе с профессором Дитмаром Грубе из Ольденбурга запустила это, в котором группа психологов изучает «дифференциальное развитие детей», особенно в когнитивной области, с трехлетнего возраста. В течение семи лет была изучена разработка в общей сложности 200 детей в районе Хильдесхайма. Сначала они отправились в детский сад, затем ученые сопровождали переход в школу и начальную школу, пока дети не поступили в средние школы.

Студент-психолог Торстен Эрхард уже три года входит в состав команды. Он тестирует семьи дома в знакомой обстановке - они носят имена, такие как «рабочая батарея для проверки работоспособности». Процедуры тестирования адаптивны и адаптируются, чтобы избежать перенапряжения ребенка. После испытаний Торстен Эрхардт оценивает тесты, пишет Элтербрифе. «Типичной недели нет», - говорит студент. Он начал свою исследовательскую карьеру с стажировки в амбулаторной клинике «Ребенок в Центре». «Это важный опыт и интерес к участию в продольном исследовании и картировании развития».

Обратимся к анализу познавательной сферы . Традиционно выделяют три вида мышления : наглядно-действенное, образное и словесно-логическое. О появлении процесса мышления говорят только тогда, когда перед ребенком встает необходимость решить какую-либо задачу. Наглядно-действенное мышление является первым видом мышления, которым овладевает ребенок. Оно характеризуется неразрывной связью с практической деятельностью. Однако ошибочным будет предположение, что этот вид мышления сводится лишь к непосредственным действиям с объектами. Путь развития любого психического процесса, как указывал Л.С. Выготский, представляет собой переход в мыслительный, внутренний план первоначально развернутой вовне деятельности. В этом смысле наглядно-действенное мышление является не просто этапом становления детского сознания (на пути к формированию наглядно-образного и словесно-логического мышления); в его рамках появляются особые действия, позволяющие познавать окружающий мир. Например, можно наблюдать за тем, как малыш, взяв в руки новую игрушку, начинает ее сжимать, разбирать. Цель этих действий – как можно лучше ознакомиться с объектом. Однако перед ребенком можно поставить какую-нибудь практическую задачу, и тогда характер отношений с объектом изменится. Малыш начнет учитывать одни свойства предмета и перестанет уделять внимание другим. Так, если сделать из пластилина кораблик и дать его ребенку, то он будет рассматривать его, сжимать, мять. Но если предложить малышу отправить на нем «в плаванье солдатика», то ребенок обратит внимание на строение кораблика, например, на его длину. В этом случае ребенок не просто применяет весь арсенал существующих в его распоряжении действий, а начинает учитывать тот результат, который вызывается его собственной активностью. Учет результата существенным образом меняет характер взаимодействия ребенка с объектом – в зависимости от произведенного действия малыш начинает ожидать тот или иной результат.

Какие навыки следует поощрять таким образом, и особенно в какое время? Некоторые навыки испытывают определенный скачок развития в определенные эпохи, - говорит Пьечный. Например, для развития фонологической осведомленности шестой год жизни является особенно чувствительной фазой. Должен ли каждый день продвигать малыша в умениях математических предшественников - например, сравнивать количества вместе? Или это работает, только если вы используете арифметику каждый день в школе? Спустя семь лет рабочая группа Хильдесхайма обнаружила: Уже раннее занятие числами очень долгое время имеет решающее значение для расчетных способностей в начальный школьный возраст.

Входная диагностика
(сентябрь)

Задание 1

Цели: данная методика позволяет выявить умение ориентироваться на образец, точно скопировать его; степень развития произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия. Кроме этого, задание позволяет судить о твёрдости руки ребёнка, умении рисовать прямолинейные отрезки, углы, не округляя их.

Мы проверяем такие гипотезы - мы могли бы также выяснить в результате: не имеет значения, можете ли вы или не должны делать это в возрасте четырех лет, - говорит Пьечный. Наши данные показывают, что различия между детьми в этих компетенциях уже очень велики в возрасте четырех лет. Дело не в том, что четырехлетние дети не могут делать ничего, что, может быть, некоторые люди думают, - говорит Пьекни. Один человек может узнать, что более или менее. Некоторые дети уже могут распознавать цифры, подсчитывать количество, суммировать суммы - другие могут сделать это менее хорошо. «Интересно, что эти различия остаются сравнительно стабильными и связаны с начальной школой», - говорит Жанетт Пиекни.

Текст задания.

Посмотрите сюда (указывается рисунок к заданию) . Здесь вы будете выполнять задание. Вы видите рисунок. Возьмите карандаш. Нарисуйте похожий рисунок.

Ребёнку предлагается как можно точнее срисовать изображение домика. После окончания работы предложить проверить, всё ли верно. Может исправить, если заметит неточности.

Дело не в том, что большинство детей догоняют, а затем начинают школу в возрасте шести лет. Даже в фонологической области, которая оказывает решающее влияние на навыки чтения и письма, ученые из Университета Хильдесхайма обнаружили на раннем этапе различия, которые сохраняются в течение более длительного периода времени и объясняют позднее различия. «Здесь тоже время детского сада - очень важный период», - говорит психолог Жанетт Пикни. Время между тремя и шестью годами чрезвычайно важно для более поздних достижений школы.

Этот возрастный диапазон был занижен в течение длительного времени, значение было придано только школьному образованию. Начальные шансы в первом классе очень разные, поэтому Пьечный. «Значительно, что учителя детского сада делают с детьми в течение дня». Мы не рассматриваем различия, чтобы указать пальцем на ребенка и объяснить недостатки.

Точное воспроизведение оценивается 4 балла, за каждую допущенную ошибку снимается 1 балл.

Ошибками являются:

а) неправильно изображенный элемент; правая и левая части забора оцениваются отдельно;

б) замена одного элемента другим;

в) отсутствие элемента;

г) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены;

д) сильный перекос рисунка.

Оценка выполнения задания:

3 балла – за 1–2 ошибки;

2 балла – за 3 ошибки;

1 балл – за 4 ошибки;

0 баллов – если есть ошибки по каждому из пунктов.

Задание 2

Цели: данная методика используется для определения уровня развития произвольной сферы ребенка, а также изучения возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства; выявление умения ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз); вместе с тем проверяется умение пересчитывать клеточки.

Текст задания.

Задание будете выполнять на клетчатой бумаге .

Поставьте карандаш на самую точку. Внимание! Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево (слово «налево» выделяется голосом) . Две клетки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка налево (слово «налево» опять выделяется голосом) . Одна клетка вниз. Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор.


На самостоятельное выполнение каждого узора дается полторы-две минуты.

Оценка выполнения задания:

4 балла – безошибочное воспроизведение узора;

3 балла – за 1–2 ошибки;

2 балла – за большее число ошибок;

1 балл – если ошибок больше, чем правильно воспроизведенных участков;

0 баллов – если правильно воспроизведенных участков нет.

Задание 3

Цель: выявление умения выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания; соответственно правильному пониманию текста задачи, перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов).

Текст задания.

Здесь вы будете выполнять третье задание (указывается место для выполнения задания) .

Посмотрите на свои листки. Послушайте задание.

1. На лесной полянке играют 4 зайчика и 2 белочки. Сколько зверей играют на полянке? Нарисуйте столько кружков, сколько зверей играют на полянке.

2. Саша вырезал 6 квадратов. Два квадрата он отдал младшему брату. Рядом с кругами нарисуйте столько квадратов, сколько их осталось у Саши.

Текст задачи можно повторить.

Оценка выполнения задания:

3 балла – выполнены верно обе задачи;

2 балла – одна задача выполнена верно, есть попытка решать вторую задачу, но число кружков или квадратов неверное;

1 балл – выполнена верно только одна задача, попыток выполнить вторую задачу нет;

0 баллов – есть попытка решить одну задачу, но число кружков или квадратов неверное.

Задание 4

Цели: выявление интуитивных топологических представлений, понимания терминов «внутри», «но не»; выявление способности правильно понимать высказывание, например: «Отметьте точку внутри круга, но не на линии».

Текст задания.

Посмотрите на доску (учитель чертит на доске треугольник) . Я начертил треугольник (отмечает точку внутри треугольника) . Я отметил точку внутри треугольника (отмечает точку вне треугольника) . Я отметил точку вне треугольника. Теперь посмотрите на этот чертёж (указывается чертёж к заданию). На своих листках найдите круг, найдите линию.

1. Возьмите синий карандаш и отметьте точку внутри круга, но не на линии.

2. Возьмите красный карандаш и отметьте точку на линии, но вне круга.

3. Возьмите зеленый карандаш и отметьте точку, которая была бы расположена и внутри круга, и на линии.

4. Возьмите простой карандаш и отметьте точку, которая расположена и вне круга и не на линии.

Оценка выполнения задания:

3 балла – все выполнено верно;

2 балла – выполнено верно 2–3 пункта задания;

1 балл – выполнен верно только 1 пункт задания;

0 баллов – задание не выполнено.

Задание 5

Цели: выявить способность детей к рассмотрению ситуации с разных сторон, умение переключаться с одного найденного решения на поиск другого.

Текст задания.

Я на доске нарисовала дом (см. рисунок) и приготовила три большие карточки с изображением «жильцов» дома: точки, палочки, галочки.

Задание состоит из двух частей:

1) обучающей;

2) основной.

Инструкция к 1-й части задания:

На ваших листочках нарисован дом. В нем шесть этажей. На каждом этаже три комнаты. В этом доме на каждом этаже живут такие жильцы: точка, палочка и галочка (учитель сопровождает свой рассказ показом карточек) . На всех этажах эти жильцы живут в разном порядке. На самом верхнем этаже в первой комнате слева живет точка (рисует в окошке дома на доске точку) , в средней комнате живет палочка (рисует) . Подскажите, кто живет в последней комнате?

Дети называют галочку, и учитель рисует ее в окне.

Теперь нарисуйте карандашом на своем листочке, в какой комнате кто живет на шестом этаже.

Дети рисуют, учитель проверяет, правильно ли они выполняют рисунок, помогает тем, кто испытывает трудности.

Теперь будем заселять жильцами пятый этаж. В первой комнате слева на пятом этаже тоже живет точка. Подумайте, как нужно поселить палочку и галочку, чтобы они жили не в том порядке, как на шестом этаже? (В средней комнате – галочка, в последней – палочка.)

Дети и учитель размещают жильцов на пятом этаже.

Инструкция ко 2-й части задания:

Мы вместе узнали, как живут жильцы на двух этажах. Осталось еще четыре этажа. Их вы заселите сами. На каждом этаже заселите одну точку, одну палочку и одну галочку так, чтобы на всех шести этажах они жили в разном порядке.

В случае необходимости инструкция повторяется дважды.

Оценка задания (учитывается заселение только четырёх нижних этажей) .

Оценка выполнения задания:

3 балла – задание выполнено полностью – найдены четыре разных варианта размещения, не повторяющих заселение пятого и шестого этажей;

2 балла – найдены 2–3 различных варианта из четырех возможных;

1 балл – найден 1 вариант из четырех возможных;

0 баллов – самостоятельных решений не найдено.

Задание 6

Цели: выявить умения классифицировать наглядный материал (геометрические фигуры) по самостоятельно найденному основанию.

Текст задания.

Вы много раз рисовали и раскрашивали разные фигуры. Сейчас внимательно рассмотрите эти фигуры и мысленно разделите их на несколько групп так, чтобы в каждой группе были одинаковые фигуры. Фигуры каждой группы нужно закрасить одинаковым цветом. Сколько найдете групп одинаковых фигур, столько и понадобится вам разных цветных карандашей. Цвет выбирайте сами.

Задание повторяется дважды.

Детям раздаются листы с нарисованными треугольниками. Перед каждым ребёнком лежит шесть цветных карандашей.

Оценка выполнения задания:

3 балла – классификация выполнена – выделены три группы треугольников (3 равнобедренных треугольника, 3 равносторонних и 3 прямоугольных – названия треугольников даются для учителя);

2 балла – допущена одна ошибка (неразличение одинаковых фигур в прямом и перевернутом положении или неразличение одинаковых фигур в прямом и зеркальном положении);

1 балл – допущены две ошибки (неразличение одинаковых фигур в прямом и перевернутом положении и в прямом и зеркальном положении);

0 баллов – а) допущены три ошибки (неразличение одинаковых фигур в прямом и перевернутом положении, в прямом и зеркальном положении, а также неразличение разных треугольников); б) бессмысленное хаотическое раскрашивание фигур.

Задание 7

Цель: обследование состояния фонематического слуха и восприятия.

Текст задания.

Называй каждую картинку. Если в её названии есть звук [ш], обведи картинку.

Примерный набор картинок: шапка, шарф, шалаш, душ, карандаш, матрёшка, шишка, кошка, груша, жук, журнал, пожарник, щётка, собака, слон, весы.

Оценка выполнения задания:

3 балла – за правильное выполнение;

2 балла – за самостоятельное выделение звука из начальной позиции, умение выделить звук в середине и в конце слова при помощи учителя;

1 балл – за выделение звука только из позиции начала слова;

0 баллов – за невыполнение задания даже с помощью учителя.

Задание 8

Цель: выявить уровень развития фонетического анализа слов, а также способности к переводу звуков речи в знаки, в данном случае – в кружки (перекодирование).

Организация работы.

Диктант выполняется на листке в клетку.

1) обучающей;

2) основной.

Текст задания.

Несмотря на то, что вы еще не умеете писать, вы сейчас сможете записать под диктовку несколько слов. Писать вы их будете не буквами, а кружками.

Хором произнесите медленно слово рак , а я под вашу диктовку запишу это слово кружками:

Проверим написанное, «прочитаем» кружки:

Все правильно.

Сейчас я буду диктовать разные слова, а вы на листочках нарисуйте столько кружков, сколько должно быть букв в каждом слове. Первое слово – ум .

Дети записывают.

Теперь под этим словом запишите слово ухо .

Указание о написании нового слова под уже написанным напоминается при записи каждого следующего слова.

Для диктанта предлагаем шесть слов, в которых не расходится количество звуков и количество букв, различающихся по слоговой трудности.

Слова проговариваются четко, но без разделения на слоги: ум, ухо, сок, лапа, сосна, звезда, капитан.

Оценка выполнения задания:

3 балла – правильно выполнены схемы всех семи слов;

2 балла – правильно выполнены 5–6 схем;

1 балл – правильно выполнены 2–4 схемы;

0 баллов – правильно выполнена одна или не выполнено ни одной схемы.

Задание 9

Цель: выявить умение осуществлять звуковой синтез и соотносить письменный код со звуковым (перекодирование, но обратное тому, что делает ученик при диктанте).

Организация работы.

Каждый ребенок получает лист с рисунками животных и схемами их названий.

Работа состоит из двух частей:

1) обучающей;

2) основной.

Количество кружков в схемах соответствует количеству букв в слове. Схемы расположены вразбивку по отношению к рисункам. Дети должны установить соответствие между названием животного и схемой, соединив их линией.

Текст задания.

Инструкция к 1-й части задания (обучающая):

На доске две схемы:

Рядом с первой схемой прикрепляется рисунок, изображающий, например, волка, а рядом со второй схемой – сома.

Кто нарисован на этом рисунке? (Волк.)

Какой набор кружков подходит к этому слову?

Читаем вместе первую схему.

Она не подходит. Читаем вторую схему.

Она подходит. Соединим линией эту схему и рисунок.

Так же проводится «чтение» слова сом .

Инструкция ко 2-й части задания (основная):

Теперь то же самое вы сделаете на своих листочках. Возьмите простой карандаш. Тихо произнесите название нарисованного животного. Найдите схему, которая соответствует этому названию. Соедините схему и рисунок. Не смущайтесь, если линии будут пересекаться, как это вышло на нашем образце.

Задание повторяется дважды.


Оценка выполнения задания:

3 балла – правильно соединены с рисунками все 5 схем;

2 балла – правильно соединены с рисунками 3–4 схемы;

1 балл – правильно соединены с рисунками 1–2 схемы;

0 баллов – все схемы соединены с рисунками неправильно.

Задание 10

Цель: выявить уровень развития связной речи.

Текст задания.

Перед тобой 4 картинки, связанные одним сюжетом. Ты должен сам установить их последовательность и составить по ним рассказ.

1) 2)

3) 4)