Примеры страха в художественной литературе. Перечень человеческих страхов. Аргументы из литературы по направлению «Смелость и трусость

Нам всем хорошо знакомы слова «тревога» и «страх». Мы частенько пользуемся ими в описании своих ощущений. Не многие люди различают значение этих слов. Действительно, понятия весьма похожи, но между ними есть существенные отличия. Давайте попробуем разобраться и выяснить: почему тревога страшнее страха!

Описание страха.

Что такое страх? Страх — это выраженная, яркая эмоция. Страх может развиваться за секунды, он заставляет наш организм собрать все свои силы и подготовиться к опасности. Такая энергозатратная эмоция не существует долго и приводит к истощению организма. Страх всегда конкретный: «какая огромная собака выскочила из-за угла», «завтра у меня предстоит сложная операция» и т.д. Как только опасность миновала — страх проходит, и даже может, практически сразу, смениться положительной эмоцией.

Описание тревоги.

А что-же тревога? Тревога — понятие аморфное. Она нерациональна, неконкретна. Тревога направлена на опасность, которую сам сгенерировал наш мозг, наше внутреннее Я. Ожидание угрозы собственной самооценке, риск возможной неудачи, неуверенность в оправданности ожидания — все это вызывает тревогу. Она развивается более длительное время, нежели страх, и длится от нескольких часов до многих лет.

В литературе описано две формы тревоги: нормальная и невротическая.

Пример тревоги.

Нормальная тревога присуща всем людям. Все ее испытывают, и весьма регулярно:

Парень пригласил подругу в кино. Заранее пришел в кассу и увидел там большую очередь. У него появилась тревога: а если не хватит билетов, что подумает про меня девушка? И тут подходит его очередь и он успешно покупает два билета. Проблема исчерпана.

Нормальная тревога ограничена собой и позволяет человеку справиться с ней самостоятельно. Нормальная тревога проходит не оставляя «следов», но позволяет извлечь ценный жизненный опыт.

Невротическая тревога похожа по описанию на тревогу нормальную, но имеет более глубокое «внедрение в личность», вызывает невротические симптомы. Невротическая тревога развивается в тех случаях, когда человек не в состоянии справиться со своими внутренними конфликтами:

Тот самый парень, та самая девушка. Он успешно покупает билеты, но тревога не проходит! Сидя с девушкой в кинотеатре, весь сеанс он размышляет о возможных казусах и неприятностях, которые непременно могут навредить любовным отношениям. Пропадает сон, аппетит. Парень находится в состоянии тревоги и ожидания какой-то катастрофы.

Как избавиться от тревоги.

Может быть совсем непросто. Невротическая тревога требует психотерапевтической и психиатрической помощи. Запущенные состояния приводят к тяжелым истощением, вызывают присоединения других психических расстройств и существенно ухудшают качество жизни.

Прочитанная статья была полезна для вас? Ваше участие и материальная помощь способствуют развитию проекта! Введите любую приемлемую для вас сумму и форму оплаты в таблицу ниже, затем вы будете перенаправлены на сайт Яндекс.Деньги для безопасного перевода.

Чтобы составить оптимальный сюжет для страшного рассказа, вам надо выбрать один или несколько страхов и придумать, как они могут воплотиться в жизнь. Но что такое страх?

Страх - это осознание потенциальной опасности. Если мы замечаем ее признаки, тело помимо нашей воли реагирует на это (волосы дыбом, мурашки по коже, внутри все сжалось и т.п.). Плюс, мы пытаемся как-то предотвратить надвигающуюся беду.

Если мы хотим написать страшный рассказ или страшный эпизод в романе, нам надо разобраться в природе человеческих страхов.

Рациональные и иррациональные страхи

Страхи бывают рациональные и иррациональные (последние называется фобиями). Разница заключается в реалистичности угрозы здесь и сейчас. Например, страх темноты в кровати под одеялом - иррационален, а страх темноты в джунглях - это совсем другое дело (при условии, если вы действительно находитесь в джунглях, а не в Большом театре, например).

Иррациональный страх может быть заразным. Широко известны случаи, когда “все побежали - и я побежал”, “все боятся ядерной войны - и я тоже буду”. Кстати, страх “быть, как все” - это весьма любопытная фобия сама по себе.

Некоторые из страхов, которые сейчас считаются иррациональными, можно объяснить логически. Например, страх перед мышами и насекомыми вынесен человечеством из глубокой древности, когда и те, и другие являлись переносчиками опасных болезней.

Человеческие страхи и сюжет ужастика

Самый распространенный страх - это страх перед неизвестным. Если у вас нет всей полноты данных о ситуации, вы не можете принять адекватное решение. Именно неизвестность и непредсказуемость результата порождает стресс, паралич воли, а также лень и прокрастинацию. Так что собираем данные, т.е. учимся, и ваши страхи пройдут сами собой.

Основные страхи современного общества - это террористическая угроза, война, бедность, криминал, одиночество, старость, увечье и смерть как таковая. Также большую роль играют страхи ошибки, “потери лица”, неудачи и страх за близких людей.

Страх оказаться в определенной ситуации

Самые распространенные страхи - это боязнь ситуации, которая кажется нам опасной и из которой мы не можем быстро выбраться. Например, человек может бояться ездить на общественном транспорте или находиться в толпе. Сюда же относятся панические атаки, когда кто-то из близких людей уезжает, умирает или уходит из семьи.

Примеры страхов, связанных с определенной ситуацией:

  • Страх перед неизвестным
  • Забыли, потеряли, бросили
  • Клаустрофобия, боязнь очутиться в закрытом пространстве
  • Боязнь очутиться в открытом пространстве
  • Плен, тюрьма, похищение
  • Безработица и бедность
  • Преследование, слежка, шпионаж, заговор
  • Одиночество и изоляция
  • Беспомощность
  • Боязнь перемен
  • Война
  • Природные катаклизмы

Пример использования ситуативного страха - роман Стивена Кинга «Мизери», в котором обыгрывается страх плена и беспомощности.

Попав в автомобильную катастрофу, известный писатель получает серьёзные увечья. Поклонница привозит его в свой дом и начинает лечить, но вскоре герой понимает, что он - узник, которому никуда не деться от своей тюремщицы.

Смакуйте фобии!

При разработке сюжета ставку надо делать как на широко распространенные страхи, так и на фобии, любопытные с точки зрения психологии и психиатрии. При правильном подходе именно эта комбинация дает наилучшие результаты.

Подробный список фобий можно найти в Википедии , а ниже мы разберем наиболее интересные случаи.

Специфические фобии

Специфические фобии - это когда человек боится конкретного объекта или явления.

  • Животные, птицы, насекомые, пауки, рыбы. Особенно это касается собак, акул, мышей, крыс, тараканов, змей, пауков, пчел и ос.
  • Природные явления: вода, высота, гроза, землетрясение, огонь и т.п. Сюда же относится боязнь утонуть или сгореть во время пожара.
  • Темнота
  • Высота
  • Прогресс и технологии
  • Мосты, самолеты, корабли, машины
  • Вождение автомобиля
  • Повреждение здоровья и внешнего вида: кровь, пытки, старение, увечье, слепота, удушье и т.п.
  • Микробы и болезни
  • Безумие
  • Кошмары или невозможность уснуть
  • Врачи, дантисты, инъекции, операции
  • Тип людей: женщины, священники, старики, солдаты, врачи и т.п.
  • Острые предметы: когти, кости, лезвия, колючки, ножи и пр.
  • Суеверия: порча, сглаз, ад, одержимость дьяволом
  • Каннибализм, страх, что тебя съедят
  • Клоуны, ряженые
  • Статуи, изображения
  • Смерть: мертвецы, кладбища, морги, гробы, катафалки и пр.
  • Иностранцы или представители других народов или вероисповеданий

Пример использования специфических фобий - роман «Дракула» Брэма Стокера: в нем переплетаются суеверные страхи, страх смерти, а также боязнь крови и острых предметов - клыков вампира.

Социофобии

Социофобия - это когда человек боится, что другие люди будут его осуждать или игнорировать. В этом плане людей больше всего пугает следующее:

  • Публичные выступления
  • Критика
  • Судебная система
  • Страх быть отвергнутым
  • Страх дурацких ситуаций
  • Страх показаться смешным или беззащитным
  • Страх остаться без работы и без денег и тем самым вызвать осуждение и насмешки
  • Страх успеха
  • Ответственность, страх не справиться, страх принятия решения
  • Конфликт
  • Толпа
  • Вечеринки
  • Начальство

В литературе социофобии обычно используются не для того, чтобы нагнать леденящий ужас, а для того, чтобы осложнить жизнь персонажа. Пример - роман Стивена Кинга «Кэрри», в котором личные социофобии главной героини приводят к трагическим последствиям.

Реакция на страх

Реакция на страх бывает трех типов:

  • Мы сражаемся
  • Мы убегаем
  • Мы замираем

Вот этим и будут заниматься герои вашей страшной истории.

Тема 3. О страшном и страхе

Сюжет, фабула, мотив и лейтмотив в литературном произведении

Понятие «мотив» тесно связано с понятиями «сюжет» и «фабула», поэт о му напомним вам, что в литературоведении под сюжетом понимают « последов а тельную цепь всех изображенных и выраженных в слове движений, действий, состояний, событий, поступков, переживаний, отношений, внешних и вну т ренних жестов » 1 . Именно поэтому сюжет невозможно пересказать, в отличие от фабульной схемы – экспозиции, завязки, эпизодов развития действия, кульминации, развязки. Литературовед В.В.Прозоров сравнил сюжет с «живой многоцветной тканью воспринимаемого нами произведения», а фабулу – с «рельефно явленными узорами и рисунками на этой ткани». Мотивы ученый назвал « нитями, составляющими ткань текста, специальным образом окр а шенными и умело сплетенными, сопряженными друг с другом». Мотив – н е изменная составляющая, целостный элемент словесно-художественного с ю жета. Любой сюжет составляет переплетение мотивов. Один и тот же мотив может лежать в основе самых разных сюжетов и обладать самыми различн ы ми смыслами. Мотив можно назвать микросюжетом, который проявляется в целом, самостоятельно существующем сюжете.

Вспомним фольклорные волшебные сказки: в них легко выделить мотивы. Например, в сказке о царевне-лягушке есть мотивы выбора невесты (сыновья по велению отца стреляют из лука), мотив испытания невест (задания, кот о рые трижды даются невестам), нарушения запрета (царевич сжигает лягуш а чью шкурку), поиска невесты и испытаний царевича, погони, свадьбы. Эти мотивы повторяются в многих волшебных сказках, но при этом царевич может стать крестьянским сыном, братья превратиться в сестер, запреты и испыт а ния героев будут разными.

Лейтмотивом называют образ, повторяющийся как в одном произвед е нии, так и в нескольких произведениях автора. Иногда лейтмотивы называют мотивами. Но следует различать мотивы – элементы сюжета и мотивы-образы.

Читая произведения, включенные в тему «О страшном», вы будете набл ю дать за тем, как в каждом из них создается образ страха и какую роль он игр а ет в реализации авторского замысла.

Раздел 1. Страшное и страх в лиро-эпических произведениях

Лиро-эпические произведения. Баллады

Лиро-эпическими называют произведения, в которых сочетаются признаки и эпоса, и лирики. Основу таких произведений составляет повествование, однако здесь автор стремится не столько проанализировать событие, сколько выразить то, как его переживают герои. Вы уже знакомы с такими произведениями. Это баллады. Вещий Олег в балладе А.С.Пушкина тоскует в разлуке с конем, три пальмы в балладе М.Ю.Лермонтова ропщут на бесцельность своего существования, чувством опасности наполнен мир баллады Ф.Шиллера «Перчатка». Событие и чувства в балладах так тесно переплетены между собой, что их невозможно рассматривать в отдельности.

В балладе всегда есть тайна. Как все неизведанное, необъяснимое, она рождает волнение и даже страх – и у героев, и у читателя. Страх смерти – один из самых древних и самых сильных. Ещё люди боятся потерять то, что им особенно дорого – близких, любимых людей, честь, свободу. Страх один из признаков баллады как жанра.

Задание. Вспомните уже прочитанные вами баллады. Что в каждой из них вызывает страх? Кто и чего боится?

Василий Андреевич Жуковский (29 января (9 февраля) 1783 – 12 (24) а п реля 1852)

Рис 1. А.А.Воейкова. Портрет В.А. Жуковского

В начале XIX века в России было много хороших переводчиков, которые знакомили русскую публику с достижениями европейской литературы и кул ь туры. Занимался переводами и В.А. Жуковский. Он увлёкся творческой зад а чей – перевести на русский язык немецкие баллады и открыть русскими чит а телям жанр, мало им знакомый. За 25 лет В.А. Жуковский создал 39 баллад, каждая из них была замечательным произведением, так что современники ст а ли называть В.А. Жуковского «балла д ником».

Поэт начал эту работу в 1808 году с перевода баллады немецкого поэта Г.А. Бюргера «Ленора», дав ей русское название «Людмила». Для достоверн о сти В.А.Жуковский перенёс действие из Европы в Россию XVI века, когда страна участвовала в Ливонской войне: жених Людмилы, явившись к н е весте, говорит, что оста л ся под Наровой (Нарвой).

Заметки на полях. Ливонская война

Нарва – город на территории современной Эстонии у самой границы с Росс и ей. В XVI в. Нарва принадлежала Ливонскому рыцарскому ордену. С ним в 1558 году начал войну Иван IV Грозный за выход к Балтийскому морю. На п у ти к морю лежали земли Ливонского ордена – германских рыцарей-крестоносцев. В результате войны в 1560 году Ливонский орден распался, его земли отошли Швеции и Литве. Завершилась Ливонская война только в 1583 году: завоевать выход к морю России так и не удалось.

«Людмила» удалась В.А.Жуковскому благодаря не столько переводу с ю жета, сколько переделкам, которые внёс поэтом в текст. Людмила стала ближе русскому читат е лю, чем немецкая Ленора.

В 1812 году поэт создал «Светлану». В сюжете этого произведения читат е ли могут увидеть некоторое сходство с «Людмилой» и «Ленорой», но образы «Светланы» и смысл баллады совершенно оригинальны. В произведении в о площены русские характеры, традиции, ценности.

Написав «Светлану», В.А. Жуковский проложил дорогу таким поэтам, как А.В. Кольцов, Н.А. Некрасов и многим другим, потому что до В.А. Жуковск о го никто не создавал произведений, в такой степени обладавших наро д ностью.

Задание. Вспомните, что такое народность в литературе, какие произведения называют народными.

Заметки на полях. История «Светланы»

История создания «Светланы» непосредственно связана с историей личной жизни В.А.Жуковского. Его сестра по отцу Е.А. Протасова осталась вдовой с двумя детьми. Достаток семьи Протасовых был скромен. Екатерина Андрее в на попросила В.А. Жуковского стать учителем её дочерей – Маши и Саши. Живые любознательные девочки оказались благодарными ученицами. Когда спустя время младшая из сестёр, Саша, вышла замуж за друга В.А. Жуковск о го и стала А.А. Воейковой, поэт посвятил ей балладу «Светлана».

Рис. 2. А.А.Воейкова. 1829

В балладе отразились личные переживания поэта: он испытал первое, сил ь ное и чистое, чувство к Маше Протасовой. Из-за близкого родства между Ж у ковским и Машей Е.А.Протасова отказала поэту в руке дочери, а без согласия матери молодые не захотели создавать семью. В.А. Жуко в ский несколько лет ждал и пытался убедить Екатерину Андреевну, что он составит счастье её д о чери. Когда поэт работал над «Светланой», он тоже жил страхом и надеждой, как и его героиня. В светлой балладе поэт выразил и свои надежды на счастье.

Произведение очень понравилось читателям. На слова баллады совреме н ники писали музыку, в 1836 г. К.П. Брюллов сделал иллюстрацию «Гадающая Светлана».

Рис. 3. К.Брюллов. Гадающая Светлана

Вопросы и задания. Прочитайте балладу В.А.Жуковского «Светлана» и о п ределите, в чем заключается ее народность. Подумайте о том, что вызывает страх у героини, что – у читателя.

В.А.Жуковский

Светлана

А. А. Воейковой

Раз в крещенский 2 вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи; под окном

Слушали; кормили

Счетным курицу зерном;

Ярый воск топили;

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны;

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

Песенки подблюдны 3 .

Тускло светится луна

В сумраке тумана —

Молчалива и грустна

Милая Светлана.

«Что, подруженька, с тобой?

Вымолви словечко;

Слушай песни круговой 4 ;

Вынь себе колечко.

Пой, красавица: «Кузнец,

Скуй мне злат и нов венец,

Скуй кольцо златое;

Мне венчаться тем венцом,

Обручаться тем кольцом

При святом налое».

«Как могу, подружки, петь?

Милый друг далёко;

Мне судьбина умереть

В грусти одинокой.

Год промчался — вести нет;

Он ко мне не пишет;

Ах! а им лишь красен свет,

Им лишь сердце дышит...

Иль не вспомнишь обо мне?

Где, в какой ты стороне?

Где твоя обитель?

Я молюсь и слезы лью!

Утоли печаль мою,

Ангел-утешитель».

Вот в светлице стол накрыт

Белой пеленою 5 ;

И на том столе стоит

Зеркало с свечою;

Два прибора на столе.

«Загадай, Светлана;

В чистом зеркала стекле

В полночь, без обмана

Ты узнаешь жребий свой:

Стукнет в двери милый твой

Легкою рукою;

Упадет с дверей запор;

Сядет он за свой прибор

Ужинать с тобою».

Вот красавица одна;

К зеркалу садится;

С тайной робостью она

В зеркало глядится;

Темно в зеркале; кругом

Мертвое молчанье;

Свечка трепетным огнем

Чуть лиет сиянье...

Робость в ней волнует грудь,

Страшно ей назад взглянуть,

Страх туманит очи...

С треском пыхнул огонек,

Крикнул жалобно сверчок,

Вестник полуночи.

Подпершися локотком,

Чуть Светлана дышит...

Вот... легохонько замком

Кто-то стукнул, слышит;

Робко в зеркало глядит:

За ее плечами

Кто-то, чудилось, блестит

Яркими глазами...

Занялся от страха дух...

Вдруг в ее влетает слух

Тихий, легкий шепот:

«Я с тобой, моя краса;

Укротились небеса;

Твой услышан ропот!»

Оглянулась... милый к ней

Простирает руки.

«Радость, свет моих очей,

Нет для нас разлуки.

Едем! Поп уж в церкви ждет

С дьяконом, дьячками;

Хор венчальну песнь поет;

Храм блестит свечами».

Был в ответ умильный взор;

Идут на широкий двор,

В ворота тесовы 6 ;

У ворот их санки ждут;

С нетерпеньем кони рвут

Повода шелковы.

Сели... кони с места враз;

Пышут дым ноздрями;

От копыт их поднялась

Вьюга над санями.

Скачут... пусто все вокруг,

Степь в очах Светланы:

На луне туманный круг;

Чуть блестят поляны.

Сердце вещее дрожит;

Робко дева говорит:

«Что ты смолкнул, милый?»

Ни полслова ей в ответ:

Он глядит на лунный свет,

Бледен и унылый.

Кони мчатся по буграм;

Топчут снег глубокий...

Вот в сторонке божий храм

Виден одинокий;

Двери вихорь отворил;

Тьма людей во храме;

Яркий свет паникадил 7

Тускнет в фимиаме 8 ;

На средине черный гроб;

И гласит протяжно поп:

«Буди взят могилой!» 9

Пуще девица дрожит,

Кони мимо; друг молчит,

Бледен и унылый.

Вдруг метелица кругом;

Снег валит клоками;

Черный вран, свистя крылом,

Вьётся над санями;

Ворон каркает: печаль\

Кони торопливы

Чутко смотрят в черну даль,

Подымая гривы;

Брезжит в поле огонек;

Виден мирный уголок,

Хижинка под снегом.

Кони борзые быстрей,

Снег взрывая, прямо к ней

Мчатся дружным бегом.

Вот примчалися... и вмиг

Из очей пропали:

Кони, сани и жених

Будто не бывали.

Одинокая, впотьмах,

Брошена от друга,

В страшных девица местах;

Вкруг метель и вьюга.

Возвратиться — следу нет...

Виден ей в избушке свет:

Вот перекрестилась;

В дверь с молитвою стучит...

Дверь шатнулася... скрыпит...

Тихо растворилась.

Что ж? В избушке гроб; накрыт

Белою запоной 10 ;

Спасов лик 11 в ногах стоит;

Свечка пред иконой...

Ах! Светлана, что с тобой?

В чью зашла обитель?

Страшен хижины пустой

Безответный житель.

Входит с трепетом, в слезах;

Пред иконой пала в прах,

Спасу помолилась;

И с крестом своим в руке

Под святыми 12 в уголке

Робко притаилась.

Все утихло... вьюги нет...

Слабо свечка тлится,

То прольет дрожащий свет,

То опять затмится...

Все в глубоком, мертвом сне,

Страшное молчанье...

Чу, Светлана!., в тишине

Легкое журчанье...

Вот глядит: к ней в уголок

Белоснежный голубок

С светлыми глазами,

Тихо вея, прилетел,

К ней на перси 13 тихо сел,

Обнял их крылами.

Смолкло все опять кругом...

Вот Светлане мнится,

Что под белым полотном

Мертвец шевелится...

Сорвался покров; мертвец

(Лик мрачнее ночи)

Виден весь — на лбу венец,

Затворены очи.

Вдруг... в устах сомкнутых стон;

Силится раздвинуть он

Руки охладелы...

Что же девица?.. Дрожит...

Гибель близко... но не спит

Голубочек белый.

Встрепенулся, развернул

Легкие он крилы;

К мертвецу на грудь вспорхнул...

Всей лишенный силы,

Простонав, заскрежетал

Страшно он зубами

И на деву засверкал

Грозными очами...

Снова бледность на устах;

В закатившихся глазах

Смерть изобразилась...

Глядь, Светлана... о творец!

Милый друг ее — мертвец!

Ах! ...и пробудилась.

Где ж?.. У зеркала, одна

Посреди светлицы;

В тонкий занавес окна

Светит луч денницы 14 ;

Шумным бьет крылом петух,

День встречая пеньем;

Все блестит... Светланин дух

Смутен сновиденьем.

«Ах! ужасный, грозный сон!

Не добро вещает он —

Горькую судьбину;

Тайный мрак грядущих дней,

Что сулишь душе моей,

Радость иль кручину?»

Села (тяжко ноет грудь)

Под окном Светлана;

Из окна широкий путь

Виден сквозь тумана;

Снег на солнышке блестит,

Пар алеет тонкий...

Чу!., в дали пустой гремит

Колокольчик звонкий;

На дороге снежный прах;

Мчат, как будто на крылах,

Санки кони рьяны;

Ближе; вот уж у ворот;

Статный гость к крыльцу идет...

Кто?.. Жених Светланы.

Что же твой, Светлана, сон,

Прорицатель муки?

Друг с тобой; все тот же он

В опыте разлуки;

Та ж любовь в его очах,

Те ж приятны взоры;

Те ж на сладостных устах

Милы разговоры.

Отворяйся ж, божий храм;

Вы летите к небесам,

Верные обеты 15 ;

Соберитесь, стар и млад;

Сдвинув звонки чаши, в лад

Пойте: многи леты!

Улыбнись, моя краса,

На мою балладу;

В ней большие чудеса,

Очень мало складу.

Взором счастливый твоим,

Не хочу и славы;

Слава — нас учили — дым;

Свет — судья лукавый.

Вот баллады толк моей:

«Лучший друг нам в жизни сей

Вера в провиденье.

Благ зиждителя закон:

Счастье — пробужденье».

О! не знай сих страшных снов

Ты, моя Светлана...

Будь, создатель, ей покров!

Ни печали рана,

Ни минутной грусти тень

К ней да не коснется;

В ней душа как ясный день;

Ах! да пронесется

Мимо — бедствия рука;

Как приятный ручейка

Блеск на лоне луга,

Будь вся жизнь ее светла,

Будь веселость, как была,

Дней ее подруга.

Вопросы и задания

  1. В сети Интернет найдите информацию о святочных гаданиях и расск а жите в классе, как гадали девушки в балладе В.А. Жуковского и что предск а зывали их песни.
  2. Какой стихотворный метр использовал поэт? Понаблюдайте, как черед у ются размеры строк в одной строфе. Какую закономерность вы обнаружили? Какой эффект создает этот ритмический рисунок?
  3. В чём особенности рифмовки в каждой строфе? На какой стихотворный жанр похожа каждая строфа баллады? Обоснуйте свое мнение.
  4. *Перечитайте речь Светланы в третьей строфе. Каково внутреннее состо я ние героини баллады?
  5. *В описании гадания появляются образы белого плата, песни, церкви, зе р кала, свечи. Найдите, где еще в балладе встречаются эти о б разы. Остаются ли они неизменными? Чем это можно объяснить? Можно ли эти образы назвать лейтмотивами, почему?
  6. Проследите, как меняется пейзаж в сцене гадания и во сне Светланы. О чем говорят Светлане и читателю эти изменения? Какие чувства вызывают?
  7. Проследите, как течет время в балладе? *Что помогает автору создать о б раз времени?
  8. В какие цвета и с какой целью окрашивает поэт балладу?
  9. *Какие образы-символы есть в балладе? Пользуясь Энциклопедией «Си м волы, знаки, эмблемы» (http://slovari.yandex.ru/dict/encsym), раскройте их зн а чение.
  10. Какие фольклорные образы есть в балладе В.А.Жуковского? Какова их роль в произведении?
  11. * Кто и чего боится в балладе? Страх в «Светлане» мотив или лейтмотив? Как он создается поэтом?
  12. Почему опасности миновали Светлану?
  13. Можно ли назвать Светлану р о мантической героиней, почему?
  14. *К кому обращается повествователь в конце баллады? Как вы понимаете выражение:

Благ зиждителя закон:

Здесь несчастье — лживый сон;

Счастье — пробужденье.

  1. *О каких переживаниях повествователя вы узнали, прочитав балладу? Что вам помогло это сделать?
  2. Покажите, как в балладе сочетаются лирическое и эпическое начала. К а кой эффект создает это сочетание?
  3. Вспомните, какие произведения называются романтическими, какие – ре а листическими. К каким из них относится «Светлана»? Обоснуйте свою точку зрения. Объясните, как связано содержание баллады с литературным методом.
  4. Подготовьтесь в выразительному чтению эпизодов баллады по своему в ы бору. Подумайте, как вы будете передавать голосом атмосферу эпизода и п е реживания повествователя и героини.

Дополнительные вопросы и задания

1. Рассмотрите иллюстрацию К.Брюллова «Гадание Светланы». Расскажите, какой увидел художник героиню баллады. Что в балладе подсказало ему такое решение образа? Сохранил ли художник на иллюстрации атмосферу таинс т венности? Докажите свою мнение.

2. Какие эпизоды «Светланы» выбрали бы вы для иллюстрирования, почему? Опишите одну из иллюстраций, которую вы бы сделали к этой балладе.

Вопросы и задания для сопоставления произведений

1. Прочитайте балладу «Людмила» и сравните ее со «Светланой» по теме и художественной идее.

2. Перечитайте балладу В.И.Гёте «Лесной царь». Сопоставьте образ страха в этом произведении с образом страха в балладах «Светлана» и «Людмила». Для этого установите, с чем связаны страшное и страх в каждой балладе, к а кие эмоции вызывает у героев, как каждый поэт создает образ страха. Сдела й те вывод о том, что сближает эти произведения и чем они различ а ются.

1 Прозоров В.В. «Другая реальность: очерки о жизни в литературе». – Саратов: Лицей, 2005

2 Крещенский вечерок – вечер на 19 января. Крещенье – христианский праздник в честь крещения Иисуса Христа в реке Иордан. Крещением завершались святки – период между Рождеством и Крещением. В это время разрешалось гадать.

3 Песенки подблюдны – подблюдные песни, народные песни, связанные с гаданием. Название объясняется тем, что при пении таких песен из блюда или чаши с водой наугад вынималось кольцо или другая вещь, принадлежащая кому-то из гадающих. Содержание песни предсказывало судьбу. Подробнее см.: http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2088/3985.htm

4 Круговая песня – разновидность застольных песен.

5 Белая пелена – здесь белая скатерть

6 Ворота тесовы – ворота из тесаных бревен.

7 Паникадило – центральная люстра в православном храме.

8 Фимиам – благовонные вещества, которые сжигают во время религиозных обрядов

9 «Буди взят могилой» – т.е. умрет.

10 Белая запона. – Запона – пряжка, заколка. Но у Жуковского используется более ранее значение слова. Запоною называлась в Древней Руси холщевая девичья одежда из прямоугольного куска ткани, сложенного пополам, с отверстием для головы. Отсюда можно предположить, что поэт называет запоной белых холст или ткань, которая и покрывает гроб.

11 Спасов лик – икона с изображением Христа Спасителя.

12 Под святыми – т.е. под иконами

13 Перси –грудь (устар.).

14 Денница – утренняя заря

15 Обеты – клятвы

PAGE \* MERGEFORMAT 269

Тема страха в литературе. «Страх - самое древнее и сильное из человеческих чувств, а самый древний и самый сильный страх - страх неведомого» - это слова основоположника отдельного жанра фантастики который получил название «мифология ужаса» Г.’Ф. Лавк-рафта. Литература, в которой главенствует тема страха, давно стала очень популярной, прочно заняла свое место в культуре.

Что представляет собой литература ужасов как жанр? Литература ужасов - это разновидность фантастической литературы. Главной особенностью является тематика. Произведения подобного рода обязательно предполагают упоминание о потусторонних явлениях, предметах, существах. Обязательно присутствие персонажей, которые известны из фольклора и мифологии - мертвецов, привидений, вампиров, колдунов, оборотней. У разных народов мира есть множество волшебных сказок, каждая из которых приоткрывает для нас дверцу в мир потустороннего. Литературные сказки разных народов также опираются на фольклорные мотивы. Вот, например, в сказке В. А. Жуковского о спящей царевне злая колдунья пожелала принцессе:

На шестнадцатом году

Повстречаешь ты беду;

В этом возрасте своем

Руку ты веретеном

Оцарапаешь, мой свет,

И умрешь во цвете лет!

Некоторые сказки гораздо более оптимистичны. Главный герой успешно справляется с опасностями, преодолевает трудности. И побеждает злых врагов, тем самым, спасаясь от смерти. Например, в сказке А. С. Пушкина о спящей царевне добрая волшебница противопоставляет свое мастерство злым козням колдуньи.

Будет то не смерть, а сон;

Триста лет продлится он;

Срок назначенный пройдет,

И царевна оживет;

Будет долго в свете жить;

Будут внуки веселить

Вместе с нею мать, отца

До земного их конца.

Но в других произведениях неотвратимость вмешательства потусторонних сил так очевидна, что приходится смириться с чем-то страшным и неведомым. «Захочет обморочить дьявольская сила, то обморочит; ей-Богу, обморочит!» (Н. В. Гоголь «Заколдованное место»). В произведениях, где главенствует тема страха, мир реальный тесно соприкасается с миром нереальным, сказочным, потусторонним. Эти миры очень тесно переплетаются. Где вымысел, где правда, бывает трудно разобрать. Мир, в котором есть нечто загадочное, непознанное, кажется очень интересным, даже если потусторонние силы выглядят опасными. Читатель прекрасно понимает, что все, о чем говорится в произведении, - это вымысел. Однако как бы рациональны и скептичны мы ни были, все равно у нас остается интерес к тому, что нельзя объяснить с точки зрения здравого смысла.

В большинстве сказок все-таки добро обязательно побеждает зло, каким бы страшным и пугающим это зло не было. И у читателя остается ощущение. что он сам избежал реальной опасности. Конечно, не всегда все так просто. Некоторые сказки зловещий по своей сути. Пусть в конце добро и побеждает. Но если прочитать внимательнее, то в этой победе все равно много зла. Например, положительный главный герой, победив своих врагов, жестоко им мстит. Тут варианты могут быть самыми разными. Врагов могут убить, причем довольно жестоко. Им могут отомстить и магическими методами, то есть превратить в животное, растение или даже предмет, например камень. Фольклорные традиции разных народов, упоминающие о сверхъестественном, напрямую связаны с чем-то темным и злым. Неведомое представлялось опасным, грозящим человеку злом. Мистическая литература как особый жанр ведет свое начало от готического рыцарского романа середины XIII века. Если говорить о готическом романе как о разновидности мистического произведения, то к характерным особенностям данного вида жанра можно отнести место действия - средневековый замок, где обязательно есть призраки. Люди попадают под воздействия демонических сил. Фаталистическая предопределенность победы зла делает человека слабым, уязвимым, абсолютно беззащитным. Мистические темы готического романа становятся очень популярными в период с XVI по XVIII век. Впрочем, если говорить о мрачном Средневековье, то придется признать, что традиции готического романа здесь имели свои особенности.

В Средневековье было особое понимание смерти. Голод, массовые эпидемии, низкий уровень медицины и другие обстоятельства были причиной того, что продолжительность жизни оказывалась очень невелика. Смерть была для людей чем-то обыденным, что привело к особому ее восприятию. В культуре была очень популярна тема «Пляски Смерти». На картинках и гравюрах часто изображалось, как Смерть уводит за собой в танце людей разного сословия. Это мог быть крестьянин или король, священник или зажиточный господин. К «Пляске Смерти» обращались такие художники, как А. Дюрер, Г. Гольбейн Младший.

В XIX веке жанр литературы ужасов можно считать уже полностью сформированным. В частности, именно в это время появилось культовое произведение Б. Стокера (1847-1912) «Дракула». Это произведение стало классикой литературы ужасов. Оно послужило началом появления целого ряда произведений о существах с особенным инфернальным магнетизмом - вампирах. Из фольклора разных народов мира мы знаем, что вампир - это оживший мертвец, питающийся кровью живых. Легенды, которые были распространены в Европе, говорили, что вампиры днем спят, а ночью отправляются на охоту. Вампиры могут днем пребывать в могиле. Но чаще излюбленным местом их дневного обитания являются уединенные подземелья (идеально подходят для них старые замки с многочисленными подземными помещениями). Согласно народным поверьям, вампирами могут стать самоубийцы, ведьмы, колдуны, некрещеные или незаконнорожденные дети, преступники. Также и обычный покойник, если на него вдруг прыгнула кошка. Если вампир кого-то укусит, то жертва, разумеется, сама обязательно превратится в вампира. Русская классика также не обошла своим вниманием тему вампиризма. Например, у А. К. Толстого есть интересные произведения на эту тему - «Упырь» и «Семья вурдалака».

В повести «Семья вурдалака» дается такое объяснение: «…вурдалаки, как называются у славянских народов вампиры, не что иное в представлении местных жителей, как мертвецы, вышедшие из могил, чтобы сосать кровь живых людей. У них вообще те же повадки, что у всех прочих вампиров, но есть и особенность, делающая их еще более опасными. Вурдалаки… сосут предпочтительно кровь у самых близких своих родственников и лучших своих друзей, а те, когда умрут, тоже становятся вампирами, так что со слов очевидцев даже говорят, будто в Боснии и Герцеговине население целых деревень превращалось в вурдалаков». Мистическая литература всегда опирается на мрачные легенды и мифы. Н. В. Гоголь часто использовал в своих произведениях подобные мотивы. Например, в повести «Страшная месть» есть такая сцена: «Крест на могиле зашатался, и тихо поднялся из нее высохший мертвец. Борода до пояса; на пальцах когти длинные, еще длиннее самих пальцев. Тихо поднял он руки вверх. Лицо все задрожало у него и покривилось. Страшную муку, видно, терпел он. «Душно мне! душно!» - простонал он диким, не человечьим голосом».

Встреча с какими-то потусторонними существами вообще-то ничего доброго за собой не влечет. Эта ситуация однозначно считается опасной. Однако существа могут очень маскироваться. Например, им ничего не стоит притвориться обычным барашком, как это написано в рассказе Тургенева. Вот ехал однажды некий человек поздно ночью. И лежал его путь рядом с тем местом, где был давным-давно похоронен утопленник. Сразу ясно, что место это нехорошее. Но Ермиле (так звали героя) все равно деваться было некуда. Вот ехал он, ехал и вдруг рядом с могилой увидел хорошенького белого, кудрявого барашка. Ермил решил барашка взять. Слез с лошади, поймал животное и снова собирался залезть на лошадь. Но не тут-то было.

«Вот идет Ермил к лошади, а лошадь от него таращится, храпит, головой трясет; однако он ее отпрукал, сел на нее с барашком и поехал опять: барашка перед собой держит. Смотрит он на него, и барашек ему прямо в глаза так и глядит. Жутко ему стало, Ермилу-то псарю: что мол, не помню я, чтобы этак бараны кому в глаза смотрели; однако ничего; стал он его этак по шерсти гладить, - говорит: «Бяша, бяша!» А баран-то вдруг как оскалит зубы, да ему тоже: «Бяша, бяша…».

Как тут не вспомнить сон Татьяны в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Здесь мы видим полный «набор» того, что могло испугать не только человека XIX века, но и современного читателя. Сидят чудовища кругом:

Один в рогах с собачьей мордой,

Другой с петушьей головой,

Здесь ведьма с козьей бородой,

Тут остов чопорный и гордый,

Там карла хвостиком, а вот

Полужуравль и полукот.

Еще страшней, еще чуднее:

Вот рак верхом на пауке,

Вот череп на гусиной шее

Вертится в красном колпаке,

Вот мельница вприсядку пляшет

И крыльями трещит и машет;

Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,

Людская молвь и конский топ!

Сон Татьяны - это яркий пример предвидения будущего. Мысль о возможном предвидении будущего всегда вызывает страх. В поэме В. А. Жуковского «Светлана» в крещенский вечерок девушки решили погадать. Одна из подруг, Светлана, рассказала о своей печали. Ее милый друг далеко, девушка о нем ничего не знает. Это заставляет ее грустить и тосковать. Подруги подумали, что Светлане стоит погадать.

Вот красавица одна;

К зеркалу садится;

С тайной робостью она В зеркало глядится…

По-видимому, девушка заснула. И ей привиделось, как кто-то вошел в дверь и посмотрелся в зеркало. Светлана увидела своего любимого: Едем! Поп уж в церкви ждет С дьяконом, дьячками;

Хор венчальну песнь поет;

Храм блестит свечами.

Светлана вместе с женихом поскакали в ночи. Возлюбленный девушки был молчалив. Вдруг в церкви Светлана увидела черный гроб и попа, совершающего обряд погребения:

Вдруг метелица кругом;

Снег валит клоками;

Черный вран, свистя крылом,

Вьется над санями;

Ворон каркает: печаль!

Все исчезло. Девушка осталась одна. По дороге она вдруг увидела избушку, в которой был белый гроб и свечка перед иконой. В гробу оказался жених девушки. Мертвец было встал, но белый голубь вспорхнул ему на грудь и тот упал обратно в гроб. Сон Светланы оказался жутковатым. Но она проснулась, и увидела, как ярко светит солнце. И к дому подъезжает ее жених, живой и здоровый. Конец произведения очень оптимистичный:

Вот баллады толк моей:

«Лучший друг нам в жизни сей

Вера в провиденье.

Благ зиждителя закон:

Здесь несчастье - лживый сон;

Счастье - пробужденье».

Тема страха в литературе сложна и многогранна. Интерес к ней не угасает, и это вполне объяснимо. Бурное развитие науки и техники все-таки не может вытеснить интереса к потустороннему. И пусть для большинства современных читателей мистические мотивы кажутся чем-то несерьезным, они по сути своей являются очень важной и неотъемлемой частью мировой литературы.

Сочинение по тексту:

Страх — одна из базовых эмоций человека, которую ещё называют «генетически заданным физиологическим компонентом». Он сидит в каждом из нас и проявляется по-разному: у одних — в конкретных субъективных переживаниях, у других — через реализацию избегающего поведения.

В данном тексте Б. Житковым поднята проблема преодоления страха. Рассуждая по этому поводу, автор приводит два примера того, как люди одержали победу в экстремальных ситуациях, переборов страх. Чувствуется, что писатель испытывает гордость за своих приятелей, которые ради великой цели преодолели прежде всего свои страхи. Именно так появляются в нашей жизни герои — храбрые, самоотверженные, мужественные.

Полностью солидарен с автором и считаю, что каждый человек вправе гордиться собой, если он сумел справиться с собственными фобиями. И не обязательно это должны быть экстремальные ситуации, порой и в быту важно побороть свой страх. Ведь «нытики» и трусы вызывают только никчёмную жалость, не более.

Если говорить о теме страха в литературе, то она является базовым понятием для таких жанров мистической прозы, как роман ужасов, готический роман или рассказ. Проблеме страха посвящены более реалистические произведения. Хочется остановиться на рассказе М. Шолохова «Судьба человека». Его главный герой Андрей Соколов вспоминает, как в плену комендант концлагеря Мюллер предложил ему выпить за победу немецкого оружия, но Соколов отказался. За это ему была пожалована не только жизнь, но и пайка, которую Андрей разделил с сокамерниками. Было ли Соколову страшно? Конечно, ведь речь шла о расстреле. Но герой не поступился нравственными принципами и одержал победу.

А вот в другом произведении на тему Великой Отечественной войны В. Быкова «Сотников» показано, как человек не смог преодолеть собственного страха и поневоле стал предателем. Но не жалость вызывает у нас этот герой, а презрение. Рыбак и Сотников пошли в разведку, но попались в руки немцам. И если Сотников во время пыток мужественно молчал, то Рыбак, видя изуродованное во время пыток тело Сотникова, так перепугался, что со страху даже не понял, как предал товарищей, повесил своего напарника и перешёл на сторону немцев. Понимая, что нет ему прощения, Рыбак пытался повеситься в туалете, но Господь не принял даже этой жертвы — верёвка лопнула. Так и мучился, наверное, Рыбак всю свою дальнейшую жизнь, подобно пескарю из сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина, который «жил и дрожал — только и всего».

Человек не может существовать без чувства страха, оно у него с рождения. Но преодолеть свой страх всегда можно. Именно этому учит нас русская литература, отечественная история, наши воевавшие деды и прадеды. Потому что за каждым пересиленным страхом стоит победа. Над собой. Над врагом. Над фашизмом.

Текст Б. Житкова:

(1) Я о ней много думал. (2)Особенно в детстве . (3)Хорошо быть храбрым: все уважают, а другие и боятся. (4)А главное, думал я, никогда нет этого паскудного трепета в душе, когда ноги сами тянут бежать, а то от трепету до того слабнут, что коленки трясутся, и, кажется, лучше б лёг и живым в землю закопался. (5)И я не столько боялся самой опасности, сколько самого страха, из-за которого столько подлостей на свете делается. (6)И я знал, что по-французски «трус» и «подлец» — одно слово — «ляш». (7)Сколько друзей, товарищей, сколько самой бесценной правды предано из-за трусости...{Я думал: ... }

(8)У меня был товарищ-шофёр. (9)К нему подошли двое ночью, и он снял свою меховую тужурку и сапоги и раздетый прибежал домой зайчиком по морозу... (10)Когда в 1941 году началась война, его мобилизовали. (11)И через два месяца я узнал: летел на мотоциклете с донесением в соседнюю часть. (12)Не довезёт — тех окружат, отрежут. (13)По пути из лесу стрельба. (14)Пробивают ноги — поддал газу. (15)Пробивают бак с бензином. (16)Заткнул дыру на ходу платком, пальцем прижал, правил одной рукой и пёр, пёр... (17)Больше думал о бензине:, чем о крови, что текла из ноги: поспеть бы довезти. (18)А чего проще: стать. (19)Взяли бы в плен, перевязали, отправили в госпиталь. (20)Да не меховой тужуркой на этот раз подпёрт был дух. (21)Или вот вам случай с моим приятелем капитаном Ерохиным. (22)Ему дали груз бертолетовой соли в бочонках. (23)При выгрузке у пристани от удара эта соль воспламенилась в трюме. (24)Бертолетова соль выделяет кислород, так что поддаёт силы пожару — это раз. (25)А второе — она взрывает. (26)Получше пороха. (27)Ахнет — и от парохода одни черепки. (28)Он взорвётся, как граната. (29)Через минуту пламя уже стояло выше мачт. (30)У всей команды натуральное движение —на берег и бегом без оглядки от этого плавучего снаряда. (31)А берег опустел: все знали — рванёт судно, на берегу тоже не поздоровится. (32)И тут голос капитана: заливай. (33)И капитан стал красней огня и громче пламени. (34)И никто не ушёл. (35)Не сошла машинная команда со своих мест, и дали воду, дали шланги в трюм, и люди работали с обезьяньей хваткой. (36)И залили.

(37)Через полчаса приехала пожарная команда. (38)Не пустил её на борт Ерохин: после драки кулаками не машут. (39)На что его дух опирался? (40)Да ведь каждый капитан, приняв судно, чувствует, что в нём, в этом судне, его честь и жизнь. (41)Недаром говорят: Борис Иваныч идёт, когда видят пароход, которого капитан — Борис Иванович. (42)И в капитане это крепко завинчено, и всякий моряк это знает, как только вступает на судно: капитан и судно одно. (43)И горел не пароход, сам Ерохин горел. (44)Этим чувством и был подпёрт его дух. (45)А то ведь говорили: как осторожно Ерохин ходит... (46)Чуть карте не верит — прямо торцом в море и в обход. (47)Не трусоват ли?

(По Б. Житкову)