Домашнее задание

В произведениях Ф. Достоевского образ столицы Российской империи играет не менее важную роль, чем главные персонажи. Так, он не только место действия, но и фактически полноправный персонаж романа “Преступление и наказание” , который иногда даже называют “романом большого города”. Достоевский – писатель-урбанист, поэтому в его произведениях Петербург имеет не менее заметное место, чем, скажем, Лондон в произведениях Диккенса. Оба писатели-реалисты Описали столицы своих государств так детально, что даже через века исследователи изучают места действия их произведений прямо с художественными текстами. И причины такой “документальной” точности заключаются не только в хорошем знании ими столичной “топографии”, но и в особенностях художественной системы реализма, который приближался к научным методам исследования жизни, в частности в использовании “физиологии” (зарисовок с натуры). В самом тексте “Преступления и наказания” названия большинства проспектов, улиц, бульваров представлены сокращенными. Однако исследователи по тогдашним картам эти сокращения легко расшифровали (“В-и (Вознесенский) проспект”, “К-и (Конногвардейский) бульвар” и т. д.) и убедились, что расположение и вид домов и улиц, изображенных в романе, соответствуют реальному их размещению и внешнему виду до мельчайших деталей.
В Санкт-Петербурге На сегодняшний день сохранились некоторые указанные в романе улицы и дома, например: “Дом Раскольникова” на углу улиц Гражданской (которая раньше называлась Мещанской) и Пржевальского (бывшее название – Столярный переулок), “дом Сони Мармеладовой” (дом, расположенный на углу по каналу Грибоедова и Казначейской улице), “дом Алены Ивановны” и множество других строений и мест, изображенных Достоевским как бы определенно с натуры.
Исследователи даже выяснили, как сам писатель наткнулся на камень, который в романе “превратился” вместо убежища Родионом денег и ценных вещей, украденных им у убитой Алены Ивановны. Известен даже двор, где тот камень лежал…
То, что Петербург считался одним из самых красивых городов Европы, Достоевского, кажется, мало волновало. Он видел этот город по-своему: как город-монстр, город-вампир, город-мираж. Этот взгляд писатель передал и своему герою – Раскольникову. Величественная же панорама столицы огромной Российской империи предстала перед Родионом лишь раз.
Итак, официально-парадный Петербург ему чужой, это не его город. И глубоко символично, что именно в этом эпизоде “его больно хлестнул кнутом по спине кучер какой-то повозки”, да еще и какая-то купчиха подала ему, как нищему, подаяние, которую он раздраженно бросил в воду. Впервые с Петербургом мы встречаемся в Описании одного из беднейших кварталов, где жил Раскольников.

(No Ratings Yet)

  1. “Я СЕБЯ УБИЛ!” (преступление и наказание Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Ф. М. Достоевский жил и творил в эпоху, когда в стране росло недовольство существующими...
  2. Читать Ф. М. Достоевского трудно, но интересно. Одним из наиболее значительных его произведений является “Преступление и наказание”. Проблема, над которой бился главный герой романа Достоевского Раскольников (как освободить человека от...
  3. КЛАССИКА Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ ХРИСТИАНСКИЕ МОТИВЫ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” Есть Бог, есть мир, они живут вовек; А жизнь людей мгновенна и убога, Но все в...
  4. Русская литература 2-й половины XIX века Библейские образы в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Влияние христианства можно проследить в творчестве многих русских писателей, так как вера в триединого...
  5. Сейчас поговорим о том, как и когда великий русский драматург и знаток человеческих душ Федор Михайлович Достоевский написал свой бессмертный роман “Преступление и наказание”. Всем известно, что роман был создан...
  6. КЛАССИКА Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ ЛУЖИН И СВИДРИГАЙЛОВ КАК ДВОЙНИКИ РАСКОЛЬНИКОВА В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” В романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” широко использован прием антитезы,...
  7. К числу величайших творений Ф. М. Достоевского относится роман “Преступление и наказание” – идеологическое произведение, в основу сюжета которого положена бредовая идея Родиона Раскольникова о праве человека на убийство, “если...
  8. КЛАССИКА Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ ТЕОРИЯ РОДИОНА РАСКОЛЬНИКОВА И ЕЕ КРУШЕНИЕ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” Достоевский в своем романе изображает столкновение теорий с логикой жизни. По мнению...
  9. Роман Федора Михайловича Достоевского начинается с описания событий, происходящих в бедной части Петербурга второй половины XIX века. Раскольников Родион Романович – главный герой этого произведения. Он проживает не в очень...
  10. Антитеза – основной идейно-композиционный принцип романов Л. Н. Толстого “Война и мир” и Ф. М, Достоевского “Преступление и наказание”, заложенный уже в их названиях. Он проявляется на всех уровнях художественного...
  11. Роман “Преступление и наказание” лишь напоминает детектив (точнее, содержит его элементы). На самом же деле это глубоко интеллектуальное произведение, в котором рассмотрены важные философские идеи (иначе, скорее за все, он...
  12. Достоевский в романе “Преступление и наказание” задумывается над вечными вопросами^ “В чем смысл жизни? Какова сущность добра и истины? Где грань между добром и злом?” Ответы на эти вопросы и...
  13. В 1866 году Достоевский пишет роман “Преступление и наказание”. В названии обозначена тема, названы те нравственные категории, о которых будет рассуждать автор. Проблема совершения человеком преступления давно волновала Достоевского. Как...
  14. Роман Ф. М. Достоевского – это “психологический отчет одного преступления”, которое совершил бедный студент Родион Раскольников, убивший старуху-процентщицу. Однако в романе речь идет о необычном уголовном преступлении. Это, если так...
  15. Вопрос греха и добродетели – один из так называемых вечных вопросов, мучивших человечество на протяжении веков. Многие пытались найти окончательное, последнее решение этого вопроса. В русской классической литературе немало сил...
  16. Роман “Преступление и наказание” был написан в 1866 году великим русским писателем Ф. М. Достоевским. Это произведение воспроизводит жизнь городской бедноты, отражает рост социального неравенства, преступности. Основной мотив романа –...
  17. В современном прочтении романа мне кажется особенно важным подчеркнуть, что ни один человек не освобожден от законов морали, нравственности. Георгий Тараторкин План I. Достоевский – создатель социально-психологического романа. II. Теория...
  18. СОНЯ МАРМЕЛАДОВА – ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ ДОБРА (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Если Родион Раскольников – носитель протестующего начала, создатель теории, оправдывающей преступление и господство “сильной личности”, то антиподом...
  19. План I. Глубокий психологизм – характерная черта произведений Ф. М. Достоевского. II. Внимание и сострадание к “маленьким людям”. 1. Значение семьи Мармеладовых в духовных исканиях Раскольникова. 2. Беды и несчастья...
  20. Центральной проблемой романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” является объяснение причин преступления Родиона Раскольникова. Почему образованный, добрый, совестливый, явно “с душой и сердцем” молодой человек совершил зверское убийство старухи-процентщицы...
  21. Я себя убил, а не старушонку… Ф. М. Достоевский Ф. М. Достоевский – величайший русский писатель, непревзойденный художник-реалист, анатом человеческой души, страстный поборник идей гуманизма и справедливости. Его романы отличаются...
  22. Одни говорят, что этот человек – великий христианин. Другие помнят, что он был революционером, участвовал в заговоре петрашевцев. Этот человек с такой тяжелой судьбой, такой бедный, загнанный, страшно работавший, этот...
  23. Герой романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” – бедный студент Родион Раскольников, вынужденный сводить концы с концами и поэтому ненавидящий сильных мира сего за то, что они попирают слабых...
  24. Человеческая душа, ее страдания и мучения, муки совести, нравственное падение, и духовное возрождение человека всегда интересовали Ф. М. Достоевского. В его произведениях встречается много персонажей, наделенных поистине трепетным и чутким...
  25. Как в контексте романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” следует понимать фамилию главного героя? Приступая к рассуждению по данной проблеме, подчеркните, что имена героев Ф. М. Достоевского зачастую несут...
  26. Наибольшее влияние на Написание романа оказали события из личной жизненной копилки автора и сложившиеся общественно-политическая обстановка в Российском государстве 60-х годов XIX века. Замысел произведения возник задолго до 1866 года....
  27. Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ Часть первая Действие происходит жарким душным летом в Петербурге. Родион Романович Раскольников, бросивший учебу студент, живет в тесной каморке в нищете. Чтобы оттянуть время...
  28. Русская литература 2-й половины XIX века “Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо раз переступишь, воротиться назад невозможно” (Ф. М. Достоевский). (По роману Ф. М. Достоевкого “Преступление и...
  29. Роман “Преступление и наказание” Федора Достоевского один из самых известных во всем мире. Реакция на это произведение может быть разной, как положительной, так и отрицательной, однако равнодушным этот роман никого...
  30. В 1866 году Достоевским был написан величайший роман, что можно сказать и об его авторе. Этот роман – “Преступление и наказание” колоссально перевернул жизнь общества того времени. На протяжении всего...
Петербург Достоевского в романе “Преступление и наказание”

Урок 3.

Роман «Преступление и наказание».

В Петербурге Достоевского или «Лик мира сего»

Цель: показать, как создан в романе образ тупика, в котором оказались герои; как изображает писатель жизнь униженных и оскорблённых; подвести к осмыслению главного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.

Ход урока

I . Беседа по первичному восприятию романа

    Вы попадаете в мир Достоевского. Что нового открыл он вам? Сравните роман с произведениями писателей, уже изученных вами.

    Какие чувства пробудил роман? О чем заставил задуматься?

    Современник Ф. М. Достоевского Н. К. Михайловский назвал талант писателя «жестоким». Согласны ли вы с этим утверждением?

    На чьей стороне симпатии Достоевского в романе «Преступление и наказание»?

    В чем причина преступления Раскольникова?

    Какие особенности романа затрудняли чтение? На какие вопросы вам интересно было бы получить ответ?

    Каково ваше отношение к героям романа?

II. Оформление тетрадей

Есть в Преступлении и наказании гениальные страницы.

Роман, точно вылит, так он строен.

При ограниченном числе действующих лиц кажется,

что в нём тысячи и тысячи судеб несчастных людей, -

весь старый Петербург виден под этим неожиданным ракурсом.

Много нагнетено ужасов до неестественности...

Но - силён, бес!

А. Фадеев

III. Вступительное слово преподавателя

В «Преступлении и наказании» более 90 персонажей, из них около десятка центральных, имеющих резко очерченные характеры, взгляды, важную роль в развертывании сюжета. Роман идеологический, философский. Известно, что Достоевский первоначально предполагал назвать роман «Пьяненькие» и, что Мармеладов должен был стать его центральным героем. Замысел изменился, Мармеладов отступил перед Раскольниковым на задний план, но авторское отношение к нему не перестало быть противоречивым и сложным: безвольный пьянчуга, жену довел до чахотки, дочь пустил по «желтому билету», сам опустился ниже некуда, но одновременно автор всем повествованием взывает: «О, люди, возымейте к нему хоть каплю жалости: учтите и то, что впервые он был уволен со службы не за пьянство, а по изменению в штатах», т. е. по сокращению. Как известно, действие в романе происходит в 1865 г. Это был самый разгар эпохи реформ, ломки чиновничьего аппарата. Мелких служащих, потерявших в это время должность, насчитывалось немало, и гибли в первую очередь наиболее слабые. А водка стоила очень дешево - на 30 копеек можно было упиться до положения риз.

Роман «Преступление и наказание» - суровый приговор общественному строю, основанному на власти денег, на унижении человека, страстное выступление в защиту человеческой личности.

I V . Работа с текстом (в форме беседы, чтения отрывков, пересказа сцен и комментирование их)

В «Петербурге Достоевского»:

    Кто главный герой романа? Каким мы видим его?

    Каким запомнился Петербург при чтении первых страниц романа?

    Какими вы видите улицы, по которым бродил Раскольников? Обратите внимание на общую атмосферу улицы. (Обучающиеся анализируют отрывки из 1 ч. романа с описанием Сенной площади, каморки Родиона Раскольникова, дома процентщицы, клетушек мастеровых, распивочных и т.д.).

Роман открывается описанием каморки Родиона Раскольникова: «Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру... И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился». Учащиеся отметят удушающую тесноту помещения и укажут, что каморка Раскольникова - это в миниатюре тот мир, в котором задавлен и обездолен человек. Эту мысль подтверждает и пейзаж: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известняк, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу... Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека».

Обобщающее значение данного пейзажа, символическое звучание его получат в романе дальнейшее развитие. Интересны с этой точки зрения изображения летнего Петербурга. «Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников». «На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известняк, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поминутно пьяные, чухонцы - разносчики и полуразвалившиеся извозчики». «Было часов восемь, солнце заходило. Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыльного, зараженного гор воздуха...» «В этом саду было одна тоненькая, трехлетняя елка и три кустика - кроме того выстроен был «вокзал», в сущности распивочная, но там можно было получить и чай...» Все эти отрывки из романа оставляют одинаковое впечатление духоты, передают это состояние как нечто общее в описании городской обстановки.

Пейзаж в романе прочно связан с образом Раскольникова, пропущен через его восприятие. «Серединные улицы Петербурга, где люди «так и кишат», вызывают в душе Раскольникова «чувство глубочайшего омерзения». Тот же отзыв рождает в его душе иного рода пейзаж. Вот он на берегу Невы: «небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая», сияющий «купол собора», на котором «сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение». И прекрасный простор так же давит, и мучит, и гнетет Раскольникова, как и духота, теснота, жара и грязь улиц: «духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина». В этом отношении Раскольникова к природе - его отношение к миру. Герой задыхается в этом городе, мире.

    Расскажите о внешнем облике людей, которые встречались ему на этих улицах. Какое впечатление произвели на вас и почему?

(Это сам Раскольников, «замечательно хорош собою», но «опустился и обнеряшился»; это «пьяные», «всякого рода промышленники и лохмотники»; Мармеладов с жёлтым отёкшим, зеленоватым лицом, красноватыми глазками и «руками грязными, жирными, красными с чёрными ногтями»; старуха процентщица с «вострыми и злыми глазками»; Катерина Ивановна.)

Итак, от встреч с этими людьми остаётся ощущение чего-то грязного, жалкого, безобразного.

Теперь перейдём к интерьерам, и мы увидим в них продолжение основного пейзажного мотива.

    Каково ваше самое сильное впечатление, когда вы, «покидая» улицу, «входите» в комнату Раскольникова, в комнату Мармеладовых и др.?

(Вот комната Раскольникова: «Это была крошечная клетушка, шагов шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнется головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу... Перед софой стоял маленький столик».

Комната Мармеладовых: «Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю её было видно из сеней. Всё было разбросано в беспорядке, в особенности разное детское тряпье…»)

Итак, можем сказать, что изображение городского пейзажа, интерьеров неуклонно преследует одну цель: оставить впечатление чего-то неправильного, нестройного, грязного, безобразного.

Фоном, на котором разворачивается действие романа, является Петербург середины 60-х годов. Раскольников вынашивает свою теорию в «каюте», «шкафу», «гробу» - так именуется его конура. Трагедия Раскольникова завязывается в трактире, здесь же он выслушивает исповедь Мармеладова. Грязь, духота, вонь, пьяные крики - типичная трактирная обстановка. И соответствующая публика здесь: «пьяный мюнхенский немец, «прынцессы» увесели тельных заведений. Трактирная и уличная стихия - противоестественная, нечеловеческая - вмешивается в судьбы героев романа. «Редко, где найдете столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге», - заявляет Достоевский устами Свидригайлова. Человек задыхается в Петербурге Достоевского, «как в комнате без форточек», его давит и в густой толпе, и в трактире, «битком набитом», и в коморках. Все несет на себе печать общей неустроенности, скудности человеческого существования.

Анализ следующих сцен поможет полнее понять эти мысли:

    Встреча Раскольникова с Мармеладовых в распивочной. Описание комнаты Мармеладовых (ч. 1, гл. 2).

    Сцена смерти Мармеладова (ч. 2, гл. 7).

    Встреча с пьяной девушкой (ч. 1, гл. 4).

    Сон Раскольникова о забитой кляче (ч. 1, гл. 5).

    Описание комнаты Сони (ч. 4, гл. 4).

    Поминки у Мармеладовых. Сцена с Лужиным (ч. 4, гл. 2, 3).

    Катерина Ивановна с детьми на улице (ч. 5, гл. 7).

Беседа по этим сценам:

    Какие эпизоды вас наиболее потрясли?

    Как описаны комнаты Мармеладовых и Сони?

    Что есть общего между обликом комнат и судьбой живших в них людей?

    Какие мысли и чувства пробуждает исповедь Мармеладова в распивочной?

    Как вы понимаете смысл афоризма Мармеладова: «Человеку некуда пойти»?

    В чём убеждает нас история семьи Мармеладовых?

    Как вы понимаете выражение: «Жизнь на аршине пространства»?

    Что больше всего поразило вас в отношениях людей друг к другу?

Цель этой беседы – подвести обучающихся к пониманию неразрешимости трёх противоречий и тупиков, в которых оказались герои. Символический образ замученной лошади из сна Раскольникова перекликается с образом умирающей Катерины Ивановны («Уездили клячу... Надорвалась!»). Удушливой скученности толпы противостоит духовное одиночество каждого отдельного человека. В этом обществе он оскорблен, унижен, чувствует себя одинокой пес чинкой в безбрежном океане жизни. Сплошные картины жизни униженных, страшная нищета, надругательство над человеком. Страшная жизнь людей вызывает сочувствие и возмущение, мысль о том, что так жить человек не может. Герои романа бессильны разрешить противоречия, тупики, в которые их ставит жизнь. Да и все это зависит не от воли людей, а от состояния общества. В отношениях людей друг к другу поражает равнодушие, всеобщее, раздражение, злоба, злое любопытство, невольно приходишь к выводу о духовном одиночестве человека в толпе.

V . Вывод по теме урока

С первых страниц романа мы попадаем в мир неправды, несправедливости, несчастья, мук людских, мир ненависти и вражды, распада моральных устоев. Потрясающие своей правдой картины нищеты и страданий проникнуты болью автора о человеке. Данное в романе объяснение судеб человеческих позволяет говорить о преступном устройстве мира, законы которого обрекают жить героя в коморках, «похожих на гроб», на невыносимые страдания и лишения. Таков конфликт между человеком и обществом в романе Достоевского.

Схема по теме урока (оформляется на доске и в тетрадях):

Петербург Достоевского

Пейзажи

Сцены уличной жизни

Интерьеры

Петербург Достоевского - «город, в котором невозможно быть».

Пейзажи: ч. 1, гл. 1 («отвратительный и грустный колорит» городского дня); ч. 2, гл. 1 (повторение предыдущей картины); ч. 2, гл. 2 («великолепная панорама Петербурга»); ч. 2, гл. 6 (вечерний Петербург); ч. 4, гл. 5 (вид из окна комнаты Раскольникова); ч. 4, гл. 6 (грозовой вечер и утро накануне самоубийства Свидригайлова).

Сцены уличной жизни: ч. 1, гл. 1 (пьяный в телеге, запряжённой огромными ломовыми лошадьми); ч. 2, гл. 2 (сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние); ч. 2, гл. 6 (шарманщик и толпа женщин у распивочной; сцена на...ском мосту); ч. 5, гл. 5 (смерть Катерины Ивановны).

Интерьеры: ч. 1, гл. 3 (каморка Раскольникова); ч. 1, гл. 2 (кабак, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова); ч. 1, гл. 2 и ч. 2, гл. 7 (комната - «проходной угол» Мармеладовых); ч. 4, гл. 3 (трактир, в котором исповедуется Свидригайлов); ч. 4, гл. 4 (комната - «сарай» Сони).

Петербург не раз становился действующим лицом русской художественной литературы. А. С. Пушкин сложил гимн великому городу в «Медном всаднике», лирически описал его великолепные архитектурные ансамбли, сумраки белых ночей в «Евгении Онегине»:

Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелёно-бледный,

Сказка, холод и гранит...

Белинский в письмах признавался, как ненавистен ему Питер, где так тяжело и мучительно жить. Петербург у Гоголя - оборотень с двойным лицом: за парадной красотой скрыта бедная и убогая жизнь.

Свой Петербург и у Достоевского. Скудные материальные средства и бродячий дух писателя заставляет его часто менять квартиры на так называемых «серединных улицах», в холодных угловых домах, где люди «так и кишат». Из крохотной клетушки по Садовой, Гороховой и др. «серединным» улицам идет Раскольников к старухе-процентщице, встречает Мармеладова, Катерину Ивановну, Соню... Часто проходит и через Сенную площадь, где еще в конце 18 века был открыт рынок для продажи скота, дров, сена, овса.. В двух шагах от грязной Сенной находился Столярный переулок, состоявший из шестнадцати домов, в которых находилось восемнадцать питейных заведений. Раскольников по ночам просыпается от пьяных криков, когда завсегдатаи покидают кабаки.

Сцены уличной жизни приводят нас к выводу: от такой жизни люди отупели, смотрят друг на друга «враждебно и с недоверчивостью». Между ними не может быть иных отношений, кроме безразличия, звериного любопытства, злорадной насмешки.

Интерьеры «петербургских углов» не похожи на человеческое жилье: «каморка» Раскольникова, «проходной угол» Мармеладовых, «сарай» Сони, отдельный номер в гостинице, где проводит последнюю ночь Свидригайлов, - все это темные, сырые «гробы».

Все вместе: пейзажные картины Петербурга, сцены его уличной жизни, интерьеры «углов» - создают общее впечатление города, который враждебен человеку, теснит, давит его, создаёт атмосферу безысходности, толкает на скандалы и преступления. (И. А. Фогельсон. Литература учит. 10 класс. - М.: Просвещение, 1990.)

Домашнее задание

    По выбору творческая работа: «Как изображает Достоевский столицу Российской империи»; «История семьи Мармеладовых».

    Подготовиться к беседе:

    Размышления Раскольникова после посещения семьи Мармеладовых; чтение письма матери (ч. 1, гл. 2- 4).

    Раскрыть смысл рассуждения Раскольникова после встречи с Мармеладовым (со слов: «Ай-да Соня.. .Так тому и быть!»).

    Подумать над вопросами:

    Какие противоречия в поведении Раскольникова вы обнаружили?

    Как вы объясните эти противоречия?

    Какие выводы о характере Раскольникова вы делаете на основании поступков?

    Каковы мотивы преступления?

Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» - одно из самых знаменитых произведений мировой литературы. В нем отразились мучительные духовные искания самого автора, болезненная и враждебная человеку российская действительность 60-х гг. XIX столетия, безжалостный анализ раздвоенности человеческой души. Начало работы над романом относится к осени 1865 г., когда писатель проходил курс лечения в Германии, в курортном городке Висбадене. Вот как автор характеризовал замысел своего произведения: «Действие современное, в нынешнем году... Молодой человек, исключенный из студентов университета... живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях поддавшись некоторым странным «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения» . Способ, выбранный им для этого, - убийство и ограбление. Но, после совершения преступления, продолжает автор: «...неразрешимые вопросы восстают перед убийцей, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце... и он кончает тем, что принужден сам на себя донести, чтобы хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям... Закон правды и человеческая природа взяли свое...».

Итак, в центре романа представитель молодого по коления 60-х гг. В образе Родиона Раскольникова писатель отразил те опасные общественные тенденции, которые, «по шаткости понятий», могут привести молодежь на путь, ведущий к жизненной катастрофе.

Каковы же мотивы, толкающие Раскольникова на преступление? Первый движущий им мотив - это стремление найти такой способ, который позволил бы «разом» изменить общественные условия. Изменить таким образом, чтобы в обществе исчезли нищета, социальное неравенство и другие пороки. Непосредственными причинами, заставляющими Раскольникова задуматься над этими вопросами, становятся, во-первых, собственное его бедственное положение, а затем - судьбы близких ему людей: как родственников, так и первоначально незнакомых. В первой части романа мы последовательно видим несколько несчастных судеб. Это чиновник Мармеладов, который после потери службы от отчаяния спился; его дочь Соня, вынужденная стать проституткой, чтобы заработать на кусок хлеба для младших детей семьи; мать и сестра Раскольникова, попавшие в зависимость от богатых господ Свидригаилова и Лужина. Наконец, это безымянная молодая девушка, случайно встреченная Раскольниковым на бульваре, которая подвергается преследованию со стороны намеревающегося «позабавиться» с ней господина. Завершает предварительный обзор судеб несчастных и обездоленных людей символическая картина сна Раскольникова, в котором он видит несчастную лошаденку, изнемогающую под непосильной тяжестью. Хозяин кобылы Миколка сажает кучу пьяных мужиков в телегу и обещает довезти домой. Но такая ноша не под силу несчастной «кобыленке». Тогда Миколка «берет в руки кнут, с на слаждением готовясь сечь савраску». Чтобы заставить клячу везти, Миколка беспощадно избивает ее кнутом; когда это не помогает, берет в руки оглоблю и со всего размаху опускает ее на несчастную лошадь, а затем насмерть забивает ее железным ломом...

Но задуманное Раскольниковым убийство старухи-процентщицы - это не просто жест отчаяния, но и проверка особой «теории», изобретенной бывшим студентом. Суть ее сводится к тому, что человечество делится на два разряда: людей обыкновенных, не способных вмешаться в ход общественных событий. Таких людей большинство. Это, по определению Раскольникова, «тварь дрожащая». Второй же разряд - это редкие единицы: те, кто способен на действие, поступок, даже если они и выходят за рамки дозволенного законом. Они, по мысли Раскольникова, «имеют право» даже на убийство для достижения своих целей. Проверкой этого «разрешения крови по совести» и становится совершенное им преступление.

«Проверка» приводит к тому, что жертвой убийства вместе со злобной старухой-процентщицей становится ее добрая и безобидная сестра Лизавета. Тем самым писатель подчеркивает, что любое насилие, направлен ное против социального зла, обязательно приводит к появлению невинных жертв, не причастных к событи­ям. А кроме того, Раскольников очень быстро убеждается, что никакой он не супермен, потому что муки, испытываемые им после совершения преступления, разрывают на куски его доброе от природы сердце. Ведь он и идет на убийство для того, чтобы облегчить жизнь близким людям. А в будущем намеревается использовать взятые у старухи средства для служения общественному благу. Но теория его оказывается ложной.

Насилием порождается все новое и новое насилие - вот одна из важнейших мыслей, которую вызывает у читателя образ Родиона Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Ф.М.Достоевский в романе «Преступление и наказание» объемно изображает изнанку парадного облика столицы Российской империи Санкт-Петербурга. Он уводит читателя вслед за своим героем Родионом Раскольниковым в сторону от прямых как стрела центральных проспектов - в кварталы бедноты, где ютятся обездоленные, где властвуют бесправие и нищета, где, по словам Раскольникова, уже «семилетний развратен и вор».

На таком фоне писатель ведет разработку тем нищеты, алкоголизма и проституции как неотъемлемых пороков капиталистического города. Нищета, отсутствие достойных средств к существованию - одна из главных причин, толкающих Раскольникова на кровавое преступление.

В привлечении общественного внимания к положению городской бедноты проявляется гуманистический пафос романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». В многообразии жанровых пластов этого выдающегося произведения социальная тема звучит громко и с большой силой художественного обобщения. Резкий контраст между процветанием и жизненным успехом меньшинства и горькой долей основной части городских жителей резкими красками выявляет социальное неблагополучие российского общества.

Цели:

  • Образовательные - показать необычность изображения Достоевским Петербурга; подвести к осмыслению главного конфликта романа между Раскольниковым и миром, который он отрицает.
  • Развивающие - развивать логическое мышление, умение анализировать и сопоставлять, работать с текстом художественного произведения, умение формулировать и излагать свою точку зрения, прислушиваться к мнению оппонентов; развивать творческие способности учащихся, воспринимать явления интегрированно, (через связь с другими науками); развивать способность решать жизненные проблемы самостоятельно.
  • Воспитательные – воспитывать самостоятельно мыслящего и глубоко чувствующего человека; воспитывать чувство ответственности, духовности, нравственности, любви к людям, способность к сотрудничеству.

Оборудование урока:
роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»; аудиозапись поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник»; видеофильм «Преступление и наказание» Л. Кулиджанова; иллюстрации Шмаринова, И.Глазунова; аудиозапись музыкального произведения: Бетховен «Лунная соната»; презентация с достопримечательностями Санкт – Петербурга; ПК учителя; мультимедийный проектор; раздаточный материал.

Приемы ТРКМ: «Знал – Знаю – Хочу узнать», «толстые – тонкие вопросы».

Формы работы: групповая, коллективная, индивидуальная.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

Организационный момент (слайд 3 презентации к уроку).
Стадия вызова.
На фоне «Лунной сонаты» Бетховена демонстрируются слайды с видами современного города
Петербурга и читается отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник».
Maria-Joao Pires - Piano Sonata No.14 in C sharp minor Op.27 No.2, "Moonlight" : I Adagio sostenuto на Яндекс.Музыке
Piano Sonata No.14 in C sharp minor Op.27 No.2, "Moonlight" : I Adagio sostenuto
Об этом городе великий поэт А.С.Пушкин сказал так:

…ныне там
По оживленным берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся;
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
Темно-зелеными садами
Ее покрылись острова…
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный…
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла…

О каком городе идет речь?
Только в этом городе вы увидите уникальные памятники архитектуры.
Это один из красивейших городов мира. Его улицы, проспекты, площади набережные – подлинные произведения искусства, созданные по замыслу великих зодчих. Это город рек и каналов и связанных с ними мостов, многие из которых известны во всём мире. В нем много театров. Среди наиболее известных архитектурных сооружений Петропавловская крепость, Храм Воскресения Христова, Адмиралтейство, стройная башня которого стала символом города.
Петербург недаром называют музеем под открытым небом: в городе собрана неповторимая коллекция архитектурных шедевров сразу нескольких эпох.
Я думаю, нет человека, который бы не побывал или не мечтал побывать в этом городе. А что вы знаете об этом городе? Какой он в вашем представлении?
В первой колонке таблицы напишите несколько слов о том, каким вы увидели или представляете себе этот город (слайд 1 презентации к уроку).

Петербург не раз становился действующим лицом русской художественной литературы. Красотой города восхищался А.С. Пушкин. Он сложил гимн Петербургу, лирически описал его великолепные ансамбли, сумраки белых ночей, но поэт чувствовал, что Петербург не однозначен.
Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено–бледный,
Сказка, холод и гранит…

Восприятие Петербурга другим писателем вы увидите совсем в неожиданном ракурсе.
Просмотр фрагмента видеофильма russkoekino.ru ›…ruskino/ruskino-0083.shtml (начало 1 серии).
О каком писателе, по произведению которого снят фильм, и о каком городе идет речь?
Что станет предметом нашего разговора на уроке исходя из темы?
Предположите, какие цели будут поставлены перед вами?

Формулирование целей урока учащимися (учитель корректирует).
Стадия осмысления.

«Каков же Петербург Достоевского? Какую роль сыграл город и какое влияние оказал на судьбы героев романа “Преступление и наказание”? – эти вопросы станут сегодня нашими путеводителями по страницам романа Ф.М.Достоевского “ Преступление и наказание”.
Каким мы видим Петербург при чтении первых страниц романа?
«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известняк, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу..»
Показ слайдов с иллюстрацииями к роману, выполненных художниками Шмариновым, И.Глазуновым(слайды из презентации к уроку:3,5,6,7,8).
(Бедные “серединные” улицы Петербурга Достоевского грязны, всюду извёстка, кирпич, пыль. Стоит страшная жара, духота, вонь из распивочных. Здесь можно задохнуться. Возникает какое-то чувство тесноты, усиливают это чувство непрерывно попадающиеся пьяные, кучи мусора, кирпичи. Хочется вырваться отсюда.)
Какое настроение вызывает увиденное на этих иллюстрациях?
Какие чувства у вас вызывает этот город?
(Омерзение, гнев, неприятие, жалость, ужас, сочувствие…
С первых страниц мы попадаем в город душный настолько, что трудно дышать. Это город, где

страдают и мучаются бедняки: мелкие чиновники, студенты-«лохматники», женщины, отвергнутые обществом, оборванные и голодные, нищие дети.)
Для чего Достоевский использует столь подробное описание города? Только ли в качестве характеристики действия?
Чаще всего описание города используют в качестве характеристики обстановки действия, но Достоевский вносит дополнительное значение, а какое – мы узнаем, выполнив следующее задание.

Вспомните схему анализа образа города: из каких частей она состоит?


Работа в группах (по количеству рядов): восстановите образ города у Достоевского.

Задания для групповой работы.
1группа: дайте характеристику пейзажам в романе (часть1: гл.1;часть2: гл.1; часть2: гл.2;часть2: гл.6; часть4: гл.5-6.)
2 группа: сопоставьте сцены уличной жизни (часть1: гл.1; часть2: гл.2; часть2: гл.6;часть 5: гл.5.)
3 группа: составьте описания интерьеров (часть1:гл.3 -каморка Раскольникова; часть1: глава 2 -описание кабака, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова; часть1: глава2 и часть2: глава 7-угол Мармеладовых; часть4: глава 3 -трактир, где исповедуется Свидригайлов; часть4: глава4- комната Сони.)

Составляющие образа

Характерные признаки

Темно, душно, грязно, пыль, “грязь, вонь и всякая гадость”, “грязные и вонючие дворцы домов Сенной площади”.
Вызывает чувство омерзения общее в описании – впечатление духоты, а у героя город вызывает чувство угнетения.
Запись: пейзаж прочно связан с образом Раскольникова, пропущен через его восприятие. Улицы города, где люди кишат, вызывают в его душе чувство глубочайшего омерзения.

Сцены уличной жизни.

– ребенок, распевающий “Хуторок”;
– пьяная девочка на бульваре;
– сцена с утопленницей;
– пьяные солдаты и другие – у каждого своя судьба и каждый бьется в одиночку, но, собравшись вместе, в толпу, они забывают о горе и рады поглазеть на происходящее.
На улицах многолюдно, но тем острее воспринимается одиночество героя. Мир петербургской жизни – мир непонимания, равнодушия людей друг к другу.
Запись: от такой жизни люди отупели, смотрят друг на друга «враждебно и с недоверчивостью». Между ними не может быть иных отношений, кроме безразличия, звериного любопытства, злорадной насмешки. От встреч с этими людьми у Раскольникова остается ощущение чего – то грязного, жалкого, безобразного и в то же время увиденное вызывает у него чувство сострадания к «униженным и оскорбленным».

Интерьеры.

Каморка Раскольникова – “шкаф”, “гроб”; грязно, кругом – желтые обои.
Комната Мармеладовых – “закопченная дверь”, “дырявая простыня” в качестве перегородки.
Комната Сони-“уродливый сарай”.
Убогие, жалкие помещения, страх остаться без жилья не могут способствовать развитию личности героев. В этих комнатах страшно жить – в них зарождаются теории, подобные теории Раскольникова, здесь гибнут и взрослые, и дети.
Запись: интерьер петербургских трущоб создает атмосферу духоты, безысходности и обездоленности. Неприглядная картина, как будто это другой город.

Что вы узнали о Петербурге Достоевского? Каким его изображает писатель?
(Город – гигант.
Узкие улицы, теснота, грязь, вонь.
Петербург Достоевского- город, где совершаются преступления, где невозможно дышать, это город униженных и оскорбленных.
Петербург Достоевского- город равнодушия, звериного любопытства, злорадной насмешки.
Петербург Достоевского- это город одиночества.
Петербург Достоевского- «город, в котором невозможно быть».)
Какую роль сыграл Петербург в судьбах героев романа?
Петербург - своеобразный герой романа, глубоко враждебный и неприятный всему здоровому, жестокий и антигуманный. Атмосфера Петербурга - атмосфера тупика и безысходности. Судьбы людей ломаются им: люди продают себя и своих близких, как в случае с Соней Мармеладовой; покупают себе жену из бедных, чтобы потом над нею поиздеваться, как об этом мечтает Лужин; издеваются над детьми, как Свидригайлов. Только в таком городе могла родиться теория Раскольникова.

Запись выводов во вторую графу таблицы (слайд 13 презентации к уроку) .


Стадия рефлексии
1.Составление синквейна «Петербург Достоевского в моем представлении».

Вывод: Пейзажные картины Петербурга, сцены уличной жизни, интерьеры «углов» создают общее впечатление города, который враждебен человеку, теснит, давит его, рождает безысходность, толкает на скандалы и преступления.

Заполнение третьей графы таблицы: осмысление причин конфликта между героем и миром
.
Работая с текстом романа, сформулируйте вопросы относительно причин конфликта в романе: какие мысли, идеи, теории могут прийти в голову человеку, живущему в таком городе?
Начинайте со слов «Почему…?», «В связи с чем…», «Отчего?» Таким образом, вы получите вопросы третьей графы таблицы, на которые вы еще раз ответите дома.

2. Оценка и самооценка деятельности учащихся на уроке.

Домашнее задание (индивидуально-дифференцированное):

  • 1.Ответить на вопросы:

Какие противоречия в поведении Раскольникова вы обнаружили? Как вы
объясните эти противоречия? Каковы мотивы преступления?

  • Сочинение - миниатюра: «Как изображает Достоевский столицу Российской империи?»
  • 2.Творческая работа « Петербург в изображении А.С. Пушкина и Ф.М. Достоевского».

Роман «Преступление и наказание» иногда называют «петербургским». Но образ Петербурга создавали в своих произведениях ещё и Пушкин, и Гоголь, и Некрасов. Они раскрывали всё новые и новые его грани. Пушкин восхищался, гордился городом, любил его. У Гоголя Петербург таинственный, полный чертовщины, нереальный, блистательный. Некрасов же показывает город не фантастическим, а прозаично-реальным. В своих произведениях описывает трущобы Петербурга, жизнь бедных людей. Достоевский изображает столицу тогдашней России в 60 – 70 годы, в пору стремительного развития капитализма. В это время Петербург быстро разрастался за счёт доходных домов, банкирских контор, заводов и рабочих предместий.

Петербург в романе не просто фон, на котором происходит действие. Это тоже своеобразное «действующее лицо» - город, который душит, давит, навевает кошмарные видения, внушает безумные идеи. Петербург символизирует жизнь ненормальную. Здесь больны, кто нравственно, кто физически, большинство персонажей произведения. Характерной чертой, по которой можно узнать обстановку и людей, затронутых болезнью, является раздражающий, навязчивый, нездоровый жёлтый цвет. Он является символом духоты, какой-то ненормальности. Жёлтого цвета и обои, мебель в комнате старухи-процентщицы, и лицо Мармеладова от постоянного пьянства, и коморка Раскольникова, и лицо женщины-самоубийцы, и мебель из дерева этого же цвета в кабинете Порфирия Петровича, и камень на перстне Лужина. Эти детали отражают напряжённую безысходную атмосферу существования главных действующих лиц произведения, являются предвестниками недобрых событий.

Пейзаж Петербурга не вызывает восхищения. Грязь, духота, нечистота – всё это присутствует в городе. Глазами Раскольникова мы смотрим на летний Петербург: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, - всё это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши».

В романе часто рисуются уличные сцены. Вот одна из них. Раскольников, в глубокой задумчивости стоя на мосту, видит женщину «с жёлтым, продолговатым испитым лицом и красноватыми впавшими глазами». Неожиданно она бросается в воду. И слышатся крики другой женщины: «До чёртиков допилась, батюшки, до чёртиков… анамнясь удавиться тоже хотела, с верёвки сняли». Словно на миг приоткрывается дверь в чужую жизнь, полную безысходного отчаяния.

Покидая шумные, грязные улицы, писатель ведёт нас в дома, где живут его герои. Обычно это доходные дома, типичные для капиталистического Петербурга. Мы входим в «грязные и вонючие» дворы-колодцы, поднимаемся по тёмным лестницам. Вот одна из них – «узенькая, крутая и вся в помоях. Все кухни всех квартир во всех четырёх этажах отворялись на эту лестницу и стояли так почти целый день. Оттого была страшная духота». А комнаты? Они рисуются обычно в полутьме, слабо освещённые косыми лучами заходящего солнца или тускло мерцающим огарком свечи… Комната Раскольникова была похожа «крошечную клетушку». В ней было мало мебели. Обои пожелтевшие, пыльные, отставшие в некоторых местах от стены. Бывший студент жил в крайней бедноте. Квартира Мармеладова была проходной. Внутри помещения царил полный беспорядок. Из мебели было два стула, ободранный диван да стол. Случайный прохожий с первого взгляда на эту комнатушку был бы уверен, что в ней живёт беднейшая семья. Жилище Сони Мармеладовой мало чем отличается от предыдущих двух: низкое, походило на сарай. Почти нет мебели. Жёлтые, обшмыганные обои на стенах. У кровати даже не было занавесок. Все эти картины неотделимы от человеческих судеб. Герои Достоевского попадают в такие жизненные тупики, из которых есть только один выход – смерть. «Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти?» - в тоске восклицает Мармеладов, который убеждён, что в бедноте ещё можно сохранить честь, в нищете – нельзя, а «сострадание в наше время даже наукой воспрещено». Пьяный, опустившийся, полубезумный, он ясно понимает ужас и безвыходность своего положения. Мармеладов казнит себя за то, что жена сгорает в чахотке, что младшие дети голодны и раздеты, а старшая дочь Соня ради спасения семьи вынуждена продавать себя. «Меня распять надо, распять на кресте, а не жалеть! Но распни, судия, распни и, распяв, пожалей его!» В этой горячечной восторженности проявляется затаенная претензия Мармеладова на то, чтобы и в «скотском состоянии» его всё же считали человеком, достойным уважения. Но здесь важно почувствовать и другое: судьба одной семьи приобретает в рассказе Мармеладова широчайший и общечеловеческий характер. Это рассказ о всех «пьяненьких, слабеньких», всех замученных и мучающих друг друга, всех обездоленных, которым некуда пойти, неоткуда ждать помощи.

Встреча с Мармеладовым, знакомство с его семьёй – всё это производит потрясающее впечатление на Раскольникова. Но подобные потрясения ждут его едва ли не на каждом шагу: он встречает женщину-утопленницу, пьяную девочку. Жизнь Раскольникова превратилась в кошмарный сон, но, к сожалению, здесь нельзя проснуться, чтобы всё исчезло и забылось.

Итак, капиталистический уклад жизни предстаёт как мир неправды, несправедливости, несчастья, мук людских, как мир ненависти и вражды, распада моральных устоев. Судьбы людей говорят о преступности мира, в котором возникают конфликты между человеком и обществом, потому что человеку некуда уйти от своих страданий. Но всё-таки в романе звучит мечта о прекрасной жизни Петербурга – это момент, когда Раскольников идёт на преступление и думает о постройке фонтанов.