Кто такие панки кратко сообщение. Панки в России. Стрижка в стиле панк: какая она

Все люди разные по своему мировоззрению, очень редко можно встретить человека с пред-ставлением о жизни, похожим на ваше. Под влиянием родителей, школы, телевидения, интернета у каждого человека формируется свое мнение обо всем, которое часто отличается от того, что нам пытаются навязать власть имущие. И вот если у целой группы людей одновременно формируются одинаковые определенные взгляды на жизнь, то можно говорить о возникновении субкультуры. В этом обществе свои правила жизни, своя система ценностей, поведение, сленг, внешний вид. Именно по поведению и по внешнему виду субкультуры и различаются чаще всего.

В конце шестидесятых - начале семидесятых годов прошлого столетия в Америке, Англии, Австралии и Канаде возникла одна из неформальных молодежных субкультур - панки. Слово «punk» изначально имело несколько смыслов: женщина «легкого» поведения, заключенный нижнего ранга, ругательство. И вот в 1975-1976 годах в США появились музыкальные группы, которые определяли образ жизни и свое творчество, как панк - отбросы, грязь. Появилось панк движение, главной задачей которого было разрушение всяческих стереотипов и рамок посредством агрессии. Главный лозунг панков - «Я ненавижу». Они ненавидели все, начиная со своих родных и заканчивая обществом в целом. Себя называли «цветами на помойке», белое у них было черным, чистому предпочитали грязное, жизни - смерть. Главными принципами у панков были: «Будущего нет» и «Живи быстро, умри молодым».

Как стать панком?

Если есть желание стать панком, для начала изучите историю панк-движения, потому что, если сделаете прическу «ирокез», оденете рваные джинсы, но не будете знать, для чего эти атрибуты панков появились, то это будет только маскарад, не более того. Панки не подчиняются общественным нормам, а демонстрируют альтернативный образ жизни, в том числе и своим эпатажным внешним видом, рассчитанным на шок для окружающих. Их внешний вид говорит о желании выделиться из «серой толпы». Костюм панка - это смесь намеренно рваной одежды из «second hand», списанной военной формы, черной кожи и разнообразных дешевых побрякушек.

Прическа панков - это именно та отличительная особенность, по которой их чаще всего различают, а самая распространенная из причесок - ирокез. Это выбритые виски и залакированный вертикальный гребень, раскрашенный в разные цвета. Прически в стиле панк - это также прически могикан, помойка, колпаки. Для создания прически панка необходимо побольше вашей фантазии и бесбашенности, и вы будете неотразимы! Макияж панков напоминает театральный - выбеленные лица, черные губы и тени, черный лак на ногтях, пирсинг на многих частях тела.

Разновидности панков

Панки, как субкультура, условно делятся на такие виды:

Чем занимаются панки?

Одно из основных занятий панков - музыка, они пишут панк-музыку и играют ее, уст-раивают даже фестивали и концерты, могут выпускать самодельные музыкальные журналы.

Основное отличие панков от остальных людей - это отрицание и непризнание любой власти, поэтому, пока существуют власть предержащие, диктующие свои законы и мораль, будет существовать и субкультура панк.

Панк или панки (англ. «punk») молодежное направление в культуре, возникшее в конце 60-х — начале 70-х годов в Великобритании; стиль — панк неотъемлемо связан с именем .

Слово «punk» в английском языке до появления собственно самого панк-течения использовалось как ругательство, означавшее примерно то же, что и «подонок». В других случаях оно могло употребляться, как обычное нецензурное выражение.

В американском жаргоне слово «punk» использовалось по отношению к заключенным-шестеркам или же просто к людям, имеющим отношение к преступной деятельности. Также слово «punk» могло означать «отбросы», «гнилье», «грязь».

Внешний вид и атрибуты панков:

Истоки панка, как стиля, берут свое начало в 60-х годах, когда в эпоху под влиянием «Beatles» и «Rolling Stones» появились молодежные команды, исполняющие рок-н-ролл. Несмотря на то, что хиппи оказали сильнейшее влияние на мировую культуру, в 70-х годах они уже немного поднадоели. Молодежи хотелось чего-то нового и острого. Вместо мирного лозунга хиппи «Любовь и мир» панки предпочли формулу «Секс и насилие», а главными словами панк-стиля стали «анархия», «бунт» и «помойка».

Изначально стиль «панк» возник как направление в музыке благодаря американской группе «Ramones». Жанр «панк-рок» предполагал не столько умение, сколько стремление играть в сочетании с нарочито примитивным звучанием, вызывающе вульгарным поведением на сцене и нырянием в зрительскую толпу.

Идеологом популяризации стиля «панк» в моде стал Малкольм Макларен, британский музыкант и продюсер. Начало стилю было положено в 1975 году в Лондоне, когда Макларен в связи с новыми провокационными анархистскими веяниями, пришедшими из Америки, решил сменить модное направление своего , открытого в 1971 году совместно с Вивьен Вествуд. Так бутик, пользовавшийся достаточно большой популярностью, сменил свое название «Let it Rock» на дерзкое «Sex». Новый магазин был ориентирован на маргинальную молодежь. И здесь нельзя умолчать о Вивьен Вествуд, которая и считается создательницей направления «панк» в моде.

Далеко не все современные панки знают о том, что их любимые ирокезы, рваные джинсы и прочие атрибуты стиля придумала Вивьен Вествуд. Сейчас она является одним из самых знаменитых дизайнеров в мире, однако в то время такое нельзя было и предположить. Рано вышедшая замуж лишь для того, чтобы сбежать из бедной и нищей семьи, Вивьен Вествуд забросила художественную школу. Правда, она все же получила педагогическое образование и даже успела поработать учителем. Однако спокойная и размеренная жизнь продлилась всего три года, пока Вествуд не развелась с мужем и не встретила Макларена. Вместе они стали активно заниматься делами магазина.

Не получившая никакого специального образования или опыта в портновском деле, она первой изобрела совершенно сумасшедшие одеяния – рваные и майки с вызывающими надписями, которые сочинял Макларен.

«Я не террорист, не арестовывайте меня», «Будь разумным - требуй невозможного!», «Пустое поколение» или фашистский лозунг «Мы не боимся руин!»

— такие надписи украшали разодранные со всех сторон футболки.

Вивьен первая сделала себе ежик из обесцвеченных волос – фирменная прическа в стиле панков всего мира. Она также первой поиздевалась над футболкой, оторвав ей рукава, распоров плечевые швы и завязав лоскуты узлом на спине. Самое скандальное ее произведение – майка с портретом английской королевы Елизаветы II с английской булавкой в губе, которая произвела эффект разорвавшейся бомбы. Каждая создаваемая Вествуд модель призывала потрясать морально устоявшееся общество. Для этого в их совместном с Маклареном магазине было все – со свастикой на рукавах, майки и футболки с нецензурными надписями, драные колготки, все в заклепках и шипах кожанки, брутальные ремни и, конечно же, в неимоверных количествах английские булавки, которые скрепляли лоскуты рваной одежды. Нетрудно себе представить, какой бешеной популярностью пользовался в Лондоне бутик «Sex». Это была настоящая Мекка панков, которая с радостью открывала двери для всех желающих.

В 1974 году Мальком Макларен становится менеджером группы, для которой сам придумал скандальное название «Sex Pistols». Играли они примерно так же профессионально, как Вивьен Вествуд – шила, однако это не воспрепятствовало им стать скандальными кумирами нового поколения и содействовать популяризации панк-стиля.

При всей своей вульгарности и маргинальности панк-стиль настолько захватил умы, что даже итальянская версия издания « » в 1976 году посвятила несколько страниц панковской антимоде. В 1977 году Зандра Роудс (прозванная «принцесса панка») представила свою коллекцию под названием «Концептуальный шик», где были показаны нарядные атласные с прорехами и английскими булавками. Мода на панк-стиль привела к тому, что многие ведущие решили использовать его с коммерческой точки зрения. Они начали выпускать специальные коллекции, которые отличались высоким качеством (в отличие от самоделок самих панков) и шли нарасхват, принося высокую прибыль.

После того как группа «Sex Pistols» распалась, Вивьен Вествуд покинула Макларена и продолжила работать самостоятельно. Она увлеклась созданием коллекций в историческом стиле, но, разумеется, не без панковской эстетики. В начале 80-х годов ее модели на были размалеваны краской, волосы их были покрыты грязью и шляпами из мешковины.

Сейчас панк-стиль в одежде встречается редко. Довольно часто можно услышать о том, что итальянские и французские мастера создают коллекции под влиянием стиля «панк», но это уже скорее пост-панк, где от панк-стиля остались немногочисленные элементы.

Независимо от того, каких взглядов придерживается человек, он в любом случае может продемонстрировать это через свой наряд. Выбор сегодня настолько многообразен, что позволяет каждому сказать свое слово. Но мода не стоит на месте. То, что еще вчера воспринималось только как принадлежность к определенной группе, сегодня - стиль. Отличным примером служит стиль панк. Не так давно, еще в 70-х годах прошлого века, панки были широким движением, субкультурой, сформированной в противовес популярным хиппи.

Кто они, панки?

Борьба за мир - дело, конечно, стоящее, но оно как-то быстро наскучило молодежи. Людям захотелось чего-то более откровенного, вызывающего, чего-то совершенно другого.

Просто в какой-то момент стало понятно, что как бы сильно ты ни хотел что-то изменить, результата не будет. Первыми о безысходности жизни заявили музыканты того времени. Свое отношение к действительности они выражали непристойным поведением на сцене.

Стиль

Вскоре эта непристойность перешла со сцены в реальный мир и стала чем-то вроде руководства к действию. На ее основе сложился стиль жизни панков как проявление особой субкультуры. Панки вели открытую пропаганду секса и насилия.

Потерянных людей становилось все больше. Постепенно кожаные куртки, рваные джинсы и растянутые футболки уже не мыслились в отдельности, а представляли собой своеобразный и единый стиль - панк.

Во многом это произошло благодаря тогда еще не слишком известному дизайнеру Объединившись с продюсером популярной группы Sex Pistols Малкольмом Маклареном, она открыла бутик, продающий вещи для панков. Такая одежда отличалось эпатажем и была открытым вызовом.

Одежда

Прошло немало лет, однако, мало что поменялось. Стиль панк по-прежнему ассоциируется с ирокезом и чулками в сетку. В целом, немного претерпела изменения лишь философия движения: современные панки хоть и выражают любовь к свободе и стремление к независимости, все же уважают мнение окружающих.

Одежда для панков тогда и сейчас неизменно броская и дерзкая. Такие вещи привлекают к себе внимание, выделяясь из общей массы. Кроме того, отличительной чертой стиля является нарочитая небрежность. Отсюда многочисленные дырки и заплатки. Растянутые, словно уже поношенные кем-то вещи - тоже классика жанра. Из элементов декора панки отдают предпочтение грубому металлу: шипам, массивным цепочкам, габаритным молниям.

Основными тканями являются кожа, трикотаж, деним, возможно, и хлопок, хотя чаще всего - дешевая синтетика. Преимущественные цвета: черный, белый, красный или же любой глубокий темный оттенок холодной гаммы. Из принтов предпочтительней клетка. Образ панка не может считаться законченным без рубашки в клетку, небрежно повязанной на поясе.

Девушки-панки: образ

Стиль панк в одежде для девушек, помимо всего прочего, характеризуется неприкрытой и вызывающей сексуальностью. Это обтягивающие, до неприличия короткие платья, которые позволяют рассмотреть во всех подробностях черные или же

Кстати, они вовсе не обязаны быть в идеальном состоянии. Порванные и со стрелками - то, что нужно. Футболки вполне можно заменить корсетами, больше напоминающими женское белье, чем предмет повседневного гардероба. Если джинсы - то непременно скини, а еще лучше джегинсы, показывающие все изгибы фигуры.

Образ мужчины-панка

У мужчин в этом смысле все куда скромнее. Бесформенные рубашки, куртки-косухи, узкие джинсы - вот собственно и все. Правда, любой образ спасут аксессуары, и в случае со стилем применимо даже к парням, потому что звучит совсем не гламурно.

Напротив, дополнительными деталями может быть в принципе все что угодно: ремни с шипами и массивными металлическими пряжками, напульсники и браслеты, чокеры, напоминающие ошейники. Все это непременно из кожи, продекорированное черепами и заклепками. К стилю панк также относятся массивные перстни, цепи, значки с неприличными надписями и даже банальные приколотые в нужном месте.

Обувь

Обувь тоже имеет значение. Это могут быть обычные кеды, грубые ботинки или обувь на невероятно высокой платформе. Девушки, как правило, выбирают ботфорты, непременно на каблуках, или же так называемые туфли для стриптиза.

Такие модели оснащены чрезвычайно высоким подъемом (в 20 и более см). Нередко в этих туфлях присутствует и огромная платформа не столько для удобства, сколько для усиления зрительного эффекта.

Стрижка в стиле панк: какая она?

Стрижки в стиле панк под стать одежде. Это частично или полностью выбритые головы, притом совсем неважно, какой длины волосы. Хотя, конечно, преимущественно панки носят короткие прически с выбритой височной частью. Как правило, длинные волосы остаются лишь по центру головы, из них удобно формировать ирокез. Таковы мужские стрижки в стиле панк.

Помимо ирокеза, на головах у парней могут быть вьющиеся или просто удлиненные челки, уложенные наверх. Возможны также варианты с объемом в области затылка.

Для девушек нет каких-то общих рекомендаций. Волосы могут быть длинными, и тогда они отлично дополнят общую сексуальность образа. К тому же в этом случае выбривать височную часть вовсе не обязательно, можно легко создать имитацию, заплетя сбоку несколько кос. Прическа может быть и короткой, что придаст внешнему виду еще большей дерзости.

Помимо стрижек, важен и цвет волос. Он может быть абсолютно любым: обесцвеченным белым, вороным черным, огненно-рыжим или вовсе неестественным. К примеру, красным, зеленым, синим, или фиолетовым.

Макияж

Девушки обычно дополняют свой образ и макияжем. Он должен быть непременно вызывающим и ярким. Здесь нет правил и рамок. Ярко-красные, кирпичные, темно-коричневые, вишневые, даже черные оттенки помад не просто допустимы, а обязательны. Глаза тоже должны выделяться.

Для этих целей отлично подойдут накладные ресницы, обилие туши, подводки и темных теней. Это более темная версия техники смоки-айс, которую нередко можно встретить, к примеру, на Два акцента в макияже вполне допустимы, это нисколько не табу.

Заключение

Многогранен и сложен. В нем превалируют простые ткани, темные цвета, металлические аксессуары. Но куда важнее другое. Панки — это не просто это состояние и тип поведения.

Такие люди всем своим видом демонстрируют открытый конфликт с существующими порядками, взглядами и идеями. Потому только по-настоящему сильные и раскрепощенные личности могут надеть вещи в стиле панк и чувствовать себя при этом комфортно. Однако, при всей своей мрачности, этот стиль нельзя назвать излишне агрессивным. При правильном сочетании это протест, но искусно выстроенный, продуманный до мелочей.

Представителей молодёжной готической субкультуры выделяет из толпы мертвецкий макияж и одежда чёрного цвета. Фанаты стиля рэп отличаются внешне от них расклешёнными штанами и стильной кепкой. Привлекает внимание толпы знак панков в виде вызывающего ирокеза на голове, изобилие металла на кожаных куртках и на теле. Разные по интересам молодёжные группы, объединённые поиском смысла жизни и справедливости, нарекли неформалами.

История развития панк движения

Зародилась панк культура в западной Европе под влиянием творчества групп The Beatles и Rolling Stones, Sex Pistols. В своей музыке они выражали идею вседозволенности и анархии. Подражание музыкальным кумирам и отрицание социальных норм, протест против власти и общества трансформировались в бунтарское вызывающее поведение. Английское слово (pank)в свободном переводе как пропащий человек, отброс, никчёмный, бродяга в полном смысле подходило под поведение панков.

Чрезмерное и демонстративное употребления алкоголя и наркотиков тоже характерный знак панков, как одной из формы протеста против здорового образа жизни. Желание демонстрации личной свободы проявилось в выборе анархической символики красно-чёрного цвета.

Мировоззрение панков

В общественной среде о панках сложилось устойчивое негативное мнение, подкреплённое вызывающим внешним видом представителей этой субкультуры мира. За внешней неряшливостью и агрессивным поведением скрыто устойчивое желание самоутверждения и самовыражения, свойственное подросткам. В чём внешне проявляется протест?

  1. Одежда. Обязательный элемент – кожаная короткая тёмная куртка, в металлических клёпках и красно-чёрные майки с анархической символикой, создающие образ раскрепощённой небрежности.
  2. Обувь. Это, конечно, гады –громоздкие, тяжёлые ботинки с голенищем и грубой подошвой.
  3. Поведение. Демонстративно-пренебрежительное к представителям власти и общественному мнению. Вырывающая агрессивность и независимость от стереотипов. Пристрастие к выпивке и наркотикам.
  4. Причёска. Любят яркие цвета волос, поэтому перекрашивают их в различные оттенки красных, зелёных, лиловых тонов. Особое значение придают фиксации волос в виде вздыбленного воинствующего ирокеза.
  5. Музыка. Отличается звучанием утверждающих ритмов, драйвом и экспрессией.

Чем вызван интерес подростков к панкам?

  • Во-первых, тем, что их привлекает громкое, яркое, в полной мере бесшабашное, нестандартное поведение этой группы молодых людей.
  • Во-вторых, желанием выразить личное отношение к бытовой нестабильности протестом в виде отрицания всех норм и правил. Этим же вызвано подражание стиля одежды.
  • В-третьих, а почему бы и нет? Когда как не в юности развлечься и подурить, назло «серой повседневности».

В подростковом возрасте трудно требовать взвешенного отношения к жизни. Каждый второй старается примкнуть к неформальным группам. Со временем меняются взгляды на жизни, приходит осмысление бытовых стандартов, взросление.

Музыкальное направление панк-рок

Последователи направления панк-рок ценят ритмичный, агрессивный темп исполнения. Тексты песен, написанные в хулиганской манере, отражают социальные проблемы молодёжной среды. Короткие песенные композиции на 3 — 4 аккорда хорошо запоминаются и дают возможность самовыражения.

Одни подражают в манере одежды, другие считают, что достаточно быть пьяным и ругать власть, третьи демонстрируют ирокезы. Но, прежде всего, панк – это жизненная позиция и образ мышления.






Различные направления молодежных субкультур стали активно привлекать к себе внимание общественности – старшего поколения, политиков, психологов – во второй половине ХХ века. Панки стали именно той культурой, которая явно определилась со своей индивидуальностью, заявляя миру свою «непохожесть». Но насколько эта культура в действительности является антисоциальной? Именно с этим вопросом мы приступали к изучению панк-движения в современном мире.

Современное представление о панках настолько искажено, что найти в сегодняшней России человека, который бы четко представлял себе, что такое настоящее панк-движение, практически невозможно. Именно этим и определяется актуальность данного исследования.

Панк (Punk) – так раньше называли на уличном жаргоне женщин легкого поведения. В этом значении слово встречается в пьесе У. Шекспира «Мера за меру». В Америке в начале XX века его относят уже к заключённым – «шестеркам». Позже слово вошло в основной лексикон и сегодня употребляется в значении «грязь», «гнилье», «отбросы».

В середине 1970-х гг. в Великобритании во время сильнейшей безработицы и апатии внезапно появляется яркая молодежная культура, названная журналистами «панк», что означает «гниль». Большинство исследователей увидели в нем новую молодежную субкультуру, вроде модов или рокеров, разойдясь лишь в определении ее социальной базы.

Панк изначально представлял собой контркультуру, далее развившуюся в контркультурное движение. Основными отличиями контркультуры от молодежной субкультуры является преобладание политических форм противостояния над символическими и отрицание доминирующих ценностей вместо принадлежности классу или традиции.

Но прежде всего, панк – это музыка, громкая, тяжелая и очень быстрая, главной задачей которой ставилось то, чтобы люди увидели протест, задумались о жизни, о будущем. Панк-рок 60-х годов принято называть «гаражным роком» . Откуда появилось такое странное название? Все объясняется очень просто: любительские группы репетировали в основном в гаражах – больше им просто некуда было деваться. «Гаражные» панки пели в свое удовольствие, не строили меркантильных планов и были известны только в среде своих родственников, друзей и соседей. Их творческие поиски отвечали на запросы не массовой, а локальной аудитории (школы, колледжа, района).

Факел, зажженный «гаражниками», подхватывают в 1973-1974 годах вполне образованные молодые люди из Нью-Йорка. Они собираются по вечерам в дорогих клубах. Кумиром этой молодежи становятся новые группы: «Talking Heads», «New York Dolls» «Ramones» , которые представляются теперь первыми панк-музыкантами второй, настоящей волны панк-рока. Первой настоящей панк-группой принято считать Нью-Йоркских «Ramones» .

Поначалу деятельность американских панков не выходила за границы клубных вечеринок. Они оставались в рамках приличия, практикуясь в основном в музыке и авангардистской литературе – символизме, футуризме. В общем, как выражались американские СМИ, «интеллигенция развлекается, ничего страшного». Так все и думали, пока гроза панк-рока не грянула над Великобританией в 1976 году. Англичане точно скопировали американцев – и ошеломили респектабельную Англию. То, что прошло в США не очень заметно, подняло за океаном бурю, называлась она – «Sex Pistols».

Поначалу напуганные власти объявили панков хулиганами. Но когда хулиганят сотни тысяч, это называется по-другому – бунт. Причем бунт этот возник из трансформированного конфликта «отцов и детей».

Старые мечты рухнули – новым никто не верил. Пришло время отчаяния, полного неприятия окружающего мира и нигилизма. При изобилии материальных благ ни у общества, ни у конфликтующей с ним молодежи не оказалось достаточно прочных моральных качеств для того, чтобы воспользоваться ими во благо себе и всему человечеству. Это тоже послужило причиной возникновения панк-бунта. В начале 1976 года добропорядочным англичанам показалось, что британская молодежь сошла с ума. Улицы наводнили толпы отвратительного вида подростков.

Атрибутика стиля панк вошла в моду и производилась на конвейере. Обработка общественного мнения пошла в том направлении, что, дескать, в любой системе нет ничего хорошего, пока ей не противостоит антисистема. Эта угроза просто необходима, чтобы доказать жизнеспособность самой системы и ее правильный путь развития. Панк – такая антисистема. И если бы система была плоха, панк смел бы ее. Раз ему это не удалось, значит, система прекрасна.

Первые панк-группы (такие как «Sex Pistols», «Clash», «Jam» и др.) выражали в своих песнях и поведении анархичность, апокалиптичность, отрицание ради отрицания, эпатаж, недовольство всем. Большинство этих групп достаточно быстро саморазрушились, избегнув участи контркультуры 1960-х и не став частью системы. Преуспевание панка в шоу-бизнесе (как части массовой культуры) «успешно» потерпело поражение.

Но панк «не умер», появляется так называемая вторая, политизированная, волна европейского панка (1980-1984), представленная группами «Crass», «Conflict», «Discharge» в Великобритании, "BGK" в Голландии и др. За четверть века существования панк сумел сформировать целую систему, оппозиционную шоу-бизнесу. Он противопоставил маленькие независимые лэйблы – транснациональным музыкальным концернам, фанзины, размноженные на ксероксе при использовании дешевой переработанной бумаги и соевых чернил, – дорогим глянцевым журналам, системы дистрибьюции, распространяющие панк-музыку и панк-идеи посредством рассылки по почте или непосредственно на концертах или фестивалях – покупкам в дорогих супермаркетах и т. п.

С другой стороны, панкам удалось создать альтернативное социокультурное и отчасти экономическое пространство, в котором основными ценностями являются не деньги и конкуренция, а дружба и сотрудничество.

Сегодня принято говорить, что в отличие от английского панка, возникшего как естественная реакция на социально-экономический кризис на Западе, панк в СССР появляется как протест против тоталитарного мышления. Безусловно, как и многие другие явления «советского андеграунда», он испытывал на себе западное влияние, хотя прямые заимствования в 1980-х были фактически невозможны.

Панк был одним из немногих музыкальных течений, которое пришло в Советский Союз с минимальным опозданием. В 1976 году панк-рок появился в Англии, а уже в 1977 году в Ленинграде, Москве, Сибири. Молодые люди, интересующиеся западной музыкой, приобретали у фарцовщиков пластинки «Sex Pistols», «Clash» и других британских панк-групп, ловили музыкальные передачи по «Голосу Америки», ВВС с Севой Новгородцевым, читали советские журналы и газеты, которые не преминули откликнуться на появление нового молодежного течения как «нароста на гниющем теле буржуазной культуры».

Что представляли собой первые панки в СССР и в чем заключалось их противостояние советской власти? Выделим три основные ареала, где панк получил наибольшее, отличное от других регионов развитие – это Ленинград, Москва и Сибирь (Омск, Новосибирск, Тюмень), и, в соответствии с этим, попытаемся ответить на поставленные вопросы.

Первыми ленинградскими панками были подростки 15-17 лет, меломаны, собиратели пластинок. Знакомились они чаще всего на «пластиночном толчке», собирались вместе, пьянствовали, слушали музыку. Они пытались жить так, как им нравится, но это было серьезным противоречием не только доминирующей идеологии, но и советским законам (например, закон о тунеядстве). Многие хотели побывать за границей, оказаться там, где были любимые панк-группы. Для ленинградских панков панк-рок не был выражением политического протеста, призывами к разрушению системы. Это было скорее стихийное внутреннее неприятие официально принятых норм и ценностей, отступление от которых в советском государстве могло расцениваться в спектре от мелкого хулиганства и вплоть до предательства Родины. По официальной версии, рок-музыка была изобретением западной пропаганды, призванным отвлекать советскую молодежь от строительства коммунизма, а западную демократическую – от борьбы с капитализмом.

Сибирский ареал панк-рока представлен, главным образом, тремя городами – Омском, Новосибирском и Тюменью. Так называемый сибирский панк-рок был наиболее политизированным и открыто направленным против тоталитарной системы. Это нашло выражение как в текстах песен (например, группа «Кооператив ништяк» в разгар репрессий на рок-музыкантов пела: «Бродит призрак по Европе, отрубите ему ноги»), так и в реакции власти на их творчество. Участников сибирских панк-групп сажали в психиатрические лечебницы, отправляли в армию, но они оставались «льдом под ногами майора» .

Советская панк-культура 1980-х, изначально ориентируясь на западное течение, органично переосмысливала его, переплетала с национальными корнями. В итоге возникали абсолютно оригинальные явления, порожденные, прежде всего не подражательством, а желанием самовыразиться и как-то противопоставить себя официозу.

В СССР панк являлся контркультурой уже в силу своей запретности, поэтому он противостоял системе. С 1987 года тоталитарные механизмы начинают активно разрушаться, и рок-музыка, по моему мнению, внесла в этот процесс свой вклад, хоть и небольшой, будучи носителем иных ценностей культуры. Здесь и заключается основное противоречие отечественного панка: приняв участие в разрушении системы, он оказался в сложной ситуации – против чего бороться теперь, когда все можно? Вслед за тем панк теряет свой статус контркультуры с уничтожением запретности, а развитие современных западных форм противостояния в России затруднено из-за сложной социально-экономической и политической ситуации. Существование панк-движения, как и других форм контркультуры в СССР в том виде, в каком они функционировали до перестроечной эпохи, потеряло смысл на рубеже 1980-90-х гг.

Понятие о панк-музыке в России изменилось и эволюционировало.

В СССР Панк был субкультурой, как нам кажется, только в период с 80-х до 90-х годов. Именно в этот период в стране происходил системный кризис, 70% молодежи оказались за чертой бедности, крах идеологии и централизованная система распределения товаров: все это создавало благодатную почву для развития такой субкультуры как панк.

После 90-х панк стал разлагаться, он коммерциализировался, потерял идею, потерял себя, но вместе с этим панк и не исчез полностью, он разделялся на другие социальные явления. Таким образом, в Советском Союзе играть рок, а тем более панк, было противостоянием. Это было запрещено, и люди, которые занимались рок-музыкой и не вписывались в стандартный образ «простого советского человека», часто серьезно рисковали не только быть избитыми в отделении милиции или «дружинниками», но и лишиться свободы. Государственная власть пыталась подавить любые отклонения от официальной идеологии: выгоняла с работы и из институтов, отправляла в армию и в психиатрические лечебницы на принудительное лечение, травила через прессу (разоблачительные статьи) и т. п. С другой стороны, что панки могли противопоставить государственной машине? Противостояние происходило, прежде всего, на уровне образа жизни и мировоззрения, что проявлялось в поведении, внешнем виде, системе ценностей. Неприятие советской идеологии и стандартизированного общества не обязательно выражалось в критике и борьбе.

Глава 2. Панки как субкультура

Сегодня панк представляется нам чаще всего в грязном, плохо пахнущем, и нетрезвом образе. Если обратиться к старшему поколению с вопросом «Кто такой панк?», в 9 из 10 случаев можно услышать, что-нибудь не очень приятное.

На сегодняшний день большая часть подростков, называющих себя панками, не знают даже элементарных фактов из раздела истории панк-движения. Некоторые «панки» настолько далеки от реальности, что просто смешны. С этим тесно связана вторая глава работы и непосредственно само исследование.

2. 1. Поведение в обществе. Политическая позиция.

Самооценка панка

Панк всегда имеет свое мнение и не боится его высказывать. Ему все равно, что о нем будут думать. Он таков, какой есть и ничего не станет менять. Традиционно считается, что поведение панка во всех случаях – это борьба, борьба против системы. Против какой, решает сам панк. Система подразумевает под собой в первую очередь правила. Правила – значит подчиняться. Подчиняться – значит сдаваться. Это и есть самый главный пункт в панковской политике.

Определяющим стало наплевательское отношение к окружающим и самим себе, установка всегда совершать только то, что хочется сию минуту. Мораль оказалась измененной на 180 градусов: все, что считалось аморальным у нормальных людей, на улице становилось внешним проявлением «нравственности».

Панк-культура предполагала полную свободу действий. Панки хулиганили в кинотеатрах, вызывающе вели себя по отношению к полицейским и задирали прохожих. Таким способом они спешили выразить свой протест миру, в котором родились и выросли. Философия панков была философией «потерянного поколения», простой до предела: в свинарнике лучше и самим быть свиньями. Они окончательно решили, что изменить мир к лучшему нельзя, и поэтому на жизни и карьере в старом понимании этого слова был поставлен крест.

Сами панки по-разному оценивают и панк-движение, и себя в этой культуре. Вот несколько выдержек с одного из панковских форумов:

«я панк, потому что мне так хочется. Панк – это необязательно валяться в грязи, а для посвящения спать в помойке. и ирокез ставить на пиве, смешанном с мочей. А обязательно – состояние души» . (Орфография и стилистика высказываний сохранены в оригинале – прим. В. С.).

«Для начала я скажу вам, чем панк не является: это не мода, не определенный стиль одежды, не бунт на коленях против родителей, не новейшее «крутое» течение или особый стиль музыки. На самом деле это Идея, которая ведет и строит вашу жизнь. Думай самостоятельно, будь самим собой, не просто принимай то, что дает общество, – создавай свои собственные правила, живи своей собственной жизнью!» .

«Я – панк, потому что Я ПРОТИВ. Панк – это состояние души, образ мыслей, не столь важно насколько это проявляется внешне. Панк – это внутри. Ненавижу тех, кто считает панк просто модной атрибутикой!»

«Любое движение – это в первую очередь идея, а не шмотки и показуха Всегда главное – то, что внутри, а не то, о чем орут на каждом перекрестке. Точно так же, как и анархию превратили в свободу бухать и беспределить, хотя ее смысл намного глубже» .

Мы видим, что большая часть тех людей, кто относит себя к панкам, сходятся во мнении, что панк – это прежде всего идея, образ жизни и мыслей, и только потом – внешняя атрибутика! Именно идеология панк-движения не изменилась с 70-х годов, но сами панки отмечают, что с идеей панка знакомо очень небольшое количество молодежи, относящей себя к панк-культуре. Таким образом, получается, что панк-движение «вырождается». Превращаясь из «Идеи» в «Моду»

2. 2. Общественная оценка панка

Социологи Интернет сайта Info_Mania, проводя социологический опрос среди разных слоев населения г. Москвы (выборка – 100 человек), часто получали такие характеристики панков, как «шизофреническая категория», «может, со своими убеждениями, но психически больные люди», «невоспитанный, легкомысленный народ» и панка как «молодежного сдвига по фазе». Некоторые опрашиваемые отмечали в качестве отличительной черты панков «гребешки».

Приведем несколько распространенных мнений обычных людей о панк-движении:

«В моём понимании панк, это по-любому балахон, гады, хохолок для понта и нашивка с анархией. Панк по-любому должен ездить на концерты вместо митингов, ибо там можно нажраться, а если он не дай Бог не нажрется, то он увидит мир трезвыми глазами, ужаснется и случайно начнет думать своей башкой, а не чужими идеями и стереотипами. Панк, это, прежде всего, протест, а против чего, как, зачем, и почему – это уже не важно. Панк – это состояние души» .

Для того, чтобы получить данные по вопросам общественной оценки панков и панк-культуры, учащимся Гимназии № 8 были предложены две анкеты, на основе которых мы смогли прийти к следующим выводам:

1) О панке имеют общее представление более половины опрошенных нами учащихся старших классов.

2) Представление о панке строится в основном на внешней атрибутике – одежде, обуви, прическах.

3) Поведение панка большинством учащихся воспринимается как антисоциальное – курение, алкоголь, агрессия.

Cкладывается впечатление того, что большинство обычных людей в Москве (по опросу Info_Mania), а так же обычных городах России (учащиеся города Ангарска) не разбирается в нюансах молодежных субкультур и для них панки почти ничем не отличаются от металлистов или хиппи. Отношение к панкам в обществе достаточно негативное – «агрессивные, наркоманы, алкоголики». Этот образ панка, созданный СМИ, активно подтверждается самими панками («пионерами»), черпающими свою «эстетику и идеи» из масс-медиа.

Мы постараемся систематизировать наиболее распространенные убеждения о панках среди обывателей, и дать свои комментарии к ним. В качестве основы для данных утверждений были взяты результаты исследования агентства Info_Mania. Мы провели аналогичный опрос среди учащихся нашей гимназии и пришли к определенным выводам, которые и оформили в виде комментариев.

Утверждение 1. Все панки – это тупые, ограниченные «птушники» и двоечники (в общем, люди низкого интеллектуального уровня развития).

Комментарий: утверждение очень распространенное среди обывателей. 34 % опрошенных учащихся Гимназии №8 согласились с правильностью этого утверждения. Однако большинство респондентов (49%) не согласились с таким мнением россиян, отметив, что так о панках говорят люди, малознакомые с панками, никогда с ними не общавшиеся. Да, конечно, среди панков есть и «птушники», и вообще очень глупые люди, но их не так много и составляют они лишь малый процент от числа всех панков. Гораздо больше среди последователей панк-движения процент студентов вузов.

Утверждение 2: панк – это чисто молодежное течение, подростковый протест, проходящий с возрастом. Панком можно быть в период с 12 до 18, максимум 20 лет, а дальше нужно взрослеть.

Комментарий: На этом утверждении мнения гимназистов разделились примерно поровну: 45% опрошенных согласились с тем, что панк-движение носит молодежный характер, а 43% опровергли это мнение. Это вполне соответствует тем данным, которыми располагаем мы, занимаясь исследованием панка.

Действительно, большинство панков начинают «панковать» в юношеском или подростковом возрасте, но это не значит, что панк – сугубо молодежное течение. Некоторые отходят с возрастом от панка, но в большинстве своем это люди, для которых мнение большинства, толпы, важнее их собственного мнения. Есть среди бывших панков и те, кто просто разочаровался в идеях этого движения. Однако, есть и панки 30 лет и старше, и хотя не все из них придерживаются внешних атрибутов панка, но по-прежнему разделяют большинство «панковских» идей. И вообще, в утверждении «Панком можно быть в период с 12 до 18, максимум 20 лет, а дальше нужно взрослеть», слово взрослеть на самом деле, как правило, используется обывателями в значении «стать таким как все, принять идеи распространенные в обществе». Сравните со значением слова «взрослеть» в толковом словаре. Быть нонконформистом (а панки нонконформисты, т. к. придерживаются идей, не являющихся на сегодня распространенными в обществе), не значит не быть взрослым человеком.

Утверждение3: Панки – вечно грязные и никогда не моются, от них постоянно дурно пахнет.