Актеры 20 30 годов советские. Знаменитые актрисы ссср тогда и сейчас (60 фото)

В военные годы мама была подростком, и как многие девочки, покупала открытки-фотографии кумиров того времени - артистов.
Эти приметы времени дожили до сегодняшних дней и бережно мною хранятся.

«От нее исходила… такая дивная прелесть, какую мне, уж поверьте моему слову, просто не приходилось встречать у других актрис. Ни тогда, ни после... А я их много перевидала… Ни у кого не было такой грации, такого легкого веселого шика - своего, природного».
Фаина Георгиевна Раневская

«По воспоминаниям некоторых коллег по цеху, на самом деле Орлова вовсе не блистала нечеловеческой красотой — маленького роста, худощавая, даже невзрачная, а без грима и вовсе выглядела неважно. Красавицей ее сделал Александров — заставил вставить белоснежные зубы и осветлить волосы. А ее фигура и так соответствовала голливудским стандартам (рост 158 см, талия всегда — 43 см)».

Практически всю свою кинокарьеру Орлова боролась за то, чтобы выглядеть на экране красивой. Когда перестали помогать ухищрения режиссёра, Орлова (наверное, одна из первых советских киноактрис) стала прибегать к пластическим операциям. Из своих поездок за границу она привозила не только редкие по тем временам туфли на прозрачных каблуках, но и специальный крем для лица и рук (руки у нее испортились еще в юности). Из страха показаться некрасивой Орлова панически боялась фотографироваться, всегда скрывала и свой истинный возраст. Когда в феврале 1972 года ей исполнилось 70 лет, она лично попросила высоких начальников ни в коем случае не упоминать ее возраст. Поэтому ни в одной газетной и журнальной статье, ни в одной телепередаче истинная причина внимания к актрисе так и не была упомянута.

Алла Константиновна Тарасова (1898—1973)

В 1921 году, когда так называемая “Качаловская группа” из МХАТа, куда входила и Тарасова, возвращалась с зарубежных гастролей на родину, Тарасова осталась (правда, только на время) за границей. Не вернулась она вместе со всеми в 1924 году и из США, осталась в Нью-Йорке; играла в спектаклях, открыла русское кафе, работала в нем официанткой, а ее муж варил кофе. Жизнь была тяжелой и часто безрадостной, но Тарасова не хотела возвращаться в Россию. Будущая «первая официальная актриса страны» сделала это в конце концов лишь по настоятельному требованию Станиславского, который был для нее непререкаемым авторитетом.
«Если пользоваться опубликованными материалами, то складывается образ истинной сталинистки, монументальной женщины. Но, изучая ее биографию, я начинаю понимать, что не от гордости она ограничивала круг знакомых. Она ни в одной анкете не упоминала брата, который был начальником контрразведки у Деникина. Не упомянула, что поддерживает связи с сестрой. Алла Константиновна, как правило, писала про сестру: «живет за границей, никогда не виделись, и жива ли она -- не знаю». Я смотрел анкету. А потом выясняю, что ее сестра была женой командира «Дикой дивизии» белой армии. И она никогда не упоминала о том, что ее бабка по материнской линии -- польская княгиня».
Глеб Скороходов, заслуженный деятель искусств России
http://people.passion.ru/

Нина Валентиновна Веселовская (род. 1932)

Окончила Школу-студию при МХАТ (1959) и стала актрисой драматического театра им. К. С. Станиславского. С 1978 — актриса Театра-студии киноактера. Заслуженная артистка РСФСР (1984).

Ее карьера началась в 20 лет с фильма-трилогии «Хождение по мукам». Роль Даши сделала из вчерашней студентки театрального института суперзвезду. Ну а потом... То ли она сама искушала судьбу, отказываясь от хороших ролей, то ли просто не везло. Сейчас актриса живет вместе с мужем в уютной квартирке в центре Москвы
«Михаил Яншин пригласил меня в Театр имени Станиславского на главную роль Елены в «Днях Турбиных». В этом театре я прослужила почти 20 лет, затем ушла. Стало невозможно работать, каждые три года менялся главный режиссер. Там была такая труппа, которая их буквально сжирала. Я решила, что больше не пойду ни в один театр. Меня взяли в штат «Мосфильма», играла на сцене Театра киноактера»
«Мы с мужем женаты почти 50 лет. Год за ручку ходили, потом поженились. Детей у нас нет, так уж получилось. Не могу сказать, что я очень хотела родить ребенка. А усыновить точно побоялась бы».
Из интервью Инессе Ланской

Людмила Васильевна Целиковская (1919—1992)

Первый недолгий брак с однокурсником Юрием Алексеевым-Месхиевым.
Второй муж - писатель Борис Войтехов.
В 23 года брак с 42-хлетним Михаилом Жаровым.
Следующий брак с 50-летним Каро Алабяном. Родился сын Саша.
В 60-х годах актриса связала свою жизнь с Юрием Любимовым, режиссёром театра на Таганке. Они прожили вместе более 15 лет.
Экранный имидж Целиковской был совершенно иным, чем у признанных звезд кино - Любови Орловой и Марины Ладыниной. Её героини не несли никакого идеологического начала.
«В ней был азарт. Она была легендой всей страны» Вячеслав Шалевич

Марина Алексеевна Ладынина (1908—2003)

"Родители Марины были простыми крестьянами. Отец, Алексей Дмитриевич Ладынин, имел три класса образования, а мать, Мария Наумовна, и была вовсе безграмотной. Кроме Марины в семье было еще трое детей.
На съемках фильма «Вражьи тропы» она познакомилась с кинорежиссером Иваном Пырьевым.К тому времени Марина Ладынина уже успела побывать замужем за актером Иваном Любезновым. Был женат и Пырьев, но ради Марины он пошел на развод с актрисой Адой Войцик. Ада очень тяжело переживала уход мужа и даже пыталась покончить с собой. Однажды она заявила Марине, что придет время, и Пырьев бросит ее. Она оказалась права.
В 1953 году Марина Ладынина вновь снялась в картине своего мужа (девятой по счету). В фильме «Испытание верности» она играла женщину, от которой уходит муж. Фильм оказался пророческим. После развода Пырьев, пользуясь своим авторитетом, запретил другим режиссёрам приглашать Ладынину на роли. На кинокарьере актрисы был поставлен крест.
Марина Ладынина пережила своего бывшего мужа на 35 лет. Первое время после развода она никуда не могла устроиться - ни один театр не хотел брать в труппу звезду, которая могла заслонить своей популярностью других актеров. Наконец Марину приняли в Театр-студию киноактера. Некоторое время она там играла, но затем была уволена. Постепенно сошли на нет и концерты, с которыми она ездила по городам и весям. Наступило полное забвение, болезни и безденежье".
http://www.rusactors.ru/ Игорь BIN

Окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии (1955, мастерская Б. Бибикова и О. Пыжовой). В 1955-1957 — актриса Театра-студии киноактера. С 1957 — Академического Малого театра.
Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации "Первые премии для актеров" за 1958 год.
Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации "Первый приз за женскую роль" за 1960 год.
Народная артистка СССР (1978).

«В тот ноябрьский день 1994 года шестидесятитрехлетняя Руфина Дмитриевна возилась по хозяйству, протирала раковину. Открыла кран. Ей стало плохо, и она упала. Тряпочка заткнула сток. А из крана лилась горячая вода... Заметив потеки на потолке, соседи с нижнего этажа стали стучать в дверь. Решив, что дома никого нет, позвонили дочери. Когда дочь с мужем приехали и открыли дверь, на лестничную площадку хлынула река кипятка... Помочь Руфине Дмитриевне было уже нечем. Хоронили ее, прикрыв лицо и руки вуалькой.»
Людмила Дикуль. («Московский комсомолец», N197,2000 г.)

Однажды (в 1926 г.) Тамара Макарова проходила мимо «Ленфильма», и ее остановила ассистентка режиссеров Г. Козинцева и Л. Трауберга с традиционным вопросом: «Не хотите ли сняться в кино?».
В картине, ставшей для актрисы дебютом в кино, она сыграла роль машинистки. Ее героиня была настоящей женщиной-вамп, соблазняющей всех вокруг. Сергей Герасимов же снялся в роли агента Скальковского. Именно тогда между ними вспыхнула любовь, а спустя год Макарова и Герасимов сыграли свадьбу.
Родную сестру Макаровой репрессировали вслед за мужем, и их сын Артур остался один. В 1943 году бездетная Тамара Макарова с согласия мужа решила его усыновить. Фамилию Артур взял от приемной мамы, а отчество - от приемного отца.

Первой послевоенной работой Тамары Макаровой стала роль Хозяйки Медной горы в киносказке режиссера Александра Птушко «Каменный цветок». Главную мужскую роль в фильме сыграл Владимир Дружников. В 1946 году эта картина заняла первое место в прокате, собрав 23 миллиона зрителей.
Воплощение сказочной роли было настолько прекрасным, что некоторые художники взяли его за образец, и у многих популярных ранее статуэток Хозяйки - лицо Тамары Макаровой.

Игорь Ильинский в Малом театре ставил спектакль "Мадам Бовари" и взял на роль Эммы свою жену - актрису этого же театра Еремееву. Быстрицкую это возмутило, и она бросила в сторону Ильинского такую реплику: "Как вы можете дать роль Эммы Бовари Еремеевой, с ее фигурой?".

Из воспоминаний Э. Быстрицкой «Мне никогда в детстве не говорили о моей внешности. Впервые я услышала об этом в 13 лет, в госпитале. Двое раненых разговаривают: "Посмотри, какая хорошенькая девушка!" Оглянулась - никого... Потом долго смотрела в зеркало - ничего интересного не нашла. Мама воспитывала меня очень строго...»

«В молодости мне очень нравился чисто внешне Жан Марэ. Романтичный герой. Но я понимала: влюбляться в артиста-то же, что читать романы Дюма. А в жизни... Мой муж был интересный человек. С ним мне было интересно общаться, разговаривать, ходить по театрам и галереям, потом обсуждать увиденное, спорить. Своим формированием я во многом обязана ему. Сколько он помнил, сколько знал! Он любил историю... Но женщин он любил больше всего. Слишком. Хорошо, если бы я была у него одна. Это невозможно было перенести. Некоторые переносят - я не смогла...»
«У каждого человека есть свои потребности. У меня это гантели. По полкило каждая. Для женщины больше не нужно. Есть у меня гимнастическая палка, обруч. Пока все это мне доступно. Форма еще не ушла. Конечно, я сегодня не та, какой была 25 лет назад. Я это понимаю. И не притязаю на исключительность в сохранении вечной молодости».
http://www.rusactors.ru/ Игорь BIN

Некоторые сведения с сайтов

Несмотря на то, что откровенные сцены и даже поцелуи на экране были запрещены Кодексом Хейса, сексуальная привлекательность именно тогда стала главным залогом успеха для фильма и, соответственно - актеров. Для этого прилагались огромные усилия и студий, и актрис, а в результате - они просто божественны.

Фактрум показывает самых красивых актрис старого Голливуда.

Вероника Лейк

Актриса, которая ввела в моду длинные волосы, закрывающие один глаз. Была кумиром многих женщин, а её причёска с распущенными светлыми волосами до плеч, получившая название «игра в прятки», была одной из самых популярных в те годы. Фильмы: «Путешествия Салливана», «Оружие для найма», «Стеклянный ключ».

Лоретта Янг

Обладательница премии «Оскар» за лучшую женскую роль. В 1930-х и 1940-х её считали воплощением элегантности и великолепия кинодивы, за четверть века она снялась примерно в ста картинах, играла у самых прославленных гениев кинематографа. Фильмы: «Дочь фермера», «Жена епископа», «Приходи в конюшню».

Лорен Бэколл

Обладательница почётного «Оскара», лауреат двух «Золотых глобусов» и двух премий «Тони». Была признана одной из первых красавиц Голливуда. Фильмы: «Как выйти замуж за миллионера», «Иметь и не иметь», «Убийство в Восточном экспрессе», «Самый меткий».

Джоан Фонтейн

Англо-американская актриса, получившая известность ролями в классических фильмах Альфреда Хичкока. За роль в фильме «Подозрение» награждена престижной премией «Оскар». Фильмы: «Ребекка», «Подозрение», «Превыше всего», «Джейн Эйр», «Плющ», «Письмо незнакомки».

Ингрид Бергман

Шведская и американская актриса. В рейтинге Американского института киноискусства «100 величайших звёзд кино за 100 лет по версии AFI» занимает 4-е место. Трижды лауреат премий «Оскар», четырежды - премии «Золотой глобус», дважды - премии «Эмми», первый лауреат премии «Тони». Фильмы: «Касабланка», «По ком звонит колокол», «Дурная слава», «Триумфальная арка», «Жанна д’Арк».

Кэрол Ломбард

Американская актриса, номинантка на премию «Оскар». Наиболее известна по своим комедийным ролям в классических голливудских фильмах 1930-х гг. Американский институт киноискусства включил её в список «100 величайших звёзд кино» под номером 23. Фильмы: «Мой слуга Годфри», «Мистер и миссис Смит», «Быть или не быть».

Джинджер Роджерс

Американская актриса и танцовщица, обладательница премии «Оскар» в 1941 году. Стала наиболее известна благодаря совместным выступлениям в паре с Фредом Астером. Занимает 14 место в списке 100 величайших звёзд кино. Фильмы: «42-я улица», «Полет в Рио», «Весёлая разведённая», «Беззаботные», «Парочка Баркли с Бродвея», «Штормовое предупреждение».

Энн Шеридан

Американская актриса. Фильмы: «Ангелы с грязными лицами», «Додж-Сити», «Человек, который пришёл к обеду», «Край тьмы», «Серебряная река», «Солдат в юбке».

Софи Лорен

Итальянская актриса и певица. Обладательница почётных премий всех основных кинофестивалей. Лауреат пяти премий «Золотой глобус»в специальной номинации «любимица мировой публики»). Первая лауреатка премии «Оскар» за лучшую женскую роль в фильме на иностранном языке. Обладатель почётного «Оскара» с формулировкой «за карьеру, богатую запоминающимися ролями, придавшими нетускнеющий блеск кинематографу». Её фильмы в Голливуде: «Гордость и страсть», «Графине из Гонконга», «Любовь под вязами», «Черная орхидея», «Это началось в Неаполе», «Миллионеры», «Эль Сид», «Падение Римской империи», «Леди Л.», «Арабеска», «Приговор».

Ава Гарднер

Американская актриса, одна из ярчайших звёзд Голливуда 1940-х и 1950-х годов. Номинантка премии «Оскар». Вошла в список величайших кинозвезд в истории Голливуда. Обладательницу «лица ангела и тела богини», часто называют одной из самых красивых актрис XX века. Фильмы: «Снега Килиманджаро», «На берегу», «И восходит солнце», «Могамбо», «Рыцари круглого стола», «Босоногая графиня», «Ночь игуаны», «Синяя птица».

Лана Тёрнер

Одна из самых гламурных и чувственных звезд классического Голливуда. Для съёмок одного из первых своих фильмов она выщипала брови, однако они так и не отросли, за что получила прозвище - «девушка с подрисованными бровями». Считается, что во время Второй мировой войны американские солдаты предпочитали вешать на стены казарм именно её фотографии и афиши. После войны снималась главным образом в мюзиклах. Её фильмы: «Почтальон всегда звонит дважды», «Три мушкетёра», «Веселая вдова», «Злые и красивые», «Пейтон плейс», «Имитация жизни».

Рита Хейворт

Американская киноактриса и танцовщица, одна из наиболее знаменитых звёзд Голливуда 1940-х годов, ставшая легендой и секс-символом своей эпохи. Включена в список 100 величайших звёзд кино по версии Американского института киноискусства. Фильмы с её участием: «Земляничная блондинка», «Кровь и песок», «Девушка с обложки», «Ты никогда не будешь богаче», «Ты никогда не была восхитительнее», «Джильда», «Леди из Шанхая».

Оливия де Хэвилленд

Англо-американская актриса, одна из самых популярных и востребованных голливудских актрис 1930-х и 1940-х годов, обладательница двух «Оскаров» за лучшую женскую роль. Её фильмы: «Унесенные ветром», «Одиссея капитана Блада», «Атака легкой кавалерии», «Приключения Робин Гуда», «Каждому свое», «Наследница», «Моя кузина Рэйчел», «Эта леди», «Гордый бунтарь», «Свет на площади», «Тише, тише, милая Шарлотта», «Аэропорт ’77», «Пятый мушкетёр».

Вивьен Ли

Английская актриса, обладательница двух премий «Оскар». Приобрела репутацию актрисы, с которой трудно работать, поэтому в её карьере часто наблюдались периоды упадка. Фильмы: «Унесенные ветром», «Трамвай «Желание», «Буря в стакане воды», «Янки в Оксфорде», «Двадцать один день», «Тротуары Лондона», «Леди Гамильтон», «Цезарь и Клеопатра», «Анна Каренина», «Римская весна миссис Стоун», «Корабль дураков».

Хэди Ламарр

Популярная в 1930–1940-е гг австрийская, а затем американская актриса кино, а также изобретатель. После неудачного брака Хеди отправилась в Голливуд, где её карьера развивалась стремительно. Она снялась в таких фильмах, как: «Алжир», «Леди в тропиках», «Тортилья-Флэт», «Опасный эксперимент», «Самсон и Далила».

Элизабет Тейлор

«Королева Голливуда», дважды удостоенная премии «Оскар» за лучшую женскую роль. Первая актриса, чей гонорар за съёмки в фильме составил миллион долларов. В 1999 году Американский институт киноискусства поместил Элизабет Тейлор на 7 место в списке величайших звёзд кино. Её фильмы: «Национальный бархат», «Гигант», «Кошка на раскалённой крыше», «Слоновья тропа», «Запах тайны», «Внезапно, прошлым летом», «Клеопатра», «Синия птица».

Джина Лоллобриджида

Итальянская актриса, чья карьера достигла пика популярности в 1950–1960-е годы. Ее фильмы в Голливуде: «Посрами дьявола», «Трапеция», «Собор Парижской Богоматери», «Фанфан-тюльпан», «Провинциалка», «Приходи в сентябре», «Так мало никогда», «Соломон и царица Савская».

Одри Хепбёрн

Британская и американская актриса, фотомодель и гуманитарный деятель. Получила «Оскар» за лучшую женскую роль в фильме 1953 года «Римские каникулы», кроме того номинировалась четыре раза. Стала одной из самых высокооплачиваемых актрис кино своего времени. Поставлена Американским институтом киноискусства на 3 место в списке величайших актрис американского кино. Фильмы с её участием: «Сабрина», «История монахини», «Завтрак у Тиффани», «Дождись темноты», «Шарада», «Робин и Мэриан», «Всегда».

Грейс Келли

Американская актриса, с 1956 года - супруга князя Монако Ренье III, 10-я княгиня Монако, мать ныне правящего князя Альбера II. Американский институт киноискусства поместил её на 12-е место в списке «100 величайших звёзд кино». Фильмы с её участием: «Ровно в полдень», «Могамбо», «Деревенская девушка», «Зелёный огонь», «Мосты у Токо-Ри», «В случае убийства набирайте „М“», «Окно во двор».

Мэрилин Монро

Американская киноактриса и певица. Фильмы с её участием: «Хористки», «Асфальтовые джунгли», «В джазе только девушки», «Все о Еве», «Джентльмены предпочитают блондинок», «Как выйти замуж за миллионера», «Любовное гнездышко», «Ниагара».

ВАЛЕНТИНА СЕРОВА – «звезда эпохи» советского кино 30-40 годов, так её всегда называли и так же озаглавили посвящённый ей фильм. Что было в этой женщине, вроде на первый взгляд не такой уж красавице, с курносым носом и своевольной нижней губой? Но, видно, что –то было: обаяние, особая манкость или как сейчас говорят сексапильность (в этом её можно сравнить с Монро).
О ней говорили как о необычайно любящей женщине.Валентина очень любила своего первого мужа –летчика Анатолия Серова. Семейнаяжизнь их была счастливой, но очень короткой. Анатолий называл
Валентину« Лапарузкой» (в честь пролива Лаперуза, над которым не раз пролетал), сбрасывал с самолёта цветы, чертил в небе слова: «Люблю», «Валя», «Лапа» и не мог прожить без неё ни дня. Когда его отправили на юг отдохнуть и восстановить силы, он на другой же день сбежал из санатория к жене. Но он же приучил Валентину к пагубной привычке, которая в конце концов сломает ей жизнь. 3 мая 1939 года Серовы отметили в кругу друзей первую годовщину знакомства. А 5 мая были на приеме в Кремле, где Сталин лично поручил Серову принять участие в испытаниях нового класса машин. 11 мая он разбился на этих испытаниях. Урну с прахом А. Серова похоронили в Кремлевской стене.
А через четыре месяца Валентина родила сына Толика, внешне очень похожего на отца.

В воздыхателях у Серовой не было недостатка никогда. В 1940 году их ряды пополнил 25-летний Константин Симонов, посвятивший ей поэтический цикл «С тобой и без тебя». И весь сборник его военной поэзии (и лирической одновременно) был пронизан ее образом. Серова же не могла забыть свою первую любовь. :

Я, верно, был честней других,
Моложе, может быть.
Я не хотел грехов твоих
Прощать или судить.
В сороковом году Симонов пишет пьесу «Парень из нашего города». Прототипы главных героев пьесы Вари и Лукашина -Валентина и Анатолий Серов. Актриса отказывается играть в спектакле - слишком свежа рана от потери любимого мужа (в фильме Варю сыграет Л. Смирнова). Серова искренне старалась полюбить Симонова, но судьба готовила ей сюрприз - новую любовь. Генерал Рокосовский потерял голову сразу, как только увидел ее в составе концертной бригады. Не осталась равнодушной и Серова – будущий маршал был хорош собой и очень обаятелен. Говорят, когда Сталину рассказали о их романе, дескать, что будем делать с Рокосовским? (он официально был женат), вождь ответил « Что будем делать – завидовать будем!»
И Серова и Симонов пережили каждый свою личную драму. Но постепенно их отношения восстановились. Осенью 1942 г. Валентина уже репетировала роль Лизы Ермоловой в театральной постановке по пьесе Симонова «Жди меня», написанной специально для нее. А вскоре вылетела в Алма-Ату на съемки одноименного фильма. Они поженились летом
1943 года и зажили, наконец, одним домом, в котором всегда было много гостей и много вина…
Будь хоть бедой в моей судьбе,
Но кто б нас ни судил,
Я сам пожизненно к тебе
Себя приговорил…
Как оказалось – не пожизненно. Впоследствии Симонов изъял из своих сочинений все посвящения Серовой (только перед стихотворением «Жди меня» он оставит - В. С.) и уничтожил все свои письма к ней.
Из воспоминаний В.И.Нахалова (администратора Л.П.Орловой)
«…Ко мне подошла женщина… как бы фея из сказки. На ней было норковое манто, небрежно запахнутое… Мог ли я не узнать ее фиалковые глаза и эту чудесную, волнующую нижнюю губу, – такую лукаво-загадочную и манящую? Если кто и мог быть секс-символом страны, в которой секса официально не было, – то это была она! Дама повернулась и пошла прочь смелой, размашистой походкой беспечной и замечательно свободной внутренне женщины. Это была знаменитая походка Валентины Серовой.»
«Она очень любила море. Его «свободная стихия» была сродни ее духу. Окна ее дачи выходили на море. Местные старухи называют ее «Блаженной»– со состраданием и все-таки с уважением. Ведь стольким здесь помогла эта странная женщина, – кого устроить в институт, кому просто дать денег или достать лекарство. И все это как бы мимоходом, все это не для себя, а только для них…
Говорят, Симонов продал ту дачу на море, – и оставил себе только маленькую комнату с балконом. И почасту сидел здесь, глядя на море, дымя своей трубкой. О чем он думал? Что вспоминал?»

ТАТЬЯНА ОКУНЕВСКАЯ - одна из ярких звёзд советского экрана 30-40 годов.
Обаятельнешая женщина, вызывающая восхищение и своей красотой (даже когда ей было за 80 лет!) и ещё больше жизнестойкостью, оптимизмом, талантом и чувством юмора.

Окуневская просила: ни в коем случае не называйте меня «великой» и «гениальной». Можете написать все, что угодно. Только не пишите, что я гениальная актриса. Кто я? Просто счастливая женщина, прожившая свою жизнь так, как считала нужным. И ни о чем не жалеющая». А жизнь её, прямо скажем, была не из лёгких, даже по меркам Советского Союза и того времени (до и послевоенного и самой войны). Хотя начиналось всё замечательно. После фильма «Горячие денёчки» - она стала очень популярна и любима зрителями. Слава её росла от фильма к фильму.
Среди ее поклонников были и Константин Симонов, и югославский маршал Иосип Броз Тито. С Симоновым они познакомились и подружились, когда обоим было по 20 лет.
Потом Окуневская предпочла ему писателя Бориса Горбатова, которого, по ее словам, никогда не любила и жила с ним исключительно из-за того, что нуждалась в его материальной поддержке. Симонов не простил ей нелюбви и к себе и к другу (Горбатову). По словам Окуневской, он сделал все, чтобы испортить ей жизнь, особенно после освобождения актрисы из лагеря. :
С правителем Югославии Татьяна Кирилловна познакомилась в 1946 году во время ее гастрольной поездки по стране, югославы с восторгом принимали ее фильм «Ночь над Белградом». Через несколько дней в свою загородную резиденцию Окуневскую пригласил и сам маршал Тито. Машина доставила ее прямо к дворцу короля, который теперь занимал Тито. Актриса вспоминала: «Калитка, за ней шагает мне навстречу маршал в штатском, с садовыми ножницами и только что срезанными черными розами».
Маршал и потом продолжал регулярно присылать Окуневской огромнейшие корзины роз на каждый ее спектакль. Но их дальнейшие отношения вряд ли были возможны. Причин этому была масса. И замужество Окуневской, которая на момент встречи с Тито уже несколько лет как являлась супругой писателя Бориса Горбатова, было последней из них. Горбатов, кажется, наоборот, был счастлив видеть у своей супруги таких выдающихся ухажеров.
«МАЙСКИМ вечером 1947 года в Театре имени Ленинского комсомола давали «Сирано де Бержерака». Народу, как обычно, - полный зал. Исполнители главных ролей - Иван Берсенев и Татьяна Окуневская - с благодарностью раскланиваются. Вдруг зрительный зал на мгновение замер: к ногам Окуневской двое рослых мужчин вынесли корзину c 200 черных роз. Такого не видел даже суперпопулярный «Ленком»…
…Однажды Окуневскую пригласили принять участие в кремлевском концерте. Заехать за ней должен был народный комиссар внутренних дел Берия, который тоже « положил глаз» на красивую женщину. Чем заканчивалось такое внимание мы знаем.

Татьяна Окуневская
Вот и Окуневская оказалась в ГУЛАГе на долгие годы.
В лагере Окуневская встретила свою, пожалуй, самую сильную любовь (во всяком случае она помнила его до самой смерти). Из её рассказа:
«Он тайком передавал мне свои стихи. Однажды нас вели на концерт. Зима. И вдруг повалил снег. Такой крупный, хлопьями, какой увидишь только в Большом театре. Как в сказке. Мы встали. Перед глазами снежная пелена. Руки своей не видно. Я стою. Он рядом. И вдруг так спокойно его мягкие губы слышу. Такое нежное объятие. Это длилось, по-моему, несколько лет, не меньше. Мы застыли. Все исчезло, если бы мы даже голые на снегу стояли, мы бы этого не заметили. И конечно, попали бы в карцер. Но вот моя приятельница, увидев, что снег начинает редеть, так тихо взяла и просунула между нашими лицами руку в варежке. И все. На этом все закончилось. В нашей любви был один-единственный поцелуй, который я, если бы прожила триста лет, никогда не смогла бы забыть. Он остался в моей душе, сердце, теле. Один-единственный поцелуй». И добавила: «Я познала любовь и не успела в ней разочароваться» (Алёша – её лагерная любовь умер гораздо раньше, больше они не виделись).
«Я прожила жизнь так, как считала нужным. И довольна ею. Тяжелая ли это штука - жизнь? Очень. Кто-то из умных сказал, что характер человека - это его судьба. По жизни так оно и есть.».

ЛЮДМИЛА ЦЕЛИКОВСКАЯ
Её родители мечтали, что дочь станет профессиональным музыкантом (мама Людмилы была оперной певицей). Но Людмила увлеклась театром. Еще студенткой училища она была зачислена в труппу Театра имени Вахтангова, а вскоре, в 1938 году дебютировала и в кино. В 1940 году молодую и красивую актрису заметил режиссер Константин Юдин и предложил Людмиле Целиковской главную роль в своей комедии «Сердца четырех». По словам актрисы, это была ее любимая картина, так как она играла саму себя. В этой картине актриса буквально уговорила режиссера разрешить ей самой спеть песню. С тех пор в кино, театре, на концертах Людмила пела своим голосом.

На съемках фильма «Воздушный извозчик» судьба свела Целиковскую с Михаилом Жаровым. Их не смущала разница в возрасте, то, что оба уже были несвободны (молодой актрисы это будет уже третий брак). В 1943 году Людмила была приглашена на главную роль царицы Анастасии в картину легендарного режиссера Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». Руководства театра имени Вахтангова было недовольно частыми отлучками актрисы и Целиковскую уволили из театра. Правда, уже в 1945 году ее вновь восстановили. После войны амплуа Людмилы Целиковской в кино почти не изменилось. Единственной ее драматической ролью в кино, причем эпизодической, в те годы была лишь медсестра Зиночка в «Повести о настоящем человеке». Это была работа творчески зрелой актрисы. Однако режиссеры продолжали предлагать ей роли наивных героинь, но от всех этих предложений она отказывалась. В результате за последующие 9 лет актриса не снялась ни в одном фильме.
Пять лет прожили вместе Михаил Жаров и Людмила Целиковская, но вскоре их отношения исчерпали себя. Одной из причин стало то, что у супругов не было детей, а Людмиле, которой было уже под тридцать, очень хотелось иметь ребенка. И тут на пути актрисы возник еще один поклонник. Им оказался Каро Алабян, знаменитый архитектор. В 1948 году они зарегистрировали свои отношения, а через год у них родился сын Саша. В 1959 году Алабян умер от рака легких. В пятидесятых годах Людмила Целиковская снялась лишь в трех фильмах, а после смерти мужа и вовсе исчезла с киноэкранов, продолжая играть в театре имени Вахтангова. В 1963 году ей было присвоено звание Народной артистки РСФСР.
В шестидесятых годах Людмила Целиковская связала свою жизнь с режиссером знаменитого Театра на Таганке Юрием Любимовым, с которым они знакомы были ещё с тех пор, когда учились в театральном училище. В гражданском браке они прожили более пятнадцати лет. Людмила Целиковская умерла в 1992 году и была похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище рядом с Каро Алабяном.

ТАМАРА МАКАРОВА – «первая леди советского кино»
Тамара Макарова
В 14-летнем возрасте Тамара Макарова, увлеченная театром, создала собственную труппу, собрав соседских ребят. Очень скоро дворовый театр уже радовал окрестных жителей своими спектаклями, а чуть позже районный отдел народного образования зарегистрировал их. Ребята даже стали получать за свои выступления хлебный паек.
В 1924 году Тамара Макарова поступила в актерскую мастерскую МАСТАФОР. Именно здесь она впервые встретилась с Сергеем Герасимовым, будущим блестящим кинорежиссером и ее мужем. Новая встреча Макаровой и Герасимова произошла в 1926 году на съемках фильма «Чужой пиджак». Именно тогда между ними вспыхнула любовь, а спустя год Макарова и Герасимов сыграли свадьбу.
В 1927 году Тамара Макарова по совету мужа поступила учиться на киноотделение Ленинградского техникума сценических искусств, который вскоре был преобразован в институт. А Сергей Герасимов решил заняться режиссурой, его взял к себе в ассистенты Г. Козинцев. В 1930 году Макарова окончила Ленинградский институт сценических искусств снялась в драме Владимира Шмидтгофа «Счастливый Кент». Спустя некоторое время последовали ее работы в картинах «Дезертир» Всеволода Пудовкина и «Конвейер смерти» Ивана Пырьева.
В 1935 году Сергей Герасимов приступил к съемкам фильма «Семеро смелых», о молодых полярниках. Главную роль – единственной женщины-врача экспедиции играла Тамара Макарова. Фильм вышел на экраны в 1936 году и имел оглушительный успех у зрителей. Тамаре Макаровой (как и Петру Алейникову с Олегом Жаковым) фильм «Семеро смелых» принес сумасшедшую популярность. Воодушевленный успехом Герасимов начинает снимать фильмы один за другим, и во всех главные роли исполняет его жена. В 1938 году выходит оптимистическая драма «Комсомольск» (о строительстве на берегах Амура нового города), в 1939 году – киноповесть «Учитель» (работа актрисы в ней была отмечена Сталинской премией). Следующей их совместной работой была картина «Маскарад». Съемки фильма начались весной 1941 года и были закончены в рекордные сроки – в ночь на 22 июня. А наутро создатели картины узнали о начале Великой Отечественной войны
В каких бы ролях ни появлялась Тамара Макарова: полярницы в ватных штанах, деревенской женщины или графини – везде она настоящая красавица с гордой статью и лучистыми глазами. А её Хозяйка Медной горы в фильме-сказке « Каменный цветок» у многих поколений (в т.ч. и у меня в детстве) была просто образцом недосягаемой красоты.

В 70-е – 80-е годы Макарова снималась преимущественно в фильмах своего мужа («Журналист, «Дочки-Матери», исторических драмах «В начале славных дел» и «Юность Петра») Все эти годы Тамара Федоровна преподавала во ВГИКе (мастерская Герасимова и Макаровой). Среди ее учеников такие известные актеры, как: Наталья Белохвостикова, Жанна Болотова, Наталья Бондарчук, Сергей Бондарчук, Наталья Гвоздикова, Людмила Гурченко, Николай Еременко-мл., Зинаида Кириенко, Алла Ларионова, Клара Лучко, Наталья Фатеева, Лидия Федосеева-Шукшина и многие другие.
Последняя работа Сергея Герасимова и Тамары Макаровой - фильм «Лев Толстой», рассказывающий о последних днях жизни великого русского писателя. Роль гения «мужицкого графа» Льва Николаевича Толстого сыграл сам Герасимов, а его жену, Софью Андреевну, - Тамара Макарова. В том же 1984 году картина была удостоена приза «Хрустальный глобус» на международном кинофестивале в городе Карловы Вары.

АВГУСТА ЛЕОНИДОВНА МИКЛАШЕВСКАЯ (СПИРОВА) – актриса « Камерного театра» А. Я. Таирова и «любовь хулигана» Сергея Есенина.
Мариенгоф так вспоминал о «первой красавице Камерного театра» и их встрече с Есениным: « Большая, статная. Мягко покачивались бёдра на длинных ногах. Не полная, не тонкая. Античная, я бы сказал. Ну, Афродита, что ли. Голова, нос, рот, уши - точёные. Глаза, поражающие в своем широком и свободном разрезе, безукоризненном по рисунку. Негромко говорила, негромко смеялась. Да нет, пожалуй, только пленительно улыбалась. Везде только и слышно:
- Ах, до чего же красива эта Миклашевская!..
- Ах, какие глаза у этой Миклашевской!..
- А эти танцующие бёдра!..
- А эта античная шея!.. и т. д.


На другой же день после знакомства с Миклашевской Есенин читал мне:
В первый раз я запел о любви…

Это была чистая правда.
А ночью он читал в ресторане - своей музе из Камерного театра:

Мне бы только смотреть на тебя;
Видеть глаз златокарий омут,
И чтоб, прошлое не любя,
Ты уйти не смогла к другому…
По-смешному я сердцем влип.
Я по-глупому мысли занял.
Твой иконный и строгий лик
По часовням висел в Рязани…

Это всё произошло после возвращения Есенина из Америки, после развода с Изадорой Дункан»
Но у Августы была другая любовь, да и Есенин быстро загорался и быстро гас (слишком короткая ему была отпущена жизнь). Миклашевская в интервью, которое дала на своё 85- летие, говорила: «Я холодная женщина. Поэтому я только один раз «теряла» голову, полюбив танцовщика Большого театра Лощилина. От него у меня родился сын. А с Есениным у нас в это время была чистая и нелепая дружба. Но любила я не его. Ведь сердцу, как говорится, не прикажешь. Серёжа Есенин просто ухаживал за мной, писал и посвящал мне свои гениальные стихи…» На прямой и отчасти нескромный вопрос целовалась ли она вообще с Есениным, Августа Миклашевская в 1976 году ответила прямо: «Нет, не целовалась, но любила гладить его кудрявые волосы, мягкие, шелковистые. Было мгновение, когда он лишь единственный раз коснулся губами моего лба. Вот и всё.»
Большего позволить Августа не могла ни себе, ни ему. Она была «выпита другим», и Есенин это понимал… и принимал безо всякой ревности:
Пускай ты выпита другим,
Но мне осталось, мне осталось
Твоих волос стеклянный дым
И глаз осенняя усталость.

А нам остались бессмертные чудные стихи поэтического цикла «Любовь хулигана»