Тимуровское и волонтёрское движение: черты сходства и различия. Тимуровцы. Как это было

"Взялся сделать — сделай хорошо", — говорил главный герой повести "Тимур и его команда". Этот лозунг подхватили советские подростки по всей стране. Книга Аркадия Гайдара о мальчике, тайно помогающем семьям солдат и офицеров, вызвала невероятный резонанс. Так в Советском Союзе появилось первое добровольческое движение — тимуровцы.

Добровольцы, или волонтеры, бескорыстно помогающие другим, были всегда. Особую роль в жизни России они начали играть после Октябрьской революции.

Тогда идеи добровольной помощи активно пропагандировались на государственном уровне. Образ добровольца, восстанавливавшего народное хозяйство, покоряющего целину, практически впечатывали в сознание молодых людей. Порой волонтерство приобретало добровольно-принудительный характер (как, например, субботники), но часто искреннее желание новой жизни вдохновляло многих на бескорыстную помощь, альтруизм.

Самым ярким явлением в добровольчестве Союза стало тимуровское движение.

© РИА Новости Репродукция иллюстрации к книге Аркадия Гайдара "Тимур и его команда"

© РИА Новости

С чего все начиналось

В 1940 году Аркадий Гайдар написал повесть "Тимур и его команда" про мальчика, который со своими друзьями помогал семьям военных, ушедших на фронт.

Образ Тимура настолько вдохновил советских школьников, что появились подражатели. Они организовывали отряды, чтобы помогать старикам, семьям солдат и офицеров.

Первый отряд появился в подмосковном Клину — именно там Гайдар создал это произведение. Шесть подростков практически стали первопроходцами в тимуровском движении.

Затем такие отряды возникли по всей стране. Причем порой в одной местности сосуществовали две-три подобные команды. Из-за этого происходили и курьезы — подростки по несколько раз за день рубили дрова в одном дворе или трижды там подметали.

Многие считают, что Аркадий Гайдар описывал опыт деятельности скаутских организаций начала XX века. Как бы то ни было, помощь тимуровцев оказалась очень своевременной и нужной. Такие отряды помогали в детских домах и школах, брали шефство над семьями офицеров и солдат, работали в полях, собирали металлолом — всего и не перечислить. Отдельного внимания заслуживает их работа в госпиталях, где юные активисты по поручению солдат писали письма и помогали медперсоналу. При этом подростки продолжали ходить на уроки.

Расцвет, угасание и возрождение

Во время Великой Отечественной войны тимуровское движение расширилось. Можно сказать, что в него были вовлечены почти все школьники. В 1945-м в Советском Союзе насчитывалось около трех миллионов тимуровцев.

После Победы тимуровцы продолжили помогать фронтовикам, инвалидам, престарелым, ухаживали за могилами красноармейцев. Но постепенно энтузиазм добровольцев начал угасать.

Добровольчество возродилось лишь в период оттепели — в 1960-х годах. Тогда дети и взрослые стремились помочь друг другу, и государство стало отмечать их заслуги — лучшим вручали награды.

Выход на новый уровень

В этот же период тимуровское движение возобновилось и приобрело статус всесоюзного. Воодушевленные школьники помимо обычной помощи занялись поисками пропавших без вести на войне.

В 1970-х при редакции журнала "Пионер" был сформирован всесоюзный штаб Тимура. А в 1973-м в лагере "Артек" состоялся первый всесоюзный слет. Тогда даже была принята программа тимуровского движения.

Более того, оно вышло за пределы СССР — отряды возникали в Болгарии, Польше, Венгрии, Чехословакии и ГДР.

Развал Советского Союза логично привел к ликвидации практически всех советских начинаний, не исключая тимуровского движения.

Однако желание помогать невозможно искоренить — спустя несколько лет добровольчество постепенно начинает возрождаться. Власти активно участвуют в поддержке волонтерских инициатив. И вновь у школьников появилась возможность непосредственно участвовать не только в жизни своего города, но и всей страны.

Как и раньше, подростки помогают нуждающимся, стараются быть полезными обществу.

Быть или не быть

"Это была, с одной стороны, игра, с другой — мы чувствовали себя причастными к чему-то очень важному и взрослому", — вспоминает бывший тимуровец Евгений.

По его словам, молодежные движения и объединения развивают в подростках уважение к пожилым людям. К тому же вырабатывается ответственность: ты берешь деньги у людей, если идешь в магазин или аптеку, покупаешь именно то, что нужно.

Как объясняют психологи, подросткам необходимо объединяться в группы и иметь общее хобби. Очень важно, какие интересы объединят подрастающее поколение.

Многое зависит от того, как именно подать эту идею подросткам. Напомню, что, по книге, тимуровское движение образовалось самими ребятами, без какого-либо участия взрослых. И подобный опыт самоорганизации можно только приветствовать и в современных условиях, поддерживать его, развивать", — отмечает психолог Алиса Курамшина.

По ее словам, если вменять помощь ближнему в обязанности каждому школьнику, то стоит делать это очень аккуратно, мягко, выдавать как норму жизни, без которой человек не может считаться полноценным гражданином, членом общества.

"Соблюдая эти условия, можно надеяться на то, что ответственность и забота о людях будут прививаться. Еще лучше будет результат, если к этому привлекать не только школьников, но и их семьи", — считает психолог.

Повесть «Тимур и его команда» А. Гайдара появилась на свет в начале сентября 40-ого года. Успех был просто огромный. Тексты транслировались по радио и декламировались на улицах. Печатные экземпляры буквально за несколько дней исчезли с полок. Вплоть до 70-ых годов произведение имело огромное значение для каждого ребенка в Советском Союзе.

Повесть «Тимур и его команда» А. Гайдара появилась на свет в начале сентября 40-ого года // Фото: Topwar.ru


Практически сразу после выхода первого тиража во всех уголках страны начали возникать отряды с тимуровцами. Бывали случаи, что в довольно маленьких городках их оказывалось сразу несколько. Они соперничали за количество совершенных добрых дел и по несколько раз стирали белье, убирались в домах или рубили дрова.

Когда началась Великая Отечественная движение приобрело еще большего размаха. Практически в каждом дворе копошилось множество детей, которые что-то делали. При этом им вовсе не приказывали. Действовали они полностью на добровольной основе. Но, тогда как в довоенные годы волонтерство в тимуровском отряде было ничем иным как обыкновенным соперничеством. То теперь это стало острой необходимостью. Со временем к движению начали присоединяться и взрослые люди.


Невыдуманная идея

Отряд, который Гайдар описал в своей книге вовсе не был выдумкой. Будучи ребенком он сам создал подобную организацию. Мальчишка был негласным командиром дворовой банды. Вместе они в тайне от всех делали добрые дела и ничего за это не просили. На сегодняшний день подобное волонтерство не является диковинкой. Но на то время такая доброта удивляла практически каждого. Подростки действовали без участия взрослых и планировали все самостоятельно. С такой командой волонтеров когда-то столкнулся Константин Паустовский. Он вспоминал, что группа мальчишек помогла ему отыскать крайне редкие медикаменты. Они нужны были для лечения тяжелой болезни маленького ребенка.

Вместе тимуровцы в тайне от всех делали добрые дела и ничего за это не просили // Фото: http:// Дкгк.рф

Идеология тимуровцев

Во времена войны основной задачей тимуровцев была помощь семьям фронтовиков. Они ремонтировали разрушенные дома, готовили, убирались, ухаживали за детьми. Особо внимание уделялось дорогам. Тщательно отслеживалось их состояние, потому как по ним постоянно курсировали машины с грузами, везущими боеприпасы на фронт.

Также важным аспектом была работа в подшефных госпиталях. Там они выполняли роль развлекающих. Они устраивали концерты, писали письма для родственников раненых солдат. Также некоторые дети выполняли хозяйственные работы. И каждый был занят своим делом.
Уже к августу 1941 года на сельскохозяйственной ниве работало свыше 5 тысяч учеников школ. Мальчишки и девчонки в возрасте от 11 до 13 лет ежедневно ходили в колхозы, где ухаживали за животными и обрабатывали земли. Тимуровци отметились тем, что собрали огромное количество металлолома из него государство в последующем сделало боевой танк. Его назвали «Таня» и посветили одной маленькой девочки-героини, оказывающей помощь под Сталинградом. Кроме того, из собранного металлолома собирались ящики для мин, лыжи, минометные стволы и многая другая полезная утварь.


Деятельность тимуровцев была высоко оценена, потому как они внесли весомую лепту в военные годы. Членов организации уважали все Коммунистические партии и даже пионерские отряды.

Объединение тимуровцев с пионерами

Сегодня некоторые считают, что тимуровцы и пионеры практически одно и то же. Однако это не так. Они существовали как две самостоятельные организации в довоенные годы. И только после начала военных действий слились воедино.


Сегодня некоторые считают, что тимуровцы и пионеры практически одно и то же //Фото: Philanthropy.ru


В 1942 году тимуровское движение достигло таких размеров, что начало понемногу вытеснять пионеров. В итоге руководители пионерских групп приняли решение объединиться с «конкурентом» и придушили его своей авторитетностью. Работа тимуровцев превратилась в один из многочисленных видов деятельности пионеров. Руководители лагерей перебрали на себя все бразды правления.

Тимуровское движение

Освободительная борьба советского народа против фашизма явилась мощным стимулом развития тимуровского движения, возникшего ещё в мирное время. «День рождения» этого изумительного по своей природе и направленности движения вполне определенно датируется временем появления на экранах страны (1940) кинокартины «Тимур и его команда» (сценарий А. Гайдара, постановка режиссера А. Разумного). Исключительная популярность фильма объяснялась не только жизненностью образа его главного героя, сразу же переступившего рамки экрана, ставшего идеалом и примером для многих тысяч своих сверстников. Главное заключалось в том, что фильм ответил на самые горячие патриотические стремления советских детей _ быть полезным Родине не после окончания школы, а теперь, немедленно. Фильм раскрыл детям романтику их простых дел, заставил всмотреться в окружающую жизнь, быть чуткими и внимательными. Слово «тимуровец» ярко отразило лучшие черты, свойственные школьнику Советской страны: неуемную жажду деятельности, благородство, мужество, умение постоять за свои интересы.

В годы Великой Отечественной войны это движение росло и ширилось буквально с каждым днем: только в Российской Федерации команды тимуровцев насчитывали в своих рядах свыше 2 млн. человек. Звание «тимуровец» обязывало, оно действовало на ребят дисциплинирующе, побуждало их к благородным, патриотическим поступкам. Деятельность тимуровцев имела огромное общественно-политическое и педагогическое значение.

В одной лишь Челябинской области в 1942/43 учебном году 3138 тимуровских команд, объединявших 28 тыс. учащихся, помогали свыше 15 тыс. семей фронтовиков. С первого дня войны кипучую деятельность развернули тимуровцы Хабаровского края: около 1 тыс. тимуровских команд ремонтировали квартиры семей фронтовиков, ухаживали за маленькими детьми, помогали обрабатывать огороды, заготавливать топливо. Тимуровские команды Воронежской области насчитывали свыше 50 тыс. школьников. Одним из важнейших участков своей деятельности они считали контроль за состоянием дорог, по которым подвозились к фронту войска и боеприпасы.

Тимуровцы провели также огромную работу в подшефных госпиталях. Так, за 1941/42 учебный год тимуровцы Вологды подготовили для раненых бойцов 153 концерта художественной самодеятельности. Школьники Горьковской области за все годы войны организовали для воинов, находившихся на излечении в госпиталях, 9700 представлений художественной самодеятельности. Тимуровцы дежурили в госпиталях, писали письма по поручению раненых, выдавали книги из библиотек, помогали выполнять самые разнообразные хозяйственные работы.

Большую помощь тимуровцы оказывали детским учреждениям. Школьники шефствовали над детьми. Детским учреждениям освобожденных районов тимуровцы собирали и отправляли литературу, учебники и учебные пособия, подарки. В августе 1943 г. из Казани в Сталинград отправился первый пароход «Пушкин», груженный подарками, собранными пионерами и школьниками республики.

Размах тимуровского движения, полнокровность содержания работы обеспечивались постоянным вниманием, заботой и повседневным руководством местных партийных и комсомольских организаций. Из года в год тимуровское движение стремительно развивалось, становилось все более широким и по форме и по содержанию. В феврале 1942 г. по всей стране были проведены слеты тимуровцев, на которых они с гордостью докладывали о своей деятельности. О работе тимуровских команд рассказывали по радио, писали в газетах и журналах, они получали сердечную благодарность десятков тысяч фронтовиков и их семей. Особое значение приобрело тимуровское движение в осажденном врагом Ленинграде. Отряды тимуровцев являлись здесь «младшими братьями» комсомольских бытовых бригад, сыгравших исключительную роль в спасении населения от гибели, особенно в первую блокадную зиму. В 1941 _ 1942 гг. в 753 тимуровских командах Ленинграда успешно работали 12 тыс. пионеров. Шефствуя над семьями фронтовиков, инвалидов, пенсионеров, они заготавливали для них топливо, убирали квартиры, получали по карточкам продовольствие.

Уже 29 сентября 1941 г. Иркутский обком ВЛКСМ принял специальное решение, в котором подчеркивалась необходимость всемерно содействовать распространению и развитию тимуровского движения в области, обеспечивать действенное руководство им со стороны старших пионервожатых, секретарей комсомольских организаций. В 1941/42 учебном году только в 17 районах области работали 237 тимуровских команд, объединявших 3818 ребят. В 1943/44 учебном году тимуровцы шефствовали над 1274 семьями фронтовиков. В Пермской области в этом же году около 10 тыс. школьников состояли в 689 тимуровских командах. Свыше 2 тыс. тимуровских команд помогали семьям фронтовиков в Азербайджанской ССР. Около 1260 команд тимуровцев действовали в Киргизской ССР. При их активном участии школьники республики отправили на фронт 25 тыс. теплых вещей, 6 тыс. индивидуальных посылок.

Благородная патриотическая деятельность пионеров - тимуровцев получила заслуженное признание воинов армии и флота, всех советских людей, высокую оценку и благодарность Коммунистической партии и Советского правительства. Главной движущей силой всех помыслов и стремлений, всех волевых усилий и практических дел тимуровцев в дни войны было их горячее желание отдать Родине и народу все свои силы и умения.

Акция «Сумка дружбы»

С10.11.2008.- 10.12.2008 была проведена акция «Сумка дружбы». По её условиям в классах проходили ярмарки милосердия, благотворительный концерт, сбор макулатуры. В акции приняли участие все школьники МОУ СОШ №35 На вырученные денежные средства были приобретены подарки для детей Ярцевской школы-интерната. Активистами тимуровского движения была подготовлена и проведена концертная программа. После концерта ярцевским детям были подарены подарки, которые собирали всей школой. Концерт прошел с огромным успехом. Завязалась переписка с детьми из школы-интерната. Скоро делегация из Ярцева собирается приехать с ответным визитом в МОУ СОШ №35.

Тимуровцы оказывают гуманитарную помощь детскому приюту, госпиталю ветеранов Великой Отечественной войны, социально-реабилитационному центру «Вишенки». Постепенно тимуровское движение в школе набирает силу.

И в летний период работа тимуровского отряда «Ровесник» остается активной. Работающие в школе, ребята еженедельно оказывают социальную помощь одиноким и престарелым людям: по их просьбе ходят за хлебом, лекарствами.

Ребята работают по плану и все сведения о проделанной работе заносят в «Копилку добрых дел». За небольшой срок деятельности тимуровцы уже успели сделать много добрых дел. Материального вознаграждения за труд, конечно, не предусмотрен, но, все же, помощь тем, кто в ней нуждается, в большем почете у школьников. Лисовская Зоя Степановна-ветеран педагогического труда, которой помогали по хозяйству ребята, осталась очень довольной проделанной «тимуровцами» работой.

Несомненно, на сегодняшний день деятельность тимуровцев необходима и значима. В этом успели убедиться и педагоги, и дети. Поэтому в 2009 - 2010 учебном году создается штаб тимуровского движения в школе, а тимуровские отряды планируется сформировать в каждом классе.

Тимуровское движение в школе призвано объединить и согласовывать работу педагогов, учащихся, родителей по вопросам формирования здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и злоупотребления психоактивными веществами. Это движение способно эффективно противодействовать бродяжничеству и беспризорности через включение всех детей школы в активную внеурочную деятельность.

Социально-ориентированное проектирование как одна из форм развития тимуровского движения в МОУ COШ №35 города Смоленска

В последние десятилетия в современном российском обществе происходит два разнонаправленных процесса: демократизация и идеологизация всех сфер общественной жизни. Эти явления, несомненно не могли не затронуть и систему образования, не оставив её в стороне от происходящих изменений.

Обеспечить воспитание будущего гражданина невозможно вне определенной системы ценностей. Затянувшийся период безыдейности породил проблему: как способствовать развитию гражданского самосознания подрастающего поколения, если прежние общественные ценности утратили свою актуальность, а новые ещё не сформировались?

Проблема развития гражданского самосознания детей и подростков, воспитание их патриотических чувств и духовно-нравственных начал стоит перед любым современным обществом, эту задачу следует считать общепедагогической. Российская специфика заключается в том, что общество на данном этапе не готово предложить молодёжи целостной системы ценностных ориентаций, а современная российская семья в одиночку такую задачу выполнить не способна. Родители сами дезориентированы в ценностях и часто попросту не знают, что же надлежит проповедовать подрастающим детям. Не поэтому ли родители часто уклоняются от решения данной проблемы? Помочь обществу, семье справится с задачей развития гражданского самосознания подрастающего поколения призваны в первую очередь образовательные учреждения.

С переходом подростков в старший школьный возраст изменяется их положение в системе деловых и личных отношений с окружающими людьми. Все большее место в их жизни занимают серьезные дела, самосовершенствование, появляется осознанное стремление непосредственного участия в строительстве красивого и надежного будущего и поиск достойной социальной ниши. Для молодого поколения во все времена характерны энергичность и избирательность интересов.

Одним из возможных вариантов личностного развития подростка может стать социально — значимая деятельность, смысл которой, по мнению А. П. Гайдара, состоит в том, чтобы «честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю...»

В настоящее время, когда налицо духовная и нравственная бедность народа, резкое социальное расслоение общества, рост насилия и терроризма, особую актуальность приобретает целенаправленная работа по формированию и развитию нравственных основ, патриотических убеждений, социальной адаптации подростков в том числе и через участие в тимуровском движении.

В нашу жизнь всё прочнее входят новые технологические процессы конструирования, моделирования. В настоящее время в арсенале воспитательных средств образовательных учреждений прочно заняла своё место осуществляемая под руководством педагогов проектная деятельность обучающихся, в том числе социально-ориентированное проектирование, главным компонентом которого является целеустремленное взаимодействие детей и взрослых, при котором важную роль играет самостоятельный труд обучающихся: физический, интеллектуальный, творческий.

Наша цель- научить ребенка бескорыстно делать добро надо как можно раньше, с самого детства. Мы не знаем, кем станут в будущем выпускники нашей школы юристами, инженерами, педагогами, но уверены в одном: если они научаться делать добро, то вырастут неравнодушными людьми. Суть тимуровского движения - помогать всем, кто нуждается в помощи. Ветераны Великой Отечественной войны, педагогического труда и пожилые люди должны почувствовать, что вокруг живут люди, по зову души и сердца способные разделить их проблемы и заботы, подарить им надежду. Обездоленные дети-сироты и сироты при живых родителях, бездомные животные и просто наши больные соседи- все хотят внимания и сострадания. Не следует забывать, что мир состоит не только из радости: в ней, увы, муки, и страдания старости и одиночества.

Социально-ориентированный проект «Поколение NEXT» -

Добрая традиция в МОУ СОШ №35 г. Смоленска. Он реализуется в течение 3 лет, имея при этом самую разнообразную тематику: «К человеку с любовью», «Служу Отечеству», «Если б не было войны...», «Шаги великой Победы», «Мы за здоровый образ жизни!», «Родная природа - наша боль, красота и тревога». В 2007-2008,2008 -2009 и 2009 - 2010 учебных годах проект «Поколение NEXT» реализовывается по темам «Время выбрало нас!» и «Память сердца», посвященным возрождению и развитию тимуровского движения в преддверье 65-летия великой Победы.

Проект «Поколение NEXT» имеет социальную направленность и ориентирован на решение проблем подросткового возраста:

Адекватную оценку социума и позитивную адаптацию в нем;

Определение нравственных приоритетов;

Выработка зрелой гражданской позиции.

Разработке проекта предшествовала двухгодичная подготовительная работа, реализованная в форме конкурса по патриотическому воспитанию в рамках Федеральной программы. Анализ массовости, тематики, содержательности материалов, представленных классными руководителями на обсуждение, выявил большую заинтересованность и информированность классных коллективов в предложенных областях исследований и, кроме того, серьезную озабоченность всесторонним неравновесием современного мира. Во многих предложениях были представлены рациональные взгляды детей на решение проблем, связанных с помощью пенсионерам, ветеранам, людям с ограниченными возможностями, детям-сиротам, воспитанникам приютов и детских домов, людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации . Одним из действенных способов решения этой проблемы является тимуровское движение , как деятельность, имеющая огромную социальную значимость, как для самих подростков, так и для окружающих. Таким образом, объективно назрела необходимость создания социального проекта «Поколение NEXT» .

Цель проекта:

сформировать у молодого поколения высокие гражданские чувства, социальные ориентиры, уважение к славным историческим традициям Отечества.

Задачи проекта:

  • воспитание у молодого поколения ответственности за судьбу Родины;
  • воспитание потребности в самодисциплине;
  • формирование национального самосознания;
  • развитие в социально — значимой деятельности.

С точки зрения педагогической технологии проект можно характеризовать как:

  • исследовательский, индивидуально-групповой - по методологическому подходу;
  • социогенный - по основному фактору развития участников проекта;
  • деятельностно- развивающий — по механизму освоения опыта;
  • светский, гуманитарно-воспитательный — по характеру содержания;
  • активный поисково-исследовательский, творческий - по способу реализации;
  • компенсирующий - по отношению к системе общего образования.

Проект «Поколение NEXT» предполагает разработку нескольких актуальных направлений деятельности обучающихся:

  • социально-ориентированное (целенаправленное изучение социума и проблем в нем);
  • нравственное (позиции становления личности молодого человека);
  • гражданско-патриотическое (воспитание ценностного отношения к Родине, ее истории, культуре, традициям).

Организационно проект «Поколение NEXT» представляется пятью этапами , на каждый из которых отводится определенное время.

I этап - организационный, предусматривает создание рабочего оргкомитета; разработку и утверждение положения о Проекте; определение состава участников; проведение информационных консультаций с участниками проекта по основным позициям Проекта.

II этап - исследовательский - реализуется в режиме реального времени, т.е. тема (проблема) изучается непосредственно на текущий момент. На втором этапе определяются темы работ, всесторонне изучаются проблемы (с изучением официальных документов различного уровня), формируется представление о современном положении дел по теме исследования, осуществляется стажировка участников в общественных организациях, готовых помочь обучающимся и реализация путей решения проблемы («Тимуровский десант»).

III этап — информационный. На этом этапе участники проекта выступают на страницах школьной газеты «ШАГ» с материалами по теме Проекта

IV этап - творческий (практический) - реализуется в перспективном плане. На четвертом этапе участники Проекта разрабатывают собственные варианты решения проблемы

Система организации проекта «Поколение NEXT» предусматривает равные для всех участников стартовые возможности.

При условии полной реализации Проекта результатами его должны стать:

Активизация позитивных социальных интересов подростков (инициативности, самостоятельности);

Развитие аналитических умений обучающихся (планирования, определения путей поиска и обработки информации);

Развитие коммуникативных качеств и умения конструктивного публичного выступления молодых людей;

Личностный рост участников Проекта.

Управление Проектом осуществляет Совет Представителей школьного детского объединения «ЭМКиД».

Организация методического обеспечения Проекта осуществляется творческой группой из числа педагогов МОУ СОШ №35- участников Проекта.

Информационное сопровождение осуществляется школьной газетой «ШАГ».

Новизна проекта «Поколение NEXT» заключается в том, что он имеет нетрадиционный характер. Участниками его могут стать все желающие в возрасте 13 - 17 лет: от активистов школьного детского объединения «ЭМКиД» и победителей олимпиад до подростков с девиантным поведением. Кроме того, при явном регламентировании направлений и этапов реализации, участникам предоставляется полная свобода выбора форм, методов исследования и разработки прикладных материалов, что определяет необходимость творческого подхода к участию в Проекте и в перспективе может способствовать позитивному личностному развитию подростков.

По большому счету, тимуровцами были почти все школьники СССР. Желание помочь нуждающимся было абсолютной нормальной реакцией на то или иное событие. Быть может, это нравственность, быть может, это воспитание. Но благодаря такому отношению к миру, эти дети, тимуровцы, со временем стали настоящими и отзывчивыми людьми. У них традиции тимуровского движения навсегда сохранились. И это, наверное, самое главное…

Книга, которой могло не быть

Тимуровское движение возникло в 1940-м. То есть когда только-только А. Гайдар опубликовал свою последнюю книгу о некой помогающей людям. Произведение называлось, конечно же, «Тимур и его команда».

Спустя неделю один из отрывков уже был напечатан. Кроме того, начались соответствующие радиотрансляции. Успех книги был просто колоссальным.

Через год произведение вышло довольно большим тиражом. Несмотря на это, пришлось его допечатывать несколько раз.

Хотя этой книги могло вообще не оказаться на полках магазинов. Дело в том, что идея Гайдара об объединении детей, которые заботятся о старших, выглядела очень подозрительно. Напомним, шли последние годы 30-х.

К счастью, ответственность за опубликование произведения взял на себя секретарь ЦК ВЛКСМ Н. Михайлов. Когда книга была напечатана, появилась и одноименная кинокартина. Удивительная популярность ленты объяснялась жизненностью образа главного героя. Тимур стал примером и идеалом юного поколения той эпохи.

Трилогия о Тимуре

Еще до опубликования произведения Гайдар был заинтересован проблемами военного образования школьников. Во всяком случае, следы подобных интересов отразились в его дневнике и всех произведениях о Тимуре. О мы только что говорили. Но немногим позже писатель написал и второе произведение. Оно называлось «Комендант снежной крепости». Персонажи уже занимались некой военной игрой. Ну а в самом начале войны Гайдар успел написать и киносценарий «Клятва Тимура». Со страниц он поведал о необходимости детской организации в военных условиях. Члены этого сообщества будут дежурить во время затемнения и бомбежек. Они будут охранять территорию от диверсантов и шпионов, будут помогать семействам красноармейцев и крестьянам в их сельскохозяйственных работах. Собственно, так и случилось. Другой вопрос, хотел ли автор в действительности своими произведениями о Тимуре создать некую альтернативу пионерской организации… К сожалению, доподлинно это мы уже не узнаем.

Идея Гайдара

Говорят, что Гайдар в книгах о Тимуре он описывал опыт деятельности скаутских организаций в 10-х двадцатого столетия. Кроме того, в свое время он руководил дворовой командой. И тайком, как и его персонаж Тимур, делал добрые дела, не прося за них никакой награды. По большому счету, подростков, которые помогают нуждающимися, именуют сейчас волонтерами.

Кстати, о подобной детской организации писали в свое время такие именитые личности, как Антон Макаренко и Но только одному Гайдару, вольно или невольно, удалось воплотить этот замысел в жизнь.

Старт

Какое событие послужило началом тимуровского движения? Ответ на этот вопрос кажется вполне очевидным. Именно после появления книги о Тимуре началось неформальное тимуровское движение. Появились и соответствующие отряды.

Сами тимуровцы стали, по сути, частью идеологической системы Советского Союза. При этом им удалось сохранить некий дух волонтерства.

Тимуровцы были образцовыми подростками. Они бескорыстно совершали хорошие поступки, оказывали помощь престарелым людям, помогали колхозам, детским садам и многое-многое другое. Одним словом, появилось настоящее массовое движение школьников.

Кто был основателем тимуровского движения? Самый первый отряд появился в 1940-м в Клине, что в Московской области. Кстати, именно здесь Гайдар написал свою «нетленку» о Тимуре и его команде. В этом отряде было всего лишь шесть подростков. Они учились в одной из клинских школ. Вслед за ними такие отряды возникли и по всей территории Советского Союза. Причем, порой в одной из небольших деревень существовали 2-3 таких команды. Из-за этого происходили и курьезы. Скажем, подростки неоднократно рубили дрова для пожилого человека и трижды подметали двор...

Эпоха великой войны

Во время войны тимуровское движение в СССР росло в арифметической прогрессии. В 1945-м в уже было порядка 3 миллиона тимуровцев. Эти подростки на самом деле оказались незаменимыми.

Такие отряды функционировали в детских домах, в школах, при дворцах пионеров и внешкольных учреждениях. Подростки шефствовали над семьями офицеров и солдат, продолжали помогать собирать урожай.

Также отряды провели колоссальную работу в госпиталях. Так, тимуровцам Горьковской области удалось организовать для раненных почти 10 тысяч представлений Они постоянно дежурили в госпиталях, по поручению солдат писали письма, выполняли ряд разнообразных хозяйственных работ.

Другой пример тимуровского движения произошел летом 1943-го. Пароход «Пушкин» отправился по маршруту «Казань - Сталинград». На судне в качестве груза - подарки, которые были собраны тимуровцами республики.

А в осажденном гитлеровцами Ленинграде движение тимуровцев приобрело особое значение. В 753 тимуровских отрядах северной столицы действовали двенадцать тысяч подростков. Они оказывали помощь семействам фронтовиков, инвалидам и пенсионерам. Им приходилось заготавливать для них топливо, убирать квартиры и получать по карточкам продовольствие.

Кстати, в начале 1942-го по всей территории СССР были проведены первые слеты тимуровцев. На этих мероприятиях они рассказывали о результатах своей успешной деятельности.

Также к этому времени появляются первые песни о тимуровском движении, среди них «Четверка дружная ребят», «Как высоко над нами наше небо» и, конечно, «Песня тимуровцев» Блантера. Позднее были написаны такие популярные музыкальные композиции, как «Гайдар шагает впереди», «Песня красных следопытов», «Орлята учатся летать», «Тимуровцы» и пр.

Уральский отряд

Возвращаясь к периоду войны, одной из известных тимуровских команд был отряд из шахтерского городка Пласт, что в Челябинской области. В нем участвовало двести подростков. А возглавляла его 73-летняя Александра Рычкова.

Отряд был создан в августе 1941-го. На первом же сборе Рычкова заявила, что трудиться придется буквально на износ. При этом не будет никаких скидок на возраст. Она объявила, что, если кто-то передумает, может сразу уйти. Но никто не ушел. Подростков разбили на отряды и назначили главных.

Каждый день Рычкова раздавала план работ. Они помогали нуждающимся, рассказывали горожанам о ситуациях на фронтах, проводили концерты для раненных в госпитале. Кроме того, они собирали лекарственные растения, металлолом, заготавливали дрова, трудились на полях, шефствовали над семействами фронтовиков. Также им доверяли и серьезное дело: тимуровцы заползали в отвалы шахт и отбирали горные породы.

Заметим, несмотря на работу, подростки всё-таки продолжали ходить на школьные уроки.

В результате, за шесть месяцев команда из Пласта смогла завоевать поистине безукоризненную репутацию. Даже чиновники выделили ребятам комнату для своего штаба. О тимуровцах из этого шахтерского городка неоднократно писали в периодике. Между прочим, данный отряд упоминается в энциклопедии Великой Отечественной.

Процесс слияния пионеров и тимуровцев

В 1942-м педагоги были в некотором смятении. Дело в том, что тимуровские отряды, по сути, начали вытеснять пионерские дружины. Напомним, книга о Тимуре повествовала о «самодисциплинирующемся» коллективе. В нем все обязанности подростки брали на себя и сами решали все проблемы, без контроля взрослых.

В итоге, руководители ВЛКСМ приняли решение, связанное с объединением пионеров и тимуровцев. Через некоторое время комсомольцам удалось взять их под свой контроль.

По большому счету, в данной ситуации были и свои очевидные плюсы, и большие минусы. Деятельность тимуровцев стала считаться дополнительной формой работы пионерии.

Послевоенный период

Сразу после победы над фашистскими захватчиками тимуровцы продолжали помогать фронтовикам, инвалидам, престарелым. Также они старались ухаживать за могилами красноармейцев.

Но одновременно движение начало угасать. Быть может, причиной стало то, что тимуровцы не испытывали особого желания «вливаться» в ряды пионерской организации. Они теряли свободу выбора.

Возрождение движения началось только при хрущевской «оттепели»…

60-80-е

История тимуровского движения в России продолжалась. В этот период подростки продолжали заниматься общественно полезной деятельностью. Лучшим вручали награды. К примеру, одиннадцатилетней школьнице М. Наханговой из Таджикистана удалось перевыполнить норму для взрослого человека в семь раз по сбору хлопка. Ее наградили орденом Ленина.

Тимуровцы начали заниматься и поисковой работой. Так, они стали изучать жизнь А. Гайдара и, в результате, помогли открыть музеи писателя в ряде городов. Также организовали библиотеку-музей имени писателя в Каневе.

А в 70-х при редакции известного советского журнала «Пионер» был сформирован так называемый Всесоюзный штаб Тимура. С завидной регулярностью проходили и сборы тимуровцев. Активно слагались и читались стихи про тимуровское движение. В 1973-м в лагере «Артек» состоялся первый Всесоюзный слёт. На мероприятии присутствовали три с половиной тысячи делегатов. Им тогда удалось принять даже программу тимуровского движения, направленную на его активное развитие.

Заметим, такие команды был созданы в Болгарии, Польши, Венгрии, Чехословакии и ГДР.

Крах и возрождение движения

В самом начале 90-х роль ВЛКСМ и пионерии была объявлена исчерпанной. Эти организации официально прекратили существовать. Соответственно, такая участь ждала и тимуровское движение.

Но зато практически одновременно была создана «Федерация детских организаций», независимая от любой политической партии. Через несколько лет российский президент объявил о создании движения школьников России. Заметим, эту идею поддержали и педагоги.

Немногим ранее официально было сформировано и новое тимуровское (добровольческое) движение, которое призвано помочь социально незащищенным группам населения.

Новое время

Таким образом, в наше время традиции тимуровского движения сохранились. Такие отряды существуют в нескольких регионах. Скажем, в Шуе, что в Ивановской губернии, функционирует молодёжное движение тимуровцев. Как и раньше, они не только помогают нуждающимся, но и стараются быть полезным обществу.

Радует, что это движение снова распространяется повсеместно…