Жизненные ценности андрея соколова. "жизненный путь андрея соколова". Тема и идея, острота конфликта и художественные особенности пьесы

У каждого человека свой жизненный путь, который он должен пройти. Очень часто на этом пути встречаются разные невзгоды, потери, которые нам готовит судьба. Чаще всего, эти испытания труднопреодолимы. И чтобы осилить трудную жизненную дорогу необходимо обладать сильным и упорным характером. Именно такими качествами владеет герой рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов, о судьбе которого узнаём от самого героя.

Андрей Соколов, глаза которого, «словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской», с самого детства узнал «почем фунт лиха стоит». Гражданская война, смерть всей семьи в голодный год. Оставаться в опустевшей деревне, без единого родного человека рядом, было невыносимо, поэтому он переехал в Воронеж и поступил работать на завод. Вскоре герой женился на одинокой девушке Ирине, круглой сироте. Герой нашёл своё счастье в труде и благополучной семье. Его окружала забота умной подруги – жены, которую очень любил: «И не было для меня красивей и желанней её, не было на свете и не будет!» А ещё радовали трое здоровых и умных детей, которыми родители очень гордились. Главный герой чувствовал себя счастливым от того, что близкие жили в достатке, дети были здоровы «…одеты, обуты - стало быть, всё в порядке», в семье царили любовь и уважение. Это и есть самое главное и ценное в жизни Андрея Соколова. Всё в его жизни гармонично, и ничто не предвещало плохого будущего.

«А тут вот она, война» Она разрушила в один миг счастливую семейную жизнь Андрея Соколова. Он пошел, как и все остальные, защищать свой собственный дом, родных, свою семью и общий дом - Родину. На войне Андрей проявил себя как отважный, мужественный воин. За время, проведенное на войне, герою пришлось многое пережить и испытать. На войне Андрей проявил себя как отважный, мужественный воин. За всё это время герою пришлось многое пережить, испытать на своём трудном пути. С начала войны, в первые ее месяцы, он был дважды ранен, контужен. Два года переносил он стойко ужасы фашистского плена. Там же он впервые убил человека: расправился с предателем, который был готов, спасая свою шкуру, выдать командира. Даже своя смерть не казалась такой страшной, как убийство человека. Эпизод допроса Соколова комендантом Мюллером доказывает это: герой, не закусывая, пьет 3 стакана водки за свою погибель и победу советской армии. Измученный, обессиленный, герой был готов встретить смерть с такой храбростью и выдержкой, что это поражает немца. Герой готов всё выдержать, всё выдюжить: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытереть, все вынести, если к этому нужда позвала».

Самым страшным испытанием для Соколова стала потеря близких. Когда узнал из письма о смерти семьи, сердце сжалось от горя. «Была семья, свой дом, всё это лепилось годами, и всё рухнуло в единый миг, остался я один». Герой потерял смысл жизни, она стала пустой. Но весточка от старшего сына Анатолия смягчила горе. Снова в жизни Андрея Соколова появилась надежда на счастливое будущее. Герой начал мечтать о том, что война кончится, сын его женится, и будут они вместе жить, плотничать, а он внучат нянчить. Но счастье длилось недолго: Анатолия убил немецкий снайпер. Теперь нет ни жены, ни дочерей, теперь нет и сына. «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?» - восклицает Андрей Соколов.

После всего, что пережил этот человек, он, казалось бы, должен озлобиться, ожесточиться. Но Андрея не сломили тяжелые испытания, он не склоняет головы перед суровой судьбой, сохраняет тягу в жизни и человеческое достоинство. Андрей снова обрел семью, взяв мальчика-сироту, стал ему отцом: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать!» Это подтверждает его нравственную силу, силу человека, сумевшего после стольких потерь начать жизнь сначала. Герой побеждает горе и продолжает жить.

Тяжел и трагичен путь Соколова, его жизненная дорога - это дорога чести человека, не сломленного жестокими обстоятельствами, не примирившегося с бедой, не признавшего над собой власть врага, сохранившего над ним нравственное превосходство. За образом главного героя Шолохова судьба всего русского народа, вынесшего на своих плечах страшную войну.

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ АНДРЕЯ СОКОЛОВА (по рассказу М. А. Шолохова “Судьба человека”)

Рассказ М. Шолохова “Судьба человека” – одно из вершинных произведений писателя. В центре его – исповедь простого русского человека, прошедшего две войны, пережившего нечеловеческие муки плена и не только сохранившего нравственные устои, но и оказавшегося способным дать любовь и заботу сироте Ванюшке.

Жизненный путь Андрея Соколова был путем испытаний. Он жил в драматические времена: в рассказе упоминаются гражданская война, голод, годы выхода из разрухи, первые пятилетки. Но характерно, что в рассказе эти времена лишь упоминаются, без привычных идеологических ярлыков и политических оценок, просто как условия существования. Внимание главного героя сосредоточено совсем на другом. Обстоятельно, с нескрываемым любованием говорит он о жене, о детях, работе, которая пришлась по душе (” завлекли меня машины”), о семейном достатке (“дети кашу едят с молоком, крыша над головою есть, одеты, обуты, стало быть все в порядке”). Эти простые земные ценности и есть главные нравственные обретения Андрея Соколова в довоенное время, это его нравственная основа. Нет ни политических, ни идеологических, ни религиозных ориентиров, а есть извечные, общечеловеческие, общенародные понятия (жена, дети, дом, работа), наполненные теплом сердечности. Они стали духовными опорами Андрея Соколова на всю последующую жизнь, и в апокалиптические испытания Великой Отечественной войны он входит вполне сложившимся человеком.

Все последующие события жизни Андрея Соколова представляют собой испытание этих нравственных устоев “на излом”. Кульминация рассказа – побег из плена и прямое столкновение с гитлеровцами. Очень важно, что Андрей Соколов относится к ним с каким-то эпическим спокойствием. Это спокойствие – от воспитанного в нем уважительного представления об изначальной сущности человека. В этом причина наивного, на первый взгляд, удивления Андрея Соколова при столкновении с варварской жестокостью гитлеровцев и ошеломленности перед падением личности, развращенной идеологией фашизма.

Столкновение Андрея с гитлеровцами – это борение между здоровой, опирающейся на мировой опыт народа нравственностью и миром антинравственности. Суть победы Андрея Соколова состоит не только в том, что он принудил самого Мюллера капитулировать перед человеческим достоинством русского солдата, а еще и в том, что он своим гордым поведением хоть на миг пробудил в Мюллере и его собутыльниках что-то человеческое (“тоже рассмеялись”, “поглядывают вроде помягче”).

Испытание нравственных устоев Андрея Соколова не исчерпывается смертными муками фашистского плена. Известие о гибели жены и дочери, смерть сына в последний день войны, да и сиротство чужого ребенка, Ванюшки, – это тоже испытания. И если в столкновениях с гитлеровцами Андрей сохранил свое человеческое достоинство, свою сопротивляемость злу, то в испытаниях своей и чужой бедой он обнаруживает нерастраченную чуткость, невытравленную потребность дарить тепло и заботу другим.

Важной особенностью жизненного пути Андрея Соколова является то, что он постоянно судит себя: “До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда ее оттолкнул!” Это голос совести, возвышающей человека над обстоятельствами жизни. Кроме того, каждый поворот в судьбе героя отмечается его сердечной реакцией на свои и чужие поступки, события, ход жизни: “Сердце до сих пор, как вспомню, бУДт0 тупым ножом режут…”, “Как вспомнишь нелюдские муки… сердце уже не в груди, а в глотке бьется, и трудно становится дышать”, “оборвалось у меня сердце…” В конце исповеди Андрея Соколова появляется образ большого человечьего сердца, принявшего в себя все беды мира, сердца, истраченного на любовь к людям, на защиту жизни.

Рассказ М. Шолохова “Судьба человека” убеждает в том, что смысл истории, ее движущий “мотор” составляет борьба между человечностью, взращенной на вековом опыте народной жизни, и всем, что враждебно “простым законам нравственности”. И только тот, кто впитал эти органичные человеческие ценности в свою плоть и кровь, “осердечил” их, может силою своей души противостоять кошмару расчеловечивания, сохранить жизнь, защитить смысл и правду самого человеческого существования.

(No Ratings Yet)

  1. Рассказ М. Шолохова “Судьба человека” – это рассказ о простом человеке на войне. Русский человек вынес все ужасы войны и ценой личных утрат завоевал победу, независимость своей родины. Лучшие черты...
  2. В рассказе М. А. Шолохова “Судьба человека” перед читателем предстает не просто история, а действительно судьба человека, воплотившего в себе типические черты национального русского характера. Андрей Соколов, скромный труженик, отец...
  3. Шолохов – один из тех писателей, для которых действительность часто открывается в трагических ситуациях и судьбах. Рассказ “Судьба человека” – истинное тому подтверждение. Для Шолохова было очень важно емко и...
  4. Античный философ Сенека сказал: “Тяжелые времена – пробный камень доблести”. Андрей Соколов, герой рассказа М. Шолохова “Судьба человека”, был испытан теми бедствиями. Герой так говорит о себе: “На то ты...
  5. КЛАССИКА М. А. ШОЛОХОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАССКАЗА М. А. ШОЛОХОВА “СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА” Вторая мировая война – это величайший трагический урок и человеку, и человечеству. Более пятидесяти миллионов жертв, несметное число...
  6. Книги, написанные после войны, дополняли ту правду, которая была сказана и в годы войны, но новаторство заключалось в том, что привычные жанровые формы наполнялись новым содержанием. В военной прозе получили...
  7. С тех пор, как стали проявляться белые и черные пятна нашей истории, в том числе и истории литературы, наше отношение к творчеству М. А. Шолохова изменилось. Касается это прежде всего...
  8. Тема русского характера в рассказе М. А. Шолохова “Судьба человека” Одной из тем произведений М. А. Шолохова является изображение простого, “частного” человека, оказавшегося в водовороте исторических катастроф. Надо заметить, что...
  9. АНАЛИЗ ФИНАЛА РАССКАЗА М. А. ШОЛОХОВА “СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА” “Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы...
  10. История жизни центрального героя романа-эпопеи М. Шолохова “Тихий Дон” Григория Мелехова наиболее полно отразила драматизм судеб донского казачества. На его долю выпали такие жестокие испытания, каких человек, казалось бы, не...
  11. Сквозные темы Нравственная сила советских людей в годы Великой Отечественной войны. (На примере рассказа М. Шолохова “Судьба человека” и повести В. Распутина “Живи и помни”) Двадцать второго июня тысяча девятьсот...
  12. Смысл жизни – главная тема творчества Льва Толстого. Вместе с писателем ищут ответы на “вечные вопросы” Дмитрий Нехлюдов и Константин Левин, Пьер Безухов и Андрей Болконский. Именно естественность поведения, нежелание...
  13. В романе “Война и мир” Лев. Николаевич Толстой говорит о путях развития России, о судьбах народа, его роли в истории, о взаимоотношениях народа и дворянства, о роли личности в истории....
  14. Одаренность этого человека была поистине феноменальной. Его знания были огромны и многосторонни, он выучил множество языков, был хорошим офицером, способным музыкантом, выдающимся дипломатом с задатками крупного политика. Но при всем...
  15. Продолжая демократические и гуманистические традиции русских литераторов, особенно Л. Н. Толстого и А. П. Чехова, А. И. Куприн был чуток к современности, к ее актуальным проблемам. В его яркой, самобытной...
  16. Ф. И. Тютчев наряду с Пушкиным является одним из самых цитируемых русских поэтов. Его стихотворения “Умом Россию не понять…” и “Люблю грозу в начале мая…” известны, пожалуй, всем. Близки стихи...
  17. Роман М. Е. Салтыкова-Щедрина “Господа Головлевы”, написанный в 1875-1880 гг., можно назвать историей выморочной семьи, обреченной на гибель из-за утраты человеческих связей между людьми. Особенно это касается Порфирия Владимирыча Головлева....
  18. В романе Шолохова “Тихий Дон” дана широкая панорама становления Советской власти на земле Войска Донского, показано, как непросто дался казакам выбор в этот сложный период. В романе впервые был показан...
  19. М. А. ШОЛОХОВ СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА В первую послевоенную зиму во время одного из путешествий повстречал рассказчик высокого сутуловатого мужчину с мальчиком лет пяти-шести со “светлыми, как небушко, глазами”. Во время...
  20. Василий Семенович Гроссман изобразил в романе “Жизнь и судьба” Великую Отечественную войну как событие истории, решающее судьбу не только России, но и всего мира. Писатель сумел отразить в этом произведении...
  21. Жизнь человека – это череда решений, которые он принимает. Каждое наше решение – это выбор из ряда вариантов. Ежедневно каждый человек делает выбор не один раз, а несколько, от простых...
  22. Михаил Александрович Шолохов, родившийся в 1905 г., стал современником многих событий русской истории прошлого века. Он участвовал в боевых действиях на Дону во время гражданской войны, то есть на себе...
  23. В романе-эпопее М. Шолохова “Тихий Дон” изображена история казачества в бурное время с 1912 по 1922 год. В этом произведении Шолохов отразил и своеобразный уклад жизни казаков, и их традиции,...
  24. Судьба крестьянства, его положение в России всегда были проблемой, далеко выходящей за рамки экономические, – это была проблема в первую очередь нравственная. Писателями XIX века крестьянин воспринимался как “сеятель и...
  25. Судьба человека – это не что иное, как сама жизнь, моменты жизни. Каждый человек имеет свою судьбу, от которой он не куда не убежит, как говориться: “Сам от себя не...
  26. В чем заключается своеобразие шолоховской трактовки героического в рассказе “Судьба человека”? Формируя развернутое рассуждение, отметьте, что рассказ “Судьба человека” стал новаторским в баталистике первого послевоенного десятилетия, продолжив антимилитаристское направление в...
  27. Мне на плечи кидается век-волкодав, Но не волк я по крови своей! Запихай меня лучше, как шапку, в рукав Жаркой шубы сибирских степей… О. Мандельштам. Роман В. Гроссмана “Жизнь и...
  28. Русская литература 2-й половины XIX века Тема человека в русской литературе. (По рассказу И. С. Тургенева “Певцы”) Тема человека – одна из главных в произведениях русской классической литературы. Эту тему...
  29. “Судьба ведет человека, но человек идет потому, что хочет, и он волен не хотеть”. В. Гроссман. Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве – одна из важнейших в произведениях А....
  30. Герасим был крестьянином, принадлежавшим старой бырыне, жившей в Москве. Герасим жил в деревне, был ростом в двенадцать вершов. Он был глухонемым и необщительным. Герасим работал за четверых, был простым, сильным...
ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ АНДРЕЯ СОКОЛОВА (по рассказу М. Шолохова “Судьба человека”)

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ АНДРЕЯ СОКОЛОВА. В дни Великой Отечественной войны, когда М. Шолохов был на фронте корреспондентом «Правды», им было написано немало очер­ков о мужестве и героизме русского народа. Уже в первых военных очерках писателя наметился образ человека, сохранившего то, что делает его непобедимым, - живую душу, сердечность, человеко­любие. О рядовых участниках войны, мужественно сражающихся с врагами родины, Шолохов попытался рассказать в своем последнем крупном произведении - «Они сражались за Родину», но роман так и остался незавершенным. Из созданного в послевоенные годы в со­кровищницу не только русской, но и мировой литературы вошел рассказ «Судьба человека» (1957).

«Судьба человека» - это рассказ-поэма о человеке, воине-тру- женике, который вынес все тяготы военных лет и сумел пронести через неимоверные физические и нравственные страдания чистую, широкую, открытую добру и свету душу.

В «Судьбе человека» описаны необычные, исключительные со­бытия, но в основе сюжета лежит реальный случай. Рассказ постро­ен в форме исповеди главного героя. О своем участии в гражданс­кой войне, о том, что смолоду уже был сиротой, о том, что в голод­ном двадцать втором году «подался на Кубань, ишачить на кулаков, потому и уцелел», он сообщает вскользь, сосредоточиваясь по кон­трасту на жизни с семьей до Отечественной войны и в основном на самой недавно закончившейся войне.

Мы узнаем, что до войны Андрей Соколов был скромным труже­ником, строителем, отцом семейства. Он жил обычной жизнью, ра­ботал и был по-своему счастлив. Но грянула война, и мирное счас­тье Соколова, как и миллионов других людей, было разрушено. Война оторвала его от семьи, от дома, от труда, - от всего того, что он любил и ценил в жизни.

Андрей Соколов пошел на фронт защищать родину. Тяжел и трагичен был его путь. На его плечи обрушились все тяготы и беды военной поры, и в первый момент он почти растворился в общей массе, стал одним из многих работников на войне, но это временное отступление от человеческого Андрей вспоминает потом с самой ос­трой болью.

Война стала для Соколова дорогой бесконечных унижений, ис­пытаний, лагерей. Но характер героя, его мужество раскрываются в духовном единоборстве с фашизмом. Андрей Соколов, шофер, вез­ший снаряды на передовую, попал под обстрел, был контужен и потерял сознание, а когда очнулся, вокруг были немцы. Человечес­кий подвиг Андрея Соколова по-настоящему предстает не на поле боя и не на трудовом фронте, а в условиях фашистского плена, за колючей проволокой концлагеря.

Вдали от фронта Соколов пережил все тяготы войны и бесконеч­ные издевательства. Навсегда останутся в его душе воспоминания о лагере военнопленных Б-14, где тысячи людей за колючей проволо­кой были отделены от мира, где шла страшная борьба не просто за жизнь, за котелок баланды, а за право остаться человеком. Лагерь стал для Андрея и испытанием на человеческое достоинство. Там ему пришлось впервые убить человека, не немца, а русского, со сло­вами: «Да какой же он свой?» Это событие стало испытанием поте­рей «своего».

Потом была неудачная попытка бегства. Кульминацией расска­за стала сцена в комендантской. Андрей вел себя вызывающе, как человек, которому нечего терять, для которого смерть - высшее благо. Но сила человеческого духа побеждает - Соколов остается жив и выдерживает еще одно испытание: не предав в комендантс­кой честь русского солдата, не теряет достоинства и перед своими товарищами. «Как будем харчи делить?» - спрашивает его сосед по нарам, а у самого голос дрожит. «Всем поровну», - отвечает Ан­дрей. - Дождались рассвета. Хлеб и сало резали суровой ниткой. Досталось каждому хлеба по кусочку со спичечную коробку, каж­дую крошку брали на учет, ну, а сала… только губы помазать. Одна­ко поделили без обиды».

Смерть не раз смотрела ему в глаза, но Соколов каждый раз на­ходил в себе силы и мужество оставаться человеком. Он помнил, как в первую ночь, когда его в числе прочих военнопленных закрыли в полуразрушенной церкви, он вдруг услышал в темноте вопрос: «Ра­неные есть?» Это был врач. Он вправил Андрею вывихнутое плечо, и боль отступила. А доктор пошел дальше с тем же вопросом. И в плену, в страшных условиях, он продолжал «свое великое дело де­лать». Значит, даже в плену нужно и можно оставаться человеком. Нравственные связи с человечностью не смогли оборвать никакие жизненные перипетии, Андрей Соколов в любых условиях действу­ет сообразно с « золотым правилом » нравственности - не делай больно другому, остается добрым и отзывчивым к людям (по мысли Шоло­хова, человек должен сохранять в себе человеческое, несмотря ни на какие испытания).

Андрей Соколов бежал из плена, прихватив немецкого майора с ценными документами, и остался жив, но судьба приготовила ему новый удар: жена Ирина и дочери погибли в собственном доме. Пос­леднего родного Андрею человека, сына Анатолия, немецкий снай­пер убил «аккурат девятого мая, утром, в день Победы». И самый большой подарок, какой преподнесла ему судьба, - это увидеть сво­его мертвого сына, перед тем как похоронить его в чужой земле…

Дорогами войн и лишений, через голод и холод, смертельную опасность и риск, прошел Андрей Соколов. Он потерял все: семья погибла, очаг разрушен, смысл жизни утерян. После всего, что пе­режил этот человек, он, казалось бы, мог озлобиться, ожесточить­ся, сломаться, но он не ропщет, не замыкается в своем горе, а идет к людям. Жизнь для тех, кто не очерствел душой, говорит автор, продолжается, потому что они способны любить и нести людям доб­ро, умеют сделать что-то для другого, принять его в свое сердце и стать ему близким и родным. Встретив маленького мальчика Ваню и узнав, что все его родные погибли, герой решает: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети!» Именно в этой любви к мальчонке находит Андрей Соколов и преодоление своей личной трагедии, и смысл своей дальнейшей жизни. Именно она, а не только его подвиги на войне, высвечивает в нем истинно гуманное, человеческое, такое близкое автору начало.

Андрей Соколов - простой русский человек, воплотивший в себе типические черты национального характера. Он прошел через все ужасы навязанной ему войны и ценой громадных, ни с чем не срав­нимых и ничем не возместимых личных утрат и личных лишений отстоял родину, утвердив великое право на жизнь, свободу и неза­висимость своей отчизны. Шолохов показал в трагических обстоя­тельствах человека, величественного в своей простоте. Судьба Анд­рея Соколова - это обобщенная история бытия человека, приходя­щего в этот мир ради главного - самой жизни и деятельной любви в ней к людям другим, и вместе с тем - предельно индивидуаль­ная история жизни конкретного человека в конкретный историчес­кий период и в конкретной стране.

Творчество Михаила Шолохова кровно связано с судьбой нашего народа. Сам Шолохов оценивал свой рассказ “Судьба человека” как шаг на пути к созданию книги о войне.

Андрей Соколов - типичный представитель народа по жизненному поведению и характеру. Он проходит вместе со своей страной гражданскую войну, разруху, индустриализацию и новую войну.
Андрей Соколов “тысяча девятисотого года рождения”.

В своем рассказе Шолохов делает акцент на корни массового героизма, уходящие в национальные традиции. Соколов имеет “свое, русское достоинство”: “Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?!”

Жизнь Андрея Соколова постоянно требовала от него волевых усилий. Ему приходилось даже батрачить. В первый раз он остался один, когда вся семья погибла от голода. А он воевал и очень хотел выжить не ради себя, а ради семьи. Андрей Соколов является частичкой своего народа. Вот как описывается лагерный эпизод: “Попрощался я с товарищами, все они знали, что на смерть иду, вздохнул и пошел. Иду по лагерному двору, на звезды поглядываю, прощаюсь с ними, думаю: “Вот и отмучился ты, Андрей Соколов, а по-лагерному - номер триста тридцать первый”. Что-то жалко стало Иринку и детишек, а потом жаль эта утихла, и стал я собираться духом, чтобы глянуть в дырку пистолета бесстрашно, как и подобает солдату, чтобы враги не увидели в последнюю мою минуту, что мне с жизнью расставаться все-таки трудно…”

Миллионы людей погибли во время войны в концлагерях. Шолохов обращает внимание на солидарность пленных, когда у церкви немцы отбирали “вредных им людей”. Из двухсот с лишним человек никто не выдал командиров и коммунистов.

Соколов - отважный человек, не теряющий самообладания. Нравственно он переигрывает противника. При первой встрече раненого Андрея с немцами он с издевкой протягивает мародеру вслед за сапогами и портянку.

Шолохов рисует Соколова незаурядным человеком, благородным и человечным. Такая же незаурядность и у его сына. О его природной математической одаренности писали даже в центральной газете.

Человечность Соколова проявилась и в усыновлении сироты Ванюши.
Ведь и после гражданской войны Андрей женится на сироте, воспитанной в детском доме. Убитый горем при известии о гибели семьи, Соколов, получив весточку от сына, мечтает женить сына и жить при молодых, плотничать да внучат нянчить.

Жизненный подвиг Соколова длительный, а не разовый. Такой подвиг самый трудный. Андрей постоянно осознает ответственность за судьбу Родины.

В рассказе М. Шолохова освещены два аспекта войны: горе солдата, лишившегося крова и семьи, и мужество солдата в немецком плену. Испытания не сломили Соколова. Оптимизм героя рассказа оставляет глубокий след в душе читателя на всю жизнь и служит нравственным примером.

По рассказу Шолохова режиссером С. Бондарчуком (он же и исполнитель главной роли) был поставлен прекрасный фильм.

    • Книги, написанные после войны, дополняли ту правду, которая была сказана и в годы войны, но новаторство заключалось в том, что привычные жанровые формы наполнялись новым содержанием. В военной прозе получили развитие две ведущие концепции: концепция исторической правды и концепция человека. Принципиально важную роль в становлении новой волны сыграл рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» (1956). Значительность рассказа определяется уже через само жанровое определение: «рассказ-трагедия», «рассказ-эпопея», […]
    • Военная жизнь в сороковые годы прошлого века изменила судьбы многих людей. Некоторым из них так и не удалось дождаться с фронта родных и близких; некоторые не отчаивались и находили себе людей, их заменяющих; а некоторые продолжали жить дальше. Как важно сохранить человеческое лицо после всех тяжких испытаний и стать не человеко-убийцей, а человеко-спасителем! Таким и был главный герой рассказа Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов. До начала войны Соколов был неплохим человеком. Трудился, был примерным […]
    • План 1. История написания произведения 2. Сюжет произведения а) Несчастья и невзгоды б) Рухнувшие надежды в) Светлая полоса 3. Малыш Ванюшка а) Надежды на будущее б) Скупая мужская слеза "Судьба человека" - проницательный и безумно трогательный рассказ, авторства Михаила Шолохова. Сюжет данного произведения был описан по собственным воспоминаниям. Автор в 1946 будучи на охоте встретил мужчину, что рассказал ему эту историю. Шолохов решил написать об этом рассказ. Автор рассказывает нам не только […]
    • Изображению жизни донского казачества в самое бурное историческое время 10-20-х годов XX века посвящён роман М. Шолохова «Тихий Дон». Главными жизненными ценностями этого сословия всегда были семья, нравственность, земля. Но политические перемены, происходящие в то время в России, пытаются сломать жизненные устои казаков, когда брат убивает брата, когда нарушаются многие нравственные заповеди. С первых страниц произведения читатель знакомится с укладом жизни казаков, семейными традициями. В центре романа – […]
    • История России за 10 лет или творчество Шолохова через кристалл романа "Тихий Дон" Описывая жизнь казаков в романе «Тихий Дон», М. А. Шолохов оказался ещё и талантливым историком. Годы великих событий в России, с 1912 года мая месяца по март 1922 года, писатель воссоздал подробно, правдиво и очень художественно. История в этот период создавалась, изменялась и была детализирована через судьбы не только Григория Мелехова, но и множества других лиц. Они приходились ему близкими родными и дальними родственниками, […]
    • Эпиграф: "В гражданской войне всякая победа есть поражение" (Лукиан) Роман-эпопея "Тихий дон" был написан одним из величайших писателей ХХ столетия - Михаилом Шолоховым. Работа над произведением шла почти 15 лет. Получившийся в итоге шедевр был удостоен Нобелевской премии. Выдающейся работа писателя считается потому, что Шолохов сам был участником военных действий, потому гражданская война для него, прежде всего трагедия поколения и всей страны. В романе мир всех жителей Российской Империи расколот надвое […]
    • "Тихий Дон", посвященному судьбам русского казачества в один из самых трагических периодов русской истории; У Шолохова стремление не только дать объективную картину исторических событий, но и вскрыть их коренные причины, показать зависимость исторического процесса не от воли отдельных крупных личностей, но от общего духа народных масс, "сущности характера русского народа"; широкий охват действительности. Кроме того, это произведение об извечном человеческом стремлении к счастью и о страданиях, которые выпадают на […]
    • Гражданская война, по – моему мнению, самая жестокая и кровавая война, ведь в ней сражаются подчас близкие люди, некогда жившие в одной целой, единой стране, веровавшие в одного Бога и придерживавшиеся одних идеалов. Как же происходит так, что родные люди встают по разные стороны баррикад и чем заканчиваются такие войны, мы можем проследить на страницах романа – эпопеи М. А. Шолохова «Тихий Дон». В своем романе автор рассказывает нам, как жили казаки привольно на Дону: работали на земле, были надежной опорой […]
    • ХХ век ознаменовал себя как век страшных, кровавых войн, унесших миллионы жизней. Роман-эпопея «Тихий Дон» Шолохова – произведение огромного художественного масштаба, в котором автор талантливо сумел изобразить мощный ход истории и судьбы отдельных людей, не по своей воле вовлеченных в вихрь исторических событий. В нем, не отступая от исторической правды, писатель показал жизнь донского казачества, вовлеченного в бурные и трагические события истории России. Возможно, Шолохову было предначертано судьбой стать […]
    • Образы женщин-казачек стали художественным открытием Шолохова в русской литературе. В «Тихом Доне» женские образы представлены широко и ярко. Это Аксинья, Наталья, Дарья, Дуняшка, Анна Погудко, Ильинична. У всех у них вековечная бабья доля: страдать, ждать мужчин с войны. Сколько молодых, сильных, работящих и здоровых казаков забрала Первая мировая война! Шолохов пишет: «И сколько ни будут простоволосые казачки выбегать на проулки и глядеть из-под ладоней, – не дождаться милых сердцу! Сколько ни будет из опухших […]
    • Роман-эпопея «Тихий Дон» Михаила Шолохова является одним из самых выдающихся произведений русской и мировой литературы первой половины ХХ века. Не отступая от исторической правды, писатель показал жизнь донского казачества, вовлеченного в бурные и трагические события истории России. ХХ век ознаменовал себя как век страшных, кровавых войн, унесших миллионы жизней. Роман-эпопея «Тихий Дон» – произведение огромного художественного масштаба, в котором автор талантливо сумел изобразить мощный ход истории и судьбы […]
    • История жизни центрального героя романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон» Григория Мелехова наиболее полно отразила драматизм судеб донского казачества. На его долю выпали такие жестокие испытания, каких человек, казалось бы, не в состоянии вынести. Сначала Первая мировая война, потом революция и братоубийственная гражданская, попытка уничтожения казачества, восстание и его подавление. В тяжелой судьбе Григория Мелехова слились воедино казачья вольность и судьба народа. Унаследованный от отца крутой нрав, […]
    • Второй том романа-эпопеи Михаила Шолохова повествует о гражданской войне. В него вошли главы о корниловском мятеже из книги «Донщина», которую писатель начал создавать за год до «Тихого Дона». Эта часть произведения точно датирована: конец 1916 – апрель 1918 года. Лозунги большевиков привлекали бедняков, которые хотели быть вольными хозяевами на своей земле. Но гражданская война ставит для главного героя Григория Мелехова новые вопросы. Каждая сторона, белые и красные, ищет свою правду, убивая друг друга. […]
    • Тема поисков счастья – одна из ключевых тем в произведениях русской классической литературы, однако немногим автором удается раскрыть ее так глубоко и при этом немногословно, как это делает Куприн в рассказе «Куст сирени». Рассказ совсем не большой по объему, и в нем всего одна сюжетная линия – отношения Николая Алмазова и его жены, Верочки. Оба героя этого произведения ищут счастья, каждый по-своему, и каждый достаточно успешно. Алмазов – молодой амбициозный офицер, жаждущий славы и блестящей карьеры. При […]
    • Одно из последних стихотворений Лермонтова, лирический итог многочисленных исканий, тем и мотивов. Белинский относил это стихотворение к числу избраннейших вещей, в которых «все лермонтовское». Не будучи символическим, с мгновенной непосредственностью запечатлевая настроение и чувство в их «лирическом настоящем», оно тем не менее сплошь состоит из высокозначимых в лермонтовском мире эмблематических слов, каждое из которых имеет долгую и изменчивую поэтическую историю. В запеве – тема одинокой участи. «Кремнистый […]
    • Действие романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» относится к 1859 году, а работу над ним писатель завершил в 1861 году. Время действия и создания романа разделяют лишь два года. То была одна из напряженнейших эпох русской истории. В конце 1850-х годов вся страна жила в условиях революционной ситуации, под знаком близкого крутого поворота в судьбе народа и общества - надвигающегося освобождения крестьян. Снова, в который раз, Россия «подымалась на дыбы» над неведомой пропастью, и будущее ее для одних озарялось […]
    • Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» содержит в себе большое количество конфликтов в целом. К ним относятся любовный конфликт, столкновение мировоззрений двух поколений, социальный конфликт и внутренний конфликт главного героя. Базаров – главный герой романа «Отцы и дети» – удивительно яркая фигура, персонаж, в котором автор задумывал показать все молодое поколение того времени. Не следует забывать, что это произведение не просто описание событий того времени, но и глубоко прочувствованные вполне реальные […]
    • Писатель Исаак Бабель стал известен в русской литературе в 20-х годах XX века и до сих пор остался в ней явлением уникальным. Его роман-дневник «Конармия» – это сборник небольших рассказов о гражданской войне, объединенных образом автора-повествователя. Бабель в 1920-х годах был военным корреспондентом газеты «Красный кавалерист» и принимал участие в польском походе Первой конной армии. Он вел дневник, записывал рассказы бойцов, все замечал и фиксировал. В то время уже существовал миф о непобедимости армии […]
    • Когда меня спрашивают, что я знаю о войне, я всегда теряюсь. Дело не в том, что я знаю о войне больше или меньше, чем обычный школьник. Мы изучаем историю в школе, многие литературные произведения посвящены войне. Конечно, я помню даты начала и окончания Первой и Второй мировых войн. Дело в том, что я искренне думаю, что война – это самое ужасное изобретение человечества, и об этом тяжело говорить. Нет большего зла, чем война. Ей нет оправдания, но всегда есть причина. Достоевский говорил о том, что не нужно […]
    • Произведение А. С. Пушкина «Капитанская дочка» можно в полной мере назвать историческим, потому что в нем четко и ясно переданы конкретные исторические факты, колорит эпохи, нравы и быт населявших Россию людей. Интересно то, что Пушкин показывает происходящие события глазами очевидца, который сам принимал в них непосредственное участие. Читая повесть, мы словно бы попадаем в ту эпоху со всеми ее жизненными реалиями. Главный герой повести Петр Гринев не просто излагает факты, а имеет свое личное мнение, дает […]

  • Своё сочинение я хотел бы начать словами Антуана де Сент-Экзюпери "Хотя человеческой жизни нет цены, мы всегда поступаем так, словно существует нечто ещё более ценное". Этими словами автор хотел сказать нам, что жизнь - бесценный дар. И жизнь эту человек должен прожить достойно, выбирая свои жизненные ценности. А что же такое жизненные ценности? Я считаю, что это фундамент, на котором строится вся жизнь человека.

    У каждого свои жизненные ценности. Например, для кого-то главное в жизни это богатство, слава, для кого-то власть, а для кого-то просто семья.

    Существует множество различных жизненных ценностей. Такие как доброта, дружба, честь, семья, любовь.

    В своём сочинении я хотел бы подробнее рассмотреть понятие дружбы. Я считаю что друг - это человек, который не бросит в трудной ситуации, поможет решить любые проблемы. На тему дружбы существует множество поговорок. Например: "Нет друга - ищи, а нашёл - береги".

    Эта поговорка говорит нам о том, что если у тебя нет друга, то ты должен найти его, а если он есть, то его нужно беречь, дорожить дружбой с ним. "Не имей сто рублей, а имей сто друзей". Читая эту поговорку мы понимаем, что деньги не выручат во всех бедах, а друг даже если и не поможет, то просто поддержит в трудной ситуации.

    На тему дружбы написано много песен и стихов. Например песня В. С. Высоцкого "Песня о друге". В ней поётся о том, что не каждый человек может стать другом. Эта песня прозвучала в кинофильме "Высота", который так же рассказывает нам о дружбе, взаимовыручке, о поведении людей в критической ситуации.

    Доброта также является жизненной ценностью.

    А что такое доброта? Я думаю, что доброта - это все те хорошие поступки, которые мы делаем по отношению к другим. Добрые поступки мы можем совершать не только для своих родных, друзей, но и для совершенно незнакомых людей. Уступить место в общественном транспорте - это добрый поступок, подобрать бездомное животное - это тоже добрый поступок.

    На эту тему написано множество литературных произведений. Например, М. А. Шолохов в рассказе "Судьба человека" описал добрый поступок Андрея Соколова, когда он усыновил Ванюшку. Этот поступок является не только добрым, но и благородным.

    Ещё одной жизненной ценностью является честь. У каждого уважающего себя человека есть собственная честь, совесть и собственное достоинство. Во времена благородных рыцарей честь стояла на первом месте. Для них она являлась чем-то священным. Но это не значит, что сей час эта жизненная ценность исчезла бесследно. Нет это не так. Есть замечательная крылатая фраза: "Береги платье с нову, а честь смолоду". Эта фраза нам говорит о том, что честь зарождается когда ты молодой и как ты себя покажешь, так о тебе и будут думать. Обратимся снова к рассказу "Судьба человека" М. А. Шолохова. Андрей Соколов, попав в плен к немцам, не уронил свою честь, отстоял своё достоинство.

    Семья и любовь также относятся к жизненным ценностям, которые являются самыми важными. Семья не может существовать без любви, а вот любовь может существовать без семьи. Это любовь к животным, окружающему миру, своей Родине. Любовь и семья являются актуальными темами в литературе. А. С. Пушкин в романе "Евгений Онегин" показал искреннюю любовь Татьяны к своей семье. Это была дружная, гостеприимная, весёлая семья.

    Закончить своё сочинение я хотел бы словами Павки Корчагина из романа "Как закалялась сталь" Н. А. Островского: "Самое дорогое у человека - это жизнь. Она даётся ему один раз и прожить её надо так, чтобы не было мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы...".

    Обновлено: 2017-10-29

    Внимание!
    Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
    Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

    Спасибо за внимание.