В чем отличие современного метода исследования от средневекового? Современный английский, в чем отличие

Вот за что я люблю наших читателей, так это за то, что одним-двумя предложениями они могут поставить задачу так, что не отвертишься. Буквально сегодня напечатана статья о китайских ССО. И сразу задание... Приведу цитату из комментария одного из читателей "ВО":

"Что есть "спецназ"? Никто толком уже не знает. Понятие расплылось до невозможности, да и изначально было не совсем ясно, что это такое. Попробуем танцевать от печки, то есть решать задачу от цели. Целей у военной спецуры две. Первая - способствовать победе в войне. И вторая - "тихая война", то есть обеспечение выполнения спецопераций в мирное время."

Знаете, уважаемые читатели, а ведь автор этого комментария прав. Мы слишком часто употребляем слово "спецназ", в принципе, не понимая значения этого понятия. Я вовсе не хочу обижать солдат и офицеров спецподразделений. Более того, я хочу сегодня примирить многих "врагов" и "противников" из числа наших читателей. Вспомните споры, которые почти постоянно возникают при обсуждении материалов о спец подразделениях.

Интересны эти споры тем, что... все спорщики правы и... не правы. Так бывает. И бывает только потому, что каждый говорит о личном опыте службы в спецназе. О личном! А спецназ разный...Разный не только по своим задачам или подготовке. Спецназ разный... по времени. Это структура настолько изменчива, насколько изменчива внешнеполитическая и военная обстановка. Спецподразделения мобильны по задачам и по времени точно так же, как по месту применения. Сегодня это контртеррористические операции, завтра -разведка, послезавтра - диверсии. А вчера - охрана особо важного объекта...

Подразделения специального назначения появились в нашей армии, наверное, во времена появления армии вообще. Как назвать, к примеру, засадные полки, которые широко использовались ещё во времена древней Руси? Как назвать отряд полковника Дениса Давыдова в период Отечественной войны 1812 года? Как назвать штурмовые бригады периода Великой отечественной? А команды снайперов, которые действовали не только в одной части или соединении, а и по всему фронту?

Иногда такие отряды создавались временно, для решения одной конкретной задачи, Но постепенно командование армии пришло к выводу, что готовить солдат таким образом достаточно сложно. Такая подготовка требовала времени. А это самый большой дефицит в современной войне. Напомню один исторический факт, о котором когда-то писал. Штурм Кёнигсберга Красной армией. Сколько времени понадобилось советским генералам, чтобы обучить солдат действиям при штурме этого города-крепости. Хорошо, что в этот период войны уже можно было позволить себе такие вольности.

Вспомним, как вообще появился спецназ в Советской армии. Некоторые из читателей вполне могут назвать себя ровесниками советского и российского спецназа.

Первые подразделения современного спецназа возникли около 70 лет назад. И возникли они не по прихоти конкретного военачальника. Это была насущная необходимость. Я пишу именно о подразделениях военной разведки.

Именно в то время перед военной разведкой основной задачей стал поиск и слежение за ядерным противника. Все прекрасно понимали, что средства ПВО и прочие меры недостаточны для нейтрализации этого вида вооружения. Даже одна бомба или ракета с ЯО сможет нанести такой урон, который просто лишит армию возможности к сопротивлению на конкретном участке, а возможно, фронте.

Тогда-то и появились подразделения специального назначения. Это были роты СпН ГРУ, расположенные в различных гарнизонах по всей территории страны. Задача таких подразделений была предельно простой - уничтожить конкретный объект противника. Либо лишить противника возможности применить ЯО хотя бы на какое-то время, необходимое для нанесения нашего удара по объекту.

Фактически роты СпН ГРУ были разведывательно-диверсионными подразделениями, которые готовились для проведения диверсионных действий на территории противника или на конкретном объекте. Это могли быть засады, налеты, уничтожение объектов военной инфраструктуры, диверсии на аэродромах. Спектр задач достаточно широк. Бойцы таких рот знали даже начальствующий состав объектов не только в лицо, но и многие личные данные. Очень помогли тогда историки. Опыт боевых действий в период Великой отечественной был просто неоценим. Изучались не только действия отрядов специального назначения, но и действия партизанских отрядов.

Кстати, именно тогда и родилось уважение к спецназу. Не всенародное. Секретность была высочайшей. Уважение профессионалов к профессионалам. Боевая подготовка, обученность и способность к ведению боя против превосходящих сил противника поражала советских офицеров и генералов. Практически любой из спецназовцев был готов воевать в одиночку. И эффективно воевать.

Это было время тех читателей из СпН, которым сейчас под и за 60...

Но, уже в конце 70-х задачи военной разведки существенно изменились. Наверное, точнее будет говорить о расширении задач. Да и необходимость тотального контроля за объектами с оружием массового поражения несколько отошла на второй план. Просто появилась возможность отслеживания таких объектов при помощи других средств. Многие читатели, наверное, помнят ноты Госдепа США и нашего МИДа друг другу. На таком-то объекте (все прекрасно понимали, что это пусковые установки баллистических ракет) шахты приоткрыты на 10 сантиметров...

Это привело к тому, что подразделения ГРУ стали разворачивать. На месте рот стали появляться уже войсковые соединения-бригады. А это несколько изменило подготовку самих солдат СпН. В соединениях служили уже специалисты разных специальностей. Кроме этого, спасибо Афганистану, в бригадах появились собственные вертолетные эскадрильи. Даже оставшиеся роты имели закрепленные за ними вертолеты. 4-6 вертолетов на роту.

Не могу не вспомнить об одной легендарной роте СпН ГРУ ГШ, которая очень здорово проявила себя именно в Афганистане. Просто в память о ребятах 459 орСпН... Созданная в декабре 1979 года на базе Чирчикского учебного полка СпН 459 ор стала первым штатным подразделением СпН в 40-й армии. Работала в Афганистане с февраля 1980 по август 1988 гг. Для тех, кто там был, раскрою секрет. Эта та самая рота, которую вы помните под названием "Кабульская рота". Разведка, доразведка и проверка данных, захват или уничтожение лидеров моджахедов, охота на караваны... Кстати, фильм с таким названием как раз на основе действий именно этих ребят. За время нахождения в составе 40-й армии рота провела более 600 операций в различных провинциях. Более 800 награждений... Это при численном составе в 112 человек...

Понимаю, что сейчас читатели ждут в развитие темы рассказ о Кавказе. О чеченской войне. Если у СпН был такой хороший опыт ведения БД в Афганистане, почему случались достаточно многочисленные провалы в Чечне? Ведь к этому времени в армии спецназов развелось, как тараканов на грязной кухне. Что же, надо быть честным и в этом вопросе.

Увы, но развал СССР сказался и на армии. Многие помнят этот момент. Когда мы стали "дружить" с вероятными противниками. Да ещё как дружить... Самые боеспособные, самые элитные подразделения и соединения были расформированы. В лучшем случае превратились в жалкое подобие прежних. СпН ГРУ это коснулось в первую очередь. "Друзьям" очень не хотелось, чтобы у России были подобные подразделения. Очень много офицеров тогда "ушли" именно из таких соединений и частей.

Так почему же в Чечне было много провалов? Я о конкретных причинах.

Первая, и, по моему мнению, главная причина, идиоты командиры. Те, которые, насмотревшись американских фильмов (или российских, вроде "Русского спецназа"), решили, что элитные бойцы способны в одиночку решить любую задачу. Достаточно только назвать подразделение спецназом и всё. Успех обеспечен. И не надо мотострелков, десантников, артиллеристов, летчиков. Тем более, что найти их в той армии, какую создало правительство Ельцина, было действительно сложно.

Потому СпН действовал как обычные войсковые подразделения. Забыт был опыт Афганистана. Вертолетов не давали. Работали автономно на большом удалении от основных сил. То, что мы гордо называли рациями, в горах стало просто хламом. УКВ диапазоны в горах неэффективны. А попытки поставить ретрансляторы заканчивались очередной диверсией.

Но самое главное, опять же повторюсь, люди. Даже в советское время, когда в армию приходили уже имеющие начальную военную и спортивную подготовку люди, в подразделениях СпН было достаточно мало срочников. Освоить за два года такую профессию почти невозможно. В 90-е спецназовцем становились через три месяца учебного подразделения. Кровью заплатил СпН за такой "опыт" наших военных и политических "реформаторов". Большой кровью...

Что же мы имеем сегодня? Можно ли назвать ССО России наследниками того, советского спецназа? В чем схожесть и в чем отличие?

Очень показателен в этом плане опыт ведения боевых действий в Сирии. Он, кстати, показывает отличие ССО не только во времени, но и в пространстве.

Открываем сообщения о проведении операции американским спецназом в Сирии или Ираке. И что мы читаем? В ходе операции были уничтожены такие-то и такие-то лидеры бандформирований. А также захвачены такие-то территории. В принципе, такое сообщение вполне вписывается в сценарий действия ССО. Да и в сценарий действий советского спецназа.

А теперь читаем сообщение о российских действиях. Офицеры российской армии по примирению сторон организовали встречу лидеров таких-то формирований с представителями армии Асада. Ещё несколько селений прекратили боевые действия. Читатели прекрасно понимают, что офицеры российской армии не из мотострелковых соединений прибыли. Служат там, где и положено служить войсковым разведчикам.

Как мне кажется, именно в этом и есть коренное отличие СпН советских времен от ССО 21 века. Более того, это отличие ССО России от ССО западных стран и США. Задачи разведки не изменились в целом. Примером этого стал подвиг Героя России Александра Прохоренко. Офицер, который честно выполнил свой солдатский долг. Выполнил ценой собственной жизни. Ценой подвига... Но это только одна сторона медали.

Кавказские войны научили нас не только тому, что враг должен быть уничтожен. Они научили нас и другому. Не каждый враг является врагом. В стане противника достаточно людей, которым эта война уже поперек горла. И такие люди, если им дать возможность, становятся самыми ярыми борцами за мир и порядок. Потому и рискуют российские офицеры жизнью, встречаясь с лидерами бандформирований, территориальной обороны, радикальными исламистами. Тут и за примером далеко ходить не надо. Лидер одной из кавказских республик...

В завершение статьи хочу вернуться к самому началу. К тому, что я сегодня "помирю" многих читателей. Как видите, специальные подразделения в армии не "застывшие статуи". Это постоянно развивающиеся, растущие "организмы". Что-то появляется. Что-то исчезает как ненужный рудимент. Меняются цели и задачи. А значит, личный опыт любого из тех, кто служил в таких подразделениях, не всегда соответствует тому, с чем сталкивался боец в другое время. Категоричность в суждениях тут вредит.

Российские ССО были, есть и будут плоть от плоти СпН ГРУ ГШ СССР. Они просто "выросли". Дети всегда вырастают. И, как ни парадоксально, не всегда похожи на родителей. Общие черты есть, но это другие лица, другие мысли, другое мировоззрение. А потом будут "внуки". Со своими лицами... Но все это одна семья. Мы ведь тоже чьи-то дети и внуки. Об этом надо помнить всегда.

Любой язык идет в ногу с обществом и технологиями, отображая все социальные изменения и нововведения. Поэтому и английский, который вы учили в школе много лет назад, уже изменился и, если вы заграницей начнете на нем говорить, местные житель решат, что вы вышли из прошлого века. Конечно же, язык поменялся не кардинально, грамматика мало подвержена изменениям, и происходит это очень медленно, а вот лексический состав пополняется с огромной скоростью. Давайте посмотрим, чем отличается современный английский.

1.Устаревшие выражения английского языка

Некоторые фразы и слова со временем теряют свой смысл и все реже употребляются населением, оставаясь лишь в словарях и учебниках. Именно так происходит с некогда популярными вопросами «How do you do? », «Have you a moment? » или выражениями типа «It rains cats and dogs ».

2.Изменившаяся грамматика

Хоть мы и отмечали, что грамматика меняется очень медленно и редко, все же население старается облегчить язык. Так, модальные глаголы shall и ought остались лишь на страницах книг, а в современном употреблении все чаще появляются will, should и can . Аналогичным образом популярными становятся going to , need to , have to и want to , которые первоначально употреблялись только в разговорной речи. Пассивный залог, который, как мы знаем, образуется с помощью глагола to be и третьей формы глагола, возможно выразить и используя глагол get . Конечно, смысловой оттенок немного другой (в частности, может быть отрицательная коннотация I got robbed ), однако эти различия со временем стираются.

3.Сленг английского языка

Разговорная речь ярче всего отображает то, как сильно изменился язык. Порой сложно понять, о чем говорится, именно из-за этих новых сленговых слов, которых нет ни в одном учебнике. Мы приведем лишь некоторые наиболее популярные примеры и их синонимы:

Yep – да (оно же yes)
Dude – чувак, братан
Fox – красотка (pretty woman)
Awesome – удивительно, офигенно (cool, great)
Whatever- не важно, мне всё равно, наплевать (never mind, I don`t care)
Gonna- собираться что-либо сделать (to be going to) Swag – классный (cool) Geek- идиот, чокнутый (nerd, dork)
Epic fail- подстава, полный провал (large failure)
Dunno- Я не знаю (I don`t know)
Wanna- хотеть (to want)
Bro- брат, в значении друг (friend)
No worries- без проблем (No problem)

4.Сокращения

Интернет просто переполнен сокращениями. Без них не понять ни одного сообщения или чата. А что делать, если самому хочется переписываться с англичанином и не выглядеть при этом глупо? Давайте разберемся, что же скрывается за этими коварными буквами.

Thx/tnx – thanks
B - be
asap - as soon as possible
b4 – before
bout – about
C – see
idk - I don"t know
gr8 – great
ttyl - talk to you later
wht – what
np – no problem
yw – you’re welcome
U/Y – you
cnt - can"t
gd- good
rly –really
afaik –as far as I know
btw – by the way
sy – see you
luv – love
n – and
r – are
1t – want
2 - too, to

Некоторые, кстати, вошли в русский язык и активно употребляются молодежью:

IMHO и FYI – по моему мнению (In My Humble Opinion, For Your Information)
LOL – громко смеяться (laughing out loud)
PLZ и PLS – пожалуйста (please)
WTF – какого черта? (what the fuck?)
OMG – О, боже! (Oh, my God!)

5.Где найти

Конечно, нам всем хочется быть в курсе событий и не отставать от мира, дабы не выглядеть глупо. И, хотя, на первый взгляд кажется, что весь этот современный английский можно услышать только из уст носителя языка, это вовсе не так. Существует масса ресурсов, в которых можно встретить современные выражения. Это известные нам фильмы и сериалы, в которых огромное количество диалогов; журналы и газеты, все чаще использующие простой разговорный стиль изложения; книги, правда, не классические, написанные в 19 веке, а современные; и песни.

Инструкция

Некоторые родители отрицательно относятся к садам, предпочитая оставлять ребенка с бабушкой или няней. В большинстве случаев это связано с не очень хорошей репутацией этих учреждений. Ведь известно много случаев, когда малыша били воспитатели, другие дети, да и сами условия нахождения там были не на высоте.

В настоящее время предоставляется широкий выбор детских садов, куда можно водить своего ребенка. Есть и обычные муниципальные дошкольные учреждения, а есть и частные сады, занимающиеся с детьми по разным программам. Конечно, посещение последних является платным, а порой и совсем недешевым, но зато позволит избежать многих проблем, связанных с детскими садами.

Современные сады перетерпели ряд изменений в лучшую сторону. Это касается и их внешнего вида, использования детского инвентаря, увеличения числа кружков. Многие государственные сады оборудованы бассейнами, спортивными залами с детскими тренажерами. Контроль за процессом обучения и содержания детей ужесточился, да и сами воспитатели заинтересованы в том, чтобы их посещало большее количество ребят, т.к. от этого зависят их заработные платы.

Частные детские сады отличаются своим многообразием и предоставляют разные дополнительные услуги. В некоторых таких учреждениях увеличены часы работы до 9 часов вечера, другие работают круглосуточно и есть возможность забирать ребенка только на выходные. Этот вариант хорошо подходит очень занятым родителями или тем, кто ездит в командировки.

Частные сады чаще всего занимаются по определенным программам. В последнее время очень модной стала методика Монтессори, которая развивает ребенка как личность. Суть ее заключается в том, чтобы не обучать малыша, а помогать ему в самопознании мира. Занятия предоставляют свободу выбора, и каждый ребенок занимается тем, что ему интересно. При этом воспитатель должен в нужный момент помочь ему и направить в нужное русло. Особое внимание уделяется творческим занятиям, но не обходится без внимания и получение необходимых знаний. Т.е. это не воспитатель приносит новую информацию, а дети ее воспринимают, и они сами доходят до этого с помощью взрослого.

Достаточно широкой популярностью стали пользоваться вальдофские детские сады, которые похожи на методику Монтессори отсутствием процесса обучения через обычные занятия. Группы в таких учреждениях состоят из детей разных возрастов и напоминают обычную семью, где младшие учатся у старших, а те помогают малышам. Воспитатель больше похож на маму, чем на учителя, и сама атмосфера соответствующая. В этих садах адаптация ребенка происходит намного быстрее, малыш хорошо развивается и изучает окружающий мир. Много занятий идет на обучение разным ремеслам, в том числе шитью, вышиванию для девочек; столярному делу, гончарству для мальчиков. Минусом такого детского сада является то, что там не дают знаний, необходимых для школы. И если ребенок идет после него в обычный класс, ему будет достаточно сложно адаптироваться к обычным урокам.

Существует еще много программ, направленных на быстрое и легкое восприятие ребенком знаний в разных областях, по которым занимаются детские сады. К ним относятся методики Глена Домана, Никитина, Зайцева и др. Все они при правильном использовании дают хорошие результаты и позволяют малышу намного проще воспринимать информацию в школе.

Даже в муниципальных детских садах воспитатели часто придерживаются одной из новых методик. Главное, правильно выбрать нужный сад. Для этого стоит узнать побольше информации об этом учреждении, поговорить с родителями, которые водят туда своих детей, поприсутствовать на занятиях, а потом понять, стоит ли отдавать своего ребенка или поискать что-то другое. Хороший детский сад поможет ребенку развиваться полноценной личностью с учетом его индивидуальности.

Когда и где появился первый гомо сапиенс (человек мыслящий)? Современные исследования утверждают, что это произошло около 200-250 тыс. лет назад в джунглях Южной Африки. Во всяком случае, именно тогда уже жили существа, ничем не отличающиеся от нас. Однако род людской начался значительно раньше - были и до нас «герои своего времени». Поэтому пытливому исследователю всегда хочется узнать: а чем отличается современный человек от древнего человека, и насколько глубоко?

Для начала давайте определимся с терминами. В этой статье мы будем рассматривать различия между нами и нашим самым ближайшим предшественником – неандертальцем. Ученые зачастую называют его древним человеком. Сами мы именуемся кроманьонцами и практически ничем не отличаемся от наших далеких предков, а вот с неандертальцами различия есть, и значительные.

Примечание. В Европе появление людей с чертами протонеандертальца датируется временным промежутком в 350–600 тысяч лет назад, а последние неандертальцы исчезли примерно 25–35 тысяч лет назад.

Дело в том, что, несмотря на почти полное биологическое сходство, существует масса нюансов, отличающих современного «джентльмена» (кроманьонца) от его пращура (неандертальца). Это относится и к внешнему виду, и к эмоционально-духовной составляющей людей, живших сотни тысяч лет назад.

В качестве справки уточним, что в научном мире уже не первое десятилетие ведутся жаркие споры на тему, действительно ли мы прямые потомки неандертальцев. Кто-то считает их независимой ветвью человеческого рода, кто-то – эволюционной ступенькой, расположенной сразу под нами. Есть факты, подтверждающие и ту и другую гипотезы. Мы недостаточно компетентны, чтобы оспаривать чьи-либо теории. Поэтому будем придерживаться классического взгляда, что неандертальцы – наши непосредственные прародители, во всяком случае до тех пор, пока неопровержимо не будет доказано обратное.

Родня? Или нет?

Встречаем по одежке…

Если рассматривать древнего человека с медицинской точки зрения, то он практически полностью идентичен современному. Конечно, есть кое-какие отличия, но они не играют существенной роли. Однако имеются явные внешние расхождения, на которые невозможно не обратить внимание. Коротко остановимся на основных отличиях:

  • Строение черепа. Лоб был низок и покат. Мощные надбровные дуги. Серое вещество было уже достаточно объемным – значительно большее, чем у обезьяны, и даже немного превосходящее объем мозга современного человека. Небольшой, скошенный подбородок.
  • Длинные передние конечности, характерный наклон вперед – однако перед нами все-таки уже не обезьяна, а человек. Высокая волосатость тела, но уже не шерсть.
  • Слабо развитый речевой аппарат. Древний человек общался при помощи примитивного набора звуков, выражающих малый ряд самых необходимых сигналов – тревога, гнев, угроза или любовные знаки.
  • Более широкая и толстая кость. Сильная челюсть, способная рвать большие куски мяса.

Если соединить все, что мы перечислили, в один образ, то мы увидим, что древний человек очень похож на обезьяну. Но, несмотря на это, он стоит выше ее на эволюционной ступеньке и в то же время ниже нас. На основании чего сделали мы такой вывод? Читаем дальше.

Примечание. Чтобы не перегружать статью повторами, описание внешности современного человека мы дадим ниже, в сравнительной таблице.

Провожаем по уму…

А сейчас мы перейдем к самым интересным и существенным особенностям первобытного жителя, которые наглядно демонстрируют отличие современного человека от древнего человека.

  • Огромное значение имеет развитой речевой аппарат. Причем его продвинутость зависит от уровня мышления, умений и знаний, жизненного опыта и навыков, накопленных и переданных предыдущими поколениями. Поэтому речь человека – это не только широкий или узкий набор слов, звуковых сигналов. Это показатель интеллекта, умения мыслить, выстраивать логические связи между различными явлениями и событиями.
  • У древнего человека все эти достаточно обыденные для нас вещи были в зачаточном состоянии. В большинстве случаев он не мог связать два похожих явления в одну цепь, и в результате многие его действия мало чем отличались от реакции рядовых представителей животного мира. Древний человек был чем-то похож на маленького ребенка, у которого нет взрослых родителей, способных передать ему свой опыт и навыки. Он на всю жизнь застывал в этой стадии. Накопление опыта и продвижение вперед по эволюционной лестнице длилось десятки тысяч лет.
  • Соответственно, мышление у древнего человека опиралось на эмоциональную сторону, создавая неконтролируемую реакцию на окружающий мир, основанную в первую очередь на инстинктах. Логика, рационализм, здравый смысл, которые зачастую подавляют наши инстинкты, – все это отсутствовало у нашего первобытного предка или же пребывало в начальной стадии развития.
  • И, пожалуй, еще одна очень важная ступень – социальные отношения в обществе. Современный человек воспитан на огромном количестве социально-общественных установок, преступить которые для большинства из нас если и возможно, то только в исключительных обстоятельствах. Для древнего человека существовал только один закон – закон стаи. У него не было каких-то моральных ценностей или добродетелей. В этом отношении древние люди еще долгое время оставались на животном уровне.

Все вышесказанное подводит нас к мысли, что принципиальные отличия современных людей от древних лежат не в области «материи», а в области «духа». Осталось только упорядочить все факты в сравнительной таблице.

Сравнение

Еще раз хотим подчеркнуть, что в статье представлен не полноценный научный анализ, а только обобщение и сравнение давно известных фактов.

Таблица

Древний человек Современный человек
Внешние отличия:
  1. Приплюснутый лоб, развитые надбровные дуги, сильные челюсти, маленький скошенный подбородок.
  2. Прямохождение на двух конечностях с наклоном вперед. Длинные, до колен руки. Сутулость.
  3. Обильный волосяной покров, местами похожий на шерсть.
  4. Тяжелый, массивный скелет
Внешние отличия:
  1. Высокий лоб, в меру развитые надбровья и относительно слабые челюсти с хорошо обозначенным подбородком.
  2. Строго вертикальная осанка, сутулость является признаком болезни. Пропорционально развитое тело.
  3. Волосяной покров присутствует в очень малой степени (в сравнении), а у многих современников его вообще нет.
  4. Относительно легкая, узкая кость
Примитивный речевой аппарат. Однако уже значительно превосходящий таковой у наиболее развитых животных Отлично развитая речь. В мире нет ни одного вида животных, который, хотя бы издали, был похож на современного человека в этом аспекте
Примитивность мышления. Отсутствие логического и рационального мышления. Полное подчинение инстинктам и эмоциональным порывам Глубокое, многоуровневое мышление. Современный человек (в основном) руководствуется здравым смыслом и логикой, а не чувствами и эмоциями. Во всяком случае, вполне на это способен
Социальные отношения стоят на самом низком уровне. Нет основополагающих понятий «добра и зла». Все сводится к стайному инстинкту Наш современник опутан социальными отношениями, условиями и догмами. Они настолько вросли в его душу, что зачастую выходят на уровень природных инстинктов (у лучших представителей человеческой цивилизации)

И все-таки мы одной крови - ты и я

В итоге можно смело утверждать, что современный человек значительно отличается от древнего пращура. Причем основные отличия приходятся не на биологию и физические данные, а на духовную, разумную сущность. Однако, как бы ни спорили ученые, в чем разница между современным человеком и древним человеком, как бы ни доказывали, что они и мы - это небо и земля, авторы придерживаются иной точки зрения. Несмотря на все различия, древний человек является нашим предком, и ему нынешние «аристократы духа» обязаны своим происхождением. Просто сотни тысяч лет назад человек был очень молод и смотрел на огромный мир вокруг себя детскими глазами. Сегодня мы уже взрослые и многое понимаем. Вот и вся разница. Мы выросли.

До сих пор не знаете, чем отличается Возрождения от искусства Просвещения? Постоянно забываете об особенностях modern art и contemporary art? Мы создали для вас краткий путеводитель по истории искусства от наскальной живописи до современного искусства!Свободный Казалось бы, каждый видит явное отличие современного искусства от искусства прошлых столетий. Зачастую мы слышим о том, что современное искусство обвиняют в отсутствии эстетизма, художников нашего времени – в непрофессионализме, а сферу культуры в целом представляют как находящуюся в кризисном положении. Но так ли это? Может быть, это очередная фаза эволюции в творчестве и интерпретации мира? Чтобы ответить на этот вопрос, необходим краткий дискурс в историю искусства.Итак, начать следует с наскальной живописи , первобытных танцев, украшений в древнем каменном веке. Здесь все очень просто и понятно. Большинство творений связаны с ритуалами, обрядами, верованиями. Даже небольшая часть сохранившегося дает возможность прикоснуться к древности, окунуться в культуру наших истоков.Дальше, безусловно, следует говорить об античности . Искусство античности оказывало огромное влияние на последующие эпохи и до сих пор считается эталоном прекрасного. Первыми появляются шедевры Микенской и Минойской культуры, а именно: расписная керамика, возникшая еще в VI в. до н.э. Морские, флоральные мотивы росписей отображали тот мир, в котором жили мастера, мир, где человек есть часть природы.Греческая культура , пришедшая на смену Микенскому или Минойскому периоду, существовала под эгидой триады Красота-Истина-Благо, была пропитана философией и мудростью. Прекрасное заключалось в математической гармонии, богатом содержании и истинности. Внимание искусства переключается на человека. Например, все скульптуры, изображающие мифологических персонажей, богов, созданы по образу человека. Прекрасным называется то, что приятно для взора и слуха. При этом художники подражают природе, пытаясь найти идеальные формы. Мастер возводит себя в статус творца. Религиозное мышление также остается важным компонентом.Средневековье – сакральное время в искусстве. Здесь оно выступает в качестве визуализатора Священного Писания. Иконопись делает Писание более доступным, так как язык живописи понятнее, нежели язык словесный. Через икону Бог соприкасается с верующими. Архитектура Средневековья также возвеличивает Бога: готические храмы стремятся к небу, монастыри и соборы романского стиля подчеркивают роль церкви в жизни человека. Важная черта искусства Средневековья – символизм. Искусство пропитано скрытыми смыслами, знаками, образами. Помимо этого автора становится не важна, он выступает транслятором, а икона – окном, через которое мы можем приблизиться к Богу.
Эпоха Возрождения тоже апеллирует к связи между божественным и человеческим, но отдает главную роль человеку. Отвергаются авторитеты, в том числе философские. Появляется интерес к науке и искусству. Художник – это теперь универсальный человек, сотворец. Происходит реабилитация сферы чувственного. Искусство Возрождения просвещает темное Средневековье. Отстаивается право на художественный вымысел. Художники делают необычайный прорыв в своем творчестве: появляется перспектива, объем, многообразие красок, реабилитируется внешняя, телесная красота. Возрождение есть эпоха возвращения к античности и ее усовершенствования в эмоциональном и чувственном плане.
Эпоха Просвещения – еще более глубокое понимание античной классики. Если Возрождение – эмоциональность, то Просвещение – рациональность. Мир меняется, яркими вспышками мелькают научные открытия. Но искусство остается одним из ключей к пониманию, изменению мира. В это время, что не мало важно, возникает художественная инфраструктура: первые художественные музеи нового типа – в Лондоне (1753) и Париже(1793), академии художеств и журналы об искусстве. Поднимаются проблемы вкуса, развивается художественная критика. Постулируется факт необходимого включения художника в процесс общественной жизни. «Искусство – это не просто подражание, выражение чувств, это продолжение жизни и сфера свободного самопознания духа». Подлинное произведение искусства возможно только при глубоком погружении в него. Так эпоха Просвещения торжеством разума ознаменовывает переход классического искусства на новую фазу развития.
Неклассическое искусство начинается с (1848-1853), которые выступали против академизма и всех прежних устоев классики. Мастера использовали манеру художников Раннего Возрождения , считая, что искусство этого времени пропитано истинной красотой и лишено излишней метафоричности. К Прерафаэлитам относились сначала как к революционному движению, позже они все-таки были признаны, но к середине XX века интерес к их творчеству снова угас.В конце XIX века появляется новое направление в искусстве – импрессионизм , который еще строже закрепляет переход искусства на новый этап. Термин «импрессионизм» берет за основу название картины «Впечатление. Восходящее солнце» Клода Моне. Импрессионизм характеризуется особым восприятием действительности, главная задача которого есть запечатление изменчивого реального мира, передача прежде всего впечатления, а не умозрительного образа. Новое направление – это идеал мимолетности, вчувствования, легкости нашего восприятия.На полотнах К. Моне, О. Ренуара, Э. Дега и других великих импрессионистов мы видим жизнь в чувственной форме, близкой к границе субъективности, но не переступающей ее. Размытость, шаткость изображения и особенности композиции побуждают фантазию создавать образы знакомые каждому – те впечатления, которые не могут четко закрепиться в нашей памяти, но которые дают возможность познавать мир. Кроме того, импрессионизм стремится избавить познание от дробности, позволяя взглянуть на мир в его целостности и единстве всех частей здесь и сейчас. Так импрессионизм положил начало первого периода современного искусства, а именно Modern art .Архитектура модерна отличается новыми формами, отказом от прямых линий и углов, поиском новых нестандартных материалов (металл, стекло). На живопись и скульптуру большое влияние оказал символизм. И здесь мы можем увидеть прямую связь современного искусства и искусством Средних веков. Кубисты, дадаисты, футуристы используют аллегорию, двусмысленность подобно тому как иконопись использует символы и образы. Модернизм тем самым подтверждает теорию о цикличности в развитии искусства. Наиболее чувственной к повторам оказалась авангардная музыка. Современность пересмотрела свое отношение к тембру, ритму, тону.Современное искусство стало концептуальным, произошло ослабление эстетического чувства. Здесь мы видим также тенденцию сближения идей современного искусства с некоторыми идеями эпохи Просвещения, относительно интеллектуализации искусства.Во второй половине XX века наступает второй период современного искусства, а именно contemporary art . Оно сформировалось как поиск альтернатив модернизму. Это выразилось в форме новых материалов, образов, изменений в способах творчества. Заметно усилилась социальная направленность в искусстве. Искусство не просто подражает миру, оно формирует другую реальность, в которой отражается мир действительный. Появляются новые жанры: перформансы, хеппенинги, лэнд-арт, digital… Искусство перестает быть за стенами музеев и галерей, оно выходит на улицы, внедряется в общественное пространство, разрушает преграды между идеей и сознанием человека. Современное искусство говорит с нами, оно имеет скрытые смыслы, которые хотят быть открытыми и понятыми каждым.
Подводя итог, выделим основные отличия современного искусства от искусства классического:
  • Концептуальность. Прямая связь с философией и идеологией.
  • Открытость субъективным смыслам. Выстраивание коммуникации со зрителем, путем вовлечения его в арт-процесс (акционизм, перформанс, инсталляция).
  • Разрушение классического позитивного представления о прекрасном, возвышенном, гармоничном. Современность называет прекрасным то, что раньше было табуировано или пугало и отталкивало.
  • Интерпретация классических образов посредством отказа от классических ценностей.
  • Две крайности: значимость личности автора или его полная анонимность
  • Вариативность образов, материалов, проблематик.
  • Безусловно, современное искусство очень много принципов заимствовало из классики. Существуют разные точки зрения относительно регрессивного или прогрессивного развития. Здесь все субъективно. Однако, единственное, о чем стоит сказать, так это о взаимозависимости творчества и окружающей действительности. Переход от классики к современности был весьма значительным и ярким моментом в нашей истории. Не стоит забывать, что тот или иной поворот в развитии искусства есть результат изменений в мироощущении , вызванный в свою очередь теми или иными преобразованиями в культуре и жизни как отдельного человека, так и общества в целом.Мост – журнал об искусстве и культуре. Поможем разобраться в любых видах искусства!