Аксаков, сергей тимофеевич. Сергей аксаков краткая биография

Сергей Аксаков - русский писатель, поэт, критик. «Аленький цветочек» - сказка, известная всем с детства. Биография Аксакова изучается в школе вскользь. Этот писатель занимает в общеобразовательной программе весьма скромное место. Большая часть его трудов знакома лишь литературоведам. Кем был создатель «Аленького цветочка»? Какие художественные произведения он написал, помимо всем известной сказки? Биография Аксакова Сергея Тимофеевича - тема статьи.

Ранние годы

Будущий писатель родился в конце восемнадцатого столетия, в Уфе. Отец его был прокурором. Мать происходила из старинного дворянского рода, представители которого в восемнадцатом веке были сплошь чиновниками и людьми передовых взглядов. Биография Сергея Аксакова началась в атмосфере любви и внимания. Книги он полюбил с детства. Сергей декламировал стихи и пересказывал сказки, в четыре года уже свободно читал и, кроме того, обладал удивительной наблюдательностью. Словом, имел все шансы стать впоследствии выдающимся писателем.

Гимназия

Биография Сергея Аксакова содержит тяжелые годы болезни. С матерью в отрочестве он разлучался нечасто. В девятилетнем возрасте мальчик был отправлен в гимназию, однако вскоре возвращен в родной дом. Дело в том, что писатель с детства страдал эпилепсией. Мать не хотела разлучаться надолго с сыном, а приступы падучей у Сергея окончательно укрепили ее в решении перевести его на домашнее образование.

Спустя два года Аксаков все же вернулся в гимназию. Находилось это заведение в Казани и позже было реформировано в университет. Здесь будущий писатель впоследствии продолжил обучение.

Любитель словесности

Сочинять еще в студенческие годы начал Сергей Аксаков. Биография его свидетельствует о стремлении к писательству, проявившемся в юном возрасте. Он писал очерки и заметки для студенческой газеты. В годы учебы начал сочинять стихи. Ранние произведения Аксенова были созданы под влиянием поэтов-сентименталистов. Герою сегодняшнего повествования едва исполнилось шестнадцать, когда он вступил в общество любителей словесности и принял участие в организации студенческого театра.

Краткая биография Аксакова изложена в этой статье. Тем же, кто интересуется темой жизни и творчества русского литератора, стоит прочитать одну из его книг. Биография Аксакова как нельзя лучше изложена в «Семейной хронике», работу над которой автор начал в довольно зрелом возрасте.

Начало творчества

После окончания университета он уехал в Москву. Спустя год - в Петербург. Там свел знакомство с известными литераторами и прочими людьми искусства писатель Аксаков. Биография - жанр, который всегда интересовал его. А потому многим из своих товарищей писатель посвятил очерки. Так, из-под пера Аксакова вышли жизнеописания знаменитого в девятнадцатом веке актера Якова Шушерина и поэта Гавриила Державина.

В годы войны

В 1811 году писатель приехал в Москву, но спустя год, по понятным причинам, вынужден был покинуть столицу. Более пятнадцати лет Сергей Аксаков провел в Оренбургской губернии. Столицу он посещал лишь наездами. В этот период Аксаков серьезно увлекся переводом классической прозы. Интересовала его как современная ему литература, так и античная. Аксаков перевел трагедии Софокла, несколько произведений Мольера и Буало.

Семья

Женой писателя Аксакова была Ольга Семеновна Заплатина - дочь генерала, служившего под руководством Суворова. Спустя год после свадьбы на свет появился первенец Константин. Всего в этом браке было десять детей. Некоторые из них пошли по стопам отца и стали выдающимися литературными критиками. Аксаков с семьей прожил несколько лет в деревне под Оренбургом. Но вести самостоятельно хозяйство ему не удалось. А потому Аксаковы перебрались в Москву. Здесь писатель поступил на государственную службу.

Снова в столице

В Москве Аксаков занял должность цензора, но вскоре был уволен. В тридцатые годы произошло событие, которое негативно сказалось на судьбе писателя. В «Московском вестнике» был опубликован очерк, содержание которого вызвало негативные эмоции императора. В связи с этим произвели расследование. Арестовали цензора, который пропустил фельетон. Опасность нависла и над главным редактором журнала. Неожиданно в полицию явился автор опасного очерка. И это был не кто иной, как Сергей Аксаков. На писателя было заведено уголовное дело, и только знакомства с высокопоставленными чиновниками уберегли его от ареста.

Последующие годы писатель испытывал серьезные материальные затруднения. Ему долгое время не удавалось возвратиться на службу. Виной всему был тот злополучный фельетон. Когда же Аксакова восстановили в должности цензора, начались новые проблемы.

Писатель курировал журнал «Московский телеграф» и другие издания. В некоторых из них он числился, как сегодня бы сказали, внештатным сотрудником. Для того чтобы избежать обвинения в необъективности, он большую часть очерков опубликовал под псевдонимом.

Театр

В начале двадцатых годов девятнадцатого века, безусловно, существовало такое понятие, как «литературная критика». Что же касается театрального искусства, то здесь ни о какой оценке не могло быть и речи. Актеры, играющие на сцене императорских театров, находились «на службе Его Величества», а потому их работа не могла подвергаться критике.

В середине двадцатых годов произошло некоторое ослабление цензуры, после чего в периодических изданиях время от времени начали появляться относительно смелые статьи, посвященные новостям в мире искусства. Аксаков стал одним из первых театральных обозревателей в Москве. Большинство его статей все так же публиковалось под псевдонимом. Поэтому сегодня неизвестно, сколько именно рецензий и очерков принадлежит перу русского писателя.

Гоголь

Этому писателю Аксаков посвятил одну из своих книг. Встреча с Гоголем произошла в 1832 году. Это событие стало переломным в биографии Сергея Аксакова. Он восхищался талантом Гоголя, но вскоре между ними произошел разлад. Известно, что написание поэмы «Мертвые души» привело к тому, что русские критики разделились на два лагеря, к одному из которых принадлежал Белинский. Вторая часть этого произведения, недошедшая до сегодняшних дней, вызвала бурную полемику в литературных кругах. В основном современники Гоголя отнеслись в ней негативно. Возможно, в этом причина размолвки между автором «Мертвых душ» и Аксаковым.

Когда после смерти Гоголя герой этой статьи написал о нем в своей автобиографической трилогии, ему пришлось учитывать цензуру и возможное неприятие современников. Несмотря на это, книга «История моего знакомства с Гоголем» стала важнейшим источником для биографов и образцом русской мемуарной прозы.

Поздние произведения Аксакова повествуют о природе, охоте и рыбалке. Главные мысли творчества этого писателя - целительная сила природы, нравственность патриархального уклада жизни. Литератор ушел из жизни в возрасте 67 лет. В мае 1859 года, в Москве закончилась биография Аксакова.

«Аленький цветочек» и другие произведения для детей

Самые известные книги, созданные Аксаковым для юных читателей:

  1. «Детские годы Багрова-внука».
  2. «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии».
  3. «Аленький цветочек»

«Детские годы Багрова-внука» вошли в автобиографическую трилогию. Это произведение по жанру можно отнести к воспитательному роману. О чем эта книга?

Главный герой - болезненный и впечатлительный мальчик. Мать предпринимает всяческие меры, дабы излечить своего сына от тяжелого недуга. Но когда здоровье мальчика крепнет, заболевает и она. Врачи подозревают чахотку. Сергея отправляют в родовое имение, где он с удовольствием предается чтению. Книги ему дарит сосед Аничков.

Когда мать выздоравливает, отец приобретает у башкир огромный земельный участок под Уфой. Здесь Сережа проводит незабываемое лето. Вместе со своим родственником он охотится на перепелов, ловит бабочек.

Это произведение, по утверждению самого автора, представляет собой историю его детство. «Детские годы» лишены художественного вымысла. В них присутствуют лишь реально существующие лица. Автор изменил имена, поскольку родственники его возражали против огласки теневой стороны семейной жизни.

Другие книги

В статье изложено описание значимых периодов в творчестве такого выдающегося прозаика, как Сергей Тимофеевич Аксаков. Биография для детей создается на основе данных о раннем периоде знаменитой личности. Юным читателям малоинтересно, с каким из русских критиков Аксаков водил дружбу, за что едва не попал в тюрьму и какую должность занимал. Что касается взрослых, то им, чтобы узнать больше о личности русского классика, стоит прочитать следующие автобиографические произведения:

  1. «Литературные и театральные воспоминания».
  2. «Семейная хроника».

Другие произведения Аксакова: «Собирание бабочек», «Марфа и угар», «Женщина-лунатик», «История моего знакомства с Гоголем», «Новый Парис».

Имя Сергея Тимофеевича Аксакова, в первую очередь, неразрывно связано с «Детскими годами Багрова-внука» и «Аленьким цветочком». Эти произведения занимают отдельное место не только в русской, но и мировой литературе.

Творческий «диапазон» Сергея Тимофеевича Аксакова гораздо шире. Будучи заядлым рыбаком и охотником, весь свой собранный богатейший опыт он воплощает в «Записках об ужении рыбы», вышедших в 1847 году, «Записках ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852), «Рассказах и воспоминаниях охотника о разных охотах» (1855).

Талантливый литературный и театральный критик, Аксаков тонко подмечает нюансы театральной жизни, что излагает затем в "Литературных и театральных воспоминаниях" (1858). По признанию многих литературоведов «Семейная хроника» Аксакова наполнена необъятной глубиной и широтой повествования, придающей значительность маленькому миру «хроники». К сожалению, из-за болезни неоконченной осталась "История моего знакомства с Гоголем", которая, несомненно, могла бы стать «жемчужиной» творчества С.Т. Аксакова.

В произведениях С.Т. Аксакова читателю открывается незамысловатый, простой и размеренный уклад нескольких поколений семьи, живописные картины природы. Язык произведений Аксакова чист, легок и совершенен.

Родился Сергей Тимофеевич Аксаков в 1791 году в Уфе. Его отец, Тимофей Степанович, служил прокурором, мать, Мария Николаевна, потомственная аристократка, была очень умна и начитана. Сергей не просто любил, скорее, боготворил свою мать, отвечая на ее лаку, любовь и дружбу. Под влиянием матери Сергей увлекается литературой, старается подмечать интересные факты в природе, развивает чувство прекрасного.

Детство Сергея Аксакова прошло в имении отца - Ново-Аксаково Оренбургской губернии.

После домашнего обучения мальчик поступает в Казанскую гимназию, продолжает обучение он в Казанском университете. В гимназии у него просыпается стихотворный талант, и он начинает писать стихи. В студенчестве он с головой уходит в постановки студенческого театра, декламирует стихи. Слава о юном чтеце разносится по всей России, и даже Гавриил Романович Державин желал скорейшего приезда юноши в Петербург, чтобы услышать его чтение.

Петербургская жизнь 17-летнего Сергея Аксакова начинается с поступления на службу в качестве государственного чиновника. В Северной столице его знакомят с Г.Р.Державиным, А.С.Шишковым, он начинает посещать шишковскую «Беседу любителей русского слова». Затем, в 1811 году Аксаков переезжает в Москву, где начинает заниматься переводами пьес Шиллера, Мольера, Буало, входит в близкий театральный круг Москвы, выступая в качестве театрального критика.

В 1812 году в свет выходит первая басня Аксакова «Три канарейки».
Московская жизнь по душе Аксакову, он становится центром театральной и литературной жизни столицы. Молодая жена, О.С. Заплатина, которую Аксаков привел в дом в 1816 году, проявляет себя радушной хозяйкой. Вся Москва на протяжении многих лет знала про аксаковские «субботники», где собирался весь «цвет» культуры и искусства. Частыми гостями у Аксаковых были актеры, историки, писатели, преподаватели вузов. С весны 1832 года в дом Аксаковых вхож Н.В. Гоголь, который на протяжении всей жизни сохранит привязанность к этой семье.

С взрослением сыновей, Константина и Ивана, в доме Аксаковых начинает собираться другое общество. Деятелей искусства сменяют славянофилы. Сергей Тимофеевич принимает активное участие в спорах с А.С. Хомяковым, братьями Киреевскими.

В 1837 г. Сергей Тимофеевич переезжает в недавно купленное им имение Абрамцево, чтобы в тишине и покое начать работу над «Семейной хроникой». Проблемы со зрением наталкивают Сергея Тимофеевича на решение об оформлении своих мыслей в труды. Он, Аксаков, в эпиграфе к «Запискам об ужении рыбы, пишет, что собирается уединиться на лоне природы в тишине и покое. Это - четко намеченная линия всего дальнейшего его творчества. Затем, с интервалом в три года он выпускает "Записки ружейного охотника Оренбургской губернии" и "Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах". Эта трилогия - уникальный сборник случаев из жизни охотников, охотничьих и рыбацких баек, наблюдений за природой.

В 1856 году выходят в свет «Семейные хроники», повествующие о неспешной патриархальной жизни трех поколений дворян Багровых. Продолжением Хроники» являются «Детские годы Багрова-внука». «Семейной хронике» «Детство» уступает в литературном плане, но является уникальной книгой о жизни ребенка от 1 до 9 лет. Она задумывалась как книжка для внучки Оленьки, но в процессе создания выросла в хронику жизни ребенка на лоне русской природы, в усадьбе 18 века.

Читателю открывается непередаваемо замечательный детский мир, полный новых каждодневных впечатлений и опыта. Читатель видит мир глазами взрослеющего ребенка, наивного, ранимого, в каждом листочке находящем открытие. С детской непосредственностью читатель начинает видеть мир глазами ребенка: ярким, бесконечным, огромным. Каждое событие для Сережи - важный момент жизни, будь то дедушкина смерть или рождение родного братика.

Главный герой повести - Сережа - автобиографичен. Он любит и понимает природу. Для него важен каждый миг ее рождения и пробуждения. Причем сама природа - самостоятельно действующий герой повести, наполняющий мир кружевом весеннего леса и душистыми запахами реки. Даже сейчас, в 21 веке, «Детские годы «Багрова - внука» являются одним из признанных эталонов русской литературы.

Язык произведений Аксакова неповторим и многогранен. О нем с восторгом говорили современники литераторы и литературные критики.

Скончался Аксаков от тяжелой болезни 30 апреля 1859 года в Москве.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Аксакова Сергея Тимофеевича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

Аксаков Сергей Тимофеевич – известный русский писатель, государственный чиновник и общественный деятель, литературный и театральный критик, мемуарист, автор книг о рыбалке и охоте, лепидоптеролог. Отец русских писателей и общественных деятелей славянофилов: Константина, Ивана и Веры Аксаковых. Член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской Академии наук.
Родился Сергей Аксаков (20 сентября) 1 октября 1791 года в городе Уфе. Он происходил из старинной, но небогатой дворянской семьи. Отец его Тимофей Степанович Аксаков был провинциальным чиновником. Мать – Мария Николаевна Аксакова, урождённая Зубова, очень образованная для своего времени и социального круга женщина.
Детство Аксакова прошло в Уфе и в имении Ново-Аксаково. Значительное влияние на формирование личности Аксакова в раннем детстве оказал его дед Степан Михайлович. Дальние прогулки в лес или в степь заложили в нем глубокие, мощные пласты впечатлений, которые позднее, спустя десятилетия, стали неиссякаемыми источниками художественного творчества. Маленький Аксаков любил слушать рассказы крепостной няни Пелагеи, один из которых впоследствии обработал в известную сказку «Аленький цветочек». Воспоминания детства и юности Аксакова легли в основу его мемуарно-автобиографической трилогии: «Семейная хроника» (1856), «Детские годы Багрова-внука» (1858), «Воспоминания» (1856).
В возрасте восьми лет, в 1801 году, Аксаков был определен в Казанскую гимназию. Там с перерывами из-за болезни, он учился до 1804 года, после чего в возрасте 14 лет был переведен в только что открывшийся Казанский университет. В университете Аксаков успешно выступал в любительском театре и издавал рукописные журналы «Аркадские пастушки» и «Журнал наших занятий». В них он публиковал свои первые литературные опыты – стихи, написанные в наивно-сентиментальном стиле.
С 1806-го года Аксаков принимает участие в деятельности «Общества любителей отечественной словесности» при Казанском Университете. Свое участие в нём он прерывает в июне 1807 года в связи с переездом в Петербург.
В Петербурге произошло первое сближение Аксакова с литературными деятелями. В эти годы Аксаков жил то в Петербурге, то в Москве, то в деревне. После женитьбы (1816) на Ольге Семеновне Заплатиной, Аксаков пытался поселиться в деревне. Пять лет он прожил с родителями, но в 1820 году был выделен, получив в вотчину Надеждино (Оренбургской губернии). Переехав на год в Москву, зажил широко, открытым домом. Возобновились старые литературные связи, завязались новые. Аксаков вошел в писательскую и литературную жизнь Москвы. Пробыв год в Москве, Аксаков переехал, ради экономии, в Оренбургскую губернию и прожил в деревне до осени 1826 года.
В августе 1826 года Аксаков расстался с деревней навсегда. Наездом он бывал здесь, но, в сущности, до смерти оставался столичным жителем. В Москве он встретился со своим старым покровителем Шишковым, теперь уже министром народного просвещения, и легко получил от него должность цензора. Близость с Погодиным расширила круг литературных знакомых. От должности цензора он был отставлен за то, что пропустил в журнале И.В. Киреевского "Европеец" статью "Девятнадцатый век". При связях Аксакова ему не трудно было пристроиться, и в следующем году он получил место инспектора землемерного училища, а затем, когда оно было преобразовано в Константиновский межевой институт, был назначен первым его директором и устроителем.
В 1839 году Аксаков, обеспеченный большим состоянием, которое досталось ему после смерти отца, покинул службу и, после некоторых колебаний, уже не возвращался к ней. Писал он за это время: ряд театральных рецензий в «Драматических прибавлениях» к «Московскому Вестнику» и несколько небольших статей в «Галатее» (1828 - 1830). Его перевод мольеровского «Скупого» шел на московском театре в бенефис Щепкина. В 1830 году напечатан в «Московском Вестнике» (без подписи) его рассказ «Рекомендация министра».
Наконец, в 1834 году в альманахе «Денница» появился, также без подписи, его очерк «Буран». По мнению критиков, это – первое произведение, говорящее о настоящем писателе Аксакове. С тех пор творчество Аксакова развивалось плавно и плодотворно.
Вслед за «Бураном» начата была «Семейная хроника». Уже в эти годы известная популярность окружала Аксакова. Имя его пользовалось авторитетом. Академия Наук избирала его не раз рецензентом при присуждениях наград.
Временно оставив «Семейную хронику», он обратился к естественнонаучным и охотничьим воспоминаниям, и его «Записки об уженьи рыбы» (Москва, 1847) были первым его широким литературным успехом. «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» вышли в 1852 году и вызвали еще более восторженные отзывы, чем «Уженье рыбы». Среди этих отзывов есть и статья И.С. Тургенева. Одновременно с охотничьими воспоминаниями и характеристиками назревали в мысли автора рассказы о его детстве и его ближайших предках.
Вскоре по выходе «Записок ружейного охотника» стали появляться в журналах новые отрывки из «Семейной хроники», а в 1856 году она вышла отдельной книгой.
Радости литературного успеха смягчали для Аксакова тяготы последних лет жизни. Материальное благосостояние семьи пошатнулось; здоровье Аксакова становилось все хуже. Он почти ослеп – рассказами и диктовкой воспоминаний заполнял то время, которое не так еще давно отдавал рыбной ловле, охоте и деятельному общению с природой.
Целый ряд работ ознаменовал эти уже последние годы его жизни. Прежде всего «Семейная хроника» получила свое продолжение в «Детских годах Багрова внука».
«Литературные и театральные воспоминания» Аксакова, вошедшие в «Разные сочинения», полны интересных мелких справок и фактов, но бесконечно далеки по значению от рассказов Аксакова о его детстве. Более глубокое значение имеет и могла бы иметь еще большее, если бы была закончена, «История моего знакомства с Гоголем».
Эти последние сочинения написаны в промежутках тяжкой болезни, от которой Аксаков скончался 30 апреля 1859 года в Москве.
В 1991 году, когда широко отмечалось 200-летие со дня рождения Сергея Аксакова, в Уфе был открыт Мемориальный дом-музей писателя.
Мало какое здание может похвастаться такой богатой историей, как этот деревянный дом близ реки Белой. Он был построен в первой половине XVIII века. В здании размещалась канцелярия уфимского наместничества. Здесь же жила семья деда писателя по материнской линии Николая Зубова. После смерти Н.С. Зубова, дом выкупил отец писателя – Тимофей Аксаков.
В 1795 году вся семья переехала сюда на постоянное место жительства. Здесь они жили до 1797 года. Первые детские впечатления об этом доме можно найти в известной книге Сергея Тимофеевича Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Вот фрагмент из этой семейной хроники:
«Мы жили тогда в губернском городе Уфе и занимали огромный зубинский деревянный дом... Дом был обит тесом, но не выкрашен; он потемнел от дождей, и вся эта громада имела очень печальный вид. Дом стоял на косогоре, так что окна в сад были очень низки от земли, а окна из столовой на улицу, на противоположной стороне дома, возвышались аршина три над землей; парадное крыльцо имело более двадцати пяти ступенек, и с него была видна река Белая почти во всю свою ширину…»
С каждым уголком этого дома у Аксакова были связаны особые, теплые воспоминания. Этот дом интересен и сам по себе, как прекрасный образец архитектуры XVIII века.

Русский писатель, мемуарист, литературный и театральный критик. Отец славянофилов И.С. Аксакова и К.С. Аксакова, мемуаристки В.С. Аксаковой.

Родился в небогатой, но старинной дворянской семье. Его отец Тимофей Степанович Аксаков служил прокурором Уфимского земского суда. Мать, Мария Николаевна Зубова, была дочерью помощника оренбургского наместника. Мария Николаевна с детства приохотила сына к чтению книг, привила ему любовь к литературе, театру, искусству. От отца юный Аксаков унаследовал любовь к природе, страсть к охоте и рыбалке, редкую наблюдательность. Детство будущий писатель провел в Уфе и в родовом имении Ново-Аксаково.

Дальнейшее воспитание и образование С. Т. Аксаков получил в Казанской гимназии (с 1799 года), преобразованной вскоре в Казанский университет (1804) , где он также продолжил учиться. В студенческие годы С. Т. Аксаков увлекся театром, принимал участие в деятельности «Общества любителей русской словесности». В университете Сергей Тимофеевич познакомился с преподавателем математики Г.И. Карташевским, оказавшим на него большое влияние. Впоследствии Карташевский женился на родной сестре Аксакова Наталье Тимофеевне.

Не окончив Казанский университет, будущий писатель переехал в Петербург (1807), где поступил на службу в Комиссию по составлению законов и Экспедицию о государственных доходах до 1819 года.

В 1816 году Аксаков женился по большой любви на О. С. Заплатиной, дочери суворовского генерала и пленной турецкой княжны Игель-Сюм. Умная и образованная женщина, Ольга Семеновна всю жизнь была главным советчиком, первым читателем и литературным критиком Аксакова. У Аксаковых была большая дружная семья: четверо сыновей и шесть дочерей.

В 1827-1832 годах Аксаков служил в Московском цензурном комитете. В 1833-1838 годах стал инспектором, а затем и директором Константиновского межевого института. За время директорства Аксакова институт стал одним из образцовых учебных заведений. Московский период жизни С. Т. Аксакова ознаменовался новой деятельностью и новыми знакомыми. Среди них были писатель М. Н. Загоскин, поэт и критик С. П. Шевырев, журналист Н. И. Надеждин, драматург А. А. Шаховской, историк М. П. Погодин. Сам Аксаков в этот период плодотворно занимался переводами, литературной и театральной критикой, сотрудничал с журналами «Атеней», «Галатея», «Московский вестник». Крепкая дружба связала в эти годы С.Т. Аксакова и талантливого русского актера М. С. Щепкина.

В 1837 году Аксаков стал наследником большого имения (850 душ крепостных и несколько тысяч десятин земли) в Оренбургской губернии, где бывал лишь наездами. В 1839 году Сергей Тимофеевич по причине расстроенного здоровья вышел в отставку.

В 1843 году семья Аксаковых приобрела подмосковное имение Абрамцево. Там, на берегу живописной реки Вори, где часами просиживал с удочкой С. Т. Аксаков, в тихой уединенной усадьбе расцвел его талант натуралиста. Отойдя от служебных обязанностей, обосновавшись в милом его сердцу сельском уголке, Сергей Тимофеевич активно включился в литературную деятельность. Этому обстоятельству способствовало также тесное общение писателя с возвратившимся из-за границы Н.В. Гоголем, с которым семья Аксаковых была знакома с 1832 года.

Гоголь настаивал на том, чтобы Аксаков, обладавший замечательным даром рассказчика и декламатора, взялся за перо. Дебют писателя оказался весьма успешным и многообещающим. В первых своих книгах: «Записки об уженье» (1847), «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852), «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах» (1855) - С. Т. Аксаков проявил себя как тонкий наблюдатель, проникновенный поэт русской природы. Критика очень благосклонно приняла нового писателя. Очень высокого мнения об «охотничьей» трилогии С. Т. Аксакова был И. С. Тургенев, с которым у Аксакова завязалась переписка и личная дружба. Его труды также были по достоинству оценены многими русскими учеными-натуралистами, такими как К. Ф. Рулье, В. М. Черняев.

Однако наиболее полно талант Аксакова-литератора раскрылся в его автобиографических произведениях: «Семейная хроника» (1856) «Детские годы Багрова-внука» (1858) и «Воспоминания» (1856), написанных им на основе реальных жизненных событий и семейных преданий. Опираясь на историю трех поколений семьи Багровых, Аксаков воссоздал в них дух и быт провинциальной дворянской семьи конца XVIII века в его повседневности. В этих произведениях с особой силой проявилась самобытность таланта Аксакова, заключавшаяся в характере и стиле его литературного языка, впитавшего простоту, колоритность, выразительность живой разговорной речи. Широкую известность приобрела сказка С. Т. Аксакова «Аленький цветочек», помещенная им в приложении к книге «Детские годы Багрова-внука». Сказку писатель посвятил своей маленькой внучке Ольге Григорьевне Аксаковой. Это небольшое, по сути, самостоятельное произведение писателя подкупало читателей своим волшебным красочным сюжетом, яркими непосредственными характерами главных героев, необыкновенно певучим и образным языком.

Успех автобиографической трилогии С. Т. Аксакова был необычаен. Читатели и критика восторженно приняли книги нового талантливого мемуариста. На склоне лет к С. Т. Аксакову пришла широкая известность и признание. Однако писательский труд давался литератору с большими усилиями. Он почти потерял зрение, и ему приходилось диктовать произведения своим близким, полагаясь на их усердие и редакторский талант.

Весной 1859 года давно и тяжело болевший Аксаков скончался в Москве. После себя он оставил талантливое потомство, добрую память и прекрасные, ставшие хрестоматийными произведения. Сергей Тимофеевич Аксаков был похоронен в Москве в Симоновом монастыре, в советское время перезахоронен на Новодевичьем кладбище.

Дети:

Константин (1817—1860) — литератор, историк и лингвист, идеолог славянофильства; холост.

Григорий (1820—1891) — уфимский и самарский губернатор, тайный советник; женат на Софье Александровне Шишковой.

Иван (1823—1886) — литератор, редактор и издатель, идеолог славянофильства; женат на фрейлине Анне Фёдоровне Тютчевой (дочери поэта).

Михаил (1824—1841) — воспитанник Пажеского корпуса.

Вера (1819—1864) — подвижница славянофильского движения, мемуаристка.

Ольга (1821—1861), из-за нервной болезни жила под наблюдением докторов в Башиловке на даче, соблюдала диету.

Надежда (1829—1869), известна была исполнением малороссийских песен и игрой на гитаре.

Любовь (1830—1867) - художница-любительница, похоронена рядом с родителями и братьями в Симоновом монастыре.

Мария (1831—1908) - жена коллежского асессора Егора Антоновича Томашевского.

Анна (1831—?), умерла в детстве.

Софья (1834—1885).

Память

В настоящее время в Уфе находится Мемориальный Дом-музей С. Т. Аксакова.

В Государственном историко-художественном и литературном музее «Абрамцево» часть экспозиции Главного усадебного дома посвящена семье Аксаковых и гостям их дома.

В с. Аксаково Бугурусланского района Оренбургской области открыт памятник С. Т. Аксакову.

В с. Надеждино Белебеевского района Оренбургской области открыт памятник Аксакову.

В г. Уфа открыт памятник С. Т. Аксакову.

Ежегодно в Музее-заповеднике «Абрамцево» проводятся Аксаковские чтения.

Ежегодно там же проводится Всероссийский фестиваль «Аленький цветочек».

Ежегодно с 1992 года в Уфе проводится Международный Аксаковский праздник.

Аксаков Сергей Тимофеевич (1791- 1859), писатель.

Родился 1 октября 1791 г. в Уфе. Детство прошло в патриархальной помещичьей среде, что оказало глубокое влияние на формирование спокойного, доброжелательного миросозерцания Аксакова.

После обучения в Казанском университете он поступил на службу в Петербурге, где сблизился с кружком «Беседа любителей русского слова». В него входили А. С. Шишков, И. А. Крылов, Г. Р. Державин и другие писатели консервативного направления, отстаивавшие чистоту русского литературного языка против новой волны Н. М. Карамзина.

В. Г. Белинский утверждал, что вместе с «беседой» в общественной жизни, «казалось, вновь восстала русская упорная старина, которая с таким судорожным и тем более бесплодным напряжением отстаивала себя от реформы Петра Великого». Общество издавало журнал «Чтение в Беседе любителей русского слова», где Аксаков начал печатать свои переводы и небольшие рассказы. 2 июня 1816 г. писатель обвенчался с О. С. Заплатиной и уехал в своё заволжское имение - деревню Ново-Аксаково Оренбургской губернии. Там родился первенец - Константин Аксаков. Отец настолько привязался к ребёнку, что заменил ему няню.

Главным содержанием жизни семьи было стремление соответствовать высокому христианскому идеалу и проповедь этого идеала в обществе. Второй сын Аксакова - Иван так писал о своей матери: «Неумолимость долга, целомудренность… отвращение от всего грязного… суровое пренебрежение ко всякому комфорту… правдивость… при этом пылкость и живость души, любовь к поэзии, стремление ко всему возвышенному - вот отличительные свойства этой замечательной женщины».

В августе 1826 г. Аксаковы переехали в Москву, где Сергей Тимофеевич вскоре получил место цензора, а затем стал инспектором (с 1935 г. директором) Константиновского межевого института. На лето семья выезжала в пригородные имения, а в 1843 г. поселилась в подмосковном Абрамцеве. Жизнь в родовом поместье пристрастила Аксакова к охоте и привила писателю тонкое чувство родной природы, отразившееся в «Записках об уженье рыбы» (1847 г.) и «Записках ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852 г.). Эти «охотничьи книги» принесли Сергею Тимофеевичу славу признанного мастера.

Написанные следом повести «Семейная хроника» (1856 г.) и «Детские годы Багрова-внука» (1858 г.; как приложение в это произведение входит сказка «Аленький цветочек») посвящены жизни трёх поколений провинциальных дворян на рубеже XVIII и XIX вв. Далёкий от салонно-политической борьбы 40-50-х гг. XIX в., Аксаков рассказал о взаимоотношениях мужиков и господ со спокойной невозмутимостью, передав вековую уверенность помещиков в неизменности и справедливости крепостного уклада.

Литературная общественность не нашла в произведениях Аксакова обличения крепостной действительности. Правдиво показывая даже самые тёмные стороны усадебного барства, автор, однако, не подводил читателя к выводу о необходимости слома старинного жизненного порядка. Именно это ставил Аксакову в вину демократический критик Н. А. Добролюбов, отмечавший в статье «Деревенская жизнь помещика в старые годы», что писатель всегда отличается «более субъективной наблюдательностью, нежели испытующим вниманием в отношении к внешнему миру».

Несмотря на подобную критику, дом Сергея Тимофеевича стал центром притяжения для многих деятелей культуры и искусства. На субботах в Абрамцеве собирались выдающиеся учёные и литераторы: Н. Ф. Павлов, Н. И. Надеждин, М. П. Погодин, С. П. Шевырёв, М. А. Дмитриев. Друзьями Аксаковых были Н. В. Гоголь и актёр М. С. Щепкин. Дети обычно находились в обществе родителей, старших, жили их жизнью. Полное взаимопонимание, доверие и особая атмосфера духовной близости позволили Аксаковым воспитать сыновей, полностью разделявших взгляды родителей.