Предшественники сюрреализма в живописи

Что такое сюрреализм? Ответить на этот вопрос односложно представляется невозможным. Данное понятие слишком многогранно. Каждый деятель искусства, причисляющий себя к данному направлению, трактует определение этого стиля по-своему.

Поэзия

Сюрреализм как стиль возник в конце первого десятилетия 20-го века. Впервые употребил этот термин французский поэт Гийом Аполлинер. Так он назвал действо, которое происходило на премьере балета "Парад". Художественным оформлением данного спектакля занимался Пабло Пикассо.

В этой театральной постановке все компоненты: музыка, живопись, танец раскрывали идею о преломлении в сознании художника окружающей действительности. Такое видение мира и получило название сюрреализма. Это слово происходит из латыни и может буквально переводиться как "потусторонняя реальность" или "то, что находится вне повседневной обыденности".

Таким образом, направление сюрреализм возникло впервые не в живописи, а в литературе. Данный факт является весьма занимательным, ведь большинство людей склонны ассоциировать в своем сознании сюрреализм именно с творчеством художников.

Сын полка

Этот стиль основан на широком применении различных отсылок к другим произведениям искусства, использовании сложные системы образов, частом обращении к таким измененным формам человеческого сознания, как сновидения, гипноз, транс и так далее. Интерес творческих людей к подобной тематике можно объяснить реакцией на различные события, происходившие в мире в момент возникновения этого вида искусства. Несомненно, одним из побудителей к отдалению от окружающей, порою очень агрессивной действительности, явилась Первая мировая война.

Французский писатель Андре Бретон, которого называют "отцом сюрреализма", участвовал в данном глобальном вооруженном конфликте.

Этот литератор был единственным ребенком в семье парижских интеллигентов. Родители всеми силами старались дать своему отпуску достойное образование.

Андре закончил медицинскую академию. После получения диплома он сразу же был направлен на фронт. Военные события, происходившие на глазах совсем юного человека (ему тогда не исполнилось еще и 30 лет), повлияли на мировоззрение юноши. Параллельно своей основной деятельности, Бретон стал заниматься литературным творчеством, собрав вокруг себя кружок из единомышленников, одним из первых членов которого был немецкий художник Макс Эрнст. На этого живописца, также как и на его друга поэта, сильно повлияла Первая мировая война, предоставив ему многочисленные темы для размышления, и толчок к переосмыслению окружающей действительности.

Предшественники сюрреализма в живописи

Это одно из самых значительных направлений художественного искусства 20-го века, несмотря на свою видимую оригинальность и отдаленность от повседневности, возникло не на пустом месте. У сюрреализма было несколько родителей и прародителей. Макс Эрнст, художник о котором уже упоминалось в данной статье, в своей юности был увлечен дадаизмом.

Это течение так же, как и сюрреализм, было реакцией на шаткое политическое и экономическое положение во всем мире. Творческая интеллигенция, недовольная картиной происходящего, в своих произведениях обращалась к особой, вымышленной ее представителями реальности, которая, по их мнению, не должна была иметь ничего общего с действительностью. Эти артисты рассуждали примерно так: "Войны и другие межнациональные конфликты спровоцированы политиками, которые действуют на основе логики и здравого смысла. Если такие умозаключения приводят к столь плачевным последствиям, то нужно в своем творчестве воспевать явления, противоположные им. Поэтому искусство должно отрицать любое проявление здравого смысла, рассудка, логики, общественных норм, морали и тому подобных вещей".

Само слово "дадаизм" является своеобразным лозунгом направления. Понять, откуда оно произошло, невозможно. Созвучные с ним слова есть в различных языках мира, в том числе и в русском. Так, дадаисты считают, что наименование стиля могло означать утвердительный ответ, повторенный два раза: "Да, да". В одном из наречий, на котором говорят племена из Южной Африки, таким термином обозначается божество - священная корова. Это почитаемое животное символизирует женское начало и плодородие.

Другим предшественником реализма был фумизм, который провозглашал критическое мышление и отрицание идеалов высшим благом. Примером работы, где прослеживается подобное нигилистическое видение мира, может служить картина художника Эжена Батая "Джоконда с трубкой".

Художественные приемы сюрреализма в живописи

Дадаизм был ведущим направлением изобразительного творчества в 10-е годы XX века. Его предшественник фумизм возник еще в 1870-е. Таким образом, можно говорить о преемственности этих стилей. Соответственно, на вопрос: что такое сюрреализм, можно дать следующий ответ: это направление в искусстве, явившееся новым этапом осмысления мира, пришедшим вслед дадаизму и фумизму.

Самое таинственное из художественных течений 20-го века унаследовало от своих прародителей не только философские идеи и стремление разрушить сложившиеся моральные устои, но и ряд творческих приемов. Так, например, наследие фумизма можно проследить в таких полотнах, как многочисленные картины Сальвадора Дали, где действующими лицами являются различные исторические персонажи, предстающие в нетипичной для них реальности.

А из дадаизма в сюрреализм перешел такой популярный вид художественной техники, как коллаж. Этот жанр изобразительного искусства основывается на использовании в работах уже готовых элементов - вырезок из газет, опавших листьев, обоев и так далее.

Новаторство

На основе коллажной техники возник и более вызывающий с точки зрения общественной морали вид работ, называемых "готовыми". Идея этого приема заключается в том, чтобы взять какой-либо предмет, мало ассоциирующиеся с художественным творчеством, и, переосмыслив его значение, представить его как шедевр искусства или одну из частей его.

Так, в творчестве скульпторов-сюрреалистов часто употребляются предметы мебели, бытовой техники и так далее. Подобные новаторские техники вызывают до сих пор множество споров среди критиков. Однако художники сюрреализма, такие как Макс Эрнст, никогда не пренебрегали возможностью подогреть интерес к своим работам при помощи каких-либо скандальных выходок. А значит, негативные отклики журналистов об их произведениях играли этим деятелям искусств только на руку.

Преемники сюрреализма

Этот стиль, как уже было сказано, являясь одним из звеньев в цепи декадансного искусства, имеет и собственных детей. Например, склонность Сальвадора Дали в своих поздних сюрреалистических картинах изображать знаменитостей из мира богемы, было унаследовано более поздним художественным течением, получившим название поп-арт.

Примером подобных работ можно называть скульптуру "Мозг Элиса Купера", созданную все тем же испанским гением, и портрет Мэрилин Монро, принадлежащий перу Энди Уорхола. Последний является одним из основоположников поп-арта. От сюрреализма новое направление искусства унаследовало и стремление поэтизировать обычные, казалось бы, предметы повседневного быта. Почти каждому любителю искусства известна работа Уорхола, на которой изображены консервные банки.

Страна снов

На вопрос: "Что такое футуризм?" во многих энциклопедических справочниках дается определение, подобное этому: "Направление представляет собой стиль, основанный на таких явлениях человеческого сознания, как сон и другие малоизученные состояния". По этой причине несложно догадаться, что многие представители данного стиля являлись поклонниками немецкого психолога Зигмунда Фрейда. Этот ученый известен своим изучением сновидений и их толкованием. У него есть несколько трактатов, посвященных именно этой проблеме. Возвращаясь к теме живописи, стоит вспомнить такую сюрреалистическую картину, как "Сон, вызванный полетом пчелы..." Это полотно написал испанский гений изобразительного искусства Сальвадор Дали.

Мистический подход

Соответственно, художники, стремившиеся отдалиться от рутины повседневной жизни, часто прибегали в своем творчестве к мистическим и мифологическим сюжетам. Даже обычные предметы домашнего обихода, такие как часы, часто изменяли свою форму и консистенцию на полотнах сюрреалиста Сальвадора Дали.

Интеллектуал среди мистиков

Особняком среди всех картин в стиле сюрреализм стоят творения бельгийского художника Рене Магритта. Этого деятеля искусства можно назвать интеллектуалом направления. Его работы выделяются среди всего наследия стиля сюрреализм своими идеями, основанными на логической игре, а также на своеобразном стремлением представить на полотнах что-то вроде шарад и ребусов. Они заставляют людей задуматься о смысле окружающей действительности.

Этот живописец, в отличие от Сальвадора Дали, Макса Эрнста и других, почти не прибегает в своем творчестве к теме мистицизма и и не употребляет образы, связанные с мифологией и религией. Напротив, он старается заставить зрителей вспомнить о том, что окружающий мир лучше всего может быть осмыслен при помощи таких мыслительных процессов, как логика.

Широко известна серия его картин, посвященных идее о том, что человеческое зрение не всегда отражает предметы действительности такими, какие они есть на самом деле. Например, в этом цикле, носящем название "Вероломство образов" есть полотно, на котором изображена обычная курительная трубка. Надпись, которая приводится под предметом, гласит: "Это вовсе не трубка". Таким образом, художник хотел сказать о том, что краски, при помощи которых создается иллюзия, вызывающая в сознании человека образ привычной для него вещи, не являются, в сущности, этим предметом.

О политических взглядах

Многие деятели искусства, которые причисляли себя к направлению сюрреализм (картины их имели все признаки этого стиля), пропагандировали оппозиционные и даже радикальные политические идеи. Многие из этих художников были членами коммунистических партий своих стран. Однако большинство из данных живописцев говорили о том, что революцию нужно проводить не в политической системе, а в мировоззрении людей.

Конфликт Сальвадора Дали с братьями по оружию

Продолжая данную тему, стоит упомянуть о том, что в середине тридцатых годов испанский гений живописи вышел из кружка сюрреалистов, в который он ранее входил. Его изгнание произошло именно из-за того, что он отказался отождествлять свое творчество с каким-либо политическим течением. Он всегда отвечал на нападки собратьев по творчеству такой фразой: "Неважно, к какой партии я отношусь. Я и есть сюрреализм". Сальвадор Дали известен и таким изречением: "Пикассо испанец, я тоже. Он - гений, я тоже. Пикассо - коммунист, а я нет".

Тем не менее существует даже определенное течение в политике, которое также носит название сюрреализм. Соответственно, на вопрос "что такое сюрреализм" можно ответить и следующим образом: это явление в культуре, искусстве и общественной жизни, появившиеся в первой половине 20-го века.

Самокритичный гений

Общепризнанный король представителей сюрреализма, Дали относился к своему творчеству в своеобразной манере, которая содержала большую долю юмора. Свою популярность он тоже воспринимал подобным образом. Порою он подходил к чистому холсту, делал на нем несколько мазков различными цветами, а потом говорил: "Ну, все! Я могу продать эту картину за пару тысяч долларов".

То же самое произошло и во время одной из его встреч со знаменитым рок-музыкантом Элисом Купером, когда он показал певцу свою новую скульптуру. Это был вылепленный из гипса мозг знаменитого американца. На вопрос Элиса: "Я могу это взять себе?" Сальвадор сказал: "Конечно же, нет! Это стоит миллионы долларов".

Заключение

В данной статье были приведены несколько определений того, что такое сюрреализм. Известные картины, перечисленные в тексте, являются общепринятой классикой. Также была представлена история этого направления. Несколько интересных фактов из жизни знаменитого Сальвадора Дали дополнили этот краткий экскурс.

Одним из примечательных моментов, на которые стоит обратить внимание, является тот факт, что это направление впервые возникло в литературе, а не в художественном искусстве. Сюрреализм, породивший несколько стилей-приемников, жив и сегодня в творчестве современных живописцев.

Отличительной особенностью сюрреализма является использование парадоксальности сочетаний форм и иллюзий. В нем умело совмещается сон и реальность, настоящее и вымышленное.

Художники-сюрреалисты вдохновились идеей - революцией собственного сознания.

И искусство выступило, по их мнению, инструментом для этого.

Интуиция (по утверждению философа Анри Бергсона) есть единственное средство в познании истины и на этой идее появляется искусство, где окружающая нас реальность воспринимается в форме «индивидуального виденья», а не как логическое понятие. Сам процесс творчества имеет мистический, иррациональный характер. Модное в то время учение о психоанализе Зигмунда Фрейда оказало большое влияние на эстетику сюрреалистов.

В 1917 году французский поэт Гийом Аполнер впервые упоминает понятие «сюрреализм». Но лишь в 1924 году сюрреализм получает теоретическое обоснование в «Первом манифесте», который написал Андре Бретон.

Художники сюрреалисты

По теории сюрреализма истинную человеческую сущность и окружающее его мироздание могут отразить «только интуитивные, бессознательные чувства».

Галлюцинации, бред, сны - вот то, что можно по мнению сюрреалистов объединить с действительностью, получив при этом абсолютную реальность - сверхреальность.

Одним главным приемом творчества сюрреалистов является «соединение несоединенного», сближение образов и изображений, которые чужды друг другу. В сюрреализме огромным смыслом обладают символика образов и магические значения вещей. Прогрессивную, ищущую молодежь, которая стремиться к преобразованиям в обществе, объединяет сюрреализм. Опостылевшая действительность отступает от желания иметь полную свободу творчества и мысли. Многим казалось, что сюрреализм преодолеет разрыв между обществом и художником, возвышая второго над действительностью.

«Чистый психологический автоматизм» — это то, что стало основополагающим методом в сюрреализме, при котором художники переносили на полотна отрывочные изображения вымышленных и реальных предметов в самых невообразимых сопоставлениях. Создавая на картинах надуманные иррационалистические представления, художники лишили картины эмоциональности, внутреннего содержания.

Этот подход стимулирует изобретение нового приема изображения: расклеивание, натирание, снятие верхнего слоя красок на картине, копчение и т.д.

Благодаря технике «ready-made » и коллажам создаются образы абсурдные и противоречивые.

К ведущим мастерам сюрреализма на начальном этапе становления этого направления в искусстве (20-е годы ХХ века) относят Макса Эрнста, Жоана Миро, Андре Массона и Ива Танги. Десятилетие спустя сюрреализм приобретает признание в мировом искусстве. Ряды пополняются такими именами как Магритт и Дали.

Кризис движения вызвала Вторая мировая война. Большинство художников эмигрируют в США. После окончания войны сюрреализм вновь активизирует свою деятельность. Главное первенство принадлежит Сальвадору Дали.

К 70-м годам ХХ века сюрреализм отходит в прошлое, оставляя нам в наследие свои принципы, которые актуальны и поныне. Сюрреализм в наше время глубоко проник в сценографию, дизайн, отразился во многих авангардных направлениях искусства.

Современный сюрреализм в высокой степени видоизменился. От него остается только внешняя сторона - фантасмагория.

Бессознательные страхи, комплексы, фантазии, глубинные переживания и экспрессия игнорируются. Ушла в небытие та часть сюрреализма, которая делала его таким притягательным, таинственным и важным.

Сюрреализм – модное движение в живописи в межвоенные годы. Сформировалось направление в 1920-е годы во Франции, откуда распространилось по всей Европе, став одним из наиболее влиятельных стилей и направлений в искусстве авангарда.

Название происходит от фразы «Drame surrealiste» — это подзаголовок из пьесы писателя и искусствоведа Гийома Аполлинера. Впервые термин фиксируется в его манифесте «Новый дух» к балету «Парад». Совместная работа П.Пикассо, Э.Сати, Ж.Кокто и Л.Мясина породила настоящий сюрреалистический шедевр.

Сюрреализм эволюционировал из нигилистического «антиискусства» дадаизма, большинство представителей которого стали сюрреалистами. Наиболее ярким примером сюрреализма считается творчество Сальвадора Дали.

Изначально основным направлением движения была литература, но вскоре сюрреализм охватил живопись, скульптуру и другие формы в современном визуальном искусстве. Сюрреалисты стремились создать совершенно новый набор образов путем освобождения творческих сил подсознания.

Техники и философия

Художники изобрели методы для получения фантазийных изображений, в которых переплетается реальность и вымысел, галлюцинация, сон.

Текстурирование

Методика создания изображения, поместив лист бумаги на неровную или зернистую поверхность. Например, дерева или камня. Карандашом или мелком бумага обрабатывается до тех пор, пока приобретет текстуру использованного для подложки материала.

Пишем копию картины Винсента Ван Гога «Звездная ночь»

Декалькомания

Метод в искусстве, в котором краска выплескивается на бумагу или наносится при помощи большой щетки. Пока она еще не высохла — покрывается другим листом бумаги. Путем трения поверхности о поверхность художнику удается создать необычные образы.

Соскабливание

Техника создания определенных эффектов при помощи помещения окрашенного полотна на текстурированную поверхность и обработки путем скобления. Частично краска удаляется с поверхности, а окрашенная часть приобретает необычный, фактурный вид.

Фьюмаж

Сформировался в конце 1930-х годов, под листом бумаги размещалась свеча, чтобы на поверхности остались следы сажи. Перемещение свечи разнообразные фантазийные узоры.

Капельный метод в искусстве

Краска наносится на полотно отдельными каплями, которые падают с раскачивающего объекта.

Коллаж

Техника создания коллажей предполагает создание живописных или графических полотен путем собирания сюжета из разных частей других картинок, вырезок газет, журналов, рисунков, фото. Эти элементы располагают и наклеивают согласно с изначальным замыслом, и таким образом создают новую цельную композицию.

Маньеризм как стиль в живописи

Чертеж

Автоматический чертеж выполняется при помощи пера или кисти: линии чертятся без определенного план и соблюдения правил.

Работы в стиле сюрреализма называют абсурдными, лишенными логики, полными противоречий. Художники, работавшие в этом стиле, начали художественную революцию сознания и восприятия. Они считали, что только искусство способно освободить разум человека.

История развития

Искусствоведы называют предшественником стиля И.Босха, чьи работы впервые продемонстрировали интерес к нереальным изображениям, фантазии, деформированной реальности искусстве.

История развития стиля началась в Париже, но сюрреализм в живописи быстро распространился по Европе. Начиная с 20-х и до 60-х годов XX века, сюрреализм развивался в США, до 80-х – проник в Африку, Азию, Австралию.

  1. «Магнитные поля» А.Бретона и Ф.Супо.
  2. «Сюрреалистическая революция».
  3. «Парижский крестьянин» Л.Арагона.

На развитие стиля оказали влияние научные изыскания и теории З.Фрейда. Многие сюрреалисты относились к психоанализу скептически, но на большинство теория повлияла, принеся в им работы тонкий психологизм, эмоциональность, глубину. Одними из главных ценностей стиля считаются: стремление к свободе, индивидуальности, отказу от рамок в развитии искусства живописи. Произведениям Сальвадора Дали и других живописцев свойственны иррациональность и особая эстетика, понятная не всем.
Особенность стиля – символичность образов.

Футуризм как стиль в живописи

Влияние на развитие направления оказали работы известных творцов О.Редона и Г.Моро. центральными темами их работ были: человеческое подсознание иронические изображения повседневной жизни, эротика, магические, фантасмагорические образы.

Один из специфических методов создания необычных работ – творчество под влиянием наркотических веществ. Галлюцинации художников порождали хаотичность отображенной на картине сцены.

Стиль развивался в двух направлениях:

Иррациональное

Создание иррационального, нереального образа, который формирует подсознание. Отцом этого направления считают Сальвадора Дали. Для его характерны: точность, выразительность образов и линий, яркость, фантазии на тему перевоплощения предметов. Иллюзия Сальвадора Дали выглядит убедительно, благодаря работе с цветом и перспективой. Тщательность и точность техники позволяют отнести картины живописца к академизму. Именно работы Дали приходят в голову, когда речь идет про сюрреализм: картины его авторства являются примером наиболее точной передачи главных идей стиля.

История кубизма в живописи

Подсознательное

Второе направление тесно связано с попытками отобразить на полотне подсознательное. Образы нечеткие, уходящие в абстракцию. Представители: М.Эрнст, А.Масон.

Сюрреализм основан на индивидуальном восприятии человека, ассоциациях. Не смотря на популярность полотен в этом стиле, его можно назвать наиболее противоречивым из всех. Творчество Сальвадора Дали было и остается наиболее репрезентативным для изучения направления в искусстве.

Известные представители и их полотна

Сальвадор Дали

Испанский живописец, воплотивший в своих работах все идеалы стиля. «Сюрреализм – это я!» — так писал про себя художник. Он одним из первых примкнул к группе творцов-сюрреалистов, которую организовал А.Бретон. Через некоторое время его исключают из этого сообщества, но он продолжает развивать собственный стиль. поздний этап творчества отмечается влиянием живописи Ренессанса и академизма.

Наиболее известные полотна Сальвадора Дали: «Мед слаще крови», «Головокружение», «Автопортрет», «Геополитический младенец», «Молодая женщина, увиденная со спины».

Импрессионизм как стиль в живописи

Марк Эрнст

Один из идеологов стиля, немецкий художник-сюрреалист, мастер коллажа. Особенность его работ – сосредоточенность на технике коллажа, значительное внимание к творчеству людей с психическими расстройствами, что стало одним из факторов его развития, как сюрреалиста. Работы: «Французский сад», «Око безмолвия», «Кастор и Поллукс», «Женщина, старик и цветок».

Фрида Кало

Мексиканская художница-сюрреалист. Ее работы отличались особой смысловой наполненностью, эмоциональностью, яркостью. Особенность – Кало многие работы сосредотачивала на себе, среди работ значительное количество автопортретов. Наиболее известные работы: «Маленькая лань», «Плоды земли», «Две Фриды», «Что дала мне вода», «Сломанная колонна».

Ив Танги

Французский сюрреалист. За жизнь он сменил множество профессий, некоторое время провел в море – на торговом корабле, что и повлияло на его живописное творчество и след в искусстве. Тема моря, подводных жителей стала центральной в его работе. Работы Танги узнаваемы: для них характерна некоторая мрачность, романтизм, использование плавных линий, изображений облаков, волн, дыма: «Рука в облаках», «Лента пределов», «Завтра», «Ветер», «Перевоплощение», «Гибель семьи».

Подробности Категория: Разнообразие стилей и направлений в искусстве и их особенности Опубликовано 12.08.2015 14:17 Просмотров: 4810

«Процесс познания исчерпан, интеллект не принимается больше в расчёт, только грёза оставляет человеку все права на свободу» (Из предисловия к первому номеру журнала «Сюрреалистическая революция»).

В этих словах – суть сюрреализма.

Значение термина

Сюрреали́зм – от французского surréalisme (сверхреализм). Но с таким термином (сверхреализм) мы уже встречались – так переводится слово «гиперреализм ». Приставка «гипер» (hyper) – в переводе с греческого означает «над, сверх, по ту сторону, превышение нормы». Таким образом, гиперреализм – это сверхреализм. Но в чём тогда разница между гиперреализмом и сюрреализмом?
Разница значительная. В гиперреализме предметы изображаются с фотографической точностью, порой рисунок не отличим от фотографии. Вот, например, как эта картина художника-гиперреалиста.

Картина итальянского художника-гиперреалиста Роберто Бернарди
В сюрреализме же сверхреализм проявляется как раз практически в полном отсутствии реализма . Звучит парадоксально, но сюрреализм как раз и претендует на парадоксальность. Он использует аллюзии и парадоксальные сочетания форм. Аллю́зия (лат. allusio – намёк, шутка) – указание, аналогия или намёк на некий литературный, исторический, мифологический или политический факт, закреплённый в текстовой культуре или в разговорной речи. В сюрреализме совмещены сон и реальность, сновидение наяву.

История сюрреализма

Сюрреализм как художественное направление сформировался во Франции к началу 1920-х годов. Основателем и теоретиком сюрреализма был Андре Бретон, французский писатель и поэт. Но сам термин «сюрреалистический» впервые появился в 1917 г. в подзаголовке одной из пьес Г. Аполлинера.
Однако основателем сюрреализма считают нидерландского художника, крупнейшего мастера Северного Возрождения, одного из самых загадочных живописцев в истории западного искусстваИеронима Босха (1450-1516).
Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён глубокий смысл, предпринимались множественные попытки объяснить его значение, дать ему толкование. Многие считают Босха сюрреалистом XV в., извлекавшим свои образы из глубин подсознания.

И. Босх. Фрагмент триптиха «Сад земных наслаждений»
Сальвадор Дали́ считал себя наследником Босха.
Сюрреализм сложился под влиянием теории психоанализа Фрейда, хотя не все сюрреалисты увлекались психоанализом. Главной целью сюрреалистов было духовное возвышение и отделение духа от материального. Свобода и иррациональность – важнейшие ценности сюрреализма.
Часто сюрреалисты выполняли свои работы под воздействием гипноза, алкоголя, наркотиков или голода, чтобы достичь глубин своего подсознания. Они использовали автоматическое письмо – самопроизвольный процесс, являющийся результатом бессознательной деятельности пишущего, который при этом может пребывать в состоянии гипнотического, медиумического или медитативного транса. Автоматическое письмо использовалось психологами-фрейдистами и их последователями как метод психо- и самоанализа. Теоретики такого метода утверждали, что автоматическое письмо даёт исследователю представление о глубинных проблемах психики пишущего. Автоматическое письмо, наряду с автоматическим рисунком, автоматическим музицированием стало использоваться как средство выражения бессознательного в искусстве сюрреализма.
Зародившись во Франции (в Париже), сюрреализм с 1920 по 60-е годы распространился по всей Европе, Северной и Южной Америке, Африке, Азии, а в 80-х годах добрался и до Австралии.
Первый Манифест сюрреализма в 1924 г. создал Андре Бретон.
Одной из техник сюрреализма был изобретённый Вольфгангом Пааленом фьюмаж . Сутью этой техники является получение изображения при помощи копоти свечи или керосиновой лампы. Фьюмаж впоследствии использовал и Сальвадор Дали в качестве основы, покрываемой затем красками.

В. Паален «Запретная страна» (1936-1937)

В. Паален «Планетарное лицо» (1947). Музей модерн (Сан-Франциско)

Крупнейшие представители сюрреализма

Величайшими представителями сюрреализма в живописи были Сальвадор Дали , Макс Эрнст и Рене Магритт .

Сальвадор Дали (1904-1989)

Испанский живописец, график, скульптор, режиссёр, писатель. Один из самых известных представителей сюрреализма.
К данному методу он пришёл не сразу – сначала были эксперименты с методами кубизма и дадаизма . Но и сюрреализм не был постоянным методом, в котором он работал: в 1937 г. художник посещает Италию и остаётся в восторге от произведений Ренессанса. В его работах начинает преобладать правильность человеческих пропорций и другие черты академизма . Несмотря на отход от сюрреализма, его картины по-прежнему наполнены сюрреалистическими фантазиями.
В 1960-е годы Дали снимает причудливые короткометражные фильмы, делает сюрреалистические фотографии. В фильмах он использует эффекты обратного просмотра, снимается в рекламах (и здесь не упускает возможности для самовыражения).
Давайте рассмотрим некоторые картины С. Дали.

С. Дали «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» (1944). Холст, масло. 51 х 40,5 см. Музей Тиссена-Борнемисы (Мадрид)
Сам Дали так разъяснил смысл этой картины: «Целью было впервые изобразить открытый Фрейдом тип долгого связного сна, вызванного мгновенным воздействием, от которого и происходит пробуждение. Подобно тому как падение иглы на шею спящего одновременно вызывает его пробуждение и длинный сон, кончающийся гильотиной, жужжанье пчелы вызывает здесь укус жалом, который разбудит Галу. Вся жизнетворящая биология возникает из лопнувшего граната. Слон Бернини на заднем плане несет на себе обелиск и атрибуты папы». (Бернини – великий итальянский архитектор и скульптор).

С. Дали «Постоянство памяти» (1931). Холст, гобелен ручной работы. 24 х 33 см. Музей современного искусства (Нью-Йорк)
Одна из самых известных картин художника. Она известна также как «Мягкие часы», «Твёрдость памяти» или «Стойкость памяти».
Размягчённость висящих и стекающих часов сюрреалистический образ, символизируюший уход от линейного понимания времени. Здесь присутствует и сам Дали в виде спящей головы. Художник объяснял происхождение сюжета размышлением о природе сыра камамбер. Гала совершенно правильно предсказала, что никто, раз увидев «Постоянство памяти», уже его не забудет. Написанию картины могли способствовать ассоциации, возникавшие у Дали при виде плавленого сыра (на это указывает его высказывание).


С. Дали «Мягкая конструкция с варёными бобами (Предчувствие гражданской войны)» (1936). Холст, масло. 100 х 99 см. Художественный музей Филадельфии
Картина была написана в 1936 г., незадолго до начала гражданской войны в Испании. Всю центральную часть полотна занимает конструкция из человеческих рук и ног, формой напоминающая очертание Испании. Сооружение как будто нависает над традиционным для Дали низким горизонтом. Внизу на земле рассыпаны варёные бобы. Сочетание этих предметов создаёт абсурдное, болезненно-фантастическое сочетание, передающее впечатление Дали от событий, происходивших в те годы в Испании.


Эту картину можно назвать сюрреалистической только по форме. По содержанию же она реалистична – лицо войны всегда страшно.

Сюрреализм в других видах искусства

Наиболее яркими представителями сюрреализма в кинематографе считаются Луис Бунюэль, Жан Кокто, Ян Шванкмайер и Дэвид Линч.

Жан Кокто (1889-1963) – французский писатель, поэт, драматург, художник и кинорежиссёр. Одна из крупнейших фигур во французской литературе XX в.
Он является режиссёром известной сюрреалистической фантазии «Орфей» (1950), образ Орфея у Кокто был лейтмотивом и стержнем всего его творчества.

Филипп Халсман (1906-1979) – выдающийся фотограф середины XX в., считается родоначальником сюрреализма в фотографии. В 1941 г. он знакомится с Сальвадором Дали, с которым поддерживал творческие и дружеские отношения в течение 30 лет. К этому периоду относится его знаменитая фотография «Dali Atomicus».

Ф. Халсман «Dali Atomicus»
Это сюрреалистичное фото создано без монтажа и трюков, только тщательно продуманная постановка, кропотливая подготовка, множество дублей и невероятное терпение все участников съёмки.
Филипп Халсман создал фотопортреты многих знаменитых людей: Альберта Эйнштейна, Сальвадора Дали, французского комика Фернанделя, Бриджит Бардо, Анри Матисса, Анны Маньяни, Софи Лорен, Мэрилин Монро, Уинстона Черчилля, Джона Кеннеди – он снимал почти всех знаменитостей ХХ в. На его фотографиях политики и миллионеры, интеллектуалы и поп-дивы, эксцентричные художники и поэты.
Наиболее знаменитыми сюрреалистами в литературе были Андре Бретон, Робер Деснос, Луи Арагон, Поль Элюар, Рене Шар, Анри Мишо. Сюрреалистической литературе свойственно автоматическoе письмо, то есть творчество без контроля сознания, опирающееся только на подсознательные импульсы. В действительности такой тип творчества практически невозможен. Все произведения сюрреалистов ориентированы на интерпретацию, они изображают не предметы, а их идеи и образы. Поэтому восприятие сюрреалистических полотен и текстов требует от зрителя и читателя определённой умственной и эмоциональной подготовки, которая позволила бы найти с ними общий язык. Стремление выражать свои мысли и эмоции на усложнённом языке, прихотливая ассоциативность, насыщенность текста переносными значениями делают чтение сюрреалистических произведений увлекательной, но не всегда лёгкой работой.

Сюрреализм, направление в искусстве, в котором разум чужд, оно берет начало из "до"-разумного, подсознательного начала. Сюрреализм зародился во Франции к началу 1920-ых годов.
Суть философии сюрреалистов в том, что бы отказаться от заранее продуманного плана и устранить препятствия для самостоятельного роста произведения, в результате этого может возникнуть нечто чудовищное с точки зрения непосвященного человека, но, преодолев предубеждения, зритель включится в предложенную художником игру фантазии, погрузиться в его сновидческий мир.
Зигмунд Фрейд доказывал, что при ослаблении контроля со стороны бодрствующего сознания в цивилизованном человеке просыпается дикарь или ребенок. На этом основании сюрреалисты заявляли, что бодрствующий разум не способен к художественному творчеству. В их представлении разум может лишь добывать научные знания, но искусство возникает только из "до"-разумного, подсознательного начала.
Некоторые представители данного искусства, например Де Квинси, принимали опиум, что бы подавить рассудок и дать простор воображению. Сюрреалисты во всяком случае с не меньшим рвением стремились достичь таких психологических состояний, при которых выходит на поверхность то, что обычно скрывается в глубинах нашей души.
Существовали эксперименты с воссозданием сновидений в живописи, и это заслуживает внимание. Во сне нередко появляется странное ощущение, что объекты возникают и исчезают, прорастают друг в друга. Собака может оказаться одновременно и нашим начальником, а соседний парк – пустыней. Эти наплывы и взаимопревращения объектов передавал в своей живописи один из ведущих представителей сюрреализма Сальвадор Дали. Проживал он в Соединенных Штатах Америки, но по происхождению он был испанцем. В произведениях Дали обрывки реальности наслаиваются таким образом, что в кажущемся безумии проступает какой-то смысл.
Подобные картины могут послужить дополнительным комментарием к вопросу о причинах неудовлетворенности художников задачей «писать, что видит глаз». Они знают, что нельзя «изобразить» реальную вещь, если просто смотреть на нее широко открытыми глазами. Начинать приходится с другого – взять краски и, вооружившись набором известных форм, выстроить требуемый образ. Эта простая истина часто ускользает от нас потому, что в изобразительном искусстве прошлого каждая красочная форма соответствовала только одному элементу натуры: коричневые вертикали – древесные стволы, зеленые точки – листья. Картины Дали, где одна и та же форма служит изображением одновременно нескольких предметов, наглядно демонстрируют исходную многозначность красочных конфигураций на плоскости – точно так же, как удачный каламбур демонстрирует многозначность слова и зависимость его значения от употребления в контексте.
И все же, как велики, при всем сходстве методов, его отличия от созданий современного искусства. Можно было бы сказать, что образы Дали возникли из грез, но то были коллективные грезы целого народа, видение судьбоносной силы, властвующей над племенем.

Сюрреалисты

Сюрреализм основывается на идеях интуитивизма, символизма и фрейдизма, основывается на свободной игре мысли, всемогущественного сновидения, всего бессознательного и технике свободных ассоциаций. Характерно все иррациональное, не соответствующие общепринятым понятиям и стандартам. Движение сюрреализма зародилось в 1920-х годах во Франции и имело огромное влияние на западную культуру.

Основоположником и теоретиком направления является Андре Бретон. Он утверждал, что сюрреализм способен разрешить противоречие между мечтой и реальностью, выразить истинную функцию мысли, которая не ограничена и не контролируется разумом и морально-этическими ограничениями. Основывается на вере в высшую реальность, на могуществе сна, на нецеленаправленной игре мышления. Его сочинение «Магнитные поля», которое было опубликовано в 1919 году в одном из литературных журналов, стала предвестником сюрреализма. В 1924 году он публикует «Первый Манифест сюрреализма», после чего формируется движение сюрреалистов и создается кружок, в состав которого входили Луи Арагон, Поль Элюар, Тристан Тцара. Кружок продуктивно трудится, создается бюро сюрреалистических исследований, издаются журналы и множество произведений и картин. Впоследствии подобные кружки стали создаваться по всей Европе. Андре Бретон устраивает выставки сюрреалистического искусства по всему миру, чем способствовал популяризации данного направления, ведь он искренне верил, что все люди сюрреалисты.

В 1926 году Сальвадор Дали знакомится с Андре Бретоном и присоединяется к кружку сюрреалистов и стал олицетворять это направление. Впоследствии он говорил: «Сюрреализм – это я». Сальвадор Дали был полностью поглощен идеей создания на холсте образов, вызванных свободными ассоциациями. В своих картинах Дали выражал свое мировоззрение, наполняя их яркими и противоречивыми образами, растягивающимися и растворяющимися предметами, переходящими из картины в картину. Привычные образы и предметы приобретали новый смысл и необычное видение, выраженное в тонкой оптической иллюзии и сюрреалистической эстетике.

Влияние идей сюрреализма отразилось на творчестве Андре Массона и Жоана Миро. После знакомства с Андре Бретоном в 1924 году они начинают эксперименты с «автоматическим рисованием» и формируют свой собственный стиль с использованием геометрических форм и элементов чертежной графики.

Одним из создателей кружка сюрреалистов также был Макс Эрнст. Для реализации идей сюрреализма использовал фронтаж – перевод на бумагу текстуры какой-либо поверхности. После чего, полученные образы дорисовывал или брызгал краской. В своих картинах он отображал причудливые образы, растительные моменты, переходящие в различные метаморфозы.

Выдающимися художниками-сюрреалистами являются Рене Магритт, Фрида Кало, Джорджо де Кирико, Иероним Босх и многие другие. Гений сюрреализма свободен и необычен и выражается в необычном, иррациональном творчестве, успешно реализуемом в наше время.

Биографии. «ХВОСТ СВЯЩЕННОЙ КОРОВЫ» - ЭПАТАЖНАЯ ЖИЗНЬ И ДАДАИЗМ САЛЬВАДОРА ДАЛИ

Авангардное искусство XX века, восставшее против его традиционных форм, дало миру новые модернистские течения, среди которых был сюрреализм. Первая мировая война – всемирная катастрофа, которая разрушила представления о здравом смысле и порядке вещей. Мир разваливался в самоубийственной войне, а политики продолжали высокопарно разглагольствовать. Возникшая «революционная» культура отвергала всякую эстетику обанкротившегося мира, которому нельзя больше верить, который вдруг стал безумным и эфемерным.

Новое и дерзкое развившееся «антитворчество», в том числе и движение дадаизм вылилось в воинствующую «антихудожественность». Дадаизм, как название, возник то ли из детского лепета итальянских детишек, то ли из русского повтора-утверждения, то ли из языка одного из африканских племен, где оно означает «хвост священной коровы». Но это название привилось и стало обозначать полную абсурдность любого вида искусства. Яркими представителями дадаизма были: Андре Бретон, Луи Арагон, Поль Элюар, Дюшан, Пикабиа. Это был настоящий безумный бунт дадаизма, но он был недолгим и вскоре себя исчерпал. И появились новые идеи, связанные с человеческой психикой, с бессознательным, с субъективными ассоциациями, подчас бредовые и фантастические. Так возник сюрреализм или сверхреальность, и начало ему положил Анри Бретон в «Манифесте сюрреализма». Для сюрреализма характерно противоестественное сочетание предметов, приобретающих видимую достоверность. Именно испанский художник Сальвадор Дали и стал продолжателем традиций дадаизма, из которого развился сюрреализм.

Из чего была слеплена судьба Сальвадора Дали? Скорее всего - из изначального дара художника, развитию которого способствовало его раннее окружение. Родился Сальвадор Дали в небольшом провинциальном городке Фигерас испанской провинции Каталония, на тот момент имевшем около одиннадцати тысяч жителей. Возможно, его атмосфера была и впрямь так насыщена искусством, как об этом пишет его сестра в биографических воспоминаниях. «Музыкальное общество» 20-х годов играло главную роль в культурной жизни города, где часто выступали приезжие знаменитости. Директором художественной школы был в то время талантливый человек Хуан Нуньес.

Окружение отца, его друзья сыграли немаловажную роль в становлении творческой биографии Сальвадора Дали. Первым покупателем картин стал именно друг отца Жоаким Куси, основатель Северного Исследовательского центра. Первые печатные отзывы на творчество начинающего художника были от журналиста и драматурга Карлеса Коста. Он, как и семейство Дали, лето проводил в Кадакесе. Семейство Дали дружило с Пичотами. В этой семье все дети были творческими личностями, начиная с отца, который бросил заниматься юриспруденцией ради парковой архитектуры. Дом Пичотов находился у самого моря, он и сейчас стоит там в прекрасной сохранности. В семье Пичотов Сальвадор Дали познакомился с Пикассо, который был другом Рамона. Пикассо было 29 лет, маленькому Дали – 7 лет. Настоящее знакомство произошло в 1926 году во время поездки в Париж.

Белостенный летний дом в Кадакесе, дом у самого моря, дом с зелеными ставнями и зеленым балконом – о котором мечтали всю зиму. Зимой приезжали только на каникулы, зато все лето было в самом красивом для Сальвадора, по его словам, городке на свете. Как он говорил, в предвкушении счастья, пересчитывал листки календаря. Сама природа учила его писать, что он и делал с утра до вечера. Писал как сумасшедший, вкладывая весь талант в картину. До 1921 года у Сальвадора не было своей мастерской в доме, где они жили, и Рамон Пичот предложил отцу Сальвадора снять мастерскую для творчества на улице Льянер. В этой мастерской бывал Пикассо, и свои кадакесские картины он написал здесь. Светлая комната со стеклянным потолком, вытесанный из камня стол рядом с домом, заросли ежевики – это место Сальвадор полюбил с первого взгляда.

В 1921 году семья Дали перестроила дом и выделила место для мастерской Сальвадора. Свою мастерскую-студию Сальвадор декорировал сам. Стены он обил холстом и разрисовал. Сальвадор вел записи в тетрадке, куда вносил названия своих картин и комментарии к ним. Позднее он их выбросил, сестра сохранила, что осталось. Импрессионизм, особенно французский, полностью овладел юным художником. Но Сальвадор прекрасно писал в традиционном стиле и у сестры сохранился рисунок дома, переданный, по ее словам, живо и точно, особенно его атмосфера.

Родился Сальвадор Дали 11 мая 1904 года через год с небольшим после смерти брата, которого тоже звали Сальвадор (Спаситель). Родители очень тяжело переживали эту смерть и постоянно говорили об этом. В доме присутствовали игрушки умершего брата, мать часто брала маленького Сальвадора на могилку, и он видел собственное имя на могильном камне. Постоянное напоминание о «другом» Сальвадоре действовало на неокрепшую психику мальчика, и ему приходилось бороться за внимание к себе и своему существованию. Но все-таки в семье царила атмосфера любви, доброжелательности. Особенно дружил мальчик со своей сестрой Анной Марией. Жизнь была или казалась счастливой, только смерть матери в 1921 году стала ударом для всей семьи и потрясением для Сальвадора. После смерти матери отец через четыре года женился и Сальвадор счел это предательством, как и раньше преждевременную смерть матери. Не стало ежевечерних бесед с отцом так, ни о чем... и обо всем на свете.

В 1918 году в Фигерасе проходила выставка художников, где четырнадцатилетний мальчик выставил две своих работы. Велико было увлечение Сальвадора импрессионизмом, кубизмом и футуризмом, но он никогда не ниспровергал классиков, как это делали многие представители авангардного искусства. В мастерской мальчик проводил все время, с раннего утра он был там. Только доносилось «мурлыканье» непонятного мотива, который, впрочем, ни с чем нельзя было спутать. Впоследствии Гарсиа Лорка сказал, что Сальвадор, как золотой шмель жужжит за работой. Очень сильно молодой Дали увлекался колористикой, светом и цветом.

Уговорив отца, он основал свою художественную студию при Академии изящных искусств в Мадриде, куда он поступил учиться в 1921 году. Работал он неистово, до изнеможения, и его талант начали замечать. В Галерее Делмо в Барселоне в 1925 году состоялась первая персональная выставка Дали, которую приняли благосклонно. Но Сальвадору Дали хотелось войти в мир искусства так, чтобы его запомнили. Он выбрал свой путь – путь эпатажа. В 1926 году его за дерзость выгоняют из Академии. За мадридский период молодой Дали познакомился с киноавангардистом, уважаемым в Европе, Луисом Бюнюэлем, с поэтом Федерико Гарсиа Лоркой. Они были яркими представителями новой интеллектуальной жизни того периода Испании. И без того радикальное мышление Дали подпитывалось новыми идеями, бросавшими вызов консервативной политике Испании. В конце 1926 года состоялась вторая выставка работ художника, которую общество и люди искусства приняли с большим энтузиазмом.

Из Парижа пришло приглашение от Бюнюэля для работы над авангардным фильмом «Андалузский пес». Шокирующий фильм прославил и Дали и Бюнюэля. Их новый фильм «Золотой пес» был принят с восторгом, только авторы никак не могли поделить лавры. Уникальный метод, как сам Дали его назвал - «параноидально-критический», в полной мере проявлялся и в его картинах. Ему соответствовала гротескная манера написания картин, где образы, подвластные человеческому разуму, объединялись между собой в подсознании. Еще не став членом группы сюрреалистов, Дали уже вливался в новое течение. Каталонский художник, сюрреалист Хоан Миро, стал его другом. Но в Париже Дали приняли в ряды авангардного течения, и он подружился с поэтом Полем Элюаром. Впоследствии тот с семьей приехал в гости в Кадакес на лето. Так 1929 год стал судьбоносным в биографии молодого Дали. Двадцатипятилетний молодой человек нашел себе жену и любовницу, музу и няню на всю свою жизнь. Судьба соединила его с женой Элюара, которая сначала стала любовницей Дали, а потом и его женой. Жена поэта была русской, урожденной Еленой Дмитриевной Делувиной-Дьяконовой. В 1930 году она бросила своего мужа и переехала к Сальвадору Дали. Отец Дали очень непросто относился к своему сыну. И этому способствовала связь с Галой, которая была старше С.Дали на десять лет. И написанная к тому времени картина «Святое сердце» с осквернением памяти матери, которую очень плохо приняли критики и общество.

Запрет отца на посещение родительского дома подвел Дали к тому, что пришлось купить небольшой дом в Порт Лигат, который постепенно достраивался, напоминая со временем крепость. Гала стала для него не просто женой (поженились они в 1934 году), но и любовницей. Она была его патронессой, деловым менеджером, музой. Новая неисчерпаемая энергия и неистощимая фантазия дали его творчеству новый виток. Его уверенность в жизни и в работе, как всегда великая самовлюбленность, оттолкнули его от группы сюрреалистов, к которым он принадлежал. Отныне Дали считал, что он и есть сам сюрреализм. Увлечение Фрейдом было очень велико, его работы носили сексуальный характер, где присутствовали намеки на содомию, мастурбацию и кастрацию. Классической технике рисования Дали не мог дать ничего нового, он сам считал, что выше этого искусства нет ничего. Но Дали шел своим путем, и чтобы запрятанные очень глубоко мысли освободить, был необходим иррациональный разум сумасшедшего. Сам Дали не был и не считал себя сумасшедшим. Живописью он считал то, что запало в душу и легло на кисть. Он умел видеть то, чего не видели другие.

Самые известные свои картины Дали написал в период с 1929 по 1939 годы, используя изобретенный им метод. К более традиционному стилю он выходит на конец 30-х годов. «Мистер Сюрреалист» уезжает в Америку, где к нему и его новшествам относятся более спокойно. Можно сказать, что его настоящая слава начинается сейчас. Разнообразие творчества велико и простирается даже на оформление магазинов и на консультации по дамским прическам. Кроме того он сотрудничает с журналами, ставит балет и, естественно, пишет картины. К сорока годам Дали написал две автобиографические книги. Религиозная тематика характерна для его американского периода, это «католический сюрреализм». В 1949 году Дали пригласил на аудиенцию Папа Римский. Но этот факт совсем не значит, что религиозная тематика отвлекла Сальвадора Дали от его экспериментов.

Дали был высокоэрудированным человеком, и когда его возможно было разговорить, то общение проходило на любые темы. Освоив нотную грамоту, он сочинил оперу, на французском языке написал трагедию, увлекался экспериментами с голографией и фотографией. Но его скандальность в жизни была непредсказуема, и для журналистов организовывались целые демонстрации несуразностей. Его «скандальная муза», если не была увлечена очередным романом, растворялась в Дали. Не только ее чувственность и красота покоряли людей, но и интеллигентность, и глубокий интеллект. Художник был отгорожен от прозы жизни благодаря заботам Галы.

В 1973 году Сальвадор Дали организовал Театр-музей в Фигерасе – фантастический памятник самому себе, который стал для художников культовым местом. Более десяти лет работал Дали над проектом создания этого музея. Через шесть лет Французская Академия избрала его почетным членом. На одном из собраний прозвучала его темпераментная речь, в которой он пожелал быть замороженным после смерти. Гала умерла в 1982 году, в этом же году Сальвадору Дали был дарован высший испанский орден – Большой Крест Карлоса III и титул маркиза Дали де Пуболя. Нести крест гениального безумца одному оказалось тяжело и он (хотя отчуждение от Галы произошло гораздо раньше - до ее смерти) стал затворником в Пуболе. Стали возникать скандалы по поводу фальшивых работ. Позднее выяснилось, что подписи на чистых листах его уговорили сделать. Потом возникли болезни и пришла смерть. Дали ранее завещал, чтобы его похоронили под хрустальным куполом его детища - Театра-музея в Фигерасе.

Лихо закрученные вверх усы Дали-актера известны всему миру и даже тем людям, которые не интересуются его творчеством. Также, как и плавящиеся часы в Постоянстве памяти. Соединяя несоединимое, Дали испытывал на прочность традиционные ценности. От дадаизма в нем так и остался авангардный бунт против традиций искусства, против Бога и безбожия. Вера в человека и неверие одинаково дискредитируются Дали, и его трудно понять с его чудовищными галлюцинациями, гротескностью и фантастичностью сюжетов. Но нельзя не признать тех ошеломляющих образов им созданных.