Направления в литературе классицизм и сентиментализм. Основные черты литературы сентиментализма

Сентиментализм (от фр. sent – чувство, чувствительный, англ. sentimental чувствительный) художественное направление в искусстве и литературе, которое пришло на смену классицизму.

Уже по названию понятно, что новое направление в противовес культу разума провозгласит культ чувства. На первом месте стоят чувства, а не великие идеи. Автор делает упор на восприятие читателя и его чувства, возникающие во время чтения.

Истоки направления приходятся на Западную Европу в 20-е годы XVIII века, до России же сентиментализм дошел в 70-е годы, а за первых три десятилетия XIX века занял ведущее положение.

По времени появления сентиментализм предшествовал романтизму. Это было завершение эпохи Просвещения, поэтому в произведениях сентименталистов сохраняются просветительские тенденции, что проявляется в назиданиях, морализаторстве. Но появились и совершенно новые черты.

Основные черты сентиментализма

  • Во главу угла ставится не разум, а чувство. Умение сочувствовать, сопереживать рассматривалось писателями как важнейшее достоинство человеческой личности.
  • Главные герои – не вельможи и цари, как в классицизме, а обычные люди, незнатные и небогатые.
  • Прославлялся культ врожденной нравственной чистоты и неиспорченности.
  • Основное внимание писателей направлено на богатый внутренний мир человека, его чувства и эмоции. А также на то, что душевные качества человека не зависят от его происхождения. Таким образом, в литературе появились новые герои – простые люди, которые по своим нравственным качествам зачастую превосходили героев-дворян.
  • Прославление в произведениях писателей сентименталистов вечных ценностей – любви, дружбы, природы.
  • Природа у сентименталистов – не просто фон, а живая сущность со всеми ее мелочами и особенностями, как бы заново открытая и прочувствованная автором.
  • Свою главную цель сентименталисты видели в том, чтобы утешить человека в его жизни, полной горестей и страданий, обратить его сердце к добру и красоте.

Сентиментализм в Европе

Наиболее законченное выражение это направление получило в Англии, в романах С. Ричардсона, Л. Стерна. В Германии яркими представителями были Ф. Шиллер, И. В. Гете и предреволюционной Франции сентименталистские мотивы нашли наиболее полное выражение в творчестве Жан-Жака Руссо.

Само название литературного направления укоренилось после написания авторами многочисленных «Путешествий», которые открывали читателю красоту природы, бескорыстную дружбу, семейную идиллию. Затрагивали самые нежные чувства читателей. Первый роман «Сентиментальное путешествие» был написан Л. Стерном в 1768 году.

Сентиментализм в России

В России представителями сентиментализма являлись М. Н. Муравьев, И. И. Дмитриев, Н. М. Карамзин со своим наиболее известным произведением «Бедная Лиза», молодой В. А. Жуковский. Просветительские традиции сентиментализма ярче всего проявились в произведениях А. Радищева.

В России существовало два направления сентиментализма:

Дворянский

Направление, которое не выступало за отмену крепостного права. Николай Карамзин, автор повести «Бедная Лиза» в конфликте между сословиями выдвинул на первое место не социальный фактор, а моральный. Он считал: «и крестьянки умеют любить…».

Революционный

В литературе это направление выступало за отмену крепостного права. Основой всей культуры, как и основой общественного бытия, считал Радищев, является личность, которая заявляет о своем праве на жизнь, свободу, счастье, творчество.

Сентименталисты создали множество новых жанров в литературе. Это бытовой роман, повесть, дневник, роман в письмах, очерк, путешествие и другие, в поэзии это элегия, послание. Так как в противовес классицизму не было четких правил и ограничений, очень часто жанры смешивались.

Поскольку героями произведений сентименталистов стали простые люди, получил значительное упрощение и язык произведений, в нём появилось даже просторечие.

Отличительные черты русского сентиментализма

  • Проповедь консервативных взглядов: если все люди, независимо от их положения в обществе, способны на высокие чувства, значит, путь к всеобщему счастью лежит не в изменении государственного устройства, а в нравственном самосовершенствовании, нравственном воспитании людей.
  • Ярко выражены просветительские традиции, поучение, наставление, морализаторство.
  • Совершенствование литературного языка путём введения разговорных форм.

Сентиментализм сыграл важную роль в литературе обращением к внутреннему миру человека, в этом плане он стал предвестником психологической, исповедальной прозы.

Литература – особый вид искусства, который помогает понять историческое настоящее и разобраться в том, как формировались основные тенденции общественного развития в прошлом. Эстетика классицизма, сложившаяся в западноевропейской культуре в конце XVII века, более ста лет определяла идейное содержание литературных произведений, строгую систему поэтических правил и принципы сюжетостроения, отражавшие представление об упорядоченности и совершенстве мироздания, природы и общества. «Чувствительная» словесность сентиментализма, возникшего во второй половине XVIII века, была призвана учить и воспитывать на примерах и образах, вызывающих сопереживание, пробуждающих высокие чувства, руководствуясь которыми можно победить всякое зло.

В русской литературе вплоть до начала XIX века классицизм и сентиментализм развивались, дополняя друг друга и преследуя одинаковую цель: сделать общество совершенным, утверждая разумные принципы морали и нормы поведения людей.
Способы достижения этой цели в философии классицизма определялись как утверждение главенства порядка, формы, иерархии и были основаны на четком разделении художественных стилей и жанров.
Теоретики классицизма особое внимание уделяли драматургии и поэзии. Эпические поэмы и трагедии, в которых основой сюжета всегда были важные исторические события, а действующими лицами – боги и сильные мира сего, требовали возвышенного поэтического слога, исключали просторечные обороты. Их относили к «высокому» жанру. Разговорная речь и стилистически сниженные образы могли присутствовать только в сатирах, баснях и комедиях, за которыми закрепилось определение «низкие» жанры.
Обязательное соблюдение единства времени, места, действия и правил построения трагедии и драмы с экспозицией, завязкой, развитием действия, кульминацией и развязкой ограничивали возможности сценического раскрытия образов, но подчеркивали незыблемость порядка, связь причины и следствия, четкость выражения основной идеи произведения.
Сентиментализм позволял свободнее пользоваться средствами художественной выразительности. Внимание к бытовым деталям, описание душевных переживаний, изображение внутреннего мира человека и его близости к природе требовали и новых литературных форм. В русской литературе появляется эпистолярный жанр, сентиментальный роман, путевые заметки. Развитие сентиментализма значительно расширило возможности художественной прозы и сделало ее более демократичной: в центре внимания и писателей, и читателей оказалась судьба обычного человека, понятная, близкая, вызывающая интерес и сочувствие.

Выводы сайт

  1. Предметом изображения в произведениях классицизма являются важные, значимые события, определяющие судьбу человека, обязанного подчиняться установленному порядку и предопределенному ходу событий. В центре внимания писателей-сентименталистов – внутренний мир героев, способных глубоко чувствовать и переживать.
  2. Классицизм – литературное направление, в котором основой художественного метода является деление произведений на «высокие», «средние» и «низкие» жанры. Сентиментализму не свойственно такое деление, поскольку его задача – воспитывать чувствительность, используя для этого широкий спектр изобразительных средств.
  3. Основными жанрами классицизма являются эпическая поэма, трагедия, ода, драма, героическая повесть, комедия, сатира и басня. Жанры, характерные для сентиментализма, — это роман, повесть, письма, дневники, путевые заметки.
  4. Классицизм утверждал просветительские идеи, основанные на подчинении личных чувств долгу перед обществом. Представители сентиментализма рассматривали внутренний мир героев как гармоничное целое. Они считали, что воспитав отдельную личность, можно усовершенствовать все общество.

Сентиментализм (от фр. sentiment – чувство) возник в эпоху Просвещения в Англии в середине XVIII в. в период разложения феодального абсолютизма, сословно-крепостнических отношений, роста буржуазных отношений, а значит, начавшегося освобождения личности от оков феодально-крепостнического государства.

Представители сентиментализма

Англия. Л. Стерн (роман "Сентиментальное путешествие по Франции и Италии"), О. Голдсмит (роман "Векфильдский священник"), С. Ричардсон (роман "Памела", или Вознагражденная добродетель", роман "Кларисса Гарлоу", "История сэра Чарльза Грандисона").

Франция. Ж.-Ж. Руссо (роман в письмах "Юлия, или Новая Элоиза", "Исповедь"), П. О. Бомарше (комедии "Севильский цирюльник", "Женитьба Фигаро").

Германия. И. В. Гёте (сентиментальный роман "Страдания молодого Вертера"), А. Лафонтен (семейные романы).

Сентиментализм выражал мировоззрение, психологию, вкусы широких слоев консервативного дворянства и буржуазии (так называемого третьего сословия), жаждущих свободы, естественного проявления чувств, требовавших считаться с человеческим достоинством.

Черты сентиментализма

Культ чувства, естественного чувства, не испорченного цивилизацией (Руссо утверждал решительное превосходство простой, естественной, "природной" жизни над цивилизацией); отрицание отвлеченности, абстрактности, условности, сухости классицизма. По сравнению с классицизмом сентиментализм был более прогрессивным направлением, ибо в нем были ощутимы элементы реализма, связанные с изображением человеческих эмоций, переживаний, расширением внутреннего мира человека. Философской основой сентиментализма становится сенсуализм (от лат. sensus – чувство, ощущение), одним из основоположников которого был английский философ Дж. Локк, признающий единственным источником познания ощущение, чувственное восприятие.

Если классицизм утверждал представление об идеальном государстве, управляемом просвещенным монархом, и требовал подчинения государству интересов личности, то сентиментализм на первое место выдвинул не человека вообще, а конкретного, частного человека во всем своеобразии его индивидуальной личности. При этом ценность человека обусловливалась не его высоким происхождением, не имущественным положением, не сословной принадлежностью, а личными достоинствами. Сентиментализм впервые поставил вопрос о правах личности.

Героями были простые люди – дворяне, ремесленники, крестьяне, которые жили главным образом чувствами, страстями, сердцем. Сентиментализм открыл богатый духовный мир простолюдина. В некоторых произведениях сентиментализма звучал протест против социальной несправедливости, против унижения "маленького человека".

Сентиментализм но многом придал литературе демократический характер.

Поскольку сентиментализм провозглашал право писателя на проявление в искусстве своей авторской индивидуальности, в сентиментализме возникают жанры, способствующие выражению авторского "я", а значит, использовалась форма повествования от первого лица: дневник, исповедь, автобиографические мемуары, путешествие (путевые записки, заметки, впечатления). В сентиментализме на смену поэзии и драматургии приходит проза, которая располагала большей возможностью для передачи сложного мира душевных переживаний человека, в связи с чем возникли новые жанры: семейный, бытовой и психологический роман в форме переписки, "мещанская драма", "чувствительная" повесть, "буржуазная трагедия", "слезная комедия"; получили расцвет жанры интимной, камерной лирики (идиллия, элегия, романс, мадригал, песня, послание), а также басня.

Допускалось смешение высокого и низкого, трагического и комического, смешение жанров; закон "трех единств" ниспровергался (например, значительно расширялся круг явлений действительности).

Изображалась обыденная, будничная семейная жизнь; основная тематика была любовная; сюжет строился на основе ситуаций будничной жизни частных лиц; композиция произведений сентиментализма была произвольной.

Провозглашался культ природы. Пейзаж выступал излюбленным фоном событий; мирная, идиллическая жизнь человека показывалась на лоне сельской природы, при этом природа изображалась в тесной связи с переживаниями героя или самого автора, была созвучна личному переживанию. Деревня как средоточие естественной жизни, нравственной чистоты резко противопоставлялась городу как символу зла, искусственной жизни, суеты.

Язык произведений сентиментализма был простой, лирический, порой чувствительно-приподнятый, подчеркнуто эмоциональный; использовались такие поэтические средства, как восклицания, обращения, ласкательно-уменьшительные суффиксы, сравнения, эпитеты, междометия; использовался белый стих. В произведениях сентиментализма происходит дальнейшее сближение литературного языка с живой, разговорной речью.

Особенности русского сентиментализма

В России сентиментализм утверждается в последнее десятилетие XVIII в. и угасает после 1812 г., в период развития революционного движения будущих декабристов.

Русский сентиментализм идеализировал патриархальный уклад, жизнь крепостной деревни и критиковал буржуазные нравы.

Особенность русского сентиментализма – дидактическая, просветительская установка на воспитание достойного гражданина. Сентиментализм в России представлен двумя течениями:

  • 1. Сентиментально-романтическое – Η. М. Карамзин ("Письма русского путешественника", повесть "Бедная Лиза), Μ. Н. Муравьев (сентиментальные стихотворения), И. И. Дмитриев (басни, лирические песни, стихотворные сказки "Модная жена", "Причудница"), Ф. А. Эмин (роман "Письма Эрнеста и Доравры"), В. И. Лукин (комедия "Мот, любовью исправленный").
  • 2. Сентиментально-реалистическое – А. II. Радищев ("Путешествие из Петербурга в Москву").

Образование.

Высшее.

6 учебных округов (указ 1803 г.). В каждом – университет.

1804 г. – Казанский университет

1819 г. Петербургский университет

МУ: 1811 – 215 студентов, 1831 – 814

Царскосельский лицей (Петербург), Демидовский лицей (Ярославль)

В лицеях – дети из привилегированных сословий.

1815 г. – Институт Восточных языков (Лазаревы)

Активное развитие научно-технических ВУЗов (Московское техническое училище, Инженерная академия) под покровительством НI.

Среднее.

Приходские школы (государственные крестьяне).

Уездные училища (город. население недворянского происхождения).

Гимназии: 1824 – 24, 1854 – 43. Одна и та же программа, учебники.

Дворяне – в частных пансионах, гувернеры (после поражения в 1812 г. офицеры вернулись домой, а солдаты подались в гувернеры Þ необразованные учителя)

Развитие женского образования.

Смольный институт благородных девиц.

Институты д/дворянок в крупных городах (М., СПб, Н.-Нов., Сар., Ирк, Астр.).

Народное образование: очень медленное развитие.

Большая часть горожан – грамотная, среди крестьян – 5%.

«Не редкость теперь образованные и даже просвещенные люд из купеческого и мещанского сословия»

(В.Г.Белинский, 40-е гг. XIX в.)


Вывод : стремительное развитие О. в привилегированной среде, замедленное развитие в непривилегированной среде.

Наука.

Дифференциация науки (гуманитарные и естественные).

Н.И.Лобачевский – «геометрия Лобачевского» («неевклидова»).

Н.Н.Зинин – новые неорганические красители.

В.В.Петров и Б.С.Якоби – гальванопластика, электрохимия, электричество.

П.П.Аносов – металлургия.

Е.А. и М.Е. Черепановы – паровой двигатель, паровая жел. дорога.

1839 г. – завершение строительства Пулковской обсерватории под СПб.

В.Я.Струве – звезды на Млечном пути.

Н.И.Пирогов – наркоз (1847), хирургия.

Н.М.Карамзин – «История Государства Российского» (1816-1826 гг.)

Интерес к памятникам древнерусской литературы.

1800 г. – первое издание «Слова о полку Игореве».

Т.Н.Грановский, М.П.Погодин, К.Д.Кавелин.

Разработка норм литературного русского языка (Пушкин, Лер., Гог.).

Н.И.Греч – «Практическая русская грамматика», выбран членом-корреспондентом Петербургской Академии наук.

Географические открытия и путешественники.

И.Ф.Крузенштерн - Ю.Ф.Лисянский – первое русское кругосветное плавание.

Ф.Ф.Беллинсгаузен - М.П.Лазарев – открытие Антарктиды.

В.М.Головнин – исследование Курильских островов

Г.И.Невельский – открытия устья Амура, пролива между Сахалином и материком, доказал, что Сахалин – остров.

Просвещение и распространение знаний.

Русское географическое общество

Минералогическое общество

Химическое общество

Математическое общество

Общество истории и древностей Российских

Развитие книгопечатания.

Начало XIX в. – 13 государственных типографий.

30-е – 40-е гг. XIX в. – частное книгоиздательство. А.Ф.Смирдин.

Развитие печати.

«Санкт-Петербургские ведомости»

«Московские ведомости»

Частные газеты: «Северная Пчела», «Литературная газета»

Общественно-политический журнал «Вестник Европы» (Карамзин)

Патриотический журнал «Сын Отечества»

Литературно-художественные журналы «Современник», «Отечественные записки»

1814 г., СПб – первая публичная библиотека

Первая ½ XIX в. – общедоступные музеи.

Более быстрое развитие музейного дела в провинции.

1852 г. – Эрмитаж

1861 г. – Румянцевская библиотека (основа Ленинки)

Литература.

Народность, гуманистические идеалы, гражданственность, народное самосознание, патриотизм, социальная справедливость.

Рубеж XVIII-XIX вв. – сентиментализм вместо классицизма.

Г.Р.Державин (в конце творчества), Н.М.Карамзин («Бедная Лиза»).

10-е годы XIX в. - романтизм вместо сентиментализма.

Причина возникновения – война 1812 г.

«Салонный» романтизм – В.Жуковский.

«Гражданский» романтизм – К.Ф.Рылеев, В.К.Кюхельбекер.

А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов.

Вторая ¼ XIX в. – реализм.

Основоположник – А.С.Пушкин.

«Евгений Онегин», «Горе от ума».

Реализм – определяющее литературное направление.

Реалисты:

А.C.Пушкин, А.С.Грибоедов, М.Ю.Лермонтов («ГНВ»), Н.В.Гоголь («Ревизор», «Мёртвые души»), Н.А.Некрасов, И.С.Тургенев, И.А.Гончаров.

Журналы.

«Современник» (основатель – А.С.Пушкин, с 1847 г. – Н.А.Некрасов и В.Г.Белинский).

«Отечественные записки» (И.С.Тургенев, А.В.Кольцов, Н.А.Некрасов, М.Е.Салтыков-Щедрин).

Появилась литературная критика.

Жесткая цензура.

1826 г. – цензурный Устав («чугунный»).

Архитектура.

Первая половина XIX в. – поздний классицизм.

Характерно создание крупных и завершенных ансамблей.

Петербург.

Адмиралтейство – А.Д.Захаров

Ансамбль стрелки Васильевского острова – Том де Томон.

Казанский собор – А.Н.Воронихин.

Исаакиевский собор – Монферран.

Генеральный штаб, Сенат, Синод, Александровский театр, Михайловский дворец – К.Росси.

Москва.

Манежная площадь, Университет, Манеж, Александровский сад, ансамбль Театральной площадиО.И.Бове.

Манеж – для встречи русских войск после заграничного похода 1813-14 гг.

Неглинка убрана под землю.

Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата, храм Христа Спасителя – К.А.Тон.

Храм Христа Спасителя – символ победы русских в войне 1812 г.

Конец первой ½ XIX в. – кризис классицизма.

Распространение «русско-византийского стиля» (Большой Кремлевский дворец, храм Христа Спасителя)

Искусство.

Утверждаются романтизм и реализм.

Официальное направление – академический классицизм.

Живопись.

О.А.Кипренский, В.А.Тропинин – портреты (Пушкин, Жуковский).

К.П.Брюллов историческая живопись, портрет, пейзаж.

«Последний день Помпеи».

А.А.Иванов. «Явление Христа народу». 20 лет создания.

А.Г.Веницианов бытовая живопись. Крестьяне. Приукрашенность.

«На пашне (Весна)».

П.А.Федотов – жанровая живопись. Сатира. «Гоголь в живописи».

«Сватовство майора», «Свежий кавалер».

Скульптура.

Памятник Минину и Пожарскому – П.А.Мартос.

Колонна на Дворцовой площади , СПб – Монферран.

Колонна = памятник Александру I и монумент в честь победы 1812 г.

Фонтаны Театральной площади – И.П.Витали.

Конные фигуры на Аничковом мосту, конная статуя Николая I, СПб – П.К.Клодт.

Театр.

Крепостные театры (Шереметевы, Апраксины, Юсуповы).

Государственные театры.

Петербург: Александринский и Мариинский

Москва: Большой и Малый

Классицизм и сентиментализм.

Первые десятилетия XIX в.

В.А.Озеров. Исторические пьесы

Романтизм.

Ф.Шиллер, В.Шекспир и др. русские и зарубежные авторы.

Н.В.Кукольник. Исторические пьесы.

Д.И.Фонвизин и И.А.Крылов. Комедии.

В.А.Каратыгин – Гамлет.

П.С.Мочалов. Роли в постановках по Шиллеру, Шекспиру.

Реализм.

30-е – 40-е гг. XIX в.

Н.В.Гоголь. «Ревизор».

Николай I: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне – больше всех!»

А.С.Грибоедов. «Горе от ума».

М.С.Щепкин . Малый театр. Роли Городничего («Ревизор»), Фамусова («ГоУ»).

Е.С.Семенова . Трагическая актриса.

А.Е.Мартынов . Александрийский театр. Хлестаков («Ревизор»), Митрофанушка («Недоросль»).


Музыка.

Поиск собственных путей самовыражения.

Развитие национальной музыкальной школы

Русский романс.

А.А.Алябьев – «Соловей».

А.Е.Варламова – «Красный сарафан».

А.Л.Гурлиева – «Матушка-голубушка».

Композиторы.

М.И.Глинка

опере «Жизнь за царя» Н.В.Кукольника,

опере «Руслан и Людмила»,

романс «Я помню чудное мгновенье» А.С.Пушкина.

А.С.Драгомыжский

Опера «Русалка»

Итог.

Наибольшие успехи России в первой ½ XIX в. – в области культуры.

Завершился процесс складывания литературного языка и формирования национальной культуры.


Самое большое здание в России того времени.

Классицизм.



Сентиментализм



Романтизм

Сатирическая поэзия Антиоха Дмитриевича Кантемира. Проблематика сатиры «На хулящих учение, К уму своему». Личность и значение творчества Кантемира в очерках и критических статьях Н.И.Новикова, Н.М.Карамзина К.Н.Батюшкова, В.Г.Белинского.

Антиох Дмитриевич Кантемир одним из первых пишущих русских людей осознал себя литератором. Хотя литература вовсе не была главным делом его жизни. Стихотворец, открывающий первую страницу истории русской книжной поэзии, был личностью незаурядной, образованнейшим, многосторонне одаренным человеком. Он немало поднял престиж России на Западе, где последние двенадцать лет жизни служил дипломатическим представителем России в посольствах – сначала в Англии, а затем – Франции. Он безупречно владел мыслью и словом: отправляемые им депеши всегда были ясно и талантливо составлены. он был известным в России человеком. Его эпиграммы и любовные песенки имели чрезвычайный успех. Он работал в жанре научного перевода и уже написал пять из девяти своих стихотворных сатир. За годы службы во Франции окончательно утвердился в передовых просветительских взглядах. Он был убежден, что только "заслуга", а не сословная родовая принадлежность отличает одного человека от другого. "Та же и в свободных, и в холопах течет кровь, та же плоть, те же кости!", – писал он, настаивая на "естественном равенстве" людей. Кантемир всегда оставался гражданином России: то, что приобрел, или, по его выражению, "перенял" у французов, должно было служить его отчизне. С присущей ему скромностью писал:

Что дал Гораций, занял у француза.

О, коль собою бедна моя муза.

Да верна; ума хоть пределы узки,

Что взял по-галльски – заплатил по-русски.
И все-таки Кантемир прежде всего – национальный поэт, которому выпала на долю задача обратиться к изображению реальной русской жизни. По словам Белинского, он сумел "связать поэзию с жизнью", "писать не только русским языком, но и русским умом". Кстати здесь заметить, что в близкой дружбе с семьей Кантемиров была княжна Прасковья Трубецкая, писавшая песни в народном духе; возможно, именно она была автором популярнейшей в те далекие времена песни "Ах, свет мой горький моей молодости". Не только знаменитая "Поэтика" французского поэта и теоретика Буало, не только учебные штудии, но живая лирическая стихия народной песни, пробивающаяся в книжную поэзию начала века, определяли становление художественной манеры Кантемира.
Анализ сатиры Антиоха Кантемира «На хулящих учения К уму своему». Это первая сатира Кантемира, он ее написал в 1729 году. Сатира написана изначально не с целью издания, а для себя. Но через друзей она попала к Новгородскому архиепископу Феофану, который и дал толчок для продолжения этого цикла сатир.
Сам Кантермир определяет эту сатиру, как насмешку над невежами и презирателями наук. В то время этот вопрос был очень актуален. Только-только образование становилось доступным для людей, были учреждены коллегии, университет. Это был качественный шаг в области наук. А любой качественный шаг – это если не революция, то реформа. И немудрено, что он вызывал столько споров. Автор обращается, что и следует из названия, к уму своему, называя его «уме недозрелый», т.к. сатира написана им в двадцатилетнем, то есть еще совсем недозрелом по тем меркам возрасте. Все стремятся к славе, а достичь ее через науку сложнее всего. Автор использует 9 муз и Аполлона как образ наук, которые делают дорогу к славе трудной. Можно, и славу достать, хоть творцом не слыти. Ведут к ней нетрудные в наш век пути многи, На которых смелые не запнутся ноги; Всех неприятнее тот, что босы проклали Девять сестр. Далее в сатире по очереди появляются 4 персонажа: Критон, Силван, Лука и Медор. Каждый из них осуждает науку, объясняет по-своему ее ненужность. Критон считает, что те, кто увлекается наукой, желают постичь причины всего происходящего. А это плохо, т.к. они отходят от веры в Священное Писание. Да и вовсе по его мнению наука вредна, надо просто слепо верить.
Расколы и ереси науки суть дети; Больше врет, кому далось больше разумети; Приходит в безбожие, кто над книгой тает… Силван – скупой дворянин. Он не понимает денежной пользы науки, поэтому она ему не нужна. Для него ценность имеет лишь то, что может принести конкретно ему выгоду. А наука этого ему предоставить не может. Он ведь жил без нее, так и проживет еще! Землю в четверти делить без Евклида смыслим, Сколько копеек в рубле - без алгебры счислим Лука – пьяница. По его мнению, наука людей разъединяет, т.к. не дело это – сидеть в одиночку над книгами, которых он и подавно зовет «мертвыми друзьями». Он хвалит вино как источник хорошего настроения и других благ и говорит, что променяет стакан на книгу только если время побежит вспять, звезды появятся на земле и т.п. Когда по небу сохой бразды водить станут, А с поверхности земли звезды уж проглянут, Когда в пост чернец одну есть станет вязигу, - Тогда, оставя стакан, примуся за книгу. Медор – щеголь и франт. Ему обидно, что бумагу, с помощью которой в то время завивали волосы, расходуют на книги. Для него славный портной и сапожник гораздо важнее Виргилия и Цицерона. …чресчур бумаги исходит На письмо, на печать книг, а ему приходит, Что не в чем уж завертеть завитые кудри; Не сменит на Сенеку он фунт доброй пудры. Автор обращает внимание, что у всех дел возможны два мотива: польза и хвала. И есть мнение, что если наука не приносит ни того ни другого, то зачем ею заниматься? Люди не привыкли, что может быть иначе, что добродетель сама по себе ценна. …Когда нет пользы, ободряет К трудам хвала, - без того сердце унывает. Не все любят истинную красу, то есть науку. Но любой, едва что-либо узнав, требует повышения по службе или другого статуса.

Например, солдат, едва научившись ставить подпись, хочет командовать полком. Автор сетует, что ушло то время, когда ценилась мудрость. К нам не дошло время то, в коем председала Над всем мудрость и венцы одна разделяла, Будучи способ одна к высшему восходу.

Белинский говорил, что Кантемир переживет немало литературных знаменитостей, классических и романтических. В статье о Кантемире Белинский писал: « Кантемир не столько начинает собою историю русской литературы, сколько заканчивает период русской письменности. Кантемир писал так называемыми силлабическими стихами- размером, который совершенно не свойственен русскому языку; этот размер существовал на Руси задолго до Кантемира… Кантемир начал собою историю светской литературы. вот почему все, справедливо считая Ломоносова отцом русской литературы, в то же время не совсем без основания Кантемиром начинают ее историю»
Карамзин заметил: « Сатиры его были первым опытом русского остроумия и слога».

6. Роль Василия Кирилловича Тредиаковского, М.В.Ломоносова, А.П.Сумарокова в становление эстетических принципов, жанрово-стилистической системы русского классицизма, в преобразовании стихосложения.

Тредиаковский в 1735 г. выпускает "Новый и краткий способ к сложению российских стихов", предлагая способ упорядочения силлабических 13-ти и 11-сложников и давая образцы сочиненных по-новому стихов разных жанров. Необходимость такого упорядочения диктовалось необходимостью четче противопоставить стихи прозе.
Тредиаковский выступал как реформатор, небезразличный к опыту предшественников. Ломоносов пошел дальше. В "Письме о правилах российского стихотворства" (1739) он безаппеляционно объявил, что "наше стихотворство только лишь начинается", тем самым игнорируя почти столетнюю традицию силлабической поэзии. Он, в отличие от Тредиаковского, допускал не только двусложные, но и трехсложные и "смешанные" метры (ямбо-анапесты и дактило-хореи), не только женские рифмы, но еще мужские и дактилические, и советовал придерживаться ямба как размера приличествующего предметам высоким и важным (к письму прилагалась написанная ямбами "Ода… на взятие Хотина 1739 г."). Преобладание "хореических ритмов" в народных песнях и книжной поэзии XVII в., на которые указывал Тредиаковский, думая что "слух наш" к ним "применился", Ломоносова не смущало, поскольку начинать следовало с чистого листа. Пафос бескомпромиссного разрыва с традицией соответствовал духу времени, а сами ломоносовские ямбы звучали совершенно по-новому и были максимально противопоставлены прозе. Проблема стилистического размежевания с церковной книжностью отодвинулась на второй план. Новая литература и силлабо-тоническая поэзия стали почти синонимическими понятиями.
Тредиаковский в итоге принял идеи Ломоносова, в 1752 г. выпустил целый трактат по силлабо-тонической версификации ("Способ к сложению российских стихов, против изданного в 1735 годе исправленный и умноженный") и на практике добросовестно экспериментировал с разными метрами и размерами. Ломоносов же на практике писал почти исключительно ямбами, единственно, по его мнению, пригодными в высоких жанрах (его классификация высоких, "посредственных" и низких жанров и "штилей" изложена в "Предисловии о пользе книг церковных в российском языке", 1757).
Тредиаковский и Ломоносов, обучавшиеся в Славяно-греко-латинской академии, были многими нитями связаны с допетровской книжностью и церковной ученостью. Сумароков, дворянин, воспитанник Сухопутного шляхетского кадетского корпуса, чуждался ее. Его литературные познания, симпатии и интересы были связаны с французским классицизмом. Ведущим во Франции жанром была трагедия, и в творчестве Сумарокова она стала главным жанром. Здесь его приоритет был неоспорим. Первые русские классические трагедии принадлежит ему: "Хорев" (1747), "Гамлет" (1747),"Синав и Трувор" (1750) и др. Сумарокову принадлежат и первые комедии – "Тресотинус", "Чудовищи" (обе 1750) и др. Правда, это были "низкие" комедии, написанные прозой и являвшиеся памфлетом на лица (в названных комедиях высмеивается Тредиаковский). Т.о. на титулы "северного Расина" и "русского Мольера" Сумароков претендовал по праву, и в 1756 г. именно он будет назначен первым директором первого в России постоянного театра, созданного Ф.Г.Волковым. Но статусом драматурга и театрального деятеля Сумароков не мог удовольствоваться. Он претендовал на первенствующее и руководящее положение в литературе (к немалому раздражению старших собратьев по перу). Его "Две эпистолы" (1748) – "О русском языке" и "О стихотворстве" – должны были получить статус, аналогичный статусу "Поэтического искусства" Буало в литературе французского классицизма (в 1774 г. их сокращенный вариант выйдет под заглавием "Наставление хотящим быти писателями"). Амбициями Сумарокова объясняется и жанровый универсализм его творчества. Он испытал свои силы почти во всех классических жанрах (только эпопея ему не далась). Как автор дидактических эпистол о стихотворстве и стихотворных сатир он был "русским Буало", как автор "притч" (т.е. басен) – "русским Лафонтеном" и т.д.
Однако Сумароков преследовал не столько эстетические, сколько воспитательные цели. Он мечтал быть наставником дворянства и советником "просвещенного монарха" (подобно Вольтеру при Фридрихе II). Свою литературню деятельность он рассматривал как общественно полезную. Его трагедии были школой гражданской добродетели для монарха и подданных, в комедиях, сатирах и притчах бичевались пороки (рифма "Сумароков – бич пороков" вообще стала общепринятой), элегии и эклоги учили "верности и нежности", духовные оды (Сумароков переложил всю Псалтирь) и философические стихотворения наставляли в разумных понятиях о религии, в "Двух эпистолах" предлагались правила стихотворства и т.д. Кроме того, Сумароков стал издателем первого в России литературного журнала – "Трудолюбивая пчела" (1759) (это был и первый частный журнал).
В целом литературе русского классицизма свойственен пафос именно государственного служения (что роднит ее со словесностью петровского времени). Воспитание "частных" добродетелей в гражданине был второй ее задачей, а первой – пропаганда достижений "сотворенного" Петром "регулярного государства" и обличение его противников. Потому и начинается эта новая литература с сатир и од. Кантемир высмеивает поборников старины, Ломоносов восхищается успехами новой России. Отстаивают они одно дело – "дело Петра".
Публично читаемая по торжественным случаям в огромных залах, в особой театрализованной обстановке императорского двора, ода должна "греметь" и поражать воображение. Она лучше всего могла прославить "дело Петра" и величие империи, наилучшим образом соответствовала пропагандистским целям. Потому именно торжественная ода (а не трагедия, как во Франции, или эпическая поэма) стала главным жанром в русской литературе XVIII века. В этом – одна из отличительных особенностей "русского классицизма" . Другие коренятся в демонстративно им отвергаемой древнерусской, т.е. церковной традиции (что и делает "русский классицизм" органичным явлением русской культуры).
Русский классицизм развивался под влиянием европейского Просвещения, но его идеи были переосмыслены. К примеру, важнейшая из них – идея "естественного", природного равенства всех людей. Во Франции под этим лозунгом шла борьба за права третьего сословия. А Сумароков и другие русские писатели XVIII в., исходя из той же мысли, поучают дворян быть достойными своего звания и не пятнать "сословную честь", раз уж судьба возвысила их над равными им по природе людьми.

Романтическая поэма в творчестве Рылеева. «Войнаровский» - композиция, принципы создания характера, специфика романтического конфликта, соотнесенность судеб героя и автора. Спор Истории и Поэзии в «Войнаровском».

Наиболее полно своеобразие декабристской поэзии проявилось в творчестве Кондратия Фёдоровича Рылеева (1795-1826). Он создал “поэзию действенную, поэзию высочайшего накала, героического пафоса” (39).

Среди лирических произведений Рылеева самым известным было и, пожалуй, до сих пор остаётся стихотворение “Гражданин” (1824), запрещённое в своё время, но нелегально распространявшееся, хорошо известное читателям. Это произведение - принципиальная удача Рылеева-поэта, может быть, даже вершина декабристской лирики вообще. В стихотворении создан образ нового лирического героя:

Кондратий Федорович Рылеев -- один из зачинателей и классиков русской революционной гражданской поэзии, вдохновляемой передовым общественным движением и враждебной самодержавию. Он полнее других выразил в поэзии декабристское мировоззрение и развил основные темы декабризма. В творчестве Рылеева нашли отражение важнейшие моменты истории декабристского движения в его самый существенный период -- между 1820--1825 годами.

Имя Рылеева в нашем сознании окружено ореолом мученичества и героизма. Обаяние его личности борца и революционера, погибшего за свои убеждения, так велико, что для многих оно как бы заслонило эстетическое своеобразие его творчества. Традиция сохранила тот образ Рылеева, который был создан его друзьями и последователями, сначала в воспоминаниях Н. Бестужева, затем в статьях Огарева и Герцена.

Поиски способов активного воздействия на общество привели Рылеева к жанру поэмы. Первой поэмой Рылеева стала поэма “Войнаровский” (1823-1824). У поэмы много общего с “Думами”, но есть и принципиальная новизна: в “Войнаровском” Рылеев стремится к достоверному историческому колориту, правдивости психологических характеристик. Рылеев создал нового героя: разочарованный, но не в житейских и светских утехах, не в любви или славе, рылеевский герой - жертва судьбы, не позволившей ему реализовать свой могучий жизненный потенциал. Обида на судьбу, на идеал героической жизни, которая не состоялась, отчуждает рылеевского героя от окружающих, превращая его в фигуру трагическую. Трагедия неполноты жизни, нереализованности её в реальных поступках и событиях станет важным открытием не только в декабристской поэзии, но и в русской литературе в целом.

“Войнаровский” - единственная завершенная поэма Рылеева, хотя кроме неё им были начаты ещё несколько: “Наливайко”, “Гайдамак”, “Палей”. “Так получилось, - пишут исследователи, - что поэмы Рылеева явились не только пропагандой декабризма в литературе, но и поэтической биографией самих декабристов, включая декабрьское поражение и годы каторги. Читая поэму о Войнаровском, декабристы невольно думали о себе <…> Поэма Рылеева воспринималась и как поэма героического дела, и как поэма трагических предчувствий. Судьба политического ссыльного, заброшенного в далёкую Сибирь, встреча с женой-гражданкой - всё это почти предсказание” (43). Особенно поразило читателей Рылеева его предсказание в “Исповеди Наливайки” из поэмы “Наливайко”:

<…>Известно мне: погибель ждёт

Того, кто первый восстает

На утеснителей народа, -

Судьба меня уж обрекла.

Но где, скажи, когда была

Без жертв искуплена свобода?

Погибну я за край родной, -

Я это чувствую, я знаю…

И радостно, отец святой,

Свой жребий я благославляю! <…> (44)

Сбывшиеся пророчества поэзии Рылеева ещё раз доказывают плодотворность романтического принципа “жизнь и поэзия - одно”.

Классицизм.

В основе классицизма лежат идеи рационализма. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное - в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций).
Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.
Как определенное направление классицизм сформировался во Франции, в XVII веке.
В России классицизм зародился в XVIII веке, после преобразований Петра I. Ломоносовым была проведена реформа русского стиха, разработана теория «трех штилей», которая явилась по сути адаптацией французских классических правил к русскому языку. Образы в классицизме лишены индивидуальных черт, так как призваны в первую очередь запечатлевать устойчивые родовые, не переходящие со временем признаки, выступающие как воплощение каких-либо социальных или духовных сил.

Классицизм в России развивался под большим влиянием Просвещения - идеи равенства и справедливости всегда были в фокусе внимания русских писателей-классицистов. Поэтому в русском классицизме получили большое развитие жанры, предполагающие обязательную авторскую оценку исторической действительности: комедия (Д. И. Фонвизин), сатира (А. Д. Кантемир), басня (А. П. Сумароков, И. И. Хемницер), ода (Ломоносов, Г. Р. Державин).

Сентиментализм - умонастроение в западно-европейской и русской культуре и соответствующее литературное направление. Произведения, написанные в этом жанре, основаны на чувствах читателя. В Европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России - с конца XVIII до начала XIX века.
Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма. Не порывая с Просвещением, сентиментализм остался верен идеалу нормативной личности, однако условием её осуществления полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Герой просветительской литературы в сентиментализме более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. По происхождению (или по убеждениям) сентименталистский герой - демократ; богатый духовный мир простолюдина - одно из основных открытий и завоеваний сентиментализма.
Сентиментализм в русской литературе

Николай Карамзин "Бедная Лиза"

В Россию сентиментализм проник в 1780-х–начале 1790-х благодаря переводам романов Вертера И.В.Гете, Памелы, Клариссы и Грандисона С.Ричардсона, Новой Элоизы Ж.-Ж. Руссо, Поля и Виржини Ж.-А.Бернардена де Сен-Пьера. Эру русского сентиментализма открыл Николай Михайлович Карамзин "Письмами русского путешественника" (1791–1792).

Его повесть "Бедная Лиза" (1792) – шедевр русской сентиментальной прозы; от гетевского Вертера он унаследовал общую атмосферу чувствительности и меланхолии и тему самоубийства.
Сочинения Н.М.Карамзина вызвали к жизни огромное число подражаний; в начале 19 в. появились "Бедная Маша" А.Е.Измайлова (1801), "Путешествие в Полуденную Россию" (1802), "Генриетта, или Торжество обмана над слабостью или заблуждением" И.Свечинского (1802), многочисленные повести Г.П.Каменева ("История бедной Марьи"; "Несчастная Маргарита"; "Прекрасная Татьяна") и пр.

Иван Иванович Дмитриев принадлежал к группе Карамзина, выступавшей за создание нового поэтического языка и боровшейся против архаического высокопарного слога и изживших себя жанров.

Сентиментализмом отмечено раннее творчество Василия Андреевича Жуковского. Публикация в 1802 перевода Элегии, написанной на сельском кладбище Э.Грея стала явлением в художественной жизни России, ибо он перевел поэму «на язык сентиментализма вообще, перевел жанр элегии, а не индивидуальное произведение английского поэта, имеющее свой особый индивидуальный стиль» (Е.Г.Эткинд). В 1809 Жуковский написал сентиментальную повесть "Марьина роща" в духе Н.М.Карамзина.

Русский сентиментализм к 1820 исчерпал себя.

Он был одним из этапов общеевропейского литературного развития, который завершал эпоху Просвещения и открывал путь к романтизму.

Основные черты литературы сентиментализма

Итак, приняв во внимание все вышеперечисленное, можно выделить несколько основных черт русской литературы сентиментализма: уход от прямолинейности классицизма, подчеркнутая субъективность подхода к миру, культ чувства, культ природы, культ врожденной нравственной чистоты, неиспорченности, утверждается богатый духовный мир представителей низших сословий. Внимание уделяется душевному миру человека, а на первом месте стоят чувства, а не великие идеи.
Романтизм - явление европейской культуры в XVIII-XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века - первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположногоклассицизму и Просвещению.
Романтизм в русской литературе

Обычно считается, что в России романтизм появляется в поэзии В. А. Жуковского (хотя к предромантическому движению, развившемуся из сентиментализма, часто относят уже некоторые русские поэтические произведения 1790-1800-х годов). В русском романтизме появляется свобода от классических условностей, создаётся баллада, романтическая драма. Утверждается новое представление о сущности и значении поэзии, которая признаётся самостоятельной сферой жизни, выразительницей высших, идеальных стремлений человека; прежний взгляд, по которому поэзия представлялась пустой забавой, чем-то вполне служебным, оказывается уже невозможным.

Ранняя поэзия А. С. Пушкина также развивалась в рамках романтизма. Вершиной русского романтизма можно считать поэзию М. Ю. Лермонтова, «русского Байрона». Философская лирика Ф. И. Тютчева является одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России.