К какому виду песен относятся частушки. Определение жанра частушек, их поэтика, собирание и изучение. История России через частушки

частушка детские, частушка
Самыми модными и любимыми
в нашем народе
поэтическими произведениями
в настоящее время,
бесспорно, являются
романс и частушка этнограф Д. К. Зеленин, 1901 г.

Часту́шка (припевка, коротушка) - жанр русского фольклора, сложившийся к 1870-х годах. Термин «частушка» был введён писателем Г. И. Успенским в очерке «Новые народные песни» (1889 г.) при характеристике народных стишков. Истоки частушки - игровые и плясовые припевки, «сборные» хороводные песни, скоморошьи прибаутки, свадебные «дразнилки» и городские песни. Частушке свойственны злободневность тематики, афористичность, неожиданность метафор и рифм, напевно-речитативный тип мелодики, импровизация на основе устойчивых музыкальных форм.

По версии А. А. Шахматова, название частушки происходит от глагола «частить» со значением «говорить быстро, под лад частых тактов музыки»; другая интерпретация мотивированности названия - «то, что часто повторяют».

  • 1 Характеристика Частушки
  • 2 История возникновения Частушки
  • 3 Различные названия Частушки
  • 4 Типы Частушек
  • 5 Темы Частушек
  • 6 Символизм цвета в Частушке
  • 7 См. также
  • 8 Примечания
  • 9 Литература
  • 10 Дополнительная литература
  • 11 Ссылки

Характеристика Частушки

Частушки создаются преимущественно сельской молодёжью, исполняются на одну мелодию целыми сериями во время гуляний под гармонь, балалайку или без музыкального сопровождения. Основной эмоциональный тон - мажорный. Тематика главным образом любовно-бытовая, однако уже в дооктябрьский период возникают Частушка общественного содержания (чаще с сатирической окраской); в советское время их доля в общей массе частушек значительно возрастает, тематический диапазон расширяется. Будучи откликом на события дня, частушка обычно рождается как поэтическая импровизация. Ей свойственны обращения к определённому лицу или слушателям, прямота высказывания, реалистичность, экспрессия. Под влиянием фольклорных частушек возникла литературная частушка (Д. Бедный, В. В. Маяковский, А. А. Прокофьев и др.).

Текст частушки - обычно это четверостишие, написанное хореем, в котором рифмуются 2-я и 4-я строки (иногда перекрестно рифмуются все строки). Характерной чертой языка частушки является его выразительность и богатство языковых средств, часто выходящее за рамки литературного языка. Частушка часто исполняется под аккомпанемент гармони или балалайки. Музыкальной основой частушки являются короткие одночастные, реже - двухчастные, мелодии, исполняемые полу говорком или напевно.

История возникновения Частушки

Есть факты наличия коротеньких песенок, близких к частушкам, в XVIII и первой половине XIX веков, но они не убедительны. Однако метод изучения фольклорных текстов, связанный с попыткой относительно точного датирования времени их происхождения на основе дат первых их публикаций не может быть в полной мере применен к фольклору и поэтому это не является основанием для отнесения времени возникновения тех или иных жанров фольклора именно к периоду не ранее XVIII века. Поэтому принято считать, что частушка возникла в середине XIX века в мужской среде и наибольшее развитие получила после становления советской власти. Предшественниками ее были игровые и плясовые песни, которые в народе называли «частыми».

Первоначально частушку не признавали за художественный жанр народного творчества, считали, что она испортит и погубит народную песню. Резко по этому поводу высказывался великий русский певец Ф. И. Шаляпин. своей книге «Лад» известный писатель В. И. Белов приводит одно из высказываний Ф. И. Шаляпина: «…Что случилось с ним (то есть народом), что он песни забыл и запел эту частушку, эту удручающую, невыносимо бездарную пошлость? Эта проклятая немецкая гармошка, которую с такой любовью держит под мышкой какой-нибудь рабочий в день отдыха? Этого объяснить не могу. Знаю только одно, что эта частушка - не песня, а сорока, и даже не натуральная, а похабно раскрашенная. А как хорошо пели. Пели в поле, на речке, в лесах, в избах за лучиной...».

В XX веке острота и своеобразие частушечных мелодий привлекли внимание композиторов. Создано немало разнообразных авторских произведений в этом жанре. Сейчас частушка живет полноценной, творческой жизнью, занимает немалое место в русской национальной песенной культуре.

Частушки совершено отсутствуют на Дону, так как казаки пренебрежительно относились к Российским «лапотникам», поэтому и не перенимали жанр частушки. «Частушка» вошла в словари многих языков без перевода, как и слово «самовар», «матрешка» иноязычные словари не переводят.

Различные названия Частушки

Существует множество частушечных напевов. Часто текст частушки распевают на один и тот же знакомый мотив. Между тем, в каждой области, почти в каждом районе можно услышать своеобразные, не похожие на другие напевы и наигрыши. разных областях России частушки называли по-разному: пригудки, припевки, страдания, сбирушки, прибаски, завлекаши, нескладехи, перепевки, скоморошина, тараторка, проходная и т. д. Они пелись и поются сообща, и в одиночку, и в пляске, и в работе. Быстро или медленно поются частушки, зависит от их содержания.

Типы Частушек

  • Лирические частушки (припевки) - 4-х строчная частушка на разные темы.
  • Плясовые - 4-х строчные припевки, они отличаются от лирических особым ритмом, удобным для сопровождения плясок, строчки короче, чем в лирической частушке. К ним относятся частушки типа «Яблочко», которые появились в начале XX века на Украине, как любовные. 1917-1920 годы эти частушки обрели новую тему, став социально-политическими.
  • Страдания - как правило, двухстрочные частушки о любви - поются медленно, протяжно. Их пели на Волге и в средней полосе России. На Севере России, Урале, Сибири они не были известны.
  • Частушки, названные по зачину - «Семеновна». Это 2-х строчные частушки с особым заунывным ритмом. Появились в 30-е гг. XX века. частушках Семёновна это разбитная русская баба. На мотив «Семёновны» в 30-40 гг. XX в. было создано много жестоких романсов.
  • Матаня - со словом «Матаня» исполнители частушек обращались к своим возлюбленным, при этом словом так часто звучало и в запеве и в припеве, что по нему была названа вся жанровая разновидность. Это четырёх стопный хорей, а также строфа «Матани» состоит из двух строк и имеет при себе припев.

Темы Частушек

Большинство частушек - о любви, однако граница между частушкой личной, бытовой и общественной, социальной весьма условна. Можно выделить следующие темы: любовно-бытовые, общественно-политические, деревенско-колхозные будни с колхозной производственной тематикой и с участием трактористов-механизаторов. годы советской власти поводом для частушек служила советская пропаганда. Во многих частушках демонстрировалось общее народное равнодушие ко всем пертурбациям в стране - в противовес навязываемой политической активности. Иногда в частушках отражались текущие новости. Некоторые частушки являлись моментальной меткой реакцией на злободневные темы. то же время, в целях пропаганды издавались сборники «идеологически правильных» частушек. Частушки сочиняли все - и взрослые и дети. 1990-е годы, после Перестройки, появились частушки с использованием иностранных слов. С изменениями в стране изменились и темы для частушек, но основной темой по-прежнему остались взаимоотношения между мужчиной и женщиной. Некоторые темы частушек запрещёны цензурой. пред советскую эпоху к такой теме относилась религия. эпоху СССР большинство частушек имело острую политическую или сексуальную направленность; многие содержали ненормативную лексику.

Символизм цвета в Частушке

В частушке цвет имеет символическое значение: красный - цвет силы, голубой - цвет сомнения, жёлтый - цвет измены, чёрный - цвёт горя, белый цвет - цвет чистоты и непорочности.

Примеры частушек на различные темы

Про Семёновну:

Эх, Семеновна, ты мне нравишься, Поцелуй меня, ты не отравишься. Поцеловалася, не отравилася, Любовью Сениной я заразилася.

Страдания:

Была девка - все любили, Стала баба - все забыли.

Заунывные, женские:

Рожку жала, убежала Из поля в поляночку, Хороша милай играет Новую тальяночку.

Мимо тёщиного домику Пройду и пропою: Что гулять не отпускает Сударушку мою.

Тема про войну:

Мы с миленочком поедем Воевать напарочку: Он пойдет за командира, Я - за санитарочку.

Армейская частушка:

Нас забреют, мы не тужим, По три годика отслужим. На Елец дорожка пряма, Призываться будем тама.

Про гармониста:

Гармонист устал, Запинаться стал, А я ему стулицу Вынесу на улицу.

На свадьбу:

Посмотрите на невесту: Она просто идеал! От неё жених ни с места, Чтобы кто, вдруг, не украл!

Большевистская, политическая и антирелигиозная пропаганда:

Знаем Ленина заветы. Кулаки, попы - наш враг Призовет их всех к ответу Большевицкий красный флаг.

См. также

  • Русская народная музыка
  • Обрядовая поэзия славян

Примечания

  1. 1 2 3 С. Адоньева, Санкт=Петербургский государственный университет. Антропологический форум №1 Прагматика частушки
  2. 1 2 3 4 5 Тематическое занятие: «Частушка - составная часть русской музыки» Самодурова Е. В.
  3. 1 2 Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat
  4. Фраёнова, 1990
  5. Земцовский, 1982
  6. Сборник Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. - Том XCV, № 1. Диалектологические материалы, собранные В. И. Тростянским, И. С. Гришкиным и др. / Приготовил к печати и снабдил примечаниями А. А. Шахматов. - Пг., 1916. - С. 22.
  7. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. - М., 1987. - Т. IV. - С. 318.
  8. 1 2 Частушка - статья из Большой советской энциклопедии
  9. Юрий Соколов. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925
  10. Белов, 1982
  11. «Двенадцать» Блока и Леонид Андреев. Статья М. С. Петровского, стр. 211
  12. 1 2 Москвичёва Традиционные наигрышы Тамбовского края
  13. Частушка. Определение. Происхождение жанра. Классификации.
  14. Частушки. Доклад. Культурология
  15. 1 2 О. Комаричева ЧАСТУШКА КУЛЬТУРНОМ НАСЛЕДИИ
  16. Newholidays.ru Частушки

Литература

  • Белов В. И. Частушка // Лад: Очерки о народной эстетике / Василий Белов. - М.: Молодая гвардия, 1982. - 296 с. - (Отечество). - 50 000 экз.
  • Земцовский И. И. Частушки // Музыкальная энциклопедия / Под ред. Г. Келдыша. - М.: Советская энциклопедия, 1982. - Т. 6 (Хейнце–Яшугин).
  • Фраёнова М. Частушка // Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г. Келдыш. - М.: Большая Советская Энциклопедия, 1990.

Дополнительная литература

  • Власова З. И. Частушки // Русский фольклор Великой Отечественной войны. - М.; Л.: Наука, 1964. - С. 149–193. - 476 с. - 2000 экз.;
  • Власова З. И., Горелов А. А. Частушки в записях советского времени, - М.-Л., 1965;
  • Власова З. И. Частушка и песня, в сборнике: Русский фольклор, т. 12, - Л., 1971;
  • Сборник частушек: «Частушка в записи современного времени». / сост. Власова З. И. и Горелов А. А. - Мск, 1968 г.;
  • Камаев А. Ф. Народное музыкальное творчество: учебное пособие для ВПО. - М.: Академия, 2006;
  • Пожидаева В. И. Частушка как произведение устной народной поэзии // Литература в школе. - 2007. - № 6;
  • Певучая Россия / сост. Т. А. Синицина // Библиотечка «В помощь художественной самодеятельности». - 1988. № 22;
  • Симаков В. И. Сборник деревенских частушек, - Ярославль, 1913;
  • Елеонская Е. Н. Сборник великорусских частушек, - М., 1914;
  • Частушка. / Вступ. ст., подгот. текста и прим. В. С. Бахтина, - М.–Л., 1966;
  • Гиппиус Е. Интонационные элементы русской частушки, в сборнике: Советский фольклор, № 4–5, - М.–Л., 1936;
  • Колпакова Н. Русская народная и литературная частушка, «Звезда», 1943, № 4;
  • Лазутин С. Г. Русская частушка. Вопросы происхождения и формирования жанра, - Воронеж, 1960;
  • Буртин Ю. О частушках, «Новый мир», 1968, № 1;
  • Зырянов И. В. Поэтика русской частушки, - Пермь, 1974.
  • Сборник великорусских частушек. / Под редакцией Е. Н. Елеонской. Издание комиссии по народной словесности. - М. 1914.
  • Флоренский П. А. Собрание частушек Костромской губернии Нерехтского у. - Кострома. 1910.
  • Костромская деревня в первый год войны. - Кострома, 1915.
  • Частушки современной нам революционной эпохи напечатаны в журн. «Культура и Просвещение». 1921 г. № 2, и в журн. «Красн. Новь» 1921, № 1.

Ссылки

  • Частушка - статья из ФЭБ «Русская литература и фольклор!»

ансамбль частушка, музыка к частушкам, ненормативная частушка, ноты к частушкам, ухажер в частушках, частушка, частушка mp3, частушка детские, частушка о школе, что такое частушка

Частушка Информацию О

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 Проект « История появления частушки на Руси» Подготовили: Мухаметгалиева Алина Малютина Ольга-6 класс Руководитель: учитель русского языка и литературы Кравченко Людмила Михайловна

Цель проекта: развитие творческой инициативы у учащихся, формирование умения ставить и решать задачи, умения самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, учить детей самостоятельно работать с информацией, находить источники, из которых можно почерпнуть знания. Воспитывать у учащихся значимые общечеловеческие ценности, толерантность, чувство ответственности, развивать исследовательские творческие способности учащихся. Задачи проекта: воспитывать у детей любовь к русской литературе, к устному народному творчеству, уважение к традициям своего народа, научить детей знать происхож дение и появление частушки на Руси.

Частушка(припевка, пригудка, коротушка) - самый любимый распространенный ныне вид, или жанр, устного народного творчества. Невозможно сказать, кто придумал первую частушку, потому говорят, что частушки сложил русский народ. Интересно, что родительницей частушки является русская народная лирическая песня, а ровесницей частушки - гармоника, гармошка. Встает вопрос: А когда же появилась частушка? Одни ученые считают, что частушка родилась очень давно, что песенки, похожие на частушки, распевали и плясали под них бродячие артисты-скоморохи – ещё в 17-18 веках. Другие убеждены: частушка как особая песенная форма появилась не раньше середины прошлого века. Становлению частушки помогли похожие песенки наших славянских родственников - украинские коломыйки,белорусские скакухи, польские вырвасы, краковяки. .

У этих народов такие песенки появились раньше. Первые частушки нередко являлись строфами песен. Они имели по восемь и более строк. Потом на короткое время возобладали шестистрочные частушки. Но очень скоро шестистрочные припевки превратились в четырехстрочные, получилась удобная, легкая для запоминания песенка. В частушке объединились стихи лирической песни с афористичностью пословиц и поговорок.

Первоначально частушки возникли в мужской среде. Парни собирались тесным кружком и горланили их. Толкование слова «частушка» в «Словаре живого великорусского языка В.И.Даля» нет. В старину частушку называли по-разному: матаня, припевка, прибаутка, тараторка, переберушка, скоморошина, проходная. Ещё есть частушки, возникшие от возгласа и называются они « ихохошка ».Вот пример: А вот частушка-хохотушка» Кабы, кабы да кабы На носу росли грибы, Сами бы варилися. Да и в рот катилися! Я иду, иду, Самовар в руках несу. Ей,чай,чай, чай, Уж, ты матушка, встречай!

Часту́шка - короткая русская народная песня, обычно, юмористического содержания, передаваемая обычно устно. Таким образом, частушка является элементом фольклора. Особенное развитие изустное творчество получает в областях, запрещённых цензурой. В предсоветскую эпоху, к таким темам относилась религия. Текст частушки - обычно четверостишие, написанное хореем, в котором рифмуются 2-я и 4-я строки (иногда перекрестно рифмуются все строки). Характерной чертой языка частушки является его выразительность и богатство языковых средств, часто выходящее за рамки литературного языка. Частушка часто исполняется под аккомпанемент гармони или балалайки. Возникла в последней трети XIX века как элемент сельского фольклора, но наибольшее развитие получила после становления советской власти.

В годы гражданской войны распространилось по всей России знаменитое «яблочко». Говорится в частушках и о коллективизации, о раскулачивании, о колхозах. Одним нравится новая жизнь, другим – нет.Кто-то поёт о Ленине, кто-то о Сталине. Частушка времен Великой Отечественной войны рассказывает об огромных лишениях, о полуголодной жизни народа, о тяжелом труде. Мне не надо ничего, Про войну рассказывать, Я сама туда поеду Раны перевязывать.. пастушка в военное время поддерживала народ и в тылу, вЧ основном женщин, помогала приблизить победу. Бесхитростные, зачастую наивные припевки выражали любовь к Родине, помогали пережить тяготы и потери, являли собой подлинный образец стойкости духа.

Частушка в военное время поддерживала народ и в тылу, в основном женщин, помогала приблизить победу. Бесхитростные, зачастую наивные припевки выражали любовь к Родине, помогали пережить тяготы и потери, являли собой подлинный образец стойкости духа.

Сейчас много частушек, отражающих современную жизнь, поют их и в школах на праздниках, вечерах, на уроках музы ки

Частушка существует и в наши дни. В современной деревне поют немало старинных частушек: они не потеряли своего смысла, как не теряла смысла любовь и всё , что с ней связано. Но жизнь меняется, поэтому меняются и переделываются частуш ки.

В отличие от песни частушка переделывается легко. Постоянно создаются и совсем новые частушки, в которых старое - только мелодия, только привычная форма и неистощимый народный юмор. Частушки создавались и в среде интеллигенции. Интеллигентские частушки, стишки, пародии, к сожалению, никогда никем не собирались. Однако они существуют издавна и сопровождают всю российскую историю XX столетия. А не собирали их потому что это не безобидные песенки, а острая политическая сатира.

Школьные частушки *** ВЫ КРАСИВЫЕ ВСЕГДА: « ХВОСТИКИ», КОСИЧКИ. МЫ ЗА НИХ, БЫВАЕТ, ДЁРНЕМ,ТОЛЬКО ПО ПРИВЫЧКЕ! *** КАК ПРИХОДИТ ПЕРЕМЕНКА ЛЮБИМ С ВАМИ ПОИГРАТЬ: УБЕГАЕМ, ЧТО ЕСТЬ СИЛЫ, ЧТОБ МОГЛИ НАС ДОГОНЯТЬ!

Спасибо за внимание, до новых встреч!

Частушки - жанр позднетрадиционного фольклора.

Частушки – короткие рифмованные лирические песенки, которые создавались и исполнялись как живой отклик на разнообразные жизненные явления, выражая ясную положительную или отрицательную оценку. Во многих частушках присутствует шутка или ирония. Основной тип – четырехстрочный. Существуют двустрочные частушки.

Частушки имеют разнообразные, но повторяющиеся, устойчивые напевы, как протяжные, так и быстрые. Характерно исполнение многих текстов на один напев.

Частушки принято называть поэзией малой формы, но частушка никогда не поется одна. При исполнении импровизируются циклы – частушечные спевы, которые могут включать разное количество строф. Спевы могут иметь композиционное обрамление: частушку, которая является сигналом начала пения, и частушку, которая служит сигналом конца. Нередко это обращения певиц к гармонисту. Спевы, построенные на диалоге – перекличке двух певиц, объединяет содержание. Распространенный тип спевов – частушки, имеющие общее начало (запев).

Частушки окончательно оформились в последней четверти XIX в. Одновременно в разных частях России: в центре, среднем и нижнем Поволжье, в северных, восточных и южных губерниях. Каждый регион имел особый характер словесного текста и напева, особую манеру исполнения (хором или в одиночку), а также приплясывания, что породило разные обозначения частушек: «саратовские», «тамбовские», «воронежские», «рязаночка», «елецкая». Впоследствии многие из них получили повсеместное признание. Частушки пели во время гуляний, в дороге, в лесу, на посиделках. В народной среде выделялись частушечники – знатоки частушек, их исполнители и создатели. С начала ХХ в. Русские частушки начали проникать к соседним народам: украинцам, белорусам, мордве, чувашам, татарам и другим.

Термин частушка был введен в научный обиход в 1889 г., когда в периодической печати появился первый очерк об этом новом явлении песенной культуры народа. Его автор – писатель-демократ Г. И. Успенский.



Частушка – показатель возросшей связи деревни с городом, она отразила изменение психического уклада деревни, прежде всего деревенской молодежи.

Частушки – главный жанр крестьянской лирики в позднетрадиционном фольклоре. Своими истоками он тесно связан с устным творчеством старой русской деревни.

У частушек отсутствует свойственная обрядовому фольклору утилитарная направленность, они – чисто лирический жанр. С другой стороны, частушки окрашены влиянием песен литературного происхождения и книжной поэзии. Для них обязательна рифма. (силлаботонический стих)

Частушки имели сельское происхождение и бытование. Ответвлением, трансформацией этих деревенских песенок стали частушки, исполнявшиеся на городских окраинах, в городских «низах», в среде рабочих. Частушки проявляют внимание ко всем жизненно важным вопросам, их содержание разнообразно. Однако в огромном большинстве случаев они сочинялись молодежью, поэтому их самой популярной темой была любовь. Частушек о семейной жизни создано значительно меньше, и оценивается она с позицией молодежи – чаще всего как несчастливая. Исследователи заметили, что вообще большая часть частушек, независимо от характера мелодии, имеет грустное, элегическое содержание.

Частушки экономно, ненавязчиво пользуются изобразительно-выразительными средствами. Рифма падает на самые главные в смысловом отношении слова. Частушки предпочитаю мужскую и женскую рифму.

Интонационное богатство частушке дает ее близость к разговорной речи. Чаще всего частушка представляет собой высказывание от первого лица и по содержанию обращена к кому-либо: милому, подруге, сопернице, матери… Повествовательно начало в частушке развито слабо, ее главный смысл – лирический.

Частушка связана со многими фольклорными жанрами: пословицами и поговорками, плясовыми и хороводными песнями, лирическими песнями. Традиционная песенная лирика помогла становлению частушки как лирического жанра. Частушка использовала уже готовую песенную символику. Частушки используют сравнения, метафоры, метонимии, олицетворения, формулу невозможного, гиперболы. По композиции частушки делятся на одночастные и двухчастные. Одночастные имеют сквозное развитие темы. В двухчастных строфа отчетливо распадается на две части с резкой паузой между ними. В двухчастных частушках встречается параллелизм с одним персонажем в обеих частях.

В целом можно отметить, что композиция строфы всегда закрепляет смысловую и формальную законченность частушки.

Исторические песни - это фольклорные эпические, лиро-эпические и лирические песни, содержание которых посвящено конкретным событиям и реальным лицам русской истории и выражает национальные интересы и идеалы народа. Они возни­кали по поводу важных явлений в истории народа - таких, ко­торые производили глубокое впечатление на участников и сохранились в памяти последующих поколений. В устной тради­ции исторические песни не имели специального обозначения и назывались просто "песнями" или, как былины, "стАринами".

В исторической поэзии большое место заняли военно-герои­ческая тема и тема народных движений. Исторические песни повествуют о прошлом, но создавались они по свежим впечат­лениям от подлинных фактов, известных также по письменным источникам. С течением времени, а иногда и изначально, в пес­нях возникала неточная трактовка событий, оценка историчес­ких лиц и другие несоответствия.

Особенности художественного историзма песен допускали вымысел. При этом песня воспроизводила главное - исто­рическое время, что стало ее основным эстетическим фактором. В песнях прежде всего отображалось народное историческое со­знание.

Историческим песням свойствен­на более строгая историческая точность. Их персонажи - конкретные, реально существовавшие деятели истории (Иван Гроз­ный, Ермак, Разин, Петр I, Пугачев, Суворов, Кутузов), а рядом с ними - простой пушкарь, солдат или "народ". Для героев в целом нехарактерна фантастичность и гиперболизация, это обыч­ные люди с их психологией и переживаниями.

В исторических песнях разрабатывались большие общенародные темы. Их сюжет более динамичен, лишен развитых описаний, постоянных формул, системы ретардаций. Вместо развернутого повествования сюжет ограничивается одним эпизодом. В ком­позиции исторических песен заметную роль играет монолог и диалог. Чаще всего их пели хором, причем каждая песня имела свою, особую мелодию.

Распространялись исторические песни более всего в тех мес­тах, где происходили описанные в них события: в центральной России, на Нижней Волге, у казаков Дона, на Русском Севере. Их начали записывать с XVII в. и запи­сывали на протяжении последующих веков, однако впервые сюжеты исторических песен были выделены и систематизиро­ваны (вместе с былинами) в собрании П. В. Киреевского. В 1915 г. вышло в свет отдельное научное издание исторических песен, которое подготовил В. Ф. Миллер. С 1960 по 1973 г. было опуб­ликовано наиболее полное многотомное академическое изда­ние, снабженное нотными приложениями и подробным науч­ным аппаратом.

Исторические песни - явление, зародившееся после золотоордынского нашествия, а в XIX в. уже угасшее. Они - новый этап в осмыслении народом своей истории, принципиально отлич­ный от осмысления, отраженного былинами. Одни ученые считают, что исторические песни - это единый жанр, имеющий несколько стилевых разновидностей. Другие убеждены в том, что они - многожанровое явление (ис­торические песни рассказывают о событиях то в форме балла­ды, то в форме лирической песни или причитания). И тем не менее исторические песни занимают в фольклоре вполне самостоятельное место. Главное, а иногда и единствен­ное, что их объединяет - это их конкретное историческое со­держание.

Частушка это жанр русского фольклора, оформившийся в последней четверти 19 в. одновременно в разных частях России: в центре, среднем и нижнем Поволжье, в северных, восточных и южных губерниях. Это короткие рифмованные лирические песенки, которые создавались и исполнялись как живой отклик на разнообразные жизненные явления, выражая ясную положительную или отрицательную оценку. Во многих частушках присутствует шутка или ирония. С начала 20 в. частушки начали проникать к украинцам, белорусам, мордве, чувашам, татарам. Сборники частушек стали появляться только в 20 в.: Флоренский П.А. Собрание частушек Костромской губернии Нерехтского уезда. Кострома, 1909; Симаков В.И. Сборник деревенских частушек. Ярославль, 1913. Наиболее ранние частушки имели шесть строк. Основной тип - 4 строчный - сформировался во второй половине 19 в., он исполнялся под пляску и без нее. Частушки собственно плясовые, исполняемые только под пляску (например под кадриль), также являются 4 строчными. Кроме того, существуют 2 строчные частушки: «страдания» и «Семёновна». Частушки принято называть поэзией малой формы, однако она никогда не поется одна («Я частушку на частушку, как на ниточку, нижу…»). При исполнении импровизируются циклы - частушечные спевы, которые могут включать разное количество строф (до 100). Частушки имеют разнообразные, но повторяющиеся, устойчивые напевы - как протяжные, так и быстрые. Характерно исполнение многих текстов на один напев. В живом бытовании частушке свойственна речитативность. Каждый регион имел особый словесного текста и напева, особую манеру исполнения и приплясывания, что породило разные обозначения частушек: «саратовские», «тамбовские», «воронежские», «рязаночка», «елецкая». Их называли «припевки», «пригудки», «прибаски», «коротушки», «собирушки» и пр. Термин «частушка», также народный, был введен в научный обиход в 1889, когда в периодической печати появился первый очерк об этом новом явлении песенной культуры народа (Успенский Г. Новые народные песни (Из деревенских заметок). Частушки имеют сельское происхождение и бытование. Их ответвлением, трансформацией стали, частушки исполнявшиеся в городских «низах» и среде рабочих. Их высокую популярность и продуктивность сохраняют в современном фольклоре.

Истоки частушки

Своими истоками частушки тесно связаны с устным творчеством старой деревни: короткие сатирические и плясовые песни создавались еще скоморохами (они зафиксированы в песенниках 19 в.); короткие припевки пели на свадьбах и в календарных обрядах. Сексуальная направленность «озорных частушек» продолжила традицию эротических иносказаний сказок, загадок, заговоров, связанную с магией плодородия. Ныне бытуют различные их виды. Наряду с этим частушки окрашены влиянием книжной поэзии: для них обязательна рифма, преимущественно неполная перекрестная (abcb), а также полная перекрестная (abab) и парная (aabb); тонический в своей основе стих приближен к силлабо-тоническому.

Частушки проявляют внимание ко всем жизненно важным вопросам , однако в огромном большинстве случаев они сочинялись молодежью, поэтому их персонажи -девушка и парень, а самая популярная тема -любовь. Большая часть частушек, независимо от характера мелодии, имеет элегическое содержание. Герой частушки иногда изображается в разлуке с родными местами (рекрут, солдат, батрак, работающий «в людях»). В 20 в. их содержание расширилось, в них начали находить отражение исторические и общественные процессы. Частушки на общественно-политические темы часто приобретают сатирическую направленность. В устное бытование не вошли многочисленные фальсификаты: публиковавшиеся с пропагандистскими целями плакат ногимнические подражания и самодеятельные «агитки» на злобу дня. Частушки связаны со многими фольклорными жанрами: пословицами и поговорками, плясовыми и хороводными песнями.

Частушка как лирический жанр

Становлению частушек как лирического жанра помогла традиционная песенная лирика. Они использовали уже готовую символику. Из песен в частушки пришли постоянные эпитеты, в т.ч. выразительные. Частушки используют сравнения, метафоры, метонимии, олицетворения, гиперболы. По композиции частушки делятся на 1 и 2 частные: первые имеют сквозное развитие темы, во вторых строфа отчетливо распадается на две части с резкой паузой посредине. На построение 2 частной частушки воздействовал песенный прием психологического параллелизма: «Неужели позавянет На горе зеленый сад: Неужели не воротится Любовь наша назад?» Нередки 2 частные частушки, в которых части противопоставлены по смыслу. Отмечено тяготение к формальному параллелизму - когда при сопоставлении частей не требуется устанавливать символическую или логическую связь между ними. Частушки вызвали большой интерес у писателей демократов второй половины 19 в. (Н.В.Успенского, И.А.Левитова, Ф.М.Решетникова), которые воспроизвели их в своих произведениях. В 20 в. частушки творчески использовали А.А.Блок, С.А.Есенин, В.В.Маяковский, А.Т.Твардовский и др. Процесс создания и бытования частушек раскрыт в повести С.П.Антонова «Поддубенские частушки. Из записок землеустро ителя» (1950).