Соотношение понятий литературное направление, течение, школа, группировка


Литературно-художественные направления, течения и школы

Литература ренессанса

Отсчет нового времени начинается с эпохи ренессанса (renaissanse франц. возрождение) - так принято называть общественно-политическое и культурное движение, которое зародилось в XIV в. в Италии, а затем распространилось в других странах Европы и достигло расцвета к XV-XVI векам. Искусство Ренессанса противопоставляло себя церковному догматическому мировоззрению, объявив человека высшей ценностью, венцом творения. Человек свободен и призван осуществить в земной жизни таланты и способности, дарованные ему Богом и природой. Важнейшими ценностями провозглашались природа, любовь, красота, искусство. В эту эпоху возрождается интерес к античному наследию, создаются подлинные шедевры живописи, скульптуры, архитектуры, литературы. Работы Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана, Веласкеса составляют золотой фонд европейского искусства. Литература Возрождения наиболее полно выразила гуманистические идеалы эпохи. Лучшие ее достижения представлены в лирике Петрарки (Италия), книге новелл «Декамерон» Боккаччо (Италия), романе «Хитроумный идальго дон Кихот Ламанчский» Сервантеса (Испания), романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле (Франция), драматургии Шекспира (Англия) и Лопе де Вега (Испания).
Последующее развитие литературы XVII-начала XIX веков связано с литературно-художественными направлениями классицизма, сентиментализма, романтизма.

Литература классицизма

Классицизм (classicus nam. образцовый) - художественное направление в европейском искусстве XVII-XVIII вв. Родина классицизма - Франция эпохи абсолютной монархии, художественную идеологию которой выразило это направление.
Основные черты искусства классицизма:
- подражание античным образцам как идеалу подлинного искусства;
- провозглашение культа разума и неприятие необузданной игры страстей:
в конфликте долга и чувства всегда побеждает долг;
- строгое соблюдение литературных канонов (правил): деление жанров на высокие (трагедия, ода) и низкие (комедия, басня), соблюдение правила трех единств (времени, места и действия), рациональная ясность и гармоничность стиля, соразмерность композиции;
- дидактичность, назидательность произведений, которые проповедовали идеи гражданственности, патриотизма, служения монархии.
Ведущими представителями классицизма во Франции были трагики Корнель и Расин, баснописец Лафонтен, комедиограф Мольер, философ и писатель Вольтер. В Англии видный представитель классицизма - Джонатан Свифт, автор сатирического романа «Путешествие Гулливера».
В России классицизм зародился в XVIII веке, в эпоху важных для культуры преобразований. Реформы Петра I кардинальным образом повлияли на литературу. Она обретает светский характер, становится авторской, т.е. по-настоящему индивидуальным творчеством. Из Европы заимствуются многие жанры (поэма, трагедия, комедия, басня, позже роман). Это время становления системы русского стихосложения, театра и журналистики. Такие серьезные достижения стали возможными благодаря энергии и талантам русских просветителей, представителей русского классицизма: М. Ломоносова, Г. Державина, Д. Фонвизина, А. Сумарокова, И. Крылова и др.

Сентиментализм

Сентиментализм (франц. sentiment - чувство) - европейское литературное направление конца XVIII - начала XIX вв., провозгласившее чувство, а не разум (как классицисты) важнейшим свойством человеческой природы. Отсюда повышенный интерес к внутренней душевной жизни простого «естественного» человека. Всплеск чувствительности был реакцией и протестом на рационализм и строгость классицизма, ставившего эмоциональность вне закона. Однако расчет на разум как на решение всех социальных и нравственных проблем не оправдался, что предопределило кризис классицизма. Сентиментализм поэтизировал любовь, дружбу, семейные отношения, это по-настоящему демократичное искусство, поскольку значимость человека определялась отныне не его социальным статусом, а способностью сопереживать, ценить красоту природы, быть как можно ближе к естественным началам жизни. В произведениях сентименталистов часто воссоздавался мир идиллии - гармоничной и счастливой жизни любящих сердец на лоне природы. Герои сентиментальных романов часто проливают слезы, много и подробно говорят о своих переживаниях. Современному читателю все это может показаться наивным и неправдоподобным, однако безусловной заслугой искусства сентиментализма является художественное открытие важных законов внутренней жизни человека, защита его права на частную, интимную жизнь. Сентименталисты утверждали, что человек создан не для того лишь, чтобы служить государству и обществу, - он имеет неоспоримое право на личное счастье.
Родина сентиментализма - Англия, романы писателей Лоренса Стерна «Сентиментальное путешествие» и Самюэля Ричардсона «Кларисса Гарлоу», «История сэра Чарльза Грандисона» ознаменуют появление нового литературного направления в Европе и станут для читателей, особенно для читательниц, предметом восхищения, а для писателей - образцом для подражания. Не менее известны произведения французского писателя Жан-Жака Руссо: роман «Новая Элоиза», художественная автобиография «Исповедь». В России самыми известными писателями-сентименталистами были Н. Карамзин - автор «Бедной Лизы», А. Радищев, написавший «Путешествие из Петербурга в Москву».

Романтизм

Романтизм (romantisme фр. в данном случае - все необычное, таинственное, фантастическое) - одно из очень влиятельных в мировом искусстве художественных направлений, которое сформировалось в конце XVIII - начале XIX века. Романтизм возникает из-за роста индивидуального начала в сентиментальном мире культуры, когда человек все больше осознавал свою уникальность, суверенность от окружающего мира. Романтики провозглашают абсолютную самоценность личности, они открыли для искусства сложный, противоречивый мир человеческой души. Романтизму свойственен интерес к сильным ярким чувствам, грандиозным страстям, ко всему необычному: к историческому прошлому, экзотике, национальному колориту культуры народов, не испорченных цивилизацией. Любимые жанры - новелла и поэма, которым присущи фантастические, гиперболизированные сюжетные ситуации, сложность композиции, неожиданность финала. Все внимание сосредоточено на переживаниях главного героя, необычная обстановка важна как фон, который позволяет раскрыться его мятущейся душе. Развитие жанров исторического романа, фантастической повести, баллады - также заслуга романтиков.
Герой-романтик стремится к абсолютному идеалу, который ищет в природе, героическом прошлом, любви. Повседневность, реальный мир видятся ему скучными, прозаичными, несовершенными, т.е. абсолютно не соответствующими его романтическим представлениям. Отсюда возникает конфликт между мечтой и действительностью, высокими идеалами и пошлостью окружающей жизни. Герой романтических произведений одинок, не понят другими, а потому либо отправляется в странствие в прямом смысле слова, либо живет в мире воображения, фантазии, собственных идеальных представлений. Любое вторжение в его личное пространство вызывает глубокое уныние или чувство протеста.
Романтизм зарождается в Германии, в творчестве раннего Гёте (роман в письмах «Страдания юного Вертера»), Шиллера (драмы «Разбойники», «Коварство и любовь»), Гофмана (повесть «Крошка Цахес», сказка «Щелкунчик и мышиный король»), братьев Гримм (сказки «Белоснежка и семь гномов», «Бременские музыканты»). Крупнейшие представители английского романтизма - Байрон (поэма «Паломничество Чайльд Гарольда») и Шелли (драма «Освобожденный Прометей») - это поэты, увлеченные идеями политической борьбы, защиты угнетенных и обездоленных, отстаивания свободы личности. Байрон до конца жизни остался верен своим поэтическим идеалам, смерть застала его в разгар войны за независимость Греции. Следование байроновскому идеалу разочарованной личности с трагическим мироощущением получило название «байронизма» и превратилось у молодого поколения того времени в своеобразную моду, которой следовал, например, Евгений Онегин - герой романа А. Пушкина.
Расцвет романтизма в России пришелся на первую треть XIX века и связан с именами В. Жуковского, А. Пушкина, М. Лермонтова, К. Рылеева, В. Кюхельбекера, А. Одоевского, Е. Баратынского, Н. Гоголя, Ф. Тютчева. Своей вершины русский романтизм достиг в творчестве А.С. Пушкина, когда он находился в южной ссылке. Свобода, в том числе и от деспотических политических режимов, - одна из основных тем романтического Пушкина, этому посвящены его «южные» поэмы: «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы».
Еще одно блестящее достижение русского романтизма -раннее творчество М. Лермонтова. Лирический герой его поэзии - мятежник, бунтарь, который вступает в битву с судьбой. Яркий пример - поэма «Мцыри».
Цикл новелл «Вечера на хуторе близ Диканьки», который сделал Н. Гоголя знаменитым писателем, отличается интересом к фольклору, к таинственным, мистическим сюжетам. В 1840-х романтизм постепенно отходит на второй план и уступает место реализму.
Но традиции романтизма напоминают о себе и в дальнейшем, в том числе в литературе XX века, в литературном течении неоромантизма (нового романтизма). Его визитной карточкой станет повесть А. Грина «Алые паруса».

Реализм

Реализм (от лат. вещественный, действительный) - одно из самых значительных направлений в литературе XIX-XX веков, в основе которого лежит реалистический метод изображения действительности. Задача этого метода заключается в изображении жизни как она есть, в формах и образах, соответствующих действительности. Реализм стремится к познанию и раскрытию всего многообразия социальных, культурно-исторических, нравственно-психологических процессов и явлений с их особенностями и противоречиями. За автором признается право освещать любые стороны жизни без ограничения тем, сюжетов, художественных средств.
Реализм XIX века творчески заимствует и развивает достижения более ранних литературных направлений: у классицизма - интерес к социально-политической, гражданской проблематике; у сентиментализма - поэтизацию семьи, дружбы, природы, естественных начал жизни; у романтизма - углубленный психологизм, постижение внутренней жизни человека. Реализм показал тесное взаимодействие человека со средой, воздействие общественных условий на судьбы людей, его интересует повседневная жизнь во всех ее проявлениях. Герой реалистического произведения - обычный человек, представитель своего времени и своей среды. Один из важнейших принципов реализма - изображение типичного героя в типичных обстоятельствах.
Русскому реализму присуща глубокая социально-философская проблематика, напряженный психологизм, непреходящий интерес к закономерностям внутренней жизни человека, миру семьи, дома, детства. Любимые жанры - роман, повесть. Расцвет реализма - вторая половина XIX века, что отразилось в творчестве русских и европейских классиков.

Модернизм

Модернизм (moderne фр. новейший) - литературное направление, сложившееся в Европе и России в начале XX века в результате пересмотра философских основ и творческих принципов реалистической литературы XIX века. Возникновение модернизма было реакцией на кризисное состояние эпохи рубежа XIX-XX веков, когда был провозглашен принцип переоценки ценностей.
Модернисты отказываются от реалистических способов объяснения окружающей действительности и человека в ней, обращаясь к сфере идеального, мистического как первопричине всего. Модернистов не интересует социально-политическая проблематика, главное для них - душа, эмоции, интуитивные прозрения личности. Призвание человека-творца - служить красоте, которая, по их мнению, в чистом виде существует только в искусстве.
Модернизм был внутренне неоднороден, включал в себя различные течения, поэтические школы и группы. В Европе это символизм, импрессионизм, литература «потока сознания», экспрессионизм.
В России начала XX веке модернизм ярко проявил себя в разных сферах искусства, с чем связан небывалый его расцвет, позже получивший название «Серебряного века» русской культуры. В литературе с модернизмом связаны поэтические течения символизма и акмеизма.

Символизм

Символизм зарождается во Франции, в поэзии Верлена, Рембо, Малларме, а затем проникает и в другие страны, в том числе и в Россию.
Русские символисты: И. Анненский Д. Мережковский, 3. Гиппиус, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, В. Брюсов - поэты старшего поколения; А. Блок, А. Белый, С. Соловьев - так называемые «младосимволисты». Безусловно, самой значительной фигурой русского символизма был Александр Блок, по признанию многих, первый поэт той эпохи.
В основе символизма лежит идея «двоемирия», сформулированная древнегреческим философом Платоном. В соответствии с ней реальный, зримый мир считается лишь искаженным, вторичным отражением мира духовных сущностей.
Символ (symbolon греч., тайный, условный знак) - особый художественный образ, воплощающий отвлеченную идею, он неисчерпаем в своем содержании и позволяет интуитивно постичь скрытый от чувственного восприятия идеальный мир.
Символы использовались в культуре с древнейших времен: звезда, река, небо, огонь, свеча и т.п. - эти и подобные им образы всегда вызывали у человека представления о высоком и прекрасном. Однако в творчестве символистов символ обретал особый статус, поэтому их стихи отличались сложной образностью, зашифрованностью, порой чрезмерными. В итоге это приводит к кризису символизма, который к 1910 г. прекращает существование как литературное направление.
Наследниками символистов провозглашают себя акмеисты.

Акмеизм

Акмеизм (акте от греч., высшая степень чего-либо, стрела) возникает на основе кружка «Цех поэтов», куда входили Н. Гумилев, О. Мандельштам, А. Ахматова, С. Городецкий, Г. Иванов, Г. Адамович и др. Не отвергая духовной первоосновы мира и человеческой природы, акмеисты в то же время стремились заново открыть красоту и значимость реальной земной жизни. Основные идеи акмеизма в области творчества: логичность художественного замысла, стройность композиции, ясность и гармоничность художественного стиля. Важное место в системе ценностей акмеизма занимала культура - память человечества. В своем творчестве лучшие представители акмеизма: А. Ахматова, О. Мандельштам, Н. Гумилев - достигли значительных художественных высот и получили широкое признание публики. Дальнейшее существование и развитие акмеизма было насильственно прервано событиями революции и гражданской войны.

Авангардизм

Авангардизм (avantgarde фр. передовой отряд) - обобщенное название экспериментальных художественных течений, школ XX века, объединенных целью создания совершенно нового искусства, не имеющего связей со старым. Наиболее известны из них футуризм, абстракционизм, сюрреализм, дадаизм, поп-арт, соц-арт и др.
Главная черта авангардизма - это отрицание культурно-исторической традиции, преемственности, экспериментальный поиск своих путей в искусстве. Если модернисты подчеркивали преемственность с культурной традицией, то авангардисты относились к ней нигилистически. Известен лозунг русских авангардистов: «Сбросим Пушкина с корабля современности!» В русской поэзии к авангардизму принадлежали различные группы футуристов.

Футуризм

Футуризм (futurum лат. будущее) возник в Италии как течение нового урбанистического, технократического искусства. В России это течение заявило о себе в 1910 г. и состояло из нескольких групп (эгофутуризм, кубофутуризм, «Центрифуга»). Футуристами себя считали В. Маяковский, В. Хлебников, И. Северянин, А. Крученых, братья Бурлюки и др. Футуристы претендовали на создание принципиально нового искусства будущего (они называли себя «будетлянами») и потому смело экспериментировали с формами стиха, изобретали новые слова («словоновшества»), свой «заумный» язык, не боялись быть грубыми и антиэстетичными. Это были настоящие анархисты и бунтари, постоянно эпатирующие (раздражающие) вкус публики, воспитанной на традиционных художественных ценностях. По сути своей программа футуризма носила разрушительный характер. По-настоящему оригинальными и интересными поэтами были В. Маяковский и В. Хлебников, обогатившие русскую поэзию своими художественными открытиями, но это было скорее не благодаря футуризму, а вопреки ему.

Вывод по вопросу:

Основные литературные направления

Подводя итог краткому обзору основных этапов развития европейской и русской литературы, главной его особенностью и основным вектором было стремление к разнообразию, обогащению возможностей творческого самовыражения человека. Словесное творчество во все века помогало человеку познавать окружающий мир и выражать свои представления о нем. Диапазон средств, которые для этого использовались, поражает воображение: от глиняной дощечки к рукописной книге, от изобретения массового книгопечатания до современных аудио-, видео-, компьютерных технологий.
Сегодня благодаря Интернету литература меняется и обретает совершенно новое свойство. Писателем может стать любой, у кого есть компьютер и доступ в сеть. На наших глазах появляется новый вид - сетевая литература, у которой есть свои читатели, свои знаменитости.
Этим пользуются миллионы людей на всей планете, выкладывая во всемирный доступ свои тексты и получая мгновенный отклик читателей. Наиболее популярные и востребованные национальные серверы Проза.ру и Стихи.ру - некоммерческие социально ориентированные проекты, миссия которых - «предоставить авторам возможность опубликовать свои произведения в сети интернет и найти читателей». По состоянию на 25 июня 2009 г. на портале Проза.ру 72 963 автора опубликовали 93 6776 произведений; на портале Стихи.ру 218 618 авторов опубликовали 7036319 произведений. Ежедневная аудитория этих сайтов составляет примерно 30 тысяч посещений. Разумеется, в основе своей это не литература, а скорее графоманство - болезненное влечение и пристрастие к усиленному и бесплодному писанию, к многословному и пустому, бесполезному сочинительству, но если среди сотен тысяч подобных текстов встречается несколько по-настоящему интересных и сильных, это все равно как в груде шлака старатели нашли бы слиток золота.

Литературная школа — небольшое объединение литераторов на основе единых художественных принципов, сформулированных теоретически — в статьях, манифестах, научных и публицистических высказываниях, оформленных как «уставы» и «правила». Нередко такое объединение литераторов имеет лидера, «главу школы» («щедринская школа», поэты «некрасовской школы»).

Принадлежащими к одной школе, как правило, признаются писатели, создавшие ряд литературных явлений с высокой степенью общности — вплоть до общности тематики, стиля, языка. Таковой, к примеру, была в XVI веке группа «Плеяда». Она выросла из кружка французских поэтов-гуманистов, объединившихся для изучения античной литературы, и окончательно сложилась к концу 1540-х годов.

Возглавлял ее известный поэт П. де Ронсар, а основным теоретиком был Жоашен Дю Белле, который в 1549 году в трактате «Защита и прославление французского языка» высказал главные принципы деятельности школы — развитие национальной поэзии на национальном языке, освоение античных и итальянских поэтических форм.

Поэтическая практика Ронсара, Жоделя, Баифа и Тийара — поэтов «Плеяды» — не только принесла славу школе, но и заложила основы для развития французской драматургии XVII—XVIII веков, развивала французский литературный язык и различные жанры лирики.

В отличие от течения, которое далеко не всегда оформлено манифестами, декларациями и другими документами, где отражены основные его принципы, школа практически обязательно характеризуется такими выступлениями. В ней важно не только наличие общих художественных принципов, разделяемых писателями, но и теоретическое осознание ими своей принадлежности к школе. «Плеяда» этому вполне соответствует.

Но многие объединения литераторов, именуемые школами, названы так по месту своего существования, хотя сходство художественных принципов писателей таких объединений может быть и не столь очевидным. Например, «озерная школа», названная в честь места, где она сложилась (северо-запад Англии, Озерный край), состояла из поэтов-романтиков, далеко не во всем согласных друг с другом. К «лейкистам» относят У. Вордсворта, С. Колриджа, создавших сборник «Лирические баллады», а также Р. Саути, Т. де Квинси и Дж. Вильсона.

Но поэтическая практика последних во многом была отличной от идеолога школы — Вордсворта. Сам де Квинси в мемуарах отрицал сугцествование «озерной школы», а Саути нередко выступал с критикой идей и стихотворений Вордсворта. Но в связи с тем, что объединение поэтов-лейкистов существовало, имело сходство эстетических и художественных принципов, отраженных в поэтической практике, изложило свою «программу», историки литературы традиционно называют эту группу поэтов «озерной школой».

Понятие «литературная школа» преимущественно историческое, а не типологическое. Кроме критериев единства времени и места существования школы, наличия манифестов, деклараций и сходной художественной практики, кружки литераторов нередко представляют собой группы, объединенные «лидером», имеющим последователей, преемственно развивающих или копирующих его художественные принципы.

Группа английских религиозных поэтов начала XVII века образовала школу Спенсера. Находясь под влиянием поэзии своего учителя, братья Флетчеры, У. Браун и Дж. Уитер подражали образности, темам, поэтическим формам создателя «Королевы фей». Поэты школы Спенсера копировали даже тип строфы, созданной им для этой поэмы, напрямую заимствуя аллегории и стилистические обороты своего учителя.

Интересен факт, что творчество последователей поэтической школы Спенсера осталось на периферии литературного процесса, а вот творчество самого Э. Спенсера повлияло на поэзию Дж. Милтона, а позднее Дж. Китса.

Традиционно происхождение русского реализма связывают с «натуральной школой», существовавшей в 1840—1850-е годы, преемственно связанной с творчеством Н. В. Гоголя и развивавшей его художественные принципы. Для «натуральной школы» характерны многие признаки понятия «литературная школа», и именно как «литературная школа» она осознавалась современниками.

Главным идеологом «натуральной школы» был В. Г. Белинский. К ней относят ранние произведения И. А. Гончарова, Н. А. Некрасова, А. И. Герцена, В. И. Даля, А. Н. Островского, И. И. Панаева, Ф. М. Достоевского. Представители «натуральной школы» группировались вокруг ведущих литературных журналов того времени — сначала «Отечественных записок», а потом «Современника».

Программными для школы стали сборники «Физиология Петербурга» и «Петербургский сборник», в которых были опубликованы произведения этих писателей и статьи В. Г. Белинского.

У школы была своя система художественных принципов, которая наиболее ярко проявилась в особом жанрефизиологическом очерке, а также в реалистической разработке жанров повести и романа. «Содержание романа, — писал В. Г. Белинский, — художественный анализ современного общества, раскрытие тех невидимых основ его, которые от него же самого скрыты привычкою и бессознательностью».

Особенности «натуральной школы» проявились и в ее поэтике: любовь к деталям, профессиональным, бытовым особенностям, предельно точное фиксирование социальных типов, стремление к документальности, подчеркнутое использование статистических и этнографических данных стали неотъемлемыми признаками произведений «натуральной школы».

В романах и повестях Гончарова, Герцена, раннем творчестве Салтыкова-Щедрина была раскрыта эволюция персонажа, происходящая под влиянием социальной среды. Разумеется, стиль и язык авторов «натуральной школы» во многом был различен, но общность тематики, позитивистски ориентированной философии, сходство поэтики прослеживается во многих их произведениях.

Таким образом, «натуральная школа» представляет собой пример сочетания многих принципов образования школы — определенных временных и пространственных рамок, единства эстетических и философских установок, общности формальных особенностей, преемственности по отношению к «лидеру», наличия теоретических деклараций.

Примерами школ в современном литературном процессе могут служить «Лианозовская группа поэтов», «Орден куртуазных маньеристов» и многие другие литературные объединения.

Однако следует отметить, что литературный процесс не сводится только к сосуществованию и борьбе литературных группировок, школ, течений и направлений. Рассматривать же его таким образом — значит схематизировать литературную жизнь эпохи, обеднять историю литературы, так как при таком «направленческом» подходе наиболее важные индивидуальные особенности творчества писателя остаются вне поля зрения исследователя, ищущего общие, часто схематичные моменты.

Даже ведущее направление какого-либо периода, эстетическая база которого стала платформой для художественной практики многих авторов, не может исчерпать всего многообразия литературных фактов.

Многие видные писатели сознательно находились в стороне от литературной борьбы, утверждая свои мировоззренческие, эстетические и художественные принципы вне рамок школ, течений, ведущих направлений определенной эпохи.

Направления, течения, школы — это, по выражению В. М. Жирмунского, «не полочки или коробки», «по которым мы «раскладываем» поэтов». «Если поэт, например, является представителем эпохи романтизма, это не значит, что в его творчестве не может быть реалистических тенденций».

Литературный процесс — явление сложное и разноплановое, поэтому оперировать такими категориями, как «течение» и «направление», следует крайне осторожно. Кроме них, ученые используют и другие термины при изучении литературного процесса, например стиль.

Введение в литературоведение (Н.Л. Вершинина, Е.В. Волкова, А.А. Илюшин и др.) / Под ред. Л.М. Крупчанова. — М, 2005 г.

Литературное направление - часто отождествляется с художественным методом. Обозначает совокупность фундаментальных духовно-эстетических принципов многих писателей, а также ряда группировок и школ, их программно эстетических установок, используемых средств. В борьбе и смене направлений наиболее отчетливо выражаются закономерности литературного процесса. Принято выделять следующие литературные направления:
Классицизм
Романтизм
Сентиментализм
Натурализм
Реализм
Символизм (фр.) - одно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России. Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и само отношение к нему. Их экспериментаторский характер, стремление к новаторству, космополитизм и обширный диапазон влияний стали образцом для большинства современных направлений искусства.

Акмеизм (от греч. - «высшая степень, вершина, цветение, цветущая пора») - литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале XX века в России. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова.
Становление акмеизма тесно связано с деятельностью «Цеха поэтов», центральной фигурой которого являлся организатор акмеизма Н. С. Гумилёв.
Термин «акмеизм» был предложен в 1912 Н. Гумилёвым и С. М. Городецким: по их мнению, на смену переживающему кризис символизму идёт направление, обобщающее опыт предшественников и выводящее поэта к новым вершинам творческих достижений.
Футуризм. Автор слова и основоположник направления - итальянский поэт Филиппо Маринетти (поэма «Красный сахар»). Само название подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим. Можно рассматривать футуризм как своеобразный сплав ницшеанства и манифеста коммунистической партии. Динамика движения должна прийти на смену статике позирующих скульптур, картин и портретов. Фотоаппарат и кинокамера заменят несовершенство живописи и глаза.

Имажинизм
Литературное течение - часто отождествляется с литературной группировкой и школой. Обозначает совокупность творческих личностей, для которых характерна идейно- художественная близость и программно-эстетическое единство. Иначе, литературное течение - это разновидность литературного направления.

Постмодернизм (фр. postmodernisme - после модернизма) - термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века. Зарождение постмодерна это 60 - 70-е гг., связано и логически вытекает из процессов Модернизма как реакция на кризис его идей, а также на так называемую смерть оснований: Бога(Ницше), автора(Барт), чел-ка(гуманитарности). Термин появляется в период Первой мировой войны в работе Р. Панвица «Кризис европейской культуры» (1914). В 1934 в своей книге «Антология испанской и латиноамериканской поэзии» литературовед Ф. де Онис применяет его для обозначения реакции на модернизм.

Экспрессиони́зм (от лат. expressio, «выражение») - авангардистское течение в европейском искусстве, получившее развитие в конце ХIX - начале XX века, характеризующееся тенденцией к выражению эмоциональной характеристики образа(ов) (обычно человека или группы людей) или эмоционального состояния самого художника. Экспрессионизм представлен во множестве художественных форм, включая живопись, литературу, театр, кинематограф, архитектуру и музыку.

Декадентство (декаданс)

Декадентство (от позднелатинского - упадок) - общее наименование кризисных явлений европейской культуры 2-й половины XIX - начала XX вв., отмеченных настроениями безнадёжности, неприятия жизни, тенденциями индивидуализма. Сложное и противоречивое явление, имеет источником кризис общественного сознания, растерянность многих художников перед резкими социальными антагонизмами действительности. Отказ искусства от политической и гражданских тем художники-декаденты считали проявлением и непременным условием свободы творчества. Постоянными темами являются мотивы небытия и смерти, тоска по духовным ценностям и идеалам.

Авангардизм (фр. Avant-garde, «передовой отряд») - обобщающее название течений в европейском искусстве, возникших на рубеже XIX и XX веков, выраженное в полемически-боевой форме (отсюда само имя, взятое из военно-политической лексики). Его временными рамками принято считать период с 1870 по 1938 год[источник не указан 167 дней]. Авангард характеризуется экспериментальным подходом к художественному творчеству, выходящим за рамки классической эстетики, с использованием оригинальных, новаторских средств выражения, подчёркнутым символизмом художественных образов.
Понятие авангард в большой степени эклектично по своей сути. Этим термином обозначают целый ряд школ и направлений в искусстве, порой имеющих диаметрально противоположную идейную основу.

Модернизм (итал. modernismo - «современное течение»; от лат. modernus - «современный, недавний») - направление в искусстве и литературе XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля. Модернистская парадигма была одной из лидирующих в западной цивилизации первой половины XX века; во второй же половине века она была подвергнута развёрнутой критике. Термин «модернизм» присущ только отечественной искусствоведческой школе, в западных источниках - это термин «modern». Так как в русской эстетике «модерн» означает художественный стиль, предшествующий модернизму, необходимо различать эти два понятия, дабы избежать путаницы.

План.

2. Художественный метод.

Литературные направления и течения. Литературные школы.

4. Принципы художественного изображения в литературе.

Понятие о литературном процессе. Концепции периодизации литературного процесса.

Литературным процессом называется процесс изменения литературы во времени.

В советском литературоведении ведущей концепцией литературного развития было представление о смене творческих методов. Метод описывался как способ отражения художником внелитературной действительности. История литературы описывалась как последовательное становление реалистического метода. Основной акцент делался на преодоление романтизма, на образовании высшей формы реализма – социалистического реализма.

Более последовательная концепция развития всемирной литературы была выстроена академиком Н.Ф.Конрадом, который тоже отстаивал поступательное движение литературы. В основе такого движения лежала не смена литературных методов, а идея открытия человека как высшей ценности (гуманистическая идея). В своей работе «Запад и Восток» Конрад пришел к выводу об универсальности для всех литератур понятий «Средневековье» и «Ренессанс». Период античности сменяется Средневековьем, потом Ренессансом, за ним следует Новое время. В каждый следующий период литература все больше сосредотачивается на изображении человека как такового, все больше осознает самоценность человеческой личности.

Аналогична концепция академика Д.С.Лихачева, по мнению которого литература русского Средневековья развивалась в сторону усиления личностного начала. Большие стили эпохи (романский стиль, готический стиль) должны были постепенно сменяться авторскими индивидуальными стилями (стиль Пушкина).

Наиболее объективна концепция академика С.С.Аверинцева, она дает широкий охват литературной жизни, включая современность. В основе этой концепции – представление о рефлексивности и традиционности культуры. Ученый выделяет три больших периода в истории литературы:

1. Культура может быть нерефлексивной и традиционной (культура древности, в Греции – до 5 в. до н.э.) Нерефлексивность означает, что литературные явления не осмысливаются, нет литературной теории, авторы не рефлексируют (не подвергают анализу свое творчество).

2. культура может быть рефлексивной, но традиционной (с 5 в. до н.э. – до новой эры). В этот период возникает риторика, грамматика, поэтика (рефлексия по поводу языка, стиля, творчества). Литература была традиционной, существовала устойчивая система жанров.

3. Последний период, который длится до сих пор. Рефлексия сохраняется, традиционность нарушается. Писатели рефлексируют, но создают новые формы. Начало было положено жанром романа.

Изменения в истории литературы могут носить прогрессивный, эволюционный, регрессивный, инволюционный характер.

Художественный метод

Художественный метод - это способ освоения и отображе­ния мира, совокупность основных творческих принципов образного отражения жизни. О методе можно говорить как о структуре художественного мышления писателя, определяющей его подход к действительности и ее воссозданию в свете определенного эстетического идеала. Метод воплощается в содержании литературного произведения. Через метод мы постигаем те творческие принципы, благодаря которым писатель воспроизводит действительность: отбор, оценка, типизация (обобщение), художественное воплощение характеров, явлений жизни в историческом преломлении. Метод проявляется в строе мыслей и чувств героев лите­ратурного произведения, в мотивировках их поведения, по­ступков, в соотношении характеров и событий, в соответствии жизненного пути, судеб персонажей социально-историческим обстоятельствам эпохи.

Понятием «метод» (от гр. «путь исследования») обозначается «общий принцип творческого отношения художника к познаваемой действительности, то есть ее пересоздания». Это своего рода способы познания жизни, которые менялись в разные исторические и литературные эпохи. По мнению некоторых ученых, метод лежит в основе течений и направлений, представляет тот способ эстетического освоения действительности, который присущ произведениям некоторого направления. Метод есть категория эстетическая и глубоко содержательная.

Проблема способа изображения действительности была впервые осознана в античности и получила законченное воплощение в труде Аристотеля «Поэтика» под именем «теории подражания». Подражание, по Аристотелю, составляет основу поэзии и ее цель - воссоздать мир похожим на реальный или, точнее, каким он мог бы быть. Авторитетность этой теории сохранялась вплоть до конца XVIII века, когда романтики предложили иной подход (тоже имеющий свои корни в античности, точнее в эллинизме) - пересоздание реальности в соответствии с волей автора, а не с законами «мироздания». Эти две концепции, по мнению советского литературоведения середины 20 века, лежат в основе двух «типов творчества» - «реалистического» и «романтического», в рамки которых укладываются «методы» классицизм, романтизм, разные типы реализма, модернизм.

Касаясь проблемы соотношения метода и направления, необходимо учитывать, что метод как общий принцип образного отражения жизни отличается от направления как явления исторически-конкретного. Следовательно, если то или иное направ­ление исторически неповторимо, то один и тот же метод, как широкая категория литературного процесса, может повторяться в творчестве писателей разных времен и народов, а значит, раз­ных направлений и течений.

Литературные направления и течения. Литературные школы

Кс.А. Полевой впервые в русской критике применил слово «направление» к определен­ным этапам развития литературы. В статье «О направлениях и партиях в литературе» он назвал направлением «то, часто невидимое для современников внутреннее стремление литературы, которое дает характер всем или по крайней мере весьма многим произведениям ее в известное данное время... Основанием его, в общем смысле, бывает идея современной эпохи». Для «реальной критики» - Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова - направление соотносилось с идеологической позицией писателя или группы литераторов. В целом же под направлением понимались самые разные литературные общности. Но главным объединяющим их признаком является то, что в направлении фиксируется единство наиболее общих принципов воплощения художественного содержания, общность глубинных основ худо­жественного миропонимания. Нет заданного списка литературных направлений, так как раз­витие литературы связано со спецификой исторической, культурной, социальной жизни общества, национальными и региональными особенностями той или иной литературы. Однако традиционно выделяют такие направления, как классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, каждое из которых характеризуется своим набором формально-содержательных признаков.

Постепенно, наряду с «направлением», входит в оборот термин «течение», часто употребляемый с «направлением» синонимически. Так, Д.С.Мережковский в обширной статье «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» (1893) пишет, что «между писателями с различными, иногда противоположными темпераментами устанавливаются, как между противоположными полюсами, особые умственные течения, особый воздух, насыщенный творческими веяниями». Нередко «направление» признается родовым понятием по отношению к «течению».

Термином «литературное течение» обычно обозначают группу писателей, связанных общностью идеологических позиций и художественных принципов, в пределах одного направления или художественного движения. Так, модернизм - общее название разных группировок в искусстве и литературе XX века, которое отличает отход от классических традиций, поиск новых эстетических принципов, новый подход к изображению бытия, - включает в себя такие течения, как импрессионизм, экспрессионизм, сюрреализм, экзистенциализм, акмеизм, футуризм, има­жинизм и др.

Принадлежность художников к одному направлению или течению не исключает глубоких различий их творческих индивидуальностей. В свою очередь, в индивидуальном творчестве писателей могут проявляться особенности различных литера­турных направлений и течений.

Течение - более мелкая единица литературного процесса, часто в рамках направления, характеризуется существованием в определенный исторический период и, как правило, локализацией в определенной литературе. Нередко общность художественных принципов в течении образует «художественную систему». Так, в рамках французского классицизма выделяют два течения. Одно основано на традиции рационалистической философии Р.Декарта («картезианский рационализм»), к которому относят творчество П.Корнеля, Ж.Расина, Н.Буало. Другое течение, опиравшееся преимущественно на сенсуалистскую философию П.Гассенди, выразило себя в идейных принципах таких писателей, как Ж.Лафонтен, Ж.Б.Мольер. Кроме того, оба течения отличаются и системой используемых художественных средств. В романтизме нередко выделяют два основных течения - «прогрессивный» и «консервативный», но есть и другие классификации.

Направления и течения следует отличать от литературных школ (и литературных группировок). Литературная школа - небольшое объединение литераторов на основе единых художественных принципов, сформулированных теоретически - в статьях, манифестах, научных и публицистических высказываниях, оформленных как «уставы» и «правила». Нередко такое объединение литераторов имеет ли­дера, «главу школы» («щедринская школа», поэты «некрасовской школы»).

Принадлежащими к одной школе, как правило, признаются писатели, создавшие ряд литературных явлений с высокой степенью общности - вплоть до общности тематики, стиля, языка.

В отличие от течения, которое далеко не всегда оформлено манифестами, декларациями и другими документами, где отражены основные его принципы, школа практически обязательно характеризуется такими выступлениями. В ней важно не только наличие общих художественных принципов, разделяемых писателями, но и теоретическое осознание ими своей принадлежности к школе.

Многие объединения литераторов, именуемые школами, названы так по месту своего существования, хотя сходство художественных принципов писателей таких объединений может быть и не столь очевидным. Например, «озерная школа», названная в честь места, где она сложилась (северо-запад Англии, Озерный край), состояла из поэтов-романтиков, далеко не во всем согласных друг с другом.

Понятие «литературная школа» преимущественно историческое, а не типологическое. Кроме критериев единства времени и места существования школы, наличия манифестов, деклараций и сходной художественной практики, кружки литераторов нередко представляют собой литературные группы, объединенные «лидером», имеющим последователей, преемственно развивающих или копирующих его художественные принципы. Группа английских религиозных поэтов начала XVII века образовала школу Спенсера.

Следует отметить, что литературный процесс не сводится только к сосуществованию и борьбе литературных группировок, школ, течений и направлений. Рассматривать же его таким образом - значит схематизировать литературную жизнь эпохи, обеднять историю литературы. Направления, течения, школы - это, по выражению В.М.Жирмунского, «не полочки или коробки», «по которым мы «раскладываем» поэтов». «Если поэт, например, является представителем эпохи романтизма, это не значит, что в его творчестве не может быть реалистических тенденций».

Литературный процесс - явление сложное и разноплановое, поэтому оперировать такими категориями, как «течение» и «направление», следует крайне осторожно. Кроме них, ученые используют и другие термины при изучении литературного процесса, например стиль.

Стиль традиционно включается в раздел «Теории литературы». Сам термин «стиль» в применении к литературе имеет целый ряд значений: стиль произведения; стиль творчества писателя, или индивидуальный стиль (скажем, стиль поэзии Н.А. Некрасова); стиль литературного направления, течения, метода (например, стиль символизма); стиль как совокупность устойчивых элементов художественной формы, определяемых общими чертами мировоззрения, содержания, национальных традиций, присущих литературе и искусству в определенную историческую эпоху (стиль русского реализма второй половины XIX века).

В узком смысле под стилем понимают манеру письма, особенности поэтического строя языка (лексика, фразеология, изобразительно-выразительные средства, синтаксические конструкции и т. д.). В широком значении стиль - это понятие, используемое во многих науках: литературоведении, искусствоведении, лингвистике, культурологии, эстетике. Говорят о стиле работы, стиле поведения, стиле мышления, стиле руководства и т.д.

Стилеобразуюшие факторы в литературе - это идейное содержание, компоненты формы, конкретно выражающие содержание; сюда относят и видение мира, что связано с мировоззрением писателя, с его пониманием сущности явлений и человека. Стилевое единство включает и структуру произведения (композицию), анализ конфликтов, их развитие в сюжете, систему образов и способы раскрытия характеров, пафос произведения. Стиль как объединяющее и художественно-организующее начало всего произведения вбирает даже способ пейзажных зарисовок. Все это - стиль в широком смысле слова. В своеобразии метода и стиля выражаются особенности ли­тературного направления и течения.

По особенностям стилевого выражения судят о литературном герое (учитываются атрибуты его внешнего облика и форма поведения), о принадлежности здания к той или иной эпохе в развитии архитектуры (стиль ампир, готический стиль, стиль модерн и т.п.), о специфике изображения действительности в литературе конкретной исторической формации (в древнерусской литературе - стиль монументального средневекового историзма, эпический стиль XI-XIII веков, экспрессивно-эмоциональный стиль ХIV-XV веков, стиль барокко второй половины XVII века и др.). Никого сегодня не удивят выражения «стиль игры», «стиль жизни», «стиль руководства», «стиль работы», «стиль застройки», «стиль мебели» и т.п., и всякий раз, наряду с обобщающим культурологическим смыслом, в эти устойчивые формулы вкладывается конкретный оценочный смысл (например, «я пред­почитаю этот стиль одежды» - в отличие от других и т.п.).

Стиль в литературе - это вытекающая из познания общих законов действительности, функционально применяемая совокупность средств выражения, реализуемая соотношением всех элементов поэтики произведения с целью создания неповторимого художественного впечатления.

Литературное направление - часто отожествляется с художественным методом. Обозначает совокупность фундаментальных духовно-эстетических принципов многих писателей, а также ряда группировок и школ, их программно-эстетических установок, используемых средств. В борьбе и смене направлений наиболее отчетливо выражаются закономерности литературного процесса. Принято выделять следующие литературные направления:

Классицизм

Сентиментализм

Натурализм

Романтизм (к которому некоторые относят и литературу барокко)

Символизм

Реализм (в котором выделяют ренессансный реализм, т.е. реализм эпохи Возрождения, просветительский реализм, т.е. реализм эпохи Просвещения, критический реализм и социалистический реализм).

О правомерности выделения других направлений единого мнения нет - таких, как маньеризм, предромантизм, неоклассицизм, неоромантизм, импрессионизм, экспрессионизм, модернизм и проч. Дело в том, что литературные направления, сменяясь, порождают множество промежуточных форм, которые существуют не долго и не носят глобального характера. Были попытки предложить более универсальные системы разделения на литературные направления - напр. "классика" и "романтика"; или "реалистическая" и "ирреалистическая" литература.

Литературное течение

2. Литературное течение - часто отожествляется с литературной группировкой и школой. Обозначает совокупность творческих личностей, для которых характерны идейно-художественная близость и программно-эстетическое единство. Иначе, литературное течение - это разновидность литературного направления.

Например, применительно к русскому романтизму говорят о "философском", "психологическом" и "гражданском" течении. В русском реализме некоторые выделяют "психологическое" и "социологическое" течение.

Речь как средство индивидуализации образа.

В драматургической литературе характер героя выявляется, главным образом, средствами языка, средствами сценической речи. Поэтому столь крупную роль в решении задачи создания типического характера играл в творческой практике широко и блестяще разработанный им метод речевой характеристики действующего лица.

Психологический анализ в литературе

Парадоксально, но «психологический анализ» - понятие, которое нечасто встречается в психологической литературе.

Психологический анализ начал свою точку отсчета задолго до появления трудов Фрейда, но именно в его трудах он приобрел особое звучание, подобно новому рождению и вошел в научную практику.



ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ - разновидность научного анализа, подобного философскому, математическому и др. Характерной особенностью психологического анализа является то, что объектом его изучения является психическая реальность, психические процессы, состояния, свойства человека. А также различные социально-психологические явления, возникающие в группах, коллективах: мнения, общение, взаимоотношения, конфликты, лидерство и др. Методологической основой психологического анализа могут выступать философские системы, общенаучные принципы познания, а также общепсихологические положения о субъекте, связи внутреннего и внешнего, специфичности психологических закономерностей, которым подчинен тот или иной вид деятельности. Например, психологический анализ самообразования предполагает изучение целей, мотивов, способов самостоятельной работы по приобретению, углублению, расширению и совершенствованию знаний, навыков, умений, а также ее особенностей в условиях общего и специального образования.

Психологический анализ является примером психологического изображения в литературе.

Состоит в том, что сложные душевные состояния героев раскладываются на их составляющие и тем самым объясняются, становятся ясными для читателя. При психологическом анализе имеет свои преимущества повествование от третьего лица. Эта художественная форма позволяет автору без всяких ограничений вводить читателя во внутренний мир персонажа и показывать его наиболее подробно и глубоко.