Проблема преодоления эгоизма в отношениях между людьми. Проблема эгоизма: аргументы из литературы и рассуждения о последствиях его проявления. Проблема влияния учителя на учеников

Чрезмерная любовь к себе - это уже эгоизм, который чреват неприятностями в отношениях и разбитыми мечтами о счастливом будущем.

Эгоизм убивает семьи

Еще лет тридцать тому назад слово «развод» было ругательным. Развода боялись, его стеснялись, и никому в голову не приходило им бравировать. Сейчас же распадаются более половины семей от того числа, что создаются. И происходит это не только потому, что попраны семейные ценности, но и потому, что никто не задумывается о преодолении эгоизма в отношениях между людьми.

В принципе, определенная связь между снижением значимости семейных ценностей и повышением уровня эгоизма есть. Семья - это единый организм, в котором «один за всех и все за одного». В семье важно уметь не только брать, но и отдавать. Причем второе важнее для построения успешной семейной жизни. А глянцевые журналы и светские хроники на ТВ пропагандируют совсем иной тип поведения. Нынче модно найти и раскрутить олигарха если не на свадьбу, то хотя бы на непродолжительные отношения с большим количеством подарков. Мужчинам же модно стало обращать внимание не на наличие у женщины ума, теплоты или развитых материнских инстинктов, а на соответствие последним веяниям моды в области оформления внешности. Мужчины уже не боятся так, как раньше, силиконовых бюстов или плотных губ в форме пельменей, они и сами не против, чтобы их женщина проделала с собой вредные для здоровья процедуры ради недолговременной красоты.

Эгоизм рушит карьеры

Эгоисты обычно имеют стабильно высокую самооценку, даже можно сказать, что повышенную. В отношениях между людьми в бизнесе это может быть и плюсом, и минусом.

Плюс заключается в том, что эгоистам проще продать себя. Они легче превозносят свои лучшие свойства и умения, и способны преодолеть серьезную конкуренцию за проект. Особенно важно это для сфер, которые связаны с кино, эстрадой, модельным бизнесом или шоу-бизнесом. Да и в корпорациях молодые дарования, умеющие себя подать, порой востребованы больше, чем скромные и интеллигентные специалисты, знающие свое дело. Но это только одна сторона медали.

Вторая сторона заключается в том, что по статистике самые успешные в бизнесе люди имеют слегка заниженную оценку своих достижений. Они всегда недовольны чем-то в себе, но недовольны по мелочам. Это стимулирует их бесконечно шлифовать свое мастерство и свои навыки. И даже если такой сотрудник делает какое-то дело в сотый раз, то сотый раз у него получается лучше, чем девяносто девятый. А в сто первый раз он сделает свой проект лучше, чем в сотый. Умные работодатели это знают, а что касается собственного бизнеса, там сам рынок быстро поставит зарвавшегося человека на место.

Принято думать, что успешные люди в нашей стране изначально вызывают недоброжелательное отношение со стороны окружающих. Особенно это, мол, касается успешных бизнесменов, топ-менеджеров и предпринимателей. Все это так и не совсем так. Люди, которые способны преодолеть собственный эгоизм и умеют вовремя сходить с пьедестала, находя теплое общение с окружающими, могут зарабатывать миллионы, и при этом у них практически не будет недоброжелателей. Вот почему преодоление собственного эгоизма - одна из важных задач, стоящий перед любым человеком, настроенным на успешную карьеру.

Как преодолеть эгоизм

Если вы знаете за собой такой грех, как эгоистичное поведение, наверняка вы задумывались над тем, как осуществить преодоление эгоизма в отношениях между людьми. Тут все зависит от того, насколько глубоко укоренился ваш эгоизм.

Если вы были единственным ребенком и пупом земли для родителей, преодолеть эгоизм будет довольно нелегко. Для начала вам надо глубоко через сердце пропустить мысль, что люди вокруг вас не менее умны, значимы, красивы, талантливы, чем вы сам.

Затем вам стоит учиться избавляться от эгоцентризма. Через эгоцентризм обязательно проходят все дети в своем развитии. Это очень важно для формирования личности человека. Пик детского эгоцентризма приходится на возраст пяти-шести лет. К школьному возрасту эгоцентризм преодолевается ребенком, а если этого не происходит, то в школе он может нахватать много «шишек» от одноклассников и учителей. Эгоцентризм - это нежелание и неумение вставать на место человека. Если вы замечаете эти черты в себе, вам помогут упражнения, в которых вы представляете себя на месте какого-то человека, и думаете, как бы вы повели себя в его ситуации. Без менторства и хвастовства вам надо попытаться вжиться в шкуру своего оппонента или коллеги, друга или знакомого, да и просто сообщника по блогу, чтобы понять его ход мыслей, его предполагаемые шаги действия.

Преодоление эгоизма может быть успешным, если вы научитесь слушать других людей. Просто слушать - недостаточно, важно уметь разговорить собеседника, чтобы он раскрылся перед вами. Для этого нужно освоить технику активного слушания. Вы сознательно контролируете свое внимание, чтобы вслушаться не только в повествование, но и в интонации, проанализировать паузы и запинки, скороговорки и оговорки. Все это - мелкие штрихи, которые способны передать комплексно описываемую ситуацию и отношение собеседника к ней. А между прочим, техниками активного слушания от природы владеют немногие. Так что, скорее всего, вам потребуются усилия, чтобы ее освоить. Зато результат будет первоклассным: вы заметите, как мир, который делился на два типа - почитателей и завистников - вдруг расширяется и дает вам море возможностей. Завистников вы сможете переводить в разряд приятелей и сообщников по проектам, а с почитателями сможете найти такие темы для беседы, в которых все может перевернуться с ног на голову. Может, вы найдете в них нечто, чем и сами сможете искренне восхищаться.

И, наконец, стоит сказать о преодолении «наведенного» эгоизма. Так называются черты личности, навязанные СМИ. Чтобы избавиться от них, можно просто на время выбросить все журналы и отключить телевизор. А можно попытаться построить дистанцию между собой и образами на обложке, не пытаясь подражать знаменитостям.

Может ли человек, живущий для себя одного, быть счастливым? Способен ли себялюбец обрести гармонию, почувствовать радость мира? Именно эти вопросы возникают при чтении текста А. Г. Алексина.

Раскрывая проблему эгоизма, автор знакомит нас с судьбой «неисправимого холостяка», как называли его окружающие. Этот герой «жил и дышал исключительно ради любви к себе». Он вёл здоровый образ жизни: после зарядки ездил на велосипеде, исключил из рациона соль, сахар, приправы, продукты, содержащие холестерин.

Но внезапно у него произошёл микроинфаркт, и понадобилась помощь близких. Вдруг эгоист вспомнил, что у него есть дочь, и подсчитал, что «единственному ребёнку» уже 32 года. Но дочь не проявила милосердия, как и все другие, к которым он «устремился в тот день за спасением». Холостяк с трудом нашёл могилу матери, чтобы попросить у неё прощения. Там его и обнаружили на коленях и с застывшим словом на губах. Он умер с поздним раскаянием, с осознанием своей вины перед людьми, которым он не сделал никакого добра.

Поведав эту печальную историю, писатель подводит нас к мысли о том, что человек, живущий только для себя, не может быть счастливым, так как обречён на мучительное одиночество.

Позиция автора мне близка. Несомненно, эгоист не может быть счастлив, так как наступит момент, когда он будет нуждаться в помощи, но ему никто не поможет, потому что и сам он никому никогда не помогал, живя для себя одного.

Классический пример эгоиста мы можем найти в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль». В легенде о Ларре сын орла и женщины считает себя выше и лучше соплеменников, не уважает старейшин. А однажды на глазах у всех он убивает девушку, дочь старейшины, только за то, что она не захотела пойти с ним. Племя наказало убийцу изгнанием и обрекло его на вечное одиночество. Настал миг, когда гордый Ларра почувствовал невыносимость одиночества и пришёл к людям, чтобы они решили его судьбу, но племя не приняло его. По легенде Ларра превратился в тень и блуждает по степи, не зная покоя.

Проблему эгоизма можно раскрыть и на примере героя романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников убивает старуху – процентщицу, чтобы проверить, к какой группе людей, по своей же теории, он относится: к «тварям дрожащим» или к «право имеющим» проливать кровь ради благих целей. Нарушив заповедь «не убий», он «словно ножницами» отрезал себя от людского сообщества, не смог общаться даже с матерью и сестрой. Только Соня смогла спасти его от невыносимого одиночества и указать путь спасения.

Мы пришли к выводу о том, что эгоист не может быть счастлив, его непременно ждёт моральная расплата за то, что он жил только для себя и не делал людям добра.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Проблема духовности, духовного человека – одна из вечных проблем русской и мировой литературы

Ива́нАлексе́евичБу́нин (1870 -- 1953) - русский писатель и поэт, первый лауреат Нобелевской премии по литературе

В рассказе «Господин из Сан-Франциско» Бунин критикует буржуазную действительность. Этот рассказ символичен уже своим названием. Эта символичность воплощается в образе главного героя, представляющего собой собирательный образ американского буржуа, человека без имени, называемого автором просто господином из Сан-Франциско. Отсутствие имени у героя – символ его внутренней бездуховности, опустошенности. Возникает мысль, что герой не живет в полном смысле этого слова, а лишь физиологически существует. Он понимает только материальную сторону жизни. Эта мысль подчеркивается символичной композицией этого рассказа, его симметрией. Пока «он был довольно щедр в пути и потому вполне верил в заботливость всех тех, что кормили и поили его, с утра до вечера служили ему, предупреждая его малейшее желание, охраняли его чистоту и покой …».

А после внезапной «смерти тело мертвого старика из Сан-Франциско возвращалось домой, в могилу, на берега Нового Света. Испытав много унижений, много человеческого невнимания с неделю пространствовав из одного портового сарая в другой оно снова попало наконец на тот же самый знаменитый корабль, на котором так еще недавно, с таким почетом везли его в Старый Свет.» Корабль «Атлантида» плывет в обратном направлении, только везя богача уже в ящике из под содовой, «но теперь уже скрывая его от живых – глубоко спустили в черный трюм». А на корабле все та же роскошь, благополучие, балы, музыка, фальшивая пара, играющая в любовь.

Оказывается, все накопленное им не имеет никакого значения перед тем вечным законом, которому подчинены все без исключения. Очевидно, что смысл жизни не в приобретении богатств, а в чем-то, не поддающемся денежной оценке, -житейской мудрости, доброте, духовности.

Духовность не равна образованности и интеллигентности и не зависит от неё.

Алекса́ндрИса́евич (Исаакиевич) Солжени́цын (1918-- 2008) - советский и российский писатель, драматург, публицист, поэт, общественный и политический деятель, живший и работавший в СССР, Швейцарии, США и России. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1970). Диссидент, в течение нескольких десятилетий (1960-е - 1980-е годы) активно выступавший против коммунистических идей, политического строя СССР и политики его властей.

Это хорошо показал А.Солженицын в рассказе «Матрёнин двор». Нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием - и дружно осуждали ее за это. Матрена, кроме своей доброты и совести, не накопила других богатств. Она привыкла жить по законам человечности, уважения и честности. И лишь смерть раскрыла перед людьми величественный и трагический образ Матрены. Рассказчик преклоняет голову перед человеком большой бескорыстной души, но абсолютно безответным, беззащитным. С уходом Матрены уходит из жизни что-то ценное и важное…

Безусловно, ростки духовности заложены в каждом человеке. А её развитие зависит и от воспитания, и от обстоятельств, в которых живёт человек, от окружающей его среды. Однако решающую роль играет самовоспитание, наша работа над собой. Наше умение вглядываться в себя, спрашивать свою совесть и не лукавить перед собой.

Михаи́лАфана́сьевичБулга́ков (1891--- 1940) -русский писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр.Написана в 1925 году, впервые опубликована в 1968 году. Впервые повесть была опубликована в СССР в 1987 году

Проблема бездуховности в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»

Михаил Афанасьевич показывает в повести, что человечество оказывается бессильным в борьбе с бездуховностью, зарождающейся в людях. В центре его - невероятный случай превращения собаки в человека. Фантастический сюжет основан на изображении эксперимента гениального ученого-медика Преображенского. Пересадив собаке семенные железы и гипофиз мозга вора и пьяницы Клима Чугункина, Преображенский, ко всеобщему изумлению, получает из собаки человека.

Бездомный Шарик превращается в Полиграфа ПолиграфовичаШарикова. Однако у него остаются собачьи повадки и дурные привычки Клима Чугункина. Профессор же вместе с доктором Борменталем пытается воспитать его, но все усилия оказываются напрасными. Поэтому профессор вновь возвращает собаку в исходное состояние. Фантастический случай завершается идиллически: Преображенский занимается своим прямым делом, а присмиревший пес лежит на ковре и предается сладостным размышлениям.

Жизнеописание Шарикова Булгаков расширяет до уровня социального обобщения. Писатель дает картину современной действительности, выявляя ее несовершенное устройство. Это история не только превращений Шарикова, но, прежде всего, - история общества, развивающегося по абсурдным, иррациональным законам. Если фантастический план повести сюжетно завершен, то нравственно-философский остается открытым: шариковы продолжают плодиться, размножаться и утверждаться в жизни, а значит, «чудовищная история» общества продолжается. Именно такие люди не знают ни жалости, ни скорби, ни сочувствия. Они некультурны и глупы. У них собачьи сердца с рождения, хотя не все собаки имеют одинаковые сердца.
Внешне шариковы ничем не отличаются от людей, но они всегда среди нас. Их нелюдская сущность только и ждет, чтобы проявиться. И тогда судья в интересах карьеры и выполнения плана по раскрытию преступлений осуждает невиновного, врач отворачивается от больного, мать бросает свое дитя, разномастные чиновники, у которых взятки стали уже в порядке вещей, сбрасывают маску и показывают свою истинную сущность. Все самое высокое и святое превращается в свою противоположность, потому что в этих людях проснулся нелюдь. Приходя к власти, они стараются расчеловечить всех вокруг, потому что нелюдями легче управлять, у них все человеческие чувства заменяет инстинкт самосохранения.
В нашей стране, после революции, были созданы все условия для появления огромного количества шариковых с собачьими сердцами. Тоталитарная система этому очень способствует. Наверное, из-за того, что эти монстры проникли во все области жизни, Россия и сейчас переживает тяжелые времена

Повесть Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»

О бездуховности, равнодушии и жестокости людей рассказывает нам Борис Васильев в повести «Не стреляйте в белых лебедей». Туристы сожгли огромный муравейник, чтобы не испытывать от него неудобства, «смотрели, как тает на глазах гигантское сооружение, терпеливый труд миллионов крохотных существ». С восхищением смотрели на фейерверк и восклицали: «Салют победы! Человек- царь природы».

Зимний вечер. Шоссе. Комфортабельный авто­мобиль. В нём тепло, уютно, звучит музыка, из­редка прерываемая голосом диктора. Две счастли­вые интеллигентные пары едут в театр - впереди встреча с прекрасным. Не спугнуть бы это чудесное мгновение жизни! И вдруг свет фар выхватывает в темноте, прямо на дороге фигуру женщины "с ре­бёнком, завёрнутым в одеяло". "Ненормальная!" - раздаётся крик водителя. И всё - темнота! Нет былого ощущения счастья от того, что рядом сидит любимый человек, что совсем скоро ты окажешь­ся в мягком кресле партера и будешь заворожённо смотреть спектакль.

Казалось бы, банальная ситуация: отказались подвезти женщину с ребёнком. Куда? Зачем? Да и места в автомобиле нет. Однако вечер безнадёж­но испорчен. Ситуация "дежавю", как будто это уже было, - проносится мысль у героини расска­за А.Масс. Конечно, было - и не раз. Равнодушие к чужой беде, отстранённость, обособленность от всех и вся - явления не столь уж редкие в нашем обществе. Именно эту проблему в одном из своих рассказов цикла «Вахтанговские дети» поднимает писательница Анна Масс. В данной ситуации она - очевидец произошедшего на дороге. Ведь та женщи­на нуждалась в помощи, иначе не бросилась бы под колёса автомобиля. Скорее всего, у неё больной ребё­нок, его надо было довезти до ближайшей больницы. Но собственные интересы оказались выше проявле­ния милосердия. И как гадко ощущать своё бесси­лие в подобной ситуации, остаётся только предста­вить себя на месте этой женщины, когда "мимо про­носятся довольные собой люди в комфортабельных машинах". Муки совести, думаю, ещё долго будут терзать душу героини этого рассказа: "Я молчала и ненавидела себя за это молчание".

"Довольные собой люди", привыкшие к комфор­ту, люди с мелкособственническими интересами - те же герои Чехова, "люди в футлярах". Это и док­тор Старцев в «Ионыче»,и учитель Беликов в «Че­ловеке в футляре».Вспомним, как едет "на тройке с бубенчиками пухлый, красный" Дмитрий Ионыч Старцев, и кучер его Пантелеймон, "тоже пухлый и красный", кричит: "Прррава держи!" "Прррава держи" - это ведь и есть отстранённость от бед и проблем человеческих. На их благополучной доро­ге жизни не должно быть никаких помех. А в беликовском "как бы чего не вышло" мы так и слышим резкий возглас Людмилы Михайловны, персонажа того же рассказа А.Масс: "А вдруг этот ребёнок за­разный? У нас тоже, между прочим, дети!" Духов­ное оскудение этих героев очевидно. И никакие они не интеллигенты, а попросту - мещане, обывате­ли, возомнившие себя "хозяевами жизни".

Выстраиванию полноценных отношений между любящими друг друга мужчиной и женщиной часто мешает эгоизм одного из влюбленных. Эгоизм, как правило, проявляется как сосредоточение на собственных интересах, собственной выгоде в ущерб интересам ближнего. Обычно таким недостатком страдают люди, которые был в детстве единственными детьми в семье, которые постоянно находились в центре внимания, а все вокруг было ориентировано на удовлетворение их потребностей.

Основная проблема в том, что единственные дети в семье, как правило, склонны создавать пары с девушками (или молодыми людьми), у которых есть братья или сестры, то есть которые заведомо подобными проблемами не страдают. В этом случае отношения в паре бывает более или менее гармоничными: выходец из семьи с несколькими детьми проявляет заботу о своем спутнике, так как для него привычно проявлять заботу. Но, когда человек не получает ничего взамен, когда он вынужден во всем уступать и в случае необходимости уходить по привычке на второй план, рано или поздно он задумывается о том, что нужно что-то менять.

Еще сложнее ситуация, когда и девушка, и молодой человек являются единственными детьми у своих родителей, каждый из них привык быть на первом плане. В таком случае неизбежна постоянная (зримая или скрытая) борьба за первенство. Однако если вовремя распознать проблему, то в интересах сохранения отношений важно искать пути преодоления сложившейся ситуации.

Эгоизм – понятие вездесущее, он может выражаться в абсолютно любых проявлениях, как в духовных отношениях, так и в быту. Конечно, на бытовых примерах проиллюстрировать проявления эгоизма намного легче. Например, такая простая вещь в современном мире как мобильный телефон может стать хорошей иллюстрацией гармоничности взаимоотношений. Часто бывает так, что мобильный телефон в определенный момент «переходит по наследству» от мужа к жене (или наоборот), от девушки к молодому человеку. Вспомните, кто из вас был обладателем новенького телефона, впоследствии передал его «из рук в руки», а себе приобрел новый? То есть получается, что человек, постоянно получающий подержанный телефон от своей жены (девушки) оказывается на втором плане. Этот пример очень примитивный и не очень показательный, но тем не менее, он позволяет определить «центр» пары.

Если вы чувствуете, что ваша половинка не в полной мере соответствует вашим представлениям о гармоничных отношениях, если вы считаете, что виной этому эгоизм, то необходимо выработать четкую, но постепенную программу изживания этого недостатка. Если напрямую заявлять возлюбленному о его недостатках, обижаться на проявления эгоистической натуры, то вряд ли это будет способствовать решению проблемы. Вашей задачей в данном случае будет постепенное внушение любимому человеку понятия «мы», которое отнюдь не складывается из суммы двух «я», а представляет нечто большее. Частота произнесения человеком местоимения «я» является ключевым индикатором степени его эгоизма. В гармоничных парах, отношения в которых идеальны или близки к идеальным, практически во всех случаях «мы» побеждает «я». Этого добиться легче, когда пара создает семью, когда появляются дети, но и без детей прийти к этому вполне реально. Более того, приход к «мы» - это закономерный этап развития отношений.

В любом случае, эгоизм – проблема, требующая совместного решения. Это неудивительно, ведь это свойство личности становится явным только когда есть отношения, то есть само по себе оно не проявляется. Поэтому если вы полюбили человека, а позднее заметили в нем это качество, то ваша любовь должна быть в силах нивелировать его, а вы должны быть внутренне готовы к некоторым сложностям психологического плана.

Всем известно, что взаимоотношения между людьми очень сложны. Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов. Эта тема интересует многих философов и психологов, в том числе и Елена Сикирич, которая поднимает данную тему.

В чем заключаются взаимоотношения между людьми? Эту важную проблему в своем тексте поднимает Елена Сикирич.

Затронутая Еленой Сикирич проблема будет актуальна всегда, так как мы каждый день контактируем друг с другом, с другими людьми. И если будет существовать то, что нас объединяет с определенным человеком, то такие отношения будут развиваться дальше, если такого нет, они зайдут в тупик. Для взаимоотношений нужны двое, и каждый шаг одного, должен вызывать отклик второго.

Если же людей связывают любые другие краткосрочные вещи, которые сегодня есть, а завтра нет, то с первыми же проблемами в этой сфере под угрозу встанут и ваши взаимоотношения.

Данная проблема волновала и некоторых русских писателей, в частности И. А. Бунина. В его рассказе “Господин из Сан-Франциско” поднимается проблема взаимоотношений между людьми скрепленных ложными ценностями. Своим творческий мастерством Бунин показывает, что будет если взаимоотношения между людьми основываются на краткосрочных вещах, в данном случае деньгах. Для господина всю его жизнь было важно только богатство и его положение в обществе. Он платил, его обслуживали. На этом его взаимоотношения с людьми заканчиваются. Как только господин умирает, он становится никому не нужен, так как теперь заплатить людям он не может. Никто не хочет с ним возиться и имени его не запомнили после смерти. Домой он возвращается в ящике из-под содовой.

Вторым аргументом может послужить массовое объединение всех наций СССР против немецких оккупантов во время Великой Отечественной войны. Людей объединяла общая цель – защита своей родины. Именно это единство способствовало победе нашего народа над превосходящей по силе фашистской Германией.

К сожалению, в современном мире взаимоотношения между людьми держатся именно на краткосрочных вещах, которые сегодня есть, а завтра их нет. Для крепких взаимоотношений нужна крепкая опора.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -