Контраст в композиции бал после бала. Контраст как основа композиции рассказа Л. Н. Толстого «После бала

Урок закрепления знаний.

Тема: «После бала». Художественное своеобразие рассказа. Контраст как основной художественный приём рассказа

Цели урока:

Образовательные:

1. Показать особенности композиции рассказа «После бала».

2. Познакомить с контрастом как основным художественным приёмом рассказа.

3. Научить видеть и понимать позицию автора.

4. Осознать пройденный материал и оценить себя.

Развивающие:

1.Развивать познавательный интерес к художественному слову.

2.Развивать воображение, ассоциативное и логическое мышление.

3.Развивать креативное мышление, способствовать творческой самореализации учеников.

Воспитательные:

1.Воспитывать умение внимательно слушать и слышать.

2.Привлечь внимание учеников к проблеме духовности.

2.Воспитывать нравственные качества личности: милосердие, уважение к человеку, доброту.

Приемы работы: тестирование, аналитическая беседа, выразительное чтение, элементы диспута, пересказ, анализ литературного произведения. Дифференцированная работа с учениками.

Материалы к уроку:

1. Тест.

2.Рабочие карты

3. Оценочные листы.

4. Цветные карточки для ответов.

5. Тексты произведения.

6..Мультимедийная техника.

Ход урока.

1.Вступление. Рефлексия настроения.

Слова учителя: Музыка:

Поздний вечер. Комната погружена в полумрак. В доме глубокая тишина, все вокруг спит, и только великий труженик Лев Николаевич Толстой не может оторваться от работы, которая сейчас составляет главное дело его жизни. Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступна всем людям. Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни. Невидимая свеча ярко освещает лицо писателя, свет серебрит его седины, и это создает ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности.

Что же там пишет Толстой? Какие истины хочет донести до нас?

На прошлом уроке мы смотрели отрывки из фильма о Льве Толстом, говорили о его творчестве и биографии, начали читать рассказ «После бала». Сегодня мы работаем над композицией, структурой, художественными особенностями рассказа. Тема урока «После бала». Художественное своеобразие рассказа. Контраст как основной художественный приём рассказа

Чтобы погрузиться в атмосферу урока, вспомним основные вехи жизни Толстого, которые помогут нам в осмыслении рассказа.

У каждого из вас есть рабочая карта и оценочный лист. Сегодня на уроке вы оцениваете себя сами. Все свои ответы вы отмечаете в этом оценочном листе в определенных графах.

2.Актуализация опорных знаний.

Первое задание, как я уже сказала, актуализация знаний о писателе. Вы сегодня работаете весь урок в группах. У вас есть пара минут, чтоб подумать и написать в рабочих картах – какая важная информация о Л.Н. Толстом нам сегодня пригодится. Обсудите свой ответ, запишите необходимую информацию в рабочей карте.

Проверим. Какая группа желает ответить? Слушаем, добавляем. Не забываем отмечать свои ответы в оценочном листе.

(Предполагаемые ответы детей:

    Всю жизнь прожил в Ясной Поляне, покидал имение лишь на несколько лет, когда служил на Кавказе;

    всю свою жизнь шел по пути самопознания, анализировал свои поступки, пытался понять, почему люди поступают так, а не иначе;

    особое внимание уделял истории, с годами пришел к ее философскому осмыслению;

    его очень уважали крестьяне, бедняки всегда приходили к его дому, он всегда всем готов был помочь. Был очень близок к народу. Сам принимал участие в крестьянском труде (пахал землю, сажал сады);

    будучи на службе в армии считал, что солдат находится на равных условиях с офицером. Перед лицом смерти все равны;

    случай в рассказе основан на реальных событиях. Это произошло со старшим братом Сергеем Николаевичем Толстым.)

Группы на сегодня готовили разный материал и сегодня на уроке каждая группа будет представлять свои подготовленные ответы. Кроме того, во время урока группы будут работать не только дифференцированно, получая разные задания, но и все вместе – в так называемом сотворчестве, когда дело будет касаться глубокого анализа текста.

Эти группы я назвала:

    историки,

    писатели-творцы,

    литературоведы,

    философы.

Группа историков нам подготовила материал о личных впечатлениях Толстого о службе в армии.

1 ученик рассказывает об участии Л.Н. Толстого в Крымской войне (после ответа ученика дополнительный вопрос учителя:

    Какое отношение к простому солдату могло сложиться у молодого офицера, если этот солдат рядом с ним героически защищал окруженный город?)

2 ученик подготовил сообщение на тему «Лев Толстой – борец за справедливость». (после ответа ученика дополнительный вопрос учителя:

    Почему Лев Толстой не мог остаться в стороне от несправедливого отношения к простому солдату?)

В 19 веке солдат было словом почти бранным. Давайте послушаем небольшой отрывок из дневниковых публицистических сочинений писателя о том, как характеризовали солдата в 19 веке. Отрывок подготовлен группой литературоведов.

Ученик выразительно зачитывает отрывок из публицистических сочинений Л.Н. Толстого

(Сообщение ученика:

Солдат – бранное слово в устах нашего народа, солдат – существо, движимое одними телесными страданиями. Солдат – существо грубое, грубеющее еще более в сфере лишений, трудов и отсутствия оснований образования, знания образа правления, причин войны и всех чувств человека. Солдат имеет по закону только строго необходимое, а в действительности менее того, чтобы умереть человеку сильного сложения – от голода и холода слабые умирают. Наказание солдата за малейший проступок есть мучительная смерть, высшая награда – отличие, дающее ему право, присуще человеку, - быть не битым по произволу каждого. Вот кто защитник нашего отечества.

Дух угнетения до того распространен в нашем войске, что жестокость есть качество, которым хвастаются самые молоденькие офицеры. Засекают солдат, бьют всякую минуту, и солдат не уважает себя, ненавидит начальников, а офицер не уважает солдата.

В 1820-х годах семеновские офицеры, цвет тогдашней молодежи, решили не употреблять в своем полку телесного наказания, и, несмотря на тогдашние строгие требования фронтовой службы, полк и без употребления телесного наказания продолжал быть образцовым….

Так смотрели на телесное наказание образованные русские люди 75 лет тому назад. И вот 75 лет, и в наше время внуки этих людей заседают в качестве земских начальников в присутствиях и спокойно обсуждают вопросы о том, должно или не должно, и сколько ударов розгами должно дать такому-то или тому взрослому человеку, иногда деду.

Самые же передовые из этих внуков в комитетах и земских собраниях составляют заявления, адресы и прошения о том, чтобы в виду гигиенических и педагогических целей сечь не всех мужиков (людей крестьянского сословия), а только тех, которые не кончили курса в народных училищах….

…Но не тут еще главный вред этого безобразия. Главный вред – в душевном состоянии тех людей, которые устанавливают, разрешают, предписывают это беззаконие, тех, которые пользуются им как угрозой, и всех тех, которые живут в убеждении, что такое нарушение всякой справедливости и человечности необходимо для хорошей, правильной жизни. Какое страшное нравственное искалечение должно происходить в умах и сердцах таких людей, часто молодых, которые, я сам слыхал, с видом глубокомысленной практической мудрости говорят, что мужика нельзя не сечь и что для мужика это лучше.

Вот этих-то людей больше всего жалко за то озверение, в которое они впали и в котором коснеют… Стыдно! 1905 (Из публицистических сочинений Л.Н. Толстого).

Вопрос мой обращен к писателям-творцам. Только ли история, произошедшая с братом Л.Н. Толстого, о которой мы говорили на прошлом уроке, легла в основу рассказа «После бала»? (ответ ученика)

Проверка знания содержания текста.

Нам пора переходить к анализу рассказа. С помощью теста вспомним его содержание и восстановим тот материал о рассказе, который проходили на прошлом уроке. Перед вами вопросы теста, ответы подчеркиваем или обводим в кружок в рабочей карте.

ТЕСТ на знание текста

1. Жанр произведения:

А) очерк

Б) повесть

В) рассказ

2. Тема произведения:

а) повествование о любви Ивана Васильевича;

б) рассказ о полковнике;

в) показ николаевской России.

3. Раскрытию идеи произведения помогает:

А) антитеза

Б) гипербола

В) олицетворение

4. Почему полковник, внимательный и чуткий на балу, оказался жестоким и бессердечным после бала?

Б) на балу надел «маску» добропорядочности

В) полковник выполняет свои обязанности

5. Произведение заставляет задуматься о:

а) судьбе полковника;

б) личной ответственности человека за жизнь общества;

в) любви Ивана Васильевича.

Помимо моих тестовых вопросов группа писателей-творцов подготовила мини-игру на пару минут. Вопросы так же касаются содержания. Но ваша задача просто поднимать нужную карту. Если согласны с утверждением – красную, если не согласны – зеленую.

(Подготовленная тестовая игра:

1. Вся жизнь Ивана Васильевича переменилась от одной ночи.

2. Время действия рассказа «После бала» - последний день масленицы.

3. Полковник с дочерью танцевали весь вечер.

4. Отец Вареньки всегда делал всё по закону.

5. Пётр Владиславович отказался остаться на ужин, потому что очень устал.

6. Шпицрутены- это палки или прутья для битья, которыми били наказываемых.

7. Любовь Ивана Васильевича после увиденного наказания солдата все- таки не пошла на убыль.

8. Тип композиции произведения «После бала»- рассказ в рассказе.

9. Основная идея рассказа- идея личной ответственности человека за происходящее.

10. В основу композиции произведения положен прием контраста.

Работа с текстом.

- В тексте у нас был вопрос о жанре. Давайте поговорим об этом немного подробнее. Литературоведы, вам слово. Попробуйте доказать, что жанр произведения – рассказ.

(Предполагаемый ответ учеников:

Перед нами рассказ и мы нашли следующие признаки этого жанра:

    прозаическое произведение;

    небольшое по объему;

    повествуется о двух событиях в жизни героя;

    небольшое количество действующих лиц).

Писатели-творцы, назовите всех действующих лиц (Варенька, полковник, Иван Васильевич, наказуемый)

Литературоведы, что интересного вы заметили в композиции рассказа?

    Рассказ в рассказе

    Писатель в объеме такого небольшого произведения смог показать одну из ужасных сторон жизни эпохи Николая I

Да, действительно! Толстой рисует нам эпоху 40-х гг. 19 века. За использование шпицрутенов Николая I называли Николаем Палкиным. Историки, вам слово.

(Ребята рассказывают о том, что такое экзекуция и о наказании солдат.

В годы правления императора Николая I в российской армии была жесточайшая палочная дисциплина. Экзекуция – так называлось страшное наказание, распространенное в первой половине девятнадцатого века в армии во времена царствования Николая I .

Солдата прогоняли сквозь строй и били прутьями или палками. «Недели не

проходило, чтобы не забивали насмерть человека или двух из полка. Нынче уже и не

знают, что такое палки, а тогда это словечко со рта не сходило. Палки, палки!.. У нас

и солдаты Николая Палкиным прозвали. Николай Павлыч, а они говорят Николай

Палкин. Так и пошло ему прозвище», - вспоминает старый 95-летний солдат, герой

статьи Толстого « Николай Палкин» ) .

Незнакомые слова: экзекуция и шпицрутены - запишем в словари в ваших рабочих картах.

Экзекуция – телесное наказание.

Шпицрутены (нем. от Spitze кончик, и Ruthe прут). Длинные гибкие прутья из лозы, которыми наносились удары по наказуемому, прогоняемому сквозь строй (в Российском государстве 1701- 1863 гг.).

    Философы, как вы считаете, почему Толстой обращается к 40-м годам, хотя сам рассказ был написан в 1903 году. Попробуйте ответить на вопрос.

(Толстой обращается к событиям 75-летней давности, чтоб показать, что за это время почти ничего не изменилось: в армии царит вопиющий произвол и жестокость, на каждом шагу нарушаются справедливость и человечность. Более всего Толстого волновало то, что образованные люди считали, что это необходимо для «хорошей и правильной» жизни).

Что необычного в построении рассказа? (рассказ построен на контрасте 2-х событий из жизни героя)

Чтение и анализ текста.

Что такое контраст? (противопоставление)

На прошлом уроке мы с вами говорили о плане построения рассказа. Какие событияя построены на контрасте? (бал и сцена наказания)

Первая сцена бала. Посмотрите на экран. Отец и дочь танцуют. Что мы видим? Шелест платьев, яркие краски…Чтобы лучше понять атмосферу, царившую на балу, прочитаем выразительно:

(1 ученик читает сцену бала)

Для того, чтоб показать контраст, сразу же послушаем сцену наказания солдата. Обратите внимание на экран. В каких красках предстает перед нами картина наказания солдата. Слушаем. (2 ученик читает сцену наказания)

Для того, чтоб показать контраст, нам необходимо сделать достаточно глубокий анализ текста: а именно, сцен бала и после бала. В рабочей карте у вас таблица. Сейчас все группы работают над одним заданием. Так называемое сотворчество. Все мы в роли исследователей.

- При заполнении таблиц можно использовать не только слова, но и выражения, помогающие наиболее полно выявить сущность происходящего. Помогут нам в этой работе не только текст рассказа, но и иллюстрации.

Дети работают (5 мин).

(Примерное предполагаемое заполнение таблицы:

Что-то черное, страшное приближалось ко мне; что-то пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека.

Внешность главного героя эпизода (Варенька/Солдат)

Сияющие, ласковые, милые глаза, зарумянившееся с ямочками лицо, радостная улыбка; смеялась, танцевала; восхищались, любовались.

Спотыкающийся, корчившийся человек; наказываемый поворачивал сморщенное от страдания лицо; он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте»

Звуки, характер музыки

Бал был чудесный; музыканты знаменитые; мазурка, кадриль, вальс.

Доносилась какая-то другая, жесткая, нехорошая музыка, бой барабанов.

Психологическое состояние рассказчика

1)Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла, способное на одно добро;

2)Я не только любовался, но с восторженным умилением смотрел на них;

3)Я обнимал в то время весь мир своей любовью; я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство(к отцу ее);

4)Бесконечно счастлив.

На сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища; Но только стал засыпать, услыхал и увидел опять все и вскочил.

Описание полковника

Высокий, статный, красивый, свежий, лицо румяное, с подвитыми усами, радостная улыбка, выпячивающаяся грудь, любящий, внимательный отец.

Статная фигура двигалась рядом с наказываемым; Самоуверенный, гневный голос полковника, кричащего: «Будешь мазать? Будешь?»; Безжалостный, жестокий полковник, уверенный в своей правоте

- Нам необходимо сделать еще один небольшой анализ текста. У каждой группы сейчас свое задание, на выполнение которого вам дается 4-5 минуток. Все задания в рабочих картах. Литературоведы , вам нужно найти изобразительно-выразительные средства, использованные автором произведения, и показать цель их применения.

(предполагаемый ответ детей:

Толстой использует синтаксические средства: повтор и параллельное строение фразы. Бездушие, длительность и ужас совершающегося он передает повторением одних и тех же слов: « ,все так же падали с двух сторон удары на спотыкающегося, корчившегося человека, и все так же били барабаны и свистела флейта, и все так же твердым шагом двигалась высокая статная фигура полковника рядом с наказываемым

Этот прием есть и в первой части: он передает ощущение бесконечности счастья: «я вальсировал еще и еще», «еще раз выбрал ее, и мы в сотый раз прошли вдоль залы». Слово «еще» усиливается французским «encore».

Огромное количество эпитетов:

Грациозная, ласковые, милые, сияющее, зарумянившееся, красивый, высокий, статный, свежий, ласковый, радостный, блестящий.

Жестокая, нехорошая музыка, неприятная, страшное, сморщенное страданиями, корчившийся, твердый шаг, испуганный, грозно, злобно, гневный)

Писатели-творцы , покажите контраст в портретной характеристике героев – полковник и солдат.

(предполагаемый ответ детей:

Портретная характеристика героев.

Высокий военный в шинели и фуражке

Оголённый по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат. Спина его – что-то пёстрое, мокрое…

Румяное лицо и белые усы с бакенбардами

Сморщенное от страдания лицо

Шёл твёрдой, подпрыгивающей походкой

Дёргаясь всем телом, шлёпая ногами по талому снегу… толкали…

Твёрдым шагом двигалась высокая, статная фигура

Идёт, спотыкаясь и корчась от боли

Историки , если б вам пришлось рисовать иллюстрации к рассказу, то какие бы вы использовали цвета, краски, изображая сцены бала и после бала.

Философы, как бы вы прокомментировали цитату ?

«Я отрекся от жизни нашего круга, признав, что это не есть жизнь, а только подобие жизни, что условия избытка, в которых мы живём, лишают нас возможности понимать жизнь, и что для того, чтобы понять жизнь, я должен понять жизнь не исключений, не нас, а жизнь простого народа» Л.Н.Толстой.

Беседа.

Позиционная дискуссия: «Образы полковника и рассказчика».

Итак, мы подошли к моменту, когда нужно сделать выводы из всех наших наблюдений.

Что помог передать контраст?

    Показывает противопоставление событий. Светлые радостные краски бала 1 части, беззаботное веселье молодых людей резко оттеняет мрачную картину 2 части.

    Контрастное изображение настроения помогло передать перелом в душе рассказчика.

Какие выводы можно сделать из этих наблюдений?

Эпизод бала и события после бала противопоставлены друг другу. Контрастное изображение героев, обстоятельств, событий – это важный прием для постижения идеи рассказа.

Эти эпизоды органически связаны друг с другом. Контраст помог показать перелом в душе героя. Срывается маска с внешне благополучной, нарядной действительности.

Чем более праздничным, роскошным представлял герой себе мир вначале, тем неожиданнее, трагичнее, горше оказалось его прозрение.

Теперь более внимательно посмотрим на рассказчика, от чьего лица ведется повествование. Что это за человек, какие проблемы волнуют его, о чем он думает? Почему автор «доверяет» рассказ о событии именно Ивану Васильевичу?

Человек думающий, размышляющий о жизни. Героя волнуют нравственные и общественные проблемы. Человек не равнодушный, с совестью. Отношение автора к рассказчику выражено прямой оценкой одного из слушателей: « Ну, это мы знаем, как вы никуда не годитесь…Сколько бы людей никуда не годилось, кабы вас не было».

Почему Иван Васильевич не вмешался в происходящее?

Он не может представить, чтобы дурное, злое, отвратительное дело вершилось с такой легкостью и уверенностью без серьезного основания: «…они знали что-то такое, чего я не знал».

О чем случай с солдатом заставил задуматься Ивана Васильевича? О чем он «старался узнать» ?

Герою важно знать, каковы моральные принципы общества, критерии оценки добра и зла, на чем держится армия, офицером которой он мечтал быть.

Общественная мораль, основанная на жестокости и насилии, противоречит нравственным представлениям Ивана Васильевича.

Как изменилась жизнь Ивана Васильевича после случая с татарином?

Он отказался от карьеры военного. Герой выбирает путь « неучастия во лжи», в жестокости. Это путь нравственного самосовершенствования, внутреннего противостояния общественному злу. И любовь героя пошла на убыль.

Какой можно сделать вывод о герое?

Герой, отказавшись от военной карьеры, прожил жизнь в согласии со своей совестью, наставляя ближних на путь добра. Не личное счастье, любовь, а поиск истины и добра – смысл его жизни.

Многие критики основу конфликта этого рассказа видят в изображении двоедушия полковника. По их мнению, полковник на балу (в полутьме залы) изображён в маске, а после бала (утро) в истинном свете. Как вы думаете, так ли это? Здесь можно поспорить:

Полковник убежден, что делать надо «всё по закону». Он такой, каким его изобразил рассказчик: искренен в отношении с дочерью, с людьми определенного круга любезен. Может быть, где-то в глубине души у него при исполнении долга есть чувство жалости к несчастному, униженному человеку. А может, как старый воинский служака, он привык к таким истязаниям, поэтому не понимает, зачем, но знает, что это так надо: «Всё по закону».

Мы знаем по тексту, как он, вероятно, стыдясь, делает вид, что не узнает Ивана Васильевича. Но это не снимает с него вины, а лишь в какой-то мере объясняет мотивы его поступков.

Сопоставление редакций рассказа

Мы с вами говорили о том, что концовка рассказа была изменена. Послушайте черновой и окончательный вариант.

    Почему Толстой изменил концовку рассказа?

А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видите, не годился»

Подведение итогов урока.

Мы с вами совершили путешествие в 19 век. Погрузились в язык Л.Н.Толстого. Понаблюдали, как мастерски использовал автор контраст как художественный приём в создании ярких портретов, в образной характеристике действий и передаче тончайших душевных переживаний героев. Позже, в более старших классах вы познакомитесь с другими великими произведениями Толстого и увидите, что идеи гуманизма, человечности, совести, справедливости проходят красной нитью через все его творчество.

Группы, задайте друг другу вопросы по уроку.

(предполагаемые вопросы:

- Какой приём положен в основу рассказа ? (контраст)

- Что контраст помог нам увидеть в тексте? (картины добра и зла в реальном мире)

-О чём заставляет задуматься этот рассказ? Что хотел донести да нас Л. Толстой этим рассказом ?

(Рассказ заставляет нас задуматься об ответственности человека за жизнь в обществе. Человек ответственен за всё происходящее в мире. Надо любить друг друга, понимать, творить добро)).

В рабочих картах указано домашнее задание. Посмотрим. Обсудим его. Задание вы выберете себе сами.

    Представьте, что Иван Васильевич решил написать письмо Вареньке. Напишите письмо от 1-го лица.

    Покажите рассказ «После бала» при помощи цвета.

    Представьте, что вы депутаты и продвигаете в Думу новый проект: свод нравственных законов. Напишите 3-4 закона, желательно созвучные уроку.

    Записать эпитеты к словам

С П

О О

Л Л

Д К

А О

Т В

Например, С – слабый, страдающий О – обиженный

5) Составьте письмо солдата из далекого прошлого (или письмо солдату)

Сделаем вывод:

В рассказе Толстого показаны не только добрые и жестокие начала человека, но и социальная несправедливость, царящая вокруг. Писатель поднимает проблему ответственности человека за все происходящее в его жизни.

Оценим себя:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я приобрёл…

Я научился…

У меня получилось…

Я попробую…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Антитеза - это сопоставление противоположных образов; а в более широком смысле - любое сопоставление противоположных понятий, ситуаций или любых других элементов в литературном произведении. На таком художественном приеме построены пословицы, широко используется он и в мировой литературе, например противопоставление Дон Кихота и Санчо Пансы в романе «Дон Кихот» М. Сервантеса. К такому же приему прибег и Л. Н. Толстой в одном из своих поздних рассказов - «После бала».

Герой, от чьего имени ведется повествование, - человек, в судьбе которого случай сыграл решающую роль. До переломного события, случившегося в годы его юности, Иван Васильевич был студентом провинциального университета и мечтал поступить на военную службу. Был он «очень веселый и бойкий малый, да еще и богатый», поэтому «главное удовольствие... составляли вечера и балы». Воображение Ивана Васильевича пленила прелестная Варенька Б., «высокая, стройная, грациозная и величественная», имела она царственный вид, «который отпугивал бы от нее, если бы не ласковая, всегда веселая улыбка у рта, и прелестных, блестящих глаз».

На балу у губернского предводителя он весь вечер танцевал с Варенькой и «без вина был пьян любовью». Он видел только ее «высокую стройную фигуру в белом платье с розовым поясом», видел только «ее сияющее, зарумянившееся, с ямочками лицо и ласковые, милые глаза». Любовь к Вареньке «освободила всю скрытую» в душе молодого человека «способность любви».

Но судьбе было угодно, чтобы вся его жизнь «переменилась» после одной ночи, или, скорее, утра, наступившего следом, когда он стал свидетелем сцены чудовищного, бесчеловечного наказания беглого татарина.

Рассказ, большая часть которого посвящена изображению блистательного бала, не случайно называется «После бала». Чудовищное событие, сыгравшее решающую роль в судьбе Ивана Васильевича, произошло именно после него. Но для того чтобы полнее воплотить свою идею, Толстой построил рассказ как последовательное и контрастное изображение сцен мазурки и экзекуции со множеством противопоставляющих деталей. Без эпизода истязания солдата картина бала, с его грациозностью, красивыми и нарядными женщинами, восторженными чувствами и нежными бело-розовыми красками, потеряла бы всякий смысл. И сцена экзекуции не показалась бы студенту такой страшной, если бы ей не предшествовал бал. Чем более праздничным и блистательным представлял себе окружающий мир молодой человек вначале, тем неожиданнее, трагичнее оказалось его прозрение, показавшее мир с совершенно другой, жестокой и крайне неприглядной, стороны.

Во время бала молодой человек испытывал к полковнику, отцу Вареньки, особое «восторженно-нежное чувство». Он видел перед собой очень красивого, статного, высокого и свежего старика с румяным лицом и той же ласковой радостной улыбкой, как и у дочери. Когда же отец пригласил Вареньку на танец, все вокруг смотрели на них с восторженным умилением. Танцуя, полковник «бойко топнул одной ногой», «фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно... задвигалась вокруг залы»; «он ловко прошел два круга»; «нежно, мило обхватил дочь руками...». А сам рассказчик, «обнимая весь мир своей любовью», боялся только одного: «чтобы что-нибудь не испортило» этого счастья. И конечно, он и предположить не мог, что это «что-нибудь» окажется настолько страшным. Утром на площади он увидел отца любимой девушки в совершенно ином обличье: полковник «шел... подрагивающей походкой»; «втягивал в себя воздух, раздувая щеки, и медленно выпускал его через оттопыренную губу»; «сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку» на спину беглого татарина. Наказание, которым руководил отец любимой девушки, вызвало настоящий душевный кризис у героя.

В этих эпизодах перед нами словно два разных человека: один из них вызывает симпатию и добрую улыбку, другой - омерзение и брезгливость.. Еще ярче контраст между полковником, с его румяным лицом и белыми усами и бакенбардами, и наказываемым, который, «дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу... под сыпавшимися с обеих сторон на него ударами», двигался сквозь строй солдат. «Мне было до такой степени стыдно, - описывает герой нахлынувшие чувства, - что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке..., я опустил глаза... На сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска... казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища».

Иван Васильевич так и не смог узнать и понять, почему все это «делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым». «А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил...» Любовь героя к Вареньке с того дня пошла на убыль. Как ранее он невольно соединял Вареньку с отцом-полковником «в одном нежном, умиленном чувстве», так теперь, «когда она... с улыбкой на лице, задумывалась», Иван Васильевич «сейчас же вспоминал полковника на площади», и ему становилось неловко и неприятно. Он стал все реже и реже видеться с девушкой, пока любовь его к ней совершенно не остыла.

История, описанная в рассказе «После бала», не была только лишь вымыслом автора. Прототипом Вареньки Б. была Варвара Андреевна Корейш - дочь воинского начальника в Казани Андрея Петровича Корейша. Сергей Николаевич Толстой (брат Л. Н. Толстого) был влюблен в эту девушку, но его романтическое чувство угасло после того, как он, весело танцевавший с Варенькой на балу мазурку, на следующее утро увидел, как ее отец руководил экзекуцией. Случай этот стал тогда же известен Льву Николаевичу и произвел на него неизгладимое впечатление. Поэтому через пятьдесят с лишним лет он воспользовался им, чтобы с таким художественным мастерством показать, как самые радужные мечты молодого восторженного человека могут в один миг разбиться о жестокую реальность и совершенно изменить всю последующую жизнь.

1. Контрастность цветовой палитры.
2. Контрастные чувства и вещи.
3. Связующее звено контрастных отрывков.

В рассказе Л. Н. Толстого «После бала» контраст играет структурообразующую роль в создании произведения. Две стороны одной медали становятся отправной точкой для развития сюжетного действия. О контрасте в произведении писал критик К. Ломунов: «Как и многие другие произведения позднего Толстого, рассказ "После бала" строится по принципу художественного контраста: яркая, красочная картина веселого бала в дворянском собрании сменяется суровой сценой мучительного наказания беззащитного солдата, которого под сухой треск барабанов прогоняют по плацу сквозь строй».

С помощью контраста автор создает особую атмосферу, или ауру, рассказа. Случай, изменивший жизнь и судьбу главного героя, основан также на контрасте. Автор показывает оборотную сторону образа великолепного и изысканного полковника. Читатели смогли оценить его суть в полной мере. Ведь именно кардинальное изменение в этой фигуре вызвали такие необратимые последствия не только для студента, но и дочери самого полковника. Ядро произведения под названием «контраст» формирует вокруг себя концентрические круги, создавая тем самым художественное произведение.

Рассказ ведется от лица Ивана Васильевича, который начинает его с описания любимой. «Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках». Перед нами рисуется возвышенное существо, почти ангел, а не реальный земной человек. Зато вполне земными оказываются появляющиеся после бала губернского предводителя образы. «Солдаты в черных мундирах стояли двумя рядами друг против друга, держа ружья к ноге, и не двигались». В этих двух отрывках виден контраст даже на уровне цвета. Варенька - белая, воздушная. Солдаты - черные, с ружьями. Несколькими штрихами автор перечеркивает ощущение искренности и чистоты, создаваемое образом девушки. «После бала» действуют иные правила и законы. «Позади их стояли барабанщик и флейтщик и, не переставая, повторяли все ту же неприятную, визгливую мелодию». Но первые звуки, что слышит главный герой, все же иные.

В душе молодого человека «музыканты» играют другую мелодию - мелодию любви. Она настолько переполняла главного героя, что тот так и не смог заснуть. «В душе у меня все пело и изредка слышался мотив мазурки».После увиденного утром Ивана Васильевича переполняет другое чувство: «...на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища». Зрелище, открывшееся утром влюбленному юноше, было поистине чудовищным. Контрастный переход, используемый автором при создании произведения, добавляет эмоциональности и усиливает впечатление от прочитанного.

После увиденного в душе героя остался только ужас. В память о бале влюбленный молодой человек сохранил перышко из веера Вареньки. Он спрятал его в перчатку и чувствовал то неземное тепло, которое оно излучает. Однако после утреннего зрелища даже этот сентиментальный залог мира и благополучия оказался не в силах сохранить память о прекрасной возлюбленной.

Образ замшевой перчатки, принадлежавшей отцу Вареньки, также используется писателем при создании контраста. Впервые перчатка появляется, когда полковник собирается танцевать с дочерью. Он натягивает ее на правую руку со словами «надо все по закону». После этого, улыбнувшись и взяв руку дочери, идет танцевать. В сцене наказания замшевая перчатка появляется снова, но уже совершенно в ином контексте: «...он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина».

Рисуя портреты тех, кто присутствовал на балу, автор использует в основном «светлые», «приятные» образы: бархатный, брильянтовый, пухлый, белый, розовый, лайковый. Совершенно другие краски мы видим утром. «Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека». И эти картины отделяют друг от друга всего несколько часов. При этом цветовую палитру бальной ночи можно назвать чистой, сверкающей - не только внешне, но внутренне.

Контраст, который в рассказе Толстого служит главным композиционным приемом, проявляется и в образе Ивана Васильевича. Ведь именно он является связующим звеном двух противостоящих отрывков рассказа. Если бы не эта фигура, две части одного целого так и не смогли соединиться. Только вот подобное противопоставление, происходящее не только на наших глазах, но и в душе главного героя, оказывает трагическое влияние на его судьбу.

В своем рассказе Толстой использует контраст как самое верное средство воздействия. Кстати, поводом для создания этого произведения послужила реально произошедшая история. Ее события оказывают шоковое воздействие и на рассказчика, и на читателя. Используемый автором прием контрастности является своеобразным сильнодействующим средством, благодаря которому впечатление от прочитанного достигает той яркости и остроты, словно читатель своими глазами наблюдает все происходящее, являясь непосредственным очевидцем этой драматической истории.

    Л. Н. Толстой услышал от своего брата один интересный случай, как Сергей Николаевич весело танцевал на балу мазурку с дочерью воинского начальника - Варварой, а на другое утро увидел, как её отец распоряжался прогнанием сквозь строй бежавшего из казармы...

    В рассказе Л.Н.Толстого описываются события, происходившие в России во времена правления Николая Первого. То было суровое время правления царя, напуганного восстанием декабристов и усилившего реакцию общественной жизни. Композиционно рассказ состоит...

    Прототипом главного героя рассказа «После бала» был брат Л.Н. Толстого Сергей Николаевич. Лишь через 50 лет Лев Николаевич напишет этот рассказ. В нем он повествует о том, как может измениться жизнь человека всего лишь за одно утро. Первая часть рассказа...

    Читая рассказ Л. Н. Толстого «После бала», мы становимся свидетелями того, как события всего лишь одного утра способны полностью изменить судьбу человека. Повествование строится вокруг эпизода из жизни главного героя - Ивана Васильевича. Мы узнаем,...


В основу рассказа «После бала» (1903) положен действительный случай, происшедший с братом писателя. История, рассказанная Толстым, относится к сороковым годам XIX века, ко времени царствования Николая I, когда в русской армии применялись телесные наказания. Нередко провинившихся солдат приговаривали к нескольким тысячам палочных ударов и прогоняли сквозь строй по «зеленой улице», то есть между двумя рядами солдат, которые били наказуемого лозой (шпицрутеном).

Композиционно рассказ делится на две части.

В первой изображены события, происходившие на балу; во второй – после бала. По объему первая часть больше, однако, назвав произведение «После бала», Толстой подчеркнул, что главная роль отведена второй части. Иван Васильевич, от лица которого ведется повествование, говорит: «Вся моя жизнь переменилась от одной ночи или скорей – утра».

Оценку событий Толстой даёт устами героя.

Испытанное в юности оставило в душе Ивана Васильевича неизгладимое впечатление, поэтому рассказывает он «искренно и правдиво». Иван Васильевич был «сильно влюблён»; глубокое, радостное чувство, переполнявшее его сердце, определило эмоционально-приподнятый тон первой части рассказа. Говорит ли Иван Васильевич о любимой женщине, её отце, обстановке на балу, своих переживаниях – во всем чувствуется восторженно-влюбленное состояние.

Рисуя Вареньку Б., он употребляет определения, которые воспроизводят обаятельный образ, раскрывают чувства влюбленного: Варенька была «замечательная красавица», «прелестная, стройная…», у неё – «царственный вид», «прелестные блестящие глаза». Когда Иван Васильевич рассказывает о туалете Вареньки, чувства не мешают ему быть конкретным; это естественно: очарованный юностью, красотой, он долго наблюдал любимого человека, хорошо запомнил каждую деталь убранства. С той же обстоятельностью описана обстановка на балу, присутствовавшие гости. Вспомним, например, портрет полковника. Иван Васильевич упоминает белые подвитые усы, зачесанные вперед виски, широкую, небогато украшенную орденами грудь, хорошие опойковые сапоги, обтянутые штрипками с «четвероугольными носками, без каблуков».

Но вот Иван Васильевич заговорил о пережитом на балу – его речь потеряла стройность и плавность, что соответствует состоянию, в котором находился «опьяненный любовью», чьё чувство росло все больше.

Картина истязания резко противопоставлена светскому балу. Вместо хорошей музыки «знаменитых музыкантов» здесь звучала «неприятная визгливая мелодия»; вместо ярких туалетов дам и кавалеров было множество «черных людей»; вместо красивых холёных лиц гостей – сморщенное от страданий лицо беглого солдата; вместо сияющих улыбок веселящихся – оскаленные зубы наказываемого; вместо плавных, грациозных па танцующих – конвульсивные движения избиваемого.

Антитеза обнаруживается и в языке повествователя. На смену яркой, возвышенной лексике первой части приходят слова, характеризующие мрачность, жестокость, бесчеловечность картины, которую Иван Васильевич наблюдал на плацу. Он видел «что-то большое, черное», «что-то страшное», «что-то такое пестрое, мокрое красное, неестественное», «слышал жесткую, нехорошую музыку»; ужас, смятение охватили рассказчика при виде истерзанного, избитого солдата, с кровоточащей спиной, бессознательно повторявшего «братцы, помилосердуйте». Частое употребление неопределенного местоимения «что-то» придает зрелищу обезличенность, отталкивающий, зловещий характер.

По-другому на плацу выглядел и полковник Б.: исчезли ласковая улыбка, обворожительная любезность, голос сделался хриплым, строгим, гневным. Он «грозно и злобно» хмурился, рукой в замшевой перчатке привычно и беспощадно избивал свою жертву. В итоге действующее лицо предстало перед читателями таким, каким было в действительности, – пустым, двуличным, лживым, жестоким, бесчеловечным.

Потрясенный ужасной сценой на плацу, где раскрылась та сторона светской знати, которую тщательно скрывали от посторонних глаз, Иван Васильевич пережил глубокий душевный кризис: чувство к дочери полковника угасло, он бросил службу, пренебрег карьерой, успехом в свете, но на большее оказался неспособным.

1. Противопоставление образов главных героев
2. Цветовая палитра произведения.
3. Музыкальная картина окружающего мира.
4. Контрастный портрет полковника.

Наш жизненный путь усеян обломками того, чем мы начинали быть и чем мы могли бы сделаться.
А. Бергсон

Наша жизнь наполнена случайностями и непредсказуемыми событиями. Бывают моменты, что их не сразу можно различить в общем потоке жизни. Поэтому, чтобы не только выявить для себя, но и показать всему миру, необходимо описать данные явления. Для этого можно использовать прием контраста. Составленная таким образом картина позволяет не только писателю, но и нам понять подоплеку той или иной ситуации. С другой стороны, такой подход к фактам дает возможность представить их в более объективном освещении. В таком случае даются две противоположные характеристики одной и той же ситуации, оставляя за нами право на решение данного вопроса.

Однако и подборе различных деталей описания автор произведения может подсказывать нам тот путь, который предпочитает именно он. Рассмотрим наши предположения на примере рассказа Л. Н. Толстого «После бала». В нем представлен случай, который кардинально изменил жизнь молодого человека. При этом его решение повлияло на судьбу других людей. А значимую роль в таком выборе сыграли именно контрастные картины, еще больше обострившие сложившуюся ситуацию.

Уже на уровне композиции нам представлены два противоположных полюса: бал и сцена наказания. Первый поражает своей роскошью и красотой, второй — жестокостью и бессмысленностью. В таком противопоставлении показано, что другого в жизни просто быть не может. Невозможно найти какой-то средний вариант. Однако только двум героям — Ивану Васильевичу и полковнику суждено пройти через оба сюжетных пространства. Они словно два таких же противоположных мира, так как представляют собой разный подход в решении одной и той же проблемы. Полковник считает, что татарин заслуживает такое ужасное наказание. Поэтому он прогоняет его через строй. Иван Васильевич, наоборот, не понимает, зачем проявлять такую жестокость, тем более наказываемый молит солдат «помилосердствовать». Различаются эти герои и потому, что один действует (полковник), а другой бездействует. Но а этом смысле не совсем верно говорить о контрастности образов. С их помощью автор показывает разный подход к одной и той же проблеме.

В рассказе Толстой использует более выразительные факты, которые и составляют контрастную картину повествования. Она создается на разных уровнях: цветовом и звуковом.

Один из них уже не касается главных «противников» подхода к жизни: Ивана Васильевича и полковника. Цветовая гамма характеризует других персонажей: Вареньку и татарина. Девушка в своем цветовом ореоле предстает прекрасной и непорочной красавицей. Образ Вареньки описывается через белые и розовые оттенки. Причем первый цвет нагнетается: он повторяется в одном предложении несколько раз. «Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках». Кажется, что с помощью этого оттенка автор хочет показать саму душу и сущность девушки, но никак не может отразить их — настолько они прекрасны. Розовый же цвет лишь подчеркивает нежность и свежесть Вареньки.

Для описания татарина только с помощью одной цветовой гаммы создается образ того ужаса, который запечатлелся в памяти Ивана Васильевича. Для этого автор все характеристики контраста также помещает в одно предложение, тем самым уси -лиеая впечатление от увиденного, «...я мельком увидал между рядов спину наказываемого. Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека». При виде такой сцены Ивану Васильевичу стало стыдно, он не знал, куда деться от впечатления такого жестокого наказания. Вскоре он нашел в себе силы оторваться от этого ужасного зрелища и уйти домой.

И в этот момент возникает другой уровень контрастности — звуковой. Иван Васильевич ничего не видел, но с ним оставались страшные звуки такого бесчеловечного происшествия. «Всю дорогу в ушах у меня то била барабанная дробь и свистела флейта, то слышались слова: "Братцы, помилосердуйте", то я слышал самоуверенный, гневный голос полковника, кричащего: "Будешь мазать? Будешь?"» И снова писатель собирает весь звуковой ряд в одно предложение. Они создают жесткую, лишенную всякого благозвучия тираду звуков, переходя от низких тональностей (дробь) дс высоких, можно сказать, надрывных (флейта). При этом даже в одном предложении писатель создает последовательную цепочку из разных элементов. Сначала слышна музыка, потом мольба татарина, которая замыкается грозным голосом полковника. Такое обрамление также показывает нам, что любые крики о помощи не будут услышаны. Контрастной к этой жестокой картине становятся прекрасные звуки бала. Они буквально пару часов назад опьяняли главного героя. «Хоть я и охотник был до шампанского, но не пил, потому что без вина был пьян любовью, но зато танцевал до упаду — танцевал и кадрили, и вальсы, и польки, разумеется, насколько возможно было: все с Варенькой». И герой их продолжает слышать в тот момент, когда уходит с бала: настолько они милы и восхитительны. «В душе у меня все время пело и изредка слышался мотив мазурки», несмотря на то что это был единственный танец, на который Иван Васильевич не пригласил Вареньку. В этот момент он смотрел на девушку со стороны. Поэтому звучащая в душе мелодия напоминала ему о том прекрасном образе на балу.

Самым важным достижением писателя становится то, что контрастное сочетание ему удается показать не только с помощью различных элементов. но и в пределах одной личности — полковника. На балу военный прекрасен, несмотря на некоторые недостатки в одежде, которые оправдываются его большим вниманием к дочери. «Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми... подвитыми усами». Во время наказания перед нами предстает словно совершенно другой человек. Полковник «...втягивал в себя воздух, раздувая щеки, и медленно выпускал его через оттопыренную губу». В таком контрастном сопоставлении нам показана не только внешность, но и поведение военного человека. Он меняется на глазах. И после такой картины, совмещенной с другими сюжетами и событиями, Иван Васильевич старается больше не видеться с Варенькой. «И любовь так и сошла на нет. Так вот какие бывают дела и от чего переменяется и направляется вся жизнь человека». Значительную роль в таком решении сыграла и контрастная картина, созданная Толстым в данном произведении.

Контрастным перед нами предстает и то чувство, которое испытывал главный герой. После бала он был влюблен и окрылен возникшими чувствами к Вареньке: «Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро». Однако после сцены наказания Иван Васильевич — подавлен и унижен. «А между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища». Каждое из событий оставило неизгладимый след в душе Ивана Васильевича. Но последнее впечатление настолько затмило все, что главный герой видел и чувствовал ранее. Именно оно и повлияло на его дальнейшие поступки и решения.

Следовательно, использование приема контраста позволяет не только показывать событие с двух сторон, но и в какой-то степени оказывать существенное влияние на действия главных героев. Кажется, что автор не вмешивается в повествование, и все постепенно идет своим чередом. Но на самом деле все совершенно не так. Отрицательная сторона контраста показывает, на чьей стороне автор, и какой позиции стоит придерживаться при рассмотрении той или иной проблемы. Толстой умело использовал такой прием, чтобы в небольшом по объему рассказе показать, как может измениться жизнь человека не только от случая, но и от восприятия контрастности того мира, в котором он живет.