Сочинение с планом по рассказку Солженицына «Матренин двор. Солженицын, анализ произведения матренин двор, план

«Матренин двор» Солженицына – рассказ о трагической судьбе открытой, не похожей на своих односельчан женщины Матрены. Опубликован впервые в журнале «Новый мир» в 1963 году.

Рассказ ведется от первого лица. Главный герой становится квартирантом Матрены и рассказывает о ее удивительной судьбе. Первое название рассказа «Не стоит село без праведника» хорошо передавало идею произведения о чистой, бескорыстной душе, но было заменено во избежание проблем с цензурой.

Главные герои

Рассказчик – немолодой мужчина, отбывший строк в тюрьме и желающий тихой, спокойной жизни в русской глубинке. Поселился у Матрены и рассказывает о судьбе героини.

Матрена – одинокая женщина лет шестидесяти. Живет одна в своей избе, часто болеет.

Другие персонажи

Фаддей – бывший возлюбленный Матрены, цепкий, жадный старик.

Сестры Матрены – женщины, ищущие свою выгоду во всем, к Матрене относятся потребительски.

В ста восьмидесяти четырех километрах от Москвы, на дороге к Казани и Мурому пассажиров поезда всегда удивляло серьезное снижение скорости. Люди устремлялись к окнам и говорили о возможном ремонте путей. Проезжая этот участок, поезд снова набирал прежний ход. А причина замедления была известна лишь машинистам да автору.

Глава 1

В 1956 году летом автор возвращался из «пылающей пустыни наугад просто в Россию» . Его возвращение «затянулось годков на десять» , и ему не было ни куда, ни к кому спешить. Повествователь хотел куда-то в русскую глубинку с лесами и полями.

Он мечтал «учительствовать» подальше от городской суеты, и его направили в городок с поэтичным названием Высокое Поле. Там автору не понравилось, и он попросил перенаправление в место с жутким названием «Торфпродукт». По приезду в поселок рассказчик понимает, что сюда «легче приехать, чем потом уехать» .

Кроме хозяйки в избе обитали мыши, тараканы да из жалости подобранная хромая кошка.

Каждое утро хозяйка просыпалась в 5 утра, опасаясь проспать, так как не очень доверяла своим часам, которым шел уже 27 год. Она кормила свою «грязно-белую криворогую козу» и готовила нехитрый завтрак постояльцу.

Как-то от сельских женщин узнала Матрена, что «вышел новый пенсионный закон» . И стала Матрена добиваться пенсии, но было очень трудно получить ее, разные конторы, в которые отправляли женщину, находились в десятках километров друг от друга, и день нужно было потратить, из-за одной подписи.

Люди в поселке жили бедно, не смотря на то, что вокруг Тальново расстилались на сотни километров торфяные болота, торф с них «принадлежал тресту» . Сельским женщинам приходилось мешками натаскивать себе торфу на зиму, прячась от набегов охраны. Земля здесь была песчаной, урожаи давала бедные.

Люди в селе часто звали Матрену на свой огород, и она, бросив свои дела, шла помогать им. Тальновские женщины, едва ли не в очередь выстраивались, чтобы забрать на свой огород Матрену, ведь работала она в удовольствие, радуясь хорошему чужому урожаю.

Раз на полтора месяца хозяйке выпадала очередь кормить пастухов. Обед этот «вгонял Матрену в большой расход» , потому что приходилось покупать ей сахар, консервы, масло. Сама бабушка себе такой роскоши не позволяла даже на праздники, живя только тем, что давал ей убогий огород.

Рассказывала Матрена как-то про коня Волчка, который испугался и «понес сани в озеро» . «Мужики поотскакивали, а она за узду схватила, остановила» . При этом, не смотря на кажущееся бесстрашие, хозяйка боялась пожара и, до дрожи в коленях, поезда.

К зиме Матрене все же насчитали пенсию. Соседки стали завидовать ей. А бабушка наконец-то заказала себе новые валенки, пальто со старой шинели, и спрятала на похороны двести рублей.

Как-то на крещенские вечера к Матрене пришли три ее младшие сестры. Автор был удивлен, ведь раньше не видел их. Подумал, может, они опасались, что Матрена помощи просить будет у них, вот и не приходили.

С получением пенсии, бабушка будто ожила, и работа ей давалась легче, и болезнь беспокоила реже. Только одно событие омрачало настроение бабушки: на Крещение в церкви кто-то забрал ее котелок со святой водой, и осталась она и без воды и без котелка.

Глава 2

Тальновские женщины расспрашивали Матрену об ее постояльце. А она передавала вопросы ему. Автор рассказал хозяйке, лишь то, что был в тюрьме. Сам же не расспрашивал о прошлом старушки, не думал, что есть там что интересное. Знал только, что вышла она замуж и пришла в эту избу хозяйкой. Детей у нее родилось шестеро, но все они умерли. Позже была у нее воспитанница Кира. А муж Матрены не вернулся с войны.

Как-то придя домой, рассказчик увидел старика – Фаддея Мироновича. Он пришел просить за своего сына – Антошку Григорьева. Автор вспоминает, что за этого безумно ленивого и наглого мальчишку, которого переводили из класса в класс только чтобы «не портить статистику успеваемости» , иногда почему-то просила и сама Матрена. После ухода просителя, рассказчик узнал от хозяйки, что это был брат ее пропавшего мужа. В тот же вечер рассказала она, что должна была выйти за него замуж. Будучи девятнадцатилетней девушкой, Матрена любила Фаддея. Но его забрали на войну, где тот пропал без вести. Спустя три года умерла мать Фаддея, дом остался без хозяйки и свататься к девушке пришел младший брат Фаддея – Ефим. Уже не надеясь увидеть любимого, Матрена жарким летом вышла замуж и пошла хозяйкой в этот дом, а зимой «из венгерского плена» вернулся Фаддей. Бросилась ему в ноги Матрена, а он сказал, что «если б то не брат мой родной, порубил бы вас обоих» .

В жены он позже взял «другую Матрену» – девушку с соседнего села, которую выбрал в жены только из-за имени.

Автор вспомнил, как она приходила к хозяйке и часто жаловалась, то муж ее бьет и обижает. Она родила Фаддею шестерых детей. А у Матрены дети рождались и почти сразу умирали. Всему виной «порча», думала она.

Вскоре началась война, и Ефима забрали, откуда он уже не вернулся. Одинокая Матрена взяла у «Второй Матрены» маленькую Киру, и воспитывала ее 10 лет, пока девушка не вышла замуж за машиниста и не уехала. Так как Матрена сильно болела, то рано позаботилась о завещании, в котором присудила отдать воспитаннице часть своей избы – деревянную горницу-пристройку.

В гости приехала Кира и рассказала, что в Черустях (где она живет), чтобы получить землю молодым, необходимо поставить постройку какую-нибудь. Для этой цели очень подходила завещанная Матренина горница. Фаддей начал часто приходить и уговаривать женщину отдать ее сейчас, при жизни. Матрене не жаль было горницы, но страшно было ломать крышу дома. И вот, в холодный февральский день пришел Фаддей с сыновьями и начал отделять горницу, которую когда-то и построил со своим отцом.

Две недели лежала горница возле дома, потому что метель замела все дороги. А Матрена была сама не своя, к тому же пришли три ее сестры и обругали, за то, что позволила отдать горницу. В те же дни, «кошка колченогая сбрела со двора и пропала» , что сильно расстроило хозяйку.

Однажды, возвращаясь с работы, рассказчик увидел, как старик Фаддей пригнал трактор и на двое самодельных саней грузили разобранную горницу. После выпили самогона и в потемках повезли избу в Черусти. Их провожать пошла Матрена, да так и не вернулась. В час ночи автор услышал голоса в деревне. Оказалось, сани вторые, которые из жадности Фаддей прикрепил к первым, застряли на рейсах, рассыпались. В это время шел паровоз, из-за бугра его было не видно, из-за мотора трактора не слышно. Он налетел на сани, погиб один из машинистов, сын Фаддея и Матрена. Глубокой ночью пришла подруга Матрены Маша, рассказала об этом, погоревала, а потом сказала автору, что Матрена завещала ей свою «вязанку», и она ее забрать хочет в память о подруге.

Глава 3

Наутро Матрену собирались хоронить. Рассказчик описывает как, приходили прощаться с ней сестры, плача «на показ» и обвиняя в ее смерти Фаддея и его семью. Только Кира горевала искреннее по погибшей приемной матери, да «Вторая Матрена», жена Фаддея. Самого же старика на поминках не было. Когда перевозили они злосчастную горницу, первые сани с досками да латами так и остались стоять у переезда. И, в то время, когда один сын его погиб, зять под следствием, а дочь Кира чуть не теряет рассудок с горя, он переживал только о том, как доставить сани домой, и упрашивал всех знакомых помочь ему.

После похорон Матрены избу ее «забили до весны» , а автор переселился к «одной из ее золовок» . Женщина часто вспоминала о Матрене, но все с осуждением. И в этих воспоминаниях возник совершенно новый образ женщины, что так разительно отличалась о людей вокруг. Матрена жила с открытым сердцем, всегда помогала другим, ни кому не отказывала в помощи, хоть здоровье ее было слабым.

Свое произведение А. И. Солженицын заканчивает словами: «Все мы жили рядом с ней, и не поняли что она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит ни село. Ни город. Ни вся земля наша» .

Заключение

Произведение Александра Солженицына повествует о судьбе искренней русской женщины, у которой «грехов было меньше, чем у колченогой кошки». Образ главной героини – это образ того самого праведника, без которого не стоит село. Матрена всю жизнь свою посвящает другим, в ней не капли злобы или фальши. Окружающие пользуются ее добротой, и не осознают, насколько святая и чистая душа у этой женщины.

Так как краткий пересказ «Матренин двор» не передает самобытной авторской речи и атмосферы рассказа, стоит прочитать его полностью.

Тест по рассказу

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 6677.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Александр Солженицын «Матрёнин двор» План-конспект урока Цели урока: помочь учащимся почувствовать силу и красоту исконно русского языка; показать, что А. Солженицын продолжатель гуманистических традиций русской классической литературы; разобраться в философском смысле рассказа; подвести учащихся к мысли, что Матрёна - нравственный идеал писателя, на котором должна основываться жизнь общества. Оборудование: 1. Портрет А. Солженицына 2. Иллюстрации к произведению, сделанные учащимися Ход урока 1. Рассказ учителя или ученика об А. Солженицыне. Александр Исаевич Солженицын родился в 1918 г. в обеспеченной и образованной крестьянской семье в г. Кисловодске. Воспитывала будущего писателя мать (отец был ранен на охоте и умер через 6 месяцев после рождения сына). Судьба А. Солженицына напоминает житие основоположника русского раскола протопопа Аввакума, одного из самых любимых Солженицыным персонажей русской истории. Как и в житиях, биография писателя уже в детстве соединила в себе необычные события с повседневными мирскими делами. На всю жизнь запомнил А. Солженицын посещения с матерью церкви. Запомнились ему и длинные очереди женщин к тюрьмам НКВД в Ростове-на-Дону, куда переехали Солженицыны. С другой стороны, юноша вступил в комсомол, активно участвовал в общественной жизни, играл в любительских спектаклях, учился в 2-х институтах (физикоматематический факультет Ростовского университета, затем заочно в Московском институте философии и литературы), мечтает стать писателем. Будто по закону жития судьба посылает ему два испытания. Сначала была война. В октябре 1941 г. его призвали в армию. После окончания офицерского училища (с конца 1942г.) по 1945 он командует на фронте батареей, награждён орденами и медалями. Именно в это время он начинает осознавать, что живёт слишком бездумной жизнью, упоён офицерской властью, желанием командовать. В письмах к другу он делится раздумьями об истории революции, о своих сомнениях о Сталине. В феврале 1945г. арестовывают их обоих. А. Солженицын получил 8 лет исправительно-трудовых лагерей, 5 из которых провёл в лагерях Подмосковья и Москвы, а последние 3 года в Средней Азии. Затем был сослан на вечное поселение в Казахстан. Однако через 3 года последовала реабилитация. В 1955г. А. Солженицын узнаёт, что у него рак и что жить ему осталось несколько месяцев. Он лечится в Ташкенте в онкологической лечебнице, и вновь, как в житии, происходит чудо. Рак отступает. Впоследствии А. Солженицын признаётся друзьям, что в нём живёт уверенность: вся последующая жизнь дарована ему свыше, и пока он пишет у него отсрочка. Так рождается из-под пера А. Солженицына и чудом пробиваются к читателю «Один день Ивана Денисовича»(1962), «В круге первом»(1968,1978), «Архипелаг ГУЛАГ»() Параллельно с книгами о ГУЛАГЕ А. Солженицын создаёт ряд произведений о смысле бытия, о человеческой ответственности, о добре и зле («Матрёнин двор», «Случай на станции Кречеткова»), о жизни и смерти («Раковый корпус») Лишь немногие из названных произведений появились в советской печати. Большинство текстов публиковалось на Западе, а в СССР они распространялись тайно, переписанные от руки, они читались ночью. Всё это не могло не раздражать власти. В 1969 г. А. Солженицына исключили из Союза писателей. В 1970г. А. Солженицыну была присуждена Нобелевская премия. В 1974г. после ожесточенной компании против А. Солженицына в печати писатель арестован, заключён в Лефортовскую тюрьму, лишён советского гражданства и выслан в Западную Германию. С 1976 по 1994г. он живёт в Америке в штате Вермонт, сама природа которого близка русской. Отказывая себе во многом, работая по часов в сутки, создаёт многотомный роман «Красное колесо», в котором ищет ответ на вопрос: Что стало истоком того скорбного пути, по которому пришлось пройти России в последующие 70 лет. В 1994г. А. Солженицын вернулся на родину

2 2.Аналитическая беседа. О писателе судят по его лучшим произведениям. Среди рассказов А. Солженицына, вышедших в 60-е годы, на первое место всегда ставили «Матрёнин двор». Его называли «блистательным», «подлинно гениальным произведением». «Рассказ правдив», «рассказ талантлив»- отмечалось в критике. Рассказ был написан в 1959г, впервые опубликован в 1963 г. в журнале «Новый мир». Первоначальное его название «Не стоит село без праведника». Но во избежание тогдашних цензурных препятствий по совету А.Т. Твардовского оно было изменено. По этим же причинам год действия в рассказе (1956) изменён автором на 1953 (до «хрущёвской оттепели»). Цензура не пропустила бы в печать рассказ, связывающий тяжёлую изнурительную жизнь русской деревни со временем правления Хрущёва. В нашем литературоведении принято было вести «деревенскую» прозу от первых прозведений В.Овечкина, Ф. Абрамова, В.Тендрякова. Тем неожиданнее показалась мысль В.Астафьева о том, что наша «деревенская проза» вышла из «Матрёнина двора». В.Астафьев назвал «Матрёнин двор» «вершиной русской новеллистики». Рассказ «Матрёнин двор» автобиографичен. Жизнь Матрёны Васильевны Захаровой и её смерть воспроизведены как были. Истинное название деревни Мильцево Владимирской области. Люди старшего поколения из Мильцево хорошо помнят о страшной катастрофе на железнодорожном переезде в феврале 1957г. Этот рассказ А. Солженицына о самом себе, о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись летом 1956г. «из пыльной горячей пустыни». Ему «хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России», найти «тихий уголок России подальше от железных дорог». Как вы понимаете словосочетание «нутряная Россия»? - Почему именно в «нутряной России» захотелось затеряться рассказчику? Игнатич (под таким именем предстаёт перед нами автор) чувствует щекотливость своего положения: бывший лагерник мог наняться только на тяжёлые работы. У него были другие желания: «А меня тянуло учительствовать». И в строении этой фразы с её выразительным тире, и в выборе слов передаётся настроение героя, выражается самое заветное. Давайте вспомним эпизод во Владимирском облоно. Какая строка передаёт ощущение времени? («Но что-то начинало уже страгиваться». Эта строка даёт ход дальнейшему повествованию, раскрывает смысл эпизода в облоно. Мы видим иронию писателя: перещупали каждую букву в документах, походили из комнаты в комнату, позвонили и место учителя дали). Как вы думаете, почему автор упоминает два населённых пункта Высокое Поле и Торфопродукт? Какие качества героя раскрываются здесь? (Душа не приняла населённый пункт с названием «Торфопродукт»: «Ах, Тургенев не знал, что можно по-русски составить такое!» Опять авторская ирония. В совершено иной тональности написаны строки, идущие перед этой иронической фразой: («От одного названия веселела душа.- и всё в мире молчит»). Игнатич «просветлел», услышав народный говор. Его приятно поразила речь крестьянки: «она не говорила, а напевала умильно, и слова её были те самые, за которыми потянула меня тоска из Азии».Автор предстаёт перед нами как лирик тончайшего склада, с развитым чувством Прекрасного. «Ветром успокоения, потянуло» на него от названий. Часлицы, Овинцы, Спудни, Шевертни, Шестимирово. И далее мы видим проникновенные лирические зарисовки-описание «высыхающей речушки с мостиком» у деревни Тальново, которая «пришлась по душе» Игнатичу.) Так автор подводит нас к дому, где живёт Матрёна. Волей обстоятельств писатель соприкоснулся с судьбой старой одинокой женщины. Нарисуйте словесный портрет Матрёны. (Писатель не даёт подробного, конкретного портретного описания героини (как, например, описывается внешность Фаддея). Лишь одна портретная деталь постоянно подчёркивается автором - «лучезарная», «добрая», «извиняющаяся» улыбка Матрёны. Тем не менее к концу рассказа читатель представляет облик героини. Запоминается плавная, певучая, исконно русская речь Матрёны, начинающаяся «каким-то низким тёплым мурчанием, как у бабушек в сказках». Прямая

3 авторская характеристика дана в словах: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей»). Весь окружающий Матрёну мир в её темноватой избе с большой русской печью это как бы продолжение её самой, частичка её жизни. Найдите художественные детали, важные для понимания гл. героини. (Всё в её доме органично и естественно: и шуршащие за перегородкой тараканы, шорох которых напоминал «далёкий шум океана»; и колченогая, подобранная из жалости Матрёной кошка; и мыши, которые в трагическую ночь гибели Матрёны так метались за обоями, как будто сама Матрёна «невидимо металась и прощалась тут, с избой своей». Неоднократно упоминаются любимые Матрёной фикусы, которые «заполонили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой». Те самые фикусы, что спасала Матрёна при пожаре, не думая о скудном нажитом добре. «Испуганной толпой» замерли фикусы в ту страшную ночь, а потом навсегда были вынесены из избы»). Историю «колотной житёнки» Матрёны автор-рассказчик разворачивает не сразу. Расскажите о нелёгком жизненном пути героини. (Много горя и несправедливости пришлось ей хлебнуть на своём веку: разбитая любовь, смерть 6 детей, потеря мужа на войне, адский труд в деревне, тяжёлая болезнь немочь, житьё без пенсии). В судьбе одной Матрёны сконцентрирована трагедия деревенской русской женщины наиболее выразительная, вопиющая. В рассказе достаточно наглядно раскрыты отношения власти и человека. Расскажите об этом (Проработавшая всю жизнь в колхозе не за деньги, а за «палочки», она не получила пенсии. Пенсии ей не полагалось, потому что, как пишет с горькой иронией А.Солженицын, работала она не на заводе в колхозе. На склоне лет, тяжело больная, Матрёна не имеет покоя и вынуждена буквально в поте лица добывать кусок хлеба. Автор рассказывает, как бесконечно долго и упорно эта женщина почти ежедневно преодолевает путь до сельсовета, хлопоча о пенсии. Причина бесплодности её усилий самая обычная: «в ту осень много - одной пачкой сколоты». У Матрёны одна - единственная коза, но и для неё собрать сена «труд великий». Сама она объясняла нежелание держать корову так: «Э-эх, Игнатич - навильник». «Новый председатель, присланный из города (!), первым делом обрезал всем инвалидам огороды. 15 соток песочка оставил Матрёне, а 10 соток так и пустовало за забором». Трудно было старой женщине разжиться торфом. Почему именно торфом, а не дровами? - Испытывая такие трудности, обозлилась ли Матрёна на этот мир? (Нет, она сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет её лицо. «У неё было верное средство вернуть себе доброе расположение духа работа». «Сердилась Матрёна на кого-то невидимого», но зла на колхоз не держала. Более того - по первому же указу (вспомним, как приказывала жена председателя) шла помогать колхозу, не получая ничего за работу»). Из отдельных деталей складывается целостный облик русской деревни. Постепенно произошла тут подмена интересов живого, конкретного человека интересами государственными, казёнными. А когда Матрёна, наконец, добивается пенсии за потерю кормильца (а не за себя!), более опытные в жизни соседки подвели итог её пенсионным мытарствам: «государство - оно минутное. Сегодня, вишь, дало, а завтра отымет». Далеко не радостное впечатление оставляет нарисованная автором картина. Но следует заметить: писатель не только осуждает власть, его голос полон сострадания. А.И. Солженицын разделил рассказ о Матрене на три части. Каждая часть открывает что-то новое в облике главной героини: 1 часть Матрёна предстает в восприятии рассказчика. 2 часть Матрёна сама рассказывает о своём прошлом. 3 часть И после смерти Матрёны. к ее образу добавляются новые грани.

4 Почему Матрена Васильевна была нужным человеком в деревне? (Это редкий человек с безмерно доброй, щедрой и бескорыстной душой. Она не утратила способности откликаться на чужую беду. Ни одна пахота не обходилась без нее. Вместе с другими женщинами впрягалась она в соху и тащила ее на себе. Ни одной родственнице, близкой или дальней, не могла Матрёна отказать в помощи, оставляя часто свои неотложные дела. Не без некоторого удивления рассказчик подмечает и то, как искренне радуется она чужому хорошему урожаю, хотя у самой на песке никогда такого не бывает. И бессовестно пользовались все окружающие Матрениным бескорыстием) Стоит обратить на саму форму «приглашения», все настолько уверены в ее согласии, настолько привыкли использовать ее труд, что не просят прийти, просто констатируют факт: «Завтра, Матрёна, придешь мне пособить. Картошку будем докапывать,», «Товарищ Григорьева! Надо будет помочь колхозу! Надо будет завтра ехать навоз вывозить! И вилы свои бери!» - Какие эпизоды в рассказе раскрывают лучшие стороны характера героини? (1.Матрёна способна на самоотверженный поступок: она остановила коня, когда тот, испугавшись, понес сани к озеру. Молодая, сильная, красивая, Матрёна была из той породы русских крестьянок, что «коня на скаку остановит» 2. Когда приходит очередь кормить пастухов, Матрёна готовит от души 3. Воспитывает племянницу Киру.) - Каково отношение окружающих к Матрене? Сестры, золовка, приемная дочь Кира, единственная в деревне подруга вот те, кто был наиболее близок Матрене, кто должен был понять и по достоинству оценить этого человека. И что же? (Родные почти не появлялись в ее доме, опасаясь, по-видимому, что Матрёна будет просить у них помощи. Все хором осуждали Матрёну., что смешная она и глупая, на других бесплатно работающая, вечно в мужичьи дела лезущая (ведь и под поезд попала, потому что хотела подсобить мужикам). Нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием и дружно осуждали ее за это). - Кому из героев рассказа была близка Матрена? (Много общего у нее с постояльцем. Оба деликатны: вспомните, как Матрёна старалась не шуметь, пока Игнатич утром спит. Оба нелюбопытны к жизни другого человека. Их объединяют благородство души, сострадание, сочувствие. Они единомышленники, во много совпадают их мировоззрения. Вспомните, как Матрёна варит картошку: лучшую для Игнатича, себе и козе помельче. Больше отдать ей нечего). Полнее всего раскроется Матрёна во II части, когда придет «высокий черный старик» Фаддей. Пришел Фаддей не к Матрёне., а к учителю просить за своего сына-восьмиклассника. С прихода Фаддея начинается развитие событий. До него Игнатич и Матрёна живут настоящим, не тревожат прошлого друг друга, не расспрашивают о нем. Приход Фаддея разрушает эту тишину, привычность, устойчивость настоящего, прошлое внезапно напоминает о себе. Горячее, незабытое, оно не исчезало, просто притаилось до срока. И срок пришел. - Что рассказала Матрёна об отношениях с Фаддеем? (Матрена не дождалась своего любимого, пропавшего на войне без вести. Смерть матери Фаддея, сватовство его младшего брата Ефима определили ее судьбу. И она решилась войти в тот дом, где, казалось, уже давно и навсегда поселилась ее душа. И все же не о себе думала тогда Матрёна: «Мать у них умерла Рук у них не хватало».). - Понял ли ее жертвенность Фаддей, вернувшийся из венгерского плена? (Нет, из его уст мы слышим страшную и жестокую угрозу: «Если б то не брат мой родной-я бы вас порубал обоих». Эта угроза спустя десятилетия нагонит Матрену). - С каким чувством рассказывает Матрёна историю своего замужества? (Обилие многоточий выдает крайнее волнение Матрёны. Не случайны и глаголы: «прошептала», «уронила», «обернулась к двери, как живой», «закрыла глаза». Матрёна не просто излагает события, она вновь переживает их. Сила этого переживания столь велика, что Игнатичу кажется, что всё, что рассказывает Матрена, происходит сейчас, здесь он невольно оглядывается, зримо представляя события, происходившие более 40 лет назад).

5 - В чем чувствовала свою вину М.? (Фаддей в юности был другим не случайно же его полюбила Матрёна. И в том, что он изменился есть вина Матрёны. Поэтому Матрёна, чувствуя это, многое ему прощала. Обозленный Фаддей вымещал свою обиду и злость на жене - найденной второй Матрёне). - Итак, сюжет рассказа начинается тогда, когда в жизнь героев врывается прошлое. Почему не спит две ночи Матрёна? (Ей тяжело решиться отдать своей воспитаннице Кире еще при жизни завещанную горницу. Матрене не жалко саму горницу: ломка дома воспринимается как ломка всей ее жизни. Автору важно подчеркнуть неразрывность дома и человека: разрушат дом - погибнет и его хозяйка). - Почему читатель верит ей? Почему мы чувствуем, что события закончатся трагически? Когда и где автор успел подготовить нас к такому финалу? Найдите подсказки автора. (1. Загадочное начало о поездах, сбавляющих по непонятным причинам ход на одном из железнодорожных переездов 2. Страх Матрёны перед поездом. 3. Пропажа святой воды на Богоявление плохое предзнаменование. 4. Исчезновение колченогой кошки) - Кто виноват в гибели Матрёны? (Фаддей. Ему нужно было захватить горницу, участок земли. Тракторист хотел получить плату за перевоз, поэтому он не хотел другого тракториста. К тому же он взял трактор тайком, поэтому мог сделать только один рейс, чтоб успеть к утру поставить трактор на место. Но самое главное, что убило Матрёну, - это чужая корысть, алчность вечная разрушительница жизни, человечности. Через 40 лет Фаддей выполнил угрозу. «Перебрав тальновских, - пишет автор, - я понял, что Фаддей был в деревне такой не один»). - Есть ли в гибели Матрёны некая закономерность или это стечение случайных обстоятельств? (Смерть Матрёны неизбежна и закономерна. Смерть выбирает лучших. И если не придерживаться реального факта, то в этом виден какой- то символ: уходит из жизни именно Матрёна праведница. Такие всегда виноваты, такие всегда расплачиваются даже и не за свои грехи. Разорвалась тонкая ниточка, соединявшая Матрёну с другими жителями деревни. Ее смерть начало распада, гибели нравственных устоев, которые крепила своей жизнью Матрёна). - Погибает Матрёна, а вместе с нею один из сыновей Фаддея и тракторист. Писатель рисует потрясение людей от происшедшего на железной дороге. А что же Фаддей? (Стр «А первые сани - «Матрениных сестер». Фаддей самая страшная фигура в рассказе, этот «ненасытный старик» потерял элементарную человеческую жалость, обуреваемый единственной жаждой наживы. Даже на горницу «легло проклятие с тех пор, как руки Фаддея ухватились ее ломать». Только что мы говорили о том, что Матрёну столько лет грело не погасшее к Фаддею чувство. А Фаддей? Ничто не дрогнуло в нем при виде мертвой Матрёны). - Наблюдение за поведением жителей на похоронах Матрёны дает возможность показать ту среду, в которой она существовала. Кто искренне переживает ее горе? (Людей, искренне переживающих смерть Матрёны, очень мало: близкая подруга (не забывшая кстати спросить ее кофту), «вторая Матрена» и воспитанница Кира. Все остальные лишь изображают горе, за текстом их плачей и причитаний явственно ощущается желание заполучить наиболее выгодную часть наследства. Фаддей вообще не приходит на похороны он занят спасением горницы. После смерти Матрёны тут же слетелись сестры, «захватили избу, козу и печь, заперли сундук ее на замок, из подкладки пальто выпотрошили (!) 200 похоронных рублей». Даже из народных обрядов прощания с человеком ушло настоящее чувство. Плач превратился в своего рода политику. На поминальном ужине много пили, громко говорили «совсем уже не о Матрене». По обычаю пропели «Вечную память», но «голоса были хриплы, разны, лица пьяны, никто в эту вечную память не вкладывал чувства»). Первоначальное название рассказа «Не стоит село без праведника» - имеет глубокий смысл. Праведник в позапрошлом веке это понятие было в чести. Так называли человека, поведение которого соответствовало религиозным заповедям. Но, к глубокому сожалению, в наше время это слово попало в число устаревших. Более того, оно приобрело иронический оттенок. Читаем

6 «Словарь русского языка» С.Ожегова (1987): «Праведник человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности». (Точная характеристика Матрёны!). И все бы нормально, если бы рядом с этим определением не стояла в словаре пометка «ирон.». Действительно, отношение окружающих к Матрёне вполне соответствует такому толкованию. Если оттолкнуться от широких понятий «колхозный двор», «крестьянский двор», то в этом же ряду будет «Матренин двор» как символ особого устройства жизни, особого мира. Матрёна, единственная в деревне, живет в своем мире: она устраивает свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением, сохранив свою душу и внутреннюю свободу. По-народному мудрая, рассудительная, умеющая ценить добро и красоту, Матрёна сумела противостоять злу и насилию, сохранив свой «двор». Так логически выстраивается цепочка: Матренин двор Матренин мир особый мир праведника. Мир духовности, добра, милосердия, о котором писали еще Л.Толстой и Ф.Достоевский. Но гибнет Матрёна и рушится этот мир: растаскивается по бревнышку ее дом, с жадностью делят ее скромные пожитки. И некому защитить Матренин двор, никто не задумывается, что с уходом Матрёны уходит из жизни что-то очень ценное и важное, не поддающееся примитивной житейской оценке. - Горек финал рассказа. Прочитаем его (стр.33 «А она не имела - до конца) Увидеть в простой деревенской старушке праведницу, великую душу мог только А.Солженицын. И дело не столько в ее высокой образованности, тонкой интеллигентной проницательности, сколько в его духовном родстве с Матрёной. 3. Домашнее задание Творческое задание. Вольная интерпретация произведений Н.С. Лескова и А.И. Солженицына в свете русской народной пословицы «Не стоит село без праведника»; тест по произведению «Матренин двор». РАБОТ УЧАЩИХСЯ

7 Тест по произведению Александра Солженицына «Матренин двор» Составил Иван Смирнов учащийся 12 «З» класса МБОУ «Средняя школа 4» 1) Имя героини. - У кого из русских писателей 19 го века главная героиня носила такое же имя? С какими женскими образами в русской литературе вы могли бы сопоставить героиню рассказа? (Ответ: имя героини Солженицына вызывает в памяти образ Матрёны Тимофеевны Корчагиной, а так же образы других некрасовских женщин тружениц: так же как и они, героиня рассказа «ко всякой работе ловка, приходилось ей и коня на скаку останавливать, и в горящую избу входить». Нет в её внешности ничего от величавой славянки, не назовёшь её красавицей. Она скромна и не приметна.) 2) Портрет. - Есть ли в рассказе развёрнутый портрет героини? На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя? (Ответ: Солженицын не даёт развёрнутого портрета Матрёны. Из главы в главу повторяется чаще всего лишь одна деталь улыбка: «лучезарная улыбка», «улыбка её кругловатого лица», «улыбалась чему-то», «извиняющаяся полуулыбка». Автором важно изобразить не столько внешнюю красоту простой русской крестьянки, сколько внутренний свет, струящийся из её глаз, и тем яснее подчеркнуть свою мысль, высказанную прямо: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью». Поэтому после страшной гибели героини её лицо осталось целёхонькая, спокойная, больше живое, чем мёртвое.) 3) Речь героини. - Выпишите наиболее характерные высказывания героини. В чём особенности её речи? (Ответ: Глубоко народный характер Матрены проявляется, прежде всего в её речи. Выразительность, яркую индивидуальность предаёт её языку обилие просторечный, диалектной лексики и архаизмом (2 дни приспею, к ужоткому, любота, летось обапол, пособить, неуладкой). Так выговаривали все в деревне. Так же глубоко народно и манеры речи Матрёны, то, как она выговаривает свои «доброжелательные слова». «Они начинались каким то низким, тёплым мурчанием, как у бабушек в сказках». 4) Быт Матрёны. - Какие художественные детали создают картину быта Матрёны? Как предметы быта связано с духовным миром героини? (Ответ: Внешне быт Матрёны поражает своей неустроенностью («в запущи она живёт») Всё её богатство фикусы, колченогая кошка, коза, мышьи тараканы, пальто, перешитое из железнодорожной шинели. Всё это свидетельствует о бедности Матрёны, проработавшей всю жизнь, но лишь с великим трудом выхлопотавшей себе крохотную пенсию. Но важно ещё и другое: эти скупые бытовые детали раскрывают её особый мир. Не случайно у фикуса говорится: «Они заполняли одиночество хозяйки. Они разрослись привольно» - а шуршание тараканов сравнивается с далёким шумом океана. Кажется, сама природа живёт в доме Матрёны, всё живое тянется к ней). 5) Судьба Матрёны. - Восстановите историю жизни Матрёны? Как воспринимает Матрена свою судьбу? Какую роль в её жизни играет работа? (Ответ: События рассказа ограничены чёткими временными рамками: лето-зима 1956 года. Восстанавливая судьбу героини, её жизненные драмы, личные беды, так или

8 иначе, связаны с поворотами истории: С первой мировой войной, на которой попал в плен Фаддей, с Великой Отечественной, с которой не вернулся муж, с колхозом, которой выжил из неё все силы и оставил её без средств к существованию. Её судьба частица судьбы всего народа. И сегодня бесчеловечная система не отпускает Матрену: её оставили без пенсии, и она вынуждена целые дни тратить на добывание различных справок; ей не продают торфа, заставляя воровать, да ещё по доносу ходят с обыском; новый председатель обрезал всем инвалидам огороды; коровы завести невозможно, так как косить ни где не разрешают; даже билеты на поезд и те не продают. Матрена ощущает не справедливость, но она не держит зла на судьбу и на людей. «У неё было верное средство вернуть доброе расположение духа - работа». Не получая ничего за свою работу, она по первому зову идёт помогать соседям, колхозу. Окружающие охотно пользуются её добротой. Сами же односельчане и родственники не только не помогают Матрене, но и стараются вообще не появляться в её доме, боясь, что она попросит о помощи. Всем и каждому Матрена остаётся в своей деревне абсолютно одинокой. 6) Образ Матрены среди родственников. - Какими красками нарисованное в рассказе Фаддей Миронович и родня Матрёны? Как ведёт себя Фаддей, разбирая горницу? В чём состоит конфликт рассказа? (Ответ: Главной героине противопоставлен в рассказе брат её покойного мужа, Фаддей. Рисуя его портрет, Солженицын семь раз повторяет эпитет «чёрный». Человек, чья жизнь по своему была изломана бесчеловечными обстоятельствами, Фаддей, в отличие от Матрены, затаил злобу на судьбу, вымещая её на своей жене и сыне. Почти слепой старик, оживляется, когда наседает на Матрену по поводу горницы, и затем, когда ломает избу своей бывшей невесты. Корысть, жажда захватить участок для своей дочери заставляют его рушить дом, который он когда-то сам строил. Бесчеловечность Фаддея особенно ярко проявляется накануне похорон Матрены. На поминки Матрены Фаддей вовсе не пришёл. Но самое главное, что Фаддей был в деревне, что Фаддей был в деревне такой не один. На поминках о самой Матрене никто не говорит. Событийный конфликт в рассказе почти отсутствует, ибо сам характер Матрены исключает конфликтные отношения с людьми. Для неё добро неспособность к злу, любовь и сострадание. В этой подмене понятий видит Солженицын сущность того духовного кризиса, который поразил Россию. 7) Трагедия Матрены. - Какие приметы предвещают гибель героини? (Ответ: С самых первых строк автор готовит нас к трагической развязке судьбу Матрены. Её гибель предвещают и пропажа котелка с освящённой водой и исчезновение кошки. Для родни и соседи гибель Матрены лишь повод позлословить о ней до возможность поживиться её не хитрым добром, для рассказчика это гибель родного человека и разрушение целого мира, мира той народной правды, без которой не стоит русская земля) 8) Образ рассказчика. - Что общего в судьбе рассказчика и Матрены? (Ответ: Рассказчик человек трудной семьи, за плечами которого война и лагерь. Поэтому он теряется в тихом углу России. И только в избе Матрены герой ощутил нечто родственное своему сердцу. И одинокая Матрена почувствовала доверие к своему постояльцу. Только ему рассказывает она о своем горьком прошлом, только ей откроет он, что много провёл тюрьме. Героев роднит и драматизм их судьбы, и многие жизненные принципы. Особенно их родство сказывается в речи. И только смерть хозяйки заставила рассказчика постичь её духовную сущность, потому так сильно звучит в финале рассказа мотив покаяния.

9 9) Тема рассказа? (Ответ: Главная тема рассказа - «чем люди живы». -Почему судьба старой крестьянки, рассказанная на немногих страницах, представляет для нас такой интерес? (Ответ: Эта женщина неначитанная, малограмотная, простая труженица. Пережить то, что пришлось пережить Матрене Васильевне, и остаться человеком бескорыстным, открытым, деликатным, отзывчивым, не озлобиться на судьбу и людей, сохранить до старости свою «лучезарную улыбку» - какие же душевные силы нужны для этого! 10) Символический смысл рассказа «Матренин двор»? (Ответ: Многие символы С. связаны с христианской символикой: образы символы крестного пути, праведника, мученика. Прямо на это указывает первое название «Матренина двора». Да и само название носит обобщающий характер. Двор, дом Матрены то пристанище, которое обретает рассказчик после долгих лет лагерей и бездомья. В судьбе дома как бы повторена, предсказана судьба его хозяйки. Сорок лет прошли здесь. В этом доме она пережила две войны германскую и отечественную, смерть шестерых детей, которые погибали в младенчестве, потерю мужа, к-й на войне пропал без вести. Ветшает дом стареет хозяйка. Дом разбирают, как человека «по ребрышкам». Погибает Матрена вместе с горницей. С частью своего дома. Погибает хозяйка окончательно разрушается дом. Избу Матрены до весны забили, словно гроб, - похоронили.


УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ ТЕМА: ТРАГИЧЕСКАЯ СУДЬБА РУССКОЙ КРЕСТЬЯНКИ В РАССКАЗЕ А. И. СОЛЖЕНИЦЫНА «МАТРЕНИН ДВОР». ЛАХОДАНОВА Н.И., УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ СОШ 12 С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ

Христианские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор» Загарских С.А. «Люби других, как себя» «Нет для Достоевского ничего дороже и значительнее

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Самаринская основная общеобразовательная школа» Урок внеклассного чтения в 7 классе «Человек-это прежде всего доброта, простота, великодушие» (По

Открытый урок в 7 классепо теме «Душевная красота героев рассказа В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет» с применением технологий проблемного обучения. Провела Штанчаева А.А.- учитель русского

«Чтение души движение» Рассказ В. Осеевой «Бабка» 11.03.2015 Библиотека МАОУ лицея 23 г. Калининграда Галина Козловская «Чтение души движение» О чѐм бы ни рассказывал писатель в книге, он говорит о человеке,

Открытый урок по литературе в 7 классе Учитель: Курпанова Татьяна Петровна Предмет: литература Класс: 7 А класс Тема: «А. Платонов «Юшка». Юшка незаметный герой с большим сердцем» (1 урок) Дата проведения:

Тема 53. Народный характер в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» «МАТРЁНИН ДВОР» написан в 1959 году в Рязани. Впервые напечатан в 1962 году в журнале «Новый мир». Первоначальное авторское название

МОУ Юровская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Урок литературы в 6 «А» классе Тема: «М.М. Пришвин «Кладовая солнца. Настя и Митраша.» Учитель русского

9 мая - особенный праздник, «праздник со слезами на глазах». Это день нашей гордости, величия, мужества и отваги. Давно отзвучали последние выстрелы трагической, незабываемой войны. Но не заживают раны

Как помириться с родными У меня есть престарелая родственница, которой я по своей инициативе перечисляю деньги каждый месяц, помогаю, она же пенсионерка. Однако недавно мне пришлось столкнуться с грубостью

Сочинение-рассуждение состоит из 3 частей. Это: 1) тезис (та мысль, суждение, положение, которое вы сформулировали и которое будете доказывать); 2) аргументы (каждый из них должен служить убедительным

Работа загружена с сайта Typical Writer.ru http://typicalwriter.ru/publish/2582 Mark Haer Мысли (Серия стихотворений) Последнее изменение: 08 октября 2016 (c) Все права на эту работу принадлежат автору

Ноябрь 1972 1 2 ноября 1972 (Беседа с Суджатой) Как Сатпрем? Я думаю, хорошо, милая Мать. А ты, как у тебя дела? А я хотела спросить: как идут дела у милой Матери? Мать не «идёт»! Нет больше личности,

АННА КАРЕНИНА й ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ русский писатель, публицист, философ Пошти вся его жизнь связана С Ясной Поляной. Здесь он родился 28 августа 1828, прожил более 50 лет, здесь тоже похоронен. Толстой

День первый Все знают сказку о Золушке бедной девушке, которой несказанно повезло: она вышла замуж за Принца и стала жить в Королевском Дворце. На этом, собственно, сказка заканчивается. Но, как известно,

1- Тема урока: Смысл сопоставления образов: Ларра- Данко Изергиль. «Каждый сам себе судьба» Тип урока: урок-исследование Цели урока: 1.Обучающая: раскрыть центральную нравственно - философскую проблему

Шаблоны сочинении ЕГЭ по русскому Шаблон написания сочинения: 1. Формулировка проблемы. Среди множества проблем современности особенно актуальной остаётся Именно этот вопрос, который не может не беспокоить

Структура сочинения Вступление. Проблема, над которой размышляет автор. Комментарий. Авторская позиция Ваше мнение (согласие/несогласие с позицией автора). Первый аргумент. Второй аргумент. Вывод (заключение).

В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас Франческо Петрарка Столько интересных книг

Тема урока: «Стыд, вина, извинение» Ход урока Этапы урока Действия учителя Действия учащихся слайдов презентационног о материала. Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.

Хорошо" дое"хали? спроси"л сын, прислу"шиваясь к же"нскому го"лосу из-за две"ри. Он знал, что э"то был го"лос той да"мы, кото"рая встре"тилась ему" при вхо"де. Да"ма сно"ва вошла" в вагон. Вро"нский вспо"мнил

110 Учитель начальной школы Степанова С.С. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ. При планировании уроков каждый учитель обязательно ставит учебные,

ОПЛАКИВАЯ ПОТЕРЮ КОГО-ТО ОЧЕНЬ ЗНАЧИМОГО Разработала Marge Heegaard Перевела Татьяна Панюшева Для заполнения детьми Имя Возраст Ты пережил очень трудное время. И то, что у тебя путаются мысли и чувства

ГОУ НПО ПУ 5 Классный час на тему «Воспитание семейных ценностей» Классный руководитель: Новикова А.Ф. 2010 г. Цель: формирование и развитие семейных ценностей. Задачи: 1.воспитывать любовь и уважение

Район/ Муниципий MINISTERU EDUCAŢIEI A REPUBICII MODOVA AGENŢIA NAŢIONAĂ PENTRU CURRICUUM ŞI EVAUARE Место жительства Учебное заведение Фамилия, имя ученика РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

МОУ Уржумская средняя общеобразовательная школа МОЁ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО Ульянова Светлана Петровна Добрый день! Зовут меня Ульянова Светлана Петровна. Я работаю в Уржумской средней общеобразовательной

Урок 1 Вы начали новую жизнь Что происходит, когда гусеница становится бабочкой? Как семя превращается в могучее дерево? Управляют этими процессами и производят эти изумительные перемены законы природы.

Цели и задачи: «Никто не забыт- ничто не забыто!!!» 1 класс. Формирование основ мировоззрения, интереса к общественным явлениям; Воспитание чувства патриотизма, гордости за советский народ. Представления

ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН (1870-1953) «Позабыв про горе и страданья, Верю я, что кроме суеты, На земле есть мир очарованья, Чудный мир любви и красоты.» Первые годы жизни. Семья. Родился 22 октября 1870 год.

МКОУ «Специальная школа 106» Классный час «Нравственные ценности» Подготовила и провела: Шепелева А.С., классный руководитель 7 класса Новокузнецкий городской округ Нравственные ценности Цели Формирование

Оглавление Примеры эпитафий... 1 Общие... 1 Ребенку... 4 Ему (мужу, отцу, сыну)... 4 Отцу... 6 Сыну... 6 Ей (жене, матери, дочери)... 7 Матери... 9 Дочери... 9 Родителям... 9 Примеры эпитафий Общие - Помним,

МБОУ СОШ 75 г.н. Новгорода Сочинение на тему: Не смолкнет слава фронтовая - трудовая наших дедов и отцов. Выполнил: ученик 5а класса Чекушкин Даниил Проверила: учитель русского языка и литературы Потапова

Особенный ребёнок в современной литературе (по повести Р. Эльф «Синий дождь») Концепция: Особенный ребёнок - органическая часть современного общества Задачи: Обучающие: учить характеризовать героев художественного

Конспект урока 1 по произведению «Конь с розовой гривой» Виктора Астафьева Тема: «Жизнь на миру» Цель: а) воспитательная - раскрыть с учащимися важные нравственные вопросы, заставляя их задуматься об истинной

Консультация для родителей. Как научить ребёнка любить литературу (материал из опыта работы) Романова Юлия Валерьевна воспитатель МКДОУ «Детский сад общеразвивающего вида 152» города Кирова romnikita.julia

Материалы к сочинению по направлению «Дом» (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»): дом, милый дом Как жаль, что этот роман вызывает у вас, друзья мои, страх уже одним своим видом! Великий роман великого

Сонамитянка У Бога есть особенные люди, Их верою творит Он чудеса. Для них Он открывает все пределы, И невозможное возможно с Ним всегда! Той женщины мы имени не знаем... Но сквозь века из Библии дошла

Борис Петрович Екимов А говорили всё проходит И позабудется в свой срок. Но боль войны живёт в народе И бродит, как в берёзе сок. А. Селезнёв Великая Отечественная война. Те, кто пережил её, не могут избавиться

Всем нам хорошо известен тот отрывок из Евангелия, где запечатлен апостолом и Евангелистом Иоанном Богословом разговор Иисуса Христа с самарянкой. Но давайте освежим память, и прочтем этот евангельский

Тема урока: Е. Пермяк «Пичугин мост». Цель урока: Познакомить учащихся с новым разделом, с творчеством писателя; добиться понимания рассказа, отработать навыки выразительного чтения; сформировать навык

Поэма, 1975 г. Перевод с балкарского Н. Гребнева 1 Мне легенду старую случилось Услыхать от друга в час, когда В небе Темерес-Кале светилась Эта одинокая звезда. И до сей поры меня тревожат Те услышанные

Барженакова Алѐна Викторовна учитель начальных классов Первая школьная отметка родительское собрание Цели собрания: 1. Показать родителям значение школьной отметки в жизни ребенка. 2. Формировать культуру

Монетки в море Мы монетки кидали в море, Но сюда мы, увы, не вернулись. Мы с тобою любили двое, Но не вместе в любви захлебнулись. Нашу лодку разбили волны, И любовь потонула в пучине, Мы с тобою любили

СТУДЕНТ АНТОН ЧЕХОВ (1860 1904) ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ ЗАДАНИЕ 1. Ответьте на вопросы к тексту. 1) Какая погода была в течение всего дня, до вечера? Погода была хорошая, тихая, в лесу кричали птицы и весело

Знакомо ли тебе чувство раздражения и злости, когда муж требует не общаться с подругой, подруга бомбардирует сообщениями одновременно скайп, аську и все существующие социальные сети, желая поведать тебе

Сочинение на тему я хочу вам рассказать об одном добром человеке В честь 55-летия школы учащиеся писали сочинения об учителях. Интеллигентность, принципиальность, способность тонко чувствовать человека

Глава 1 За пределами просветления только запредельность Первый вопрос: Ошо, Что находится за пределами просветления? За пределами просветления есть только запредельность. Просветление это последнее прибежище.

Муниципальное казенное образовательное учреждение Тугулымская средняя общеобразовательная школа 26 У войны не детское лицо (научно- исследовательский проект) Составила: Шатрова Анна, ученица 3 «б» класса

Образ и характер героя в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» 9 класс Учитель русского языка и литературы Крюков С. Д. Содержание Эпиграф к уроку... 3 М. Шолохов «Я родился на Дону» 4 Михаил Александрович

Маленькая Душа и Солнце Притча от Нила Дональда Уолша Однажды жила-была Маленькая Душа, и сказала она Богу: Я знаю, кто я есть! И Бог сказал: Это прекрасно! Кто же ты? И Маленькая Душа прокричала: Я Есть

РАЗРАБОТКА УРОКА «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») СОСТАВЛЕН: Михайловой Ириной Владимировной учителем начальных классов МБОУ СОШ 5 2014-15 учебный год г. Калуга

Ó ÅÍÈÅ ÂÛØÅ ÎÃÐÀÍÈ ÅÍÈÉ ÊÓËÜÒÓÐÛ Áàáèÿ, Èñïàíèÿ 28 ñåíòÿáðÿ 1991 ãîäà 7 Обычно людям свойственна ограниченность. Знание просветленных Учителей, таких как Будда и Христос, выше ограничений, но Учителя передают

Все права защищены 2009. Сергей Попов Разрешается свободная публикация статьи на других ресурсах с обязательной ссылкой на источник http://www.popovsergey.com Счастливый человек - свободный человек? Мне

Занятие по программе «Основы религиозных культур и светской этики» «Свобода и моральный выбор человека»

Открытый урок литературы в 5 классе «Почувствуйте вкус слова «доброта» по сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»» Эфендиева Наида Джумаевна, учитель русского языка и литературы Дата проведения: 14 декабря

Анализ произведения

«Не стоит село без праведника» — таково первоначальное на­звание рассказа. Рассказ перекликается со многими произведе­ниями русской классической литературы. Солженицын как будто переносит какого-либо из героев Лескова в историческую эпоху XX века, послевоенное время. И тем драматичнее, трагичнее ви­дится судьба Матрены посреди этой обстановки.

Жизнь Матрены Васильевны, казалось бы, обычная. Она всю ее посвятила труду, самозабвенному и тяжелому труду кресть­янскому. Когда началось строительство колхозов, она пошла и туда, но из-за болезни ее оттуда выпустили и теперь уже при­влекали тогда, когда отказывались другие. И работала она не за деньги, денег никогда не брала. Уже потом, после ее смерти, ее золовка, у которой поселился рассказчик, будет зло вспоминать, а точнее припоминать ей эту ее странность.

Но так ли уж проста судьба Матрены? А кто знает, каково это — полюбить человека и, не дождавшись его, выйти замуж за другого, нелюбимого, а потом увидеть своего суженого через не­сколько месяцев после свадьбы? И каково потом жить с ним бок о бок, видеть его каждый день, чувствовать на себе вину за несложившуюся его и свою жизнь? Муж не любил ее. Она родила ему шестерых детей, но ни один из них не выжил. И ей пришлось взять на воспитание дочь своего любимого, но уже чужого. Сколько душевного тепла и доброты накопилось в ней, столько она и вло­жила в свою приемную дочь Киру. Пережила Матрена так много, но не утратила того внутреннего света, которым светились ее глаза, отливала улыбка. Она ни на кого не держала зла и только огорчалась, когда ее обижали. Она не сердится на своих сестер,появившихся только тогда, когда все в ее жизни уже стало бла­гополучно. Она живет тем, что есть. А потому не накопила за свою жизнь ничего, кроме двухсот рублей на похороны.

Переломным моментом в ее жизни стало то, что у нее хотели увезти горницу. Не было ей жалко добра, она никогда о нем не жалела. Страшно ей было подумать, что будут ломать ее дом, в котором вся ее жизнь пролетела как один миг. Сорок лет прове­ла она здесь, перенесла и две войны, революцию, отголосками пролетевшую. И для нее сломать и забрать ее горницу — значит разломать и разрушить ее жизнь. Для нее это был конец. Не слу­чаен и реальный финал романа. Человеческая жадность губит Матрену. Больно слышать слова автора о том, что Фаддей, из-за чьей алчности и началось дело, в день смерти и потом уже похо­рон Матрены только и думает об оставленном срубе. Он не жалеет ее, не плачет по той, кого так горячо любил когда-то.

Солженицын показывает ту эпоху, когда с ног на голову пере­вернулись жизненные устои, когда собственность стала предме­том и целью жизни. Автор не зря задается вопросом, почему вещи называют «добром», ведь это по сути дела зло, причем страшное. Матрена понимала это. Она не гналась за нарядами, одевалась по- деревенски. Матрена — это то воплощение истинной народной нравственности, нравственности общечеловеческой, на которой весь мир держится.

Так и осталась Матрена не понятой никем, никем не оплакан­ной по-настоящему. Только Кира одна плакала не по обычаям, а от души. Опасались за ее рассудок.

Рассказ мастерски написан. Солженицын — мастер предмет­ной детализации. Из мелких и, казалось бы, незначительных де­талей выстраивается у него особый объемный мир. Этот мир зрим и ощутим. Этот мир — Россия. Мы можем с точностью сказать, в какой точке страны находится деревня Тальново, но мы пре­красно понимаем, что в этой деревне — вся Россия. Солженицын соединяет общее и частное и заключает это в единый художе­ственный образ.

План

1. Рассказчик устраивается учителем в Тальново. Поселяется у Матрены Васильевны.

2. Постепенно рассказчик узнает о ее прошлом.

Рассказ «Матрёнин двор» был написан Солженицыным в 1959 г. Первое название рассказа – «Не стоит село без праведника» (русская пословица). Окончательный вариант названия придумал Твардовский, который был в то время редактором журнала «Новый мир», где и был напечатан рассказ в № 1 за 1963 г. По настоянию редакции начало рассказа было изменено и события отнесены не к 1956, а к 1953 г., то есть к дохрущёвской эпохе. Это поклон Хрущёву, благодаря разрешению которого был напечатан первый рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича» (1962).

Образ рассказчика в произведении «Матрёнин двор» автобиографичен. После смерти Сталина Солженицын был реабилитирован, действительно проживал в деревне Мильцево (Тальново в рассказе) и снимал угол у Матрёны Васильевны Захаровой (Григорьевой в рассказе). Солженицын очень точно передал не только подробности жизни прототипа Марёны, но и особенности быта и даже местного говора деревни.

Литературное направление и жанр

Солженицын развивал толстовскую традицию русской прозы в реалистическом направлении. Рассказ соединяет в себе черты художественного очерка, собственно рассказа и элементы жития. Жизнь русской деревни отражена настолько объективно и многообразно, что произведение приближается к жанру «рассказ романного типа». В этом жанре характер героя показан не только в переломный момент своего развития, но и освещена история характера, этапы его становления. В судьбе героя отражается судьба всей эпохи и страны (как говорит Солженицын, земли).

Проблематика

В центре рассказа нравственная проблематика. Стоят ли многие человеческие жизни захваченного участка или продиктованного человеческой жадностью решения не делать второго рейса трактором? Материальные ценности в народе ценятся выше, чем сам человек. У Фаддея погиб сын и некогда любимая женщина, зятю угрожает тюрьма, а дочь безутешна. Но герой думает о том, как спасти брёвна, которые не успели сжечь работники на переезде.

Мистические мотивы в центре проблематики рассказа. Это мотив неузнанного праведника и проблема проклятия на вещах, к которым прикасаются люди с нечистыми руками, преследующие корыстные цели. Так Фаддей взялся валить Матрёнину горницу, тем самым сделав её проклятой.

Сюжет и композиция

У рассказа «Матрёнин двор» есть временная рамка. В одном абзаце автор рассказывает о том, что на одном из переездов и через 25 лет после определённого события поезда замедляют ход. То есть рамка относится к началу 80-х, остальное повествование – объяснение того, что случилось на переезде в 1956, в год хрущёвской оттепели, когда «что-то стронулось».

Герой-рассказчик находит место своего учительства почти мистическим образом, услышав на базаре особый русский говорок и поселившись в «кондовой России», в деревне Тальново.

В центре сюжета – жизнь Матрёны. О её судьбе рассказчик узнаёт от неё самой (она рассказывает о том, как к ней сватался Фаддей, пропавший в первую войну, и как она вышла замуж за его брата, пропавшего во вторую). Но больше о молчаливой Матрёне герой выясняет из собственных наблюдений и от других.

В рассказе подробно описывается изба Матрёны, стоящая в живописном месте у озера. Изба играет в жизни и смерти Матрёны важную роль. Чтобы понять смысл рассказа, нужно представлять себе традиционную русскую избу. Изба Матрёны делилась на две половины: собственно жилая изба с русской печью и горница (её построили для старшего сына, чтобы отделить его, когда он женится). Именно эту горницу и разбирает Фаддей, чтобы построить избу племяннице Матрёны и собственной дочери Кире. Изба в рассказе одушевлена. Отставшие от стены обои называются её внутренней шкурой.

Живыми чертами наделены и фикусы в кадках, напоминающие рассказчику безмолвную, но живую толпу.

Развитие действия в рассказе - это статичное состояние гармоничного сосуществования рассказчика и Матрёны, которые «не в еде находят смысл повседневного существования». Кульминация рассказа – момент разрушения горницы, а основной мыслью и горьким предзнаменованием произведение заканчивается.

Герои рассказа

Герой-рассказчик, которого Матрёна зовёт Игнатич, с первых строк даёт понять, что прибыл из мест заключения. Он ищет работу учителя в глуши, в русской глубинке. Только третья деревня удовлетворяет его. И первая, и вторая оказываются испорченными цивилизацией. Солженицын даёт понять читателю, что осуждает отношение к человеку советских бюрократов. Рассказчик презирает власти, не назначающие Матрёне пенсию, вынуждающие работать в колхозе за палочки, не только не дающие торфа для топки, но и запрещающие о нём спрашивать. Он мгновенно принимает решение не выдавать Матрёну, варившую самогон, скрывает её преступление, за которое ей грозит тюрьма.

Много переживший и повидавший, рассказчик, воплощая точку зрения автора, обретает право судить обо всём, что наблюдает в деревне Тальново – миниатюрном воплощении России.

Матрёна – главная героиня рассказа. О ней автор говорит: «У тех людей лица хороши, кто в ладах с совестью своей». В момент знакомства лицо Матрёны желто, а глаза замутнены болезнью.

Чтобы выжить, Матрёна выращивает мелкую картошку, тайно приносит запретный торф из лесу (до 6 мешков в день) и тайно же скашивает сено для своей козы.

В Матрёне отсутствовало бабье любопытство, была она деликатной, не досаждала расспросами. Матрёна сегодняшняя – потерянная старуха. Автор знает о ней, что замуж она вышла ещё до революции, что детей у неё было 6, но все быстро умирали, «так что двое сразу не жило». Муж Матрёны не вернулся с войны, а пропал без вести. Герой подозревал, что у него новая семья где-нибудь за границей.

У Матрёны было качество, которое отличало её от остальных жителей деревни: она бескорыстно помогала всем, даже колхозу, из которого её выгнали по болезни. В её образе есть много мистического. В молодости она могла поднять мешки любой тяжести, остановила на скаку коня, предчувствовала свою гибель, боясь паровозов. Ещё одно предзнаменование её смерти – пропавший невесть куда на Крещение котелок со святой водой.

Смерть Матрёны кажется случайностью. Но почему же в ночь её смерти мыши мечутся, как безумные? Рассказчик предполагает, что это через 30 лет ударила угроза Матрёниного деверя Фаддея, грозившего порубить Матрёну и собственного брата, женившегося на ней.

После смерти обнаруживается святость Матрёны. Плакальщицы замечают, что у неё, полностью раздавленной трактором, осталась только права рука, чтобы молиться Богу. А рассказчик обращает внимание на её лицо, скорее живое, чем мёртвое.

Односельчане отзываются о Матрёне с пренебрежением, не понимая её бескорыстности. Золовка считает её нечистоплотной, не бережной, не склонной накапливать добро, Матрёна не искала своей выгоды и помогала другим бесплатно. Презираема односельчанами была даже Матрёнина сердечность и простота.

Только после смерти рассказчик понял, что Матрёна, «не гоняющаяся за обзаводом», равнодушная к еде и одежде – это основа, стержень всей России. На таком праведнике стоит село, город и страна («вся земля наша»). Ради одного праведника, как в Библии, Бог может пощадить землю, уберечь от огня.

Художественное своеобразие

Матрёна предстаёт перед героем как сказочное существо, подобное Бабе Яге, которая нехотя слезает с печки, чтобы покормить прохожего царевича. У неё, как у сказочной бабки, есть животные-помощники. Колченогая кошка незадолго до смерти Матрёны уходит из дома, мыши, предчувствуя гибель старушки, шуршат особенно. А вот тараканы равнодушны к судьбе хозяйки. Вслед за Матрёной умирают её любимые фикусы, похожие на толпу: они не представляют практической ценности и выносятся на мороз после смерти Матрёны.

"Не стоит село без праведника" - таково первоначальное название рассказа. Рассказ перекликается со многими произведениями русской классической литературы. Солженицын как будто переносит какого-либо из героев Лескова в историческую эпоху XX века, послевоенное время. И тем драматичнее, трагичнее видится судьба Матрены посреди этой обстановки.

Жизнь Матрены Васильевны, казалось бы, обычная. Она всю ее посвятила труду, самозабвенному и тяжелому труду крестьянскому. Когда началось строительство колхозов, она пошла и туда, но из-за болезни ее оттуда выпустили и теперь уже привлекали тогда, когда отказывались другие. И работала она не за деньги, денег никогда не брала. Уже потом, после ее смерти, ее золовка, у которой поселился рассказчик, будет зло вспоминать, а точнее припоминать ей эту ее странность.

Но так ли уж проста судьба Матрены? А кто знает, каково это - полюбить человека и, не дождавшись его, выйти замуж за другого, нелюбимого, а потом увидеть своего суженого через несколько месяцев после свадьбы? И каково потом жить с ним бок о бок, видеть его каждый день, чувствовать на себе вину за несложившуюся его и свою жизнь? Муж не любил ее. Она родила ему шестерых детей, но ни один из них не выжил. И ей пришлось взять на воспитание дочь своего любимого, но уже чужого. Сколько душевного тепла и доброты накопилось в ней, столько она и вложила в свою приемную дочь Киру. Пережила Матрена так много, но не утратила того внутреннего света, которым светились ее глаза, отливала улыбка. Она ни на кого не держала зла и только огорчалась, когда ее обижали. Она не сердится на своих сестер, появившихся только тогда, когда все в ее жизни уже стало благополучно. Она живет тем, что есть. А потому не накопила за свою жизнь ничего, кроме двухсот рублей на похороны.

Переломным моментом в ее жизни стало то, что у нее хотели увезти горницу. Не было ей жалко добра, она никогда о нем не жалела. Страшно ей было подумать, что будут ломать ее , в котором вся ее жизнь пролетела как один миг. Сорок лет провела она здесь, перенесла и две войны, революцию, отголосками пролетевшую. И для нее сломать и забрать ее горницу - значит разломать и разрушить ее жизнь. Для нее это был конец. Не случаен и реальный финал романа. Человеческая жадность губит Матрену. Больно слышать слова автора о том, что Фаддей, из-за чьей алчности и началось дело, в день смерти и потом уже похорон Матрены только и думает об оставленном срубе. Он не жалеет ее, не плачет по той, кого так горячо любил когда-то.

Солженицын показывает ту эпоху, когда с ног на голову перевернулись жизненные устои, когда собственность стала предметом и целью жизни. Автор не зря задается вопросом, почему вещи называют "добром", ведь это по сути дела зло, причем страшное. Матрена понимала это. Она не гналась за нарядами, одевалась по - деревенски. Матрена - это то воплощение истинной народной нравственности, нравственности общечеловеческой, на которой весь мир держится.

Так и осталась Матрена не понятой никем, никем не оплаканной по-настоящему. Только Кира одна плакала не по обычаям, а от души. Опасались за ее рассудок.

Рассказ мастерски написан. Солженицын - мастер предметной детализации. Из мелких и, казалось бы, незначительных деталей выстраивается у него особый объемный мир. Этот мир зрим и ощутим. Этот мир - Россия. Мы можем с точностью сказать, в какой точке страны находится деревня Тальново, но мы прекрасно понимаем, что в этой деревне - вся Россия. Солженицын соединяет общее и частное и заключает это в единый художественный образ.

План

Рассказчик устраивается учителем в Тальново. Поселяется у Матрены Васильевны. Постепенно рассказчик узнает о ее прошлом. Фаддей приходит к Матрене. Он хлопочет за горницу, что Матрена обещала Кире, его дочери, воспитанной Матреной. При перевозе сруба через железнодорожные пути Матрена, ее племянник и муж Киры погибают. Из-за избы и имущества Матрены долго идут споры. А рассказчик переезжает к ее золовке.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Анализ рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор», план уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    В поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" полнее и ярче, чем в других произведениях, выступает основной герой творчества великого поэта - народ. Здесь Некрасов рисует различные типы крестьян, всесторонне показывает их жизнь - и в горе, и в "счастии". Одним из самых ярких в поэме является образ Матрены Тимофеевны, типичной русской крестьянки, образ, воплотивший в себе черты всех женщин матушки - Руси с их тяжелой, а порой и трагичной судьбой,
    ...Есть она тот самый праведник, Без которого... не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша. А. Солженицын. Матренин двор В своем рассказе "Матренин двор" А. И. Солженицын выступает преемником прекрасных традиций русских классиков, создавших незабываемую галерею образов русских женщин (некрасовские Матрена Тимофеевна, Орина, тургеневская Лукерья). Главная героиня рассказа - простая, одинокая старая женщина Матрена Васильевна. Никогда не была легкой ее жизнь, достаточно печалей и забот и сегодня. Из всего хозяйства - колченогая кошка да грязно-белая
    В произведении "Матренин двор" Александр Исаевич Солженицын описывает жизнь трудолюбивой, умной, но очень одинокой женщины - Матрёны, которую никто не понимал и не ценил, но всякий пытался воспользоваться её трудолюбием и отзывчивостью. Само название рассказа "Матренин двор" можно истолковать по-разному. В первом случае, например, слово "двор" может означать просто уклад жизни Матрёны, её хозяйство, её чисто бытовые заботы и трудности. Во втором случае, пожалуй, можно сказать, что слово "двор" акцентирует
    Оборудование 1. Словарь к уроку: Духовность, праведник, праведничество, характер. 2. Портрет А. И. Солженицына, иллюстрация к рассказу. 3. Магнитофон (запись финала рассказа). На доске записаны: проблемный вопрос “Можно ли Матрёну считать праведницей?” и ответы на него, в которых представлены различные точки зрения. “Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша” (А. И. Солженицын). “...Вывод этот
    В рассказе "Матренин двор" Солженицын выступает как писатель деревенской прозы. Его всегда волновала трагическая судьба русского крестьянства. В памяти у писателя хранились сотни историй из жизни сельских жителей. В произведении отчетливо звучит мотив поиска праведника, известный в русской литературе. Первоначальное название рассказа "Не стоит село без праведника" Солженицыну приказали заменить. Рассказ вышел под названием "Матренин двор". Действие в нем происходит в 1956 году во время правления Н. Хрущева. Писатель специально
    Поэма Н. А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" написана автором в стихотворной форме. Поэма состоит из четырех частей. Первая часть поэмы состоит из пяти глав и начинается с пролога. В прологе автор повествует читателю о том, что "семь мужиков" однажды решили узнать "кому живется весело, вольготно на Руси". Спор постепенно перешел в драку. На крик и шум повыглядывали из леса птицы и звери, а у пеночки упал из гнезда маленький птенчик.
    1. Какие типы крестьян изобразил Н. А. Некрасов в поэме "Кому на Руси жить хорошо"? Н. А. Некрасов создает несколько типов крестьян. Это семеро мужиков, ищущих счастливых людей на Руси. Второй тип - борцы за народ: Савелий-богатырь святорусский, Ермил Гирин, разбойник Кудеяр. Третий тип - труженики, которые еще терпят, но протест у них уже зреет: Матрена Тимофеевна, Яким Нагой. Поэт не идеализировал крестьян. Он показывает и тип холопов, рабов, упивающихся своим