Буклеты для родителей по рисованию нетрадиционными способами. Брошюра «Техника нетрадиционного рисования «пластилинография

Теперь быстро сложите лист по тому же сгибу и хорошенько прогладьте его ладошкой. Откройте и всмотритесь: что же получилось? Можно дорисовать до конечного результата.

НАБРЫЗГ

На зубную щетку набирается немного краски. Наклоните щетку над листом бумаги, а картонкой или расческой проведите по ворсу. Брызги разлетятся по чистому листу. Так можно изобразить звездное небо, салют. А еще можно вырезать любой силуэт и разместить на листе бумаги и разбрызгать краску. Затем убрать силуэт и у вас останется белый след, его можно дополнить, подрисовываю недостающие линии кисточкой.

Рисование СВЕЧКОЙ

Нарисовать на листе рисунок свечкой. Можно под лист бумаги положить рисунок и обвести контуры свечкой. Затем весь лист покрыть краской. Получится рисунок – негатив.

Рисование ПО-СЫРОМУ

Слегка намочите бумагу и положите ее на влажную салфетку, чтобы бумага не высыхала. Возьмите акварельные краски (или акварельные карандаши) и нарисуйте все, что угодно.

ГРАТТАЖ

Имитирует гравюру. Для основы можно взять картон любого цвета или разноцветную тонированную бумагу. Весь фон полностью натереть свечкой. В черную или цветную гуашь добавить немного шампуня и тщательно перемешать. Покрыть весь слой парафина гуашью. Дать высохнуть. Затем любым острым предметом (палочкой, зубочисткой, старым шариковым стержнем и пр.) процарапывать рисунок.

ПЕЧАТКА

Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя

Коробочками от мака можно нарисовать звездочки, одуванчик, снежинки и пр. Лишайником, мхом получаются красивые полянки с травой, пушистые зверьки, крона деревьев и др.

Рисование СПОСОБОМ «ТЫЧКА»

«Тычки» могут быть разными: грифельный карандаш с резинкой на конце, старая обрезанная кисть на 1 мм, щетинная кисть, трубочка от фломастера с вставленным поролоном и пр. В тарелки разливается гуашь. Затем при помощи «тычков» наносится краска на изображение, сначала по контуру, потом внутреннее изображение. Готовый рисунок имитирует технику рисования «пуантилизм». «Тычком» можно нарисовать шерсть животных, полянку, крону дерева. Разнообразие изображения зависит от выбранного материала для «тычка».

Рисование СОЛЬЮ

На листе быстро нарисовать рисунок акварельюи, пока краска не высохла, посыпать рисунок солью. Дать рисунку просохнуть. Затем стряхнуть соль и полюбоваться полученным эффектом зернистости.

Рисование КАРТОНОМ

Край небольшого прямоугольного кусочка плотного картона обмакнуть в краску. Прижать к бумаге торцом и сдвигать в сторону. Получается широкая линия. Можно проводить прямые горизонтальные и вертикальные линии, наклонные, волнистые, зубчатые. Детям этот способ очень нравится!

Рисование МЫЛЬНОЙ ПЕНОЙ

Особенно хорошо подходит для необычного тонирования листа. На пластину оргстекла наносится пышная пена и быстро раскрашивается яркими разноцветными красками. Затем сверху положить лист и прижать. Снять лист, просушить.

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». В.А.Сухомлинский

Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия.

Сложной для дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. И далеко не все дети справляются с поставленной перед ними задачей. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведет к развитию детской неуверенности. Решить данные проблемы помогают нетрадиционные способы рисования

Занятия по рисованию с детьми следует начинать со способов, не требующих от маленьких художников профессионально четких линий, несущих важную художественную нагрузку. Сначала следует научиться рисовать пальчиком. Затем задачу можно усложнить: использовать в процессе рисования тампончики, жесткую кисть.

На последующих занятиях подведите детей к решению новых задач и применению различных способов изображения сюжета, пейзажа, натюрморта Неотъемлемой частью работы должны стать экспериментирование с красками (создание новых оттенков) и совместное разрабатывание способов рисовании.

Данный вид деятельности позволяет: Сделать работы детей более интересными, выразительными, красочными Развить детскую активность и самостоятельность, мышление и зрительный генезис Находить новые способы для художественного изображения; Передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Рисование пальчиками по крупе На подносике рассыпается крупа (манка). Дети при помощи пальчиков создают знакомые простые образы.

Эбру Суть этой техники сводится к тому, что у жидкостей разная плотность и не растворяющиеся краски не тонут, они удерживаются на воде и создавая тонкую пленку.

ОБЪЕМНЫЕ ЗИМНИЕ КРАСКИ Если смешать в равном объеме клей ПВА и пену для бритья, то получится замечательная воздушная снежная краска. Через какое-то время краска застынет, и получится объемная зимняя картина.

Рисования с помощью соли и клея Предложить маленькому художнику новый способ рисования с помощью соли и клея. Вы будете удивлены, сколько восторга и эмоций вызовет этот необычный способ рисования. Ведь так интересно наблюдать, как краски сами "расходятся" по рисунку, а картина получается яркая и объемная.

РИСОВАНИЕ НА ПЕНЕ ДЛЯ БРИТЬЯ Пена для бритья создает неповторимую базу для рисования. Она позволяет растягивать и закручивать капли краски в причудливые завитушки и зигзаги, а потом получить картинку со своим неповторимым сюжетом, который разгадать способны только дети. Конечно, такой способ рисования развивает творческое мышление и воображение, а процесс увлекает так, что однажды придется запасаться пеной для бритья впрок.

ВОЗДУШНЫЕ КРАСКИ Рисование воздушными красками заинтересовывает детей дошкольного возраста по причине того, что у детей этого возраста совсем небольшой жизненный опыт, поэтому им даже многие обычные для взрослых людей вещи и явления кажутся настоящим чудом. Уже сам процесс изготовления красок увлекает ребятишек.

РИСОВАНИЕ НА ФОЛЬГЕ Рисование на фольге методом продавливания наверняка увлечет ребенка, а также поможет развить мелкую моторику и внимание.

ПЛАСТИЛИНОВАЯ ЖИВОПИСЬ ИЗ ШПРИЦА Берем шприцы из воды, надавливаем на поршень и выдавливаем жгутики. Раздать детям альбомные листы, можно с контуром рисунка, ребенок жгутиками выкладывает картинку, а можно раздать чистые листы и уже здесь наступает время пофантазировать.

КРАСКИ В ПАКЕТЕ Краски налейте в прозрачный файл для папки или пищевой пакет. Закройте пакет и прилепите его скотчем на оконное стекло. Малыши с удовольствием будут надавливать на пакет, пытаясь смешать цвета между собой. Пакет можно прилепить и на стол, если нет возможности сделать это на окне

Рисование витражными красками Витражные краски - это краски для рисования по стеклу. Они доставят детям массу удовольствия, позволив в полной мере проявить свою фантазию. А изготовить их своими руками, оказывается очень просто и легко!

РИСУЕМ НА МОЛОКЕ С помощью молока можно легко создавать прекрасные картины даже без кисточки!

КАПЛЕТЕРАПИЯ Работа с разными цветами привлекает внимание ребенка, делает занятие ярким и интересным. Рисовать нужно точно и аккуратно, поэтому дети учатся концентрации внимания и их движения становятся все более координированными. Ребенок набирает пипеткой цветную воду и «рисует» капельками на пластиковой доске или бумаге.

РИСОВАНИЕ ВОСКОВЫМИ МЕЛКАМИ Рисование расплавленными мелками требует особенного внимания и тщательного присмотра со стороны взрослых. Но процесс удивительно захватывает всех участников, и результат отличается от прочих техник. . ы о

РИСУЕМ МЫЛЬНЫМИ ПУЗЫРЯМИ При помощи пластиковой трубочки сделайте побольше мыльных пузырей. Прислоните к пузырям бумагу, чтобы на ней получился отпечаток.

Рекомендации педагогам используйте разные формы художественной деятельности: коллективное творчество, самостоятельную и игровую деятельность детей по освоению нетрадиционных техник изображения; в планировании занятий по изобразительной деятельности соблюдайте систему и преемственность использования нетрадиционных изобразительных техник, учитывая возрастные и индивидуальные способности детей; повышайте свой профессиональный уровень и мастерство через ознакомление, и овладение новыми нетрадиционными способами и приемами изображения.

Спасибо за внимание

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Лучшим средством для этого является изобразительная деятельность. А нетрадиционные способы рисования позволяют развить в ребенке наблюдательность, художественный вкус, эстетическое восприятие, эмоции, творческие способности и умение доступными средствами создавать красивое.

Рисование нетрадиционными способами очень популярно у всех детей. Такому рисованию не надо учиться специально, не надо учиться проводить прямые линии, рисовать косые линии, не надо учиться рисовать круги, треугольники и т.д. Одним словом, чтобы ярко и быстро рисовать, не обязательно получать специальную подготовку. Просто надо взять несколько обычных предметов из домашнего повседневного обихода, немного поманипулировать с ними определенным образом, и рисунок готов!

Нетрадиционное рисование в младшей группе

Так как дети младшего дошкольного возраста, только начинают знакомиться с нетрадиционным рисованием, то на занятиях их лучше начинать знакомить с самыми простыми методиками: рисованием руками и штампованием.

Для таких занятий понадобятся: белая бумага, кисти, краски (гуашь или пальчиковые ), тряпочка или салфетка для вытирания рук. Суть такого рисования заключается в том, что используя вместо кисточки руку и ее части оставляя ими отпечатки, получить интересные рисунки: заборчик, солнышко, ежика, а можно и просто печатать пальчиком.

Работа со штампом

Дети очень любят что-то штамповать, поэтому они с радостью печатают контур нужной фигурки. При желании потом этим фигуркам можно дорисовать внутри нужные детали.

Нетрадиционное рисование в средней группе

В этот период дети продолжают рисовать руками, знакомятся с рисованием и печатанием различными предметам (листьями, ватными палочками, нитками и др.), техникой тычка жесткой кистью.

Печатание

Можно использовать: поролон, смятую бумагу, пенопласт, листья, ватные палочки и многое другое.

Понадобится: предмет, оставляющий нужный отпечаток, мисочка, гуашь, штемпельная подушечка из тонкого поролона, белая бумага.

Методика рисования: рисунок у детей получается в результате того, что ребенок прижимает предмет к пропитанной краской подушечке и потом наносит оттиск на белую бумагу. Чтобы изменить цвет, следует вытереть штамп и поменять мисочку с краской.

Ниткография

Понадобится: нитка, кисточка, мисочка, краски гуашь, белая бумага.

Методика рисования очень проста: ребенок складывает пополам лист бумаги, потом наносит выбранный цвет на нитку, выкладывает ее на одну сторону бумаги, а второй прикрывает сверху, потом хорошо проглаживает и быстро выдергивает нитку. Когда лист раскрывается, там получается какое-то изображение, которое можно дорисовать до задуманного образа.

Техника тычка жесткой кистью

Понадобится: жесткая кисть, краска гуашь, белый лист с нарисованным карандашом контуром.

Методика рисования: дети делают слева направо по линии контура рисунка тычки кисточкой с краской, не оставляя между ними белого места. Внутри полученного контура дети закрашивают такими же тычками, сделанными в произвольном порядке. При необходимости рисунок можно дорисовать тонкой кисточкой.

Нетрадиционное рисование в старшей группе

В старшей группе дети знакомятся уже с более сложными техниками: рисование песком, мыльными пузырями, кляксографией, печатанием по трафарету, монотипией, пластилинографией, смешиванием акварели с восковыми мелками или свечой, набрызгом.

Рисование акварелью по свечке или по восковым мелкам

Понадобится: восковые мелки или свечка, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Методика рисования: дети сначала рисуют восковыми мелками или свечой на белом листе, а потом закрашивают его весь акварелью. Рисунок, нарисованный мелками или свечой, останется белым.

Монотипия

Понадобится: бумага белого цвета, кисти, краски (гуашь или акварель).

Методика рисования: дети складывают белый лист пополам, на одной стороне рисуют половинку заданного предмета, а потом лист опять складывается и хорошо проглаживается, чтобы еще не высохшая краска отпечаталась на второй половине листа.

Кляксография

Понадобится: жидкая краска (акварель или гуашь), кисточка, белая бумага.

Методика рисования: ребенок, набрав краски на кисточку, с некоторой высоты капает на середину листа, потом бумагу наклоняет в разные сторону или дует на полученную каплю. Фантазия потом подскажет, на кого стала похожа полученная клякса.


Актуальность использования нетрадиционного рисования в детском саду заключается в том, что такое рисование вызывает у детей только положительные эмоции, так как дети не боятся ошибиться, становятся более уверенными в своих силах и у них появляется желание рисовать.

И в десять лет, и в семь, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует:
Далекий космос, ближний лес,
Цветы, машины, пляски, сказки…
Все нарисуем! Были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на Земле!
В.Д. Берестов.



Дошкольное образовательное

учреждение ясли- сад №288 г.Донецк


«Нетрадиционные способы рисования»

Составитель: Заведующая

Кисиленко Е.А.

Буслаева Людмила
Мастер-класс «Техники нетрадиционной изобразительной деятельности»

Мастер – класс

Тема : «Техники нетрадиционной изобразительной деятельности ».

I. Теоретическая часть.

1. Применение нетрадиционных материалов и техник .

2. Игра – приветствие «Друг» .

II. Практическая часть. Мастер – класс :

1. Техника «Рисование мятой бумагой» ;

2. Техника «Рисование зубной щёткой» ;

3. Техника «Рисование воздушными шарами» ;

4. Техника «Рисование парафиновой свечой» .

III. Анализ выставки работ педагогов. Художественное слово.

Цель : Расширять знания педагогов о нетрадиционных техниках рисования .

Программные задачи :

Познакомить со специальными и практическими умениями в области изобразительной деятельности по нетрадиционным техникам рисования , научить сочетать на практике несколько нетрадиционных техник в рисование , повысить уровень мастерства педагогов .

Развивать творческие способности, мелкую моторику рук, воображение.

Воспитывать аккуратность.

Методические приёмы :

Художественное слово, игры малой подвижности, рисование нетрадиционной техникой , пальчиковая гимнастика, музыкальное сопровождение.

Материалы : Бумага, гуашь, зубные щётки, воздушные шарики, парафиновые свечи, ёж, елочка.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка :

Мелкой моторики рук и тактильного восприятия,

Пространственной ориентации на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия,

Внимания и усидчивости,

Мышления,

Изобразительных навыков и умений , наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости,

Кроме того, в процессе этой деятельности формируется навыки контроля и самоконтроля.

Здравствуйте, дорогие гости!

Сегодня на мастер – классе мы вас познакомим с некоторыми видами нетрадиционного рисования .

«На игру вас приглашаем и улыбок обещаем,

Дружно в круг вставайте все – много радости в игре!»

Игра – приветствие «Друг»

«Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!»

(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой) .

А вы бы хотели стать маленькими художниками и творить чудеса?

Тогда закройте глаза и скажем волшебные слова.

«Топ – топ

Хлоп – хлоп

Вокруг себя повернись,

В маленького художника превратись!»

Вот мы и стали художниками.

Первая техника рисования – это рисование мятой бумагой.

Тема : «Воздушные шарики» , но сначала мы с вами поиграем.

Игра малой подвижности «Воздушный шарик» .

«С мамой в магазин ходили,

(идут по кругу)

Шар воздушный там купили

Будем шар там надувать,

Будем с шариком играть.

(останавливаются, поворачиваются лицом в центр, держатся за руки, выполняют «пружинку» )

Шар воздушный надувайся,

Шар воздушный раздувайся

(идут мелкими шагами назад, надувая шар)

Надувайся большой

Да не лопайся

Шар летел, летел, летел

Да за веточку задел (хлопают) »

Поднимают руки вверх покачивают ими из стороны в сторону. Руки на пояс медленно приседают, произносят «ш-ш-ш» .

На столе у вас приготовлены шаблоны шаров, краски и бумага для рисования.

:

1) Берём бумагу, разрываем её на клочки;

2) Скатываем в комочки;

3) Обмакиваем комочки в краску;

4)Наносим на лист бумаги, формируя задуманный рисунок.

1,2,3,4,5 чудо будем рисовать. (Садятся за столы и рисуют под музыку)

Вторая техника – «Рисование зубной щёткой» . Тема : «Ёжик»

Игра малой подвижности «Мы к лесной полянке вышли»

«Мы к лесной полянке вышли,

Поднимайте ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенёчки».

Ой, посмотрите, кто это под ёлкой сидит и грустит. (Ёжик) . Скажем ёжику «ЗДРАВСТВУЙ» . Давайте с ёжиком поиграем, развеселим его.

Пальчиковая гимнастика «Ёжик»

«Вот свернулся ёж в клубок

Может, ёжик ты продрог?

(сложить пальчики в кулачки) .

Солнца луч его коснулся –

Ёжик сладко потянулся!

(выпрямить пальцы – ёжик показывает колючки)

Хитрый ежик, хитрый ёж,

На клубочек он похож (вращаем руки)

На спине иголки очень – очень колки!

(несколько раз сжимаем кулачки)

Ёж по тропинке бежал,

(шевеля пальчиками, изображая бег )

Нам колючки показал

А колючки тоже на ежа похожи.

(выпрямить пальцы – ежик показал колючки) ».

Что - то ёжик всё равно грустный. Давайте, у него спросим :

«Что ты ежик загрустил?

Что ты носик опустил?

Отвечает грустный Ёж –

Больно я на мяч похож…»

Давайте ёжика развеселим и нарисуем ему длинные иголочки. Какие у ёжика иголки? (Длинные и колючие) . Возьмём зубные щётки и нарисуем в воздухе иголки. Ведём щёткой снизу вверх. Молодцы.

На столе лежат листы бумаги с нарисованным ёжиком, но без колючек. Колючки рисуют зубной щёткой.

Последовательность выполнения :

1) Берём зубную щётку;

2) Обмакиваем щётку в краску;

3) Рисуем иголки от ёжика вверх.

(Садятся за столы и рисуют) .

А теперь немного поиграем. Игра «Вышла курочка гулять»

Третья техника рисования – это рисование воздушными шарами. Очень интересный и простой для детей вид рисования. Тема : «Цыплята» .

Поможем курочке отыскать цыпляток, а то курочка беспокоится за них.

Последовательность выполнения :

1) Берём в руки шарик;

2) Обмакиваем в жёлтую краску;

3) Рисуем голову, туловище;

4) Затем кисточкой дорисуем клюв и лапки.

«Раз, два, три повернись

(Поворачиваются вокруг себя)

Потянулись, улыбнулись,

А теперь скорей садись,

Делом творческим займись».

(Садятся за столы и рисуют)

Публикации по теме:

Данный мастер класс будет интересен педагогам дополнительного образования по ИЗО деятельности, работающих с детьми дошкольного возраста,.

«Крымская весна».Комплексное занятие по изобразительной деятельности с применением нетрадиционной техники – Штампинг. (Штампуем пробками.

«Салют Победы»Мастер-класс по рисованию с применением нетрадиционной техники (смешения изобразительных материалов: восковых мелков и жидкой.

МБДОУ детский сад №6, Краснодарский край г. Крымск

Мамыркина В.А. Работа с родителями "Мир красок и фантазий" // Совушка. 2016. №2..2016.n2-a/VP16030044.html (дата обращения: 26.02.2019).

Цель: Создание условий для овладения нетрадиционными техниками рисования родителями в совместной деятельности с детьми.

Задачи:

  1. Создавать благоприятный микроклимат для развития фантазии и воображения у детей и родителей.
  2. Способствовать установлению партнерских отношений родителей с детьми.
  3. Познакомить родителей с особенностями детских рисунков.
  4. Способствовать развитию понимания у родителей ценности развития детского творчества.
  5. Познакомить родителей с нетрадиционными формами рисования.

Метод и прием: Беседа, показ, игровой прием.

Материал и оборудование : Краски акварель, гуашь, коктейльные трубочки, стаканы, палитра, шампунь, альбомные листы, кисточки.

Предварительная работа:
Разучивание песни "Юный художник"
Оформить альбом с образцами нетрадиционного рисования.
Подготовить буклеты, анкеты.

План проведения.

  1. Знакомство с нетрадиционным рисованием.
  2. Показать на экране слайд - шоу "Рисуют наши дети!
  3. Совместная деятельность детей и родителей "Клякса плюс мыльные пузыри"
  4. Раздача буклетов: "Порисуем вмести с мамой" - СКАЧАТЬ (.pub) или СКАЧАТЬ (.PDF)

Рассмотреть выставку детских работ.

Ход: Знакомство с нетрадиционным рисованием.
Воспитатель: Сегодня мы с вами собрались не по простому поводу, а побывать в стране "Красок и фантазии".
Все рисовали в детстве, а кто продолжает рисовать и сейчас!
Воспитатель: Рисование это обязательный этап в развитии каждого человека. Все мы в детстве рисовали кто-то в альбомах, кто-то мелками на асфальте, кто-то на обоях или на деревянных полах. Все дети любят рисовать, карандашами, красками, фломастерами.
Изобразительная деятельность ребенка-это изображения действительности, которое отражает внутренней мир ребенка, его душевное переживание взаимодействие с окружающим миром.
Воспитатель: В детском саду занятие рисование интересны для ребенка. Он радуется результату своей работы, он может подарить свой рисунок маме, папе, бабушке и. т д. Работая с детьми я пришла к выводу: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумления, удивления. И я выбрала направление в своей работе использование в рисование нетрадиционную технику.
Показ слайд-шоу "Много способов по разному рисовать!"
Воспитатель: Что значит нетрадиционная техника рисования.
Воспитатель: Это означает;
Интересное
На новый лад, что то новое
Весело
эмоциональное
Красиво, креативно
Ребенок любит быстро достигать результат в своей работе, а нетрадиционные техники способствуют этому.
Воспитатель: Это: Пальчиками.
Ладошками.
Палочками ватными.
Листьями.
Зубными щетками.
Восковыми мелками, свечкой.
Мятой бумагой.
Веревкой, донышком пластиковой бутылки.
Воспитатель: Сейчас мы проведем небольшое анкетирование, проверим вашу ответственность за развитие творческих способностей детей.(подведение баллов)
Сегодня я хочу вас познакомить с одной из техник, она называется "Кляксография".
Очень многие считает это-крайне ерундовое занятие. Эта техника умеет передавать силуэты, помогает научится развивать фантазию и творчество. Замечательный способ провести свободное время как с пользой, так и с хорошим настроением.
Показ слайд-шоу "Рисуют наши дети!"
Совместная деятельность детей и родителей.
Воспитатель: Сегодня мы проведем небольшой практику по рисованию "Клякса плюс, мыльные пузыри". В баночку с жидкой краской добавляем шампунь, хорошо размешиваем. Опускаем трубочку в банку и дуем до тех пор, пока верхом не поднимутся пузыри. Затем опускаем лист бумаги, затем слегка надавить и поднять вверх по всему листу. Поставим на лист бумаги большую кляксу (жидкая краска) и осторожно подуем на каплю… Побежала она вверх, оставляя за собой след. Повернем лист и снова подуем. А можно сделать еще одну, но другого цвета. Пусть встретятся. Что получится, фантазируйте сами. Благодарю за участие в нашей мастерской.
Раздача буклетов: "Порисуем вмести с мамой" - СКАЧАТЬ (.pub) или

Литература:

  1. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Для занятий с детьми 2-7 лет. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. 160 с.
  2. Погодина С.В. Шаг в искусство. Парциальная программа по изобразительному творчеству дошкольников. М.: ВАКО, 2015. 144с.
  3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа учебно-методическое пособие. М.: Цветной мир, 2013. 208 с.