Понятие духовной культуры. Критерии духовности. Духовная культура и ее особенности

В статье поговорим о духовной культуре личности и общества. Мы постараемся подробно разобраться в этом вопросе, максимально его раскрыть и обозначить все ключевые моменты.

Немного о теме

В современном мире есть очень много толкований такого понятия, как культура, но на самом деле этот термин пошёл от латинского слова, которое при дословном переводе означает «воспитание». Однако время шло, и значение этого слова расширялось. Таким образом, сегодня под этим термином понимают целую совокупность неких норм и ценностей, а также и мир вещей, который был накоплен человеком и обществом за весь период своего развития. Однако мы сосредоточимся исключительно на духовной культуре личности и общества, которая представляет наибольший интерес и является наиболее разносторонней.

Духовная культура

Отметим, что деление понятия на материальную и духовную составляющую началось почти две тысячи лет назад. Согласитесь, это довольно внушительный срок, который говорит о том, что на определенном этапе своего развития люди осознали двойственность ценностей. Под материальной культурой понимают разнообразие предметов, созданных руками человека. Это памятники, ландшафты, одежда, инструменты и так далее. Здесь перечислять можно очень много вещей, но цель нашей статьи не в этом. Под духовной культурой подразумевают некоторые нормы и нравы, а также представления о прекрасном и добре, религиозные учения, идеи и так далее. Таким образом, мы понимаем, что к духовной культуре во многом относятся интеллектуальные изобретения людей в сфере мысли. Однако именно отсюда исходит понимание того, что деление на формы духовной культуры довольно условное и размытое. Настоящих границ нет, потому что многие великие идеи получают материальное воплощение. Но мы должны понимать, что в основе этого лежит некий мыслеобраз, который сам по себе является великим достижением. В дальнейшем мы разделим духовную культуру личности и общества для лучшего понимания.

Истоки

Начнем с того, что рассмотрим одно из самых точных и лаконичных определений слова «культура». Оно принадлежит русскому философу Н. Бердяеву. Этот человек утверждал, что культура является продуктом творческой работы человеческого духа над физическими условиями. Таким образом, мы понимаем, что даже духовная культура всегда направлена на преобразование чего-то внешнего, о чем мы говорили выше.

Само понятие своими истоками восходит к немецкому философу, государственному деятелю и лингвисту по имени Вильгельм фон Гумбольдт, который представил довольно интересные философские идеи. Он является создателем теории, согласно которой мировая история - не что иное, как результат духовной силы, которая действует за пределами познания человека и может проявлять себя через отдельные творческие способности и таланты людей. Собственно, плоды этого творчества и являются духовной культурой личности и общества.

Индивидуум и группа

Что представляет собой культура отдельного человека? Во-первых, это некий духовный мир, который есть у каждого человека в той или иной степени. Его характер напрямую зависит от желаний, помыслов и устремлений отдельного индивидуума. Также духовный мир во многом определяется деятельностью человека и тем, насколько он способен создавать духовные продукты. Под этим подразумевается предложение научных идей, создание законов, творческая самореализация, совершенствование мира. Вторым определяющим фактором духовной деятельности отдельного человека являются его духовные ценности, по которым он живет и координирует свою жизнь. Сюда можно отнести законы и обычаи, а также традиции, которым человек подчиняется. При этом не надо недооценивать возможностей группового сознания, из-за которого человек может так или иначе подчиняться каким-то условностям, даже если на самом деле он этого не хочет.

Форма духовной культуры общества проявляется в общественном сознании, которое выражается в политике, в праве, нравах, религии, науке, философии. Уровень общества проявляется в том, как оно относится к искусству и литературе, как помнит и чтит своих предков, как относится к нестандартным решениям и необычным людям.

При этом в целом духовная культура подразумевает науку, религию, образование, язык и так далее. Благодаря всему этому появляются некие правила, модели, нормы поведения, эталоны, знания, символы и мифы. Заметим, что духовная культура человека является результатом работы не его рук, а разума. Несмотря на то, что нематериальные объекты почувствовать или услышать невозможно, так как они находятся лишь в сознании и поддерживаются благодаря общению, всё же определенные объекты культуры имеют своего носителя. Например, знания проявляются в материальном мире при помощи книг, обычаи приветствия - в рукопожатии. Это банальные примеры, но благодаря им можно понять смысл.

Ценности и нормы

Давайте рассмотрим культурные формы при помощи таких фильтров, как духовные ценности. Сюда относится понимание истины, справедливости, красоты и так далее. Известное выражение «вечные ценности» подразумевает под собой некий набор идеальных представлений, которые являются стержнем для человека и его опорой в трудных жизненных ситуациях. Именно эта культурная опора позволяет не опуститься и не потерять себя как личность. Вечные ценности — это ориентир, к которому надо двигаться даже тогда, когда вокруг полная неизвестность. При этом именно такие ценности являются ядром любой культуры.

Мировоззренческие ценности

Основы духовной культуры очень тесно переплетаются с мировоззренческо-философскими ценностями, в которых выражается сам смысл жизни человека и его отношений с миром. И в этом заключаются ключевые понятия, которыми мы будем оперировать и коими являются жизнь и смерть. В разное время эти ценности ассоциировались с противостоянием ада и рая, чёрного и белого, войны и мира. Но глубинная философия понимает, что жизнь и смерть - это не противоборствующие принципы, а единое целое, которое существует вне времени. Бытие человека описывается такими словами, как вечность, судьба, прошлое, настоящее и будущее. Это такие мировоззренческие ценности, которые требуют от человека осмысления и самоопределения. Влияние духовной культуры на общество в этом аспекте невероятно велико. Это вызвано тем, что такие ценности относят человека к классу разумных и думающих существ, которые могут соотносить свое существование с природой и космосом, а также находить взаимосвязи и проводить параллели. Это базовая группа ценностей, которая в каждом обществе является основной и формирует так называемую картину бытия всего мира. Благодаря таким понятиям человек может осознать свое отношение к миру и найти свое место в нем. Здесь подразумеваются такие важнейшие и фундаментальные понятия, как творчество, свобода, гуманизм и индивидуальность. Эти категории очень тонко граничат с нравственностью, о которой сегодня речь идет во всем мире.

Нравственные ценности

Проблемы духовной культуры очень часто касаются по большей части именно нравственной сферы. Дело в том, что эта группа регулирует взаимоотношения человека с окружающим миром с позиции противостояния либо сотрудничества. Ранее взаимосвязь осуществлялась исключительно посредством противостояния. Из-за этого были установлены довольно жесткие неписаные нормы, а также предписание, заповеди и табу, за нарушение которых следовало серьезнейшее наказание либо смерть. На данный момент все эти понятия изучает этика. Сейчас же основными категориями нравственных ценностей становятся добро и зло. Именно определение этих понятий является ключевым при трактовке таких качеств, как милосердие, достоинство, справедливость и человечность. Эти ценности представляют собой масштабный уровень морали, который существует на уровне всего человечества. Многие недооценивают роль нравов, но между тем они оказывают огромное влияние на отношения между отдельными людьми, группами и даже государствами. Ведь на любом из уровней взаимодействия фигурируют такие ценности, как верность, добросовестность, долг, коллективизм, патриотизм, трудолюбие. Всё, что мы перечисляли, позволяет соотносить свои интересы и интересы общества, чтобы добиться максимальных результатов обеих сторон. Именно поэтому мы говорим о том, что духовная культура личности и общества неделима. Нравственные ценности наиболее сильно влияют на частную жизнь каждого человека в области дружбы, такта, вежливости и любви. Этими понятиями во многом определяется качество жизни и внутреннее спокойствие каждого человека. Заметьте, что мораль является мощнейшим регулятором общественных отношений на разных уровнях.

Эстетические ценности

История духовной культуры невозможна без эстетики и красоты. Многие говорят о том, что красота - это добро и любовь, только выраженные по-другому. Что ж, поспорить с этим трудно, ведь эстетика дарит человеку гармонию. Древние греки определяли это чувство как умение понимать единство многообразия, чувство целостности и слаженности в повседневной жизни, в рутине. Когда человек гармонизирует отношения с другими и с миром, он таким образом создает себе отличный психологический климат, может наслаждаться своей жизнью. При этом гармония не может быть обыденной, она всегда приносит вдохновение и порождает красоту. Но эстетические ценности доступны не каждому человеку, так как они связаны с эмоциональным интеллектом. То же самое правило действует на уровне общества. Если человек или группа людей умеют принимать разные эмоции, сострадать, воспринимать разные оттенки чувств, то эта общность может гораздо более тонко и ярко прочувствовать эстетическую составляющую мира. Люди же, которые живут обыденно и не признают другой правды, кроме своей, сильно ограничены в возможностях своего восприятия. Они также будут ограничены в возможности совершенствования до тех пор, пока не освободятся от своих рамок и не научатся замечать окружающий мир. Основными эстетическими ценностями являются такие понятия, как возвышенность, трагедия, комедия, красота.

Формирование духовной культуры в области религиозных ценностей

Религиозные ценности очень специфичны, так как они зависят от конкретного общества и принятых в нём правил. Но при этом есть очень схожие черты. Это некоторые запреты и нравственные ценности, которые имеют наивысшую силу в данной религии. Если запреты преступают, а нравственные ценности не выполняют, то за этим следует грех. Мы не будем углубляться в религию, а просто скажем о том, что основными понятиями религиозных ценностей являются любовь, терпение и вера, смирение и милосердие.

Русская духовная культура

В нашей стране культура очень разнообразна. Это вызвано тем, что территория России очень большая, каждый уголок по-своему уникален. При этом важнейшей особенностью духовной культуры народов России является то, что вера в высшие силы здесь всегда была на первом месте. Люди издавна верили в то, что всё происходит не просто так и имеет свои последствия. Культура много раз преобразовывалась, приобретая новые черты и лишаясь старых, благодаря чему она становилась неповторимой и такой, какой мы наблюдаем её сегодня. Но это понятие динамичное, поэтому мы наблюдаем не статическую культуру, а просто её развитие в определенный временной отрезок.

Большое влияние на формирование русских особенностей оказывали страны Запада и Востока. Особенно ярко это проявилось в ограниченных культурных районах, которые стали благоприятной почвой для насаждения чужих идей. Культура отдельного русского может стать темой целой книги, а не статьи. С одной стороны, образ русского ассоциируется с Иваном-дурачком, который лежит на печи и ничего не делает, а потом резко получает большое богатство. Это характеризует ту часть русской личности, которая всегда стремится получить что-то даром. Не скрыть, что такие черты ментальности действительно присутствуют. Однако вторая часть русского человека заключается в том, что он будет идти к своей цели благородно и справедливо, если действительно этого хочет. При этом он может проявить недюжинную силу духа, смелость и смирение.

Состав

Многие исследователи говорят о том, что понятие духовной культуры для России не подходит в том плане, что она является комплексом сразу нескольких культур. Обычно выделяют три этнических компонента, а именно: финно-угорский, славянский и балтийский. Также заметно влияние германских, северокавказских и тюркских этнических групп.

Доминантной характеристикой нашей культуры является православие, которое было распространено на Руси и развивалось там довольно быстро. Но в то же время оно носило автономный характер. Государство всегда опиралось своей властью на религию, которая была важной областью духовной культуры. Она могла в один момент настроить людей против князя или же за него, что было очень важно.

Идеология

Хотелось бы рассмотреть данную область духовной культуры, которую мы выше никак не упоминали, ведь она довольно существенна. Идеология начала формироваться сравнительно недавно, так как в ранних обществах власть была у представителей силы, а после - у богатых. С приходом идеологии власть перешла в руки умных людей, которые умеют вести за собой массы. Эту проблему очень подробно рассматривали немецкие ученые Фридрих Энгельс и Карл Маркс. Они характеризуют эту категорию с негативной точки зрения, так как она способна формировать ложное сознание у людей. Таким образом, мы понимаем, что идеология является сложным социальным образованием, которое при этом может выгодно работать на того, кто ее создал. По сути, оно формирует ложное самосознание группы, общности или класса. Опасность идеологии в том, что она может привести к очень большим трагедиям, если власть окажется в руках глупого, но очень тщеславного человека, который легко может управлять эмоциями масс. Из-за этого многие исследователи говорят о том, что идеологию нужно рассматривать не как отдельную составляющую культуры, а как некую надстройку, которая присуща всем другим формам культуры.

Это действительно так, ведь религию, философию, искусство, науку, нравственность во многом определяет идеология. Что такое искусство? Духовная культура определяет это понятие как возможность личности самовыражаться и тем самым пополнять сундучок культуры всего мира. Ведь мы знаем, как искусство в руках идеологов может стать сильнейшим оружием и влиять на сознание людей. Для этого стоит вспомнить советские времена, когда некоторые авторы были в цене, скажем так, а некоторым категорически запрещали писать и даже отсылали в лагеря. Всё это было из-за того, что они могли напечатать нечто, неугодное власти, что бы посеяло в головах людей зерно сомнения.

Наука

Несмотря на всю свою рациональность, наука тоже является составляющей частью культуры. Она очень тесно связана с философией, которая является теоретическим фундаментом. Значение науки в современном мире огромно, и переоценить его сложно. Она влияет на сознание людей и их образ мыслей, меняя их мнение, и формирует точки зрения. Если ранее индивидуумы были склонны полагаться на какие-то религиозные книги или тех же идеологов, то сейчас человек в первую очередь обращается к науке и анализирует её доводы, а лишь затем делает выводы. И это замечательно, что современного человека уже не так просто водить за нос.

— его производством, распространением и сохранением. В этом смысле под культурой часто понимают художественное творчество музыкантов, писателей, актеров, живописцев; организацию выставок и режиссуру спектаклей; музейную и библиотечную деятельность и т.д. Есть еще более узкие значения культуры: степень развития чего-либо (культура труда или питания), характеристика определенной эпохи или народа (скифская или древнерусская культура), уровень воспитанности (культура поведения или речи) и др.

Во всех этих трактовках культуры речь идет как о материальных предметах (картинах, кинофильмах, зданиях, книгах, машинах), гак и о нематериальных продуктах (идеях, ценностях, образах, теориях, традициях). Материальные и духовные ценности, созданные человеком, называют соответственно материальной и духовной культурой.

Материальная культура

Под материальной культурой обычно понимаются искусственно созданные предметы, которые позволяют людям оптимальным способом приспособиться к природным и социальным условиям жизни.

Предметы материальной культуры создаются для удовлетворения разнообразных и поэтому рассматриваются в качестве ценностей. Говоря о материальной культуре того или иного народа, традиционно имеют в виду такие конкретные предметы, как одежда, оружие, утварь, продукты питания, украшения, устройство жилища, архитектурные сооружения. Современная наука, исследуя такие артефакты, способна реконструировать стиль жизни даже давно исчезнувших народов, о которых не остаюсь упоминаний в письменных источниках.

При более широком понимании материальной культуры в ней усматривают три основных элемента.

  • Собственно предметный мир, созданный человеком, — здания, дороги, коммуникации, приборы, предметы искусства и быта. Развитие культуры проявляется в постоянном расширении и усложнении мира , «одомашнивании» . Жизнь современного человека трудно представить без сложнейших искусственных устройств — компьютера, телевидения, мобильных телефонов и т.д., которые лежат в основании современной информационной культуры.
  • Технологии - средства и технические алгоритмы создания и использования объектов предметного мира. Технологии материальны, поскольку воплощены в конкретных практических способах деятельности.
  • Техническая культура - это конкретные навыки, умения, . Культура сохраняет эти навыки и умения наряду со знаниями, транслируя из поколения в поколение как теоретический, так и практический опыт. Однако в отличие от знаний навыки и умения формируются в практической деятельности, обычно наличном примере. На каждом этапе развития культуры наряду с усложнением технологий усложняются и навыки.

Духовная культура

Духовная культура в отличие от материальной не воплощена в предметах. Сфера ее бытия — не вещи, а идеальная деятельность, связанная с интеллектом, эмоциями, .

  • Идеальные формы существования культуры не зависят от отдельных человеческих мнений. Это — научные знания, язык, устоявшиеся нормы морали и и т.д. Иногда к этой категории относят деятельность образования и средств массовой коммуникации.
  • Интегрирующие формы духовной культуры соединяют разрозненные элементы общественного и личного сознания в цельное . На первых этапах развития человечества такой регулирующей и объединяющей формой выступали мифы. В современности ее место заняли , и в некоторой степени — .
  • Субъективная духовность представляет собой преломление объективных форм в индивидуальном сознании каждого конкретного человека. В этом отношении можно говорить о культуре отдельного человека (его багаже знаний, способности к моральному выбору, религиозных чувствах, культуре поведения и т.д.).

Соединение духовного и материального формирует общее пространство культуры как сложной взаимосвязанной системы элементов, постоянно переходящих друг в друга. Так, духовная культура — идеи, замыслы художника — может воплощаться в материальных вещах — книгах или скульптурах, а чтение книг или наблюдение предметов искусства сопровождается обратным переходом — от материальных вещей к знаниям, эмоциям, чувствам.

Качество каждого из этих элементов, а также тесная связь между ними определяют уровень нравственного, эстетического, интеллектуального, а в итоге — культурного развития любого общества .

Взаимосвязь материальной и духовной культуры

Материальная культура - это вся область материально-производственной деятельности человека и ее результаты — окружающая человека искусственная среда.

Вещи — результат материально-созидательной деятельности человека — являются важнейшей формой ее существования. Как и человеческое тело, вещь одновременно принадлежит двум мирам — природному и культурному. Как правило, вещи производятся из природных материалов, а частью культуры становятся после обработки человеком. Именно так когда-то действовали наши далекие предки, превращая камень в рубило, палку в копье, шкуру убитого зверя в одежду. При этом вещь приобретает очень важное качество — способность удовлетворять определенные человеческие потребности, быть полезной человеку. Можно сказать, что полезная вещь — начальная форма бытия вещи в культуре.

Но вещи с самого начала были еще и носителями социально значимой информации, знаками и символами, которые связывали человеческий мир с миром духов, текстами, хранящими информацию, необходимую для выживания коллектива. Это было особенно характерно для первобытной культуры с ее синкретизмом — целостностью, нерасчлененностью всех элементов. Поэтому наряду с практической полезностью существовала символическая полезность, позволявшая использовать веши в магических обрядах и ритуалах, а также придавать им дополнительные эстетические свойства. В древности появилась еще одна форма вещи — игрушка, предназначенная для детей, с помощью которой те овладевали необходимым опытом культуры, готовились к взрослой жизни. Чаще всего это были миниатюрные модели реальных вещей, иногда имевшие дополнительно эстетическую ценность.

Постепенно, в течение тысячелетий утилитарные и ценностные свойства вещей стали обособляться, что привело к образованию двух классов вещей — прозаических, чисто материальных, и вещей-знаков, используемых в ритуальных целях, например флаги и гербы государств, ордена и т.д. Между данными классами никогда не было непреодолимой преграды. Так, в церкви для обряда крещения используют специальную купель, но при необходимости ее можно заменить любым подходящим по размеру тазом. Таким образом, любая вещь сохраняет свою знаковую функцию, будучи культурным текстом. Стечением времени все большее значение стала приобретать эстетическая ценноегь вещей, поэтому красота долго считалась одной из важнейших их характеристик. Но в индустриальном обществе красота и польза стали разделяться. Поэтому появляется множество полезных, но некрасивых вещей и в то же время красивых дорогих безделушек, подчеркивающих богатство их владельца.

Можно сказать, что материальная вещь становится носителем духовного смысла, так как в ней закрепляется образ человека конкретной эпохи, культуры, социального положения и т.п. Так, рыцарский меч может служить образом и символом средневекового феодала, а в современной сложной бытовой технике легко увидеть человека начала XXI в. Портретами эпохи являются и игрушки. Например, современные технически сложные игрушки, среди которых много моделей оружия, довольно точно отражают лицо нашего времени.

Социальные организации также являются плодом человеческой деятельности, еше одной формой материальной предметности, материальной культуры. Становление человеческого общества проходило в тесной связи с развитием социальных структур, без которых невозможно существование культуры. В первобытном обществе в силу синкретизма и однородности первобытной культуры существовала лишь одна социальная структура — родовая организация, обеспечивавшая все бытие человека, его материальные и духовные потребности, а также передачу информации следующим поколениям. С развитием общества стали формироваться разные социальные структуры, отвечавшие за повседневную практическую жизнь людей (труд, общественное управление, война) и за удовлетворение его духовных потребностей, прежде всего религиозных. Уже на Древнем Востоке четко выделяются государство и культ, тогда же появились школы как часть педагогических организаций.

Развитие цивилизации, связанное с совершенствованием техники и технологии, строительством городов, формированием классов, требовало более эффективной организации общественной жизни. В результате появились социальные организации, в которых опредмечивались экономические, политические, правовые, нравственные отношения, техническая, научная, художественная, спортивная деятельность. В экономической сфере первой социальной структурой стал средневековый цех, в Новое время сменившийся мануфактурой, развившейся сегодня до промышленных и торговых фирм, корпораций и банков. В политической сфере помимо государства появились политические партии и общественные объединения. Правовая сфера создала суд, прокуратуру, законодательные органы. Религия сформировала разветвленную церковную организацию. Позже появились организации ученых, художников, философов. Все существующие сегодня сферы культуры имеют сеть созданных ими социальных организаций и структур. Роль данных структур повышается стечением времени, так как возрастает значение организационного фактора в жизни человечества. Через эти структуры человек осуществляет управление и самоуправление, создаст основу для совместной жизни людей, для сохранения и передачи накопленного опыта следую щи м п окол с н и я м.

Вещи и социальные организации в совокупности создают сложную структуру материальной культуры, в которой выделяют несколько важнейших направлений: сельское хозяйство, здания, инструменты, транспорт, связь, технологии и т.п.

Сельское хозяйство включает в себя выведенные в результате селекции сорта растений и породы животных, а также культивированные почвы. С этой областью материальной культуры напрямую связано выживание человека, так как она дает продукты питания и сырье для промышленного производства. Поэтому человек постоянно заботится о выведении новых, более продуктивных видов растений и животных. Но особенно важна правильная обработка почвы, поддерживающая ее плодородие на высоком уровне, — механическая обработка, удобрение органическими и химическими удобрениями, мелиорации и севооборот — последовательность культивирования разных растений на одном участке земли.

Здании — места обитания людей со всем разнообразием их занятий и бытия (жилье, помещения для управленческой деятельности, развлечений, учебной деятельности), и сооружении — результаты строительства, меняющие условия хозяйства и быта (помещения для производства, мосты, плотины и т.н.). Как здания, так и сооружения являются результатом строительства. Человек должен постоянно заботиться о поддержании их в порядке, чтобы они могли успешно выполнять свои функции.

Инструменты, приспособлении и оборудование предназначены для обеспечения всех видов физическою и умственного труда человека. Так, инструменты прямо воздействуют на обрабатываемый материал, приспособления служат добавлением к инструментам, оборудование представляет собой комплекс инструментов и приспособлений, расположенных в одном месте и используемых для одной цели. Они различаются в зависимости оттого, какой род деятельности они обслуживают — сельское хозяйство, промышленность, связь, транспорт и т.д. История человечества свидетельствует о постоянном совершенствовании этой области материальной культуры — от каменного рубила и палки-копапки до современных сложнейших машин и механизмов, обеспечивающих производство всего необходимого для жизни человека.

Транспорт и пути сообщения обеспечивают обмен людьми и грузами между разными областями и населенными пунктами, способствуя их развитию. В эту область материальной культуры входят: специально оборудованные пути сообщения (дороги, мосты, насыпи, взлетные полосы аэропортов), здания и сооружения, необходимые для нормальной работы транспорта (железнодорожные станции, аэропорты, порты, гавани, бензоколонки и т.п.), все виды транспорта (гужевой, автомобильный, железнодорожный, воздушный, водный, трубопроводный).

Связь тесно связана с транспортом и включает почту, телеграф, телефон, радио и компьютерные сети. Она, как и транспорт, связывает людей, позволяя им обмениваться информацией.

Технологии - знания и навыки во всех перечисленных областях деятельности. Важнейшей задачей является не только дальней шее совершенствование технологий, но и передача следующим поколениям, что возможно только через развитую систему образования, а это свидетельствует о тесной связи материальной культуры и духовной.

Знания, ценности и проекты как формы духовной культуры . Знания представляют собой продукт познавательной деятельности человека, фиксирующий полученную человеком информацию об окружающем мире и самом человеке, его взгляды на жизнь и поведение. Можно сказать, что уровень культуры как отдельного человека, так и общества в целом определяется объемом и глубиной знаний. Сегодня знания приобретаются человеком во всех сферах культуры. Но получение знаний в религии, искусстве, обыденной жизни и т.д. не является первоочередной задачей. Здесь знания всегда связаны с определенной системой ценностей, которую они обосновывают и защищают: кроме того, они носят образный характер. Только наука как специальная сфера духовного производства имеет своей целью получение объективных знаний об окружающем мире. Возникла она в античности, когда появилась потребность в обобщенных знаниях об окружающем мире.

Ценности - идеалы, к достижению которых стремится человек и общество, а также предметы и их свойства, удовлетворяющие определенные человеческие потребности. Они связаны с постоянной оценкой всех предметов и явлений, окружающих человека, которую он производит по принципу хорошо-плохо, добро-зло, и возникли еще в рамках первобытной культуры. В сохранении и передаче ценностей следующим поколениям особую роль играли мифы, благодаря которым ценности становились неотъемлемой частью обрядов и ритуалов, а через них человек становился частью общества. Вследствие распада мифа с развитием цивилизации ценностные ориентации стали закрепляться в религии, философии, искусстве, морали и праве.

Проекты - планы будущих человеческих действий. Их создание связано с сущностью человека, его способностью производить сознательные целенаправленные действия по преобразованию окружающего мира, что невозможно без предварительно составленного плана. В этом реализуются творческая способность человека, его возможность свободного преобразования реальности: вначале — в собственном сознании, затем — на практике. Этим человек отличается от животных, которые способны действовать лишь с теми предметами и явлениями, которые существуют к настоящем и важны для них к данное время. Только человек обладает свободой, для него нет ничего недоступного и невозможного (по крайней мере, в фантазии).

В первобытные времена эта способность закреплялась на уровне мифа. Сегодня проективная деятельность существует как специализированная и разделяется в соответствии с тем, проекты каких объектов должны быть созданы — природных, социальных или человеческих. В связи с этим выделяют проектирование:

  • техническое (инженерное), неразрывно связанное с научно-техническим прогрессом, занимающим все более важное место в культуре. Его результатом является мир материальных вещей, создающих тело современной цивилизации;
  • социальное по созданию моделей общественных явлений — новых форм государственного устройства, политических и правовых систем, способов управления производством, школьного образования и т.п.;
  • педагогическое по созданию моделей человека, идеальных образов детей и учеников, которые формируются родителями и учителями.
  • Знания, ценности и проекты составляют фундамент духовной культуры, которая включает в себя помимо названных результатов духовной деятельности и саму духовную деятельность по производству духовных продуктов. Они, так же как и продукты материальной культуры, удовлетворяют определенные человеческие потребности и прежде всего необходимость обеспечения жизни людей в обществе. Для этого человек приобретает необходимые знания о мире, обществе и себе самом, для этого же создаются системы ценностей, позволяющие человеку осознать, выбрать или создать одобряемые обществом формы поведения. Именно так формировались существующие сегодня разновидности духовной культуры — нравственность, политика, право, искусство, религия, наука, философия. Следовательно, духовная культура является многослойным образованием.

При этом духовная культура неразрывно связана с материальной. Любые предметы или явления материальной культуры в своей основе имеют проект, воплощают определенные знания и становятся ценностями, удовлетворяя человеческие потребности. Иными словами, материальная культура всегда является воплощением определенной части духовной культуры. Но и духовная культура может существовать, только будучи овеществленной, опредмеченной, получившей то или иное материальное воплощение. Любая книга, картина, музыкальная композиция, как и прочие произведения искусства, которые являются частью духовной культуры, нуждаются в материальном носителе — бумаге, холсте, красках, музыкальных инструментах и т.д.

Более того, часто сложно понять, к какому виду культуры — материальной или духовной — относится тот или иной предмет или явление. Так, любой предмет мебели мы скорее всего отнесем к материальной культуре. Но если речь пойдет о комоде 300-летнего возраста, экспонирующемся в музее, о нем следует говорить как о предмете духовной культуры. Книга — бесспорный предмет духовной культуры — может быть использована для растопки печи. Но если предметы культуры могут менять свое назначение, то должны быть введены критерии для различения предметов материальной и духовной культуры. В этом качестве можно использовать оценку смысла и назначения предмета: предмет или явление, удовлетворяющие первичные (биологические) потребности человека, относятся к материальной культуре, если они удовлетворяют вторичные потребности, связанные с развитием человеческих способностей, его считают предметом духовной культуры.

Между материальной и духовной культурой существуют переходные формы — знаки, представляющие нечто отличное оттого, чем они сами являются, хотя это содержание не относится к духовной культуре. Самая известная форма знака — деньги, а также разнообразные талоны, жетоны, квитанции и проч., применяемые людьми для обозначения оплаты всевозможных услуг. Так, деньги — всеобщий рыночный эквивалент — можно потратить на покупку продуктов питания или одежду (материальная культура) или приобрести билет в театр или музей (духовная культура). Иными словами, деньги выступают универсальным посредником между предметами материальной и духовной культуры в современном обществе. Но в этом таится серьезная опасность, так как деньги уравнивают между собой эти предметы, обезличивая предметы духовной культуры. При этом у многих людей рождается иллюзия, что все имеет свою цену, что все можно купить. В таком случае деньги разобщают людей, принижают духовную сторону жизни.


Понятие культуры и ее многообразие

Культура - система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и преобразования социальной жизни во всех ее основных проявлениях. Культура обладает многообразием различных форм: знаний, навыков, норм и идеалов, образцов деятельности и поведения, идей и гипотез, верований, социальных целей и ценностных ориентаций и т. д. Культура через свои институты хранит, передает от поколения к поколению программы деятельности; поведения и общения людей. Они обеспечивают воспроизводство многообразия видов деятельности, присущих для определенного типа общества, свойственной ему предметной среды (второй природы), его социальных связей и типов личностей.

Принято различать материальную и духовную культуру. Материальная культура создается в процессе материального производства, и все, что является результатом производства, будет являться вещественной формой культуры. Духовная культура включает в себя процесс духовного творчества, ее результатом являются произведения искусства, научные открытия. Все элементы материальной и духовной культуры неразрывно связаны между собой.

Культура неотделима от человека. Накопление культурных ценностей связано с передачей от поколения к поколению духовного опыта, традиций и основных достижений человечества. Оно наиболее отчетливо проявляется в художественной культуре.

В рамках определенной исторической эпохи существует различные культуры: интернациональная и национальная, светская и религиозная, взрослая и молодежная, западная и восточная.

Когда культура характеризуется с точки зрения аспектов различных конкретных сфер общественной жизни, то выделяются следующие формы культуры:

Эстетическая культура характеризует состояние общества с точки зрения его способности приобщаться к прекрасному, обеспечивать развитие искусства и эстетических отношений в обществе.

Нравственная культура характеризует общество с точки зрения соблюдения им моральных норм и правил.

В сфере этической культуры находятся нравственные отношения: любовь, дружба; представления о таких понятиях, как героизм, счастье.

Профессиональная культура характеризует уровень и качество профессионального мастерства и подготовки.

Политико-правовая культура касается сферы деятельности, связанной с системой властных отношений между классами, нациями, другими социальными группами.

Экологическая культура предполагает признание единства системы "человек-природа", причем определяющим является не только воздействие на развитие общества географической среды и народонаселения, но и обратное влияние человека на природную среду.

Бытовая культура - это налаженный уклад повседневной жизни человека. Вся сфера внепроизводственной социальной жизни составляет систему бытовой культуры.

Физическая культура, в центре которой помещена потребность гармонического развития человеческого тела, основы здоровья членов общества и др.

Есть формы культуры, которые понятны и доступны для восприятия любому члену общества и не требуют специальной подготовки, - это массовая культура. Радио, телевидение, современные средства связи способствуют ее распространению. Неотъемлемой частью массовой культуры является реклама. Существует элитарная культура, которая сложна для восприятия и требует специальной подготовки. Произведения, созданные в рамках этой культуры, рассчитаны на узкий круг тонко разбирающихся в искусстве людей и служат предметом спора среди искусствоведов и критиков.

Национальная культура отражает особенности общественной жизни той или иной социально-исторической или этнической общности людей, ее взаимосвязи с природой. Каждая национальная культура неповторима, уникальна. Причинами интернационализации культур выступают НТП, общие тенденции в развитии образования, международное разделение труда, и это способствует взаимообогащению, взаимопроникновению национальных культур.

Совокупность непосредственных отношений и связей, складывающихся между различными культурами, их результатов, взаимных изменений, возникающих в ходе этих отношений и составляют сущность диалога культур. Выделяют следующие уровни диалога культур:

1) личностный, который связан с формированием или изменением человеческой личности под влиянием различных "внешних" по отношению к его естественной культурной среде культурных традиций и норм;

2) этнический, присущий для отношений между различными локальными социальными общностями, зачастую в рамках единого социума;

3) межнациональный, характеризующийся разноплановым взаимодействием различных государственно-политических образований, их политических элит;

4) цивилизационный, базирующийся на встрече принципиально различных типов социальности, систем, ценностей и форм культурного творчества.

В процессе диалога культур принято выделять культуру-донора, которая больше отдает, чем получает, и культуру-реципиента, которая выступает принимающей стороной. В течение длительных исторических периодов времени эти роли могут меняться в соответствии с темпами и тенденциями развития каждого из участников.

Духовная жизнь общества: характеристика, структура

Духовная жизнь - относительно самостоятельная область общественной жизни, основу которой составляют специфические виды духовной деятельности и общественных отношений, ее регулирующих.

Структура духовной жизни общества включает общественное сознание как содержательную сторону, а также общественные отношения и институты, которые определяют порядок и условия его функционирования.

Духовная жизнь общества обязательно должна включать в себя право человека на духовную, свободу, на реализацию своих способностей, удовлетворение духовных потребностей. Духовная жизнь общества должна охраняться законом.

Духовная культура - часть общей системы культуры, включающая духовную деятельность и ее продукты. Духовная культура включает в себя нравственность, воспитание; просвещение, право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию и другие духовные ценности. Духовная культура характеризует внутреннее богатство человека, степень его развитости.

Элементами духовной культуры общества являются произведения искусства, философские, этические, политические учения, научные знания, религиозные идеи и т. п. Вне духовной жизни, помимо сознательной деятельности людей культура вообще не существует, так как ни один предмет не может быть включен в человеческую практику без осмысления, без посредства каких-либо духовных компонентов: знаний, навыков, специально подготовленного восприятия. Ни один предмет материальной культуры не может быть создан без сочетания действий "исполняющей руки" и "мыслящей головы". При помощи одной только руки люди никогда не создали бы паровой машины, если бы вместе и наряду с рукой и отчасти благодаря ей не развивался и мозг человека.

Духовная культура формирует личность - ее мировоззрение, взгляды, установки, ценностные ориентации. Благодаря ей могут транслироваться знания, умения, навыки, художественные модели мира, идеи и т. д. от индивида к индивиду, от поколения к поколению. Именно поэтому чрезвычайно важна преемственность в развитии духовной культуры.

Духовный мир человека - это социальная деятельность людей, направленная на создание, усвоение, сохранение, распространение культурных ценностей общества.

Духовные люди черпают свои главные радости в творчестве, в познании, в бескорыстной любви к другим людям, они стремятся к самосовершенствованию, переживают высшие ценности как нечто священное для себя. Это не означает, что они отказываются от обычных житейских радостей и материальных благ, но эти радости и блага для них не самоценны, а лишь выступают условием достижения иных, духовных благ.

Духовность - это одухотворенность, идеальные, религиозные, нравственные аспекты миропонимания.

Бездуховность, - это отсутствие высоких гражданских, культурно-нравственных качеств, эстетических потребностей, преобладание чисто биологических инстинктов.

Причины духовности и бездуховности кроются в характере семейного и общественного воспитания, системе ценностных ориентаций личности; экономической, политической, культурной ситуации в той или иной стране. Если бездуховность становится массовой, если людям становятся безразличны такие понятия, как честь, совесть, личное достоинство, то у такого народа нет шансов занять достойное место в мире.



    Введение.

    Духовная культура – определение.

    Духовная культура – структура.

    Разновидности духовной культуры.

    1. Искусство.

      Философия.

    2. Идеология.

      Нравственность.

1. Введение

Мировое сообщество все больше внимания обращает на состояние куль­туры. Она понимается, прежде всего, как содержание и процесс жизнедеятельности людей, результат их активной и целенаправленной, хотя и не всегда целесообразной и удачной, продуктивной социальной активности. Культура выступает одним из ведущих признаков планетарной цивилизации, отличает жизнь людей от жизни других живых существ на земле и возможных внеземных цивилизаций.

Культура – (лат) возделывание, воспитание, образования, развитие.

Это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представлений в продуктах материального и духовного труда в, системе социальных норм и учреждений, в системе духовных ценностях, в совокупности отношение людей природе между собой и к самим себе.

В широком смысле слова культура – совокупность проявлений жизни, достижений творчества народа или групп народов.

В узком смысле слова культура – облагораживания телесных, душевных склонностей и способностей человека.

Культура – обработка, оформление, одухотворение, облагораживания людьми других и самих себя. Это оформление, имеющее ценностный смысл. Культура начинается там, где содержание обретает совершенную форму.

Культура представляет собой целостный системный объект, обладающий сложной структурой. При этом само бытие культуры выступает как единый процесс, который можно разделить на две сферы: материальную и духовную.

Материальная культура подразделяется на: - производственно-технологическую культуру, представляющую собой вещественные результаты материального производства и способы технологической деятельности общественного человека; - воспроизводство человеческого рода, включающего в себя всю сферу интимных отношений между мужчиной и женщиной. Следует заметить, что под материальной культурой понимается не столько создание предметного мира людей, сколько деятельность по формированию «условий человеческого существования». Сущностью материальной культуры является воплощение разнообразных человеческих потребностей, позволяющих людям адаптироваться к биологическим и социальным условиям жизни.

2. Духовная культура – определение.

Духовная культура - многослойное образование, включающее в себя познавательную, нравственную, художественную, правовую и др. культуры; это совокупность нематериальных элементов: нормы, правила, законы, духовные ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, язык, знания, обычаи. Любой объект нематериальной культуры нуждается в материальном посреднике, например - книга.

Духовная культура - сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества. Духовная культура включает в себя формы общественного сознания и их воплощение в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой деятельности. Выступая качественным показателем духовной жизни общества, духовная культура по своей структуре идентична структуре духовной сферы общественной жизни, которая в качестве системы представляет собой единство таких компонентов, как духовная деятельность, духовные потребности, духовное потребление, социальные институты, духовные отношения и общение.

Духовное производство - деятельность общества по производству, сохранению, обмену, распределению и потреблению идей, представлений, идеалов, научных знаний и других духовных ценностей. В сфере распределения и освоения духовных ценностей духовное производство охватывает образование, нравственное и эстетическое воспитание и другие формы приобщения к духовной культуре. Духовное развитие - процесс обогащения духовного развития человека и общества, направленный на реализацию идеалов духовного развития культуры: гуманизма, свободы, индивидуальности, творчества и др. Духовное развитие общества воплощается в развитии форм общественного сознания: морали, религии, философии, науки, искусства, политического и правового осмысления социального прогресса.

Понятие духовной культуры: - содержит в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.), - показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе (речь идет о властных структурах управления, правовых и моральных нормах, стилях лидерства и пр.). Древние греки сформировали классическую триаду духовной культуры человечества: истину - добро - красоту. Соответственно были выделены и три важнейших ценностных абсолюта человеческой духовности: - теоретизм, с ориентацией на истину и созданием особого сущностного бытия, противоположного обычным явлениям жизни; - этим, подчиняющий нравственному содержанию жизни все иные человеческие устремления; - эстетизм, достигающий максимальной полноты жизни с опорой на эмоционально-чувственное переживание. Обозначенные выше стороны духовной культуры нашли свое воплощение в различных сферах деятельности людей: в науке, философии, политике, искусстве, праве и т. д. Они во многом и сегодня определяют уровень интеллектуального, нравственного, политического, эстетического, правового развития общества. Духовная культура предполагает деятельность, направленную на духовное развитие человека и общества, а также представляет итоги этой деятельности. Таким образом, содержанием культуры становится вся человеческая деятельность. Человеческое общество и выделилось из природы благодаря такой специфической форме взаимодействия с окружающим миром, как человеческая деятельность.

Духовная культура

Духовная культура - это система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно-историческому единству или человечеству в целом.

Понятие «духовной культуры» восходит к историко-философским идеям немецкого философа, лингвиста и государственного деятеля Вильгельма фон Гумбольдта . Согласно выработанной им теории исторического познания, всемирная история есть результат деятельности духовной силы, лежащей за пределами познания, которая проявляет себя через творческие способности и личные усилия отдельных индивидов. Плоды этого сотворчества составляют духовную культуру человечества.

Духовная культура возникает благодаря тому, что человек не ограничивает себя лишь чувственно-внешним опытом и не отводит ему преимущественного значения, а признает основным и руководящим духовный опыт, из которого он живет, любит, верит и оценивает все вещи. Этим внутренним духовным опытом человек определяет смысл и высшую цель внешнего, чувственного опыта.

Духовная культура - сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества. Духовная культура включает в себя формы общественного сознания и их воплощение в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой деятельности.

Источники

  • Ильин И. А. Путь к очевидности. - М.: Республика, 1992.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Духовная культура" в других словарях:

    1) включает в себя как совокупность результатов духовной деятельности, так и саму духовную деятельность 2) включает в себя все то, что не имеет непосредственного воплощения (язык, идеологию, знания, ценности, обычаи, мораль и т.д.). Большой… … Энциклопедия культурологии

    Духовная культура - способ хранения и передачи от поколения к поколению общезначимых ценностей. В процессе восприятия этих ценностей происходит их усвоение, то есть нравственное саморазвитие человека... Источник: РАСПОРЯЖЕНИЕ префекта ЮВАО г. Москвы от 27.12.2007 N… … Официальная терминология

    Духовная культура - это совокупность нравственного опыта человека в сфере различных направлений своей деятельности – в быту и общественном производстве, труде и отдыхе, науке и искусстве, в сфере отношений человека с миром природы, с Богом и самим собой. Духовная… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Духовная культура - Часть общей культуры человека, определяющая уровень развития и саморегуляции зрелой личности, в котором основными мотивационно смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности являются высшие общечеловеческие ценности. Д. к. включает такие компоненты … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

    ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА - – (1) Область человеческой деятельности, которая связана с производством, распределением и потреблением духовных ценностей, т.е. ценностей, относящихся к сфере общественного сознания (наука, искусство, мораль). (2) Совокупность продуктов… … Терминологический ювенологический словарь

    «ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА» - [болг. «Духовна култура»], ж. о религии, философии, о науке и об искусстве, орган Болгарской Православной Церкви (БПЦ). 1 й номер вышел в свет в июне 1920 г. как бесплатное ежеквартальное приложение к газ. «Церковный вестник». С 1928 г. «Д. к.»… … Православная энциклопедия

    Духовная культура Китая самое подробное из существующих на русском языке энциклопедических изданий, посвященных китайской цивилизации (общий объём 620 учётно издательских листов). Подготовлено коллективом авторов из всех основных… … Википедия

    Эта страница информационный список. «Традиционная духовная культура славян» русскоязычная научная книжная серия издательства «Индрик», в которой … Википедия

    - (лат. cultura возделывание, воспитание, почитание) универсум искусственных объектов (идеальных и материальных предметов; объективированных действий и отношений), созданный человечеством в процессе освоения природы и обладающий структурными,… … Философская энциклопедия

    КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ форма классификации фактов и явлений культуры, популярная в философии 19 и большей части 20 в. При этом под материальной культурой понимается многообразие производимых человеком предметов (орудия, машины,… … Философская энциклопедия

Книги

  • Духовная культура Китая. Энциклопедия. В 5 томах. Том 5. Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование , . Пятый том Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование энциклопедии Духовная культура Китая отличается наибольшей новизной, так как в России до сих пор отсутствовало…
  • Духовная культура Китая. Энциклопедия. Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование. Том 5 , . Пятый том "Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование" энциклопедии" Духовная культура Китая" отличается наибольшей новизной, так как в России до сих пор отсутствовало…